Психотерапия википедия – Психотерапия — Википедия

Психотерапия Википедия

Психотерапи́я (от др.-греч. ψυχή — «душа», «дух» + θεραπεία — «лечение», «оздоровление», «лекарство») — система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Часто определяется как деятельность, направленная на избавление человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных и т. п.). Проводится, как правило, специалистом-психотерапевтом путём установления глубокого личного контакта с пациентом (часто путём бесед и обсуждений), а также применением различных когнитивных, поведенческих, медикаментозных и других методик. Однако такое определение не является полным.

Следует отличать понятие психотерапии как от психиатрии, так и от психологии. Психотерапия может быть разновидностью или составляющей частью психиатрического лечения (и описываться в учебниках по психиатрии, рекомендоваться психиатрам для использования), но психиатрическое лечение часто ею не ограничивается (либо, в отдельных случаях, например при острых психозах, вообще может сводиться лишь к медикаментозному лечению).

Сложным является вопрос о соотношении и разграничении психотерапии и психологического консультирования. По этому поводу существуют разнообразные точки зрения. В частности, утверждается, что психотерапия представляет собой глубокую долговременную работу, нацеленную на изменения в структуре личности, а психологическое консультирование, как правило, является краткосрочным и направлено на достижение клиентами их жизненных актуальных целей. В отличие от психологического консультирования, психотерапия рассчитана обычно на помощь людям с психическими расстройствами[1].

В РФ лицо, не имеющее высшего медицинского образования, с формальной юридической точки зрения не имеет право заниматься психотерапией

[1]. Однако на Западе клинические психологи имеют право заниматься психотерапией наряду с врачами; в России психологи тоже играли очень значимую роль в психотерапевтической практике[2]. В некоторых европейских странах понятие «психотерапевты» употребляется применительно к лицам, имеющим гуманитарное образование, не привязанное к медицинскому. При этом, например, в Германии психотерапевтом по закону имеют право называться люди с высшим психологическим или медицинским образованием, дополнительно прошедшие обучение психотерапевтическим методикам[3].

Многие авторы отмечают, что провести чёткую грань между психологическим консультированием и психотерапией невозможно и граница между ними является условной. Нередко эти два термина используются как синонимы

[1].

Определение понятия[ |

ru-wiki.ru

что это такое, основные методы и чем может быть опасна

Один из самых популярных сегодня советов звучит так: «Полюби себя». Но как можно полюбить того, кого не знаешь? Как жить полной жизнью, если не знать свою психику, свое мышление свою природу и свое поведение? И с какой стороны подступиться к самому себе? Ответы на эти вопросы дает психотерапия. Как выбрать для себя лучший терапевтический метод и не влюбиться в психотерапевта, рассказываем в статье.

Что такое психотерапия

Психотерапия — это комплексное вербальное и невербальное психологическое воздействие на психику, а через психику – на весь организм человека. Психотерапия является одним из форматов взаимодействия клиента и психотерапевта. Но не обычный бытовой разговор по душам или исповедь, а целенаправленная, структурированная и планомерная помощь человеку в тяжелой жизненной ситуации.

Задача терапии: научиться жить в полной гармонии с собой, но не вредить при этом окружающим.

Цель терапии: освоить навыки поведения в ситуациях, которые мешают быть счастливыми и действовать самостоятельно, но уже без постоянной поддержки психотерапевта.

Правила терапии: регулярность: 1-2 раза в неделю, границы: оговоренные условия о времени встречи, длительности одной сессии и самой терапии.

Условия терапии: добровольное и осознанное обращение за помощью.

Психотерапевтический процесс может быть индивидуальным – когда человек самостоятельно изучает книги, публикации, смотрит видеоматериалы, наблюдает за окружающими. Но самотерапия без знания психологии и навыков психотерапевтической поддержки невозможна. Поэтому психотерапию проводит психотерапевт – медик или психолог, который получил дополнительную подготовку по психотерапии, проходит личную психотерапию и принадлежит к какому-то профессиональному сообществу. Как «посторонний наблюдатель» он поможет рассмотреть и оценить проблему с разных ракурсов, не принимая ничью сторону, не вовлекаясь в процесс клиентских переживаний.

Психотерапия в переводе с греческого языка означает «исцеление души». Но чтобы лечение было успешным, взаимодействие психотерапевта с клиентом должно происходить на четырех уровнях:

  • Уровень 1: мысли. Общаясь, психотерапевт и клиент используют мышление и делятся друг с другом своими мыслями.
  • Уровень 2: чувства. Чувства тесно взаимосвязаны с мыслями. Исследуя чувства, возможно влиять на свое мышление.
  • Уровень 3: поведение. Именно поведение клиента меняется после успешной терапии и считается главным показателем перемен – если чувства и мысли невидимы для собеседника, то поведение возможно отследить.
  • Уровень 4: тело.
    Тело – сложный механизм и ничего в нем не происходит просто так. Душа неразрывно связана с органами и системами, а психическое нездоровье сразу же отражается на здоровье физическом.

Каждое из психотерапевтических направлений использует два или более уровня воздействия, но в основном работает либо с мыслями, либо с чувствами, либо с телом.

Пройти тест на неуверенность в себе

Методы психотерапии

Психотерапевтических методов существует так много, что без подготовки в них легко запутаться. Знакомые или друзья могут рассказывать о техниках, которые помогли им или рекомендовать «своего» психотерапевта. Но специалист не может быть компетентен абсолютно во всех вопросах – каждый психотерапевт, как правило, специализируется в семейной, детской, кризисной или какой-то другой терапии.

Одного метода, который был бы эффективнее остальных, не существует. Каждый хорош по своему. Главное, разобраться в самых популярных методиках, чтобы понять: куда с какими проблемами обращаться и чего ждать от терапии.

Когнитивно-поведенческая психотерапия обращается к сознанию, работает с мыслями и поведением. Терапевт на сеансах объясняет, откуда взялись проблемы клиента, какие мысли или поступки привели к сложной ситуации, дает много домашних заданий, выходит с клиентом в город для поведенческих экспериментов.

Кому подойдет когнитивная психотерапия? Тому, кто настроен быстро разрешить свою проблему, но не намерен копаться в душе.

Гештальт-терапия фокусируется на эмоциях, давних проблемах, скрытых желаниях, переживаниях клиента. Терапевт долго слушает, периодически задавая вопрос: «Что вы чувствуете в этот момент?». Он создает ситуации, которые помогают клиенту осознать, проявить и пережить свои чувства, учит находиться «здесь-и-сейчас».

Кому подойдет гештальт-терапия? Тому, кто настроен на длительную терапию, проработку давних проблем, непростую работу со своими эмоциями, кто не хочет «жить по старому» и готов рисковать, пробуя новые схемы поведения.

Психоаналитическая терапия больше направлена на работу с бессознательным. Метод помогает найти, осознать и обезвредить суть глубинной психологической травмы, обнаружить неосознанные желания, подзабытые или проигнорированные фантазии. Психоаналитик больше слушает, чем говорит, направляя клиента вопросами или комментариями.

Кому подойдет психоанализ? Тому, кто склонен к самоанализу, любит рассуждать, исследовать внутренний мир, а также может долго говорить. Но вот те, кто настроен на быстрое решение проблемы, психоанализ не поможет – это все же самый длительный психотерапевтический метод.

Телесно-ориентированная психотерапия в отличие от «разговорных» методов предназначена для работы с телом. Терапевт обращает внимание на телесную сторону жизни – на удовольствие быть в собственном теле, раскрепощение, телесные зажимы, посланные в ответ на психоэмоциональные проблемы.

Кому подойдет телесная терапия? Тому, кто хочет научиться понимать свое тело, снять телесные напряжения и эмоциональные блоки. Но если клиент не терпит чужих прикосновений, такой терапевтический метод ему противопоказан.

Системная семейная психотерапия по Хеллингеру больше похожа на спектакль, который клиент наблюдает как бы со стороны или же играет одну из ролей вместе с другими «актерами». Терапевт изучает семейные сценарии супругов, подбирает участников группы, помогает клиенту проанализировать семейную ситуацию во время терапии, избавиться от повторяющихся семейных сценариев.

Кому подойдут семейные расстановки? Тем, кто готов попробовать достаточно смелые методы терапии, хочет улучшить отношения в паре, научиться понимать детей и родителей.

Помимо традиционно популярных методов терапии есть неординарные или даже шокирующие. Например:

  • Секс-терапия поцелуями – помогает избавиться от страха взаимоотношений или проблем в сексуальной сфере.
  • Терапия группового обнажения Поля Биндрима – помогает раскрыть внутренние тайны, укрепить доверие и открытость участников обнажения.
  • Гипнотерапия – помогает проникнуть в подсознание, поменять негативные установки на позитивные.
  • Терапия наготой, при которой обнаженный терапевт лично или онлайн «лечит» клиента своей наготой (без интим-услуг).

Какую терапевтическую технику выбрать, каждый решает для себя. Но при выборе терапии нужно учитывать еще один важный момент – личность самого психотерапевта. Контакт психотерапевта и клиента – один из важных и необходимых компонентов успешной психотерапии. Иногда в кабинете клиент озвучивает такие тайны, о которых боялся признаться даже себе самому. Поэтому без доверия и ощущения безопасности начинать терапию даже не стоит.

Пройти тест на самооценку

Что стоит знать перед посещением психотерапевта

Психотерапия – неспешный процесс, требующий вложений времени, денег и душевных сил, так что ввязываться в терапию «наскоком» просто не имеет смысла. Отсутствие результата усилит неудовлетворение и в лучшем случае приведет к поиску другого терапевта. В худшем – вызовет стойкое недоверие в любой психотерапии и «психологам-шарлатанам».

До начала совместной работы лучше сразу же расспросить терапевта о его опыте работы с подобными проблемами, специализации, практических навыках, личной терапии – все это открытая информация, которая не может быть тайной для клиента. Кроме этого есть общие правила, по которым работают опытные психотерапевты.

Итак, психотерапевт:

1. Не выписывает рецептов

Рецептов на медпрепараты психологи не выписывают – не имеют на это права. Но речь не только об этом. Никаких готовых рецептов или советов на тему «как правильно поступить в этой ситуации» или «сделай, как я говорю, и жизнь наладится» ждать не стоит – их не будет, даже если клиент будет настойчиво их требовать (а что, деньги ведь уплочены).

Цель психотерапевта – помочь клиенту обнаружить «проседающие» части жизни, разглядеть проблему под разными углами, проанализировать свои ошибки, а также рассказать о стратегиях, которые помогают справляться с апатией, депрессией, тревожностью. Но никак не снять с клиента ответственность за какое-то решение, оправдать его поступок, отпустить грехи.

2. Может дать домашнее задание

Психотерапия не ограничивается временем сеанса – это вся внутренняя работа, которая происходит от встречи к встрече. Причем не простое перелистывание конспекта лекций, а практическая душевная работа в поте лица. И в этом нет ничего неординарного. Как невозможно научиться играть на пианино без ежедневной практики, так же невозможно разобраться с устройством своего сознания и бессознательного за 1 -2 часа в неделю.

Конечно, психотерапевт не может клиента заставить делать что-то: например, понаблюдать за собой во время ссоры или записать все детские обиды. Это ему и не нужно. Но он должен объяснить клиенту смысл его домашней работы, разобраться с внутренним сопротивлением (почему это я что-то должен делать?), а после обсудить результат, дать обратную связь, расспросить клиента о его переживаниях вне кабинета психолога.

3. Будет настаивать на соблюдении правил

Конечно, психотерапия не может проходить против воли, не по запросу или не в интересах клиента. Но правило «клиент всегда прав» здесь действует только до определенных пределов, которые оговариваются заранее или прописывается в контракте. Более того, если клиент считает свое мнение единственно правильным, игнорирует правила, хамит или ведет себя некультурно, то сам психолог может отказать в помощи.

Большинство правил касаются дисциплины. Например, если клиент опоздал на сеанс, то работа идет только оставшееся время, а оплата не уменьшается. Или если клиент предупредил об отмене сеанса менее, чем за несколько часов, то все равно вносит оплату за несостоявшуюся встречу. Но бывают и другие правила. Например, когда клиент не понимает смысл какого-то задания терапевта и прямо обвиняет его в глупости или некомпетентности. Как правило, в таких случаях совместная работа прекращается.

4. Может не узнать клиента на улице

Конфиденциальность – правило номер один. Ни при каких обстоятельствах психолог не обсуждает дела своих клиентов с друзьями, с родными или с другими клиентами, не разыскивает странички клиентов в соц сетях. Правда, он может обсудить сложный случай в узком кругу коллег или на сеансе супервизии. Но в этом случае также действуют правила конфиденциальности.

Если же психолог встретится с клиентом на улице, в кинотеатре или в ресторане, он не поздоровается первым – это все тоже соблюдение конфиденциальности. Но ответит, если клиент поздоровается первым. Если психотерапевт хочет использовать случай из практики для публикаций или вести запись сеансов, то должен получить письменное согласие клиента и хранить свои записи в защищенном от третьих лиц месте.

5. Помогает, не имея аналогичного болезненного опыта

От клинических психологов и психиатров психотерапевт отличается тем, что сам регулярно проходит терапию в качестве клиента. Это называется супервизия и клиент всегда может запросить терапевта о количестве супервизорских часов. Индивидуальная или групповая психотерапия нужна терапевту для того, чтобы проработать свои проблемы и не переносить их во взаимоотношения с клиентом. Кроме этого супервизия помогает избавиться от негатива, полученного во время работы с клиентом.

Но вот переживать аналогичные личные трагедии терапевту не обязательно. Во-первых, личные проблемы прорабатываются на супервизии. Во-вторых, личные переживания могут только усилить волнение клиента и превратить терапию в обсуждение.

6. Не будет специально искать у клиента расстройства

Решение пойти на терапию – очень смелый поступок. Признаться, что не может справиться самостоятельно, попросить о помощи – такое решение может принять адекватный человек, который осознал свою потребность. И у терапевта нет желания или цели доказать обратное.

Если же у клиента обнаружится личностное расстройство, терапевт может посоветовать психиатра. Но он не станет «сообщать куда надо» или ставить клиента на психиатрический учет. Это также запрещено правилами конфиденциальности.

Пройти тест: ребенок, взрослый, родитель

Возможные «побочные» эффекты от психотерапии

В сети есть масса информации о пользе психотерапии. Но у большинства лекарств есть свои побочные эффекты и психотерапевтическое лечение не исключение. По результатам опроса британских психологов почти 6% прошедших психотерапию сообщили о «продолжительных негативных эффектах». Объяснить причины негативного влияния ученые пока не могут. Но могут предупредить о возможных побочных эффектах.

Первое время душевная боль может стать сильнее

Тело и мозг – это личный склад проблем и негативных переживаний, которые накапливались долгое время. Но стоит копнуть поглубже и все душевные раны заболят с новой силой. Иногда боль настолько сильная, что клиент решает прервать терапию. Но вот этого делать не стоит. Лучше прожить травмирующую ситуацию в безопасном пространстве кабинета и в присутствии терапевта, чем снова маскировать боль табличкой «ничего не случилось».

Родные, друзья, знакомые перестанут вас узнавать

Психотерапия учит отстаивать свои границы, выражать свое мнение, анализировать свои выгоды и озвучивать их перед окружающими. Клиент после терапии обнаруживает, что не обязан подчиняться кому-либо, отчитываться в своих чувствах или делать некоторые вещи, которые он просто не хочет делать. Это раздражает окружающих. Они могут недоумевать, возмущаться, объявить терапевта сектантом. Со временем все согласуется. Но на это уйдет немало месяцев и нервов.

«Просвещенный» клиент может пытаться лечить окружающих

Когда понимаешь свои старые ошибки, приходит желание «нести истину в массы». Психологи в шутку называют такое желание «синдромом перелеченного клиента». Но насильно решить чужие невозможно. Так что если вовремя не сдержаться, можно нарваться на негатив или даже рассориться со знакомыми.

Можно впасть в зависимость от терапии

Когда начнутся первые изменения, действительно, клиент может захотеть большего: пойти на групповую терапию, посещать мастер-классы или тренинги, получить дополнительное образование. Хорошо это или плохо – однозначного ответа нет. Риск есть в другом: клиент отвыкает решать свои проблемы самостоятельно, поскольку всегда ищет опору в терапевте. Важно вовремя отследить такую зависимость и уйти в свободное плаванье.

Есть риск влюбиться в психотерапевта

Во врем сеансов терапевт внимательно слушает, кивает, не критикует, не допускает шуточек, тактично советует – в общем, кажется почти идеальным. Со временем у клиента может возникнуть влюбленность, желание подружиться со своим терапевтом. Это не запрещено психотерапевтической этикой – под запретом только сексуальные отношения. Но терапевту положено быть чутким и внимательным – это его работа. А дружба или отношения могут работе повредить. К сожалению.

Психотерапия – это общая работа в паре психотерапевт-клиент, направленная на внутреннюю трансформацию клиента. Причем простого присутствий клиента на терапии недостаточно – ему нужно самому захотеть измениться, активно участвовать в терапии, работать над собой, изучать психологию. Потому что никакие деньги не смогут насильно сделать человека счастливым.

Пройти тест на депрессию

wikigrowth.ru

методы, цели и виды психотерапии

Психотерапия

Что такое психотерапия? Это лечебная беседа, во время которой профессиональный врач-психотерапевт или психолог-психотерапевт помогает пациенту осознать и решить проблемы. Психотерапия — это единственный метод лечения душевных расстройств, который рассматривает человека как неделимое целое, изучает его сущность и использует только индивидуальный подход.

Чтобы выбрать хорошего психотерапевта, необходимо обратить внимание на несколько важных моментов:

  • профильное медицинское или психологическое образование
  • стаж работы от 3–5 лет
  • участие в образовательных мероприятиях и конференциях психотерапевтического сообщества

Также важно, чтобы специалист максимально развернуто отвечал на вопросы клиента, не имел плохой славы в интернете и соблюдал морально-этический кодекс.

Цель психотерапии — понять, вытащить на поверхность и победить то, что не дает человеку быть счастливым. Психотерапевт не принимает решений за человека и не навязывает ему свое мнение, а помогает осознать, что на самом деле хочет клиент и как этого можно достичь. Психотерапия предполагает работу над собой, но когда человек начинает избавляться от первой неуверенности, тревоги и страхов, ему сразу становиться легче двигаться к новой, полноценной жизни.

Существует большое количество методик, школ и направлений в психотерапии. Ниже мы расскажем о некоторых популярных методиках.

Методы психотерапии

Перед психотерапевтом во время сеанса стоит несколько важных задач:

  • помочь клиенту понять свои проблемы
  • создать эмоционально комфортную среду
  • использовать психотерапевтические методы, чтобы человек «отреагировал», «отпустил» свои чувства и эмоции
  • дать пациенту идеи, где искать ответы на вопросы
  • помочь человеку адаптироваться вне терапевтического кабинета и опробовать новые способы поведения и мышления

Выбор методики психотерапии опирается на индивидуальный подход и клиническую картину заболевания. Необходимо учитывать:

  • особенности личности и степень критики к своему состоянию
  • причины расстройства
  • возможности специалиста и кабинета или клиники, где проводится терапия

Все методы психотерапевтического воздействия помогают в четырех основных направлениях:

  1. Разобраться в причинах — гипноз, психоанализ, гештальт-терапия, экзистенциальная терапия
  2. Выработать полезные привычки и избавиться от вредных — когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), рациональная, реконструктивно-личностная психотерапия
  3. Решить проблему нестандартно, без классической беседы — арт-терапия, телесно-ориентированная терапия, гипноз
  4. Преодолеть проблемы при общении в коллективе или внутри семьи — групповая, семейная психотерапия, психодрама

Виды психотерапии и их описание

Распространенные виды психотерапии:

  • когнитивно-поведенческая
  • реконструктивно-личностная
  • психоанализ
  • телесно-ориентированная
  • рациональная
  • групповая
  • семейная
  • психодрама
  • гештальт-терапия
  • эриксоновский гипноз
  • экзистенциальная
  • песочная терапия

Когнитивно-поведенческая психотерапия. Метод, который требует полного включения и готовности к действию от врача и пациента. Психотерапевт помогает осознать неправильные установки и стереотипы в мышлении и поведении человека, которые мешают сделать правильный выбор и заставляют действовать по шаблону. Одно из главных преимуществ метода — его краткосрочность, для достижения эффекта бывает достаточно 10–15 сеансов. Показания к применению: депрессии, тревожные расстройства, обсессивно-компульсивное расстройство, нарушения пищевого поведения, алкоголизм.

Реконструктивно-личностная психотерапия. Врач помогает клиенту осознать настоящие источники своих проблем и переключиться с внешних причин на внутренние, а также провести реконструкцию отношений внутри самой личности. В результате формируется адекватное самосознание и расширяется его сфера. Метод подойдет при лечении зависимостей, невротических расстройств, личностных расстройств, панических состояний и фобий.

Психоанализ. Выявление неотреагированных ранее ситуаций, попытка осознания вытесненных комплексов и получение доступа к бессознательному. Так как этот доступ затруднен, Фрейд выделил основные пути к его содержанию: свободные ассоциации, оговорки, описки, ошибочные действия и сновидения. Психоанализ подойдет людям склонным к саморефлексии, поиску смысла.

Телесно-ориентированная психотерапия. Методика, которая подойдет всем людям, так как в основе ее лежит обращение к природе человека, к его телу. Особенно полезна тем, кому сложно сформулировать проблему словами. Телесно-ориентированная психотерапия позволяет обойти привычные механизмы психологической защиты человека, выявить и проработать скрытые и замаскированные психологические проблемы.

Рациональная психотерапия. Метод базируется на разъяснении клиенту истинных причин и механизмов расстройства или устранении логических ошибок в суждениях. Специалист помогает выстроить правильные логические связи и сформировать грамотное понимание проблемы. Применяется при неврозах, психастении, алкоголизме, наркомании и при поведенческих проблемах у подростков.

Групповая психотерапия. Форма психотерапии, при которой специально созданная группа людей регулярно встречается для достижения определенного результата. В первую очередь, групповая психотерапия помогает социализации и решает проблемы общения. Метод широко применим при неврозах, депрессивных и тревожных состояниях, психосоматических расстройствах, а также при расстройствах сна и пищевого поведения.

Семейная психотерапия. Психологическая терапия семьи и каждого отдельного ее члена. Направлена на создание здоровых межличностных отношений и устранение эмоциональных проблем. Подойдет семьям, где есть проблемы с пониманием между супругами или при детско-родительских конфликтах, а также, если в семье есть психически нездоровый человек.

Психодрама. Термин, который скрывает за собой форму театра, спонтанность игры и глубину психоанализа. Метод помогает через игру, которая проходит при участии других членов группы, научить клиента решать личные проблемы. У участника есть возможность быть одновременно и актером, и драматургом ситуации, научиться отыгрывать фантазии, страхи и конфликты, чтобы справляться с ними в обычной жизни. Психодрама эффективна при работе с детьми и подростками.

Гештальт-терапия. Гештальт — это целостный образ ситуации из прошлого, он всегда имеет начало и конец. Завтрак, прогулка с собакой, ссора в метро, выбор подарка, влюбленность, разговор со случайным человеком — все это гештальты. Одной из главных причин формирования неврозов в этой концепции считается накопление незакрытых гештальтов. Соответственно терапия закрывает их и устраняет препятствия к формированию новых. В процессе гештальт-терапии пациент заново переживает прерванный гештальт и получает возможность его закрыть, тем самым избавиться от причин развития невроза.

Эриксоновский гипноз. Особый вид гипноза, без внушений и беспробудного сна. Это состояние транса, такое, в котором каждый человек бывает несколько раз в день (витать в облаках, ни о чем не думать). Психотерапевт различными методами добивается такого состояния и общается с пациентом, который сам в процессе беседы осознает проблемы и ищет пути их решения. Гипноз противопоказан пациентам в остром психотическом состоянии.

Экзистенциальная психотерапия. Вид психотерапии, который помогает человеку разобраться в глубинных вопросах и понять, как устроена его жизнь и какие факторы оказывают на нее влияние. В процессе работы рассматриваются вопросы жизни и смерти, смысла и бессмысленности существования, одиночества и любви. Метод помогает научиться максимально полно воспринимать свою жизнь и занимать в ней активное положение. Экзистенциальная психотерапия подходит всем, заинтересованным в данных вопросах и может сочетаться с другими видами психотерапии.

Песочная терапия. Современная психотерапия, один из видов арт-терапии. Позволяет заглянуть в себя, снять внутреннее напряжение, найти новые пути развития. С помощью небольшой песочницы и разнообразных объектов человек выстраивает определенную картину, а в процессе терапии имеет возможность менять и перестраивать ее. Метод подойдет детям и взрослым. Он универсальный, надежный и информативный.

medalvian.ru

Психотерапия — это… Что такое Психотерапия?

Психотерапия (от греч. ψυχή — «душа», «дух» + греч. θεραπεία — «лечение», «оздоровление», «лекарство») — система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Часто определяется как деятельность, направленная на избавление человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных, и т. п.). Проводится как правило специалистом-психотерапевтом путем установления глубокого личного контакта с пациентом (часто путем бесед и обсуждений), а также применением различных когнитивных, поведенческих, медикаментозных и других методик. Однако, такое определение не является полным.

Следует отличать понятие психотерапии как от психиатрии, так и от психологии.

Определение понятия

На сегодняшний день в мире не существует единого взгляда на определения понятия «психотерапия». Но благодаря усилиям Европейской психотерапевтической ассоциации, в европейских странах проводится большая работа по стандартизации законодательной базы Евросоюза согласно определению психотерапии в рамках Страсбургской декларации. Этот документ лаконично и точно определяет современное понятие психотерапии:

Страсбургская Декларация:

  1. Психотерапия является особой дисциплиной, занятие которой представляет собой свободную и независимую профессию;
  2. Психотерапевтическое образование требует высокого уровня теоретической и клинической подготовленности;
  3. Гарантированным является разнообразие терапевтических методов;
  4. Образование в области одного из психотерапевтических методов должно осуществляться интегрально; оно включает теорию, личный терапевтический опыт и практику под руководством супервизора; одновременно приобретаются широкие представления о других методах;
  5. Доступ к такому образованию возможен при условии широкой предварительной подготовки, в частности, в области гуманитарных и общественных наук.

Европейская психотерапевтическая ассоциация (EAP)[1]. Страсбург, 21 октября 1990 года

Оригинальный текст  (англ.)  

Strasbourg Declaration on Psychotherapy of 1990

In accordance with the aims of the World Health Organisation (WHO), the non-discrimination accord valid within the framework of the European Union (EU) and intended for the European Economic Area (EEA), and the principle of freedom of movement of persons and services, the undersigned agree on the following points:

  1. Psychotherapy is an independent scientific discipline, the practice of which represents an independent and free profession.
  2. Training in psychotherapy takes place at an advanced, qualified and scientific level.
  3. The multiplicity of psychotherapeutic methods is assured and guaranteed.
  4. A full psychotherapeutic training covers theory, self-experience, and practice under supervision. Adequate knowledge of various psychotherapeutic processes is acquired.
  5. Access to training is through various preliminary qualifications, in particular human and social sciences.

Strasbourg, October 21st, 1990

Источник: http://www.europsyche.org/eap/information.asp

История

Впервые термин «психотерапия» введен в конце XIX века английским врачом Дэниэлом Хаком Тьюком (англ. Tuke, Daniel Hack). В опубликованной им в 1872 году книге «Иллюстрация влияния разума на тело» (англ. Illustrations of the Influence of the Mind upon the Body) одна из глав названа «Психотерапия» (англ. Psychotherapeutics). Этим словом называлось терапевтическое действие, которое дух пациента мог иметь в отношении тела пациента благодаря влиянию врача.

Направления и школы психотерапии

На данный момент существует большое количество направлений психотерапии. Нередко их пытаются классифицировать по каким-либо признакам, выделяя большие группы:

  • По количеству участников:
    1. Индивидуальная психотерапия
    2. Групповая психотерапия
  • По задачам:
    1. Поисковая психотерапия
    2. Корректирующая психотерапия
  • По целям:
    1. Процессуальная психотерапия
    2. Целеориентированная психотерапия
  • По степени теоретического обобщения:
    1. Аналитическая психотерапия
    2. Феноменологическая психотерапия
  • По роли, которую занимает терапевт:
    1. Директивная психотерапия
    2. Недирективная психотерапия

Существуют и другие деления.

Некоторые из направлений психотерапии (список не претендует на полноту):

Психотерапия и религия

Вслед за оформлением психотерапии в самостоятельную дисциплину встал вопрос о её отношении религии. Если Зигмунд Фрейд относился к религии отрицательно и противопоставлял её психоанализу[2], то уже ближайший ученик Фрейда Карл Юнг выступил с призывом объединения усилий психотерапевтов и священников в деле врачевания человеческой души[3][4], подчеркивая, что сфера приложения психотерапии и религии фактически перекрещивается:

Что представляют собой все религии? Религии — это системы психотерапии. Чем же занимаемся мы, психотерапевты? Мы пытаемся избавить от страданий человеческое сознание, psyche или, быть может, душу, но ту же проблему решают и религии. Поэтому сам наш Господь является целителем; он лекарь; он лечит болезнь и врачует душевный недуг; а это как раз то, что мы называем психотерапией»

— Юнг К.Г. Тэвистокские лекции / Исследование процесса индивидуации. Пер. с англ. — М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1998. С. 183.

Важным шагом в направлении синтеза религиозных учений с психотерапией стало классическое произведение «Психоанализ и религия» Э.Фромма, в котором лидер школы «философов от психологии» дал развернутое обоснование положения о том, что религия и психоаналитическая терапия преследуют одну и ту же цель:

Основатели всех великих восточных и западных религий считали высшей целью жизни заботу о человеческой душе и раскрытие сил любви и разума. Психоанализ не представляет здесь какой-то угрозы, напротив, он во многом способствует достижению этой цели.

— Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990. — С. 208

В качестве врачевателя души аналитик занимается теми же проблемами, что и философия и теология — душой человека и её исцелением.

— Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990. — С. 148

Эта точка зрения не получила, однако, всеобщего признания. Её отрицал, например, создатель логотерапии Виктор Франкл, подчёркивая, что, в противоположность задачам психотерапии, целью религии является не исцеление, а спасение души[5]. В настоящее время вопрос о соотношении психотерапии и религии всё ещё остается спорным[6]. Одни авторы считают необходимым и плодотворным включение религиозных учений в теорию и практику психотерапии[7], тогда как другие решительно отрицают такую возможность[8]. В нашей стране эта полемика широко представлена, например, на сайте издательства «Свет Православия» Макариев-Решемского монастыря[9], а также в журнале «Консультативная психология и психотерапия».

Известные психотерапевты

  • Адлер, Альфред — автор направления «Индивидуальная психология».
  • Берн, Эрик Леннард — разработчик трансактного анализа.
  • Винникотт, Дональд — один из основоположников теории объектных отношений.
  • Гроф, Станислав — один из основателей направления «Трансперсональная психология».
  • Карвасарский, Борис Дмитриевич — главный психотерапевт Министерства Здравоохранения РФ.
  • Кляйн, Мелани — одина из основоположниц теории объектных отношений.
  • Лоуэн, Александр — автор направления «Биоэнергетический анализ».
  • Морено, Якоб — основоположник психодрамы, социометрии и групповой психотерапии.
  • Мэй, Ролло — известный американский экзистенциальный психолог.
  • Мясищев, Владимир Николаевич — известный советский исследователь проблем человеческих способностей и отношений.
  • Франкл, Виктор — создатель логотерапии.
  • Фрейд, Зигмунд — основатель психоанализа, один из первых психотерапевтов.
  • Фрейд, Анна — разработчица эго-психологии, внёсшая значительный вклад в теорию защитных механизмов.
  • Фромм, Эрих — неофрейдист, широко известный своими философскими работами, стоящими на позициях психоанализа.
  • Хорни, Карен — известная неофрейдистка, акцентировавшая значение воздействия социальной среды на формирование личности.
  • Эллис, Альберт — автор рационально-эмоционально-поведенческой терапии.
  • Эриксон, Милтон — автор оригинального метода гипнотической психотерапии, известной как «Эриксоновский гипноз». Его терапевтическая практика является одной из взятых за образец при создании НЛП.
  • Юнг, Карл Густав — автор аналитической психологии.
  • Ялом, Ирвин — известный представитель и популяризатор экзистенциальной психологии.

Психотерапевтические организации

Международные:

  • Всемирный психотерапевтический совет (WCP)
  • Европейская психотерапевтическая ассоциация (англ.) (EAP)
  • Международная лакановская ассоциация (ALI)
  • Европейская Трансперсональная Ассоциация (ЕВРОТАС)
  • Всемирная Ассоциация Позитивной Психотерапии (WAPP)

Российские:

  • Российская психотерапевтическая ассоциация (РПА)
  • Институт психотерапии и клинической психологии (ИПиКП)
  • Профессиональная психотерапевтическая лига (ППЛ)
  • Профессиональное медицинское объединение психотерапевтов, психологов и социальных работников (МОП)
  • Ассоциация телесно ориентированных психотерапевтов (АТОП)
  • Ассоциация трансперсональной психологии и психотерапии

Другие страны:

  • Канада: Онтарийская ассоциация консультантов, советников, психометристов и психотерапевтов (OACCPP)
  • Латвия: Латвийская психотерапевтическая ассоциация (LPB)
  • Украина: Украинский союз психотерапевтов (УСП)

Психотерапевт в России

Слово «психотерапевт» часто используется в разных смыслах. Так, приказ Минздрава определяет специальность «врач-психотерапевт». Это лицо с высшим медицинским образованием по специальности «лечебное дело», получивший подготовку по специальности «психиатрия» и дальнейшую подготовку по психотерапии[10](недоступная ссылка)[11]. Для краткости их часто и называют просто «психотерапевт».

В то же время слово «психотерапевт» используется для обозначения лиц, получивших образование в сфере одного из методов психотерапевтической практики. Это люди с высшим психологическим (но не медицинским) образованием, что происходит аналогично некоторым европейским странам, где «психотерапевты» это гуманитарное образование, не привязанное к медицинскому. Однако, например, в Германии психотерапевтом по закону имеют право называться лишь люди с высшим психологическим или медицинским образованием, дополнительно прошедшие обучение психотерапевтическим методикам. Первые именуются «психологический психотерапевт» (нем. Psychologischer Psychotherapeut), вторые «врачебный психотерапевт» (нем. Ärztlicher Psychotherapeut)[12].

Отметим, что уже Зигмунд Фрейд писал, что для его метода медицинское образование необязательно. Обоснованию этого тезиса специально посвящена работа З. Фрейда «К вопросу о дилетантском анализе: Беседы с посторонним» (1926). За написание этого памфлета Фрейд взялся в связи с начатым весной 1926 г. в Вене судебным процессом против Теодора Райка, знаменитого члена Венского психоаналитического объединения, не имевшего медицинского образования. Т. Райк был обвинен в нарушении австрийского закона против шарлатанства — закона, объявлявшего противоправным, если человек, не имеющий медицинского диплома, лечил больных. Поясняя, что «дилетанты = не врачи»,[13] Фрейд выступил в защиту права «дилетантов» заниматься психоаналитической практикой:

Врач получил в медицинском училище образование, которое в общем-то противоположно тому, что потребовалось бы ему в качестве подготовки к психоанализу. Его внимание было направлено на объективно устанавливаемые анатомические, физические, химические факты… К душевной стороне феноменов жизни интерес не пробуждается, изучение высших психических проявлений к медицине никакого отношения не имеет.

— Фрейд З. Соч. в 10 томах. Дополнительный том. М.: СТД, 2008. С. 321

Поскольку, по мнению Фрейда, причины невротических заболеваний коренятся не в теле, а в психике, то для оценки невротика, «равно как и для его лечения, медицинское обучение ничего не дает, вообще ничего».[14]

Литература

  1. Библиотека книг по психотерапии.
  2. Александров А. А. Интегративная психотерапия. СПб: Питер, 2009. — 352 с.: ил. ISBN 978-5-388-00270-9
  3. Александров А. А. Психотерапия: Учеб. пособие — СПб: Питер, 2004.
  4. Амбулаторная и больничная психотерапия и медицинская психология.- Мат. 1-8 Всероссийских общественных профессиональных медицинских психотерапевтических конференций /под ред Аппенянского А. И., Бойко Ю. П., Краснова В. Н., Курпатова В.И, Шевченко Ю. С. (1-я — 2003; 2-я — 2004; 3-я — 2005; 4-я — 2006; 5-я — 2007; 6-я — 2008; 7-я — 2009; 8-я −2010)см. также сайт psychomed.nm.ru.
  5. Аппенянский А. И. Трудные вопросы психотерапевта. — Амбулаторная и больничная психотерапия и медицинская психология.- Мат. 1 Всероссийск. обществен. профессиональню мед. психотер. конф.- М.: 2003, с.149-185.
  6. Бурлачук Л. Ф., Грабская И. А., Кочарян А. С. Основы психотерапии. К.: Ника-Центр; М.: Алетейа. — 1999. — 320 с. ISBN 966-521-029-7 («Ника-центр») ISBN 5-89321-035-2 («Алетейа»)
  7. Зачепицкий Р. А., Карвасарский Б. Д. Вопросы соотношения осознаваемых и неосознаваемых форм психической деятельности в свете опыта патогенетической психотерапии неврозов. «Бессознательное», Тбилиси, 1978 г.
  8. Макаров В. В. Избранные лекции по психотерапии. — М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — 416 с.[15]
    • Он же. Избранные лекции по психотерапии. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 432 с. ISBN 5-8291-0060-6 (Академический проект) ISBN 5-88687-078-4 (Деловая книга)
  9. Методы современной психотерапии: Учебное пособие / Составители Л. М. Кроль, Е. А. Пуртова. — М.: «Класс», 2001. — 480 с.[16] (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 90) ISBN 5-86375-033-2
  10. Психотерапевтическая энциклопедия. 2-е изд., доп. и перераб. СПб., 2000.
  11. Психотерапия: Учебник. Под ред. Б. В. Карвасарского, 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002.
  12. Руководство по психотерапии. Под ред. В. Е. Рожнова. 2-е изд. Ташкент: «Медицина УзССР», 1979. — 620 с.
  13. Филатов А. Т., Скумин В. А. Психопрофилактика и психотерапия в кардиохирургии. — Киев: Здоровье, 1985. — 72 с. (Б-ка практ. врача).[1]
  14. Чаплина Г. В. Психотерапия: Список литературы к реферату, курсовой, дипломной работе по психологии — на сайте http://psi911.com/
  15. Шеховцова Л. Ф. Христианское мировоззрение как основа психологического консультирования и психотерапии.[17] — СПб, 2009. ISBN 5-85991-021-5 (4)

Примечания

  1. EAP представляет 166 организаций (в том числе 23 национальные ассоциации, 19 Европейских психотерапевтических ассоциаций) в 37 Европейских странах, объединяя более чем 70.000 психотерапевтов, как в составе психотерапевтических организаций, так и индивидуальных членов. В 2000 г. ее президентом был избран специалист из России, проф. В. В. Макаров. «Впервые это крупнейшее объединение психотерапевтов Европы своим президентом избрало представителя Восточной Европы» («Поздравляем! К избранию профессора В. В. Макарова президентом Европейской Ассоциации Психотерапии» // «Московский психотерапевтический журнал» 2000, № 3, с. 191).
  2. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Вопросы философии. — 1988. — № 8. — С. 132—160.
  3. Юнг К.Г. Об отношении психотерапии к спасению души // Юнг К.Г. Бог и бессознательное. — М.: АСТ-ЛТД, 1998. — 480 с. — (Классики зарубежной психологии). — 10 000 экз. — ISBN 5-7390-0033-5
  4. Юнг К.Г. Психоанализ и спасение души // Юнг К.Г. Бог и бессознательное. — М.: АСТ-ЛТД, 1998. — 480 с. — (Классики зарубежной психологии). — 10 000 экз. — ISBN 5-7390-0033-5
  5. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем / Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990. — С. 334. — 368 с. — (Б-ка зарубежной психологии). — 136 000 экз. — ISBN 5-01-001606-0
  6. Краткий обзор эволюции психотерапевтических методов с точки зрения их отношения к христианству и анализ возникающих здесь разногласий см., напр.:
  7. Шеховцова Л. Ф. Христианское мировоззрение как основа психологического консультирования и психотерапии. — СПб.: Общество православных психологов Санкт-Петербурга, 2009. — 168 с. — 250 экз. — ISBN 5-85991-021-5 (4)
  8. Розин М.В. Религия и психотерапия: возможен ли кентавр? // Московский психотерапевтический журнал. — 1994. — № 2. — С. 191–200.
  9. Недоспасова, Татьяна Андреевна. Православное учение о душе и психология: Квалиф. раб. ПСТГУ. М., 2005 (электронная версия).
  10. Приказ Минздрава РФ от 16.09.2003 N 438 «О психотерапевтической помощи»
  11. Критическую оценку этого положения закона РФ «О профессиональной психотерапевтической деятельности» см.: Обсуждение проекта Закона о психотерапии: “pro” versus “contra” // Московский психотерапевтический журнал. — М.: МГППУ, 2001. — № 1. — С. 143-190.
  12. Was ist ein Psychotherapeut?
  13. Фрейд З. К вопросу о дилетантском анализе: Беседы с посторонним. // Фрейд З. Соч. в 10 томах. Дополнительный том. М.: СТД, 2008. С. 275.
  14. Фрейд З. К вопросу о дилетантском анализе: Беседы с посторонним. // Фрейд З. Соч. в 10 томах. Дополнительный том. М.: СТД, 2008. С. 322.
  15. Рекомендовано Профессиональной психотерапевтической лигой и кафедрой психотерапии Российской медицинской академии последипломного образования в качестве учебного пособия по психотерапии. Электронная версия для просмотра в браузере, нумерация страниц бумажного издания, возможность поиска текста по ключевым словам. Сайт автора книги: http://www.viktormakarov.ru/
  16. Программы учебных курсов по различным направлениям психотерапии со списками обязательной и дополнительной литературы.
  17. Реферат этой книги см. в статье: Шеховцова Л. Ф. Особенности православной психотерапии и консультирования // Московский психотерапевтический журнал. 2009. № 3. — C. 97-118.

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Психотерапия — это… Что такое Психотерапия?

Психотерапия (от греч. ψυχή — «душа», «дух» + греч. θεραπεία — «лечение», «оздоровление», «лекарство») — система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Часто определяется как деятельность, направленная на избавление человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных, и т. п.). Проводится как правило специалистом-психотерапевтом путем установления глубокого личного контакта с пациентом (часто путем бесед и обсуждений), а также применением различных когнитивных, поведенческих, медикаментозных и других методик. Однако, такое определение не является полным.

Следует отличать понятие психотерапии как от психиатрии, так и от психологии.

Определение понятия

На сегодняшний день в мире не существует единого взгляда на определения понятия «психотерапия». Но благодаря усилиям Европейской психотерапевтической ассоциации, в европейских странах проводится большая работа по стандартизации законодательной базы Евросоюза согласно определению психотерапии в рамках Страсбургской декларации. Этот документ лаконично и точно определяет современное понятие психотерапии:

Страсбургская Декларация:

  1. Психотерапия является особой дисциплиной, занятие которой представляет собой свободную и независимую профессию;
  2. Психотерапевтическое образование требует высокого уровня теоретической и клинической подготовленности;
  3. Гарантированным является разнообразие терапевтических методов;
  4. Образование в области одного из психотерапевтических методов должно осуществляться интегрально; оно включает теорию, личный терапевтический опыт и практику под руководством супервизора; одновременно приобретаются широкие представления о других методах;
  5. Доступ к такому образованию возможен при условии широкой предварительной подготовки, в частности, в области гуманитарных и общественных наук.

Европейская психотерапевтическая ассоциация (EAP)[1]. Страсбург, 21 октября 1990 года

Оригинальный текст  (англ.)  

Strasbourg Declaration on Psychotherapy of 1990

In accordance with the aims of the World Health Organisation (WHO), the non-discrimination accord valid within the framework of the European Union (EU) and intended for the European Economic Area (EEA), and the principle of freedom of movement of persons and services, the undersigned agree on the following points:

  1. Psychotherapy is an independent scientific discipline, the practice of which represents an independent and free profession.
  2. Training in psychotherapy takes place at an advanced, qualified and scientific level.
  3. The multiplicity of psychotherapeutic methods is assured and guaranteed.
  4. A full psychotherapeutic training covers theory, self-experience, and practice under supervision. Adequate knowledge of various psychotherapeutic processes is acquired.
  5. Access to training is through various preliminary qualifications, in particular human and social sciences.

Strasbourg, October 21st, 1990

Источник: http://www.europsyche.org/eap/information.asp

История

Впервые термин «психотерапия» введен в конце XIX века английским врачом Дэниэлом Хаком Тьюком (англ. Tuke, Daniel Hack). В опубликованной им в 1872 году книге «Иллюстрация влияния разума на тело» (англ. Illustrations of the Influence of the Mind upon the Body) одна из глав названа «Психотерапия» (англ. Psychotherapeutics). Этим словом называлось терапевтическое действие, которое дух пациента мог иметь в отношении тела пациента благодаря влиянию врача.

Направления и школы психотерапии

На данный момент существует большое количество направлений психотерапии. Нередко их пытаются классифицировать по каким-либо признакам, выделяя большие группы:

  • По количеству участников:
    1. Индивидуальная психотерапия
    2. Групповая психотерапия
  • По задачам:
    1. Поисковая психотерапия
    2. Корректирующая психотерапия
  • По целям:
    1. Процессуальная психотерапия
    2. Целеориентированная психотерапия
  • По степени теоретического обобщения:
    1. Аналитическая психотерапия
    2. Феноменологическая психотерапия
  • По роли, которую занимает терапевт:
    1. Директивная психотерапия
    2. Недирективная психотерапия

Существуют и другие деления.

Некоторые из направлений психотерапии (список не претендует на полноту):

Психотерапия и религия

Вслед за оформлением психотерапии в самостоятельную дисциплину встал вопрос о её отношении религии. Если Зигмунд Фрейд относился к религии отрицательно и противопоставлял её психоанализу[2], то уже ближайший ученик Фрейда Карл Юнг выступил с призывом объединения усилий психотерапевтов и священников в деле врачевания человеческой души[3][4], подчеркивая, что сфера приложения психотерапии и религии фактически перекрещивается:

Что представляют собой все религии? Религии — это системы психотерапии. Чем же занимаемся мы, психотерапевты? Мы пытаемся избавить от страданий человеческое сознание, psyche или, быть может, душу, но ту же проблему решают и религии. Поэтому сам наш Господь является целителем; он лекарь; он лечит болезнь и врачует душевный недуг; а это как раз то, что мы называем психотерапией»

— Юнг К.Г. Тэвистокские лекции / Исследование процесса индивидуации. Пер. с англ. — М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1998. С. 183.

Важным шагом в направлении синтеза религиозных учений с психотерапией стало классическое произведение «Психоанализ и религия» Э.Фромма, в котором лидер школы «философов от психологии» дал развернутое обоснование положения о том, что религия и психоаналитическая терапия преследуют одну и ту же цель:

Основатели всех великих восточных и западных религий считали высшей целью жизни заботу о человеческой душе и раскрытие сил любви и разума. Психоанализ не представляет здесь какой-то угрозы, напротив, он во многом способствует достижению этой цели.

— Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990. — С. 208

В качестве врачевателя души аналитик занимается теми же проблемами, что и философия и теология — душой человека и её исцелением.

— Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990. — С. 148

Эта точка зрения не получила, однако, всеобщего признания. Её отрицал, например, создатель логотерапии Виктор Франкл, подчёркивая, что, в противоположность задачам психотерапии, целью религии является не исцеление, а спасение души[5]. В настоящее время вопрос о соотношении психотерапии и религии всё ещё остается спорным[6]. Одни авторы считают необходимым и плодотворным включение религиозных учений в теорию и практику психотерапии[7], тогда как другие решительно отрицают такую возможность[8]. В нашей стране эта полемика широко представлена, например, на сайте издательства «Свет Православия» Макариев-Решемского монастыря[9], а также в журнале «Консультативная психология и психотерапия».

Известные психотерапевты

  • Адлер, Альфред — автор направления «Индивидуальная психология».
  • Берн, Эрик Леннард — разработчик трансактного анализа.
  • Винникотт, Дональд — один из основоположников теории объектных отношений.
  • Гроф, Станислав — один из основателей направления «Трансперсональная психология».
  • Карвасарский, Борис Дмитриевич — главный психотерапевт Министерства Здравоохранения РФ.
  • Кляйн, Мелани — одина из основоположниц теории объектных отношений.
  • Лоуэн, Александр — автор направления «Биоэнергетический анализ».
  • Морено, Якоб — основоположник психодрамы, социометрии и групповой психотерапии.
  • Мэй, Ролло — известный американский экзистенциальный психолог.
  • Мясищев, Владимир Николаевич — известный советский исследователь проблем человеческих способностей и отношений.
  • Франкл, Виктор — создатель логотерапии.
  • Фрейд, Зигмунд — основатель психоанализа, один из первых психотерапевтов.
  • Фрейд, Анна — разработчица эго-психологии, внёсшая значительный вклад в теорию защитных механизмов.
  • Фромм, Эрих — неофрейдист, широко известный своими философскими работами, стоящими на позициях психоанализа.
  • Хорни, Карен — известная неофрейдистка, акцентировавшая значение воздействия социальной среды на формирование личности.
  • Эллис, Альберт — автор рационально-эмоционально-поведенческой терапии.
  • Эриксон, Милтон — автор оригинального метода гипнотической психотерапии, известной как «Эриксоновский гипноз». Его терапевтическая практика является одной из взятых за образец при создании НЛП.
  • Юнг, Карл Густав — автор аналитической психологии.
  • Ялом, Ирвин — известный представитель и популяризатор экзистенциальной психологии.

Психотерапевтические организации

Международные:

  • Всемирный психотерапевтический совет (WCP)
  • Европейская психотерапевтическая ассоциация (англ.) (EAP)
  • Международная лакановская ассоциация (ALI)
  • Европейская Трансперсональная Ассоциация (ЕВРОТАС)
  • Всемирная Ассоциация Позитивной Психотерапии (WAPP)

Российские:

  • Российская психотерапевтическая ассоциация (РПА)
  • Институт психотерапии и клинической психологии (ИПиКП)
  • Профессиональная психотерапевтическая лига (ППЛ)
  • Профессиональное медицинское объединение психотерапевтов, психологов и социальных работников (МОП)
  • Ассоциация телесно ориентированных психотерапевтов (АТОП)
  • Ассоциация трансперсональной психологии и психотерапии

Другие страны:

  • Канада: Онтарийская ассоциация консультантов, советников, психометристов и психотерапевтов (OACCPP)
  • Латвия: Латвийская психотерапевтическая ассоциация (LPB)
  • Украина: Украинский союз психотерапевтов (УСП)

Психотерапевт в России

Слово «психотерапевт» часто используется в разных смыслах. Так, приказ Минздрава определяет специальность «врач-психотерапевт». Это лицо с высшим медицинским образованием по специальности «лечебное дело», получивший подготовку по специальности «психиатрия» и дальнейшую подготовку по психотерапии[10](недоступная ссылка)[11]. Для краткости их часто и называют просто «психотерапевт».

В то же время слово «психотерапевт» используется для обозначения лиц, получивших образование в сфере одного из методов психотерапевтической практики. Это люди с высшим психологическим (но не медицинским) образованием, что происходит аналогично некоторым европейским странам, где «психотерапевты» это гуманитарное образование, не привязанное к медицинскому. Однако, например, в Германии психотерапевтом по закону имеют право называться лишь люди с высшим психологическим или медицинским образованием, дополнительно прошедшие обучение психотерапевтическим методикам. Первые именуются «психологический психотерапевт» (нем. Psychologischer Psychotherapeut), вторые «врачебный психотерапевт» (нем. Ärztlicher Psychotherapeut)[12].

Отметим, что уже Зигмунд Фрейд писал, что для его метода медицинское образование необязательно. Обоснованию этого тезиса специально посвящена работа З. Фрейда «К вопросу о дилетантском анализе: Беседы с посторонним» (1926). За написание этого памфлета Фрейд взялся в связи с начатым весной 1926 г. в Вене судебным процессом против Теодора Райка, знаменитого члена Венского психоаналитического объединения, не имевшего медицинского образования. Т. Райк был обвинен в нарушении австрийского закона против шарлатанства — закона, объявлявшего противоправным, если человек, не имеющий медицинского диплома, лечил больных. Поясняя, что «дилетанты = не врачи»,[13] Фрейд выступил в защиту права «дилетантов» заниматься психоаналитической практикой:

Врач получил в медицинском училище образование, которое в общем-то противоположно тому, что потребовалось бы ему в качестве подготовки к психоанализу. Его внимание было направлено на объективно устанавливаемые анатомические, физические, химические факты… К душевной стороне феноменов жизни интерес не пробуждается, изучение высших психических проявлений к медицине никакого отношения не имеет.

— Фрейд З. Соч. в 10 томах. Дополнительный том. М.: СТД, 2008. С. 321

Поскольку, по мнению Фрейда, причины невротических заболеваний коренятся не в теле, а в психике, то для оценки невротика, «равно как и для его лечения, медицинское обучение ничего не дает, вообще ничего».[14]

Литература

  1. Библиотека книг по психотерапии.
  2. Александров А. А. Интегративная психотерапия. СПб: Питер, 2009. — 352 с.: ил. ISBN 978-5-388-00270-9
  3. Александров А. А. Психотерапия: Учеб. пособие — СПб: Питер, 2004.
  4. Амбулаторная и больничная психотерапия и медицинская психология.- Мат. 1-8 Всероссийских общественных профессиональных медицинских психотерапевтических конференций /под ред Аппенянского А. И., Бойко Ю. П., Краснова В. Н., Курпатова В.И, Шевченко Ю. С. (1-я — 2003; 2-я — 2004; 3-я — 2005; 4-я — 2006; 5-я — 2007; 6-я — 2008; 7-я — 2009; 8-я −2010)см. также сайт psychomed.nm.ru.
  5. Аппенянский А. И. Трудные вопросы психотерапевта. — Амбулаторная и больничная психотерапия и медицинская психология.- Мат. 1 Всероссийск. обществен. профессиональню мед. психотер. конф.- М.: 2003, с.149-185.
  6. Бурлачук Л. Ф., Грабская И. А., Кочарян А. С. Основы психотерапии. К.: Ника-Центр; М.: Алетейа. — 1999. — 320 с. ISBN 966-521-029-7 («Ника-центр») ISBN 5-89321-035-2 («Алетейа»)
  7. Зачепицкий Р. А., Карвасарский Б. Д. Вопросы соотношения осознаваемых и неосознаваемых форм психической деятельности в свете опыта патогенетической психотерапии неврозов. «Бессознательное», Тбилиси, 1978 г.
  8. Макаров В. В. Избранные лекции по психотерапии. — М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — 416 с.[15]
    • Он же. Избранные лекции по психотерапии. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 432 с. ISBN 5-8291-0060-6 (Академический проект) ISBN 5-88687-078-4 (Деловая книга)
  9. Методы современной психотерапии: Учебное пособие / Составители Л. М. Кроль, Е. А. Пуртова. — М.: «Класс», 2001. — 480 с.[16] (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 90) ISBN 5-86375-033-2
  10. Психотерапевтическая энциклопедия. 2-е изд., доп. и перераб. СПб., 2000.
  11. Психотерапия: Учебник. Под ред. Б. В. Карвасарского, 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002.
  12. Руководство по психотерапии. Под ред. В. Е. Рожнова. 2-е изд. Ташкент: «Медицина УзССР», 1979. — 620 с.
  13. Филатов А. Т., Скумин В. А. Психопрофилактика и психотерапия в кардиохирургии. — Киев: Здоровье, 1985. — 72 с. (Б-ка практ. врача).[1]
  14. Чаплина Г. В. Психотерапия: Список литературы к реферату, курсовой, дипломной работе по психологии — на сайте http://psi911.com/
  15. Шеховцова Л. Ф. Христианское мировоззрение как основа психологического консультирования и психотерапии.[17] — СПб, 2009. ISBN 5-85991-021-5 (4)

Примечания

  1. EAP представляет 166 организаций (в том числе 23 национальные ассоциации, 19 Европейских психотерапевтических ассоциаций) в 37 Европейских странах, объединяя более чем 70.000 психотерапевтов, как в составе психотерапевтических организаций, так и индивидуальных членов. В 2000 г. ее президентом был избран специалист из России, проф. В. В. Макаров. «Впервые это крупнейшее объединение психотерапевтов Европы своим президентом избрало представителя Восточной Европы» («Поздравляем! К избранию профессора В. В. Макарова президентом Европейской Ассоциации Психотерапии» // «Московский психотерапевтический журнал» 2000, № 3, с. 191).
  2. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Вопросы философии. — 1988. — № 8. — С. 132—160.
  3. Юнг К.Г. Об отношении психотерапии к спасению души // Юнг К.Г. Бог и бессознательное. — М.: АСТ-ЛТД, 1998. — 480 с. — (Классики зарубежной психологии). — 10 000 экз. — ISBN 5-7390-0033-5
  4. Юнг К.Г. Психоанализ и спасение души // Юнг К.Г. Бог и бессознательное. — М.: АСТ-ЛТД, 1998. — 480 с. — (Классики зарубежной психологии). — 10 000 экз. — ISBN 5-7390-0033-5
  5. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем / Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990. — С. 334. — 368 с. — (Б-ка зарубежной психологии). — 136 000 экз. — ISBN 5-01-001606-0
  6. Краткий обзор эволюции психотерапевтических методов с точки зрения их отношения к христианству и анализ возникающих здесь разногласий см., напр.:
  7. Шеховцова Л. Ф. Христианское мировоззрение как основа психологического консультирования и психотерапии. — СПб.: Общество православных психологов Санкт-Петербурга, 2009. — 168 с. — 250 экз. — ISBN 5-85991-021-5 (4)
  8. Розин М.В. Религия и психотерапия: возможен ли кентавр? // Московский психотерапевтический журнал. — 1994. — № 2. — С. 191–200.
  9. Недоспасова, Татьяна Андреевна. Православное учение о душе и психология: Квалиф. раб. ПСТГУ. М., 2005 (электронная версия).
  10. Приказ Минздрава РФ от 16.09.2003 N 438 «О психотерапевтической помощи»
  11. Критическую оценку этого положения закона РФ «О профессиональной психотерапевтической деятельности» см.: Обсуждение проекта Закона о психотерапии: “pro” versus “contra” // Московский психотерапевтический журнал. — М.: МГППУ, 2001. — № 1. — С. 143-190.
  12. Was ist ein Psychotherapeut?
  13. Фрейд З. К вопросу о дилетантском анализе: Беседы с посторонним. // Фрейд З. Соч. в 10 томах. Дополнительный том. М.: СТД, 2008. С. 275.
  14. Фрейд З. К вопросу о дилетантском анализе: Беседы с посторонним. // Фрейд З. Соч. в 10 томах. Дополнительный том. М.: СТД, 2008. С. 322.
  15. Рекомендовано Профессиональной психотерапевтической лигой и кафедрой психотерапии Российской медицинской академии последипломного образования в качестве учебного пособия по психотерапии. Электронная версия для просмотра в браузере, нумерация страниц бумажного издания, возможность поиска текста по ключевым словам. Сайт автора книги: http://www.viktormakarov.ru/
  16. Программы учебных курсов по различным направлениям психотерапии со списками обязательной и дополнительной литературы.
  17. Реферат этой книги см. в статье: Шеховцова Л. Ф. Особенности православной психотерапии и консультирования // Московский психотерапевтический журнал. 2009. № 3. — C. 97-118.

См. также

Ссылки

dal.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *