Методика диагностики самооценки дембо рубинштейн: Методика Дембо-Рубинштейн: тест на определение самооценки

Описание методики исследования самооценки Дембо

Как по методу Дембо-Рубинштейна иследуют самооценкуЛюди склонны к постоянной оценке своего поведения и своих поступков. Такой анализ необходим для развития личности и для создания гармоничных отношений с окружающими людьми.

Самооценка – это способность человека составить представление о своих действиях, о себе, о своих личностных качествах, навыках, недостатках и достоинствах.

Самооценка начинает формироваться в детском возрасте около трех лет. В этот период ребенок начинает проявляться как личность, идентифицировать себя с определённым полом, осознавать свою автономность от матери. Становясь старше, появляется возможность оценивать себя на элементарном уровне, анализировать отношение к себе окружающих. Так рождаются зачатки самооценки, которая формируется длительное время, пребывая всю жизнь в динамике.

Виды самооценки

В психологии, в зависимости от того, насколько правильно оценивает себя человек, можно выделить 2 основных вида самооценки: адекватная, неадекватная.

Адекватной считается мнения человека о себе , совпадающее с действительностью. В ином случае, когда самооценка резко расходится с мнением окружающих — она неадекватная. При этом самомнение может быть завышенным или заниженным.

При заниженной оценке развивается неуверенность в себе, которая проявляется во всей деятельности человеке.

Противоположность – завышенная самооценка. В этом случае человек считает себя идеальным или близким к этому.

Еще один критерий — стабильность самооценки

. Она может быть стабильной или поддаваться влиянию внешних факторов (плавающая). В первом случае мнение человека о себе остается неизменным в любых ситуациях. При плавающей оценке себя — она меняется в зависимости от успехов и поражений, от мнения окружающих, а именно от одобрения или осуждения.

Как формируется самооценка

Формирование самооценкиКаждому человеку присуща склонность сравнивать себя с определенным идеальным образом. Именно таким он хотел бы себя видеть. И здесь очень важно совпадение желаемого с реальным представлением о себе. Если наблюдаются очень большие различия — развивается заниженная оценка себя.

Большое влияние на формирование мнения о себе оказывает отношение окружающих к индивиду, особенно близких людей: родителей, друзей, родственников.

Также важно наличие реальных достижений в какой-либо сфере деятельности. Это значительно укрепляет самооценку.

Исследование самооценки

Иметь адекватную самооценку очень важно для личности, так как, в противном случае, проявляются проблемы в профессиональной деятельности, в общении, в родственных отношениях и т. п. Чтобы избежать ошибок и легко приспосабливаться в социуме необходимо своевременно обращать внимание на самооценку личности.

Вопросы адекватности самооценки интересовали психологов всегда, и время от времени предпринимались попытки разработать действенную методику. Одна из наиболее известных — диагностика Дембо — Рубинштейн. Она названа в честь создателей

Тамары Дембо и Сусанны Рубинштейн.

Внешне довольно простая методика позволяет определить отношение к себе при помощи теста, результаты которого интерпретируются психологом.

Для этого обследуемому предлагается отметить на вертикальных линиях уровень развития качеств личности и уровень притязаний: какой именно уровень развития этих качеств полностью бы удовлетворил человека.

Для проведения анализа испытуемому выдается бланк с изображением на нем семи линий. Линии имеют указания

верхней, нижней и средней точки. При этом средняя отмечена еле заметно.

Методику проводят индивидуально либо с целой группой. Работая фронтально — важно проверить, чтобы каждый участник правильно применил предложенные значки, отвечая на вопросы. На заполнение шкалы выделяется 10-12 минут, включая время чтения инструкции.

Инструкция к исследованию

В модификации исследования Дембо — Рубинштейн имеется 7 шкал:

  • Методика исследованияздоровье;
  • характер;
  • ум и способности;
  • наличие авторитета у сверстников;
  • внешность;
  • уверенность в себе;
  • умение что-либо делать самостоятельно.

Человек должен обозначить на линии место, которое, как он думает, соответствует текущему его уровню чертой (-).

Кружком (о) обозначается уровень качества, который хотелось бы иметь испытуемому, а крестиком (х) — то место, где он может оказаться, оценивая объективно свои возможности.

Анализ результатов

Анализируя результаты, первую шкалу (здоровье) не учитывают потому, что она не является личностной характеристикой

Ответы выражаются в баллах. Исходя из размера шкалы, равного 100 мм, человек получает количественную характеристику (например, 62 мм=62 баллам).

  1. По каждой из шести линий анализируют:
    1. а) уровень притязаний. Он определяется расстоянием от нижней точки шкалы до знака «х»;
    2. б) высота самооценки. Значение от «о» до «х»;
    3. в) расхождение между уровнем самооценки и притязаний. Это значение может выражаться отрицательным числом.
  2. Рассчитывается показатель средней величины уровня притязаний и уровня самооценки по всем шкалам согласно градации: «норма» и «очень высокий». Норма включает в себя три подгруппы: «низкий уровень», «средний» и «высокий».

Уровень притязаний

На нормальный реалистический уровень притязаний указывает результат равный 60-89 баллам. При этом оптимальным является

результат от 75 баллов. Он подтверждает реальное представление о собственных возможностях, что важно для личностного роста. Если испытуемый набирает от 90 до 100 баллов это говорит о нереалистическом отношении к своим способностям. Менее 60 баллов – заниженных уровень притязаний. Это индикатор неблагоприятного личностного развития.

Самооценка

Обработка данных по методике дембо-рубинштейн Адекватная самооценка выражается в наличии набранного количества баллов от 45 до 74. Если результат больше – она завышена, что указывает на отклонение в формировании личности. Это может подтверждать нечувствительность к собственным ошибкам, к оценке окружающих, неумение верно оценить результат своей деятельности.

Если исследуемый набирает менее 45 баллов – он недооценивает себя. Люди с заниженной самооценкой составляют «группу риска». При этом они делятся на два разных психотипа личности. В первом случае это подлинная неуверенность в себе, во втором — «защитная». Человек, декларируя себе самому свое неумение и отсутствие способностей, «защищает» себя и позволяет не прилагать никаких действий.

Соотношения между параметрами самооценки

Символы «х» находятся между символами (-) и (о). Расстояние между «х» и «о» указывает на интервал недостижимого, но желаемого. Анализ этого показателя дает представление об оптимизме испытуемого. Чем больше интервал, тем более оптимистично он настроен.

Кружки должны стоять ниже верхнего полюса. Если человек ставит отметку на полюсе, у него незрелое отношение к ценностям. Слишком высокая самооценка является признаком нереалистичности.

Если показатели разных шкал очень отличаются, это указывает на эмоциональную неустойчивость.

Уровень мечты человека символизирует идеальная самооценка — «о». Людям присуща потребность мечтать, но, когда мечта осуществляется, появляется новая. Для того чтобы сбыться, мечта должна стать целью. Символом «х» обозначается уровень реальных перспектив, целей. По мере достижения место превратившейся в цель мечты занимает другая мечта и по-прежнему «о» находится выше, чем «х».

Дополнительные приемы к методике

Результаты тестаПри проведении индивидуального исследования,согласно методике, ведется беседа, которая спровоцирована экспериментально. Человеку предлагается объяснить каких людей он считает несчастными, а каких счастливыми. В зависимости от отметки, которую расположит на шкале испытуемый, задается вопрос почему именно это местоположение он выбирает, что мешает ему быть счастливым? Само понятие счастья также подлежит обсуждению. Аналогичным образом обсуждаются остальные шкалы.

Во время проведения исследования дополнительно анализируется поведение человека во время эксперимента. Это дает полезную информацию для интерпретации результатов.

Сильное возбуждение, стремление задать вопросы, которые не относятся к делу и привлечь к себе внимание, очень быстрое выполнение заданий показывает на тревожность, которая проявляется у человека при столкновении сильного желания оценить и понять себя с боязнью проявить свою несостоятельность.

Чрезмерно медленное выполнение работы говорит о том, что выполняемое задание является для испытуемого очень значительным. Большое количество исправлений и зачеркиваний указывает на неустойчивость самооценки, на ее неопределенность.

Методика определения самооценки детей. (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн)

Методика определения самооценки детей. (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн)

Исследование самооценки с самого начала проводится в форме свободной беседы. Ребенку объясняется следующая инструкция.

Ниже нарисованы лесенки, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Если условно на этих лесенках расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся «самые здоровые», а на нижней — «самые больные», по аналогичному принципу расположатся люди и на остальных лесенках. Укажите свое место на ступеньках всех лестниц.

1. Самые здоровые
2. Очень здоровые
3. Здоровые
4. Более или менее здоровые.
5. Среднего здоровья
6. Более или менее больные 
7. Больные 
8. Очень больные
9. Самые больные

.1. Самые умные
 2. Очень умные        
 3. Умные         
 4. Более, менее умные        
 5. Среднего ума                             
 6. Более, менее неумные        
 7. Неумные 
 8. Глупые                            
 9. Самые глупые    

 

 

1. С прекрасным характером 
2. С хорошим характером
3. С более или менее хорошим
       характером                              
4. С неплохим характером
5. С обычным характером 
6. С неважным характером
7. С плохим характером
8. С очень плохим характером
9. С тяжелым характером

 1. Чрезмерно счастливы
 2. Очень счастливы
 3. Счастливы
4. Более или менее счастливы
5. Не очень счастливы
6. Мало счастливы
7. Несчастливы
8. Очень несчастливы
9. Самые несчастные


После разметки испытуемым шкал начинается следующий этап опыта — экспериментально спроецированная беседа, начиная со шкалы «счастье». Ее последовательность и план примерно таковы:

1. Каким образом Вы оцениваете себя «по счастью» (желательно добиться четкой словесной оценки). Это важно с двух точек зрения: во-первых, важно насколько она коррелирует с обозначенной на шкале точкой, во-вторых, словесная оценка позволяет перейти к выяснению ее содержательной части.

2. Чего Вам не хватает, чтобы быть самым счастливым?

3. Что нужно изменить, чтобы достичь этого состояния?

4. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые счастливые и почему?

5. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые несчастные и почему?  

Если испытуемый дает низкую оценку по этой шкале, необходимо уточнить: «Кто виноват в сложившейся ситуации?». Важно понять, кого испытуемый обвиняет в причине несчастья — себя или окружающий мир, необходимо при этом определить, какие свойства мира имеет в виду испытуемый.

Аналогичная процедура беседы проводится и при наличии очень высокой отметки на шкале.

Вслед за беседой по поводу шкалы «счастье» переходят к обсуждению показателей других основных шкал: характеристике ума, здоровья. В целом план беседы по каждой шкале всегда строится примерно в следующей последовательности.

1. Выяснение содержания актуальной оценки.

2. Выяснение полюсов шкалы.

3. Выяснение содержания желаемой оценки, способа ее достижения.

Дети с адекватной самооценкой, как правило, отмечают «свое место» на 4-5 ступеньках лесенки. Завышенная самооценка проявляется в выборе «своего места» на 1-2 ступеньках, дети с заниженной самооценкой отводят себе место на последних, 7-9 ступеньках лесенки. Сравнение самооценок ребенка по разным шкалам дает возможность определить сферу, в которой он чувствует себя достаточно уверенно, психологически комфортно (адекватная самооценка), и сферы, вызывающие у ребенка напряжение и проблемы (неадекватная самооценка).

Материал (1, 2, 3, 4 класс): Методика измерения самооценки Дембо — Рубинштейна

Методика измерения самооценки Дембо – Рубинштейна

С целью определения уровня действий самоопределения мы использовалась методика измерения самооценки Дембо–Рубинштейна адаптированная для младших школьников.

Цель:  выявление сформированности самооценки школьника

Оцениваемые УУД: действия, направленные на формирование личного, эмоционального отношения к себе.

Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.

Метод оценивания: беседа

Учащимся показывают лист бумаги с изображёнными на нём четырьмя пронумерованными кругами и дают следующую инструкцию. 

Посмотри на эти кружки. Представь, что все дети из твоего класса встали внутрь этих кругов.

В первый круг встали дети, у которых в школе всё получается. Они знают всё, что спрашивает учитель, отвечают на все вопросы, никогда не делают ошибок, всегда правильно себя ведут, им не делают ни одного замечания.

Во второй круг встали дети, у которых в школе почти всё получается: они отвечают почти на все вопросы учителя, но на некоторые ответить не могут, они почти всегда всё правильно решают, но иногда делают ошибки. Они себя правильно ведут почти всегда, но иногда забывают, и им делают замечания.

В третий круг встали дети, у которых в школе многое не получается: они отвечают только на самые лёгкие вопросы учителя, часто делают ошибки. Они часто плохо ведут себя, и учитель много раз делает им замечания.

В четвёртый круг встали дети, у которых в школе почти ничего не получается. Они не могут дать ответа почти ни на один вопрос учителя, у них очень много ошибок. Они не умеют себя вести, и учитель постоянно делает им замечания.

Покажи, в какой кружок встанешь ты. Почему?”

Сформированность самооценки

Заниженная самооценка -попадание в четвёртый круг. 

Адекватная самооценка – второй и третий круг. 

Завышенная – в первый круг.

Результаты самооценки учащихся

завышенный уровень —

адекватный уровень —

заниженный уровень –

Страница не найдена — Институт интегративной семейной терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
 
                         
 
Лицензия 77Л01 №0007170, рег.№036364, от 23 июля 2015г.    Телефон: +7 (495) 772-0021    Е-mail:
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.

Тамара Дембо (1902-1993; родилась в Баку, Россия; работала в Германии, затем в США) – известная исследовательница в области психологии, в свое время предложила использовать эту методику. Сусанна Яковлевна Рубинштейн (1911–1990) – советский психолог, модифицировала методику Т. Дембо для исследования самооценки.

Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но можно добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность собой и оптимизм.

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Проведение исследования

Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

здоровье;

ум, способности;

характер;

авторитет у сверстников;

умение многое делать своими руками, умелые руки;

внешность;

уверенность в себе.

На каждой линии чертой (–) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина – едва заметной точкой.

Методика может проводиться как фронтально – с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10–12 мин.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

По каждой из шести шкал определить:

  • уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;

  • высоту самооценки – от «о» до знака «–»;

  • значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой – расстояние от знака «х» до знака «–», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный – сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

В табл. даны количественные характеристики уровня притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7–10 классов городских школ (около 900 чел.).

Таблица. Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки учащихся 7-10 классов городских школ.

Параметр

Количественная характеристика (балл)

низкий

средний

высокий

Очень высокий

Уровень притязаний

Менее 60

60–74

75–89

90–100

Уровень самооценки

Менее 45

45–59

60–74

75–100

Дельта = УП – СО:

0 – 7 – уровень притязания не является стимулом для развития, особенно для низкой самооценки;

8 – 22 – умеренная. Школьник ставит задачи, которые может достичь, реально смотрит.

> 23 – конфликт. Низко оценивает себя, а уровень притязаний слишком высокий.

Отрицательная дельта – при низкой самооценке человек не развивается, махнул на себя рукой.

Литература:

1. В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986

2. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство). – М., 1970.

3. Энциклопедия психодиагностики. Диагностика детей под редакцией Д.Я. Райгородского, Бахрах-М, Самара, 2007

здоровье

ум, способности

характер

авторитет у сверстников

умение многое делать своими руками, умелые руки

внешность

уверенность в себе

__________________________________________________________________________________

здоровье

ум, способности

характер

авторитет у сверстников

умение многое делать своими руками, умелые руки

внешность

уверенность в себе

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки).

Подросткам дается следующая инструкция: Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются пять таких линий. Они обозначают: ум (способности), характер, авторитет у сверстников, умение много делать своими руками, внешность, уверенность в себе.

На каждой линии чертой (—) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени.

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено пять линий, высоты каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.

Бланк методики диагностики самооценки 

Инструкция. Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются пять таких линий. Они обозначают:

  1. ум;
  2. характер;
  3. общительность;
  4. популярность;
  5. уверенность в себе.

На каждой линии чертой (—) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени.

 

Обработка и интерпретация результатов теста самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан

 

Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54 мм = 54 баллам).

Среднее значение баллов по всем пяти шкалам дает уровень общей самооценки.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.


Надеюсь, этот материал поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (дипломные, курсовые, магистерские и др. работы по психологии; статистические расчеты).

Исследование самооценки (методика Дембо – Рубинштейн)

ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Методика предназначена для исследования самооценки у школьников; она основана на непосредственном оценивании (шкалировании) учащимися ряда личностных качеств, таких как способности, красота и т.д.Методика валидна для умственно отсталых младших школьников от 9 – 10 лет. Методика прошла апробацию в диссертационных исследованиях (Малинаускене М.А., 1977; Гаурилюс И.А., 1998), дипломных исследованиях выпускников ИСПиП.

Оборудование: бланк, на котором изображено 7 линий, высотой каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. Шкалы обозначены:

  1. здоровье;

  2. ум, способности;

  3. характер;

  4. авторитет у сверстников;

  5. умение много делать своими руками, умелые руки;

  6. внешность;

  7. уверенность в себе.

Инструкция: «Представь себе, что на этой линии (1 шкала) стоят все ученики твоей школы. Внизу стоят самые больные дети, они часто болеют, у них плохое здоровье. Вверху стоят дети с очень хорошим здоровьем, ни не болют, про их говорят, что они очень здоровые. Отметь, пожалуйста, где, как ты думаешь, находишься ты («-»). А теперь отметь, куда бы поставила тебя твоя учительница (друзья)» («Х»). Аналогичным образом ребенок оценивает себя по остальным шкалам.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка проводится по 6 шкалам (первая, тренировочная – «здоровье» — не оценивается). Каждый ответ выражается в баллах.

1. По каждой шести шкалам определяется:

  • уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «Х»;

  • высоту самооценки – от «0» до знака «-»

  • значение расхождений между уровнем притязаний и самооценкой – расстояние от знака «Х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки он выражается отрицательным числом.

  1. Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный – сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удовлетворяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высока» самооценка) удовлетворяют реалистическую («адекватную») самооценку.

Количество баллов от75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценки. Завышенная самооценка может указывать на незрелость личности, неумение правильно оценивать результаты своей деятельности.

Количество балов ниже 45 указывает на заниженную самооценку и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности.

Несуществующее животное

По своему характеру тест “Несуществующее животное” относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест – ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования. Методика валидна для умственно отсталых подростков от 9 – 10 лет. Дана методика была апробирована в дипломных исследованиях работах студентов ИСПиП/

Оборудование: лист формата А-4, простой карандаш средней мягкости

Инструкция: “Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и назовите его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием”.

Показатели и интерпретация

ПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ЛИСТЕ. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Расположение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части – обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ СМЫСЛОВАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо – устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется – осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности – следует решить дополнительно.)

Положение “анфас”, т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.

На голове расположены детали, соответствующие органам чувств – уши, рот, глаза. Значение детали “уши” – прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ – как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно – зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами – вербальная агрессия, в большинстве случаев – защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы – истеро-идно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы – также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемой ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога – защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками – когтями, щетиной, иглами – характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья – тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.

НЕСУЩАЯ, ОПОРНАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (ноги, лапы, иногда – постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формированияе-суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе – это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части – конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей – своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небаналыюсть; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

ЧАСТИ, ПОДНИМАЮЩИЕСЯ НАД УРОВНЕМ ФИГУРЫ. Могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали – энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, “самораспространение” с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа – крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали – демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

ХВОСТЫ. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции – судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо – отношение к своим действиям и поведению. Влево – отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

КОНТУРЫ ФИГУРЫ. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная – если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой – если имеет место затемнение, “запачкивание” контурной линии; с опасением, подозрительностью – если поставлены щиты, “заслоны”, линия удвоена. Направленность такой защиты – соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры – против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур – защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры – недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое – элементы “защиты”, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа – больше в процессе деятельности (реальной), слева – больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

ОБЩАЯ ЭНЕРГИЯ. Оценивается количество изображенных деталей – только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, – или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но “ усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае – экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии – слабая паутинообразная линия, “возит карандашом по бумаге”, не нажимая на него.) Обратный же характер линий – жирная с нажимом – не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) – резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ , выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

ОЦЕНКА ХАРАКТЕРА ЛИНИИ (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, “островки” из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, “запачкивание”, отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же – фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему “Я”, представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное – представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, – свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности “очеловечивания” животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии – когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков – вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно – ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело “животного” – постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного – рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму “готового”, существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается “готовая” существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим – кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, “бегекот”, “мухожер” и т.п.). Другой вариант – словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием (“ратолетиус” и т.п.). Первое – рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе – демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления (“лялие”, “лиошана”, “гратекер” и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

Наблюдаются иронически-юмористические названия (“риночурка”, “пузыренд” и т.п.) – при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы (“тру-тру”, лю-лю”, “кускус” и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями (“аберосинотиклирон”, “гулобарниклета-миешиния” и т.п

Примерная сводная таблица показателей по методике «Несуществующее животное»

Ф.И.О.

Положение на листе

Поворот

головы

Большие уши

Рот+язык

Четко прорисованные губы

Зачерченный рот

увеличеный размер головы

уменьшенный размер головы

Четко прорисованная радужка

защитно-агрессивные детали

Демонстративные детали

НАЛИЧИЕ МЕЖАНИЧЕСКИХ ВКЛЮЧЕНИЙ

РАЗВЕРНУТЫЕ КРЫЛЬЯ

СВЕРНУТЫЕ КРЫЛЬЯ

НАЛИЧИЕ СЕКСУАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ

РЫБИЙ ХВОСТ, ПЛАВНИК, ЧЕШУЯ

ОДНОТИПНОСТЬ КОНЕЧНОСТЕЙ

УСТОЙЧИВАЯ ФИГУРА

НЕУСТОЙЧИВАЯ ФИГУРА

ПОВОРОТ ХВОСТА

угловатость фигуры

затемнение контурных линий

угрожающее животное

угрожаемое животное

нейтральное животное

В верхней части

В нижней части

В середине

Вправо

Влево

«анфас»

Зубы

Когти

Копыта

Рога

Иглы

Щиты

Панцири

Ресницы

Грива

Прическа

Украшающие детали

Кисточки

Элементы одежды

Вправо

Влево

Вниз

Вверх

Методология Дембо Рубинштейна: исследование самооценки

Некоторые прекрасно выступают перед публикой, другие не стесняются спрашивать о цене товара в магазине. Некоторые люди терпят унижение, чтобы быть принятыми в круг общения, другие несут невидимую корону самостоятельно и не позволяют никому приближаться к себе. В чем причина такого поведения людей? Есть одна личностная характеристика, которая объединяет все вышеперечисленные модели человеческого поведения — это самооценка.

Что такое самооценка человека?

Мы часто слышим такую ​​вещь, как «самооценка». Он используется не только профессиональными психологами, учителями или врачами, мы также можем услышать об этой личностной характеристике в повседневном общении. Что это? Самооценка относится к представлениям человека о его собственной важности и ценности для других, а также к оценке его собственных недостатков и положительных качеств, эмоций, чувств самим человеком.

Когда он начинает формироваться?

Самоуважение не может быть сформировано, не имея больше одного личного свойства — самосознания.Это происходит в детстве, примерно до 3 лет, когда ребенок осознает свою автономию от матери, отождествляет себя с определенным полом и начинает проявлять себя как личность (так называемый «семизвездный кризис» этого возраста). Когда ребенок вырастет, у него есть возможность на начальном уровне оценить себя и проанализировать отношение окружающих к нему. В этом возрасте можно говорить о зачатках самооценки, так как она формируется в течение длительного времени и остается в динамике на протяжении всей жизни.

Типы самооценки

Специалисты выделяют несколько типов самооценки, которые можно исследовать с помощью психологических инструментов (например, методология Будассе исследования I-концепции или метод Дембо-Рубинштейна). Самооценка состоит из самооценки себя и идеала.

Существуют различные отношения между этими двумя структурами личности («Я-реальный», «Я-идеал»). В зависимости от качества этих отношений, самооценка человека меняется.

  • Недооцененная самооценка — большая разница между идеями о том, кто я на самом деле и каким я должен быть в идеале. Само по себе отсутствие безопасности, развивающееся в этом случае, проявляется во всех видах человеческой деятельности.
  • Адекватная самооценка — нормальные отношения между «я-реальным» и «я-идеалом». Человек ведет себя адекватно ситуации.
  • Завышенная — различий между двумя вышеупомянутыми структурами личности практически нет.Человек склонен считать себя если не идеалом, то очень близким ему.

Методология Дембо-Рубинштейна — самооценка, описание

Для человека очень важно иметь адекватную самооценку, потому что в противном случае возникают проблемы в общении, профессиональной деятельности, родственных связях и так далее. Необходимо своевременно обращать внимание на самооценку личности, чтобы избежать ошибок в ее социальной адаптации.

Методика Дембо-Рубинштейна позволяет определить, какую самооценку человек имеет.Это происходит с помощью тестовых отметок на определенных шкалах. Человеку дается форма, в которой написаны инструкция и основное задание. Для определения уровня самооценки используется классическая методология Дембо-Рубинштейна.

Модификация прихожан по этой методике используется в последнее время в различных учебных заведениях и на работе. Модифицированная методология А.М. Прихожана содержит 7 шкал (в отличие от 4 оригинальных). Автор модификации добавил такие шкалы, как «умение что-то делать своими руками», «внешность», «узнавание сверстников», а также изменил шкалу «счастья» на «уверенность в себе».

Инструкции для изучения

Человек может понять, что необходимо сделать, прочитав инструкции. Он говорит, что у каждого есть возможность оценить свои способности, качества, возможности и т. Д. Его оценка может быть выражена в сегменте. от которого одна нижняя точка начинается на одном конце, на другом конце — максимум 10 баллов. Необходимо отметить на каждой шкале тире «-» уровень, на котором сейчас находится развитие этого качества или свойства. Затем на этих шкалах необходимо отметить крестиком «х» уровень, на котором испытуемый может чувствовать себя довольным собой или гордостью.

Шкалы в тесте

Методология Дембо-Рубинштейна включает в себя следующие шкалы:

  • единиц здоровья;
  • способности и ум человека;
  • его характер;
  • ли он пользуется авторитетом среди сверстников;
  • умение что-то делать своими руками, своими руками;
  • уверенность в себе;
  • внешность человека.

Метод подходит для индивидуальных и фронтальных исследований. При работе с группой необходимо проверить каждого, как он заполнил первую тренировочную шкалу — «здоровье».Модификация методики Дембо-Рубинштейна включает время, необходимое для выполнения тестового задания, от 10 до 12 минут.

Анализ результатов

При обработке и анализе результатов первая шкала не учитывается, поскольку это не личная характеристика. Длина каждой шкалы должна быть точно равна 100 мм, тогда каждый помеченный крест и штрих будет иметь количественную характеристику (например, 48 мм — 48 баллов).

Техника Дембо-Рубинштейна позволяет нам определять только уровень самооценки, но также и уровень личных устремлений.Этот показатель определяется при измерении балла от «0» до «x». Соответственно, уровень самооценки по конкретной шкале можно измерить от «0» до «-».

Затем вычислите расстояние от «x» до «-«. Если возникает ситуация, когда уровень притязаний ниже, чем личная самооценка, оценки выражаются в отрицательных числах. Затем рассчитывается балл и определяется самооценка. Метод Дембо-Рубинштейна прост в обработке, поэтому его часто используют. Но специалисты почти всегда используют его в модификации прихожан.

Расшифровка показателей

.
Методология Дембо Рубинштейна: исследование самооценки

Некоторые отлично выступают перед публикой, другие — не стесняйтесь спрашивать о цене товара в магазине. Некоторые люди терпят унижение, чтобы быть принятыми в круг общения, другие несут невидимую корону самостоятельно и не позволяют никому приближаться к себе. В чем причина такого поведения людей? Есть одна личностная характеристика, которая объединяет все вышеперечисленные модели человеческого поведения — это самооценка.

Что такое самооценка человека?

Мы часто слышим такую ​​вещь, как «самооценка». Он используется не только профессиональными психологами, учителями или врачами, мы также можем услышать об этой личностной характеристике в повседневном общении. Что это? Самооценка относится к представлениям человека о его собственной важности и ценности для других, а также к оценке его собственных недостатков и положительных качеств, эмоций, чувств самим человеком.

Когда он начинает формироваться?

Самоуважение не может быть сформировано, не имея больше одного личного свойства — самосознания.Это происходит в детстве, примерно до 3 лет, когда ребенок осознает свою автономию от матери, отождествляет себя с определенным полом и начинает проявлять себя как личность (так называемый «семизвездный кризис» этого возраста) , Когда ребенок вырастет, у него есть возможность на начальном уровне оценить себя и проанализировать отношение окружающих к нему. В этом возрасте можно говорить о зачатках самооценки, так как она формируется в течение длительного времени и остается в динамике на протяжении всей жизни.

Типы самооценки

Специалисты выделяют несколько типов самооценки, которые можно исследовать с помощью психологических инструментов (например, методология Будассе исследования I-концепции или метод Дембо-Рубинштейна). Самооценка состоит из самооценки себя и идеала.

Существуют различные отношения между этими двумя структурами личности («Я-реальный», «Я-идеал»). В зависимости от качества этих отношений, самооценка человека меняется.

  • Недооцененная самооценка — большая разница между идеями о том, кто я на самом деле и каким я должен быть в идеале. Само по себе отсутствие безопасности, развивающееся в этом случае, проявляется во всех видах человеческой деятельности.
  • Адекватная самооценка — нормальные отношения между «я-реальным» и «я-идеалом». Человек ведет себя адекватно ситуации.
  • Завышенная — различий между двумя вышеупомянутыми структурами личности практически нет.Человек склонен считать себя если не идеалом, то очень близким ему.

Дембо-Рубинштейн встретил

.

методов самооценки

Методы самооценки

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САМООЦЕНКИ в CLASSROOM:
Обоснование и предложенные методы
Кристин Кумб и Кристина Каннинг


1. Введение
В течение последних 10 лет наблюдается всплеск интереса к самооценке методологии в обучении иностранному / второму языку.Работа была предпринята во многих частях мира и несколько докладов о теоретическом и практическом последствия использования методов самооценки (см. Оскарссон 1997). В этой статье излагается обоснование использования методов самооценки в преподавании, изучении и оценке языка и представляет некоторые практические идеи, которые иллюстрируют многие происходящие события.

2. Зачем использовать самооценку?
Согласно Blue (1994), интерес к самооценке развился из более общий интерес в области автономного обучения или независимости учащихся.Тем не менее, это рассматривается как одна из наиболее проблемных областей обучение. Широко признано, что учащиеся могут не иметь необходимого опыт для вынесения суждений такого рода. Несмотря на эту критику, Есть ряд причин, по которым самооценка должна поощряться на языке классы.

Матс Оскарссон (1989), известный ученый в области самооценки, дает шесть различных причин, по которым самооценка может быть полезна для изучения языка.Во-первых, он подчеркивает, что самооценка способствует обучению, простому и понятному. Это дает учащимся обучение в области оценки, что приводит к выгоде для обучения обработать. Во-вторых, это дает учащимся и учителям повышенный уровень осведомленности. воспринимаемых уровней способностей. Обучение самооценке, даже в самой простой форма, как спрашивать «Что я изучал?» поощряет учеников смотреть на содержание курса более проницательным образом. В-третьих, это очень мотивирует с точки зрения целенаправленности.В-четвертых, благодаря использованию методологий самооценки, диапазон методов оценки расширен в классе. В следствии использования самооценки, ученик расширяет свой опыт в рамках оценки. В-пятых, практикуя самооценку, студенты участвовать в собственной оценке (Дикинсон, 1987). Они, по сути, разделяют оценка бремени с учителем. Наконец, успешно вовлекая студентов по их собственной оценке, последующие положительные эффекты последуют.

3. Методы и процедуры самооценки
Несмотря на критику, направленную против самооценки с точки зрения действительности и надежности, преподаватели успешно использовали следование методам и процедурам самооценки в классе.

3.1 Студенческие успеваемости
Оскарссон (1984) описывает студенческие успеваемости как простую самооценку инструменты, которые были использованы в различных образовательных учреждениях по всему миру.Проще говоря, студенческие успеваемости определяют ряд краткосрочных функциональных цели и сгруппировать их в градуированные блоки на разных уровнях сложности. Участвовать в этом мероприятии могут как студенты, так и учителя. Студент может отметьте галочкой (в столбце «учащийся») каждый языковой навык или вид деятельности, которые он / она уверен в успешном выполнении. Учитель может позже поставить галочку (в учитель колонка) упражнение, как только ученик освоил его. Пример деятельности следующим образом:

Способность студент учитель
Читать и понимать тексты на тему путешествий.
Слушай и понимай отрывки на тему путешествий.
Поговорим о прошлых и будущих поездках или отпусках.
Напишите маршрут на предстоящий отпуск.

3.2 Рейтинговые шкалы, контрольные списки и вопросники
Популярной техникой в ​​области самооценки было использование рейтинговые шкалы, контрольные списки и анкеты. Эти три метода были используется в качестве средства, позволяющего учащимся оценить свое воспринимаемое общее владение языком или уровень способности. Много развивающей работы было сделано в этой области через использование «высказываний способностей», таких как «я могу читать и понимать газетные статьи, предназначенные для носителей языка.»(Кумб 1992; Оскарссон 1984).

Рассмотрим следующий пример прослушивания, полученный от Рааша (1979).
Чтобы завершить упражнение, ученик указывает свою предполагаемую способность справиться с ситуациями, отметив описанный уровень производительности.

Я понимаю язык, а также носитель языка

5

4.5

Я понимаю большинство сказанного на языке, даже когда говорят носителями языка, но имеют трудности в понимании диалектов и сленг.
Мне также трудно понимать речь в неблагоприятных условиях
(т.е. через плохие динамики на улице и т. д.)

4

3.5

Я могу следить и понимать основные моменты, касающиеся повседневные и общие вещи, когда говорят нормально и четко, но не понимать носителей языка, если они говорят очень быстро или используют сленг или диалект

3

я вообще не понимаю язык

1

3.3 дневника ученика и диалог Журналы
Дневники учеников и диалоговые журналы были предложены как один из способов систематизирующая самооценка для студентов (Оскарссон, 1984; Дикинсон, 1987). Следует поощрять учащихся писать о том, что они узнали, о том, что они воспринимают уровень владения содержанием курса, и что они планируют делать со своими приобретенные навыки.

3,4 Видеозаписи
В нынешний технологический век никакая другая аудиовизуальная помощь не может сравниться с потенциал видеорегистратора.Видео может быть использовано несколькими способами поощрять самооценку в классе. Например, студенты могут быть на видеокассете или они могут записать видео на пленку друг другу, а затем оценить свои языковые навыки. Очевидным преимуществом использования видео в самооценке является то, что студенты может оценить не только свои коммуникативные или языковые навыки, но и их паралингвистические (то есть язык тела), а также навыки.

4. Заключение
Подводя итог, можно сказать, что использование самооценки дает ряд преимуществ. в классе.Это позволяет студентам отобразить свои знания языка в различные моменты в течение курса и / или семестра. Это также помогает студентам в развитии критических факультетов. Самооценка также позволяет студентам смотреть на язык более конкретно. Благодаря использованию методов Упомянутая в этой статье самооценка мотивирует студентов взглянуть на свои сильные и слабые стороны и стать более самостоятельными учениками, что является фундаментальным часть учебного процесса.

Список литературы
Blue, G. (1994). Самооценка навыков владения иностранным языком Работай? CLE Рабочие материалы. № 3 с. 18-35 (ED 396 569.
Кумб, C. (1992) Связь между оценками самооценки функциональных навыков грамотности и базовых результатов теста на знание английского языка у взрослых Беженцы, изучающие ESL. Кандидат наук. Дисс. Университет штата Огайо.
Дикинсон, Л. (1987). Самообучение в изучении языка.Кембридж: КРУЖКА.
Оскарссон, М. (1984). Самооценка навыков владения иностранным языком: опрос научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Страсбург: Совет Европы.
Оскарссон, М. (1997) «Самооценка иностранного и второго языка Мастерство «. В Энциклопедии языка и образования, вып. 7. Kluwer Academic Publishers, стр. 175-187.
Оскарссон, М. (1998). «Самооценка учащимся языковых навыков».Информационный бюллетень IATEFL TEA SIG, ноябрь 1998 г.,

,
границ | Академическая самоэффективность и успеваемость в онлайн-обучении: мини-обзор

Введение

В последнее время среда онлайн-обучения или дистанционного обучения была расширена для поддержки процессов обучения в различных областях и на разных уровнях знаний или навыков. Одной из тем, которая привлекла наибольшее внимание, является то, как максимизировать академические достижения или результаты обучения. Хотя сообщалось, что на результаты онлайн-обучения влияет самоэффективность ИКТ или другие факторы (e.g., So et al., 2012; Cussó-Calabuig et al., 2018), недавний метаанализ недавно привлек внимание к академической самоэффективности (ASE) (например, Robbins et al., 2004; Richardson et al., 2012; Honicke and Broadbent, 2016 для последних обзоров о связи между ASE и успеваемостью).

В этой статье рассматриваются предыдущие выводы о взаимосвязи между ASE и успеваемостью в условиях онлайн-обучения. Кроме того, будущие направления отношений обсуждаются.Соответственно, теоретическая концепция самоэффективности (SE) объясняется. Кратко рассмотрены результаты взаимосвязи между SE и результатами обучения / академической успеваемости в общеобразовательной / учебной среде. В настоящее время ограниченные результаты не позволяют проводить систематический мета-анализ взаимосвязи между ASE и успеваемостью в среде онлайн-обучения. Следовательно, сфокусированный описательный обзор, основанный на недавних результатах отношений, обрисован в общих чертах. Наконец, обсуждаются будущие направления, особенно в отношении сходных и различных аспектов между общей учебной / образовательной средой и онлайновой учебной средой.

Самоэффективность

Концепция общего SE была первоначально предложена Бандурой в его теории социального познания. SE можно определить как веру человека в его или ее способность преуспеть в конкретной ситуации или выполнить определенную задачу (например, Bandura, 1977, 1997, 2012). Хотя концепция самооценки очень похожа, самооценка включает в себя эмоциональную оценку индивида собственной ценности. В отличие от этого, SE включает в себя оценку индивидуумом собственной способности достичь цели или уверенности в себе для этого.Например, в академической ситуации можно предположить, что учащиеся с высоким уровнем SE имеют более высокую мотивацию к обучению, что приводит к более высоким академическим достижениям, потому что эти учащиеся считают, что они способны достичь своей цели. Известно, что SE зависит от пола, возраста и области. Хуан (2012) провел метаанализ и сообщил, что ASE различается в зависимости от пола, возраста, а также в таких областях, как математика и социальные науки.

С теоретической точки зрения, SE может быть усилено с помощью опыта мастерства, наблюдения за кем-то, преуспевающего, и социального убеждения, такого как прямое поощрение.Кроме того, предполагается, что физиологические факторы влияют на СЭ. Например, восприятие боли, усталости и страха может оказать заметное вредное воздействие на SE. В двойном исследовании генетические факторы объяснили 75% вариации SE (Waaktaar and Torgersen, 2013).

Влияние Асе на успеваемость

На сегодняшний день во многих предыдущих исследованиях сообщалось, что ASE учащегося тесно связана с успеваемостью (например, Robbins et al., 2004; Richardson et al.2012; Хонике и Бродбент, 2016). Результаты последовательно показывают, что более высокие оценки ASE, скорее всего, приведут к более высокому уровню успеваемости. Кроме того, Роббинс и соавт. (2004) продемонстрировали, что мотивация достижения влияет на успеваемость. Ричардсон и соавт. (2012) обнаружили, что цели оценки и регулирование усилий являются сильными факторами в академической успеваемости, подобно ASE. Хонике и Бродбент (2016) отметили, что регулирование усилий, стратегии глубокой обработки и целевая направленность смягчали взаимосвязь между ASE и успеваемостью.Как уже отмечалось, два аспекта метаанализа были признаны наиболее значимыми факторами, влияющими на успеваемость, кроме ASE, в аспектах, связанных с целями, а именно: поставленные цели, целевая ориентация и регулирование усилий. Кроме того, хотя было проведено лишь небольшое количество продольных исследований взаимосвязи между ASE и успеваемостью, самый последний метаанализ показал, что более высокий ASE повышает успеваемость в продольном и наоборот (Talsma et al., 2018).Напротив, некоторые исследования не выявили существенной связи между ASE и успеваемостью (например, Crippen et al., 2009; Cho and Shen, 2013; Gębka, 2014). Операционализация ASE, сроки измерения и культурные различия были предложены в качестве причин (Honicke and Broadbent, 2016). В настоящее время предполагается, что ASE является одним из наиболее важных факторов или предикторов для учащихся для достижения успеха в обучении. Это может означать, что, если ASE учащегося повышается, он может достичь более высоких академических результатов.

Методы

В этой статье предыдущие исследования искали следующим образом. Прежде всего, в Web of Science для поиска предыдущих исследований использовались следующие параметры поиска: TS = [(«академическая самоэффективность» ИЛИ «академическая самоэффективность») И («академическая успеваемость» ИЛИ «академическая успеваемость» ИЛИ «Академический результат» ИЛИ «результат обучения») И (электронное обучение ИЛИ «дистанционное обучение» ИЛИ «дистанционное обучение» ИЛИ «дистанционное обучение»)]. Только исследования, изучающие корреляцию или моделирование между ASE и успеваемостью в условиях онлайн обучения, были выбраны вручную.Кроме того, в предыдущих трех исследованиях мета-анализа, посвященных изучению взаимосвязи между ASE и успеваемостью, включая все образовательные условия (т. Е. Robbins et al., 2004; Richardson et al., 2012; Honicke and Broadbent, 2016), только исследования по онлайн-обучению настройки были извлечены из этих списков ссылок. Кроме того, предыдущие исследования, посвященные изучению корреляции или моделирования между ASE и успеваемостью в условиях онлайн-обучения, были взяты из этих списков ссылок в вышеупомянутых выделенных исследованиях.

Результаты

В результате были найдены следующие шесть исследований: Lynch and Dembo (2004), Yukselturk and Bulut (2007), Kitsantas and Chow (2007), Crippen et al. (2009), Cho и Shen (2013) и Joo et al. (2013). Характеристики этих исследований представлены в таблице 1.

www.frontiersin.org

Таблица 1. Характеристики шести исследований, включенных в текущий обзор.

Влияние ASE на успеваемость в условиях онлайн обучения

Что касается влияния ASE на успеваемость в онлайн-среде обучения, четыре исследования показали, что ASE коррелирует с успеваемостью (Lynch and Dembo, 2004; Kitsantas and Chow, 2007; Yukselturk and Bulut, 2007; Joo et al., 2013), в то время как два исследования не выявили значимых результатов (Crippen et al., 2009; Cho и Shen, 2013). Поскольку все предыдущие исследования по-разному использовали специализированное содержание курса университета / колледжа, его нельзя использовать для объяснения противоречивых результатов (см. Таблицу 1). Кроме того, культурные различия не могут быть использованы для объяснения противоречивых результатов, потому что, как показано в таблице 1, потому что студенты из Соединенных Штатов и Китая участвовали в двух исследованиях, которые не дали существенных результатов (Crippen et al.2009; Cho and Shen, 2013), в то время как студенты из США, Турции и Кореи участвовали в исследованиях, которые выявили важные результаты (Lynch and Dembo, 2004; Kitsantas and Chow, 2007; Yukselturk and Bulut, 2007; Joo et al., 2013) , Участники всех исследований имели одинаковый уровень образования, так как они были студентами университета / колледжа (см. Таблицу 1).

Ни в этом исследовании, ни в Honicke and Broadbent (2016) не было найдено убедительного единственного объяснения таких разных результатов, но может быть одна возможность.53 исследования, проанализированные Honicke и Broadbent (2016), включают все параметры обучения, и только шесть (11,3%) не показали существенной корреляции между ASE и успеваемостью. Два из шести исследованных исследований (33%) не показывают значимой корреляции, и это соотношение было больше для онлайн-классов, чем для традиционных классов. Большее соотношение может отражать факторы, отличные от ASE, такие как отношение учащихся к онлайн-обучению или знакомство с устройствами для онлайн-обучения (Cussó-Calabuig et al., 2018).

Исследования, сообщающие о значительных корреляциях (Richardson et al., 2012; Honicke and Broadbent, 2016), сообщают о различных тенденциях. Например, в традиционной учебной среде цели оценки, целевая ориентация и регулирование усилий оказывают самое сильное влияние, помимо самоэффективности, на результаты обучения. Ценность задачи соотносится с результатами онлайн-обучения в двух из шести исследований. Это различие может быть связано с характеристиками учащихся и различиями в классе и в режиме онлайн.Например, онлайн-обучение основано на задачах и, возможно, мотивирует студентов, которые ориентированы на выполнение задач.

Потенциальные факторы, которые соотносятся с результатами онлайн-обучения

В предыдущих исследованиях также рассматривались различные факторы успеваемости в учебных заведениях, отличных от ASE. Например, Yukselturk and Bulut (2007) и Joo et al. (2013) обнаружили, что значение задачи коррелирует с результатами онлайн-обучения. Кроме того, Yukselturk and Bulut (2007) и Crippen et al.(2009) раскрыли цель мастерского подхода и внутреннюю мотивацию как факторы соответственно. Предполагается, что эти два фактора связаны с мотивацией к обучению. Кроме того, вербальные способности (Lynch and Dembo, 2004), уровень образования, обращение за помощью, угрозы (Kitsantas and Chow, 2007), саморегулируемые стратегии обучения, использование когнитивных стратегий (Yukselturk and Bulut, 2007), время входа в систему, усилия регулирование (Cho and Shen, 2013), удовлетворенность и настойчивость (Joo et al., 2013), как сообщалось, коррелировали с результатами онлайн-обучения.

Факторы, которые были протестированы, но незначительно связаны с результатами онлайн-обучения

Предыдущие исследования также выявили несколько факторов, которые не были значительно связаны с результатами онлайн-обучения. Хотя различные факторы не имели сильной значимой корреляции, было установлено, что внешняя мотивация не была значительно коррелированной в двух из шести исследований (Yukselturk and Bulut, 2007; Cho and Shen, 2013). Кроме того, два из шести исследований продемонстрировали, что внутренние факторы, связанные с мотивацией, не были значимыми (Lynch and Dembo, 2004; Cho and Shen, 2013).Результаты этого внутреннего фактора, связанного с мотивацией, противоречивы, потому что цель мастерского подхода и внутренняя мотивация оказались значимыми в других исследованиях, как описано выше (Yukselturk and Bulut, 2007; Crippen et al., 2009).

Педагогические последствия и направления для будущих исследований

Предыдущие выводы о взаимосвязи между ASE и успеваемостью в условиях онлайн обучения были обобщены в этой обзорной статье. В настоящее время, хотя результатов для проведения мета-анализа недостаточно, можно постулировать, что ASE имеет тенденцию коррелировать с успеваемостью в среде онлайн-обучения, аналогичной общей среде обучения.Тем не менее, были также обнаружены различные тенденции между онлайн и общей средой обучения. Характеристики, характерные для среды онлайн-обучения, могут влиять на связь между ASE и успеваемостью.

В частности, текущие результаты показывают, что ученикам, учителям и родителям, возможно, придется обратить внимание на следующие два момента. Во-первых, поскольку знакомство с устройствами для онлайн-обучения может повлиять на взаимосвязь между ASE и успеваемостью в условиях онлайн-обучения, те, кто не умеет пользоваться устройствами для онлайн-обучения, могут не достичь достаточно высоких академических успехов в условиях онлайн-обучения.Во-вторых, поскольку значения задач тесно связаны с отношениями между ASE и успеваемостью, учащимся, учителям и родителям может потребоваться выбрать программное обеспечение для онлайн-обучения, которое, по их мнению, будет иметь самый ценный контент и / или задачи для учащихся.

Для исследователей рекомендуется, чтобы в будущих исследованиях изучалась связь между ASE и успеваемостью в условиях онлайн-обучения, а также определялись факторы, влияющие на отношения. В частности, из-за возможных различий между общей учебной средой и онлайновой учебной средой, необходимо изучить причины этих различий.Впоследствии, основываясь на этих выводах, будущие исследования должны добавить больше экспериментальных результатов в условиях онлайн-обучения и провести мета-анализ для систематического выяснения взаимосвязи между ASE и успеваемостью в условиях онлайн-обучения, а также других ее влиятельных факторов, таких как знакомство с устройствами для онлайн-обучения, отношение к ним и их компетентность.

Вклад автора

Автор подтверждает, что является единственным автором этой работы, и утвердил ее для публикации.

Финансирование

Эта работа была поддержана JSPS KAKENHI, номерами грантов JP15639977 и JP18989012.

Заявление о конфликте интересов

Автор заявляет, что исследование проводилось в отсутствие каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могут быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.

Отзывы

Бандура, А. (1977). Самоэффективность: к объединяющей теории изменения поведения. Psychol. Откр. 84, 191–215.doi: 10.1037 / 0033-295X.84.2.191

CrossRef Полный текст | Google Scholar

Бандура, А. (1997). Самоэффективность: осуществление контроля . Нью-Йорк, Нью-Йорк: У. Х. Фриман и Компания.

Google Scholar

Бандура, А. (2012). «Социальная когнитивная теория», Справочник по теориям социальной психологии , Vol. 1, ред. П. М. Ван Ланге, А. В. Кругланский и Э. Хиггинс (Таузенд-Оукс, Калифорния: Sage Publications Ltd), 349–373.

Google Scholar

Чо, М.H. и Shen, D. (2013). Саморегуляция в онлайн-обучении. Дистанционное образование. 34, 290–301. doi: 10.1080 / 01587919.2013.835770

CrossRef Полный текст | Google Scholar

Crippen, K.J., Biesinger, K.D., Muis, K.R. and Orgill, M. (2009). Роль целенаправленной ориентации и самоэффективности в обучении на рабочих веб-примерах. J. Взаимодействовать. Учиться. Местожительство 20, 385–403.

Google Scholar

Cussó-Calabuig, R., Farran, X.C. и Bosch-Capblanch, X.(2018). Влияние интенсивного использования компьютеров в средней школе на гендерные различия в отношении к ИКТ: систематический обзор. воспит. Inf. Technol. 23, 2111–2139. doi: 10.1007 / s10639-018-9706-6

CrossRef Полный текст | Google Scholar

Гебка, Б. (2014). Психологические детерминанты успеваемости студентов вузов: эмпирическое исследование. Дж. Высшее. Образа. 38, 813–837. doi: 10.1080 / 0309877X.2013.765945

CrossRef Полный текст | Google Scholar

Хонике, Т.и Broadbent, J. (2016). Влияние академической самоэффективности на успеваемость: систематический обзор. воспит. Местожительство Откр. 17, 63–84. doi: 10.1016 / j.edurev.2015.11.002

CrossRef Полный текст | Google Scholar

Joo, Y.J., Lim, K.Y., and Kim, J. (2013). Локус контроля, самоэффективности и ценности задач как предикторы результатов обучения в контексте онлайн-университета. Comput. Образа. 62, 149–158. doi: 10.1016 / j.compedu.2012.10.027

CrossRef Полный текст | Google Scholar

Кицантас, А.и Чоу А. (2007). Предполагаемая угроза студентам колледжа и предпочтение обращения за помощью в традиционных, распределенных и дистанционных учебных средах. Comput. Образа. 48, 383–395. doi: 10.1016 / j.compedu.2005.01.008

CrossRef Полный текст | Google Scholar

Линч Р. и Дембо М. (2004). Связь между саморегуляцией и онлайн-обучением в смешанном контексте обучения. Int. Rev. Res. Открыть Расст. Учиться. 5, 1–16. doi: 10.19173 / irrodl.v5i2.189

CrossRef Полный текст | Google Scholar

Ричардсон М., Абрахам С. и Бонд Р. (2012). Психологические корреляты успеваемости студентов вузов: систематический обзор и метаанализ. Psychol. Bull. 138, 353–387. doi: 10.1037 / a0026838

PubMed Аннотация | CrossRef Полный текст | Google Scholar

Роббинс С. Б., Лаувер К., Ле Х., Дэвид Д. и Лэнгли Р. (2004). Предсказывают ли результаты колледжа психосоциальные факторы и навыки обучения? метаанализ. Psychol. Bull. 130, 261–288. doi: 10.1037 / 0033-2909.130.2.261

PubMed Аннотация | CrossRef Полный текст | Google Scholar

Итак, H.J., Choi, H., Lim, W.Y. и Xiong, Y. (2012). Небольшой опыт работы с ИКТ: действительно ли они являются чистыми поколениями студентов-преподавателей? Comput. Образа. 59, 1234–1245. doi: 10.1016 / j.compedu.2012.05.008

CrossRef Полный текст | Google Scholar

Talsma K., Schüza B., Schwarzerc R. и Norrisa K. (2018).Я полагаю, поэтому я достигаю (и наоборот): мета-аналитический перекрестный анализ панели самоэффективности и успеваемости. учиться. Индивид. Отличаются. 61, 136–150. doi: 10.1016 / j.lindif.2017.11.015

CrossRef Полный текст | Google Scholar

Waaktaar T. и Torgersen S. (2013). Самоэффективность является в основном генетической, а не изученной: исследование близнецов с несколькими оценками причинной структуры общей самоэффективности у молодых людей. Twin Res. Hum. Ген. 16, 651–660.doi: 10.1017 / thg.2013.25

PubMed Аннотация | CrossRef Полный текст | Google Scholar

Yukselturk, E. и Bulut, S. (2007). Предикторы успеха студентов в онлайн-курсе. воспит. Technol. Soc. 10, 71–83.

Google Scholar

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.