Неформальный лидер в классе это – Неформальный лидер в классе: хорошо это или плохо?

Как распознать неформального лидера и общаться с ним: советы руководителю

Юлия Кислицына

Журналист-копирайтер агентства системных интернет-решений Wezom.

Вы успешный руководитель и компетентный менеджер, ваша команда работает как единое целое, один за всех, и все за одного. Уверены? А может, команда идёт не за вами, а за тем, кого в психологии называют неформальным лидером?

Ещё Рузвельт говорил: «Лидер ведёт за собой, а босс управляет». Попробуем разобраться, так ли это, и понять, кто такой неформальный лидер (НЛ), как его вычислить, какими бывают неформальные лидеры и как с ними сотрудничать.

Нередки случаи, когда неформальное лидерство порождает бесконечные склоки, конфликты и расслоение коллектива на враждующие группировки. Перетягивание каната между руководителем и неформальным лидером может серьёзно отразиться на производительности труда и психологическом климате в коллективе.

Кто такой неформальный лидер

Чтобы не погружаться в сложные психологические термины, поясним просто. Начальника на руководящую должность назначают. Неформальный лидер может быть как младшим специалистом, так и менеджером среднего звена.

Здесь главное не пост, а набор личных качеств, жизненный опыт и авторитет.

Ведущие игроки есть во всех сферах деятельности. Ведь каждый коллектив — это мини-общество. А обществу нужно за кем-то идти. И в этой ситуации авторитет личности сильнее, чем авторитет должности. Каждому руководителю важно знать и понимать, как сотрудничать и вообще сосуществовать с НЛ.

Для начала определите, кто это.

Как вычислить неформального лидера

Самый точный способ определить НЛ — социометрический тест. Помните, подобные проводили психологи в школах? Если возможности пригласить специалиста и провести тестирование нет, то проанализируйте самостоятельно:

  • с кем чаще общаются сотрудники по нерабочим вопросам;
  • к кому обращаются за профессиональным советом;
  • кто озвучивает причины недовольства в коллективе;
  • кто вносит новые предложения и идеи.

Наверняка при составлении планов, обсуждении нововведений кто-то из подчинённых выражал общее мнение, чаще других задавал вопросы либо выступал зачинщиком спора. Присмотритесь к этому человеку и манере его поведения с коллегами.

Есть два стиля: конструктивный и деструктивный. В первом случае неформальный лидер генерирует идеи, организовывает рабочий процесс и мотивирует коллег, во втором — вносит разлад и создаёт конфликтные ситуации.

С конструктивным важно наладить партнёрские отношения, ведь его деятельность идёт на пользу как отделу, так и бизнесу. С деструктивным сложнее, но и его энергией можно управлять. Главное — распознать истинные мотивы лидерства: желание власти, желание самореализоваться. Когда вы поймёте, что движет этим сотрудником, будете знать, что делать.

6 типов неформальных лидеров

Грамотный руководитель умеет и управлять подчинёнными, и выстраивать доверительные отношения с разными неформальными лидерами. Описание ниже поможет правильно идентифицировать НЛ и понять, как действовать.

1. Инноватор

Эмоциональный и творческий. Его идеи оригинальны. Этот неформал способен дать заряд энергии в коллективе и сдвинуть стереотипные подходы в сторону новаторства. Если он не находит поддержки или сталкивается с критикой — быстро опускает руки, как любой творческий человек.

Как это использовать
  • Советуйтесь с ним, когда бизнесу нужен глоток свежего воздуха. Коллектив готов идти за инноваторами и воплощать их идеи в жизнь. Возможно, за такими нововведениями будет стоять ещё один виток успеха компании.
  • Этот тип получает удовлетворение от поиска и внедрения нового. Каждый мозговой штурм в вашей команде должен проходить при участии, а лучше под руководством инноватора.
  • Эмоциональные всплески в поведении этого человека помогут оголить проблемы в коллективе. Используйте этот сигнал, чтобы вовремя решить неурядицы и нейтрализовать недовольство среди подчинённых.

2. Координатор

Деловой и организованный. Готов спланировать работу и чётко скоординировать процессы. У него есть аргументированные ответы на все вопросы, поэтому в коллективе он пользуется большим авторитетом. А некоторые могут даже побаиваться сухой натуры координатора.

Как это использовать
  • Поручайте деловому лидеру организаторскую работу — он будет с радостью её выполнять.
  • Сделайте координатора своей правой рукой. Можете смело возложить часть своих контролирующих обязанностей на этот тип. Легализируйте его власть повышением и сделайте партнёром.
  • Используйте авторитет координатора, чтобы заработать пару очков в глазах сотрудников и для себя. Он может стать вашим голосом или проповедником непопулярных решений.

3. Серый кардинал

Живёт в тени начальника. Но в то же время знает всё: у кого горят дедлайны, кто недавно поссорился с мужем (или женой), а кто подыскивает новую работу. Но эту информацию кардинал собирает не для сплетен в курилке.

Как это использовать
  • Узнавайте полезную информацию, чтобы быть в курсе внутренних процессов в коллективе.
  • Будьте осторожны: серые кардиналы влияют на принятие решений самого начальника. Поэтому даже компетентные советы подвергайте анализу.
  • Уважайте серого кардинала и дайте ему это почувствовать. Тогда он не будет играть против вас.
  • Кардинал никогда не возьмёт ответственность за принятые вами решения. Даже если он повлиял на это.

4. Революционер

Бунтарь и критикан. Тот, кто стоит во главе настроений недовольства в коллективе. Ему ничего не нравится. Революционер высказывает, что не так, но не предлагает, как это исправить. Этот тип может послужить причиной конфликтов и образования враждующих группировок.

Как это использовать
  • Предложите революционеру решить проблему, а не просто сотрясать воздух. Скорее всего, это поставит его в тупик. А тем членам коллектива, которые идут за ним, поможет понять, что НЛ силён только на словах.
  • Направьте буйную энергию революционера на общественную деятельность.
  • Поручите дополнительные проекты или переведите в другой отдел, где контакты с коллегами минимальны.
  • Если же эти шаги не помогут, а конфликты продолжатся, выход один — вводить штрафы или уволить бунтаря.

5. Весельчак

О таких говорят «душа компании». Коллектив идёт за ним, потому что он обаятельный и с ним не скучно. Под лёгким и непринуждённым руководством сотрудники готовы выполнять даже монотонную работу.

Как это использовать
  • Сотрудничайте на равных. Ведь в глазах подчинённых он свой.
  • Передавайте некоторые сложные задания через весельчака, назначьте его руководителем проекта.
  • Определите такого НЛ главным по работе с новичками. Тогда процесс адаптации пройдёт быстрее.
  • Весельчак создаёт комфортную атмосферу в отделе. Поручите ему придумать совместный досуг для коллег. Мероприятия вне офиса — его конёк.

6. Кризис-менеджер

Это ситуативный лидер. Он может никак не проявлять себя в ежедневной работе, но при форс-мажорах быстро ориентироваться и принимать решения.

Как это использовать
  • Дайте проявить себя в стрессовых ситуациях. Скажите прямо: «Сейчас ты главный!»
  • По результатам оцените работу кризис-менеджера и поблагодарите при остальных членах коллектива.
  • Поощрение — это важный фактор для НЛ. Но хвалить нужно, когда действительно есть за что.

В заключение

Сотрудничайте с неформальным лидером и попытайтесь сделать его союзником. Не бойтесь появления НЛ. Проанализируйте его личность, компетенции, авторитет и определите, каких качеств не хватает вам.

Возможно, Теодор Рузвельт прав и ваша главная задача как начальника — управлять? Используйте лидерство коллег на пользу бизнесу. И тогда успех будет не за горами!

lifehacker.ru

Презентация к уроку на тему: «Организация работы классного руководителя с формальными и неформальными лидерами в классном коллективе»

Слайд 1

Нижний Новгород 27.12.17 Педагогический совет МАОУ «Школа №19» «Роль классного руководителя в повышении качества образования» Доклад Распопиной Э.М . «Организация работы классного руководителя с формальными и неформальными лидерами в классном коллективе»

Слайд 2

Подготовленность педагога знания об особенностях работы с лидерами, понимание феноменов лидерства в современных условиях, умение диагностировать лидерский потенциал воспитанника, умение организовать подготовку лидеров, способность создать поле лидерства в группе, умение и стремление к взаимодействию с лидерами.

Слайд 3

Лидер… Кто он? Лидер — лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества . Лидер — лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества . Лидерские качества -это определенные черты личности, характерные для человека, способного управлять окружающими, и необходимые личности для эффективного воздействия на других людей с целью достижения поставленных задач . Лидерство — это, в первую очередь, осознание своей уникальности, а не поиск «чудодейственных рецептов», позволяющих возвыситься над другими. Суть превращения в лидера заключается не в том, чтобы «изучить все секреты», а в том, чтобы стать самим собой и полностью использовать те уникальные свойства, которые вам даны — все ваши навыки, дарования, энергию.

Слайд 4

Лидерство — один из способов дифференциации группы в результате деятельности, общения и взаимодействия ее членов. Лидер объединяет , направляет действия всей группы , которая ожидает , принимает поддерживает его действия.

Слайд 5

Подростки хотят добиться высоких результатов в различных видах деятельности важен не столько объективный результат деятельности, сколько признание со стороны общества, окружающего их быть лидером — это в первую очередь иметь возможность широкого общения, а также быть в центре внимания

Слайд 6

Лидеры ФОРМАЛЬНЫЕ НЕФОРМАЛЬНЫЕ связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональное отношение. возникает на основе личных взаимоотношений участников не всегда бывает самым авторитетным человеком в коллективе часто выдвигают взрослые КОНФЛИКТ

Слайд 7

Ошибки старосту класса выбирают из числа наиболее успевающих учащихся без учёта их организаторских и лидерских качеств староста назначается на долгий срок, часто это приводит к формированию у него отрицательных качеств роль лидера берёт на себя учитель, а учащиеся выступают в роли его помощников Актив теряет свою воспитательную ценность Борьба за лидерство как с учителем, так и внутри класса Учитель подавляет развитие самостоятельности

Слайд 8

Основные черты лидера Ум или интеллектуальные способности Господство или преобладание над другими Уверенность в себе Активность и энергичность Знание дела

Слайд 9

Положительный лидер гибкость поведения, развитые навыки общения; осведомленность и заинтересованность в делах школы и класса; положительное влияние проявляется, когда лидер призывает одноклассников участвовать в жизни школы, подаёт хороший пример и т.п. инициативность, настойчивость; способность выполнять свои обязанности, обладание достаточным авторитетом для влияния на других учащихся класса .

Слайд 10

Отрицательные лидеры очень знаковая фигура в сообществе подростков ведет он себя намеренно вызывающе, хотя прекрасно понимает, что его поведение не одобряется взрослыми. активно и шумно во все вмешивается, мгновенно вскипает при любом противоречии или ограничении. С педагогами у него устанавливаются враждебные отношения, но ему на это наплевать. Он упивается своей властью, умело манипулируя слабыми и податливыми сверстниками. о казывает давление, навязывает свои ценности. лидерами в стихийных группах становятся чаще всего юноши, не нашедшие применения своим организаторским способностям в школе.

Слайд 11

Работа педагога Не поддавайтесь на провокации негативных лидеров, но и не обостряйте с ними отношения, делая их «героями» в глазах одноклассников; постарайтесь постепенно направлять их лидерскую энергию в конструктивное русло – в каждом из них наверняка найдутся нормальные человеческие качества . Заметив негативное влияние лидера на класс, учитель должен принять меры. Унижать такого ученика нельзя, чтобы не настроить против себя класс, желательно дискредитировать его с помощью педагогической ситуации, можно поставить его в положение, требующее проявления лучших человеческих качеств, и обратить внимание одноклассников на его поведение в щекотливой ситуации .

Слайд 12

Работа педагога нужно хорошо представлять себе весь спектр неофициальных группировок, существующих в классном коллективе взять неформального лидера себе в союзники и использовать его обаяние в общих «мирных» целях. н еформального лидера нужно заинтересовать дать возможность почувствовать себя главным (поручение) не бойтесь смелых решений результат – не дело одного дня обеспечить подростку успех в деятельности, где он по-новому раскроется для окружающих

Слайд 13

Мотивация Внутренняя Что её разрушает Интерес Скудность поощрений Компетентность Угрозы и сроки Любопытство Независимость Оценка и контроль Внешняя мотивация

Слайд 14

Работа педагога построение оптимального стиля взаимоотношений в группе, с группой и с лидером; организацию , конструирование ситуации жизнедеятельности группы, способствующих максимальному проявлению лидерского потенциала у максимального числа учащихся; создание в группе обстановки сотрудничества, сотворчества, КТД, распределение ролей ; использование вариантов и элементов методик коллективных творческих дел и деловых игр дать возможность каждому ребенку побывать на лидерских позициях.

Слайд 15

Работа педагога Задайтесь целью развития лидерских качеств у подростков как одного из компонентов всестороннего развития; Постарайтесь стать наставником и советчиком, а не надзирателем Дайте возможность узнать учащимся их лидерский потенциал, проведите тесты и методики на выявление уровня лидерских качеств, дайте возможность ознакомиться с результатами. Разъясните, что такое лидерство и для чего нужно его развивать в себе. Стремитесь , чтобы в группе появились общие цели в учебе и творчестве. Организуйте в классе органы самоуправления , проводите классные часы-собрания, избирайте старосту (командира, спорт-руководителя, руководителя творческим отделом) На протяжении существования коллектива важно, чтобы каждый смог побывать в роли лидера и рядового, ответственного и исполнителя. Проводить рефлексию с учащимися

Слайд 16

Лидер – это тот, кто в определенной ситуации берет на себя большую ответственность за выполнение групповых задач, чем все остальные. Сознание групповой принадлежности , солидарности, товарищеской взаимопомощи дает подростку важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости – это важный психологический аспект в становлении подрастающей личности.

Слайд 17

Спасибо за внимание!

nsportal.ru

кто это в коллективе, работа с ним

В каждом коллективе есть официальное руководство и неофициальное лидерство. Появление авторитетного человека в группе обусловлено межличностным взаимодействием участников коллектива. В ходе совместной деятельности у каждого есть возможность проявить свои качества. Тот, кто располагает к себе, проявляет заинтересованность и симпатию к коллегам, становится неформальным лидером.

Неформальный лидер

Определение неформального лидера

Неформальный лидер – это человек, способный оказывать влияние на людей, независимо от того, какую должность в фирме он занимает. Это личность, с которой приятно находиться рядом.

Неформальный лидер обладает такими качествами, как:

  • Обаяние. Он не только умеет нравиться другим, но и использовать эту способность себе во благо.
  • Позитивный настрой. Его вера в благоприятный исход любого дела служит примером для окружающих.
  • Уверенность в себе. Осанка, тон голоса, жесты – весь внешний облик и поведение человека выражают его уверенность. В сложной ситуации он сохраняет спокойствие, это делает его привлекательным для сослуживцев.

Формальное и неформальное лидерство: различия

Внимание! Главное отличие неформального лидера от формального в том, что этот статус приписывает ему сам коллектив. Формальный лидер – это руководитель, лицо, которое занимает административную должность на предприятии. Руководящая должность не может наделить человека определенными качествами.

Неформал от официального руководителя отличается в следующих моментах:

  • Руководитель в коллективе есть всегда. Если этот пост освобождается, вакансию в короткие сроки занимает тот или иной кандидат. Неформал появляется спонтанно, контролировать этот процесс невозможно.
  • Формальное лидерство – стабильная структура. Неформальное лидерство – явление временное.
  • В руках начальника всегда есть санкции. У лидера нет санкций, которые он мог бы применить к коллегам, если они отказываются делать так, как он говорит.
  • Неофициальный лидер удерживает свои позиции благодаря сильным качествам. Руководитель возглавляет предприятие в соответствии со своей должностной инструкцией.
  • Удерживать лидирующие позиции руководителю легче, чем неформалу, потому что производственная иерархия признается всеми сотрудниками.

Авторитет директора

  • Руководитель регулирует производственные взаимоотношения сотрудников, а неформал влияет на межличностные отношения в коллективе.
  • Принимая управленческие решения, директор учитывает множество факторов, взвешивает и анализирует, иногда созывает на совещание заместителей. Административные решения учитывают интересы не только конкретного предприятия, но и интересы других фирм. Лидер принимает решение единолично и непосредственно. Его решения основываются на интересах членов конкретного коллектива.

Взаимоотношения формальных и неформальных лидеров

Взаимоотношения официального руководства и неформального в коллективе можно охарактеризовать как соперничество либо сотрудничество. Для того чтобы в коллективе был благоприятный климат, и при этом производственные задачи выполнялись в срок, начальство должно сделать так, чтобы неформальные лидеры стали их соратниками. В этом случае через неформала формируется корпоративная культура фирмы.

Если директору не удается сделать неформального лидера своим соратником, то с большой вероятностью их отношения будут складываться тяжело. Неформальный лидер будет при каждом удобном случае показывать остальным сотрудникам несостоятельность руководства, ставить под сомнение авторитет администрации.

Дополнительная информация. Иногда активность неформального лидера обусловлена его стремлением к продвижению по карьерной лестнице. В этом случае начальник замечает в лидере потенциал, переводит его на более высокий пост, возлагая надежды на его лидерские способности. Однако, добившись желанного кресла, лидер может проявить себя совсем с другой стороны.

Лидер пробился в начальники

Сценарии проявления неформального лидерства

Психологи в процессе изучения лидерства в производственных коллективах выделили несколько сценариев проявления этого феномена:

  • Ситуативный. При условии благоприятного стечения обстоятельств и личной заинтересованности в той или иной ситуации каждый человек может однажды проявить лидерские качества.
  • Карьерный. Данный сценарий выбирают те, кто стремится занять руководящий пост в организации. В этом случае лидер может выбирать как честные, так и нечестные способы достижения своих целей. Он может пойти на действия исподтишка, обман.
  • Командный. Данный сценарий предполагает наличие в коллективе нескольких неформальных лидеров. На основе сходства личностных характеристик они объединяются и разрабатывают краткий конспект решения производственных задач. В большинстве случаев командный сценарий лидерства положительно сказывается на работе всего предприятия в целом.

Амплуа неформального лидера

Начальство, как правило, всегда дистанцируется от подчиненных: кабинет директора располагается вдали от производственного цеха, общение с подчиненными директор осуществляет только по необходимости. Поэтому директор не имеет возможности регулировать и контролировать процессы становления межличностных отношений внутри коллектива работников.

Важно! Неформальный лидер коллектива может выступать в разных психологических ролях. Основными амплуа лидеров являются бунтарь, серый кардинал, рубаха-парень, дирижер.

Бунтарь

Лидер в таком амплуа умеет сказать нужную фразу в нужный момент. Это борец за справедливость. Он склонен в споре доказывать свою правоту начальству. Порой он провоцирует бунт, отстаивая чьи-то интересы. В коллективе к нему привязываются, так как он готов вступиться за любого сотрудника.

Внимание! Если случается, что лидер увольняется из-за конфликта с руководством, вслед за ним могут уволиться те, для кого он был привлекательным.

Серый кардинал

Такой человек прекрасно разбирается в психологии: все его действия – это тонкий расчет. Часто серый кардинал выбирает выжидательную тактику: наблюдает за коллегами и начальством, анализирует, выбирает тех, кто легче поддается давлению. Он может навести смуту в коллективе, оставаясь при этом в тени. Свои задачи он реализует силами других людей.

Серый кардинал

Рубаха-парень

Сущность этого сценария лидерства – генерирование множества идей. Такого человека любят в коллективе за общительность, обаятельность, чувство юмора, оптимизм. Его предложения и идеи воспринимаются сослуживцами с энтузиазмом.

Важно! Отличительной особенностью этого лидерского амплуа является способность человека общаться на равных как с коллегами, так и с руководством.

Дирижер

Лидер-дирижер – это правая рука директора. Директор передает через дирижера информацию для служащих, в то же время узнает от лидера о том, какова была реакция коллектива на эту информацию.

Внимание! Лидер-дирижер – хороший организатор. Однако он слабо разбирается в менеджменте, поэтому предпочитает быть помощником официального руководства.

Использование неформала в интересах руководства

Грамотный руководитель всегда стремится вычислить неформальных лидеров в коллективе и выстроить конструктивные взаимоотношения с ними. Это поможет избежать многих проблем.

Единство неформального и формального лидерства – это путь к повышению эффективности деятельности предприятия. Для использования неформала в интересах фирмы эффективны следующие приемы:

  • Поощрение инициативы. В качестве поощрения не всегда должно выступать материальное стимулирование. Словесное одобрение тоже является важным для человека.
  • Признание авторитета. Если руководитель признает авторитет лидера в коллективе и открыто сообщает ему об этом, неформал чувствует уважение со стороны начальства. Привилегированное положение стимулирует неформала к активным действиям и мотивированию коллег к хорошей работе.
  • Если цели руководства и неформального лидера не совпадают, начальник должен быть максимально открытым с подчиненными. Организация совещаний и коллективного обсуждения текущих дел исключит возможность искажения информации и противостояния сотрудников во главе с неформальным лидером администрации предприятия.
  • Лидера-бунтаря следует максимально загружать производственными делами. В этом случае он будет чувствовать себя нужным предприятию, времени на организацию забастовки у него не останется.

Партнерские отношения лидера и руководителя

Что делать с деструктивным лидером

Часто случается так, что неформал вносит разлад в отношения между начальством и подчиненными. Деструктивное лидерство не только портит психологический климат коллектива, но и приносит финансовые убытки фирме. Для исправления ситуации директору нужно пойти на хитрости:

  • Инициативу неформала нужно перехватывать и направлять его активность в нужное русло. При этом не ругать его, а хвалить, делать акцент на том, что фирма в нем заинтересована.
  • Неформальный лидер знает особенности отношений коллег, поэтому способен помочь им настроиться на работу. Также он может оказать поддержку подавленному сотруднику. В конфликтных ситуациях его мнение сотрудники считают авторитетным, поэтому он может урегулировать ссору, не доводя дело до обсуждения в кабинете директора.
  • Необходимо выстроить демократичные отношения с подчиненными. Учет мнения подчиненных в решении рабочих вопросов поможет наладить дисциплину и снизить вероятность распространения слухов и сплетен.

Неформальное лидерство – это феномен, который появляется в производственных коллективах, благодаря врожденным качествам и способностям человека. Руководству нужно выстраивать партнерские отношения с неформальным лидером, тогда его присутствие в среде подчиненных обеспечит фирме высокую производительность, сохранение штата и стабильно высокую прибыль.

Польза лидера для коллектива

Видео

srazu.pro

Статья (10 класс) по теме: Статья: Понятие неформального лидера и работа с ним.

Статья учителя  ОБЖ

ГБОУ  СОШ №28

Санкт-Петербурга

 Обухова Александра Михайловича

Понятие неформального лидера и работа  с ним.

Неформальные лидеры – это  члены группы, которые официально не имеют руководящей должности, но из-за своих личностных качеств, жизненного опыта и поведения заняли особое положение —  лидерское. Существенные факторы, определяющие возможность неформального лидерства включают: возраст, должность, профессиональные знания и умения, психологию личности, личностные качества, из которых главные —  компетентность и отзывчивость, признание группой.

Неформальный лидер получает от группы властные полномочия в принятии решений и распоряжении ресурсами. В своей деятельности он делает главную ставку на людей и взаимоотношения между ними. Принципиальное отличие неформального лидера от руководителя формальной функциональной или производственной группы заключается в поддержке формального руководителя административной системой с помощью внутренних нормативных документов (положения, инструкции, правила, регламенты). Неформальный лидер опирается на свой авторитет и межличностные отношения, а не на официальные властные полномочия.

        Как же руководителю вести себя с неформальным лидером? Обычно, предлагаются следующие практические рекомендации.

Во-первых, увольнять неформальных лидеров возможно лишь  в самом крайнем случае: коллектив будет слишком долго переживать уход такого человека. Если неформальный лидер уходит из группы, то в ней всегда начинаются брожения, которые длятся не день и не два, и нужно длительное время, чтобы в коллективе снова появился такой человек. К тому же своим уходом лидер только докажет несостоятельность начальника.

«Лучше всего таких людей рассматривать как партнеров, а не как врагов, — считает Павел Безручко, консультант «RHR International/ Экопси». — Неформального лидера нужно заинтересовать»[1]  Руководитель может убедить оппозиционера в правильности своей позиции, приглашая, например, в команду по разработке стратегии. При этом не важно, какую должность в компании занимает неформальный лидер. Как правило, сотрудник зажигается, начинает жить целями компании, профессионально растет и через какое-то время может занять руководящий пост, если он обладает и другими компетенциями, необходимыми руководителю.

Во-вторых,  неформальному лидеру нужно делегировать определенные полномочия, задействовать его ресурс. Например, его можно сделать ответственным за работу с ключевыми клиентами, или за работу на международных рынках, поручить провести совещание, руководить сбором информации о новом для компании рынке. В ходе выполнения им этих заданий на практике проявится возможность реализации формального лидерства, получения руководящей должности.

Нужно заметить, что не каждый неформальный лидер сам стремится стать начальником. Многих как раз устраивает статус лидера мнений или лидера в проведении корпоративного досуга. Если человек любит собрать коллег для игры в футбол или бильярд, то это еще не говорит о том, что он хочет регулярно отдавать распоряжения товарищам по  работе.

В то же время есть неформальные лидеры, которые страстно желают стать лидерами формальными. Такому человеку нельзя предлагать вторую роль, это его никак не устроит. Он предпочтет остаться «серым кардиналом», если ему все-таки нравится манипулировать людьми исподтишка, либо может превратиться в антилидера, что чревато кризисом. Так что, вначале стоит понять жизненные приоритеты неформального лидера, а уже потом думать о его повышении.

        Однако, в некоторых случаях увольнения неформального лидера не избежать. Ведь порой неформальные лидеры могут подрывать авторитет руководителя, ставить под сомнение его распоряжения и разлагать коллектив. Противостояние двух лидеров постепенно перетекает в плоскость борьбы за власть, когда каждый начинает бороться за влияние на сотрудников. В результате у коллектива снижается мотивация и люди перестают вкладывать душу в работу.

Если неформальный лидер ведет деструктивную деятельность, за спиной у руководителя критикует его решения и даже предлагает коллегам действовать иначе, чем решил начальник, возможны следующие варианты работы с ним:

  • провести с «бунтарем» разговор начистоту и предложить ему добровольно изменить свое поведение, при этом неплохо предложить варианты повышения его статуса и расширения социального пакета.
  • предложить разработать принципиально новый вид деятельности;
  • отправить неформального лидера в длительную командировку, в которой ему потребуется приложить максимум усилий;
  • загрузить неформального лидера работой «по полной программе», чтобы было не до «революций»; можно перебросить его на самый трудный участок работы;
  • в случае если вышеизложенные мягкие и щадящие меры  не помогли, меры постепенно ужесточаются. Например, предлагается увольнение.[2]

        Неформальная структура является неотъемлемой частью любой организации. Она может возникать как спонтанно, так и в результате определенной политики. Неформальная структура организации состоит из отношений, неписанных правил и норм. В неформальной структуре организации отсутствует иерархия власти, она базируется на общественных связях. К важнейшим характеристикам неформальной структуры организации можно отнести социальный контроль, сопротивление переменам и неформальное лидерство.

Неформальный лидер официально не занимает руководящую должность, но пользуется в коллективе авторитетом. Неформальному лидеру административная система не оказывает никакой поддержки. Неформального лидера можно сравнить с грозным оружием, которое в руках умелого руководителя может содействовать достижению больших результатов, но слабого, неумелого руководителя может привести к краху. Все зависит от самого начальника, от его умений, опыта. Увольнять неформального лидера можно только в самых крайних случаях. Лучше заинтересовать его работой, делегировать какие-либо полномочия.  Руководителям не следует бояться неформальных лидеров, нужно учиться работать  с ними и умело сочетать авторитет формальной власти с силой неформальной власти.

Список литературы

Григорьева Е.Ю. Социальный статус неформальных лидеров в системе управления персоналом. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к.с.н.: 22.00.03. – СПб., 2006. – 24 с.

Колик А. Неформальный лидер в отделе продаж. // Управление сбытом. – 2010. — № 2. – с.19

Людковская А. Приручить неформала. // Ведомости. – 2002. – 30 апреля. – с.7


[1] Цит. по Людковская А. Приручить неформала. // Ведомости. – 2002. – 30 апреля. – с.7

[2] Колик А. Неформальный лидер в отделе продаж. // Управление сбытом. – 2010. — № 2. – с.19

nsportal.ru

Агрессивный лидер в классе. Рекомендации учителю.

Рекомендации педагогу, если в классе агрессивный лидер.

Личность лидера может облегчать работу педагога с классом, а может затруднять ее. Самый распространенный случай лидерства, который препятствует эффективной работе – агрессивность неформального лидера. Расскажите учителям, какие приемы использовать в общении с агрессивным подростком.

Научить подростка справляться с агрессией

Если подросток не знает, как выразить агрессию социально приемлемыми способами, то прибегает к насилию. Чтобы овладеть этими способами, ребенку нужен культурный опыт: он должен наблюдать за значимым взрослым, который злится «правильно».

Взрослые агрессивны не реже, чем подростки, но свою агрессию воспринимают как приемлемую, а детскую осуждают и запрещают. Агрессия – это жизненно важная способность наступать, но необходимо научить выражать ее приемлемо для общества.

Рекомендации для учителей

С помощью агрессии подросток хочет узнать, услышите ли вы его, выдержите ли натиск, какое решение примете

Не меняйте уровень агрессивности подростка – формируйте у него правила поведения. Не запрещайте ему агрессию, а научите выражать ее социально приемлемым способом. Расскажите, как проявлять агрессию. Если вы считаете, что недопустимо внешне выражать злость, говорите об этом и демонстрируйте в своем поведении.

Когда подросток ведет себя агрессивно, обратите его внимание на действия, которые он совершает в состоянии агрессии. Например, используйте фразы: «Обрати внимание, каким тоном ты говоришь», «Ты меня перебил», «Это обидные слова», «Это жестоко», «Ты портишь чужую вещь».

Дайте обратную связь на агрессивное поведение подростка. Например, объясните подростку, что агрессия нормальна, если он может ею управлять или объяснить ее причины, если она помогает достичь целей, а не мешает этому, если он слышит своего собеседника и принимает во внимание то, что тот говорит.

Озвучьте чувства, которые возникают у вас в ответ на агрессию подростка. К примеру: «Мне это неприятно», «Ты хочешь меня обидеть?», «Когда ты так кричишь, я слышу только тон, а не содержание», «Шутка – это когда всем смешно, а если кому-то обидно, то это уже издевательство», «Мне было неловко», «Это помешало классу».

Четко указывайте, какого поведения вы ждете от подростка вместо агрессии. Скажите, например: «Прекрати», «Стоп», «Так нельзя», «Остановись», «Не обзывайся», «Отойди», «Посиди», «Ты можешь сказать это в другой форме?» или «Веди себя цивилизованно». Обращайте внимание на ситуации, когда агрессивный подросток ведет себя не враждебно. Поддержите подростка вниманием и диалогом, поблагодарите его, выразите признание и симпатию.

Если подросток злится, значит с ним в этот момент происходит что-то важное. Если одноклассники присоединились к нему, это говорит о том, что он выражает мнение, которое надо учесть. Примите во внимание, что подросток злится, но не отказывайтесь от своих целей из-за его агрессии. Выслушайте, ответьте по содержанию, но доведите запланированное дело до конца.

Определить цели борьбы с агрессивным поведением 

Анализируйте, что вы чувствуете, когда подросток действует агрессивно. Вы реагируете на форму или на содержание?

Подростки подражают лидеру, когда они очарованы им и не принимают себя. Низкое самопринятие мешает вести себя спонтанно. Ребенок отказывается быть самим собой и моделирует внешнюю канву поведения лидера. Если аутосимпатия подростка повышается, он перестает подражать лидеру.

Рекомендации для учителей

Если агрессивное поведение подростка создает в классе «моду» на агрессию, боритесь не с агрессивным лидером, а с подражанием ему. Выберите, на кого вы хотите воздействовать: на друзей лидера, на другого популярного подростка, на тех детей, кто в оппозиции с агрессивным лидером, или на учеников, которые не вовлечены в отношения с лидером.

Сверстники воспринимают лидера некритично, поэтому не пытайтесь развенчать его образ. Продемонстрируйте уважительное и заинтересованное отношение к тем, чье поведение вы хотите изменить. Поддерживайте индивидуальность учеников: интересуйтесь личным мнением, сравнивайте точки зрения, старайтесь услышать не только ответы, но и аргументацию.

Определите, какое поведение подражателей вы хотите искоренить, например, нарушения закона, курение, грубость. Негативно реагируйте на этот тип поведения: делайте замечания, запрещайте, ставьте в известность родителей, выражайте свое неодобрение.

Решите, какое поведение учащихся вы будете поддерживать. Например, вас устраивает готовность подростков к диалогу с вами, их чувство юмора или общительность. Поощряйте это: выслушивайте, хвалите, ведите диалог, задавайте вопросы. Не распространяйте оценку поведения агрессивного лидера на остальных. Например, замените фразу: «Ну вы же не слушаете!» на обращение к лидеру: «Ты меня не слышишь».

Соблюдать личные границы подростков

Личные границы – это предел, который нельзя нарушать без разрешения, область неприкосновенности. Личность имеет право на личную территорию, имущество, вкусы, чувства и желания. Человек воспринимает нарушение личных границ как насилие и может проявлять ответное насилие: неуважение, пренебрежение, пассивный протест, открытую агрессию.

Рекомендации для учителей

Следите за корректностью своих высказываний и действий и будьте внимательны к высказываниям подростка

Уважайте личные границы подростка. Ведите себя в соответствии с поставленной задачей, осознавайте границы своей компетентности и профессиональных функций. Не оценивайте внешность, прическу, одежду, вкусы и симпатии подростка. Не трогайте и не отбирайте его личные вещи.

Соблюдайте правило: «Хвалить исполнителя, критиковать исполнение». Храните тайны, не разглашайте то, что узнали о подростке от других людей или от него самого в личной беседе.

Признайте право подростка чувствовать что-то свое и по-своему относиться к ситуации. Не стыдите, не ругайте, не уговаривайте, когда подросток проявляет свои чувства. Не обесценивайте его переживания. Например, откажитесь от фразы: «Что ты злишься из-за ерунды». Подросток воспримет такое отношение как несправедливость. Если хотите выразить свое отношение к чувствам подростка, говорите именно о себе: «Я этого не понимаю» или «А мне нравится».

Осознать значение требовательности

Ученики уважают требовательных учителей. Требовательный педагог побуждает себя и другого к нужной деятельности, основывается на воле, ответственности и осознанных ценностях.

Противоположность требовательности – попустительство. Такие учителя снисходительны и безразличны к процессу и результату взаимодействия с классом. Они работают только с послушными учениками или отказываются от выполнения части своих задач, если подростки сопротивляются. Педагог относится к работе попустительски, когда, например, ему не хватает сил совладать с обстоятельствами жизни и обязанностями. Попустительство – форма скрытой виктимности: такие учителя чувствуют себя жертвой и неумышленно провоцируют чужую агрессивность.

Рекомендации для учителей

Следите, каждый ли ученик вовлечен в урок. Быстро и ясно реагируйте на безделье. Старайтесь, чтобы каждый ученик осмысленно участвовал в уроке. Приводите аргументы, когда оцениваете содержание или результат деятельности ученика.

Поддерживайте собранный ухоженный вид, не теряйте самоконтроль. Содержите кабинет, рабочие материалы и журнал в порядке. Уважайте собственные чувства и желания, ясно выражайте их, когда они возникают. Изменяйте или завершайте те отношения, в которых партнер по общению придирается, нападает, обижает, дает непрошеные советы и оценки, унижает вас.

kopilkaurokov.ru

Классный час на тему «Я -ЛИДЕР»

Классный час в 7 классе на тему: «Я – ПРИРОЖДЕННЫЙ ЛИДЕР!»

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Рада приветствовать вас на нашем открытом классном часе, который носит название «Я – прирожденный лидер!».

Цель:

1. расширить понятие лидера;

  1. выявить психологические характеристики лидера в нашем классе;

  2. воспитать положительное отношение к первенству;

Итак, понятие слова «лидер» возникло в середине 19 века, оно пришло к нам из английского языка и означает «идущий впереди». Я хочу вас спросить, как вы понимаете значение слова «лидер»?

А давайте теперь посмотрим на доску и прочитаем определения слова «лидер», взятые из разных словарных источников:

  • лидер – человек, который ведет за собой группу людей во времени и пространстве;

  • лидер – человек, который руководит организацией, коллективом или группой людей и ведет их к каким-либо победам;

  • лидер – человек, пользующийся авторитетом и влиянием в коллективе и т.д.

Теперь сравните эти определения с вашими понятиями лидера. Что-то совпадает?

Нашу дальнейшую работу хочу продолжить с физкультминутки. Сейчас по моей команде на счет три вы показываете свои руки такими способами: кулаки, ладони или скрещивание рук на груди.

Таким образом, я хочу увидеть вашу начальную готовность к уроку.

КУЛАКИ – настроены враждебно;

РУКИ СКРЕЩЕНЫ – лень работать;

ЛАДОНИ – готовы к работе.

Мы продолжаем. Известно ли вам, что в природе встречаются два типа лидеров. Есть лидеры формальные и неформальные. Формальный – тот, кого, как правило, назначает вышестоящее начальство. Такой лидер берет на себя административные обязанности и нередко большую долю всеобщей нелюбви в придачу. Например, староста класса – он обязан знать причину отсутствующих. Если он отказывается прикрывать прогульщиков, то сразу теряет авторитет среди одноклассников, а если прикрывает недобросовестного ученика – теряет доверие учителей. Согласитесь подобное положение лидера – незавидное.

Все-таки самый важный лидер в коллективе – неформальный. Это человек, за которым коллектив тянется независимо от того, какую «должность» он занимает.

Выходит, что быть лидером очень и очень нелегко. Ребята, скажите, а среди вас есть лидеры? Кто себя им ощущает? А почему вы решили, что обладаете задатками лидера? А каков он настоящий лидер?

(дети по своему усмотрению называют качества лидера)

А теперь посмотрите на доску и выберете только те качества, которые характеризуют лидера с положительной стороны.

1. дружелюбие

2. жесткость

3. самоконтроль

4. жестокость

5. умение говорить

6. эгоизм

7. способность на риск

8. стремление подавить волю других

9. самостоятельность

10. страх

11. уважение к людям

12. бессердечие

13. чувство юмора

14. наличие только своего мнения

15.толерантность

16. зависть

17. оптимизм

18. пессимизм

19. честность

20. слабохарактерность

21. гибкость

22. недоверие

23. обаяние.

А есть ли в вас хотя бы половина положительных качеств? Давайте посмотрим теперь на доску и увидим схему образа настоящего лидера!


ЛИДЕР

Давайте посмотрим еще раз на доску. На ней представлена таблица. В таблице находятся баллы, которые вы набрали, проходя тест «Могу ли я стать лидером?». Я посчитала результаты и распределила их по группам. Посмотрите, к каким группам вы относитесь.

Ф.И.О. ученика

Лидеры

Середнячки

Серые мышки

Отверженные

Гагиев Адам

*

Добряев Алексей

*

Дубровин Александр

*

Князькова Оксана

*

Минеев Михаил

*

Сухарева Ксения

*

Шокурова Мария

*

Тест «Могу ли я стать лидером?» (пример вопросов)

Отвечать надо «да», «нет» или «иногда». За утвердительный ответ вам полагается 3 балла, за отрицательный — 1, ответ «иногда» — 2 балла.

1. В трудной ситуации ваши друзья и даже просто знакомые обращаются за помощью именно к вам?

2. Если это в ваших силах, вы обязательно поможете тем, кто в этом нуждается?

3. Вы с легкостью выходите победителем из любого спора?

4. Вам нравится, когда окружающие интересуются вашим мнением по разным вопросам?

5. В какую бы компанию вы не пришли, вы обязательно оказываетесь в центре всеобщего внимания?

6. Вам нравится, когда на вас направлены взгляды окружающих, когда вас откровенно разглядывают?

7. Вы с удовольствием и без всякого стеснения выступаете на публике?

8. Вы легко сходитесь с людьми, вам не составляет труда подойти к любому человеку и заговорить с ним?

9. В детстве вы были заводилой в вашей компании, придумывали разные забавы и шалости?

10. Для вас самый лучший отдых — веселая компания, походы, пикники, танцы?

11. Вас раздражает в людях безынициативность, пассивность, покорность судьбе?

12. Когда вы ставите перед собой конкретную цель, вы обязательно добиваетесь своего?

13. Если с вашими друзьями происходят какие-то неприятности, вы переживаете, вините себя?

14. Вам хочется бросить все свои дела и уехать куда-нибудь далеко, спрятаться от всего мира?

15. Вам когда-нибудь говорили, что вы подавляете окружающих своей силой, напором, энергией?

Результаты теста:

От 15 до 23 баллов – «Отверженные»;

От 24 до 29 баллов – «Серые мышки»;

От 30 до 37 баллов – «Середнячки»;

От 38 до 45 баллов – «Лидеры».

Перед каждым из вас лежат геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, зигзаг. А теперь каждый из вас расположите фигуры в таком порядке, как считаете нужным. А теперь посмотрите на доску и определите себя по первой фигуре:

ЗИГЗАГ

КРУГ

КВАДРАТ

ТРЕУГОЛЬНИК

Вам присуща образность, интуитивность. Много и глубоко думать – не ваш стиль. Вы идеалисты, очень чувствительны и непрактичны.

Вы – хорошие слушатели, умеете сопереживать другим, но вы не отличаетесь твердым решением и являетесь слабым руководителем.

Вы постоянно в делах, всегда доводите начатое до конца, всё у вас расположено по полочкам, внимательны к деталям, организуете вокруг себя всё и всех.

Вы – настоящий лидер! Энергичны, сконцентрированы на своей цели, глубоко мыслите, уверены в себе, хорошо учитесь и умеете вести дело.

Посмотрите, сильно ли отличаются эти данные от недельного теста? Подходят вам эти определения?

Один малоизвестный французский писатель как-то сказал» «Если одним словом ты можешь осчастливить человека, каким же надо быть эгоистом, чтобы этого слова не сказать!».

Посмотрите на доску, там вам дан текст. Давайте его прочтем:

«КУДА ВЕДЕТ ЛИДЕР? КАКОЙ ОН? СУЩЕСТВУЮТ ЛИДЕРЫ «ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ», БЛАГОДАРЯ УСИЛИЯМ КОТОРЫХ ЛЮДЯМ ЖИВЕТСЯ ЛУЧШЕ, У НИХ ПОЯВЛЯЕТСЯ ЦЕЛЬ В ЖИЗНИ, СТРЕМЛЕНИЕ ИДТИ ЗА ЧЕЛОВЕКОМ, КОТОРЫЙ В ЧЕМ-ТО ЛУЧШЕ ДРУГИХ. НО ЛИДЕРЫ БЫВАЮТ И «ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ». В ИСТОРИИ И ПОЛИТИКЕ ИХ НАЗЫВАЮТ «ТИРАНАМИ» И «ДЕСПОТАМИ»».

Правда, это может относиться не ко всем! Скажите, согласны вы с утверждением автора текста? А кто такой «тиран» в вашем понимании? В вашей повседневной жизни встречались подобные люди. Знайте одно, таким людям нужно учиться говорить «НЕТ»!

Ребята, лидеры окружают нас везде, не только в школе. Давайте посмотрим на картинки и вспомним разных лидеров:

  1. лидер игры

  2. лидер семейных отношений (мама или папа)

  3. лидер истории (Клеопатра – царица Египта)

  4. лидер дружбы (Д’Артаньян – «Три мушкетера»)

  5. лидер искусства (Пушкин – великий поэт, но проиграл на дуэли)

  6. лидер в бизнесе (Саша «Белый» — «Бригада»)

  7. лидеры животного мира (лев и тигр)

  8. лидер в политике (Медведев – Президент РФ)

Оказывается, всегда и везде были, есть и будут свои Лидеры!

А теперь давайте проведем небольшой эксперимент. По определенным качествам выявим, кто из учеников нашего класса, по мнению каждого из нас, заслуживает звание лидера. Набравший наибольшее количество голосов побеждает.

В каждую графу вы записываете положительные характеристики заранее выбранного вами человека:

Ф.И.О. ученика

Осанка

Взгляд

Голос

Походка

Манера поведения

Гагиев Адам

Добряев Алексей

Дубровин Александр

Князькова Оксана

Минеев Михаил

Сухарева Ксения

Шокурова Мария

Ребята, а вы смогли по этим определениям догадаться, о ком идет здесь речь? Значит, кто у нас, получается, идет на звание Лидера класса?

Сегодня мы с вами рассматривали роль лидеров, выявляли лидерские качества и искали лидера среди нас. Выходит, лидером можно родиться, но никогда им не стать по-настоящему, а можно воспитать в себе эти лидерские качества, не имея их изначально. Существует даже такая пословица: «Не дерево выбирает птицу, а птица – дерево».

А теперь, мне бы хотелось в завершении урока, чтобы один из вас взял этот клубок и нитку от него начал передавать любому из вас и так до конца.

Таким образом, мы с вами образовали крепкую паутину. Это значит, что, кем бы вы не приходились, вы – единый класс и в любых ситуациях вы должны оставаться сплоченными и дружными, как сейчас. И как верно утверждал герой известного мультфильма кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно!»

Чтобы быть Лидером, надо при этом оставаться еще и настоящим Человеком. Давайте в заключение послушаем очень точное стихотворение неизвестного писателя:

«ВЛАДЕЙ СОБОЙ СРЕДИ ТОЛПЫ СМЯТЕННОЙ …»

Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя, наперекор вселенной,
И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил – жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы – не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтания,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганье,
Не забывая, что их голос лжив;
Останься тих, когда твое же слово
Калечит плут, чтоб уловить глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен все воссоздавать с основ.

Умей поставить, в радостной надежде,
На карту все, что накопил с трудом,
Все проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том,
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно все пусто, все сгорело
И только Воля говорит: «Иди!»

Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой;
Будь прям и тверд с врагами и друзьями,
Пусть все, в свой час, считаются с тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неуловимый бег, —
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

Спасибо всем за внимание! На этом наш классный час завершен!

infourok.ru

Неформальный лидер

Неформальное лидерство зарождается практически в каждом коллективе, будь это работа, школа или организация. За таким человеком идет весь коллектив. Но что из себя представляет неформальный лидер? Какими качествами он обладает? И какие есть модели поведения такого человека?

Неформальный лидер: что это?

Лидер – это человек, авторитет которого и не подвергается сомнению. Такая личность является ведущей, первой во всех идеях и начинаниях. Часто, это глава какой-то организации, директор фирмы или предприятия. Его должность уже указывает на статус и положение в коллективе. И хотя кто-то может подвергать сомнению правление этого человека, это никак не отражается на лидере. Данные характеристики присущи формальному лидеру, однако ни один коллектив не обходится без стихийного появления и другой личности.

Неформальный лидер – это человек, который не имеет какого-то особого положения. Однако его мнение порой даже выше главы компании. Главное достоинство такого человека – его качества, которые и делают его лидером организации. Благодаря наличию особого опыта и модели поведения он завоевывает доверие окружающих людей. Он вызывает восхищение, за ним готовы все идти и даже менять свое мнение в пользу этого человека. С неформальным лидером люди стремятся завязать дружбу, укрепить отношения, и это никак не связано со служебной иерархией или договоренностями.

Качества неформального лидера

Независимо от коллектива, где находится неформальный лидер, его отличает ряд качеств, за счет которых он и выделяется. К ним относится:

Общительный человек. Каждый неформальный лидер с легкостью вступает в контакт с другими людьми и начинает с ними разговор.
Умение побеждать в споре и менять взгляды окружающих людей так, чтобы они сами этого не поняли.
Потребность в лидерстве. Такой человек стремится завладеть ситуацией и управлять другими людьми.
Способность заострить внимание на себе и своей позиции.
Обаяние. Лидером становится тот, кто привлекателен и внешне, и внутренне. С таким человеком хочется общаться и даже рассказать ему то, что сокровенно для вас.
Нет боязни изменившихся обстоятельств. Неформальный лидер быстро ориентируется и выкручивается даже из незнакомой ему ситуации.
Позитив. Даже при тяжелых обстоятельствах и неприятных ситуациях неформальный лидер не падает духом, у него хорошее настроение и положительный настрой. Этим он и заряжает других людей.

Чтобы понять, кто в вашем коллективе неформальный лидер, вам стоит задать себе такие вопросы:

— Чье мнение вы, как сотрудник фирмы, цените выше всего?

— К кому бы вы обратились в первую очередь за советом по работе или новому делу?

— С кем бы вы продолжили сотрудничество, если бы вам предложили более выгодное место работы?

Неформальный лидер: враг или опора руководителя?

В зависимости от человека и его модели поведения становится понятно, кем он приходится руководителю и главе фирмы.

Опорой руководителю неформальный лидер становится в том случае, когда его идеи не идут в разрез с установленными нормами главой фирмы. Они – инициаторы, идейные личности, благодаря чему компания только укрепляется и развивается. Неформальные лидеры устанавливают положительную атмосферу в коллективе, они помогают новичкам быстрее освоиться и стать частью организации.

Деструктивный лидер – полная противоположность конструктивному. Цель такого человека – подорвать авторитет главы, чтобы его решения казались сотрудникам необъективными и необоснованными. Такой подход только понижает эффективность работы коллектива, нарушает мир и порядок внутри его.

Увольнять деструктивного лидера – не вариант, важно понять его цель и перехватить ее. Главное – оказывать мощное влияние на сотрудников и подвергать сомнению своими поведением слова лидера. Только при серьезных изменениях и ответственном подходе получится достичь желаемого результата и восстановить свой авторитет!

sunmag.me

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *