Фрейд анна – биография, фото и работы :: SYL.ru

биография, фото и работы :: SYL.ru

Принято считать, что на детях выдающихся людей природа отдыхает. Но этого никак не скажешь о младшей дочери известного во всем мире психолога Зигмунда Фрейда – Анне.

Девочке было всего 13 лет, когда они с отцом впервые вместе обсуждали тему психоанализа. Тогда оба и не подозревали, что дочь пойдет по стопам знаменитого отца, развивая и обогащая его теории. Анна Фрейд, психология для которой стала впоследствии смыслом жизни, этот разговор запомнила навсегда.

Чем известна дочь Зигмунда Фрейда

Сейчас Анна Фрейд известна не менее чем ее знаменитый отец. Во всем мире ее знают как сооснователя (вместе с Мелани Кляйн) детского психоанализа, а также как руководителя психоаналитического общества Вены, почетного доктора права в Венском университете и университете Кларка, почетного доктора наук медицинского колледжа Джефферсона; Шеффилдского, Чикагского и Йельского университетов, члена Королевского медицинского общества и почетного члена Королевского колледжа психиатров, почетного доктора философии университета Гете.

Самая младшая и самая близкая

Родилась Анна Фрейд 3 декабря 1895-го в Вене. В семье она была самой младшей среди шести братьев и сестер. Но так сложилась жизнь, что именно она стала для отца единственным близким человеком, поддерживающим его в самые трудные периоды.

В то время, когда шла Первая мировая, братьев Анны призвали в армию, а ее сестры, выйдя замуж, уехали вместе с мужьями. Только она одна из всех детей Зигмунда Фрейда осталась рядом с отцом. Это еще больше усилило их духовную близость, основанную также и на общем увлечении психологией.

После того первого разговора о психоанализе Зигмунд Фрейд стал делиться с дочерью своими мыслями, а со временем брал ее на заседания Психоаналитического общества.

Но детский интерес к занятиям отца психологией не сразу стал профессией для дочери. Сначала Анна Фрейд решила стать учительницей, и в 1914 году свое намерение исполнила, получив частное педагогическое образование. Закончив обучение, она пять лет работала в начальной школе в Вене. Но интерес к психологии и там дал о себе знать – молодая учительница заинтересовалась детской психологией. Впоследствии именно она стала специализацией Анны Фрейд, в ней она добилась необычайных успехов и получила всемирную известность.

Занятие психологией. Начало

Когда Первая мировая окончилась, Анна Фрейд оставила учительскую деятельность и полностью посвятила себя обожаемому отцу. Она была при нем и секретарем, и сиделкой.

С 1918-го по 1921-й Анна проходила у отца курс психоанализа, наблюдала за тем, как тот ведет приемы пациентов. Психоаналитиками это считалось просто вопиющим нарушением профессиональной этики. И лишь авторитет Зигмунда Фрейда никому из них не позволил выступить против.

Отец и дочь вместе продолжали заниматься психоанализом. С 1918 года Анна вместе с Зигмундом Фрейдом принимала участие практически во всех Международных конгрессах и в заседаниях психоаналитического общества Вены.

В 1920 году девушка вступила в члены «Психоаналитического издательства». Тогда интересы начинающего психолога были связаны с фантазиями и снами наяву. Анна даже сделала перевод книги Д. Варендок «Сны наяву» с английского на немецкий язык.

Именно в это время А. Фрейд выступила со своими первыми докладами по психологии.

Первые статьи, первая психологическая практика

В 1922 году была опубликована первая статья психолога Анны Фрейд, которая называлась «Бьющие фантазии и дневные мечты».

А. Фрейд в этом же году стала и членом Венского психоаналитического общества. Работала в области психоаналитической терапии с 1923 года. Занималась в основном использованием психоаналитических идей в педагогике и проблемами детского психоанализа. В частности, коррекцией недостатков обучения и воспитания при помощи психоаналитических методов. Начинающий психолог активно занималась и разработкой методики детского психоанализа.

С 1923-го года Анна работала в институте психоанализа в Вене.

В 1923-м Анна Фрейд, детский психолог, открыла частную психоаналитическую практику. Ее кабинет, в котором она работала с детьми, находился в том же доме, где Зигмунд Фрейд принимал своих взрослых пациентов.

Болезнь отца

Ударом для Анны стало неожиданное известие о том, что у отца рак. Она самоотверженно старалась поддержать самого родного человека. Именно благодаря дочери Зигмунд Фрейд после постановки страшного диагноза жил еще целых 16 лет, пройдя через 31 операцию. Дочь не только ухаживала за отцом, но и взяла на себя большинство его дел: зачитывала доклады Зигмунда Фрейда на международных конгрессах, принимала его награды.

С 1925 по 1938 годы А. Фрейд руководила Венским психоаналитическим обществом.

Анна Фрейд. Детский психоанализ

1927-й стал годом публикации серьезной научной работы Анны Фрейд под названием «Введение в детский анализ». В книгу вошли лекции, которые Анна прочла в психоаналитическом институте Вены. Эти лекции знакомили слушателей, а после их публикации и читателей со спецификой детского психоанализа.

В книге Анна Фрейд психоанализ такого плана рассмаривала исходя из того, что психика детей подчиняется совершенно другим законам, нежели психика взрослых. Поэтому она сделала вывод, что, проводя психоанализ ребенка, ни в коем случае нельзя механически переносить на него методы анализа психики взрослых. А также детский психолог обратила внимание на большую эффективность игровой терапии, подчеркнула решающую роль в развитии ребенка его окружения.

В объективе психоанализа – не только бессознательное …

В 1936 году издала еще одну свою книгу Анна Фрейд — «Психология «Я» и защитные механизмы». Многие называют книгу основным теоретическим трудом Анны. Она стала особым подарком к 80-летию ее отца. В ней психолог развила идеи психоанализа о «механизмах защиты», показав ту роль, которые они играют в формировании и функционировании психики. Анна опровергла в данной работе мнение, что психоанализ занимается только областью бессознательного. Новым в психологической науке стало то, что А. Фрейд рассматривала «Я» как центр сознания.

Анна Фрейд. Защитные механизмы

Работая над развитием психоаналитических представлений о «Я», Анна фактически основала в психологии новое направление под названием эго-психология.

Огромная заслуга Анны Фрейд в науке — разработка теории защитных механизмов. Термин этот впервые был введён ее отцом в 1894 году. Позже Зигмунд Фрейд использовал его в ряде своих работ, когда описывал борьбу «Я» против невыносимых мыслей и аффектов.

Дочь внесла в концепцию отца некоторые коррективы. Анна Фрейд защитные механизмы рассматривала как продукты развития и научения.

Она выдвинула идею, что набор защитных механизмов имеет индивидуальный характер и указывает на уровень адаптированности личности. А также акцентировала роль защитных механизмов на разрешении внешних конфликтов.

Механизм защиты Анны Фрейд можно рассматривать как способы реагирования людей в угрожающих для них ситуациях, которые используются на бессознательном уровне с целью обеспечения защиты «Я» от осознания явлений, которые порождают тревогу. В ее оригинальной монографии описано пятнадцать таких механизмов.

Гонения на евреев вынудило эмигрировать

После включения Австрии в состав Германии в 1938 году начались гонения на людей еврейской национальности со стороны нацистов. Когда фашисты арестовали Анну и допрашивали ее в гестапо, Зигмунд Фрейд твердо решил покинуть страну. Но нацистская власть не хотела выпускать ученого. Они «надавили» на Зигмунда Фрейда и заставили его подписать бумаги, в которых он якобы благодарил гестапо «за ряд добрых услуг», что было для ученого весьма унизительно. Но и это еще не все: за право покинуть Германию ему пришлось заплатить огромный «выкуп» правительству рейха – 4 тысячи долларов!

Смерть отца. Развитие учения о психоанализе

Эмигрировав в Англию, Анна всеми силами поддерживала больного отца, для которого была единственной опорой. В 1939 году 3игмунд Фрейд умер. После смерти любимого отца Анна все свои усилия направила на корректное и эффективное развитие его учения о психоанализе.

Особенно упорно трудилась в области психологии ребенка. Вот где пригодился ее педагогический опыт! Весомым вкладом Анны Фрейд в психологическую науку было создание детского психоанализа.

Она также разработала игровые методы работы с детьми. Теория Анны Фрейд, разработанная для практической помощи родителям в их взаимодействии с собственными детьми, была создана после переработки положений психоаналитической теории отца.

Работа в Хэмпстеде

в 1941 году вместе с подругой и коллегой Дороти Берлингем Анна организовала Хэмпстедский приют для детей, которых разлучила с родителями война. Там она работала до 1945 года. В этом детском доме психолог провела психоаналитические исследования, результаты которых опубликованы в работах Анны Фрейд «Маленькие дети в военное время», «Дети без семьи», «Война и дети».

Работая в годы войны в Хэмпстедском детском доме, Анна пришла к выводу, что разлученные с матерями дети регрессировали. Но как только у них устанавливались хорошие отношения с воспитательницами, прерванное развитие у детей возобновлялось.

В 1947 году дочерью основателя психоанализа были организованы курсы, которые готовили психоаналитиков для детей.

В 1952 году А. Фрейд организовала Хэмпстедскую клинику детской терапии, которая на то время стала крупнейшим детским психоаналитическим лечебным и учебным центром. Сама же Анна ее и возглавила. А также она открыла в столице Великобритании детские терапевтические курсы. Это были первые учреждения, где детей лечили методом психоанализа.

Анна была директором этой клиники и руководила курсами психоаналитической терапии до 1982 года.

Избрание в 1973 году Анны Фрейд президентом Международной психоаналитической ассоциации стало кульминацией ее заслуг в психологии.

Жизнь посвятила детям

У Анны Фрейд не было своих детей, ведь она никогда не выходила замуж. Но именно дети были главным смыслом жизни этой женщины. Это подтверждают слова психолога о том, что всю ее жизнь можно описать одним предложением: «Я работала с детьми!»

Анной Фрейд были выдвинуты и разработаны идеи об особых периодах жизни в детстве и юности. Именно обратила внимание на наличие в них психических кризисов. Специфическое переживание таких кризисных состояний оказывает, по мнению Анны, существенное влияние на формирование и развитие психики человека.

Детский психолог занималась и исследованием различных проявлений индивидуального развития каждого ребенка, как нормального, так и не совсем здорового.

В конце жизни Анну Фрейд заинтересовало семейное право — еще одна область, связанная с детьми. Правом она занималась в Йельском университете и даже успела издать в соавторстве с коллегами две работы в этой области.

Умерла А. Фрейд 9 октября 1982 года в Лондоне. Более шестидесяти лет жизни эта выдающаяся женщина занималась психоаналитической практикой и научной деятельностью. Фрейд написала множество докладов и статей, оставив научное наследие в виде 10-томного собрания сочинений.

www.syl.ru

Анна Фрейд — Психологос

Анна Фрейд (1895-1982) — австрийский психоаналитик, дочь 3игмунда Фрейда. Сооснователь эго-психологии и детского психоанализа. Председатель Венского психоаналитического общества (1925—1938). Почетный доктор права Венского университета и университета Кларка (1950, США). Почетный доктор наук Медицинского колледжа Джефферсона (1964) и ряда университетов (Шеффилдского, 1966; Чикагского, 1966; Йельского, 1968). Член Королевского медицинского общества (1978) и почетный член Королевского колледжа психиатров. Почетный доктор философии университета Гете (1981).

В детстве получила хорошее домашнее образование.

Анне было всего 13 лет, когда состоялся ее первый разговор с отцом о психоанализе, который оказал огромное влияние на всю ее дальнейшую судьбу. Чуть позже Зигмунд Фрейд разрешил Анне присутствовать на заседаниях Психоаналитического общества. Анна сама проходила курс психоанализа у отца, присутствовала на приемах пациентов, была единственным близким для Зигмунда Фрейда человеком, который переносил с ним все тяготы, поддерживал его в самые тяжелые минуты и оставался рядом с ним до последних его дней.

На протяжении всей жизни Анна Фрейд вела огромную психоаналитическую деятельность.

После получения педагогического образования (Вена, 1914) в течение пяти лет преподавала в одной из венских начальных школ, где впервые заинтересовалась проблемами психологии детей. Начиная с 1918 года, она принимала участие во всех Международных психоаналитических конгрессах и заседаниях Венского психоаналитического общества. В 1920 году Анну Фрейд приняли в члены «Психоаналитического издательства», а в 1923 году она открыла свою собственную психоаналитическую практику.

С 1920 г. работала в английском отделении психоаналитического общества. Под непосредственным руководством отца освоила теорию, методику и технику психоанализа. В 1922 г. опубликовала первую статью «Бьющие фантазии и дневные мечты», в которой исследовала способы прекращения мастурбации.

В 1922 г. Анна Фрейд была принята в Венское психоаналитическое общество, и с 1923 г. она начала практиковать психоаналитическую терапию. Специализировалась преимущественно по проблемам психоанализа детского возраста и использования психоаналитических идей в педагогике, в том числе для коррекции недостатков обучения и воспитания. Анна Фрейд разрабатывала методику и технику детского психоанализа. С 1923 г. она работала в Венском институте психоанализа. В 1925—1938 гг. была председателем Венского психоаналитического общества.

В 1927 г. опубликовала работу «Введение в детский анализ». В нее вошли 4 лекции, прочитанные ею в Венском психоаналитическом институте и знакомящие со спецификой техники детского психоанализа. В этой книге Анна Фрейд исходила из того, что психоаналитическая жизнь детей подчиняется иным психическим законам, чем у взрослых. И поэтому при проведении психоанализа нельзя механически переносить на детей те методы анализа, которые используются при анализе психики взрослых. А. Фрейд Подчеркнула роль окружения в развитии ребенка и показала эффективность «игровой терапии».

В 1936 г. в книге «Психология «Я» и защитные механизмы» развила психоаналитические идеи о «механизмах защиты» и показала их роль в формировании и функционировании психики и личности. В этой книге Анна опровергла мнение о том, что психоанализ занимается исключительно областью бессознательного, и ввела в качестве объекта психоанализа «Я», как центр сознательного.

В 1938 г., после оккупации Австрии нацистами, Анна Фрейд подвергалась аресту и допросам в гестапо. После вынужденной эмиграции в Англию (1938), совместно с 3игмундом Фрейдом, Анна особое внимание уделяла поддержке больного отца. После смерти 3. Фрейда (1939) прилагала значительные усилия для корректного и эффективного развития психоаналитического учения и международного психоаналитического движения.

В 1941 г., совместно с Дороти Берлингем, Анна Фрейд организовала близ Лондона Хэмпстедский приют для детей, разлученных с родителями во время войны, где работала до 1945 г. Наряду с поддержкой детей она осуществила комплекс психоаналитических исследований влияния психической депривации на развитие ребенка и ее последствий. Результаты этих исследований были опубликованы в работах «Маленькие дети в военное время» (1942), «Дети без семьи» (1943), «Война и дети» (1943). В 1945 г. содействовала организации периодического ежегодника «Психоаналитическое исследование ребенка».

В 1947 г. дочь основателя психоанализа открыла курсы подготовки детских психоаналитиков. В 1952 г. Анна Фрейд организовала и возглавила Хэмпстедскую клинику детской терапии, ориентированную на психоаналитическое лечение детей. Как директор этой клиники и курсов психоаналитической терапии она руководила их работой до 1982 г.

Выдвинула и разработала ряд идей о детстве и юности как периоде, характеризующимся наличием психических кризисов, специфика переживания которых влияет на формирование и развитие психики и личности человека. Исследовала различные проявления нормального и анормального индивидуального развития ребенка.

В 1973 году Анна Фрейд была избрана президентом Международной психоаналитической ассоциации, что явилось кульминационным пунктом признания ее заслуг в психоаналитической деятельности.

Более шестидесяти лет своей жизни Анна Фрейд посвятила психоаналитической практике и научной деятельности. За это время она подготовила огромное количество докладов, лекций и статей, которые вошли в 10-томное собрание ее сочинений.

www.psychologos.ru

Фрейд, Анна — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Фрейд.

Анна Фрейд (нем. Anna Freud; 3 декабря 1895, Вена — 9 октября 1982, Лондон) — британский психолог и психоаналитик австрийского происхождения, младшая дочь основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Наряду с Мелани Кляйн считается основателем детского психоанализа.

Биография

У Зигмунда Фрейда и его жены Марты Анна была младшим, шестым ребёнком в семье. В качестве первой профессии выбрала профессию учителя начальной школы. После Первой мировой войны, оставив учительство, Анна посвятила себя отцу, работая его секретарём и сиделкой, а также психоанализу. Вскоре она вступает в Венское психоаналитическое общество и выступает там с первыми докладами. В 1938 году, после аншлюса Австрии, семья Фрейдов подвергается аресту, и вскоре Анна вместе с отцом навсегда покидает Вену, выбрав новым местом жительства Лондон. В Великобритании она продолжила заниматься психоанализом, развивая идеи своего отца, особенно в области психологии детства. В 1947 году Анна Фрейд основала Хэмпстедскую клинику в Лондоне — крупнейший в то время детский психоаналитический лечебный и учебный центр. В 1952 году она открыла в Лондоне детские терапевтические курсы и клинику, которые были первым учреждением для лечения детей методом психоанализа. Последние годы жизни учёная и исследовательница работала в Йельском университете, продолжая развивать свои идеи в области детской психологии. Умерла Анна Фрейд в Лондоне 9 октября 1982 года. Она никогда не была замужем и не имела собственных детей.

Научные воззрения

Став прямым наследником научных воззрений своего отца, Анна Фрейд в первую очередь развивала психоаналитические представления о Я, фактически основав новое неофрейдистское направление в психологии — эго-психологию. Главной её научной заслугой обычно считают разработку теории защитных механизмов человека — механизмов, с помощью которых Я нивелирует влияние Оно. Также Анна значительно продвинулась в изучении агрессии, но всё-таки самым весомым вкладом в психологию было создание (эта заслуга принадлежит ей вместе с Мелани Кляйн) детской психологии и детского психоанализа. Ею были разработаны методы работы с детьми, в том числе игровые, положения психоаналитической теории перерабатывались Анной для прикладной помощи родителям и детям в их взаимодействии. Дети были главным научным и жизненным интересом Анны Фрейд, однажды она даже сказала: «Я не думаю, что являюсь хорошим предметом для биографии. Наверное, всю мою жизнь можно описать одним предложением — я работала с детьми!». В конце жизни учёную, уже имевшую звания Почётного профессора во многих крупнейших университетах мира, привлекла другая область, связанная с детьми — семейное право, им она занималась в Йельском университете, издав две работы в соавторстве с коллегами (см. Избранные научные работы).

Избранные научные работы

  • Введение в психоанализ для педагогов (Einführung in die Psychoanalyse für Pädagogen, 1926)
  • Эго и механизмы защиты (Das Ich und die Abwehrmechanismen, 1936)
  • Психоаналитическое лечение детей (The Psychoanalytic Treatment of Children, 1946)
  • Нормальное и патологическое в детстве: оценка развития (Normality and Pathology in Childhood: Assessment of Development, 1965)
  • По ту сторону главных интересов ребенка (1973) в соавторстве с Дж. Гольштейном и А. Солнитом.
  • Перед главными интересами ребенка (1979), в соавторстве с Дж. Гольштейном и А. Солнитом.

Переводы на русский язык

  • Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа. Одесса, 1927
  • Фрейд А. Психология «я» и защитные механизмы. М., 1993
  • Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа, тт. 1-2. М., 1999

Литература

Ссылки

wikipedia.green

Фрейд, Анна — это… Что такое Фрейд, Анна?

Анна Фрейд (3 декабря 1895 года, Вена — 9 октября 1982 года, Лондон) — британский психолог и психоаналитик австрийского происхождения, младшая дочь основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Наряду с Мелани Кляйн считается основателем детского психоанализа.

Жизнеописание

У Зигмунда Фрейда и его жены Марты Анна была младшим, шестым ребёнком в семье. В качестве первой профессии выбрала профессию учительницы начальной школы. После Первой мировой войны, оставив учительство, Анна посвятила себя отцу, работая его секретарём и сиделкой, а также психоанализу. Вскоре она вступает в Венское психоаналитическое общество, и выступает там с первыми докладами. В 1938 году, после аншлюса Австрии, семья Фрейдов подвергается аресту, и вскоре Анна вместе с отцом навсегда покидает Вену, выбрав новым место жительства Лондон. В Великобритании она продолжила заниматься психоанализом, развивая идеи своего отца, особенно в области психологии детства. В 1947 году Анна Фрейд основала Хэмпстедскую клинику в Лондоне — крупнейший в то время детский психоаналитический лечебный и учебный центр. В 1952 году она открыла в Лондоне детские терапевтические курсы и клинику, которые были первым учреждением для лечения детей методом психоанализа. Последние годы жизни учёная и исследовательница работала в Йельском университете, продолжая развивать свои идеи в области детской психологии. Умерла Анна Фрейд в Лондоне 9 октября 1982 года. Она никогда не была замужем и не имела собственных детей.

Научные воззрения

Став прямым наследником научных воззрений своего отца, Анна Фрейд в первую очередь развивала психоаналитические представления о Я, фактически основав новое неофрейдистское направление в психологии — эго-психологию. Главной её научной заслугой обычно считают разработку теории защитных механизмов человека — механизмов, с помощью которых Я нивелирует влияние Оно. Также Анна значительно продвинулась в изучении агрессии, но всё-таки самым весомым вкладом в психологию было создание (эта заслуга принадлежит ей вместе с Мелани Кляйн) детской психологии и детского психоанализа. Ею были разработаны методы работы с детьми, в том числе игровые, положения психоаналитической теории перерабатывались Анной для прикладной помощи родителям и детям в их взаимодействии. Дети были главным научным и жизненным интересом Анны Фрейд, однажды она даже сказала: «Я не думаю, что являюсь хорошим предметом для биографии. Наверное, всю мою жизнь можно описать одним предложением — я работала с детьми!». В конце жизни учёную, уже имевшую звания Почётного профессора во многих крупнейших университетах мира, привлекла другая область связанная с детьми — семейное право, ей она занималась в Йельском университете, издав две работы в соавторстве с коллегами (см. Избранные научные работы).

Избранные научные работы

  1. Введение в психоанализ для педагогов (Einführung in die Psychoanalyse für Pädagogen, 1926)
  2. Эго и механизмы защиты (Das Ich und die Abwehrmechanismen, 1936)
  3. Психоаналитическое лечение детей (The Psychoanalytic Treatment of Children, 1946)
  4. Нормальное и патологическое в детстве: оценка развития (Normality and Pathology in Childhood: Assessment of Development, 1965)
  5. По ту сторону главных интересов ребенка (1973) в соавторстве с Дж. Гольштейном и А. Солнитом.
  6. Перед главными интересами ребенка (1979), в соавторстве с Дж. Гольштейном и А. Солнитом.

Источники

  1. Алейникова Т.А. Психоанализ. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — ISBN 5-222-01274-3
  2. Анна Фрейд. Энциклопедия «Кругосвет»
  3. Анна Фрейд. Psy-files.ru

Литература

  1. Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа. Одесса, 1927
  2. Фрейд А. Психология «я» и защитные механизмы. М., 1993
  3. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа, тт. 1-2. М., 1999

dic.academic.ru

Анна Фрейд — Вікіпедія

У Вікіпедії є статті про інших людей із прізвищем Фрейд.

|Ukrcenter=

Анна Фрейд (3 грудня 1895 — 9 жовтня 1982) — австрійська психологиня, авторка значного внеску в психоаналіз: засновниця дитячої психоаналітичної психології (разом з Мелані Кляйн), дослідниця захисних механізмів психіки. Розбудовувала психоаналітичну теорію его.[2] У порівнянні з психоаналізом З. Фрейда, праця Анни Фрейд підкреслює важливість Еґо (Я) та можливість його соціального виховання.

Анна Фрейд народилася 3 грудня 1895 року у Відні шостою дитиною Зигмунда Фрейда та Марти Бернейс.

Анна Фрейд з Зиґмундом Фрейдом (1913)

Мала порівняно нещасливе дитинство, позбавлене близьких відносин з матір’ю, конкуренції за прихильність батька, виховання католицькою нянькою Джозефіною, та слабке здоров’я.[3] Мала складнощі у порозумінні з рідними, особливо з сестрою Софі (а також з двоюрідною сестрою Сонею Тріервайлер, що мала на неї «поганий вплив»), з котрою конкурувала за прихильність батька.[4][5][6] Її постійно посилали на оздоровчі ферми для суцільного відпочинку, благотворних прогулянок, та пари зайвих фунтів[7]. Можливо, Анна страждала від депресії, яка спричиняла розлади шлунку. Попри все Анна була енергійною дитиною з репутацією маленької шкоди.[8] Про Анну у щоденниках З. Фрейда більше, ніж про інших близьких.

Попри навчання у Літньому ліцеї Відня, від батька та гостей дому Анна вивчила іврит, німецьку, англійську, французьку та італійську. Закінчила освіту у Літньому ліцеї в 1912 році. Страждаючи від депресії, була дуже невпевнена щодо майбутнього фаху. Згодом поїхала до Італії та залишилася з бабусею. Існують свідоцтва, що у 1914 Анна Фрейд подорожувала до Англії з метою покращити свою англійську, але була вимушена одразу повернутися через оголошення війни.

У 1914 році Анна Фрейд пройшла тест на стажистку у Літньому Ліцеї, якою і працювала з 1915 по 1917 роки.

З 1917 по 1920 роки працювала викладачкою, проте вчительську кар’єру змушена залишити через туберкульоз.

У 1938 році Фрейди вимушені полишити Австрію внаслідок посилення переслідування євреїв нацистами у Відні після аншлюсу Австрії гітлерівською Німеччиною. Фрейд сама організувала еміграцію родини до Лондона через сильне погіршення здоров’я батька (рак щелепи). В Лондоні продовжила працювати та дбати про батька до його смерті восени 1939 року.

Анна Фрейд померла у Лондоні 9 жовтня 1982 року. Була кремована, а попіл був поміщений у мармурову полицю поряд з античною грецькою погрібальною урною її батьків. Подруга всього життя Анни Дороті Тіффані-Бьорлінгам та декілька інших Фрейдів поховані поряд.

Психоаналітична кар’єра[ред. | ред. код]

В 15 років Анна Фрейд почала читати роботи батька. Сон, який вона бачила ‘у віці 19 місяців… [знайшовся у] «Тлумаченні сновидінь».[9][10]

В 1918 році, у 23 роки, Анна Фрейд починає психоаналіз у З. Фрейда, після чого починає серйозно займатись професією. Аналіз Анни Фрейд був завершений у 1922 році, і вона представляє його у науковій праці «Фантазії побиття та мрії» перед Віденською психоналітичною спільнотою, до якої пізніше була прийнята.[11] Перша стаття Анни Фрейд, «почерпана частково з її власного внутрішнього життя, але це не робить її внесок менш науковим».[12] Фрейд ілюструє, як «мрії, які можуть бути сконструйовані свідомо для придушення мастурбації, є несвідомим розвитком оригінальної теми тих самих мастурбаційних фантазій».[13] Раніше З.Фрейд описував схожу тему у «Дитині, яку лупцюють»[14] — в якій описав випадок із жінкою, де «детально відпрацьована надструктура мрій, які мають величезне значення для життя, виросла на ґрунті мазохістської фантазії побиття… майже достягаючи рівня справжнього витвору мистецтва».[15]

У 1923 році Анна Фрейд починає власну психоаналітичну практику з дітьми.

У 1925 викладає техніку дитячого психоаналізу у Віденському психоаналітичному інституті.

З 1925 по 1934 була Секретаркою Міжнаціональної психоаналітичної асоціації, продовжуючи дитячий аналіз та семінари і конференції з даної теми.

Погляди Анни Фрейд на розвиток дитини, описані в 1927 у першій книзі «Введення до техніки дитячого психоаналізу», зіткнулися з поглядами аналітикині Мелані Кляйн, яка відходила від запланованого розвитку фрейдівської школи.[16] Після прибуття до Лондона в 1938 між А. Фрейд та Мелані Кляйн почався конфлікт щодо теорій розвитку дитини, кульмінацією якого стали так звані «суперечливі дискусії[en]». Переконання Анни Фрейд, що «у дитячому аналізі трансфер відіграє іншу роль… а аналітик не тільки «представляє матір», але й насправді є справжньою другою матір’ю у житті дитини»,[17] стало традиційним у психоаналітичному світі.

В 1935 році Фрейд стала директоркою Віденського психоаналітичного інституту.

В 1936 Фрейд оприлюднила одне зі своїх найвпливовіших досліджень, «Психологія Я та захисні механізми» — про «методи, якими еґо відгороджує невдоволення і тривогу». Ця класична монографія стала основоположною у психології еґо та встановила репутацію Анни Фрейд як ведучої теоретикині світового масштабу. Анна Фрейд скористалася власним клінічним дослідом, поклавши його теорію З. Фрейда.[18] Детальний опис таких захисних механізмів психіки, як регресії, репресії, формації реакції, ізоляції, відміни, проекції, інтроекції, повороту проти себе, реверсії та сублімації[19] допомогли встановити важливість функцій еґо та концепції захисних механізмів, недостатньо досліджених З. Фрейдом.

Друга світова дала можливість Анні Фрейд спостерігати вплив нестачі опіки на дітей. У грудні 1940 року під керівництвом Анни Фрейд і Дороті Барлінгем був організований Хемпстедській дитячий будинок, робота в якому велася в чотирьох напрямках. По-перше, усунути фізичні та психічні наслідки війни, причинами котрих були авіаційні нальоти, життя в бомбосховищах, на станціях метро, ​​переживання розлуки з батьками та евакуація. Крім того, профілактична робота, щоб спробувати мінімізувати обумовлені війною переживання розлуки. Завдяки спостереженню за дітьми стало можливим вивчати психічні реакції дітей на розлуку і життя в інтернаті. І, нарешті, при Хемпстедському дитбудинку був організований трирічний навчальний курс для виховательок і медсестер. У 1947 році Анна Фрейд організувала перші навчальні курси для підготовки дитячих аналітиків(-кинь), «Хемпстедські курси та клініка дитячої терапії».’[20]

З початку 1950-х до кінця життя Фрейд регулярно подорожувала до США для читання лекцій, викладання та дружніх контактів. У 1959 її обирають віце-президенткою Міжнародного психоаналітичного об’єднання та Почесною Закордонною Членкинею Американської Академії Наук та Мистецтв. У 1970-х Фрейд займалась проблемами емоційно облишених та соціально ушкоджених дітей, вивчала відхилення та відставання у розвитку. У Єльській юридичній школі читала семінари з проблем злочинності та сім’ї, що призвело до трансатлантичного співробітництва з Джозефом Голдстейном та Альбертом Солнітом про проблеми дітей та закону, які були опубліковані у науковій праці «Більш ніж у найкращих інтересах дитини» (1973).

Особливу увагу у цій праці приділено останнім рокам дитинства та розвиткові дорослості — «Мене завжди більше приваблював підлітковий період ніж пре-Едіпові фази»[21] — підкреслюючи, як «підвищені інтелектуальні, наукові та філософські інтереси цього періоду репрезентують спроби приборкати потяги».[22] Проблема, яку ставить фізіологічне визрівання, особливо наголошувалась Анною Фрейд. «Агресивні імпульси інтенсифікуються до стану повної безконтрольності, голод перетворюється на ненажерливість… Формації реакції, які здавалися надійно вбудованими у структурі еґо, під загрозою повного розпаду».[23]

У 1983 році (через рік після смерті) опублікована колекція праць Фрейд. Анна Фрейд була «пристрасною та надихаючою вчителькою», і в 1984 році клініку Хемпстеда перейменовано у Центр Анни Фрейд. Згідно з її посмертним бажанням, у 1986-му році дім Анни Фрейд у Лондоні трансформований у Музей З. Фрейда, присвячений психоаналітичному об’єднанню.

В перекладі російською опубляковані такі праці Анни Фрейд:

  • Фрейд А. Вступ до техніки дитячого психоаналізу. — Одесса, 1927.
  • Фрейд А. Психологія «я» і захисні механізми. — М.: Педагогика, 1993. — 144 с.
  • Фрейд А., Фрейд 3. Дитяча сексуальність і психоаналіз дитячих неврозів (Збірка). Укладач і ред. М. М. Решетніков. — СПб. : В.-Е. Институт Психоанализа, 1995. — 483 с.
  • Фрейд А. Теорія і практика дитячого психоаналізу, тт. 1-2. — М., 1999.
  • Фрейд А. Психопатологія дитинства. — М.: NOTA BENE, 2000. — 224 с.
  • Фрейд А. Дитячий психоаналіз. — СПб.: Питер, 2003. — 477 с.
  1. ↑ ідентифікатор BNF: платформа відкритих даних — 2011.
  2. ↑ Gay, ст. 469
  3. ↑ Phillips, ст. 92
  4. ↑ Young-Bruehl, цитата з Phillips, ст. 93
  5. ↑ Gay, ст. 432
  6. ↑ Gay, Peter (1990) Reading Freud. London. Yale University Press. ISBN 0300046812. p. 171
  7. ↑ Gay, p. 430
  8. Anna Freud: Her Life and Work. Freud Museum Publications (1993) p. 1
  9. ↑ Gay, ст. 108-9
  10. ↑ Lacan, Jacques (1994) The Four Fundamental Concepts of Psychoanalysis. London. ISBN 0-393-00079-6. p. 155
  11. ↑ Anna Freud, «Beating Fantasies and Daydreams» (1922)
  12. ↑ Gay, ст. 436
  13. ↑ Fenichel, ст. 232
  14. ↑ Phillips, ст. 97
  15. ↑ Sigmund Freud, On Psychopathology (Middlesex 1987) ст. 176-7
  16. ↑ Gay, ст. 540-1 і 468
  17. ↑ Fenichel, ст. 576
  18. ↑ Gay, ст. 441
  19. ↑ Paul Brinich/Christopher Shelley, The Self and Personality (Buckingham 2002) ст. 27
  20. ↑ біографія А. Фрейд на psytopos.lviv.ua
  21. ↑ Цитата Анни Фрейд, Young-Bruehl, ст. 455
  22. ↑ Fenichel, ст. 112
  23. ↑ Erikson, Erik H. (1973) Childhood and Society. Middlesex. ст. 298

uk.wikipedia.org

Биография Анны Фрейд — Биография

метки: Ребенок, Матерь, Семья, Экзамен, Психоаналитический, Сестра, Частный, Школа

«БИОГРАФИЯ АННЫ ФРЕЙД»

(3.12.1895, Вена — 8.10.1982, Лондон)

Наиболее важное и значимое «СВЕРХ-Я» международного психоанализа — так называли Анну Фрейд, основоположницу детского психоанализа, почетного доктора многих университетов Европы и Америки, дочь и верную последовательницу Зигмунда Фрейда.

Она родилась 3 декабря 1895 г. Из шести детей З. Фрейда Анна была самой младшей. З. Фрейд хотел, чтобы родился мальчик, и уже решил назвать его Вильгельмом в честь своего друга Вильгельма Флисса, предложившего теорию бисексуальной природы человека, которую позднее использовал З. Фрейд. Приват-доцент З. Фрейд уже готов был послать своему другу дорогую по тем временам телеграмму, но, когда родилась девочка, ограничился сообщением в одном из своих многочисленных писем.

Матери Анны, Марте Фрейд, было тяжело справляться с шестью маленькими детьми и вести одновременно все домашнее хозяйство. На помощь к ней в их дом переехала сестра матери, тетя Минна. Так у Анны стало сразу «две матери», и с самого рождения она оказалась в «коллективе» воспитателей.

Чтобы содержать такую большую семью З. Фрейду приходилось работать «до восемнадцати часов в день». Поэтому с отцом дети общались в основном «во время каникул», когда З. Фрейд целиком погружался в семью, любил путешествовать с детьми, собирать грибы. Но если с детьми приключалось что-то неприятное, он спускался к ним на помощь «с высот своего Олимпа». Признание отца было для Анны Фрейд наивысшей наградой. Ради этого стоило приносить «жертвы», стараясь быть лучше и отодвигая «дурное в царство фантазий». Анна Фрейд любила стихотворение Г. Гейне «Гренадеры», в котором два наполеоновских солдата готовы принести себя в жертву любимому императору, отказавшись от семьи и детей, а в награду за это они восстанут к нему из могилы, когда он будет проезжать мимо.

«То ОН над могилою едет!

Знамена победно шумят…

Тут выйдет к тебе, император,

6 стр., 2940 слов

Психологические особенности матери ребенка-инвалида с ДЦП

… . Характер развития детско-родительских отношений в семьях с детьми с ДЦП 28 1.3. Психологические особенности развития матери детей с диагнозом «детский церебральный паралич … сегодня, был предложен Ольсером (1889) и З. Фрейдом (1893). В 1893 г. З. Фрейд предложил объединить все формы спастических параличей внутриутробного происхождения …

Из гроба твой верный солдат!»

В 1901 г. Анна поступила в частную школу, где проучилась два года, и перешла в обычную народную школу. Потом она с успехом закончила частный лицей «Cottage Lyzeum» (частную школу д-ра С. Гольдманна), что давало ей право начать педагогическое образование, но было недостаточно для учебы в университете. Для этого было необходимо закончить гимназию.

В 16 лет, после выпускных экзаменов в лицее, встал вопрос, что делать дальше. В это же время вышла замуж ее сестра Софи, любимица З. Фрейда, в которую сразу же влюблялись посетители отца. Анна и Софи жили вместе в одной комнате и были очень близки друг другу. Расставаясь, Анна обещала заботиться о Софи, если с ней что-нибудь случиться.

Анна находилась в кризисе: станет ли она учительницей, или кто-то возьмет ее замуж, как сестру… А как быть с дальнейшей учебой и с таким интересным и притягательным миром, окружавшим ее отца? Рецепт З. Фрейда был прост: «Путешествовать!» На пять месяцев Анна уезжает в Италию. После этого она начинает свое педагогическое образование и в 1914 г. сдает заключительный экзамен. Пять лет А. Фрейд проработала учительницей. Сдав в 1917 г. еще один экзамен, она поступает на работу в тот же лицей, в котором училась сама.

З. Фрейд мог быть доволен успехами дочери. В одном из своих писем он хвалит ее и обеспокоен только двумя «недостатками»: сутулой осанкой и чрезмерным увлечением вязанием. Психоаналитики толковали это как замещение сексуальной жизни: «постоянное движение вязальных спиц символизирует непрерывный половой акт».

Первый разговор с отцом о психоанализе состоялся во время одной из прогулок в 1909 г., когда Анне было 13 лет. Позднее отец разрешал ей присутствовать на своих лекциях, на заседаниях Психоаналитического общества, во время приема пациентов. С 1918 г. по 1921 г. Анна проходила анализ у З. Фрейда, если у него было на это время. Многих смущало такое явное нарушение психоаналитической морали, но что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку.

6 стр., 2525 слов

Имя Отца в психоаналитическом дискурсе Жака Лакана

… сексуальности. Результаты проведённой З. Фрейдом и в том, и в другом направлении исследовательской работы представляют сложную психоаналитическую панораму, которая включает не только … . Именно Г. Бейтсон впервые использовал понятие «шизофреногенной матери» [2]. Отец воображаемый — тот отец, которого можно наделить некими атрибуциями, заимствованными из материнской речи …

Так получилось, что А. Фрейд единственная из детей осталась рядом с отцом. Шла первая мировая война. Братья были призваны в армию, а сестры вышли замуж и разъехались. Женихам и так было нелегко пробиться сквозь «панцирь» Анны, но война уменьшила шансы брака еще сильнее.

С 1918 г. А. Фрейд принимает участие во всех Международный психоаналитических конгрессах и заседаниях Венского психоаналитического общества. В 1920 г. она вступает в английское отделение «Психоаналитического издательства». Ее интересуют фантазии и сновидения наяву. Этому посвящен ее перевод с английского книги Julien Varendonck «Day-Dreaming».

В 1922 г. А. Фрейд провела свое первое психоаналитическое исследование 15-летней девочки и сделала первый собственный доклад «Фантазия избиения и сновидение наяву». Это было условием для приема в Венское психоаналитическое общество, членом которого она теперь стала.

1923 год был переломным в судьбе А. Фрейд. В этом году она открыла собственную психоаналитическую практику. В том же самом доме, где З. Фрейд принимал взрослых пациентов, А. Фрейд устроила кабинет для детей.

В этом же году Анна узнала, что ее отец болен раком. Это случилось совершенно неожиданно. Ей сообщили, что нужно забрать «господина профессора» из кабинета врача, куда З. Фрейд ушел, никому ничего не сказав, и где ему сделали операцию в связи с раком челюсти. Во многом именно благодаря своей дочери З. Фрейд смог прожить после этого еще 16 лет, перенеся 31 операцию. А. Фрейд ухаживала за ним, ежедневно санируя полость рта, сопровождала в поездках для лечения и изготовления протезов. Она зачитывала его доклады, ездила вместо него на международные конгрессы, вела переговоры, стала в 1926 г. секретарем, а через год Генеральным секретарем Международного психоаналитического общества, принимала почетные награды З. Фрейда. В 1930 г. она ездила во Франкфурт-на-Майне получать за отца почетную премию им. И.В.Гёте. Она даже ходила вместо него на похороны его матери. А. Фрейд взяла на себя научную работу отца и повела ее дальше в новых отношениях.

9 стр., 4039 слов

Влияние взаимоотношений ребенка и взрослого на формирование положительных установок у детей

… в данной культуре представлением о том, каким должен быть идеальный ребенок. Отцы стремятся дать сыновьям более широкое образование, развивать различные способности, что … . Личностные ожидания ребенка в общении со взрослым Шкалы: ожидания ребенка в общении со взрослым Назначение теста Диагностика личностных ожиданий ребенка в общении со взрослым. Тест Процедура …

При этом поначалу А. Фрейд испытывала немало сложностей. Из-за отсутствия медицинского образования ей было трудно открыть собственную практику и добиться признания среди коллег. Сам З. Фрейд считал психоанализ самостоятельным направлением и относил его скорее к психологии, опасаясь включения в медицину в качестве одного из разделов в курсе психотерапии. Тем не менее, медицинское «дилетантство» первое время сильно мешало А. Фрейд. Ей не посылали пациентов. Начинала она с анализа детей друзей и знакомых. Тяжело добивалась она признания и психоаналитической среде. Здесь на новом уровне опять встала проблема детства, когда она боролась с братьями и сестрами за любовь отца. Теперь она соперничала с «приемными детьми» З. Фрейда, его многочисленными почитателями и сотрудниками: врачами, учеными, докторами философии. Опять встал вопрос, столь волновавший ее в детстве: можно ли путем самоутверждения в психоанализе родиться вновь «мужчиной».

Работа с детьми существенно отличалась от привычного «взрослого» психоанализа. Начать с того, что в отличии о взрослых пациентов, которые сами заинтересованы в лечении и оплачивают его, ребенка же родители часто приводят вопреки его воли. Дети иногда отказывались разговаривать, прятались под стол, упрямились. Здесь очень пригодился педагогический опыт работы в лицее. А. Фрейд всегда могла расположить к себе учеников. Она рассказывала им интересные истории, разыгрывала Св. Николая («Деда Мороза»).

Если было нужно установить доверительные отношения с ребенком, она сама залезала под стол, высовывала язык, показывала фокусы. Но никогда не забывала при всём этом о своих основных целях.

6 стр., 2914 слов

Зигмунд Фрейд психоанализ

… . Фрейд. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1990. З. Фрейд. Энциклопедическая статья » Психоанализ и теория либидо»; З. Фрейд. Психология бессознательного: сборник произведений, Москва “Просвещение”, 1989. «Зигмунд Фрейд, психоанализ … истерии». Иногда ее оценивают как первую главу в истерии созданного Фрейдом психоанализа. Для этого имеются все основания, поскольку в указанной книге можно …

В 1925 г. в Вену приехала Дороти Бёрлингам-Тиффани с четырьмя детьми и «без мужа», как отметил З. Фрейд. (Ее муж жил отдельно и выбросился потом из окна).

Дороти была дочерью богатого фабриканта и изобретателя Тиффани, американского почитателя З. Фрейда. А. Фрейд стала «матерью» для детей Д. Бёрлингам и для сына своей сестры Софи, умершей в 1920 г. Ей удавалось быть для них одновременно «взрослой» и в то же время таким же ребенком, как они. С ними она путешествовала, ходила купаться, играла, рассказывала истории, водила в театр. А. Фрейд нашла им частных учителей — Петера Блоза и Эрика Эриксона, который в это время сам проходил у нее анализ.

В 1928 г. Д. Бёрлингам переехала в дом З. Фрейда и жила с тех пор под одной крышей с А. Фрейд до самой своей смерти в 1979 г. Вокруг А. Фрейд образовался круг соратниц («круг четырех дам»: А. Фрейд, Д. Бёрлингам, Жанна Лампл-де-Гру, Марианна Ри-Криз).

Это были женщины или уже побывавшие замужем, или жившие с мужем раздельно, для которых муж не имел такого важного значения, как психоанализ. Они окружали З. Фрейда и закрывали его от других. Доступ к больному патриарху мог получить только тот, кто не вызывал возражений у Анны Фрейд. З. Фрейд полностью доверял дочери, ибо знал как много она о нем заботится.

В историю психоанализа вошли, правда, и другие знаменитые женщины, которые приблизились к З. Фрейду и сумели добиться значительного положения еще до того страшного года, когда А. Фрейд взяла на себя роль помощника, секретаря, санитара, и защитника отца. С этими женщинами Анна находилась в постоянном соперничестве. Особенно это касалось «прекрасной Елены»: Хелен Дейч. Она была на 11 лет старше Анны Фрейд, изучала медицину и проходила психоанализ у З. Фрейда. В конце 1924 г. она возглавила только что созданный Венский Психоаналитический Институт. Анна же стала секретарем этого института, читала в нем лекции по детскому психоанализу для воспитателей и педагогов.

12 стр., 5524 слов

Зигмунд Фрейд концепция психоанализа

… психоанализе является понятие перенаправления (сублимация) влечения, отклонение влечения от своей цели, когда эротическое стремление становится произведением искусства. Художник, скульптор З. Фрейду напоминают ребенка … вопросы, ранее не входившие в сферу интересов классической психологии. Однако психоанализ Фрейда стал такой универсальной в плане направления исследования дисциплиной, что смог …

Первая книга А. Фрейд «ВВЕДЕНИЕ в технику детского психоанализа» (русский перевод вышел в Одессе в 1927 г., переиздана в Москве, 1991 г.) вышла в 1927 г. В нее вошли четыре лекции, прочитанные в Венском Психоаналитическом институте, знакомящие со спецификой детского психоанализа. А. Фрейд вступает в полемику с другой известной исследовательницей детского развития Мелани Кляйн (1882−1960), протестуя против прямого перевода проявлений детской психической жизни на язык «взрослого» психоанализа. З. Фрейд считал подход М. Кляйн карикатурой на психоанализ. Так, например, такие игровые действия, как «столкновение двух повозок, она учитывает, как символическое наблюдение половых сношений родителей, а опрокидывание фонарного столба или какой-нибудь другой игрушки как «агрессивное действие, направленное против отца». А. Фрейд считала, что психическая жизнь ребенка подчиняется иным психическим законам, чем у взрослых. Внутренние психические инстанции формируются постепенно. Поэтому, считала А. Фрейд, нельзя непосредственно переносить то, что справедливо для взрослых, на детей.

В 1926 г. М. Кляйн переезжает из Берлина в Лондон. Там она завоевала много сторонников. Психоаналитическому движению грозил раскол. З. Фрейд очень не хотел повторения драмы с К.Г. Юнгом и А. Адлером и любой ценой стремился сохранить единство внутри психоанализа. Чтобы сгладить напряжение, А. Фрейд отправляется в 1927 г. в Лондон и участвует в «Симпозиуме по детскому анализу».

«Золотые двадцатые» подходили к концу. В 1930 г. выходит новая книга А. Фрейд «ВВЕДЕНИЕ в психоанализ для педагогов». Работа над этой книгой показывает, как создавала свои труды А. Фрейд: сначала она формулировала и излагала свои мысли в хорошо аргументированной форме лекций, а потом на основе многих лекций излагала материал в форме книги.

23 стр., 11051 слов

Развитие психической жизни в утробе матери

… ., Таласса, 1924. Фрейд А, Введение в технику детского анализа, 1927. Фрейд З., О психоанализе. Психоаналитические этюды. Минск, 1997. Цареградская Ж.В., Ребенок от зачатия до … врачей и психологов. Цели данной курсовой работы: — исследование различных аспектов развития психической жизни ребенка в утробе матери, — изучение методик перинатального воспитания, — выяснение необходимости …

Тридцатые годы несли с собой много проблем и трудностей, которые все больше давили на А. Фрейд своим гнетом. В 1931 г. усилились финансовые затруднения в «Психоаналитическом издательстве», основанном еще в начале двадцатых годов на крупные пожертвования. Благодаря организаторским способностям А. Фрейд, которая вела все необходимые переговоры, издательство удалось спасти от распада. В этом же году А. Фрейд становится секретарем Венского психоаналитического общества.

Приближался 80-летний юбилей З. Фрейда. А. Фрейд подготовила отцу особый подарок, которым он очень гордился: в 1936 г., ко дню рождения З. Фрейда, выходит основной теоретический труд А. Фрейд «Я и механизмы защиты» (русск. пер. «Психология „Я“ и защитные механизмы», Москва, «Педагогика-Пресс», 1993).

В этой книге А. Фрейд выступает против мнения, что психоанализ занимается исключительно бессознательным. Объектом анализа становится развитие «Я» как центра сознания.

Еще одно событие того времени — создание психоаналитических детских яслей «Jackson Nurseries», спонсором которых стала д-р Эдит Джексон.

В это время над Европой сгущались тучи национал-социализма. Когда в 1933 г. в Германии к власти пришел Гитлер и в огонь костра полетели книги о запрещенном «еврейском вымысле», как называли психоанализ нацисты, З. Фрейд пошутил: «Цивилизация движется вперед: в Средние века меня сожгли бы на костре, а сегодня они сжигают только мои книги». Тогда он еще не мог предположить, что через несколько лет в крематории концентрационного лагеря сожгут его сестер и родственников.

Чувствуя опасность, многие психоаналитики покидали Австрию. К 1938 году из 120 психоаналитиков в Вене осталось только четыре. Старому З. Фрейду очень тяжело было сорваться с места и в его возрасте начать новую жизнь в чужой стране. Только когда беда пришла в дом, З. Фрейду осталось одно спасение — эмиграция. 11 марта 1938 г. немецкие солдаты вошли в Вену. 22 марта А. Фрейд вызвали на допрос в гестапо. На случай пыток она спрятала яд. Этот день стал самым страшным в ее жизни. Потом уже, много путешествуя по миру, она никогда больше не могла ступить на землю Германии и только через много лет, в 1971 г., согласилась приехать на 27 Международный конгресс в Вену, но прочла свой доклад на английском языке. Тогда же вместе с многочисленными туристами А. Фрейд посетила дом-музей, где когда-то жила сама. Будучи в эмиграции в присутствии англичан А. Фрейд до самой смерти говорила только по-английски, даже со знакомыми, с которыми она обычно говорила на своем родном немецком языке.

Только благодаря помощи влиятельных друзей — французской принцессы Марии Бонапарт, послов США в Австрии и во Франции — удалось выкупить З. Фрейда, его жену и дочь у нацистов. В гестапо З. Фрейду поставили условие — он должен всем потом говорить, что там с ним хорошо обращались. З. Фрейд пошутил тогда: «Я даже могу всем очень рекомендовать гестапо».

4 июня 1938 г. З. Фрейд с женой, дочерью и прислугой выехали из Вены в Париж, а оттуда отправились в Англию, где провели оставшуюся жизнь. Британское психоаналитическое общество находилось под сильным влиянием М. Кляйн. Понятно поэтому, почему английские психоаналитики не устроили особых торжеств в связи с приездом З. Фрейда и его семьи. Но они оказали им действенную помощь и поддержку. А. Фрейд была им за это всегда благодарна. Но борьба обеих женщин на этом не закончилась.

В Лондон З. Фрейд привез с собой из Вены все свои книги, мебель и большую коллекцию антикварных вещей. Ему так понравились дом и сад, что, как он шутил, ему хотелось сказать: «Хайль Гитлер», за то, что он все это получил. З. Фрейд прожил еще год. Он умер 23 сентября 1939 года, когда уже началась вторая мировая война и пала Польша. З. Фрейд просил врача и дочь облегчить его страдания в последние минуты. Но, когда А. Фрейд поняла, что смерть остановить нельзя, она в растерянности не смогла ничего сделать.

А. Фрейд сразу же начала работу над «памятником» отцу — изданием его «Собрания сочинений». В 1942—1945 гг. оно вышло в Англии, стране находящейся в состоянии войны с Германией, на немецком языке.

Первое время после приезда в Лондон А. Фрейд еще не могла получить право на работу в Англии. Но когда началась война, она направила все свои силы на помощь пострадавшим английским детям — жертвам бомбардировок Лондона. Это также была ее личная борьба с Гитлером. А. Фрейд привлекала помощников — эмигрантов и собирала по полуразрушенным домам и общежитиям детей, организовывала для них помощь, вела переговоры и находила деньги среди различных фондов, фирм и частных лиц. Их имена А. Фрейд публиковала на первых страницах своих произведений.

В 1939 году она открыла детский военный приют-ясли «Hampstead War Nurseries». До 1945 г. он приютил более 80 детей в возрасте от нескольких недель до шести и более лет. На богатом экспериментальном материале А. Фрейд изучала влияние разлуки ребенка с матерью, реакцию детей на совместную жизнь, когда отношения со старшими товарищами заменяют отношения с родителями, Эдипов комплекс при отсутствии эдипальных объектов, особенно отца. Результаты этих исследований публиковались в «Ежемесячных отчетах», которые были составлены так интересно, что их можно было читать как захватывающий детектив. (Известно, что А. Фрейд и ее отец сами любили читать детективы).

А. Фрейд утверждала новые для того времени подходы к кормлению и пеленанию грудных детей, показывала, что разрыв ребенка с родителями (из-за поступления в лечебные учреждения или приют) в раннем возрасте может иметь потом очень серьезные последствия.

Все новшества А. Фрейд демонстрировала в своей повседневной работе: она сама купала, пеленала, кормила детей, играла с ними. Кроме того, она читала лекции для сотрудников, а по ночам в пожарной каске дежурила на крыше и тушила зажигательные бомбы.

Неимоверное напряжение подорвало силы А. Фрейд. В конце 1945 г. она заболела тяжелейшим вирусным воспалением легких и проболела более 10 месяцев. Но едва ей становилось лучше, она садилась за перевод на немецкий язык книг, написанных по-английски совместно с Д. Бёрлингам.

В 1943 г. обострились научные споры с М. Кляйн. Вновь нависла угроза раскола психоанализа на «кляйнианцев» и «фрейдианцев». Тем не менее, с 1944 по 1949 гг. А. Фрейд избиралась Генеральным секретарем Международного Психоаналитического Объединения. А. Фрейд обладала монополией на научное наследие З. Фрейда. Говорили, что каждый, кто что-то пишет о З. Фрейде, чувствует, как А. Фрейд заглядывает в его текст через плечо.

Война закончилась. Англия приняла 1000 сирот, спасенных из концентрационных лагерей. А. Фрейд обращается к их психоаналитическому изучению и созданию специальных методов помощи им.

В 1947 г. А. Фрейд открывает в Хэмпстеде курсы подготовки детских психоаналитиков. В год они готовили 4−8 кандидатов. По сей день этот главный в Европе психоаналитический центр, где готовят специалистов в области детского психоанализа. Это частный институт, существующий в основном на финансовые пожертвования. С 1952 г. А. Фрейд — директор клиники детской терапии в Хэмпстеде.

В 1945 г. ей исполняется 50 лет. Многие уходят на пенсию, она же начинает новую жизнь, неся свои знания в мир. А. Фрейд участвует в конгрессах, встречах, почетных церемониях, много путешествует. В одном из писем она писала: «…Мы все же стареем, но не хотим преждевременно заморить себя до смерти работой».

В 1950 г. состоялась первая поездка А. Фрейд в США, где она читала лекции в университете Кларка (г. Вустер), в котором 40 лет назад с восторгом принимали ее отца. Американцы (эти полезные «деньгодаватели», как называл их З. Фрейд) проявляли большой интерес к работе А. Фрейд и торжественно присвоили ей степень почетного доктора. За 18 дней своего американского «марафона» А. Фрейд встретила также старых друзей по Вене: Э. Эриксона, Х. Хартманна, Х. Дейч и др. В университете Кларка А. Фрейд заявила о своей центральной теме — «развитие».

В Лондоне А. Фрейд вела обычную работу в своем институте: лекции, семинары, учебный анализ, коллоквиумы по разбору представляемых случаев, решение организационных вопросов. По введенной еще З. Фрейдом традиции, по средам педагоги, учащиеся и друзья приглашались на доклады и дискуссии. По вторникам представляли для разбора терапевтические случаи. А. Фрейд организует работу над наследием и биографией З. Фрейда. До 1982 года А. Фрейд сама проводила психоанализ пациентов. К ней обращались многие знаменитости. В их числе — Мэрилин Монро, которой она поставила диагноз истерического и депрессивного склада личности. А. Фрейд оказывала сильное влияние на Германа Гессе (его роман «Степной волк» написан под влиянием общения с А. Фрейд), поддерживала постоянный контакт с А. Швейцером.

После 1950 г. она еще 12 раз побывала с лекциями в США. Стала почетным доктором университетов и медицинских колледжей в Филадельфии (1964 г.), Чикаго (1966 г.), Нью-Хейвене (1968 г.), в Колумбийском (1978 г.) и Гарвардском (1980 г.) университетах. Европейские столицы она посещала в последовательности проведения международных конгрессов, стала почетным доктором Шеффилдского университета в Англии (1966 г.), медицинского факультета Венского университета (1972 г.), Университета им. И.В. Гёте во Франкфурте-на-Майне (1981 г.).

Когда ей исполнилось 60 лет, А. Фрейд несколько ограничила свои служебные обязанности, прекратила семинары в Британском психоаналитическом объединении.

В 1965 г. к своему 70-летию А. Фрейд сама себе сделала подарок — итоговый труд своей жизни «Норма и патология в детстве», в котором она обобщает результаты многолетних экспериментальных и теоретических исследований детского развития. В 1968 г. она сама перевела его на свой родной язык. На немецком языке книга вышла под названием «Верные и ложные пути детского развития». А. Фрейд дополнила психоаналитическое учение концепцией целостности психической системы с «Я» в качестве ее центра. В учении о психических структурах личности она прослеживает становление «ОНО», «Я» и «СВЕРХ-Я» ребенка, изучает соотношение их влияния на психику ребенка. Главной заслугой А. Фрейд в этой области является выделение так называемых генетических линий развития. Выявление достигнутого уровня развития по каждой линии, а также учет гармонии между всеми линиями развития позволяет проводить диагностику и давать рекомендации при решении практических вопросов.

В 1973 г. ее избирают почетным президентом Международного Психоаналитического объединения. Но сил уже не хватало. А. Фрейд долго страдала болезнью легких, болями в спине. В 1976 г. к этому прибавилась еще и анемия. Ей стали необходимы переливания крови, сначала с большими перерывами, но потом и каждое воскресенье, чтобы в понедельник иметь возможность работать. Ей уже было больше 80 лет, но она не прекращала активной работы. Девизом ее стали слова Ф. Ницше: «Что меня не сломает, делает меня сильнее».

А. Фрейд пережила основные переломные моменты развития человечества в ХХ веке. В 60-е годы на ее глазах прошли студенческие волнения, «сексуальная революция», движение хиппи. Будущее психоанализа угнетало ее — она не видела его в розовом свете.

1 марта 1982 г. с ней случился инсульт, вызвавший поражение ствола головного мозга. Ее парализовало, нарушилась речь и был поражен центр равновесия. С большим трудом артикулировала она свои мысли, произнося едва понятные звуки, чужие уже не могли ее понимать. Сама она считала свой паралич самым страшным, что с ней могло случится, и всю жизнь этого боялась. Но даже в больнице А. Фрейд продолжала работу над книгой о семейном праве.

А. Фрейд умерла 8 октября 1982 г. За 60 лет психоаналитической работы и учебной деятельности она написала 88 докладов и лекций, вошедших в 10-томное собрание ее сочинений, 91 других статей, 32 из которых вошли в «Собрание сочинений».

А. Фрейд писала: «Когда в моей юности я, как это столь часто бывает с молоденькими девушками, была недовольна своей внешностью, я успокаивала себя привычными для меня тогда в Вене словами: «С определенного возраста каждая женщина приобретает такое лицо, какое она сама себе создает…» А. Фрейд не потеряла свое лицо в тени великого отца. Ее имя стало символом ученого, перевернувшего наши знания о детстве, и великого женского сердца, отданного детям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Фрейд, А.: ВВЕДЕНИЕ в технику детского психоанализа. М., 1991

2. Фрейд, А.: Психология «Я» и защитные механизмы. М., «Педагогика-Пресс» 1993

3. Фрейд А.: Норма и патология детства / Пер. с нем. Я.Л. Обухова. В: Фрейд А.; Фрейд З.: Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. СПб., В.-Е. Институт Психоанализа, 1995

4. Freud, A.: The Writings of Anna Freud, New York, International Universities Press. London, Hogarth Press and The Institute of Psycho-Analysis. 1968 — 1981

5. Salber, W.: Anna Freud, Reinbek bei Hamburg, Rowohlt 1985

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

forpsy.ru

АННА ФРЕЙД.. 100 великих психологов

Анна Фрейд родилась в 1895 г. и была шестой, младшей, дочерью Зигмунда Фрейда, основателя современного психоанализа. Отец ждал рождения сына и даже придумал ему имя — Вильгельм, однако родилась девочка. Марте Фрейд было трудно справляться со всеми детьми, поэтому вскоре к ней приехала сестра Минна. Эта женщина стала для Анны второй матерью. Отца дети видели нечасто, ведь он постоянно бы занят врачебной практикой и научной работой. Когда Анне было 13 лет, отец познакомил ее со своей теорией психоанализа, она стала посещать его лекции и даже присутствовала на приемах пациентов.

В 16 лет Анна, окончившая частный лицей, оказалась перед выбором дальнейшего пути. Образование позволяло ей поступить только в учебное заведение, готовящее учителей, а не в университет, для которого необходимо было закончить гимназию. Перед тем как сделать этот выбор, Анна по совету отца уехала в Италию, где прожила 5 месяцев. Вернувшись, она поступила на учебу, а позже стала преподавателем в том самом лицее, где некогда училась.

С 1918 г. Анна, уже давно увлекающаяся психоанализом, стала принимать участие во всех заседаниях Венского психоаналитического общества. Ее первым самостоятельным опытом стало проведенное в 1922 г. исследование 15-летней девочки и выступление с докладом «Фантазии избиения во сне и наяву». После этого ее приняли в ряды Венского психологического общества.

С 1923 г. Анна Фрейд начала самостоятельно практиковать, открыв кабинет для детей в том же помещении, где принимал пациентов ее отец. Отец, естественно, был доволен успехами, которых достигла Анна в области психоанализа, его беспокоили лишь два ее недостатка: «сутулая осанка и чрезмерное увлечение вязанием». Психоаналитики толковали это увлечение как замещение сексуальной жизни: постоянное движение спицами символизировало продолжающийся половой акт.

В том же году Анна узнала о болезни отца, причем совершенно случайно. Именно благодаря дочери Зигмунд Фрейд смог так долго бороться с болезнью Она взяла на себя все его встречи и доклады, издавала его труды, помогала ему разрабатывать новые концепции и, по сути, стала его личным секретарем.

В 1925 г. в Вену приехала Дороти Берлингам-Тиффани, дочь американского промышленника и фабриканта Тиффани, почитателя Фрейда. Спустя несколько лет Дороти переехала жить в дом Фрейдов вместе со своими детьми. Именно они, а еще дети Софи, другой дочери Зигмунда, стали для Анны настоящей семьей. Кроме того, Дороти во многом разделяла увлечение Анны психоанализом. Вместе с Жанной Лампи де Гру и Марианной Ри-Криз они составили кружок единомышленников, среди психоаналитиков эта группа получила название «круг четырех дам».

Через год Анна Фрейд стала секретарем, а еще через год — генеральным секретарем Международного психоаналитического общества. У нее постоянно возникали трудности с получением признания, поскольку она не имела медицинского образования, поэтому основными пациентами Анны были дети ее знакомых. В этой работе очень помогло ее учительское образование и та практика, которую она получила, общаясь с детьми Дороти и Софи. Знакомые отмечали, что Анна умела найти общий язык с любым ребенком.

На основе своих клинических опытов Анна Фрейд сделала некоторые выводы. Особенностью детского психоанализа, по ее мнению, является то, что метод свободных ассоциаций, когда пациенту предоставляется возможность говорить все, что придет в голову безо всякого контроля со стороны сознания, здесь совершенно неприменим, поскольку ребенок просто не способен доверять взрослому свои тайны Поэтому Анна в своих клинических исследованиях предпочитает использовать метод наблюдения. Мысли и желания ребенка, по мнению А. Фрейд, могут выражаться не в словах, а в действиях во время переживания им различных игровых ситуаций.

Столкновение их с внешним миром порождает конфликт, который, разрешаясь, благотворно действует на психику ребенка. Игнорирование или же полное отсутствие таких желаний ведет к социальной дезадаптации, истеричности и неврозам.

Эти идеи были отражены в первой книге А. Фрейд «Введение в технику детского психоанализа», которая была составлена из четырех лекций. Это яркий пример того, как было написано большинство трудов Анны: сначала тема излагалась ею на лекции или симпозиуме, а затем уже в книге.

В это же время Анна вступила в полемику с Мелани Кляйн, также занимавшейся детским психоанализом Отличительной чертой теории Кляйн было то, что она исследовала особенности детской психики, пользуясь всеми законами «взрослого» психоанализа. Фрейд же считала, что внутренние психические инстанции формируются постепенно, а следовательно, эти законы неприменимы для психоанализа детей. Со временем этот спор превратился не просто в отстаивание собственного мнения двумя учеными, а в разделение всего детского психоанализа на две школы.

В 1937 г. вышла в свет книга Анны Фрейд «Эго и механизмы защиты». В ней Анна составила каталог эго-защит (таких, как вытеснение, формирование реакции, проекция, идентификация с агрессором и т.д.) и описала их проявления. Она описала не только защиты, порождаемые внутренним, структурным конфликтом, но и конфликтом «эго» с окружающим миром (отрицание). Подчеркивая центральную роль «эго» и адаптивное значение эго-защит, Анна Фрейд открыла дорогу развитию эго-психолОгии — одному из основных направлений современного психоанализа.

Когда к власти в Германии пришел Гитлер, ученые начали покидать Вену, но Зигмунд Фрейд, отягощенный болезнью, не мог решиться на переезд. 11 марта 1938 г. гитлеровские войска вошли в Вену, а 22 марта Анну уже вызвали на допрос в гестапо. Позже она вспоминала, что это был самый страшный день в ее жизни, опасаясь пыток, она даже взяла с собой яд. Этот день произвел на нее такое сильное впечатление, что позже Анна избегала бывать в Германии. 4 июня семья Анны выехала в Париж, а затем и в Лондон, где ее отец прожил всего лишь год.

Во время войны Анна помогала английским детям — жертвам бомбежек, а в 1939 г. создала приют для таких детей. Работая с ними, она на практике изучала различные особенности детской психики, в частности то, как формируется психика ребенка при разлуке с матерью и какова реакция детей на жизнь в коллективе, где роль родителей выполняют старшие товарищи Результаты этих исследований Анна публиковала в своих «Ежемесячных отчетах».

В 1944—1949 гг. Анна была генеральным секретарем Международной психоаналитической ассоциации. Она всегда очень ревностно относилась к творчеству отца. В то время шутили, что «каждый, кто что-то пишет о Фрейде, чувствует, как Анна заглядывает в текст через плечо» После смерти отца она опубликовала собрание! его сочинений как своеобразный памятник его творчеству.

После войны известность Анны Фрейд начала возрастать, возможно, на это оказали влияние лекции, которые она читала по всей Европе и Америке. Известно, что она оказала влияние на творчество Германа Гессе, за консультацией к ней обращалась даже Мерилин Монро, у которой Анна определила истерический и депрессивный склад личности. В это время А. Фрейд получила степень почетного доктора во многих университетах Европы и Америки. В своих  лекциях она постоянно подчеркивала положительный момент инстинктивных влечений у детей.

Основным детским инстинктом Анна Фрейд всегда считала агрессию, отмечая ее положительное значение. Напряженность и борьба, свойственные агрессии, — это основные жизнеутверждающие инстинкты, кроме того, агрессия — это необходимая составляющая  сексуальности. Чтобы избежать патологий в будущем, считала А. Фрейд, все асоциальные аспекты агрессии должны быть проработаны в детстве.

Книга «Нормальность и патология детства», вышедшая в 1965 г., посвящена оценке развития и психопатологии детей. В отличие от  психопатологических симптомов у взрослых, симптомы у детей более  хаотичны, неупорядоченны и проявляются в основном как остановка или задержка в процессе развития.

Для оценки причин и последствий таких остановок Анна Фрейд  предложила рассматривать линии развития ребенка, описав три главные категории: созревание влечений и эго-функций, адаптация к окружению и строящимся объектным отношениям, а также организация, интеграция и конфликты в психической структуре. В определенном возрасте от каждого ребенка можно ожидать проявления соответствующих этому возрасту достижений, конфликтов, проблем. Отсутствие их говорит о нарушении в каких-то линиях развития.

В 1973 г. Анна Фрейд стала почетным президентом Международной психоаналитической ассоциации, однако интенсивной клинической практикой она уже не занималась Невзирая на тяжелую болезнь, она продолжает научную деятельность, в то время ее девизом стали слова Ф. Ницше. «То, что меня не сломило, делает меня сильнее». 1 марта 1982 г у Анны случился инсульт, повлекший за собой нарушения речи, функций вестибулярного аппарата и паралич. Но даже в больнице она пыталась работать над книгой о семейном праве. Анна Фрейд умерла 8 октября 1982 г. в Лондоне.

За 60 лет жизни Анна Фрейд опубликовала более 90 статей, прочитала 88 различных докладов и лекций. Работы ее имеют безусловно культурное и общечеловеческое значение. Принять в ребенке то, что неизбежно, и устранить то, что впоследствии может привести его к социальной дезадаптации, — такова центральная установка детского психоанализа, разработанного Анной Ее разработки полезны и для психоаналитиков, в том числе и для современных, и для родителей.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *