Неформальный лидер в классе это – Формальное и неформальное лидерство среди учащихся старших классов.

Формальное и неформальное лидерство среди учащихся старших классов.

Северо – Казахстанская область

Тыйыншинский район

КГУ «Ильичёвская СШ»

Психолог Марцинкевич Татьяна Валерьевна

Формальное и неформальное лидерство среди учащихся старших классов.


Различают «формальное» и «неформальное» лидерство. «Формальное» лидерство связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональное отношение. «Неформальное» лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников. Это так называемый характер лидерства. Поэтому в школьных классах официальный лидер, занимающий руководящие должности, не всегда бывает самым авторитетным человеком в коллективе. Иногда его выдвигают не столько сами ребята, сколько взрослые; вот почему классный руководитель либо должен очень хорошо знать своих учеников, либо предоставлять им возможность самим выбирать старосту класса. Если же староста не будет являться одновременно и «неформальным» лидером, то человек, пользующийся большим авторитетом у учеников, будет разлагать коллектив и эффективность организации и самой результативности деятельности упадет. Вполне может произойти такое, что возникнет конфликт между формальным и неформальным лидером. Поэтому очень важно, чтобы учителя имели представления о том, кто же является лидером класса. 

Как раз для этого кусочка моей темы мы провели опрос среди учителей нашего класса, которые проработали в нашем классе не один год, и могут составить мнение о каждом ученике и, основываясь на их определении лидера выбрать его среди учеников. Кроме «формальных» и «неформальных» лидеры могут подразделяться ещё и по следующим критериям: 
1.По содержанию деятельности: а) лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения; б) лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы; в) лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и исполнителем; 
2.по стилю руководства: а) авторитарный, б) демократический, в) совмещающий в себе элементы того и другого стиля; 
3.по характеру деятельности: а) универсальный, т.е. постоянно проявляющий свои качества лидера, б) ситуативный, т.е. проявляющий качества лидера лишь в определённых, специфических ситуациях. 
Говоря о такой типологии как стиль руководства, необходимо сказать, что этот тип лидерства может быть отнесён только к «формальным» лидерам. Так как авторитарность руководства строится на запугивании, т.е. это такой лидер, который владеет какой-либо властью, данной, к примеру, учителем, или же просто силой способной подчинять себе других. В теории Карделла такие лидеры упоминались, как потерянные. 
Так как лидер в процессе взаимоотношений влияет на общество, в котором он находится, то важно узнать какое значение для юноши или подростка имеет общество сверстников. Общество сверстников — это, во-первых, важный канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые, во-вторых, это вид деятельности и межличностных отношений. Совместные деятельности вырабатывают у ребенка необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. В–третьих, это вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи — не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, имеет решающее значение для юношеского самоуважения. На все эти факторы непосредственно влияет личность лидера, так как он пользуется огромным авторитетом и влиянием. 
Так как «неформальные» лидеры выявляются в процессе межличностных взаимоотношений, то, как пример можно привести спонтанно образовавшуюся группу людей. В стихийных группах часто бывает так, что вожаком является тот, кто обладает реальным авторитетом. Лидерами в стихийных группах становятся чаще всего юноши не нашедшие применения своим организаторским способностям в школе. И.С. Полонский изучил с помощью социометрии положение 30 неформальных лидеров (имеющих самый высокий статус на своих улицах) в тех классах, где они учатся. Выяснилось, что в 10-х классах ощутимо просматривается тенденция расхождения статусов: чем выше социометрический статус юноши стихийной группы, тем ниже он в официальном классном коллективе. 
Становление лидера и развитие группы это непрерывный и не разъединяемый процесс. Ведь сам по себе «лидер» — это статус человека в группе. Как мы уже знаем, статус определённого человека можно изменить. В ходе межличностных отношений, с момента образования группы, определяется статус каждого человека и вместе с тем определяется влияние человека на эту группу. 
Спонтанные группы существуют всегда и везде. В зависимости от направленности они могут быть как дополнением организованных коллективов, так и их антиподом. По характеру социальной направленности спонтанные группы (компании) можно классифицировать на просоциальные (социально положительные), асоциальные, стоящие в стороне от основных социальных проблем, и антисоциальные (социально отрицательные). 
Просоциальные компании, способствующие развитию у своих членов положительных социально-нравственных качеств, отличаются широтой диапазона совместной деятельности и обсуждаемых вопросов, высоким нравственным уровнем личных взаимоотношений. Члены такой компании не только совместно развлекаются, но и мечтают, спорят, обсуждают мировоззренческие вопросы, сообща ищут решения жизненных проблем. 
Асоциальные компании формируются главным образом на базе совместных развлечений. Межличностные контакты в такой компании, будучи эмоционально значимыми, ограничены по содержанию и потому остаются поверхностными. Качество совместного времяпрепровождения может быть разным, но часто невысоко. Таких компаний, к сожалению, много, причем некоторые из них перерастают в антисоциальные (от случайной выпивки — к пьянству, от веселого озорства — к хулиганству). 
Антисоциальные компании также связаны с развлечением и общением, но в основе их лежит деятельность, направленная во вред обществу: пьянство, хулиганство, правонарушения. Молодежная преступность является, как правило, групповой, и истоки ее часто лежат именно в безнадзорности уличных компаний, лидерами которых становятся так называемые трудные подростки или взрослые правонарушители. Здоровая юношеская тяга к коллективности перерождается здесь в опасный групповой эгоизм, некритическую гиперидентификацию с группой и ее лидером, в неумение и нежелание сознательно взвесить и оценить частные групповые нормы и ценности в свете более общих социальных и нравственных критериев. В большинстве случаев наблюдалось, что направленность антисоциальной группы создаётся в основном за счёт характера личности лидера, то есть здесь в большей степени влияет лидер на группу, чем группа на лидера. 
Положение индивида в группе и его отношение к ней зависят от многих факторов, куда входят как свойства индивида, так и свойства группы. Психологи принципиально разграничивают коллективистическое самоопределение личности, которая сознательно идентифицируется с коллективом, принимая его нормы и ценности в качестве своих собственных склонностей индивида, т. е. уступать психологическому давлению группы, изменять свое мнение в угоду большинству. 
Анализируя психолого-методическую литературу можно сделать выводы: 
1. «Теория лидерства как функции ситуации» самая распространенная, где лидерство – это не столько функция личности, сколько результата сложного влияния различных факторов и ситуаций. Н.С.Жеребова пришла к определенному выводу: лидер – это тот, кто в определенной ситуации берет на себя большую ответственность за выполнение групповых задач, чем все остальные. 
2. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи дает подростку важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости – это важный психологический аспект в становлении подрастающей личности. 

infourok.ru

Статья на тему: «Организация работы классного руководителя с формальными и неформальными лидерами в классном коллективе»

Педагогический совет  27.12.17

«Роль классного руководителя в повышении качества образования»

Доклад классного руководителя 8 «Б» класса Распопиной Э.М.

«Организация работы классного руководителя  

с формальными и неформальными лидерами в классном коллективе»

Вопрос о лидерстве, как проявлении личностного взросления и важного аспекта общения среди подростков, достаточно актуален в подростковом возрасте. Одним из условий развития лидерского потенциала подростков является подготовленность педагогов к работе с лидерами.

Наличие лидера в классе может существенно облегчить учителю взаимодействие с этим коллективом, а может, наоборот, серьезно усложнить отношения.

Воздействие на группу через лидера является одним из наиболее эффективных путей влияния. Ведь ребята сами выдвинули данного одноклассника на эту роль, опыт их взаимодействия привел к тому, что они доверяют ему и слушаются его.

Если воздействие педагога и влияние лидера однонаправлены, то результат будет благоприятным. А если лидер негативно относится к учёбе, открыто показывая, что его интересуют развлечения, отдых. 

Как в каждом коллективе, так и в каждом классе есть лидеры формальные и неформальные. Формальные свой статус приобретают официально, их назначает либо старший (учитель), либо коллектив на голосовании. Типичный пример – староста. Нравственный облик и, скажем так, общественный рейтинг старосты должен быть довольно высоким, что отражается на доверии коллектива и его позитивном отношении.

Если же староста не будет являться одновременно и «неформальным» лидером, то человек, пользующийся большим авторитетом у учеников, будет разлагать коллектив и эффективность организации и самой результативности деятельности упадет. Вполне может произойти такое, что возникнет конфликт между формальным и неформальным лидером. Поэтому очень важно, иметь представления о том, кто же является лидером класса.

Многие учителя в процессе назначения актива класса допускают грубые ошибки. Во-первых, старосту класса выбирают из числа наиболее успевающих учащихся без учёта их организаторских и лидерских качеств, что, в конечном итоге, тормозит процесс формирования полноценного коллектива. Во-вторых, староста назначается на долгий срок, часто это приводит к формированию у него отрицательных качеств: высокомерие, зазнайство, эгоизм. А.С. Макаренко рекомендовал переизбирать руководителя коллектива раз в 3 – 6 месяцев. Таким образом, если в классе есть несколько ребят, обладающих организаторскими задатками, все они смогут реализовать свой лидерский потенциал и развить чувство ответственности.

Бывает, что роль лидера берёт на себя учитель, а учащиеся выступают в роли его помощников, при этом актив класса теряет свою воспитательную ценность: учитель подавляет развитие самостоятельности, а функции актива сводятся к поддержанию дисциплины. Такой подход может быть оправдан на младшей ступени обучения, но в подростковом возрасте, когда учитель теряет свой авторитет, а мнение сверстников выступает на первый план, он неэффективен, и со временем приводит к нарушениям дисциплины и борьбе за лидерство как с учителем, как и внутри класса.

Посмотрим на список лидерских качеств: энергичность, напористость, уверенность в себе, умение убеждать и отстаивать свою точку зрения, добиваться собственных целей, способность повести за собой.

Лидер первым начинает какое-то дело, а остальные только смотрят на него да берут пример. Ну не мечта ли? А если у этого ребячьего лидера и цели, и средства их достижения социально неодобряемые, но он легко вовлекает в свои авантюры одноклассников, как тут быть?

У отрицательного лидера есть сила, есть влияние на товарищей. И ведет он себя намеренно вызывающе, во все вмешивается. С педагогами у него устанавливаются враждебные отношения. Он упивается своей властью, умело манипулируя слабыми и податливыми сверстниками.

Позиция такого лидера – особая. Именно он определяет нормы и ценности детского коллектива. От него зависит психологический климат и в классе, и в неофициальных группировках. За ними тянется коллектив, хоть их убеждения и дела могут быть сомнительными. Почему же так происходит? Ребятам, особенно это касается самой психически неустойчивой категории школьников – подростков, хочется им подражать. Учитель обычно без проблем выявляет таких лидеров, но далеко не всегда конструктивно организует свою деятельность с ними. Многие педагоги ошибочно пытаются переключить ребят на других кандидатов в лидеры, более подходящих, по мнению учителя. Скорее, это вызовет негатив и отрицание со стороны класса, нежели всеобщее согласие. Гораздо разумнее будет взять неформального лидера себе в союзники и использовать его обаяние в общих «мирных» целях.

Неформального лидера нужно заинтересовать. Поэтому классный руководитель должен так построить свою беседу с лидером, чтобы тот почувствовал принятие себя и не увидел никакого навязчивого тона со стороны учителя.

Любому неформальному лидеру хочется чувствовать себя главным. Но в отличники выбиваются совсем другие ребята, на школьных конкурсах опять же не он блещет, а ведь даже демонстративное сопротивление участию в общественных делах вовсе не означает того, что он и в самом деле не хочет этим заниматься. Школьная жизнь насыщена разными конкурсами, мероприятиями, акциями и проектами. Назначьте его ответственным за подготовку общеклассного дела.

Не бойтесь смелых решений. Неформальные лидеры определённо обладают какими-то талантами, их нужно только разглядеть.

Если вы видите, что ребёнок всё ещё демонстративно дерзок, можно изменить тактику. Опять же, попросите его о помощи, но уже на другом уровне. К примеру, поручите ему сделать мультимедийную презентацию к родительскому собранию.

Результат – не дело одного дня. Разумеется, сразу всё не получится. Возможно, с ребёнком не раз придётся побеседовать и не раз привлечь его к общественной деятельности. Например, вести журнал соблюдения школьной формы, чтобы привлечь его внимание к этой проблеме.

При этом работа педагога должна ориентироваться на внутреннюю мотивацию: желание что-то сделать лишь потому, что это само по себе доставляет наслаждение! Что может доставлять наслаждение?

Интерес Компетентность Любопытство Независимость

Что наносит ущерб внутренней мотивации?

Скудность поощрений Угрозы и сроки Оценка и контроль

Основное правило: Если кто-то заставил тебя – это не внутренняя мотивация – это ВНЕШНЯЯ мотивация.

Задачей педагога является обеспечение включенности лидера в организаторскую деятельность, позволяющую в данный момент наиболее полно раскрыться его лидерским возможностям, знаниям, умениям и, одновременно, реализовать «зону ближайшего развития» его лидерского потенциала. Педагог выстраивает ситуации, стимулирующие лидерство и лидеров, и обеспечивает «…включение их в ситуации, в которых они могут проявить свои организаторские способности».

Используются активные формы обучения:

деловые и инновационные игры, решение педагогических и организаторских задач, дискуссии, круглые столы, семинары и конференции, кратко- и долгосрочная проектная деятельность. Ознакомление с алгоритмами принятия решений в этих формах обучения лишает их жесткости, оставляет пространство для импровизации.

Особенно важны для эффективной работы группы

  • Положительный эмоциональный настрой
  • Ситуация успеха

Распределение ролей при работе в группе. Важно распределить роли между учениками во время работы в группах. Это помогает обеспечить участие каждого ученика. Роли можно распределять между учениками согласно их способностям и затем их можно перераспределять для развития различных коммуникативных навыков.

Наиболее эффективной, по моему мнению, является методика под условным названием КТД — коллективное творческое дело.  Ее преимущество состоит в том, что ребята активно участвуют в выборе дел, определении целей, разработке проекта их реализации, выборе своего места в этой работе. Одна из задач состоит в том, чтобы большинство ребят побывали в различных ролях: лидера, исполнителя, консультанта, оформителя и т.п. По окончании КТД каждый высказывает свое отношение к прошедшему событию, степень удовлетворенности своей деятельностью и деятельностью одноклассников.

Взрослый на первом этапе является эмоциональным лидером, организатором процесса. Он заряжает ребят своей верой в успех предстоящего дела, опирается на наиболее заинтересованных. Задача педагога в том, чтобы постепенно передать инициативу в вопросах организации жизни коллектива в руки самих детей при сохранении за собой права быть консультантом по основополагающим позициям.

Педагог способствует созданию благоприятных условий для участия каждого ученика в общих делах. Стимулирует, помогает найти посильное и интересное дело для каждого.

В коллективе вырабатываются законы и нормы взаимодействия. На каждом этапе жизнедеятельности они могут обогащаться и обновляться.

Педагог стремится к расширению круга лиц, которые могут участвовать в совместной деятельности, а также к нахождению новых сфер деятельности. Коллектив должен быть предельно открыт для новых людей.

На протяжении существования коллектива важно, чтобы каждый смог побывать в роли лидера и рядового, ответственного и исполнителя.

Большое количество мероприятий не означает их качества и достижения воспитательного эффекта.

Смысл той или иной деятельности должен быть понятен детям. Каждый имеет право не участвовать в коллективной деятельности без объяснения причин. Задача педагога состоит в том, чтобы найти такую деятельность, которая будет интересна и важна всем или большей части детей.

nsportal.ru

Кто такие заводилы и как к ним относиться? О неформальных лидерах в школьном коллективе.

Заводилы в классе – это неформальные лидеры, которые очень часто доставляют классному руководителю и всем учителям много проблем. Кто они и почему становятся лидерами в классном коллективе?

Заводил можно условно разделить на две категории. Первая категория — это дети, имеющие достаточно высокий уровень развития и преуспевающие в учёбе, с задатками политического лидерства, желающие показать своё превосходство перед одноклассниками и испытывающие определённое удовлетворение от их «поклонения» своей личности. Ко второй категории лидеров – заводил относятся дети, имеющие большие проблемы с учёбой, проявляющие агрессивный нигилизм и отрицающие любые проявления авторитета взрослых.

Нужно заметить, что хотя обе эти группы различно влияют на учеников, исходная причина их неформального лидерства одна и та же – завышенная самооценка и нежелание подчиняться общепринятым правилам поведения. Задача педагога здесь направить энергию и организаторские способности таких лидеров в нужное вам и обществу русло.

Избежать же появления заводил в классе невозможно, как невозможно сформировать абсолютно равный по успеваемости, а главное, по характерам учеников коллектив. Если вы вспомните, то даже в пансионах закрытого типа и в разных странах мира преподаватели и специально подготовленные для этого воспитатели не могли избежать проявлений неформального лидерства среди воспитанников. И даже там были заводилы, которые «сводили с ума» ровесников и администрацию. Поэтому вполне логично, что в наших условиях обучения детей с разным достатком и социальным статусом, разной степенью развития и разными жизненными целями и приоритетами такие ученики всегда есть и будут в каждом классе. Другое дело, как найти с ними общий язык, как завоевать у них авторитет и как превратить их из противников вашего воспитания в союзников?

Практика показывает, что первая категория детей не обделена родительским вниманием, и их завышенная самооценка как раз и подпитывается родительским обожанием и любовью. Такого ученика можно сделать и единомышленником и другом, если направить его бурную энергию на достижение результатов в научном кружке или спортивной секции, творческом кружке или в помощи администрации по организации общешкольных мероприятий. Там его лидерские способности проявятся в полной мере и без ущерба для ваших интересов.

Если же вас озадачил лидер из второй группы заводил, то с таким учеником нужна другая линия поведения – компромисс. Творческие задачи не отвлекут его от проблемного поведения, потому что успеваемость для него только залог спокойствия и не более того. Воспользуйтесь этим и предложите ему своеобразное соглашение: он держит дисциплину на уроках сам и требует этого со своих товарищей, а вы поощряете их добровольные ответы на уроках и вызываете к доске тогда, когда они поднимают руки для вызова.

Сначала эти дети будут вас проверять, умеете ли вы держать слово и сможете ли применить штрафные санкции в случае нарушения ими договора. И здесь вам нужно запастись терпением. Но если вы пройдёте проверку, то успех вам гарантирован! И пусть вас не пугает, что ваши ученики сначала действительно будут стараться отвечать только на лёгкие вопросы, но ведь домашние задания они уже начнут выполнять! А через некоторое время эти ребята станут самыми активными учениками в классе на вашем уроке, и заниматься другими делами им будет просто некогда, как и другим успешным ученикам. И желание выделиться из общей массы для вашего заводилы приобретёт совсем другую окраску: он захочет идти дальше и стать лидером в учёбе, чтобы завоевать уважение не только своей группы ровесников, но и других учеников класса, а затем и учителей. И пусть это станет вашей победой в становлении вас как педагога!

 

Автор статьи: Мурадасилова Светлана Александровна

 

www.rastut-goda.ru

Психолого-педагогическая характеристика коллектива 9 класса, состоящего из 19 учеников (на примере 9 «В» класса СШ № 19 г. Гомеля), страница 2

Старостой является Юшкевич Н. Она формальный лидер. Неформального лидера выявить сложно, т. к. в классе существуют малые группы, да и мальчики и девочки конфликтуют. Классный руководитель Захарова Е. А. объясняет это их возрастом и тем, что коллектив новый, ребята еще не привыкли друг к другу. Но все же уж на данном этапе в этом еще новом коллективе можно распознать неформального лидера, точнее в данном случае их несколько. У девочек – Окушко Е., с мальчиками она не конфликтует. У мальчиков – Левенков М.. На мой взгляд он является самым «сильным» неформальным лидером. Во-первых к его мнению прислушиваются многие ученики, во-вторых это видно из социометрии. Максим и Елена имеют влияние на класс не только благодаря своим личностным качествам, но и благодаря своим поступкам. Это заметно как некоторые ученики слушаются их при решении проблемных вопросов и проведении внешкольных мероприятий. Соперничества между формальным и неформальными лидерами нет. Неформальные лидеры на класс оказывают только положительное влияние, стараются всегда решить возникшую проблему в классе, не обижают никого. Что же касается старосты – Юшкевич Н. – она спокойна, но несколько неорганизованна натура, имеет высокую самооценку, хочет иметь высокие оценки, имея при этом посредственные знания, в классе имеет мало друзей.

В классе очень мало “малых групп”, всего их насчитывается около четырёх, как среди мальчиков, так и среди девочек. Группы в основном состоят из 3-4 человек. Малых групп между мальчиками и девочками нет. Можно сказать, что все эти группы оказывают положительное влияние на формирование и развитие коллектива.

В классе около 5 человек изолированных или “отверженных”. Эти ученики в классе имеют нейтральное положение, но при посещении выставок, театров и т. д. некоторые ученики принимают активное участие. Учителя относятся к ним, как и к любому другому ученику, а в классе их не всегда замечают. Причиной их изолированности является скорее всего воспитание и то, что они недавно перешли в этот класс, либо они не могут пойти на контакт с другими учениками. Для преодоления изолированности нужно включать их в различные виды деятельности, чтобы они себя проявили.

По результатам социометрии к звездам можно отнести 4 человека: Левенкова М., Окушко Е., Потапенко Е., Медина А. Большинство звезд составляют актив класса. Ученики входящие в состав классного актива обладают качествами, которые присущи лидерам: ответственность, целеустремленность, уважение друг к другу и другим. Из наблюдений за учащимися можно сделать выводы, что к активу относятся с уважением. В классе нормальные взаимоотношения. Неформальных групп в классе нет. Но есть неформальные лидеры: Левенков М., Левенков С., Цибренкова Е., вокруг которых образовалась группы. Коллектив класса не достаточно сплочен, что подтверждает и классный руководитель.

Психологическая атмосфера нормальная. Ребята не проявляют агрессивности ни по отношению друг к другу, ни по отношению к учителям. В школе ребята не испытывают чувства тревожности. По результатам проведённой мною методики можно сделать следующие выводы – ребят с высоким уровнем тревожности в классе нет, в основном дети имеют средний уровень, и низкий (Левенков С., Потапенко Е., Юшкевич Н.).

По результатам социометрии изолированными в классе являются: Мельников А., Громов М., Романов А..

К числу слабо принимаемых относятся: Мельников А., Филипченко Д., Шашкова А.. Эти ребята не обделены вниманием. Они общаются со всеми ребятами класса. Им уделяется столько же внимания, сколько и остальным учащимся. Эти учащиеся не входят в актив класса, они являются членами класса.

Также выделяется 5 человек, которые относятся к предпочитаемым: Левенков С., Окушко Е., Потапенко Е., Медин А.. Эти учащиеся более тесно общаются друг с другом на уроках они все практические работы делают вместе.

Назвать класс сплоченным очень сложно. Причины: новый коллектив (многие дети плохо знают друг друга). Этот коллектив находиться в начальной стадии своего развития (в таком составе). Этот факт влияет на существование в классе малых групп, некоторые из них имеют между собой враждебные отношения, что проявляется в их общении, отношению друг к другу.

Психологическая атмосфера в классе нормальная. Т. к. враждующие группы не приносят свои негативные эмоции на остальных учеников класса.

На данном этапе развития у всех учеников класса сложились свои ценности, общие для них: это уважение к старшим, помощь друг другу в критических ситуациях, ответственность за доверенные им поручения.

III Коллективная деятельность учащихся.

Учебная деятельность.

vunivere.ru

Психологическая характеристика школы и класса

Схема психологической характеристики 3 «Г» класса

Образовательное учреждение МБОУ «СШ № 56»_Город Иваново

Класс 3 «Г» Классный руководитель* Чернова Н. А.

Средний возраст учеников 8-9 лет

Психологическая характеристика и методы получения информации

Психолого-педагогические

выводы

1. Общие сведения о школе, классе:

  1. Материальная база школы.

Средняя школа № 56 г. Иваново рассчитана на обучение 1200 человек. Классы оборудованы современной мебелью, интерактивными досками, видеокамерами, компьютерами, печатной техникой, учебно-методическим комплексом, наглядными пособиями, спортивным инвентарем. В школе действует электронная проходная. Имеется тренажерный, хореографический и гимнастический залы. Так же есть современная уличная спортивная площадка с мягким покрытием.

  1. Санитарно-гигиеническое состояние школы и класса.

В школе № 56 г. Иваново соблюдаются все основные требования Сан.Пин. Классы светлые, с хорошим искусственным и естественным освещением. В учебных классах так же есть комнатные растения, уголки отдыха, питьевая вода. Регулярно проводятся проветривание учебных классов и влажная уборка всех помещений, предназначенных для ведения образовательной деятельности. В учебных классах всегда предпринимаются здоровье сберегающие технологии, такие как динамические паузы, физкультминутки.

3. Время существования классного коллектива. Были ли слияния с другими коллективами, смена учителя? Когда сформировался коллектив?

Классный коллектив 3 «Г» существует с 2016 года. Ученики данного коллектива пережили смену классного руководителя в середине 2 года обучения. Коллектив сформировался на втором годе обучения.

4. Число учащихся разного пола. Однороден ли класс по возрасту? Число второгодников, новых учащихся.

В классе 11 девочек, 14 мальчиков. По возрасту класс практически однороден. Второгодников нет, новых учащихся так же нет.

5. Социальное положение родителей (общая характеристика). Его влияние на отношения между учениками.

Родительский коллектив 3 «Г» класса это представители служащих и рабочих профессий. Материальное обеспечение семей чаще всего ниже среднего уровня по городу. Данные условия не оказывают негативного влияния на детский коллектив.

  1. Какие из этих факторов благоприятно, а какие неблагоприятно сказываются (или могут сказаться в будущем) на развитии классного коллектива?

В целом школа № 56 создала позитивные условия для воспитания и обучения детей. Ребята имеют возможность развиваться разносторонне не только в рамках основного учебного процесса, но и во внеурочной деятельности. Из неблагоприятных факторов можно отметить наличие перегруженности учебных классов, и как следствие двухсменный режим работы образовательного учреждения.

Основной задачей по коррекции неблагоприятных факторов является устранение двухсменного режима работы. Чтобы это осуществить необходимо предпринять попытки формирования социального заказа в органы местного самоуправления на строительство новой школы в данном микроучастке или дополнительного корпуса к данному образовательному учреждению.

Возможные методы исследования:

Вышеприведенная информация была получена с использованием различных методов исследования. Во время прохождения стажировки мной проводились личные наблюдения за режимом работы и особенностями школьного ритма данного образовательного учреждения. Проводилась беседа с классным руководителем 3 «Г» класса, а также была получена информация у администрации школы и секретаря-делопроизводителя.

II. Официальная структура класса:

  1. Актив класса (если есть), его роль в организации общественной жизни класса.

В 3 «Г» классе ежедневно ведется работа классного актива. Учащиеся охотно вовлекаются в данный процесс.

  1. Распределение обязанностей между учащимися, официальные лидеры (успешность их деятельности, их авторитет).

В классе есть должность «директора» и «заместителя директора» класса. Эти функции возложены на учеников с высокой степенью ответственности и с большим стремлением к лидерству в коллективе. Остальные ученики класса так же активно работают в системе самоуправления. Внедрены должности «менеджеров», которые регулируют различные сферы школьной жизни: соблюдение правил поведения в школе, режим отдыха, режим питания, чистота класса, удобство и аккуратность рабочих мест и т.д. Деятельность самоуправленческой системы признана очень эффективной как среди самих учеников, так и в родительском коллективе.

3 Личностные особенности лидеров. Лидеры классного коллектива очень инициативны, ответственны, требовательны как к одноклассникам, так и к себе, организаторские способности активно развиваются с каждым днем, но отношение к ребятам всегда очень доброжелательное и приветливое.

  1. Положительное или отрицательное влияние лидеров.

Лидеры, безусловно, положительно влияют на классный коллектив, и их работа приносит плоды.

1.Удачно ли распределены обязанности между учениками (учтены ли их интересы, склонности, способности)?

Обязанности между учениками распределены достаточно грамотно. При распределении учитывались личные качества учеников, их интересы и желания, а также мнения одноклассников.

  1. Что следовало бы изменить?

Возможно, было бы эффективно ввести цикличность смены лидеров в классе, чтобы многие ученики класса, могли проявить свои организаторские и лидерские качества.

  1. Удачно ли подобраны официальные лидеры?

Официальные лидеры подобраны удачно. Они являются авторитетами среди сверстников, а также, на собственном примере иллюстрируют правильное поведение ученика в школе.

  1. На чем основывается их авторитет?

Авторитет учеников основывается на их успешности. Они имеют хорошую успеваемость, занимают активную жизненную позицию и всегда стараются соответствовать статусу прилежного ученика.

  1. Как сказывается позиция лидера на развитии личности данного ученика?

Ребята, занимающие лидерские позиции отмечают, что их положение в классе мотивирует их становиться лучше и лучше с каждым днем. У них появляются новые идеи, они стремятся быть примером для своих одноклассников и их очень радуют, как личные успехи, так и успехи товарищей.

6.Что следует изменить, чтобы избежать отрицательного влияния лидерства?

Чтобы не возникло отрицательного влияния лидерства, необходимо, чтобы лидеры не находились незаслуженно в позиции «любимчиков», не должно быть послаблений или заниженных требований к лидерам. Как лидеры, так и рядовые сотрудники системы самоуправления всегда должны жить в коллективе по общим правилам и быть равными.

Данная информация была получена на основе общения с классным руководителем – создателем системы классного самоуправления, были проведены беседы с лидерами коллектива, с рядовыми сотрудниками, а также фронтальный опрос учащихся 3 «Г» класса по вопросу их отношения к самоуправлению.

III. Неофициальная структура класса:

  1. Межличностные взаимоотношения учащихся, их социометрический статус.

Исследование проводилось по методу Дж.Морено,были получены следующие результаты:

 «Звезды» – 3 ученика

 «Предпочитаемые» – 7 учеников

 «Принятые» – 10 учеников

 «Непринятые» – 3 ученика

 «Отвергнутые» – 2 ученика

  1. Наличие микрогрупп (по какому принципу они образовались, их направленность и влияние на класс, проявление дружбы и товарищества между отдельными членами микрогруппы).

Изначально можно выделить несколько микрогрупп по гендерному признаку. Девочки, чаще всего играют своей компанией в свойственные их половому предназначению игры: дочки-матери, парикмахерская, салон-красоты и т.п. Мальчики играют вместе в свойственные своему полу игры: гонки, борьба на руках, война. Так же существуют микрогруппы мальчики+девочки. Деление по принципу мета жительства. Ребята, проживающие в соседних дворах и в школе играют вместе и после учебных занятий идут вместе домой. Подобное деление на микрогруппы не является критическим и особого влияния на коллектив в целом не оказывает.

  1. Неофициальные лидеры: их направленность и влияние на коллектив, личностные особенности.

Неофициальными лидерами являются ученики, которые не проявляют себя в системе самоуправления, однако легко увлекают за собой ребят во время перемены. Они умеют организовать какое-либо занятие для одноклассников, которое их очень увлекает.

  1. Характеристика изолированных учеников, причины их неблагоприятного положения.

Изолированных учеников в классе двое. Один из них получает неодобрение одноклассников за то, что часто не выполняет задания учителя, ведет себя несоответственно правилам поведения, отвлекает ребят от учебного процесса или от процесса отдыха.

Второй ученик имеет яркие поведенческие отклонения. Он агрессивен, на уроках нецензурно выражается, грубит и дергает одноклассников не давая им возможности заниматься на уроках, угрожает физической расправой, в случае если одноклассники не выполняют каких-либо его требований.

5.Особенности межличностных взаимоотношений между мальчиками и девочками (социограмма).

  1. Степень совпадения официальных и неофициальных структур коллектива.

Официальная структура коллектива, в основном соответствует неофициальной структуре. Беседа с классным руководителем, доказывает это, т.к. лидерские и другие должности самоуправления распределялись на основе отношения членов класса друг к другу.

  1. На чем основывается авторитет неофициальных лидеров?

Для ответа на данный вопрос использовался тест «Десять моих Я». Чаще всего встречались определения: добрый, дружелюбный, отзывчивый , веселый.

  1. Какие поручения можно предложить положительным неофициальным лидерам?

Неофициальные лидеры отлично справятся с организационными задачами. Их можно назначить ответственными за построение на физкультуре, за формирование группы для похода в театр или музей.

  1. Как можно нейтрализовать влияние отрицательных лидеров (если они есть) или изменить их направленность?

Отрицательные лидеры отсутствуют.

  1. Пути ликвидации нежелательных группировок.

Нежелательных группировок не найдено.

6. Возможные пути изменения позиции изолированных членов коллектива.

Проблема изоляции данных учеников кроется в их поведении. Необходимо грамотно корректировать их отношение к себе и к коллективу, выяснить причину их девиантного поведения и дать им то внимание, которое им недостает. А так же нужно провести работу с одноклассниками и дать им толчок посмотреть на ребят-изгоев другими глазами, помочь им исправиться.

Методы исследования:

1. Социально-психологический тест разработанный Дж. Морено

2. Наблюдение за коллективом

3. Беседа с представителями разных социометрических групп.

5. Для характеристики индивидуальных особенностей лидеров использовалась методика изучения личности «Десять моих Я».

IV. Психологический климат класса:

  1. Преобладающий эмоциональный тон в классе (бодрый, жизнерадостный, напряженный и т.д.).

Тон в классе преобладает бодрый и жизнерадостный. Все дети активно и весело принимают участие во всех сферах школьной жизни.

  1. Степень сплоченности

Коллектив класса визуально достаточно сплочен, однако их сплоченность – результат работы нового классного руководителя, который работает с ребятами только пол года. Проводится работа по увеличению индекса сплочённости этого коллектива, сейчас реальный уровень сплоченности низкий.

  1. Взаимоотношения между мальчиками и девочками.

  2. Взаимоотношения между мальчиками и девочками дружелюбные. Ребята могут проводить время отдельно и вместе, конфликтов не было замечено. Работа в парах мальчик + девочка происходит намного активнее, чем в гомополовых парах.

  3. Эмоциональное «благополучие» и «неблагополучие» отдельных членов коллектива (социометрические коэффициенты УВБ, КВ).

Статусная структура группы УВБ:

3+7 « 10+5 – низкий уровень.

Коэффициент взаимности:

4/25 * 100 = 16 % — низкий уровень сплоченности.

  1. Факторы, определяющие психологический климат данного коллектива.

Организационные факторы (адекватность организационных структур выполняемым задачам самоуправления). Психологические факторы (характер взаимоотношения сотрудников ребят между собой позитивный, степень социально-психологической совместимости невысокая, однако в положительной динамике, уровень конфликтности низкий, характер восприятия и оценки работниками друг друга положительный, ребята умеют радоваться друг за друга.

  1. Возможные пути устранения отрицательных факторов.

Необходимо проводить работу на сплочение коллектива, коллективные занятия, совместные праздники и мероприятия. Попытаться социализировать ребят, отстраненных от общественной жизни класса.

3.Способы повышения сплочения данного коллектива (формирование отношений дружбы, сотрудничества, взаимопомощи и уважения).

Воспитательная работа в коллективе. Воспитание в ребятах толерантности, добросердечности, умения принимать людей с их достоинствами и недостатками, умения радоваться своим успехам и успехам радоваться за одноклассников.

  1. Причины эмоционального неблагополучия отдельных учащихся, пути его устранения.

Необходимо провести работу с родителями данных учащихся, узнать климат семьи, в которой они живут, узнать воспитательные ориентиры родителей.

5.Уровень психологической безопасности отношений в классе.

Психологическая безопасность должна стабилизироваться, за счет работы с отстраненными детьми.

Возможные методы исследования:

1. Наблюдение.

2.Беседа с отдельными учащимися, позволяющая выяснить их психологическое самочувствие в классном коллективе.

3. Социометрическое исследование.

V. Коллектив в учебной деятельности:

  1. Успеваемость класса по разным предметам (желательно по четвертным оценкам найти средний балл успеваемости по каждому предмету, затем начертить график успеваемости и интерпретировать его, объяснить причину неодинаковой успеваемости учащихся по разным предметам).

В целом успеваемость класса изменяется с течением, учебного года. В первой четверти наблюдается спад успеваемости, т.к. у детей в начале нового учебного года проходит адаптационный период, вторая и третья четверть наиболее успешны и стабильны в успеваемости, и спад так же наблюдается в последней четверти, т.к. напряжение и усталость находятся на высоком уровне.

  1. Отношение учащихся к учению и различным предметам, его причины.

Мониторинг отношения к учебе среди учеников 3 «Г» класса показал:

высокая мотивацией к учебе – 60% учащихся

наличие любимого предмета – 96% учащихся

позитивное отношение к классному руководителю – 100% учащихся

комфортное ощущение в школе – 87% учащихся.

  1. Дисциплина на уроке и в выполнении домашних заданий.

Дисциплина на уроке находится на должном уровне. Но, присутствие на занятиях учеников с девиантным поведением вносит дисбаланс в учебный процесс.

  1. Внимание учащихся на различных уроках, стимуляция его учителями.

Внимание учащихся удержать непросто, т.к. в основном дети очень активные и для того, чтобы они увлеченно занимались учебной деятельностью необходим активный темп в ведении урока. Учитель часто использует фронтальный опрос, загадки, ребусы, поиск от частного к общему.

5 Мыслительная активность учащихся на уроках, стимуляция этой активности учителем

Мыслительная активность учащихся находится в целом на достаточном уровне, стимуляция происходит различными способами. Рост мотивации индивидуальной мыслительной деятельности наблюдается во время обсуждения или работы в паре, наличие соревновательного момента на уроке.

6. Взаимопомощь в классе.

Взаимопомощь ребят между собой стимулируется учителем как на уроках, так и на перемене. В них воспитывается дружелюбное отношение друг к другу и чувство товарищества.

7. Читательские интересы школьников.

Читательские интересы развиты на разных уровнях. Были проанализированы читательские дневники ребят. Успешные ученики предпочитают много читать, есть такие у кого прочитан весь список литературы на лето (38 наименований) и проведен анализ каждого, есть ребята, которые читали в большом количестве популярные комиксы и детские журналы. В целом интерес к чтению по классу составляет 47%.

  1. Оценить пути формирования учителями положительного отношения к учению.

Учитель использует дополнительные методы поощрения успехов учащихся. Похвальные грамоты , дипломы, небольшие подарки, благодарственные письма родителям, дополнительные возможности к самореализации.

  1. Охарактеризовать основные пути и способы активизации умственной деятельности учащихся на уроке.

Способы активизации умственной деятельности учащихся подобраны на основе личностных характеристик членов классного коллектива. Поддерживается высокий темп работы, для того, чтобы участники образовательного процесса всегда находились в тонусе, и на высокой точке мотивации к учебному процессу.

3. Выявить основные трудности в обучении данного коллектива.

Трудности в обучении данного коллектива заключаются в гиперреактивности некоторых учащихся, которые имеют достаточно широкий кругозор и спектр интересов, во время обсуждения каких-либо вопросов или учебных задач, каждый хочет показать свое «Я» и пытается доказать , что его предложение по решению поставленной задачи будет самым эффективным, это провоцирует высокую степень конкуренции в классе и учитель должен находить методы эффективной работы со всеми лидерами, поддерживать их активность, однако не идти на поводу у их желания быть лучшим и давать равные развития для самореализации всех учеников.

  1. Выявить трудности в учении отдельных учащихся и определить пути их преодоления.

Многим учащимся необходимы знания в области планирования времени и упорядоченности действий.

Возможные методы исследования:

1.Наблюдение.

2.Беседа.

3.Анализ документации.

4.Анкетирование.

5.Диагностические методики выявления мотивов учения, познавательных интересов, уровня развития отдельных психических функций.

VI. Коллектив в трудовой, социальной и
внеучебной деятельности:

  1. Характеристика трудовых навыков школьников (какими навыками владеют хорошо, удовлетворительно, слабо).

Всеми навыками учащиеся обладают на среднем уровне.

  1. Выполнение учащимися трудовых поручений (имеют ли учащиеся постоянные поручения в школе?) и отношение к ним.

Учащиеся класса все имеют определенные обязанности в классе и в организации школьной жизни. Все выполняют их охотно с азартом.

  1. Проявление дисциплины в учебной и трудовой деятельности.

Дисциплина находится на среднем уровне. Необходимы меры по стабилизации дисциплины в классном коллективе.

  1. Отношение к различным видам общественной работы. Любимые, наиболее популярные виды общественной работы.

Наиболее популярными видами общественной работы являются раздача тетрадей одноклассникам, уборка по столовой.

  1. Интерес учащихся класса к современным социальным событиям, музыке, искусству, коллекционированию, спорту, танцам, и др. Форма проявления этого интереса.

Учащиеся 3 «Г» класса очень увлечены танцеваьным искусством, а так же среди ребят есть много спортсменов. Ребята профессионально занимаются художественной гимнастикой, спортивной борьбой, шахматами. На базе класса создан танцевальный коллектив.

  1. Отношение к спорту, предпочтительные виды спорта, участие школьников в разных спортивных секциях в школе и вне школы, в спортивных соревнованиях, их успехи.

Несколько учеников класса являются чемпионами области по гимнастике и самбо.

  1. Участие классного коллектива в общественной жизни школы.

Классный коллектив принимает активное участие в жизни школы, участвует в общешкольных, городских и международных дистанционных олимпиадах и соревнованиях.

  1. Охарактеризовать основные пути и методы воспитания внеучебных интересов.

На базе школы действует множество различных кружков, работающих на бесплатной основе. Ребята активно их посещают и отмечают , что плюсом для них является то, что руководителями кружков являются преподаватели, которые ведут у них уроки в процессе обучения.

  1. Проанализировать основные трудности в воспитании у школьников трудовых навыков, социальных интересов, активной социальной позиции, предприимчивости и др.

Классный руководитель не отметил трудностей в трудовом и социальном воспитании ребят, однако отметила что есть негативное отношение среди представителей родительского состава к данным серам воспитания.

  1. Дать характеристику формирования мировоззренческих компонентов сознания подростков.

В школе № 56 проводится активное патриотическое воспитание ребят, что безусловно положительное влияет на формирование их мировоззрения.

Возможные методы исследования:

1.Наблюдение.

2.Беседа.

3.Анкетирование.

4.Диагностические методики выявления мотивов учения, познавательных интересов, уровня развития отдельных психических функций.

VII. Преобладающие социально-психологические
явления в классе:

  1. Общественное мнение в классе, его зрелость, действенность.

Общественное мнение в классе приветствуется классным руководителем и уважается. Ребята достаточно эрудированны и с ними можно обсуждать различные темы.

  1. Мода в коллективе класса (кому и в чем подражают учащиеся), манера проведения.

Чаще всего учащиеся подражают своим родителям, так же многие ребята, кто особенно хорошо относится к классному руководителю подражают ему.

  1. Проявление соревновательности, внушаемости и конформизма.

Соревновательность развита на высоком уровне. Замечено яркое желание учеников быть лучшим.

  1. Психологическая совместимость (отдельные примеры, описать их и проанализировать).

Психологическая совместимость официального лидера класса с ребенком, которого в основном коллектив не принимает, как ни странно хорошая. Иван (лидер) дает доброжелательные рекомендации Диме (отвергнутый ученик), Дима принимает его советы спокойно, часто пытается к ним прислушаться и выполнять, когда совет дает положительный результат и Дима это замечает он подражает поведению лидера Ивана и в его поведении можно заметить положительную динамику.

  1. Влияние коллектива на личность и личности на коллектив.

Классный коллектив положительно влияет на личность каждого ученика 3 «Г» класса, это отмечено самими учащимися, классным руководителем и родителями учащихся. Каждый член коллектива индивидуален и вносит свою положительную лепту в коллектив класса.

  1. Оценить и проанализировать методы и пути формирования общественного мнения.

Общественное мнение формируется на основе истин, которые проповедует ученикам классный руководитель, их родители и старшие братья и сестры. Данный вывод был сделан на основе беседы с ребятами. Часто они приводят в пример высказывания вышеперечисленных лиц, и можно понять, что их личное мнение формируется на основе информации полученных от тех, с кем они чаще всего общаются и с кем имеют доверительные отношения.

  1. Определить способы преодоления отрицательных массовидных явлений.

Отрицательных массовидных явлений не выявлено.

Возможные методы исследования:

1.Наблюдение.

2.Беседа.

3.Анкетирование.

VIII. Уровень ( стадия ) развития коллектива класса:

1.Определить стадию развития классного коллектива.

Классный коллектив находится на начальной стадии развития.

2.Выявить специфические черты коллектива.

Коллектив гиперактивный с множеством ребят, которые имеют ярко выраженные лидерские качества.

  1. Тенденции развития коллектива.

В развитии коллектива можно наблюдать положительную динамику, классный руководитель проводит работу по сплочению классного коллектива, и эта работа дает плоды.

  1. Какие стороны жизни и деятельности класса необходимо формировать, чтобы он поднялся на следующую ступень развития?

Нужно больше уделять внимания совместной творческой деятельности , которая дает возможность ребятам само выражаться как личностям, но при этом и взаимодействовать друг с другом.

Возможные методы исследования:

1. Наблюдение.

2. Беседа с активом, учителем.

IX. Работа практиканта по формированию
коллективных отношений и воспитанию отдельных учащихся:

  1. Описать проведенную во время исследования работу по сплочению класса, по перестройке его официальной и неофициальной структуры, по преодолению отрицательных явлений (списывание, подсказки и т.д.).

Был проведен классный час на тему «Медвежья услуга». Я рассказала ребятам, как важно правильно помогать одноклассникам, давать им советы, приводить примеры, но не давать конкретное решение той или иной задачи. Важно помочь, одноклассникам приобрести то или иное знание, а не выполнить работу за них. Использовав собственные навыки и умения. Такая же беседа была проведена для родителей, с акцентом на их ошибки в помощи ребятам.

  1. Какое влияние удалось оказать на отдельных учащихся?

Была проведена работа со сложными учащимися 3 «Г» класса, выявлены их взгляды на школьную жизнь и причины агрессии и девиантного поведения.

1. Проанализировать свою работу:

а) удалось ли достичь поставленных целей;

б) какие были сделаны ошибки.

2. Я считаю, что мне удалось выполнить все поставленные задачи, я достаточно хорошо изучила структуру классного коллектива, познакомилась с классным руководителем, родителями и учениками. Ознакомилась с разными взглядами на школьный уклад этого классного коллектива.

  1. Наметить пути устранения ошибок.

Возможно, мной были допущены некоторые ошибки и был проведен недостаточно глубокий анализ классного коллектива из-за недостатка свободного времени для общения с ребятами и другими участниками образовательного процесса.

  1. Личные достижения практиканта в учебно-воспитательной работе с классом и отдельными учениками.

Мной были применены на практике различные методики исследования личности и коллектива. Был приобретен опыт общения с разными участниками образовательного процесса. Я приобрела навыки анализа информации и представления ее в компактном виде. Была отработана собственная разработка беседа «Медвежья услуга».

5.Направления работы по созданию психологически безопасной образовательной среды в классе и школе.

Я с разрешения администрации школы внесла положительные изменения в комнату психологической разгрузки. Дала рекомендации классному руководителю по работе со сложными учениками. Провела личные беседы с родителями, отвечая на интересующие их вопросы. Создала плакат для сенсорной комнаты.

infourok.ru

«Лидеры и авторитеты в школьном коллективе. Портрет коллектива»

Лидеры и авторитеты в школьном коллективе. Портрет коллектива.

Число лидеров в постоянном коллективе не меняется, меняется только количество членов их контактных микрогрупп, в зависимости от «психологической валентности» лидера. Плохих лидеров не существует. Лидер всегда отражает потребности своей группы.

Для практической деятельности по формированию и управлению детским коллективом, педагогу необходимо пройти следующие стадии работы с детским коллективом:

  1. Выявить потребности и интересы детей и организовать их общественно-полезную деятельность по этим интересам.

  2. На первой стадии, четко и однозначно сформулировать требования к формируемому коллективу детей и порядок неукоснительного контроля за их исполнением, используя авторитарный стиль управления.

  3. В процессе деятельности коллектива, выяснить возможности и способности детей стать лидерами, обратив внимание на конкретные характерные черты лидера: общительность, доброжелательность, интеллектуальную и физическую развитость, психическую устойчивость, способность внушать к себе уважение, способность вести за собой от одного до 16 детей в микрогруппе, организаторские способности.

  4. С первого дня назначить своими помощниками детей, обладающих такими характеристиками.

  5. Выявить микрогруппы, формирующиеся вокруг лидеров.

  6. Выявить наиболее авторитетных лидеров и их микрогруппы, особенно те, которые направлены на общественно — значимые цели и хорошо идут на контакт с педагогом.

  7. Найти контакт с лидерами этих микрогрупп и создать условия для поднятия их авторитета (социального статуса) в формирующемся коллективе.

  8. После нахождения положительного контакта с лидерами, включить их в организаторскую деятельность по достижению целей детского коллектива, создав Совет лидеров во главе с наиболее влиятельным, положительно направленным лидером, согласным с предъявленными педагогом требованиями.

  9. Помочь лидеру и его окружению в планировании и управлении детским коллективом по установленным ранее требованиям, постепенно переходя к демократическому стилю управления коллективом.

  10. Создать условия соревнования лидеров и их группировок по более качественному достижению поставленных перед коллективом целей, с премированием победивших микрогрупп значимыми для детей подарками, с организацией друг другу помощи в приемах достижения поставленных целей. Сдружить лидеров между собой, увеличив сплоченность коллектива.

  11. Перевести сформированный детский коллектив на самоуправление, «на автопилот», переходя к «либеральному» стилю управления, управляя коллективом «по отклонению».

Лидер в классе — опора классного руководителя, завуча по воспитательной работе. Лидеры — это ребята, которые самым естественным образом организуют своих сверстников, способствуют утверждению социально значимых ценностей и ориентации. Вот почему и классному руководителю, и учителям-предметникам очень полезно знать неформального лидера в классе, в школе, уметь определять их по различным признакам.

Главная черта лидера — справедливость, умение постоять за другого, сплотить коллектив. Он не просто принимает решения, но принимает их, исходя из того, что нужно прежде всего коллективу, делу.

Отличительная особенность положения лидера в группе — закрытость, защищенность от любых непредвиденных воздействий. Место как можно дальше, напротив учителя или в конце длинного стола (в положении конфронтации). Если же он сел рядом, знайте: готовится «прикол» или своеобразное приглашение к сотрудничеству (принимать его стоит лишь тогда, когда лидерство однозначно уже переходит к вам).

Можно провести известный тест — изображение человека из 10 геометрических фигур. Квадрат — наиболее устойчивый среди них. Лидерские качества обнаруживает тот, у кого на изображении человека помещено наибольшее количество квадратов.

Лидер, как правило, наиболее активно отказывается от официального руководства, поскольку лидирование неформальное устраивает его в наибольшей степени. Не навязывайте ему руководство, ведь подлинным вожаком группы сможет стать тот, кого класс или отряд изберёт для этого при нашей поддержке.

Лидер — это тот, чьи слова в весёлой компании непременно вызывают одобрительный смех, даже если мысль не отличается глубиной и остроумием; тот, кто, не стремясь привлечь к себе внимания, заполняет паузы в беседе, ловко вставляя слово, способное направить её дальнейший ход.

Уверенность и зачастую бескомпромиссность лидера закрепляется характерным взглядом.

Но самую полную характеристику лидирующей личности даст всё же её речевой портрет.

Вести за собой имеет право лишь тот, кто уже осознаётся как «свой», кто интуитивно чувствует каждого в группе, быстрее и точнее других откликнется на ещё не прозвучавшие вопрос и просьбу.

При словах лидера умолкают самые темпераментные полемисты, его слушают, никогда не прерывая. Понимая это, лидер говорит без особой заботы о выразительности речи, не сомневаясь в своей правоте. Сомневающийся в себе быть лидером не может. Есть ещё одна особенность «словесного портрета» лидера: он никогда не пересказывает чужих мнений в качестве опоры для собственного, он вообще избегает делегировать кому-либо свои полномочия арбитра. У него полно анекдотов, скетчей, забавных историй на все случаи жизни. Но в то же время он никогда не повторяет их в одной группе, создавая себе репутацию человека феноменальной памяти.

Ведёт тот, чья идея наиболее привлекательна, чей образ наиболее полно воплощает общие представления об идеале. Но эта идея и этот образ имеют и соответствующую речевую маску, позволяющую быть всегда впереди. Если нет вдохновляющей идеи — лидер не состоялся.

Лидер — это тот, к кому обращаются в надежде быть выслушанными, если кто-то не уверен в своём праве делать окончательные суждения. Способность руководить — это способность знать мнение всех и каждого, синтезировать их, чтобы потом принять необходимые решения. Если лидер оказался втянутым в спор, что бывает крайне редко, он ничего не будет страстно доказывать, не станет угрожать, оправдываться, убеждать. Наоборот, он предоставит оппоненту право высказываться, будет ждать его суждений, аргументов, будет больше спрашивать, чем отвечать, ибо вопрос — самая выгодная позиция в споре. Лидер помнит: в споре нельзя торопиться, оправдываться, угрожать, что-либо внушать.

Лидер всегда устраняется от конфликта и не поддерживает ни одну из сторон, если конфликт непримирим. Он умеет угодить обоим, чтобы незаметно подчинить их своим целям, т.е. целям коллектива. Наиболее непримиримого из полемистов он умеет ставить в тупик сенсационным фактом, интересным и практически не имеющим ответа вопросом, новой информацией или демонстративным молчанием. Он никогда и никого не обрывает, не использует запретов, угроз, тем более оправданий.

Лидер демонстративно позволяет другим членам группы проявлять слабости, говорить об ошибках и делать ошибки в речи, но сам он при этом говорит безупречно на том языке, который принят группой. Если это литературный язык так называемых мажоров, он владеет им в совершенстве. Если это жаргонный язык рокеров или ностальгистов, жаргон должен быть известен ему лучше всех остальных. Лидер умеет выгодно трансформировать свою речевую манеру. Если асоциальные ориентиры группы очевидны, он превосходно владеет её языком и всей её коммуникационной манерой. Оказавшись же в другом обществе хотя бы с одним членом своей группы, принимает язык этого сообщества, предъявляя таким образом окружающим и свою компетентность, и умение владеть ситуацией.

Лидер тонко чувствует настроение группы, всегда ориентируется на сложившуюся ситуацию и возникшие запросы. Он говорит с группой о её проблемах; предстаёт как человек, способный их решить и увлечь на решение остальных. Он немногословен — соглашается, если нужно; игнорирует, если сказанное не заслуживает внимания, не нуждается в чьей-то защите или поддержке, отвергает её. Любопытная деталь: лидер избегает цитирования, поскольку это обращение к чьему-то авторитету, а авторитет — он сам.

Ребята часто обращаются к лидеру как к оценивающей инстанции, ведя косвенный диалог друг с другом. Если возникла необходимость сделать кому-то взыскание, лидер делает это, лишь будучи уверенным, что его поддержат, спорит и отрицает что-то лишь от имени группы. В этом случае он говорит не «я», а «мы». Если «мы» прозвучало в устах кого-то другого, — это прямая угроза «дворцового переворота». «Мы», «с нами», «от нас» — слова подлинного лидера. Он не скажет группе «вы», отделяя тем самым себя от неё, напротив: он всегда подчёркивает так называемыми инклюзивными формами своё единение с остальными.

Часто лидер говорит от имени всей группы, с тем чтобы навязать учителю, воспитателю своё решение. «Мы не хотим тихого часа, мы вполне взрослые люди». Педагог поступит неправильно, если начнёт читать наставления всем, здесь нужно другое — немедленно «обезглавить» группу, противопоставить ей слова лидера: «А мы все хотим, чтобы никто не говорил от нашего имени, мы и сами можем. Правда, ребята?» Местоимения «мы», «нас», прямой вопрос к аудитории создают новую ситуацию общения. Ребята не ответят «нет», а ответив утвердительно, развенчают тем самым лидера, помогая в этом взрослому.

Одна из важных черт речи лидера — эллиптичность, неоконченность речевых структур, умение обрывать свои мысли на самом интересном или на очевидном, тем самым как бы передавая эстафету речи ребятам, которые с восторгом подхватят её.

Создать ситуацию, когда мысль, речь будут незамедлительно продолжены другими, — искусство подлинного организатора, дирижёра детского коллектива.

В хорошо организованной группе подчинение лидеру носит автоматизированный характер, человек инерционно выполняет требования, не подвергая его аналитическому осмыслению.

Лидеру позволяется многое, но он не обладает правом ни на что идущее вразрез со сложившимися ориентациями группы, в том числе внешними, — противопоставив себя остальным, он лишается единственного механизма власти — возможности управлять одними при помощи других.

Ещё одно качество лидера вы можете наблюдать: форму обращения. В «Бронзовой птице» есть самые разные персонажи: Кит, Бяшка, Генка, Славка, а есть просто — Миша. Он вожатый — лидер, а лидеров всегда называют по именам, они не имеют кличек и искажающих имя суффиксов. Если вожатого назвали «Михой» — имейте в виду, что функции неформального руководителя перешли к тому, кто назвал его так первым. «Серёга», — рекомендуется новый вожатый. При всей демократичности такого представления педагогический просчёт очевиден: если его так и будут звать Серёгой, всегда отыщется «Маша» или «Андрей», имени которых никто и никогда не исказит.

Умение оставаться весёлым, оптимистичным и даже беззаботным — качество, определяющее лидера. Он ведёт. А тот, кто не знает дороги или боится трудностей, — вести никого не может.

Как стать лидером в школьном классе?

Во-первых, нужно хорошо учиться, иметь высокие баллы по предметам, чтобы вас ставили в пример. Вот только становиться «зубрилкой» и занудой нежелательно. Будьте активными, получайте удовольствие от игр, приколов, совместного времяпрепровождения с друзьями.

Надо стать «своими» как для учителей, так и для товарищей. Никаких комплексов, зажатости при общении. Вы должны нравиться противоположному полу, уметь постоять за себя, вызывать интерес у окружающих.

Парни-лидеры нередко активно занимаются спортом, выполняют ответственные поручения взрослых, участвуют в общественных мероприятиях. Девушки большое значение придают своему внешнему виду, манере поведения, они тоже принимают участие в жизни школы, но часто становятся предметом разговора, вызывают зависть у одноклассниц.

infourok.ru

Неформальный лидер — Психологос

Фильм «Список Шиндлера»

Вот так легко и весело некто становится Лидером. Хорошо такому научиться!
скачать видео

​​​​​​​Неформальный лидер — тот, кто в силу разнообразных причин имеет большое влияние в группе (организации) вне зависимости от своей должности. Три основных стиля лидерства: Силовик, Тактик, Мотиватор.

Как правило, это тот человек, c которым окружающие хотят быть рядом. Хотят быть рядом не в силу договоренностей, служебной иерархии и тому подобных обстоятельств, а благодаря его качествам, привлекательности. Неформальному лидерству можно научиться, но к этому навыку стоит относиться так же, как к навыку вождения спортивным автомобилем: можно умело на большой скорости рассекать дороги и ставить рекорды, а можно в пылу азарта и докататься до неприятностей. Часто социальная адекватность и неформальное лидерство вещи не совместимые. С одной стороны, навык неформального лидерства тяжело выключается. С другой стороны, неформальный лидер может быть отвергнут социумом, если не примет специальных мер. Один из элементов адекватного лидерства — это самоконтроль.

Обаяние — одна из важнейших черт неформального лидера. Неформальный лидер должен уметь нравиться. Но уметь нравиться — это не означает, что он ставит перед собой цель — понравиться. Уметь нравиться — это инструмент, который может использовать неформальный лидер — средство, но никак не цель.

Неформальное лидерство прочно связано с позитивом. Очень важно уметь выдавать позитив свободно — не заискивая и не доминируя. Людям нравятся сильные и позитивные личности.

Сценарии проявления неформального лидерства

Вот некоторые типичные сценарии проявления неформального лидерства:

  1. Оно возникает ситуативно: каждый человек может стать лидером, причем разного типа, при благоприятных обстоятельствах.
  2. Неформальные лидеры могут естественным путем сменяться при появлении новых людей в коллективе. Или при смене основного лидера — то есть начальника.
  3. В принципе в коллективе могут быть несколько таких лидеров, которые неплохо сосуществуют друг с другом. Бывают случаи, когда все члены команды выполняют роль того или иного типа лидерства и работают весьма и весьма эффективно.
  4. Есть неформальные лидеры, которые страстно желают стать формальными. Такому человеку нельзя предлагать вторую роль, это его никак не устроит. Он предпочтет остаться «серым кардиналом», если ему все-таки нравится манипулировать людьми исподтишка, либо может превратиться в антилидера, что чревато кризисом. Если неформальный лидер уходит из группы, то в ней всегда начинаются брожения, которые длятся не день и не два, и нужно длительное время, чтобы в коллективе снова появился такой человек. Поэтому хороший руководитель всегда должен уметь вычленять неформальных лидеров, общаться сними, делегировать им свои полномочия и, самое главное, уметь их поощрять и мотивировать.

Все зависит от того, нужно ли человеку быть главным. Часто лидером быть небезопасно: это значит быть в эпицентре внимания, рисковать, отказываться от определенных потребностей. Но сейчас лидерство — один из самых ярких признаков социальной значимости. Это слава, внимание, лучшие куски. Поэтому многие проходят тренинги лидерства, не подозревая, что там их ожидает стресс, если они не рождены быть главными. Другое дело, бывает, что у некоторых лидерские способности проявляются ярче. И в этом случае возникает тот самый феномен неформального лидерства в рабочем коллективе. Неформальные лидеры, как и формальные, бывают разных типов.

Дело в том, что каждому человеку хочется влиять на ситуацию. И он делает это с помощью тех средств, которыми владеет лучше всего. Иногда люди осознают, каким потенциалом они владеют, иногда — нет. Но картина в группе от этого не меняется.

Типы неформальных лидеров

Неформальные лидеры бывают разных типов. Это может быть Светлая личность, Дельный человек, Глава оппозиции, Серый кардинал…

www.psychologos.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *