Методики: Психологические методики, опросники и тесты

Психологические методики, опросники и тесты

MQ-тест (mental coefficient test) установки, оптимизм, пессимизм
Ваше отношение к конфликтам психологический климат, опросники, Конфликты
Диагностика самоэффективности. Методика Маддукса и Шеера самоэффективность, Эффективность работы, Психология личности
Диагностика состояния агрессии (по Басса-Дарки) Агрессия, Оценка персонала
Диагностика состояния агрессии. Опросник Басса-Дарки личностные опросники
Диагностика эмпатии по А. Меграбяну и Н. Эпштейну эмпатия, Оценка персонала
Идет ли стресс тебе на пользу? Стресс
Индивидуально-типологический опросник. Методика Собчик самооценка, самоконтроль, самосознание
Исследование условий общения
Общение, Деловые игры, деловое общение
Какой вы руководитель? Менеджмент
Классификация тестов (Дмитрий Леонтьев) Психодиагностика
Копинг-тест Лазаруса. Оценка поведения в трудной жизненной ситуации стили поведения
Краткий тест оценки потенциала команды Командообразование
Методика «План приятных событий» Принятие решений
Методика Будасси. Тест на самооценку личности самооценка
Методика Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубнова ценностные ориентации, Мотивация персонала
Методика диагностики личности «Мотивация к избеганию неудач» Мотивация персонала, опросники
Методика диагностики личности «Мотивация к успеху» Т. Элерса Мотивация персонала, опросники, Достижение успеха
Методика диагностики профессионального выгорания Профессиональное выгорание
Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (оценка ситуационной и личностной тревожности) тревожность, Психодиагностика, ситуационная тревожность, личностная тревожность
Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта опросники, готовность к риску, Мотивация персонала
Методика исследования эмоционального выгорания (В. Бойко)
эмоциональное выгорание
Методика Мюнстерберга внимание, Избирательность внимания, Диагностика способностей
Методика определение уровня эмоционального интеллекта Интеллект, эмоциональный интеллект, EI
Методика определения направленности личности — на достижение успеха/ избегание неудачи (А. А. Реан ) Психология личности, Достижение успеха, избегание неудач, Мотивация персонала
Методика определения ценностных ориентаций М. Рокича ценности, ценностные ориентации, Мотивация персонала
Методика оценки самоорганизации деятельности. Психодиагностика управления временем Самоорганизация, Тайм-менеджмент
Методика Хека и Хесса. Экспресс-диагностика вероятности невроза личностные опросники
Методика: Изучение мотивационного профиля личности (Ш. Ричи и П. Мартин) Мотивация персонала
Методика: Профессиональное выгорание или синдром хронической усталости Профессиональное выгорание, Синдром хронической усталости
Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина личностные опросники
Насколько вы подвержены стрессу на работе? Стресс, Профессиональное выгорание
Не пора ли отдохнуть? Профессиональное выгорание
Определение направленности личности опросники, личность, направленность личности
Определение уровня тревожности (методика Спилбергера-Ханина) тревожность, Оценка персонала
Опросник 16 РF Р.Кэттелла опросники, Психодиагностика, теория личности
Опросник Айзенка (EPI, Form B) темперамент, опросники, EPI
Опросник Айзенка: определение типа темперамента темперамент, опросники
Опросник для измерения мотивации достижения Мотивация персонала, мотивация достижения
Опросник для экспертной оценки руководителя Менеджмент
Опросник изучения коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) Руководителю, Коммуникации, Общение, деловое общение, КОС
Опросник изучения коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) Коммуникации, Общение, деловое общение, КОС
Опросник изучения направленности личности Общение, деловое общение
Опросник исследования уровня субъективного контроля (УСК) Методы, субъективный контроль
Опросник М. Цукермана. Методика диагностики потребности в поисках ощущений Мотивация персонала, потребности
Опросник оценки привлекательности работы Мотивация персонала
Опросник оценки силы воли сила воли, личностные опросники
Опросник самоконтроля при общении Общение, опросники, самоконтроль
Опросник самоотношения (В.В.Столина) опросники, личностные опросники, Психодиагностика, самооценка
Опросник самооценки биполярной эффективности руководства Лидерство, Менеджмент
Опросник Стефансона опросники, самооценка
Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова (ОФДСИ) личностные опросники
Опросник Шпалинского и Шелеста. Диагностика психологического климата в малой группе Командообразование, малые группы, психологический климат
Опросник экспресс-диагностики стрессогенных факторов в деятельности руководителя стрессоустойчивость, Менеджмент
Опросник: Кто Вы в конфликте? Конфликты
Опросник: Оценка коммуникативных навыков Общение, опросники, деловое общение
Опросник: оценка поведения поведение, Психология личности, настойчивость
Опросник: оценка тревожности тревожность, Психология личности
Опросник: самоконтроль (настойчивость) Психология личности, настойчивость
Опросник: самооценка коммуникативных навыков Общение, деловое общение
Пятифакторный личностный опросник МакКрае и Коста (Большая пятерка) личностные опросники
Развита ли у вас интуиция? интуиция
Самоактуализационный тест (CAT) Оценка персонала, самоактуализация
Самооценка стиля руководства самооценка, Стили руководства
Самооценка уверенности руководителя уверенность, Руководителю
Самооценка эмоционального интеллекта эмоциональный интеллект
Самопознание — практическое задание. тест на самопознание
Сколько вы будете вместе Семейная психология
Социально-психологический климат: диагностика (СПСК Немова, Методика А. С. Михайлюк, Л. Ю. Шарыто) психологический климат, Оценка персонала
Стандартизированный многофакторный метод исследования личности MMPI личностные опросники
Тест FPI на исследование личности личностные опросники
Тест «Выход из трудных жизненных ситуаций» стили поведения
Тест «Готовы ли вы к жизненным сюрпризам» проективные тесты
Тест «Дом, дерево, человек» проективные тесты
Тест «Как вы действуете в условиях конфликта?» Конфликт
Тест «Какой Вы руководитель?» Менеджмент
Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» проективные тесты
Тест «Перепутанные линии» внимание, Диагностика способностей
Тест «Цель–Средство–Результат» стили поведения, Достижение Результата
Тест «Человек под дождем» проективные тесты
Тест «Что я вижу?» эмпатия
Тест Ассингера. Диагностика агрессивности личности Конфликт
Тест Белбина. Диагностика функционально-ролевых позиций Командообразование
Тест Берна. Определение ролевых позиций в межличностных отношениях личностные опросники, Командообразование
Тест Блейка – Мутона. Анализ поведения руководителя стили поведения, Менеджмент
Тест Вудкока. Оценка эффективности команды Командообразование
Тест диагностики климата в коллективе Командообразование, психологический климат
Тест для диагностики мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях Общение, Мотивация персонала
Тест для диагностики психолого-педагогической характеристики команды Командообразование
Тест для диагностики самочувствия, активности и настроения (САН) Самочувствие, самооценка
Тест для диагностики уровня развития малой команды Командообразование
Тест для определения индекса групповой сплоченности Сишора групповая динамика, Командообразование
Тест для определения психологического возраста психологический возраст, личностные опросники
Тест для оценки интроверсии и экстраверсии экстраверсия, интроверсия, личностные опросники, Коммуникации
Тест для оценки потребности в одобрении. Методика Д. Крауна и Д. Марлоу потребности, Мотивация персонала
Тест интегральной самооценки уровня развития группы как коллектива Л.Г. Почебута Командообразование, Коллектив
Тест интеллекта Векслера Интеллект
Тест Лири. Диагностика межличностных отношений (ДМО) личностные опросники, Командообразование
Тест на выявление психологической совместимости личностные опросники
Тест на логическое мышление мышление, логическое мышление
Тест на определение уровня Эмоционального Интеллекта (Холл) эмоциональный интеллект, Оценка персонала
Тест на педантичность стили поведения
Тест на стрессоустойчивость Холмса и Раге стрессоустойчивость
Тест на толерантность личностные опросники
Тест определения стиля управления руководителя с помощью самооценки самооценка, Стили руководства, Менеджмент
Тест определения типа поведения DISC стили поведения
Тест оценки внимания ЮСЭФО внимание, Диагностика способностей
Тест оценки выраженности шести основных мотивов к работе Мотивация персонала
Тест оценки демонстративности личностные опросники
Тест оценки доминирующих стратегий конфликтного поведения стили поведения, Конфликт
Тест оценки мотивации Герчикова Мотивация персонала
Тест оценки мотивации организационного поведения Мотивация персонала
Тест оценки настроения и состояния «Инь и Ян» проективные тесты
Тест оценки объективности личностные опросники
Тест оценки ориентации внимания Мотивация персонала, внимание
Тест оценки ориентационных стилей общения Стили общения, Общение
Тест оценки поведения «Не дай человеку упасть» проективные тесты
Тест оценки поведения в коллективе Командообразование
Тест оценки потребности в достижении цели. Методика Орлова достижение целей
Тест оценки свойств нервной системы по семи шкалам личностные опросники
Тест по типологии Майерс – Бриггс. Типологический индикатор MBTI личностные опросники
Тест Потемкиной. Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере Мотивация персонала
Тест Ряховского. Методика оценки уровня общительности Общение, Коммуникации
Тест самодиагностики стиля управления самооценка, стили управления, Стили руководства, Менеджмент
Тест Сопова и Карпушиной. Оценка жизненных ценностей Мотивация персонала, ценности
Тест Стреляу. Изучение темперамента темперамент
Тест Тейлора. Оценка шкалы проявления тревоги личностная тревожность, тревожность
Тест Томаса: Поведение в конфликте Конфликт
Тест Хони и Мамфорда. Определение стиля обучения стили обучения, Обучение персонала
Тест юмористических фраз Тест юмористических фраз
Тест юмористических фраз: описание и интерпретация Тест юмористических фраз
Тест Ярошевского. Исследование ролей в творческой группе Командообразование
Тест-опросник Вассермана и Гуменюка. Методика диагностики типа поведенческой активности стили поведения
Тест-опросник оценки типа мотивации Мотивация персонала
Тест-опросник Столина и Пантелеева. Оценка отношения к себе самооценка
Тест-опросник Шмишека и Леонгарда. Методика акцентуации характера и темперамента личности личностные опросники, Акцентуации характера
Упражнения на концентрацию внимания внимание
Фрагмент таблицы стрессоров (методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге) Увольнение, Стресс
Ценностный опросник Шварца ценности
Эмоциональный тест Фордайса счастье

Методика — это… Что такое Методика?

Общее понятие

Методика — это, как правило, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Близко к понятию технология. Методика отличается от метода конкретизацией приемов и задач. Например, математическая обработка данных эксперимента может объясняться как метод (математическая обработка), а конкретный выбор критериев, математических характеристик — как методика.

Понятие «методика» в различных отраслях

Образование

Методика в образовании — описание конкретных приёмов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах[1]; «собирание правил воспитательной деятельности»[2].

Методика обучения предмету включает в себя[3]:

  • цели обучения
    • образовательные цели
    • развивающие цели
    • воспитывающие цели
    • практические цели
  • принципы обучения
  • содержание обучения
  • методы обучения
    • общие методы обучения
    • частные методы обучения

Экспериментальная наука

Раздел нуждается в дополнении.

Теоретическая наука

Раздел нуждается в дополнении.

Требования к методике

Необходимыми требованиями к методике, как к конкретному «рецепту», процедуре, являются следующие:

  • реалистичность;
  • воспроизводимость;
  • внятность;
  • соответствие целям и задачам планируемого действия, обоснованность;
  • результативность.

См. также

Метод

Примечания

  1. Коджаспирова Г.М. и Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005. — С. 174
  2. К.Д. Ушинский
  3. Сенькина Г.Е., Емельченков Е.П., Киселёва О.М. Методы математического моделирования в обучении: монография/ Смол. гос. ун-т. — Смоленск, 2007. — С. 36

Ссылки

  • Коджаспирова Г.М. и Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005.
  • Сенькина Г.Е., Емельченков Е.П., Киселёва О.М. Методы математического моделирования в обучении: монография/ Смол. гос. ун-т. — Смоленск, 2007.

МЕТОДИКА — это… Что такое МЕТОДИКА?

  • методика — Установленный способ осуществления деятельности. Примечания 1. Во многих случаях методики документируются [например, методики системы качества]. 2. Когда какая либо методика документируется, лучше употреблять термин «письменная… …   Справочник технического переводчика

  • МЕТОДИКА — (греч. methodike). 1) то же, что методология. 2) часть педагогики, излагающая правила обучения различным предметам. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МЕТОДИКА греч. methodike. Тоже, что методология.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Методика — – установленный способ осуществления деятельности. Примечания: 1. Во многих случаях методики документируются,   [например, методики системы качества]. 2. Когда какая либо методика документируется, лучше употреблять термин «письменная… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • МЕТОДИКА — МЕТОДИКА, методики, жен. Система правил, изложение методов обучения чему нибудь или выполнения какой нибудь работы. Методика арифметики. Методика научного исследования. Методика пожарного дела. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • МЕТОДИКА — конкретизация метода, доведение его до инструкции, алгоритма, четкого описания способа существования. Чаще всего применяется в словосочетаниях методика расчета , методика оценки , методика составления, разработки . Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш.,… …   Экономический словарь

  • Методика — (Methodology, guideline) – 1.Документ, рекомендующий к применению определенные способы действия ( в бухгалтерском учете, отчетности, решении экономико математических задач и так далее), не требующий рассмотрения или утверждения руководством… …   Экономико-математический словарь

  • Методика — совокупность методов, приемов, опробованных и изученных для выполнения определенной работы. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • МЕТОДИКА — МЕТОДИКА, и, жен. 1. Наука о методах преподавания. 2. Совокупность методов обучения чему н., практического выполнения чего н. М. опытов. | прил. методический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • методика — сущ., кол во синонимов: 2 • годегетика (1) • методология (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • МЕТОДИКА — (от греч. methodike совокупность методов) англ. те thodics; нем. Methodik. 1. Совокупность методов, приемов целесообразного выполнения к. л. деятельности. 2. Всоциологии система операций, процедур, приемов установления соц. фактов, их… …   Энциклопедия социологии

  • что такое методика, методология, метод :: SYL.ru

    Разработкой и составлением методических планов научной или практической деятельности «для себя» занимаются начинающие специалисты. Опытные, пройдя через теорию и наработав собственный профессиональный опыт, создают методические разработки и указания по конкретным видам деятельности или отдельным ее аспектам.

    Методология, методика, метод…

    За похожестью звучания этих терминов кроются существенные различия в их значениях.

    Методология — термин, который используется в двух значениях:

    1. Во-первых, это наука о строении, организации, средствах осуществления и способах (методах) какой-либо деятельности.
    2. Во-вторых, это сумма методов, используемых в ее конкретном виде.

    Методика — более узкое понятие. Это последовательно описанный путь достижения конкретной научной или практической цели с указанием методов и средств работы специалиста. Например: «Методика изготовления сувениров из природного материала», «Методика подготовки и проведения эксперимента в условиях химической лаборатории».

    методика проведения

    Метод — способ, посредством которого решается выбранная задача. К примеру, задача изучения свойств и качеств предмета или природного явления будет осуществляться методами наблюдения, экспериментальными, лабораторными и многими другими.

    О методике подробнее

    Выбор методики своей работы любой специалист должен проводить с учетом как собственной квалификации, так и с точки зрения рациональности, достаточности для решения поставленных задач. Чаще всего ему не приходится разрабатывать новые методы и приемы. Он может заимствовать уже разработанные и апробированные из смежных наук.

    Методические разработки или указания (письменная форма методики) имеют рекомендательный или обязательный характер для исполнителя.

    методика обучения

    На практике часто происходит переработка, комбинирование методик с учетом специфики различных обстоятельств: масштабов проведения, наличия материальных и кадровых ресурсов, природных особенностей. Так, например, будут отличаться методики проведения новогодних торжеств для учащихся московской и южной сельской школы.

    Как правило, при разработке методики указываются: область применения, цели, задачи осуществления, раскрывается содержание подготовительного этапа (кто, что, к какому сроку должен подготовить), материалы и оборудование, формы контроля и регистрации подготовки и исполнения.

    Общие принципы обучения

    Теоретическое образование и формирование бытовых или профессиональных действий человека любого возраста может происходить в учебном заведении, непосредственно на производстве, в семье. Обучающий должен хорошо представлять, что такое методика — общая и частная — и принципы ее осуществления. Это гарантирует быстрое, качественное достижение целей и задач обучения.

    методика изучения

    Без соблюдения дидактических принципов методика обучения не может существовать. Они состоят в следующем:

    • Научность и доступность, наглядность, осознанность изучаемого материала.
    • Взаимосвязь теории и практики.
    • Прочность усвоения, систематичность и преемственность знаний.
    • Воспитывающий характер обучения.

    Содержание и ход образовательного процесса конкретизируются с учетом возраста, состояния здоровья, интересов, запросов аудитории. Например, специалисты знают, что такое методики обучения работе на компьютере пожилых людей или людей с особенностями развития, у которых могут быть сниженными многие функциональные возможности.

    Методика формирования практических умений и навыков

    Теоретическая подготовка и сформированность навыков целесообразных действий — основа овладения любым видом деятельности. Поэтому в любом образовательном учреждении придается огромное значение разработке методики проведения практических занятий.

    методики развития

    Навык — умение, доведенное до автоматизма на основе осмысленного отношения к выполняемому действию. Из этого определения следует, что такая методика формирования практических действий значительное время уделяет предварительному знакомству обучающихся с теоретическими основами деятельности. Им разъясняются цели, задачи обучения, дается описание значимых свойств и качеств материалов и оборудования, этапов овладения конкретными действиями и операциями, возможных ошибок, их причин, последствий и способов исправления, правил техники безопасности.

    Далее методика проведения практических и лабораторных занятий по формированию умений и навыков включает:

    • показ действий преподавателем с его пояснениями,
    • упражнения в их выполнении обучающимися,
    • анализ и коррекцию ошибок,
    • повторные упражнения до получения устойчивых результатов.

    Умения и навыки формируются тем быстрее, чем более осознанно относится обучающийся к выполнению практических операций.

    Методики формирования социальных навыков

    Прочные навыки правильного социального поведения гарантируют бесконфликтное сосуществование человека в обществе. Социальная компетентность включает в себя потребность заботиться о других, оказывать помощь, понимать и учитывать при общении их чувства, состояния, выбирать формы поведения, соответствующие ситуации и общественным нормам. Такие навыки активно формируются в детском и подростковом возрасте, а также, например, при смене места жительства, когда человек попадает в другую социальную среду с другими нормами общественного поведения.

    Первые знания и навыки просоциального поведения ребенок получает в семье, как и образцы асоциального.

    что такое методика

    Задача специалистов всех уровней — выявление семей с неправильным типом воспитания и оказание им всесторонней помощи. Этим занимаются органы образования, правоохранительные, медицинские, социального обслуживания, общественные организации, волонтеры. Эти специалисты выявляют дисфункциональные семьи, разрабатывают и внедряют методики развития социальных навыков у детей и взрослых. Их основа — принципы осознания взрослыми причин и условий неправильного воспитания ребенка, добровольного и активного сотрудничества со специалистами, необвинительности.

    Область семейных отношений очень деликатная. Вмешательство специалиста не должно вызвать агрессию у членов семьи и усугубить ее положение. Поэтому понятно, что такие методики касаются проблем изучения и выявления семей, детей с неправильными социальными установками и поведением, вопросов вхождения в семью, ее обследования, стимулирования и других аспектов работы с ее членами. В них детально разработаны цели и задачи, этапы работы, профессиональные методы и приемы работы специалиста.

    Методист — это кто?

    Методист — это специалист в каком-то виде деятельности. Как правило, он имеет высшее образование и большой опыт работы в избранной профессии, знает ее особенности и нюансы.

    Методист должен обладать хорошей речью (устной и письменной), навыками индивидуального и аудиторного общения, организаторскими навыками, методикой изучения качеств рабочего процесса. Он несет ответственность за качество его методических материалов (инструкций, разработок, учебников, брошюр), информативность обучающих занятий и их результативность. Его профессионализм состоит в высоком качестве работы специалистов учреждения, где он работает, — детского сада, школы, вуза, соцслужбы, компании.

    методика — Викисловарь

    Морфологические и синтаксические свойства[править]

    падеж ед. ч. мн. ч.
    Им. мето́дика мето́дики
    Р. мето́дики мето́дик
    Д. мето́дике мето́дикам
    В. мето́дику мето́дики
    Тв. мето́дикой
    мето́дикою
    мето́диками
    Пр. мето́дике мето́диках

    ме-то́-ди-ка

    Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка).

    Корень: -метод-; суффикс: -ик; окончание: [Тихонов, 1996].

    Произношение[править]

    • МФА: [mʲɪˈtodʲɪkə] 

    Семантические свойства[править]

    Значение[править]
    1. совокупность методов, приёмов практического выполнения чего-либо ◆ Методика внеязыкового соотнесения и аллоэмический принцип изучения вариантных рядов позволяет видеть, что … Р.Г. Пиотровский, «Языковая норма и статистика», 1977 г.
    2. учение о методах преподавания той или иной науки ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
    Синонимы[править]
    Антонимы[править]
    Гиперонимы[править]
    Гипонимы[править]

    Родственные слова[править]

    Этимология[править]

    Происходит от др.-греч. μέθοδος «метод, наука», далее из μετά (варианты μετ-, μέθ-) «между, среди; после» + ὁδός «дорога, путь», из праиндоевр. *ked-/*sed- «ходить». В ряде европейских языков слово заимств. через лат. methodus. Русск. ме́тод, судя по ударению, заимств. через польск. mеtоd или англ. method; вариант мето́да — через польск. metoda, нем. Меthоdе (XVII в.) или франц. méthode. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

    Перевод[править]

    Библиография[править]

    Морфологические и синтаксические свойства[править]

    падеж ед. ч. мн. ч.
    Им. мето́дика мето́дики
    Р. мето́дики мето́дик
    Д. мето́диці мето́дикам
    В. мето́дику мето́дики
    Тв. мето́дикою мето́диками
    М. мето́дикі мето́диках
    Зв. мето́дико* мето́дики*

    ме-то́-ди-ка

    Существительное, неодушевлённое, женский род, тип склонения 3a.

    Корень: -метод-; суффикс: -ик; окончание: .

    Произношение[править]

    Семантические свойства[править]

    Значение[править]
    1. методика (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
    Синонимы[править]
    Антонимы[править]
    Гиперонимы[править]
    Гипонимы[править]

    Родственные слова[править]

    Этимология[править]

    Происходит от др.-греч. μέθοδος «метод, наука», далее из μετά (варианты μετ-, μέθ-) «между, среди; после» + ὁδός «дорога, путь», из праиндоевр. *ked-/*sed- «ходить». В ряде европейских языков слово заимств. через лат. methodus.

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

    Перевод[править]

    Методика — это… Что такое Методика?

  • методика — Установленный способ осуществления деятельности. Примечания 1. Во многих случаях методики документируются [например, методики системы качества]. 2. Когда какая либо методика документируется, лучше употреблять термин «письменная… …   Справочник технического переводчика

  • МЕТОДИКА — (греч. methodike). 1) то же, что методология. 2) часть педагогики, излагающая правила обучения различным предметам. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МЕТОДИКА греч. methodike. Тоже, что методология.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Методика — – установленный способ осуществления деятельности. Примечания: 1. Во многих случаях методики документируются,   [например, методики системы качества]. 2. Когда какая либо методика документируется, лучше употреблять термин «письменная… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • МЕТОДИКА — МЕТОДИКА, методики, жен. Система правил, изложение методов обучения чему нибудь или выполнения какой нибудь работы. Методика арифметики. Методика научного исследования. Методика пожарного дела. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • МЕТОДИКА — конкретизация метода, доведение его до инструкции, алгоритма, четкого описания способа существования. Чаще всего применяется в словосочетаниях методика расчета , методика оценки , методика составления, разработки . Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш.,… …   Экономический словарь

  • МЕТОДИКА —     МЕТОДИКА, фиксированная совокупность приемов практической деятельности, приводящей к заранее определенному результату. В научном познании методика играет важную роль в эмпирическом исследовании (наблюдении и эксперименте). В отличие от метода …   Философская энциклопедия

  • Методика — (Methodology, guideline) – 1.Документ, рекомендующий к применению определенные способы действия ( в бухгалтерском учете, отчетности, решении экономико математических задач и так далее), не требующий рассмотрения или утверждения руководством… …   Экономико-математический словарь

  • МЕТОДИКА — МЕТОДИКА, и, жен. 1. Наука о методах преподавания. 2. Совокупность методов обучения чему н., практического выполнения чего н. М. опытов. | прил. методический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • методика — сущ., кол во синонимов: 2 • годегетика (1) • методология (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • МЕТОДИКА — (от греч. methodike совокупность методов) англ. те thodics; нем. Methodik. 1. Совокупность методов, приемов целесообразного выполнения к. л. деятельности. 2. Всоциологии система операций, процедур, приемов установления соц. фактов, их… …   Энциклопедия социологии

  • Основные понятия методики — Студопедия

    Федеральное агентство по образованию и науке РФ

    Сочинский государственный университет туризма и курортного дела

    Михалевская И.И.

    Теория и методика обучения иностранному языку

    Сочи 2006

    Печатается по решению кафедры немецкого и французского языков отделения иностранных языков Сочинского государственного университета туризма и курортного дела

    Автор — составитель: Михалевская И.И. – к.п.н., доцент кафедры

    немецкого и французского языков СГУТиКД

    Рецензенты: к.п.н., доцент кафедры ин.яз. №2 СГУТи КД Семенова Н.Г.

    к.п.н., доцент кафедры общего языкознания и переводоведения

    Сочинского филиала РГСУ Туова М.А.

    Предисловие

    Целькурса лекций по методике преподавания иностранных языков – развить методическую компетенцию у студентов педагогических вузов.

    Задачи курса:

    · Изучение природы речевых умений (аудирование, говорение, чтение, письмо) и приёмов для их обучения.

    · Изучение подготовки поурочных планов и изучение учебников

    · Изучение и сравнение методов обучения

    · Принципы и теории процесса изучения и обучения языкам

    · Обеспечение практического использования полученных знаний.

    Структура курса включает 2 части – теоретическую и практическую, которые взаимосвязаны и логически дополняют друг друга. В части 1 рассматриваются основные категории методики – метод, подход, принципы, обучение, приемы. Также обобщаются типы методов. Во второй части (практической) четко дается материал по формированию фонетических, лексических, грамматических навыков и развитию умений аудирования, говорения, чтения, письма.


    Данный курс лекций по методике преподавания иностранных языков может служить кратким руководством для молодых преподавателей в их трудной работе. Пособие содержит как теоретические подходы к новым методическим технологиям, так и современные приемы и игры. Основано на работах выдающихся отечественных и зарубежных авторов. Разработано с учетом развивающего обучения. Имеет обобщающие таблицы, игры, схемы. Составлено согласно программе обучения, соответствует государственному методическому стандарту.

    Михалевская И.И.

    Часть 1

    Содержание

    Лекция 1. Основные понятия методики……………………………….4
    Лекция 2.Методы обучения иностранному языку…………………. 9
    Лекция 3. Средства обучения иностранным языкам………………. 22
    Лекция 4. Содержание обучения иностранным языкам………… . 23
    Лекция 5. Цели обучения иностранным языкам……………………26

    Лекция 1


    Основные понятия методики

    Термин «методика» имеет три значения:

    · это учебный предмет

    · это наука, теория обучения, исследующая закономерности содержания, приёмы, системы, цели, средства, методы и процессы обучения, а также изучающая процесс учения и воспитания на материале иностранного языка (Ляховицкий).

    · это изучение организации и приёмов обучения, а также принципов и теорий, которые лежат в их основе.

    Методика – совокупность методических поступков, приёмов, направленных на решение конкретных методических задач. Означает технологию обучения (методика обучения говорению, письму).

    Методика включает:

    · Изучение природы речевых умений (аудирование, говорение, чтение, письмо) и приёмов для их обучения.

    · Изучение подготовки поурочных планов и изучение учебников

    · Изучение и сравнение методов обучения

    · Принципы и теории процесса изучения и обучения языкам

    Методика обучения — наука, исследующая цели и содержание, закономерности, средства, приёмы, методы и системы обучения, а также изучающая процесс учения и воспитания на материале иностранного языка.

    Метод – основная линия, определяющая общее направление процесса обучения, структуру и содержание процесса обучения (Карпов, Миролюбов).

    · является в большинстве случаев органической частью определенной теории обучения или методической системы (Салистра).

    · общий замысел для обеспечения особым образом организованной презентации изучаемого языка (Энтони).

    · совокупность принципиальных положений, лежащих в основе всех тех приёмов и способов, которые практически используются в процессе обучения (Беляев).

    Рассматривая сущность метода, прежде всего, следует исходить из того, что в методике преподавания и смежных науках термин «метод» должен пониматься различным образом. Это можно пояснить тем, что во всех смежных науках упомянутый термин истолковывается по-разному. В самом общем плане метод выступает как способ познания, путь исследования, путь достижения какой-либо цели или же решения определенной задачи.

    Приём – элементарный методический поступок, направленный на решение совершенно конкретной задачи преподавания на определенном этапе практического занятия. Серии следующих друг за другом приёмов – это и есть технология учебного процесса.

    Метод – обобщённая модель реализации основных компонентов учебного процесса по ин. языку, в основе которого лежит определенная доминирующая идея решения главной методической задачи.

    Система обучения — всеобщая модель учебного процесса, соответствующая определенной методической концепции, которой обуславливаются отбор материала, цель, формы, содержание и средства обучения.

    Четыре стратегии (системы, подхода) обучения (по Ляховицкому):

    1. Бихевиористический подход – в его основе лежат взаимоотношения «стимула» и «реакции». Главная задача обучения состоит в формировании навыков посредством интенсивной тренировки. Учебный материал очень интенсивно прорабатывается до тех пор, пока у учащегося не выработается законченные структуры автоматизированных речевых действий.

    2. Индуктивно – сознательный подход. Интенсивная работа над многочисленными примерами, что постепенно приводит к овладению языковыми правилами и речевыми действиями и к усвоению элементов теории изучаемого языка

    3. Познавательный подход – усвоение элементов теории изучаемого языка преимущественно в виде работы над изучением правил фонетики, грамматики, словоупотребления. При этом подходе тренировке отводится совсем незначительная роль, а в противовес ей акцентируется сознательное конструированное высказывание на языке.

    4. Интегрированный подход – воплощается в органическом соединении сознательных и подсознательных компонентов структуры обучения.

    Цель обучения иностранному языку — усвоение учащимся языкового материала, грамматических правил, лингвокультурологических сведений, формирование речевых навыков и умений, развитие абстрактного мышления.

    Дидактика – теория обучения, включающая цели, содержание, методы, средства и принципы обучения.

    Объектом исследования дидактики являются способы обучения и учения, как нечто данное в природе для передачи опыта одной группы людей другой, одного поколения другому.

    Предметом дидактики являются знания, полученные в результате исследования объекта, составляющие общую теорию обучения и включающие образование, преподавание, учение, закономерности процесса обучения и его компоненты.

    Типология обучения дидактики включает:

    · Иллюстративно – объяснительный тип обучения (объяснение, пример, демонстрация)

    · Репродуктивный (повторение)

    · Программированный (подкрепление)

    · Проблемный (поиск)

    В методике обучения иностранному языку существуют следующие типыобучения:

    · Ситуационный («метод гувернантки», аудиовизуальный и большинство интенсивных методов)

    · Грамматический (включает сознательно – сопоставительный метод, аудиолингвальный, устный метод Пальмера и др.)

    · Деятельностный (большинство современных методов связанных с обучением различным видам речевой деятельности: чтению, аудированию, говорению, письму и переводу)

    Объект исследования методики обучения иностранному языку – речевая деятельность во всех её проявлениях.

    Принцип – совокупность теоретических положений.

    Методический принцип обучения – отражающий специфику преподавания ИЯ, основанный на каком-либо подходе. Единой классификации принципов нет. Есть общие и частные специфические принципы.

    Общие методические принципы:

    1. Принцип дифференцированного подхода к обучению (неоднородность учебного предмета).

    2. Принцип управления учебным процессом.

    3. Принцип комплексного подхода к мотивации в обучении.

    4. Принцип вычленения конкретных ориентиров.

    Методика обучения иностранным языкам имеет свой объект исследования, отличный от объекта дидактики – это лингвистические и психологические данные, способные привести к формированию второй языковой личности, т.е. чтобы человек мог воспринимать и понимать мир через иностранный язык.

    Предметом являются знания, полученные в результате.

    Лекция2

    Как написать методологию исследования в четыре этапа

    В своей диссертации или диссертации вы должны будете обсудить методы, которые вы использовали для исследования. Глава «Методология» объясняет, что вы делали и как вы это делали, позволяя читателям оценить надежность и достоверность исследования. Он должен включать:

    Раздел методологии, как правило, должен быть написан в прошедшем времени.

    Шаг 1. Объясните свой методологический подход

    Начните с представления своего общего подхода к исследованию.

    Какую исследовательскую проблему или вопрос вы исследовали? Например, вы стремились систематически описать характеристики чего-либо, изучить недостаточно изученную тему или установить причинно-следственную связь? А какой тип данных вам нужен для достижения этой цели?

    • Вам нужны количественные данные (выраженные в цифрах) или качественные данные (выраженные словами)?
    • Вам нужно было собирать первичные данные самостоятельно или вы использовали вторичные данные, которые были собраны кем-то другим?
    • Собирали ли вы экспериментальные данные, контролируя и манипулируя переменными, или описательные данные, собирая наблюдения без вмешательства?

    В зависимости от вашей дисциплины и подхода вы также можете начать с обсуждения обоснования и предположений, лежащих в основе вашей методологии.

    • Почему это наиболее подходящий подход к ответам на ваши вопросы исследования?
    • Это стандартная методология в вашей области или она требует обоснования?
    • Были ли этические или философские соображения?
    • Каковы критерии достоверности и надежности в этом типе исследований?
    В количественном экспериментальном исследовании вы можете стремиться получить обобщенные знания о причинах явления. Достоверные исследования требуют тщательно спланированных исследований в контролируемых условиях, которые могут быть воспроизведены другими исследователями.В качественной этнографии вы можете стремиться к получению контекстуальных реальных знаний о поведении, социальных структурах и общих убеждениях определенной группы людей. Поскольку эта методология менее контролируема и более интерпретируема, вам нужно будет подумать о своей позиции исследователя, принимая во внимание то, как ваше участие и восприятие могли повлиять на результаты.

    Шаг 2. Опишите свои методы сбора данных

    После того, как вы ввели общий методологический подход, вы должны предоставить полную информацию о ваших методах сбора данных.

    Количественные методы

    В количественных исследованиях для получения достоверных обобщаемых результатов вы должны описать свои методы достаточно подробно, чтобы другой исследователь мог повторить ваше исследование.

    Объясните, как вы оперировали концепциями и измеряли свои переменные; ваш метод выборки или критерии включения / исключения; и любые инструменты, процедуры и материалы, которые вы использовали для сбора данных.