Психическое это – психическое — это… Что такое психическое?

ПСИХИЧЕСКОЕ это что такое ПСИХИЧЕСКОЕ: определение — Психология.НЭС



ПСИХИЧЕСКОЕ это что такое ПСИХИЧЕСКОЕ: определение — Психология.НЭС
  • Психология.НЭС
    • Право.НЭС
    • Философия.НЭС
    • Социология.НЭС
    • Экономика.НЭС
    • Педагогика.НЭС
    • Политика.НЭС
    • История.НЭС
О проекте | Правила | Контакты Национальная психологическая энциклопедия β
  • Словари
  • Термины
  • Персоны
  • Новости
  • Каталог
  • Термины
  • ПСИХИЧЕСКОЕ

vocabulary.ru

психика — это… Что такое психика?

(от греч. psychikos — душевный) — форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Современное понимание сущности психики разработано в трудах Н. А. Бернштейна, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А
. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна и др. П. возникла на определенном этапе развития живой природы в связи с формированием у живых существ способности к активному перемещению в пространстве (см. Локомоция, Чувствительность). В процессе эволюции животных П. развивалась по биологическим законам от простейших до сложных форм, которые свойственны, напр., обезьянам (см. Зоопсихология, Сравнительная психология, Развитие психики, Антропогенез). Удовлетворение своих потребностей животное осуществляет посредством активных движений в окружающей среде, совокупности которых характеризуют его поведение. Успешное поведение опирается на предваряющий его поиск. Задача
построения движения
в уникальной реальной ситуации является чрезвычайной по своей сложности. Чтобы решить ее, индивид вынужден каким-то путем постичь сложнейшую физику реального пространства и согласовать ее с собственной телесной биомеханикой. Хотя движение осуществляется во внешнем геометрическом пространстве, оно вместе с тем имеет и собственное пространство. Бернштейн на основании изучения свойств моторики в ее взаимоотношениях с внешним пространством ввел понятие «моторное поле». Моторное поле строится посредством поисковых, пробующих движений, зондирующих пространство во всех направлениях. Сделав небольшое (элементарное) движение, живой организм корректирует его, намечая дальнейший путь. На основе этого движения строится обобщенный
образ
ситуации в целом, отображающий связь объективных характеристик реального пространства с характеристиками биомеханики живого организма. Возникнув в ходе опробующих (поисковых) движений, обобщенный образ рабочего пространства, в свою очередь, становится важным регулятором построения движений, определяя траекторию, силу и др. характеристики двигательного акта (см. Психическая регуляция движений). Основная функция П. заключается, следовательно, в поиске на основе возникшей потребности определенных движений и действий, нацеленных на ее удовлетворение, опробовании этих двигательных актов, приводящем к формированию обобщенного образа реальной ситуации, и, наконец, в контроле за реализацией движений и действий, осуществляемых в плане уже сформировавшегося образа реальности (см.
Отражение чувственное
). Поиск и опробование будущих действий человек осуществляет в плане идеальных образов (см. Идеальное), которые строятся на основе речевого общения с помощью таких психических процессов, как ощущение, восприятие, память, чувства, мышление. Процессы внимания и воли контролируют адекватное выполнение найденных и опробованных действий, соответствующих определенным условиям. Как показали работы Леонтьева,
речь
в качестве важнейшего элемента П. человека создает представительство в деятельности одного человека общественно-исторического опыта всего человеческого рода. За языковыми значениями скрываются выработанные в процессе исторического развития человеческого общества способы деятельности. В них представлена свернутая в «материи» языка идеальная форма существования свойств, связей и отношений предметного мира, раскрытых общественной практикой. В основе развития человеческой П. лежит овладение индивидом исторически сформировавшимися общественными потребностями и способностями, необходимыми ему для включения в трудовую и общественную жизнь (см. Усвоение). На начальном этапе психического развития (в
младенческом возрасте
) ребенок с помощью взрослых активно усваивает потребность и определенный навык общения с ними. След. этап развития П. ребенка (ранний возраст) связан с овладением основами предметно-манипулятивной деятельности, позволяющей ему освоить общественно выработанные способы использования простейших предметов (см. Ведущая деятельность, Деятельность детская). При этом у ребенка формируются способности к универсальным движениям рук, к решению простых двигательных задач (начало мышления) и способность занимать собственную позицию внутри отношений со взрослыми и сверстниками (возникновение у ребенка установки «Я сам»). На след. этапе в процессе игровой деятельности у ребенка в возрасте от 3 до 6-7 лет формируются способность к
воображению
и к употреблению различных символов. В школьном возрасте ребенок на основе учебной деятельности приобщается к таким формам культуры, как наука, искусство, этика, право. Психическое развитие ребенка в этот период связано с формированием у него основ логического мышления, потребности в труде и навыков трудовой деятельности. На всех этапах развитие П. человеческого индивида подчиняется закону, сформулированному Выготским: «Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды: сперва как деятельность коллективная, социальная… второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка». П. во всех формах является, по выражению
А
. А. Ухтомского, своеобразным функциональным органом человека и животных, который строит их поведение и деятельность. На относительно ранних эволюционных стадиях развития в теле животных выделился специализированный носитель этого функционального органа — н. с. и мозг. Основу современных представлений о физиологических механизмах психической деятельности составляют работы И. М. Сеченова, доказавшего, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы». Сеченов заложил фундамент учения о высшей нервной деятельности, в разработку которого значительный вклад внесли труды И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, Н. Е. Введенского (см. Парабиоз), А. А. Ухтомского и др. физиологов и психологов. По Павлову, формирование человеческой П. было связано с перестройкой физиологических механизмов деятельности мозга, заключающейся в возникновении второй сигнальной системы. В работах Ухтомского было доказано, что большое значение в реализации функций П. имеет физиологическая доминанта. П. К. Анохин интерпретировал динамику нервных процессов торможения и возбуждения в виде сложной иерархической функциональной системы, ввел представление о механизме, обеспечивающей целесообразное поведение организмов на основе опережающего отображения. Добавление ред.: П. — предмет изучения современной психологии, как, впрочем, и сама психология, практически не имеет отношения к этимологии слова «П.». Стала хрестоматийной фраза, приписываемая историку В. О. Ключевскому: «Раньше психология была наукой о душе, а теперь стала наукой об ее отсутствии». Действительно, психология не может похвастаться успехами в изучении души. Около 150 лет тому назад психологи начали расчленять душу, выделять в ней не столько душевные силы, сколько отдельные функции, процессы, способности, акты, действия и деятельности в целях их объективного изучения. Слово П. стало для них собирательным названием, включающим ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, эмоции и т. д. Психологи продолжают это увлекательное занятие до сих пор. Попытки собрать душу из вырванных из жизненного контекста, очищенных от него, изолированных и детально изученных П. функций редки и малоуспешны.

При таком подходе функции П. лишались психологического содержания. Вернее, оно оставалось, но только в смысле терминов, в которых описывается П. Психологи-экспериментаторы как бы неявно (или явочно!) исходили из того, что П. как материал, как объективно существующий предмет, может исследоваться и как непсихологическое. Подобный подход к П. и поиску ее физиологических механизмов был воспроизведен, напр., Павловым и его школой.

Т. о., экспериментальная психология уже при своем начале рассталась с душой, с ее заданным в античности смыслообразом, включающим познание, чувство, волю, указывающим на формообразующую роль души и духа не только по отношению к телу, но и к жизни. Приведенные соображения о несовпадении души и П. есть констатация сложившегося положения вещей. Их не следует воспринимать как критику в адрес науки. Психология действительно выполнила поставленную перед собой задачу. Изучая П. (в ее новом понимании) не-психологическими методами, она стала объективной наукой. Сегодня ее методическая вооруженность и изощренность при изучении П. процессов и функций вполне сопоставимы со многими разделами физиологии, биофизики, биомеханики, генетики, информатики и др. наук, с которыми она тесно сотрудничает. Столь же развит и используемый математический аппарат. Психологи давно утратили комплекс неполноценности по поводу субъективности (субъективизма) своей науки. Исчезли и упреки в ее адрес по поводу старинного «душевного водолейства». Несмотря на сравнительно молодой возраст психологии, она накопила солидный багаж, ставший фундаментом для многих своих отраслей и практических приложений. Усилиями многих замечательных ученых построена онтология П., за что была заплачена немалая цена. Психологи распредметили или, точнее, «раздушевили» душу, получили и изучили П. Зато сейчас имеется «материя», «физика», которая подлежит опредмечиванию и одушевлению. Если бы не была сделана первая часть работы — работа анализа, не было бы, что одушевлять. Сейчас появились основания для прорыва к онтологии души. Для этого на опыт, накопленный экспериментальной психологией, нужно суметь посмотреть др. глазами, что чрезвычайно трудно. В поисках целостности П. посильный вклад в построение онтологии души (вольно или невольно) вносят культурно-историческая психология (Выготский), гуманистическая психология, психология искусства, психологическая физиология (Ухтомский, Бернштейн). (В. П. Зинченко.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

psychology.academic.ru

ПСИХИЧЕСКИЙ — это… Что такое ПСИХИЧЕСКИЙ?

  • ПСИХИЧЕСКИЙ — греч., от psyche, душа. Душевный. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. ПСИХИЧЕСКИЙ душевный, к душевной жизни относящийся. Словарь иностранных слов, вошедших в… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • психический — ненормальный, полоумный, маньяк, поврежденный в уме, безумный, чайник, псих, психологический, сумасшедший, душевнобольной, психопат, шизик, скорбный головою, безумец, духовный, умалишенный, душевный, помешанный, тронутый Словарь русских синонимов …   Словарь синонимов

  • психический — ПСИХИКА, и, ж. Совокупность ощущений, представлений, чувств, мыслей как отражение в сознании объективной действительности; душевный склад человека. Здоровая п. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ПСИХИЧЕСКИЙ — душевный, духовный. Противоположность – физический, телесный. Философский энциклопедический словарь. 2010 …   Философская энциклопедия

  • психический{ –} — относящийся к психике Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • психический — ПСИХ, а, ПСИХИЧЕСКИЙ, ого, м. Психически больной; нервный, неуравновешенный человек. Псих ненормальный. Психом станешь от чего, что делать о чем л. очень трудном …   Словарь русского арго

  • Психический — I м. разг. Тот, кто болен душевно; душевнобольной. II прил. 1. соотн. с сущ. психика, связанный с ним 2. Свойственный психике, характерный для нее. 3. Связанный с заболеваниями психики. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Психический — I м. разг. Тот, кто болен душевно; душевнобольной. II прил. 1. соотн. с сущ. психика, связанный с ним 2. Свойственный психике, характерный для нее. 3. Связанный с заболеваниями психики. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • психический — психический, психическая, психическое, психические, психического, психической, психического, психических, психическому, психической, психическому, психическим, психический, психическую, психическое, психические, психического, психическую,… …   Формы слов

  • психический — псих ический …   Русский орфографический словарь

  • dic.academic.ru

    ПСИХИЧЕСКОЕ — это… Что такое ПСИХИЧЕСКОЕ?

    (Psyche) [Психика; Псюхе] (Перевод термина psyche на русский язык в контексте аналитико-психологических представлений вызывает ряд разночтений. В различных переводных работах Юнга можно встретить «псюхе», «психея», «психика», «душа» и др. Хотя этимологически лот термин соответствует латинской транскрипции греческого слова «Психея» — Душа, представляется более точным обозначить его на русском языке как «психическое». Согласно Юнгу, Psyche вмещает в себя полноту всех психических процессов, включая и коллективное бессознательное, в то время как «душа» (Seele, Soul) есть обособленный функциональный комплекс, который лучше всего было бы охарактеризовать как «личность», комплекс, строго организованный в соотношении с Эго. — полная целокупность всех психических процессов — сознательных и бессознательных.)«Психическое — далеко не гомогенное образование; напротив, это кипящий котел противоположных импульсов, запретов, аффектов, и для многих людей сам конфликт между последними является столь невыносимым, что они жаждут спасения, которое проповедуют теологи» (CW 9i, par. 190).Психическое проявляется в сложном взаимодействии множества факторов, включающих возраст, пол, наследственность, психологический тип, степень сознательного контроля над влечениями индивида. Громадная сложность психических явлений привела Юнга к убеждению, что попытки сформулировать всестороннюю и исчерпывающую теорию психического обречены на неудачу.«Любые предпосылки всегда оказываются чрезмерным упрощением. Психическое является точкой отсчета любого человеческого переживания, и всякое знание, полученное нами, в конечном итоге приводит обратно к психическому. Оно — начало и конец любого познания. Оно — не только объект своей собственной науки, но и ее предмет. Психическое предоставляет психологии уникальное место среди всех других наук: с одной стороны, сохраняется извечное сомнение в принадлежности психологии к науке вообще, в то время как с другой — психология завоевала право ставить теоретическую проблему, решение которой окажется одной из наиболее трудных задач у будущей философии» (CW 8, par. 261).Согласно Юнгу, психическое — это не придаток мозговых функций или эпифеномен телесных процессов, а микрокосмос, в котором эго-сознание представлено лишь ограниченным сектором, окруженным бессознательным, не имеющим границ. В психическом существуют определенные «врожденные» паттерны функционирования и поведения, «то есть некоторые способы мыслить, чувствовать, представлять, которые везде и во все времена можно обнаружить независимо от любой культурной традиции» (К. Г. Юнг, Практика психотерапии, пар 206).

    Словарь по аналитической психологии. — М.: Б&К. В.В. Зеленский. 2002.

    analiticheskaya_psichologiya.academic.ru

    Слово ПСИХИЧЕСКИЙ — Что такое ПСИХИЧЕСКИЙ?

    Слово состоит из 11 букв: первая п, вторая с, третья и, четвёртая х, пятая и, шестая ч, седьмая е, восьмая с, девятая к, десятая и, последняя й,

    Слово психический английскими буквами(транслитом) — psikhicheskii

    Значения слова психический. Что такое психический?

    Психический (Psychic)

    ПСИХИЧЕСКИЙ. 1. Свободное значение – имеющий отношение к психике и тому, что является сознательным, умственным, и/или к личности и изменениям личности – короче говоря, синоним психологического. 2.

    Оксфордский словарь по психологии. — 2002

    ПСИХИЧЕСКИЙ душевный, духовный. Противоположность – физический, телесный. Философский энциклопедический словарь. 2010.

    Философская энциклопедия

    Психический (Psychic) — 1. Относящийся к психике, душе. 2. Относящийся к парапсихологическим явлениям. 3. Данный термин применяется по отношению к людям, обладающим экстрасенсорными или психокинетическими способностями.

    Медицинские термины от А до Я

    Инфантилизм психический

    Инфантилизм психический (лат. infantilis младенческий; детский; синоним психическая незрелость) психопатологическое состояние, характеризующееся детскостью, незрелостью психики.

    Медицинская эциклопедия

    ИНФАНТИЛИЗМ ПСИХИЧЕСКИЙ [Lasegue E.Ch., 1864; Anton G., 1906]. Особый вид остановки развития личности на ювенильной ступени. Отмечается в первую очередь эмоциональными характерологическими особенностями, неустойчивостью настроения…

    Толковый словарь психиатрических терминов

    Инфантилизм психический (Laseque, 1864; Anton, 1906) — задержка психического и личностного развития на детской или ювенильной стадии онтогенеза. G. Anton различает также “парциальный” инфантилизм, проявляющийся лишь незрелостью поведения.

    vocabulary.ru

    Болезни психические

    Болезни психические — термин, связанный с традиционной теорией существования группы самостоятельных эндогенных заболеваний (в противовес теории единой эндогенной болезни и антинозологической концепции).

    vocabulary.ru

    Болезни психические — понятие, отражающее идею существования группы самостоятельных эндогенных заболеваний (в отличие от теории единой эндогенной болезни).

    Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии

    Болезни психические (morbi psychici; син. болезни душевные устар.) — болезни, обусловленные патологией головного мозга, проявляющиеся расстройством психической деятельности…

    Большой медицинский словарь. — 2000

    Высшие психические функции

    Высшие психические функции (ВПФ) — специфические человеческие психические процессы. Считается, что они возникают на основе натуральных психических функций, за счёт опосредствования их психологическими орудиями, например, знаками..

    ru.wikipedia.org

    ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ (англ. higher mental functions) — сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению…

    Большой психологический словарь. — 2004

    Высшие психические функции — сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. Высшие психические функции — одно из основных понятий современной психологии, введенное Л.С.

    Гамезо М.В. Словарь по педагогической психологии. — 2001

    Задержка психического развития

    Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера)…

    ru.wikipedia.org

    ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) — вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»)…

    Педагогический словарь бибилотекаря. — Спб: РНБ, 2005-2007.

    Задержка психического развития – особый тип аномалии психического развития ребенка. Задержка психического развития имеет различное происхождение: в одних случаях она связана с особенностями, а точнее – дефектами конституции ребенка…

    Словарь справочник по социальной работе. — 2010

    Психически больные

    Психически больные (синоним душевнобольные) больные с врожденным или приобретенным расстройством психической деятельности. Психически больные существенно отличаются от больных соматическими заболеваниями.

    Медицинская эциклопедия

    ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫЕ (син. душевнобольные) — лица, у к-рых в связи с расстройствами деятельности головного мозга нарушается правильное восприятие и осознание окружающего и изменяется поведение.

    Краткая медицинская энциклопедия. — М., 1989

    Психические процессы

    Психи́ческие проце́ссы — процессы, условно выделенные в целостной структуре психики. Выделение психических процессов — сугубо условное разделение психики на составные элементы…

    ru.wikipedia.org

    Психические процессы — отдельные проявления психической деятельности человека, (условно) вычленяемые в качестве относительно изолированных объектов исследования.

    glossary.ru

    ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ — проявления психики, обеспечивающие познание окружающей действительности: ощущение, восприятие, мышление, память, воображение, речь, — и выступающие важнейшими компонентами любой человеческой деятельности.

    Дудьев В.П. Психомоторика. — 2008

    Психическое здоровье

    ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ, совокупность установок, качеств и функциональных способностей, которые позволяют индивиду адаптироваться к среде. Это наиболее распространенное определение, хотя выработать универсальное…

    Энциклопедия Кругосвет

    Психическое здоровье (mental health) – отсутствие ПСИХИЧЕСКОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ, в западной культуре включает личное и социальное благополучие, что касается как внутренних переживаний, так и внешнего поведения.

    Словарь справочник по социальной работе. — 2010

    Здоровье психическое (общеславянск., от сущ. dorvь» — дерево; первоначальное значение – «подобный дереву» — по высоте, крепости) – 1. в античном периоде – а) здоровье есть гармония противоположно направленных сил (Алкмеон)…

    vocabulary.ru

    Психическое расстройство

    ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ. Понятие «психические болезни» складывалось постепенно, по мере того как развивалась психиатрия, к-рая стала самостоятельной медицинской дисциплиной лишь в начале 19 в.

    Краткая медицинская энциклопедия. — М., 1989

    Психические болезни (синоним душевные болезни) разнообразные расстройства психической деятельности и изменения личности, обусловленные патологией головного мозга и нередко приводящие к социально-профессиональной дезадаптации больных.

    Медицинская эциклопедия

    ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ – заболевания, при которых в связи с расстройствами деятельности головного мозга нарушается правильное восприятие и осознание окружающего и изменяется поведение.

    Бородулин В.И., Ланцман М.Н. Справочник: Болезни. Синдромы. Симптомы. — 2009

    Русский язык

    Психи́ческий.

    Орфографический словарь. — 2004

    Примеры употребления слова психический

    Не знаю, пример ли своего профессора, по сути дела, лучшего ленинградского жанриста послевоенных лет, изучение эрмитажной коллекции малых голландцев, психический ли склад личности художника, но Абисалов выбрал для себя в искусстве амплуа нарратора, повествователя.


    1. психизм
    2. психика
    3. психист
    4. психический
    5. психоаналептик
    6. психоанализ
    7. психоаналитик

    wordhelp.ru

    Психика — это… Что такое Психика?

    Пси́хика (от др.-греч. {, ψυχή } «дыхание, душа») — сложное понятие в философии, психологии и медицине.

    Психика является основной, базовой, исторически самой ранней составляющей менталитета. Психику следует понимать как своего рода рефлексию организма, то есть его способность к различным рефлексам, точнее, проявление им способностей к реагированию на раздражители как внутреннего, так и внешнего миров человека.

    • системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

    Психика находится во взаимодействии с соматическими (телесными) процессами. Психика оценивается по ряду параметров: целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т. д. Психика проявляется на определённой ступени биологической эволюции. Человеку присуща высшая форма психики — сознание. Изучением психики в основном занимаются науки психология, нейрофизиология[1] , психиатрия.

    Формы психического отражения

    В отношении перехода от биологической формы отражения к психической выделяются следующие стадии:

    1. Сенсорная. Отражение отдельных раздражителей: субъект реагирует только на биологически значимые раздражители (раздражимость).
    2. Перцептивная. Выражается в способности отражать комплекс раздражителей в целом: ориентирование начинается с совокупности признаков, наблюдается реагирование и на биологически нейтральные раздражители, являющиеся лишь сигналами жизненно важных раздражителей (чувствительность).
    3. Интеллектуальная. Проявляется в том, что в дополнение к отражению отдельных предметов возникает отражение их функциональных отношений и связей.

    См. также

    Ссылки

    Примечания

    1. Большой психологический словарь. / Под ред. Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко. — 1983.

    dic.academic.ru

    Психическое расстройство — Википедия

    Психи́ческое расстро́йство (мента́льное расстро́йство, психи́ческое заболева́ние, душе́вная боле́знь; в некоторых авторитетных источниках, в частности в МКБ-10, утверждается, что это не вполне синонимы[2][3]) — в широком смысле состояние психики, отличное от нормального, здорового. Есть более частное значение этого термина в таких областях, как юриспруденция, психиатрия и психология[⇨].

    Противоположностью психического расстройства является психическое здоровье. Люди, умеющие приспособиться к условиям жизни и разрешать жизненные проблемы, обычно оцениваются как психически здоровые[4]. Если же эти способности ограничены и человек не справляется с повседневными задачами в личной, семейной жизни или на работе, когда он не в состоянии достичь личных целей, то может идти речь о той или иной степени психического расстройства[4].

    Психическое расстройство влечёт изменения и нарушения в сфере чувств, мышления, поведения, и наряду с этим, по некоторым утверждениям, почти всегда происходят изменения соматических функций организма[5]. Создание успешных психологических и медикаментозных методов лечения[⇨] возможно при сотрудничестве медицины и психологии и рассмотрении психических расстройств с различных точек зрения[5].

    По данным ВОЗ, каждый четвёртый-пятый человек в мире имеет психическое или поведенческое расстройство[⇨]. Причины многих психических расстройств до конца не ясны[⇨]. Имеется ряд признаков и симптомов[⇨], при появлении которых специалисты рекомендуют обращаться за профессиональной помощью[6].

    Отождествление понятий «психическое расстройство» и «психическое заболевание» подвергается критике, так как в психиатрии применение основных критериев заболевания (биологического — наличие телесной патологии, медицинского — качество жизни и угроза жизни, социального — нарушение социального функционирования человека) затруднено. Зачастую лишь предполагается, что в основе тех или иных психических расстройств лежат нарушения телесного функционирования. В связи с этим в Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) вместо терминов «психическое заболевание», «психическая болезнь» употребляется термин «психическое расстройство»[3].

    Иногда подчёркивается, что понятие «psychiatric disorders» («психиатрические расстройства», «психические расстройства», «расстройства, лечением которых занимаются психиатры») носит условный, конвенциональный, немедицинский характер, и что отнесение некоторых «психиатрических расстройств» к области патологии в значительной мере условно: так, реакции, считающиеся патологичными в обыденной жизни, могут оказаться спасительными в экстремальных ситуациях[7].

    Термины «душевная болезнь» и «душевнобольной» были подвергнуты критике Европейским судом по правам человека. Так, в параграфе 26 Постановления по жалобе № 58973/00 от 28 октября 2003 года Европейского суда по делу «Тамара Ракевич против Российской Федерации» судебная коллегия из семи международных судей, в составе которой находился и судья Европейского суда от России Анатолий Ковлер, указала, что «термин „душевнобольной“ не поддаётся точному определению, поскольку психиатрия является развивающейся областью как с точки зрения медицины, так и с точки зрения социальных подходов»[8]. Данное установление суда впоследствии нашло отображение в обзорах судебных практик российских судов.

    Классификация психических расстройств является сложным и важным вопросом[9]. К основным принципам классификации психических расстройств относятся[9]:

    • синдромологический принцип, основанный на концепции «единого психоза»,
    • нозологический принцип, на основании которого болезни делятся по общности этиологии, патогенеза и схожести клинической картины,
    • прагматический (статистический) принцип, ставший актуальным в связи с развитием национальных и международных здравоохранительных организаций.

    Классификация по Международной классификации болезней[править | править код]

    Психические расстройства и расстройства поведения описываются в разделе V Международной классификации болезней 10-го пересмотра, разработанного Всемирной организацией здравоохранения (в России эта классификация принята с 1997 года):

    При разработке данной классификации использовалась другая известная система, подготовленная Американской психиатрической ассоциацией, — «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам», задающее стандартные критерии для диагностики[10].

    Представления о том, что является, а что не является психическим расстройством, меняются вместе с развитием науки. Например, социофобия ещё пару десятилетий назад не считалась психическим расстройством, а люди, страдавшие этим недугом, считались просто особо застенчивыми. И наоборот, гомосексуальность несколько десятилетий назад считалась психическим расстройством, требующим лечения, а согласно современному МКБ-10 сама по себе сексуальная ориентация как расстройство не рассматривается: только психологические проблемы, которые могут возникнуть в связи с ней, классифицируются как болезни.

    Другие классификации психических расстройств[править | править код]

    По этиологическому принципу психические расстройства могут быть разделены на два вида[9]:

    1. Экзогенные виды психических расстройств. Причинные факторы направлены извне, например: алкоголь, промышленные яды, наркотические вещества, токсические вещества, радиация, вирусы, микробы, черепно-мозговые травмы, психо-травмы.
      Подвидом экзогенных расстройств являются психогенные заболевания, возникающие в связи с «эмоциональным стрессом, семейными и социальными проблемами».
    2. Эндогенные виды психических расстройств. Причинные факторы — внутренние. Пример: хромосомные аберрации (нарушения), генные заболевания, заболевания с наследственным предрасположением (возникают из-за травмированного гена и могут передаваться через несколько поколений).

    По тяжести и характеру нарушений психические расстройства могут варьироваться от «лёгких расстройств» до «представляющих угрозу жизни»[11].

    Различия в значении термина (в зависимости от контекста)[править | править код]

    В юриспруденции[править | править код]

    В юриспруденции психическое расстройство определяется как более точный термин, введённый в УК РФ вместо устаревшего понятия душевная болезнь; включает временное психическое расстройство, хроническое психическое расстройство (заболевание), слабоумие, а также иные болезненные состояния (ст. 21 УК РФ). Наличие психического расстройства является медицинским критерием, который наряду с юридическим (невозможность осознавать значение своих действий или руководить ими) определяет состояние невменяемости у лица[источник не указан 3300 дней].

    Под хроническим психическим расстройством юриспруденция понимает длительно протекающее расстройство психики, способное, однако, протекать и приступообразно (то есть с улучшением или ухудшением психического состояния), но оставлять после себя стойкий психический дефект. К таким психическим заболеваниям относят: шизофрению, эпилепсию, прогрессивный паралич, паранойю, биполярное расстройство и другие расстройства психики[источник не указан 3300 дней].

    Под временным психическим расстройством юриспруденция понимает психические заболевания, продолжающиеся относительно недолго и заканчивающиеся выздоровлением. Сюда относятся: патологическое опьянение (белая горячка), реактивные симптоматические состояния, то есть расстройства психики, вызванные тяжкими душевными потрясениями и переживаниями[источник не указан 3300 дней].

    В психиатрии и психопатологии[править | править код]

    В психиатрии и психопатологии отталкиваются от МКБ-10, и понимают под термином перечисленную в нём клинически определённую группу симптомов или поведенческих признаков, обычно причиняющих страдание и препятствующих функционированию личности[12].

    Можно выделить: органические психические расстройства (то есть обусловленные органическими нарушениями), расстройства личности, расстройства поведения, эмоциональные (аффективные) расстройства, расстройства, связанные (вызванные) применением психоактивных веществ, посттравматическое стрессовое расстройство и другие. Часть этих групп могут пересекаться.

    В клинической психологии и патопсихологии[править | править код]

    В патопсихологии (разделе клинической психологии) при систематизации психических расстройств — в первую очередь, учитывают то, как нарушено протекание (структура) самих психических процессов, определённых компонентов мозговой деятельности, её звеньев и факторов, выпадение которых является причиной формирования наблюдаемой в клинике симптоматики[13].

    Основным методом дифференциальной диагностики в патопсихологии выступает патопсихологический эксперимент, в диагностических заключениях которого патопсихолог может оперировать набором патопсихологических регистр-синдромов.

    В психологии[править | править код]

    Психология в целом использует этот термин для описания любого состояния психики, отличного от здорового. Соответственно критериями наличия психического расстройства в таком, широком смысле, являются критерии, обратные критериям психического здоровья, то есть любые из следующих:

    • нарушение чувства непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;
    • отсутствие чувства постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
    • некритичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и её результатам;
    • несоответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте воздействий среды, социальным обстоятельствам и ситуациям;
    • неспособность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
    • неспособность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;
    • неспособность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

    Основными признаками психического или поведенческого расстройства специалисты ВОЗ называют «нарушения мышления, настроения или поведения, которые выходят за рамки существующих культурных убеждений и норм»[6], то есть — психологический дискомфорт, отклонение от обычной способности выполнения работы или обучения, «повышение риска смерти, страдания или нарушения деятельности»[14].

    У пациентов с психическими расстройствами могут наблюдаться различные физические, эмоциональные, когнитивные, поведенческие и перцептивные симптомы[6]. Например:

    • в плане эмоций человек может особенно сильно и несоразмерно произошедшим событиям чувствовать себя несчастным/«сверхсчастливым» или наоборот не иметь никаких адекватных чувств[15],
    • в мышлении при психическом расстройстве могут нарушаться логические взаимосвязи мыслей, проявляться крайне положительные или безмерно отрицательные суждения о других и о самом себе, может утрачиваться способность критической оценки[16],
    • в поведении человека симптомы психических расстройств выражаются в виде отклонений от принятых в обществе форм поведения (например, сексуальные — парафилические расстройства, совершение бессмысленных движений, навязчивых действий и т. д.)[17].

    При диагностике в первую очередь проверяется наличие/отсутствие у пациента соматического заболевания[14]. Такие косвенные признаки как отсутствие патологии внутренних органов или отличие клиники болезни от проявления соматических заболеваний говорят о возможном наличии у пациента психического расстройства[14].

    Для скрининга и предварительной диагностики различных психических расстройств применяются специальные диагностические тесты[18].

    Применение термина психическое расстройство не должно быть излишне расширительным[19]. Согласно МКБ-10, «изолированные социальные отклонения или конфликты без личностной дисфункции не должны включаться в группу психических расстройств»[2][19].

    Лица, страдающие психическими расстройствами и расстройствами поведения, наблюдаются в психоневрологических диспансерах.

    Причины многих психических расстройств до конца не ясны[6]. Специалисты говорят о влиянии совокупности биологических, психологических и социальных факторов (от наследственности до стрессовых событий) на возникновение психических расстройств[6].

    Устойчивость к психическим расстройствам зависит от физических особенностей индивидуума и его общего психического развития[20]. Разные люди по-разному реагируют на душевные страдания и проблемы: в то время как одни легко восстанавливаются после неудач, у других развиваются психологические нарушения[20].

    Терапия психических расстройств осуществляется психотерапевтическими или медикаментозными и иными соматическими методами.

    Психотерапия включает различные психологические методы, помогающие как при психических, так и физических проблемах, например, проведением бесед или выполнением упражнений[21]. Основными целями при использовании психотерапии является смягчение страданий, испытываемых человеком в виде страхов, депрессии, навязчивых мыслей, сексуальных проблем и т. д., и помощь в избавлении от неблагоприятных черт характера и моделей поведения[22].

    Психотерапия может проводиться как индивидуально, так и группами, семьями, и включает следующие основные методы[23]:

    Соматическое лечение, в особенности использование лекарств, используется психиатрами для влияния на самочувствие и поведение людей, имеющих психические расстройства, для смягчения их страданий[24]. Использование препаратов началось после того, как два французских психиатра в начале 50-х годов 20 века применили хлорпромазин для лечения психически больных[24]. После этого стали появляться различные антипсихотические препараты, расширив тем самым терапевтический арсенал[25].

    Соматические формы лечения применяются для большинства сложных психических расстройств, хотя механизм их действия до конца не ясен[26]. Кроме этого зачастую применение медикаментов даёт лишь удаление симптомов психической болезни, но не её причины, поэтому, например, тяжёлые психотические симптомы могут возвращаться после прекращения приёма лекарств[27].

    Психические расстройства, даже в тяжёлой форме, в принципе, могут быть излечимы[4]. Нередко трудность состоит в том, что люди склонны отрицать наличие психического заболевания из-за страха перед ним или в силу существующего в обществе непонимания сути болезни[4].

    По данным Всемирной организации здравоохранения каждый четвёртый-пятый человек в мире страдает тем или иным психическим или поведенческим расстройством[28]. По разным данным, 10-50 % пациентов терапевтов имеют психические расстройства[29], и называется следующая распространённость заболеваний среди всего населения[14]:

    Проявления психических расстройств носят отпечаток той социально-культурной среды, в которой воспитывался человек. Поэтому одно и то же психическое расстройство в различных обществах и культурах может проявляться по-разному. В культурных и социальных слоях, где психические расстройства не находят понимания и поддержки со стороны окружающих, увеличивается соматизация этих расстройств или их соматическая направленность. Например, в Китае большая депрессия чаще соматизирована (больные предъявляют жалобы на расстройство внутренних органов), а в Америке и Европе характеризуется чаще как апатия, потеря энергии и эмоций.

    Часто встречающиеся формы[править | править код]

    Психические расстройства, связанные со страхом, — одна из наиболее распространённых форм психических болезней, которую переносит одна пятая всех людей в течение жизни[30]. К таким расстройствам относятся генерализованный страх, панические расстройства, различные фобии, навязчивости, стрессовые расстройства. Страх — это не всегда проявление болезни, а в большинстве случаев — нормальная реакция на опасность, но нередко страх может стать симптомом, говорящем о наличии, например, аффективных или сексуальных расстройств[31].

    7 % женщин и 3 % мужчин всех возрастов ежегодно ставится диагноз депрессия, которая у большинства людей случается лишь один раз в жизни, крайне редко переходя в хроническое расстройство[32]. Депрессия поддаётся излечению, хотя нередко является одним из наиболее сложных психических заболеваний[32].

    Среди других распространённых психических расстройств у взрослых называются:

    Большая часть психических расстройств у взрослых возникает ещё в детском возрасте. По различным оценкам от 12 до 20 процентов всех детей (до 18 лет) имеют психические расстройства[32]. Основные трудности, с которыми сталкиваются дети, разделяются на три основные категории[33]:

    • расстройства развития — дети отстают от своих сверстников в развитии различных навыков, испытывая в связи с этим эмоциональные и поведенческие трудности,
    • эмоциональные расстройства, связанные с аффектами и сильно травмированными чувствами,
    • экспансивные расстройства поведения, выражающиеся в отклонении поведения ребёнка от социальных норм или в проявлении гиперактивности.
    1. 1 2 3 Monarch Disease Ontology release 2018-06-29sonu — 2018-06-29 — 2018.
    2. 1 2 Введение // Классификация психических расстройств по МКБ-10.
    3. 1 2 Евтушенко В.Я., 2009, с. 85—86.
    4. 1 2 3 4 Виттхен, 2006, с. 17.
    5. 1 2 Виттхен, 2006, с. 14.
    6. 1 2 3 4 5 Каковы ранние признаки психических расстройств? (неопр.). ВОЗ. Дата обращения 20 апреля 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
    7. ↑ Пуховский, 2003, с. 68.
    8. ↑ Европейский Суд по правам человека. Вторая секция. Дело Ракевич против России. (Жалоба № 58973/00) Постановление Суда. Страсбург. 28 октября 2003 года
    9. 1 2 3 Классификации психических расстройств (неопр.). Кафедра психиатрии и наркологии СПбГМУ. Дата обращения 20 апреля 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
    10. ↑ Виттхен, 2006, с. 50—51.
    11. ↑ Виттхен, 2006, с. 19.
    12. ↑ Диагностика психических расстройств (неопр.). Дата обращения 14 мая 2008. Архивировано 14 мая 2008 года.
    13. ↑ по: Блейхер В. М., Крук И. В. Патопсихологическая диагностика. — К.: Здоров’я, 1986. — 280 с.
    14. 1 2 3 4 Белялов, 2013, Диагностика.
    15. ↑ Виттхен, 2006, с. 22.
    16. ↑ Виттхен, 2006, с. 22—23.
    17. ↑ Виттхен, 2006, с. 23.
    18. ↑ Aiken, L.R. (2002) «Psychological Testing and Assessment.» New York: Allyn & Bacon — ISBN 978-0-205-45742-7
    19. 1 2 Евтушенко В.Я., 2009, с. 88.
    20. 1 2 Виттхен, 2006, с. 34.
    21. ↑ Виттхен, 2006, с. 66.
    22. ↑ Виттхен, 2006, с. 67.
    23. ↑ Виттхен, 2006, с. 68.
    24. 1 2 Виттхен, 2006, с. 93.
    25. ↑ Виттхен, 2006, с. 93—94.
    26. ↑ Виттхен, 2006, с. 94.
    27. ↑ Виттхен, 2006, с. 95.
    28. ↑ Интервью З.Кекелидзе программе «Угол зрения» (группа «Эксперт») // «Эксперт Online», 16.03.2010 г.
    29. ↑ Белялов, 2013, Предисловие.
    30. ↑ Виттхен, 2006, с. 133.
    31. ↑ Виттхен, 2006, с. 133—134.
    32. 1 2 3 Виттхен, 2006, с. 157.
    33. ↑ Виттхен, 2006, с. 312—313.
    • Виттхен Г.-У. Энциклопедия психического здоровья / Пер. с нем. И.Я. Сапожниковой, Э.Л. Гушанского. — М: Алетейа, 2006. — 552 с. — (Гуманистическая психиатрия). — ISBN 5-89321-124-3.
    • Белялов Ф.И. Психические расстройства в практике терапевта. — Иркутск: РИО ИГМАПО, 2013. — 327 с. — ISBN 978–5–89786–088–3.
    • Спасенников Б. А., Спасенников С. Б. Психические расстройства и их уголовно-правовое значение. — Москва: Юрлитинформ, 2011. — 270 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-93295-835-3.
    • Тиганов А. С., Снежневский А. В., и др. Руководство по психиатрии / Под ред. академика РАМН А. С. Тиганова. — М.: Медицина, 1999. — Т. в 2-х томах.
    • Куперман В. Б., Зислин И. М. Симуляция психоза: семиотика поведения // Русская литература и медицина. Тело, предписания, социальная практика. Сборник статей / Под редакцией К. А. Богданова, Ю. Мурашова, Р. Николози. — Москва: Новое издательство, 2006. — С. 290—302. — 304 с. — (Новые материалы и исследования по истории русской культуры). — ISBN 5-98379-049-8.

    ru.wikipedia.org

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *