Поведение индивида – понятие, социализация, развитие и поведение индивида

Индивид – понятие, развитие, социализация и поведение

Каждого человека называют индивидом. Данное понятие вмещает в себя не только само слово, определяющее, о ком идет речь, но и некоторую характеристику в виде индивидуальных особенностей и качеств. Каждый развивается в своем направлении по мере жизни. Каждый обладает своим набором социальных и личностных черт. Это все отражается на том поведении, которое присуще конкретно человеку.

Вся психология направлена на изучение индивида. Хоть все люди разные, однако основы закладываются с рождения одинаковые. Вот почему в чем-то люди являются похожими. Однако по их характеру, поведению и образу жизни можно сказать, что все разные.

Все проблемы, рассматриваемые на сайте психологической помощи psymedcare.ru, посвящены индивидам. Несмотря на все различия между людьми, можно выделить тезисы, на которых каждый человек развивается.

Кто такой индивид?

Понятие «индивид» носит в себе социальное значение, которое говорит об отдельной особи, представителе homo sapiens. Кто такой индивид? Это отдельный человек, который вмещает в себе уникальные генетические особенности, индивидуальные качества, которые он в себе развивает по мере жизни, набор социальных и биологических черт.

Каждый человек индивидуален. Это делает его индивидом. Приспособление к социальным условиям еще больше отличает его от животного мира. С одной стороны, он по биологическим признакам и социальным навыкам похож на других людей, что не делает его уникальным. Его строение тела такое же, как и у других людей. Отличаются лишь формы, размеры, цвета и пр. Он нарабатывает такие же навыки, которые есть у других людей, что позволяет ему стать социальной личностью.

С другой стороны, человек генетически склонен к развитию индивидуальных качеств и черт. Его набор уникален, не похожий на остальных. Это делает его отдельной особью, которая выделяется на фоне толпы.

перейти наверх

Понятие индивид

Как понятие, индивид означает отдельную особь, которая обладает определенными биологическими особенностями, считается целостной и единой структурой, а также принадлежит конкретному виду живых существ. Животных не называют индивидами. Только человек получает звание индивида по тому, каким он родился.

Все люди рождаются индивидами. Однако по мере воспитания и развития каждый индивид становится личностью. Именно она обладает своим уникальным набором качеств, умений и навыков, которые отображаются в поведении и повадках.

Понятие индивид подразумевает, что человек является полноценной и отдельной особью от остальных. У него есть все инструменты для самостоятельного развития и жизни. Он отделен от людей.

Индивид – это единица человеческого рода, которая:

  • Обладает психофизиологическими чертами.
  • Активна.
  • Устойчива относительно окружения.
  • Целостна в структуре организма.
  • Носит социальные характеристики.

В психологии рассматриваемое понятие используется широко. Оно обозначает не только отдельного человека, но и его качества характера, которые определяют его как личность.

перейти наверх

Кто такой социальный индивид?

Если человек рождается индивидом, тогда он сразу же приобретает статус социальной личности. Кто такой социальный индивид? Это человек, который с самого рождения нуждается в контакте с другими индивидами для собственного выживания и развития.

В отличие от животных детенышей, человеческий ребенок не может о себе позаботиться с рождения. Он с первых дней нуждается в уходе и заботе о себе. Причем наработка навыков и необходимых социальных качеств осуществляется длительное время. Если на обучение детенышей животных уходит от нескольких месяцев до года, то на становление индивида как самостоятельной и независимой личности тратится от 18 до 25 лет.

Индивид нуждается в социуме, которое будет о нем заботиться и в котором он сможет становиться личностью. Само общество также нуждается в индивиде, поскольку без него оно просто не сможет существовать.

Человек рождается индивидом. Личностью он становится по мере воспитания и роста. Вначале человек мимикой и жестами говорит о своих желаниях и потребностях. Однако в процессе обучения речи, которое является главным критерием социализации, на первый план выходят вербальные знаки. Человек продолжает пользоваться невербальными жестами и мимикой для дополнения своей вербальной речи и полноты проявления своих чувств.

Чем раньше начнется процесс социализации, то есть приспособления к законам, правилам и жизни всего социума, тем быстрее произойдет развитие личности и ее адаптация. Происходит научение ребенка следующими способами:

  • Закрепление. Путем наказания или поощрения родители показывают ребенку, какое его поведение считается хорошим, а какое – плохим.
  • Выработка условных рефлексов. Каждый человек подвергается «дрессировке», когда за его поведение он получает поощрение (условный рефлекс закрепляется) или наказание. Так формируются привычки.
  • Наблюдение и повторение. Другими словами, ребенок наблюдает за поведением взрослых и копирует, перенимает, подражает им. Здесь часто используются различные ролевые игры, где ребенок репетирует, закрепляет либо изменяет то поведение, которое он наблюдал за взрослыми. Таким образом закрепляются полезные и эффективные, по мнению ребенка, навыки.

Каждый индивид с самого рождения пребывает в определенных средах, которые также влияют на формирование его личности:

  1. Первым институтом становится семья. Здесь ребенок получает защиту, любовь, поддержку. Также удовлетворяются его жизненные потребности. Помимо этого, именно семья дает первые навыки социализации: как нужно общаться, себя вести? Здесь ребенок приписывает себя к определенному полу, изучает половые роли. Семья формирует стереотипы, комплексы, страхи, ценности и пр.
  2. Вторым институтом становится детский садик или школа. Именно здесь к индивиду относятся как к одному из. Здесь нет лучших и худших. Оценивается индивид по его способностям и навыкам. Он сталкивается с неудачами и успехами. Именно школа формирует самооценку у ребенка.
  3. Третьим институтом становятся сверстники. В подростковый период они вытесняют семью и школу. Если в семье и школе все построено на иерархии, то среди сверстников общение происходит на равных. Здесь репетируются и закрепляются социальные навыки. Ребенок начинает приспосабливаться к социуму. Он начинает решать конфликтные ситуации, познает о своих достоинствах и недостатках. Среди сверстников ребенок может менять свои ценности и взгляды на жизнь. Он становится членом общества, где выделяется своими уникальными качествами.
  4. СМИ являются последним институтом. Он также влияет на каждого индивида своими взглядами и ценностями, которые тот может перенимать либо нет.

По мере становления личности институты могут противоречить своими ценностями, взглядами, способами решения ситуации. Ребенок становится перед необходимостью отказываться от чего-то одного ради сохранения другого. При появлении противоречий он начинает переосмысливать свои взгляды и ценности, формируя свой набор.

перейти наверх

Поведение индивида

Реакция человека на изменения во внешней среде или внутри его организма является поведением индивида. Оно может быть осознанным и неосознанным. Всегда развивается и проявляется вовне (во внешнюю среду). Оно включает активные действия физическим телом и речевую регуляцию. Оно обязательно является целенаправленным, то есть в голове человека сначала идет ответ на вопрос «чего я хочу?», а затем выбор действия «как мне этого достичь?».

В основе всех поступков лежат:

  1. Цели. Человек всегда стремится удовлетворить свои потребности, особенно если они длительное время не были реализованными.
  2. Мотивы. Нет поведения, которое бы ни было мотивированным. Человек может просто иногда этого не осознавать.

Отдельно рассматривается театральное поведение, которое осуществляется в процессе общения между людьми в виртуальном мире. С появлением сети Интернет, оно начало занимать лидирующие позиции. Под театральностью поведения понимается иллюзия естественных поступков.

Характеристиками поведения индивида являются:

  • Самоконтроль (произвольность).
  • Темп или динамичность.
  • Эмоциональная выразительность.
  • Гибкость (изменение поведения в зависимости от обстоятельств окружающей среды).
  • Уровень активности.
  • Осознанность (понимание человеком своих поступков).
перейти наверх

Что такое индивидуальность?

Если под индивидом понимается принадлежность особи к человеческому роду, а под личностью – наличие социальных навыков, социализация и приспособление к обществу, то что подразумевается под индивидуальностью? Данное понятие указывает на набор уникальных качеств и умений у отдельной особи. Здесь перечисляются как психические черты, так и физиологические особенности. Хотя нередко речь идет о духовном развитии человека.

Нетождественными понятиями являются индивид и личность. Однако именно индивидуальность может стать частью личности, ее формирования. Личность определяется тем, какими качествами она выделяется по мере своего действования, функционирования, что видно окружающим людям, которые могут это оценить. Индивидуальность скорее говорит о качествах характера, духовных проявлениях.

Личность является социальным продуктом, в то время как индивид — биологическим, а индивидуальность – формированием качеств и умений. Личность развивается под влиянием социального давления, правил и законов, которые каждый человек должен усвоить и применять.

перейти наверх

Поведение индивида

Группой является отдельная ячейка, которая вмещает в себя несколько индивидов. Все они являются индивидуальными, однако они собираются в группу ради общей цели или под влиянием общих интересов. Она обладает некоторыми социальными характеристиками, которым должны подчиняться все члены.

  1. Человек может выступать от имени группы, что в некоторой степени избавляет его от ответственности.
  2. Человек может взаимодействовать с другими людьми внутри группы, корректировать свое поведение, получать поддержку.
  3. Человек занимает определенный статус. Часто в группе формируется иерархия, где каждый выполняет определенную, четкую роль.

С одной стороны, человек своими действиями помогает группе, решает ее вопросы, развивает и сохраняет. С другой стороны, группа регулирует поведение человека, заставляет развивать определенные черты и навыки, влияет на него. Соответственно, человек должен осознанно подходить к выбору группы, поскольку она может поспособствовать его развитию или послужить поводом для деградации.

перейти наверх

Развитие индивида

Индивид развивается биологически, психологически и личностно:

  1. Биологическое развитие предполагает рост организма человека.
  2. Психологическое развитие предполагает развитие качеств и индивидуальных особенностей психики.
  3. Личностное развитие происходит по мере воспитания и социализации.

Человек с каждым годом меняется и трансформируется. Здесь он физиологически крепнет и растет. Его психика начинает получать новые знания, формировать связи для образования умений. Также формируется личность, которая отрабатывает социальные умения.

Человек постоянно в процессе своего развития подвергается различному влиянию, которое бывает:

  • Внешним – это родители, воспитатели, СМИ, социум.
  • Внутренним – это волнения, влечения, чувства, склонности.
перейти наверх

Итог

Индивид в прямом смысле слова означает «человек разумный». С самого рождения особь определяют к человеческому роду, которое будет подвергаться воспитанию, влиянию со стороны. Человек должен социализироваться, чтобы общество его принимало и позволяло жить так, как это приемлемо. Итогом станут все те манипуляции, которые будут направлены на человека в течение всей его жизни.

 

psymedcare.ru

Социальный индивид и его поведение

Понятие «индивид» и его основные свойства

В науке под индивидом исследователи понимают отдельную особь. В ней сочетаются качества, которые носят врожденный характер, и качества, которые индивид приобретает в процессе своей жизнедеятельности.

Определение 1

С позиции конкретно социологической науки, индивид – это единичная особь представителей Homo Sapiens (человек разумный). То есть, это отдельное существо, обладающее разумом и сочетающее в себе как социальные, так и биологические свойства. К тому же, характерной чертой индивида является заложенный в нем генетический код, которые также оказывает влияние на приобретение им социальных характеристик и черт.

Индивидом является любой человек с момента рождения до момента смерти. Изначально мы все рождаемся индивидами, но лишь в процессе своей жизнедеятельности мы развиваем свою индивидуальность и доходим до состояния полноценной личности. Такой процесс характеризуется тем, что, в отличие от животного, у человека нет врожденных инстинктов, при этом все действия он совершает, руководствуясь разумом. Положительный или отрицательный характер действий уже зависит от развития человека, его интеллектуальных особенностей.

Замечание 1

Только в социуме человек может воплотить в действительность свой врожденный потенциал и стать личностью, поэтому человек и общество неразделимы. Только в обществе есть возможность общаться, обмениваться информацией и опытом, а также транслировать ценности и нормы. Такая взаимозависимость обусловлена также и тем, что без индивидов не будет общества.

Социальный индивид начинает свое существование с самого рождения. Изначально он проходит этап первичной социализации – воспринимает поведение, мимику, жесты, основные правила и нормы в рамках своей семьи. В данном случае именно на родителей ложится полная ответственность за развитие человека, его основных личностных качеств. Если семья благополучная и уделяет ребенку достаточно времени, то и в дальнейшей мы получим гармонично развитую личность. Неблагоприятная обстановка в семье влияет на ребенка, что ведет к появлению у него такого состояния, как агрессия, которая затем перетекает в девиантное поведение.

Вторичная социализация социального индивида проходит в таких социальных институтах, как школа, университет (институты образования), а затем в трудовом коллективе. Постепенно человек, входя во взрослую жизнь, вступает в большое количество социальных отношений, выстраивает во круг себя коммуникационную сеть. Каждый человек, находящийся в поле его общения, оказывает сильное влияние на его развитие, личностные качества и, естественно, на его поведение. По сути, социальное окружение индивида наполнено большим количеством социальных агентов, которые оказывают влияние на процессы его социализации. Среди социальных институтов и агентов социализации, которые влияют на социального индивида, выделим такие, как:

  • Семья;
  • Школа;
  • Окружение сверстников;
  • Средства массовой информации, в особенности глобальная сеть Интернет и многочисленные социальные сети, которые оказывают влияние на миропонимание человека, особенно в том возрасте, когда его психика отличается сильным восприятием и гибкостью.

Поведение индивида

Определение 2

Поведение – это особая форма активности человека. Оно направлено на освоение окружающей среды, а также на поиск новых знаний и опыта, передачу его другим людям. Поведение конкретного индивида всего целесообразно, поскольку человек, в отличие от животного, способен предугадать последствия своего поведения, пользуясь разумом.

Поведение всегда направлено на окружающие явления и процессы, а также на окружающих индивида людей. Оно является в некотором смысле реакцией на различные изменения как внешних, так и внутренних условий, которые непосредственно связаны с индивидом и его жизнедеятельностью.

Поведение может быть двух видов: осознанное и неосознанное. При этом оно возникает в обществе, регулируется общепринятыми общественными нормами, и развивается также только во взаимодействии с другими людьми. Стоит также отметить, что поведение не может быть спонтанным: в основе любого действия человека или его поведенческого проявления лежат различные причины. Они определяются событиями, которые предшествуют поведению и вызывают конкретные его проявления.

Зачастую направленность поведения и его цели зависят от потребностей индивида, которые он хочет удовлетворить в определенный момент времени. То есть, любое поведение характеризуется целью, которую индивид стремится достичь. По сути, именно цель выполняет функцию мотиватора, а также контролирующую и организационную функции, которые являются наиболее важными механизмами в управлении человеческим поведением и действиями.

Признаки поведения социального индивида

Как мы уже указали ранее, поведение индивида не может быть хаотичным и спонтанным: оно всегда обдуманно, имеет свои причины. Среди остальных признаков социального поведения индивида исследователи выделяют следующие:

  1. Уровень активности социального индивида, его энергичность в достижении целей, проявление инициативы, высказывание новых мыслей и идей;
  2. Эмоциональная выразительность поведения, характер и интенсивность аффектов, которые проявляет индивид;
  3. Темп и динамичность поведения в зависимости от того, как скоро индивид хочет удовлетворить свои потребности;
  4. Стабильность, заключающаяся в постоянстве проявлений в различных ситуациях, а также в разный временной промежуток;
  5. Осознанность последствий своего поведения, понимание его мотивов. Данный признак граничит с признаком самоконтроля, когда человек самостоятельно может усиливать влияние своего поведения и также самостоятельно, по своей воле уменьшать его;
  6. Гибкость социального поведения индивида, которая подразумевает сознательные изменения поведенческих реакций на изменения в обществе, а также на результаты, которые изначально самим индивидом не предполагались.

spravochnick.ru

Индивидуальное поведение. Факторы, определяющие поведение индивида

Поведение – это действия кого-либо или чего-либо. Термин «поведение» может относиться как к конкретному индивиду, так и к организации в целом. И в данном случае также речь может идти об «индивидуальном поведении организации». Понятие «поведение» включает в себя любую деятельность. И зависит поведение от целого ряда факторов.

В частности, оно зависит от особенностей индивида и от особенностей внешней среды, с которой индивид контактирует. Термин «индивидуальное поведение» подразумевает наличие определенных различий, которыми обладает каждый конкретный человек. В частности, такими различиями являются образовательный уровень, способности, умения, черты характера и многое другое.

Соответственно, при изучении индивидуального поведения возникает вопрос: возможно ли изменить его, воздействовав при этом на конкретного человека как обладателя определенных особенностей? Разумеется, определенная корректировка возможна. Но в то же время становится ясно, что такая задача может оказаться непосильной без внимания к индивидуальным психологическим характеристикам определенного индивида.

В понятие «индивидуальное поведение» включаются такие важнейшие характеристики, как уровень образования и способность к дальнейшему обучению.

Поведение каждого индивида в целом влияет на групповое поведение, которое, в свою очередь, приводит к определенным результатам. Успешными результатами будут являться повышение производительности и качества труда. Наоборот, нежелательными становятся снижение качества и производительности труда. Индивидуальное поведение человека – это очень сложное явление, состоящее из различных компонентов.

При изучении индивидуального поведения основное внимание уделяется трем основным характеристикам, т. е. восприятию, жизненной позиции личности, особенностям индивида.

Именно эти характеристики влияют на мотивацию индивида, на групповое поведение.

Управление может быть максимально эффективным только в том случае, если будут признаваться личностные особенности каждого конкретного индивида. Понятие «индивидуальные различия» тесно связано с индивидуальным поведением.

Именно индивидуальные различия в целом влияют на результативность работы. Если исходить из того, что каждый человек неповторим и уникален, то становится ясно, что поведение каждого человека также уникально. Но, тем н

azowo.ru

Поведение индивида

Поделись с друзьями

Нужна помощь в написании работы?

Проблема поведения как особой формы активности организма, осваивающего среду, была открыта в России И. П. Павловым. Он ввел термин «поведение», с помощью которого стало возможным отражать сферу отношений отдельного целостного взаимодействующего организма со средой, в недрах которой он существует и с которой активно взаимодействует. В США в 1929 г. на IX Международном психологическом конгрессе была устроена бурная овация после выступления И. П. Павлова с докладом. Поведение индивидов в организации определяется теми правилами и ограничениями, которые действуют в ней для достижения поставленных целей. Достаточно условно можно привести формулу поведения: П =  f (I E) — где: П— поведение, функция природных свойств личности, обусловленная внешним окружением в результате социализации; I— особенности индивида, его природные свойства и характеристики; Е — среда, окружающая индивида; это те организации, где происходит процесс его социализации. Поведение имеет свои особенности: причинность, целенаправленность, мотивированность. Поведение имеет причины, т. е. любое поведение определяется теми событиями, которые ему предшествовали и вызвали конкретную форму проявления. Поведение целенаправленно — любое поведение определяется целью, для достижения которой индивид совершает определенного вида действия. Поведение мотивировано — в любом поведении присутствует мотив, определяющий именно данную форму его проявления. Кроме того, характеристики поведения, которые можно наблюдать, измеримы — возможно измерить отдельные составляющие поведения, например, насколько быстро мы говорим, выполняем определенного вида работу. С появлением Интернета возникло и такое новое понятие, как виртуальное поведение (ВП). ВП может быть представлено как сложный тип поведения, соединяющий в себе признаки естественного и театрального поведения. В театральном поведении создается основа иллюзии естественного поведения. ВП — проекция из виртуальной реальности на реальность, что определяет его двойственную природу. Внутренний слой ВП — естественное поведение, которое скрыто, а внешний слой — театральное поведение, которое в качестве такового также скрыто, являясь иллюзией естественного поведения, необходимой для достижения цели скрытого естественного поведения. ВП существует благодаря возможности ошибки принять театральное поведение за естественное. Есть внешняя цель, соединяющая поведение с реальностью, что отличает их от театрального поведения. ВП является особым видом коммуникации и всегда рассчитано на зрителя. Контрагент может быть как отдельной личностью, так и различного вида сообществом. Условиями существования ВП является представление контрагента о существовании «подлинного» поведения. ВП может быть рассмотрено и как способ управления реальным поведением. Цель ВП — добиться от контрагента определенного естественного поведения, достижения реальной цели. ВП основывается на определенной информации о правилах естественного поведения контрагента и о его типичных реакциях на поведение других людей. Особенности ВП: « иллюзия естественного поведения для достижения реальной цели; » ВП существует в зазоре между подлинным и неподлинным; » закон ВП — закон иллюзий; » ВП — способ управления реальным поведением; » природа ВП имеет двойственный характер.

students-library.com

Особенности внешней среды определяющие поведение индивида. Поведение индивида в штатно-проблемных социально-психологических ситуациях

В психологии личность понимается как устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общности. Это понятие отражает общие и уникальные характеристики человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения и могут быть использованы для самопознания, сравнения, понимания сущности индивида.

При изучении специфики индивидуального поведения в организации важно акцентировать внимание на таких факторах поведения, как возраст (50-летние не так часто проявляют активное недовольство руководством из-за опасения увольнения), пол (женщины вынуждены больше, чем мужчины, уделять внимания семейным проблемам), физические возможности (работа людей с ограниченными возможностями имеет свою специфику), принадлежность к этнической группе (например, в американских компаниях в структуре рабочей силы растет доля латиноамериканцев, азиатов).

Существуют базовые детерминанты развития личности. Это, прежде всего, наследственность и факторы окружающей среды. С тем, что наследственность влияет на личность, согласны далеко не все. Всегда возникают вопросы, что определяет агрессивное поведение подростка: возраст, гены, проблемы в семье, влияние улицы и т.п. Но вероятно наследственность устанавливает некие границы возможностей человека (склонность к языкам, точным наукам, к искусству), а уже окружающая среда либо способствует развитию талантов человека, либо препятствует. Говоря об окружающей среде, мы имеем в виду культурные факторы (нормы, верования, ценности), социальные факторы (семью, референтные группы, группы членства, рабочие группы), ситуационные факторы.

Важно обращать внимание на психические свойства личности (характер, воля, память и др.). Характер — индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях его поведения и отношении к людям и окружающей действительности. Характер формируется в течение жизни человека. На характер ребенка влияют и родители, и школа, и сверстники, и книги. Воля — это способность индивида совершать целенаправленные действия, требующие преодоления трудностей (иногда преодоления себя). Мы можем оценивать выдержку человека, решительность, целеустремленность. При оценке персонала необходимо обращать внимание на воображение человека (особенно, если мы ищем человека творческого, мыслящего нешаблонно), его память, эмоциональность (умение контролировать или проявлять свои эмоции).

Изучая индивида, менеджеры обращают внимание на следующие характеристики личности.

Самооценка. Это собстве

testet.ru

Индивид – социализация, понятие, поведение и развитие

Любого человека можно назвать индивидом. Это отдельная особь, которая относится конкретно к классу человекообразных, обладает определенным строением тела, функциональностью и возможностями. Индивидом человек называется с самого рождения, поэтому данное понятие относится ко всем. Следует рассмотреть, как индивид социализируется, развивается и поступает.

Интернет-журнал psytheater.com считает всех своих читателей индивидами, однако достигшими своего уровня индивидуальности и личностного роста. Как из индивида получается личность и индивидуальность, тоже следует рассмотреть, поскольку это разные понятия.

Кто такой индивид?

Индивид – это особь из рода homo sapiens, которую можно отнести к людям. Она обладает определенным набором генетических и биологических характеристик. По мере своего развития она приобретает социальные, личностные и индивидуальные качества.

Индивидами являются абсолютно все люди, которые рождены от человека женского пола. Только от того, что люди обладают различным характером и взглядами на мир, не делает их животными или пресмыкающимися. Здесь необходимо всего лишь обладать определенным генетическим набором, который делает существо человеком на внешний вид и функциональность его организма.

Индивидами все люди рождаются. Однако по мере своего роста индивиды становятся личностями. Это уже обусловлено теми условиями, в которых человек развивается и приобретает свои индивидуальные качества и черты. Личность не отменяет того, что человек остается индивидом.

перейти наверх

Понятие индивида

Понятие индивид может использоваться в двух случаях:

  1. Когда человека относят к определенному виду живых существ. Все люди рождаются индивидами, поскольку генетически и биологически они обладают всеми характеристиками, которые делают их похожими на людей. Каждый, кто обладает таким набором биологических характеристик, является индивидом.
  2. Когда человека относят к определенной группе, однако делают его отдельной единицей. Группа состоит из отдельных индивидов. Каждый индивид составляет группу, если в нее входят несколько людей. Однако при этом группа не делает индивида пустым местом, он продолжает оставаться индивидом, который влияет на формирование и развитие группы либо может вообще ее покинуть.

Таким образом, индивид – это биологическое существо человеческого рода, которое носит определенный биологический и социальный набор качеств. Он является активным, биологически запрограммированным и социальным.

По-другому понятие «индивид» можно определить как «отдельный человек». Абсолютно любой человек является индивидом, несмотря на то, что обладает своим набором генетических качеств и личностных характеристик. Несмотря на различия во внешности, поведении и характере, абсолютно любой человек, который обладает общими характерными качествами, является индивидом с самого рождения и до самой смерти.

В психологии достаточно часто используется термин индивид, который может означать не только отдельного человека, но и определенный набор его качеств, отдельную единицу конкретной группы.

перейти наверх

Социальный индивид

Человеческий детеныш является самым беззащитным и нуждающимся в посторонней помощи. Если животные достаточно быстро проходят этап с момента своего рождения до самостоятельной добычи еды, то человеческому детенышу требуются годы, чтобы достичь своего взросления. Именно весь этот период он и окружен родительской заботой, опекой других людей, которые о нем не только заботятся, но и обучают, воспитывают, то есть формируют его как личность.

Индивид рождается отдельной особью, однако из-за неспособности удовлетворять все свои потребности с рождения и вынужденной потребности в помощи родителей человек является социальным. Он растет в семье, затем попадает в конкретные социальные группы, приобщается к обществу в целом и начинает участвовать в его жизни. Человек с самого рождения является социальным, даже если и не обладает пока всеми навыками коммуникации.

Индивид вначале коммуницирует на уровне жестов, мимики и интонации. На таком же уровне с ним общаются взрослые, поскольку ребенок пока только это и понимает. Однако в дальнейшем индивид обучается речи, письму, определенному поведению, что позволяет ему более точно выражать свои мысли и потребности.

Индивид входит в общество, независимо от своего желания, поскольку оно за ним ухаживает и воспитывает. Без общества человек бы не выжил. Вместе с тем общество не существовало бы, если бы в него не входили индивиды.

Социальный индивид становится по мере своего взросления под влиянием того воспитания и обучения, через которое проводит его социум (в лице родителей поначалу, а затем и воспитателей, учителей, СМИ и пр.). Индивид приобретает социальные навыки под влиянием того общества, в котором он растет. Государство обладает определенными регламентами, которые отличаются от устоев, бытующих в других странах. Вот почему различные народы отличаются своими манерами, традициями и взглядами на мир, продолжая формировать из новых детей таких же индивидов, которыми являются они сами, отличающиеся от других национальностей.

В процессе обучения и воспитания человек обучается речи. Это делает невербальное общение второстепенным, однако полностью его не исключает. Одним из методов обучения является закрепление: путем поощрения или наказания родители или общество демонстрируют, какое поведение является приемлемым, а от чего следует отказаться, поскольку это порицается.

Индивид рождается с безусловными рефлексами. Однако воспитание направлено на формирование условных рефлексов – когда путем длительного обучения человека приучают к определенным ритуалам, поведению, манерам.

Социализация индивида осуществляется в первую очередь в семье. Именно родители говорят ребенку о том, как он должен себя вести, какими качествами обладать, каким навыкам обучаться и что знать, что соответствует тем регламентам и традициям, которые бытуют в обществе. Родители готовят своего ребенка к общественной жизни, что зачастую происходит через подражание малыша своим маме и папе. Другими словами, ребенок наблюдает за родителями и копирует их поведение. Однако он может вбирать в себя не только хорошие и сильные их стороны поведения, но и плохие, слабые.

Вторым институтом социализации индивида является школа, которая лишена эмоциональной сферы, однако заставляет человека познавать мир, получать знания, знакомиться с тем, что такое успех и неудача. Это своего рода среда, где ребенок уже приучается к социальной жизни, которая будет к нему не так благосклонна, как его родители.

Третьим институтом становятся сверстники, с которыми контактирует ребенок. Именно друзья корректируют воспитание родителей, делают его более социальным, показывая плюсы и минусы всех навыков ребенка. Контактируя с детьми, ребенок вынужден приобщаться к тем областям, которые не были представлены родителями, а также менять свое мировоззрение, расширять его, корректировать.

Также средства массовой информации влияют на развитие индивида. Однако они уже становятся последним звеном.

перейти наверх

Поведение индивида

Поведение – активность человека в тех условиях, в которых он находится. Оно может быть осознанным и неосознанным, регулируемым, подвергаться влиянию обстоятельств или выходить за их пределы. Поведение меняется в зависимости от обучения человека речи, мышлению, новым знаниям и даже навыкам.

Поведение всегда имеет причины своего появления. Причины – это те события или обстоятельства, которые предшествовали его возникновению.

У поведения всегда есть цель. Не всегда человек может ее ставить осознанно, однако поступки всегда целенаправленны. В основном их главной задачей является удовлетворение потребностей индивида. Если человек не осознанно ставит эту цель, тогда она формируется автоматически на основе той неудовлетворенности, которая возникает в ситуации и заставляет действовать. Здесь как раз и рождается мотивация – желание удовлетворить свои потребности, которые еще не реализованы.

Выделяется отдельно виртуальное поведение, которое возникло лишь с появлением компьютерных технологий и сети Интернет. Оно отличается своей наигранностью, фальшивостью и театральностью.

перейти наверх

Индивид – личность – индивидуальность

Следует отличать три понятия, которые относятся к человеку: индивид, личность  и индивидуальность:

  1. Индивид – это биологическое существо из рода человека.
  2. Личность – это человек социальный, который обладает определенными социальными навыками, выполняет определенную социальную работу, занимает конкретную социальную роль.
  3. Индивидуальность – неповторимость образа конкретного человека, который своими качествами и навыками, знаниями и манерами отличается от других людей.

Индивид и личность – это не одно и то же. Человек рождается индивидом, однако личностью он пока не является, поскольку не обладает социальными навыками, знаниями и даже не проявляет каких-то качеств характера.

Однако личность и индивидуальность взаимодействуют между собой, хотя и не объединяются в единое понятие. Индивидуальные черты характера формируют личность. Вместе с тем личность – это исключительно социальное существо. Чтобы быть личностью, необходимо обладать какими-либо социальными навыками и занимать социальную позицию. При этом индивидуальные черты характера могут формироваться независимо от того, находится человек в обществе или существует сам по себе.

Все три понятия несомненно переплетены между собой:

  1. Человек рождается индивидом, который обладает всеми возможностями и предрасположенностями, которые будут способствовать формированию у него индивидуальных качеств и социальных навыков.
  2. Через воспитание и приобщение к социальной жизни человек становится личностью.
  3. Путем воспитания, самовоспитания, обучения, попадания в различные ситуации, эксперименты и прочие факторы формируются различные качества характера и манера поведения, которые и делают человека индивидуальностью, непохожую на других людей.
перейти наверх

Индивид и группа

Группа – это объединение нескольких индивидов, которые еще отличаются своими индивидуальными особенностями. Их объединяет общая цель, которая заставляет их взаимодействовать и выполнять одну общую деятельность.

Индивид словно растворяется в группе, становясь ее частью (хотя на самом деле он продолжает оставаться отдельным человеком). Он выступает от имени группы, а не от своего лица. Он взаимодействует с другими индивидами данной группы в зависимости от регламента поведения, которое поощряется в коллективе. Каждый занимает определенную позицию, лишь при определенных условиях будучи способный ее изменить.

Группа диктует индивиду, как себя вести и что делать, что себе позволять и в чем отказывать. Вместе с тем индивид может выйти из группы в любой момент. Он также способен влиять на развитие группы, ее формирование и изменение, если это в его силах.

Человек входит в группу, поскольку пытается решить какие-то конкретные свои проблемы с помощью других людей. Вместе с тем группа имеет конкретные свои цели, которые нужно достичь совместными усилиями, чтобы иметь возможность в дальнейшем пользоваться всеми привилегиями группы.

перейти наверх

Развитие индивида

Развитие личности бывает:

  1. Биологическим – развитие и изменение анатомо-физиологических свойств.
  2. Психическим – изменения в структуре психики.
  3. Личностным – изменения под действием воспитания и социализации.

Все виды развития происходят постепенно, влияя друг на друга. Все они предполагают образование новых качеств, которыми человек будет пользоваться для совершения действий и достижения целей.

перейти наверх

Кто такой индивид в итоге?

Индивидом в итоге называется каждый человек, который рожден в человеческом образе. Личностью он становится по мере своего развития и социализации, как и индивидуальные черты приобретаются по мере жизни.

psytheater.com

поведение индивида — это… Что такое поведение индивида?


поведение индивида
individual behaviour

Большой англо-русский и русско-английский словарь. 2001.

  • поведение залежи
  • поведение коллектива

Смотреть что такое «поведение индивида» в других словарях:

  • Оппортунистическое поведение индивида — поведение индивида, уклоняющегося от условий соблюдения контракта с целью получения прибыли за счет партнеров. Оно может принять форму вымогательства или шантажа, когда становится очевидной роль тех участников команды, которых нельзя заменить… …   Словарь по экономической теории

  • поведение девиантное — (от лат. deviato отклонение) см. отклоняющееся поведение. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • поведение отклоняющееся —      (поведение девиантное) система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Основные виды поведения девиантного преступность и уголовно не наказуемое (непротивоправное) аморальное… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПОВЕДЕНИЕ РОЛЕВОЕ — англ. behavior, role; нем. Rollenverhalten. 1. Поведение, соответствующее соц. ожиданиям и требованиям, предъявляемым к индивиду определенной роли. 2. Поведение индивида в той или иной роли. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • ПОВЕДЕНИЕ ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ (девиантное) — (от лат. deviatio отклонение) поведение, нарушающее социальные нормы определенного общества. Выражается в поступках, поведении (действиях или бездействии) как отдельных индивидов, так и социальных групп, отступающих от установленных… …   Социология: Энциклопедия

  • ПОВЕДЕНИЕ ДЕЛИНКВЕНТНОЕ — (от лат. delictum проступок, англ. delinqvency правонарушение, провинность) антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощенное в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в… …   Социология: Энциклопедия

  • ПОВЕДЕНИЕ РОЛЕВОЕ — англ. behavior, role; нем. Rollenverhalten. 1. Поведение, соответствующее соц. ожиданиям и требованиям, предъявляемым к индивиду определенной роли. 2. Поведение индивида в той или иной роли …   Толковый словарь по социологии

  • ПОВЕДЕНИЕ —         процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой. П. возникает на высоком уровне организации материи, когда её живые структурные образования приобретают способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию, используя её… …   Философская энциклопедия

  • поведение — Любая деятельность, в которой мы участвуем, от грубой моторной деятельности до мышления. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. поведение …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПОВЕДЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ — ПОВЕДЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ, система взаимосвязанных действий или поступков, направленных на изменение или сохранение демографии, состояния субъекта. Субъектами П. д., как правило, выступают отд. индивид, семья, малая группа, намного реже нация,… …   Демографический энциклопедический словарь

  • Поведение политическое — форма участия личности, социальной общности людей в осуществлении политической власти, защите своих политических интересов. Выделяют два основных типа политического поведения: политическое действие и политическое бездействие. Политическое… …   Политология. Словарь.


dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *