Физиология эмоций кратко – 4. Физиология эмоций

Физиологические основы эмоций

Эмоция – это отражение мозгом величины потребности и вероятности ее удовлетворения (определение Симонова). Эмоции возникают при наличии доминирующей мотивации. Степень выраженности эмоциональной реакции зависит от ряда факторов: опыт человека, имеющейся наличной информации и информации в виде памяти, интеллекта. Мотивация и эмоция не тождественные понятия. Главное их отличие в том, что мотивация — это целенаправленное поведение на удовлетворение внутренних потребностей человека, а эмоция возникает при действии на организм внешних факторов. Для формирования эмоции нужна доминирующая мотивация. Чем меньше вероятность удовлетворения потребности, тем больше эмоция. Эмоцию можно скорректировать, изменить, но люди ее меняют по-разному в зависимости от типа ЦНС.

Теории эмоций:

1) Павлов, Анохин, разделили эмоции по биологическому значению – положительные и отрицательные. Объективным показателем для биологических эмоций служат поведенческая реакция, которая отражает определенную эмоцию;

2) вегетативно-энергетическая теория Кенона — он обратил внимание на то, что при развитии эмоции повышается тонус симпатической нервной системы, происходит выброс адренергических веществ (адреналин и др.), учащается частота сердечных сокращений, повышается тонус мышц, содержание сахара, эритроцитов в крови. В результате этих процессов изменяются окислительно-восстановительные реакции в тканях, и выделяется больше энергии, нужной для обеспечения какой-либо эмоции. Но о механизмах развития эмоции Кенон ничего не говорил;

3) системная теория Анохина — вся жизнедеятельность человека — это системная деятельность. По Анохину, отрицательные эмоции возникают, если есть рассогласование между задачей и результатом. Если расхождение это минимально, и вероятность выполнения задачи максимальна, то возникает положительная эмоция.

4) информационная теория эмоций Симонова — отрицательная эмоция возникает, если есть дефицит информации (неопределенность). Положительная эмоция — когда избыток информации. Под избытком информации понимается, когда цель выполнена в большем объеме или полностью от первоначально планируемого уровня.

Все эти теории дополняют друг друга. При возникновении эмоции есть 2 группы компонентов, сопровождающих эмоцию:

  1. управляемые: а) поведенческая реакция человека,

б) состояние мимической и двигательной мускулатуры,

в) походка, жестикуляция, и голосовая реакция;

  1. неуправляемые: а) изменение ритма сердца,

б) изменение функционального состояния сосудов — кровотока, скорости кровообращения, систолический и минутный объемы,

в) изменение дыхания,

г) изменение гомеостатических показателей — содержание сахара, эритроцитов, изменение функций эндокринной системы и т.д.

В зависимости от типа ВНД, и тонуса вегетативной нервной системы неуправляемые компоненты эмоций могут быть выражены больше или меньше и могут сопровождаться развитием патологических процессов. У симпатотоников — наибольшие изменения со стороны сердца и сосудов, у ваготоников — изменения со стороны ЖКТ и выделительной системы.

Нервный субстрат эмоций: в формировании эмоций принимают участие: гипоталамус, миндалевидный комплекс, гиппокамп, передний отдел новой коры (фронтальная кора). Функция гипоталамуса — подкрепляющая. Когда Олдс открыл эмоциогенные зоны в ЦНС (в области гипоталамуса и лимбической системы), то заметил, что при раздражении положительных эмоциогенных зон появляется «реакция самостимуляции»: крысе вживляли электроды в положительные эмоциогенные участки мозга. Электроды были соединены со стимулятором, который крыса могла включать, нажимая на рычаг лапой. Эксперименты показали, что крыса, случайно нажав на рычаг и, вызвав, таким образом, кратковременное электрическое раздражение определенных мозговых структур, начала систематически нажимать на рычаг, раздражая центры своего мозга. Если же крысе вводили электроды в отрицательные эмоциогенные зоны, то крыса, однажды нажав на рычаг, больше не подходила к нему. Таким образом, в гипоталамусе и лимбической системе существуют положительные и отрицательные эмоциогенные зоны, вызывающие различные по знаку эмоции. Миндалевидный комплекс имеет переключающую функцию. При какой-либо конкурирующей мотивации, та мотивация становится доминирующей, которая более эмоционально окрашена. За эту эмоциональную окраску отвечает миндалевидный комплекс. При этом идет переключение мотивов и выбор доминирующих мотивов. Например, собаке утром давали звук, а потом пищу и на звук собака бежала к кормушке. Вечером звук подкрепляли электрическим раздражением кожи, в ответ на это вырабатывалась оборонительная реакция, т.е. один и тот же сигнал «звонок» утром вызывал пищевую, а вечером оборонительную реакцию, т.е. дифференцирующим сигналом являлось время постановки опыта.

Функция гиппокампа — компенсаторная и замещающая. Его нейроны реагируют на сигналы маловероятных событий. При генерализованном возбуждении мозга, любой сигнал становится значимым и приобретает доминирующий признак. Этот маловероятный сигнал опосредуется через возбуждение гиппокампа (например, когда человек идет по темной улице и прислушивается к каждому шороху). Фронтальная кора — это отдел мозга, ориентированный на сигналы высокой вероятности. Если удалить фронтальную кору, то все сигналы становятся равнозначными для человека. Так как правое и левое полушария неравнозначны, то в отношении эмоций считают, что правая кора — дает отрицательные, а возбуждение левой коры — положительные эмоции. Это связано с накоплением определенной информации. Когда поступает новая информация, то проходит сопоставление этой идущей информации с информацией, которая была получена ранее. В результате этого формируется вероятность удовлетворения потребности. По Симонову, мозг выдает информацию о потребности в данный момент и об оценке возможности ее удовлетворения. Поэтому положительные или отрицательные эмоции возникают при определенном соотношении желаний и возможностей. Кроме морфологических структур, отвечающих за эмоции, в их формировании принимают участие нейрохимические церебральные механизмы. Это физиологически активные вещества, вырабатывающиеся в структурах мозга. Структуры мозга гетерогенны и гетерохимические — они чувствительны к различным веществам в зависимости от ситуации, в которой находится человек. Различают:

1) адренергические вещества — адреналин, норадреналин, действующие на адренреактивные структуры мозга через α- и β-рецепторы. Чаще они усиливают проявление реакции;

2) холинергические вещества — ацетилхолин — вызывает возбуждающее действие и усиливает проявление отрицательных реакций;

3) серотонинергические вещества — серотонин — затормаживает проявление отрицательных эмоций;

4) специфические нейропептиды, которые или провоцируют возникновение эмоций, или сглаживают их.

К эндогенным факторам, способствующим возникновению эмоций относят: а) ангиотензин-II — способствует развитию стрессорной ситуации, б) вазопрессин.

Вещества, сглаживающие эмоциональные реакции: а) субстанция Р – обладает неспецифическим действием. Вырабатывается в подкорковых структурах и действует на вегетативную систему, приводя гомеостатические константы к норме, и на центральные механизмы, б) группа эндорфинов и энкефалинов — сглаживают проявления отрицательных эмоций (β-эндорфин, энкефалин, нейротензин), в) пептид дельта-сна.

Эмоция — это внешнее проявление эмоционального напряжения ЦНС. Если отрицательная эмоция очень долго действует на организм, то возникает эмоциональное напряжение за счет застойного возбуждения, что приводит к развитию эмоционального стресса.

По Г.И.Косицкому первая стадия стресса — стадия напряжения (CH I) — состояние внимания, мобилизация активности, повышение работоспособности. Эта стадия имеет тренирующее значение, повышая функциональные возможности организма.

Вторая стадия — стеническая) — стадия напряжения (CH II) характеризуется максимальным увеличением энергетических ресурсов организма, повышением артериального давления, увеличением частоты сердцебиений, дыхания. Возникает стеническая отрицательная эмоциональная реакция, имеющая внешнее выражение в форме ярости, гнева.

Третья стадия — астеническая — (CH III)отрицательная реакция, характеризующаяся истощением ресурсов организма и находящая свое психологическое выражение в состоянии ужаса, страха, тоски.

Четвертая стадия (CH IV) — стадия невроза.

Затем может развиться то или иное патологическое состояние: у симпатотоника – может быть гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, нарушение центрального кровообращения (инсульт). У ваготоников: бронхиальная астма, язвенная болезнь, нарушение мочевыделительной системы. Первая и вторая стадии для организма имеют положительное значение, так как реализация поставленных целей и задач требует мобилизации энергетических ресурсов. Важным моментом является ограничение продолжительности дейсвия отрицательных эмоций, чтобы не было хронического эмоционального стресса.

Эмоции следует рассматривать как дополнительный механизм активного приспособления, адаптации организма к окружающей среде при недостатке точных сведений о способах достижения его целей. Адаптивность эмоциональных реакций подтверждается тем обстоятельством, что они вовлекают в усиленную деятельность лишь те органы и системы, которые обеспечивают лучшее взаимодействие организма и окружающей среды (формируется функциональная система, направленная на достижение полезного приспособительного результата). На это же обстоятельство указывает резкая активация во время эмоциональных реакций симпатического отдела нервной системы, обеспечивающей адаптационно-трофические функции организма. В эмоциональном состоянии наблюдается значительное повышение интенсивности окислительных и энергетических процессов в организме.

Эмоциональная реакция есть суммарный результат, как величины определенной потребности, так и возможности удовлетворения этой потребности в данный момент. Незнание средств и путей достижения цели представляется источником сильных эмоциональных реакций, при этом растет чувство тревоги, навязчивые мысли становятся неодолимыми. Это характерно для всех эмоций. Так, эмоциональное ощущение страха характерно для человека, если он не располагает средствами возможной защиты от опасности. Ощущение ярости возникает у человека, когда он желает сокрушить противника, то или иное препятствие, но не располагает соответствующей силой (ярость как проявление бессилия). Человек испытывает горе (соответствующая эмоциональная реакция), когда он не имеет возможности восполнить утрату.

Эмоции оказывают существенное влияние на субъективное состояние человека: в состоянии эмоционального подъема более активно работает интеллектуальная сфера организма, человека посещает вдохновение, повышается творческая активность. Эмоции, особенно положительные, играют большую роль в качестве мощных жизненных стимулов для сохранения высокой работоспособности и здоровья человека. Все это дает основание считать, что эмоция — состояние высшего подъема духовных и физических сил человека.

studfile.net

19.Эмоции.Физиологические основы эмоции и чувств.Свойства, виды и общие закономерности эмоций и чувств.Аффект как юридически значимая категория.

Эмоции — психический процесс им­пульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отра­жении потребностной значимости внешних воздействий, их благопри­ятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Эмоция — это общая реакция организма на жизненно значимые воздействия (от лат. «emoveo» — волную.).

Эмоции и чувства это субъективное отношение к предметам и явлениям, возникающее в результате отражения их связи с потребностями.

Все эмоции предметно соотнесены и двухвалентны — они или по­ложительные, или отрицательные_ (т.к. предметы либо удов­летворяют, либо не нет соот. потребности).

Эмоции побуждают к стереотипным формам поведения.

Замещая потребности, эмоции сами по себе являются во многих слу­чаях побуждением к действию, фактором мотивации.

Различаются низшие эмоции, снованные на инстинктах и являющиеся их вы­ражением (эмоции голода, жажды, страха, эгоизма и т.п.), и высшие, подлинно человеческие эмоции – чувства (долга, любви, стыда), которые формируются у человека по мере становления индивидуума как личности.

Чувства в большей мере, чем эмоции, связаны со второй сигнальной системой. Чувства могут быть длительными и устойчивыми. Наиболее устойчивые чувства являются свойствами личности (честность, гуманность и т.п.).

Биологическая и информационная теория эмоций

Биолог. теория эмоций (П.К. Анохин) постулирует: положитель­ные эмоций возникают в связи с достижением успешного результата и закрепляют поведенческий акт, приводящий к этому результату. Отри­цательные эмоции тормозят неудачные поведенческие акты и направ­ляют организм на поиск новых приспособительных действий.

«Инфор. теория эмоций (П.В. Симонов) утверждает: «Эмо­ция есть отражение мозгом силы потребности и вероятности ее удовлет­ворения в данный момент».

Можно выделить следующие виды эмоц. состояний:

1)интерес — возбуждение;

2)удовольствие — радость;

3) удивление — изумление;

4) горе-— страдание;

5) гнев — ярость;

6) отвращение — омерзение;

7) презрение — пренебрежение;

8) страх — ужас;

9) стыд — застенчивость;

10) вина — раскаяние.

Каждая из этих эмоций имеет свой нервный субстрат.

Из этих десяти фундаментальных эмоций образуется 120 сложных эмоц. комплексов — триад (горе – гнев-отвращение).

Физиологические основы эмоций и чувств

Эмоции и чувства связаны с различным состоянием головного мозга:

-с возбуждением определенных подкорковых областей мозга

-с изменениями в деятельности вегетативной нервной системы.

Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя потоками. Один направляется в зоны коры мозга, где происходит их расшифровка в виде ощущений и восприятий, осознания их смысла и зна­чения.Другой приходит в под­корковые образования (гипоталамус), где устанавливается отношение внешних воздействий к нуждам_организма, субъективно переживаемого в виде эмоций.

Предполагается, что эмоции являются функ­цией правого полушария. Если левое, доминант­ное полушарие контролирует вербальные, логические функции, то правое не вербальную, чувст.-эмоц.сферу.

Эмоции вызывают различные состояния сознания. Так, эмоция интереса сосредоточивает познавательную деятельность на опр. объекте, тормозит переключение сознания на другие объекты.

В результате резкого нарушения привычных воздействий, когда человек не в состоянии реагировать на ситуацию привычными пове­денческими комплексами возникает дезорганизация созна­ния, достигающая своего предела при аффектах.

Гипоталамус-центр страдания и удовольствия, агрессии и успокоения.

Эмоции и чувства всегда сопровождаются рядом вегетативных явлений: изменениями частоты сокращения сердца, дыхания, тонуса мышц, просвета сосудов (отсюда поблед. или покраснение кожи).

Сильные эмоции вызывают прекращение — слюноотделения (сухость во рту), угнетение работы внутренних орга­нов, изменение кровяного давления, мышечной активности.

Современные электронные приборы позволяют точно устанавли­вать зависимость органических изменений от эмоц. состояний. Ком­плексная аппаратура, регистрирующая эти психосоматические корреля­ции, называется полиграфом.

В некоторых странах он используется в целях расследования пре­ступлений и именуется детектором лжи (лайдетектор). Этот метод расследования преступления не исключа­ет случайных совпадений. Данные лайдетектора не могут использоваться как доказательство совершения преступления. Никакое техническое средство не может быть инструментом установления лжи или истины. Это функция по­знавательной деятельности следователя.

Свойства и виды эмоций и чувств

1)В зависимости от их качества (положительные и отрицательные).

2)В зависимости от существенности отражаемых в чув­ствах сторон действительности: глубокие и неглубокие чувства.

В зависимости от влияния эмоций и чувств на активность деятельно­сти они подразделяются на стенические (от rp. сила) и асте­нические. Стенические_чувства (радость и вдохновение) побуждают к актив. деятельности, мо­билизуют силы человека. Астенические эмоции и чув­ства расслабляют человека, парализуют его силы (паника или страх). Одно и то же чувство может оказывать различное воздействие на деятельность разных людей. Например, чувство страха может и мобили­зовать и демобилизовать силы человека. Это зависит от инд. особенностей личности и его волевых состояний.

3)Эмоции и чувства различаются по интенсивности (сильные и слабые) и 4) продолжительности (кратковременные и устойчивые).

Высшие чувства подразделяются по своему содержанию:праксические, интеллектуальные, моральные и эстетические.

Динамика протекания эмоции: возникновение, высшее напряжение и разряжение.

5)По регулирующей функции эмоции делятся на следующие виды:

— эмоц. тон ощущения;

— эмоц. отклик;

— настроение;

— конфликтные эмоц. состояния: стресс, аффект, фру­страция.

-высшие эмоции – чувства.

Эмоц. тон ощущений. Различные ощущения (запахи, цвета, звуки и т.д.) являются для нас приятными, нейтральными или неприятными. Эмоц. тон ощущения — наше отношение к ка­честву ощущения.

Эмоц. отклик — оперативная эмоц. реакция на текущие изменения в окружающей среде (красивый пейзаж).

Одним из видов эмоц. отклика является синтония -сопереживание эмоц. состоянию других людей. Исследователи отмеча­ют, что люди, воспитывавшиеся в условиях недостаточного эмоц. контакта, а также пресыщения, становятся малоспособными к эмоц. сопереживанию.

Настроение — это ситуативно обусловленное доминирование определен­ной эмоции или чувства, усиливающее или ослабляющее психическую деятельность на протяжении более или менее длительного периода.

Настроение вызывается полож. или от­риц.воздействиями: успехом или неудачей в работе, ком­фортной или дискомфортной обстановкой, самочувствием и т.д.

Настроение всегда причинно обусловлено, хотя причина его иногда и не осознается. Оно связано с отношением к различным явлениям (одобрением, сожалением, обидой и т.д.).

Виды настроения: положительное или отрицательное.

Они имеют определенную интенсивность, выраженность, напряженность и устойчивость.

Высокий уровень псих. активности под влиянием эмоций или_чувств — воодушевление, наиболее низкий — апатия.

Дезорганизация псих. деятельности, вызванная от­рицательными воздействиями, является состоянием расстроенности.

Эмоциональная устойчивость человека при различных эмоциогенных воздействиях выражается в стабильности его поведения. Устой­чивость к трудностям, терпимость к поведению других людей называ­ется толерантностью (от лат. терпение). В зависимости от преобладания в опыте человека соответствующее настроение ста­новится устойчивым, характерным для него.

Человек может к известной мере регулировать свое настроение, со­средоточивая сознание на положительных сторонах жизни, перспек­тивах ее улучшения.

Конфликтные эмоц. состояния.

Стресс — нервно-псих. перенапряжение, вызванное сверху сильным воздействием, адекватная реакция на которое ранее не сформи­рована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации.

Сверхсильные раздражители — стрессоры — вызывают вегетатив­ные изменения (учащение пульса, повышение содержания сахара в крови и т. д.) — организм подготавливается к интенсивным охрани­тельным изменениям. В ответ на сверхтрудную обстановку человек реагирует комплексом защитных реакций.

Стрессовые состояния неизбежно возникают во всех случаях угро­зы для жизни индивида. и побуждают к поиску выхода из экстр.ситуации.

Понятие стресса введено канадс­ким ученым Г.Селье(1936) — совокуп­ность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физ. или псих. травму.

Он выделил три этапа: 1) тре­вога; 2) резистентность и 3) истощение.

Реакция тревоги состоит из фазы шока и противошока, когда восстанавливаются нарушенные псих. функции.

Стадия резистентности характе­ризуется возникновением повышенной устойчивости к действию стрессоров, вредного для организма фактора. При длительном воздей­ствии стрессоров силы организма иссякают и наступает стадия истощения.

Р. Лазарус ввёл понятие физиологического и псих. стресса.

Физиол.стресс — крайне неблагоприят­ные физические условия, вызывающие нарушение целостности орга­низма и его функций (очень высокие и низкие температуры).

Псих.стресс.- те воздействия, которые сами люди оценивают как очень вредные для своего благополучия.

Остро негативная форма стресса — дистресс (от англ. горе, истощение) опасен для жизни, но при австрессе («хорошем» стрессе) отрабатываются адаптационные механизмы индивида.

Особую разновидность стресса составляет «стресс жизни» — ост­рые конфликтные состояния личности, вызванные стратегически зна­чимыми социальными стрессорами.

Стресс опасен для жизни, но он и необходим для нее. При стрессе проявляются максимальные адаптационные возможности человека. Этим стресс отличается от аффекта.

Аффект (от лат. совершать согласно с чувством) — вне­запно возникающее в острой конфликтной ситуациичрезмерное нервно-псих. перевозбуждение, проявляющееся во временной дезоргани­зации сознания (его сужение)и в крайней активизации импульсивных действий.Он вызывается очень сильными и неожидан. раздражителями, когда человек не подготовлен к обдуманной реакции.

В зав-сти от инд. свойств лично­сти могут вызвать аффект — глубокая оби­да от оскорбления, опасность, физ. насилие.

Состояние аффекта характеризуется тем, что поведение при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а чувством, которое полностью охватывают человека и вызывает импульсивные действия.

Нейрофизиологическим механизмом аффекта является резкое изменение уравновешенности нервных процессов, «сшибка» не­рвных процессов. Аффект сопровождается значительными изменени­ями в деятельности внутренних органов (дыхании, сердечной дея­тельности, химизме крови), резкими внешними движениями (резкий крик, плач).

Состояние аффекта связано с нарушением ясности сознания и со­провождается частичной амнезией, расстройством памяти.

Во всех проявлениях аффекта (страх, гнев, отчаяние, ревность, порыв страсти и т. п.) можно выделить три стадии:

на первой стадии резко дезорганизуется вся психическая деятель­ность, нарушается ориентировка в действительности;

на второй — перевозбуждение сопровождается резкими, плохо контролируемыми импульсивными действиями;

на заключительной стадии спадает нервное напряжение, возни­кает состояние депрессии, слабости и частичной амнезии.

Субъективно аффект переживается как состояние, как бы навязан­ное человеку извне, помимо его воли. Однако усиленным волевым контролем в начальной стадии развития аффекта его можно не допус­тить. Важно сосредоточить сознание на крайне отрицательных послед­ствиях аффективного поведения.

Однако самым важным условием преодоления аффектов является моральное качество личности, жизненный опыт человека и его воспита­ние.

Состояние аффекта – не является состоянием невменяемости. Аф­фект- это не болезненная, не патологическая дезорганизация пси­хики. Дезорганизация сознания при аффекте может учитываться лишь как обстоятельство, смягчающее ответственность, а также при квалификации преступного деяния. Имеется в виду физиологический аффект. Его следует отличать от патологического аффекта -болезненного нервно-псих. перевозбуждения, связанного с полным помрачением сознания и парализацией воли.

Импульсивные действия, совершенные в состоянии физиол. аффекта:

-малоосознанные, но это не означает, что они полностью не связаны с сознанием. Только психически больной человек ничего не осознает.

-необдуманными, но не случайными.

Преступление, совершенное в состоянии аффекта, уголовно на­казуемо, ибо человек всегда в состоянии предотвратить наступление аффекта, а само состояние аффекта не предопределяет антисоциаль­ных действий (ст.107 УК).

Поводы возникновения аффекта различны: насилие, издевательство или тяжкое оскорбление со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями (бездействием) потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего.

Аффект может возникнуть и в результате воспоминаний о травми­рующем событии и по незначительному поводу в результате накопления чувств.

Аффективные действия, яв­ляясь действиями побуждае­мыми только чувствами, не имеют и не могут иметь мотива. Мотив является структур­ным элементом только полностью осознаваемых действий. Специ­фика же действий в состоянии аффекта и состоит в том, что силь­ное чувство само по себе и является побуждением к действию, это реакция в ответ на травмирующий раздражитель.

В действиях в состоянии аффекта не бывает ни осознаваемых конкретных целей, ни осознанных способов действий.

Виновность лица, совершившего преступление в состоянии аф­фекта, обосновывается не наличием преступного умысла и соот­ветствующего мотива, а тем, что это лицо, будучи в состоянии вме­няемости, допустило преступный результат, хотя заранее и не пред­видело его.

Все вышеизложенное позволяет утверждать, что понятие «аффект» и юр. понятие «сильное душевное волнение» полностью не совпадают, ибо закон предполагает, что могут существовать различ­ные степени душевного волнения, устанавливаемые судом. Аффект же является высшей степенью захвата сознания чувствами, это взрыв чувств. Говоря более точно, при аффекте поведение побуждается даже не чувством, а витальной эмоцией (эмоцией, связанной с инстинк­том самосохранения).

Поскольку сильное душевное волнение оказывает влияние на ква­лификацию преступления и на меру наказания, это состояние подле­жит доказыванию и для его установления требуется проведение су-дебно-психол. экспертизы.

Рассмотрим одну разновидность аффекта, которая наиболее часто встречается в следственной и суд. практике — страх.

Страх — безусловно-рефлекторная эмоц. реакция на опасность, проявляющаяся в резком изменении жизнед-ти организма.

У многих людей страх является астенической эмоцией, вызываю­щей ступор, неподвижность, оцепенелость или по­нижение мышечного тонуса. Характерным симптомом страха является дрожание мышц тела, появление сухости во рту (от­сюда хриплость и приглушенность голоса), резкое учащение пульса, повышение сахара в крови и т.д.

Инстинктивный страх вызывается стимулом, который сигнализирует о возможной физической боли.

Страх можно уменьшить активной деятельностью, принятием ра­зумных мер по обеспечению безопасности. В этих случаях страх пере­ходит в осторожность, в состояние опасения.

Страх является пассивно-оборонительной реакцией на опасность, исходящую от более сильного лица. Если же какая-либо угроза опас­ности исходит от более слабого лица, то реакция на эту опасность может приобрести активно-оборонительный, наступательный харак­тер — гнев.

Страх и гнев могут достичь степени аффекта, но они могут вы­ражаться и в меньшей степени эмоц. напряжения, мо­гут быть связаны обстоятельствами, смягчающими уголовную от­ветственность.

Фрустрация (от лат. неудача, обман) — конфликтное отрицательно-эмоциональное состояние, возникающее в связи с кра­хом надежд, неожиданно возникшими непреодолимыми препятствия­ми на пути достижения высокозначимых целей.

Фрустрация часто связана с агрессивным поведением, направлен­ным против фрустратора — источника фрустрации. В случае неуст­ранимости причин фрустрации может воз­никнуть глубокое депрессивное состояние, связанное со значительной и продолжительной дезорганизацией психики (ослабление памяти, способности к логическому мышлению).

Трудноопределимость фрустрации связана с тем, что человек не может устранить причины такого состояния. Поэтому в состоянии фрустрации человек ищет какие-либо компенсирующие выходы, ухо­дит в мир грез, иногда возвращается к более ранним стадиям психи­ческого развития (регрессирует).

Фрустрационная толерантность — устойчивость индивида к фрустрац. воздействиям.

Чувства — эмоциональная форма отражения социально значи­мых явлений. Они вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как личности. Если низшие, ситуативные эмоции связны с удовлетворением биологических потребностей, то высшие эмоции — чувства связаны с личностными, социально значимыми ценностями.

Чувства человека иерархически организованы — у каждого инди­вида есть доминирующие чувства, определяющие его основную лич­ностную направленность. Они регулируют наиболее значимые сферы взаимодействия человека с действительностью. Иерархия чувств оп­ределяет мотивационную сферу личности.

Различаются праксические, нравственные, эстетические и интел­лектуальные чувства.

Праксические чувства (от греч. опыт, практика) — чув­ства, возникающие в практической деятельности. Еще Аристотель го­ворил, что видов чувств столько, сколько видов деятельности.

Моральные(нравственные) чувства — эмоц. состояние, связанное с оцен­кой поведения в зависимости от его соответствия или несоответствия со­ц. нормам.

Мораль — совокупность вы­работанных обществом правил и норм поведения. Теория этих норм и правил называется этикой, а практическое их использование — нравственностью.

Нрав­ственные нормы — это требования общества к поведению личности. Они подразделяются на нормы-образцы, нормы-запреты и нор­мы-рамки. Они реализуются посредством общественного мнения, ав­торитета, традиций и обычаев. Для реализации этих норм необходи­мо соответствующее отношение к ним. И глав. роль играет чувство.

Моральные чувства делятся на:

-кратковременные,

-ситуативные (ра­дость, восхищение, восторг, негодование),

-устойчивые интимные переживания (преданность, привя­занность, дружба, любовь и др.)

-общ. переживания (пат­риотизм, интернационализм, коллективизм).

Не следует смешивать отриц. мо­ральные качества (жестокость, эгоизм, зависть, властолюбие) с отриц. моральными чувствами.

Так, сожаление или угрызение совести, будучи отриц. чувствами, иг­рают положительную роль в поведении человека.

Моральные чувства побуждают учитывать интересы дру­гих людей. Они мобили­зуют человека к деятельности.

У морально воспитанного человека любое отклонение от общепри­нятых норм поведения вызывает резкую критическую оценку.

Если она отсутствует, то поведение приобретает черты безнравственности или бессовестности.

Безнравственность характеризуется тем, что человек знает о соот­ветствующих нормах поведения, но не считает их обязательными ни для себя, ни для других людей; бессовестность — тем, что человек знает общепринятые нормы поведения, но считает их обязательными толь­ко для других.

В практике юриста встречаются самые разнообразные нюансы нравственности (справедливость, долг, совесть, честь).

Справедливость и несправедливость — это моральные оценки общ. явлений, посредством которых оправдываются одни и осуждаются другие. Долг — это моральная необходимость выполнения обязаннос­тей, которые определяются местом человека в системе общ. отношений. Различаются разновидности долга: общечеловечес­кий, гражданский, воинский, служебный, семейный и др. Чувство долга — это осознание и переживание тех обязанностей, которые человек берет на себя, вступая в определенные отношения с други­ми людьми. Смысл жизни людей связан с выполнением правильно понятого долга. Выполнение долга вызывает наивысшее чувство удовлетворения.

Совесть — это чувство, вызывающее реакцию человека на требо­вания общества. Эта реакция зависит от понимания челове­ком моральной ответственности за свое поведение.

Чувство чести — это повышенная эмоц. впечатлитель­ность по отношению к тем сторонам своей деятельности, которые наиболее значимы для данного общества в целом или для отдельной социальной группы.

Чувство вины — это самопорицание человека за нарушение сво­их собственных позиций, норм, убеждений.

Люди имеют различные пороги вины, большую или меньшую подвержен­ность самопорицанию. Существует также навязчивое чувство вины, выходящее за пределы псих. здоровья.

Эстетические чувства (от греч. aisthetikos — чувствующий) — вос­приимчивость к прекрасному в окружающей предметной и социаль­ной среде, придание прекрасному ценностного значения.

Поступ­ки людей оцениваются одновременно и как этическое, и как эстетическое явление, они переживаются и как прекрасное (или безобраз­ное) и как доброе (или злое).

В зависимости от свойств явлений эстетические чувства выражаются как переживание прекрасного или безобразного, трагического или комического.

Чувство трагического связано с отражением противоречия между необходимостью и возможностью, с отражением противоборства пре­красного с безобразным. Чувство комического основано на несоответствии того или иного социального явления, поступков людей объективным свойствам ве­щей: нового — старому, содержания — форме, реальной сущности человека — его мнению о себе и т.п.

Интеллектуальные чувства — эмоц. состояния, связанные с реализацией познавательной потребности. Радость познания — одно из самых сильных чувств, ради которых человек устремляется в кос­мос и на дно океана, рискует жизнью и отказывается от удовлетворе­ния многих потребностей.

Псих. состояния познавательной направленности:

Любопытства — состояние направленности сознания на снятие неопределенности с той или иной проблемной ситуации. Любознательность — состояние познавательной активности, интеллектуальной впечатлительности, устойчивой познавательной направленности на определенные объекты.

Познание связано с деятельностью в проблемной ситуации. Отражение проблемной ситуации вызывает состояние недоумения или удивления. Удивление — более эмоционально насыщенное состояние, чем недоумение, оно активизирует познавательную деятельность. Удивление, сопровожда­емое очень сильными эмоц. переживаниями, переходит в изумление. Изумление возникает в связи с получением очень значи­мой и совершенно неожиданной информации.

Одним из самых ценных интеллектуальных чувств человека явля­ется неудовлетворенность достигнутыми знаниями, стремление к по­стоянному познанию.

Общие закономерности эмоций и чувств.

1)Чувства, выработанные к одному объекту, переносятсяв опреде­ленной степени на весь класс однородных объектов. Таким образом, обобщенность и перенос чувств — одна из их закономерностей.

2) Другая закономерность — притупляемость чувств под влиянием длительно действующих раздражителей. Воздействие, вызывающее новые чувства, обычно предпочитается привычным надоевшим воз­действиям(шутка, повторяемая слишком ча­сто, не вызывает удовольствия).

Притуплению подвержены как положительные, так и отрицатель­ные чувства. Человек в известной мере привыкает ко всему, в том чис­ле и к отрицательным воздействиям. Притупление отрицательных чувств опасно, поскольку они сигнализируют о неблагоприятной об­становке, побуждая к ее изменению.

3)контраст чувств.Чувства, возникаю­щие при воздействии различных раздражителей, сопоставляются и влияют друг на друга, взаимодействуют. (Удовольствие сильнее чувствуется вслед за неудовольствием).

4)суммация чувств. Чувства, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в результате суммации чувств у нас всю жизнь укреп­ляется любовь и уважение к родителям).

Иногда противоположные чувства, проявляясь одновременно, так­же усиливаютдруг друга. Так, чувство страха, возникающее при пере­ходе через пропасть, усиливает чувство удовольствия, связанное с пре­одолением препятствия.

Эмоц. состояния, не получившие исхода в соот-х действиях, иногда замещаются эмоц. состояниями, связанными с другой.(неудача в одной деятельно­сти, компенсируется успехом в другой).

5). Эмоциональные состояния могут замещаться. Так, неудача в одной деятельности может компенсироваться успехом в другой деятельности. Одна из закономерностей эмоций и чувств — их переключаемость. Эмоции, не удовлетворенные в отношении одного объекта, могут пе­реноситься на другие объекты. В ряде случаев эмоции взаимно несовместимы — амбивалентны, возникает внутриличностная конфликтность. Так, у алкоголика любовь к семье противоборствует с ненавистью к ней, когда его лишают возмож­ности принять алкоголь.

6)Конфликт между противоположными, амбива­лентнымичувствами изживается различными способами: вытеснением одних чувств под каким-либо оправдательным предлогом, искажением отдельных представлений. Иногда это может приобрести патологичес­кий характер, при котором объективная действительность становится как бы несовместимой с сознанием больного.

Эмоции и чувства имеют внешнее выражение — экспрессию. Внешне эмоции и чувства выражаются движениями мышц лица (ми­мика), мышц тела (пантомимика, жесты, поза, осанка), изменениями тона голоса, темпа речи.

Эмоции и чувства в следственной практике

Эмоции и чувства — важный фактор взаимодействия следователя со всеми участниками следствия. Эмоц. контакт- необхо­димое условие успешного осуществления процесса расследования.

Главная особен­ность при контакте — это эмоц. состояние, которое возникает в связи с доминирующими, актуальными потребностями.

Объективное и всестороннее расследование предполагает зна­ние:

-личности участников следствия,

-ценностных позиций личности,

-иерархию ее потребностей, характер биологических особенностей.

Людей особенно обижает равнодушие, высокомерие и тем более презрение. Задача сле­дователя не столько установить контакт, сколько не нарушить его сво­ими неправильными действиями.

Юрист должен уметь контролировать свои эмоции, не допуская их диффузии, когда эмоции становятся фактором дезор­ганизации сознания, начинают препятствовать объективному и все­стороннему расследованию преступления, логическому построению системы доказательств.

studfile.net

Физиология эмоций – ответы на главные вопросы

Здесь я бы хотел вспомнить нашего выдающегося физиолога академика Петра Кузьмича Анохина, который является автором теории функциональных систем. Это наш физиологический базис, и это ключ к пониманию множества проблем, которые могут возникнуть у человека при рассмотрении различных вопросов, связанных с жизнедеятельностью организма. Согласно представлениям Петра Кузьмича Анохина и его научной школы эмоции возникают при обработке параметров полученных результатов действия в так называемом акцепторе результатов действия.

После полученного результата деятельности происходит сравнение полученных результатов с ожидаемыми, то есть с теми, которые организм предполагает получить в результате своей деятельности. И если полученные результаты не совпадают с ожидаемыми, возникает эмоция отрицательного знака, что неприятно, но это мобилизует организм на поиск оптимального решения для достижения результата, который был запрограммирован изначально до начала деятельности, результата, необходимого в конечном итоге для выживания.

Еще важно помнить о принципе доминанты, предложенном Алексеем Алексеевичем Ухтомским: в каждый момент времени доминирующей является какая-то главная для выживания организма мотивация. Таким образом, организм в конечном итоге через неприятные эмоции достигает тех или других важных для выживания результатов, которые адаптируют этот организм к условиям жизни.

Чем сильнее эмоции возникают, тем скорее в какой-то степени организм дойдет до того результата, который поставлен и который важен для выживания особи, вида и, может быть, всей популяции. Если результат достигается через какие-то пробы и ошибки, через отрицательные результаты, то награда — позитивные эмоции, удовольствие, которое подтверждает важность и факт удовлетворения потребности, достижения того или другого результата, актуального в данный момент времени. Вкратце такова концепция Петра Кузьмича Анохина.

5. Об отрицательных эмоциональных застойных явлениях

Отсюда мы можем уже отталкиваться, для того чтобы перейти к пониманию сложных процессов в ситуации, когда возникают длительно персистирующие отрицательные эмоциональные возбуждения в мозге. Субстратом для суммации негативных эмоций могут являться «круги» в лимбической системе, способные обеспечивать длительную циркуляцию эмоционального возбуждения отрицательного знака в структурах, таких как перегородка, миндалина, гипоталамус, гиппокамп, большой круг гиппокампа (круг Папеца) и другие.

Таким образом, при таком хроническом состоянии невозможно одномоментно остановить эти эмоциональные застойные процессы, как бы нам ни хотелось. Это приводит к тому, что организм может попасть в ситуацию, когда требуется длительное время для выхода из отрицательного эмоционального состояния. Иногда даже нужно полностью сменить афферентацию, на какое-то продолжительное время уехать на море, в горы, в деревню, как делали в России дворяне. Интересно отметить, что, в отличие от отрицательных, положительные эмоции не суммируются. Они приятны, но они проходят и не накладываются друг на друга. Опасность длительных отрицательных эмоций — в их особенности суммироваться.

6. Перспективы в исследованиях эмоций

Ученые активно работают в плане постижения различных сложных механизмов эмоциональных состояний. Отсюда возникает очень много насущных проблем, например генетическая предрасположенность к эмоциональным состояниям. Известно, что в популяции всегда есть особи, которые более или менее эмоциональны. Мы видим это не только у человека, но и у собак, крыс и других видов.

postnauka.ru

Физиологические механизмы эмоций и чувств

Эмоции и чувства представляют собой сложную реакцию организма, в которой участвуют почти все отделы нервной системы. Природа эмоций и чувств, как и всех других психических процессов, является рефлекторной. Физиологическим механизмом эмоций как таковых является деятельность подкорковых нервных центров — гипоталамуса, лимбической системы, ретикулярной формации. Но кора больших полушарий головного мозга играет ведущую роль в проявлениях эмоции и чувств, осуществляя функцию регуляции подкорковых процессов, направляя их деятельность в соответствии с осознанием человеком своих переживаний. Между корой и подкорковыми центрами нервной системы постоянно происходит взаимодействие. Подкорка оказывает положительное влияние на кору больших полушарий как источник их силы, тонизирует кору мозга, посылая к ней мощные потоки раздражения. Кора регулирует возбуждения, идущие из подкорки, и под ее действием одни из этих возбуждений реализуются в деятельности и поведении, а другие тормозятся в зависимости от обстоятельств и состояний человека. Поддержка или нарушения устойчивости нервных связей вызывает разнообразные эмоции и чувства.

Одним из физиологических механизмов чувств является динамические стереотипы, системы временных нервных связей. Здесь возникают чувство тяжести и легкости, бодрости и усталости, удовлетворения и обиды, радости, торжества и отчаяния и т.п. В возникновении и движении чувств большую роль играет вторая сигнальная система в ее взаимодействии с первой. Слово изменяет наши настроения, вызывает увлечения, глубокие переживания. Лучшим показателем этого являются чувства, вызываемые поэтическими произведениями. Осознавая как ситуацию, которая вызывает определенные чувства, так и сами чувства, мы можем уменьшить силу переживания, воздерживаясь или регулируя их, но внешнее выражение эмоций и внутреннее эмоциональное и чувственное состояния при этом сохраняются.

Выражение эмоций и чувств

Переживания эмоциональных состояний — радости, любви, дружбы, симпатии, благосклонности или боли, горя, страха, ненависти, презрения, отвращения и т.п. — всегда сопровождаются соответствующими внешними или внутренними выражениями.

Достаточно возникнуть эмоциональному возбуждению, оно немедленно охватывает весь организм. Внешние выражения чувств и эмоций проявляются в движениях, позах, в двигательной и вокальной мимике, интонациях речи, движениях глаз и т.п. Внутренняя, или висцеральная, выраженность переживаний ярко проявляется в сердцебиении, дыхании, кровяном давлении, изменениях в эндокринных железах, органах пищеварения и выделения. Эти внутренние переживания бывают астеническими или стеническими, то есть проявляются через подавление или возбуждение.

Внешнее или экспрессивное выражение эмоций и чувств заметно даже у младенцев. Но у них оно еще мало дифференцировано. С опытом, особенно с освоением ребенком речи, экспрессивное выражение чувств и эмоций приобретает разнообразные оттенки. Богатство их настолько велико, что в языке существуют около 5000 — 6000 слов, которыми преимущественно передаются переживания. С овладением экспрессивными способами выражения эмоций и чувств формируются способности воспринимать и понимать разнообразные формы и оттенки выражения переживаний, умения их опознавать. Вместе с этим развивается умение пользоваться экспрессивными способами выражения чувств с целью оказывать влияние на других. Эта способность необходима для артиста, а особенно для педагога, который, распознав, благодаря наблюдательности, внутренние состояния и переживания, может руководить ими, влиять на других с воспитательной целью собственными экспрессивно выраженными чувствами.

В зависимости от обстоятельств и состояния человека, его подготовленности к переживаниям, эмоции и чувства могут быть выражены no-разному. Чувство страха, например, может вызвать астеническую реакцию — скованность, шок, или же реакцию стеническую; горе может вызвать апатию, бездействие, растерянность или соответствующие энергичные действия. Формы и интенсивность выявления эмоций и чувств в значительной степени зависят от воспитанности, уровня культуры человека, традиций и обычаев. Это особенно отражается на выражении их внешними способами — мимикой, движениями, жестами. Внутреннее же их выражение (сердцебиение, дыхание, действие эндокринной системы) происходит относительно независимо от социальных факторов.

studfile.net

11.3. Физиологические основы эмоциональных состояний

Специальные исследования показывают, что эмоциональные состояния обусловлены прежде всего возбуждением подкорковых центров и физиологическими процессами в вегетативной нервной системе. Именно подкорковые структуры, в частности, лимбическая формация, активируют мозг и, следовательно, психику, вызывая усиленную деятельность различных систем организма. Органы дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистая система, возбуждаемые через симпатический отдел вегетативной нервной системы, а также под воздействием так называемого гипофизарно-адреналового комплекса изменяют режимы своей работы в зависимости от того или иного эмоционального состояния. При этом также расширяются или сужаются зрачки, происходит реакция потоотделения, расширение или сужение сосудов. В кровь выбрасываются гормоны (от греч. «хормон» – возбудитель), вещества, активизирующие организм или раздражающие так называемые «центры удовольствия» в нижних отделах мозга (таламусе, гипоталамусе и лимбической формации).

При этом кора головного мозга регулирует протекание и степень выраженности эмоций, а вторая сигнальная система может вызывать, блокировать и формировать как эмоциональные состояния, так и, главным образом, высшие эмоции, т.е. чувства.

Особое значение в функционировании эмоциональных состояний имеют процессы формирования, разрушения и преобразования динамических стереотипов, образующихся в коре больших полушарий. Именно в этих процессах проявляются механизмы возникновения положительных и отрицательных эмоций.

Для эмоций характерны также выразительные мимические движения. У человека отмечается около 600 возможных мимических движений, и все они связаны с эмоциональными состояниями. Так же и голос, его тембр, обертона, темпоритм речи способны выразить самые тонкие и сложные эмоции.

11.4. Виды эмоциональных реакций (эмоции) и эмоциональных состояний

Среди простых эмоций, т.е. биологически обусловленных психических состояний, можно выделить следующие: агрессия (гнев), боль, голод, жажда, оргазм, усталость, страх, отвращение, радость, презрение, интерес и нейтральное состояние. Уже из этого перечисления легко заметить, что среди биологически детерминированных, отрицательные эмоции явно преобладают. Это связано, по-видимому, с тем, что в процессе эволюции и жизни у всех живых существ и у человека количество опасностей и угроз значительно превышало число обещаний благополучия.

Каждая из этих простых эмоций связана с удовлетворением или ущемлением некой базисной потребности человека: безопасности и самосохранения, пищевой и сексуальной, предпочтения и отвержения.

Несмотря на то, что эти эмоции могут достигать опасной для жизни и здоровья интенсивности, они являются простыми, т.к. однозначны и возникают по одной и той же схеме, а именно в результате обратной связи, которая возникает в психике в ответ на угрозу и положительное обещание. Еще одной особенностью простых эмоций является то, что они не могут длиться долго, так как приводят к нервно-психическому истощению. В случае же, если эти эмоции затягиваются (например, эмоция голода), они могут изменить поведение человека до неузнаваемости. Если же человек отказывается изменить поведение в силу именно сознательного решения, эти эмоции могут притупляться, что подчас чревато гибелью человека. Так, например, бывает с эмоцией голода.

Среди видов эмоциональных состояний выделяются следующие: аффекты, стресс и фрустрация, настроение, страсть.

От простых эмоций эмоциональные состояния отличаются значительной длительностью. Они также обусловлены не только органическими потребностями человека, но и особенностями внешней среды, взаимоотношениями и собственными действиями человека.

Рассмотрим их в отдельности.

Аффект. Аффект – кратковременное интенсивное экспрессивно яркое эмоциональное состояние, имеющее безотчетный и диффузный характер. «Безотчетный» означает, что сознательный контроль за своими действиями в состоянии аффекта снижен или отсутствует. «Диффузный» означает, что аффект может захватить и психические процессы, а не ограничиться самим по себе психическим состоянием. Аффект изменяет восприятие, мышление, волю, память. Чаще всего аффекты носят отрицательную (ярость, ужас, паника), но могут иметь и ярко выраженную положительную (восторг, энтузиазм, эйфория) окраску. Любая эмоция может перейти в стадию аффекта. Аффект может быть вызван как природными, так и общественными событиями. Аффекту нельзя давать развиваться. По возможности надо помочь человеку срочно переключить внимание, вслед за чем, обычно активируется волевая регуляция поведения. В то же время нельзя злоупотреблять подавлением аффективных состояний, в особенности положительных, т.к. это препятствует нормальному функционированию психики и подрывает здоровье.

Стресс. Стресс – это состояние эмоционального напряжения, обусловленное неожиданными, угрожающими или особо значимыми ситуациями, в которых происходит мобилизация всех ресурсов организма и психики. Диапазон эмоциональных проявлений при стрессе велик: от слабого волнения до истощения и даже дезорганизации психических функций. В стрессе выделяется физиологический и собственно психический компонент. Стресс существует в трех формах: импульсивной, генерализованной и тормозной (при которой человек делается неспособным к активным действиям). Стресс может оказывать как положительное воздействие на психику (эустресс), так и отрицательное (дистресс). Причина, вызывающая стресс, называется «стрессор». Стрессоры могут быть реальные (физический раздражитель) и психические (воображаемые, напоминающие о чем-то неприятном). Эмоциональное состояние, вызываемое непреодолимыми (объективно или субъективно) трудностями, возникающими на пути к достижению цели, называется фрустрацией. Фрустрация, следовательно, это разновидность стресса, вызванная безуспешными попытками добиться желаемого. Причина фрустрации называется «фрустратор». В обыденном сознании фрустрация переживается как неудача. Чрезвычайно важно воспитывать в себе устойчивость к стрессам и фрустраторам.

Настроение. Настроение – это относительно слабо выраженное и неустойчивое эмоциональное состояние. Оно как бы создает субъективный эмоциональный фон, сопровождающий психические процессы. Одна и та же работа при разном настроении может казаться то скучной, то интересной. Настроение есть, в сущности, эмоциональный тонус человека. Причины настроения зачастую бывают неосознанными. Кроме того, настроение может быть вызвано сугубо органическими причинами. Так, при недостатке магния в организме человек испытывает подавленное настроение. При вдыхании «веселящего газа» (окись азота), применявшегося в анестезии, у человека возникает повышенное настроение.

Настроение свойственно испытывать как отдельным людям, так и человеческим сообществам (например, упаднические настроения во время общественных кризисов, радостные настроения в дни торжеств и побед).

Страсть. Страсть – это интенсивное, стойкое, доминирующее над всеми остальными эмоциональное состояние, подчиняющее себе деятельность и поведение человека. Причины формирования страсти разнообразны. Это могут быть и внешние побудители (предмет желания) и внутренние (верования, убеждения человека), и организмические (патология высшей нервной деятельности и деятельности мозга). Положительные социально значимые страсти формируют увлеченного человека, преданного своему делу (искусству, науке, спорту и т.д.) Отрицательные формируют антисоциальную направленность человека (страсть к азартным играм, игровым автоматам, спиртному и т.п.). Как и во всех психических состояниях выделяются низменные и возвышенные страсти.

Страсть отличается слабой управляемостью и избирательным отношением к миру, сосредоточивая внимание человека исключительно на своем предмете.

В различных этических системах страсти, даже положительные, оцениваются по-разному. Есть этические системы, которые отдают безусловное предпочтение бесстрастности человека.

studfile.net

Физиология эмоций | Физиология

Мотивации нередко имеют эмоциональную окраску. Однако несмотря на тесную связь, мотивации и эмоции принадлежат к разным состояниям организма, поскольку их возникновения определяется различными нейронными образованиями мозга.
Во эмоцией понимается своеобразный физиологическое состояние. Это один из важнейших аспектов деятельности ЦНС, характеризующий личное отношение человека к окружающей среде, является одной из форм отражения действительности. В эмоциях отражаются определенные потребности человека и реализуются их удовлетворения, достижения цели.
Классификация эмоций. Эмоции принято делить на негативные и позитивные. Различают стенические отрицательные эмоции, которые обусловливают активную деятельность (гнев, ярость, состояние аффекта, агрессия и т.д.), и астенические, снижающие активность (страх, горе, печаль, депрессия). К положительным эмоциям относятся радость, удовольствие, наслаждение, состояние комфорта, ощущение любви и счастья. Различают низшие и высшие эмоции. Низшие эмоции элементарные, связанные с органическими потребностями человека и животного (голод, жажда, половой инстинкт, самосохранение и т.п.). У человека даже элементарные эмоции — продукт социально-исторического развития, в процессе которого формируется культура эмоций. Высшие эмоции возникают только у человека в связи с удовлетворением социальных потребностей (интеллектуальных, моральных,, эстетических и др.). Эти сложные эмоции развивались на основе сознания, они контролируют и тормозят низкие эмоции.
Появление эмоций в онтогенезе. У новорожденного ребенка отчетливо проявляются эмоции страха, гнева, удовольствия. Голод, боль, охлаждения, мокрая постель вызывают у младенца недовольство с характерными внешними признаками: гримасой страдания и плачем. Неожиданно сильный звук или потеря равновесия предопределяют состояние страха, а насильственное ограничение двигательной активности (пеленание) — гнев. Типичные признаки удовлетворения появляются у ребенка во время его колыхание и при тактильном раздражении тех рецепторных зон, которые впоследствии приобретут значение эрогенным. Есть также сведения,, что эмоции (как положительные, так и отрицательные) оказываются даже у плода на 5-6-м месяце эмбрионального развития. Однако окончательно эмоциональная сфера формируется постепенно, на основе сочетания приобретенных стереотипов с врожденными механизмами. Таким образом,, низшие эмоции, как и безусловные рефлексы и инстинкты, являются врожденными формами отражения действительности.
Биологическое значение эмоций. Появление эмоций следует рассматривать как важное эмоциональное наследие, которое облегчает формирование комплекса нейронных взаимодействий для выработки сложных форм поведения. Они имеют важное значение не только для организации инстинктивного поведения, но и для возникновения условных рефлексов, формирование процесса мышления. Роль отрицательных эмоций в организации поведения заключается в том, что они позволяют быстро оценить ситуацию, которая возникла (полезная или вредная). Они мобилизуют усилия человека или животного, направленные на удовлетворение определенной потребности, компенсирующих дополняют знания, где их не хватает для достижения цели (компенсирующая, защитная функция эмоций).
Приспособительное значение положительных эмоций заключается в их тонизирующей воздействии. Успех окрыляет, порождает чувство уверенности в своих силах, санкционирует дальнейшие поиски. Эмоциональное возбуждение способствует мобилизации жизненного опыта, хранящегося в памяти долгое время.
Внешнее проявление эмоций. Эмоции проявляются в поведении и различных реакциях со стороны двигательной, вегетативной и эндокринной систем. К ним относятся живая мимика и жестикуляция, изменение голоса и речи, позы и походки / различные вегетативные реакции (нарушение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, внутренней секреции, потоотделение, появление слез, сухости во рту и т.д.). Вегетативные изменения, возникающие при отрицательных эмоциях, реализуются с участием преимущественно симпатико-адреналовой системы (расширение зрачков, учащение сердцебиения, дыхания, повышение артериального давления, уровня катехоламинов, 17-кортикостероидов в крови и др.).. Положительные эмоции иногда сопровождаются активизацией деятельности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Однако соотношение между симпатической и парасимпатической активности при эмоциях не сводятся к прямой реципрокности. Возбуждение симпатического отдела всегда сопровождается возбуждением парасимпатического, однако участие каждого из них различна в возникновении той или иной группы эмоций. Сознательное подавление эмоций при резком возбуждении вегетативной нервной системы, повышении содержания физиологически активных веществ в крови может привести к патологическим изменениям в организме. Это связано с тем, что активизация нервно-гуморальной системы не влияет на внешние проявления эмоций, а отражается на различных органах и системах, обусловливая парадоксальные реакции. Такие последствия активизации нервного аппарата эмоций. Что же представляет собой этот аппарат?
Нервный аппарат эмоций. Центральный нервный аппарат эмоций представлен совокупностью мозговых образований, которые принято называть висцеральным мозгом, или лимбической системой. К нему относятся гиппокамп, миндалевидные тело, поясная закрутка и др.. Указанные структуры мозга морфофункциональные
тесно связаны между собой и образуют «эмоциональное круг» («круг Пейпеца»), в котором может длительное время циркулировать эмоциональное возбуждение. Возможно, этот замкнутый путь служит важным нервным аппаратом, который отвечает за формирование эмоций. Лимбическая система тесно связана с новой корой большого мозга, особенно с ее лобными, височными и теменными долями, а также ретикулярной формацией мозгового ствола. Височная область отвечает за передачу информации со зрительной, слуховой и соматосенсорной коры к миндалевидной тела и гиппокампа. Лобная участок регулирует деятельность лимбической коры. Ретикулярная формация повышает активность восходящих влияний на лимбическую систему. Именно через эти связи можно сознательно управлять появлением и проявлением эмоций.
Особенно много информации об этих структурах дали опыты с самоподразненням мозга животных. Крысам было
вживлен в разные участки мозга электроды. Причем животные имели возможность самостоятельно включать раздражающих ток с помощью специального рычага. Оказалось, что при определенной локализации краев электродов крыса нажимает на рычаг до 8 тыс. раз в течение 1 ч, до полного истощения. В других случаях крыса, нажимая несколько раз на рычаг, больше к нему не притрагивается.
Участки, раздражение которых вызывает подкрепление или избегания раздражителя, был назван «центрами удовольствия» («награды») и недовольство («наказание»). Особенно много их в гипоталамической области, миндалевидными теле. Часто эти центры локализуются в структурах, связанных с половой и пищевой активностью, но есть немало участков, которые трудно связать с какой-то потребностью.
Опыты по самоподразнення был проведен и на других животных, в том числе и на обезьянах. Результаты этих опытов можно экстраполировать и на человека. В последнее время для диагностики и лечения некоторых заболеваний были разработаны технику введения электродов в глубинные структуры мозга человека. Когда больному под чает нейрохирургической операции дают возможность раздражать собственный мозг (т.е. проводить самоподразнення), то при стимуляции определенных участков мозга люди нередко сообщают о возникновении у них приятных или неприятных ощущений. Приятные ощущения часто имеют сексуальную окраску, сопровождаются бодростью и подъемом настроения, немотивированно радостью (эйфория). Во время стимуляции отрицательных точек (так называемых центров неудовольствия) у человека возникает чувство беспокойства, тревоги, страха и ужаса.
По данным литературы, ведущую роль в формировании эмоций играет правое полушарие мозга, где зарождаются негативные аффекты. Левое полушарие отвечает за положительную окраску эмоций.
Теории эмоций. Наибольших успехов в теоретической разработке проблемы эмоций достигнуты в рамках теории функциональных систем и с позиций информационного подхода.
Биологическая теория эмоций (П. К. Анохин, 1949) имеет два аспекта — эволюционный и нейрофизиологических. Суть эволюционного подхода заключается в том, что жизненный процесс является совокупностью двух состояний организма: стадии формирования потребностей и основных влечений (мотиваций) и стадии их удовлетворения. Первая стадия сопровождается отрицательными эмоциями, вторая — положительными, закрепляющие (санкционируют) поведенческий акт. Согласно позиции теории функциональных систем, отрицательные эмоции возникают также при несогласовании в акцептор результата действия реальных последствий с ожидаемыми (их афферентной моделью), а положительные эмоции — при полном совпадении результатов.
Согласно информационной теории (П. В. Симонов, 1966, и др.)., Эмоции являются отражением силы потребности и возможности (вероятности) ее удовлетворения в данный момент. Если необходимости нет, то эмоции не возникают. их не бывает и тогда, когда человек владеет информацией, которой достаточно для организации действий по достижению цели. В условиях дефицита информации создаются условия для формирования негативных эмоций. Если же появляется избыток информации о достижении цели, то возникает положительная эмоция. Кроме того, имеют значение и другие факторы, в том числе время, необходимое для удовлетворения потребностей (в случае его дефицита часто возникают отрицательные эмоции), энергетические возможности человека и т.п..
Различают четыре степени состояния эмоционального напряжения. Первая ступень — состояние внимания, мобилизации — характеризуется усилением деятельности органов и систем, интеллектуальных и физических ресурсов, повышением работоспособности. Вторая ступень бывает тогда, когда мобилизация сил организма оказывается недостаточной. Он сопровождается возникновением негативного стеничной реакции (гнев, ярость и т.д.). Третья ступень характеризуется появлением астенической отрицательной эмоции (страх, ужас, депрессия). Он возникает даже при максимальной мобилизации жизненных сил. Это стадия напряжения, или эмоционального стресса. При длительном воздействии она очень вредно сказывается на организме человека. Четвертая ступень проявляется развитием невротического состояния, что свидетельствует о заболевании человека.
Нейрохимия эмоций. В осуществлении любой эмоции участвуют все нейромедиаторные системы (норадрена-, холин-, серотонин-, дофаминергическая), а также целый ряд нейропептидов, в том числе и эндогенные опиаты. Вместе с тем, удельный вес каждой из них в эмоциональной реакции разного знака одинакова. Например, доказано, что положительные эмоции («награды») возбуждают катехоламины, а негативные («наказание») — ацетилхолин. Роль холинергической системы отчетливо проявляется в агрессивном поведении животных. Серотонин играет роль тормозного медиатора относительно обеих систем. Ослаблением тормозного влияния серотонина склонны объяснять повышенную агрессивность. Подавление серотонинергической системы стимулирует половое поведение, в то время как угнетение норадрена-и дофаминергической систем дает обратный эффект.
Данные, полученные в эксперименте на животных, совпадают с результатами биохимических исследований у человека. Так, снижение уровня серотонина в крови человека сопровождается необъяснимым беспокойством, а дефицит норадреналина — депрессией, тоской.

fiziologija.vse-zabolevaniya.ru

Механизмы возникновения эмоций

Существует большой спектр гипотез, затрагивающих вероятные причины возникновения эмоциональных явлений.

Эмоция как биообратная связь от органов, участвующих в экспрессии. Од­ной из первых концепций, описывающих причины эмоционального пере­живания, сохранившей свое значение до настоящего времени, является кон­цепция, предложенная У. Джеймсом и С. Ланге (James, 1884; Lange, 1895). Эти исследователи жили в разных странах и одновременно независимо друг от друга выдвинули схожие идеи. Они объясняли возникновение эмоцио­нального переживания функционированием механизма обратной связи от эффекторных органов, участвующих в экспрессии эмоции. Согласно этому представлению, мы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что на­носим удар, боимся, потому что дрожим, радуемся, потому что смеемся. Та­ким образом, в этой концепции взаимосвязь осознания эмоции и поведен-

292

^еского ее выражения обратна очевидно наблюдаемой: осознание эмоцио­нального состояния происходит после физиологической реакции.

Эта гипотеза первоначально была отвергнута ввиду существования зна­чительного количества фактов, противоречащих ей. Однако в настоящее время многие исследователи вновь начинают к ней возвращаться. Это объяс­няется тем, что психотерапевтическая практика в значительной мере опи­рается на существование подобной обратной связи и включает такие техни­ческие приемы, как необходимость улыбаться, чтобы изменить настроение, или расслабить мышцы, чтобы успокоиться.

Важность обратной связи от эффекторов подтверждается и неврологичес­кой практикой (Hohman, 1966). Так, при обследовании больных с повреж­дениями спинного мозга обнаруживается четкая закономерность, согласно которой, чем выше уровень поражения, тем меньше интенсивность эмоций, переживаемых этими больными.

Эксперименты также подтверждают значение обратной стимуляции от эффекторов. В одном из исследований испытуемым предлагали изменять напряжение тех мышц лица, которые соответствовали определенной эмо­ции, однако о самой эмоции ничего не говорилось (Ekman e. а., 1983; Levenson e. а., 1990). Так мимически воспроизводили экспрессию страха, гнева, удивления, отвращения, горя, счастья. В момент напряжения мышц производилась запись вегетативных функций. Результаты свидетельствовали о том, что симулированная экспрессия действительно меняла состояние ве­гетативной нервной системы. При имитации гнева учащались сердцебиения и поднималась температура тела, при воспроизведении страха повышалась частота сердечных сокращений, но падала температура тела, при симуляции состояния счастья отмечалось только замедление сердцебиения.

Физиологическим обоснованием возможности участия обратной стиму­ляции в формировании психологического переживания может быть такая последовательность событий. В течение жизни человека формируются клас­сические условные рефлексы, ассоциативно связывающие изменение лице­вых мышц с тем или иным состоянием вегетативной нервной системы. Именно поэтому обратная связь от лицевых мышц может сопровождаться вегетативными изменениями.

Пока нет основания отвергать возможность того, что эти связи могут быть и врожденными. Доказательством возможности такого предположения может быть тот факт, что при наблюдении за чужими эмоциями люди непроизволь­но повторяют их. Любой из читающих эти строки, глядя на рисунок (рис. 13.6), не может интуитивно не следовать изображенной на нем эмоции.

Не исключено, что условно-рефлекторная связь, соединяющая эмоцио­нальное проявление и психические переживания, возникает на весьма ран­них стадиях онтогенеза в соответствующий критический период. Он может так близко находиться к моменту рождения и быть таким кратким, что ве­дет к иллюзорному представлению о врожденности такого рода связей.

Эмоция как активность структур мозга. У. Кеннон (Cannon, 1927) и П. Бард (Bard, 1929) предложили концепцию, суть которой заключается в

293/

том, что психологическое осознание и физиологическое реагирование в про­цессе эмоционального ответа происходит практически в одно время. Ин­формация об эмоциональном сигнале поступает в таламус, из него одновре­менно — в кору больших полушарий головного мозга, что приводит к осоз­нанию, и в гипоталамус, что приводит к изменению вегетативного статуса организма (рис. 13.8). Дальнейшие исследования выявили значительное ко­личество структур мозга, участвующих в формировании эмоции.

Гипоталамус. С помощью методики самораздражения обнаружен центр удовольствия (Olds, Fobes, 1981). В подобном эксперименте в одну цепь включаются электроды, вживленные в мозг крысы, контакт педали и источ­ник электрического тока. Двигаясь, крыса могла нажать на педаль. Если электроды были вживлены в область латерального гипоталамуса, то после однократного нажатия крыса уже не прекращала это делать. Некоторые из них нажимали на педаль до 1000 раз в час и умирали, поскольку перестава­ли выполнять действия, необходимые для выживания.

Изменять эмоциональное состояние животного можно, вводя те или иные биологически активные вещества в определенные области гипотала­муса (Iktmoto, Panksepp, 1996). Роль этой структуры мозга в эмоциональном реагировании продемонстрирована многократно. В латеральном гипотала-

Рис. 13.8. Модель Кеннона-Барда предполагает одновременное поступление информации из таламуса в кору и подкорковые структуры.

294

дусе выявлены два типа нейронов, различным образом реагирующих на эмо­циональные ситуации. Один тип нейронов был назван мотивационным, по­скольку он обнаруживал максимальную активность в мотивационном пове­дении, а другой — подкрепляющим, поскольку эти клетки активировались при насыщении животного (Зайченко и др., 1995).

Миндалина (амигдала). X. Клювер и П. Бьюси (Kluver, Bucy, 1939) удали­ли височные доли коры большого мозга у обезьян и описали синдром, по­зднее названный их именем. У обезьяны, до операции являющейся агрес­сивным альфа-самцом, после экстирпации височной доли исчезла былая аг­рессивность и страх, но обнаружилась гиперсексуальность. С одной сторо­ны, эти данные свидетельствуют о важности височных долей для развития агрессии, с другой — демонстрируют наличие реципрокных отношений между сексуальностью и агрессивностью. Это противоречит представлению К. Лоренца (Lorenz, 1969), утверждавшего идентичность агрессивности и мужской сексуальности, поскольку, с его точки зрения, сексуальное пове­дение является составной частью агрессивного.

Установлено, что синдром Клювера-Бьюси обусловлен отсутствием мин­далины. Сейчас доказано, что эта структура формирует ответ организма на аверсивный стимул (вызывающий реакцию избегания). Любой эмоциональ­ный ответ ассоциируется с обстоятельствами, в которых он возникает. Так происходит выработка классического условного рефлекса, где подкрепле­нием является то или иное эмоциональное состояние организма. Этот тип обучения называется условным эмоциональным ответом.

Миндалина играет роль в нескольких видах эмоционального поведения: агрессии, страхе, отвращении, материнском поведении. Эта структура яв­ляется фокусом сенсорной и эффекторной систем, отвечая за поведенчес­кий, вегетативный и гормональный компоненты условного эмоционального ответа, активируя соответствующие нервные круги, расположенные в гипо­таламусе и стволе мозга.

Дж.Е. Леду (LeDoux, 1987) показал необходимость центрального ядра миндалины для развития условного эмоционального ответа, поскольку при его отсутствии выработать рефлекс не удавалось (рис. 13.9). Как видно из рисунка, миндалина связана с латеральным гипоталамусом, отвечающим за вегетативный компонент эмоционального ответа, и с околоводопроводным серым веществом, которое организует поведенческий ответ. Миндалина так­же имеет проекции в области гипоталамуса, вовлеченные в реализацию гор­монов стресса. Именно поэтому раздражение центрального ядра миндали­ны ведет к изъязвлению желудочно-кишечного тракта. Однако при опера­тивном удалении миндалины язва при стрессе не образуется. По-видимо­му, эту свою функцию она реализует через хвостатое ядро.

Сенсорная ассоциативная кора анализирует комплексные стимулы доста­точной сложности. Хотя отдельные эмоциональные реакции у человека вы­зываются простыми раздражителями, большинство из них являются доста­точно сложными, например, появление в поле зрения того или иного чело­века. Миндалина получает информацию от нижней височной коры и коры височного бугорка. К последней идут проекции из зрительной, слуховой и

295

Рис. 13.9. Участие миндалины в формировании условного эмоционального ответа (Carlson, 1992).

соматосенсорной ассоциативной коры. Таким образом, миндалина имеет информацию любых модальностей.

Дж. Л. Даунер в эксперименте разрушал левую миндалину у обезьян, парал­лельно производя комиссуротомию (Downer, 1961). Таким образом, левая поло­вина мозга была лишена структуры, синтезирующей информацию всех сенсор­ных входов, и не могла компенсировать этот недостаток информацией из пра­вого полушария. До операции прикосновение к обезьяне вызывало агрессивную реакцию. После операции подобное поведение вызывалось лишь в том случае, когда животное смотрело правым глазом. При рассматривании левым глазом аг­рессивность отсутствовала. Это говорит, в частности, о том, что для эмоциональ­ных реакций особое значение имеет правое полушарие головного мозга.

Роль таламуса в реализации условного эмоционального ответа. Большинство эмоциональных реакций достаточно примитивны, поскольку возникли до­вольно рано на пути эволюционного развития. Разрушение слуховой коры не влечет за собой отсутствие эмоционального условного ответа, тогда как раз­рушение таламуса неотвратимо ведет к невозможности его выработки.

Для образования условного эмоционального ответа на звук необходима со­хранность медиальной части медиального коленчатого тела, отправляющего слуховую информацию в первичную слуховую кору больших полушарий го­ловного мозга (рис. 13.10). Кроме того, нейроны медиального коленчатого тела проецируются в миндалину. Разрушение этих связей приводит к невоз­можности выработки эмоционального условного ответа на звуковой сигнал. Точно так же для выработки условного эмоционального ответа на зритель­ный сигнал нужна сохранность латеральных коленчатых тел, несущих в мозг зрительную информацию.

Орбитофронтальная кора находит­ся в основании лобных долей (рис. 13.11). Она имеет прямые входы от дорсомедиального таламуса, височной коры, вентромедиальной тегменталь-ной области. Непрямые связи идут к ней от миндалины и обонятельной коры, проецируются в сингулярную кору, гиппокампальную систему, ви­сочную кору, латеральный гипотала­мус, миндалину. Множественными путями связана с другими областями лобных долей головного мозга.

Рис. 13.10. Медиальное сечение мозга через медиальное коленчатое тело, которое получа­ет информацию от слуховых систем и проеци­рует в подкорковые структуры (Carlson, 1992)

Роль орбитофронтальной коры впервые стала определяться в сере­дине XIX века. Важную информа­цию о функции этой области в эмо­циональном поведении дал случай с подрывником Финеасом Гэйджем. Металлический стержень, выбро­шенный взрывом, пронзил лобную часть его головного мозга. Гейдж вы­жил, но его поведение значительно изменилось. Если до травмы он был серьезным и основательным, то пос­ле этого случая превратился в легко­мысленного и безответственного че­ловека. Поведение его характеризо­валось детскостью и безалабернос­тью, ему трудно было составить план будущих действий, да и сами его дей­ствия были капризны и случайны.

Рис. 13.11. Орбитофронтальная кора.

Подобные повреждения снижают процессы торможения и самокон­центрации, меняют личностные интересы. Еще в 40-х годах XX столетия было набрано достаточно много материала о роли орбитофронтальной коры в эмоциональном поведении. Большая часть данных свидетельствовала о том, что повреждение ее, меняя эмоциональную сферу человека, не затра­гивает интеллектуальный уровень.

Например, в одном курьезном случае человек страдал синдромом навяз­чивости, который проявлялся в постоянном мытье рук. Аномалия эта ме­шала ему вести нормальную жизнь и в конце концов привела к попытке са­моубийства. Больной выстрелил себе в голову через рот, однако выжил, хотя и повредил фронтальную кору. Навязчивость при этом исчезла, а интеллек­туальный уровень остался прежним.

Многочисленные исследования по разрушению орбитофронтальной коры,

297

проводимые на животных, свидетельствовали о существенном изменении их по­ведения: исчезновении агрессивности и отсутствии видимых интеллектуальных отклонений. Это навело португальского ученого Эгаса Моница на мысль убедить нейрохирургов делать подобную операцию на людях. Он полагал, что такая опе­рация могла бы снять у агрессивных психопатов патологическое эмоциональное состояние, сохранив интактным их интеллект. Несколько таких операций были действительно проведены, и их результаты подтвердили первоначальную мысль автора. За это Э. Мониц в 1949 г. получил Нобелевскую премию.

Позднее эта операция, названная лоботомией, была проведена тысячам больных. Особенно много таких хирургических вмешательств сделано аме­риканским солдатам, вернувшимся после Второй мировой войны с синдро­мом, который позднее стали называть по месту проведения военных дей­ствий — “вьетнамским”, “афганским” и т. д. Людям, длительно участвую­щим в военных действиях, свойственно при любой тревожной ситуации на­чинать физическую атаку, не успев подумать, обоснована ли такая реакция. Во всех других отношениях они не отличаются от нормы, являясь к тому же и физически здоровыми и работоспособными. Сейчас очевидно, что Э. Мо­ниц ошибался, поскольку лоботомия ведет не только к снижению интеллек­туального уровня, но, что не менее важно, к безответственному поведению. Такие больные перестают планировать свои действия, отвечать за них и, как следствие, теряют работоспособность и возможность жить самостоятельно. Лоботомия как операция была достаточно хорошо проработана и проводи­лась даже не в операционной, а в обычном кабинете врача. Она выполнялась при помощи специального ножа, называемого трансорбитальным лейсотомом. Хирург с помощью деревянного молотка вводил нож в мозг через отщерстие, сделанное чуть ниже верхнего века, а затем поворачивал его вправо и влево до орбитальной кости у глаза. По существу, операция делалась втемную, посколь­ку не было ясно, где находится нож и какие структуры он разрезает, поэтому повреждений было больше, чем нужно, хотя основным ее следствием было отъединение префронтальной области от остального мозга (Carlson, 1992).

Результаты ЯМР-томографии свидетельствуют о том, что чем больше зах­вачены активностью префронтальная кора, левая височная область (минда­лина), мост, тем больше амплитуда ориентировочной КГР (Raine e. а., 1991). В настоящее время полагают, что орбитофронтальная кора включена в оценку последовательности действий. Если эта область повреждена заболе­ванием, то испытуемый может оценить эмоциональную значимость стиму­ла теоретически, т. е. легко сможет проанализировать ситуации на картин­ках и схемах. Однако он не сумеет применять эти знания в жизни. Подоб­ным образом Гейдж, о котором было сказано ранее, терял одну работу за другой, истратил все сбережения и в конце концов лишился семьи.

Можно полагать, что орбитофронтальная кора не прямо включена в про­цесс принятия решения, но обеспечивает трансляцию этих решений в жизнь, в конкретные чувства и поведение. Вентральные связи этой области коры с диенцефалоном и височной областью приносят ей информацию об эмоциональной значимости сигнала. Дорсальные связи с сингулярной ко­рой позволяют ей влиять как на поведение, так и на вегетатику.

298

Рис. 13.12. Сингулярная кора (Carlson, 1992).

Сингулярная кора играет важную роль в формировании эмоционального пе­реживания (рис. 13.12). Дж.У. Папец (Papez, 1937) предположил, что сингу­лярная кора, энторинальная кора, гиппокамп, гипоталамус и таламус обра­зуют круг, имеющий непосредственное отношение к мотивации и эмоции. Психолог П.Д. Маклин (MacLean, 1949) включил в эту систему также мин­далину и назвал ее лимбической. Сингулярная кора обеспечивает взаимодей­ствие между структурами, принимающими решение в лобной коре, эмоцио­нальными структурами лимбической системы и мозговыми механизмами, контролирующими движение. Она взаимодействует в прямом и обратном на­правлениях с остальной лимбической системой и другими областями лобной коры. Электрическая стимуляция сингулярной извилины может вызвать пе­реживание положительных или отрицательных эмоций (Talairach e. а., 1973).

Повреждение сингулярной коры связано с акинетическим мутизмом, при котором больные отказываются говорить и двигаться. Значительная травма этой области несовместима с жизнью. Есть основание полагать, что она иг­рает инициирующую роль в эмоциональном поведении.

studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *