Естественным или лабораторным может быть – Ответы на тест 1. Педагогика

49. Естественный эксперимент и лабораторный эксперимент. Психология труда

49. Естественный эксперимент и лабораторный эксперимент

Естественный эксперимент проводится только в естественных, привычных для субъекта условиях труда, там, где обычно проходит его рабочий день и трудовая деятельность. Это могут быть рабочий стол в офисе, купе вагона, цех, аудитория института, кабинет, кабина грузовика и т. д. При использовании такого метода субъект исследования может и не знать того, что в данный момент проходит какое-то исследование. Это нужно для чистоты эксперимента, ведь когда человек не знает, что за ним наблюдают, он ведет себя естественно, раскованно и без смущения.

Примером естественного эксперимента может служить искусственно созданная ситуация пожара в больнице. Чтобы при реальных обстоятельствах весь персонал больницы знал, как себя вести, и сумел оказать необходимую помощь. Преимущество данного метода заключается в том, что все действия происходят в привычной рабочей обстановке, но при этом полученные результаты можно использовать при решении практических проблем. Но данный метод эксперимента обладает и отрицательными моментами: наличие неконтролируемых факторов, контроль за которыми просто невозможен, а также тот факт, что необходимо получать информацию в кратчайший срок, иначе произойдет нарушение производственного процесса.

Лабораторный эксперимент проходит в искусственно созданной ситуации, максимально приближенной к профессиональной деятельности субъекта. Эта модель позволяет установить контроль за ходом наблюдения, регулировать действия, создавать необходимые условия и позволяет неоднократно воспроизводить тот или иной эксперимент в одном и том же месте в тех же условиях. Применяют лабораторный эксперимент чаще всего для моделирования какой-либо ситуации или одного аспекта трудовой деятельности, тщательного анализа и исследований.

Для того чтобы провести лабораторный эксперимент на производстве, необходимо, чтобы психолог тщательно изучил трудовую деятельность субъекта в реальных условиях его труда. Психологу необходимо выделить ключевые моменты трудовой деятельности субъекта, выявить ее особенности и т. д. Для проведения эксперимента необходимо владеть точными сведениями, изучить все возможные ошибки, причины появления этих ошибок и пути решения. Как и естественный эксперимент, лабораторный имеет свои недостатки. Трудность заключается в том, что необходимо до малейших деталей разработать и искусственно создать ситуацию, а сам испытуемый находится в новой обстановке, он теряется, не может сосредоточиться, что значительным образом снижает эффективность и рациональность проведения эксперимента.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Тестирование лабораторное — Энциклопедия по экономике

Перед инвестированием средств в выбранную концепцию товара проводится детальный анализ ожидаемого рыночного спроса, потенциального объема продаж, необходимых затрат и прибыли, а также их соответствие целям компании. Сложность получения таких оценок зависит от новизны концепции товара и стабильности рынка. Создание нового товара включает изготовление прототипов и их тестирование в лабораторных и рыночных условиях. На основе проверки реальных качеств товара и предварительной оценки предпочтений потребителей принимается решение о запуске прототипа в производство.  [c.163]
При организации занятий предпочтение отдается таким активным формам, как деловые игры, круглые столы — дискуссии компьютерное тестирование, индивидуальное прохождение лабораторного практикума освоение дисциплин и тем по выбору индивидуальные консультации выполнение заданий по конкретным проектам, прежде всего для собственной фирмы.  [c.224]

ИЗДЕРЖКИ НА КОНТРОЛЬ — издержки предприятия на контроль во избежание производства дефектной продукции распадаются на две основные категории. Первая — издержки по предотвращению или превентивные издержки, т.е. издержки на предпроизводственную деятельность, нацеленную на подготовку качественных инструкций и производственных описаний, профессионального обучения, планирования производственного процесса и сбор данных о качестве продукции. Вторая категория — оценочные издержки. Это издержки на устранение дефектов после того, как продукция покинула производственную цепочку, но еще не дошла к потребителю. Они включают окончательную инспекцию готовой продукции, инспектирование в процессе производства, лабораторное тестирование.  [c.115]

Один из главных недостатков методов тестирования рынков заключается в их высокой стоимости, превышающей порой несколько сотен тысяч долларов при проведении тестирования всего в нескольких городах при весьма ограниченной исследовательской программе. Кроме того, тестируемый продукт становится известным конкурентам. Последние могут быстро изготовить подобный продукт и оказаться первыми на рынке. Далее следует отметить, что имеется временная задержка между проведением экспериментов и принятием маркетинговых решений, а фактор времени зачастую является решающим. Экспериментаторы сталкиваются с дилеммой. С одной стороны, получение достоверных результатов требует проведения достаточно длительных экспериментов. Однако в этом случае возрастают затраты, увеличивается временной лаг между началом эксперимента и принятием маркетинговых решений, могут измениться условия проведения эксперимента. Рыночные эксперименты никогда так хорошо не контролируются, как лабораторные. Например, дистрибьюторы и розничные торговцы в экспериментальном регионе, в котором производитель проводит линию на низкие затраты на рекламу, могут сами начать проведение интенсивной рекламной кампании. Конкуренты могут сознательно исказить результаты эксперимента, изменив свою рекламную и ценовую политику, организовав кампанию по закупке в больших размерах экспериментального товара, чтобы исказить результаты эксперимента и т.п.  [c.121]

При освоении производства новой продукции большое внимание уделяется тестированию рынка, пробной продаже товара, а не лабораторным испытаниям этой продукции.  [c.546]

Пробные продажи Лабораторное тестирование  [c.20]

Тестирование (замеры) бывает прямым (в реальных условиях) и промежуточным (в лабораторных условиях), предварительным и постфактум. Предварительные замеры осуществляются на стадии разработки нового товара, новой стратегии, нового метода продаж и т.д., в то время как замеры постфактум осуществляются уже в реальных рыночных условиях, при продаже разработанного товара, проведении в жизнь разработанной маркетинговой стратегии и т.д.  [c.89]

Однако на этом этапе фирмы осуществляют лабораторное тестирование нового товара, приглашая к себе группы типичных потребителей и специалистов-экспертов для оценки его достоинств и недостатков, а также разрабатывают маркетинговые атрибуты оформление и наименование товара, торговую марку, упаковку и маркировку, направления рекламной кампании и средств стимулирования сбыта.  [c.128]

Экспериментальные исследования можно проводить в лабораторных или полевых условиях. Корпоративные экспериментальные исследования связаны в основном с тестированием и пробным маркетингом. С помощью пробного корпоративного маркетинга выявляются возможности сбыта новой продукции и степень воздействия тех или иных мероприятий в реальных условиях.  [c.169]

Предварительное тестирование на стадии разработки торговой марки позволяет ответить на многие важные вопросы, однако полученных данных все-таки недостаточно. Да, потребители отвечают на поставленные исследователями вопросы о желании приобрести новый товар, но — в лабораторных условиях . В бою , в обстановке конкурентной борьбы, когда потребителям приходится принимать конкретное решение о переходе к другому поставщику, оценивать связанные с ним риски, поведение покупателей может существенно отличаться от результатов тестирования. Пробный маркетинг предполагает выход товара на рынки в одном (нескольких) регионах страны, его проверку в условиях реального рынка.  [c.277]

К лабораторным относятся эксперименты, при проведении которых создаются некоторые искусственные условия, исключающие влияние побочных факторов. В лабораторных условиях можно провести тестирование продукции (дегустацию прохладительных напитков с новыми вкусовыми добавками), оценку рекламных сообщений и уровня запоминаемости, выявить реакцию потребителя на определенные элементы комплекса маркетинга и т.д. Лабораторные эксперименты являются сравнительно дешевыми и требуют меньше времени для своей реализации, чем полевые. Однако при проведении лабораторных экспериментов нельзя смоделировать ситуацию, полностью отвечающую условиям реального рынка, поэтому исследователь в этом случае может получить только усредненные оценки.  [c.103]

Пробные продажи Опытный образец — > Лабораторное тестирование  [c.183]

Оценка качества рекламного сообщения не должна быть, конечно, субъективной. Можно использовать различные виды исследовательских тестов (лабораторных или натурных), чтобы дать возможность творческой команде проверить развитие рекламной кампании, постоянно сравнивая результаты тестирования с ее целями. В главе 14 обсуждаются вопросы тестирования рекламных обращений и определения их слабых мест.  [c.57]

Вторая проблема заключается в том, что, исходя из возможности разумно определить целевые группы населения, сюжеты в тесте должны быть характерны для этих целевых групп. В идеале их следует выбирать произвольно, и размер выбранной группы людей должен быть достаточно большим, чтобы результаты тестирования были статистически обоснованными. Разумеется, нужно находить компромиссы. Обычно экономически невыгодно брать большую произвольную выборку населения, особенно если включается персональный опрос. Погрешность, вносимая за счет неопрошенных, является проблемой, в некоторых тестах особенно критической. Люди широко отличаются по их склонности отвечать на вопросы, участвовать в лабораторных экспериментах, быть объектами физиологических исследований и участниками потребительских опрашиваемых групп. Опасность состоит в том, что отказавшиеся от участия в обследовании, могут отзываться иначе, по сравнению с теми, кто согласился участвовать. Кроме того, метод охвата в торговом центре, очевидно, затрагивает только посещающих его покупателей, а тесты по кабелю упускают тех, кто не подключен к кабелю. Остается, также, вопрос о том, как может один, пусть даже три или четыре города обеспечить представительную выборку населения. Следовательно, результаты могут не характеризовать все население, для которого сделана выборка.  [c.491]

Существуют поставщики по каждой из трех основных категорий исследования тестирования рекламы лабораторным тестам тестам, моделирующим естественное окружение рыночным тестам. В случае телевизионных, лабораторных и моделирующих естественное окружение тестов, включается принудительный показ рекламы, в то время как рыночные тесты исследуют запоминаемость рекламы в процессе телепередачи. В одной из работ [53] изучалось мнение рекламодателя и исполняющего рекламного агентства о предпочтениях между разными версиями тестов в ходе трансляции телепередачи и тестов с принудительным показом рекламы. Обнаружено, что наиболее предпочитаемы тесты с единственным показом рекламы и множественными рынками при тестировании в телепередаче (по сравнению с вариантами один показ рекламы, один рынок многократный показ, единственный рынок многократный показ, разные рынки сбыта). В случае принужденного показа рекламы студийные и лабораторные тесты предпочитались тестам с использованием передвижных плакатов и принужденных показов рекламы в домашней обстановке. Эти данные, несомненно, свидетельствуют в целом об общем предпочтении, но каждый раз выбор теста следует делать на основе конкретной ситуации.  [c.493]

Лабораторные методы часто критикуют за искусственность исследования при тестировании рекламы. Можно ли что-либо возразить в их защиту Обсудите.  [c.498]

По зарубежным данным, для создания товара, имеющего коммерческий успех, необходимо в среднем изучить около 60 новых идей, чтобы в конце концов получить одну, наиболее полно отвечающую перспективным требованиям рынка. Если за 100% принять время, нужное для всего цикла разработки, т.е. от зарождения идеи до выхода товара на рынок, то выявится следующая картина 5% времени уходит на обсуждение 60 идей с тем, чтобы выделить из них 15. 10% на то, чтобы оставить 5 перспективных. 60% на отсеивание еще 2—3 идей в конструкторском отделе. Остальное время — на стадию лабораторного и рыночного тестирования.  [c.304]

Уже во время проведения самой рекламной кампании важно отслеживать качество усваивания информации целевыми потребителями. Обработка информации состоит из немедленных реакций потребителя на рекламу (внимания, запоминания, эмоциональных реакций to принятия). Измерить обработку информации напрямую в ходе контрольного исследования нельзя, так как провести опрос в момент контакта респондентов с рекламой невозможно. В лабораторных же условиях тестирования объявления лишены информационного окружения, их демонстрируют по отдельности. Это гарантирует, что они привлекут к себе внимание, но не позволяет дать оценку качества восприятия в реальном, конкурентном окружении.  [c.113]

Пятый этап — это разработка и создание опытного образца и проведение лабораторного тестирования. Продолжительность данного этапа зависит, как правило, от трех групп факторов + уровня технологической сложности и наукоемкости продукта f возможностей финансирования  [c.59]

После создания опытного образца и его лабораторного тестирования новинка подвергается маркетинговому (или рыночному) тестированию. На шестом этапе в производство запускается пробная партия товара и осуществляются пробные продажи. Здесь существуют две основные технологии тестирования на пробных рынках и на искусственных рынках.  [c.60]

Была ли скорректирована первоначальная идея продукта после проведения лабораторных и рыночных тестирований  [c.225]

На втором этапе было проведено многоэтапное тестирование продукта и самой концепции бренда. Были созданы специальные фокус-группы из потенциальных потребителей (этот метод уже давно используется компанией), которым предлагалось, с одной стороны, дегустировать продукцию, а с другой — оценить привлекательность идеи нового бренда. Параллельно проводилось тщательное лабораторное тестирование продукта и корректировка в соответствии с мнением фокус-групп. К тестированию новинки были также привлечены постоянные дистрибьюторы компании и независимые эксперты в виде специализированных консалтинговых агентств.  [c.227]

Эксперимент является важнейшим инструментом анализа и тестирования в системе маркетинга. В зависимости от условий, в которых проводится эксперимент, различают полевой и лабораторный эксперименты. Главная цель эксперимента — это исследование поведения объекта по динамике его выходных параметров при изменении входных характеристик, которые могут варьироваться как экспериментатором (лабораторный), так и окружающей средой (полевой). Например, изменение структуры покупателей при изменении средств рекламы и цены или изменение поведения конкурентов и коммерсантов.  [c.116]

Лабораторный эксперимент проводится в специально подготовленных условиях тестирования. В зависимости от отношения тестируемого к условиям процесса тестирования различают четыре группы эксперимента  [c.117]

Перед выводом нового товара на рынок он должен пройти тестирование с целью выявления надежности и безопасности употребления нового товара. Испытания могут проводиться в полевых и лабораторных условиях. Формы испытаний зависят от типа, назначения и размеров товара. Испытания осуществляются потребителями, которых приглашают в лаборатории, где находится новый товар, или этот товар передается потребителям домой для пробного использования.  [c.275]

На четвертой фазе товар, его производство и маркетинговое сопровождение тестируются и утверждаются. Несмотря на то, то некоторое внутреннее (или альфа-) тестирование обычно имеет место на стадии разработки (третьей), необходимо гораздо более тщательное внутреннее тестирование, чтобы гарантировать соответствие товара спецификациям и требованиям к выполнению им надлежащих функций. Это внутреннее тестирование обычно имеет технический характер и осуществляется в лабораторных условиях.  [c.442]

В 1954 г. в книге о стратегии торговли американский автор писал Как наивны мы были, основывая исследование спроса на предположении, что человек всегда может и стремится обнаружить свои истинные чувства . Так начался поиск объективных методов тестирования реакций потребителя, а точнее — той непроизвольной реакции, которую можно обнаружить лабораторным путем.  [c.64]

Лабораторные эксперименты. Этот вид исследований включает тестирование факторов (например, состав разной продукции) в контролируемых условиях. Они дают великолепные результаты с точки зрения концентрации внимания на небольшом количестве факторов и устранения воздействия внешних факторов, однако иногда их отличают отсутствие реализма и переоценка влияния анализируемых факторов. Отсюда, получаемая проекция на «реальный мир», не всегда достоверна.  [c.148]

Для принятия решений необходимо располагать информацией о предположительном успехе отдельных альтернатив, которую можно получить с помощью эксперимента. Эксперименты могут быть лабораторными, проходящими в искусственной обстановке (тестирование продукта), и полевыми, протекающими в реальных условиях (тестирование рынка). При проведении любого эксперимента возникают как минимум две проблемы  [c.73]

Лабораторное тестирование на ЛУТИШ растворов типа «РеБиоп» было проведено с целью доказательства их исключительных свойств, полученных при работе на месторождениях. Сравнительное тестирование ставило целью выявить общую зависимость между скоростью раствора в затрубном пространстве, реологией раствора, профилем скорости, эксцентричностью, вращением труб, углом наклона скважины, эффективностью очистки скважины. Испытания были проведены на двух различных ЛУТИШ установках в различных условиях. Созданный в результате исследований документальный фильм наглядно демонстрирует влияние различных параметров на качество очистки скважины.  [c.147]

Маркетинговые исследования, в ходе которых формируется массив первичной информации, стоят достаточно дорого и должны носить целевой характер. К наиболее распространенным вариантам этих исследований относятся опрос (письменный и устный стандартизированное и нестандартизированное интервью и пр.), наблюдение (включенное, невключенное, полевое, лабораторное, систематическое, случайное и др.), эксперимент, тестирование и т. п.  [c.27]

При подготовке к занятию студентам рекомендуется ознакомиться с литературой по данной теме и получить четкое представление о процессе и этапах маркетинговых исследований, а также о содержании плана их проведения. Особое внимание следует обратить на содержание полевых (внекабинетных) исследований, в частности тестирования, эксперимента, имитации, анкетирования, лабораторных исследований, исследований на месте продаж и т.д.  [c.543]

Маркетинг ориентирует фирмы на постоянное приспособление к изменяющимся условиям не отвечать post fa tum на требования рынка и конкуренции, а предвосхищать события. Подчас разработка нового товара требует много времени, но она позволяет опередить конкурирующие фирмы и занять более выгодные позиции на рынке. Поэтому любое предприятие постоянно находится в состоянии отслеживания не только инициатив конкурентов, но и духа времени , дабы предвосхитить малейшие признаки изменений и быстро на них прореагировать. В этом случае, несомненно, полезным является тестирование товара. Оно применяется не только по отношению к существующим товарам, но и к идеям. По отношению к уже существующему товару тестирование применяют, когда предприятие намерено внести в него некоторые модификации, чтобы омолодить или использовать с другой целью, когда конкурирующая фирма выходит с новым продуктом или предприятие намеревается выбросить на рынок новый продукт. Тестирование проводят и тогда, когда предприятие желает выяснить отношение потребителей к существующим товарам (довольны ли потребители данным продуктом, не пользуются ли они услугами конкурентов). Кроме того, при тестировании товар подвергают различного рода испытаниям и анализу в лабораторных условиях (дегустации, химические анализы, испытания на прочность и безопасность и т.д.).  [c.84]

Вслед за успешной оценкой прототипа и воплощением рекомендаций экспертов наступает следующий этап проекта, связанный с подготовкой рабочих чертежей, спецификаций материалов и спецификаций, на основании которых может быть создана небольшая пилотная партия изделий. По опыту можно совершенно обоснованно предположить, что эта предпро-изводственная стадия проекта займет гораздо больше времени, чем сам дизайн лабораторной модели. Производственный департамент может решить задействовать ограниченное количество инструментов, а производственные инженеры и другие лица захотят наладить испытательные производственные процедуры, проверить наличие отклонений, протестировать автоматические действия и просто обдумать методы сборки и тестирования.  [c.18]

Описанные выше методы претеста являются лабораторными экспериментами или исследованиями типа desk top. Единственным способом реального тестирования рекламных материалов служит проведение тестовой рекламной кампании. При ее проведении выбирается город, в котором можно обеспечить изолированное рекламное давление в необходимых видах СМИ, проводится рекламная кампания и анализируется динамика продаж в данном городе (по доле продаж в товарной группе) и/или сравнивается с уровнем продаж в контрольном городе. Длительность тестовой рекламной кампании должна быть не менее 2 циклов покупки данного товара или 1,5 месяца для товаров импульсного спроса (в некоторых публикациях указывается, что для получения точного прогноза необходимо проведение годовой тестовой кампании, но это целесообразно только для абсолютно нового продукта).  [c.192]

economy-ru.info

Раздел Управление образовательными системами — Мегаобучалка

 

24. Управление образовательными системами. Основные подходы. Эволюция управления в образовательной практике России.

(Содержание ответа смотри: Общие основы педагогики: учеб. для вузов /В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. – М., Просвещение, 2006. – 574 с. — С.344-362)

25. Система образования в РФ. Образовательные учреждения, их типы.

(Содержание ответа смотри: Общие основы педагогики: учеб. для вузов /В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. – М., Просвещение, 2006. – 574 с. — С.65-68)

26. Принципы управления образовательными системами.

(Содержание ответа смотри: Общие основы педагогики: учеб. для вузов /В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. – М., Просвещение, 2006. – 574 с. — С.362-376)

27. Методы, приемы, средства управления образовательными системами

(Содержание ответа смотри: Общие основы педагогики: учеб. для вузов /В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. – М., Просвещение, 2006. – 574 с. — С.379-382)

Раздел Основы педагогической деятельности

28. Общая характеристика педагогической профессии

(Содержание ответа смотри: лекции, эссе, Общие основы педагогики: учеб. для вузов /В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. – М., Просвещение, 2006. – 574 с. — С.298-300)

29. Профессиональная деятельность педагога

(Содержание ответа смотри: Общие основы педагогики: учеб. для вузов /В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. – М., Просвещение, 2006. – 574 с. — С. 304-308)

30. Требования к современному педагогу

(Содержание ответа смотри: лекции, эссе, Общие основы педагогики: учеб. для вузов /В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. – М., Просвещение, 2006. – 574 с. — С. 309-314)

31. Мастерство педагогического общения

(Содержание ответа смотри: рабочий лист, эссе, Общие основы педагогики: учеб. для вузов /В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. – М., Просвещение, 2006. – 574 с. — С. 338-343)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Педагогика

16. Философия – методологическая основа педагогической науки. Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной: начиная с Античности философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали направление педагогического поиска. От системы философских взглядов (экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских и т.д.), которых придерживаются исследователи педагогики, зависит направление педагогического поиска; определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса.



17. К основным категориям педагогики относятся воспитание, обучение, образование.

18. Л.В. Занков(1901 – 1977) – основатель системы развивающего обучения. В ее основу были положены следующие принципы: обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний, осознание обучаемыми собственного учения, работа над развитием всех учащихся.

19. При помощи эмпирических методов устанавливают новые факты в науке, проводят качественную обработку полученных в ходе исследования фактов. К эмпирическим методам относят: наблюдение, опрос, метод контроля и др.

Методы педагогического исследования – это способы изучения педагогических явлений, получение научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Математические методы в педагогике применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.

20. Авторитарная педагогика рассматривается как педагогика воздействия, где ученик является объектом педагогического воздействия, а целью выступают знания, умения, навыки.

21.Авторитарная педагогика была сформирована в период средневековья. Одним из ярких представителей был немецкий педагог И.Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению людьми. Приемами управления считал угрозу, надзор, приказание и запрет.

22. Принципы целостного педагогического процесса – исходные положения, определяющие содержание, формы, методы, средства и характер взаимодействия в целостном педагогическом процессе; руководящие идеи, нормативные требования к его организации и проведению. Носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих весь процесс. К принципам педагогического процесса относятся принципы научности, наглядности, связи теории и практики, самостоятельности и активности учеников.

23. Преобладание репродуктивных методов – это недостаток программированного обучения. Репродуктивные методы обучения основаны на подражании. Использование только репродуктивных методов обучения снижает возможность развития творческих способностей ребенка.

Программированное обучение – это процесс, где происходит управляемое усвоение учебного материала, осуществляемое по специально составленной пошаговой обучающей программе. Принципы программированного обучения были разработаны В.П. Беспалько

24. Закономерности процесса обучения – объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами процесса обучения.

Принципы обучения – исходные положения, определяющие содержание, формы, методы, средства и характер взаимодействия в процессе обучения; руководящие идеи, нормативные требования к его организации и проведению. Принципы обучения носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих весь процесс обучения, и вытекают из закономерностей.

25. Гуманизация непрерывного образования — распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения; обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества.

Диверсификация образования предполагает многоуровневость образования, многоступенчатость профессиональной подготовки кадров, многофункциональность учебных заведений, вариативность и гибкость образовательных программ.

26. Словесные методы являются наиболее распространенными методами обучения в школе. К ним относят беседу, рассказ, монолог и др.

Метод беседы – это метод устного изложения, внешним признаком которого является чередование вопросов учителя и ответов учащегося в процессе обучения.

27. Нравственная беседа не является формой политического воспитания, это метод нравственного воспитания. Нравственная культура личности рассматривается как совокупность знаний, чувств, отношений и поведения, воплощающихся в нравственных идеалах, этических ценностях и нормах.

Формами политического воспитания являются информационные часы, политбои, поисковая деятельность по местам боев и др. Политическое воспитание – это процесс формирования политического сознания личности, отражающего отношения между государствами, нациями, партиями. Принципами политического воспитания являются: объективность, вариативность, свобода выбора оценок.

28. Методы воспитания — способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. Выбор методов воспитания зависит от цели воспитания; ведущего типа деятельности; содержания и закономерностей воспитания; конкретных задач и условий их решения; возрастных, индивидуальных и половых особенностей воспитанников; воспитанности (воспитуемости), мотивации поведения.

29. Закон параллельного действия был сформулирован А.С. Макаренко. Суть закона состоит в том, что в высокоразвитом коллективе воспитывает не столько педагог, сколько сами члены коллектива, коллективистские отношения.

30. Хронические заболевания и психические отклонения членов семьи относятся к медицинским причинам, вызывающим дисфункцию семейных отношений.

К психологическим причинам, вызывающим дисфункцию семейных отношений, относятся жестокость, агрессивность, ревность, супружеская неверность, жадность, неуравновешенность характеров членов семьи.

31. Всеобщая декларация прав человека, провозглашавшая право каждого человека на образование, была принята резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Конвенция о правах ребенка утверждена Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году. Закон Российской Федерации «Об образовании» был принят в 1992 году. Болонская декларация, направленная на создание единого Европейского образовательного процесса, была подписана в г. Болонье в 1999 г. Россия присоединилась к Болонской декларации в 2003 г.

32. Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования – техникумах, училищах, колледжах.

33. К основным принципам управления образовательными системами относятся: демократизация и гуманизация управления педагогическими системами; системность и целостность в управлении; рациональное сочетание централизации и децентрализации; единство единоначалия и коллегиальности; объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами.

34. Это сущностная характеристика принципа системности и целостности в управлении. Реализация принципа исключает односторонность в управлении. Управленческая деятельность всегда последовательна, логична, взаимовыгодна.

35. Принцип единства и коллегиальности в управлении направлен на преодоление субъективности и авторитаризма в управлении.

В управленческой деятельности важно опереться на опыт и знание коллег, организовать обсуждение, сопоставить разные точки зрения. Единоначалие и коллегиальность – это проявление единства противоположностей.

36. Педагогическая техника – это комплекс общепедагогических и психологических умений и навыков педагога. Она способствует овладению настроением, речью, поведением педагога.

Педагогическая специальность – это вид деятельности в рамках определенной профессиональной группы, которая характеризуется совокупностью знаний, умений, навыков, направленных на решение педагогических задач. Педагогические специальности объединены в профессиональную группу «Образование», объектом деятельности педагога является человек.

37. Педагогическая ситуация – это совокупность объективных и субъективных факторов, сложившихся в данный момент времени.

Непрерывная цепь выявления и решения учителем педагогических задач в конкретных условиях учебно-воспитательного процесса называется педагогической деятельностью.

Педагогическая деятельность осуществляется только в образовательных учреждениях. Основными видами педагогической деятельности являются воспитательная работа и преподавание. Воспитательная работа – это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление деятельностью воспитанников, с целью решения задач гармоничного развития личности. Преподавание – это вид воспитательной деятельности, который направлен на управление познавательной деятельностью школьников.

38. Профессиональный долг – это важнейшее качество учителя, в основе которого лежит оказание помощи ученикам и их родителям. Ярким примером профессиональной самоотверженности и долга является жизнь и деятельность Я. Корчака, В.А. Сухомлинского.

39. Информационная функция общения обеспечивает реальный психологический контакт с учащимися, процесс познания и взаимопонимания, формирует положительную мотивацию успехов в учебной деятельности, развивает познавательную деятельность личности.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ЗАДАНИЕ N 1

В структуру педагогических наук не входит …

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) андрогогика 2) история педагогики

3) педагогика школы 4) анатомия

ЗАДАНИЕ N 2 ( — выберите один вариант ответа)

Среди основных категорий педагогики выделяют…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) обучение 2) умение

3) навыки 4) знание

ЗАДАНИЕ N 3 ( — выберите один вариант ответа)

Отбор содержания образования определяется уровнем…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) социальных и научных достижений 2) развития технологий обучения

3) подготовки педагогов 4) требований родителей

ЗАДАНИЕ N 4 ( — выберите один вариант ответа)

Естественным или лабораторным может быть…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) наблюдение 2) эксперимент

3) рейтинг 4) тест

ЗАДАНИЕ N 5 ( — выберите один вариант ответа)

 

Формирование у человека ответственного отношения к своему народу и Отечеству – это цель _____________ воспитания.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) семейного 2) нравственного

3) гражданского 4) экологического

ЗАДАНИЕ N 6 ( — выберите один вариант ответа)

Компонентами педагогического процесса являются …

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) знания, умения и навыки учащихся 2) педагоги, учащиеся, родители

3) цели, содержание, формы и методы воспитания и обучения 4) семья, школа, общество

ЗАДАНИЕ N 7 ( — выберите один вариант ответа)

Формирование дисциплинированности ученика и способности к взаимодействию с учителем и другими учащимися относится к _________ функции обучения.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) образовательной 2) воспитательной

3) компенсаторной 4) развивающей

ЗАДАНИЕ N 8 ( — выберите один вариант ответа)

Примером реализации принципа_______ обучения является превращение ученика в субъекта образовательной деятельности.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) прочности результатов 2) научности

3) наглядности 4) сознательности и активности

ЗАДАНИЕ N 9 ( — выберите один вариант ответа)

Глубокое и системное освоение научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы, будь то школа или вуз, является признаком ________ образования.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) информатизации 2) гуманизации

3) дифференциации 4) фундаментализации

ЗАДАНИЕ N 10 ( — выберите один вариант ответа)

Лекция, рассказ, беседа, объяснение, дискуссия относятся к ________ методам обучения.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) проблемным 2) наглядным

3) практическим 4) словесным

ЗАДАНИЕ N 11 ( — выберите один вариант ответа)

Основополагающим и определяющим компонентом любой системы воспитания являются …

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) результаты воспитания 2) цели воспитания

3) основные направления воспитательной деятельности 4) методы, приемы и технологии воспитания

ЗАДАНИЕ N 12 ( — выберите несколько вариантов ответа)

К методам стимулирования деятельности относят…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) лабораторная работа 2) наказание

3) поощрение 4) наблюдение

ЗАДАНИЕ N 13 ( — выберите один вариант ответа)

Психологическая характеристика единства членов коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений, в единстве практической деятельности – это…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) психологический климат группы 2) социально-статусные отношения

3) сплоченность группы 4) этап развития социальной группы

ЗАДАНИЕ N 14 ( — выберите один вариант ответа)

Хозяйственно-экономические, воспитательные, социальные, психотерапевтические функции относят к функциям …

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) семьи 2) детского сада

3) армии 4) школы

ЗАДАНИЕ N 15( — выберите один вариант ответа)

В число образовательных учреждений общего среднего образования НЕ входят…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) лицеи 2) вечерние школы

3) колледжи 4) гимназии

ЗАДАНИЕ N 16 ( — выберите один вариант ответа)

Процесс превращения системы образования в многовариантную систему по содержанию, формам собственности, методам, срокам обучения, типам разноуровневых образовательных учреждений называется____________образования.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) демократизацией 2) модернизацией

3) глобализацией 4) диверсификацией

ЗАДАНИЕ N 17 ( — выберите один вариант ответа)

Реализация принципа общедоступности образования предполагает…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) приоритет общечеловеческих ценностей и свободного развития личности 2) учет национальных культурных традиций

3) адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития учащихся 4) светский характер образования

ЗАДАНИЕ N 18 ( — выберите один вариант ответа)

Нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных тем, вопросов с указанием общей дозировки времени на их изучение – это…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) индивидуальный план преподавателя 2) учебный предмет

3) учебный план 4) учебная программа

ЗАДАНИЕ N 19 ( — выберите один вариант ответа)

В Древней Греции педагогами называли …

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) учителей Спарты 2) рабов, сопровождающих детей своего господина в школу

3) преподавателей ораторского искусства 4) старейшин, возглавлявших школу в Афинах

ЗАДАНИЕ N 20 ( — выберите варианты согласно тексту задания)

Установите соответствие между функциональными компонентами педагогической деятельности и их характеристиками.

1. Диагностирующая функция

2. Презентативная функция

3. Корректирующая функция

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

A) обеспечивает обратную связь B) ориентирована на изложение учебного материала

C) связана с исправлением результатов деятельности учащихся

ЗАДАНИЕ N 21 ( — выберите варианты согласно тексту задания)

Установите соответствие между профессионально значимыми качествами педагога и уровнями их допустимости в педагогической деятельности.

1. Оптимальный уровень

2. Допустимый уровень

3. Критический уровень

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

A) предполагает наличие у педагога самовлюбленности, жестокости B) предполагает наличие у педагога самоуверенности, непримиримости к недостаткам учащихся

C) предполагает наличие у педагога уверенности в себе, требовательность

ЗАДАНИЕ N 22 ( — выберите один вариант ответа)

Механизмом познания и понимания личностного своеобразия воспитанника является…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) эмпати2) конфликт 3) теоретический анализ 4) обмен знаниями

 

megaobuchalka.ru

«Отличия лабораторного и естественного эксперимента»

В процессе этой игры исследователь наблюдает их деятельность в естественных условиях. Вместо того чтобы переводить изучаемые явления в лабораторные условия, стараются учесть влияние и подобрать естественные условия, соответствующие целям исследования.

Естественный эксперимент в отличие от лабораторного, проводится в обычной для испытуемого обстановке. Он исключает то напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют. В ходе естественного эксперимента сохраняется естественное содержание деятельности человека. [5]

Естественный эксперимент нашел и находит широкое применение в возрастной и педагогической психологии, в педагогике и методике обучения отдельным предметам. При помощи близких к естественным, обычным условиям поведения и деятельности произвольно вызывают и изучают те или иные психические процессы (память, внимание, мышление, речь) или индивидуальные особенности личности (интересы, характер, темперамент). Такой обстановкой, преднамеренно созданной для изучения психической деятельности испытуемых, могут быть специально организованные уроки в школе, игры и т. п.

Преимущество естественного эксперимента заключается в том, что он сочетает положительные качества методов наблюдения и эксперимента: естественность первого и активность второго.

В зависимости от характера решаемых исследовательских задач, естественный эксперимент, как и лабораторный, может быть констатирующим или формирующим. Констатирующий эксперимент — это эксперимент, устанавливающий наличие какого-либо непреложного факта или явления. Эксперимент становится констатирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых.

1.5 Отличия лабораторного эксперимента от лабораторного.

Изначально, необходимо отметить, что и лабораторный, и естественный является двумя основными разновидностями экспериментального исследования. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Это и является основным различием между этими двумя видами эмпирического исследования. Если естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе, то лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

Лабораторный эксперимент проводится в искусственных условиях, где экспериментатор имеет возможность целесообразно подбирать параметры, искусственно создавать такие условия, которые бы обеспечивали научную чистоту эксперимента и оптимальное продвижение исследователя к истине. Естественный эксперимент, как и лабораторный, проводится по определенной программе, но так, чтобы исследуемый не знал, что его исследуют, и разрешал свои задачи спокойно, в обычном для него темпе, со свойственными ему характерологическими особенностями и отношением к учебным, трудовым, спортивным и иным поручениям.

Лабораторный и естественный эксперименты могут быть констатирующими, направленными на выявление уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения исследования, и формирующими, направленными на изучение психического явления непосредственно в процессе активного формирования тех или иных психических особенностей. Сочетание констатирующего и формирующего эксперимента выступает одним из решающих условий реализации принципа изучения психических явлений в их развитии. В этом случае удается определить не только то, что уже имеется, но, формируя определенные психические качества, обнаружить те причины или условия, которые их могут вызвать, а также проследить, какие факторы обеспечивают перспективы их успешного развития.

При лабораторном исследовании исследователь пытается установить причинную или корреляционные связи между основными переменными, контролируя внешние переменные. Для этого он целенаправленно отбирает группы испытуемых или наблюдаемых индивидов, планирует определенным образом последовательность своих действий. Естественный эксперимент применяется для выявления особенностей поведения человека. Служат источником для эмпирических обобщений и выдвижения индуктивных гипотез, которые в дальнейшем могут стать материалом для теоретических рассуждений и проверяться в критических экспериментах. Способы контроля переменных (независимой, зависимой, внешних) систематически не применяются, хотя возможно использование сложных техник фиксации данных (карт наблюдения, аудио- и видеоаппаратуры, тестов и др.).

Экспериментальный материал, разрабатываемый для лабораторного эксперимента без использования аппаратуры, служит средством стимулирования изучаемых психических явлений. В качестве такого материала могут быть использованы специально составленные ряды чисел, связанные и бессвязные тексты, ряды слов, имеющие и не имеющие эмоциональной окраски. В естественном эксперименте сохраняется содержание обычной деятельности человека, но создаются условия, при которых обязательно вызывается изучаемое явление. Тем самым в естественном эксперименте сочетаются положительные качества метода наблюдения и метода эксперимента: естественность первого и активность второго.

2. Эмпирическое исследование

2.1 Особенности эмпирической выборки

Выборка состоит из 15 человек, работников **** завода города ***. Возраст обследуемых от 30 до 40 лет. Все работники являются операторами станков. Эмпирическую выборку составляют 6 представителей мужского пола и 9 представителей женского. Все обследуемые имеют стаж от 5 до 12 лет работы на данном заводе.

2.2 Ход и особенности проведения и эмпирического исследования Эмпирическое исследование направлено на изучение, изучаемого явления при помощи естественного и лабораторного эксперимента.

За изучаемое явление мы возьмем уровень развития таких характеристик внимания как концентрация.

Данное эмпирическое исследования имеет 2 этапа.

1 этап — проведение естественного эксперимента, который направлен на определение влияния внешних переменных на характеристики внимания.

2 этап — проведение лабораторного эксперимента с целью исследования влияния внешних переменных на характеристики внимания.

Естественный эксперимент проводился непосредственно на рабочем месте обследуемых, в рабочее время. В ходе данного эксперимент были выявлены внешние переменные, оказывающие влияние на характеристики внимания.

Лабораторный эксперимент проводился в специализированной комнате. В качестве устранения внешних переменных, устраняющих влияние таких внешних переменных, как шум, плохая освещенность, отвлекаемость.

2.3 Диагностический материал.

Для диагностического исследования использовался тест Бурдона., направленный на определения степени концентрации внимания.

Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.

Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).

Концентрация внимания оценивается по формуле:

К = С2 / П, где С — число строк таблицы, просмотренных испытуемым, П — количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков). Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

Статистическая обработка проводилась при помощи статистического критерия t — критерия Стьюдента. Он предназначен для определения достоверности различий между двумя эмпирическими показателями. Данный критерий высчитывался при помощи статистического пакета Stadia 6.

0.

2.4 Результаты эмпирического исследования (6, https://r.bookap.info).

Результаты исследования представлены в таблице № 1.

Таблица № 1. Результаты эмпирического исследования

исп Естественный эксперимент Лабораторный эксперимент Кол строк Кол ошибок концентр Кол строк Кол ошибок Концентр 1 18 1 324 20 1 400 2 2 3 133 22 1 484 3 21 4 110 21 0 441 4 25 2 312 30 2 450 5 16 2 128 20 2 200 6 18 1 324 24 1 576 7 30 4 225 30 4 225 8 12 3 48 20 3 133 9 18 4 81 21 1 441 10 22 2 242 30 2 450 11 25 6 104 35 2 612 12 6 4 64 36 4 324 13 23 2 264 20 0 400 14 18 2 162 28 1 784 15 32 3 341 24 3 192 сред 21 2,8 191 25 1,8 388

Анализируя средние данные, мы можем отметить, что в ходе лабораторного эксперимента, при котором все внешние переменные были аннулированные, обследуемые показали более высокую степень концентрации внимания. При этом, наблюдается увеличение количества строк, которые были обработаны обследуемыми. А также снижается количество ошибок, допущенных при проведении диагностики.

Статистический критерий показал достоверность результатов, полученных в ходе проведения лабораторного и естественного экспериментов. T-критерий Стьюдента = 4,12, при p=0.

531.

Итак, подводя итоги по эмпирическому исследованию, можно отметить, что результаты, полученные в ходе естественного и лабораторного экспериментов, различаются, и это нашло статистическое подтверждение. А это в свою очередь свидетельствует о том, что такая внешняя переменная, как условия труда, выражающаяся в повышенном шумовом эффекте, плохой освещенности рабочего места, а также отвлекающем моменте, который связан с тем, что во время обследования рабочие отвлекались непосредственно на свою работу, способствует снижению концентрации внимания.

Заключение

Итак, в заключении хотелось бы отметить, что лабораторный и естественный эксперимент являются основными методами эмпирического исследования. Они имеют ряд схожестей, но в тоже время, имеют и ряд отличий. Среди основных отличий следует отметить следующее.

1. Условия проведения. Если лабораторный эксперимент проводится в специализированный, искусственно созданных условиях, то естественный эксперимент проводится как правило в полевых условиях.

2. Использование соответствующей аппаратуры при лабораторном эксперименте.

3. Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности — соответствия жизни.

Гипотеза, поставленная в начале данного исследования, подтвердилась: естественный и лабораторный эксперименты имеют схожести и различия, которые оказывают непосредственное влияние на итоговые результаты эмпирического исследования.

1. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие курсу Г18 «Психология человека». — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 276 с.

2. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Проспект, 2005. С. 51.

3. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 320 с

4. Ждан А. Н. Из истории вопроса о соотношении теории и эксперимента в психологии // История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России, М., 1990, с.30−41

5. Журавлев Д. В. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Курс лекций. М.: Издательство МГОУ, 2003

6. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков — М.: Академия, 2000 — 304 с.

7. Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент. М.: Изд-во МГУ, 1997.

8. Корректурная проба (Тест Бурдона) / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.107−111.

9. Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. — 2 изд., расш, испр. и доп. — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998 — 512 с.

10. Максименко С. Д. Психологический эксперимент. http://www.zdorovsovet.ru/psihologiya-otnosheniy/psihologicheskiy-eksperiment.html

11. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии — Спб.: Питер, 2001 — 336 с.

12. Немов Р. С. Психология — М.: «Владос», 1999, 688 с.

13. Никандров В. В Наблюдение и эксперимент в психологии — Спб: Речь, 2002 — 78 с.

14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — Спб: Питер Ком, 1998. — 688 с.

15. Романова Е. С. Экспериментальная психология — Спб: Питер, 496 с

16. Сидоренко Е. Математические методы в психологии — Спб: Речь, 2007 — 350 с

17. Соколова Е. Е. Введение в психологию. 2-е издание — М: Академия, 2007 — 352 с.

18. Хикс Ч. Основные принципы планирования эксперимента. М., 1967 — 406 с.

19. Фресс П. Экспериментальный метод//Экспериментальная психология /Под ред. П. Фрессаи

Ж. Пиаже. Вып. 1−2. М.: Прогресс, 1966. С. 99−156.

20. Экспериментальная психология. Вып. 1−2/Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 1966 — 422 с.

r.bookap.info

Естественный эксперимент — это… Описание и особенности проведения

Как исследователи исследуют человеческий ум и поведение? Хотя существует ряд различных методов исследования, естественно-научные эксперименты позволяют исследователям смотреть на причинно-следственные связи. Они идентифицируют и определяют ключевые переменные, формулируют гипотезу, манипулируют переменными и собирают данные о результатах. Посторонние переменные тщательно контролируются для минимизации потенциального воздействия на результат.

Эксперимент, лабораторный, естественный или любой другой, включает в себя манипулирование одной переменной, чтобы определить, могут ли изменения в одной переменной вызывать изменения в другой. Этот метод основан на контролируемых методах, случайном назначении и манипуляциях с переменными для проверки гипотезы.

Типы экспериментов

Есть несколько различных типов экспериментов, которые исследователи могли бы использовать. Каждый из них может зависеть от множества факторов, включая участников, гипотезу и ресурсы, доступные исследователям:

  1. Лабораторные эксперименты очень распространены в психологии, потому что они позволяют экспериментаторам лучше контролировать переменные. Эти эксперименты также могут быть проще для проведения другими исследователями. Проблема, конечно же, в том, что то, что происходит в лаборатории, не всегда идентично тому, что происходит в реальном мире.
  2. Естественный эксперимент — это так называемый полевой эксперимент. Иногда исследователи могут предпочесть провести свои исследования в естественной среде. Например, представим, что социальный психолог заинтересован в исследовании определенного типа социального поведения. Этот тип эксперимента может быть отличным способом увидеть поведение в действии в реалистичных условиях. Тем не менее это затрудняет для исследователей возможность контролировать переменные, и может вводить смешанные переменные, которые могут влиять на результаты.
  3. Квази-эксперименты. Хотя лабораторные и естественные эксперименты в психологии представляют собой группу наиболее популярных методов, исследователи могут также использовать третий тип, известный как квази-эксперимент. Они часто упоминаются, как естественные эксперименты, потому что исследователи не имеют истинного контроля над независимой переменной. Вместо этого уровень достижения цели определяется естественными условиями ситуации. Это хороший выбор в ситуациях, когда ученые изучают явления в естественных, реальных условиях. Это также хороший выбор в ситуациях, когда исследователи не могут из этических соображений манипулировать независимой переменной, о которой идет речь.

Ключевые термины

Чтобы понять, как работает метод естественного эксперимента, есть несколько ключевых терминов:

  • Независимой переменной является объект, которым манипулирует экспериментатор. Предполагается, что эта переменная вызывает некоторый эффект для другой переменной. Если исследователь изучает, как сон влияет на качество сдачи математического теста, количество сна, которое получает человек, будет независимой переменной.
  • Зависимой переменной является эффект, который измеряет экспериментатор. В нашем предыдущем примере тестовые оценки будут зависимой переменной.
  • Операционные определения необходимы для проведения эксперимента. Когда мы говорим, что что-то является независимой или зависимой переменной, нам нужно иметь очень четкое и конкретное определение ее смысла и объема.
  • Гипотеза является предварительным утверждением или догадкой о возможной связи между двумя или более переменными. В нашем предыдущем примере исследователь может предположить, что люди, которые получают больше сна, сдадут математический тест лучше на следующий день. Цель эксперимента заключается в том, чтобы поддерживать или не поддерживать эту гипотезу.

Экспериментальный процесс

Психологи, как и другие ученые, используют научный метод при проведении эксперимента. Научный метод представляет собой набор процедур и принципов, которые определяют, как ученые разрабатывают исследовательские вопросы, собирают данные и делают выводы. Выделяют четыре основных этапа процесса:

  1. Формирование гипотезы.
  2. Проектирование исследования и сбора данных.
  3. Анализ данных и получение выводов.
  4. Обмен результатами.

Естественный эксперимент — это что такое?

Естественный эксперимент представляет собой эмпирическое исследование, в котором физические лица (или кластеры индивидуумов) подвергаются воздействию опытных и контрольных условий, не зависящих от исследователей, но сам процесс выглядит естественно. Это своего рода наблюдательные исследования. Естественный эксперимент — это наиболее полезный метод, когда имеется четко выраженная экспозиция с четко определенной субпопуляцией (и отсутствием воздействия), так что изменения в результатах могут быть правдоподобно отнесены к воздействию. В этом смысле разница между естественным экспериментом и неэкспериментальным наблюдательным исследованием заключается в том, что первое включает сравнение условий, которые прокладывают путь к каузальному выводу, но последний этого не делает.

Естественные эксперименты — это исследовательские проекты, где контролируемые эксперименты чрезвычайно сложно реализовать или неэтично, например, в нескольких областях исследований, на которые распространяется эпидемиология (например, оценка воздействия на здоровье различной степени воздействия ионизирующего излучения у людей, живущих вблизи Хиросимы во время атомный взрыв), экономика (например, оценка экономической отдачи от объема обучения взрослых в США), политология, психология и социальные науки.

Условия естественного эксперимента

Ключевые условия и особенности экспериментального исследования включают манипуляции и контроль. Манипуляция в этом контексте означает, что экспериментатор может контролировать субъекты исследования, а также какие они ощущают на себе воздействия. Можно манипулировать, по меньшей мере, одной переменной. Контрольные испытания могут отвечать только на некоторые типы эпидемиологических вопросов, и они не полезны при исследовании вопросов, для которых случайное задание либо неосуществимо, либо неэтично.

В качестве примера предположим, что следователь заинтересован во влиянии плохого жилья на здоровье. Поскольку практическое или этическое случайное распределение людей по переменным жилищным условиям нецелесообразно, этот предмет трудно изучать с использованием экспериментального подхода. Однако, если была изменена жилищная политика, такая как лотерея для субсидируемых ипотечных кредитов, которая позволила бы некоторым людям переехать в более желательное жилье, оставив других подобных людей в их прежнем некачественном жилье, возможно, можно будет использовать это изменение политики для изучения влияния изменения жилищных условий на здоровье.

В другом примере хорошо известен природный эксперимент в Хелене (Монтана, США), согласно которому курение было запрещено во всех общественных местах на шестимесячный период. Впоследствии исследователи сообщили о 60-процентном падении сердечных приступов в районе исследования за время действия запрета.

Научный метод исследования

Эксперимент является основным методом исследования в науке. Ключевыми функциями являются контроль над переменными, тщательное измерение и установление причинно-следственных связей. Это исследование, в котором гипотеза проверена научно. В эксперименте управляется независимая (причина) и измеряется зависимая переменная (эффект), а также контролируются любые посторонние переменные. Преимущество состоит в том, что эксперименты, как правило, объективны. Взгляды и мнения исследователя не должны влиять на результаты исследования. Это хорошо, так как делает данные более достоверными и менее предвзятыми.

fb.ru

17. Лабораторный и полевой эксперименты

Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами.

Лабораторный эксперимент (англ. laboratory experiment), или искусственный эксперимент, — в это вид эксперимента, который проводится в искусственно созданных условиях (в рамках научной лаборатории) и в котором по мере возможности обеспечивается взаимодействие исследуемых субъектов только с теми факторами, которые интересуют экспериментатора. Исследуемыми субъектами считаются испытуемые или группа испытуемых, а интересующие исследователя факторы называются релевантными стимулами.

Естественный эксперимент, или полевой эксперимент, — это вид эксперимента, который проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс.

При проведении полевого эксперимента сохраняется возможность, если это позволяют этические и организационные соображения, оставить испытуемого в неведении о своей роли и участии в эксперименте, что имеет преимущество в том, что на естественность поведения испытуемого не скажется факт проведения исследования.

Эксперименты могут проводиться в рыночных (полевых) или лабораторных условиях. Лабораторные условия искусственно создаются исследователем в соответствии с заданными требованиями конкретного эксперимента.

Различия между рыночной и лабораторной средой обобщены в табл. 1.

По сравнению с экспериментами в полевых условиях (field environment) эксперименты в лабораторных условиях (laboratory environment) имеют следующие преимущества. Лабораторная среда обеспечивает высокую степень контроля за проведением эксперимента, поскольку последний изолирован от посторонних воздействий в тщательно регулируемой среде. Таким образом воздействие факторов среды можно свести к минимуму. Лабораторные эксперименты, как правило, приносят одинаковые результаты, если проводятся с одними и теми же субъектами, что обеспечивает высокую степень внутренней достоверности. Для проведения лабораторных экспериментов привлекается меньше респондентов, требуется меньше времени, они ограничены географическим местом проведения и проще в реализации, чем эксперименты в естественных условиях. Следовательно, они, как правило, требуют и меньших затрат.

Рыночная среда, условия (field environment)

Место проведения эксперимента в реальных рыночных условиях.

Лабораторная среда, условия (laboratory environment)

Искусственно созданное место проведения эксперимента, в котором исследователь создает требуемые условия.

По сравнению с полевыми экспериментами лабораторные имеют следующие основные недостатки. Искусственность среды проведения может вызвать ошибку реакции, когда респонденты реагируют скорее на саму по себе среду, а не на изменения независимых факторов. Кроме того, искусственность обстановки может привести к появлению ложных результатов (demand artifacts), феномен, возникающий за счет того, что респонденты пытаются угадать цель проведения эксперимента и реагировать соответственно своим предположениям. Например, просматривая тестовый рекламный ролик, респонденты могут вспомнить задававшиеся перед демонстрацией вопросы о данной торговой марке и предположить, что реклама призвана изменить их отношение к этой марке. Наконец, лабораторные эксперименты, видимо, дают более низкую внешнюю достоверность по сравнению с экспериментами в рыночных условиях. Поскольку лабораторный эксперимент проводится в искусственно созданной среде, может возникнуть проблема обобщения полученных результатов и их распространения на реальные ситуации.

Ложные результаты (demand artifacts)

Ответы, когда респонденты пытаются угадать цель проведения эксперимента и реагировать соответственно своим предположениям.

Предпринимались попытки доказать, что искусственность, или недостаток реалистичности обстановки, в лабораторных экспериментах не обязательно снижает уровень внешней достоверности. Конечно, исследователь должен отдавать себе отчет в существовании различий между искусственной экспериментальной средой и теми реальными ситуациями, на которые распространяются результаты эксперимента. Внешняя достоверность снизится только в том случае, если факторы, обусловившие эти различия, будут взаимодействовать с независимыми факторами, изменяемыми в ходе эксперимента. Это часто случается в практике маркетинговых исследований. Необходимо принять во внимание и тот факт, что в лабораторных условиях применяются более сложные методики эксперимента, чем в рыночных. Кроме того, в лабораторных условиях исследователь может контролировать больше посторонних факторов, что приводит к повышению внешней достоверности эксперимента.

Лабораторный эксперимент -характеризуется изоляцией проводимых

исследований от реальной жизни; изменением одной или нескольких независимых

переменных в точно заданных и управляемых условиях.

Достоинства:

— дешевизна;

— позволяет сохранить в тайне от конкурентов замыслы фирмы и результаты

эксперимента.

Недостатки:

— ошибки при создании экспериментальной ситуации;

— влияние экспериментатора;

— изоляция от реальной ситуации.

Широко применяется для предварительного тестирования новых и измененных

товаров, рекламы, концепций товаров. Практически никогда не используется при

принятии решений о распределении.

Полевой эксперимент — охватывает изменение независимой переменной ы

условиях рынка и характеризуется отсутствием контроля.

Достоинства:

— реальная рыночная ситуация;

— высокая внешняя обоснованность эксперимента;

— сотрудничество с различными оптовыми продавцами при проведении

эксперимента.

Недостатки:

— отсутствие управляемости;

— высокая стоимость.

Используестя для определения политики ценообразования, для определения

способов стимулирования, выборе каналов распределения.

  1. Стратифицированная выборка

Стратифицированная (расслоенная) выборка (stratified sampling) — это процесс, состоящий из двух этапов, в котором совокупность делится на подгруппы (слои, страты, strata). Слои должны взаимно исключать и взаимно дополнять один другого, чтобы каждый элемент совокупности относился к одному и только одному слою, и ни один элемент не был упущен. Далее, из каждого слоя случайным образом выбираются элементы, при этом обычно используется метод простой случайной выборки. Формально, выбор элементов из каждого слоя может осуществляться только с помощью SRS. Однако на практике иногда применяется систематический отбор и другие вероятностные выборочные методы. Отличие стратифицированной выборки от квотной состоит в том, что элементы в ней выбираются скорее случайно, а не из удобства или на основании мнения исследователя. Главная задача стратифицированной выборки > — увеличение точности без увеличения затрат.

Переменные, используемые для деления совокупности на слои, называются стратификационными переменными. Критерии для их выбора: однородность, неоднородность, взаимосвязанность и стоимость. Элементы, относящиеся к одному слою, должны быть как можно более однородными, а относящиеся к разным слоям — наоборот, как можно более разнородными. Кроме того, стратификационные переменные должны быть тесно связаны с исследуемой характеристикой. Чем больше переменные соответствуют этим критериям, тем эффективнее уменьшение нежелательных отклонений в выборке. В конце концов, переменные должны снижать стоимость процесса расслоения, будучи простыми в оценке и применении. Как правило, для стратификации используют такие переменные, как демографические характеристики (как показано на примере квотной выборки), разновидность покупателя (владельцы кредитной карточки или те, кто ее не имеет), величина фирмы или отрасль промышленности. Для стратификации можно использовать несколько переменных, однако больше двух применяют редко, поскольку это непрактично и экономически неоправданно. Несмотря на то, что количество слоев в расслоенной выборке остается предметом спора, опыт показывает, что использовать нужно не больше шести. При использовании больше шести слоев любое повышение точности сводится на нет увеличением стоимости расслоения и отбора.

Другое важное решение связано с использованием пропорциональной или непропорциональной выборки . При пропорциональном стратификационном отборе объем выборки, полученной из каждого слоя, пропорционален доле этого слоя в объеме генеральной совокупности. При непропорциональном стратификационном отборе объем выборки, полученной из каждого слоя, пропорционален доле этого слоя в объеме генеральной совокупности и среднеквадратичному отклонению распределения исследуемой характеристики среди всех элементов этого слоя. Логика непропорциональной выборки проста. Во-первых, слои относительно большего размера больше влияют на определение средней для генеральной совокупности. Следовательно, эти слои больше влияют на формирование результатов выборочного наблюдения. Стратификационный метод обеспечивает наличие в выборке всех важных подгрупп, Это особенно важно, если исследуемая характеристика неравномерно распределена среди элементов генеральной совокупности.. Стратифицированная выборка позволяет обеспечить соответствующее количество таких семей в выборке. Она сочетает в себе простоту метода SRS с возможностью повышения точности. Поэтому данный метод формирования выборки весьма популярен.

Стратифицированный случайный отбор (stratified sampling) — это процесс, состоящий из двух этапов, в котором генеральная совокупность сначала делится на подгруппы (страты, strata). Страты должны взаимно исключать и взаимно дополнять одна другую, чтобы каждая единица совокупности относилась только к одной подгруппе, и ни одна единица не была бы пропущена.

Стратифицированный случайный отбор (stratified sampling)

Двухэтапный метод вероятностного отбора, согласно которому генеральная совокупность сначала делится на подгруппы или страты. Затем единицы совокупности случайным образом выбираются из каждой страты.

Переменные, используемые для деления совокупности на страты, называются стратификационными переменными. Критерии для их выбора следующие: однородность, неоднородность, взаимосвязанность и стоимость. Элементы, относящиеся к одной страте, должны быть как можно более однородными, а относящиеся к разным — наоборот, как можно более разнородными. Кроме того, стратификационные переменные должны быть тесно связаны с исследуемой характеристикой. Чем больше переменные соответствуют этим критериям, тем эффективнее уменьшение нежелательных отклонений в выборке.

studfile.net

Естественно или искусственно?

 

В основном планировать пол ребёнка можно двумя способами: искусственно, прибегая к помощи современных технологий, или естественным путём, используя процессы, естественно происходящие  в организме женщины. Большинство людей склонны думать, что искусственные способы, проводимые в лабораторных условиях и под присмотром врачей, гораздо надёжнее, а шансы зачать девочку или мальчика, планируя естественными методами и в домашних условиях ничуть не больше, чем «подбрасывание монеты», то есть 50/50, что выпадет та или другая сторона — это неправда! Статистика констатирует, что процент удачных результатов при планировании естественными методами, так же высок, как и искусственные процедуры. Но если это так, возникает вопрос, почему люди не пренебрегают искусственными процедурами, доставляющими много хлопот и стоящими не мало денег?

Выбор искусственных методов чаще всего основывается на медицинских  показаниях,  таких  как  наследственно  передающиеся болезни или передающиеся исключительно по мужской или женской линии. Будущие  родители чувствуют ответственность за здоровье ребёнка и стараются максимально увеличить вероятность желаемого результата. Другой веский аргумент в пользу искусственных процедур это удобство. Для проведения всех процедур достаточно всего несколько визитов к врачу, а для планирования естественными методами нужно иметь силу воли и терпение. В этом случае вам придётся регулярно наблюдать за своим организмом, нужно научиться узнавать знаки, показывающие на периоды фертильности (плодности) и овуляцию, и процент удачи в значительной мере будет зависеть от потраченного времени и приложенных усилий. В некоторых случаях, пока вы достоверно поймёте язык своего тела только процесс обучения может занять 3-4 месяца.

Из вышесказанного следует, что искусственные процедуры чаще всего выбирают пары, которые не могут рисковать, а естественные методы предпочитают те, для кого пол ребёнка не является вопросом «жизни и смерти», кто не боится довольно надоедливого процесса наблюдений, обучения и готов придерживаться рекомендаций.

 

Важные замечания

Пары, собирающиеся планировать пол ребёнка искусственными методами, используя высокие медицинские технологии, должны быть хорошо информированы. Знания не должны ограничиваться только анализом и сравнением разных технических решений. Женщина должна решить, сможет ли она и её семья смириться с финансовым и психологическим стрессами, проявление которых возможно во время и после проведения процедур; особенно, если надежды не оправдываются. Во многих городах США и  Западной Европы существуют медицинские центры, рекламирующие собственные методы планирования и намного «приукрашивающие» положительные результаты, поэтому исследовать этот аспект следует очень внимательно.

Решение родителей, выбравших метод планирования, должно быть хорошо обдуманным, взвешены все «за» и «против», и не поддающимся влиянию и рекламе центров планирования.

Также должно быть известно, что содружество медиков широко дискутирует на тему методов планирования пола, но к единому мнению прийти не может. Поэтому, если вы решили спланировать пол будущего ребёнка, то должны сознавать, что результат может оказаться не таким, какой вы ожидали.

 

 

 

Рекомендуемые статьи:

— Кристаллизация слюны

— Планирование здорового потомства

— Принципы планирования пола

— Планирование пола и овуляция

— Естественная контрацепция

arbortest.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *