Метод самонаблюдения состоит в том что: Страница не найдена

Метод интроспекции и проблема самонаблюдения

На протяжении длительного времени метод интроспекции был не просто главным, а единственным методом психологии. Он основан на двух утверждениях, развиваемых представителями интроспективной психологии:

  • во-первых, процессы сознания «закрыты» для внешнего наблюдения, но,
  • во-вторых, процессы сознания способны открываться (репрезентироваться) субъекту.

Из этих утверждений следует, что процессы сознания конкретного человека могут быть изучены только им самим и никем более.

Идеологом метода интроспекции был философ Дж. Локк (1632-1704), который развил тезис Декарта о непосредственном постижении мыслей. Дж. Локк утверждал, что существует два источника всех знаний: объекты внешнего мира и деятельность нашего собственного ума. На объекты внешнего мира человек направляет свои внешние чувства и в результате получает впечатления о внешних вещах, а в основе деятельности ума лежит особое внутреннее чувство — рефлексия. Локк определял ее как «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность».

В то же время под деятельностью ума Локк понимал мышление, сомнение, веру, рассуждения, познание, желание.

Дж. Локк заявлял, что рефлексия предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта. У детей рефлексии почти нет, они заняты в основном познанием внешнего мира. Однако рефлексия может не развиться и у взрослого, если он не проявит склонности к размышлению над собой и не направит на свои внутренние процессы специального внимания. Исходя из данного положения, можно говорить о том, что Локк считает возможным раздвоение психики. Психические процессы, по его мнению, протекают на двух уровнях. К процессам первого уровня он относил восприятие, мысли, желания и т. д., а к процессам второго уровня — наблюдение, или «созерцание», этих мыслей и образов восприятия.

Другим не менее важным выводом из утверждения Дж. Локка является то, что, поскольку процессы сознания открываются только самому субъекту, ученый может проводить психологические исследования только над самим собой. При этом способность к интроспекции не приходит сама по себе. Для того чтобы овладеть этим методом, надо долго упражняться.

По сути, Дж. Локк, находясь на материалистических позициях, придерживается двух принципов английского материализма

XVI-XVII вв., который возник и развивался под влиянием достижений в механике и.физике, и в первую очередь открытий Ньютона.

  1. Первый из провозглашенных английскими материалистами того времени принципов был принцип сенсуализма, чувственного опыта, как единственного источника познания.
  2. Второй — это принцип автоматизма, согласно которому задача научного познания психических, как и всех природных явлений, заключается в том, чтобы разложить все сложные явления на элементы и объяснить их, опираясь на связи между этими элементами.

Данная точка зрения получила название сенсуалистического материализма. Несмотря на некоторую ограниченность суждений, для своего времени эта позиция была весьма прогрессивна, а лежащие в ее основе принципы оказали огромное влияние на развитие психологической науки.

Параллельно с учением Дж. Локка в науке стало развиваться еще одно, близкое к нему течение — ассоциативное направление. Истоком этого учения являлся все тот же сенсуалистический материализм. Только если Дж. Локк больше внимания уделял первому принципу, то представители ассоциативного направления строили свои умозаключения на основе второго принципа. Возникновение и становление ассоциативной психологии было связано с именами Д. Юма и Д. Гартли.

Английский врач Д. Гартли (1705-1757), противопоставляя себя материалистам, тем не менее заложил основы материалистической по своему духу ассоциативной теории. Причину психических явлений он видел в вибрации, которая возникает в мозге и нервах. По его мнению, нервная система — это система, подчиненная физическим законам.

Соответственно и продукты ее деятельности включались в строго причинный ряд, ничем не отличающийся от такого же во внешнем, физическом мире. Этот причинный ряд охватывает поведение всего организма — и восприятие вибраций во внешней среде (эфире), и вибрации нервов и мозгового вещества, и вибрации мышц. Разработанное им учение о вибрациях получило свое дальнейшее развитие в работах Д. Юма и послужило основой развития ассоциативной психологии.

Давид Юм (1711-1776) в качестве основополагающего принципа вводит ассоциацию. Под ассоциацией он понимает некое притяжение представлений, устанавливающее между ними внешние механические связи. По его мнению, все сложные образования сознания, включая сознание своего «я», а также объекты внешнего мира являются лишь «пучками представлений», объединенных между собой внешними связями — ассоциациями. Следует отметить, что Юм скептически относился к рефлексии Локка. В своей книге «Исследование о человеческом познании» он пишет, что когда мы вглядываемся в себя, то никаких впечатлений ни о субстанции, ни о причинности, ни о других понятиях, будто бы выводимых, как писал Локк, из рефлексии, не получаем. Единственное, что мы замечаем, это комплексы перцепций, сменяющих друг друга. Поэтому единственным способом, с помощью которого можно получить информацию о психическом, является опыт. Причем под опытом он понимал впечатления (ощущения, эмоции и т. д.) и «идеи» — копии впечатлений. Таким образом, труды Юма в определенной степени предопределили возникновение экспериментальных методов психологии.

Следует отметить, что к середине XIX в. ассоциативная психология была господствующим направлением. И именно в рамках данного направления в конце XIX в. стал весьма широко использоваться метод интроспекции. Увлечение интроспекцией было повальным. Более того, проводились грандиозные эксперименты по проверке метода интроспекции. Этому способствовало убеждение в том, что интроспекция как метод психологии имеет целый ряд преимуществ.

Считалось, что в сознании непосредственно отражается причинно-следственная связь психических явлений. Поэтому если вы хотите узнать, почему подняли руку, то причину этого надо искать в своем сознании. Кроме этого считалось, что интроспекция, в отличие от наших органов чувств, которые искажают информацию, получаемую при изучении внешних объектов, поставляет психологические факты, так сказать, в чистом виде.

Однако со временем широкое распространение метода интроспекции привело не к развитию психологии, а, наоборот, к определенному кризису. С позиции интроспективной психологии психическое отождествляется с сознанием. В результате такого понимания сознание замыкалось в самом себе, а следовательно, наблюдался отрыв психического от объективного бытия и самого субъекта. Более того, поскольку утверждалось, что психолог может изучать самого себя, то выявленные в процессе такого изучения психологические знания не находили своего практического применения. Поэтому на практике интерес общественности к психологии упал. Психологией интересовались только профессиональные психологи.

Вместе с тем следует отметить, что период господства интроспективной Психологии не прошел бесследно для развития психологической науки в целом.

В это время возник ряд теорий, оказавших существенное влияние на последующее развитие психологической мысли. Среди них:

  • теория элементов сознания, основоположниками которой являлись В. Вундт и Э. Титченер;
  • психология актов сознания, развитие которой связано с именем Ф. Брентано;
  • теория потока сознания, созданная У. Джемсом;
  • теория феноменальных полей;
  • описательная психология В. Дильтея.

Общим для всех этих теорий является то, что на место реального человека, активно взаимодействующего с окружающим миром, ставится сознание, в котором как бы растворяется действительное человеческое существо.

Нельзя также не отметить роль интроспективной психологии в становлении и развитии экспериментальных методов психологического исследования. Именно в рамках интроспективной психологии в 1879 г. Вундтом в Лейпциге была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория. Кроме того, интроспективная психология предопределила появление других перспективных направлений в развитии психологии. Так, бессилие «психологии сознания» перед многими практическими задачами, обусловленными развитием промышленного производства, требовавшего разработки средств, позволяющих контролировать поведение человека, привело к тому, что во втором десятилетии XX в. возникло Новое направление психологии, представители которого объявили и новый предмет психологической науки — им стала не психика, не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность извне наблюдаемых, преимущественно двигательных реакций человека. Это направление получило название «бихевиоризм» (от англ. behaviour — «поведение») и явилось третьим этапом в развитии представлений о предмете психологии. Но прежде чем приступить к рассмотрению психологии как науки о поведении, вернемся к интроспекции и отметим различия в отношении к ней с позиции психологии сознания и современной психологии. В первую очередь необходимо определиться в используемых терминах.

Интроспекция в буквальном смысле означает «самонаблюдение». В современной психологии существует метод использования данных самонаблюдения. Между этими понятиями есть ряд различий. Во-первых, по тому, что и как наблюдается, и, во-вторых, по тому, как полученные данные используются в научных целях. Позиция представителей интроспективной психологии заключается в том, что наблюдение направлено на деятельность своего ума и рефлексия является единственным способом получения научных знаний. Данный подход обусловлен своеобразной точкой зрения интроспекционистов на сознание. Они считали, что сознание имеет двойственную природу и может быть направлено как на внешние объекты, так и на процессы самого сознания.

Позиция современной психологии на использование данных самонаблюдения заключается в том, что самонаблюдение рассматривается как «моноспекция», как метод постижения фактов сознания, а факты сознания, в свою очередь, выступают в качестве «сырого материала», для дальнейшего понимания психических явлений. Термин «моноспекция» говорит о том, что сознание — это единый процесс. Однако интроспекция как самонаблюдение за своим внутренним состоянием существует, но при этом она неотделима от «экстраспекции» — наблюдения за внешними объектами и поведением людей. Таким образом, самонаблюдение является одним из методов современной психологической науки, который позволяет получить сведения, являющиеся основанием для последующего психологического анализа.

129532 (История исследований в психологии и ее понятия) » СтудИзба

Описание файла

Документ из архива «История исследований в психологии и ее понятия», который расположен в категории «контрольные работы». Всё это находится в предмете «психология» из раздела «Студенческие работы», которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «контрольные работы и аттестации», в предмете «психология» в общих файлах.

Онлайн просмотр документа «129532»

Текст из документа «129532»

Пермский гуманитарно-технологический институт

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Психология»

Пермь, 2007


Задача 1

Прокомментируйте следующие суждения о психологии. Выберите наиболее правильные и полные.

Психология — наука, занимающаяся изучением переживаний и психических состояний, которые устанавливаются внечувственным путем, интроспективно.

Данное суждение неполно отражает определение психологии. Кроме, интроспективный метод не единственный, помимо него используются и другие методы исследования переживаний и психических состояний.

Психология изучает процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятия, понятий, чувств и других явлений психики.

Данное суждение достаточно верно и точно.

Психология — наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных.

Данное суждение достаточно верно, потому что отражает объекты психологической науки.

Психология — отрасль биологической науки, занимающаяся функционированием нервных процессов мозга.

Данное суждение неверно, так как психология не является отраслью какой-либо науки, психология — это отдельная отрасль знаний, пределы которой не ограничиваются лишь изучением функционирования нервных процессов мозга. Психология — наука, изучающая структуру психических явлений, их совокупность и проявление деятельности человека.

Психология — наука о феноменальных (бестелесных) сущностях, которые образуют содержание отдельного «Я» (т.е. сознание индивида).

Данное суждение вполне верно, так как предметом психологии является внутренний мир человека, в частности и сознание.


Задача 2

Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения:

1. Первая психологическая лаборатория была основана Вильгельмом Вундтом в 1879 году.

2. Метод самонаблюдения состоит в том, что испытуемый описывает ощущения, возникающие у него при воздействии того или иного стимула.

3.З. Фрейд утверждал, что наше поведение в значительной степени подчинено влиянию подсознательных сил из детства, которые потом отражаются на нашей сексуальной жизни.

4. К основным методам относят метод наблюдение и метод эксперимент, к вспомогательным — все остальные.

Экспериментальный метод состоит во вмешательстве исследователя в ход событий, с тем, чтобы установить, как изменение одного факта влияет на изменение другого.

К методу опроса относят интервью, беседу и анкетирование.

Задача 3

1. Какие из приведенных ниже положений характеризуют психическое отражение, какие — зеркальное?

а) активно воздействует на среду — психическое отражение;

б) отражает явление только в момент его непосредственного воздействия — зеркальное отражение;

в) дает приблизительно правильную копию предметов и явлений действительности — психическое отражение;

г) является фотографией окружающей действительности — зеркальное отражение;

д) сигнализирует о жизненно важном для человека — психическое отражение.

2. К методу опроса относятся … д) социометрия; е) анкетирование.

3. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов:

1). Инстинктивное поведение … г) все ответы верны.

2). Импринтинг … е) все ответы неверны.

3). Высшая форма психического отражения, интегрирующая все другие формы отражения и свойственная только человеку, — это сознание.

4). Высшие психические функции характеризуются … а) осознанностью.

Задача 4

Из приведённых суждений отберите верные и аргументируйте свой выбор.

1. Уже у растений можно обнаружить примитивные формы психической организации.

На Земле существует огромное количество форм живой материи, которые обладают определенными психическими способностями. Самая элементарная способность реагировать на окружающую среду — раздражимость. Наиболее простые формы раздражимости: тропизмы и таксисы, которые встречаются у растений, поэтому я считаю, что данное суждение верно.

2. Развитие психики животных проходит стадии элементарной сенсорной и перцептивной психики.

Данное суждение верно. По А.Н. Леонтьеву, для животных характерны только первые две стадии развития психики, что же касается третьей — это уже сознание человека. Первая стадия — элементарная сенсорная психика характеризуется наличием ощущений, появлением органа манипулирования и способностью к формированию условного рефлекса. Вторая стадия — перцептивная психика в своем развитии доходит до использования животными ранее приобретенных знаний, умений и навыков в сложном поведении.

Задача 5

В научно-фантастическом рассказе описано следующее.

Однажды экспедиция археологов обнаружила пещеру, в которой жили человекообразные существа, названные учеными троппи. Троппи питаются мясом, которое коптят на кострах самым примитивным образом. У троппи подвижные руки, напоминающие руки пигмеев, с длинными, хорошо развитыми пальцами. Указательным пальцем они часто показывают на отдаленные предметы. Они высекают огонь, ударяя двумя обточенными кремнями над лишайником. Членам экспедиции удалось обучить троппи нескольким словам, но связной речи у них не наблюдалось. Они произносили отдельные звукосочетания: одни, когда им было больно; другие — когда было радостно; третьи — когда угрожала опасность. Одного из троппи удалось научить узнавать букву «h», показывая ему банки с ветчиной, на которых была написана эта буква. Он научился писать эту букву карандашом.

Троппи обтесывают камни, ударяя при этом по камню с необычайной точностью, отбивая от него сначала крупные, а потом все более мелкие и мелкие кусочки. Когда им показали, как обтесывать камень при помощи настоящего молота и долота, троппи так и не научились пользоваться долотом, но из-за молота началась настоящая ссора. (по Веркору. Люди или животные?).

Я считаю, что троппи — это животные, у которых развитие на высшем уровне перцептивной психики. В отличие от других животных они очень много умеют и вполне обучаемы. Троппи умеют использовать орудия труда, разжигать огонь, но людьми их назвать нельзя, так как у них нет сознания. Они не обладают связной речью, которая и является источником формирования сознания.


Задача 6

Заполните таблицу:

Основные направления зарубежной психологии

Направление

Представители

Предмет

психологии

Основные теоретические

положения

Методы

исследования

Структурализм

В. Вундт, Титчинер

Сознание.

Выделяют ощущения и элементарные чувства, названы лабораторные методы.

Интроспекция, наблюдение.

Функционализм

Уильям Джемс, Джон Дьюи

Приспособительные функции психики.

Изучение рефлекса в психологии, теория личности, теория эмоций, рассмотрение категории самосознания.

Наблюдение, опыты как тесты, эмпирический опыт.

Бихевиоризм:

Уотсон, Торндайк, Павлов, Бехтерев, Ухтомский

Поведение.

Объясняют поведение воздействием внешней среды, рассматривают научение — как классическое обусловливание. Киннер описывает оперантное обусловливание (метод проб и ошибок).

Точный опыт и эксперимент, описание результатов.

Психоанализ:

З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни,

Э. Форм

Бессознательное.

Описание бессознательного во снах, обращение к глубинным слоям психики, описание энергии ЛИБИДО, как источника активности.

Метод Клини-ческой беседы, метод свободных ассоциаций, анализ снов, проективные методики, метод терапии (снятия страхов).

Гештальт -психология

Курт Ливин, Фриц Перлс, Келер, Кофка, Вертгеймер

Единица анализа сознания и психики.

Изучение психики с точки зрения целостных структур, рассматривали целостность восприятия, его законы, а также предметность восприятия.

Эксперименты, анализ восприятия, опыты.

Когнитивная

Психология

У. Найсер, В.К. Эстес, Г. Хекхаузен, Дж. Каган

Процессы и механизмы оперирования информацией и знаниями.

Основывается на аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и осуществлением познавательных процессов у человека, для пояснения этой аналогии было введено понятие компьютерной метафоры. Изучает, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти, преобразуется в знания, которые затем влияют на наше внимание и поведение.

Эксперименты, в которых измеряется скорость выполнения разных простых задач, электроэнцефалография (ЭЭГ), позитронная эмиссионная томография (ПЭТ), функциональное отображение магнитного резонанса (ФОМР).

Гуманистичес-кая

психология

А. Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Р. Мей.

Самоактуализация, саморазвитие.

Человек ценностен, неповторим, индивидуален, способен к любви и творчеству, концепция логотерапии, разработка целостно динамической теории мотивации.

Групповые тренинги роста, раскрепощенности, успешности разнообразные виды психологического тестирования, в т. ч. проективные методики (оценка отдельных черт личности), а также психоанализ.


Список литературы

  1. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2000.

  2. Немов Р.С. Общая психология. М., 2003.

  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989.

Читать «Введение в общую психологию» — Гиппенрейтер Юлия Борисовна — Страница 8

Итак, сознание по своей природе ритмично, заключает В. Вундт, причем организация ритма может быть как произвольной, так и непроизвольной (20, с. 10).

С помощью метронома В. Вундт изучал еще одну очень важную характеристику сознания – его «объем». Он задал себе вопрос: какое количество отдельных впечатлений может вместить сознание одновременно?

Опыт Вундта состоял в том, что он предъявлял испытуемому ряд звуков, затем прерывал его и давал второй ряд таких же звуков. Испытуемому задавался вопрос: одинаковой длины были ряды или разной? При этом запрещалось считать звуки; следовало просто их слушать и составить о каждом ряде целостное впечатление. Оказалось, что если звуки организовывались в простые такты по два (с ударением на первом или втором звуке пары), то испытуемому удавалось сравнить ряды, состоящие из 8 пар. Если же количество пар превосходило эту цифру, то ряды распадались, т. е. уже не могли восприниматься как целое. Вундт делает вывод, что ряд из восьми двойных ударов (или из 16 отдельных звуков) является мерой объема сознания.

Далее он ставит следующий интересный и важный опыт. Он снова предлагает испытуемому слушать звуки, однако произвольно организуя их в сложные такты по восемь звуков каждый, и затем повторяет процедуру измерения объема сознания. Оказывается, что испытуемый на этот раз может услышать как целостный ряд пять таких тактов по 8 звуков, т. е. всего 40 звуков!

Этими опытами В. Вундт обнаружил очень важный факт, а именно, что человеческое сознание способно почти беспредельно насыщаться некоторым содержанием, если оно активно объединяется во все более и более крупные единицы. При этом он подчеркивал, что способность к укрупнению единиц обнаруживается не только в простейших перцептивных процессах, но и в мышлении. Понимание фразы, состоящей из многих слов и из еще большего количества отдельных звуков, есть не что иное, как организация единицы более высокого порядка. Процессы такой организации Вундт называл «актами апперцепции».

Итак, в психологии была проделана большая и кропотливая работа по описанию общей картины и свойств сознания: многообразия его содержаний, динамики, ритмичности, неоднородности его поля, его объема и т. д. Возникли вопросы: каким образом его исследовать дальше? Каковы следующие задачи психологии?

И здесь был сделан тот поворот, который со временем завел психологию сознания в тупик. Психологи решили, что они должны последовать примеру естественных наук, например физики или химии. Первая задача науки, считали ученые того времени, найти простейшие элементы. Значит, и психология должна найти элементы сознания, разложить сложную динамичную картину сознания на простые, далее неделимые, части. Это во-первых. Вторая задача состоит в том, чтобы найти законы соединения простейших элементов. Итак, сначала разложить сознание на составные части, а потом снова его собрать из этих частей.

Так и начали действовать психологи. Простейшими элементами сознания В. Вундт объявил отдельные впечатления, или ощущения.

Например, в опытах с метрономом это были отдельные звуки. А вот пары звуков, т. е. те самые единицы, которые образовывались за счет субъективной организации ряда, он называл сложными элементами, или восприятиями.

Каждое ощущение, по Вундту, обладает рядом свойств, или атрибутов. Оно характеризуется прежде всего качеством (ощущения могут быть зрительными, слуховыми, обонятельными и т. п.), интенсивностью, протяженностью (т. е. длительностью) и, наконец, пространственной протяженностью (последнее свойство присуще не всем ощущениям, например оно есть у зрительных ощущений и отсутствует у слуховых).

Ощущения с описанными их свойствами являются объективными элементами сознания. Но ими и их комбинациями не исчерпываются содержания сознания. Есть еще субъективные элементы, или чувства. В. Вундт предложил три пары субъективных элементов – элементарных чувств: удовольствие–неудовольствие, возбуждение–успокоение, напряжение–разрядка. Эти пары – независимые оси трехмерного пространства всей эмоциональной сферы.

Он опять демонстрирует выделенные им субъективные элементы на своем излюбленном метрономе. Предположим, испытуемый организовал звуки в определенные такты. По мере повторения звукового ряда он все время находит подтверждение этой организации и каждый раз испытывает чувство удовольствия. А теперь, предположим, экспериментатор сильно замедлил ритм метронома. Испытуемый слышит звук – и ждет следующего; у него растет чувство напряжения. Наконец, щелчок метронома наступает – и возникает чувство разрядки. Экспериментатор учащает щелчки метронома – и у испытуемого появляется какое-то дополнительное внутреннее ощущение: это возбуждение, которое связано с ускоренным темпом щелчков. Если же темп замедляется, то возникает успокоение.

Подобно тому как воспринимаемые нами картины внешнего мира состоят из сложных комбинаций объективных элементов, т. е. ощущений, наши внутренние переживания состоят из сложных комбинаций перечисленных субъективных элементов, т. е. элементарных чувств. Например, радость – это удовольствие и возбуждение; надежда – удовольствие и напряжение; страх – неудовольствие и напряжение. Итак, любое эмоциональное состояние можно «разложить» по описанным осям или собрать из трех простейших элементов.

Не буду продолжать построения, которыми занималась психология сознания. Можно сказать, что она не достигла успехов на этом пути: ей не удалось собрать из простых элементов живые полнокровные состояния сознания. К концу первой четверти нашего столетия эта психология практически перестала существовать.

Для этого было по крайней мере три причины: 1) ограничение таким узким кругом явлений, как содержания и состояния сознания; 2) идея разложения психики на простейшие элементы была ложной; 3) очень ограниченным по своим возможностям был метод, который психология сознания считала единственно возможным, – метод интроспекции.

Однако нужно отметить и следующее: психология того периода описала многие важные свойства и феномены сознания и тем самым поставила многие до сего времени обсуждаемые проблемы. Одну из таких проблем, поднятых психологией сознания в связи с вопросом о ее методе, мы подробно рассмотрим на следующей лекции.

Лекция 3

Метод интроспекции и проблема самонаблюдения

«Рефлексия» Дж. Локка. Метод интроспекции: «Преимущества»; дополнительные требования; проблемы и трудности; критика. Метод интроспекции и использование данных самонаблюдения (отличия). Трудные вопросы: возможность раздвоения сознания; интро-, экстро– и моноспекция; самонаблюдение и самопознание. Терминология

Как я уже говорила, в психологии сознания метод интроспекции (букв. «смотрения внутрь») был признан не только главным, но и единственным методом психологии.

В основе этого убеждения лежали следующие два бесспорных обстоятельства.

Во-первых, фундаментальное свойство процессов сознания непосредственно открываться (репрезентироваться) субъекту. Во-вторых, «закрытость» тех же процессов для внешнего наблюдателя. Сознания разных людей сравнивались в то время с замкнутыми сферами, которые разделены пропастью. Никто не может перейти эту пропасть, никто не может непосредственно пережить состояния моего сознания так, как я их переживаю. И я никогда не проникну в образы и переживания других людей. Я даже не могу установить, является ли красный цвет красным и для другого; возможно, что он называет тем же словом ощущение совершенно иного качества!

Я хочу подчеркнуть, казалось бы, кристальную ясность и строгость выводов психологии того времени относительно ее метода. Все рассуждение заключено в немногих коротких предложениях: предмет психологии – факты сознания; последние непосредственно открыты мне – и никому больше; следовательно, изучать их можно методом интроспекции – и никак иначе.

Методика Вундта или экспериментальная психология сознания — Блог Викиум

Методы Вундта, относящиеся к категории экспериментальных, используются в современной психологии.Они помогают понять сознание человека, выявить сильные и слабые стороны мышления, решить, какие сферы нужно проработать. Одной из наиболее интересных методик является интроспекция, основанная на самонаблюдении и внимании к себе.

Краткая история создания экспериментальной психологии

Немецкий психолог Вильгельм Максимилиан Вундт в 1879 году открывает первую лабораторию экспериментальной психологии в Лейпциге, а позже, в 1881 году, Институт психологии. Дав название новой сфере деятельности, открывшей науке, создает монументальный труд под названием «Основы физиологической психологии» (1873-1874), где собраны различные исследования. Создав уже самостоятельную науку, Вундт продолжает ее изучать, открывать новые принципы, собирая опыт и создавая различные методики.

Вундт и его изучение сознания

Немецкий психолог считает, что главными элементами сознания человека являются его ощущения, чувства и представления. Также он отмечает, что основные процессы психики – это результат творческого синтезирования, который дает возможность сознанию открыть такие процессы, как апперцепция и перцепция.

Что же такое апперцепция? Это процесс, с которым сознание реализует свой потенциал к самоорганизации, он противостоит принципу ассоциации, приводя к осмыслению и расстановке в правильном порядке всех психологических элементов. Проводя разные исследования Вундт наблюдал за реакциями, за восприятием и временем, продолжительностью этого всего. Он предполагал, что измеряя часовые характеристики реакций, можно продемонстрировать три этапа реакций на раздражитель: восприятие его, апперцепцию и проявление вольных мышечных движений. Эти эксперименты и кропотливая работа заложила основы психологии и ориентировалась на экспериментальный общенаучный метод.

Много ученых трактовали психологию как науку об опыте и имели большое желание на этой основе исследовать сознание человека. Метод изучения психологии народов по Вундту стал одним из самых популярных и известных.

Самонаблюдение или метод интроспекции

Испытуемый человек с помощью метода «самонаблюдения» или интроспекции и своего непосредственного опыта в лаборатории мог сам наблюдать за происходящим в своем психологическом состоянии, рассказывать о своих ощущениях психологу. Эдвард Брэдфорд Титчерен развил предложенный Вундтом основной метод и рассматривал такие задачи структурной психологии:

  • распад душевного состояния на части;
  • установление образа соединения этих частей;
  • постановка соответствия законов комбинаций и физиологической организации.

Данный метод был ориентирован на ощущения, на концентрацию на этих ощущениях.

Также параллельно с этим создалась теория актов Франца Брентaно (1828-1927). Главным предметом психологии он считал не содержание или структуру, а активность этого сознания. В 1874 году им была выпущена работа «Психология с эмпирической точки зрения».

Анализ проделанной работы

В процессе развития психологии был сделан вывод, что все-таки процедура самонаблюдения не может быть достоверным источником знаний. Испытуемые обнаруживали именно то, что интересовало экспериментатора и это оказалось очень субъективно. Обнаруживали несовпадения разных результатов, опыты проводились публично, обесценивались при этом результаты.

После проделанных работ такими психологами, как Жан Мартен Шарко (1825-1893), Ипполит Бернхейм (1840-1919), Зигмунд Фрейд (1856-1939) и другими, стало понятно, что психика – это не только осознание. Кроме осознания существуют еще многие явления, которые не осознаются человеком. Работы показали, что часто в осознание включаются защитные процессы и искаженное восприятие. Психология Вильгельма Дильте и его последователя Эдуарда Шпрангера главной задачей считала не объяснять закономерности душевного бытия человека, а ее понимание целостности, указывая на то, что она скорее не о науке природы, а о науке духа. Вильям Джеймс (1842-1910) предложил способ изучить сознание, ведя «личностные» измерения сознания. Он сделал серьезный вклад в изучение личности, психологии эмоциональности, памяти и внимательности. Герман Эббингауз (1850-1909) занялся проблемой памяти и отобрал раздражители, не вызывающие никаких ассоциаций. Эдвард Ли Торндайк (1874-1949) методами «проб и ошибок», проводя опыты над животными, закрепил и улучшил знания об ассоциациях. Гальтон хотел охватить все население Англии для исследований. Он преобразовал экспериментальную психологию в дифференциальную. В Германии Штерн Вильям Льюис ввел понятие «коэффициента интеллекта» — IQ.

Как важно наблюдать за собой?

Благодаря многочисленным трудам ученых психология вышла на высокий уровень развития и превратилась в практическую сферу деятельности. Благодаря различным методам, экспериментам и исследованиям сегодня можно узнать о сознании человека много интересного. Но человек самостоятельно может наблюдать за своим эмоциональным состоянием, познавая себя и регулируя свое сознание так, чтобы двигаться к успеху, достижению целей.

Для того чтобы наблюдать за собой, необходимо быть внимательным. Если же внимание снижено или развито плохо, то это можно исправить с помощью различных тренажеров и упражнений. Эффективные развивающие внимание тренажеры предлагает Викиум. Интересные задания научат замечать детали, делать акцент на наиболее важных и отсекать лишнее. Это поможет стать более внимательным во всех сферах, в том числе по отношению к себе и окружающим.

практических духовных экспериментов: самонаблюдение | LiveReal.

com

Духовный эксперимент мистика-философа, который легко недооценить

Итак, все сводится к вопросу « как».

Как человек «познает себя»?

Выдержка Г. И. Гурджиева

«Познание себя — очень большая, , но очень расплывчатая и далекая цель. Человек в своем нынешнем состоянии очень далек от самопознания.Поэтому, строго говоря, его цель даже не может быть определена как самопознание. Самостоятельное обучение должно быть его большой целью. Достаточно, если человек понимает, что он должен изучать самого себя. Цель человека — начать изучать себя, познать себя правильным образом.

Самостоятельное обучение — это работа или путь, ведущий к самопознанию.

Но для того, чтобы изучать себя, нужно сначала узнать, как учиться, с чего начать, какие методы использовать. Мужчина должен научиться изучать самого себя, и он должен изучить методы самообучения.

Главный метод самообучения — самонаблюдение.

Есть два метода самонаблюдения:

Анализ, или попытки анализа, то есть попытки найти ответы на вопросы: от чего зависит определенная вещь и почему это происходит; а второй метод — это регистрация, просто «запись» в уме того, что наблюдается в данный момент.

Самонаблюдение, особенно вначале, ни в коем случае не должно превращаться в анализ или попытки анализа.«

Что такое «самонаблюдение»?

Самонаблюдение — это постоянное усилие активного, объективного внимания, направленного внутрь, намеренно обращающего часть вашего внимания внутрь, чтобы наблюдать за собой. В каком-то смысле это практика наблюдения за собой, как если бы вас могли видеть другой человек или даже камера или видеомагнитофон.

Это просто беспристрастное наблюдение, «запись» без осуждения ваших мыслей, эмоций, чувств, настроения, ощущений и даже движений, тонов голоса, мимики и так далее.

Как описывает ученик Гурджиева Петр Успенский:

Когда я что-то наблюдаю, мое внимание направлено на то, что я наблюдаю — линию с одной стрелкой.

I ———————————> наблюдаемое явление

Когда я одновременно пытаюсь вспомнить себя, мое внимание направлено как на наблюдаемый объект, так и на себя.

На строке появляется вторая стрелка:

I <-------------------------------> наблюдаемое явление

Если кто-то постоянно практикует самонаблюдение, через некоторое время он придет к пониманию себя совершенно по-новому и, вполне возможно, обнаружит чувство внутренней свободы и знание того, чего раньше не ожидал.

назад к практическим экспериментам

Духовная арена

Дом

Метод исследования скрытых и неуловимых особенностей повседневной социальной жизни (качественные методы исследования): Родригес, Ноэли Мария, Риаве, Алан Линкольн: 9780761923084: Amazon.com: Книги

.a-tab-content> .a-box-inner {padding-top: 5px; padding-bottom: 5 пикселей; } #mediaTabs_tabSetContainer.a-tab-content {граница-радиус: 0px; } #mediaTabsHeadings {white-space: nowrap; переполнение: скрыто; } # mediaTabsHeadings.nonJSTabs {white-space: normal; } #mediaTabsHeadings ul.a-tabs {background: # f9f9f9; } #mediaTabsHeadings .mediaTab_heading .mediaTab_logo {padding-left: 3px; вертикальное выравнивание: базовая линия; } #mediaTabsHeadings #mediaTabs_tabSet {margin-top: 5px; плыть налево; граница справа: 0 пикселей; } #mediaTabsHeadings .mediaTab_heading {margin-left: -1px; } #mediaTabsHeadings .mediaTab_heading a {color: # 111; граница справа: сплошной 1px #ddd; padding-top: 8 пикселей; padding-bottom: 7 пикселей; } #mediaTabsHeadings.mediaTab_heading.a-active a {color: # c45500; маржа сверху: -5 пикселей; padding-top: 11 пикселей; граница слева: сплошной 1px #ddd; border-top-width: 3px;} #mediaTabsHeadings .tabHidden {display: none! important; } #bookDescription_feature_div {дисплей: встроенный блок; ширина: 100%;} ]]>

Доставка и продажа на Amazon. com.

Доступно по более низкой цене у других продавцов, которые могут не предлагать бесплатную доставку Prime. Доступно по более низкой цене у других продавцов, которые могут не предлагать бесплатную доставку Prime.

Повышение самосознания через самонаблюдение | Transform, Inc.

Нашей темой в этом месяце было самосознание, и я не могу закончить этот месяц, не говоря о навыке самонаблюдения. Самосознание возникает из нашей способности познать себя изнутри. Самонаблюдение — это умение делать это. В каждом из нас есть «внутренний наблюдатель», та часть нашего «я», которая наблюдает за тем, что происходит внутри нас — за нашими мыслями, чувствами, телесными ощущениями — в любой данный момент.Хотя внутренний наблюдатель всегда замечает, мы часто не настроены и пропускаем внутренние реплики и сигналы, которые могут создать или прервать взаимодействие с другим, нашу реакцию на ситуацию или желаемый результат.

Я помню момент настоящего самонаблюдения много лет назад. Когда два моих сына, которым тогда было 16 и 15 лет, уезжали из нашего дома, я подумал: «Что будет, если я их потеряю?» Эта мысль так поразила меня, что я почувствовал, что мое тело застыло. Я остановился, чтобы понаблюдать за тем, что происходит внутри меня, и начал проверять головой: моя первая мысль была «это смешно!» но потом я назвал то, что делаю — проецируя в будущее, воображая худшее, и следующей мыслью был вопрос: «Почему я это делаю?» Это был знакомый образ мыслей, которого я раньше не замечал.Когда я размышлял о «худшем», я тогда проверил своим сердцем, и оно заметно учащалось быстрее, чем обычно, я чувствовал, как слезы поднимаются у меня на глазах, и я чувствовал, как в груди у меня сжимаются слезы. Имейте в виду, все это было примерно за 10 секунд! Я оставался с чувствами еще немного, а затем переключил свое внимание на свою интуицию и сразу понял, что причина, по которой я это сделал, заключалась в том, чтобы подготовить себя к худшему, если оно когда-либо случится. Образец мышления таков: если я подумаю и почувствую это сейчас, я буду готов смириться с этим, если это произойдет.Сегодня я могу сказать: «Разве это не безумие?» но многие годы этот механизм преодоления работал бессознательно до этого момента. В моем случае самонаблюдение привело к самосознанию, и что я с этим сделал? Осознавая свою склонность к этому, теперь я ловлю себя на этом раньше, когда проецирую в будущее, я называю это «проектирование». Затем я решаю, хочу ли я больше заниматься этими мыслями. В большинстве случаев я просто отпускаю это и продолжаю свой день.

Один из моих учителей эннеаграммы, доктор Дэвид Дэниелс, всегда говорил: «Самонаблюдение никогда не становится привычным; это требует постоянной практики »(стр.73, Существенная эннеаграмма). Я так согласен. Обучая наших клиентов навыкам самонаблюдения, я сравниваю это с развитием мускулов. Что вы делаете, когда хотите нарастить мышцы? Вы тренируетесь с определенной частотой с целью увеличения веса — отягощения — по мере того, как ваши мышцы становятся сильнее. Что ж, это очень похоже на самонаблюдение. Вам необходимо нарастить «мускулы» самонаблюдения с помощью практики, которую мы называем трехцентровым осознанием. Это упражнение может занять меньше минуты, и часто я делаю его на красный свет, или когда выгуливаю собаку, или перед сном.Я призываю вас практиковать это каждый день в течение 30 дней. То, что я знаю, является правдой, так это то, что развитие наших навыков самонаблюдения повышает наше самосознание, позволяя нам больше присутствовать в данный момент, быть в состоянии справиться со всем, что встречается на нашем пути в любой данный момент, более целенаправленно во взаимодействии с другими и, наконец, , больше основанных на том, кто мы есть и чего хотим от своей жизни.

Примите участие в 30-дневном испытании и расскажите нам, что произойдет!

Автор: Тереза ​​Гейл
PRINCIPAL, TRANSFORM, INC.

Quia — Глава 1 — Введение в психологию

A B
физиологический , имеющий отношение к физическим процессам организма
когнитивный , имеющий отношение к мышлению и пониманию организма
психология научное исследование поведения, которое проверяется посредством научных исследований
гипотеза предположение о поведении, которое проверяется посредством научных исследований
теория набор предположений, используемых для объяснения явлений и предлагаемых для научное исследование
фундаментальная наука поиск знаний о природных явлениях ради самих себя
прикладная наука открытие способов использования научных результатов для достижения практических целей
научный метод общее a Методика сбора информации и ответов на вопросы с целью минимизации ошибок и предубеждений
структуралист психолог, изучавший основные элементы, составляющие сознательные психические переживания
самоанализ метод самонаблюдения, в котором участники сообщать о своих мыслях и чувствах
функционалист психолог, изучавший функцию сознания
психоаналитик психолог, изучающий, как бессознательные мотивы и конфликты определяют поведение человека
бихевиористы психолог, анализирующий как организмы учатся или изменяют поведение в зависимости от их реакции на события в окружающей среде
гуманист психолог, который считает, что каждый человек свободен в управлении своим будущим и достижении личного роста
когнитивист психолог, который изучает, как мы обрабатываем, храним, извлекаем и используем информацию и как когнитивные процессы влияют на наше поведение
психобиолог психолог, изучающий, как физические и химические изменения в нашем теле влияют на наше поведение
психолог ученый, изучающий разум и поведение людей и животных
клинический психолог психолог, который диагностирует и лечит людей с эмоциональными расстройствами
психолог-консультант психолог, который обычно помогает людям справляться с проблемами жизни
психиатрия отрасль медицины, которая занимается психическими, эмоциональными или поведенческими расстройствами
психолог развития психолог, изучающий эмоциональные, когнитивные, биологические, личные и социальные изменения, которые ccur как индивидуум созревает
педагог-психолог психолог, помогающий студентам учиться
общественный психолог психолог, который может работать в психиатрическом или социальном агентстве
производственный / организационный психолог психолог, который использует психологические концепции, чтобы сделать рабочее место более удовлетворительной средой для сотрудников и менеджеров
экологический психолог работает в бизнес-среде или в правительстве для изучения воздействия окружающей среды на людей
Судебные психологи работают в судебной, судебной и пенитенциарной системах
Медицинские психологи изучают взаимодействие между физическими и психологическими факторами здоровья.
экспериментальные психологи психолог, изучающий ощущения, восприятие, обучение, мотивацию и эмоции в тщательно контролируемых лабораторных условиях
Вильгельм Вундт Мне приписывают создание первой психологической лаборатории в Германии. Я также использовал метод, называемый интроспекцией. Кто я?
френология практика исследования шишек на черепе человека для определения интеллекта и черт характера этого человека
дуализм концепция, что разум и тело отделены и различны
Уильям Джеймс Я был известен как «отец психологии»
Сэр Фрэнсис Гальтон Я был психологом, который хотел знать, как наследственность влияет на способности, характер и поведение человека.Моим методом изучения были биографии.
Гештальт-психология Восприятие — это больше, чем сумма его частей, оно включает в себя целый паттерн. Изучал, как ощущения объединяются в переживания восприятия.
Зигмунд Фрейд Психоаналитик, интересовавшийся бессознательным
Зигмунд Фрейд Использовал технику, известную как свободные ассоциации
Сэр Фрэнсис Гальтон Разработал тесты личности и тесты интеллекта
Иван Павлов Бихевиорист, научивший собаку ассоциировать звук с едой
B.Ф. Скиннер бихевиорист, который представил концепцию подкрепления
Б. Ф. Скиннер Я написал роман «Уолден-2» о маленьком городке Утопия, который обусловливает желаемым положительным поведением.
Абрахам Маслоу Гуманист, который считал, что у каждого человека есть свобода в управлении своим будущим и достижении личного роста.
Карл Роджерс Гуманист, описавший человеческую природу как развивающуюся и самоуправляемую.
Ролло Мэй Психолог-гуманист
Жан Пиаже Когнитивный психолог

Мыслитель, стоящий за мыслью

Рон Эспозито — март 2010

По моему опыту, один из ключей к личному развитию и, в конечном итоге, к самопониманию — это наблюдение за тем, как работает ваш разум, что чувствует ваше сердце и что испытывает ваше тело. Эта способность самонаблюдения важна для управления личностью и нашей личной реактивности.Так же, как физические упражнения важны для нашего благополучия, регулярная практика самонаблюдения полезна для нашего психического благополучия.

Дыхание и центрирование — это компоненты самонаблюдения, потому что они могут помочь направить внимание внутрь и успокоить ум. Когда мы уделяем внимание дыханию, медленно вдыхая и выдыхая, наше психическое состояние становится более восприимчивым. Дыхание — нейтральная сила, не имеющая собственных интересов. По мере того, как дыхание становится глубже, мы чувствуем себя более заземленными, а сердце открывается, чтобы быть более восприимчивыми к себе и другим.Важно мягко вернуться к дыханию, когда мы замечаем, что уделили внимание какой-то мысли, чувству или ощущению.

Заметив, куда направлено наше внимание, мы узнаем о привычных моделях и заботах. Куда уходит внимание, течет энергия. Становясь более осведомленными о наших привычных образах мышления, чувств и поведения, мы лучше способны направлять наше внимание и делать осознанный выбор, способствующий расширению прав и возможностей, в отличие от рефлекторных реакций.

Самонаблюдение требует практики и присутствия; это также порождает сострадание к нам и другим через отсутствие осуждения.Когда мы «отождествляемся» с нашими привычными способами мышления, чувствования и поведения, мы неспособны осознавать и наблюдать за собой, потому что думаем, что мы «являемся» мыслями, плавающими по небу нашего разума. Этот процесс «привязанности» связывает нас и причиняет страдания. Из-за сострадания мы с меньшей вероятностью будем судить себя и других, тем самым создавая более открытый, обширный внутренний ландшафт, из которого мы можем быть вовлечены в мир, но не полностью из него из-за способности самонаблюдения. Наблюдение за нашей мысленной жизнью улучшает наше восприятие реальности.

По сути, когда мы практикуем самонаблюдение, мы больше осознаем «мыслителя», стоящего за мыслью. Кто я ?

Существует парадигма, которая постулирует поток: сознание, осознание, принятие, изменение, рост. Сознание лежит в основе всего сущего; осведомленность подразумевает «свидетеля» или наблюдателя; принятие включает непротивление и неприятие; изменение подразумевает сознательный выбор; а рост — результат или побочный продукт предыдущих шагов.

Пожалуйста, включите JavaScript, чтобы просматривать комментарии от Disqus.комментарии предоставлены

Самонаблюдение и ресурсы развивают способность к саморефлексии (Предпосылка 4) | Кэрол Сэнфорд

Самонаблюдение

Самонаблюдение — это способность человека изолировать аспекты себя от погружения в свою текущую жизнь, стоять отдельно, чтобы видеть источники своего поведения и мышления и отмечать влияние, которое они оказывают на другие. Наблюдая за собой, они находятся в разделенном состоянии; они одновременно и наблюдатели, и наблюдаемые.Эта способность, хотя ее иногда преподают как практика осознанности или медитации, редко развивается в школах или на предприятиях.

Самонаблюдение позволяет человеку изменять или корректировать свое собственное мышление, поведение и эффекты в мире, когда они появляются от момента к моменту, и в конечном итоге воспринимать их до того, как они проявятся. Эта способность, которая растет только благодаря постоянной практике в течение продолжительного времени, усиливается, когда человек взаимодействует с сообществом людей, которые вместе работают над ее развитием, особенно когда это сообщество разделяет приверженность второй и / или третьей линии. работай.Чтобы обеспечить основу для реальных изменений в мире, самонаблюдение должно быть встроено в целые организации как часть их инфраструктур развития.

Ресурсы

Работа в качестве ресурса для других на путях развития резко контрастирует с некоторыми другими руководящими или руководящими ролями, например, коучингом, наставничеством, обучением, содействием и предоставлением обратной связи, которые часто препятствуют или полностью прекращают практику самонаблюдения. Термин «ресурс» можно понять, разбив его на части: повторно использовать , вернуть кого-то себе как источник мудрости и знания.Это неизбежно исключает предположение, что мышление, знание и мудрость имеют какое-либо существование вне индивидуальных, самонаблюдающих умов.

В восстановительной работе привлечение ресурсов осуществляется сократовским опросом и использованием каркасов живых систем. Вместе они позволяют ресурсам (тем, кто предоставляет ресурсы) задавать вопросы, не полагаясь на личную повестку дня или суждения, и, таким образом, исследовать вместе с человеком, которого они привлекают, более цельным и полным образом. Это, естественно, стимулирует самонаблюдение как со стороны ресурса, так и со стороны человека, которому предоставляются ресурсы, и устраняет подозрения, что либо преследует скрытые цели, либо думает не по теме.Роли ресурса и обеспеченных ресурсами намного предпочтительнее, чем руководитель и подчиненный или участник обратной связи и получатель обратной связи, потому что, помимо других положительных эффектов, они способствуют развитию основных человеческих способностей в обоих людях.

Развитие ресурсов уникально тем, что оно основано на выполнении плана, который человек, получающий ресурсы, создал для себя, основываясь на своей сущности, самобытном «я», развитие которого они видят. Наблюдения и оценки других принимаются исключительно на основании заранее оговоренного контракта.Этот контракт содержит принципы, на которых будет основываться выделение ресурсов, и определяет области, в пределах которых предлагается привлечение ресурсов. Это требует, чтобы ресурсы проводились в форме вопросов, которые способствуют самоанализу.

Контракт, подобный этому, способствует развитию самоуправления и деятельности для достижения целей в плане развития, и, таким образом, позволяет им развивать свою сущность и вклад, который они стремятся сделать для заинтересованных сторон организации (в отличие от тех, которые они вносят организация, сама).Целостная, оптимизирующая оценка может исходить только от вас самих и от собственных размышлений. Обратная связь от других, независимо от того, насколько она умелая, всегда имеет тенденцию к максимальному характеру, что приглашает к бегству.

В бизнес-среде единственная эффективная обратная связь со стороны — это успех проекта или попытки изменения, которую он возглавляет, или нет. Это может быть увеличение прибыли или дохода, расширение или расширение предложений, а иногда и прямые комментарии или изменения, исходящие от дистрибьютора или потребителя, разделяющего значимые изменения, которые они испытали.Это целевые результаты, записанные в плане развития. Они были тщательно изучены командой, выбранной для поддержки проекта путем предоставления ресурсов руководителю. Способы измерения были указаны и утверждены создателем плана, руководителем проекта и часто сравниваются с целями заинтересованных сторон. Следовательно, довольно легко отслеживать результаты и успех, устраняя необходимость в использовании общих стандартов или компетенций, которые не побуждают людей быть самими собой или внедрять нестандартные новшества.

Разработка в DuPont

В преддверии инициативы DuPont по изменениям первый вопрос Эда Клинге хозяевам во время посещения сайта был: «Почему это так хорошо работает? Почему он намного превосходит все другие новые практики? » Организаторы в основном отвечали, что сравнивать невозможно, потому что они избегали «программ дня», которые, как они узнали на собственном опыте, были токсичными. Они оценили выбранные ими практики на основе их способности реализовать три основных человеческих качества и отправили консультантов и ученых за дверь, прежде чем они углубились в разговор.Они точно знали, что развитие основных человеческих возможностей приведет их бизнес к устойчивому росту.

Мое собственное исследование людей — сравнение кибернетики с психологией человека, основанной на живых системах, — дает немного больше понимания того, почему подход, основанный на развитии, работает намного лучше для стимулирования изменений и коррекции курса, чем подход управления людьми, основанный на внешних данных. Мы уже видели, как у людей обратная связь стимулирует беглое мышление: воспроизведение чужих наблюдений и оценок, зацикленность на их истинности, бесконечное сравнение их со своим собственным мнением и построение аргументов за или против них в нашей голове, что мы можем или не может делиться с другими.Всякий раз, когда предлагается обратная связь, требуется время, чтобы весь этот мысленный цикл пошел своим чередом и люди вернулись к своей настоящей работе. Очевидно, что это приводит к потере мотивации и ориентации, что в дальнейшем приводит к потере времени, денег и снижению творческого потенциала организации.

Есть и неожиданный, и гораздо худший исход. Runaway мышление и воображение, следуя обратной связи, неизменно ведет к снижению способности людей к саморефлексии и, как следствие, к потере ими способности к самоуправлению.Это может показаться большим скачком: от небольшой дестабилизации, вызванной получением обратной связи, до серьезной потери самоконтроля. Однако мое исследование и отчеты многих компаний, которые внедрили процессы обратной связи, показали, что постоянный внутренний диссонанс и ментальная защита заставляют людей сомневаться в том, что правда, а что действительно важно. Иногда люди в конечном итоге работают над тем, с чем они не согласны, и часто над делами, которые кажутся незначительными или отвлекающими от реальной работы.Это не может не разрушать целые организации.

Когда люди работают по плану с конкретным вкладом и разработкой, они сами могут интерпретировать информацию, которую они извлекают, и преобразовывать ее в оптимизацию самонаблюдения и саморефлексии. В план развития встроен конкретный вклад, который пытается внести человек, создавший его. Это обеспечивает целостный контекст, в котором информация, полученная косвенно или с рынков, может быть оценена и использована для дальнейшего саморазвития и внесения вклада в интересы заинтересованных сторон.Без всего этого контекста интерпретация информации всегда имеет тенденцию становиться эгоцентричной или вызывать реактивность, по крайней мере, на время, что опять же затрудняет оптимизацию ответов. Ни одна часть живой системы не может по-настоящему управлять своим собственным поведением независимо от внешних взаимодействий с другими системами, чтобы обеспечить жизнеспособность и жизнеспособность целого. Реальное развитие или возрождение требует, чтобы сообщество работало вместе для создания основных человеческих возможностей.

Метод Сократа

Этот последний выпуск истории DuPont, который продолжается ниже, возможно, сделал роль и важность более очевидными.Но как насчет ресурсов? Ранее я описывал использование сократовского вопрошания, которое оставляет обучение и укрепление свободы воли человеку, руководящему их собственным развитием. Сократовский вопрошание — это гораздо больше, чем популярный образ глупого старика, задающего вопросы как след из хлебных крошек к правильному ответу. У ресурсов нет ответов. Они стремятся делать открытия вместе с людьми, которых допрашивают. Они продолжают расследование, и даже когда им кажется, что они видят что-то, чего не хватает другому человеку, они продолжают задавать вопросы, поощряя все более глубокие размышления.

Метод Сократа опирается на пять руководящих принципов, которые работают вместе как система, чтобы вызвать это более глубокое размышление. Это утраченное искусство, и в большинстве американских институтов его практика осуждается; он не подходит учителям, которые стремятся получить общие ответы. Его цель — задать вопросы, требующие глубокого осмысления собственного опыта человека и влияния его действий на него самого и других. Учащиеся, обученные таким образом, учатся думать о сложных вопросах и находят способы увидеть и осмыслить жизнь и мир вокруг них, к которым у них раньше не было доступа.Они способны наблюдать за своим собственным разумом и развивают способность преобразовывать то, что казалось трудными ситуациями, в возможности для инноваций. Таковы были намерения Сократа — не учить своей мудрости, а задавать вопросы, которые будут вести студентов к мудрости, вовлекая их в структурированное размышление.

Некоторым людям трудно принять способ обучения, не ведущий к немедленному пониманию. Их беспокоит то, что если не получить ответ быстро, это означает, что они невежественны или недалеки.Когда дети задают вопросы, требующие размышлений, они чаще всего вызывают раздражение у взрослых. Западная наука во всем ее разнообразии фокусируется на оценке качества и достоверности ответов. Игровые шоу и образовательные процессы поощряют запоминание и обучение навыкам заучивания ответов.

У нас практически нет процессов для обучения разработке вопросов, которые заставляют нас задуматься, или для оценки качества вопросов, которые мы задаем. Обучение разработке вопросов, постановка вопросов или выявление вопросов, на которые невозможно ответить или которые являются бесполезными, лучше послужили бы бизнесу и командам, чем нынешний акцент на передаче заранее определенных идей другим.Вопросы являются источником новизны и возрождения, и тем не менее мы тратим 99 процентов нашей жизни на поиск ответов и способность получать больше ответов. Постановка открытых вопросов создает совершенно иную среду обучения и работы, чем вопросы с заранее определенными ответами, в которых родители и учителя выступают в роли экспертов, а не воспитателя или соавтора. Обратная связь — это обучение проверке уже сформулированных ответов; он держит каждого человека к одному свету, исключая творческие различия и уменьшая волю мыслить свободно, или даже вообще.Истинный интеллект измеряется качеством вопросов человека, а не количеством правильных ответов или информацией, которую он передает другим.

Ценность великих вопросов

Глубокую проверку ценности вопросов для человеческого развития можно увидеть в программе, разработанной в Университете Аризоны для помощи преподавателям в работе с отстающими учениками. Программа работала над развитием навыков мышления высшего порядка (HOTS) и использовала метод Сократа в качестве основы для обучения.Учителя задавали вопросы вместо того, чтобы предлагать ответы. Основное убеждение заключалось в том, что умственное развитие детей, а не их способность усваивать факты, имеет первостепенное значение.

Результаты, опубликованные школами, использующими подход HOTS, были замечательными, особенно с учетом того факта, что большинство учащихся, участвовавших в программе, считались исправительными или находящимися в группе риска. Десять процентов были реклассифицированы как одаренные в конце первого года обучения, а 36 процентов заняли и сохранили место в списках почета своих школ.Из четырех учеников, признанных лучшими учениками в одной школе, двое были участниками HOTS, пришедшими из последних классов своего класса.

За один год участвующие студенты набрали в среднем 15 процентов результатов стандартизированных тестов по чтению и математике, что на 67 процентов выше среднего показателя по стране по чтению и на 123 процента выше среднего показателя по стране по математике. Было отмечено значительное улучшение самооценки каждого студента. Все сообщили, что чувствуют растущую уверенность в успехе на уровнях, значительно превышающих те, которые они изначально считали возможными.Кроме того, в конце года в одной школе в центре города учащиеся программы больше не создавали никаких проблем с дисциплиной.

Если вы перенесете это в бизнес-среду, вы быстро увидите возможности работы с моделью оценки, основанной на открытых вопросах, разработанных для поощрения исследования и открытия. Переведите эти статистические данные на сотрудников, и их возможности могут увеличиваться на 67–123% быстрее, чем у конкурентов. Кто бы не хотел попробовать?

Расширяя упражнение, представьте, что в бизнесе половина основных продвижений по службе на новые, более сложные должности приходится на людей, которые изначально считались непопулярными или уволенными.Работники, которые раньше считались дисциплинарными проблемами, теперь становятся творческими, целеустремленными, самодисциплинированными участниками. Подход HOTS, несомненно, очень эффективен, и предприятия могут многому научиться. Первым шагом было бы просто понять ценность вопросов над ответами с целью обучения и развития бизнеса и деловых людей.

Ресурсы в DuPont

DuPont первой инициировала разработку подхода к изменениям в инженерном деле, где была запущена программа обратной связи.Эд Клинге все еще пытался дать совет, хотя признался, что нервничал по этому поводу. Это кажется «неинженерным», поскольку так много открытых разработок. Но свидетельство более чем двух десятилетий результатов было слишком хорошим, чтобы его игнорировать.

Ральф Симс, инженер-химик с докторской степенью, которому оставалось всего несколько лет до выхода на пенсию, всегда мечтал найти решение «проблемы с фреоном». Фреон, широко используемый фторуглеродный хладагент и аэрозольный пропеллент, прожигал дыру в озоновом слое атмосферы Земли.В то же время каждая нация на планете росла и требовала все больше фреона. Мы шли курсом на столкновение с планетарной катастрофой.

Промышленность знала об этом давно, но у них не было внимания или, возможно, уверенности, чтобы принять это как инновационную задачу. Версия фреона DuPont была продуктом с высокой прибыльностью, составляла значительную часть ежегодных доходов одного из ее подразделений и приносила компании огромные деньги. Идея Ральфа заменить его поставила под угрозу гуся, ежегодно откладывающего золотые яйца.

С некоторой помпой Ральф дал обещание совету директоров DuPont, руководителю отдела промежуточных химикатов, а также компании Green Peace, которая требовала от DuPont решения этой неотложной проблемы. Он взял на себя обязательство найти альтернативный способ охлаждения. И он добавил к своему обещанию, что результатом будут лучшие результаты для планеты и компании, чем нынешние.

Ральф собрал команду ресурсов для работы с ним, в которую вошли операторы, дистрибьюторы и промышленные производители холодильников, в том числе несколько в Китае и Индии, где быстрый рост оказал давление на создание собственного токсичного хладагента, чтобы обойти его. более дорогой патентованный продукт (который в то время усугубил бы экологическую проблему, учитывая менее развитые технологии и более низкие экологические стандарты в этих странах).План развития Ральфа для трехлетнего проекта был обширным и слишком техническим, чтобы описывать его здесь, но его основные цели заключались в следующем:

  • Найти менее вредные, более эффективные альтернативы фреону
  • Доставить некоторую выгоду Китаю и Индии для Сотрудничество
  • Поддерживать, а затем увеличивать прибыль DuPont с течением времени

Одной из основных функций ресурсной группы было задавать вопросы, которые выявили бы неизученные проблемы, чтобы: 1) помочь определить лучший путь к совместному предприятию , 2) организовать финансирование, необходимое для исследования, 3) создать некоторые внутренние и внешние функции, и 4) развить каждого из людей, участвующих в инициативе, чтобы они были более технически и лично способны работать над сложными проблемами, которые могут возникнуть в процессе Произошел сдвиг — и в целом, чтобы они стали лучшими бизнесменами.

Команда встречалась ежемесячно и развивала множество различных ролей среди своих членов: технические, финансовые, внутренние отношения, управление партнерством и культурные ценности. Каждая встреча начиналась с вопросов, на которые нужно было отвечать, чтобы команда не сбивалась с пути. Один набор этих вопросов всегда задавался Ральфу в его роли менеджера по своевременности, бюджету и прогрессу в достижении своих основных целей — обещаний, которые он давал совету директоров DuPont и руководителям бизнес-подразделений.

Были также вопросы, призванные помочь ему в размышлениях о своей личной эволюции.Где он чувствовал, что сбивается с пути? Где он удивился успехам, которых добивались он и его команда? Ожидание вопросов каждый месяц, ориентированных на личный, технический и деловой успех, вдохновляло Ральфа, и он часто просил людей работать с ним над поиском ответов и участвовать в их оценке. Но личные вопросы всегда возвращались ему, чтобы он мог изучить их сам, и его поощряли использовать их для постановки целей своего собственного роста в течение следующего месяца или в более долгосрочной перспективе.

Команда Ральфа доверила ему найти истину в себе через размышления. Риторических вопросов не было; все они были основаны на первоначальном плане или его постоянно развивающейся версии, а это означало, что Ральф полностью отвечал за руководство проектом. В результате он относился к себе намного строже, чем любая обратная связь, полученная им в старой программе. И его аргументы, когда они возникали, всегда были только с ним.

Ральф иногда в частном порядке спрашивал других членов команды, есть ли у них точки зрения, отличные от его, и иногда они были.Но члены ресурсной группы не дали ему ответов на вопросы, которые они ему задали, а те, кто разделял их взгляды, не были привязаны к их принятию Ральфом или нет. Различные точки зрения рассматривались как личные размышления, а не как конкуренты за наиболее точную и объективную оценку. Это были просто дополнительные способы взглянуть на вещи, а не истины, которые нужно было принять и над которыми работать, как это было в более ранних процессах обратной связи.

В конце концов, этот инновационный проект привел к результатам, изменившим мир, как и многие другие проекты, реализованные этой бизнес-группой.В соответствии с первоначальными целями, основным результатом, принесшим пользу всему международному сообществу и получившим высокую оценку Green Peace, было создание заменителя фреона с гораздо меньшими экологическими и другими недостатками. Переход на новый химический хладагент занял менее двух лет и стал частью основы для разработки Глобального договора Организации Объединенных Наций.

Шесть лет спустя, пересматривая решение стать развивающей организацией, Эд прокомментировал: «Это означает, что не тратится энергия на управление поведением людей.Вы просто продолжаете улучшать их способность управлять собой и руководить собой ». И Эд Клиндж, и Ральф Симс стали консультантами других компаний, когда вышли на пенсию, потому что они увидели силу перехода от программ управления персоналом, таких как обратная связь, предназначенных для управления людьми, к подходу к развитию, способному повысить способность к самоуправлению во всех сферах деятельности. член организации.

Вундт о самонаблюдении и внутреннем восприятии

Вильгельм Вундт был отцом-основателем лабораторной психологии и великим провидцем психологии как дисциплины — ее соответствия наукам, структуры ее объекта (разума), ее методов, в первую очередь самоанализа — и также автор настолько плодовитый, что большая часть его работ остается непереведенной, несмотря на его важность.Среди непереведенных работ — его эссе «Selbstbeobachtung und innere Wahrnehmung» [Самонаблюдение и внутреннее восприятие «] (1888 г.), с которым я боролся. Это эссе является ключом к взгляду Вундта на» интроспекцию «- обычно английский перевод немецкого Selbstbeobachtung — поскольку здесь он противопоставляет это, казалось бы, связанному процессу «внутреннего восприятия». И, к сожалению, вторичные источники здесь разбросаны по всей карте. Я не могу найти хороших обработок.

Чтобы понять Вундта помогает узнать две части исторического контекста.Одним из них является влиятельная критика интроспективного метода психологии Августом Контом:

Но что касается наблюдения таким же образом интеллектуальных явлений во время их реального присутствия, то это очевидная невозможность. Мыслитель не может разделить себя на двух, из которых один рассуждает, а другой наблюдает за ним. Если в данном случае наблюдаемый орган и наблюдающий орган идентичны, как могло происходить наблюдение? В таком случае предполагаемый метод полностью недействителен (1830, используя перевод Джеймса 1890/1981, стр.188).
Другой — это различие Франца Брентано (1874/1973) между «внутренним наблюдением» [innere Beobachtung] и «внутренним восприятием» [innere Wahrnehmung]. Брентано утверждает, что внутреннее наблюдение включает внимание к сознательным психологическим процессам по мере их возникновения. Это, как он говорит вместе с Контом, невозможно или, по крайней мере, не удается как психологический метод, потому что акт внимания к процессу неизбежно разрушает или, по крайней мере, нежелательно изменяет целевой процесс. Напротив, во «внутреннем восприятии» замечаются психологические процессы, в то время как внимание человека направлено на что-то другое.Их замечают только «случайно» [nebenbei], и поэтому их никто не беспокоит.

Вундт соглашается с Брентано и Контом в том, что наблюдение обязательно требует внимания и поэтому обычно мешает наблюдаемому процессу, если этот процесс является внутренним, психологическим. Однако, в отличие от Брентано, Вундт не предполагает научного знания о психических процессах, возникающих без какого-либо внимания, включая плановые и контролируемые вариации — внимательное плановое исследование, если не процесса, как он происходит, то, по крайней мере, воспроизведения этого процесса как «образ памяти» [Erinnerungsbild].Для Вундта нет науки искоса. Психологический метод «внутреннего восприятия» для Вундта — это метод удержания в памяти образа психологического процесса и внимательного манипулирования им. У этого метода, по его мнению, есть два существенных недостатка: во-первых, можно работать только с тем, что помнит рассматриваемого процесса — манипуляции с образом-памятью не могут обнаружить новые элементы. Во-вторых, новые элементы могут быть непреднамеренно введены посредством ассоциации — можно спутать память о процессе с памятью о другом связанном процессе или объекте.

Следовательно, считает Вундт, наука о психологии должна зависеть от внимательного наблюдения за психическими процессами по мере их возникновения. Он утверждает, что те, кто считает, что внимание обязательно искажает целевой умственный процесс, слишком пессимистичны. Подкласс психических процессов относительно не нарушен внимательным наблюдением — в частности, базовыми психическими процессами, особенно восприятием. Вундт предполагает, что переживание красного более или менее одинаково, независимо от того, осознает ли человек психологический факт, что он испытывает покраснение.Вундт также считает, что интроспективное внимание в значительной степени не нарушает основные процессы памяти, эмоций и воли. Он считает, что только эти можно изучать с помощью интроспективной психологии. Напротив, более сложные процессы необходимо изучать не интроспективно — например, путем изучения языка, истории, культуры, развития человека и животных.

Ученики Вундта имели тенденцию игнорировать его увещевания ограничить интроспективное наблюдение такими основными процессами.Э. Титченер, например, считал, что практикующие интроспекторы могут наблюдать даже свои «высшие» когнитивные процессы, не беспокоя их. Возможно, окончательное падение интроспективной психологии в пользу бихевиоризма (сосредоточение внимания только на внешних стимулах и поведенческих реакциях, отсутствие чего-либо «внутреннего» вообще) было ускорено амбициозными попытками учеников Вундта распространить интроспективный метод на такие более высокие когнитивные процессы, о которых методологические и существенные споры оказались неразрешимыми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *