Характеристики человека как индивида
Имеются основания для выделения двух основных классов индивидных свойств:
1) возрастно-половых
возрастные свойства
половой диморфизм
2) индивидуально-типических
конституциональные особенности
нейродинамические свойства мозга
особенности функциональной геометрии больших полушарий.
Взаимодействие возрастно-половых и индивидуально-типических свойств определяет динамику психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербально-логических и т. д.) и структуру органических потребностей.
Характеристики человека как личности
Исходным моментом структурно-динамических свойств личности является ее статус в обществе (экономические, политические и правовые, идеологические и т. д.
положения в обществе), равно как статус общности, в которой складывалась и форми-
ровалась данная личность. На основе статуса и в постоянной взаимосвязи с ним строят-
ся системы: а) общественных функций-ролей и б) целей и ценностных ориентации.
Можно сказать, что статус, роли и ценностные ориентации образуют первичный
класс личностных свойств, интегрируемых определенной структурой личности. Эти личностные характеристики определяют особенности мотивации поведения, структу-
ру общественного поведения, составляющих как бы второй ряд личностных свойств.
Высшим интегрированным эффектом взаимодействия первичных и вторичных лич-
ностных свойств является характер человека, с одной стороны, склонности — с дру-
гой. Основная форма развития личностных свойств человека — жизненный путь че-
ловека в обществе, его социальная биография.
Основные характеристики человека как субъекта деятельности
Исходными характеристиками человека в этой сфере развития являются сознание (как отражение объективной деятельности) и деятельность (как преобразование
действительности). Человек как субъект практической деятельности характеризуется не только его собственными свойствами, но и теми техническими средствами труда, которые выступают своего рода усилителями, ускорителями и преобразователями его функций. Как субъект теоретической деятельности человек в такой же мере характеризуется знаниями и умениями, связанными с оперированием специфическими знаковыми системами.
Высшей интеграцией субъектных свойств является творчество, а наиболее обоб-
щенными эффектами (а вместе с тем потенциалами) — способности и талант.
Основными формами развития субъектных свойств человека являются подготов-
ка, старт, кульминация и финиш, в общем история производственной деятельности
человека в обществе.
Разумеется, разделение человеческих свойств на индивидные, личностные и
субъектные относительно, так как они суть характеристики человека как целого, яв-
ляющегося одновременно природным и общественным существом. Ядро этого цело-
го — структура личности, в которой пересекаются (обобщаются) важнейшие свойства
не только личности, но также индивида и субъекта.
Структура индивидуального развития человека
Коррелятивные зависимости между органами и функциями организма со-
ставляют важную характеристику его целостности.
Типы корреляций:
1) геномные взаимосвязи, обусловленные генами через биохимические процессы, происходящие в клетках того же самого материала, в котором реализуются изменения;
2) морфологические корреляции между органами также непосредственно запрограммированы, но осуществляются путем передачи вещества или возбуждения от одной части к другой;
3) эргонтические взаимозависимости, которые определяются функционированием самих членов корреляционной пары, влияющей на изменение их строения и способа функционирования.
Этот корреляционный порядок исключает возможность чисто локального изменения одних функций под внешним воздействием без тех или иных сопутствующих сдвигов в других функциях.
При любом типе корреляций изменяется весь организм, и это изменение влияет на дальнейший ход онтогенеза в целом. Совместная активность коррелируемых функций есть нормальное состояние человеческого интеллекта, имеющее значение для жизнедеятельности в целом.
Образование и умственный труд, постоянная тренируемость умственных функций составляют главнейший фактор сохранения жизнестойкости и жизнеспособности долголетия человека, если этот фактор, разумеется, подкрепляется действием режима жизни, питания и физической работой. Однако среди этих факторов умственный труд, обеспеченный необходимым образованием и культурой учения, является ведущей силой, противостоящей инволюционным процессам.
Концепции теории личности.
Пьер Жане: первым попытался обозреть психологическую эволюцию личности в реальном временном протекании, соотнести возрастные фазы и биографические ступени жизненного пути, свя-
зать биологическое, психологическое и историческое время в единой системе координат эволюции личности.
Шарлотта Бюлер: наметила три аспекта изучения жизненного цикла и генетических связей между его фазами:
биолого-биографический аспект — исследования объективных условий жизни, основных событий окружающей среды и поведения человека в этой среде.
связан с изучением истории переживаний, становления и изменения ценностей, эволюции внутреннего мира человека.
касается продуктов деятельности, истории творчества индивида в разных случаях жизни, в общем, уровня и масштаба объективации сознания.
С.Л.Рубинштейн: исследовал действие как ≪клеточку≫ сознания и деятельности в их единстве и обосновал принцип структурного анализа человека как субъекта.
Л. С. Выготский и А. Н. Леонтьев: разработали исторический подход к сознанию и деятельности человека
Жизнь человека как история личности в конкретную историческую эпоху и как
история развития его деятельности в обществе складывается из многих систем общественных отношений в определенных обстоятельствах, из многих поступков и действий самого человека, превращающихся в новые обстоятельства, формируются пути
окружающих и его собственной жизни. Создание и изменение обстоятельств современной жизни собственным поведением и трудом, образование собственной среды развития посредством общественных связей (товарищества, дружбы, любви, брака и семьи, включе-
ния в разнообразные малые и большие группы — коллективы) — все это проявления
социальной активности человека в его собственной жизни.
Фазы развития социальной активности:
подготовительная,
старт
кульминация (≪пик≫)
финиш.
Каждая из них есть определенное изменение субъекта деятельности, его структуры и продуктивности.
Общие вопросы социологической и психологической
теории личности
Индивид — единичный, отдельный, фиксированный, тем или иным способом выделенный отграниченный предмет, отдельная, обособленная сущность или существо, особь, каждый самостоятельно существующий живой организм, отдельная человеческая личность в отличие от человеческих коллективов.
Различения человека и личности, субстрата и свойства, весьма важно, причем, как
мы видели ранее и потому, что этот субстрат есть носитель многих свойств, не только личности. Следует считать бесспорным вопрос о своеобразии социально-психологического изучения личности. Даже более того, личность как объект исследования — общий предмет социологии и социальной психологии, а определение понятия ≪личность≫ вэтих науках наиболее адекватно. Что касается определения этого понятия в психологии (общей и дифференциальной), то оно всегда крайне аморфно и охватывает огромный диапазон определений, отличающихся одним лишь общим признаком — психо-
логией личности. Иногда в психологию личности вводят индивида опосредственно как единичное проявление общих свойств нервной системы. Так поступают все современные исследователи нейродинамической типологии человека, несомненно обогащающей психофизиологический фундамент теории личности, если пользоваться общеупотребительной терминологией. овременное научное понимание человека включает
единство его природы: и истории; личность человека есть эффект их конвергенции, характеристика их постоянной взаимосвязи.
Личность как общественный индивид всегда выполняет определенную совокуп-
ность общественных функций. Каждая из этих функций осуществляется путем своеобразного общественного поведения, строится в виде известных процедур поведения
и обусловливающих их мотиваций. Эти процедуры, мотивы и общественные функции
щественного развития. Они ориентированы на определенные эталоны общественного
поведения, соответствующие классовому сознанию или господствующей идеологии. Любая деятельность человека осуществляется в системе объектно-субъектных отно-
шений, т. е. социальных связей и взаимосвязей, которые образуют человека как обще-
ственное существо — личность, субъекта и объекта исторического процесса.
Совпадение субъекта и личности относительно. Именно расхождение между ними составляет главнейшую психологическую форму человеческой истории. Ранг личности, ее масштаб и роль в классовом антагонистическом обществе определяются множеством факторов (наследование имущественных прав, сословные, классовые, расовые и национальные привилегии, создаваемые этими привилегиями престиж, репутация и популярность).
Личность как общественный индивид всегда выполняет определенную совокупность общественных функций. Каждая из них осуществляется путем своеобразного общественного поведения, строится в виде известных процедур поведения и обусловивающих их мотиваций. Эти процедуры, мотивы и общественные функции личности в целом детерминированы нормами морали, права и другими явлениями обще-
ственного развития. Они ориентированы на определенные эталоны общественного поведения, соответствующие классовому сознанию и господствующей идеологии.
Некоторые черты психологической структуры личности
Теоретическое и экспериментальное исследование структуры личности составляет одну из новейших областей психологии.
Рассмотрение статуса, социальных функций и ролей, целей деятельности и цен-
ностных ориентации личности позволяет понять как зависимость ее от конкретных
социальных структур, так и активность самой личности в общем процессе функционирования тех или иных социальных (например, производственных) образований.
Современная психология все более глубоко проникает в связь, существующую между
интериндивидуальной структурой того социального целого, к которому принадлежит
личность, и интериндивидуальной структурой самой личности.
Определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических) входит в структуру личности.
Статус и социальные функции — роли, мотивация поведения и ценностные ори-
ентации, структура и динамика отношений — все это характеристики личности,
определяющие ее мировоззрение, жизненную направленность, общественное поведение, основные тенденции развития. Совокупность таких свойств и составляет характер как систему свойств личности, ее субъективных отношений к обществу, другим людям, деятельности, самой себе, постоянно реализующихся в общественном поведении, закрепленных в образе жизни. Переход отношений в черты характера — одна из
основных закономерностей характерообразования. Структурной интеграцией отношений является именно характер личности.
Крупнейшим вкладом в теорию личности и характерологию является педагоги-
ческое учение А. С. Макаренко. Педагогический опыт и учение А. С. Макаренко были своего рода психологическим открытием, поскольку раскрывался социогенез характера, прослеживался переход внешних коллективных взаимосвязей во внутренние отношения человека к окружающему миру.
Человек становится субъектом отношений по мере того, как он развивается во
множестве жизненных ситуаций в качестве объекта отношений со стороны других
людей, коллектива и руководителей, людей, находившихся в различных социальных
позициях и играющих различные роли в истории его развития.
Последовательность в процессе характерообразования: отношения личности к другим людям>коммуникативные черты характера>другие характерологические свойства.
Структура личности строится по двум принципам одновременно:
1) субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства;
2) координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, т. е. относительную автономию каждого из них.
Генетические и структурные взаимосвязи
в развитии личности
Генетическая психология личности — одно из примечательных явлений современ-
ного исследования так называемой социализации личности, становления ее отношений, установок и свойств в ходе общественного воспитания и обучения, в зависимости от смены общественных ролей и общностей.
Три основных генетических подхода к человеческому развитию:
онтогенетика человека, исследующая метрические и топологические свойства времени индивидуальной жизни человеческого организма, процесс ее становления в определенной последовательности смены состояний или фаз развития (возрастов)
генетический подход к эволюции личности как общественного индивида. Этот подход можно условно обозначить как генетическую персоналистику, представляющую собой теорию и метод биографического исследования жизненного пути человека, основных событий, конфликтов, продуктов и ценностей, развертывающихся на протяжении жизни человека в данных общественно-исторических условиях
третий генетический подход ориентирован на изучение истории развития деятельности той или иной конкретной личности, продуктов этой деятельности, т. е. созидаемых личностью материальных и духовных ценностей.
Ступени общественного воспитания, образования и обучения, составляющие совокупность подготовительных фаз жизненного пути, формирования личности, стали определяющими характеристиками периодов роста и созревания индивида.
Влияние истории становления личности на онтогенетическую эволюцию индивида
возникает только на определенной стадии онтогенеза и постепенно возрастает по мере
накопления жизненного опыта и социальной активности личности. Это и понятно,
поскольку начало личности наступает намного позже, чем начало индивида.
Формирование ребенка как личности происходит в зависимости не только от статуса семьи, который он застает сложившимся, но и от освоения его родителями новых
для них семейных ролей. Роль сына или дочери, содержащиеся в ней общественные функции ребенок начинает осваивать и осуществлять позже, и это составляет один из моментов становления личности.
Лишь с образованием постоянного комплекса социальных связей, регулируемых нормами и правилами, средств общения с их знаковым аппаратом (прежде всего словарным составом и грамматическим строем языка), предметной деятельности с ее социальной мотивацией, освоением семейных и других ролей связано формирование начальных свойств личности.
Подобно тому как начало индивида — долгий и многофазный процесс эмбриогенеза, так и начало личности — долгий и многофазный процесс ранней социализации индивида, наиболее интенсивно протекающий в двух-трехлетнем возрасте.
Становление человека как личности связано с относительно высоким уровнем
нервно-психического развития, являющимся необходимым внутренним условием этого становления. Под влиянием социальной среды и воспитания складывается определенный тип отражения, ориентации в окружающей сфере и регуляции движения у ребенка, сознания, т. е. самая общая структура человека как субъекта познания.
Наступление зрелости человека как индивида ( ≪физическая≫ зре-
лость), личности (≪гражданская≫), субъекта познания (≪умственная≫ зрелость) и труда (≪трудоспособность≫) во времени не совпадает, и подобная гетерохронность зрелости сохраняется во всех формациях.
Парадокс завершения человеческой жизни заключается в том, что во многих случаях те или другие формы человеческого существования прекращаются еще при жизни человека как индивида, т. е. их умирание наступает раньше, чем физическое одряхление от старости. Та или иная степень сохранности, деградации или полного одряхления является функцией не только возраста, но и социально-трудовой активности, т. е. продуктом не только онтогенетической эволюции, но и жизненного пути человека как личности и субъекта деятельности.
Образование индивидуальности и обусловленное ею единое направление развития индивида, личности и субъекта в общей структуре человека стабилизируют эту структуру и являются одними из важных факторов высокой жизнеспособности и долголетия.
studfile.net
Что такое индивид — характерные признаки и качества
Что подразумевает под собой термин «индивид»? С латыни слово переводится как «неделимый», уникальный комплекс врождённых и приобретённых качеств, которыми обладает человек. Все мы рождаемся индивидами, и со временем благодаря приобретённому опыту осуществляется переход на совершенно другой уровень, человек становится личностью. Психологи для изучения индивида используют ряд методов, рассматривая персону как часть какой-то группы общества.
Всё очень просто, в психологии это понятие используют обычно в широком смысле, но фундаментом является наличие особой целостности, а также единства субъекта и ряда особенностей, которые для него свойственны. Психология характеризует индивида как результат развития жизни, так называемый продукт взаимодействия с окружающими людьми. Каждый человек является носителем особого ряда свойств, которые были даны ему от природы и теперь в процессе своего развития и совершенствования они стали зрелыми. Свойства могут видоизменяться, а также усложняться в связи с условиями, которые меняются в жизни каждого человека.
Свойства, характеризующие индивида
У каждого понятия есть свои особые черты, которыми он обладает. Всё дело в том, что в психологии термин «индивид» можно охарактеризовать благодаря ряду свойств. В первую очередь это: пол, возрастная категория, особенности телосложения, и характеристики функционирования мозговой деятельности. Во-вторых, можно смело отнести к свойствам индивида и другие задатки человека, к примеру, тип темперамента. Возрастные качества способны определить ряд характеристик человека, которые его идентифицирую процесс его становления в результате онтогенеза.
Половые признаки выступают отличительными чертами пола. Можно назвать ряд индивидуально-типических параметров, которые представлены с точки зрения общесоматичности, либо же, как конституционные качества, обладающие нейродинамическими отличительными чертами. Нейродинамические характеристики в данном контексте стоит рассматривать как отдельные моменты психики человека.
Как психологи рассматривают этот термин
Индивида называют точным носителем всех черт, которые даны человечеству. А вот в психологии термин индивид характеризуется целостностью психофизических организаций организма, его активностью, а также стойкостью к проявленным действиям. Человек живёт как индивид с начала своего рождения и до момента смерти. Это состояние является начальным на планете с точки зрения его филогенетического формирования, а также онтогенетического развития. Он является конкретным продуктом создания жизни, который активно взаимодействует с разнообразными окружающими критериями, а не рядом условий, которые появились внезапно. Ясно одно, рассматривать личность без пристального внимания и акцента на его индивидуальные характеристики нельзя.
Они выступают тем самым фундаментом содержания человека. Именно от них будет зависеть ряд условий развития каждого представителя человеческой расы, то есть от задатков, которые на генетическом уровне в него были вложены. В наличии у индивида есть ряд основных функций, а конкретно всего выделяют их две. Одна классифицируется как сохранение, благодаря ей происходит процесс распределения энергетических и динамических признаков, а также ряд ресурсных особенностей. А вот другая, отвечает за функцию так называемых перемен, с точки зрения пластичности поведения.
Особенности человека, как индивида
Каждое из поколений рано или поздно задаётся вопросом о том, какая же была заложена в нём информация. Человек сам по себе выступает феноменом, и ему присущ ряд основных свойств и требований, которыми он был награждён с самого рождения. Человек вынужден подчиняться с самого раннего возраста не только законам вселенной, но и всем многочисленным правилам общества. Можно назвать функционирование индивида в этих рамках продолжением процесса эволюции. Уже доказан тот факт, что с каждым годом человеческие свойства и качества только усложняются и в характеристики индивида включены все эти изменения. Человек будет рассматриваться со всеми его природными свойствами, а также основами, которыми наградила его психология, и во главе будет темперамент.
Человек в первую очередь личность
Именуя себя людьми, мы всего лишь выделяем себя из ряда других существ, которые живут на планете Земля, но в то же время далеко не каждый человек может назвать себя гордо личностью, ведь для этого необходимо подняться по лестнице развития. Персона, которая называет себя личностью, обязательно должна быть активная и занимать позицию в обществе, с которым необходимо успешно и регулярно взаимодействовать. В этом и заключается суть, являясь неотъемлемой частью социальной среды, вряд ли человек сможет существовать без неё. Нужно пройти этапы развития, и полезные умения и знания других людей обязательно пригодятся и процесс формирования личности осуществиться гораздо быстрее. Несмотря на это, действия и мысли, которые навевает общество, всё равно носят так называемый индивидуальный характер. Это говорит о том, что личность не стремиться отделиться от общества и её поведение уж точно не буде зависеть от иных условий социальной среды, в которой происходит его непосредственное развитие.
Чем отличается индивид от личности?
Если обобщить и просто назвать человека индивидом, тогда под этим термином стоит понимать ряд определённых черт людей, которыми он был награждён с рождения, то есть имеется ввиду генетическая информация. Личность – это особая структура, более сложная и она в значительной степени отличается своей высокоразвитостью, и уникальной способностью осуществлять успешное взаимодействие с обществом. Следует отметить, что далеко не каждый индивид может в процессе своей жизни стать личностью. Для этого необходимо ежедневно совершенствовать свои психологические черты и стараться обретать новые навыки, использовать их на практике. С психологической точки зрения индивида можно назвать всего лишь живым существом, которого можно причислить к человеческому роду. А вот понятие личность будет напрямую связано с активным взаимодействием в обществе и выполнения в нём своей особой роли.
( Пока оценок нет )
psihter.ru
В психологии индивид — это что такое? Понятие индивида в психологии
Термин «индивид» переводится с латинского языка как «неделимый». Ему дается следующее определение. Индивид – это конкретная особь, сочетающая в себе комплекс качеств, данных с рождения, и свойств, приобретенных при жизни. В социологии он является отдельным представителем человеческого вида.
Индивид представляет собой человеческое существо, которое несет в себе набор генетически заложенных качеств, а также индивидуальные характеристики, приобретенные в обществе. В нем проявляется принадлежность человека к определенному виду.
Каждый рождается индивидом. Со временем люди приобретают опыт и переходят на новый уровень, становятся личностью.
Понятие «индивид» в психологии
При изучении личности используются различные методы. Для начала рассматривают индивид. При этом человек изучается не просто в качестве представителя человеческого рода, а как член конкретной группы общества.
Понятие «индивид» в психологии используется в широком смысле. В его основе лежит наличие цельности и единства субъекта и особенностей, свойственных ему. В психологии индивид – это результат развития жизни, продукт взаимодействия с окружением. Как носитель биологического в каждом человеке он представляет собой комплекс обусловленных свойств, данных ему от природы, в ходе развития которых люди становятся зрелыми. Это означает, что каждый из нас является носителем заложенных с рождения определенных качеств, меняющихся, усложняющихся при жизни.
Свойства, характеризующие индивида
Каждое понятие обладает определенными чертами. Индивид в психологии характеризуется некоторыми свойствами. Это, во-первых, пол, возраст, особенности телосложения, нервной системы и функционирования мозговой деятельности. Во-вторых, к свойствам индивида относятся темперамент и задатки человека.
Возрастные качества определяют все характеристики человека, идентифицирующие его становление в процессе онтогенеза. Половые – те свойства, в которых отражаются отличительные черты пола.
Индивидуально-типические параметры представлены общесоматическими либо конституциональными качествами, нейродинамическими и билатеральными отличительными чертами. К первым относят эндокринно-биохимические свойства, единый вид метаболизма, морфологические текстуры организма в общем. Нейродинамические характеристики определяют отличительные моменты психики, а билатеральные – высокофункциональную геометрию тела, повторяющийся вид симметрии или же асимметрии структурно-динамических черт организма и отдельных двигательных и сенсорных систем.
Психологическая характеристика индивида
Индивид считается точным носителем всех данных общих черт людей. Свойства индивида в психологии характеризуются целостностью психофизической организации организма, стойкостью к действительности и активностью.
По-другому данное понятие можно объяснить как конкретного человека, живущего как индивид от рождения и до конца жизни. Это начальное состояние жителя нашей планеты в его онтогенетическом развитии и филогенетическом формировании. Он представляет собой конкретный продукт создания жизни, взаимодействия с окружающими критериями, а не условиями, взятыми из ниоткуда.
Невозможно изобразить личность без рассмотрения его индивидных характеристик. Они являются фундаментом содержания человека. От них зависят условия развития конкретного представителя хомо сапиенс, например, от тех задатков, которые были в него вложены генетически.
Стоит отметить, что в наличии у индивида имеются две основные функции. Одну из них можно квалифицировать как сохранение, потому что непосредственно она характеризует спектр динамических и энергетических признаков, ресурсные способности. Другую, функцию перемены, — как пластичность поведения.
Человек как индивид
Каждое поколение людей задается вопросом о генетически заложенной в нем информации. Ведь человек является феноменом, которому присущи разнообразные свойства, данные ему с самого его рождения. Он — дитя природы, существо, имеющее организм и взаимодействующее с окружающим миром, хотя и отличающееся от других живых существ. Человек подчиняется с рождения не только законам вселенной, но и правилам общества.
Функционирование индивида является продолжением эволюции. С каждым новым поколением усложняются человеческие качества и свойства. Характеристика индивида включает в себя все эти изменения. Человек рассматривается со всеми его природными основами и свойственной ему психологией, темпераментом и задатками.
Человек как личность
Называя себя людьми, мы лишь отделяем себя от других живых существ. Не каждый человек может назвать себя личностью. Так как, чтобы ею стать, нужно дойти до определенного этапа развития.
В первую очередь человек как личность должен быть значимым и активным в обществе, то есть должен успешно с ним взаимодействовать. Ведь он является частью социальной среды и не может существовать без нее.
Каждый человек проходит определенные этапы развития. Его учат всему, что могут передать окружающие его люди. Посредством такого взаимодействия и формируется личность. Все его мысли и действия порождены влияниями общества, хотя и носят индивидуальный характер. Это означает, что личность не отделяется от общества, его поведение зависит от условий социальной среды, в которой он развивается.
Определение личности
Человек – член общества. Личность – результат взаимодействия с социальной средой. Но она состоит не только из качеств общества, но и из определенных биологических свойств, данных ему от рождения. В психологии социальное и генетическое всегда взаимосвязаны. Но, тем не менее, понятия «человек» и «личность» не являются синонимами. Последнее всегда связано с развитием в социальной среде. Понятие «человек» более упрощено в психологии. Индивид – это более синонимичное определение для него.
Личность взаимодействует с другими людьми, развивается психологически, имеет свои индивидуальные проявления, которые зависят от того, на кого они ориентированы. Например, на семью, друзей или коллег.
Личность всегда организованна, высокоразвита и ответственна. Именно эти черты отделяют ее от понятия «индивид» и поднимают ее на ступень выше.
Чем отличается индивид от личности?
Как говорилось выше, понятие «человек» всего лишь выделяет людей среди остального животного мира. Чтобы лучше разобраться в нем, необходимо знать его характеристики. То, кем он является. Называя человека просто индивидом, мы подразумеваем, что он несет в себе определенные черты людей, которые переданы ему с рождения, то есть он — носитель генетической информации. Личность же — более сложная структура. Она отличается от индивида своей высокоразвитостью и способностью успешно взаимодействовать с другими людьми.
Не каждый индивид может стать личностью. Для становления членом общества нужно улучшать свои психологические черты, самостоятельно обрести новые навыки и использовать их. Это означает, что в психологии индивид – это всего лишь живое существо, принадлежащее роду человеческому. А личность – понятие, связанное с взаимодействием в обществе и выполнением в нем своей роли.
Изучение личности
В психологии существуют различные методы для изучения человека. Личность исследуют, используя следующие подходы.
Первый из них называется биогенетическим. Основой этого направления является изучение биологического созревания личности.
Следующий подход – социогенетический. Он рассматривает появление человека на свет с определенными вложенными в него свойствами и приобретение им других качеств благодаря взаимодействию с социальной средой, в которой он находится.
Третий подход к изучению личности – это психогенетический. Он рассматривает и биологические данные, вложенные с рождения, и социальные условия. Однако на первом месте при изучении находится развитие психических процессов, интеллекта.
При исследовании человека можно увидеть процессы становления индивида личностью и даже наоборот.
Понятие «индивидуальность»
Каждая личность самобытна и отличается от других. Для определения уникальности человека используют термин «индивидуальность».
Он означает неповторимость, отличие. При этом индивидуальность может выражаться с биологической точки зрения, психологическим развитием, а также во взаимодействии с обществом.
Стоит отметить, что не каждый индивид может быть уникальным. Это связано опять-таки с развитием. В психологии индивид – это, прежде всего, просто человек, наделенный теми качествами и характеристиками, которые даны ему генетически. Индивидуальность же подразумевает собой не только биологические данные, но и приобретенные свойства, отличающие от всех других представителей человечества.
Свойства индивида в психологии не рассматриваются как широкий спектр качеств. Индивидуальность же подразумевает разнообразные уникальные характеристики человека.
Индивидуальность и личность
Человек, как правило, развивается при жизни, приобретает различные качества, которые отличают его от других, то есть он уходит от определения «индивид». Индивидуальность, личность в психологии — эти понятия и отображают этот переход. Они означают, что человек наделен теми свойствами, которые отличают его от других людей.
Индивид не обладает индивидуальностью, а личность характеризуется ею. Как говорилось ранее, все это связано с развитием человека. Тот, кто не развивается, обладает лишь переданной ему генетической информацией, обозначается термином «индивид». Это в психологии определение роста человека. Таким образом, мы видим, как из индивида выходит личность. Но стоит помнить, что не каждый человек – личность. Индивид, индивидуальность — не тождественные понятия. Чтобы человек стал индивидуальным, он должен стать личностью. Это понятие синонимично определению «индивидуальность». То есть эти оба термина обозначают высокоразвитого человека, способного успешно взаимодействовать с социальной средой.
Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность»
От всех живых существ заметно отличается человек. Личность, индивид, индивидуальность – эти понятия могут делить людей на несколько категорий, что делает их более сложными по отношению к другим представителям животного мира.
Любое существо, которое относится к роду человеческому, можно назвать одним термином — индивид. Но не каждое существо можно назвать личностью. Как говорилось ранее, чтобы стать личностью, необходимо обладать высокоразвитостью. Также вести активную и успешную жизнедеятельность в обществе. То есть понятия «индивид» и «личность» не родственны. Они в некотором смысле противоположны. То же самое можно сказать о соотношении терминов «индивид» и «индивидуальность». Последнее понятие характеризует личность. Индивидуальность – показатель высокоразвитости человека.
Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность» стоит рассматривать как некую эволюцию человека. При рождении он находится на первой ступени развития. Спустя время, он получает новые свойства, которые смешиваются с его генетической информацией. Он становится уникальным, то есть приобретает индивидуальность. Позже он развивается психологически, становится осознанным, деятельным, ответственным, способным на успешное взаимодействие с социальной средой. Его уже можно назвать личностью.
Таким образом, можно разделить людей на две большие категории. Не развивающийся, пользующийся лишь базовыми свойствами, данными от природы, необразованный человек, не играющий особой роли в обществе, относится к первой группе. Это индивид. Индивидуальность, личность – в психологии эти понятия характеризуют социально активных людей, образуют вторую категорию.
Вместо заключения
Каждый человек пытается найти свое место в обществе. Старается стать личностью. Для этого ему необходимо играть определенную роль, выполнять значимые функции. Тот, кто постоянно развивается, выходит на новый уровень. Такой человек – личность. «Индивид», «индивидуальность» – эти понятия остаются уже позади. Ведь высшая степень развития каждого человека – это становление личностью.
fb.ru
2. Сущность понятия индивид и его характеристики.
Индивид – человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, врожденного и приобретенного, носитель индивидуальных черт.
Рассматривая людей как индивидов, т. е. как элемент природы, мы можем выделить основные биологические особенности, которые, характеризуя вид в целом, всем людям даны от рождения и вместе с тем очень важны для их дальнейшего формирования в качестве личностей и субъектов. Человеческий вид характеризуется следующим:
Человек – существо общественное, самой природой предназначенное для бытия в социуме.
Сообщество людей отличается тем, что это сообщество персонифицированно. Все люди (кроме однояйцовых близнецов) уникальны от рождения, поскольку человеческой популяции свойственно неисчерпаемое генотипическое разнообразие и социальный опыт накладывается на уже заданные «стартовые» различия младенцев. Персонифицированное сообщество людей имеет иерархическую структуру. Иерархическая структура человеческого сообщества независима от произвола, поскольку там, где произвол полностью отсутствует, она всегда устанавливается спонтанно.
Уникальность индивидов зафиксирована в понятии «индивидуальность», которое определяется следующим образом. Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, существа, отдельного человека. Сюда входят и те индивидуально-неповторимые особенности, которые относятся к функционированию человека в качестве организма, и те, которые относятся к уникальным свойствам его личности.
Амбивалентное единство уникальности всех индивидов, с одной стороны, а с другой – их неизбежное совместное существование предопределяет то, что люди не только неповторимы, но в чем-то и сходны. Если индивидуальные различия увеличивают приспособляемость всей популяции, то индивидуальные сходства обеспечивают возможность взаимопонимания и взаимодействия, «цементируя» сообщество.
Сходства и различия не противоречивы, поскольку отражают разные стороны явления индивидуальности. Говоря о различиях, имеют в виду всю совокупность признаков, которая присуща данному индивиду. Когда же рассматривают индивида с точки зрения сходных признаков, то выделяют отдельные свойства, которые присутствуют и у других людей.
Психологические качества личности не рядоположены. По степени зависимости от свойств организма они делятся на две категории. К первой категории относятся те личностные качества, которые не имеют прямого отношения к свойствам организма, а складываются главным образом под влиянием межличностных отношений и культурной среды. Они названы содержательными свойствами личности. Вторую категорию психологических качеств составляют формальные свойства личности. Формальные психологические свойства – это такие свойства, которые заданы биологически и конституционально, и поэтому воспитательные и другие влияния должны к ним приспосабливаться. К формальным психологическим характеристикам относятся темперамент, склонности и способности. Среди них наибольшей биологической заданностью и в силу этого устойчивостью обладает темперамент.
Темперамент – это общий, врожденный стиль реагирования, возбудимость и восприимчивость человека к впечатлениям внешнего мира. Будучи не связан с какой-либо определенной деятельностью, он накладывает отпечаток на все, чем бы человек ни занимался. Темперамент является единственной психологической характеристикой, в которой напрямую обнаруживается природный энергетический потенциал организма, в том числе и мозга. Под энергетическим потенциалом понимают интенсивность метаболических процессов и соотношение процессов катаболизма (выделения энергии) и анаболизма (потребления энергии). Энергетический обмен является одним из ведущих факторов, лимитирующих деятельность мозга.
Индивиды генотипически и фенотипически уникальны по совокупности свойств и сходны по отдельным свойствам.
Индивидуальные сходства являются основанием для типологии индивидов.
Темперамент задан биологически и конституционально и является надежным критерием типологии. В основе темперамента лежат энергетические возможности организма. Психологическими проявлениями темперамента является активность, эмоциональность и экстраверсия. Сочетания этих свойств характеризуют четыре классических типа темперамента. Темперамент подчиняется законам непрерывного наследования и поэтому в популяции представлен не только четырьмя классическими типами, но и всеми переходными формами.
studfile.net
ТОП 10: |
Индивид — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества. Общие характеристики индивида:— целостность психофизической организации организма;- устойчивость по отношению к окружающей действительности;- активность. Иначе, можно сказать, что индивид — это «конкретный человек» от рождения до смерти. Индивид — исходное состояние человека в филогенетическом и онтогенетическом развитии. Личность же рассматривается как результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств. Личность — это социальная сущность человека. Личность — это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей. Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся. Сложнее определить понятие «индивидуальность», потому что, помимо личностных особенностей, которые выступают основными составляющими индивидуальности, в неё входят биологические, физиологические и другие особенности человека. Можно дать следующее определение индивидуальности. Индивидуальность — это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении. С помощью понятия «индивидуальность» чаще всего подчеркивается неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства, которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют сочетания. Все индивидуальные качества проявляются в различных способах поведения, деятельности, общения. Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б.Г. Ананьевым. Б.Г. Ананьев выделял в системе человек знания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность. Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека. Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, – «личность». Данное понятие, как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личность» характеризует человека как социальное существо. В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер. Человек как индивид обладает определенными свойствами. Б.Г. Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил индивидуально-типические свойства – конституциональные (общесоматические), нейродинамические и билатеральные (особенности симметрии организма). Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства – структуру органических потребностей и сенсомоторную организацию, которые также зависят от таких факторов, как половой деморфизм и возраст. Следующее понятие, которое выделял Б.Г. Ананьев при изучении человека, – «субъект деятельности». Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности. Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание – это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, – преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект – это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности. Итак, человек может рассматриваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо. Индивид— конкретный человек, биосоциальный феномен. С биологической стороны индивид — это организм, с социальной — единица социума, носитель общественных отношений — нормативной детерминации (необходимости). Личность — психосоциодуховный (смысловой) феномен. Не случайно в русской классической философии происхождение слова «личность» связывали с ликом, а не с личиной, персоной, маской. Личность как чудо, как миф, как единственность… Развитие фиксируется в зрелости Я («Я-системы», «Я-конструктов», «Я-концепции»). Субъект— личность как деятель. Индивидуальность — биологическая, социальная и духовная (в итоге — интегральная) уникальность личности» РАСКРОЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ». Межличностные отношения, возникающие в результате общения людей в их группе, определяют важнейшее явление, получившее название психологической совместимости.Она бывает не только положительной или отрицательной, но и с различными ее степенями и видами. Межличностные отношения в группе и совместимость (физиологическая и психологическая) ее членов создают то внешнее общественно-психологическое явление, которое называется социально-психологическим климатом или атмосферой. Социально-психологический климат — это настроение группы, определяемое межличностными отношениями совместно живущих, работающих или обучающихся людей. Психологическая совместимость — характеристика длительного взаимодействия между двумя и более индивидами, при котором проявления свойственных данным индивидам устойчивых черт характера не приводят к длительным и неразрешимым, без внешнего вмешательства, противоречиям. Можно выделить два основных вида психологической совместимости: психофизиологическую и социально-психологическую. Психофизиологическая совместимость подразумевает определенное сходство психофизиологических характеристик людей и на этой основе согласованность их сенсомоторных реакций, синхронизацию темпа совместной деятельности. Социально-психологическая совместимость является следствием оптимального сочетания типов поведения людей в группах, а также общности их социальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориентации. Совместимость психологическая – соотношение личных качеств двух и более людей в организованной группе, являющиеся условием их целесообразного взаимодействия. Люди могут оказаться настолько несовместимыми, что это может вести к снижению эффективности деятельности и их самих, и других членов группы (например, производственной бригады, летного экипажа, управленческой команды, фирмы, организации) и даже к развалу данной группы. Наоборот, при условии хорошей совместимости создаются оптимальные условия. |
infopedia.su