Коммуникативная компетентность педагога это: Ротова Н.А. Коммуникативная компетенция педагога начального общего образования в процессе повышения квалификации

14.11.2018 Городской семинар «Эмоционально-коммуникативная компетентность педагога в формате педагогического проектирования»

Ни для кого не секрет, что одна из основных составляющих профессиональной компетентности педагога — его коммуникативная компетентность, в том числе и в работе с родителями.
Под коммуникативной компетентностью мы понимаем интегральное качество и свойство личности, в основе которого лежит реализация коммуникативного поведения на основе мотивации, рефлексии и поведенческого компонентов.
Анализ компонентов коммуникативной компетентности позволил нам выделить критерии и показатели коммуникативной компетентности педагогов ОУ:
рефлексивный критерий включает в себя показатели:
знание о сущности и роли коммуникативной компетентности,
умение анализировать промежуточные и итоговые результаты работы с родителями;
мотивационный критерий включает показатели:
понимание необходимости целенаправленного развития коммуникативной компетентности;
готовность педагога к профессиональному совершенствованию коммуникативной компетентности;
эмоционально-поведенческий критерий включает в себя показатели:
умение применять знания в своей практической деятельности;
способность решать различные проблемы, возникающие в общении.
Возникают вопросы.
1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании обучающегося?
2. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка.
3. В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей?
4. В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями?
5. В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями?
6. Назовите условия для повышения коммуникативной компетентности в общении с родителями?
7. Назовите методы изучения семьи?
8. Назовите формы работы с семьей?
Отвечая на эти вопросы мы приходим к Портрету педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников:
— Педагог обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями.
— Признаёт роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника».
— Стремиться к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей.
— В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность и другие профессионально значимые качества.
— Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи.
-Умеет планировать предстоящее общение! Подбирать традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.
Формы взаимодействия с родителями.
Досуговые формы взаимодействия с родителями
Цель: установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.
Это традиционные совместные праздники и досуги, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица» «Праздник мам», «Лучший папа», «Праздник урожая», спортивные досуги (Папа, мама, я – спортивная семья, семейные Олимпийские игры. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.
Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей.
Совместные экскурсии (дети, родители, педагог)
Работа театральной труппы дети – родители (совместная постановка спектаклей)
Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями:
Цель: ознакомление родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, дать возможность пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. К ним относятся:
видеофрагменты организации различных видов деятельности, фотографии детей,
информационные стенды, портфолио обучающихся
Здесь же можно разместить информацию о достижениях обучающихся и педагогах, рекомендации для обучающихся и родителей.
Познавательные формы взаимодействия с родителями:
Цель: повышать психолого-педагогическую культуру родителей, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, познакомить с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания.
Педагогическая лаборатория
Такое мероприятие рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. В начале года проводится анкетирование для того, что ближе классный руководитель узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения.
Семинар – практикум
знакомит родителей, с какими – то понятием, и в ходе мероприятия обучает различным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике. Например, одна из тем семинара – практикума может звучать так: «Как помочь ребенку стать успешным». На семинаре – практикуме могут выступать логопед, психолог и другие специалисты, даже сами родители. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.
Родительская конференция
Форма работы с родителями, где проводится подготовительный этап перед мероприятием. Родителям заранее дается какое – либо задание по определенной теме. Например, «проблемы подросткового возраста». На родительской конференции педагог знакомит родителей с особенностями подросткового периода обучающихся, с основными симптомами, совместно с родителями анализирует, как остро протекает этот период у детей. Потом предлагает поделиться родителям, как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются.
Душевный разговор
Такое мероприятие рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность, и др.). Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка.
Мастер – класс
Предварительно классный руководитель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести небольшой урок мастер — класс, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, что у них получается или как сделать так, чтобы получилось. В конце собрания подводится итог.
Мастер-класс может иметь практическую направленность. Интересно может пройти мероприятие, которое вам поможет провести, например мама , умеющая перешивать вещи. На глазах удивленных родителей старые вещи вновь становились полезными и появлялись модные платья, фартуки, шорты, жилет. Родители увидели, что без лишних затрат можно красиво и удобно одеть ребёнка.
Родительские чтения
Очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Педагог собирает информацию и анализирует ее. Подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса.
Дискуссии.
Интерактивная форма работы с родителями, позволяющая высказать различные точки зрения на предмет обсуждения. Позволяет увидеть проблему с разных сторон, и приобрести новое видение и решение проблемы. Одна из дискуссионных форм общения с родительским коллективом является родительские ринги. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами
Деловая игра
имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения. Работа родителей проходит по группам. Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ ее решения.
Круглый стол
Проводится в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов, позволяет обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. Такая форма работы помогает родителям услышать компетентные высказывания разных специалистов по обсуждаемой проблеме, приобрести новое видение проблемы и ее решения
«Родительский Университет»
Цель такой формы взаимодействия: установление партнерских отношений с родителями; объединение усилий для развития и воспитания детей. «Университет для родителей» — форма живого общения родителей и специалистов ОУ. Структура работы предусматривает ежемесячные встречи педагогов ОУ, специалистов с родителями с сентября по май. Участниками могут быть все желающие родители.
Педагогические беседы с родителями
Цель данной формы работы — оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Беседа может возникать по инициативе и родителей и педагога.
Индивидуальные консультации по своему характеру очень близки к беседе.
Проведение беседы (индивидуальной консультации) с родителями по инициативе классного руководителя
Самое главное в нашей работе: сотрудничество, доверие и уважение друг к другу. Наш девиз: « МЫ ВМЕСТЕ» три участника образовательных отношений – дети-родители-учителя
«Цени превыше всех открытий, устои жизненные чтя,
Три мира, воедино слиты: Семью, Учителя, Дитя!»

.

Развитие коммуникативной компетентности педагога — прочее, прочее

Развитие коммуникативной компетентности педагога

Эффективность профессиональной деятельности педагогов зависит от большого количества факторов. Среди них особое место занимает коммуникативная компетентность.

Коммуникативная компетентность составляет ядро профессионализма преподавателя. Это способность выслушивать и принимать во внимание мнения других людей, участвовать в дискуссии и защищать свою точку зрения, выступать на публике, устанавливать и поддерживать контакты, принимать решения, вести переговоры, работать в команде и сотрудничать.

Развитие коммуникативной компетентности педагога необходимо в устном и письменном общении, деловой переписке, делопроизводстве, иноязычном общении и решении коммуникативных задач. Преподаватель, обладающий коммуникативной компетентностью, умеет вступать в коммуникацию, непринужденно общаться, достигать желаемых результатов в общении с людьми, избегая при этом нежелательных эффектов. Такой педагог владеет коллективной профессиональной деятельностью и приемами профессионального общения.

Педагог, не обладающий достаточным уровнем коммуникативной компетентности, не способен реализовать личностно-ориентированные образовательные технологии, не готов гибко управлять процессом в ходе обучения и воспитания, содействовать взаимопониманию, применять коммуникативные технологии. Наблюдается зависимость от коммуникативной компетентности морально-психологического климата, демократизма и гуманизма общения, эффективности общения с точки зрения решения проблем, результативности установления контактов, удовлетворенности преподавателя и обучающихся своим трудом.

Развитие коммуникативной компетентности педагога – это один из способов самореализации участников образовательного процесса, в том числе и повышения качества образования. Очевидно, что каждый преподаватель должен развивать свою коммуникативную компетентность.

Коммуникативная компетентность представляет собой профессионально значимое личностное качество педагога, которое формируется в процессе его саморазвития. Широкие возможности для формирования коммуникативной культуры преподавателей открывают тренинговые формы работы. Такой практический опыт дает педагогу возможность взглянуть на особенности взаимоотношений с детьми со стороны, повышает психологическую компетентность, учит применять полученные знания на практике

Коммуникативная культура и компетентность – ядро профессиональной культуры педагог.

Проблема коммуникативной культуры не переставала быть актуальной на протяжении многих лет. Успех в любой сфере деятельности во многом определяет коммуникативная культура.

Межличностное коммуникативное взаимодействие обусловлено владением средствами общения, механизмами психологического воздействия, многообразием воспитательных средств, приемов, методов, форм работы и осознанием индивидуальных экспрессивных возможностей.

Необходимость развития коммуникативной культуры педагога обуславливается тем, что объектом труда данной профессиональной группы является не какой-либо объект, а человеческая индивидуальность во всей ее неповторимости. Преподаватель постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения со студентами, коллегами. В связи с этим, существует реальная потребность современного общества в специалистах, способных к постоянному развитию своих личностных качеств, духовного мира, профессионализма, умеющих с максимальным эффектом использовать свои природные возможности, развивать общую и коммуникативную культуру. Поэтому педагог как специалист системы «человек-человек» должен обладать высокой коммуникативной культурой, что подразумевает наличие коммуникативных знаний, умений, способностей, так как они развивают важные психологические качества, которые являются составляющими компетентности преподавателя.

От коммуникативной культуры человека во многом зависит успешность его деятельности в общественной и профессиональной сфере.

Умение общаться с людьми – наиболее ценное в сфере «человек – человек» качество.Коммуникативная культура выражается в умении установить гуманистические, личностно-ориентированные взаимоотношения с учащимися и коллегами, что предполагает наличие у специалиста:

— ориентации на признание положительных качеств, сильных сторон, значимости другого;

— способности к эмпатии, пониманию и учету эмоционального состояния другого;

— умения давать положительную обратную связь другому;

— умения мотивировать других на деятельность и достижения в ней;

— конкретных коммуникативных умений: приветствовать, общаться, задавать вопросы, отвечать, активно слушать, оценивать, просить, поддерживать, отказывать и т.д.;

— уважения к самому себе, знания собственных сильных сторон, умения использовать их в собственной деятельности;

— способности осуществлять педагогическую поддержку организации совместной деятельности и межличностного общения учащихся;

— речевой культуры.

В основе коммуникативной культуры лежит общая культура личности, которая представляет собой высокий уровень ее развития, выражающийся в системе потребностей, социальных качеств, в стиле деятельности и поведения. Поэтому, в максимальной степени коммуникативная культура включает сущностные личностные характеристики, а именно – способности, знания, умения, навыки, ценностные ориентации, установки, особенности характера, и является необходимым условием успешной реализации личности.

Коммуникативные умения развивают важные психологические качества, которые являются составляющими компетентности специалиста. К ним относятся педагогический такт, педагогическая эмпатия, педагогическая общительность, обладание педагогической этикой (знаниями гуманистических норм своей профессии и следование им).

Педагогический такт – есть чувство разумной меры на основе соотнесения задач, условий и возможностей участников общения. Такт есть выбор и осуществление такой меры педагогического воздействия, которая основана на отношении к личности учащегося как главной ценности; это тонкая грань между отдельными воздействиями, это естественность, простота, обращения без фамильярности, искренность без фальши, доверие без попустительства, просьба без упрашивания, рекомендации и советы без навязчивости, воздействия в форме предупреждения, внушения и требования без подавления самостоятельности, серьезность без натянутости, юмор без насмешки, требовательность без придирки, настойчивость без упрямства, деловой тон без сухости. Педагогический такт есть одна из форм реализации педагогической этики.

В тесной связи с педагогическим тактом (или как его составную часть) рассматривают педагогическую эмпатию. Эмпатия включает понимание другого человека, опирающееся на анализ его личности; эмоциональное сопереживание другому человеку, отклик на чувства другого человека и выражение своих чувств; стремление содействовать, помогать другому человеку.

Важнейший принцип коммуникативной культуры – толерантность (терпимость). Этот принцип связан с осознанной невозможностью преодолеть немедленно многие слабости и несовершенства человеческого рода. Это относится к случайным, порой неосознанным проявлениям высокомерия, к психологической несовместимости характеров, стрессам и т.п. Толерантность может быть отнесена и к форме поведения как на производстве, так и в быту. Везде она, как правило, рождает взаимное доверие, понимание, откровенность, помогает преодолевать конфликтные ситуации, способствует проявлению доброжелательности и глубокой человечности, помогает психологической «притирке» характеров .

Мы рассматриваем коммуникативную культуру как комплекс сформированных знаний, норм, ценностей, навыков, мотивов, образцов поведения, принятых в обществе и умение органично, естественно, непринужденно реализовывать их в общении, контролировать и регулировать свое речевое поведение, грамотно аргументировать свою позицию, продуктивно сотрудничать с помощью вербальных и невербальных средств общения в процессе решения педагогических задач; при этом коммуникативная культура обладает общими признаками культуры, отражая специфический характер коммуникаций.

Компетентность в общении представляется в знаниях, умениях, навыках, реализованных через социальные установки и опыт личности в ситуациях межличностного общения. Поэтому для развития коммуникативной культуры преподавателей, необходима практика психологического воздействия, названная коммуникативным тренингом.

Целями и задачами тренинговых занятий является: развитие навыка рефлексивного слушания; развитие уверенности в себе; стрессоустойчивости, психологической защиты; овладение вербализацией; развитие умения слушать партнёров; жанровое формулирование вопросов, ведение своей линии; контролирование эмоций, выслушивание критики своих предложений; отработка приёмов преодоления коммуникативных барьеров.

Тренинг – эффективное средство психологического воздействия, позволяющее решить широкий круг задач в области развития компетентности в общении.

Широкие возможности для формирования коммуникативной культуры открывают тренинговые формы работы. Такой практический опыт позволяет педагогу взглянуть на особенности взаимоотношений с обучающими как бы со стороны, повышает психологическую компетентность, учит применять полученные знания на практике. Тренинг позволяет за короткий промежуток времени решить многие задачи формирования и развития профессиональных качеств, а также скорректировать неадекватное профессиональное поведение.

Существуют различные формы тренингов, но все их можно объединить в две основные группы: 1) направленные на развитие определенных умений (вести беседу, разрешать конфликты) и 2) ориентированные на углубление опыта анализа различных ситуаций общения — способность адекватно воспринимать себя, партнеров по общению, ситуацию в целом.

Главная задача активного социально-психологического обучения — это не столько овладение техникой общения, сколько развитие определенных личностных качеств педагога, в частности, умения принимать и уважать чувства и интересы другого человека. Тренинговые занятия в самом общем виде должны включать в себя диагностические приемы (преимущественно самоанализа), теоретические основы педагогического общения и практическую часть, направленную на формирование профессиональных умений и навыков.

ПРИЕМЫ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Для установления с ребенком контакта и достижения взаимопонимания необходимо уметь правильно оценивать по невербальным признакам (выражению лица, жестам), интонации и содержанию речи, а также по поведению ребенка его эмоциональное состояние. Умение слушать также является одним из важных составляющих в эффективном взаимодействии людей. Различают несколько видов слушания, суть которых можно свести к нескольким целям: желанию понять другого человека, поддержать с ним контакт, продемонстрировать внимание и, по возможности, разделить его чувства.

Активное слушание — это уточнение информации, которую хочет донести собеседник. Активно слушать ребенка значит «возвращать ему в беседе то, чем он поделился, при этом обозначая его чувства. Активное слушание включает в себя:

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ

Эффективное общение предполагает не только умение слушать и понимать своего собеседника, но и способность искренне и адекватно говорить о своих чувствах и желаниях, выражать свои просьбы. То есть строить свои высказывания таким образом, чтобы быть услышанным и понятым и, в то же время, не ущемить интересы и достоинство другого человека.

«ЯЗЫК ПРИНЯТИЯ» И «ЯЗЫК НЕПРИНЯТИЯ»

Каждому человеку хочется, чтобы его понимали и принимали таким, какой он есть. И ребенок нуждается в таком отношении не менее, чем взрослый.

Безусловно принимать ребенка (применительно к любому человеку) — значит принимать без условий; любить его не за какие-то определенные заслуги или желательное поведение, а просто за то, что он есть.

Способность педагога к безусловному принятию детей — это, в первую очередь, учет индивидуальности ребенка, примерно в таком смысловом контексте: «Я принимаю тебя таким, какой ты есть, а не подгоняю под какие-то рамки».

Потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей (А.Маслоу). Ее удовлетворение — необходимое условие для нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам небезразличен, нужен, важен, что он просто хороший. «Как хорошо, что ты у нас есть», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься» и пр. Кроме речевого сообщения, важную роль играет улыбка, интонация, взгляд, прикосновение.

Безусловное принятие не подразумевает вседозволенность и полное отсутствие критики. Можно выражать свое недовольство только отдельными, конкретными поступками ребенка, но не его личностью в целом. Не менее актуально говорить о поступках ребенка в настоящем времени, а не обобщать, переводя их в постоянную категорию. Сравните приведенные ниже реплики.

Оценка поступка («Я огорчена, потому что ты сегодня сломал новую машинку») — и оценка личности («Ты разрушитель! Почему ты всегда все ломаешь?»).

.Э.Фромм еще в 50-е годы прошлого столетия писал о важности как безусловной, так и условной любви. Ребенка необходимо поощрять, за то и еще за что-то, тем самым показывая ему важность каких-то его проявлений.

Безусловное принятие не подразумевает вседозволенность и полное отсутствие критики. Можно выражать свое недовольство только отдельными, конкретными поступками ребенка, но не его личностью в целом. Не менее актуально говорить о поступках ребенка в настоящем времени, а не обобщать, переводя их в постоянную категорию

Оценка поступка («Я огорчена, потому что ты сегодня сломал новую линейку») — и оценка личности («Ты разрушитель! Почему ты всегда все ломаешь?»).

Временной язык: «Сегодня у тебя не получилось вычислить» — и постоянный язык: «У тебя никогда ничего не получается!».

КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

В жизни каждого человека конфликты неизбежны, и их возникновение нельзя рассматривать однозначно негативно. Конфликты можно воспринимать как некую задачу, решение которой открывает новые возможности общения и саморазвития. Конфликт учит нас отстаивать свои интересы и считаться с интересами других, осознавать и контролировать свои чувства, находить альтернативные варианты выхода из напряженной ситуации.

Любой конфликт имеет свою структуру, сферу и динамику. Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиции участников, их взаимодействий и объекта конфликта. Внутренняя позиция участников — это цели, интересы и мотивы, то, что не проявляется открыто в ходе конфликтного взаимодействия. Внешняя позиция выражается в речевом поведении конфликтующих, отражается в их мнениях, взглядах, желаниях. Дифференцировать внешнюю и внутреннюю позицию участников конфликта необходимо для понимания их внутренних мотивов поведения.

Педагог и ребенок могут иметь разные объекты конфликтной ситуации.

Динамика конфликта состоит из трех этапов:

1. Нарастание. На этом этапе возможно блокировать развитие конфликтной ситуации.

2. Реализация.

3. Затухание. Конфликтная ситуация реализовалась, после «выброса» эмоций конфликтующие обессилены и испытывают определенные чувства уже по поводу случившегося (чувство вины, обиды, сожаления и др.). Именно на этой стадии воспитательное воздействие наиболее эффективно. Умение педагога успешно разрешать конфликты является профессионально значимым качеством, поскольку от него напрямую зависит эмоциональное состояние педагога и. как следствие, эмоциональное состояние детей, взаимоотношения в коллективе и результаты сотрудничества с родителями воспитанников. Деятельность педагога отличает определенное психоэмоциональное напряжение, связанное с интенсивным общением, ответственностью и высокими квалификационными требованиями. Если к тому же учесть соотношение количества воспитанников на одного воспитателя, наиболее характерное для наших детских садов, станет очевидной сложность реализации индивидуального подхода, в том числе и в разрешении конфликтов. А мы ведь помним, что не только напрямую обучаем детей сотрудничать (значит, сами умеем), но и, прежде всего, своим примером демонстрируем им возможные варианты поведения. В любой конфликтной ситуации важно осознавать и контролировать происходящее и четко представлять желаемые результаты. Для этого можно воспользоваться следующей поэтапной схемой:

На первом этапе действует правило «стоп». Это время для оценки ситуации и осознания своих эмоций («Что я сейчас чувствую? Что я сейчас хочу сделать?»). Далее не-обходимо проанализировать причины поведения ребенка, понять его чувства, состояние: «Что с ним происходит? Каковы причины его поведения?» На следующем этапе определяются цели и средства педагогического воздействия: «Какой результат я хочу получить? Каким образом я могу его достигнуть?» Педагогическое воздействие не должно быть направлено против личности ребенка.

Профессиональная гибкость педагога проявляется в умении предложить ребенку различные варианты на выбор, соотнести педагогические цели со средствами воздействия и интересами ребенка. Успех практического действия педагога будет зависеть от того, насколько точно он смог сформулировать педагогическую цель и выбрать оптимальные способы ее достижения.

Разрешить конфликт далеко не всегда означает пойти на уступки, иногда очень важно отстоять свою позицию, как для своего собственного блага, так и для пользы другого человека. Потакая всем желаниям и капризам ребенка, мы не приносим ему тем самым пользу, не учим его считаться с реальными возможностями и условиями жизни. Очень часто встречается ситуация, когда ребенок пытается добиться своего настойчивыми требованиями, докучливыми просьбами. И это вызывает раздражение и чувство беспомощности, как у родителей, так и у воспитателей. Конечно, и у такого способа поведения есть причины, однако — как реагировать на него адекватно в конкретной ситуации? Кроме техники «Я-высказывания» можно использовать технику «заезженной грампластинки», включающую принятие чувств (или комплимент) партнера(у) по общению, объяснение причин своего поведения (отказа). После фразы ставится «жирная» точка. Рассмотрим применение этой технике на примере.

У каждого человека есть свое личное пространство, посягательство на которое может приводить к конфликту. И наоборот, признание за человеком определенной свободы выбора и действия сглаживает возникающие противоречия.

Ниже приводится упражнение, которым мы рекомендуем воспользоваться. Оно способствует саморефлексии педагогов, развитию навыков сотрудничества, учит, как отстаивать свои права и уважать права других людей.

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста, педагога

Коммуникативная компетентность – это высокоэффективные навыки пользования средствами коммуникации. Коммуникативная компетентность означает свободное владение и руководство средствами общения (вербальными и невербальными), рассматривается, как система регулировки отношений личности, собственно, к себе, и также к миру (природному и общественному).

Коммуникативная компетентность личности – это все внутренние ресурсы, обеспечивающие эффективное взаимодействие: роли, установки, стереотипы, знания, умения.

Структура коммуникативной компетентности охватывает знания и умения, которыми обеспечивается эффективная коммуникация и создание отношений с окружающими.

Понятие коммуникативной компетентности определяет способность человека выслушивать собеседника, вести переговоры, адекватно защищать свое мнение.

Коммуникативная компетентность означает осознаваемый и развивающийся опыт общения людей, формирующийся при непосредственном взаимодействии между ними.

Развитие коммуникативной компетентности нераздельно связано со становлением самой личности. Усвоение коммуникационного опыта совершается во время непосредственного взаимодействия и также лично во время чтения, просмотров кинофильмов, наблюдая за людьми.

Коммуникативная компетентность личности формируется, получая данные об особенностях коммуникационных взаимодействий, межличностных проблем и тактик их решения. Когда индивид развивает коммуникационные способности, он перенимает из внешней социальной среды визуальные и словесные средства, с помощью которых анализирует коммуникационные ситуации взаимодействия. Во время  происходит процесс становления коммуникативной компетентности, она происходит несколькими путями: через идентификацию с взрослыми, через усвоение культурного наследия и посредством наблюдения за общением других людей.

Коммуникативная компетентность педагога

Понятие коммуникативной компетентности педагога определяется, как способность выслушать ученика, понять его точку зрения, грамотно и тактично отстоять свое мнение, не навредить ученику, и построить с помощью коммуникации теплые и доверительные отношения.

Структура коммуникативной компетентности педагога имеет несколько составляющих компонентов:

— мотивационно-ценностный –  это готовность учителя профессионально совершенствоваться, саморазвиваться, самореализовываться;

— когнитивный – это информация, познания педагога;

— операциональный – применение знаний практическим образом;

— позиционно-ценностный – отношения педагога к своей профессиональной деятельности. Эти компоненты тесно связаны между собой и отсутствия одного означало бы неполноту системы. При интенсивном развитии всех элементов повышается коммуникативная компетентность педагога.

Наибольшее значение в процессе обучения имеют взаимоотношения педагога с учеником, и то, каким будет качество этого взаимодействия, настолько эффективным будет процесс формирования и развития познавательных процессов учеников и уровень их мотивации.

Полноценное сотрудничество между учителем и учеником, наличие эффективной коммуникации оказывает влияние на стремление к творчеству, учебному процессу, постановке и достижении целей, постановке задач и работы над ними, желании экспериментировать, вести исследовательскую деятельность, участвовать в конференциях, олимпиадах.

Развитие коммуникативной компетентности учителя начинается еще во время обучения в вузе, где он приобретает все необходимые теоретические знания, проходит практику, и вместе с этим происходит нечто более важное – человек становится личностью. Еще недавно он был учеником, а теперь становится педагогом и будет иметь влияние на таких же учеников. Поэтому с первых же дней знакомства с учениками, он должен построить доверительные отношения с ними, а это достигается за счет умения грамотного, коммуникационного взаимодействия. Базовые позиции коммуникативного стиля будущего педагога формируется во время общения с одногруппниками, преподавателями, и во время производственной практики – с учениками. Таким образом, формируется педагогический стиль, позиция, она определяется через систему ценностей личности.

Существуют определенные условия, приоритеты, которые обусловливают развитие коммуникативной компетентности учителя. Через приоритет эмпатии формируется эмпатийное поведение, ценностное отношение к людям, эмпатийное слушание, навыки общения на равных и общая эмпатийная направленность личности.

Компонент развития коммуникабельности определяется погружением в общение, формированием коммуникационных техник, установки на открытое эмоциональное общение, ориентация на собеседника. Формирование специфических коммуникационных умений – построение высказываний, определение эмоционального фона разговора, корректировка грамматической стороны речи, наблюдение за интонацией и тоном голоса, умение их подстраивать и следить за мимикой, и другие особенности невербального общения.

С помощью приоритета в развитии эмоциональной стабильности и организаторского потенциала происходит формирование позитивного самовосприятия, уверенности в себе, самоуважения. Также происходит развитие организаторских умений во взаимодействии, в ситуации конфликта, для этого существуют тренинги развития навыков и стратегий поведения в конфликтной проблемной ситуации, умении увидеть причину конфликта, формирование опыта взаимодействия с собеседником.

Приоритет развития рефлексии помогает развить навыки рефлексивного поведения, с помощью самоанализа, установки на самосовершенствование, опыта квазипрофессионального воздействия, развитие потребности воспитать, сделать кого-то лучше, помочь ему усовершенствоваться. Актуализируется умение оценивать свое поведение, понимать свое влияние и соответственно к воспитательным целям осознанно выбрать интонацию, темп речи, тон.

Таким образом, формирование коммуникативной компетентности педагога обозначает обеспечение условий для расширения коммуникативной позиции, это вызывает потребность в общении, направленность на приобретение коммуникативных знаний и практических умений.

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста

Понятие коммуникативной компетентности понимается, как совокупность элементов, необходимых для результативного общения: владение языком, мимикой, пантомимикой, ориентация на предмет общения, на собеседника, умение построить разговор, задействовав необходимые вербальные и невербальные приемы.

Коммуникативная компетентность дошкольников имеет свои особенности, но ее структура практически не отличается от стандартной.

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста и ее структура имеет три составляющих: мотивационно-личностный, поведенческий и когнитивный элемент.

Мотивационно-личностный элемент выражается в направленности ребенка на общение и его характерологических особенностях, которые определяют характер его общения, умение владеть силой голоса, следить за темпом речи и контролировать свое эмоциональное состояние, умение сохранять спокойствие и уверенность, держать себя в руках в ситуации конфликта.

Поведенческий компонент определяется через коммуникативные умения, способ реагирования на ситуацию, первый опыт взаимодействия, его воздействие на развитие коммуникативной компетентности в будущем, способность к расположению окружающих к себе, самостоятельно принимать решения, стремится к достижению цели, следовать общепринятым нормам поведения, осознавать и управлять собственным поведением.

Когнитивный компонент – это система знаний об общении, как процессе взаимодействия: сведения о поведенческих особенностях, личностных качествах, чувствах и эмоциях, которые влияют на общение, познания о целях и ценности общения, умение ориентироваться в общении, реагировать на критику, помогать сверстникам, прислушиваться к их соображениям, способность к самовыражению.

Все вышеперечисленные компоненты и названные умения являются основой для полноценного становления личности и влияют на формирование коммуникативной компетентности. Собственно они позволяют дошкольнику предсказать общение, ориентироваться на собеседника, вживаться и управлять коммуникативной ситуацией.

Также структура коммуникативной компетентности имеет еще три дополнительных компонента: коммуникационные знания, умения и способности.

Коммуникационные знания – это полученные сведения о средствах и видах взаимодействия между людьми.

Коммуникационные умения – это умение понимать окружающих людей, разговаривать с взрослыми на понятном языке, выражать свои чувства и эмоции адекватно к ситуации, правильно задавать вопросы, пользоваться вербальными и невербальными способами общения.

Коммуникационные способности – это способность детской личности к пониманию состояния собеседника, способность к выражению собственного отношения. Вместе с умениями они проявляются в коммуникационном взаимодействии с другими детьми, родителями и воспитателями в садике. По отношению к дошкольному возрасту, коммуникационная деятельность является самостоятельным процессом общения межличностного взаимодействия субъектов.

Недостаточное развитие коммуникационных умений может быть преградой в свободном общении, замедляет личностное развитие малыша, препятствует улучшению его познавательной и речемыслительной деятельности, негативно влияет на поведение крохи.

Свободное общение, случается в процессе разговора субъектов и обмена между ними информации. К такому виду коммуникации детей дошкольного возраста располагает игровая деятельность, обычная беседа, с помощью которой приобретается новая информация. Также такое общение говорит о спонтанности малыша, свободном выражении волнующих чувств и естественном способе демонстрирования эмоций, о владении информации и желанием поделится ею с друзьями.

Коммуникативная компетентность дошкольников развивается одновременно со становлением разнообразной деятельности ребенка (познавательной, игровой, трудовой, продуктивной, творческой). Наибольшее значение в коммуникационной деятельности имеет именно игровая деятельность. Благодаря игровому процессу дети вступают в многочисленные контакты, и таким образом, они развивают свою речь и усваивают базовые нормы общения. Субъектная позиция ребенка и его высокая активность в свободном общении положительно влияют на формирование коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность обусловлена половыми, индивидуальными, особенностями, спецификой предметно-практической деятельностью, особенностями пространства общения, социально-экономическими условиями, организацией воспитательного процесса и демонстрирует степень овладения малышом высокой культуры вербального общения.

Чтобы развитие коммуникативной компетентности ребенка дошкольного возраста было эффективным, должны быть соблюдены определенные условия: стимулирование коммуникативной деятельности, с помощью использования и постановки проблемных задач и ситуаций, создание ситуаций, в которых ребенок сможет продемонстрировать свои коммуникативные способности и похвалить его за успехи, устранять коммуникативные барьеры. Повышать уровень успешности в коммуникации, заниматься коррекционной работой по усовершенствованию коммуникационных навыков, учитывая индивидуальные особенности и уровень развития каждого ребенка отдельно, следует заручиться помощью психолога, а если есть затруднения в речевом развитии тогда еще подключить логопеда. Необходимо, учить малыша выражать чувства, мысли, эмоции, потребности с помощью речи и мимики, развивать невербальную лексику, обеспечить одновременное исполнение образовательной и самостоятельной деятельности, создавать и проектировать игровые ситуации, которые бы мотивировали ребенка к коммуникации. В коммуникационной деятельности обеспечить необходимую поддержку и фасилитацию во взаимодействии педагога и ребенка, также детей между собой, понять социальную ситуацию и те обстоятельства, в которых проживает ребенок, признать его семью, как фактор, который является наиболее влиятельным в развитии личности ребенка и формировании его коммуникационной грамотности.

Чтобы развитие коммуникативной компетентности ребенка происходило нормально, необходимо, чтобы педагоги сами, в первую очередь, имели личную хорошо развитую коммуникационную грамотность. При коммуникации с детьми в процессе образовательно-воспитательной деятельности педагоги должны соблюдать некоторые правила.

В первую очередь, должен быть установлен личный контакт с каждым малышом, необходимо обращаться к нему по имени, во время разговора быть на уровне глаз у ребенка. Детей необходимо выслушивать до конца, даже тогда, когда времени немного, не перебивать их речи. При каждом взаимодействии нужно анализировать свое поведение, подумать над тем, что мешает слушать ребенка до конца, есть ли желание перервать его, имеется ли мысль о неважности детской речи, нужно проследить есть ли желание все время что-то возразить ребенку, присутствует ли внутренняя полемика.

Не забывать следить за собственной речью, понимать, что все высказывания педагога могут повлиять на дошкольника. Исключить из собственной речи резкие интонации, окрики, пренебрежительность в тоне. Нужно помнить, что те интонации, которыми пользуется педагог, влияют на психику ребенка, и он также может их перебрать на себя, и научиться выражаться в подобной манере. Также избавится от слов-паразитов, которые быстро могут ввести дети в свой словарный запас.

Следить за невербальным поведением, во время разговора выражать всем своим лицом любовь и теплоту, улыбаться, контактировать с помощью глаз, делать плавные жесты. Нужно следить за своим настроением и часто улыбаться, это способствует улучшению психологического микроклимата в группе.

Необходимо развить в себе способность к самонаблюдению, анализировать собственную деятельность, мысленно поставить себя на место малыша, чтобы отследить, как он реагирует на определенные манеры и жесты. Помнить, что дети дошкольного возраста очень впечатлительны и склонны к высокой подражательности.

При коммуникации требуется использовать некоторые приемы педагогического воздействия, такие, как убеждение и внушение. Чтобы убеждение было удачным, следует быть самому твердо уверенным в сказанном, очень доступно излагать детям доводы, вместе с этим быть терпеливым и спокойным. Если необходимо, что-то внушить дошкольнику, то делать это нужно, смотря ему в глаза, и максимально повелительным тоном.

Соблюдение всех этих правил и рекомендаций, поможет педагогу-воспитателю развить свой педагогический такт, лучше понимать дошкольника и стать более проницательным, а ребенок, в свою очередь, будет иметь необходимые гармоничные условия для вырабатывания коммуникационной грамотности, и хороший пример для подражания.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Коммуникативная компетентность педагога. — Студопедия

Коммуникативную компетентность определяют, как способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми. В состав компетентности включают некоторую совокупность знаний, умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса.

Коммуникативная компетентность — это система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного воздействия. Коммуникативный акт включает в себя анализ и оценку ситуации, формирование цели и операционального состава действия, реализацию плана или его коррекцию, оценку эффективности

Коммуникативная компетентность является сердцевиной профессионализма учителя, потому что общение с детьми составляет сущность педагогической деятельности. Она имеет сложную структуру, складываясь из определенной системы научных знаний и практических умений.

Коммуникативные умения учителя состоит из нескольких блоков:

— социально-психологический;

— нравственно-этический;

— эстетический;

— технологический.

К социально-психологическому блоку относится умение располагать учащихся к общению, производить благоприятное впечатление (самопрезетнационное умение), рефлексировать, адекватно воспринимать, понимать своеобразие каждого ребенка и группы, её статусную структуру, прогнозировать развитие межсубъективных отношений, использовать психологические средства — вербальные, невербальные, психологические механизмы коммуникативного воздействия — внушения, убеждения…


В структуру нравственно – этического блока входят умения строить общение на гуманной, демократической основе, руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики, утверждать личностное достоинство каждого ребенка. Организовывать творческое сотрудничество с классом и с каждым школьником, инициировать благоприятный нравственный климат общения.

В эстетический блок входят умения: гармонизировать внутренние и внешние личностные проявления, быть артистичным, эстетически выразительным. Приобщать учащихся к высокой культуре общения, активизировать их эмоциональный тонус и оптимистическое мироощущение, переживание радости общения, чувства прекрасного.

В структуру технологического блока входят умения: использовать учебно — воспитательные средства, методы, приемы, стиль руководства общением, соблюдать педагогический такт. Органически сочетать коммуникативное и предметное взаимодействие, обеспечивать его воспитательную эффективность.

Специфическим личностным качеством учителя в структуре коммуникативной компетентности является педагогическая коммуникабельность. Существенным признаком педагогической коммуникабельности является личностная аттракция (от лат. аttrachere – привлекать, притягивать) учителя как предпосылка переживания радости общения с детьми


3. Планирование в деятельности преподавателя-андрагога. Составьте примерный учебно-тематический план Программы курса повышения квалификации педагога (тема свободная).

Проблема поиска путей повышения эффективности обучения и переобучения взрослых является одной из главных задач молодой науки – андрагогики. Данная задача актуализируется чрезвычайно важным фактором: на рубеже конца XX–начала XXI в. яcно определился информационный характер современного общества, поэтому особо важное значение приобретает задача овладения и управления информационными потоками для поддержания необходимых темпов развития и высокого качественного уровня в сферах материального производства, национальной обороны, науки, народного образования.

Особенность современного этапа заключается в проблеме не только создания совершенных информационных систем, но и решения задачи обновления и дополнения информации по причине ее быстрого устаревания. Отсюда весьма актуальна задача повышения квалификации, стажировки, профессиональной переподготовки – важнейших приоритетных составляющих в процессе дополнительного образования.

Развитие системы дополнительного профессионального образования (ДПО) выявила в последней четверти ХХ в. ряд несомненных достоинств. Главное из них – включение в свою сферу сотен тысяч взрослых и вполне зрелых людей, стремящихся вписаться в новые социально-экономические и политические условия. В новых условиях ДПО понимается как открытый, свободный процесс, использующий по преимуществу внеформальные и неформальные формы, не требующие предварительной подготовки, возрастных границ, жестких требований к срокам месту, методам и формам обучения.


Одним из важнейшей условий успешного обучения взрослого студента в системе ДПО становятся качественный потенциал конкретного учебного заведения, педагогическое мастерство андрагога, способного к педагогической эвристике и выступающего сразу в трех ипостасях – педагога, ученого и профессионала.

Андрагог – это главный индикатор, от научного, педагогического и психологического потенциала которого зависит подготовка специалиста. Работа преподавателя-андрагога должна исходить из того, что учебная деятельность в системе ДПО строится на выполнении образовательного заказа различных категорий взрослых участников процесса обучения. Наличие пестрого по возрастным, личностным, психологическим характеристикам состава взрослых студентов предполагает владение психологической, педагогической и воспитательной методиками работы с целью реализации каждым конкретным студентом своих потенциальных возможностей.

Преподаватель-андрагог обучения должен совмещать в своей профессиональной деятельности различные функции для восстановления и активизации мотивации образовательной деятельности студента, блокирования в условиях переучивания чувства тревожности, повышения стрессоустойчивости субъектов образовательного процесса, проявлять убедительные доказательства в своей компетентности в тех или иных аспектах профессиональной работы, на которые нацелена деятельность данной образовательной структуры. Его компетентность предполагает владение методикой андрагогического сопровождения процесса самообразования взрослых. Формы такого сопровождения – целевое повышение квалификации, обучение основам научно-исследовательской работы, помощь в создании программ профессионального саморазвития.

Принципиальная важная задача андрагога – вызвать интерес, желание у взрослого учащегося понимать новые для него взаимосвязи и отношения, развивать в себе критический подход на прежние взгляды.

Исходя из указанных особенностей, андрагог использует следующие психолого-педагогические принципы обучения:

1) принцип диалогичности, формирующий психосоциальное единство между педагогом и слушателем;

2) принцип проблемности, позволяющий управлять мотивацией, вниманием, процессом усвоения информации в целом;

3) принцип обратной связи, дающий возможность осуществлять коррекцию учебного процесса, управлять качеством обучения. При этом им осуществляется поэтапное проведение в жизнь указанных принципов.

В заключение необходимо отметить, что труд педагога-андрагога достаточно труден вследствие не только сложности организации педагогического процесса, в котором участвуют взрослые люди с разным уровнем готовности к саморазвитию, но и в том, что пока еще нет целостной системы гармонического развития взрослого человека. Нет целостного представления об особенностях умственной деятельности, мышления, памяти, сенсорики, недостаточно исследованными являются вопросы, связанные с критериями личностной зрелости взрослого человека. Эти проблемы настоятельно требуют от педагогов-андрагогов своего положительного разрешения и составят в перспективе предмет новых исследований в теоретическом и практическом отношении.

Некрасовский колледж — Исследование представлений студентов о коммуникативной компетентности

Автор: Коломенская Мария Владимировна
Дата публикации: 30.11.2004

Весь процесс воспитания, обучения в нашей жизни осуществляется посредством общения. Через общение педагог строит свои отношения с учащимися, проявляя свои личностные характеристики, и поэтому общение выступает как условие познания людьми друг друга (коммуникативная функция), организация взаимодействия (интерактивная функция), и формирование определенного эмоционального и поведенческого отклика на действительность в процессе влияния друг на друга (перцептивная функция) (1;10). Следовательно, компетентность учителя в общении проявляется в его способности реализовывать функции влияния, организации и передачи информации, в способности успешно решать коммуникативные задачи профессионального плана.

Часто значительная часть «педагогических просчетов» определяется не столько недостатками методической подготовки учителей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения, с изменениями характера взаимоотношений педагога с учащимися. Многим известны факты, когда человек, профессионал, замечательный специалист в своей области, становясь учителем, не может передать свои знания, умения, опыт из-за отсутствия навыков межличностного общения. Эти навыки необходимо развивать и студентам — будущим педагогам.

Общение — основа, средство, результат профессионально-педагогической деятельности учителя. Насколько педагог будет компетентен в общении, настолько эффективным будет результат его работы. Прежде, чем определить понятие «компетентность в общении», обратимся к понятию «компетентность» вообще. Итак, что значит быть компетентным?

  • Компетентный — знающий, осведомленный в какой либо области.
  • Компетенция — круг вопросов, в которых кто- нибудь хорошо осведомлен (4;282).

Профессиональная компетентность учителя — это сформированность в его труде различных сторон педагогической деятельности и педагогического общения, в которых самореализована личность педагога на уровне, обеспечивающем устойчивые положительные результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся. ( А.К. Маркова)

Теперь рассмотрим понятие «коммуникативной компетентности».

Коммуникативная компетентность — это система внутренних ресурсов, совокупность знаний умений и навыков, необходимых для построения эффективного действия в определенном круге ситуаций межличностных взаимоотношений. Эта система — необходимое условие успешной реализации личности педагога в процессе профессиональной деятельности (2;8).

Коммуникативная культура личности, как и компетентность в общении не возникает на пустом месте, она формируется в деятельности. Это — необходимый аспект становления общей компетентности студента — будущего преподавателя, чья непосредственная деятельность — общение с целью передачи знаний, развития.

В Некрасовском педагогическом колледже № 1 будущие учителя развивают компетентность в общении, необходимую для будущей профессиональной работы, в курсах «Практикум по социально-психологическому обучению и развитию», «Педагогическое мастерство», на большом количестве часов непосредственной практики в учебных заведениях.

Социально-психологические тренинги являются эффективным средством воздействия, позволяющим решать широкий круг в области общения, основная цель которых — развитие профессиональной и личностной компетентности учащихся в области коммуникативных умений и навыков.

Исследование

На занятиях по учебной дисциплине «Практикум по социально-психологическому обучению и развитию» студентам 4 курса, после нескольких тренинговых занятий по блоку «Развитие коммуникативных навыков», было предложено составить список умений, навыков и качеств личности, по которым можно судить об уровне развития компетентности в общении и которыми необходимо обладать будущему педагогу для эффективной профессиональной деятельности.

Цель исследования: изучение представлений студентов педагогических специальностей о коммуникативной компетентности педагога.

Для исследования преставлений учащихся о коммуникативной компетентности использовался метод фокус-группы: учащимся нужно было продолжить перечень, состоящий из 10 пунктов, используя опыт, полученный и используемый на занятиях, и жизненный опыт.

    1. Умение устанавливать контакт.
    2. Умение собирать и правильно интерпретировать информацию.
    3. Умение слушать и слышать.
    4. Умение выровнять эмоциональное состояние свое и партнера.
    5. Внимательность.
    6. Доброжелательность.
    7. Заинтересованность.
    8. Эмпатия.
    9. Сензитивность.
    10. Объективность.

Что же еще считают студенты 4 курса (18-19 лет) из группы по специальности «Организаторы досуга» главным в общении? Они продолжили список таким образом.

  1. Умение поддерживать беседу.
  2. Культура общения.
  3. Искренность.
  4. Эмоциональная привлекательность.
  5. Тактичность.
  6. Гибкость.
  7. Проницательность.
  8. Глубокое понимание себя.
  9. Рефлексия.
  10. Социальный интеллект.
  11. Социально-перцептивные способности.
  12. Культура эмоций.
  13. Умение «пристроиться» к партнеру.
  14. Знание и умение применять психологические теории на практике.
  15. Умение решать конфликтные ситуации.
  16. Оптимизм.
  17. Чувство юмора.
  18. Открытость.
  19. Активность, инициатива в общении.
  20. Умение сформировать и реализовать собственную программу общения.
Вывод

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что представления студентов о коммуникативной компетентности достаточно разнообразны и отражают все стороны общения.

Выше перечисленные умения, навыки и качества личности необходимо формировать и развивать в жизни и в деятельности на специально организованных занятиях и тренингах. На тренинге по развитию коммуникативных навыков можно использовать следующие методы и приемы.

  1. Психогимнастика
  2. Анализ опыта (личного, профессионального)
  3. Групповая дискуссия (повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемой проблемы)
  4. Наблюдение за коммуникативным поведением других (эффективный способ повышения собственной компетентности)
  5. Игровые методы
  6. Упражнения
  7. Анализ и проигрывание ситуаций. При этом необходимо ориентироваться не только на усвоение готовых практических ситуаций, наиболее распостраненных в общении, которые могут закрепиться как стереотипы. Творческий характер педагогической деятельности, динамичность ее условий требует оперативной перестройки способов общения в зависимости от ситуации и вооружении педагога такими коммуникативными средствами, которые позволили бы ему выходить за пределы сложившихся обстоятельств.

Учителю в своей педагогической деятельности необходимо овладеть также 3 главными свойствами:

  1. Умению обучать
  2. Умению воспитывать
  3. Изучать учащихся с целью совершенствования учебно-воспитательного процесса (5;15)

Все эти 3 задачи реализуются в непосредственном коммуникативном процессе, поэтому преподавателям и будущим педагогам необходимо повышать и развивать компетентность в общении, чтобы добиться лучших результатов в своей деятельности. Кроме того, общение является одним из важнейших факторов развития, формирования многих сторон личности и расширении собственного кругозора.

Подводя итог выше сказанному, хотелось бы обратить внимание на то, что компетентность в общении является определяющим фактором становления общей профессиональной компетентности учителя, компетентность в общении можно и нужно развивать у студентов в период обучения в педагогическом колледже.

Список литературы

  1. Лукьянова М.И. Методика групповой оценки компетентности учителя и ее выраженности в профессионально значимых личностных качествах — Ульяновск: ИПК ПРО, 1996.
  2. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие — Ульяновск: ИПК им. Ульянова, 1996.
  3. Овчарова Р.В. Технология практического психолога в образовании — М.: ТЦ Сфера, 2000.
  4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка — М.: Азъ, 1996.
  5. Психология педагогического общения. Методическая разработка для преподавателей и студентов / под ред. Страхова В.И. — Саратов: СПИ им. К.А. Федина, 1980.
  • < Назад
  • Вперёд >

Курс «Коммуникативная компетентность в деловом межличностном общении»

АктуальностьПриостановлено
Стоимость19 000 руб
Продолжительность72 часа
Группаот 10 до 15 человек
Начало занятийПо мере формирования группы