Возрастные периоды жизни человека
Понятие «возраст» можно рассматривать с разных аспектов: с точки зрения хронологии событий, биологических процессов организма, социального становления и психологического развития.
Возраст охватывает весь жизненный путь. Отсчет его начинают от рождения и заканчивают физиологической смертью. Возраст показывает период времени от рождения до конкретного события в жизни человека.
Рождение, взросление, развитие, старость – все это периоды жизни человека, из которых и состоит весь земной путь. Появившись на свет, человек начал свой первый этап, и дальше, с течением времени, пройдет все их последовательно.
Классификация возрастных периодов с точки зрения биологии
Единой классификации не существует, в разное время она составлялась по-иному. Разграничение периодов связывают с определенным возрастом, когда происходят значительные перемены в организме человека.
Возрастные периоды жизни человека – это периоды между ключевыми «точками».
Паспортный, или хронологический возраст может не совпадать с биологическим. Именно по последнему можно судить о возможностях человека: как он будет выполнять свою работу, какие нагрузки может выдержать его организм. Биологический возраст может как отставать от паспортного, так и опережать его.
Рассмотрим классификацию жизненных периодов, в основу которой легло понятие возраста на основе физиологических изменений организма:
возраст | период | ||
0-4 недели | новорожденный | ||
4 недели — 1 год | грудной | ||
1-3 года | раннее детство | ||
3-7 лет | дошкольный | ||
7-10/12 лет | младший школьный | ||
девочки: 10-17/18 лет | подростковый | ||
мальчики: 12-17/18 лет | |||
юноши | 17-21 год | юношеский | |
девушки | 16-20 лет | ||
мужчины | 21-35 лет | зрелый возраст, 1 период | |
женщины | 20-35 лет | ||
мужчины | 35-60 лет | зрелый возраст, 2 период | |
женщины | 35-55 лет | ||
55/60-75 лет | пожилой возраст | ||
75-90 | старческий возраст | ||
90 лет и более | долгожители |
Взгляды ученых на возрастные периоды жизни человека
В зависимости от эпохи и страны ученые и философы предлагали различные критерии для градации основных жизненных этапов.
Например:
- Китайские ученые делили человеческую жизнь на 7 фаз. «Желанным», к примеру, назывался возраст от 60 до 70 лет. Это период развития духовности и мудрости человека.
- Древнегреческий ученый Пифагор отождествлял этапы жизни человека со временами года. Каждый длился 20 лет.
- Идеи Гиппократа стали основополагающими для дальнейшего определения периодов жизни. Он выделил 10, длиной в 7 лет каждый, начиная от рождения.
Периоды жизни по Пифагору
Античный философ Пифагор, рассматривая этапы бытия человека, отождествлял их со временами года. Он выделял их четыре:
- Весна – начало и развитие жизни, от рождения и до 20 лет.
- Лето – молодость, от 20 до 40 лет.
- Осень – расцвет, от 40 до 60 лет.
- Зима – угасание, от 60 до 80 лет.
Периоды жизни человека по Пифагору имели продолжительность ровно 20 лет. Пифагор считал, что все на Земле измеряется числами, к которым он относился не только как к математическим символам, но и наделял их неким магическим смыслом. Числа позволяли ему также определять характеристики космического порядка.
К возрастным периодам Пифагор применял также и понятие «четверица», потому что сравнивал их с вечными, неизменными явлениями природы, например, стихиями.
Периоды жизни человека (по Пифагору) и их преимущества имеют в основе учения об идею вечного возвращения. Жизнь – вечна, как сменяющие друг друга сезоны, и человек – частичка природы, живет и развивается по ее законам.
Понятие «времен года» по Пифагору
Отождествляя возрастные промежутки жизни человека со временами года, Пифагор акцентировал внимание на том, что:
- Весна – время начала, зарождения жизни. Ребенок развивается, с наслаждением впитывая в себя новые знания. Ему кругом интересно, но все пока происходит в виде игры. Ребенок расцветает.
- Лето – период взросления. Человек цветет, его притягивает все новое, еще неизвестное. Продолжая расцветать, человек не теряет своего детского веселья.
- Осень – человек стал взрослым, уравновешенным, былая веселость уступила место уверенности и неспешности.
- Зима – период размышлений и подведения итогов. Человек прошел большую часть пути и теперь рассматривает результаты своей жизни.
Основные периоды земного пути людей
Рассматривая существование индивидуума, можно выделить основные периоды жизни человека:
- юность;
- зрелый возраст;
- старость.
На каждой ступени человек приобретает что-то новое, пересматривает свои ценности, меняет социальный статус в обществе.
Основу существования составляют периоды жизни человека. Особенности каждого из них связаны со взрослением, изменениями в окружении, состоянием души.
Особенности основных этапов существования личности
Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждый этап дополняет предыдущий, приносит с собой что-то новое, то, чего еще не было в жизни.
Юности присущ максимализм: происходит рассвет умственных, творческих способностей, основные физиологические процессы взросления завершены, улучшается внешний вид, самочувствие. В этом возрасте устанавливается система жизненных ценностей, начинает цениться время, повышается самоконтроль, происходит переоценка окружающих. Человек определяется с направлением своей жизни.
Достигнув порога зрелости, человек уже достиг определенных вершин. В профессиональной сфере он занимает стабильную позицию. Этот период совпадает с укреплением и максимальным развитием социального статуса, решения принимаются обдуманно, человек не избегает ответственности, ценит сегодняшний день, может простить себе и другим совершенные ошибки, реально оценивает себя и других. Это возраст достижений, покорения вершин и получения максимальных возможностей для своего развития.
Старость более связана с потерями, чем с приобретениями. Человек заканчивает трудовую деятельность, меняется его социальное окружение, появляются неизбежные физиологические изменения. Однако человек все равно может заниматься саморазвитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, на развитии внутреннего мира.
Критические точки
Важнейшие периоды жизни человека связаны с изменениями в организме. Их можно также назвать критическими: изменяется гормональный фон, из-за чего происходят изменения в настроении, появляется раздражительность, нервозность.
Психолог Э. Эриксон выделяет 8 кризисных периодов жизни человека:
- Подростковый период.
- Вступление человека во взрослую жизнь — тридцатилетие.
- Переход на четвертый десяток.
- Сорокалетие.
- Середина жизни – 45 лет.
- Пятидесятилетие.
- Пятидесятипятилетие.
- Пятидесятишестилетие.
Уверенное преодоление «критических точек»
Преодолевая каждый из представленных периодов, человек переходит на новую ступень развития, при этом побеждает трудности, возникшие у него на пути, и стремится к покорению новых вершин своей жизни.
В подростковом периоде ребенок отрывается от родителей и пытается самостоятельно найти свое направление в жизни.
На третьем десятке человек пересматривает свои принципы, меняет взгляды на окружающее.
Приближаясь к четвертому десятку, люди стараются укрепиться в жизни, подняться по карьерной лестнице, начинают думать более рационально.
В середине жизни человек начинает задумываться, правильно ли он живет. Появляется желание что-то сделать, что оставит память о нем. Появляется разочарование и страх за свою жизнь.
В 50 лет замедление физиологических процессов отражается на здоровье, происходят возрастные изменения. Однако человек уже правильно расставил жизненные приоритеты, его нервная система работает стабильно.
В 55 лет появляется мудрость, человек наслаждается жизнью.
В 56 лет человек больше задумывается о духовной стороне своей жизни, развивает внутренний мир.
Врачи утверждают, что если быть готовым и знать о критических периодах жизни, то их преодоление произойдет спокойно и безболезненно.
Заключение
Человек сам решает, по каким критериям он разделяет свои жизненные периоды, и что он вкладывает в понятие «возраст». Это может быть:
- Чисто внешняя привлекательность, которую человек стремится продлить всеми доступными способами. И считает себя молодым, пока это позволяет внешность.
- Деление жизни на «молодость» и «конец молодости». Первый период длится, пока есть возможность жить без обязательств, проблем, ответственности, второй – когда появляются проблемы, жизненные трудности.
- Физиологические изменения организма. Человек четко следует за изменениями и отождествляет с ними свой возраст.
- Понятие возраста связано с состоянием души и сознания. Человек отмеряет свой возраст состоянием души и внутренней свободой.
Пока жизнь человека наполнена смыслом, желанием познавать что-то новое, и все это органично сочетается с мудростью и духовным богатством внутреннего мира, человек будет вечно молодым, несмотря на ослабление физических возможностей своего организма.
Жизненные периоды людей по годам: периодизация возрастного развития, этапы
Периоды жизни человека позволяют лучше понять особенности его развития. Разделение может основываться на биологических изменениях, социальном становлении или психологическом развитии.
Часто периодизация считается с момента рождения
Основное понятие
Периоды развития – это основные этапы становления человека как личности. Традиционно они начинаются с младенческого возраста, но некоторые специалисты склонны выделять еще и эмбриональное развитие.
Основой для выделения этапов жизни могут служить разные факторы. Например, с юридической точки зрения период детства длится до 18 лет (в некоторых странах до 21 года). В это время человек имеет ограниченные права.
С психологической и биологической стороны выделяют подростковый период, который сопровождается серьезными изменениями в организме. Он проявляется в возрасте 12-13 лет и заканчивается к 17-18 года.
Важный критерий оценивания детей – это возрастная периодизация развития. Именно она позволяет понимать, какие навыки и умения должны быть у малыша к определенному времени. Например, когда он должен сесть или поползти, сказать первое слово и т.п.
Важно! Любое отклонение от этих норм дает родителям повод для беспокойства.
В психологии еще существует понятие кризисов, которые появляются в определенном возрасте. С их помощью происходят качественные изменения в психике. Они бывают не только у детей, но и у взрослых.
Примерное время появления кризисов – момент рождения, 1 год, 3 года, 7 лет, 12-13 лет, 25 лет, 40 лет. Подобное разделение достаточно условно, так как у каждого человека есть свои особенности развития.
Степень проявления может быть, как слабой, так и сильной
У психологов, философов, биологов есть свои взгляды на периоды развития человека. Под этим термином могут понимать, как физические, так и духовные перемены личности.
Периодизация психического развития
Принято выделять два типа возраста. Физический легко посчитать с момента рождения. Сложнее вычислить психический, так как его нельзя привязать к какой-то дате.
У психологов нет единого мнения о том, какой периодизация должна быть.
- С момента появления на свет до двухлетнего возраста длится сенсомоторная стадия. На этом этапе ребенок изучает новый для него мир и активно с ним взаимодействует.
- С двух до семи лет наступает дооперационная стадия. В этот период дети манипулируют предметами.
- С семи до двенадцати лет действия приобретают конкретику, появляется абстрактное мышление, и ребенок может учиться в школе.
- После двенадцати лет наступает период формальных операций. У детей появляются первые навыки научного мышления, они полностью оперируют абстрактными понятиями. Они могут понимать отдаленные перспективы и ставить себя на место других людей.
У Слободчикова была выработана немного другая классификация. Он выделял четыре этапа:
- До года шло оживление.
- С года до шести лет – одушевление, в этот период ребенок понимает себя как живую личность.
- С шести до восемнадцати лет – персонализация. Дети осознают свою индивидуальность.
- С восемнадцати до сорока лет – индивидуализация. В этот период человек стремится к осознанию своего места в мире.
Стадии периодизации могут называться по-разному, все зависит от автора классификации. Дистеверг просто выделял три этапа: господство ощущения, господство памяти, господство разума. Он не привязывал их к какому-то возрасту.
Возрастные периоды развития человека
Возрастная периодизация продолжает изучаться, так как нет единой классификации, которая бы отвечала потребностям всех специалистов. В медицине принято выделять несколько этапов становления человека:
- младенчество;
- детство;
- дошкольный;
- младший школьный;
- средний школьный;
- старший школьный;
- юность;
- зрелость;
- старость.
Разделение на этапы нужно для того, чтобы лучше понимать, в какое время появляются те или иные навыки, умения, представления о жизни.
Разделение по годам
До одного месяца малыш считается новорожденным. У него есть только несколько рефлексов, он слабый и полностью беспомощный. До года он считается грудным младенцем. С каждым месяцем жизни у него появляется все больше навыков и умений. Он садится, ползает, встает на ножки, рассматривает мир, узнает родителей и т.д.
Важно! В грудной период нужно внимательно следить за развитием малыша, так как многие нарушения можно выявить в этом возрасте.
С года до трех лет идет раннее детство. В это время малыш уверенно ходит, играет и говорит.
В этот период ребенок активно познает мир
Младший дошкольный возраст длится с трех до пяти лет. В это время малыши учатся взаимодействовать друг с другом, осваивают предметную деятельность и совершенствуют представления об игре. В это время они учатся, у них формируются знания о мире, математике, искусстве и т.п.
Старший дошкольный возраст длится с 5 до 7 лет. Появляется сюжетно-ролевая игра, дети активно выступают, поют и читают стихи, танцуют. Они начинают готовиться к школе. В этот период они активно работают в группе.
Младший школьный возраст длится с 7 до 10 лет. Ученики способны прилежно заниматься и усваивать новую информацию. У них становится ведущей учебная деятельность.
Подростковый возраст длится с 10 до 14 лет. В это время для ребенка важно социальное взаимодействие. Происходит половое созревание, которое приносит физиологические изменения. У детей могут резко меняться настроение и отношение к жизни.
Ранняя юность длится с 14 до 18 лет. В этот период дети ищут свое место в жизни, пробуют работу и пытаются стать самостоятельными. У них складываются мировоззрение, идеалы, ценности.
Юность приходится на период с 17 до 20 лет. Происходит окончательное самоопределение. Мальчики служат в армии, после чего идут работать или учиться. С 20 до 30 лет идет лучший расцвет жизни у человека. Он оценивает свои возможности и пытается чего-то достигнуть.
Зрелость длится с 30 до 70 лет. В это время у людей появляется опыт жизни. Они начинают не только ценить образование, но и определенные бытовые знания и представления о мире. После 70 лет наступает поздняя зрелость. Человек подводит итог своей жизни и стремится передать свои знания молодым.
Граница возрастных разделений очень условна. Некоторые дети развиваются быстрее, другие – медленнее. Поэтому у конкретной личности могут наблюдаться отклонения. Сложнее всего с определением психологической зрелости. Кто-то и в 25 лет будет зависимым и инфантильным.
Критические моменты
Периодизация возрастного развития позволяет выделить точки, которые нужны для перехода на новый уровень. Под этим часто понимают кризисы и овладение новыми навыками, умениями.
В год ребенок начинает ходить и активно познавать мир. Под влиянием окружающей среды у него формируются первые представления о жизни. В три года (некоторых детей в 1,5 года) его отдают в садик, и он переживает второй кризис. В этот момент ему приходится учиться взаимодействовать с другими людьми. Он проходит социализацию, первую ступень обучения, осваивает разные виды деятельности.
Важно! Без социализации ребенку будет трудно заниматься и общаться со сверстниками.
Новый период начинается с переходом в школу. Там он учится взаимодействовать с учителями, другими детьми. Ему приходится планировать деятельность, учиться ответственности и другим вещам.
Подростковый период еще иногда называют отрочество. В это время ребенку хочется отделиться от родителей, показать свою взрослость. Ему хочется отстаивать свои ценности и получить признание среди сверстников.
После окончания школы перед человеком встает вопрос: учиться дальше или пойти работать. Каждый вариант приносит свои преимущества и недостатки. Поэтому дальнейший путь индивид выбирает сам.
Примерно в 25-30 лет человек подводит первые итоги своей жизни: чего он достиг, что упустил и можно ли еще что-то исправить. У него обычно уже есть опыт отношений, в каких-то моментах он мог разочароваться.
С 30 до 40 лет идет профессиональное становление. Индивид старается развиваться в своей сфере, повышать квалификацию и изучать что-то новое. После 40 лет все уже становится относительно спокойно, и человек прекращает свои переживания о будущем.
В зрелом возрасте происходит подведение итогов жизни
Особое беспокойство может быть связано с тем, что в 45 лет обычно достигается предел количества детей. У женщин начинается климакс. С выходом на пенсию снова происходит переоценка ценностей, и человек ищет себе новые занятия в жизни.
В целом возрастные категории людей по годам имеют очень условные значения. Многое зависит от личных ощущений индивида, его здоровья и психологического состояния.
Для появления критических моментов в развитии должны сложиться предпосылки. Например, в 30 лет человек сравнивает себя со сверстниками, выделяет, чего они достигли, это дает ему основания для размышления.
Начало каждого жизненного периода можно выделить очень условно. Ни у кого не начинается этап в момент дня рождения. Даже сроки наступления полового созревания очень индивидуальны.
Разные взгляды
В психологии нет единого мнения о том, какие бывают возрастные категории людей. Каждый специалист выделял свои этапы и обосновывал решение иными взглядами на проблему.
Эльконин
Больше всего распространены представления о возрастных периодах жизни человека, которые были выведены Элькониным. Он разделил весь этап существования человека на раннее детство, дошкольный возраст, школьный возраст.
Свою классификацию он разработал только для детей, т.е. до достижения 18 лет. Именно она стала основной для использования в образовательной сфере. Эльконин считал, что дальнейшее разделение невозможно. Вся проблема в том, что взрослые люди имеют большое многообразие путей.
Важно! В зависимости от обстановки в стране менялись представления поколений о жизни.
После 18 лет сложно выделить какие-то возрастные периоды. Слишком много факторов влияет на личность: обучение, работа, служба в армии и т.п. У каждого индивида – свои чувства и ценности, которые влияют на поступки.
Пифагор
В древние времена ученые тоже имели много представлений об окружающем мире. Возникновение теории Пифагора связано со сменой времен года. Так, он считал, что весна – это момент появления жизни, начало существования, поэтому это время года ассоциируется с рождением.
Период лета соотносился с взрослением. В это время человек расцветал и демонстрировал свои лучшие качества. Такое время еще можно называть этапом буйного роста.
Осень – это пора зрелости, когда человек умудрен опытом и знает, чего хочет от жизни. Индивид становится мудрым, уравновешенным и готовым принимать различные точки зрения.
Зима – это угасание жизни, которое приходит со старостью. Человек не боится смерти, так как он хорошо понимает, что срок его существования подошел к концу.
Выготский
Особенность подхода ученого заключалась в том, что ему удалось связать периоды стабильности и кризиса. В момент рождения малыш попадает в кризис, потом спокойно развивается до года и снова попадает в кризис.
В годовалом возрасте ребенок сталкивается с критической точкой развития
Следующий кризис приходится на три года, после чего покой длится до семи лет. Человеческая психика формируется под воздействием новой среды. Поэтому не стоит бояться появления критических моментов, так как они нужны для улучшения работы организма.
Ребенок учится познавать собственные чувства. Поэтому в подростковый кризис он изучает себя, свою привлекательность и испытывает первую влюбленность. Ему интересны не только принятые нормы, но и нечто запретное.
Выготский также подчеркивал, что кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни. Некоторые его последователи уверены в том, что индивид их переживает каждое десятилетие.
Фрейд
Психоаналитик тоже внес свою лепту в развитие представлений о возрастной периодизации. Его периоды стали называться по тому, каким умением овладевал ребенок на определенном этапе развития.
Первый – это оральный. Малыш может сосать грудь или бутылочку, насыщение приносит ему удовольствие. Анальный – длится с года до трех лет, в это время ребенок учится контролировать позывы в туалет.
В дошкольный период малыш переживает фаллическую стадию, т.е. осознает свой пол
Латентный этап длится с 6 до 12 лет. В это время дети интересуются социальной сферой. Генитальный – начинается с 12 лет и длится до 18 лет. В этот период подросток осознает сексуальность.
В философии, психологии, социологии, биологии есть свои взгляды на возрастную периодизацию. Единого мнения среди специалистов пока нет.
Видео
8 важнейших этапов в жизни человека
От момента рождения до завершения жизни обычный человек проходит 8 этапов развития. От того, насколько правильным было развитие личности на каждом из уровней, зависит ощущение полноты жизни, чувство уверенности и удовлетворения пройденным путем.
Этапы человеческой жизни
Психологи насчитали 8 этапов в жизни человека, в каждый из которых происходит развитие его как личности. И для каждого этапа характерны свои цели и задачи. Рассмотрим их подробнее.
1. Первый год жизни (младенчество)
Базовая характеристика этого периода развития человека – доверие к миру. Считается, что ребенок с появлением на свет изначально испытывает доверие к миру, олицетворением которого становится мать. Если она с радостью ждала рождения малыша, любит его, заботится о нем, неотлучна от него и в эмоциональном плане дает ребенку все, что ему необходимо в первый год жизни, то доверие сохраняется. Ребенок даже учится оставаться какое-то время в одиночестве и не испытывает при этом тревоги, потому что знает: мама обязательно вернется. В будущем, став взрослым, доверие к матери трансформируется в доверие ко всему миру.
Однако рождение ребенка может быть связано с разными ситуациями. Не все дети желанны. Не всякая женщина может избежать послеродовой депрессии. Не в каждой семье царит гармония в отношениях между супругами. В результате мать не всегда может давать малышу достаточно любви, заботы и внимания.
Казалось, что он может в этом возрасте понимать? Возможно и не понимает, но чувствует уж точно – тревогу, беспокойство, незащищенность. Испытывает эмоциональный дискомфорт. Вырастая, человек не ощущает себя в безопасности, люди и мир для него враждебны. С подобным мировосприятием невозможно быть счастливым. Человек должен себя перевоспитать, обязан научиться доверять. Тем более что это не так уж и сложно.
2. Второй-третий год жизни (ранний возраст)
Базовая характеристика периода – самостоятельность. В этот период ребенок стремится стать самостоятельным. «Я сам!» – все чаще он произносит эту фразу по любому поводу или же пытается дать понять родителям свое желание, если еще не разговаривает хорошо. Сам ест, хотя может измазать себя и все вокруг, сам одевается, хотя долго и неловко, сам моет руки, разрешая маме просто присутствовать при этом процессе.
Стремление к самостоятельности нужно поощрять, потому что через самостоятельность у ребенка формируются ценные и необходимые в жизни качества. Уверенность в себе. Чувство собственного достоинства. Самоконтроль. Самоуважение. Если сейчас ограничивать самостоятельность малыша, во всем опекать, «душить» его своей заботой, самим же родителям потом будет хуже, не говоря уж о ребенке. Это обернется для него неуверенностью в своих силах, болезненной стеснительностью, излишней робостью, неумением находить общий язык со сверстниками. Такие дети очень зависимы от чужого мнения, несамостоятельны.
3. Четыре-шесть лет (дошкольный возраст)
Базовая характеристика – активность. Ребенок активно познает окружающий мир и самого себя. Он знает, чем ему нравится заниматься. Кто-то любит рисовать и клеить, а кто-то – гонять мяч во дворе. Именно в этом возрасте хорошо отдавать ребенка в спорт, но не для того, чтобы уже сейчас начинать растить из него будущего профессионального спортсмена, а чтобы он стал физически крепким и ловким, знал, что такое самоорганизация и дисциплина.
Так называемые осознанные родители водят малышей на всевозможные кружки, стараясь, чтобы ребенок попробовал все, что только возможно, и нашел занятие для себя, для души. Может быть, это музыка, или рисование, или танцы… Самое трогательное, что ребенок уже сейчас выбирает свою будущую профессию. Когда-то все повально хотели стать космонавтами. Теперь – миллионерами. Я, помнится, одно время планировала танцевать в балете, а потом вдруг решила стать проводницей в поезде. Очень нравилась темно-синяя форма, но самое главное – возможность постоянно путешествовать.
Нельзя смеяться над детской мечтой или запрещать ее. Моя мама, к примеру, уважительно отнеслась к моему выбору поезда как места будущей работы – она не стала меня разубеждать, только удивленно подняла брови. Но в ее глазах я все же прочитала неодобрение. Поощряемая активность дополняется инициативностью, уверенностью в себе, общительностью.
4. Семь-двенадцать лет (школьный возраст)
Базовая характеристика – собственная значимость. Ребенок становится школьником. Школьный класс – это своеобразная модель общества со своей иерархией. Тут свои лидеры, их последователи и антагонисты. Каждый маленький ученик занимает свое место, и где бы он не находился, важно при этом не потерять ощущение собственной значимости – в своих глазах и в глазах коллектива. Но сочетать эти две вещи не всегда удается.
Успешная учеба повышает собственную значимость, но в некоторых школьных коллективах хороший ученик становится объектом насмешек. Интересная внешность, оригинальная прическа, непохожесть на других, что способствует ощущению своей особости, также может превратить ребенка в изгоя. В таких ситуациях очень важна поддержка родителей. Не уставайте повторять ребенку, что он особенный, что он не обязан быть как все, что вы цените его за это качество. И тогда чувство собственной значимости позволит ему успешно пережить трудный период адаптации в классе и остаться самим собой.
5. Тринадцать-девятнадцать лет (юность)
Базовая характеристика – цельность, понимание себя. Это один из самых сложных периодов в жизни человека. Начинается он с подросткового кризиса, когда растущий ребенок пытается ощутить свою цельность, «отдельность», понять себя через конфликт с миром взрослых. Наверное, отчужденность в этот период вполне закономерна. Он должен отойти от родителей, чтобы понять, кто он и чего хочет.
Многие подростки испытывают при этом душевный разлад. А родителям нужно быть мягче, мудрее, понимать, как тяжело сейчас взрослеющему ребенку, и доказывать ему, что он им дорого несмотря ни на что. К 16-ти годам период противостояния, к счастью, заканчивается, но молодой человек продолжает утверждать свою целостность. Он хочет четко уяснить для себя, что ему нравится в этом мире, а что нет. Какие ценности для него важны. Какие книги, какую музыку он любит. Какие отношения с противоположным полом собирается выстраивать. Чем будет заниматься в будущем, где будет учиться.
6. Двадцать-тридцать лет (ранняя зрелость)
Базовая характеристика – жажда любви и успеха. Представление о счастье в этот период связано с взаимным чувством и близкими отношениями. Причем если в прошлые годы любовь непременно должна была перетекать в законный брак, то теперь ничто не мешает юношам и девушкам обитать под одной крышей и без официальной регистрации отношений. Подобную тенденцию нельзя оценивать категориями «плохо» или «хорошо». Ее нужно воспринимать как данность: вот такой сейчас мир, и все тут!
Но, наряду с поисками или ожиданием любви, молодые люди упорно ищут свое место в жизни. Оканчивают учебу, устраиваются на работу, начинают делать карьеру. Очень симптоматично, что право строить свободные отношения с представителями противоположного пола сейчас увязывается с самостоятельностью и независимостью в финансовом отношении.
7. Тридцать-семьдесят лет (средняя зрелость)
Базовая характеристика – забота. Забота подразумевает ответственность, которую человек проявляет во всех сферах жизни. Он заботится о семье, о детях. Опекает родителей, которые с возрастом все больше нуждаются в нем. Отвечает за развитие своего дела и благополучие сотрудников. Особо активным и неравнодушным этого оказывается мало, для того чтобы в полной мере ощущать собственную значимость. Такие занимаются общественной деятельностью, политикой, пытаясь изменить страну и мир к лучшему.
8. Зрелость
Базовая характеристика – мудрость. В этот период человек подводит своеобразные итоги. Мысленным взором он оглядывает все этапы своей жизни и говорит себе: я доволен. Он ценит все, что с ним произошло на долгом пути. Благодарен за все встречи. Сделал выводы из всех ошибок. Простил всех врагов и обидчиков. А сейчас испытывает душевный комфорт и радость жизни. И самое главное – у него нет страха смерти.
© Ильина Наталия, BBF.RU
Этапы жизни человека — это… Что такое Этапы жизни человека?
- Этапы жизни человека
-
Этапы жизни человека, начиная с зачатия:
- внутриутробный период — начинается от момента зачатия и длится до родов (у матери этот период называется беременность). Продолжительность внутриутробного периода жизни составляет около 38 недель и не учитывается в официальном возрасте человека;
- младенчество — обычно так называют первый год, а иногда и два, жизни человека, когда он полностью зависит от матери;
- детство — период жизни до начала полового созревания;
- отрочество (церковн.) — с 7 до 14 лет, когда согласие на Крещение требуется уже не только от родителей, но и от ребёнка.
- подростковый период — от начала полового созревания до окончания его первой(главной) стадии. Момент окончания юности в большинстве стран считается моментом совершеннолетия и устанавливается, как правило, около 18 лет;
- юность — заключительный этап полового созревания, длится около 5-7 лет. На этом этапе человек окончательно формируется как личность;
- молодость — период жизни от полового созревания, выход на собственную семейную жизнь.
- зрелость — период жизни от 30 лет до появления симптомов утраты способностей к продолжению рода;
- пожилой возраст — период жизни после появления таких симптомов.
- старость — период спада биологических и социальных возможностей.
- глубокая старость — заключительный период жизни, угасание.
Цитаты
«Люди рождаются, как сказал классик, ради „роскоши человеческого общения“, ради бескорыстного и бесконечно обогащающего духовного взаимообмена собой… А для такого взаимообмена нужна система усиления духовных импульсов, каковой системой и является исскуство…» — Алексей Дидуров.
См. также
Жизнь человека (онтогенез) Период, этап — представители Получение жизнеспособности,
0—2 дняОплодотворение, зачатие, зачаточный период — зигота от 2 дней Зародышевый период, эмбриональный период — зародыш, эмбрион C 8—10-й недели развития
и до рожденияВнутриутробный период, пренатальный период — плод 9 месяцев Рождение До конца первого месяца
после рожденияПериод новорождённости — новорождённый До 1—1,5 лет Младенчество — младенец, малыш/малышка, дитя От 1,5 до 4—6 лет
(С 3 лет — начало боязни темноты,
До 3—4 лет — выработка
социоадаптационных рефлексов
(испражнения),
В 3 года — самоосознавание,
До 5—6 лет — импритинг,
непроизвольное запоминание)Дошкольничество, начало детства — дошкольник, мальчик, девочка, ребёнок От 5 до 10 лет]]
(окончание боязни темноты)Младший школьный возраст, середина детства — дошкольник, мальчик, девочка, ребёнок До начала полового созревания Допубертат, препубертат — ребёнок Половое созревание Пубертат, пубертатный период 11—12 лет Подростковый период, отрочество, младшеподростковый период — подросток, отрок, отроковица, тинейджер 13—15 лет Подростковый период, отрочество, старшеподростковый период — подросток, отрок, отроковица, тинейджер 16-20 лет (до окончания
полового созревания)Юность — юноша, девушка, молодёжь, молодые люди 18-21 лет Совершеннолетие — совершеннолетний, молодёжь, молодые люди, юноша, девушка До образования семьи холостяк, не замужем Образование семьи Брачный союз — женатый, замужняя, семейный, семейная, продолжение рода До появления симптомов утраты
способностей к продолжению родаЗрелость — женщина, мужчина, взрослый Утрата способностей к
продолжению родаСтарость — старик, пенсионер, пожилой человек, долгожитель Утрата жизнеспособности
(рекорд — к 122 годам)Смерть — покойник Человек разумный
Wikimedia Foundation. 2010.
- Этап Гран-При по фигурному катанию: NHK Trophy
- Этап Гран-При по фигурному катанию: Trophée Eric Bompard
Смотреть что такое «Этапы жизни человека» в других словарях:
Жизнь человека — Этапы жизни человека, начиная с зачатия: внутриутробный период начинается от момента зачатия и длится до родов (у матери этот период называется беременность). Продолжительность внутриутробного периода жизни составляет около 38 недель и не… … Википедия
Некоторые этапы эволюции животных — Эволюционное развитие живых существ следует рассматривать как целостный процесс развития живого населения биосферы от начальных, примитивных форм до современных, наиболее совершенных. Это относится в равной мере к морфологическим и… … Биологическая энциклопедия
Права человека в СССР — Права человека в СССР комплекс вопросов реализации прав человека (основных свобод и возможностей в экономической, социальной, политической и культурной сферах) в СССР. Большинство подобных вопросов регулировалось конституциями СССР… … Википедия
ГОСТ Р 53692-2009: Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов — Терминология ГОСТ Р 53692 2009: Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов оригинал документа: 3.1.1 жизненный цикл продукции; ЖЦП: Совокупность взаимосвязанных процессов последовательного изменения состояния… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА — предмет исследований современной психологии, включающий способность человека к деятельности в материальной, интеллектуальной и социальной сферах жизни. Поведение человека развивается на протяжении всей его жизни. Так же как тело подвержено… … Философская энциклопедия
Музей Природы и Человека (Ханты-Мансийск) — Музей Природы и Человека … Википедия
кризис середины жизни — КРИЗИС СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ (с. 332) «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу, утратив правый путь во тьме долины…» Никто из нас не обладает поэтическим даром Данте, однако многим в известную пору жизни приходит в голову… … Большая психологическая энциклопедия
Цветы жизни — Ребёнок человек, не достигший взрослого возраста. Содержание 1 Терминология 2 Половые различия 3 Развитие ребёнка … Википедия
СТАДИИ ЖИЗНИ — (Stages of life; Lebensphasen) естественные или общепризнанные этапы процесса развития (человека), характеризующиеся типами поведения, психологическими или биологическими особенностями или проявлениями.Юнг особое внимание уделял психологическому… … Словарь по аналитической психологии
ФОРМЫ ЖИЗНИ — понятие, первоначально обозначавшее способ ценностной ориентации человека в процессе познания мира. Понятие «Lebensformen» было введено нем. психологом и философом Э. Шпрангером в кн. «Жизненные формы. Психология как наука о духе» (1922).… … Философская энциклопедия
Книги
- Этапы духовной жизни. От отцов-пустынников до наших дней, Евдокимов Павел Николаевич. Книга Павла Евдокимова, представителя`второй волны` русского зарубежного православного богословия, профессора Свято-Сергиевского богословского института в Париже, впервые опубликованная в… Подробнее Купить за 742 грн (только Украина)
- Этапы пройденного пути. Научная автобиография, Лурия Александр Романович. Книга (1-е изд. — 1982 г.) представляет собой последовательное изложение научных проблем, которые разрабатывались выдающимся российским психологом А. Р. Лурия в течениевсей его жизни. Его… Подробнее Купить за 634 руб
- Этапы духовной жизни. От отцов-пустынников до наших дней, Евдокимов Павел Николаевич. Книга Павла Евдокимова, представителя «второй волны» русского зарубежного православного богословия, профессора Свято-Сергиевского богословского института в Париже, впервые опубликованная в… Подробнее Купить за 579 руб
Этапы жизненного цикла человека | Психология Жизни
Человеческая жизнь делится на определенные этапы и периоды: детство, отрочество, юность, зрелость и старость. Деление немного произвольное, но отражающее суть. Так вот, в каждый период, человек проходит определенный этап развития.
Когда человек рождается, он вообще ничего не знает о том мире, в который он попал – чистый лист. И благодаря родителям вначале и другим взрослым, в последствии – он познает мир. Учиться как в нем выжить, осваивая элементарные вещи. Что вода мокрая, а огонь горячий и т.д. Взаимодействуя с другими, ребенок учиться понимать, как получить то что он хочет. Как общаться с другими детьми и взрослыми. Это ранний этап социализации.
От других он получает знания о том, как жить в этом мире. Знание и взаимоотношения в человеческой среде удивительно непросто устроены. Может быть поэтому, процесс входа в это общество нового человека так долог и сложен. Не всего можно добиться простым способом. Есть очень много скрытых подтекстов, которые так сразу и не объяснишь. Поэтому, ребенок растет и постоянно совершает какие-то ошибки и постоянно задает вопросы. А почему так? Почему, то что ему кажется справедливым, оказывается совершенно не таким. А ведь именно это ему объясняли родители, что это хорошо. Ребенок уверен, что он совершает добро, а оказывается это плохо и его еще за это наказывают. Часто не объясняя почему.
На пути к тому, чтобы общество его приняло, как действительного члена, проходит много этапов его жизни. Детство, сложный подростковый период бунтарства, период юношеского максимализма и наконец то вступление во взрослую жизнь. Если эти этапы прошли благополучно, без сильных отклонений, то можно сказать, что к концу юности (25-26 лет), человек понял и принял правила общества. Можно сказать, что этап социализации завершен. Полностью сформировалось социальное «Я».
Наступает новый этап. Когда человек знает, как ему себя вести, чтобы добиться поставленных целей. Осуществить желания и получить то что он хочет от жизни. Это этап достижений. Человек активен, он охотно работает, строит свою карьеру, он готов работать на будущее, за идею. Этот возрастной этап очень ценят работодатели, человек становиться очень востребованным. Энергии много, потребностей огромное количество и главное вера в светлое будущее. Оно вот-вот настанет, если еще чуть-чуть затянуть пояса и поработать на благо общего дела. В этом возрасте еще много наивности и веры, что так ценно и востребовано на рынке труда.
Особенности среднего возраста
А дальше кому как повезет, кто как усвоил уроки. Человек либо добивается успеха, выстраивает свою жизнь, так как ему хочется. Либо, имеет проблемы во всех областях жизни, и с работой, и с семьей, если она есть. Желания (в основном материальные) осуществить не может. Находится в полной неудовлетворенности своей жизнью.
Ни одному, ни другому не удастся избежать следующего этапа. Этапа, когда человек начинает понимать, что он всю свою жизнь соответствовал, тому что от него ждут другие: родители, сотрудники, начальство, жена, дети и т.д. А где же он сам? Наступает момент переоценки ценностей, изменений внутренне направленности с других на себя. Период крайне непростой. Именно его называют кризисом среднего возраста.
Это этап своеобразного бунтарства, когда человек меняет поведение в свою пользу. Раньше он мог поступиться своими интересами ради другого. Ради родственника или друга, ради работы (начальник попросил задержаться), или сделать что-то, ради детей, которым всегда что-то нужно. Человек перестает быть удобным, как раньше, когда он, ради того, чтобы соответствовать ожиданиям других, готов был жертвовать собой. Теперь он хочет понять себя и свои желания, найти свою идентичность и обрести свою гармонию с миром. Вступая в этот период человек начинает понимать, что всю жизнь до этого он только и делал, что соответствовал социуму, в котором он находился. Взрослый человек начинает заново искать себя, свое предназначение, новые смыслы в жизни. Рождение собственного «Я», осознание своих истинных желаний, достигается ощущением внутренней свободы и сформированной внутренней позиции.
Кризис возрастных периодов
Следующий яркий этап жизненного пути, когда человек заканчивает свою трудовую деятельность и уходит на пенсию. Меняется вся его жизнь и не всегда эти изменения легки и приятны. Каждый этап развития завершается возрастным кризисом. И от того как будет пройден кризис зависит дальнейший вектор развития человека. Пройденный кризис со всеми усвоенными уроками дает толчок к дальнейшему развитию и достижению. Возрастные кризисы люди переживают по-разному, кто-то спокойно без последствий, а кто-то тяжело с депрессией и перевернутой жизнью, с ног на голову. Но в любом случае, это временный этап, который пройдет. Детский кризис 3-х лет, проходит приблизительно за полгода, в кризисе среднего возраста можно задержаться на несколько лет, все зависит от индивидуальных особенностей и опыта пройденного жизненного пути. В сложные кризисные периоды человеку бывает нужна помощь, чтобы понять, что с ним происходит и как с этим справиться.
Обращайтесь буду рада помочь Вам.
Психолог Мартынова Ирина Викторовна
Статью прочитали 1 723 чел.
Как выбрать хорошего психолога
Может ли психолог помочь за один час
Когда консультация психолога не помогает
Стереотипы о скайп-консультациях с психологом
В чем заключается работа психолога онлайн
Семейные конфликты и пути их разрешения
Жизненный сценарий в семейной психологии
Сколько нужно консультаций психолога
Как понять чего я хочу
Основные этапы жизни человека и их цели и задачи.
В предыдущих статьях уже поднимался вопрос, что является задачей жизни человека, в чем ее смысл, как выбрать жизненный путь, к каким целям стремиться. Сейчас давайте подробнее рассмотрим, что входит в цели и задачи человека на каждом этапе его жизни. Что нужно человеку для счастья в тот или другой жизненный период?
Возрастные стадии развития человека как личности, и что можно считать критерием их успешности, результативности:
1. Младенчество (первый год жизни) — Доверие к миру.
Младенец в этот период должен сформировать базовое доверие к миру, только в этом случае взрослый человек будет чувствовать естественную уверенность, и воспринимать мир как безопасное, стабильное место, а людей как заботливых и надежных. Это чувство доверия лишь частично сознается в период младенчества.
Степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от отношения к нему матери. Недоверие формируется, если ребенок не был желанным, или мать находилась в послеродовой депрессии, испытывала и проявляла тревогу, беспокойство или у нее были сложные отношения с отцом ребенка и младенец не получал должного внимания, заботы, чувства любви. Считается, что дети ничего не понимают в этом возрасте – большинство людей и впрямь не могут припомнить первые годы своей жизни, но эта информация закрепляется на уровне эмоций, мировоззрения, смутного чувства беспокойства или, наоборот, внутренней гармонии. Человек доверяет другим людям так же, как он доверял когда-то своей матери, потому что она является первым “образцом, представителем” мира людей, и эти впечатления остаются в бессознательной памяти. Многие люди живут с чувством тревоги всю жизнь, не понимая ее источника, винят себя, других, но чаще всего бывают далеки от истины. Но есть хороший момент – чувству безопасности, доверию к миру можно научиться и позднее, правда это будет уже сложнее, чем в первый год жизни.
2. Раннее детство. (2 — 3 год жизни) — Самостоятельность, самоконтроль.
Успешное прохождение этого этапа жизни зависит от готовности родителей постепенно предоставлять детям свободу самим контролировать свои поступки. Именно в этом возрасте ребенок впервые делает упор на “Я сам”, и стремится к достижению определенной самостоятельности. В случае если родители постоянно чрезмерно опекают ребенка или остаются глухими к его потребностям, у него появляется либо преобладающее чувство стыда перед другими, либо сомнения в своей способности контролировать окружающий мир и владеть собой. Вместо того чтобы быть уверенными в себе и ладить с окружением, такие дети думают, что другие пристально их рассматривают, относятся с подозрением и неодобрением; или же они считают
Периоды жизни человека (стр. 1 из 6)
Курсовая работа по возрастной психологии
на тему:
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Содержание
Введение
1. Период детства
2. Период зрелости
3. Пожилой возраст
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Понятие «возраст» охватывает период от рождения до исчисляемого момента, однако целесообразно учитывать и предшествующий рождению человека период, т.е. эмбриональное развитие, поскольку именно в это время происходит закладка всех отличительных особенностей конкретного человека. Эмбриональный период (эмбриогенез, или зародышевый период) начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и завершается выходом молодой особи из тела матери — рождением нового существа. Весь последующий после рождения период называется постэмбриональным. Кроме того, эмбриогенез делят на два периода. В медицинской практике обычно пользуются двумя понятиями: на протяжении первых 8 недель развивающийся организм называют зародышем; начиная с 9-й недели (т.е. с момента образования зачатков органов) – плодом.
Генетические исследования показали, что развитие признаков, свойственных данному организму, происходит под контролем генетического аппарата, т.е. на разных этапах роста и развития организма происходит последовательное включение разных генов.
Изучение генетической программы эмбрионального периода развития организма имеет важное значение для того, чтобы выявить у будущего ребенка предрасположение к различным заболеваниям нервной системы, болезням обмена веществ и другим, которые можно определить именно в период эмбриогенеза. Знание причин возникновения и характера течения подобных болезней, выявляемое в процессе медико-генетического консультирования, дает возможность специалистам рассчитать и «предсказать» степень риска передачи генетических нарушений потомству.
Всю жизнь человека после его рождения делят на определенные возрастные периоды.
Медицинская практика и жизнь вносят свои коррективы в классификации возрастных периодов человека. В частности, всю временную продолжительность жизни человека стали делить на две группы возрастных периодов. Первая из них охватывает период наиболее динамичного и интенсивного роста и развития организма (возрастные периоды у детей с выделением периода внутриутробного развития). Вторая группа (возрастные периоды взрослого человека) охватывает отрезок жизни человека, организм которого после относительно продолжительной стабилизации развития функций и строения начинает испытывать изменения, связанные с последующим старением и неизбежным итогом — смертью индивида. Каждый возрастной криз требует самого внимательного к себе отношения: кто-то нуждается в консультации терапевта, невролога или сексопатолога, кому-то следует обратиться к врачам иной специальности. Но во всех случаях требуется внимательное, доброжелательное и тактичное отношение со стороны родных, близких и просто окружающих людей.
В данной курсовой работе проводится исследование периодов жизни человека.
Для всего периода детства характерны постоянное развитие и рост. На ход развития ребенка оказывают влияние разнообразные внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные) факторы. Под эндогенными факторами понимают особенности организма и его функциональных систем, сформировавшиеся у предков под влиянием среды и унаследованные ребенком, а также образующиеся у самого ребенка под воздействием экзогенных факторов. Остаточные изменения после перенесенных инфекционных заболеваний, травм нервной системы и тому подобные последствия, будучи экзогенного происхождения, становятся после своего образования эндогенными по действию факторами. Доминирующее значение приобретает среда, в которой растет ребенок. Громадную роль играет питание. Правильная организация режима и ухода, профилактика заболеваний — все это может предотвратить нарушения развития детей во всех возрастах.
Период новорожденности характеризуется незаконченностью развития всех органов младенца, который мало приспособлен к факторам окружающей его среды. Длительность этого периода определяется временем адаптации организма новорожденного к новым условиям существования и составляет примерно 10 дней.
Период грудного возраста определяется сроком грудного вскармливания. Условно его продолжительность считается равной 1 году (1-й год жизни). Ребенок в этот период, как и в предыдущий, крайне беспомощен, он требует постоянного и бережного ухода. Недостаточное развитие пищеварительного аппарата при относительно высокой потребности в пище в силу интенсивного роста требует правильной организации питания. Ошибки в определении качества и количества пищи могут способствовать быстрому развитию расстройств пищеварительной системы.
У детей первых 2-3 мес. жизни слабо развита система терморегуляции. Тонкая и легкоранимая кожа, слабость большинства барьерных функций делают детей первых месяцев жизни более подверженными различным инфекциям. Отмечается недостаточность иммунитета. В возрасте 5-10 мес. ребенок наиболее беззащитен относительно инфекций. Это обстоятельство связано со снижением пассивного иммунитета (обусловленного ослаблением действия материнских антител, поступающих в организм ребенка через плаценту или с материнским молоком) и недостаточностью собственного активного иммунитета из-за несовершенства развития иммунной системы детского организма первого года жизни.
Особенно опасно проявление слабости иммунной системы для детей, живущих в крупных городах с развитой промышленностью, а также в крупных промышленных центрах, где в последние годы наблюдаются массовые заболевания детей различного рода аллергическими заболеваниями. Эта проблема получила большую социальную значимость и требует решений со стороны государственных органов. Бедственное состояние экологии во многих районах угрожает здоровью населения, в первую очередь детей и уже рожденных, и еще находящихся в утробе матери.
Дошкольный возраст представляет собой достаточно продолжительный период жизни человека. Обычно его делят на две возрастные группы: ясельный возраст (1-3 года) и собственно дошкольный возраст, или возраст детского сада (3-6 лет).
Такое деление достаточно искусственно и связано в основном с социальными причинами. Ребенок, прошедший ясли и детский сад, более общителен, легко вписывается в новый коллектив, что очень важно при начале обучения в школе, приобретает иммунитет к некоторым инфекциям, которые чаще всего встречаются в детских коллективах, и др. Вместе с тем жизнь показала, что малыш, воспитываемый до 3-4 лет в домашних условиях, обладает более высоким уровнем умственного и физического развития, лучше воспринимает школьную программу, более воспитан. Это, конечно, отмечается в тех случаях, когда дома ребенку уделяют достаточно времени и внимания. Период дошкольного возраста называют еще «периодом молочных зубов». В этом названии подчеркнута биологическая особенность возрастного периода. Действительно, именно в этом возрастном интервале жизни ребенка появляются и вырастают так называемые молочные зубы, что сопровождается развитием и совершенствованием пищеварительной системы. Ребенок постепенно приобретает способность употреблять и усваивать практически любую пищу, что дает возможность увеличиваться росту и массе тела, совершенствоваться двигательным навыкам и т. п.
Дошкольный возраст характеризуется большой подвижностью ребенка, повышенной любознательностью и активностью, стремлением к инициативе и действию. Чтобы предупредить развитие эгоизма и эгоцентризма, вызываемых описанными качествами, ребенка следует приучать к правилам коллективного взаимодействия. Однако такая работа ни в коем случае не должна убивать в нем духа самостоятельности и инициативности, не должна превращать его в «винтик» сложного сообщества, в котором ему приходится существовать. Главное — привить будущему члену общества уважение к себе подобным, научить его жить в обществе, но не подавлять его личность. Это сложная, трудная, но благородная задача. Примеры и «антипримеры» мы легко найдем в нашем обществе, где на протяжении десятилетий происходило целенаправленное уничтожение или «перевоспитание» всех, кто мало-мальски выделялся среди своих соотечественников. Итогом такой «работы» с подрастающим поколением стало изобилие заурядных серых личностей, неспособных к какой-либо самостоятельной и тем более творческой деятельности.
Следует иметь в виду, что у детей дошкольного возраста существует разрыв между стремлением к активному выражению свойственной им подвижности и реальными возможностями организма. Высокая подвижность и любознательность ребенка в то же время сопровождаются быстрой утомляемостью, поскольку адаптационные возможности органов дыхания и сердечно-сосудистой системы значительно ниже, чем у взрослых. Игры в этом возрасте следует рассматривать как трудовую нагрузку.
Переутомление, перегрузки ведут к развитию невротических реакций, изменению поведения и характера ребенка. Об этом необходимо помнить и при организации обучения ребенка школьного возраста.
Школьный возраст условно делят на младший, средний и старший. Общим свойством младшего школьного возраста является интенсивное течение процессов роста и развития организма. Годовые прибавки в длине составляют от 2,5 до 7 см, а в массе тела — от 1 до 4-5 кг. Следует заметить, что в этой возрастной группе мальчики развиваются значительно быстрее, чем девочки. Продолжаются окостенение и рост скелета, но поскольку не завершено окостенение позвоночника, он остается гибким и податливым. При длительном неправильном положении тела возможно развитие искривления позвоночника. Происходит нарастание мышечной ткани, заканчивается формирование нервного аппарата мышц, увеличивается их сила. Растет легочная ткань, увеличиваются жизненная емкость легких и их минутный объем. Наблюдается повышенная возбудимость дыхательного центра, в связи с чем даже небольшая физическая нагрузка вызывает учащение дыхания. В возрасте 7-8 лет происходит интенсивное функциональное развитие головного мозга при относительно небольшом увеличении его массы.
12 этапов жизни
Двенадцать этапов жизненного цикла человека
Какой этап жизни самый важный? Некоторые могут утверждать, что младенчество — это ключевой этап, когда мозг ребенка широко открыт для новых впечатлений, которые повлияют на всю его дальнейшую жизнь. Другие могут возразить, что сейчас юность или юная зрелость, когда физическое здоровье находится на пике. Многие культуры по всему миру ценят позднюю взрослость больше, чем какие-либо другие, утверждая, что именно на этой стадии человек наконец обрел мудрость, необходимую для того, чтобы направлять других.Кто прав? Дело в том, что каждый этап жизни одинаково важен и необходим для благополучия человечества. В своей книге «Человеческая одиссея. Путешествие по двенадцати стадиям жизни» я написал, что на каждом этапе жизни есть свой уникальный «дар», который может внести свой вклад в мир. Мы должны ценить каждый из этих даров, если мы действительно хотим удовлетворить самые сокровенные потребности человеческой жизни. Вот то, что я называю двенадцатью дарами жизненного цикла человека:
- Prebirth: Potential — Ребенок, который еще не родился, может стать кем угодно — Микеланджело, Шекспиром, Мартином Лютером Кингом — и, таким образом, придерживается для всего человечества принципа того, кем мы все еще можем стать в своей жизни.
- Рождение: Надежда — Когда ребенок рождается, он вселяет в его родителей и других опекунов чувство оптимизма; ощущение, что эта новая жизнь может принести в мир что-то новое и особенное. Следовательно, новорожденный представляет собой чувство надежды, которое мы все питаем внутри себя, чтобы сделать мир лучше.
- Младенчество (Возраст 0-3): Жизнеспособность — Младенец является ярким и, казалось бы, неограниченным источником энергии. Таким образом, младенцы представляют собой внутреннюю движущую силу человечества, постоянно подпитывающую огонь человеческого жизненного цикла новыми каналами психической силы.
- Раннее детство (3-6 лет): игра — Когда маленькие дети играют, они воссоздают мир заново. Они берут то, что есть, и объединяют это с модными событиями, которые никогда раньше не наблюдались в мировой истории. Как таковые, они воплощают принцип новаторства и трансформации, лежащий в основе каждого творческого акта, происходящего в ходе цивилизации.
- Среднее детство (6-8 лет): воображение — В среднем детстве впервые развивается чувство внутреннего субъективного «я», и это «я» живет образами, взятыми из внешнего мира и воспитанными из окружающего мира. глубины бессознательного.Это воображение служит источником творческого вдохновения в дальнейшей жизни для художников, писателей, ученых и всех, кто находит свои дни и ночи обогащенными благодаря воспитанию глубокой внутренней жизни.
- Позднее детство (9-11 лет): изобретательность — Дети старшего возраста приобрели широкий спектр социальных и технических навыков, которые позволяют им придумывать чудесные стратегии и изобретательные решения для борьбы с растущим давлением, которое оказывает на них общество. Этот принцип изобретательности живет в той части нас, которая постоянно ищет новые способы решения практических проблем и выполнения повседневных обязанностей.
- Подростковый возраст (12–20 лет): страсть — Биологическое событие полового созревания вызывает ряд мощных изменений в теле подростка, которые отражаются в его сексуальной, эмоциональной, культурной и / или духовной страсти. Таким образом, страсть юности представляет собой важный критерий для каждого, кто стремится воссоединиться со своим глубочайшим внутренним рвением к жизни.
- Ранняя зрелость (возраст 20-35 лет): Enterprise — Молодым людям требуется предприимчивость для выполнения своих многочисленных обязанностей, включая поиск дома и спутника жизни, создание семьи или круга друзей и / или получение хорошей работы.Таким образом, этот принцип предпринимательства служит нам на любом этапе жизни, когда нам нужно выйти в мир и оставить свой след.
- Средний возраст (35-50 лет): Созерцание — После многих лет в юном возрасте следования общественным сценариям создания жизни люди среднего возраста часто делают перерыв в мирских обязанностях, чтобы задуматься над более глубоким смыслом своей жизни, тем лучше. продвигаться вперед с новым пониманием. Этот элемент созерцания представляет собой важный ресурс, который мы все можем использовать, чтобы углубить и обогатить нашу жизнь в любом возрасте.
- Зрелая зрелость (возраст 50-80): благотворительность — Те, кто достигли зрелого возраста, создали семьи, утвердились в своей трудовой жизни и стали вносить свой вклад в улучшение общества посредством волонтерства, наставничества и других форм благотворительности. Их милосердие приносит пользу всему человечеству. Более того, все мы можем учиться на их примере, чтобы больше отдавать себя другим.
- Поздняя зрелость (возраст 80+): мудрость — Те, у кого долгая жизнь, приобрели богатый опыт, который они могут использовать, чтобы помочь другим.Таким образом, старейшины представляют собой источник мудрости, который существует в каждом из нас, помогая нам избегать ошибок прошлого и извлекать пользу из жизненных уроков.
- Death & Dying: Life — Те, кто умирают или умерли в нашей жизни, учат нас ценности жизни. Они напоминают нам не принимать нашу жизнь как должное, а проживать каждый момент жизни в полной мере и помнить, что наши маленькие жизни образуют часть большего целого.
Поскольку каждая стадия жизни имеет свой уникальный дар, который мы можем дать человечеству, мы должны делать все возможное, чтобы поддерживать каждую стадию и защищать каждую стадию от попыток подавить ее индивидуальный вклад в жизненный цикл человека.Таким образом, нам нужно опасаться, например, попыток воспрепятствовать потребности маленьких детей в играх в официальных академических дошкольных учреждениях с высоким давлением. Мы должны защищать мудрость пожилых людей от жестокого обращения с пожилыми людьми. Мы должны делать все возможное, чтобы помочь нашим подросткам из группы риска. Мы должны выступать за дородовое обучение и услуги для бедных матерей, а также поддерживать безопасные и здоровые методы родов в странах третьего мира. Мы должны так же относиться к поддержанию жизненного цикла человека, как и к спасению окружающей среды от глобального потепления и промышленных загрязнителей.Потому что, поддерживая каждую стадию жизненного цикла человека, мы помогаем обеспечить заботу обо всех его членах и помочь им расцвести в полной мере.
Чтобы узнать больше о каждой из этих стадий жизни, прочтите книгу Томаса Армстронга Одиссея человека: переход по двенадцати стадиям жизни.
Эта страница была представлена вам Томасом Армстронгом, доктором философии. и www.institute4learning.com.
Следуйте за мной в Twitter: @Dr_Armstrong
Подписаться на ленту моего блога
,3. Геологическая шкала времени — Цифровой атлас древней жизни
Геологическая шкала времени, показанная выше в упрощенном виде, является одним из главных достижений науки в целом и геологии в частности. Это справочная и коммуникационная система для сравнения горных пород и окаменелостей со всего мира, которая является геологическим эквивалентом периодической таблицы элементов. Например, палеонтолог может позвонить своему коллеге и сказать: «Я только что нашел потрясающего нового трилобита из девона в Нью-Йорке», и ее коллега сразу поймет, когда в геологическое время этот трилобит жил.
Большинство границ геологической шкалы времени соответствуют возникновению или исчезновению определенных видов окаменелостей. Поэтому знание того, когда впервые появились или вымерли основные группы окаменелостей, невероятно полезно для определения возраста горных пород в полевых условиях. Например, если вы найдете камень с окаменелостью трилобита на нем, вы сразу узнаете, что это порода палеозойского возраста (от 541 до 252 млн лет), а не старше и не моложе; знание вида трилобита позволяет еще точнее.
Это относится к третьему важному принципу относительного возраста (два других см. В разделе 2.1): принципу сукцессии фауны. Последовательность фауны — это принцип, согласно которому разные виды окаменелостей характеризуют разные интервалы времени. Это потому, что эволюция и вымирание — это естественные явления.
Принцип преемственности фауны был разработан английским геодезистом Уильямом «Страта» Смитом (1769-1839). Изучая слои горных пород, чтобы определить, где строить каналы, он заметил, что обнаружил одно и то же упорядочение ископаемых видов от места к месту; Ископаемое A всегда находилось ниже ископаемого B, которое, в свою очередь, всегда находилось ниже ископаемого C и так далее.Задокументировав эти последовательности окаменелостей, Смит смог временно сопоставить слои (или слои) горных пород от места к месту (другими словами, установить, что слои горных пород в двух разных местах имеют одинаковый возраст, основываясь на том факте, что они включают те же типы окаменелостей). Временная корреляция позволила Смиту построить первую геологическую карту (см. Раздел 2.4) всей страны.
Временная корреляция сделала многих людей очень, очень богатыми, позволив им предсказывать местонахождение ценных геологических ресурсов, таких как ископаемое топливо.В более общем плане, это позволило нам реконструировать геологическую историю Земли, сравнивая горные породы и окаменелости от места к месту. Это критически важно, потому что ни одно место на Земле не сохранило полную геологическую историю или даже небольшую ее часть.
Геологическая шкала времени предоставляет глобальную сводку бесчисленных мелкомасштабных временных корреляций слоев горных пород, сделанных в локальном и региональном масштабах. Он почти полностью основан на тщательных наблюдениях за распределением окаменелостей во времени и пространстве.
Изучение геологической шкалы времени
Поскольку она полезна для сообщения о событиях в истории Земли, важно, чтобы все студенты, изучающие геологию, палеонтологию и эволюционную биологию, запомнили геологическую шкалу времени. Проще всего это сделать, сначала разбив шкалу времени на составные части: эоны, эры, периоды и эпохи.
.Все люди делятся на четыре общих класса
(Мэнли П. Холл) — Самым низшим из этих подразделений является физическая природа, и живущие в ней — земные, земные; они живут только для удовлетворения своей физической природы. Их представление о небесах — это место, где есть еда, пиршества и мало или совсем нет работы … Их умы активны лишь частично. Их тела больше напоминают тюрьмы, чем жилища… они живут, чтобы трудиться, продвигаясь к посредственной судьбе… Дайте им богатство, и они не смогут его удержать.Дайте им предметы роскоши, и они их не оценят. Это темные земные люди, которые должны всегда преклоняться перед разумом. Они не любят Бога, потому что не могут знать Его.
Вторая группа состоит из ремесленников и тех, кто трудится умом и руками… Они покупают, продают и обменивают… Имея разум, они контролируют безмозглых… Не имея ментального организма, с помощью которого можно рассуждать, они наполняют места поклонения, где думают за них. Именно они позволяют своему духовенству решать все духовные проблемы за них, чувствуя себя неспособным взять на себя бремя тяжелых размышлений … их доверчивость используется как коммерческий актив некоторыми типами умов, которые считают правомерным извлекать выгоду из невежества другие.
Третий класс состоит из ученых… они атакуют границы известного… Те, кто ведет эту войну во имя науки, в основном являются конкретными мыслителями, которые следят за своими инструментами, пока их не приведут, и затем должны ждать инструментов еще более мощный. Большинство из этих умов атеисты или, по крайней мере, агностики… Чудеса теологии не поддаются химическому анализу и, следовательно, принимаются cum grano salis научным миром.
Четвертая и высшая группа включает философов, музыкантов и художников, живущих в абстрактном ментальном мире, окруженном сновидениями и видениями, совершенно неузнаваемыми для других типов.Они вышли за рамки академического образования в мир творческого идеализма, который в настоящее время является высшей функцией человеческого разума. Этот мир — обитель гения, изобретений и вещей, которые низший менталитет может только принять, но никогда не проанализировать. С религиозной точки зрения эти умы деистичны. Большинство из них — монотеисты — верующие в единого Бога. Многие из них мистики или оккультисты…
ИСТОЧНИК: Мэнли П. Холл / Чего древняя мудрость ожидает от своих учеников
,Введение в эволюцию человека | Программа Смитсоновского института Human Origins
Human evolution
Эволюция человека — это длительный процесс изменений, в результате которого люди произошли от обезьяноподобных предков. Научные данные показывают, что физические и поведенческие черты, присущие всем людям, произошли от обезьяноподобных предков и развивались в течение примерно шести миллионов лет.
Одна из самых первых определяющих черт человека, двуногость — способность ходить на двух ногах — возникла более 4 миллионов лет назад.Другие важные человеческие характеристики, такие как большой и сложный мозг, способность создавать и использовать инструменты и способность к языку, появились совсем недавно. Многие передовые черты, включая сложное символическое выражение, искусство и сложное культурное разнообразие, возникли в основном за последние 100 000 лет.
Люди — это приматы . Физическое и генетическое сходство показывает, что современный человек видов , Homo sapiens имеет очень близкое родство с другой группой видов приматов, обезьянами.Люди и человекообразные обезьяны (большие обезьяны) Африки — шимпанзе (включая бонобо или так называемые «карликовые шимпанзе») и гориллы — имеют общего предка, жившего между 8 и 6 миллионами лет назад. Люди сначала эволюционировали в Африке, и большая часть человеческой эволюции произошла на этом континенте. Окаменелости первых людей, живших от 6 до 2 миллионов лет назад, полностью происходят из Африки.
Большинство ученых в настоящее время признают от 15 до 20 различных видов древних людей. Однако не все ученые согласны с тем, как эти виды связаны между собой, а какие просто вымерли.Многие ранние человеческие виды — безусловно, большинство из них — не оставили живых потомков. Ученые также спорят о том, как идентифицировать и классифицировать определенные виды ранних людей, и о том, какие факторы повлияли на эволюцию и исчезновение каждого вида.
Первые люди впервые мигрировали из Африки в Азию, вероятно, между 2 и 1,8 миллионами лет назад. Они вошли в Европу несколько позже, между 1,5 и 1 миллионами лет. Виды современных людей заселили многие части мира намного позже.Например, люди впервые попали в Австралию, вероятно, в течение последних 60 000 лет, а в Америку — в течение последних 30 000 лет или около того. Зарождение сельского хозяйства и рост первых цивилизаций произошли в течение последних 12000 лет.
Палеоантропология
Палеоантропология — это научное исследование эволюции человека. Палеоантропология — это подраздел антропологии, изучение человеческой культуры, общества и биологии. Эта область включает понимание сходства и различий между людьми и другими видами в их генах, форме тела, физиологии и поведении.Палеоантропологи ищут корни физических черт и поведения человека. Они стремятся обнаружить, как эволюция сформировала возможности, тенденции и ограничения всех людей. Для многих людей палеоантропология — захватывающая научная область, потому что она исследует происхождение на протяжении миллионов лет универсальных и определяющих черт нашего вида. Однако некоторых людей беспокоит концепция эволюции человека, потому что она может показаться не соответствующей религиозным и другим традиционным представлениям о том, как появились люди, другие живые существа и мир.Тем не менее, многие люди примирили свои убеждения с научными данными.
Окаменелости древних людей и археологические раскопки предлагают наиболее важные подсказки об этом древнем прошлом. Эти останки включают кости, инструменты и любые другие доказательства (такие как следы, следы очагов или следы бойни на костях животных), оставленные более ранними людьми. Обычно останки хоронили и сохраняли естественным путем. Затем их находят либо на поверхности (подверженных дождю, рекам и ветровой эрозии), либо при выкапывании земли.Изучая окаменелые кости, ученые узнают о внешнем виде более ранних людей и о том, как он изменился. Размер, форма костей и отметины, оставленные мышцами, говорят нам, как эти предшественники передвигались, держали инструменты и как изменился размер их мозга за долгое время. Археологические свидетельства относятся к тому, что делали люди раньше, и к местам, где их находят ученые. Изучая свидетельства этого типа, археологи могут понять, как первые люди создавали и использовали инструменты и жили в своей среде.
Процесс эволюции
Процесс эволюции включает в себя ряд естественных изменений, в результате которых виды (популяции различных организмов) возникают, адаптируются к окружающей среде и вымирают. Все виды или организмы возникли в процессе биологической эволюции. У животных, которые размножаются половым путем, включая людей, термин вид относится к группе, взрослые члены которой регулярно скрещиваются, в результате чего получается плодовитое потомство, то есть потомство, способное к размножению.Ученые классифицируют каждый вид уникальным научным названием, состоящим из двух частей. В этой системе современные люди классифицируются как Homo sapiens .
Эволюция происходит, когда происходит изменение генетического материала — химической молекулы, ДНК, — которая передается по наследству от родителей, и особенно в пропорциях различных генов в популяции. Гены представляют собой сегменты ДНК, которые обеспечивают химический код для производства белков. Информация, содержащаяся в ДНК, может изменяться в результате процесса, известного как мутация .Также может измениться способ экспрессии определенных генов, то есть их влияние на тело или поведение организма. Гены влияют на то, как тело и поведение организма развиваются в течение его жизни, и поэтому генетически унаследованные характеристики могут влиять на вероятность выживания и размножения организма.
Evolution не меняет ни одного человека. Вместо этого он изменяет унаследованные средства роста и развития, которые типичны для популяции (группы особей одного вида, живущих в определенной среде обитания).Родители передают своим потомкам адаптивные генетические изменения, и в конечном итоге эти изменения становятся общими для всей популяции. В результате потомство наследует те генетические характеристики, которые увеличивают их шансы на выживание и способность рожать, которые могут хорошо работать до тех пор, пока окружающая среда не изменится. Со временем генетические изменения могут изменить общий образ жизни вида, например, что он ест, как растет и где может жить. Эволюция человека происходила по мере того, как новые генетические вариации в популяциях ранних предков благоприятствовали новым способностям адаптироваться к изменениям окружающей среды и, таким образом, изменили образ жизни человека.
Доктор Рик Поттс представляет короткое видео с некоторыми доказательствами эволюции человека в виде окаменелостей и артефактов.
,