Отождествление личности это
Часто человек не осознает, что в нем есть истинное «Я», а что перенято от окружающих людей. Отождествление личности — психологический процесс присвоения субъектом чужих свойств, атрибутов, качеств, иными словами, срастание собственного «Я» с другим человеком.
Значение слова «отождествлять» – признавать абсолютно одинаковыми, однородными, совпадающими по всем признакам. Этот процесс протекает абсолютно бессознательно, личность не чувствует, что поглощает чуждые объекты, которые со временем становятся ее неотъемлемой частью.
Отождествление – это совсем не безобидное явление, оно способно не только внушить нам ложные идеалы, но и трансформироваться в своего рода одержимость целью. Например, отождествляя себя с мелкими проблемами, задачами, человек находится в состоянии, называемом «за деревом леса не видит», забывает об истинном своем предназначении. Примеряя на себя образы известных людей, личность настолько сживается с вещами, прической, макияжем, одеждой, что любая перемена внешности будет вызывать дискомфорт или чувство неловкости.
Как происходит этот процесс
Отождествление происходит постепенно, в несколько этапов: сначала новорожденный ребенок учится слышать собственное имя, ассоциировать его с телом. Подрастая, он часто говорит о себе в третьем лице: «Соня хочет кушать». Затем малыш узнает волшебное слово «я» и связывает его со своим именем. Это первый этап отождествления себя как мыслящей, испытывающей эмоции по отношению к окружающим ее предметам и явлениям личности.
На следующих этапах отождествления ребенок взрослеет, он осознает наличие у себя таких особенностей, как пол, возраст, расовая принадлежность. Далее происходит отождествление себя с матерью, отцом, родственниками, друзьями, накапливается опыт общения. Восприятие себя становится более сложным, к внутреннему «Я» прирастают накопленные переживания.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Рекомендуем: Расшифровка понятия: персонализация
Голова взрослого человека всегда наполнена нескончаемым потоком мыслей, они часто повторяются, могут быть абсолютно бессмысленными, но вызывают эмоции: «А что было бы, если бы…» Результатом такого эмоционального хаоса становятся перепады настроения, плохое самочувствие, потеря интереса к жизни, контакта с истинным «Я». С точки зрения буддизма, у человека есть два разума:
- Обезьяний – суетливый, бесконечно что-то обдумывает, не сосредоточен на конкретных проблемах или делах, никогда не спит. Он преобладает у людей с низким уровнем осознанности, создает у них ощущение бессмысленности, непоследовательности жизни.
- Воловий – последовательный, обстоятельный, нацеленный на решение конкретных проблем реального мира. Люди с преобладанием этого ума осознанны, спокойны и уравновешенны, полны энергии и истинного энтузиазма.
На последнем этапе происходит отождествление обезьяньего ума с Эго, человек теряет связь со своим внутренним пространством. В результате он не только забывает себя, но и полностью погружается в мир подобия другим людям, вещам и явлениям.
Истинное «Я» иногда пробивается к нам во снах о детстве и странных вещах, название которых мы никак не можем вспомнить.
Какие виды подобия существуют
Психологи до сих пор не пришли к единому мнению, что включает в себя термин «отождествлять», значение может быть довольно объемным. Фрейд в своих работах указывал на то, что отождествление человека по внешним и внутренним признакам происходит либо путем установления эквивалентности учета признаков (например, опознание преступников), либо с помощью определения сущности, т.е. принадлежности к определенной группе.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Также психолог считал, что отождествление — это неосознанное действие по слиянию индивида с другими людьми полностью или частично, т.е. своеобразное подражание. Такое отождествление означает заражение чужими мыслями и идеями, сживание с эмоциями объекта подражания.
Рекомендуем: Что такое альтер эго?
Современные психологи выделяют три вида отождествления. Первый наиболее распространен и означает срастание с внешними ценностями. Например, вам очень нравится известный фигурист, вы смотрите все его выступления, переживаете каждую травму или падение на льду. Любая награда вашего кумира – это ваша награда, его провал – ваш провал. Вы настолько сживаетесь с новым образом, что уже не ощущаете разницы между собой и этим человеком.
Отождествление с внутренними ценностями значит, что человек полностью погружается в систему условных координат «хорошо – плохо». Иными словами, у каждого из нас есть истинный характер и индивидуальные черты, которые под влиянием воспитания трансформируются в нечто иное, соответствующее требованиям общества.
Человек надевает маску, обращенную к окружающим, и считает это нормальным. Но стоит только личине столкнуться с внутренним «Я», как происходит подмена истинных ценностей условными ценностями маски.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Отождествление с собственной личностью – третий уровень. Например, некоторые люди довольно часто видят яркие, насыщенные событиями сны, они совершенно искренне сопереживает себе, принимают все происходящее за чистую монету, полностью срастаются с персонажем грез.
Однако по пробуждении они понимают, что это был лишь сон, реальность вокруг – совсем иное дело. Этот уровень отождествления – самый глубокий, он заключается в идентификации себя с телом, личностью, чувствами, тайными желаниями, чаяниями, без масок и навязанных извне ролей.
Как стать самим собой
В сущности, отождествление себя с успешными и довольными жизнью людьми похвально, однако надо помнить, что у каждого своя дорога. Погоня за материальными благами, ежедневная суета и борьба за место под солнцем не дадут вам душевного спокойствия и умиротворенности.
Осознавшие ценность жизни идут дорогой духовного поиска, однако наше «Я» панически боится пробудиться и увидеть мир таким, какой он есть на самом деле. Поиск себя может превратиться в бесконечную погоню за тающим в ночи призраком, в работу по пробуждению внутреннего «Я» без пробуждения этого «Я».
Рекомендуем: Социальные роли и статусы
Психологи разработали несколько методик, избавляющих от отождествления. Одна из них предлагает отказаться от прошлого опыта и выйти за рамки комфорта с помощью достижения состояния «постороннего наблюдателя». Это своего рода медитативное состояние, достигаемое за счет размеренного, глубокого дыхания и концентрации мыслей на ощущениях тела.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Отождествлённый человек начинает осознавать свое состояние и выстраивает связь между истинным «Я» и бесконечностью бытия. Постепенно сознание очищается от хаоса и отождествления, наступает просветление, означающее достижение внутренней гармонии, ощущение себя «здесь и сейчас».
Буддистские практики предлагают погружение в состояние созерцания, смысл которого заключается в концентрации внимания на одном заранее выбранном предмете. В ходе медитации человек полностью сливается с наблюдаемым объектом, разотождествляясь со всем остальным окружающим его миром. Он теряет ощущение себя как человека и обретает чувство чистого бытия. Методика позволяет полностью очистить сознание, довести мысли до самого простого уровня.
Рекомендуем: Идентичность — что это такое?
В йоге используется методика, направленная на освобождение от отождествления и достижение состояния «самадхи». Медитирующий человек отстраняется от суеты и входит в состояние нирваны – ощущая бытие без эмоционального окраса за пределами отождествления. Постепенно приходит ощущение себя как вечного зрителя, спокойно наблюдающего за миром и людьми.
Большую часть времени мы живем автоматически, по схеме «дом – работа – дом», поэтому жизнь иногда нам устраивает встряски. Чем сильнее отождествлен человек, тем большее потрясение ему нужно испытать, чтобы оторваться от привычных отождествлений. Жизнь заставляет нас идти вперед и работать над осознанием себя, духовно расти и развиваться. Автор: Наталья Иванова
Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:
Три уровня отождествления | Психология без соплей
Сегодня мы повертим в руках еще один кусочек нашей большой мозаики. Речь пойдет о том, что в психологии называется отождествлением. Внимательное рассмотрение этого понятия поможет более ясно ощутить ту стенку, о которую разбиваются все благие намерения в духовном развитии.
К этой проблеме мы уже подходили с разных сторон — вспомните статьи о свободе воли или, например, о поиске своего истинного «Я». В этой статье мы обсудим еще один аспект того же самого психологического явления.
В очередной раз прошу смотреть на предложенные примеры и метафоры как можно шире, не позволяя себе заблудиться в словах.
Что такое отождествление? Психология обычно рассматривает это явление как срастание личности с чем-то внешним по отношению к ней самой. Если в чистом виде личность говорит о себе «Я — это Я», то в состоянии того или иного отождествления формулировка меняется на «Я — это то-то», с указанием чего-то конкретного, с чем произошло срастание.
Естественно, все это происходит незаметно для самого «Я». Отождествление — процесс сугубо бессознательный. «Я» совершенно не замечает того, как начинает вкладывать себя во внешние объекты или ценности. Однажды оно просто обнаруживает, что что-то, казалось бы для него постороннее, вдруг стало жизненно важным, вплоть до того, чтобы поставить ребром вопрос о жизни и смерти.
В абстрактном виде звучит не вполне понятно, поэтому проще показать сущность этого явления на примерах.
Отождествление
со внешними ценностями
Возьмем для пущей наглядности какого-нибудь ярого футбольного болельщика. Что с ним происходит, когда его любимая команда выигрывает? Он испытывает прилив положительных эмоций, он рад победе и горд достижениями команды точно так же, как если бы он сам был ее частью, как если бы он сам забил решающий гол.
А что с ним происходит, когда команда проигрывает? Он на полном серьезе чувствует себя несчастным — он испытывает горе и стыд, как если бы это было его личное поражение, как будто это он дал неправильный пас или собственноручно пропустил гол. Он злится на свою команду потому, что бессознательно чувствует себя соучастником их проигрыша, но не хочет брать на себя за это ответственность.
В этом примере болельщик отождествил себя с командой, за которую болеет. То есть, даже не так: «боление» за команду — это и есть самая примитивная форма отождествления. Для болельщика «Я — это моя любимая команда», «Ее победы — мои победы, ее поражения — мои поражения».
Отсюда же происходят и кровопролитные войны между болельщиками противоборствующих команд, ведь оскорбление «моей» команды — это оскорбление меня самого, а свою честь нужно защищать! То есть, в конечном счете, для болельщика все сводится к его собственному ущербному Эго, а на реальную команду ему в общем-то плевать. Победы и поражения команды он принимает лично и близко к сердцу только потому, что эта команда магическим образом стала тождественна его собственному «Я».
Подобное отождествление — это один из способов избегания сложностей реальной жизни, когда она подменяется вымышленным мирком с простыми правилами и ценностями, где ни о чем не нужно думать, а достаточно только примитивно реагировать по общеизвестной программе.
Отождествление позволяет забыться, погрузиться в иллюзорный мир иллюзорных ценностей, поверить в него всей душой и оставить более сложный реальный мир более реальных ценностей и более реальных проблем далеко позади.
Обратите внимание, что речь идет не о противопоставлении истинного и ложного, реального и нереального, а о БОЛЕЕ реальном и МЕНЕЕ реальном. Это важный момент, потому что отождествление может быть многоуровневым, с погружением в мир иллюзий все глубже и глубже на каждом новом этапе. Например, чтобы «полноценно» отождествиться с футбольной командой, нужно еще до этого пребывать в состоянии определенного отождествления.
Пример с футбольной командой только один из множества возможных. С тем же успехом можно было бы рассмотреть отождествление с партией, с религией, с родиной, с любимой рок-группой или любым другим своим личным идолом. Сотворить себе кумира, а затем защищать его ценой своей жизни, можно из чего угодно и из кого угодно — комментарии к соответствующим статьям тому пример.
Но это все примеры примитивные и потому скучные. Психология щелкает проблему подобного отождествления на раз — к любому психологу можно пойти и он поможет от такого поверхностного отождествления избавиться… было бы желание. Но его-то как раз и нет, потому отождествление возможно только, как бессознательный процесс.
Знать о своем отождествлении — значит уже избавиться от него. Бывает правда и промежуточное состояние, когда человек только догадывается о наличии какого-то отождествления, но не может его окончательно ухватить своим сознанием. Тогда психолог может помочь, но только при одном непременном условии — он сам должен быть свободен от этого самого отождествления. Это важный момент, не упускайте из виду — ниже пригодится.
Избавление от отождествления, когда оно происходит, приносит с собой чувство пробуждения ото сна — как будто пелена с глаз спадает, и человек видит мир в истинном свете. Но как одно отождествление наслаивается на другое, так и освобождение от одного не освобождает от другого. Болельщик может очнуться ото сна и увидеть, насколько шире и богаче мир вне футбола — это приносит ему чувство свободы и счастья, но на более глубоком уровне он так и продолжает спать.
Вопрос для самостоятельного обдумывания: если изначально отождествление происходит из желания сбежать от тревог и трудностей своей обычной жизни, то при каком условии отождествление может быть снято? Что должно изменится в человеке, чтобы ему больше не нужен был этот способ убегания от реальности? — Это вопрос чертовски интересный, поскольку ответ на него укажет на то препятствие, которое удерживает нас от окончательного пробуждения ото всех отождествлений.
Отождествление
со внутренними ценностями
Теперь для полноты картины рассмотрим другие примеры, более глубокого уровня. Но заметьте — как бы глубоко мы не погружались, принцип остается все тот же: при отождествлении то, чем мы являемся, переносится и срастается с тем, чем мы НЕ являемся. И с каждым витком нового отождествления, мы все больше удаляемся от нашего истинного и первоначального «Я» и все более несчастными становимся.
Чтобы опуститься глубже, нам нужно вспомнить, что такое Персона в юнговской модели психики. Можно было бы обойтись и без нее, но тогда придется заново объяснять то, что мы уже подробно обсуждали. Если кто-то тему пропустил, читайте соответствующую статью — Тень и Персона. А здесь напомню в двух словах самую суть.
Есть наша сознательная личность со всеми ее чертами и качествами. Под давлением воспитания, часть своих качеств, которые поощряются родителями и обществом, мы складываем в стопочку под названием «Персона», а все остальные прячем с глаз долой в сундук под названием «Тень». Таким образом получается, что Персона содержит те наши врожденные и приобретенные качества, которые позволяют нам получать всеобщее одобрение. Персона — это наша маска, подставная личность, первоначальная задача которой обмануть окружающих и получить от них любовь, признание и прочие бонусы.
Персона содержит в себе наш характер, который мы десятилетиями взращивали и оттачивали, наши идеалы, наши драгоценные принципы, вызывающие восхищение в чужих глазах. Персона — это ложь всей нашей жизни, которую мы возводим в высшую ценность, называя это своей индивидуальностью и уникальностью.
Но до тех пор, пока мы врем только окружающим, ничего страшного не происходит. Проблемы начинаются тогда, когда мы сами начинаем верить в свою ложь, когда маска перестает быть маской и становится лицом — то есть, когда мы отождествляемся со своей Персоной. Так происходит погружение в мир ценностей того социума, в котором Персона была сформирована.
С этого момента человек начинает искренне верить в абсолютное значение социальных ценностей — той условной системы координат, которая определяет, что такое «хорошо» и что такое «плохо» в рамках данного конкретного социума.
На этой почве и возникают все самые серьезные социогенные неврозы, поскольку всякий внутренний конфликт в своей основе имеет как раз столкновение абсолютных ценностей с условными. Когда отождествления с условными ценностями нет, абсолютные легко берут верх в любом споре, и человек безо всяких внутренних терзаний живет в согласии со своей природой. Но когда отождествление уже случилось, условные ценности набирают достаточный вес, чтобы давление в психическом паровом котле резко начало расти. Последствия очевидны.
Здесь начинается вотчина глубинной психологии, и сюда заглядывает уже далеко не каждый психолог. А еще более «не каждый» может помочь решить проблемы этого уровня. Выше было сказано именно об этом — чтобы помочь другому человеку преодолеть отождествление, психолог сам должен быть от него свободен, иначе все его слова и изощренные технические приемы не будут иметь никакого толка.
Отсюда следует вывод, с которым далеко не всем психологам будет легко согласиться: чтобы по-настоящему эффективно лечить социальные неврозы, психолог должен сам находиться вне социальной системы координат. В противном случае, все его действия будут только еще больше усугублять социальное отождествление у пациента. А значит почва для возникновения новых внутренних конфликтов будет только укрепляться, а значит вместо лечения, пациенту будет нанесен только вред…
Именно этот момент ставит под большое сомнение современные психотерапевтические технологии вроде того же НЛП — одно дело уметь трансформировать и перепрограммировать сознание, и совсем другое — знать, в каком направлении это следует делать. Какими бы эффективными техниками психолог не владел, конечный результат его работы зависит от того, смотрит ли он на ситуацию пациента с более высокой орбиты или же он сам вовлечен в те же самые иллюзии.
Это был второй уровень отождествления. Не самый сложный, но на нем и так срезается подавляющее большинство искателей истины. А есть и еще более глубокий уровень, о котором те же искатели догадываются, но который им никоим образом не светит, пока не будут пройдены и оставлены далеко позади более простые уровни отождествления.
Божественный гипноз
И снова рассмотрим простой пример. Когда мы спим и видим яркий сон с четким последовательным сюжетом, мы принимаем все в нем происходящее за чистую монету — искренне переживаем, искренне радуемся и искренне страдаем. И только после пробуждения мы с радостью или печалью понимаем, что это был всего лишь сон.
В состоянии сновидения мы полностью отождествлены с нашим персонажем, даже если он не похож на нас «настоящих». А поскольку внешний мир есть интерпретация объективной реальности субъективным воспринимающим аппаратом, то отождествление с этим самым аппаратом приводит к стойкой иллюзии, что интерпретация — это и есть объективная реальность. Надеюсь, не слишком сложно получилось, но если не понятно, то и ладно… не все сразу, значит.
Так вот, сновидец искренне верит в ту картину, которая перед ним разворачивается, и все-таки мы точно знаем, что сон — это только сон, загадочная игра нашего разума. Сон заканчивается, и мы просыпаемся в реальном мире.
Эта аналогия и приводит нас к третьему уровню отождествления — к отождествлению с нашей личностью, с нашим телом, с нашими мыслями и чувствами, с нашими желаниями, надеждами и ожиданиями, с нашими горестями и радостями, с нашими победами и поражениями… с тем, что мы на самом глубоком уровне — вне всяких ролей и масок — привыкли считать собой.
То самое «Я», которое мы видим даже в самой глубине своей души — это всего лишь сновидец, с которым мы сейчас безнадежно отождествлены. А окружающий мир кажется нам таким осязаемо реальным только потому, что таков уж воспринимающий аппарат нашего сновидца. И вся трагедия этой ситуации в том, что проснуться ото сна практически невозможно до тех пор, пока сохраняется вера в его реальность, а еще большая трагедия в том, что сновидец вовсе не хочет просыпаться — он хочет, чтобы сон продолжался, потому что пробуждение равносильно смерти сновидца и действительно является таковой.
Наше «Я» до смерти боится настоящего пробуждения, поэтому весь духовный поиск так легко превращается в погоню за собственным хвостом — «Как избавиться от собственного Я, не избавляясь при этом от собственного Я?» И поэтому так абсурдны всякие попытки просветлеть по собственной доброй воле.
И все-таки окончательное пробуждение время от времени происходит — с разными людьми и по всему свету. Иногда, кажется, что пробуждение случается в следствие целенаправленной духовной практики — тогда возникает иллюзия, что повторение той же самой практики приведет к повторению результата. Иногда, кажется, что пробуждение случается вопреки всякой практике и вообще всякой духовности, и тогда кажется, что это чисто игра случая.
Теоретически, если предыдущие выкладки более-менее верны, можно предположить, что пробужденный человек может помочь проснуться тому, кто еще спит. Но даже на уровне психологии и первых двух уровнях отождествления все зависит не только от психолога, но и от готовности пациента проснуться и воспринять более широкую картину мира, сохранив при этом целостность своего сознания.
Так что же тогда предшествует окончательному пробуждению? Какого рода готовности ждет от нас Бог, природа или судьба? Какой путь предстоит пройти, прежде чем не останется ничего другого, кроме как проснуться?
Возможно, подсказка скрывается в ответе на вопрос о том, что предшествует пробуждению от сна социального. Поищите ответ сами. Но верна ли вообще вся эта гипотеза, я не знаю.
Тук-тук, Нео… проснись.
Понравилась публикация?
Поделитесь находкой!
Возможно, вас также заинтересует:
satway.ru
Отождествление и самоидентификация — Психология PRO
Отождествление – это уподобление себя объектам внешней и внутренней среды, благодаря чему формируется самоидентификация, как чувство «я». Чтобы в этом разобраться, давайте попробуем ответить на вопрос: каким образом происходит отождествление?
Человек не всегда понимает, что в нем является ложным, а что истинным, где он сам, а где уподобление чему-либо (отождествление). Человек принимает решения, которым не способен следовать, потому что его «я» не целостно, и, по сути, представляет собой нагромождение иллюзорных образов и ложных личностей, которые часто противоречат одна другой.
Мы отождествляем себя с тем, что воспринимаем, и чем дольше восприятие объекта, тем сильней отождествление с ним. По этой причине большая часть людей считают себя телами, т.к. восприятие тела происходит практически все время бодрствования сознания.
На уровне обыденных поверхностных мыслей человек отождествляет себя также с прической, макияжем, одеждой, машиной и т.п., не подозревая о том, что его истинное «я» не имеет со всем этим ничего общего. Доходит до того, что человеку порой сложно надеть новую одежду, или поменять прическу, потому что это равносильно потере психической опоры его самоощущения, чувства «я». Иными словами, просто немного поменяв имидж, человек и сам начинает меняться только потому, что отождествляется со своей внешностью. Ваш облик – это не вы, а всего лишь «объект» отождествления (самоидентификации).
Здесь я хотел бы привести наглядный пример, связанный с одной из лучших техник устранения ложных отождествлений. Во время практики созерцания вы наблюдаете заранее выбранный объект. По мере созерцания, сознание все больше «сливается» с объектом, вплоть до полного переноса внимания на этот объект и отождествления с ним. В йоге это состояние называют «самадхи». При таком отождествлении с объектом созерцания, происходит растождествление со всем остальным, включая тело, чувства и мысли. Фактически человек в это время перестает ощущать себя человеком, и ощущает себя как чистое бытие, в котором случаются объекты реальности.
Это шок для обывателя и, например, буддийские монахи подготавливаются годами к таким состояниям, начиная с простых упражнений, заканчивая многомесячными ритритами, в которых монах проводит в созерцании по 8-12 часов в день. Такая практика очищает сознание, все мысли и эмоции доходят до начальных импульсов. Но пока есть объект (на который медитируешь), от отождествления не уйти. Поэтому выбор медитации для серьезных практиков также имеет немалое значение. Этой теме на progressman.ru посвящен отдельный раздел.
Когда выходишь за пределы мира форм как такового, достигая растождествления с любыми объектами реальности, приходишь к абсолютному субъекту, наблюдателю, воспринимающему, вечному зрителю жизни, высшему «Я» («пуруша» в философии йоги, «атман» в философии «адвайты»), и переживаешь нирвану – «ощущение» бытия без каких либо дополнительных окрасок за пределами отождествления.
Существование в системе проходит механически, поэтому жизнь устраивает нам всевозможные потрясения, нарушая наш привычный взгляд на мир, чтобы мы отцепились от привычных отождествлений. Жизнь пробуждает в нас осознанность нового уровня, как бы встряхивает все отождествления, чтобы мы обрели самоидентификацию на новом более тонком уровне развития сознания. Чем сильней человек отождествлен с объектами, тем более мощное необходимо потрясение, чтобы от них отцепиться. Можно воспринимать это как метафору. На деле мы очевидным образом сами страдаем от собственных слабостей и слепых пятен восприятия.
И как вывод – чем больше осознанности, тем меньше неприятностей. Можно назвать это мудростью, когда человек движется без кнута за спиной, самостоятельно, совершая сознательные шаги, устраняя ложные отождествления. Можно вспомнить слова святых о том, что страдание – милость. Если пробуждаешь себя самостоятельно, реальность «пинает» не так сильно, а в некоторых случаях полного приятия жизни, самоотверженности и понимания, пробуждение проходит гладко и естественно.
Мир неизмеримо шире, богаче и удивительней того, что мы можем себе представить. Спектр восприятия ограничен только нашим системообразующим «деланием» обусловленной модели мира в нашем сознании. Все отождествления – искусственны.
Может возникнуть закономерный вопрос: много ли в нас от нас самих? В каком-то смысле – ничего! Все, что мы ощущаем, любая форма – это отождествление. В ином смысле, «я» – это всегда «я», и все, чем наше «я» истинно является всегда с нами. Стоит лишь протереть пыль ложных личностей с зеркала сознания, и мы увидим собственное отражение. Разделение происходящего на внутренний и внешний мир – условно. Истинное «я» – это не объект, это – ощущение жизни, в которой происходят объекты, формы и переживания.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
progressman.ru
Два состояния: осознанность и отождествление
16.04.2012Два состояния: осознанность и отождествление
Часть 1. ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ
Для многих людей, выбравших духовный путь развития, стало очевидным, что на каких вибрациях мы находимся, так и выстраиваем свою жизнь. Именно они определяют, пребываем ли мы в трёхмерном сознании разделения, рождающего соперничество, борьбу и конфликты, или на более высоком уровне Единства и Гармонии.
В этой связи можно говорить и о двух состояниях сознания:
1 – Состояние ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ, то есть НЕОСОЗНАННОСТИ. Это вибрации ЭГО.
Зная признаки проявления эго, их нетрудно отследить в себе и трансформировать. Как же эго ведёт себя?
В нём нет ничего отрицательного или порочного, и это не внутренний враг, с которым нужно бороться. Просто это частота, на которой возможен только узкий личностный взгляд на что-либо и отождествление себя с этим. Это слияние себя с данной формой– физической, эмоциональной, ментальной.
Идентификация с физической формой заставляет воспринимать себя как это тело \ ум, мысли \ болезнь \ неудовлетворяющая внешность \ нереализованный мужчина (женщина)\ эти материальные ценности \ это количество вещей.
На эмоциональном уровне – это абсолютная поглощённость собой в той эмоции, которая возникла вследствие оценочной мысли. Она подменяет нас, становясь нашим «я». Негативные эмоции (а их — большинство), как яд, разрушают тело и распространяются на окружающих. У них у всех один корень — чувство беспомощности и несчастья, и молчаливый крик о нехватке Любви, которую мы, не любя себя, надеемся получить от других. И это всегда реакция на какой-то внешний раздражитель как на форму.
На ментальном плане это потеря себя в мыслеформах \ идеях \ убеждениях \ представлениях, обуславливающих модели нашего поведения. Это растворение себя и в социальной роли, и в образе, которым другие люди описали нас, и во что мы поверили.
Отождествление погружает человека в иллюзии, а он даже не подозревает об их ложности. Так гуру искренне считает себя новым Мессией. Автор (не важно чего) чувствует себя талантом. Целитель, добившийся определённых успехов, уверен, что ему под силу излечение всех болезней. А получающий информацию по ченнелингу, полон значимости и своей исключительности.
Или, в противовес этому комплексу превосходства, человек мучается из-за неверия в себя. Его одолевают сомнения, зависть, сравнения не в свою пользу. И он старательно гасит свои таланты и возможности.
Так как эго возникает в момент отождествления с формой, и оно знает их призрачность и кратковременность, основной эмоцией, управляющей всеми действиями эго, является страх. Страх быть никем, страх небытия, страх смерти.
Поэтому, борясь за свое выживание, эго постоянно занято тем, чтобы защитить и укрупнить себя. Вот почему:
1) Ему надо всего много, чем больше, тем лучше. Его фундамент — «у меня есть, я владею, значит, существую». Оно не знает равновесия, так как из-за жадности и хищнической, неуемной потребности иметь ещё, оно вечно в погоне за чем-то. А так как это выясняется только в сравнении, на фоне других,
2) Эго противопоставляет себя всем. Оно смотрит на людей либо сверху вниз, либо снизу вверх, а иногда как на потенциальных врагов: вдруг кто-то окажется лучше, и это станет угрозой его существованию. По этой же причине оно очень ревниво и завистливо.
Вот почему ни богатство, ни власть, никакой человек не в состоянии дать ему спокойствие и удовлетворение.
Свой страх оно стремится прикрыть или интимными отношениями, или новым фактом обладания чем — либо, или победой над кем-то. А так как это рано или поздно приносит разочарования, эго ежесекундно, непрерывно ищет новые формы для отождествления, то есть думает, думает. А найдя с чем идентифицироваться, оно не желает с этим расставаться: это ведь средство для его усиления. Поэтому оно раздувает болезни и проблемы.
Эго надо выделиться, почувствовать себя особенным по сравнению с другими , контролировать ситуацию: ему кажется, что это укрепляет его . Как? Оно по незнанию ищет в этом источник энергии. Поэтому ему так важна известность, похвала, восхищение.
Или наоборот. Неуверенный в себе человек, боясь, что он не отвечает каким-то требованиям, избегает внимания других, тушуется в обществе, боится проявить себя. А вдруг его будут критиковать и порицать. Это понизит его самооценку, вызовет чувство вины, принесёт страдания и усилит страх за своё существование.
Стремясь придать себе больше веса в глазах окружающих, — это его приумножает — эго любит похвастать: небрежно сообщить о знакомстве с известными людьми, приукрасить свои достижения, преувеличить способности и успехи. И ему невдомёк, что все видят, что это лишь компенсация скрытого комплекса неполноценности, неуверенности и внутреннего дефицита. Ведь всё истинное не нуждается в манифестации.
Любое представление о себе – я лучше или я хуже других, чувство превосходства или нивелирование себя — это голос нашего эго.
Оно расцветает и от чувства собственной правоты. Быть правым для него означает идентифицировать себя со своей ментальной позицией — точкой зрения, мнением, суждением, своим мировоззрением. А так как усилить эту «самость» можно на определенном фоне, нужен тот, кто неправ, кто виноват, кто вызывает разочарование и осуждение. Тогда эго чувствуeт свою силу и перевес.
При этом каждая сторона, с одной стороны убеждена в своей правоте и считает себя непонятой, а с другой стороны, видит в окружающих зло и ограниченность. Это неминуемо рождает ощущение себя жертвой: я вынужден(а) помогать, а мне это так трудно \ я очень много работаю и изматываюсь \ у меня мало работы и мне не хватает денег \ меня не ценят, несмотря на… \ я не могу добиться от… \ я болею, пожалейте меня \ я столько пережил (а), посочувствуйте мне).
Для некоторых такая позиция становится главной жизненной темой. Это петля, которая сплетена из зависимости от внимания и сострадания, которое такие люди любым способом стараются получить от других. При этом человек вовсе не заинтересован решать свои «проблемы»: они ведь являются частью его личности, и возможностью привлечь к себе внимание и получить от других хоть какую-нибудь, но энергию. Так образ себя обретает форму, и эго чувствует себя особенным, пусть страдальцем или скрытым героем.
Чем сильнее эго, тем больше оно погружено в состояние жертвы, а других воспринимает как основную причину своих жизненных неудач и проблем. И оно не хочет видеть, как мучает близких и осложняет им и себе жизнь. Ему кажется, что это делают другие. Создавать страдание и не признавать это – излюбленная тактика эго и цепкий капкан, в который оно завлекает человека. А делать то, за что оно осуждает других, не видя этого, а когда ему на это указывают, всё отрицать, приводя разумные доводы и самооправдания – его характерная черта.
Но если отслеживать свои отождествления, отмечая, как мы говорим, думаем, жестикулируем, улыбаемся, стремясь вызвать жалость или внимание, мы способны освободиться от этой коварнейшей программы, которая питает внутреннего палача и привлекает внешнего мучителя.
Каждое эго принимает чужие мнения и точки зрения за факты, так как оно не может отличить событие от реакции на него. Поэтому ему легче поверить в то, что ему рассказали о нём другие и воспринимать себя по чужим описаниям. А так как они чаще всего нелицеприятны, вот оно и не знает спокойствия. Отсюда его вечное недовольство – ситуациями, окружающими людьми, собой; вслух или про себя — не существенно. Важно лишь, что это замечательный предлог для роста эго, то есть, для отождествления.
Поэтому, если в общении мы жалуемся, упрекаем, осуждаем, считаем других неправыми, то есть, не отделяем эго другого человека от его Естества, мы тешим свою гордыню, забывая о нашей общей Природе.
Слишком серьёзное отношение к тому, что мы делаем – это признак потери себя в роли. Для такого врача мы становимся историей болезни. Для учителя – незнайкой, которого он будет поучать и наставлять, для опытного сотрудника – неумейкой, которым можно манипулировать. А в отношениях вместо человечности и взаимодополнения появляется холодность и отчужденность. Так в общении мы либо поглощены своими думами и переживаниями, либо мысленно готовим ответ и не слышим собеседника, либо в нас закипает протест. То есть, мы заняты только собой как формой. И, конечно, уходим от сути происходящего. И не замечаем, как отождествление поглотило нас и заковало в свои цепи.
Чувствуя себя одиноким \ неуспешным \ растерявшимся, главное – признать это как временную эмоцию, с которой мы слились, и которая ничего общего не имеет с тем, кто Мы Есть на самом деле. Ситуация ведь не бывает первопричиной того, чтобы чувствовать себя несчастным. Событие – нейтрально и направлено на наш духовный рост, а вот интерпретации, которые породили это отношение к ней , можно осознать и отделить от факта. Как говорил В. Шекспир: «Нет ничего, что было бы хорошим иль плохим, но мысли превращают их в такое».
А если вспомнить, что эго – это отождествление с умом, которому легче всё понять частично и узко, что делает его толкования искаженными, то можно взглянуть на то же обстоятельство по-другому. Тогда вместо паники: «Я потерял (а) работу!», — «у меня есть столько-то денег, пока я найду что-то получше». А вместо возмущённого: «Он опять задержался, он мне изменяет», спокойно выяснить, что случилось, а может быть, честно ответить себе на вопрос, почему он не спешит домой.
Страдание создается нами как Духом, если мы по-другому не понимаем, что любое отождествление загоняет нас в тупик и отравляет жизнь. Но терзание ведёт и в глубину. Хотя оно начинается с идентификации с формой, оно же это отождествление и разрушает: в осознанном страдании заложена трансформация.
Можно начать искать выход, читая умные книги, медитируя, посещая лекции и практические занятия, где действительно попадаешь в возвышенное состояние счастья, а в повседневной реальности всё оставлять прежним – ходить по тому же кругу и сталкиваться с теми же проблемами. Можно менять курсы, наставников, в надежде, что кто-то сделает нас здоровыми и счастливыми. А так как этого не бывает, многие разочаровываются и навсегда оставляют духовный путь.
Но если серьёзно задуматься, почему искренние старания оказались мало результативными, нетрудно прийти к выводу, что самый просветлённый, вознесённый, возвышенный и гениальный учитель ничего за нас сделать не может. Он – лишь возможность, «истина и путь», где «собирающий… – не расточает», как говорил Иисус Христос. А что приобретёт – зависит от него самого.
Никто наши ментальные цепи не разрушит. Если эго – это отождествление, то есть, неосознанность, то только своим сознанием мы можем прервать поток мыслей, пресечь любые оценки, не принимать за истину свои размышления, прекратить негативные интерпретации произошедшего, а воспринимается всё как есть, никак это ментально не объясняя. Никто не научит фиксировать внимание на своём центре. А такая концентрация имеет несколько следствий:
* Автоматически повышается энергетический уровень, так как само умение сосредотачиваться на чём-то увеличивает энергетику: где внимание, туда направляется и энергия.
* Ощущение центра — это пребывание в точке настоящего момента, где невозможно отождествление. Поэтому из неё видны уловки эго, из неё мы растворяем всю ложность и надуманность, из неё возвращаемся в своё Естество.
* Из центра открывается путь к Душе и к Духу. И мы переходим ко второму — надличностному, сущностному состоянию сознания. Это – осознанность.
Часть 2. ОСОЗНАННОСТЬ
Осознанность означает пребывание только в точке настоящего, где ум автоматически упраздняется. Где личность перестаёт узурпировать власть и занимается своей прямой задачей — налаживанием социальных коммуникативных связей. Восприятие начинает происходить на более высокой частоте.
Улавливается свой внутренний монолог, и он признаётся тем, чем является: голосом эго, мыслями, не более чем стереотипом мышления. И тогда это уже не эго, а лишь старая, обусловленная модель поведения. Потому что осознанность и эго не совместимы. А момент осознания — это рождение Настоящего, когда открывается заслоненное ложным, подлинное «Я».
Поэтому осознанность — это чёткое рефлексирование, из какой точки мы говорим и действуем: это глубинное, сущностное «Я», или личностное «я», погружающее в отождествление.
И сразу становится очевидным, кто вступает в отношения — Я-Истинный или образ меня, реальный человек или моё представление о собеседнике.
Осознанность – это принятие на себя ответственности за своё внутреннее состояние, и в случае потери баланса и спокойствия, возврат к нему.
Это – бдительность, когда становится ясным, что любое описание и определение себя через мысль — это самоограничение. Тогда их легко отпустить.
Это концентрация на своём центре и наблюдательность. Это объёмный охват происходящего, не допускающий оценивания и наклеивания ярлыков.
Факт отделяется от своего мнения по поводу него: вот ситуация, вот моя обида, а вот и другой подход к ней.
Осознанность – это прекращение поисков себя в любых формах. И когда отождествление не мешает откликнуться на зов момента, ничто не мешает Душе открыться, и Я-Истинное соединяет человека с тем, что он делает, с людьми, с которыми разговаривает, с решением тупиковой задачи.
Исчезает страх, что ты недостаточен. Не надо стараться быть больше, иметь больше, если под своей физической оболочкой ты чувствуешь себя частью бесконечного Целого, в котором всё имеется. У нас как у формы есть выше-ниже, лучше-хуже кого-либо. Но у сути есть только равенство, взаимное уважение и истинное смирение.
Теперь потеря почвы под ногами означает, что мы позволили эго одержать победу, отождествляясь с мыслями и эмоциями, что мы попали в плен чужих вибраций, которые разрушают нашу энергосистему. А возврат в свою частоту – это возвращение в Осознание. Отсюда — равновесие, восстановление своей энергетической формы, а значит, нарушенного самочувствия.
В этой осознанности рождается размышление и чувствознание, проникновение в происходящее. А познание себя происходит как бы на грани внешнего — через другого, и внутреннего — себя потенциального, ещё не раскрытого.
Если нам больше не надо казаться лучше, чем мы есть, что остаётся? Если ни с чем не отождествляться — то кто мы? То, что не имеет формы. Существо, которое находится в материальном теле, и, общаясь с Миром сквозь эту оболочку, видит такое же Существо в каждом Божьем творении. Тогда любить — значит находить себя в другом.
Тогда видно, что наши различия – только в форме, во внешнем оформлении. А если всё исходит из глубин Сущности, получается, что Бог — не просто Любовь. А сама жизнь, дух света внутри и вне бесчисленных форм. Но узнавание этого Единства в нашем сложном и противоречивом Мире возможно только на очень высоких вибрациях. Прийти к этому — смысл духовного роста.
Если воспринимать себя как это Существо, ничто в жизни больше не имеет прежней абсолютной серьёзности. Всё становится относительным фоном. Важно лишь удерживать частоту этого существа, чтобы не вернуться в прежнее состояние, не потерять Себя в том, с чем можно отождествиться. Важно остаться тождественным сознанию как таковому. Потому что мы м есть осознание.
Если это внутреннее Светящееся Существо заполняет весь объём тела, можно почувствовать себя пространством. И оказывается, что более высокое измерение не надо искать ни в Космосе, ни в глубинах Земли, нигде вне себя. мы и есть это измерение.
Это ощущение себя можно расширить далеко за пределы тела, в бесконечность, и почувствовать себя пространством, в котором разворачивается твоя жизнь. Это осознание, как вспышка, освещает, что ты — автор всего, что с тобой происходит — всех событий, всех взаимоотношений. Тогда ты — все созидающий дух. Ты – сама жизнь. Поэтому Её нельзя потерять, ведь ты ею являешься. И ты – бессмертен.
Тело — это временная форма. Существо, обитающее в нём — это не имеющее формы высшее измерение в нас, вневременное Я-Есть-Присутствие в этом Мире. И если обе эти ипостаси слиты воедино и признают друг друга, это оДУХотворяет ЗЕМные радости, позволяет жить легко и свободно, плывя по течению Вселенских энергий.
Получается, что мастерство жизни не в достижении успешности, а в равновесии земного и Божественного в нас. Дети, родители, супруги, социальные задачи, выполняемые функции – мирской план, достойный всяческого уважения и внимания, но недостаточный для счастья. Только, если всё наполнено Осознанием и Любовью, отношения становятся полноценными, только если каждый шаг оСМЫСЛен, он рождает гармонию.
А успех приходит. Но не вследствие титанических трудов и напряжения, а незаметно и естественно, если мы действуем из точки Кто–Мы- Есть. Если делаем то, что чувствуем. И чувствуем, куда направляет нас Дух.
Материал:
naturalworld.ru
Теги:
ayurvedaplus.ru
Тождество (философия) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Тождество.Тождество — философская категория, выражающая равенство, одинаковость предмета, явления с самим собой или равенство нескольких предметов. О предметах А и В говорят, что они являются тождественными, одними и теми же, если и только если все свойства (и отношения), которые характеризуют А, характеризуют и В, и наоборот (закон Лейбница). Однако, поскольку действительность постоянно изменяется, абсолютно тождественных самим себе предметов, даже в их существенных, основных свойствах не бывает. Тождество является не абстрактным, а конкретным, то есть содержит внутренние различия, постоянно «снимающим» себя в процессе развития, зависящим от данных условий. Само отождествление отдельных предметов требует их предварительного отличия от других предметов; с другой стороны, часто приходится отождествлять различные предметы (например, с целью создания их классификаций). Это означает, что тождество неразрывно связано с различием и является относительным. Всякое тождество вещей временно, преходяще, а их развитие, изменение абсолютно. В точных науках, однако, абстрактное, то есть отвлекающееся от развития вещей, тождество в соответствии с законом Лейбница, используется потому, что в процессе познания возможны и необходимы в известных условиях идеализация и упрощение действительности. С подобными ограничениями формулируется и логический закон тождества.
Тождество следует отличать от сходства, подобия и единства.
Сходными мы называем предметы, обладающие одним или несколькими общими свойствами; чем больше у предметов общих свойств, тем ближе их сходство подходит к тождеству. Два предмета считаются тождественными, если их качества совершенно сходны.
Однако, следует помнить, что в мире предметном (материальном) тождества быть не может, так как два предмета, сколь бы ни были они сходны по качествам, всё же отличаются числом и занимаемым ими пространством; только там, где материальная природа возвышается до духовности, появляется возможность тождества.
Необходимое условие тождества — это единство: где нет единства, не может быть и тождества. Материальный мир, делимый до бесконечности, единством не обладает; единство появляется с жизнью, в особенности с духовной жизнью. Мы говорим о тождестве организма в том смысле, что его единая жизнь пребывает, несмотря на постоянную смену частиц, образующих организм; где есть жизнь, там есть единство, но в настоящем значении слова ещё нет тождества, поскольку жизнь убывает и прибывает, оставаясь неизменной лишь в идее.
То же самое можно сказать и о личности — высшем проявлении жизни и сознания; и в личности нами лишь предполагается тождество, в действительности же его нет, так как самое содержание личности постоянно меняется. Истинное тождество возможно только в мышлении; правильно образованное понятие имеет вечную ценность независимо от условий времени и пространства, в которых оно мыслится.
Лейбниц своим principium indiscernibilium установил мысль, что не могут существовать две вещи совершенно сходные в качественном и количественном отношениях, поскольку такое сходство было бы ни чем иным, как тождеством.
Философия тождества выступает центральной идеей в работах Фридриха Шеллинга.
Философский словарь/Под ред. И. Т. Фролова.- 4-е изд. — М.: Политиздат, 1981. — 445
ru.wikipedia.org
Твоя суть | Влияние отождествления
Мы рассмотрели основные виды отождествлений себя с чем-то, что нами, по сути, не является. Ощущение себя, самоощущение, то самое ощущение “Я”, которое мы имеем в виду, когда говорим “Я иду”, “Я хочу мороженое”, “Я думаю”, оказывается часто отождествлено с той или иной формой: абстрактным образом, ощущением, ролью, мыслями или эмоциями. Когда же оно не отождествлено, то оно остается чистым ощущением “Я”. Давайте разберем, что же происходит с нами, когда мы отождествляемся с той или иной формой.
Наше отождествление с именем обычно мало как влияет на нас, кроме, наверное, случаев, когда мы гордимся своим именем или фамилией. Поэтому, влияние этого отождествления мы пока оставим. Рассмотрим, как влияет на нас отождествление с другими более важными формами.
Начнем с отождествлением с профессией. Если вы, например, работаете главным прокурором города, то, наверное, вы будете высоко ценить свой высокий статус и то, что он дает. Теперь вы будете считать себя не просто человеком, а прокурором. Есть большая разница, когда говоришь “Я работаю главным прокурором города” и “Я — главный прокурор города”. В первом случае вы понимаете, что прокурор — это лишь ваша профессия и работа, которую вы выполняете. Во втором случае вы отождествляете себя с должностью главного прокурора. В первом случае, если вас, например, понизят в должности или будут к вам относиться как к обычному человеку, не имеющему власти, то вы не будете сильно на это реагировать. Если же вы отождествились со своим статусом, властью и финансовым положением, которое дает ваша профессия, то понижение в должности или недостаточно уважительное, с вашей точки зрения, отношение к вам других людей сильно вас заденет. Все дело в том, что если мы с чем-то отождествляемся, то причинение этому “что-то” вреда или угроза его уничтожения будет вызывать у вас сильный страх и сопротивление. И это, на самом деле, естественное явление. Так ваш ваши врожденные рефлексы защищают вас.
Отследите еще раз, как все происходит. Вы считаете себя прокурором. Вы так и говорите: “Я — прокурор”. Теперь с вас снимают должность прокурора. Это, по сути, означает прямая угроза и, даже, уничтожение, вашей должности прокурора. А, так как вы отождествлены с ней и со всем тем, что она дает (статус, власть, деньги, положение), то вы расцениваете эту угрозу, как прямую угрозу самому себе. Снимая с вас вашу должность, с которой вы себя отождествили, вас фактически уничтожают. Во всяком случае, ваш ум и тело это именно так воспринимают. До этого вы были аж главный прокурор города, а теперь вы — никто. До этого вы считали себя важным, уважаемым и богатым человеком, а теперь вы всего этого лишаетесь. Естественно, вы будете чувствовать, что вас уничтожают. А когда человека уничтожают, он чувствует страх, гнев, и он сопротивляется этому как может. Именно так и будет себя вести человек, который отождествился со своей должностью, и которого этой должности лишили.
Совсем другое дело, если человек понимает, что никакой он не прокурор, а лишь занимает эту должность. А также понимает, что ничто не вечно под луной, и эта должность только на время. В этом случае, как было сказано выше, отождествления не происходит, и человек воспринимает факт своего увольнения с занимаемой должности как простую досаду. Но для того, чтобы так воспринимать свою высокую должность, сам человек должен быть достаточно высоко духовно развит и, естественно, понимать, что такое отождествление, и какое оно имеет влияние на него.
Давайте теперь посмотрим, что происходит, когда вы отождествляетесь со своим телом. Когда вы считаете себя своим телом, то на вас будут сильно влиять все события и изменения вашего тела. Старение, увечья, потеря красоты, излишняя полнота и худоба, негармоничность тела — все это вызывает в вас очень негативные чувства. В то же время, красота, гармоничность тела, стройность, молодость и т.д. — это становится предметом вашей гордости. И с этим очень легко отождествиться. Если вы отождествляетесь со своей красотой и молодостью, то потеря, так или иначе, этих качеств вашего тела будет вызывать у вас крайне неприятные состояния, вплоть до депрессии. А все по той же самой причине — старение вашего тела ваш ум будет приравнивать к постепенному уничтожению вас самих. И это происходит, как было сказано выше, по той причине, что вы считаете себя своим телом.
Но давайте посмотрим правде в глаза. Разве ваше самоощущение хоть как-то поменялось с изменениями вашего тела? Еще раз повторю, что под самоощущением я понимаю ощущение “Я”, а не оценку себя. Ваше ощущение “Я” не зависит от состояния вашего тела. Даже состояние болезни никак его не затрагивает. Вы просто чувствуете, что вам плохо, но сами вы остаетесь самим собой. И в детстве и в старости мы остаемся собой. Именно поэтому старики чувствуют, что они все те же, как были в молодости, просто их тело теперь износилось и стало старым.
Как влияет на вас отождествление со своим полом? Если вы привыкли себя считать настоящим мужчиной, то любые попытки отобрать у вас этот образ себя будет вызывать у вас сильный страх и гнев. Напомню, что мужчиной обычно считают не только наличие половых признаков, но и определенные стандарты поведения человека. Например, в определенных кругах мужчин, если ты мужик, то ты должен уметь пить водку, уметь драться и трахать баб налево и направо. Пока у тебя все это есть — ты мужик. Но вот с тобой происходит неприятность: у тебя открывается язва желудка. От этого ты теперь уже не можешь так, как раньше, пить водку, и теперь твой образ мужика поколеблен. Ты еще в какой-то степени мужик, но уже не такой, как раньше. Потом, вот оказия, ты женился. Ну, какой ты теперь мужик? Теперь ты — подкаблучник. А подкаблучник — уже не мужик. Теперь твое ощущение себя мужиком подвергается сильной атаке. Все это происходит из-за того, что у тебя есть определенный образ настоящего мужика, и ты с ним отождествился. Отождествился не только с ним, но и с тем, какие преимущества для тебя дает данное отождествление: уважение среди других мужиков, дружба, любовь девушек и т.д. А как легко теперь вами манипулировать, если вы так привязались к своему образу мужика! Теперь любой, кто захочет что-то от вас, просто может сказать: “Ну, ты же мужик. А мужики так не поступают”. Или женщина может так вами манипулировать: “Настоящий мужчина купил бы мне это брильянтовое кольцо”. И теперь, чтобы защитить свой образ мужика, ты вынужден идти у них на поводу. А все-то из-за того, что вы отождествились со своим образом мужчины.
Примерно такое же положение у женщин. Если девушка отождествляет себя с образом настоящей женщины, то она будет сильно страдать, если это ее отождествление будет подвергаться атаке. “У тебя до сих пор нет мужа?!”, “Ты носишь это платье уже третьи сутки!”, “Дорогуша, да ты пополнела!” — это все высказывания ее подруг будут сильно ее задевать. Причина все та же — сильная отождествленность с образом женщины.
Нужно правильно понимать, что я говорю. Реакция окружающих на вас и их представление о том, что такое настоящий мужик и настоящая женщина, от вас практически не зависят. Люди будут продолжать вас восхвалять или критиковать, если вы, с их точки зрения, не достаточно мужественны или не достаточно женственны. Но вот ваша реакция на их слова зависит именно от вас, и от того, отождествлены ли вы со своим образом себя как мужчины или как женщины. Если да, то это будет вас задевать, и люди так будут вами манипулировать. Если нет, то это вас никак не затронет. Ведь люди критикуют не вас, а то, что вы, по их мнению, не соответствуете их образам мужчины или женщины. А это уже не ваши проблемы, а их.
Пойдем дальше. Что происходит, когда вы отождествляетесь со своими мыслями и эмоциями? Представьте, что вас уволили с работы, на которой вы проработали десять лет, привыкли к ней, и получали там хорошие деньги. Эта работа вам нравилась, и вы не хотели с нее уходить. Естественно, вы будет ощущать негативные эмоции: негодование, печаль, гнев, страх за будущее и т.д. И, естественно, у вас будет масса мыслей по этому поводу: “Да как они могли?!”, “Они меня не ценят, а я для них столько сделал!”, “Это меня подставил Иванов с соседнего отдела”, “Я теперь не смогу жить, как раньше”, “И вообще, мне, что-то, не везет. Я, наверное, неудачник” и т.д.
Вспомним, что мысли и эмоции — это образы и явления, которые возникают в нашем внутреннем мире. Мы их, при желании, можем прекрасно наблюдать, если будем просто закроем глаза и посмотрим, что происходит в нашем внутреннем мире. Когда мы наблюдаем так свои мысли и эмоции, то они видятся как просто набор внутренних образов и ощущений тела. Другое дело, когда мы отождествляемся с этими мыслями и сопутствующими им эмоциями. Когда мы считаем, что это наши мысли, что это мысли от меня, то мы начинаем просто без оглядки верить этим мыслям. Посмотрите, мысль “Я теперь не смогу жить, как раньше” является просто мыслью. Но, так как мы считаем, что это наша личная мысль, мы с ней отождествились, то мы верим ей, как будто это правда. Более того, эта мысль, если ей поверить, вызовет бурю эмоций и массу новых негативных мыслей: “Что же теперь будет дальше?”, “Как я проживу без денег?”, “Устроиться сейчас на работу очень тяжело!” и т.д. Каждая из этих мыслей еще подольет масла в огонь, и вы можете завести себя в сильно угнетенное состояние только одними своими негативными мыслями. А все из-за чего? Из-за того, что вы верите своим мыслям и отождествляетесь с ними. Напомню, что отождествление с мыслями происходит, когда вы считаете, что это ВЫ так думаете, что это ВАШИ мысли. Вера в истинность мыслей, особенно если они, так или иначе, связаны с вами и тем, что вам дорого, сильно влияет на ваше эмоциональное состояние. И тут, как выход, следует понимать, что это всего лишь мысли. Их истинность еще не доказана. Следует понимать, что вы в данный момент себя “накручиваете”. Стоит успокоиться, глубоко несколько раз вдохнуть и выдохнуть, и перейти к наблюдению наличной действительности. Что сейчас есть? Только то, что я прямо сейчас перед собой вижу, то, что я слышу и прямо сейчас чувствую своим телом. Уберите ваше внимание от ваших негативных мыслей. Тогда негативные мысли перестанут создавать негативные эмоции и постепенно затухнут. Вы успокоитесь.
Так же часто, как и негативные мысли, на нас воздействуют позитивные мысли и эмоции, если мы им верим, т.е. отождествляемся с ними. Во время Оранжевой революции в Украине в 2004 году люди на Майдане были уверены, что если победит на выборах в президенты Виктор Ющенко, то вся страна заживет по-новому, все станет хорошо, все будут счастливы и богаты. Они настолько поверили этим своим мыслям, что это вызывало в них приподнятое настроение и большую радость от грядущих позитивных перемен. Все бы ничего, но Виктор Ющенко на посту президента Украины не оправдал ожиданий его электората. Мало кто стал, как ожидалось, счастливым и богатым, не стало все так хорошо, как того ожидалось, и люди разочаровались. На место радостных позитивных мыслей и эмоций пришло разочарование и негативные мысли и эмоции. Почему так произошло? Потому, что люди поверили в свои мысли. Они с ними отождествились. Это во время оранжевой революции и вызывало приподнятый дух и положительные эмоции. Однако, как только реальность перестала удовлетворять этим ожиданиям, то сразу же появились другие мысли — негативные, которые подтянули к себе негативные эмоции. И тогда люди отождествились уже с этими новыми мыслями и эмоциями. Именно отождествление, как с негативными, так и с позитивными мыслями, вызывает соответствующие негативные или позитивные эмоции. Именно так наш ум с помощью мыслей, с которыми мы отождествляемся, управляет нами и нашим поведением.
Если убедить человека, что какая-то часть людей или нация — негодяи, которые только и хотят, что причинить остальным людям вред, то, естественно, человек начинает верить в эти мысли. Сначала он не отождествлен с этими мыслями. Потом, когда он слышит это все чаще и чаще, эти мысли становятся все больше его. И, в конце концов, человек принимает эти мысли за свои. Он с ними отождествился. Например, человек услышал, что евреи все до одного хитрые и скупые люди, что во всех бедах виноваты евреи. Тогда, как я уже сказал выше, сначала для него это будет просто мысль. Потом, слыша вокруг, что окружающие люди повторяют эти слова, он будет начинать верить этой мысли и искать подтверждение ей. Естественно, он таковые найдет, так как в любой нации есть люди с такими качествами, как хитрость и скупость. И тогда человек станет не только верить этим мыслям, но и сам станет их носителем. Он отождествится с этими мыслями, они станут его. Что же произойдет дальше? Он станет антисемитом. При мыслях о евреях, у него будет автоматически появляться гнев, который он будет считать праведным, т.е. оправданным. И дальше, если эта мысль сильно им завладела, он может проявлять агрессию по отношению к людям ненавистной нации. И, в крайних проявлениях, это может вылиться в убийство и геноцид. Такова власть мысли, если мы позволяем себе с ней отождествиться.
Ну и наконец, давайте посмотрим, что происходит, когда мы отождествляемся с абстрактными образами. Возьмем, для примера, отождествление с понятием “человек”. В этом случае обычно говорят: “Я — человек”. “Что в этом может быть плохого?”, — спросите вы. Ну, во-первых, скажу, что в этом случае может быть хорошего. Хорошо то, что если я считаю себя человеком, и считаю человеком своего друга, соседа, жителей моего города, страны и мира, то, в этом случае, я буду считать себя частью одного большого организма под названием “человечество”. Если я — человек, и другой — человек, то я буду понимать, что он такой же, как и я. И я буду стараться к нему относиться так, как я бы хотел, чтобы относились ко мне. Я, конечно, понимаю, что далеко не всегда люди относятся друг к другу именно так. И в этом виновато опять же отождествление, но разделяющее отождествление. Если я больше отождествлен со своей национальностью, чем с тем, что я человек, то я автоматически буду считать чужаком любого человека, который имеет другую национальность. Это часто становится причиной межнациональной ненависти и даже войн.
Т.е. отождествление с абстрактным понятием “человек” может быть “клеем”, который соединяет людей. Однако, у этого отождествления есть и негативные последствия. Ну, во-первых, люди не могут летать. 🙂 Шутка. Но уместная. Ведь вам известно это? Все знают, что люди не летают, в том числе и вы. А, так как вы человек, то вы не летаете. Понимаете? Пока вы себя считаете человеком и знаете, что люди не летают, то, получается, что вам не до полетов. Некоторые знания и соответствующие им отождествления создают ненужные нам ограничения. Ведь, как показывает нам история, те вещи, которые считались раньше невозможными для человека, оказываются очень даже возможными. Тому есть масса подтверждений, особенно в области спорта.
Кстати, отождествление со своими достижениями тоже достаточно частый случай. Если, допустим, некий спортсмен достиг невероятного рекорда, например, в прыжках в высоту, то есть высокая вероятность, что он отождествится с этим своим достижением. А особенно, если его еще как-то пресса назовет по-особенному. Например, «человек-кенгуру». После рекорда он получает не только особое запоминающееся имя, но и любовь, и восхищение людей. И тогда, если это длится достаточно долго, он может отождествиться с этим своим новым образом. Это, как всем известно, называется, звездной болезнью. Однако, когда период его славы спадает, он ощущает сильную психологическую боль, т.к. его выдуманный образ себя, как человека-кенгуру сходит на нет. И вместе с этим возникает ощущение, что пропадаешь и ты. Это, вероятно, чем-то схоже со смертью. Если умирает твой образ, с которым ты себя отождествил, то, как бы, умираешь и ты. Во всяком случае, именно так реагирует психика этого человека на уход его славы.
Мы рассмотрели наиболее частые примеры того, как воздействует на нас наша отождествленность с той или иной формой. Под формой я подразумеваю все то материальное или идеальное, к чем мы, так или иначе, отождествились. Это, например, наше тело, пол, профессия, поведенческая роль, образ человека, национальность, статус и т.д. Во всех примерах видно, что, как только мы отождествляемся с какой-то формой, материальной или идеальной, мы начинаем напрямую зависеть от этой формы. Любая угроза этой форме рассматривается как угроза существованию самого человека. Любое разрушение этой формы приводит к ощущению разрушения самого человека, который с ней отождествился. Это сопровождается у человека такими эмоциями, как страх, гнев, печаль и другими негативными эмоциями. Если же форма, с которой мы отождествились, наоборот, созидается, развивается и улучшается, то мы чувствует созидание и развитие нас самих, что обычно сопровождается радостью и другими позитивными эмоциями.
youressence.info
Отождествление личности — это сложное оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в опознании разыскиваемых лиц
В арсенале сотрудников полиции есть множество разнообразных способов и методов расследования преступления. Существуют отдельные действия, которые отвечают за ту или иную стадию расследования. Каждое из них закреплено в конкретном законе. Это говорит о том, что применяя какой-либо прием на практике, сотрудник основывается на законе и не делает ничего противоправного. Отождествление личности — это одно из самых распространенных действий, которое используется при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Наше внимание сегодня будет направлено именно на него.
Основные понятия
Чтобы разобраться, что такое отождествление личности, охарактеризуем основные понятия в этой сфере.
Оперативно-розыскные мероприятия кратко называются ОРМ. Это конкретные действия, указанные в Федеральном законе «Об ОРД», которые проводятся сотрудниками полиции на стадии до возбуждения уголовного дела и в процессе расследования. Примерами таких мероприятий являются оперативное внедрение, опрос, наведение справок, проверочная закупка и так далее. В законе в общей сложности указано 14 мероприятий, каждое из которых строго регламентировано.
Некоторые часто путают следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия. Это совершенно разные понятия. Если следственные действия производятся на основе УПК и работают уже после возбуждения уголовного дела, то ОРМ основываются на Федеральном Законе и используются еще до возбуждения дела. Список обоих приведен в законах. Они являются исчерпывающими и не допускают отклонений на практике.
Общая характеристика отождествления личности
Отождествление личности — это процесс проведения идентификации и установления человека по конкретным динамическим или статическим признакам. Могут использоваться и другие методы. Главное, чтобы они позволили достаточно точно опознать человека.
В теории ученые указывают, что отождествление личности — это часть розыскного опознания, которая отличается тем, что объектом выступает человек, а не животное или предмет материального мира. Законодатель имеет другую точку зрения и говорит, что опознания трупа или материального объекта относятся к исследованию предметов и документов. Отождествление личности — это отдельное мероприятие, которое не имеет ничего общего с другими действиями.
Юридическое содержание
Объектом исследования являются все интересы и права, которые защищаются ФЗ «Об ОРД». В качестве составного обязательного признака выступает человек — лицо, которое несет информацию, или опознаваемая личность. В данном случае человек должен быть живым. Исследование трупов не имеет отношения к отождествлению. В качестве объекта выступает, как правило, подозреваемый в совершении преступления. В качестве субъекта — потерпевший или свидетели. На практике возможно отождествление и очевидцев преступления, закон не запрещает этого. Использование результатов и соблюдение прав человека при проведении ОРМ (отождествления личности) регламентируется законом «Об ОРД», отклонения от которого являются нарушением.
Виды ОРМ
С точки зрения практики сложились два основных вида данного ОРМ, которые не нашли никакого закрепления в законе, но являются актуальными в теории. Они позволяют понимать, что это за мероприятие вообще:
- Непосредственное ОРМ. Оно представляет собой классический вариант. Допустим, есть два человека. Это подозреваемый и потерпевший. Статус лиц условный. В процессе расследования может меняться как опознающий, так и опознаваемый. Это не запрещено. Основывается метод на способности узнавания, которое проводится по индивидуальным признакам человека. Например, состав крови, слюны, запах, следы пальцев рук и много другое. Все это статические признаки. Есть также динамические, по которым тоже проводится отождествление. Это мимика, разговор, жесты, походка.
- Отождествление личности по фотографии — это так называемое опосредованное ОРМ. Такой вид исследования подразумевает составление словесного портрета, по которому разрабатывается фоторобот, модель человека 3D. По ней отождествляется человек.
Способы проведения отождествления
В уголовном розыске используются самые разнообразные способы проведения ОРМ. Главное условие — соблюдение закона, прав, свобод человека. Используются разнообразные технические и тактические средства. Наиболее распространенными являются:
- Проведение отождествления по готовой фотографии с фотороботом или с использованием компьютерной модели человека.
- Проверка по базам данных, в которых собраны следы пальцев рук и другие индивидуальные характеристики людей.
- Проведение одорологического исследования — по запаху человека, с использованием служебной собаки.
- Непосредственное отождествление.
Эти способы являются наиболее распространенными. Место, время и продолжительность проведения данного ОРМ не ограничены. Сотрудник должен основываться на состоянии участников и общей атмосфере.
Правила проведения отождествления
Проведение оперативно-розыскных мероприятий предусматривает соблюдение ряда правил, повышающих эффективность и обеспечивающих правомерность мероприятия.
- В ходе проведения отождествления оперативный сотрудник обязан создать условия, не нарушающие прав и свобод всех участников.
- При необходимости применяются средства для обеспечения негласности проведенного мероприятия. Если потерпевшему (свидетелю) необходима защита, ее обеспечивают на всем протяжении расследования по делу. В целях безопасности могут использоваться придуманные имена, фамилии и данные о месте жительства.
- Обязательно проводится оформление результатов работы. По итогам проведенного мероприятия должен составляться рапорт. В отдельных случаях вместо рапорта составляется справка, сводка или служебная записка, прикладывается объяснение гражданина, который отождествлял.
- Итоговый официальный документ должен содержать информацию об условиях проведения мероприятия, по каким признакам было или не было установлено соответствие. К рапорту прикладываются видеозаписи или аудиозаписи, фотографии.
Нужно ли разрешение на проведение
Особенностью отождествления личности является то, что на его проведение не требуется разрешения вышестоящего должностного лица или иного компетентного органа. Не нужно обращаться в суд с ходатайством о разрешении проведения мероприятия. Отождествление проводится непосредственно оперативными уполномоченными. В процессе проведения мероприятия присутствует сотрудник, опознаваемый (если отождествление непосредственное), опознающий и понятые, которых можно заменить проведением видеосъемки.
Условия проведения
Для удобства закон в уголовном розыске допускает два варианта проведения отождествления личности:
- Естественные условия. Осуществляется при естественном освещении, на территории или в помещении, в котором появится нарушитель или на месте происшествия. Этот вариант наиболее актуален в случае непосредственного исследования.
- Искусственные условия. Подразумевают проведение мероприятия в пределах помещений органов внутренних дел. Вызывается подозреваемый, а также потерпевший (или свидетель), который должен опознать лицо. Такой вариант применяется в опосредованном отождествлении.
fb.ru