Мистик это человек – Мистик — Психологос

Мистик — Психологос

​ Мистик – человек, принимающий мистику, живущий по чувству и убеждению: «Есть близкие мне Высшие Силы, которые дают мне часть Своего Могущества». В этом плане мистики чувствуют себя немного Богами – они тоже приобщены в Высшим Силам и иногда являются их частью.

Маркеры: как правило, они активно использует такие слова и темы, как Духовность, Сила, Жизненный Путь, Просветление, Единство, Совершенное существо, Бог, Любовь, Исходное, Изначальное. Многие слова пишутся с Большой Буквы.

Если вас информируют, что «раз нам дано право жить на Земле в период Великого Перехода, мы должны развить в себе все необходимые Божественные Качества, расширить свое сознание, правильно развязать (трансмутировать) все негативные кармические узлы, завязанные нами в прошлых жизнях и помочь Учителям Человечества, Чоханам Лучей, всей Иерархии Света, Земле и Человечеству осуществить квантовый скачок, который и будет являться ИСХОДОМ — подведением итогов нашего эволюционного развития и накопленного нами опыта в течении всех наших прошлых жизней и началом нового цикла эволюционного развития», — перед вами, скорее всего, мистическое учение.

Мистики и верующие — это не одно и то же. Верующий человек верит в Высшие Силы, но Прямого Контакта с Высшими силами у него нет. Если же человек утверждает, что у него есть с Высшими Силами Прямой Контакт, это уже мистик. Самих же мистиков можно также поделить на две разновидности: мистики активные и пассивные. Пассивные мистики верят в Прямое Знание, Контакт, Высшие силы и разного рода Поля, но в реальной жизни в случае проблем обращаются не к ним, а к чему-то земному.

Если нужно решить, ехать к друзьям на машине или на метро, они не к Высшим Силам обращаются за ответом, а смотрят загруженность дорог на Яндекс-пробках.

Активные мистики не только в Силы, Поля, Другой Мир и Дружественную Вселенную верят, но активно этой верой живут и обращаются к Проводникам Прямого Знания. Принимая решение, продавать или покупать валюту на бирже, они звонят знакомому экстрасенсу (вариант — ведушему расстановок по Хеллингеру), тот связывается с информационными Полями, а те уже сообщают ему о курсе доллара за завтра…

www.psychologos.ru

Мистика — Психологос

Мистика (от греч. μυστικος – «скрытый», «тайный») — сверхестественные явления и духовная практика, направленная на связь с потусторонним миром и Высшими Силами, в результате которого человек (проводник) получает Прямое Знание. Если целью мистической практики является непосредственная связь (единение) с Богом и божественными силами, то тогда говорят о религиозной мистике. Оккультизм, гадание, вера в родовые и энергоинформационные поля, заботящуюся о нас Дружественную Вселенную и тому подобное относят к нерелигиозной мистике.

Мистик – это человек, живущий по чувству и убеждению: «Есть близкие мне Высшие Силы, которые дают мне часть Своего Могущества». В этом плане мистики чувствуют себя немного Богами – они тоже приобщены в Высшим Силам и иногда являются их частью. Наверное, мистиков можно поделить на две разновидности: мистики активные и пассивные. Пассивные мистики верят в Высшие силы и разного рода Поля, но в реальной жизни в случае проблем обращаются не к ним, а к чему-то земному.

Если нужно решить, ехать к друзьям на машине или на метро, они не к Высшим Силам обращаются за ответом, а смотрят загруженность дорог на Яндекс-пробках.

Активные мистики не только в Силы, Поля, Другой Мир и Дружественную Вселенную верят, но активно этой верой живут и обращаются к Проводникам Прямого Знания. Принимая решение, продавать или покупать валюту на бирже, они звонят знакомому экстрасенсу (вариант — ведушему расстановок по Хеллингеру), тот связывается с информационными Полями, а те уже сообщают ему о курсе доллара на завтра…

Распространению мистики способствуют тренинги мистического направления. Обычно это личностные тренинги психотерапевтического плана, где предполагается, что обращение к Другому Миру поможет нам решить свои проблемы здесь. Если это тренинги развивающего плана, то они развивают не навыки, а божественную суть. Дают ли подобные тренинги психотерапевтический или развивающий эффект? О развитии божественной сути говорить всерьез трудно, что же касается психотерапевтического эффекта — да, этот эффект случается нередко.

Если неуверенная в себе женщина никак не могла для себя решить, менять ей работу или нет, и уже несколько месяцев подряд плохо из-за этого спала, то решение, которое ей сообщили Высшие силы, ее обычно надолго успокаивает. Как правило, это решение не рисковать и ничего не менять, что женщину особенно радует.

Верить мистическим откровениям или нет? Люди с научным мировоззрением мистику отвергают. Поговорить на эту в частном порядке любят многие, но использовать мистику для решения серьезных деловых и бизнес задач — нет, такие попытки плохо кончаются. Известный американский иллюзионист, телеведущий и популяризатор науки Джеймс Рэнди несколько лет назад предложил премию в миллион долларов любому, кто недвусмысленно и однозначно продемонстрирует какое-либо из так называемых парапсихологических или экстрасенсорных явлений.

Если хотите, в тестировании способностей Прямого Знания можете участвовать и вы. Способность к Прямому знанию декларируется очень многими адептами мистических теорий. Это означает, что «просветленный» (продвинутый, прозревший, святой и т.п.) способен простым усилием своего ума понимать скрытое от обычных людей: предвидеть события, знать, что находится в конверте и т.п. Хотите проверить свои (или чьи-то) способности? Всегда пожалуйста!

www.psychologos.ru

Мистик — психология

Мистическая психология доктора Юнга

Мистическая психология доктора Юнга

Павел Куделин

Архетип, коллективное бессознательное, комплекс, четыре психологических типа личности все мы знаем, что эти термины ввел Карл Густав Юнг, родившийся 130 лет назад. Но все ли мы понимаем, что за ними стоит?

Я увидел незабываемый сон, который одновременно и испугал меня, и ободрил. В нем я оказался в незнакомом месте и медленно шел вперед в густом тумане навстречу сильному, почти ураганному ветру. В руках я держал маленький огонек, который в любую минуту мог погаснуть.

И все зависело от того, сохраню ли я его жизнь. Вдруг я почувствовал, что кто-то идет за мной, и, оглянувшись, увидел огромную черную фигуру. Она следовала за мной по пятам.

И в тот же миг, несмотря на охвативший меня ужас, я понял, что должен идти и вопреки всем опасностям пронести, спасти мой маленький огонек

Сны и видения, подобные этому, преследовали Карла Густава Юнга с самого детства. Зачастую они были столь непонятны и пугающи, что ему ничего не оставалось, как стараться понять их смысл. И потом в своих трудах ученый, метафизик, мистик, философ Юнг будет постоянно объяснять, насколько важны сновидения в жизни человека.

Пытались ли вы понять значение своих снов? Нет, не пророческих на них мы невольно обращаем внимание, к тому же подобные сновидения редкость. Я имею в виду те сны, которые приходят к нам каждую ночь. Мы смотрим на них как на иллюзии, фантомы.

А напрасно, ведь то, что переживает во сне каждый из нас, абсолютно реально, хотя сны и существуют за порогом нашего сознания и мы не контролируем их. Они путешествие нашей души в мир духов, как его называли в древности, или, говоря терминами психологии, в область бессознательного.

Бессознательное же неотъемлемая часть нас самих. Наша каждодневная жизнь, писал Юнг, определяется не только сознанием, без нашего ведома в нас живет бессознательное. И чем сильнее крен в сторону критического разума, тем более убогой становится жизнь.

Когда же мы осознаем свое бессознательное, свои мифы, какой богатой и разнообразной делается она. Абсолютная власть разума то же самое, что политический абсолютизм: она уничтожает личность.

Бессознательное дает нам некий шанс, что-то сообщая или на что-то намекая своими образами. Оно способно дать нам знание, неподвластное традиционной логике. Попробуйте припомнитьѕ предчувствия или сны, которые сбылись!

Невозможность понять что-либо еще не означает, что этого не существует. Человек спит в среднем треть суток, а значит, считая сны пустыми фантазиями, бессмысленной игрой разума, отметая все, что не вписывается в рамки нашего сознания, мы теряем треть жизни. Жизни, которая, возможно, вмещает в себя нечто более символическое.

Стремление понять себя вело Юнга в его исследованиях. И любой человек, ставящий перед собой цель проникнуть в глубины своей души, считал он, движим той же силой и идет тем же путем.

Юнг назвал его процессом индивидуации, процессом обретения самости центра личности. Когда это становится возможным, Я человека находит баланс между сознанием и бессознательным.

Как будто бы две стороны единой жизни уравновешивают друг друга, и тем самым достигается внутренняя гармония.

Современный человек не знает, чем живет его душа, и это становится причиной комплексов и неврозов. Они есть не что иное, как силы, управляющие им помимо его воли. Бессознательное тогда становится в оппозицию к сознательной установке человека, порождая внутренний конфликт.

Вместо того чтобы ждать опасности от диких зверей, обвалов и наводнений, человеку сегодня приходится опасаться стихийных сил своей психики, утверждал доктор Юнг. Понимание же своего бессознательного помогает нам установить связь со своей душой и дать ей возможность раскрыться.

Больше двадцати лет Юнг искал способ адекватно выразить и объяснить другим смысл психических процессов. Искал язык для описания этапов внутренней трансформации, происходящей в человеке. И в конце концов обратился к алхимии, средневековой науке, которая, на первый взгляд, никакого отношения к психологии не имеет.

Но только на первый взгляд: целью алхимика было не превращение металлов это являлось лишь следствием. Целью алхимика была его внутренняя трансформация Mysterium Coniunctionis: соединение противоположностей, целостность души. Юнг видит параллели и неразрывную связь между алхимическим процессом трансформации и процессом индивидуации человека.

Символическому языку алхимиков он находит новое применение.

Обретение душевной целостности долгий и чрезвычайно трудный процесс, но постепенно человек выделяется из безликой массы таких же, как он. И отделившись, находит свой, индивидуальный путь. Но в то же время сталкивается с одиночеством, непониманием окружающих.

Он становится белой вороной в глазах остальных, которые считают его, по меньшей мере, чудаком. Внутренняя трансформация сложна и мучительна, но иначе нельзя обрести душевную гармонию и целостность внутреннего мира. А за это великое счастье стоит бороться.

Но заставить человека сознательно вступить на такой путь может, по словам Юнга, только одно осознание своего предназначения, постоянная и сильная внутренняя тяга.

В июле этого года доктору Юнгу исполнилось бы 130 лет. Эта круглая дата хороший повод остановиться и прислушаться к его словам: ѕчеловек, изменяя собственному закону, упускает возможность стать личностьюѕ теряет смысл своей жизни… Кто не может поставить свою жизнь на кон, тот и не выиграет ее.

В своей книг�

Источник: https://www.studsell.com/view/82714/

Мистика в жизни человека

В современном обществе интерес к загадочным явлениям носит почти глобальный характер: мистические истории, битвы экстрасенсов, предсказатели в прямом эфире, обсуждения необъяснимых фактов, исследования аномальных мест…

С древних времён люди поклонялись высшим силам, проводили обряды, искали помощи у потусторонних сил, развивались религии. Благодаря науке многие явления стали понятны.

Но ещё остаётся много необъяснимого, что вынуждает нас верить в существование непостижимых, мощных сил, которые оказывают влияние на нашу жизнь.

То, что не может обосновать наука и объяснить человеческое сознание, приписывается к мистике.

Что означает понятие «мистика»

С древних времён существует духовная традиция, которая обеспечивает общение человека со сверхъестественным началом (Богом, Вселенной, Космическим Абсолютом). Эта потребность души связана с эмоциональной и интуитивной сферой.

Мистика – это философия духа, она вдохновляет в творчестве, стремлении к совершенству, без неё невозможна религия.

Мистическое сознание подразумевает способность человека соединиться с бесконечным разумом, получить все необходимые знания (озарение, телепатия) и заглянуть в будущее (ясновидение, гадания).

Цель мистики – духовное развитие человека, познание и обретение в себе божественного начала.

Условно мистику можно разделить на несколько видов: — опытная (оккультные науки), — познавательная, — порицательная (гадания), — оперативная (спиритизм), — божественная (общение с высшим разумом, вплоть до галлюцинаций), — естественная (алхимия),

— демоническая (ведьмы, демоны, вурдалаки).

Мистика рассматривает в бытие таинственное начало, познав которое человек может обрести опыт, знания и выйти на новый уровень своего развития (сверхчеловек).

Для чего человеку мистические образы

Психологи считают, что восприятие мистики зависит от внутренних ощущений человека. Наша психика пытается найти положительные эмоции, защититься от трудностей окружающего мира, создать безопасные условия существования.

Мистические образы отвлекают человека от реальности, преображают внутренний мир, помогают спрятать страхи и проблемы, переложить ответственность за свою судьбу на потусторонние силы.

Этот виртуальный мир вносит в жизнь яркие краски и эмоции.

Чем отличается мистика от религии

Понятия «мистика» и «религия» часто отождествляют. Они имеют общую основу мировоззрения, а разница между ними незначительна, но принципиальна.

Мистика, как явление, появилась с первых этапов человеческого развития. Она составляет основу религиозных учений, но ориентируется на интересы тела. Высший разум, в мистицизме, способен проникать в материальный мир и оказывать на него влияние.

Религия нацелена на формирование духовной составляющей человека, показывает личности путь и даёт средства к общению с Богом. Религиозные течения воспринимаются через абсолютную веру, определяются чёткими догмами поведения.

Религия открыта, носит официальный, публичный характер. Действия мистиков, наоборот, совершаются конспиративно.

Существование чуда

Иногда с человеком происходят события, которые нарушают привычное течение жизни и не объясняются рациональным мышлением. Мистический мир содержит много чудес: избавление от болезни, плачущие иконы, неожиданное обретение богатства и прочее.

Чудо – это объективное ощущение каждого человека, случается обычно при сложных жизненных ситуациях или в момент смертельной опасности. Для мистики и религии чудеса необходимы, они воспринимаются как дар от высших сил, делая жизнь насыщенной и яркой. Доказать, что повлияло на возникновение чуда – стечение обстоятельств или помощь свыше, невозможно, поэтому каждый верит в то, что ему хочется.

Нестандартный подход к восприятию реальности имеет право на жизнь, но чтобы достигнуть счастья и научиться радоваться тому, что имеешь, не обязательно прибегать к мистике и надеяться на потусторонние силы.

Источник: http://xn--b1abhjbqubcdwgq6a8gsc.xn--p1ai/mistika-v-zhizni-cheloveka/

«Адвайта» — Пять типов сознания: Человек Социума, Психолог, Маг, Мистик и Пробужденный

Человек № 1 — Человек социума.Социальный человек. Для этого человека способ существования — это изменение окружающей среды. Эти люди себя воспринимают как нечто уже сложившееся и неизменное. Они практически не меняют себя целевым образом, они не представляют себе, как изменить себя внутри, т.е.

они меняют внешний мир, они меняют окружение, Они могут изучать науку, но по изменению окружения. Для них, вопрос о том, что я могу быть другим, просто не встает, а если встает, то он очень быстро исчезает из их головы. И поэтому эти люди ориентированы на внешнее. Все их внимание идет на изменение состояния внешней среды.

Себя они воспринимают как черный ящик, что у него внутри — не известно. 

Человек № 2 — Психолог

Его можно назвать психологом, психотерапевтом, или клиентом психотерапевта. Это люди, которые узнали, что можно себя менять, т.е. помимо того, что я могу изменить внешнюю среду, я могу менять что-то внутри себя. То есть, они воспринимают себя не как нечто неизменное, а как то, что может меняться, что является большим прогрессом.

Понимание того, что я могу быть лучше, не среда, а Я — является качественным сдвигом в сознании. Можно прикладывать к этому усилия и получать результат. Также как я прикладываю усилия к внешней среде и получаю результат, я могу это делать и с собой.Но человек этой категории меняет себя в том коридоре реальности, в котором он и жил.

Он, как правило, не выходит в другие измерения, в другие принципиально новые переживания, принципиально новые состояния психики, энергии. Он жил с определенными ощущениями, эмоциями, мыслями, вот он с этим и работает: поведенческие паттерны, какие-то эмоциональные переживания. Он просто их улучшает, но он не выходит за их пределы. Вселенная наша многообразна.

Но этот человек воспринимает жизнь только в привычном диапазоне. Это его коридор. Он по нему двигается. Здесь находится работа, семья, дети. Есть ли что-нибудь за ними, он не видит, не чувствует. Человек № 2 так организован, что он видит только этот диапазон. В нем он может двигаться. Человек социума двигается в этом диапазоне не меняясь.

Человек, занимающийся психологией двигается в том же диапазоне, но начинает меняться. Но как не крути, он все равно не выходит за рамки этого диапазона.

Человек № 3 — Маг

Это человек, который начав заниматься практиками, попадает в школу к людям, которые ему говорят: «Жизнь несколько больше, чем ты ее воспринимаешь, мы можем твой диапазон восприятия мира расширить, это можно сделать с помощью определенных методов. Если ты хочешь, давай».

Люди, которые начинают двигаться в этом направлении входят в новый диапазон реальности, расширяя коридор. Эти области для восприятия обычных людей не существуют, а им показывают ключи. Они себя определенным образом меняют и это можно назвать магией.

Магия дает возможность прикоснуться к тому, к чему обычный человек не прикасается, и понять законы. Допустим, до этого человек был психологом, изучал законы определенных областей сознания, но когда его посвящают в другие области, там могут быть другие законы.

Ему надо учиться психологии, но уже магической психологии, законам иного мира, иных областей. Это искусство. Одно искусство попасть в эти области, второе — изучить их законы. Часть людей занимаются именно этим, т.е. становятся магами.

Человек № 3 — это человек, который не только открывает новые области, но и становится в них профессионалом. Теперь представим ситуацию, что человек нагулялся по всем этим областям. И дальше с ним, возможно, происходит следующее: человек попадает в другое качество. Это уже 

Человек № 4 — Мистик

Мистик принципиально отличается от первых трех типов людей, в т.ч. и от магов. Маги еще являются личностями, которые что-то исследуют, что-то меняют, что-то пытаются находить в мире форм.

Социальный человек пытался и учился что-то находить и менять в окружающей среде.

Психолог учился что-то находить и менять в своем ограниченном диапазоне внутренней и внешней реальности.

Маг учится, что-то находит и меняет в большем диапазоне реальности.

Это у них общее. У этих трех типов людей. Я хочу сделать жизнь лучше, я хочу ее понять, изменить и в этом я опираюсь на взаимодействие с внешними и внутренними объектами.

То, что случается с мистиком очень странно. Мистик в какой-то момент теряет интерес к формам. Он начинает желать познать то, что не имеет формы. Это можно назвать Богом, Истиной, Нирваной. В нем появляется жажда, тоска именно по этому, и только по этому. Мистик это человек, который тотально хочет только одного. Хочет знать абсолютное.

Хочет прийти к Богу. И хочет не так, как вы говорите — «я хочу», а в нем появляется колоссальная энергетическая жажда. То есть, ему больше ничего не интересно. Больше ничего не надо. Он может чем-нибудь заниматься, но внутренне всегда на первом месте стоит это чувство — я хочу познать Себя. С этого момента его можно назвать мистиком.

 

Мистик не зовет Бога. Он понимает, что это глупо. Он может какие-то ритуалы не выполнять, вообще ничего не делать. Но он тоскует. И это сразу в человеке можно почувствовать. Человек может заниматься практиками, он может себя истязать колоссально, все что угодно делать и все равно видно, что это просто жадность ума. Это не мистика. Жажда по Богу сильно отличается от жадности ума.

Жажда не от ума идет, она идет от самого Бога. И мистик просто ждет. Он просто живет этим чувством, этим мироощущением. Когда реализация с ним случится, он не знает, и он не требует. Он знает, требовать нельзя. Это может случиться, а может не случиться в этой жизни. Может быть это произойдет через сотни жизней.

Но он уже попал в состояние ожидания, он в нем… Это четвертый тип людей — мистики.

Пятый тип людей — Пробужденный

Это люди, которые пришли к Богу. Реализовались. Это Будды, Учителя.

‹ Что такое самооценка и как она работает? Вверх 10 главных ошибок ›

Источник: http://www.CosmoPapin.ru/?q=node/813

Мистическое как индивидуальный опыт человека

mystichristjcbrother

Л.А. Бессонова

Мистическими переживаниями я предлагаю называть различные переживания людей, в которых человек, личность получает опыт единения, слияния себя с некими иными, глубинными структурами мироздания, с трансцендентным миром.

Это особое мироощущение, в основе которого лежит представление о двойственности мира, когда за привычным, каждодневным угадывается иное бытие [1, с. 414]. Почти каждый из нас может обнаружить в себе подобного рода наклонности, но не все склонны определять их как мистические.

К примеру, эстетические

переживания от восприятия музыки или красоты пейзажа могутунести нас в некие иные пространственно-временные измерения, Эта, так называемая «естественная мистика» воспевалась многими поэтами, музыкантами, к примеру, английский поэт А.

Теннисон говорил о том, что

Необыкновенные переживания иногда возникают в моменты пристального вглядывания в панораму местности городских построек. Даниил Андреев так описывает свой первый опыт «метаисторического озарения»: [2, с. 57–58]. Позже, рационализировав этот опыт, он создал свою метаисторию России.

Мистические переживания могут быть проявлением особого склада ума, особой, не как у большинства, способности видеть и ощущать мир. Так, из автобиографического произведения П. Флоренского «Детям моим.

Воспоминания прошлых дней. Генеалогические исследования. Из Соловецких писем. Завещания» узнаем об особом даре этого мыслителя в видимых вещах и предметах реального мира видеть иное, символическое. [3, с.

42].

Известный американский психоаналитик А. Маслоу в ходе своих экспериментов выделил группу людей, подверженных чаще, чем другие, мистическим переживаниям.

По его определению, это так называемые самоосуществляющиеся, или самоактуализирующиеся, личности, которым в большей степени присущи подобные пиковые переживания, В отличие от этой группы людей, самоактуализирующиеся личности без пиковых переживаний чаще всего являются людьми практическими, деловыми, отлично приспособленными к миру, в котором живут. Отделяя подобные переживания от феноменов сверхъестественного и изучая их как натуральные, естественные факты, он приходит к выводу о том, что мистический опыт можно расположить на количественном континууме от интенсивного до слабого. И тогда становится очевидным факт, что слабые мистические переживания имеются у многих людей, возможно, у большинства, а у некоторых они происходят довольно часто.

И все-таки естественные, или спонтанные, мистические переживания – явление довольно редкое и часто не осознается или заглушается пережившим их субъектом, оказываясь невостребованным в обычной повседневности.

Существуют особые приемы техники вхождения в такие состояния, зародившиеся в древних цивилизациях и сохранившиеся до наших дней.

Речь идет Так, в шаманизме, одном из первых, нулевых типов мистического опыта, состояние экстаза и «встреча» с иным миром достигается путем длительной подготовки: поста, уединенного образа жизни, медитирования на монотонном звуке бубна, заклинаниях.

Индийская духовная традиция накопила многовековой опыт пробуждения способностей к мистическим прозрениям – это дыхательная гимнастика, медитация, йога-практика, длительное проживание в горах, лесах без пищи и общения с целью достижения особого состояния – «самадхи», когда исчезает «я», сливаясь с Атманом, Душой Вселенной.

Буддизм, дзен-буддизм, даосизм, все восточные мистические системы придавали большое внимание техникам вхождения в иное сознание – состояние «молчания», «углубления», «отрешенности», восхождения «вверх», к «Нирване». Так, в медитации человек настраивает свой ум на определенный лад. [4, с. 70–71].

Особое место в ряду многообразия мистических переживаний занимает религиозный опыт. В нем опыт единства приобретает характер слияния с Богом, Абсолютом.

И хотя во многих своих проявлениях мистические переживания сходны с религиозными и всякая религия мистична, все же в религиях ощущение Бога приобретает форму двух природ – божественной и человеческой, когда человеческое растворяется не в Универсуме, не в великом «Ничто», «Нирване», а в Божественном.

Но вопрос о соотношение мистического и религиозного опыта – особый, и его нюансы не являются целью обсуждения этой статьи.

При всем многообразии мистического опыта и путей его достижения обнаруживается парадоксальный факт: и лесные жители Упанишад, и средневековые мистики – Майстер Экхарт, Тереза Авильская, и человек, живущий в ХХ веке, Карл Юнг, а также другие мистики разных эпох и культур описывают во многом сходные переживания.

Обратив внимание на эту особенность, американский психолог У.

Джеймс выделил четыре «главных, характерных признака», которые, как он считает, могут послужить критерием для различных мистических переживаний: Его дополняет Уолтер Стейс [5], указывая на базисную, по его мнению, черту мистического опыта – Это подтверждается и текстами Упанишад, в которых постоянно указывается, что все есть единый дух – Атман-Брахман. Майстер Экхарт также «видит» все в едином и единое во всем, и Карл Юнг говорит о таком целом, которое существует одновременно вчера, сегодня, завтра. Почти все религиозные мистики передают ощущения восторга, радости от встречи с Божеством, Абсолютом.

Хотелось бы заострить внимание на двух таких характеристиках мистического опыта, как «кратковременность и неизреченность». Часто люди, пережившие подобный опыт, опасаются о нем рассказывать из страха быть непонятыми или попасть в разряд сумасшедших. И действительно, наша рационалистическая культура определяет именно такое отношение к проявлениям подобных переживаний.

Провести границу между психологическими заболеваниями и нормой чрезвычайно трудно, однако практика психиатрии выработала критерии отличия одного от другого.

О «ненормальности» в работе сознания говорят следующие нарушения поведенческих норм:– дезориентировка во времени, ситуации;– отсутствие ясного, отчетливого восприятия окружающего;– несвязность речи;– затруднения в воспроизведении происшедших событий и субъектов и субъективных болезненных явлений;– неадекватность восприятия и оценки событий.

При сопоставлении этих признаков с описываемыми переживаниями обнаруживаются совпадения. Однако, перечисленные признаки психологических расстройств носят устойчивый характер, их интенсивность может увеличиваться или уменьшаться, но выйти из этого состояния навсегда больной не может.

Мистические переживания носят кратковременный характер, их пределом являются срок от получаса до двух часов, после чего они исчезают, уступая место обычному сознанию.

Так же как сон со сновидениями, гипноз, опьянение, интоксикация наркотиками не являются признаками психических заболеваний, а есть лишь временное изменение обычного, базисного сознания, так и мистические переживания не имеют отношения к психическим расстройствам. Думаю, никому в голову не придет называть о.Павла Флоренского, Н. Бердяева, К. Юнга и др.

, переживших этот опыт, сумасшедшими.

О неизреченности своих переживаний говорят сами мистики. Неизреченность следует понимать как невозможность выразить нашим «мертвым» языком всю гамму охвативших человека переживаний, поскольку в них человек сталкивается с чем-то, что не имеет аналогов в обычной жизни.

И все же мистики выражают его, прибегая к языку парадоксов («незримый свет», «блеск тьмы»), иносказаний, символов. Восточные учения, религиозные доктрины, космологическая концепция Я. Беме, метаистория Д.

Андреева являются словесным, объективным, а стало быть, Безусловно, их трудно воспринимать людям, незнакомым с этим опытом, поскольку их язык граничит с бессмысленностью, рассказы мистиков выходят за рамки осмысленного, и все же в них что-то «улавливается нашим пониманием», «мы как бы узнаем нечто, не испытанное нами. Отнюдь не все в этих словах абсолютно чуждо нам… Язык мистики имеет понятную нам сердцевину. Конечно, слова этого языка работают в нашем сознании не так, как привычные описания эмпирического опыта, но мы все же способны ухватить их смысл, чтобы затем связать его с известными нам значениями слов, работающих в определенном концептуальном «каркасе»» [6]. Добавлю, что если бы это было не так, не были бы достоянием нашей культуры учения Будды, Христа, Мухаммеда.

Мистическое сознание

Мистический опыт есть результат определенного, особенного состояния сознания – измененного. Очень кратко измененное сознание можно определить как все то, что составляет содержание чьей либо психики в некоторый промежуток времени.

Можно ли описать мистическое сознание? В известной работе «Состояние сознания» [7] американский психолог Чарльз Тарт, используя системный подход к изучению состояния сознания, указывает на то, что обычное наше сознание представляет собой сложную конструкцию, состоящую из нескольких частей, находящихся во взаимодействии.

Среди них можно выделить базисное сознание, находящееся под контролем воли, самосознание, направленное на самого себя. Следующим элементом этой системы являются устойчивые и непрерывные структуры психической (мозговой) деятельности, работающие как средства получения и преобразования информации.

Здесь «работают» ощущения, восприятия, представления, а также возникающие на их основе идеальные понятия и образы.Все это в совокупности составляет «обычное», «нормальное» сознание, когда индивид, его обладатель, оценивает окружающую его действительность по определенным «образцам», «стандартам».

То, что отражается этим сознанием, воспринимается как часть объективной реальности, существующей вне и независимо от субъекта.

Мир, который предстает мистику, или человеку, находящемуся в медитации, относят к трансформированной реальности, вызванной измененным состоянием сознания.

А вот как описано мистическое сознание в древнейшем индийском памятнике литературы и философии – Мундака Упанишадах: [8, с. 32].

Разберем по строчке эту цитату. В первой строке содержится отрицание, говорящее нам о том, что в опыте ничего нет: «Это не чувство, не понимание». Этим «не» фиксируется отсутствие содержания обычного сознания.

После отрицания следует утверждение, что это «единое», «Одно без другого», в котором растворено все множество предметов и явлений мира. Следовательно, сердцевиной этого опыта является некое безразмерное единство при отсутствии множественности, различий.

Далее следует утверждение, что это единство есть «Я». Почему? Вспомним, чем заполнено наше обычное сознание? Оно заполнено множеством мыслей, ощущений, желаний, эмоций. Каждый элемент этого множества представляет в конечном счете единство нашего разума.

И вот когда это множество устраняется из единого пространства, то остается Это и есть «Я». «Упанишады» идентифицируют это единство с Универсальной душой мира.

Что же предстает мистикам, какая реальность? И.Д. Успенский, ученик известного и даже легендарного мистика Гурджиева, в главе «Экспериментальная мистика» своей книги «Новая модель Вселенной», применив особую методику (о которой он умалчивает), описывает ту реальность, которая открылась ему в особом состоянии сознания.

Он описывает мир, незнакомый и не имеющий ничего общего с миром, в котором мы живем. Этот мир [9, с. 321]. В этом мире не существует разделения на объективное и субъективное, они меняются местами, одно превращается в другое. И.Д. Успенский много раз указывает на тот факт, что передать адекватно эти переживания ему было очень трудно. [9, с. 322].

Более всего для описания подходили математические отношения.

Приведу другой случай, рассказанный мне совсем недавно моим знакомым. Сергей П.

, 38 лет, инженер по профессии, рассказал об опыте «парения» вне тела, когда он летал, как птица, мог легко управлять телом, достигая верхушек самых высоких деревьев, перемещаясь в воздухе от одного дерева к другому.

Он не мог адекватно передать, что он чувствовал в этот момент – экстаз, восторг? Во время рассказа у него на глазах вдруг появились слезы. – так резюмировал он свое повествование. Происходило все это во время утреннего сна, когда, как казалось, он и не спал, все ясно и отчетливо осознавая.

Источник: https://mystichrist.livejournal.com/32079.html

obu4ayka.ru

мистик — это… Что такое мистик?

  • Мистик — многозначный термин. Мистик  приверженец мистицизма. Мистик  персонаж Marvel Comics. Топонимы Мистик  река в штате Пенсильвания. Мистик  река в штате Массачусетс. Мистик  река в штате Коннектикут. Мистик  город в… …   Википедия

  • МИСТИК — (греч. mystikos, этим. см. пред. слово). 1) последователь мистицизма, склонный к мистицизму. 2) придворный чиновник, старший член тайного совета при дворе греческих императоров. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • мистик — а, м. mystique m. <лат. Человек, склонный к мистицизму, мистическим переживаниям; сторонник какой л. мистической теории, мистического учения. Уш. 1938. Шиллинганцы, Мистики, Иллюминаты. Ян. 1806 3 992. Он был мечтатель, книжник, мистик,… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • мистик — духовидец, визионер Словарь русских синонимов. мистик сущ., кол во синонимов: 3 • визионер (3) • …   Словарь синонимов

  • МИСТИК — МИСТИК, мистика, муж. Человек, склонный к мистицизму, мистическим переживаниям; сторонник какой нибудь мистической теории, мистического учения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • МИСТИК — МИСТИК, а, муж. Человек, к рый склонен к мистике, к религиозно мистическому миросозерцанию. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Мистик — Латинское название Mistik Фармакологические группы: БАДы — витамины, витаминоподобные вещества и коферменты ›› БАДы — продукты растительного, животного или минерального происхождения Нозологическая классификация (МКБ 10) ›› E61.7… …   Словарь медицинских препаратов

  • мистик — • великий мистик …   Словарь русской идиоматики

  • мистик — 1. и. Мистицизмга бирелүчән кеше, нин. б. дини мистик теория тарафдары 2. с. Мистикага, мистицизмга бәйләнешле …   Татар теленең аңлатмалы сүзлеге

  • Мистик — (Mystic)Mystic, река, небольшая река на Ю. В. штата Коннектикут, США, впадающая в пролив Лонг Айленд Саунд. В ее устье устроен морской музей Порт Мистик , имитирующий китобойный центр 19в …   Страны мира. Словарь

  • dic.academic.ru

    Слово МИСТИК — Что такое МИСТИК?

    Слово состоит из 6 букв: первая м, вторая и, третья с, четвёртая т, пятая и, последняя к,

    Слово мистик английскими буквами(транслитом) — mistik

    Значения слова мистик. Что такое мистик?

    Мистик

    Мистик Противопоказания: Гиперчувствительность, беременность, кормление грудью, возраст до 12 лет. Меры предосторожности: Перед применением рекомендуется проконсультироваться с врачом.

    РЛС. — 2012

    Мистика

    МИСТИКА (от греч. μυστικός — таинственный), религ. практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного “единения” с абсолютом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих…

    Философская энциклопедия

    Ми́стика (от греч. μυστικός — «скрытый», «тайный») — вера в существование сверхъестественных сил, с которыми таинственным образом связан и способен общаться человек; также — сакральная религиозная практика…

    ru.wikipedia.org

    МИСТИКА — (греч. – закрытый, таинственный) – вера в возможность непосредственного духовного общения человека с таинственными метафизическими силами (Бог, безличный Абсолют, первосущность мира, духи) путем…

    Учебный словарь-минимум по религиоведению

    Мистика Я уверен, что когда мистики противопоставляют «реальность» и «видимость», слово «реальность» имеет не логическое, а эмоциональное значение: оно обозначает то, что в некотором смысле важно.

    Философский словарь разума, материи, морали

    Мистика, мистицизм

    Мистика, мистицизм Кроме явного богослужения угреков, как и у других народов, существовали сокровенные обряды и поучения, связанные в Греции преимущественно с новыми божествами, носителями культуры — Деметрою и Дионисом.

    Соловьев В. Толковый словарь по философии

    Мистика и мистицизм

    Мистика и мистицизм Кроме явного богослужения у греков, как и у других народов, существовали сокровенные обряды и поучения, связанные в Греции преимущественно с новыми божествами, носителями культуры — Деметрой и Дионисом (см. Мистерия).

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

    Мистик (Marvel Comics)

    Мисти́к (Настоящее имя — Рейвен Даркхолм; англ. Mystique, Raven Darkholme) — персонаж «Marvel Comics», связанный с «Людьми Икс». Создана художником Дэйвом Кокрумом. Писатель Крис Клэрмонт увидел работу Кокрума, описал персонаж «Мистик», и…

    ru.wikipedia.org

    Николай Мистик

    Николай Мистик (греч. Νικόλαος Α΄ Μυστικός; 852 — 15 мая 925) — патриарх Константинопольский в 901—907 и 912—925 года. Канонизирован Православной церковью в лике святителей, память совершается 16 мая (по юлианскому календарю).

    ru.wikipedia.org

    МИСТИКА (или мистицизм)

    МИСТИКА (или мистицизм) — учение или верование, в основании которого лежат чувство и интуиция. Мистицизм считает, что только чувство может возвысить нас до идеи бесконечного…

    Жюлиа Д. Философский словарь. — М., 2000

    Мистика (Marvel Comics)

    Ми́стика (Рэйвен Даркхолм; англ. Mystique, Raven Darkholme) — персонаж «Marvel Comics», связанный с «Людьми Икс». Создана художником Дэйвом Кокрумом. Писатель Крис Клэрмонт увидел работу Кокрума, описал персонаж «Мистика», и, с разрешения Кокрума…

    ru.wikipedia.org

    Мистицизм, мистика

    Мистицизм, мистика, направление мысли, допускающее сверх обычных способов познания истины (опыта, умозрения и предания) возможность непосредств. общения познающего субъекта с божеством.

    Брокгауз и Ефрон. — 1907—1909

    МИСТИЦИЗМ, МИСТИКА (от греч. mystikos — таинственный, закрытый) — религиозно-философская концепция, допускающая возможность непосредственного знания каким-либо человеком познаваемых им оригиналов (трансцендентных сущностей или феноменов) путем…

    Кемеров В. Философская энциклопедия. — М., 1998

    Русский язык

    Ми́стик, -а.

    Орфографический словарь. — 2004

    Примеры употребления слова мистик

    Именно в этой картине Лоуренс впервые предстала перед зрителями в образе Мистик.

    В образе мстительной Мистик может показаться, что под краской актриса абсолютно обнаженная.

    На этот раз, режиссер опубликовал на своей странице в Twitter снимок Дженнифер Лоуренс в полном гриме Мистик.

    Шемякин: Нормальный человек всегда немного мистик.

    В новом фильме заняты Хью Джекмен, Халли Берри, Майкл Фассбендер, Джеймс Макэвой, а также Дженнифер Лоуренс, исполняющая роль Мистик.


    1. мистикам
    2. мистиках
    3. мистика
    4. мистик
    5. мистификаторский
    6. мистификатор
    7. мистификация

    wordhelp.ru

    МИСТИК — это… Что такое МИСТИК?

  • Мистик — многозначный термин. Мистик  приверженец мистицизма. Мистик  персонаж Marvel Comics. Топонимы Мистик  река в штате Пенсильвания. Мистик  река в штате Массачусетс. Мистик  река в штате Коннектикут. Мистик  город в… …   Википедия

  • МИСТИК — (греч. mystikos, этим. см. пред. слово). 1) последователь мистицизма, склонный к мистицизму. 2) придворный чиновник, старший член тайного совета при дворе греческих императоров. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • мистик — а, м. mystique m. <лат. Человек, склонный к мистицизму, мистическим переживаниям; сторонник какой л. мистической теории, мистического учения. Уш. 1938. Шиллинганцы, Мистики, Иллюминаты. Ян. 1806 3 992. Он был мечтатель, книжник, мистик,… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • мистик — духовидец, визионер Словарь русских синонимов. мистик сущ., кол во синонимов: 3 • визионер (3) • …   Словарь синонимов

  • МИСТИК — МИСТИК, мистика, муж. Человек, склонный к мистицизму, мистическим переживаниям; сторонник какой нибудь мистической теории, мистического учения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Мистик — Латинское название Mistik Фармакологические группы: БАДы — витамины, витаминоподобные вещества и коферменты ›› БАДы — продукты растительного, животного или минерального происхождения Нозологическая классификация (МКБ 10) ›› E61.7… …   Словарь медицинских препаратов

  • мистик — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) кого? мистика, кому? мистику, (вижу) кого? мистика, кем? мистиком, о ком? о мистике; мн. кто? мистики, (нет) кого? мистиков, кому? мистикам, (вижу) кого? мистиков, кем? мистиками, о ком? о мистиках… …   Толковый словарь Дмитриева

  • мистик — • великий мистик …   Словарь русской идиоматики

  • мистик — 1. и. Мистицизмга бирелүчән кеше, нин. б. дини мистик теория тарафдары 2. с. Мистикага, мистицизмга бәйләнешле …   Татар теленең аңлатмалы сүзлеге

  • Мистик — (Mystic)Mystic, река, небольшая река на Ю. В. штата Коннектикут, США, впадающая в пролив Лонг Айленд Саунд. В ее устье устроен морской музей Порт Мистик , имитирующий китобойный центр 19в …   Страны мира. Словарь

  • dic.academic.ru

    Мистика — это… Что такое Мистика?

    Ми́стика (от греч. μυστικός — «скрытый», «тайный») — вера в существование сверхъестественных сил, с которыми таинственным образом связан и способен общаться человек; также — сакральная религиозная практика, имеющая целью переживание непосредственного единения с Богом (или богами, духами, другими нематериальными сущностями). Совокупность теологических и философских доктрин, посвящённых оправданию и осмыслению этой практики, называется мистицизмом[1].

    Значение слова

    В переносном словоупотреблении мистика означает: 1) совокупность явлений и действий, особым образом связывающих человека с тайным существом и силами мира, независимо от условий пространства, времени и физической причинности; это есть мистика реальная или опытная, которая разделяется на: а) прорицательную, стремящуюся усматривать непосредственно явления и предметы, не находящиеся в данном пространственном и временном кругозоре — сюда принадлежат различные формы ясновидения, гадания, оракулов, также астрология, и b) деятельную или оперативную, которая стремится, помимо обычных средств и условий, производить различные явления, как-то: действовать на расстоянии, останавливать и вызывать жизненные процессы одним властным внушением, создавать пластические формы или материализовать духовные сущности и дематериализовать телесные и т. п.; сюда относятся так называемый животный магнетизм, магия (в тесном смысле), теургия, некромантия, всевозможные способы волшебства или чародейства и, наконец, вся область медиумических или спиритических явлений. С христианской точки зрения реальная мистика (в обоих своих видах) разделяется, по достоинству и значению предмета и среды мистического взаимодействия, на мистику божественную, естественную и демоническую. Относить к мистике алхимию, как это обыкновенно делается, нет достаточного основания, так как алхимики в своих операциях старались пользоваться естественными свойствами вещества и исходили из принципа единства материи, признаваемого ныне положительной наукой.

    В другом смысле мистикой называется особый род религиозно-философской познавательной деятельности. Сверх обычных способов познавания истины — опыта, чистого мышления, предания и авторитета, — всегда допускалась большинством религиозных и метафизических умов возможность непосредственного общения между познающим субъектом и абсолютным предметом познания — сущностью всего, или божеством. Если такое общение признается единственным или, по крайней мере, самым верным и достойным способом познания и осуществления истины, а все другие способы более или менее пренебрегаются как низшие и неудовлетворительные, то возникает известное исключительное направление мысли, называемое мистицизмом; если, независимо от крайности этого направления, внутреннее общение человеческого духа с абсолютным признается как существенная основа истинного познания, то появляются учения, которые, смотря по преобладанию в них религиозного или философского элемента, обозначаются как мистическое богословие, мистическая философия или теософия.

    Разные мыслители о мистике

    Мистика есть реализм, ощущение реальностей, слияние с реальностями; рационалистический же позитивизм есть иллюзионизм, потеря ощущения реальностей, разрыв между реальностями мира.
    Из-за того, что я немного разбираюсь в мистике, меня не могут одурачить дилетанты. Истинные мистики не прячут тайн, а открывают их. Они ничего не оставят в тени, а тайна так и останется тайной. Зато мистику-дилетанту не обойтись без покрова таинственности, сняв который, находишь нечто вполне тривиальное.
    Из сборника «Недоверчивость отца Брауна»
    Современные мистические тенденции, которые особенно проявляются в безудержном росте так называемых теософии и спиритуализма, для меня не более чем признак слабости и растерянности. Поскольку наш внутренний опыт состоит из репродукций и комбинаций сенсорных впечатлений, концепция души без тела кажется мне пустой и лишённой смысла.
    Не существует такого явления, как абстрактная мистика, или мистического переживания, не связанного с определенной религиозной системой. Существует не мистика вообще, а лишь определенная форма мистики – христианская, мусульманская, еврейская мистика и т. д. Было бы бессмысленно отрицать то, что между ними имеется нечто общее, и это как раз и есть тот элемент, который выявляется при сравнительном анализе отдельных видов мистического опыта. В наши дни, однако, укоренилось убеждение, что существует абстрактная мистическая религия. Одна из причин этого широко распространенного мнения кроется в усилении пантеистической тенденции, оказавшей за последние сто лет гораздо большее влияние на религиозную мысль, чем когда-либо до того. Это влияние обнаруживается в разнообразнейших попытках перейти от застывших форм догматической, официальной религии к своего рода универсальной религии.

    См. также

    Примечания

    Литература

    • Артемьева Т. В. Британские мистики в России XVIII века // Философский век. Альманах. Вып.17. История идейкак методология гуманитарных исследований. Часть I./ Отв. редакторы Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. -СПб.: Санкт-Петербургский Центр Истории Идей,2001. — С. 313—341. ISBN 5-7187-0372-8
    • Балагушкин Е. Г. Сущность и структурное разнообразие мистики // Религиоведение (журнал). — 2010. — № 2. — С. 102—113. — ISSN 2072-8662.
    • Энциклопедия мистических терминов / Авт. сост. С.Васильев и др. -М.: ООО «Издательство «Астрель»: МИФ: ООО «Издательство АСТ», 2001.- 576 с.
    • Fanning, Steven., Mystics of the Christian Tradition. New York: Routledge Press, 2001.
    • Louth, Andrew., The Origins of the Christian Mystical Tradition. Oxford: Oxford University Press, 2007. ISBN 978-0-19-929140-3.
    • McGinn, Bernard., The Presence of God: A History of Western Christian Mysticism’.’ Vol. 1 — 4. (The Foundations of Mysticism; The Growth of Mysticism; The Flowering of Mysticism) New York: Crossroad, 1997—2005.

    dic.academic.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *