Общепринятые ценности – Система жизненных ценностей человека: виды ценностей и формирование системы

Система жизненных ценностей человека: виды ценностей и формирование системы

Что важно для вас и что является главным в жизни? Каждый человек, которому будет задан такой вопрос, ответит на него индивидуально. Один скажет, что самое главное в жизни – это карьера и достаток, другой ответит, что этот власть и статус в обществе, третий приведёт в пример семью, отношения и здоровье. Перечислять можно довольно долго, однако нам нужно лишь понять, что то, что является важным для человека, управляет его действиями. Исходя из того, какие у него приоритеты, он будет заводить друзей, получать образование, выбирать место работы, другими словами, выстраивать свою жизнь.

И тема настоящей статьи – это жизненные приоритеты, а если сказать более точно – жизненные ценности. Далее мы поговорим о том, что это такое, какие вообще бывают ценности и как происходит формирование их системы.

Что такое жизненные ценности?

Итак, жизненными ценностями человека можно назвать ту шкалу оценок и мер, при помощи которой он выверяет и оценивает свою жизнь. В различные периоды существования человека эта шкала трансформировалась и видоизменялась, но определённые меры и оценки присутствовали в ней всегда и продолжают присутствовать сейчас.

Жизненные ценности человека являются абсолютными величинами – они занимают первое место в его мировоззрении и оказывают прямое воздействие на то, какие направления жизнедеятельности будут для него приоритетными, а что он будет воспринимать как второстепенное.

Какие бывают жизненные ценности?

В первую очередь следует указать на то, что система жизненных ценностей человека может состоять из нескольких элементов:

  • Общечеловеческие ценности
  • Культурные ценности
  • Индивидуальные ценности

И если первые два элемента обусловлены, главным образом, общими представлениями людей о том, что хорошо и что плохо, что важно и что второстепенно, а также особенностями той культуры, в которой родился и воспитывался человек, то к третьему элементу можно отнести сугубо субъективные мировоззренческие особенности. Хотя и в этом случае можно выделить нечто общее, что объединяет жизненные ценности всех людей вообще.

Таким образом, к общей системе жизненных ценностей человека можно отнести:

  • Здоровье – оно является одной из основных жизненных ценностей, разделяемой множеством людей и ценимой довольно высоко. Но к здоровью можно отнести не только физическое или духовное благополучие, но и благополучие социальное, выражающееся в отсутствии социальных кризисов в жизни. Особого внимания заслуживают показатели физического и социального благосостояния, которые отражаются на внешней привлекательности и в атрибутах социального положения, таких как общественный статус, обладание определёнными вещами, соответствие стандартам и брендам;
  • Успех в жизни – ещё одна ценность, которая находится в почёте на протяжении долгого времени. Получение хорошего образования является залогом стабильного будущего, успешной карьеры, наличие высокого заработка и общественного признания – всё это важно для многих людей. Но в это же время достаточно велико и число приверженцев так называемого дауншифтинга – явления, в котором люди, уже сумевшие достичь успеха и социального статуса, приходят к пониманию того, что уже нет сил выносить социальный прессинг, отходят от дел и уходят в простую жизнь, дабы сохранить душевное равновесие и целостность. На сегодняшний день особо ценным является навык приспособления к разным условиям и обстоятельствам жизни и способность зарабатывать, не работая по найму;
  • Семья – остаётся одной из главных жизненных ценностей для людей всего мира, невзирая на то, что сегодня наблюдается тенденция отказа от браков, тем более ранних, отказа от рождения детей, а также пропаганда однополых отношений. Кроме того, даже тот факт, что в наше время можно использовать деньги для получения бесконечного количества сексуальных связей и видимости любви, не может идти ни в какое сравнение с тем, что для людей по-прежнему остаются значимы настоящая семья и потребность в продолжении рода;
  • Дети – и здесь мы снова можем сказать, что, несмотря на пропаганду отказа от детей (чайлдфри) для подавляющего числа людей дети продолжают оставаться смыслом существования, а рождение и воспитание потомства превращается в цель жизни. И огромное значение здесь отводится возможности для человека оставить после себя потомство, как след, а также передачи своего жизненного опыта и закрепления своего индивидуального «Я» в том, что будет продолжать существование дольше его самого.

Руководствуясь всем этим, можно сделать вывод, что система жизненных ценностей людей, которой они руководствуются в течение всей своей жизни, в большинстве случаев представлена их стремлением к самореализации, закреплению своей индивидуальности и передачи её во времени.

Но, помимо перечисленных жизненных ценностей, можно назвать и ряд других, которые также встречаются очень часто:

Различия же в жизненных ценностях и приоритетах объясняются тем, что люди отличаются по психологическим типам. Это говорит о том, что и ваша система жизненных ценностей совершенно индивидуальна, но то, что для вас имеет наибольшее значение, и то, что вы цените, как самое главное в жизни, для кого-то другого может быть совершенно ничего не значащим или вообще отсутствовать в его системе ценностей. Хотя, конечно же, вещи, значимые для всех и каждого, как и моральные ценности, имеют место быть, независимо то того, где рождён человек и в какое время.

Теперь же давайте поговорим на тему того, как происходит формирование системы жизненных ценностей.

Особенности формирования системы жизненных ценностей

Система жизненных ценностей каждого человека начинает формироваться уже с первых лет его жизни, однако окончательно она формируется лишь к достижению ответственного возраста, т.е. примерно к 18-20 годам, хотя и после этого может в чём-то меняться. Сам же процесс её формирования проходит по определённому алгоритму.

Схематично данный алгоритм можно выразить так:

  • Стремление > Идеал
  • Стремление > Цель > Идеал
  • Стремление > Ценности > Цель > Идеал
  • Стремление > Средства > Ценности > Цель > Идеал

Однако впоследствии между всеми этими пунктами появляется ещё один – этика, в результате чего вся схема приобретает следующий вид:

  • Стремление > Этика > Средства > Этика > Ценности > Этика > Цель > Этика > Идеал

Отсюда получается, что в первую очередь возникает идеал и само стремление к этому идеалу. Идеал, который также можно назвать образом, если к нему не возникает стремления, уже таковым не является.

На первой стадии, чаще всего являющейся инстинктивной, идеал нейтрален с этической точки зрения, т.е. его нельзя как-либо оценить, да и формироваться он может в виде чувственно-эмоциональной субстанции, содержание которой определить довольно сложно. Смысл же, который придаётся идеалу, формируется только на стадии трансформации в цель. И только после этого, достигая третьей стадии, происходит формирование ценностей, служащих ресурсами, условиями и правилами для достижения цели, которая ведёт к идеалу. А весь алгоритм, в конце концов, завершается так называемой инвентаризацией необходимых и имеющихся средств по достижению цели.

Каждый элемент представленного алгоритма крайне важен, однако нужно обратить внимание на то, что идеал, цель и средства формируются и выбираются под воздействием не только потребностей, но и норм этического характера, которые как бы «фильтруют» все стадии алгоритма. Одновременно с этим, этические нормы могут иметься в сознании человека, а также в массовом сознании, представляя собой результаты действия предыдущих алгоритмов, а значит, и восприниматься как «существующие объективно». Кроме того, они могут формироваться и как новые, будучи обусловленными вновь возникшим идеалом и соответствующим ему алгоритмом.

Жизнь любого человека, о чём мы уже упоминали, с самого детства начинает подчиняться данному алгоритму, причём не важно, чего это касается: выбора будущей профессии, любимого человека, политических или религиозных взглядов и совершаемых поступков. И здесь особую роль играют именно «идеалы», независимо от того, существуют они в сознании человека или в его подсознании.

Подытоживая, можно сказать, что система жизненных ценностей человека является достаточно стабильной структурой, несмотря на то, что подвержена изменениям, как небольшим, так и глобальным. А осознание самим человеком своей системы жизненных ценностей – это первый шаг на пути к пониманию своего жизненного предназначения.

4brain.ru

Личность, отвергающая общепринятые ценности. Кто такой циник в современном мире? :: SYL.ru

Как ни удивительно, сейчас модно быть циником. Этот человек пользуется уважением окружающих, пытается показать торжество ума и прозорливости. Он позиционирует себя так, словно глубоко понимает сущность происходящего и является далёким от наивности. Но следствием общения с ним является неприятное ощущение и осадок в душе. Собеседник может не знать, кто такой циник и подвергнуться воздействию этого умного на вид человека. Каким образом не почувствовать себя ребёнком, который верит в сказки, рассказывается в статье.

Цинизм – отрицание норм этики и морали

Киники (прародители циников) появились в IV веке до нашей эры. К ним относили себя философски настроенные личности, которые презирали условности и старались максимально всё упростить. Эти люди отвергали существовавшие в обществе традиции и стремились жить естественно, полагая, что в безграмотности кроются благо и чистота.

Постепенно возникла такая личность, как современный «циник». Определение понятия состоит в демонстративном пренебрежении этическими и моральными нормами. Такой человек отвергает качества:

  • Стыд.
  • Жалость.
  • Сочувствие.
  • Искренность.
  • Желание помочь.

Его задача состоит в поиске низменной мотивации для любого поступка. Для него неприемлемо всё, что касается духовного роста и развития. Он убеждён, что

  • Любовь – это секс или деньги.
  • Сочувствие – желание проявить показное благородство.
  • Дружба – стремление осуществить быстрый карьерный рост.

Он грубо насмехается над чувствами других людей.

Разочарованные люди

Циниками становятся после жизненных сложностей и неудач. Чем их больше, тем сложнее человеку оправиться и начать видеть всё в светлых тонах. У него разбиты детские мечты и юношеские идеалы. Человек не может утвердиться в новом для себя мире и отыскать ценности заново. Поэтому он отрицает всё, чем когда-то дорожил, не заботится о сохранившейся у других людей способности верить во что-то хорошее.

На вопрос: «Кто такой циник?» – также можно ответить, что это гордец, который не способен признать собственных ошибок. Люди подобного склада ищут причины неудач в знакомых и несовершенстве мира. Цинизм часто присущ подросткам, являясь сопутствующим фактором при личностном изменении. В этом качестве проявляется желание защитить себя от мира, кажущегося им недружелюбным и враждебным. Одним личностям в процессе взросления удаётся выбраться из цинизма, а кто-то остаётся таким на всю жизнь.

Любители чёрного юмора

Циником можно назвать человека, который обожает фильмы об убийствах и садизме. Находясь за рулём, он вполне может желать прохожим оторванных рук и ног или попадания под машину. Цинизм в подобном проявлении является вполне безобидным, но способным очень сильно оскорбить чувствительную личность.

Эти люди полагают, что грубые шутки подобного рода являются лишь весёлой частью разговора. Они не понимают, что чёрный юмор в его истинном проявлении может себе позволить только высокоразвитый человек. Потому что лишь он способен пошутить удачно, колко и не задеть при этом ничьих чувств. Как ни странно, на вопрос: «Кто такой циник?» – можно ответить, что этот человек не смешивает реальность с придуманным миром. Он всё же способен помочь старушке нести тяжёлую сумку или подать калеке у церкви.

Циник и романтик – разные люди

Женщины периодически влюбляются в мужчин, считающих всю атрибутику выражения глубоких чувств чем-то показным и не настоящим. А раздражается от валентинок, не верит в значимость красных роз, говорит мало комплиментов именно циник. Романтик, наоборот, красиво ухаживает и не скупится на банальные красные розы и воспевания о красоте избранницы. Циник полагает, что настоящая любовь не имеет ничего общего с подобной пошлостью, как стихи в смс и прочими глупостями.

А на самом деле этому крайне сдержанному мужчине следует постараться увидеть окружающую его красоту. Он везде старается найти максимальное количество несовершенных факторов. Хотя следует уяснить, что так думать просто не рационально. Нужно перестать зацикливаться на том, что когда-то ожидания были очень большими, а ничего не вышло. Но если у циника не получается сделать это самостоятельно, ему нужно помочь.

Что такое здоровый цинизм?

Человек может ровно относиться к предложениям из серии принять участие в лотереях, обходить стороной цыган и нищих, слабо доверять благотворительным фондам. Простых обывателей окружает множество уловок, к которым также относятся продуманные шаги сообразительных маркетологов. Но кто такой циник, как не человек, видящий истинное положение вещей? Ведь он просто не позволит кому-либо поживиться за его счёт. А назвать его бесчувственным невозможно, потому что это поведение представляет собой правильную реакцию на ловушки. Но на самом деле проявление равнодушия к окружающим людям – это и есть форма презрительности.

Хотя мужчина-циник вполне способен испытывать добрые чувства при недоверчивом отношении ко всему. Ведь быть использованным и самому предложить помощь – разные вещи. Хотя вот в Нью-Йорке, когда человеку становится плохо на улице, его только обходят. Это делается с целью выжить и не быть обманутым мошенниками. И даже бабушка, которая упала, потому что не дошла до больницы, может вызвать подозрения.

То есть циник – это человек, общаться с которым не просто. Ведь личность подобного склада занимается обесцениванием высоких норм. Его общества предпочтительнее избегать, если способный к противостоянию внутренний резерв отсутствует.

www.syl.ru

Основные жизненные ценности — Психологос

Какие основные жизненные ценности? Сколько их вообще? Список всех жизненных ценностей огромен, но всё слишком большое можно разделить на части. В синтон-подходе основные жизненные ценности здоровой личности могут быть сгруппированы в три основных круга ценностей:

  • Личная жизнь и отношения,
  • Дело, бизнес, работа,
  • Собственное развитие

Если же и эти части разделить на более мелкие, у нас получится следующий список.

Любовь, азарт, развлечения и отдых.

Это ценности радости – отрывайся, наслаждайся, живи на всю катушку. Путешествие в далёкую тёплую страну, где лазурное море и белый песочек. Игра в казино, когда от ставок захватывает дух. Романтика встреч в кафе, где уютный полумрак и прекрасный человек напротив.

Семья, взаимопонимание, дети.

Это длительные отношения в паре, родители и дети, друзья и близкие. Это ценность отношения с другими людьми. Здесь тоже есть любовь – как радостная забота, ласковое внимание, тёплое уважение. Вот мужчина после рабочего дня радостно идёт домой – там его семья, его жена и дети. Вот молодой парень бросает всё и едет помогать родителям с огородом – потому что родителям уже тяжёло, а он их любит. Вот женщина ерошит волосы ребёнку и садится рядом, чтобы почитать сказку.

Дом, комфорт, деньги.

Это ценность упорядоченного быта. Она лежит на стыке двух сфер – ведь «дом, комфорт, деньги» очень нужны для семьи и не помешают отдыху. С другой стороны, деньги – это уже выход в сферу «Дело, работа, бизнес». Молодая пара на весь день едет в IKEA, чтобы купить мебель в свою новую квартиру. Они тщательно выбирают каждый стул и каждую полку – купить хочется много, а денег меньше, чем хочется.

Моё дело, мои проекты.

Чем вы занимаетесь по жизни? На что тратите время, когда уходите на работу? Какие планы строите, засыпая вечером? Это всё – ценность дела. Здесь собрано всё, что касается вашей работы, ваших идей и планов по созданию и развитию. Парень с подросткового возраста увлекался фотографией и видеосъёмкой. Везде старался ухватить что-то необычное. Прошло десять лет – он снимает дорогие, качественные клипы и хочет замахнуться на кино.

​​​​​​​​​​​​​​Карьера, власть, статус.

Это ценность социального развития – получения более высокого социального статуса, новых возможностей влиять и делать. Мужчина раз за разом меняет машину, покупая всё боле престижные марки. Женщина ходит только в дорогие бутики. Каждый из них показывает свой статус и каждый много работал, чтобы достичь такой высоты.

Образование, повышение профессиональной квалификации.

Сложно делать своё дело хорошо без образования и опыта. Поэтому ценность развития мастерства находится сфере «Дело, работа, бизнес». С другой стороны, любое образование и повышение профессиональной квалификации обязательно приводит к личностному развитию. Поэтому ценность развития мастерства одновременно относится к сфере «Я и собственное развитие». Вот девушка внимательно смотрит, как выглядит голливудская звезда на вручении «Оскара». Девушка – стилист, она смотрит церемонию, чтобы уловить самые модные тенденции. Девушка – на работе.

Личностный рост, социальные и психологические навыки.

Это ценность развития личности. Личностный рост можно коротко назвать словом «мудрость». Это зрелость, взвешенные выводы, внимание к другим людям. Социальные навыки – это поведение в обществе, например, умение с рабочим разговаривать на одном языке, а с интеллигентом на другом. Психологические навыки – это преодоление своих страхов, владение своими эмоциями, чистота и ясность мышления. Девушка была язвительной и вспыльчивой, рядом с ней было тяжело. Она занялась собой и стала мягче в общении, аккуратнее в выражении чувств. Рядом тут же появились люди.

Красота, здоровье, гармоничное развитие.

Внешность, стройная фигура, хорошо развитая мускулатура, умение танцевать и красиво двигаться – это всё ценность тела. Эта ценность лежит на стыке двух сфер – когда человек занимается своим здоровьем, он обязательно развивается, поэтому ценность справедливо входит в сферу «Я и собственное развитие». С другой стороны, красота и здоровье сильно влияет на отношения и поэтому относится к сфере «Личная жизнь и отношения». Спортивному, подтянутому парню легче заинтересовать девушку. Гибкой и грациозной девушке проще привлечь внимание парня.

Духовный рост, познание жизни, реализация предназначения.

Если вы живете не только для себя, если для вас важно оставить в жизни добрый след — у вас самые высокие мотивы, вас можно назвать человеком с духовными устремлениями. Если же вы любитель литературы о духовных практиках, где продается стандартный набор из астрологии, йоги, эзотерики и целительства вместе с психотерапией и восточными учениями, то вы просто покупатель литературы этого жанра.

www.psychologos.ru

Традиционные ценности и реальность – ВЕДОМОСТИ

Максим Стулов / Ведомости

Нам часто приходится слышать слова «традиционные ценности» или «базовые ценности», «духовные скрепы». Мы слышим их от участников телешоу, в высказываниях консервативных публицистов и, конечно, от представителей госвласти. Обычно они говорят, что ценности россиян уникальны, сформировались несколько столетий назад, застыли в виде «менталитета» или «культурной матрицы» и сравнения с другими странами невозможны. С точки зрения психологии или социологии эти высказывания звучат сомнительно, а некоторые исследователи считают, что политический разговор в терминах ценностей вреден, так как позволяет избегать сути и порождает демагогию. Так что же обычно подразумевают под традиционными ценностями и имеет ли это какую-то связь с фактами?

Что они несут

В представлении людей, специально не занимающихся этой темой, традиционное общество принимает образ либо чего-то темного, наполненного страданиями, предрассудками и насилием, либо, наоборот, ассоциируется с прекрасным, светлым, одухотворенным, правильным и складным. Объединяет эти два преставления то, что они описывают воображаемую реальность и потому целиком зависят от качеств и ценностей самого говорящего.

В слова «традиционные ценности» вкладывают три значения. Во-первых, это неизменные ценности, пришедшие из давних времен, бывшие «испокон веков» или даже «всегда». Во-вторых, это такие ценности, которым необходимо следовать, нормы, правильные принципы. В третьем значении традиционность указывает на уникальность ценностей для страны и культуры. Ключевая характеристика этих значений: они свободны от конкретного содержания и поэтому удобны для манипуляций. Можно говорить о державности россиян, а можно подчеркивать традиционную соборность. Можно говорить о традиции послушания и сильной власти, а можно и о традиционной любви русских к свободе и бунту. Первое подчеркивает ценность конформности, второе – противоположную по сути ценность свободы, однако оба звучат органично со словом «традиционные» – именно потому, что понятие это лишено содержания.

Но как же, скажете вы, разве у нас нет традиций? На этот вопрос еще в 1983 г. исчерпывающе ответил историк Эрик Хобсбаум в его концепции изобретенной традиции. Он привел в пример «традиционную» шотландскую юбку, которая не являлась одеждой древних горцев, а была придумана вместе со своей древней историей лишь в XVIII в. Также, если отследить историю явлений, называющихся традиционными в России, она часто окажется довольно короткой (например, считающуюся народной песню «Ой, цветет калина» написал советский композитор). По Хобсбауму, отсылки к традициям используют, чтобы продвигать определенные практики, явления и ценности. Когда, например, депутаты апеллируют к традиционным ценностям, обосновывая ограничение свободы слова, они наглядно иллюстрируют этот принцип.

Ответы в прошлом

Если же обратиться к части дискуссии, в которой традиционные ценности используются как содержательное понятие, а не манипулятивная конструкция, то неизбежно обнаружится неоконсерватизм. Это набор идей об устройстве общества, часто фантастических и утопических. Неоконсерваторы опираются на критику современности в различных ее проявлениях и предсказывают то конец Европы, то конец западной цивилизации, то мироустройства в целом. Неудовлетворенность современностью приводит к поискам чего-то «более правильного». Но вместо изобретения чего-то нового, неоконсерваторы обращаются в поисках ответа к своим представлениям о прошлом – и находят там «традиционное общество» с «традиционными ценностями». Воображаемое общество противопоставляется современному, различия подчеркиваются и выносятся на первый план – они и получают название традиционных ценностей. По содержанию это, как правило, ценности иерархичности общества и власти, антииндивидуализм, отказ от личных интересов в пользу авторитетов, групп или идей. Связь с некоей идеей в ущерб собственным интересам воспринимается как нечто возвышенное и называется «духовностью», а общество таких людей оказывается связано «духовными скрепами», т. е. какими-то неписаными правилами.

Эта картина может выглядеть привлекательной утопией, но ее применение к реальности вызывает множество проблем. Сегодняшние общества, основанные на таких принципах, оказываются крайне неэффективными в развитии экономики и обеспечении удовлетворенности граждан. Это либо Афганистан, замыкающий рейтинги экономического и субъективного благополучия, либо Саудовская Аравия, импортирующая практически все, от потребительских товаров до квалифицированных работников. Исследования показывают, что развитие технологий тесно связано с организацией социальной жизни: более демократичные сообщества производят больше инноваций, а традиционные в этом смысле обречены. Развитие «духовных скреп», например, напрямую противоречит технологическому развитию.

Ценности россиян

Кроме долженствования в риторике традиционных ценностей иногда можно услышать утверждения, что россияне уже ими обладают, вероятно, потому, что эти ценности неизменны. Так ли это на самом деле? В серии совместных исследований с социологом Владимиром Магуном мы увидели на фактических данных, что россияне далеки от приписываемого им образа.

Во-первых, ценности традиции занимают у россиян далеко не первое место: по важности они уступают ценностям безопасности и заботы. По сравнению с Западной или Северной Европой наши сограждане существенно меньше разделяют социально ориентированные ценности (традиционность, консерватизм, заботу об окружающих). А важность индивидуалистических ценностей (власть, богатство, достижения) в России, наоборот, значительно выше.

Во-вторых, базовые ценности не неизменны, хотя и стабильны. Более того, ценности россиян за последние 10 лет изменились совсем не в сторону традиции. Наоборот, в России растет важность самоутверждения, власти и богатства и падает ценность заботы об окружающих. В то же время в западноевропейских странах динамика направлена в сторону усиления ценностей заботы об окружающих и самостоятельности.

В-третьих, набор ценностей россиян не уникален. Среди 10 показателей ценностей мы не нашли ни одного, по которому они отличались бы от европейцев. Соотечественники оказываются близки не только к соседям по Восточной Европе, но и к жителям Средиземноморья. Кроме того, они очень разнородны в своих ценностях, и существование «среднего россиянина» довольно сомнительно. Мы обнаружили, что в России и других европейских странах большинство населения можно разделить на четыре группы, внутри каждой из них люди придают важность одним и тем же ценностям. За различия между странами отвечает только одна небольшая группа, одновременно подчеркивающая важность открытости и заботы об окружающих. В России эта группа практически отсутствует, а, например, в Швеции она составляет половину населения.

Американская политика говорит на языке ценностей с середины XX в., в России они стали входить в обиход в 2010-х. Сегодня по всему миру, от Бразилии до Венгрии, консервативные и популистские политики используют прием «традиционных ценностей» для влияния на общественное сознание и продвижения собственных идей и интересов под видом «особого пути». Главное, чего часто не замечают говорящие и слушающие, всякий разговор о традиционных ценностях – это разговор о том, как должно быть, а не о том, как на самом деле есть и что будет, стань это правдой. Если всерьез говорить о консервативных ценностях, то нет ничего плохого в том, что среди россиян есть люди, разделяющие ценности традиции: общество в целом лишь выигрывает от ценностного разнообразия. Однако совсем ненормально и вредно, когда лишь один вид ценностей представляется как единственно верный.

Автор — научный сотрудник Лаборатории сравнительных исследований массового сознания Высшей школы экономики

www.vedomosti.ru

Семейные ценности — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Семейные ценности (также традиционные семейные ценности) — культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия.[1] Сторонники традиционных семейных ценностей часто придают традиционной семье статус единственной морально допустимой ячейки общества[2].

Этот термин является довольно расплывчатым, и в каждой культуре его могут толковать различно. Термин часто встречается в речах социальных и религиозных консерваторов. В конце XX — начале XXI веков этот термин часто использовался в политических дебатах в контексте мировой тенденции снижения семейных ценностей после окончания Второй мировой войны.[3]

Традиционный христианский взгляд на брак и семью основан на понимании человека как созданного Богом существа, принадлежащего одному из двух полов (мужчина или женщина), которые в браке дополняют друг друга. Различия между полами рассматривается как особый дар Творца. По традиции основными целями брака считаются: рождение и воспитание детей, взаимная помощь и средство к укрощению плотского вожделения (1Кор. 7:2—6)[4]. Рождение и воспитание детей занимает особо важное место в понимании традиционного христианского брака[5][6], а намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений рассматривается грехом[7][8].

Конституция II Ватиканского Собора Католической Церкви Gaudium et spes утверждает:

По своему естественному характеру сам брачный институт и супружеская любовь предназначены для рождения и воспитания потомства, которым они и увенчиваются.[9]

В данной концепции зачатие и рождение детей понимается как естественное (природное) назначение сексуальных отношений[10]. Об этом учили многие известные Отцы Церкви и святые в истории христианства[11][12][13][14][15][16][17][18]. В последнее время в церковных кругах всё больше обсуждается необходимость защиты традиционных семейных ценностей в обществе. Эти ценности связывают с такими качествами и установками как нравственная чистота в отношениях между женщиной и мужчиной. Многодетность и любовь к детям превозносится на новый уровень.[19] и рассматриваются в качестве средства преодоления демографического кризиса[19][20]. По мнению защитников традиционных семейных ценностей, понятие семьи исключает такие явления как однополые отношения, внебрачное сожительство и отказ от деторождения[20]. Критика однополых отношений занимает особое[источник не указан 1956 дней] место в системе традиционной семьи, однополые союзы рассматриваются негативно[20]. Верующие сторонники традиционных семейных ценностей активно выступают против однополых браков[21].

Б. М. Бим-Бад и С. Н. Гавров заявляют:

«Модернизационные трансформации часто представляют собой имплантацию на национальную почву чужих культурных наработок. Во многом вследствие этого меняются нормы, ценности, модели поведения, труда и досуга, принятые в данном обществе. Меняется сама семья, её социокультурные основания. И эти изменения представляют собой не только достижения и победы, связанные с „приобщением“ к чему-то более цивилизованному и желанному. Эти перемены несут в себе неуверенность, разочарование, падение уровня демографического воспроизводства населения, проблему одиночества».[22]

По федеральному закону Российской Федерации «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», вступившему в силу с 1 сентября 2012 года (статья 5, пункт 5), к информации, запрещённой для распространения среди детей, относится, среди прочей, информация, которая отрицает семейные ценности и формирует неуважительное отношение к родителям и (или) другим членам семьи. Определение семейным ценностям закон, однако, не даёт.[23]

  1. ↑ Статья «Семейные ценности» Архивная копия от 1 июля 2012 на Wayback Machine // Глоссарий терминов / Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов, 2006.
  2. ↑ Anne Revillard (2006) Work/Family Policy in France International Journal of Law, Policy and the Family 2006 20(2):133-150
  3. ↑ Traditional families hit by declining morals, say mothers, Daily Mail
  4. ↑ Каноническое право о браке. Учебное пособие, составленное свящ. И.Юровичем. Колледж Католической Теологии им. св. Фомы Аквинского, М., 1994, с. 20
  5. ↑ Вопросы личной, семейной и общественной нравственности, X. 4 // Официальный сайт отдела внешних церковных связей РПЦ
  6. ↑ ККЦ Супружеская любовь  (недоступная ссылка с 26-05-2013 [2349 дней] — историякопия)
  7. ↑ Проблемы биоэтики, XII, 3 // Официальный сайт отдела внешних церковных связей РПЦ
  8. ↑ Каноническое право о браке Католической Церкви определяет недействительным брак, при заключении которого супруги не осознают, что их союз предназначен для порождения потомства (Каноническое право о браке, 1096 параграф 1; комментарии по книге: Каноническое право о браке. Учебное пособие, составленное свящ. И.Юровичем. Колледж Католической Теологии им. св. Фомы Аквинского, М., 1994, с. 45 — 46)
  9. ↑ Gaudium et spes, 48 параграф 1
  10. ↑ «Всякий супружеский акт должен сам по себе оставаться предназначенным для воспроизводства человеческой жизни»: эта цитата из Энциклики «Humanae vitae» Папы Павла VI приводится в разделе Катехизиса Плодородие брака  (недоступная ссылка с 26-05-2013 [2349 дней] — историякопия)
  11. ↑ Муч. Иустин Философ. Апология 1: 29. PG.6:373
  12. ↑ Афанасий Александрийский. «Послание святаго Афанасия Великаго, архиепископа Александрийскаго, к Аммуну монаху»
  13. ↑ Климент Александрийский. Педагог, ч.ΙΙ, гл. 10
  14. ↑ Григорий Богослов. Творения Григория Богослова, ч. 3
  15. ↑ Бл. Феодорит Киррский. Краткое изложение Божественных догматов, 25 //Восточные отцы и учители Церкви V века. — М., Издательство МФТИ, 2000, сс.172-223
  16. ↑ Епифаний Кипрский. Панарион, гл. 58 (78), 22. Творения Епифания Кипрского, ч. 5. с. 269—270
  17. ↑ Прп. Максим Исповедник. О Любви, сотница 2-я: 17
  18. ↑ Феофан Затворник. Толкование Послания к римлянам 1,24
  19. 1 2 В защиту семейных ценностей // Православие.Ру, 4 июля 2011
  20. 1 2 3 В защиту традиционной семьи // Православие.Ру, 15 октября 2010
  21. ↑ Штат Мэриленд отстоял традиционные семейные ценности // Invictory, 3 июня 2011
  22. Бим-Бад Б. М., Гавров С. Н. Модернизация института семьи: макросоциологический, экономический и антрополого-педагогический анализ. Монография. — М.: Интеллектуальная книга, Новый хронограф, 2010. — ISBN 978-5-94881-139-0.
  23. ↑ О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию • Федеральный закон от 29 декабря 2010 года • Российская Федерация • СПС Право.ру

ru.wikipedia.org

Ценность — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Це́нность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Например, стакан, будучи инструментом для питья, проявляет это своё полезное свойство как потребительная стоимость, материальное благо. Являясь продуктом труда и предметом товарного обмена, стакан выступает как экономическая ценность, стоимость. Если стакан представляет собой предмет искусства, он наделяется ещё и эстетической ценностью, красотой.[1]

Употребляется в нескольких смыслах:

  • Ценность — как характеристика предмета или явления, обозначающая признание его значимости. Разделяют «Материальные ценности» и «Духовные ценности». Известно понятие «Вечные ценности».
  • Ценность — в философии — указание на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений.
  • Ценность — в экономике — используется как синоним понятия «потребительная стоимость»[источник не указан 2558 дней], то есть значимость, полезность предмета для потребителя.
  • Философское понятие «Система ценностей» подразумевает под ценностями то, что индивидуум ценит в окружающем его социуме. Тесно связано с понятием мотивация.

В экономике различают:

Представители австрийской школы считают, что ценность — значение, которое имеют количества конкретных товаров или благ для удовлетворения потребностей человека. Чем больше человеком сознаётся зависимость от наличия объекта, тем выше его ценность. Явление ценности происходит из того же источника, что и экономический характер благ, то есть из взаимоотношения между надобностью и количеством. Блага, имеющиеся в неограниченном количестве (воздух, вода и т. д.), то есть неэкономические блага, не имеют ценности. И лишь блага, которые имеются в меньшем количестве, чем необходимы для удовлетворения человека представляют собой ценность[2]. Ценность следует отличать от полезности. Полезность — годность предмета служить удовлетворению человеческих потребностей. Неэкономические блага полезны в той же мере, как и экономические, вследствие своей способности удовлетворять человеческие потребности. При этом удовлетворение потребностей зависит от конкретных количеств экономических благ. Вследствие этого именно они и приобретают ещё значение ценности[3] (см. также Парадокс ценности).

Субъективные и объективные ценности[править | править код]

Если смешивать ценность и полезность, то материальным благам, не имеющим никакого значения с точки зрения человеческого благополучия, может быть приписана самая высокая ценность, а таким материальным благам, с которыми связываются насущные интересы благополучия, — ценность совсем ничтожная.[4]

Нормы, которые сложились в обществе, являются высшим выражением его системы ценностей (то есть господствующих представлений о том, что считать хорошим, правильным или желательным). Понятие ценностей и норм различаются. Ценности — это абстрактные, общие понятия, а нормы — это правила или руководящие принципы поведения для людей в ситуациях определённого рода. Система ценностей, сложившаяся в обществе играет важную роль, так как она влияет на содержание норм. Все нормы отражают социальные ценности. О системе ценностей можно судить по нормам, сложившимся в обществе.

К ценностям могут относиться:

  1. Здоровье
  2. Любовь, семья, дети, дом
  3. Близкие, друзья, общение
  4. Самореализация в работе. Получение удовольствия от работы
  5. Материальное благополучие
  6. Духовные ценности, духовный рост, религия
  7. Досуг — удовольствия, хобби, развлечения
  8. Творческая самореализация
  9. Самообразование
  10. Социальный статус и положение в обществе
  11. Свобода (свобода выбора, свобода слова и т. д.)
  12. Стабильность

Также могут присутствовать другие ценности. У различных людей различные приоритеты ценностей.

Как отмечает исследовательница Полина Гаджикурбанова, в стоицизме, противопоставляющем мудрецов профанам: «Профан наделяет предметы большей ценностью, нежели они обладают по природе, наделяет их собственными ошибочными представлениями о благе и зле. В результате он начинает стремиться к тому, что кажется ему благом, — к здоровью, славе, богатству самим по себе, но в своем стремлении он переходит некую природную меру, попадая тем самым в ловушку собственных страстей и представлений»[5].

В XX столетии широкое распространение в России получило понятие «духовные ценности», обозначающее:

  • совокупность культурных ценностей, отличных от материальных ценностей;
  • систему религиозных, этических и эстетических ценностей отдельного человека или всего общества.

ru.wikipedia.org

Предложения со словосочетанием ОБЩЕПРИНЯТЫЕ ЦЕННОСТИ

Неявные знания включают отношения между людьми, нормы поведения, общепринятые ценности и стандартные оперативные процедуры. Но если то, во что верят и что ценят родители, радикально расходится с общепринятыми ценностями, тогда ответственность за удовлетворение нужд детей полностью ложится на их плечи. Он верит в то, во что принято верить в обществе, частью которого он является; он разделяет общепринятые ценности и идеалы. В свою очередь этот недостаток оказывает негативное влияние на их социальное взросление: отставание в развитии происходит в результате отсутствия условий, способствующих взрослению — усвоению общепринятых ценностей и моральных установок, соответствующих этносоциальной культуре, моральной и психологической «закалки» личности. Для андеграунда характерны разрыв с господствующей идеологией, игнорирование стилистических и языковых ограничений, отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций, нередко эпатаж публики, бунтарство.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Когда-нибудь я тоже научусь различать смыслы слов.

В каком смысле употребляется прилагательное последний в отрывке:

Что ж, так, вероятно, должно быть, и ничего не изменится до последнего часа.

В прямом
смысле

В переносном
смысле

Это устойчивое
выражение

Это другое
прилагательное

Греческие «пайдейа», «мусейа» и римская «гуманитас» по сути дела означали совокупность общепринятых ценностей, передаваемых образованием. Сложилась ситуация, когда общепринятые ценности утрачивали свою значимость, а новые ещё не сформировались. Ещё древние греки делили речи на совещательные (выработка и принятие решений), судительные (подведение данного случая под нормы закона), торжественные (подведение данного случая под общепринятые ценности). Равновесие срабатывает лучше всего, если оно подкреплено соглашением относительно общепринятых ценностей. Баланс сил препятствует появлению возможностей разрушить международный порядок; договорённость относительно общепринятых ценностей препятствует возникновению желания его разрушить. Социальный прогресс всё более и более становится общепринятой ценностью, и всё больше профессий и предприятий ссылаются на него, объясняя свою деятельность. Объективную культуру подразделяют также по характеру её локализации в географическом и социальном пространствах на культурный ареал (географический район, который может не совпадать с государственными рамками), доминирующую культуру (ценности, которыми руководствуются большинство членов общества), субкультуру (национальную, профессиональную, возрастную), контркультуру (культуру, которая находится в конфликте с общепринятыми ценностями). Хотя нас всегда учили, что экономика есть наука, существующая в отрыве от общепринятых ценностей, я утверждаю: это неправда. Низкая оценка холистами окружающих людей, общепринятых ценностей и норм, безразличие к собственным успехам свидетельствуют о целостной, но весьма упрощённой картине мира. Во-вторых, она должна подсказывать людям, как надо поступать с точки зрения целесообразности, достижения результатов, технологии, но также и морали, общепринятых ценностей. Поэтому можно сказать, что философия — это наука об общепринятых ценностях, рассматривать которые философия должна не как факты, а как нормы. Повидав жизнь, пережив любовь и ненависть, погонявшись за деньгами и карьерой, зрелые люди убедились в ложности одних общепринятых ценностей и поменяли их на другие — истинные. Не менее важное значение имеет общая атмосфера, в которой происходит усвоение общепринятых ценностей и стереотипов поведения. С таким учителем общепринятые ценности кому-то могут показаться искажёнными. Многие полагают, что вывернуть наизнанку общепринятые ценности, поставить во главу угла своё «Я» — это и есть неординарность. Он стремился быть нормальным, то есть, в его понимании, человеком, чья внутренняя морально-нравственная шкала ценностей соответствует общепринятым ценностям, а не тем, которые появились в нашем обществе в последнее время, с такими категориями как цинизм и приспособляемость. Так почему магия и эзотерика являются науками, функционирующими за рамками общепринятых ценностей? Что ещё я могу сказать, в защиту общепринятых ценностей. Главное достижение религии любого толка заключается в том, что она, отрицая силу принуждения, предлагала индивидууму добровольный выбор образа жизни, основанный на общепринятых ценностях бытия, как трамплин для дальнейшего самосовершенствования разума. В некоторых ситуациях вы отнесётесь с пренебрежением к общепринятым ценностям, игнорируя их даже тогда, когда окажетесь не правы. Подобная «демократия» в сфере философии допускала существование негативистски ориентированных точек зрения, исполненных иронии, скепсиса и высокомерного превосходства по отношению к общепринятым ценностям и нормам. Но эти понятия, по сути дела, означали совокупность общепринятых ценностей, передаваемых образованием. Не потому что устарели на самом деле, ведь «весь мир голодных и рабов» правильнее толковать как голодных на духовную пищу и рабов общепринятых ценностей. Давай определимся, что победительница не обязательно та, кто выиграла в соревновании за общепринятые ценности. Но рискнуть собой — это рискнуть и другими, своим статусом среди других, своими отношениями с другими, рискнуть общепринятыми ценностями. Плохо знает наши обычаи, быт, общепринятые ценности и правила поведения знати.

Неточные совпадения

Возникают ситуации, когда состояние общества, общепринятые нормы и ценности почему-либо утрачивают обязательный характер, подавляющим большинством населения ставятся под сомнение их целесообразность и справедливость. Здесь большое значение имеют уточнение прав и обязанностей, справедливое распределение ответственности и обязательств на основе общепринятых норм и ценностей. Желание не подражать, а учиться у других народов проходит у него не только через то, что касается национально-культурных ценностей в общепринятом понимании. Несомненное первенство, придаваемое равенству возможностей в иерархии ценностей, ставшей общепринятой после гражданской войны, особенно отчётливо проявилось в экономической политике. Эта эпоха уже испытала на себе и дух нигилизма с его пафосом отрицания традиционных устоев общественной жизни и общепринятых норм, со стремлением к переоценке ценностей и христианской морали, с его попыткой освободить человека от навязываемых обществом правил, якобы подавляющих личность, и дух марксизма с его открыто воинствующими материалистическими воззрениями, идеями разрушения старого и построения нового идеального общества, призванного стать новым единством, в котором, однако, свобода отдельного человека оказывалась оттеснённой на второй план и в конечном итоге иллюзорной. Исходя из общепринятых в научно-философской литературе положений, не пытаясь слишком сильно углубляться в сущность предмета «сверх необходимого» (Оккам), то есть, обеспечивая достаточную для раскрытия содержания предмета нашего анализа рефлексию, представляется правомерным дать сознанию следующее определение: «Сознание представляет собой способность человеческого мозга «на входе» осуществлять мировосприятие, воспринимать, классифицировать и обрабатывать непрерывный поток информации из окружающего мира и на этой основе формировать у человека системное знание об окружающем мире и о самом себе в нём, вырабатывать у него определённую систему ценностей и мировоззрение, которые «на выходе» управляют его жизнедеятельностью». По общепринятому обычаю здешних извозопромышленников и нанимателей первые отвечают за ценность багажа, почему и окарауливание его лежит на их обязанности. Общепринятые нормы поведения связаны с признанием неповторимости, ценности каждой личности. Целостность социальной системы достигается посредством процесса интеграции общепринятых социальных ценностей и норм, что означает постоянное упорядочение и сведение всего многообразия функций различных социальных систем в единую и строго организованную систему социального порядка. Следует признать, исходя из общепринятых исторических фактов, что российская цивилизация обладает собственными, а не заимствованными духовными, политическими, социальными, экономическими и правовыми ценностями. Должен признаться, что, составляя нижеприведённый список типов романов, я несколько погрешил против общепринятой системы жанрового деления, используемого в западной литературе, Я вынужден был так поступить, чтобы отразить нынешнюю, действующую именно в конце нашего десятилетия, «рабочую» схему разделения романов на типы и хоть как-то её обновить, свести с западной романной школой, к которой русский роман, безусловно, примыкает… Да, именно примыкает, но никак не входит в неё, хотя бы из-за огромной разницы в отношении к сюжету, к общественным ценностям и преувеличенного понимания воспитательного значения. То есть через переоценку ценностей и потерю важности общепринятых норм происходит утрата человечности, и это является крайне опасным фактором для всего общества. Так вот, эти люди с детства воспитывались на идеологических ценностях, весьма отличных от общепринятых: «деньги вовсе не зло, зло — их отсутствие», «из спасибо шубу не сошьёшь», «говорильней сыт не будешь» и тому подобных. Под социализацией в социологии общепринято понимать продолжающийся в течение всей жизни человека процесс, в ходе которого он усваивает верования, установки, обычаи, ценности, ожидания, свойственные определённой культуре, процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных общностей (группу, социальный институт, социальную организацию), приобщения его к социальным ролям, функциям, нормам, культурным ценностям, формирования соответствующих способностей, знаний, умений, интересов, потребностей, ценностных ориентации и т.

kartaslov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *