Нарушения мышления в психологии – Нарушения мышления — Учебная дисциплина «Клиническая психология». Шпаргалки.

Нарушения мышления — Учебная дисциплина «Клиническая психология». Шпаргалки.

Мышление это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Мышление представляет собой высшую форму отражения мира, обобщенное познание действительности, в котором важное значение имеет слово, речь.

Нарушение мышления нарушение интеллектуальной деятельности, возникающее при различных психических заболеваниях, локальных поражениях мозга и аномалиях психического развития.

Как правило, принято выделять следующие виды патологии мышления: нарушение операциональной стороны мышления, нарушение динамики мышления, нарушение мотивационного компонента мышления.

Нарушение операциональной стороны мышления:

Снижение уровня обобщения. Оно выражается в том, что в суждениях человека доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях, устанавливаются сугубо конкретные связи между предметами;

Искажение процесса обобщения. Это нарушение является антиподом процесса снижения обобщения. Скажем, больные шизофренией отражают в своих обобщениях лишь случайную сторону явлений, предметное содержание которых ими не учитывается и искажается. Скажем, больные могут объединить такие разные предметы, как нож, вилку, стол, лопату по принципу твердости в одну группу. В суждениях больных шизофренией доминируют связи, неадекватные конкретным жизненным отношениям. Например сравнение «телега» и «сани» определяется как «видоизменение видимости».

Одну из важнейших черт мышления представляет собой понимание. В понимании, как и в других

мыслительных процессах, используются

ассоциации. Когда человек сталкивается с новым для него предметом или явлением, с новыми обстоятельствами, перед ним встает задача понять их смысл и значение. Многие слова и фразы имеют не один смысл, не одно значение.

Больные часто объединяют в группы разнородные понятия, скажем книгу и кресло, потому что книгу удобно читать в кресле, и т. д. У других больных с нарушением психики затрудняется оперирование символами – условными знаками типа пословиц, метафор и др. У здоровых людей доступность условного смысла зависит от их воспитания, образования, умственного развития в целом и других факторов. А больным с органическими поражениями центральной нервной системы и шизофренией часто недоступен иносказательный смысл пословиц, метафор. Это является следствием нарушения мышления.

Близки к нарушению оперирования условными знаками нарушения в понимании юмора. Неумный или малоразвитый человек часто не понимает шутки, юмора, а нередко толкует их превратно. У ряда больных, особенно шизофренией, неспособность понимать юмор, особенно шутки, бывает особенно выражена. В основе нарушения понимания шутки у больных, как правило, лежит та или иная форма нарушения смыслового анализа.

При больших поражениях в области лобных долей мозга, отмечается патологическая склонность к «шутливости», однако «шутки» этих больных бывают плоскими, неуместными. Больной тяжелым соматическим заболеванием часто бывает неспособен понять и оценить шутку, высказанную медицинским работником с целью ободрения или успокоения.

Нарушение динамики мыслительной деятельности:

•  Нарушение динамики мыслительной деятельности может выражаться в лабильности мышления – чередовании адекватных и неадекватных решений. Противоположное этому нарушение называется инертностью мышления, оно заключается в затрудненности переключения с одного способа работы на другой.

Лабильность мышления выражается в чередовании обобщенных и конкретно-ситуационных сочетаний, подмене логических связей случайными сочетаниями; образованием одноименных групп. У больных возникает повышенная откликаемость на любой раздражитель, не направленный на них, а любая фраза может вызвать действия больных, неадекватные содержанию их деятельности.

Инертность мышления противоположна по смыслу лабильности мышления, изменение условий затрудняет возможности обобщения материала. Характерны снижение операций обобщения и отвлечения, запаздывающие ответы. Нарушение выражается в неправильном подборе синонимов: «обман – вера», «голоса – ложь». Следо-вый раздражитель приобретает большее сигнальное значение, чем актуальный.

Нарушение мотивационного (личностного) компонента мышления.

Обнаруживается в искажении уровня обобщения, если больные опираются в своих суждениях на нереальные признаки и свойства предметов. Например, ложка объединяется с машиной «по принципу движения», кастрюля – со шкафом («у обоих есть отверстия»). Наиболее отчетливо это нарушение проявляется в разноплановости мышления и резонерстве.

Разноплановость мышления – протекание суждения в разных руслах. Мышление больных течет как бы по различным руслам, происходит «минование сущности». Скажем, И. Ю. Левченко приводит такие примеры: больные могут объединять в группу машину, самолет, кровать, корабль, давая объяснение, что это «железные, предметы свидетельствующие о силе человеческого ума»; объединив шкаф, стол, этажерку, уборщицу и лопату в одну группу, больной поясняет, это таким образом: «мебель, это группа выметающих плохое из жизни; лопата эмблема труда, а труд несовместим с жульничеством».

Резонерство – бесплодное мудрствование. Оно выражается в претенциозно-оценочной позиции больных к склонности большому обобщению по отношению к мелкому объекту суждений. Характерны многозначительность, неуместный пафос, часто используются инверсии и вводные слова.

Разноплановость и резонерство находят отражение в речи, которая приобретает характер разорванности.

Вообще, патологические нарушения мышления разнообразны, например, при патологии мышления наблюдаются отклонения в темпе мышления, это ускоренное и замедленное мышление. Замедленное мышление, кроме снижения темпа, обычно бедно и вязко. Под

вязкостью мышления понимают трудность переключения с одной мыслительной задачи на другую.

Нарушение критичности мышления. Нарушение критичности мышления может возникать в тех случаях, когда выпадают постоянный контроль за своими действиями и коррекция допущенных ошибок. Так, при выполнении больными экспериментальных заданий обнаруживается группа ошибок, связанных с бездумным манипулированием предметами, а также с безразличным отношением к собственным ошибкам.

Больные шизофренией в основном безучастны к своим ошибкам, а больные эпилепсией остро переживают неправильные ответы и ошибки, но оценить качество ответа не могут.

Основными характеристиками мышления (ассоциативного процесса) являются: 1) темп, скорость, 2) стройность (грамматическая и логическая), 3) целенаправленность и 4) продуктивность.

В соответствии с этим психолог может обнаружить ускорение или замедление ассоциативного процесса, а также разорванность ассоциаций, паралогические компоненты, своеобразное нарушение целенаправленности с преобладанием погруженности в мир собственных переживаний и использованием специфической символики.

Кроме того, может наблюдаться нарушение продуктивности мышления, когда речь бессвязна, представляет набор логически несвязанных слов и предложений.

Патология суждения включает главным образом навязчивые, сверхценные и бредовые идеи.

Классификация нарушений мышления:

I.  По темпу

1.  Ускорение (увеличение числа ассоциаций в единицу времени), (мания).

2.  Замедление (уменьшение числа ассоциаций в единицу времени) (депрессия).

II. По стройности

1.  Разорванность (нет связи между мыслями и предложениями).

2.  Бессвязность (нет связи между словами).

3.  Инкогеренция (нет связи между слогами).

4.  Вербигерация (стереотипное повторение одних и тех же слов или словосочетаний).

5.  Паралогичное мышление (умозаключения строятся вразрез с логикой).

6.  Амбитендентность мышления (одновременное возникновение взаимоисключающих идей).

7.  Перерывы мышления (шперрунги).

III.  По целенаправленности

1.   Резонерство (бесплодное мудрствование).

2.   Обстоятельность («топтание» вокруг несущественных обстоятельств).

3.   Персеверация (застревание на одной ассоциации).

4.   Аутистическое мышление (одностороннее, захватывающее лишь внутренний мир больного).

5.  Символизм (выводы строятся на основании случайных ассоциаций).

IV.  По продуктивности

1.  Навязчивые идеи (мысли,  возникающие помимо воли больного и воспринимаемые им как болезненные).

2.   Сверхценные идеи (переоценка реальных фактов).

3.   Бред (болезненно обусловленное ложное суждение, не поддающееся коррекции).

4.   Неологизмы (возникновение необычных, непонятных слов).

Патология мышления может проявляться в чрезмерном неадекватном символизме, когда больные люди вкладывают в обыденные слова и явления, воспринимаемые ими, особый символический смысл.

Вообще, нарушения мышления являются одним из наиболее часто встречающихся симптомов при психических заболеваниях. Некоторые из них наиболее типичны для той или другой формы болезни. Нарушение мышления встречается не только при органических поражениях головного мозга и у психически больных, но и при ряде соматических заболеваний.

При неврозах, а также у здоровых людей при переутомлении, встречается бесконтрольное течение мыслей – мантизм. Мантизм объясняется нарушением равновесия между процессами возбуждения и торможения в ЦНС, где в результате переутомления или по иной причине в соответствующих пунктах создаются очаги застойного, инертного возбуждения.

А при ипохондрическом синдроме больной человек в результате нарушения мышления высказывает суждение о наличии у него определенного страдания. Это сопровождается депрессией, угнетающей волевые процессы. Иногда именно вследствие нарушения мышления больные склонны пессимистически оценивать свое состояние.

students-library.com

Нарушение мышления при психических заболеваниях

I. Нарушения динамики мышления.

1. Ускорение мышления («скачка идей») Условно за единицу времени образуется больше ассоциаций, чем в норме и при этом страдает их качество. Быстро сменяющие друг друга образы, представления, суждения, умозаключения крайне поверхностны. Обилие лёгкости новых ассоциаций, спонтанно возникающих от любого раздражителя, отражается в речевой продукции, которая может напоминать т.н. пулеметную речь. От беспрерывного говорения больные иногда теряют голос, или же он становится хриплым, шепотным. В целом, ускорение мышления является обязательной производной маниакального синдрома различного генеза (аффективные расстройства, шизофрения, наркомания и др.) Скачка идей (fuga idearum). Это чрезвычайное ускорение мышления: мыслительный процесс и речевая продукция беспрерывно течет и скачет; они бессвязны. Однако, если эту речь записать на магнитофон и прокрутить в медленном темпе, можно определить в ней некоторый смысл, чего никогда не бывает при истинной бессвязности мышления. В основе скачки идей – повышенная лабильность корковых процессов.

Характерно:

  • Быстрые ассоциации, повышенная отвлекаемость, экспрессивная жестикуляция и мимика.
  • Не нарушен анализ, синтез, осмысление ситуации.
  • Мало задумываются над ответом.
  • Легко исправляют ошибки, если на них указать.
  • Ассоциации хаотичны, случайны, не оттормаживаются.
  • Доступен обобщенный смысл задания, может выполнять его на этом уровне, если не будет отвлекаться.

2. Инертность мышления Проявления: заторможенность, бедность ассоциаций. Наиболее выражено замедление ассоциативного процесса в абсолютно «пустой голове, в которой мысли вообще не появляются». На вопросы больные отвечают односложно и после длительной паузы (латентный период речевых реакций возрастает по сравнению с нормой в 7-10 раз). Общая цель мыслительного процесса сохраняется, но переключение на новые цели крайне затруднительно. Подобное нарушение обычно характерно для эпилепсии («первичное нарушение»), эпилептойдной психопатии, маниакально-депрессивного синдрома, но может отмечаться при апатических и астенических состояниях, а также при лёгких степенях помрачнения сознания. Больные могут менять способа работы, изменять ход суждений, переключаться на другой вид деятельности. Характерна замедленность, тугоподвижность, плохая переключаемость. Решение задачи доступно, если выполняется только одним определенным образом. Инертность связей прошлого опыта приводит к снижению уровня обобщения.

3. Непоследовательность суждений Неустойчивый способ выполнения задания. Уровень обобщения не снижен. Анализ, синтез, усвоение инструкции сохранны. Понимают переносный смысл пословиц, метафор. Адекватный характер суждений неустойчив. Чередуют правильный и неправильный способ выполнения задания. 81% сосудистые заболевания 68% травма 66% МДП 14% шизофрения (в период ремиссии) При невыраженной степени заболевания такая непоследовательность суждений поддается исправлению. Часто бывает достаточно привлечь внимание, чтобы больной исправился. Колебания возникают при малейшем изменении условий задания.

4. «Откликаемость» У больных, страдающих тяжелой формой сосудистых заболеваний. Неустойчивость способа выполнения задания и связанные с ней колебания умственных достижений приобретают гротескный характер. Пример: после выполнения классификации больной вдруг начинает относиться к картинкам, как к реальным объектам: пытается поставить карточку кораблем, т.к. если положить – утонет. Такие больные могут быть не ориентированы в месте и времени. Они некритичны к своему состоянию. Не помнят имен близких, значимых дат, имени врача. Речь нарушена, может быть несвязной. Поведение часто нелепо. Отсутствуют спонтанные высказывания. Эти нарушения отличаются динамичностью. На протяжении короткого отрезка времени характер суждений и действий больных колеблется. Характерна повышенная откликаемость на самые разные раздражители окружающей обстановки, к ним не адресованные. Иногда вплетают в речь предметы окружения. Создается вынужденная тенденция без отбора отражать в речи все то, что воспринимают. Быстрая откликаемость на внешние случайные раздражители сочетается с плохой переключаемостью. В более ранних работах феномен откликаемости описывался как полевое поведение.

Следует различать откликаемость и отвлекаемость (у детей). У них разный генез:

  • откликаемость – следствие снижения уровня активности коры; способствует разрушению целенаправленной деятельности.
  • отвлекаемость — следствие усиленного ориентировочного рефлекса, высокой активности коры.

Образование большого количества временных связей – основа дальнейшей целенапрвленной деятельности.

5. Соскальзывание Правильно решая какое-либо задание и адекватно рассуждая о каком-либо предмете, больные неожиданно сбиваются с правильного хода мыслей по ложной, неадекватной ассоциации, а затем вновь способны продолжать рассуждения последовательно, не повторяя ошибки, но и не исправляя ее. Характерно для довольно сохранных больных шизофренией. Соскальзывания внезапны, эпизодичны. В ассоциативном эксперименте часто появляются случайные ассоциации и ассоциации по созвучию (горе-море). Процесс обобщения и отвлечения не нарушен. Могут правильно синтезировать материал, правильно выделять существенные признаки. Вместе с тем на какой-то отрезок времени правильный ход мышления у них нарушается вследствие того, что больные в своих суждениях начинают руководствоваться случайными, несущественными в данной ситуации признаками.

II. Нарушения операциональной стороны мышления при психических заболеваниях.

1. Снижение уровня обобщения В суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением конкретных связей между предметами. Не могут отобрать признаки, которые наиболее полно раскрывают понятие. 95% олигофрения 86% эпилепсия 70% энцефалиты

2. Искажение процесса обобщения. Отражают лишь случайную сторону явлений, существенные отношения между предметами мало принимаются во внимание; предметное содержание вещей и явлений не учитывается. Чаще встречается у больных шизофренией (67%) и психопатов (33%). Нарушение процесса обобщения вызывается тем, что больные не руководствуются культурно принятыми отношениями между предметами. Так в задаче четвертый-лишний больной может объединить стол, кровать и шкаф назвав их объемами ограниченными деревянными плоскостями.

III. Нарушения мотивационного компонента мышления.

1. Разноплановость мышления – суждения больных о каких-либо явлениях протекают в разных плоскостях. Больные не выполняют задания, хотя усваивают инструкцию, у них сохранны умственные операции сравнения, различения, обобщения, отвлечения. Действия больного лишены целенаправленности. Особенно четко разноплановость выступает в заданиях на классификацию предметов и исключение предметов.

2. Резонерство – «склонность к бесплодному мудрствованию», «словесная опухоль» (И.П. Павлов). Речь изобилует сложными логическими построениями, вычурными абстрактными понятиями, терминами, нередко употребляемыми без понимания их истинного значения. Если больной с обстоятельностью стремиться максимально полно ответить на вопрос врача, то для пациентов с резонерством не важно, понял ли их собеседник. Им интересен сам процесс мышления, а не конечная мысль. Мышление же становиться аморфным, лишенным чёткого содержания. Обсуждая простые бытовые вопросы, больные затрудняются точно сформулировать предмет разговора, выражаются витиевато, рассматривают проблемы с точки зрения наиболее абстрактных наук (философии, этики, космологии). Подобная склонность к пространным бесплодным философским рассуждениям часто сочетается с нелепыми абстрактными увлечениями (метафизической интоксикацией). Психологические исследования. Т.о., с точки зрения психиатров – резонерство является патологией собственно мышления, однако психологические исследования (Т.И. Тепеницына) показали, что это нарушения не столько интеллектуальных операций, сколько личности в целом (повышенная аффективность, неадекватное отношение, стремление подвести любое, даже самое незначительное явление под какую-то «концепцию»). Исследования показали, что неадекватность, резонерство больных, их многоречивость выступали в тех случаях, когда имела место аффективная захваченность, чрезмерное сужение круга смыслообразующих мотивов, повышенная тенденция к «оценочным суждениям». Аффективность проявляется и в самой форме высказывания: многозначительной, с неуместным пафосом. Иногда только одна интонация испытуемого позволяет расценить высказывание как резонерское (поэтому то, что описывается в учебниках, выглядит так блекло – нет эмоциональности интонаций). Типы резонерства при различной психической патологии:

  1. Шизофреническое (классическое) резонерство.
  2. Эпилептическое резонерство
  3. Органическое резонерство

3. Нарушение критичности. Утеря целенаправленности мышления, поверхностность, незавершенность мышления; мышление перестает быть регулятором действий человека. С.Л.Рубинштейн: только в процессе мышления, при котором субъект более или менее сознательно соотносит результаты мыслительного процесса с объективными данными, возможна ошибка и что «возможность осознать ошибку является привилегией мысли». В психопатологии критичность – критичное отношение к бреду, галлюцинациям, к другим болезненным переживаниям. У Зейгарник: критичность – умение обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с объективными условиями.

4. Ассоциативность мышления. Редкий феномен, встречающийся при поражении лобных долей мозга и глубокой шизофрении, приведшей к полному развалу мотивационной сферы. Характеризуется тем, что мышление детерминированно законами ассоциаций.

Статус, авторитет, влияние

www.psychologos.ru

Лекция№3 расстройства мышления.

Психология мышления.

Мышление – это психический процесс опосредованного отражения существенных сторон предметов и явлений и их взаимосвязи.

Понятие — форма мышления, отражающая существенные признаки предметов и явлений объективного мира.

Они бывают абстрактными и конкретными.

Составные элементы понятия принято называть признаками. Чем больше объем понятия, тем беднее содержимое.

Суждения – форма мышления, в которой высказывается мысль о предмете. Эта форма мышления отлично от понятия. Понятие отражает совокупность существующих признаков предметов, перечисляет их, а суждение отражает их связи и отношения.

Умозаключение – форма мышления, которая выводит из одного или нескольких суждений новое заключение.

Виды мышления:

1) Наглядно — действенное

2) Образное

3) Абстрактно — логическое

См.

1.наглядно — действенное — отражение связей предметов и явлений; включение в практическую деятельность человека. Используется для решения задач в практической деятельности.

2.Образное мышление – отражение связей и отношений с помощью содержащихся в памяти образов предметов и явлений.

3.Абстрактно логическое (отвлеченное) – отражение связей путем оперирования понятиями.

Отражения мышления обладает:

— логичностью

— доказательством

— грамматическим строем

— темпом

— гибкостью

— подвижностью

— критичностью

— целенаправленностью

Мышление – основная часть интеллекта.

Расстройство мышления:

  1. Количественные

А) Нарушение темпа мыслей.

  1. Качественные

А) Нарушение связанности мыслей

Б) патологические идеи

В) Нарушение логического строя

    1. Количественные:

1.1.Тахефрения (ускоренное мышление) – быстрая смена мысли.

Субъективно: переживается как интеллектуальный подъем, скачки идей, речь может отставать от хода мыслей. Речь и мысль становятся не связанными.

Наблюдается при маниакальных состояниях, в эпизодах психического возбуждения.

1.2.Брадифрения (заторможенное мышление) – проявляется затрудненным образованием мыслей, уменьшение числа мыслей, скудность содержимого.

Объективно: пауза между вопросом и ответом.

Субъективно: ощущение «отупения», не ясности в голове.

При депрессиях и расстройствах.

1.3.Торпидность — вязкость (тугоподвижность мысли) – замедление темпа мыслительных процессов, в виде затруднение перехода от одной мусли к другой,вследствии длительной фиксации предшествующих ассоциаций, их вязкость. Встречается при органических поражениях головного мозга, эпилепсия, травматическая болезнь, сосудистые поражения.

1.4.Шперрунг (закупорка мысли) – эпизоды возникающие в состояние блокады мыслительной деятельности, полного ее прекращения. Больные топчутся на месте, повторяют одни и те же фразы, память о событиях остается. Заканчиваются внезапно.

Субъективно: провал, закупорка мысли, забывается, что надо делать.

Объективно: может произносить одни и те же фразы.

Наблюдается при шизофрении.

1.5.Ментизм – непроизвольный, насильственный поток мыслей, воспоминания. Обычно плохо запоминается и нелепого содержания. Как правило не продолжительное. Больным рассматривается как результат насильственного воздействия на их психику.

Мозг всегда думает (много), но не запоминает.

Ассоциативные автоматизма.

При шизофрении, травмах головного мозга, реактивных психозах.

Количественные расстройства:

studfile.net

Расстройства мышления — причины, симптомы, диагностика и лечение

Расстройства мышления

Расстройства мышления – это группа патопсихологических симптомов, объединяющих нарушения процесса опосредованного и обобщенного познания реальности, формирования суждений и умозаключений. Проявляются расстройством динамики мыслительного процесса – ускорением или замедлением ассоциаций, а также искажением его целенаправленности – разорванностью, бессвязностью, разноплановостью мыслей, обстоятельностью и резонерством. К продуктивным симптомам относятся навязчивые мысли, бред, сверхценные идеи. Специфическая диагностика выполняется при помощи патопсихологических проб. Лечение определяется основным заболеванием, включает фармакотерапию и психокоррекцию, консультирование.

Общие сведения

Мышление – познавательный психический процесс, реализующий опосредованный способ отражения действительности, формирующий мысль. Включает операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, конкретизации и абстрагирования. Общую этиологию мыслительных расстройств определить невозможно ввиду того, что они представлены весьма разнородной группой симптомов, различаются по степени выраженности, содержанию, влиянию на эмоциональную сферу и поведение. Преобладающее количество больных с патологией мышления имеют психиатрический и/или неврологический диагноз. Для людей с органическими поражениями ЦНС характерны количественные изменения – снижение обобщений, затруднения абстрагирования. У пациентов с эндогенными психозами часто определяются искажения в виде резонерства, разорванности.

Расстройства мышления

Расстройства мышления

Причины

В основе относительно стойких и глубоких нарушений мыслительных и интеллектуальных процессов лежат биологические факторы – изменения нейрогуморального баланса, сосудистые, травматические и интоксикационные поражения мозгового субстрата. Основанием для обратимых легких и умеренных расстройств могут стать особенности личностного реагирования на стрессовые и психотравмирующие воздействия. К наиболее распространенным причинам относят:

  • Биохимические изменения в мозге. Патологии кровообращения, интоксикации, дисметаболические болезни влияют на функционирование нервной системы. Нарушается поступление кислорода, гормонов и медиаторов, скорость и направленность нейропередачи.
  • Черепно-мозговые травмы. Мышление изменяется из-за структурных повреждений и функциональных сдвигов в головном мозге. Расстройства формируются в остром и отдаленном периоде ЧМТ.
  • Психозы. Психотические состояния органического, инфекционного и интоксикационного происхождения нередко сопровождаются бредом, бессвязностью мыслительных функций. Для шизофрении характерно резонерство, разноплановость.
  • Дегенеративные болезни ЦНС. Мышление нарушается при деменции, атрофии, старческом слабоумии, болезни Альцгеймера, болезни Пика. Часто определяется снижение уровня обобщения, сложности абстрагирования.
  • Эпилепсия. Выраженность и характер расстройства зависят от тяжести заболевания. У большинства больных эпилепсией мышление становится инертным, обстоятельным.
  • Воспаление ЦНС. Чаще всего местом локализации воспалительного процесса являются мозговые оболочки. Нарушается продукция и отток спинномозговой жидкости, повышается внутричерепное давление. При энцефалитах поражается непосредственно мозговое вещество.
  • Опухоли мозга. Новообразование увеличивается в размерах, раздражающе воздействует на нервные центры, провоцирует атрофию клеток и волокон, ишемию. Выраженность патологии мышления определяется локализацией опухоли головного мозга и стадией болезни.
  • Стрессы, неврозы. Сильное перенапряжение, эмоциональное потрясение, депрессия, тревога изменяют направленность и скорость мышления. Оно становится замедленным, сфокусированным на внутренних переживаниях.

Патогенез

Существует несколько психофизиологических теорий организации мышления. Отечественной наукой признана модель Павлова. Согласно ей, мысль является следствием рефлекторной связи между человеком и реальностью. Для ее формирования и закрепления необходима слаженная работа нескольких систем мозга. Первую образует подкорковая область, активизируемая безусловными стимулами. Вторую – полушария мозга без лобных отделов и речевых зон. Она начинает функционировать при подключении условной связи к безусловным реакциям. Третья система включает лобные доли и речевые анализаторы. Совокупность этих структур обеспечивает отвлечение от конкретно воспринимаемой информации, обобщение сигналов от нижележащих отделов мозга. Нарушения функционирования любой из систем приводят к расстройствам мышления. Изменения динамики нередко связаны с активностью подкорковых систем, в частности ретикулярной формации. Мотивационно-волевой компонент распадается при поражении лобных долей.

Классификация

Расстройства мышления носят разнообразный характер, не ограничены единственной схемой. Систематизации подвергаются отдельные параметры нарушений, вокруг которых группируются синдромы, встречающиеся у больных психиатрического профиля. Как правило, у одного пациента определяются более или менее сложные сочетания нескольких видов изменений мышления. Согласно общей классификации выделяют три типа расстройств:

  • Нарушения динамического компонента. В норме образование ассоциаций происходит в равномерном и умеренном темпе. При патологиях динамика этого процесса изменяется. Различают ускорение и замедление мышления, ментизм – ускорение образования ассоциаций, происходящее приступообразно, шперрунг – внезапную полную остановку ассоциативного процесса.
  • Нарушения операционального компонента. Основными мыслительными операциями являются обобщение, абстрагирование, синтез и анализ. При мыслительных расстройствах выявляется снижение (невозможность использовать категории) и искажение уровней обобщения (выделение латентных, второстепенных связей, а не существенных).
  • Нарушения мотивационно-личностного компонента. К данной группе относятся расстройства, основанные на снижении саморегуляции, целеполагания, направленности, способности адекватно оценивать ситуацию, вести диалог. Включены нарушения критичности мышления, связанные с невозможностью правильного осмысления ситуации, разноплановость, резонерство, расстройства саморегуляции – расплывчатость и разорванность суждений, обстоятельность, бессвязность, паралогичность.

Симптомы расстройств мышления

Ускорение мышления характерно для состояния мании и гипомании, проявляется быстрым темпом речи, скачками идей, большинство из которых остаются невысказанными. Нарушается целенаправленность и глубина рассуждений – больные говорят быстро и много, не успевают осмыслить собственную речь. При замедленности мышления, характерной для депрессии и астении, уменьшается количество ассоциаций за единицу времени. Снижается темп речи, пациенты испытывают трудности при подборе слов, формировании предложений. Ментизм обнаруживается при шизофрении. Носит характер насильственного симптома, возникает как приступ наплыва разноплановых мыслей, не оформленных в слова. При шперрунге больные ощущают внезапную «пустоту» в голове, отсутствие каких-либо мыслей и идей.

Снижение обобщения коррелирует с общим интеллектуальным развитием. При нулевом уровне пациенты не могут выделять отдельные признаки и свойства предметов. Они воспринимают их цельно, не в состоянии проанализировать: определить назначение, функциональные особенности, принадлежность к классу. Больные с конкретным уровнем обобщения объединяют предметы по внешним и ситуационным признакам. Их мышление привязано к наглядным образам, оперирование понятиями затруднено. Например, они объединяют лопату и собаку – они «на улице», ножницы и предметы мебели – они «в доме». Выделение категории «инструменты» им недоступно. На функциональном уровне обобщения пациенты способны определить характеристики предметов, которые не отображены визуально (действия, манипуляции). Это простой уровень абстрагирования. Пример: автомобиль и трактор объединяются, так как оба «едут», но не называются общим понятием «транспорт».

При изменении плавности и связности мышления наблюдается аморфность суждений. Она проявляется наличием логической связности частей предложения и отдельных предложений между собой, но утратой общего смысла повествования. В беседе создается впечатление, что больные «плывут», затрудняются выразить ключевую мысль. При резонерстве пациенты долго и бесплодно рассуждают по поводу темы разговора, не делают выводов и не отвечают на поставленные вопросы. Тематические соскальзывания – внезапное изменение темы, отсутствие логической взаимосвязи между предыдущим и следующим предложением. При таком симптоме возможна паралогичность мышления – искаженная логика, понятная только больному.

Обстоятельность характеризуется чрезмерным «застреванием» на деталях, вязкостью и тугоподвижностью ассоциаций. Пациенты углубляются в собственные рассуждения, фиксируются на малозначимых подробностях. Инкогерентное мышление – отсутствие связей между словами в предложении, а вергиберации – нарушение связности между слогами. Оба расстройства свойственны тяжелым формам шизофрении. Персеверации и речевые стереотипии – повторы отдельных слов, фраз и предложений. Наблюдаются при органических заболеваниях, тяжелых эндогенных патологиях.

По содержанию мышление подразделяется на аффективное, эгоцентрическое, параноидное, обсессивное и сверхценное. У людей с аффективной формой мышления преобладают эмоционально окрашенные представления, быстрая и непроизвольная изменяемость процесса при воздействии внешних стимулов (значимых и несущественных). При эгоцентрическом мышлении больные фиксированы на идеальности собственной личности, нужности и ненужности, полезности и вреда всего происходящего.

Параноидное мышление представлено бредовыми идеями. Бред – ошибочное умозаключение, формирующееся на патологической основе – измененной логике или аффективных переживаниях. Распространен бред отношения, преследования, величия, ревности, виновности, ипохондрический и эротический бред. У детей параноидная форма мыслительных процессов представлена бредоподобными фантазиями и патологическими страхами (нереальные миры, причудливые создания, боязнь угла комнаты). Сверхценное мышление ориентировано на ведущие личностные тенденции, изменяет направленность жизни больного – идеи организации революции, изобретения вечного двигателя. При обсессивном мышлении возникают стереотипно повторяющиеся мысли, воспоминания, страхи, ритуалы. Они непроизвольны и осознаваемы.

Осложнения

При тяжелых расстройствах мышления пациенты утрачивают способность правильно оценивать окружающую ситуацию, адекватно реагировать на происходящие события, организовывать и контролировать поведение. Становится невозможной продуктивная бытовая и профессиональная деятельность, наступает социальная дезадаптация. Больные нуждаются в постоянном наблюдении и уходе со стороны. Депрессивная направленность мышления, а также ярко выраженные формы бреда могут привести к формированию суицидального поведения, нанесению вреда окружающим.

Диагностика

При расстройствах мышления проводится комплексное обследование, включающее сбор анамнеза врачом-психиатром, психологическое тестирование, осмотр невролога. Дополнительно могут быть назначены инструментальные процедуры – ЭЭГ, МРТ головного мозга, УЗИ сосудов головного мозга. Первичную информацию о симптомах психиатр получает клиническим методом. В ходе беседы и наблюдения он оценивает адекватность реакций больного, способность поддерживать продуктивный контакт, целенаправленность, стройность речи. К специфическим методикам изучения мышления относятся:

  • Классификация. Тест направлен на определение способности мыслить категориями, выявляет недостаточность обобщения. В зависимости от того, какие группы предметов образует пациент, определяется нулевой, конкретный, функциональный или категориальный уровень, наличие искажений.
  • Исключение. Используется словесный и предметный вариант методики. Результат позволяет обнаружить способность к обобщению, склонность к актуализации латентных и второстепенных признаков (искажение).
  • Создание аналогий. Применяется тест «Простые аналогии» и «Сложные аналогии». Оценивается способность выстраивать последовательность суждений, устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Результаты могут указывать на тенденцию к резонерству, инертности.
  • Сравнение и исключение понятий. Для выполнения задания пациенту необходимо проанализировать признаки предметов и явлений, дифференцировать основные признаки от второстепенных, выделить категории. По результатам определяется сложность обобщения, обстоятельность, резонерство.
  • Интерпретация метафор и пословиц. Испытуемому предлагается пояснить переносный смысл фраз. Методика нацелена на диагностику способности к абстрагированию, склонности к паралогии, резонерским высказываниям.
  • Пиктограммы. Исследуются образы, нарисованные пациентом для запоминания слов. Отмечается их эмоциональная окрашенность, абстрактность и конкретность, детализация, схематичность, логичность и адекватность связи со стимулом.
  • Ассоциации. Используется проба на называние 50 слов, парные ассоциации. Результат указывает на темп мыслительной деятельности, обстоятельность, инертность, персеверации.

Лечение расстройств мышления

Терапия лиц с нарушениями мышления определяется характером основного заболевания. Лечебные мероприятия проводятся психиатром и неврологом, коррекционная и реабилитационная работа – клиническим психологом, социальным работником. При комплексном подходе помощь пациенту оказывается следующими методами:

  • Фармакотерапия. Схема лечения составляется индивидуально, выбор препаратов определяется ведущим заболеванием. При психотической симптоматике, в том числе при бреде, психомоторном возбуждении назначаются нейролептики. При нарушениях мозгового кровообращения, последствиях травм и интоксикаций используются ноотропы, сосудистые препараты. Людям с эпилепсией показаны противосудорожные средства.
  • Психокоррекция. Занятия с психологом ориентированы на восстановление утраченных функций мышления. Применяются когнитивные тренинги, упражнения, требующие анализа ситуаций, сравнения объектов, установления логических последовательностей. Коррекционная работа осуществляется курсами, индивидуально или в группе.
  • Семейное консультирование. Проводится несколько бесед с близкими родственниками пациента. Психолог или врач рассказывает о механизмах происхождения заболевания, особенностях течения. Дает рекомендации по организации отдыха и труда больного, включению его в домашнюю работу, возвращению к профессиональной деятельности.

Прогноз и профилактика

Эффективность лечения нарушений мышления, прогноз выздоровления зависят от характера течения основной болезни. Благоприятный исход наиболее вероятен при невротических расстройствах, стрессовых реакциях. Профилактика заключается в своевременной диагностике неврологических и психических патологий, подборе адекватного лечения и выполнении всех назначений врача. Пациентам из групп риска – пожилым людям, больным с сосудистыми заболеваниями, эпилепсией, лицам, имеющим наследственную отягощенность по психическим расстройствам – необходимо проходить профилактические обследования.

www.krasotaimedicina.ru

2.4. Нарушения мышления

Классификация нарушений мышления в психопатологии

1. Нарушение динамики мыслительной деятельности:

а) Ускоренное мышление протекает на фоне повышенного настроения (маниакальное, гипоманиакальное состояние), характеризуется быстрым, облегченным возникновением ассоциаций. Суждения поспешны, не продуманы, односторонни. Мышление в целом поверхностное, непоследовательное. При значительном ускорении мышления появляется скачка идей.

б) Замедленное мышление характерно для больных в депрессивном состоянии. Проявляется в замедлении темпа течения мыслительных процессов, чувстве затрудненности мышления, уменьшении количества идей, затруднениях осмысления при сохранности уровня обобщения и отвлечения. Характерен монодеизм – своеобразная избирательность мышления, обусловленная аффективным состоянием больного (сосредоточенность на отрицательных эмоционально окрашенных мыслях).

в) Инертное мышление – группа синдромов расстройств мышления, основной признак который – недостаточная подвижность (ригидность) психических процессов (заболевания различного генеза: шизофрения, грубая органическая патология головного мозга). Инертностью протекания психических процессов может объяснить такие психопатологические явления, как ригидность, персеверации и стереотипии, которые объединяются понятием «фиксированные формы поведения» – акты поведения, упорно и непроизвольно повторяющиеся или продолжающиеся и в ситуациях, которые объективно требуют их прекращения или изменения.

Один из видов инертного мышления – вязкое мышление – наблюдается при эпилептическом слабоумии. Характеризуется обстоятельностью, склонностью к детализации, неумением отделить основное от второстепенного, тугоподвижностью, «топтанием» на месте, невозможностью выйти из круга определенных представлений и переключиться на что-то другое.

2. Нарушение структуры мыслительной деятельности – нарушение логики, целенаправленности мышления. Вот некоторые виды подобных нарушений:

а) Аутистическое мышление. Понятие «аутизм» в психиатрию было введено Э. Блейлером (1911). Под аутизмом он подразумевал своеобразную личностную установку, с которой связаны перестройка всей психической деятельности, глубокие изменения мышления и аффективно-волевой сферы. Аутистичное мышление управляется не законами логики, а «аффективными потребностями», под которыми Блейлер подразумевал стремление человека испытывать удовольствие и избегать неприятных переживаний. Такое мышлении игнорирует закономерности реального мира. Больной испытывает чувство отстраненности от внешнего мира, который он перестает понимать. Теряется способность различать границы между субъективным миром и реальностью. Наиболее характерно для больных шизофренией, но может встречаться при грезах у истерических субъектов и даже у здоровых людей в какие-то периоды жизни.

б) Резонерское мышление. Резонерство – склонность к бесплодному мудрствованию, к непродуктивным многоречивым рассуждениям. Основано на поверхностных, формальных аналогиях. Преобладают формальные, случайные ассоциации при уходе от содержательной стороны задачи. Цель мыслительной задачи отодвигается на задний план, а на передний выдвигается стремление больного к «рассуждательству». Обусловлено особенностями личностно-мотивационной сферы больных, их потребностью в самоутверждении. Встречается у больных шизофренией, эпилепсией, олигофренией и при ряде органических поражений головного мозга.

в) Паралогическое мышление. Патологическая склонность больных к паралогизмам. Паралогизм – неправильное, ложное рассуждение, логическая ошибка в умозаключении, происшедшем непреднамеренно и являющаяся следствием нарушения законов и правил логики. В отличие от софизмов – ошибок преднамеренных, цель которых – ввести в заблуждение кого-либо, паралогизмы вполне искренне отстаиваются, утверждаются. Характерна страстность, с которой доказываются и защищаются недостаточно подкрепляемые выводы. Критика в отношении логических ошибок отсутствует.

3. Нарушение содержания мыслительной деятельности (патологическая продукция мышления):

а) Навязчивые мысли – это представления и мысли, непроизвольно вторгающиеся в психику больного и тяжко им переживаемые, им присущи эпизодичность, приступообразное течение. Возникают в теснейшей связи с эмоциональной сферой, сопровождаются депрессивными эмоциями, чувством тревоги. Больной понимает их нелепость, критически к ним относится.

б) Сверхценные идеи– отдельные суждения или группа суждений, аффективно насыщенных и носящих стойкий, фиксированный характер. Например, сверхценные идеи ревности, изобретательства, ипохондрические. Будучи весьма эмоционально насыщенными, занимают в психике центральное место и мешают человеку быть в достаточной мере беспристрастным и объективным в своих суждениях. Связаны с паралогическим мышлением и резонерством. Мышление становится тенденциозным, односторонним, все, что стоит в стороне от сверхценной установки или идет вразрез с ней, игнорируется.

Сверхценные идеи, как патологическое явление отличаются от доминирующихидей, которые могут встречаться у психически здоровых. Например, человек одержим научной идеей, ради доказательства правоты которой он готов пренебречь всем остальным, своими личными интересами и интересами своих близких. Доминирующая идея может претерпеть развитие и превратиться в истинную сверхценную идею. Сверхценные идеи чаще всего возникают у личностей с патологическим складом характера (паранойяльные, психастенические, эпилептоидные психопаты).

в) Бред– совокупность болезненных представлений, рассуждений и выводов, овладевающих сознанием больного, искаженно отражающих действительность и не поддающихся коррекции извне. Бредовые идеи отличаются постоянством и непоколебимостью. Характерна убежденность больного в полной реальности бредовых переживаний. Попытки разубедить больного, доказать ему неправильность его бредовых построений, как правило, приводят лишь к усилению бреда. Примеры бредовых идей: бредовые идеи величия, высокого происхождения, бред изобретательства, богатства, греховности, обнищания, преследования, воздействия и др.

Классификация нарушений мышления в патопсихологии

Нарушения мышления, встречающиеся в психиатрической практике, чрезвычайно разнообразны и с трудом поддаются классификации. В психиатрии не существует единого принципа анализа этих расстройств. Б.В. Зейгарник, опираясь на понимание мышления как особой деятельности, попыталась определить наиболее общие параметры этих нарушений и на их основе выделила определенные виды патологии мышления.

1. Нарушения операциональной стороны мышления:

а) Снижение уровня обобщения – в суждениях больных доминируют конкретные, непосредственные представления о предметах и явлениях, а более высокие уровни обобщения, где требуется абстрагирование, больному труднодоступны.

б) Искажение процесса обобщения – существенные свойства предметов, явлений и существующие связи между ними вовсе не принимаются больными во внимание при операции обобщения. В основу обобщения берутся чрезвычайно общие признаки, но они носят случайный, ненаправленный и неадекватный характер.

в) Соскальзывания – ошибочные суждения, носящие единичный, эпизодический характер. Наблюдаются у больных шизофренией при их относительной сохранности. Напоминают непоследовательность суждений, но не связаны с истощаемостью. Обусловлены своеобразным нарушением ассоциативного процесса, большей частью не корригируются исследующим. Отсутствует связь между степенью трудности задания и появлением ошибочных суждений.

2. Нарушения динамики мыслительной деятельности:

а) Лабильность мышления характеризуется неустойчивостью способа выполнения задания. Два вида:

– Неустойчивость суждений. Уровень обобщения не снижен, но адекватный характер суждений неустойчив, т.е., адекватные суждения чередуются с неадекватными. Является проявлением нарушения умственной работоспособности при повышенной истощаемости психической деятельности органического генеза.

– Скачка идей – хаотичность ассоциаций, повышенная откликаемость. Характерна для больных, находящихся в маниакальном состоянии.

б) Инертность мышления проявляется в затрудненности переключения с одного способа работы на другой. В ее основе –инертность связей прошлого опыта. Больные не могут изменять ход своих суждений, склонны к чрезмерной детализации, затрудняются операции обобщения и отвлечения.

3. Нарушение личностного (мотивационного) компонента мышления:

а) Разноплановость мышления: ее суть в потере предметной однозначности («полисемантизме»). Предметная однозначность – это закрепление в сознании человека за тем или иным предметом существенного с точки зрения социальной практики свойства или функции. При разноплановости мышления, суждения больного о каком-то явлении протекают как бы в разных плоскостях. Он объединяет предметы в течение выполнения одного и того же задания то на основании свойств самих предметов, то на основании своих вкусов и установок. Соответствует общей неадекватности установок, мотивов, эмоций больных шизофренией.

б) Резонерство(бесплодное мудрствование).

4. Нарушение критичности мышления:человек не сравнивает свои действия с ожидаемыми результатами, не замечает своих ошибок и не исправляет их. Связано с нарушением процесса саморегуляции познавательной деятельности – проявлением нарушений личности (невозможность осознания своего поведения, нарушение подконтрольности своих действий, их опосредованности).

Вопросы и задания:

1. Какие стороны нарушения мышления выделяют в патопсихологии?

2. Какие методики используются для исследования нарушений мышления?

3. В чем сущность явлений снижения и искажения процессов обобщения?

4. В чем проявляется нарушение критичности мышления?

5. К нарушению какой стороны мыслительной деятельности относится явление резонерства и почему?

Литература

1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков Н.С. Практическая патопсихология. – Ростов н/Д, 1996. С. 84-139.

2. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 1986. С. 170– 229.

3. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию. – М., 2000. – Т. 1. – С. 151-157.

studfile.net

Нарушение мышления у человека при шизофрении, у детей, виды

Нарушение мышления у человека – это расстройство процессов информационной обработки, выявление отношений, связывающих разнообразные явления либо предметы окружающей действительности, отклонения в отражении существенных свойств предметов и в определении связей, которые их объединяют, что порождает возникновение ложных представлений и мнимых суждений об объективно существующей действительности. Выделяют несколько типов нарушения процесса мышления, а именно расстройство динамики мыслительных процессов, патология операционального функционирования мышления и расстройства мотивационно-личностной составляющей мыслительной деятельности. В большинстве случаев, особенности мыслительного оперирования каждого пациента, квалифицировать в рамках одного вида нарушения процесса мышления практически не представляется возможным. Зачастую в структуре патологически измененной мыслительной деятельности пациентов отмечаются сочетания различных видов отклонений, находящихся в неодинаковой степени выраженности. Так, к примеру, расстройство процесса обобщения в ряде клинических случаев сочетается с патологиями целенаправленности мыслительных операций.

Нарушение мышления являются одними из максимально часто встречаемой симптоматики психических заболеваний.

Виды нарушения мышления

Расстройство операциональной функции мыслительной деятельности. Среди основных операций мышления выделяют: абстрагирование, анализ и синтез, обобщение.
Обобщение является результатом анализа, который вскрывает основные отношения, связывающие явления и объекты. Различают несколько этапов обобщения:
— категориальный этап, заключается в причислении к виду, основываясь на существенных признаках;
— функциональный – заключается в причислении к виду, основываясь на функциональных признаках;
— конкретный – заключается в причислении к виду, основываясь на конкретных признаках;
— нулевой, то есть операции нет – заключается в перечислении объектов или их функций без намерений обобщить.

Патологии операциональной стороны мыслительного функционирования довольно многообразны, но можно выделить два крайних варианта, а именно понижение уровня обобщения и деформация процесса обобщения.

В рассуждениях больных при понижении уровня обобщения превалируют прямые представления об объектах и событиях. Взамен акцентирования обобщенных свойств пациенты употребляют конкретно-ситуационные соединения, у них наблюдаются сложности в абстрагировании от конкретных элементов. Подобные расстройства могут протекать в легкой форме, умеренно выраженной и сильно выраженной степени. Такие нарушения обычно отмечаются при умственной отсталости, тяжелом течении энцефалита, при органической патологии головного мозга с деменцией.

Можно говорить о понижении уровня обобщения исключительно в том случае, когда такой уровень у индивида был ранее, а потом понизился.

При искажении операциональных процессов обобщения пациенты руководятся чересчур обобщенными свойствами, неадекватными действительным связям между предметами. Отмечается превалирование формальных, мимовольных ассоциаций, а также уход от содержательного аспекта задачи. Такие пациенты устанавливают исключительно формальные, словесные связи, истинное же отличие и похожесть не являются для них проверкой их суждений. Подобные расстройства мыслительной деятельности встречаются у индивидов, страдающих шизофренией.

Психиатрия выделяет два наиболее распространенных расстройства динамики мыслительного функционирования: лабильность и инертность мыслительных операций.
Лабильность заключается в непостоянстве тактики выполнения задания. У больных уровень обобщения отвечает их образованности и приобретенному жизненному опыту. Проведенные исследования свидетельствуют, что у испытуемых наряду с верно обобщенными заключениями могут отмечаться заключения, сделанные на основе актуализации случайных связей или базирующиеся на конкретно-ситуационном объединении предметов, событий в группу определенный класс. У индивидов с проявлениями лабильности мыслительного оперирования повышено «реагирование». У них отмечаются реакции на любые случайные раздражители, они вплетают в собственные суждения любой мимоходный стимул из внешней среды, при этом нарушая установленную инструкцию, теряя целенаправленность действий и последовательность ассоциаций.
Инертностью мыслительной деятельности называют выраженную «тугую» подвижность переключения с одной деятельности на иную, сложность в изменении выбранного способа собственной работы. Инертность отношений прошлого опыта, сложности переключения приводят к понижению способности обобщения и уровня отвлечения. Больные не могут справиться с упражнениями на опосредование. Такая патология встречается у индивидов, страдающих эпилепсией или последствиями тяжелых травм мозга.

При патологии мотивационно-личностной составляющей мыслительной деятельности наблюдаются такие проявления, как разноплановость мыслительных операций, резонерство, некритичность, бред.

Разноплановость мыслительных операций проявляется отсутствием целенаправленности действий. Индивид не может классифицировать объекты и события, выделить общие признаки. Наряду с этим у них сохранены, такие операции, как обобщение, сопоставление и различение. Также больные воспринимают инструкции, но не выполняют их. Представления об объектах и суждения о явлениях протекают в различных плоскостях, вследствие чего отличаются непоследовательностью. Систематизирование и отбор предметов может совершаться на основе индивидуальных особенностей восприятия, вкусов индивидов и их привычек. Поэтому объективность представлений отсутствует.

Резонерство можно представить, как нарушение логического мышления, которое проявляется в бессмысленном и пустом многословии.

Индивид ударяется в продолжительные по времени бесконечные рассуждения, которые не имеют определенной цели и не подкреплены никакими конкретными идеями. Речь индивида, страдающего резонерством, характеризуется разорванностью, изобилует сложными логическими конструкциями и абстрактными понятиями. Зачастую больные оперируют терминами, не понимая их значения. Такие индивиды склонны постоянно терять нить рассуждения, а отдельные фразы в длительных рассуждениях нередко абсолютно между собой не связанны и не несут смысловой нагрузки. В большинстве случаев у больных также отсутствует и объект мысли. Философствования индивидов, страдающих резонерством, носят риторический характер. «Ораторам» с подобным нарушением не требуется ответная реакция или внимание собеседника. Данная патология характерна для шизофрении.

Именно признаки, указывающие нарушение логического мышления, обладают огромным значением в диагностике психических недугов.

Некритичность мыслительной деятельности характеризуется ее поверхностностью и незавершенностью. Мыслительный процесс перестает регулировать поведение и действия индивидов и прекращает быть целенаправленным.

Бред проявляется в качестве умозаключения, суждения или представления, не связанного с информацией, которая поступает из окружающей реальности. Для больного соответствие его бредовых идей действительности не имеет значения. Индивид руководствуется своими умозаключениями, вследствие чего отстраняется от реальности, уходя от нее в бредовое состояние. Таких пациентов невозможно уверить в ложности их бредовых идей, они решительно уверены в их соответствии реальной действительности. По своему содержанию бредовые рассуждения отличаются огромным многообразием.

Перечисленные типы нарушения мышления, преимущественно, характерны для умственной отсталости, деменции и шизофрении.

Нарушения мышления при шизофрении

Психический недуг, которому присуще грубое расстройство взаимодействия с окружающей действительностью, именуются шизофренией. Состоянию больных шизофренией может сопутствовать неадекватное поведение, различные галлюцинации и бредовые суждения. Для данного недуга характерен распад внутреннего единства чувств и воли, кроме этого отмечается нарушение памяти и мышления, вследствие чего больной индивид не может адекватно приспособиться к социальной среде.

Шизофрения характеризуется хроническим прогрессирующим течением и имеет наследственную природу.

Описанный психический недуг разрушительно воздействует на личность субъектов, меняя ее до неузнаваемости. Большинство людей ассоциирует шизофрению с галлюцинациями и бредовыми суждениями, однако на самом деле данная симптоматика вполне обратима, а вот изменения в мыслительных процессах и эмоциональной сфере нет.

Нарушение мышления психология рассматривает в качестве наиболее часто встречающегося симптома психических заболеваний, в частности шизофрении. При диагностировании того либо иного психического недуга пси­хиатры зачастую руководствуются наличием одного или нескольких видов патологии мыслительной деятельности.

Основные нарушения мышления имеют формальный характер и заключаются в утрате ассоциативных связей. У индивидов, страдающих шизофренией, изменяется не смысл суждений, а логические внутренние связи суждений. Другими словами происходит не разложение понятий, а нарушение процесса обобщения, при котором у пациентов появляется множество мимолетных, ненаправленных ассоциаций, отображающих весьма общие связи. При прогрессировании заболевания у больных изменяется речь, она становится разорванной.

Для шизофреников характерно так называемое «соскальзывание», заключающееся в резком непоследовательном переходе от одной идеи к другому суждению. Подобное «соскальзывание» пациенты самостоятельно не в состоянии заметить.

В размышлениях пациентов зачастую появляются «неологизмы», то есть они придумывают новые вычурные слова. Таким образом, проявляется атактическое (неконкретное) мышление.

Также у шизофреников наблюдается бесплодное мудрствование, теряется конкретность и обобщенность речи, утрачивается координация между фразами. Больные придают явлениям, чужим высказываниям собственный тайный смысл.

По данным проведенных экспериментов в сравнении с результатами здоровых индивидов, шизофреники лучше распознают раздражители, являющиеся менее ожидаемыми, а хуже – раздражители, более ожидаемые. Вследствие чего отмечается туманность, расплывчивость, замысловатость мыслительной деятельности больных, что провоцирует нарушения психических процессов при шизофрении. Такие индивиды не могут определить значимые связи, наличествующие между предметами, не выявляют второстепенные конкретно-ситуационные свойства, а актуализируют довольно общие, не отображающие реальной ситуации, зачастую поверхностные, мимовольные, формальные признаки.

При шизофрении основные нарушения мышления нельзя рассматривать, не учитывая целостную жизнь личности. Нарушения мыслительной деятельности и личностные нарушения взаимосвязаны.

При шизофрении нарушение памяти и мышления, расстройства внимания, также могут выявляться. Но при отсутствии изменений органического характера в головном мозге данные патологии являются следствиями расстройства мыслительной деятельности.

Нарушения мышления у детей

К окончанию раннего возрастного периода у маленьких индивидов складывается интеллектуальная деятельность, включающая способность к обобщениям, перенесению приобретенного опыта из начальных условий в новые, установлению отношений, наличествующих между предметами путем проведения своеобразных экспериментов (манипуляций), запоминать связи и применять их при решении задач.

Нарушение мышления психология представляет в виде нарушений умственной деятельности, которые возникают при различных недугах или аномалиях развития психики, а также локальных поражениях мозга.

Мыслительные процессы, протекающие в коре больших полушарий мозга малышей, обуславливает их взаимодействие с социумом.

Выделяют следующие типы нарушения мышления у детей: соскальзывание, разорванность и разноплановость, опора на скрытые признаки.

В связи с тем, что мыслительное оперирование – это процесс отображения конкретных признаков объектов, а также отношений, связывающих их, оно ведет к зарождению суждений и воззрений на объективную реальность. Когда наступает расстройство таких представлений, на смену может прийти ускорение мыслительных процессов. Вследствие чего у крох возникает самопроизвольная и быстрая речь, представления быстро меняют друг друга.

Инертность мыслительной деятельности проявляется в замедление процессов, происходящих в коре полушарий. Речь ребенка характеризуется односложными ответами. О таких детях складывается впечатление, слово у них голова «без мыслей» – совершенно пустая. Подобное расстройство мыслительного функционирования может наблюдаться при маниакально-депрессивном синдроме, эпилепсии либо психопатии.

Гораздо большим клиническим значением обладает инертность мыслительных процессов с торможением осмысления, сравнительной скудостью ассоциаций, неторопливой и немногословной обедненной речью.

Инертность мыслительной деятельности ведет к затруднению усвоения больными детьми школьной программы, так как они не в состоянии обучаться в одинаковом темпе со здоровыми малышами.

Разорванность мыслительного функционирования обнаруживается в отсутствии целенаправленности умственной деятельности, нарушаются отношения, устоявшиеся между объектами или представлениями. Порядок мыслительного оперирования искажается, при этом иногда может сохраняться грамматическая структура фраз, что трансформирует речь, лишенную смысла, во внешне упорядоченное предложение. В случаях, когда теряются грамматические связи, мыслительная деятельность и речь преобразуется в бессмысленный словесный набор.

Нелогичность (непоследовательность) рассуждений проявляется в чередовании верных и неверных методов выполнения упражнений. Данную форму нарушения мыслительной деятельности легко исправить посредством акцентированного внимания.

Откликаемость умственного функционирования у детей проявляется изменчивостью способов выполнения упражнений.

psihomed.com

11. Количественные расстройства мышления (нарушения темпа и типа мышления).

12. Определение бредовой идеи, формы бреда.

13. Навязчивые и сверхценные идеи. Общий блок ответов

Мышление представляет собой психический процесс отражения значительных сторон предметов и явлений объективного мира и их внутренних взаимосвязей.

Классификация патологии мышления

I. Количественные расстройства (расстройства формы нарушения, формальные, ассоциативного процесса).

а) Темпа

б) Подвижности

в) Целенаправленности

г) Грамматического и логического строя

II Качественные расстройства (расстройства содержания идеи, структуры, содержания идей)

а) навязчивые идеи

б) сверхценные идеи

в) бредовые идеи

Количественные расстройства.

Нарушения темпа мышления.

Ускорение темпа мышления (тахифрения) – ускорение образования количества ассоциаций в единицу времени. Проявляется ускорением речи (тахилалией), речь по большей части монологична. При этом, однако сохраняется целенаправленность мышления, в силу преобладания простых, поверхностных ассоциаций. Наиболее ярким проявлением ускорения темпа мышления является скачка идей (вихрь мыслей), проявляющаяся непрерывной сменой тематики мышления, в зависимости от явлений, предметов, попавших в поле зрения. Выявляется при маниакальных синдромах.

Ментизм (мантизм) – непроизвольный, не подчиняющийся воле наплыв мыслей, воспоминаний, образов. Является проявлением ассоциативного автоматизма и входит в структуру синдрома Кандинского-Клерамбо.

Замедление темпа мышления (брадифрения) – замедление возникновения количества ассоциаций в единицу времени. Проявляется замедлением темпа речи (брадилалией). Содержания мыслей и представлений однообразно, бедно. Входит в структуру депрессивного синдрома.

Шперрунг (закупорка мыслей) – состояние блокады, обрыва мыслительного процесса. Субъективно ощущается как «пустота в голове», «обрыв мыслей».

Нарушения подвижности мышления.

Тугоподвижность мышления (торпидность, вязкость) – затрудненность последовательного течения мыслей, сопровождаемая замедлением темпа мышления. Затруднительным представляется переход от одной мысли к другой или от одной темы на другую. Проявлениями тугоподвижности по степени утяжеления симптоматики являются детализация, обстоятельность, вязкость. Встречается при эпилептической деменции, психоорганических синдромах, паранойяльном синдроме.

Нарушение целенаправленности мышления.

Соскальзвание – объективно немотивированные и не корригируемые из вне переходы с одной логически и грамматически правильной мысли на другую. Важно отметить, что при этом не происходит возврата к предыдущей мысли даже после указания на это из вне (например врачом во время беседы).

Резонерство – разглагольствования на пространные темы по несущественному поводу. Представляется в виде банальных нравоучений, истин, известных изречений.

Нарушение грамматического и логического строя.

Разорванность мышления – отсутствие связи между отдельными умозаключениями, суждениями. Разделяют два варианта разорванности – логическая разорванность – отсутствует логическая связь между отдельными компонентами мысли при сохранности ее грамматического строя и грамматическая разорванность (шизофазия, «словесная окрошка») – утрата грамматического строя речи. Необходимо ответить, что некоторые авторы (А.В. Жмуров, 1994) вкладывают в понятие шизофазии несколько иной смысл, прежде всего подразумевая монологичность разорванной речи.

Бессвязность мышления (инкогеренция) – нарушенность логического и грамматического строя речи одновременно. Внешне инкогеренция может напоминать разорванность, однако, последняя наблюдается на фоне формально ясного сознания, в отличие от бессвязности, проявляющейся на фоне помраченного сознания.

Речевые стереотипии (интерации) – непроизвольное, часто многократное, бессмысленное повторение слов, фраз, произнесенных как самим больным, так и окружающими. К ним относятся:

Вербигерации – повторение («нанизывание») бессмысленных слов и звуков.

Персеверации – застревание ответов на вопросы (например, «Как тебя зовут?», «Вася», «Как твоя фамилия?», «Вася», «Где ты живешь?», «Вася» и т.д.).

Эхолалии – повторение в неизмененном виде отдельных слов, фраз, произнесенных окружающими.

Нарушения грамматического и логического строя выявляются при шизофренических синдромах, органическом слабоумии и др.

Качественные расстройства.

Навязчивые идеи – представляют собой частный вариант навязчивых явлений (обсессий). Представляют собой непроизвольно, помимо воли возникающие неотступные идеи, мысли, суждения, при этом они правильно понимаются и критически оцениваются больным и причиняют ему душевный дискомфорт.

По механизмам возникновения навязчивости разделяются на ситуационные – следствие психогений (в навязчивостях звучит психотравмирующий мотив), аутохтонные – возникают без видимой причины, оторваны от реальности. Ситуационные и аутохтонные навязчивости являются первичными навязчивостями. Вслед за первичными образуются вторичные, которые носят защитный характер, снимая душевный дискомфорт, который вызывают первичные, они называются ритуальными навязчивостями. Чаще всего они являются различными двигательными актами – навязчивыми действиями. Например, первичный навязчивый страх заражения (мизофобия) ведет к развитию вторичной навязчивости – мытью рук (аблютомании).

По сочетанию с патологией психических процессов навязчивости различаются на идеаторные (навязчивые сомнения, абстрактные мысли, контрастные мысли, воспоминания), фобии (нозофобии, страхи пространства, социофобии), навязчивые волевые расстройства (влечения, действия).

Клинический пример.

Пациент, 42 года.

Однажды в связи с неприятностями на работе почувствовал себя плохо, появилась одышка, боли в области сердца. С этого времени стала преследовать мысль о том, что он может в любой момент упасть и умереть. Эти мысли усиливались в душном, замкнутом помещении. Перестал ездить в общественном транспорте. Долгое время старался скрыть от окружающих свои переживания, поскольку понимал их необоснованность. В дальнейшем присоединился страх, что что-то произойдет на работе. Однажды, по дороге на работу переходил железнодорожные пути когда в голову пришла мысль: если ему удастся пройти под медленно движущимся вагоном, то на работе все будет в порядке. В последующем несколько раз с опасностью для жизни проделывал это, хотя отдавал себе отчет, что между этим действием и опасностью, что что-то случиться на работе нет никакой связи.

Навязчивости встречаются при обсессивных и фобических синдромах, ларвированной депрессии.

Схверхценные идеи – суждения, умозаключения, возникшие в результате реальных обстоятельств, но занявшие в дальнейшем преобладающее положение в сознании и обладающие большим эмоциональным зарядом. Вследствие этого они занимают доминирующее положение в жизни человека, не подвергаются критике, определяют его деятельность, что приводит к социальной дезадаптации. Главным дифференциальным признаком при сравнении навязчивых и сверхценных идей является критическое отношение к ним – если первые воспринимаются как нечто чуждое, то вторые являются неотъемлемой частью мировоззрения больного. Кроме того, если навязчивые идеи являются побуждением к борьбе с ними, то сверхценные побуждают к деятельности по претворению их в жизнь. В тоже время, основным отличительным признаком сверхценных идей от систематизированного бреда является наличие реального факта, который лежит в их основе. Выделяют следующие основные виды сверхценных идей: связанные с переоценкой биологических свойств своей личности (дисморфофобические, ипохондрические, сексуальной неполноценности, самоусовершенствования), связанные с переоценкой психологических свойств личности или ее творчества (сверхценные идеи изобретательства, реформаторства, талантливости), связанные с переоценкой социальной социальных факторов (идеи виновности, эротические, сутяжничества).

Клинический пример.

Пациент, 52 года. Жалуется на неприятные ощущения (но не боли) в затылке, иногда чувствует, будто бы в голове что-то «переливается». Первые признаки заболевания заметил два года назад. За прошедшее после этого время обследовался у многих врачей, которые не находили у него заболеваний или обнаруживали незначительные расстройства (шейный остеохондроз). Неоднократно был на консультации у профессоров, ездил в медицинские центры в Москву. Убежден, что у него тяжелое заболевание, возможно опухоль мозга. Все возражения врача, ссылки на отрицательные результаты многочисленных обследований парирует, приводя выдержки из медицинских учебников и монографий с описанием картин заболеваний, «подобных» его болезни. Вспоминает многочисленные случаи, когда врачи не распознали своевременно тяжелое заболевание. Говорит во всем возбужденно, перебивает врача, приводит все новые и новые подробности, касающиеся его «болезни».

Сверхценные идеи могут встречаться в виде самостоятельных расстройств, в начальных стадиях хронических бредовых синдромов и др.

Бредовые идеи — возникающие на болезненной почве неверные, ложные мысли, не поддающиеся коррекции ни путем убеждения, ни каким-либо другим способом (Гиляровский, 1984). Совокупность бредовых идей называется бредом (Снежневский, 1983). Бред является формальным признаком психоза.

Признаки бреда:

  • ошибочность умозаключений

  • болезненная основа их возникновения

  • полная охваченность сознания с соответствующим поведением

  • невозможность коррекции

  • непрерывное прогрессирование и расширение

  • видоизменение личности.

Бредовые идеи классифицируются по структуре и содержанию.

По структуре бред делится на систематизированный и несистематизированный.

Систематизированный (интерпретатаивный, первичный) бред – характеризуется наличием логической структуры и системы доказательств. Развивается обычно медленно, поэтапно: 1. бредовое настроение, 2. бредовое восприятие, 3. бредовое толкование, 4. кристаллизация бреда, 5. систематизация бреда.

Несистематизированный бред (образный, чувственный, вторичный) – развивается наряду с другими психическими расстройствами (галлюцинациями, аффективными нарушениями и др.), отсутствуют разработанные логические построения, система доказательств. В бред «вплетается» практически все, что попадает в поле зрения бального, фабула бреда неустойчива, полиморфна.

По содержанию бред делится на: бред с пониженной самооценкой – патологическое преувеличение несуществующих недостатков (сюда относится ипохондрический бред, бред греховности, нигилистический бред, бред самоуничижения, физического недостатка), бред с повышенной самооценкой – приписывание себе несуществующих выдающихся качеств и свойств (альтруистический бред, бред величия, богатства, знатного происхождения, изобретательства, реформаторства и пр.), персекуторный бред (бред преследования) – убежденность в угрозе или вреде психическому или физическому здоровью, в том, что пациент находится под наблюдением, слежкой и т.п. (архаический бред – воздействие колдовства, магии, нечистой силы; бред воздействия – воздействие гипноза, радиации, каких-либо «лучей», лазеров и т.п.; бред двойников – патологическая уверенность в существовании собственных копий; бред метаморфозы – убежденность в способности превращаться в животное, инопланетянина, другого человека и т.п.; бред ущерба – патологическая уверенность в том, что больному причиняется материальный урон; бред одержимости – представление о внедрении в организм животных или фантастических существ; бред отношения (сенситивный) – отнесение на свой счет нейтральных событий, ситуаций, информации с болезненной их трактовкой и т.д.). Смешанные формы бреда — характеризуется сочетанием идей преследования с идеями повышенной или пониженной самооценки (бред протекции – уверенность в проведении над больным экспериментов с целью подготовки к какой-либо особой миссии; бред кверулянства (сутяжничества) – отстаивание своих ложных идей, умозаключений с многолетними судебными разбирательствами, тяжбам средством здесь выступают жалобы, заявления и т.п.; бред благожелательного воздействия – убежденность в воздействии из вне с целью перевоспитания, обогащения опытом, особыми качествами и т.п.; бред инсценировки – убежденность в специальности, подстроенности окружающих обстоятельств, событий, при этом окружающие играют определенные роли, скрывая свои истинные намерения).

По задействованности других психических процессов выделяют: сенсорный бред – сочетается и тесно связан с различными расстройствами чувственного познания, при этом бредовые идеи черпают свою тематику из содержания расстройств ощущений, восприятия, представления, конфабуляторный бред – сочетается с конфабуляциями; аффективный бред – сочетается и связан с эмоциональными расстройствами, резидуальный бред – является остаточным явлением после выхода из состояния помрачненного сознания и характеризуется некритичностью к переживаниям острого периода заболевания.

Клинический пример.

Пациент, 52 года. В течение последнего года забросил работу, целыми днями и даже по ночам что-то пишет и тщательно прячет написанное. Говорит, что изобрел аппарат «Л-2» для улавливания мыслей на расстоянии. По его мнению это изобретение должно стать основой для «технической революции» и «имеет огромное оборонное значение». Показывает массу чертежей, толстую рукопись, в которой с помощью уравнений из элементарной математики, простых законов физики пытается обосновать свою «гипотезу». Первый экземпляр рукописи возил в Москву, но по дороге чемодан был украден. Абсолютно уверен, что кража была совершена агентами иностранных разведок. Глубоко и непоколебимо уверен в своей правоте.

studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *