№ | Критерии оценивания ответа на задание 29 | Баллы |
---|---|---|
29.1 | Раскрытие смысла высказывания | 1 |
Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или в контексте высказывания сформулированы один или несколько тезисов, который(-е) требует(-ют) обоснования | 1 | |
Смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован.
ИЛИ Выделенная идея, сформулированный тезис не отражают смысла высказывания / произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания.
ИЛИ
Раскрытие смысла подменяется прямым пересказом / перефразированием приведённого высказывания / последовательным объяснением каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом |
0 | |
Указание по оцениванию:
Если по критерию 29.1 (раскрытие смысла высказывания), выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов |
||
29.2 | Теоретическое содержание мини-сочинения
(Объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие наличие и корректность теоретических положений) |
2 |
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий) и теоретические положения | 2 | |
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий), теоретические положения не представлены.
ИЛИ В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) теоретические положения, смысл ключевого(-ых) понятия(-ий) не раскрыт.
ИЛИ
В приведённых объяснениях ключевого(-ых) понятия(-ий) / теоретических положениях допущены отдельные неточности, не искажающие научного смысла этих понятий, теоретических |
Читать онлайн Психология личности страница 31
50. Чувства носят, имеют:
а) Исторический, предметный, субъектный характер;
б) Абстрактный, обобщенный, объектный характер;
в) Нозологический, физиологический, философский характер;
г) Культурный, национальный, ментальный характер.
51. Свойства чувств:
а) Прямолинейность и однозначность;
б) Амбивалентность и порождение эмоций;
в) Неизбежность и пространственность;
г) Ситуативность и адаптация.
52. Конкретные, обобщенные, моральные, эстетические, интеллектуальные, родительские. Это виды:
а) Эмоций;
б) Чувств;
в) Мотивации и мотивов;
г) Простых и сложных волевых актов.
53. Биологическую роль эмоций научно изучал выдающийся русский физиолог:
а) И.П. Павлов;
б) И.М. Сеченов;
в) П.К. Анохин;
г) П.В. Симонов.
54. Классификации эмоций составлены следующими учеными:
а) Э.К. Абашидзе, Ш.С. Агаевым, В.С. Агеевым, А. Адлером;
б) Г.Ю. Айзенком, М.А. Алемаскиным, Р. Амтхауэром, Б.Г. Ананьевым;
в) В. Вундтом, У. Макдауэллом, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым;
г) А.В. Брушлинским, И.В. Дубровиной, В.С. Мухиной, Е.С. Романовой.
55. В детерминации внешней деятельности человека, первичная роль в научной психологии отводится:
а) Потребностям, мотивации, мотивам, эмоциям, чувствам и воле;
б) Сенсорике, моторике, модальности, сакральности, враждебности и агрессии;
в) Семантике, семиотике, сенсомоторике, симбиозу, переносу и сублимации;
г) Ощущению, восприятию, вниманию, памяти, воображению и мышлению.
56. Воля, в научно-психологическом понимании, это:
а) Психический процесс;
б) Психическое состояние;
в) Психическое образование;
г) Психическое настроение.
57. Человек, в психологической норме, осуществляет:
а) Абстрактное управление собственной деятельностью;
б) Волевое управление собственной деятельностью;
в) Обобщенное управление собственной деятельностью;
г) Теоретическое управление собственной деятельностью.
58. Волю и внимание в их связи, единстве и соотношении исследовал и изучал:
а) А. Анастази;
б) П.К. Анохин;
в) В. Вундт;
г) З. Фрейд.
59. В философии и психологии изучается проблема, которая имеет название:
а) Проблема свободы от воли;
б) Проблема несвободы воли;
в) Проблема свободы воли;
г) Проблема свободной воли.
60. В разделе «Психология личности» практически изучается:
а) Структура коммуникационного акта;
б) Структура волевого акта;
в) Структура ролевого акта;
г) Структура конвенционального акта.
61. Произвольность поведения, как психическая функция, является предпосылкой:
а) Волевой регуляции деятельности;
б) Практической регуляции деятельности;
в) Законной регуляции деятельности;
г) Мотивационной регуляции деятельности.
62. Воля развивается в процессе осуществления:
а) Преддеятельности;
б) Деятельности;
в) Постдеятельности;
г) Наддеятельности.
63. Постановка проблемы воли концептуально осуществлялась в:
а) Культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и деятельностном подходе;
б) Теории научения и теории социального научения;
в) Теории П.Я. Гальперина и концепции развития личности через общение А.В. Петровского;
г) Теории К. Изарда и Р. Плутчика.
64. В мотивационной сфере человека перманентно происходит:
а) Борьба потребностей;
б) Борьба эмоций и воли;
в) Борьба мотивов;
г) Борьба сознательных решений.
65. Борьба мотивов влияет на:
а) Принятие на вид;
б) Принятие решения;
в) Принятие в ряды;
г) Эмоциональное принятие.
66. Условием волевого действия является:
а) Потребностный конфликт;
б) Волевой конфликт;
в) Мотивационный конфликт;
г) Сознательный конфликт.
67. Волевая регуляция собственного поведения человеком в психологии рассматривается как:
а) Преобразование, переосмысление проблемных ситуаций;
б) Фатализм, обломовщина, манкирование собственными обязанностями;
в) Постоянное потворство своим желаниям, экзистенциальность;
г) Природное, подсознательное качество.
68. Формирование воли в научной психологии анализируется в контексте развития и становления:
а) Системы эмоций;
б) Системы чувств;
в) Системы мотивов;
г) Системы психических образований.
а) В проблемных ситуациях;
б) В ситуациях, не составляющих проблемы;
в) При отсутствии всяких ситуаций;
г) Для создания проблемных ситуаций.
70. Стадии волевого процесса выделялись и исследовались ученым:
а) С.Л. Рубинштейном;
б) Л.И. Анциферовой;
в) Е.Б. Аркиным;
г) Л.Ф. Обуховой.
71. Типы решимости изучаются по исследователю:
а) Э. Аронсону;
б) Х. Келлерману;
в) У. Джемсу;
г) П. Экману.
72. Тогда, когда один человек испытывает к другому противоречивые чувства, когда его отношение к эмоциональному объекту условно-неопределенно, – как называется это свойство чувств?
а) Амбивалентность, двойственность чувств;
б) Прямолинейность, непосредственность чувств;
в) Ситуативность, опосредованность чувств;
г) Обобщенность, абстрактность чувств.
73. Среди различных аспектов (причин) возникновения эмоций легче всего поддается (поддаются) четкому описанию:
а) Внутренние переживания;
б) Эмоциональное поведение;
в) Физиологическая активация;
г) Виды эмоциональной деятельности.
74. Накал наших эмоций зависит главным образом:
а) От личностного значения той потребности, с которой связана эмоция;
б) От физического состояния человека;
в) От анализа полученных сведений о предмете потребности;
г) От мотивационной направленности деятельности.
75. Отрицательные эмоции возникают оттого, что имеющаяся информация:
а) Необходима;
б) Недостаточна;
в) Достаточна;
г) Не нужна.
76. Стресс связан:
а) С тем, что информация, имеющаяся у человека об окружающей обстановке, избыточна;
б) С прогрессирующим истощением резервов организма;
в) Со способностью каждого человека идти на риск;
г) С минорным настроением людей.
77. Импульсивное первичное состояние (биологическое побуждение):
а) Вызывает гомеостатическое поведение;
б) Лежит в основе первичных потребностей;
в) Является производной от восприятия данной конкретной обстановки;
г) Следствие концентрации внимания человеком на чем-либо.
78. Состояние равновесия, в котором находится организм, когда ни одна потребность не актуализирована (явно не выражена, не проявлена), называется:
а) Гомеостаз;
б) Энтропия;
в) Стремление к равновесию и напряжению;
г) Непроизвольность/произвольность психики.
79. Раздражение, вызываемое объектами и субъектами внешнего мира, играет роль:
а) Стимула, активатора;
б) Стремления к напряжению и равновесию;
в) Характерологическую, характерную;
г) Потребностно-темпераментную.
80. Первичен уровень активации:
а) Физический;
б) Психический;
в) Прагматический;
г) Теоретический.
81. Физический уровень активации, первично, зависит от состояния в данный момент:
а) Потребностно-мотивационной сферы человека;
б) Эмоционально-чувственной сферы человека;
в) Волевой сферы человека;
г) Познавательной сферы человека.
82. Согласно этим теориям мотивации, индивид всегда подвергается активирующим воздействиям. Это:
а) Процессуальные теории мотивации;
б) Содержательные теории мотивации;
в) Потребностные теории мотивации;
г) Инстинктивные теории мотивации.
83. Удовлетворение потребности чаще всего приводит к:
а) Снижению интенсивности внутренней мотивации;
б) Увеличению интенсивности внутренней мотивации;
в) Развитию интенсивности внутренней мотивации;
г) Формированию интенсивности внутренней мотивации.
84. Дети, у которых не развилось это чувство, могут так и остаться более зависимыми от мнения других:
а) Чувство пренебрежения общественным мнением;
б) Чувство осторожности и опасливости;
в) Чувство ответственности за свои действия;
г) Чувство любви к Родине.
85. Что в наших эмоциях напрямую зависит от нашего уровня бодрствования:
а) Сила эмоций;
б) Уравновешенность эмоций;
в) Подвижность эмоций;
dom-knig.com
Задание 1 | ||||||
1. Запишите слово, пропущенное в схеме: Ответ: | ||||||
2. Запишите слово, пропущенное в схеме: Ответ: | ||||||
3. Запишите слово, пропущенное в таблице
Ответ: | ||||||
4. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Ответ: | ||||||
5. Запишите слово, пропущенное в схеме:
Методы познания
Ответ: | ||||||
6. Запишите слово, пропущенное в схеме:
Методы познания
Ответ: | ||||||
7. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Характеристика методов познания
Ответ: | ||||||
8. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Характеристика методов познания
Ответ: | ||||||
9. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Ответ: | ||||||
10. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Ответ: | ||||||
11. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Ответ: | ||||||
12. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Ответ: | ||||||
13. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Ответ: | ||||||
14. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Ответ: | ||||||
15. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Ответ: | ||||||
16. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Ответ: | ||||||
Задание 2 | ||||||
1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) суждение; 2) познание; 3) восприятие; 4) представление; 5) умозаключение; 6) ощущение. Ответ: | ||||||
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) Описание объекта; 2) метод познания; 3) социальный эксперимент; 4) историческая аналогия; 5) классификация. Ответ: | ||||||
3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) наблюдение; 2) эксперимент; 3) метод познания; 4) анкетирование; 5) интервьюирование. Ответ: | ||||||
4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано: 1) Знания; 2) теории; 3) легенды; 4) мифы; 5) гипотезы Ответ: | ||||||
5. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) Чувственное познание; 2) познавательная деятельность; 3) субъект познания; 4) объект познания; 5) рациональное познание. Ответ: | ||||||
6. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) объективность; 2) рациональность; 3) системность; 4) научность знаний; 5) верифицируемость Ответ: | ||||||
7. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) научное познание; 2) гипотетическое предположение; 3) лабораторный эксперимент; 4) включенное наблюдение; 5) практическое внедрение. Ответ: | ||||||
8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) самонаблюдение; 2) самопознание; 3) самоанализ; 4) самооценка; 5 ) самоотчет. Ответ: | ||||||
9. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) организация наблюдений; 2) проведение экспериментов; 3) применение методов; 4) построение теорий; 5) выдвижение гипотез Ответ: | ||||||
10. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание). 1) Форма познания; 2) ощущение; 3) восприятие; 4) представление, 5) суждение. Ответ: | ||||||
Задание 3 | ||||||
1. Ниже приведены термины, которые все, за исключением с одного, относятся к гносеологии. Найдите и укажите слово, выпадающее из общего ряда: 1) Истина, 2) субъект познания, 3) объект познания, 4) достоверность, 5) аксиология, 6) гипотеза, 7) возможность познания, 8) закономерности познания. Ответ: | ||||||
2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к процессу познания. 1) дееспособность; 2) истина; 3) гипотеза; 4) производительность; 5) субъективность; 6) суждение; 7) умозаключение. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Ответ: | ||||||
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой уровни научного познания мира. 1) логическая модель; 2) эксперимент; 3) выдвижение гипотезы; 4) аналогия; 5) классификация; 6) измерение; Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Ответ: | ||||||
4. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, помогают описать теоретический уровень научного познания. 1) систематизация; 2) гипотеза; 3) отражение; 4) анализ; 5) классификация; 6) убеждение. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Ответ: | ||||||
5. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к методам познания. 1) наблюдение за явлением; 2) распространение мнения; 3) художественный вымысел; 4) мысленное моделирование; 5) проведение эксперимента; 6) описание объекта. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Ответ: | ||||||
6. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к методам научного познания. 1) теория; 2) наблюдение; 3) эксперимент; 4) концепция; 5) классификация; 6) систематизация. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Ответ: | ||||||
7. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к эмпирическим методам исследования. 1) наблюдение; 2) измерение; 3) моделирование; 4) аналогия; 5) описание; 6) эксперимент. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Ответ: | ||||||
8. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, являются формами познания. 1) ощущение, 2) суждение,3)анализ,4)представление,5)восприятие, 6) абстрагирование. Ответ: | ||||||
9. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются формами чувственного познания. 1) ощущение; 2) восприятие; 3) представление; 4) понятие; 5 ) суждение. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите таблицу цифры, под которыми они указаны. Ответ: | ||||||
10. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются формами рационального познания. 1) умозаключение; 2) восприятие; 3) представление; 4) понятие; 5 ) суждение. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Ответ: | ||||||
11. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам рационального познания. 1) абстрактный характер, 2) обобщенный характер, 3) целенаправленность, 4) конкретность, 5) активный характер, 6) образность. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Ответ: | ||||||
12. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются особенностями научного знания. 1) объективность; 2) описателъностъ; 3) системность; 4) доступность; 5) обоснованность; 6) проверяемость. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Ответ: | ||||||
poisk-ru.ru
Особенности рационального познания — МегаЛекции
Рациональное познание обладает рядом характеристик, принципиально отличающих его от чувственного познания.
• Рациональное познание имеет обобщенный характер. Это проявляется в способности человека выявлять общее у различных предметов, тогда как на уровне чувственного познания отображаются признаки, специфичные для конкретного индивида.
• Рациональное познание носит абстрактный характер (от лат. abstractio — отвлекаться от чего-либо), то есть обладает способностью отвлекаться от частных, несущественных признаков предметов. Абстрактный характер рационального познания проявляется в способности человека мысленно создавать абстрактные объекты.
• Рациональное познание, в отличие от чувственного, активно и целенаправленно. В своих мыслях мы можем произвести любые преобразования предмета, поставить любой мысленный эксперимент, выявить свойства предметов и отношения между ними, которые непознаваемы непосредственно, с помощью органов чувств.
• Рациональное познание непосредственно связано с языком. Все мыслительные процессы осуществляются с помощью языка. Язык в этом смысле оказывается не только средством коммуникации между людьми, но и средством закрепления, передачи, объективирования знания.
Рациональное и чувственное познание самым тесным образом связаны между собой. Ощущения, восприятия и представления являются исходным материалом для мышления. Практически в любом рассуждении человек опирается на данные органов чувств. Вместе с тем, познавая мир, человек не просто фиксирует реакции своего организма на внешние воздействия. Его сознание активно вмешивается в процесс чувственного познания.
Вопросы
— Что такое «рациональное познание»?
— Опишите и объясните механизм рационального познания.
— Какие особенности оно имеет?
— Его сильные и слабые стороны?
— Покажите взаимосвязь двух видов познания.
Результат — формирование понятия о данном предмете
Африка Фрукт Изогнутый Гроздь Вкусный
Итог урока
— В чем смысл категории «бытие»?
— Что и как изучает гносеология?
— Выполните задания к параграфу.
Домашнее заданиеВыучите § 21, выполните задания.
Ключевые понятия
Ощущения — это данные органов чувств об отдельных свойствах отдельных предметов.
Восприятие — это целостный образ предмета, являющийся суммой отдельных ощущений.
Представление — это высшая форма чувственного познания, образ предмета, сохраняемый в памяти вне непосредственного контакта с ним.
Понятие — мысль, выделяющая из действительности некий класс предметов посредством указания на их общие признаки.
Суждение — мысль, содержащая утверждение о наличии в действительности какого-либо положения дел.
Истина — адекватное отражение действительности в сознании человека, не зависящее от тех или иных особенностей познающего субъекта.
Заблуждение — неадекватное отражение действительности.
Наблюдение — целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта.
Эксперимент — метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).
Аналогия — умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений.
Сознание — способность человека оперировать образами социального взаимодействия, природных и культурных связей, отделенными от непосредственных контактов с людьми и актов деятельности, рассматривать эти образы в качестве условий, средств, ориентиров своего поведения.
Самосознание — определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru
Психология
Домашняя контрольная работа
по учебной дисциплине ОП.02. Психология
для студентов заочного отделения
3 курс, специальность 050144 Дошкольное образование
Вариант 2
Инструкция.
Изучите материал по темам: «Общая характеристика психологии как науки», «Развитие психологии как науки», «Методы психологии», «Психические процессы», «Психические свойства личности». Выполните предложенные задания.
Список рекомендуемой литературы:
Основные источники:
1. Краснов, А.Н. Общая психология /А.Н. Краснов [Текст] – Ростов н/Д.:Феникс, 2006. – 384 с.
2. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: 2 кн./Р.С. Немов [Текст] — М.: ВЛАДОС, 2001.
3. Психология: Учебник для студ. средн. пед. учеб. заведений /И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан; под ред. И.В.Дубровиной [Текст]. — М.: Академия, 2007. – 464с.
Дополнительные источники:
1. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Н.Леонтьев [Текст]. – М.: Академия, 2007. – 511с.
2. Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Т.Д. Марцинковская [Текст]. — М.: Академия, 2004. — 544с.
3. Основы психологии: Практикум / Ред-сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 704с.
4. Образовательные интернет-ресурсы. Форма доступа:
1.http://www.voppsy/ru/journals _all/issues/
2.http://www. pirao.ru/strukt/lab_gr/I-uchen.
3.http://www.psy/msu.ru/about/kaf/razvit/
4.http://www.psy.msu.ru/about/lab/semantec.
5.http://www.avpu.ru/proect/sbornik
6.http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l_det_p.
Тема «Общая характеристика психологии как науки»
· Сравните житейскую и научную психологию по предложенным критериям
Критерии сравнения |
Житейская психология |
Научная психология |
Определение |
Основана на житейском опыте, случайных наблюдениях. |
Основана на научном подходе |
По характеру |
Терпима к противоречиям. Например, эти пословицы противоречивы: «Учение — свет, а не ученье — тьма». «Век живи, век учись, — дураком умрёшь».
|
Стремится конструктивно разрешать противоречия. |
По охвату |
Знания сконцентрированы в житейской мудрости, в пословицах, поговорках. |
Знания сконцентрированы в научных понятиях, законах, в научных теориях. |
По способам получения/ передачи знаний |
Передача знаний от учителя к ученику затруднена, практически невозможна. |
Передача знаний от учителя к ученику возможна, если ученик согласен потратить усилия на изучение науки |
По методам |
Нет строгой конкретизации, определенности |
научно-психологические эксперименты отличаются не только большей строгостью своих гипотез, но и условиями проведения. |
2. Подберите ключевое слово:
· Основной источник активности человека и животных -ПОТРЕБНОСТЬ
· Активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей, — это ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
· Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности, называется МОТИВ
· Один из методов психологии, представляющий собой краткое стандартизированное исследование, — ТЕСТИРОВАНИЕ
· Свойство мозга, заключающееся в способности отражать объективную реальность, — ПСИХИКА
· Направление психологи, считающее источником активности личности инстинктивные влечения и недооценивающее роль сознания, называется ФРЕЙДИЗМ
· Прикладная отрасль психологии, изучающая закономерности воспитания и обучения – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Тема: Развитие психологии как науки
· Заполните таблицу
Направление психологии |
Представители (ученые) |
Предмет изучения |
Функционализм |
Вильям Джеймс (1842-1910), Джон Дьюи (1859-1952) |
психические проявления |
Бихевиоризм |
Эдвард Торндайк (1874-1949), Джон Брадуас Уотсон (1878-1958) |
Изучать не сознание, а поведение человека. |
Фрейдизм |
Зигмунд Фрейд (1856–1939) |
Бессознательные психические процессы. |
Гештальтпсихология |
Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер (1887-1967), Курт Коффка (1886-1941) |
Учение о целостности психических явлений. |
Отечественная психология |
И.П. Павлов, В.М. Бехтерев |
сигнальные системы, учение о типах высшей нервной деятельности |
Аналитическая психология |
Карл-Густав Юнг |
Учение о коллективном бессознательном (образы бога, вождя, матери – Архетипы). |
Индивидуальная психология |
А.Адлер, З.Фрейд |
Изучение отдельных личностей с целью выявления отдельных признаков различия. |
Когнитивная психология |
Жан Пиаже. |
Зависимость поведения субъекта от познавательных процессов. |
Гуманистическая психология |
Оппорт, Мюррей, Мерфи, Мей, Маслоу, Роджерс. |
Уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни. |
Трансперсональная психология |
К.Юнг, Р.Ассаджиоли, А.Маслоу, С.Грофф. |
бессознательное и его динамика. |
2. Отметьте номер правильного ответа
1. Признание психологии как самостоятельной науки было связано :
а) с созданием специальных научно-исследовательских учреждений;
б) с развитием метода интроспекции,
в) с развитием метода наблюдения,
г) с выходом трактата Аристотеля «О душе»
·
· Приведите в соответствие направления психологии и предмет их исследования
1. Фрейдизм (психоанализ) а) психика
2. Советская психология б) самоактуализация личности
3. Когнитивная психология в) познание
4. Гуманистическая психология г) бессознательное
Тема: Методы психологии
· Составьте схему «Методы психологического исследования»
2. Отметьте номер правильного ответа:
1. Преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью последующего анализа и объяснения:
A. Эксперимент.
B. Опрос.
C. Наблюдение.
2. Метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений:
A. Беседа.
B. Анкета.
C. Тестирование
3. Метод, который заключается в получении информации в процессе непосредственного общения исследователя и испытуемого:
A. Наблюдение.
B. Беседа.
C. Анкета.
Тема: Деятельность
Отметьте номер правильного ответа
1. По А.Н. Леонтьеву, элементом структуры деятельности выступает:
а) поведение
б) жест, мимика
в) действие
г) активность
2. Осознаваемый результат, на достижение которого направлено поведение называется
а) потребностью
б) мотивом
в) целью
г) умением
Тема: «Психические процессы
· Заполните таблицу
Познавательный психический процесс |
Определение |
виды |
Ощущения |
простейший познавательный психический процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, ее предметов и явлений, связей между ними, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств человека. |
Экстероцептивные ощущения – это ощущения, возникающие при воздействии внешних раздражителей на анализаторы человека, расположенные на поверхности тела. Проприоцептивные ощущения – это ощущения, отражающие движение и положение частей тела человека. Интероцептивные ощущения – это ощущения, отражающие состояние внутренней среды организма человека. По времени возникновения ощущения бывают актуальными и неактуальными. |
Восприятие |
это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. |
Восприятие бывает внешненаправленным (восприятие предметов и явлений внешнего мира) и внутренненаправенным (восприятие собственных состояний, мыслей, чувств и т. д.). По времени возникновения восприятие бывает актуальным и неактуальным. Восприятие может быть ошибочным (или иллюзорным) , например зрительные или слуховыеиллюзии
|
Память |
это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. |
Для классификации видов памяти существует несколько оснований: по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, по характеру целей деятельности, по продолжительности закрепления и сохранения информации и др. |
Внимание |
это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. |
Непроизвольное внимание – наиболее простой вид внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Послепроизвольное внимание также носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем сама деятельность становится настолько интересной, что практически не требует от человека волевых усилий для поддержания внимания.
|
Мышление |
это высший познавательный процесс, порождение нового знания, обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. |
Предметно-действенное мышление осуществляется во время действий с предметами при непосредственном восприятии предмета в реальности. Наглядно-образное мышление происходит при представлении предметных образов. Абстрактно-логическое мышление является результатом логических операций с понятиями.
|
Речь |
это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации. |
процесс обмена мыслями осуществляется в виде устной и письменной речи, однако необходимо помнить и еще об одном виде – внутренней речи, произносимой мысленно. Она не выполняет функцию общения, а служит для осуществления процесса мышления (ее основная особенность состоит как раз в том, что слова произносятся про себя и, как правило, не имеют звукового оформления; она отличается от разговорной, внешней, речи конспективностью, краткостью, носит отрывочный характер). Речь также подразделяют на активную (речь говорящего, пишущего) и пассивную(речь слушающего, читающего).
|
Воображение |
это познавательный психический процесс, заключающийся в создании человеком новых образов на основе имеющихся у него представлений. |
При классификации видов воображения исходят из основных характеристик – степени волевых усилий и степени активности |
2. Отметьте номер правильного ответа
1. Максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор, называется порогом ощущений
а) нижним абсолютным
б) дифференциальным
в) временным
г) верхним абсолютным
2. Ощущения, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела, называются
а) экстерорецептивными
б) интерорецептивными
в) проприорецептивными
г) интерактивными
3. Основанием разделения восприятия на зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое служит:
а) ведущий анализатор
б) предмет отражения
в) форма существования материи
г) целенаправленность характера деятельности субъекта
4. Основанием для разделения памяти на двигательную, эмоциональную, вербальную является:
а) ведущий анализатор
б) предмет отражения
в) активность субъекта
г) вид деятельности
5. Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является:
а) отсутствие цели
б) постановка цели деятельности
в) новизна раздражителя
г) эмоциональная значимость объекта
6. Степень сосредоточенности сознания на объекте – это такое свойство внимания, как:
а) объем
б) концентрация
в) распределение
г) переключение
7. Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами, называется мышлением:
а) наглядно-действенным
б) наглядно-образным
в) словесно-логическим
г) абстрактным
8. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам называется:
а) анализ
б) синтез
в) обобщение
г) классификация
9. Назовите приемы создания образов воображения:
а) «Еще страшней, еще чуднее: вот рак верхом на пауке, вот череп на гусиной шее, вертится в красном колпаке, вот мельница вприсядку пляшет и крыльями трепещет, машет» (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: сон Татьяны»)
б) Сфинксы, драконы
в) « А то свищет соловей, да по-соловьиному,
Он кричит – злодей, разбойник – по-звериному,
И от его ли-то от посвиту соловьего,
И от его ли-то от покрику звериного,
То все травушки-муравушки уплетаются,
Все лазоревы цветочки осыпаются» …
Тема: «Психические свойства личности»
· Заполните таблицу
Психическое свойство личности |
Определение |
направленность |
это такое ее психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности. Она включает в себя потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели личности. |
темперамент |
это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов. Темперамент отражает динамические характеристики деятельности и поведения человека, что находит выражение не столько в их конечном результате, сколько в их течении. И.П. Павлов считал, что темперамент — это генотип, т.е. прирожденная, природная особенность нервной системы. |
характер |
психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношении: к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе. |
способности
|
это психическое свойство личности, отражающее проявление таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности. |
2. Отметьте номер правильного ответа
1. В темпераменте личность проявляется со стороны ее:
а) содержания
б) динамических свойств
в) личностно-смысловых аспектов
в) неизменных свойств
2. Высокая степень работоспособности, умение спокойно находить выход в трудных ситуациях выявляет такие показатели нервной системы, как:
а) сила
б) уравновешенность;
в) подвижность;
г) динамичность
3. По И.П. Павлову, сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для:
а) сангвиника;
б) флегматика;
в) холериков;
г) меланхоликов
4. Стабильность настроения, устойчивость впечатлений являются такими показателями нервной системы, как:
а) сила;
б) уравновешенность;
в) подвижность;
г) динамичность
5. Разведите характеристики темперамента, характера и способностей.
Например:
а) индивидуально-психологические особенности, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения (способности)
А) совокупность свойств личности, закрепленных в привычных формах поведения ХАРАКТЕР
Б) индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его деятельности и поведения ТЕМПЕРАМЕНТ
В) Психическое свойство, которое не сводится к знаниям умениям и навыкам, но способствует успешному их приобретению СПОСОБНОСТИ
Г) Индивидуальное сочетание устойчивых и существенных особенностей человека, которые выражают отношение человека к окружающему миру ХАРАКТЕР
6. Определите возможный тип темперамента.
· Всю перемену мальчик пробегал по коридору, периодически толкая своих одноклассников явно с целью вовлечь их в игру. САНГВИНИК
· Отвечая на вопросы учителя во время открытого урока, ученик не волновался, проявлял смекалку, говорил отчетливо и громко. ФЛЕГМАТИК
· Большую часть урока ученица прокрутилась, словно веретено, успевая поговорить и с детьми, сидящими сзади, и поспорить с соседом по парте о том, как нужно правильно оформлять краткую запись к задаче, и послать записку в другой конец класса. ХОЛЕРИК
xn--80aaowabp5a6h2a.xn--p1ai
Предложения со словосочетанием АБСТРАКТНЫЙ ХАРАКТЕР
Оно несло в себе абстрактный характер пробуждения и ясности. И эти наши мысли о мыслях носят уже не конкретный, а абстрактный характер. Всё это ведёт к снижению социального контроля над индивидом, увеличению формального, абстрактного характера этого контроля. Но, повторяем, ваше огорчение в этом случае имеет чисто абстрактный характер. Общеобязательность нормы права базируется на абстрактном характере её изложения и выражается в перманентном и обязательном для всех характере её действия.Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Когда-нибудь я тоже научусь различать смыслы слов.
В каком смысле употребляется прилагательное правильный в отрывке:
И дело тут вовсе не в том, что красива, плюсом к этому идёт правильное воспитание.
В прямом
смысле
В переносном
смысле
Это устойчивое
выражение
Это другое
прилагательное
kartaslov.ru
Предложения со словосочетанием АБСТРАКТНЫЙ ХАРАКТЕР
Оно несло в себе абстрактный характер пробуждения и ясности. И эти наши мысли о мыслях носят уже не конкретный, а абстрактный характер. Всё это ведёт к снижению социального контроля над индивидом, увеличению формального, абстрактного характера этого контроля. Но, повторяем, ваше огорчение в этом случае имеет чисто абстрактный характер. Общеобязательность нормы права базируется на абстрактном характере её изложения и выражается в перманентном и обязательном для всех характере её действия.Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Когда-нибудь я тоже научусь различать смыслы слов.
В каком смысле употребляется прилагательное блестящий в отрывке:
Я могу получить здесь блестящее образование, то есть заложить прочную основу для будущего процветания.
В прямом
смысле
В переносном
смысле
Это устойчивое
выражение
Это другое
прилагательное
kartaslov.ru