Експеримент – Ой!

Эксперимент — Википедия

Экспериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт) — является процедурой, выполняемой для поддержки, опровержения или подтверждения гипотезы или теории. Эксперименты могут значительно различаться по целям и масштабам, как правило полагаются на повторяемую процедуру и логический анализ результатов. К экспериментам также относят и естественные исследования — действия, направленные на удовлетворения любопытства.

Эксперимент является одним из источников опыта и эмпирических данных[1].

Научным называют эксперимент реализуемый в рамках научного метода[2][3].

Эксперимент выступает в качестве инструмента:

Существует несколько моделей эксперимента[источник не указан 3586 дней]:

Безупречный эксперимент — невоплотимая на практике модель эксперимента, используемая психологами-экспериментаторами в качестве эталона. В экспериментальную психологию данный термин ввёл Роберт Готтсданкер, автор известной книги «Основы психологического эксперимента», считавший, что использование подобного образца для сравнения приведёт к более эффективному совершенствованию экспериментальных методик и выявлению возможных ошибок в планировании и проведении психологического эксперимента.

Случайный эксперимент (случайное испытание, случайный опыт) — математическая модель соответствующего реального эксперимента, результат которого невозможно точно предсказать. Математическая модель должна удовлетворять требованиям:

  • она должна быть адекватна и адекватно описывать эксперимент;
  • должна быть определена совокупность множества наблюдаемых результатов в рамках рассматриваемой математической модели при строго определенных фиксированных начальных данных, описываемых в рамках математической модели;
  • должна существовать принципиальная возможность осуществления эксперимента со случайным исходом сколь угодное количество раз при неизменных входных данных;
  • должно быть доказано требование или априори принята гипотеза о стохастической устойчивости относительной частоты для любого наблюдаемого результата, определённого в рамках математической модели.

Эксперимент не всегда реализуется так, как задумывалось, поэтому было придумано математическое уравнение относительной частоты реализаций эксперимента:

Пусть имеется некоторый реальный эксперимент и пусть через A обозначен наблюдаемый в рамках этого эксперимента результат. Пусть произведено n экспериментов, в которых результат A может реализоваться или нет. И пусть k — это число реализаций наблюдаемого результата A в n произведенных испытаниях, считая что произведенные испытания являются независимыми.

Физический эксперимент[править | править код]

Физический эксперимент — способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях. В отличие от теоретической физики, которая исследует математические модели природы, физический эксперимент призван исследовать саму природу.

Именно несогласие с результатом физического эксперимента является критерием ошибочности физической теории, или более точно, неприменимости теории к окружающему нас миру. Обратное утверждение не верно: согласие с экспериментом не может быть доказательством правильности (применимости) теории. То есть главным критерием жизнеспособности физической теории является проверка экспериментом.

В идеале, Экспериментальная физика должна давать только описание результатов эксперимента, без какой-либо их интерпретации. Однако на практике это недостижимо. Интерпретация результатов более-менее сложного физического эксперимента неизбежно опирается на то, что у нас есть понимание, как ведут себя все элементы экспериментальной установки. Такое понимание, в свою очередь, не может не опираться на какие-либо теории.

Компьютерный эксперимент[править | править код]

Компьютерный (численный) эксперимент — это эксперимент над математической моделью объекта исследования на ЭВМ, который состоит в том что, по одним параметрам модели вычисляются другие её параметры и на этой основе делаются выводы о свойствах объекта, описываемого математической моделью. Данный вид эксперимента можно лишь условно отнести к эксперименту, потому как он не отражает природные явления, а лишь является численной реализацией созданной человеком математической модели. Действительно, при некорректности в мат. модели — её численное решение может быть строго расходящимся с физическим экспериментом[6].

Психологический эксперимент[править | править код]

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. Различными авторами понятие «психологический эксперимент» трактуется неоднозначно, зачастую под экспериментом в психологии рассматривается комплекс разных самостоятельных эмпирических методов (

собственно эксперимент, наблюдение, опрос, тестирование)[7]. Однако традиционно в экспериментальной психологии эксперимент считается самостоятельным методом. В рамках психологического консультирования, психологическим экспериментом называют специально созданную ситуацию, предназначенную для более целостного (в различных модальностях) переживания клиентом собственного опыта.

Мысленный эксперимент[править | править код]

Мысленный эксперимент в философии, физике и некоторых других областях знания — вид познавательной деятельности, в которой структура реального эксперимента воспроизводится в воображении. Как правило, мысленный эксперимент проводится в рамках некоторой модели (теории) для проверки её непротиворечивости. При проведении мысленного эксперимента могут обнаружиться противоречия внутренних постулатов модели либо их несовместимость с внешними (по отношению к данной модели) принципами, которые считаются безусловно истинными (например, с законом сохранения энергии, принципом причинности и т. д.).

Критический эксперимент[править | править код]

Критический эксперимент — эксперимент, исход которого однозначно определяет, является ли конкретная теория или гипотеза верной. Этот эксперимент должен дать предсказанный результат, который не может быть выведен из других, общепринятых гипотез и теорий.

Пилотажный эксперимент[править | править код]

Пилотажный эксперимент (pilot experiment) – пробное экспериментальное исследование, в котором апробируются основная гипотеза, подходы к исследованию, план, проверяется работоспособность применяемых методик, уточняются технические моменты процедур эксперимента. Он проводится на небольшой выборке, без строгого контроля переменных. Пилотажный эксперимент позволяет устранить грубые ошибки в формулировке гипотезы, конкретизировать цель, уточнить методику проведения эксперимента, оценить возможность получения экспериментального эффекта.

Вспомогательные методы[править | править код]

  • тестирование
  • анализ продуктов деятельности
  • математическая статистика
  1. ↑ Pickett, Joseph P., ed. (2011), «Empirical», The American Heritage Dictionary of the English Language (5th ed.), Houghton Mifflin, ISBN 978-0-547-04101-8
  2. ↑ Исаак Ньютон (1687, 1713, 1726). «Математические начала натуральной философии», третья часть «Система мира». Перевод с латинского и примечания А. Н. Крылова. М., Наука, 1989 г., 688 с ISBN 5-02-000747-1
  3. ↑ «scientific method», Oxford Dictionaries: British and World English, 2016, retrieved 28 May 2016
  4. ↑ К.Поппер «Логика и рост научного знания», — Перевод, общая редакция и вступительная статья доктора философских наук, В. Н. САДОВСКОГО. — 4. — «Прогресс», Москва. — 1983. — С. 63. — 599 с.
  5. ↑ Верификация. Большой энциклопедический словарь.
  6. ↑ М.-Л.А. Чепа, Н.М. Бугайова. Проблемы обеспечения валидности эксперимента в условиях виртуальной среды / Экспериментальный метод в структуре психологического знания. — М., 2012. — С. 82-86. ISBN 978-5-9270-0248-1.
  7. Никандров В. В. Наблюдение и эксперимент в психологии. СПб.: Речь, 2002
  • Визгин В. П. Герметизм, эксперимент, чудо: три аспекта генезиса науки нового времени // Философско-религиозные истоки науки. М., 1997. С.88-141.
  • Ахутин А. В. Эксперимент и природа. СПб.: Наука, 2012. — 660 с. — (сер. «Слово о сущем» Т. 93).

ru.wikipedia.org

Експеримент — Вікіпедія

Експериме́нт (англ. experiment) — сукупність дослідів, об’єднаних однією системою їх постановки, взаємозв’язком результатів і способом їх обробки. Унаслідок експерименту отримують сукупність результатів, які допускають їхню сумісну обробку і зіставлення.

Експеримент — спроба, дослід, які потребують підтвердження чи спростування, форма пізнання, один з основних методів наукового дослідження, в якому вивчення явищ відбувається в доцільно вибраних або штучно створених умовах, що забезпечують появу тих процесів, спостереження яких необхідне для встановлення закономірних зв’язків між явищами. Важливими характеристиками експерименту є його надійність та валідність.

[1]

Експеримент відрізняється від спостереження активною взаємодією з досліджуваним об’єктом. Зазвичай, експеримент проводиться в рамках наукового дослідження і слугує для перевірки гіпотези, встановлення причинно-наслідкових зв’язків між явищами. Експеримент є базою емпіричного підходу до знань. Критерій Поппера висуває можливість постановки експерименту як головної відмінності наукової теорії від псевдонаукової. Експеримент — це науковий метод дослідження, який повторюється в описаних умовах необмежену кількість раз і дає ідентичні результати.

Розрізняють пасивний експеримент та активний експеримент.

Пасивний експеримент[ред. | ред. код]

При пасивному експерименті інформація про досліджуваному об’єкті накопичується шляхом пасивного спостереження, тобто інформацію отримують в умовах звичайного функціонування об’єкта. Активний експеримент проводиться з застосуванням штучного впливу на об’єкт за спеціальною програмою.

При пасивному експерименті існують лише фактори у вигляді вхідних контрольованих, але некерованих змінних, і експериментатор знаходиться в становищі пасивного спостерігача. Завдання планування в цьому випадку зводиться до оптимальної організації збору інформації та вирішення таких питань, як вибір кількості та частоти вимірювань, вибір методу обробки результатів вимірювань.

Найчастіше метою пасивного експерименту є побудова математичної моделі об’єкта, яка може розглядатися або як добре, або як погано організований об’єкт. У добре організованому об’єкті мають місце певні процеси, в яких взаємозв’язку вхідних і вихідних параметрів встановлюються у вигляді детермінованих функцій. Тому такі об’єкти називають детермінованими. Погано організовані або дифузні об’єкти являють собою статистичні моделі. Методи дослідження з використанням таких моделей не вимагають детального вивчення механізму процесів і явищ, що протікають в об’єкті.

Прикладом пасивного експерименту може бути аналіз роботи схеми, яка не має входів, тільки виходи, і вплинути на її роботу неможливо. Хорошим прикладом пасивного експерименту з дифузним об’єктом є вимірювання метеорологічних параметрів (температури, швидкості вітру і т. д.) при природних катаклізмах.

Активний експеримент[ред. | ред. код]

Див. також Техніка постановки «активного» експерименту

Активний експеримент дозволяє швидше й ефективніше вирішувати завдання дослідження, але складніший, вимагає великих матеріальних витрат і може перешкодити нормальному ходу технологічного процесу. Іноді відсутня можливість проведення активного експерименту (наприклад, при дослідженні явищ природи). Проте, враховуючи переваги активного експерименту, тоді, коли це можливо, перевагу віддають йому. При активному експерименті фактори повинні бути керованими і незалежними.

Активний експеримент припускає можливість впливу на хід процесу. При плануванні активного експерименту вирішується завдання рейтингового вибору факторів, що істотно впливають на об’єкт дослідження, і визначення відповідного числа проведених дослідів. Збільшення числа включених у розгляд чинників призводить до різкого зростання числа дослідів, зменшення — до істотного збільшення похибки досліду. Фактор вважається заданим тільки тоді, коли при його виборі вказується його область визначення — сукупність значень, які може приймати даний фактор. В експерименті використовується обмежена частина області визначення. Вибрані фактори повинні бути однозначно керованими і операційним, тобто піддаються регулюванню з підтриманням на заданому рівні протягом всього досвіду при дотриманні послідовності необхідних для цього дій. Повинна бути призначена також точність вимірювання факторів у вибраному діапазоні вимірювання.

Сукупності факторів повинні відповідати вимогам сумісності і незалежності. Дотримання першої вимоги означає, що всі комбінації факторів здійсненні і безпечні, друге — можливість встановлення фактору на будь-якому рівні незалежно від рівнів інших факторів.

В сучасних експериментальних дослідженнях технологічних процесів широко застосовується планування експерименту.

Планування експерименту[ред. | ред. код]

Планування експерименту — процедура вибору числа та умов проведення дослідів, необхідних та достатніх для вирішення задачі досліджень із заданою точністю.

Розрізняють два підходи планування експерименту[джерело?]:

  • класичний, при якому по черзі змінюється кожен фактор до визначення часткового максимуму при постійних значеннях інших факторів,
  • статистичний, де одночасно змінюють багато факторів.

Суттєвими моментами є[джерело?]:

  • мінімізація числа дослідів;
  • одночасне варіювання всіма параметрами;
  • використання математичного апарата, який формалізує дії експериментатора;
  • вибір чіткої стратегії, що дозволяє приймати обґрунтовані рішення після кожної серії експериментів.

Загалом розрізняють такі експериментальні плани[джерело?]:

  • дисперсного аналізу;
  • відбору суттєвих факторів;
  • багатофакторного аналізу;
  • одержання поверхні відгуку;
  • динамічних задач планування;
  • вивчення механізмів явищ;
  • побудови діаграм «склад — властивість», «склад — стан».
  1. ↑ Чепа М.-Л. А., Бугаева Н. М. Проблемы обеспечения валидности эксперимента в условиях виртуальной среды / Экспериментальный метод в структуре психологического знания. — М.: «Институт психологии РАН», 2012. ISBN 978-5-9270-0248-1. (рос.)
В іншому мовному розділі є повніша стаття Experiment(англ.) Ви можете допомогти проєкту, розширивши поточну статтю за допомогою перекладу з англійської.
  • Дивитись автоперекладену версію статті з мови «англійська».
  • Перекладач повинен розуміти, що відповідальність за кінцевий вміст статті у Вікіпедії несе саме автор редагувань. Онлайн-переклад надається лише як корисний інструмент перегляду вмісту зрозумілою мовою. Не використовуйте невичитаний і незкоректований машинний переклад в статтях української Вікіпедії!
  • (англ.) Google’s machine translation is a useful starting point for translations, but translators must revise errors as necessary and confirm that the translation is accurate, rather than simply copy-pasting machine-translated text до Української Вікіпедії.
  • Не перекладайте текст, який видається недостовірним або низької якості. Якщо можливо, перевірте текст за посиланнями, поданими в іншомовній статті.
  • Докладні рекомендації: див. Вікіпедія:Переклад.

uk.wikipedia.org

Эксперимент (фильм, 2010) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 августа 2018; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 августа 2018; проверки требуют 3 правки.

«Эксперимент» (англ. The Experiment) — американский психологический триллер 2010 года. Ремейк немецкого фильма 2001 года «Das Experiment», основанного на событиях тюремного эксперимента американского психолога Филиппа Зимбардо.

Для участия в психологическом эксперименте выбраны 26 добровольцев на ролях «охранников» и «заключенных», по итогам которого каждый участник должен получить 14 тыс. долларов через 2 недели. Группу привозят в изолированное здание, которое будет использоваться в качестве тюрьмы под наблюдением ответственного доктора (Фишер Стивенс). По основным правилам заключенные должны съедать всю предложенную еду, заключенные не могут трогать охранников, и охранники являются главными. Если охранники не наказывают заключенных за нарушение правил, загорается красная лампочка, и эксперимент заканчивается. Здание находится под постоянным наблюдением, и если кем-либо используется чрезмерная сила, эксперимент также должен закончиться.

Трэвис (Эдриен Броуди) делит свою камеру с автором «графического романа» по имени Бенджи (Этан Кон), страдающим от сахарного диабета. Тем временем Баррис (Форест Уитакер), в обычной жизни простак-неудачник, неожиданно проявляет инициативу и берет на себя управление над охранниками, становясь настоящим садистским лидером. Когда Трэвис пытается потребовать справедливого проведения эксперимента, Баррис приказывает помощникам связать его и бреет ему голову, а затем издевается над ним с большинством других охранников. Но эксперимент не прерывают, Баррис и другие охранники предполагают, что у них есть полный контроль над заключенными. Один из охранников хочет помочь Бенджи и пытается тайно пронести в его камеру инсулин. Баррис тут же добавляет бывшего охранника к числу заключенных, перед этим приказав его избить.

Однажды утром Трэвис подходит к одной из камер видеонаблюдения и просит прекратить чудовищный эксперимент, затем в ссоре Баррис убивает Бенджи. Охранники бросают Трэвиса в небольшую шахту, нападают на заключенных и приковывают их наручниками к решеткам. Трэвис все-таки выбирается, нападает на охрану и помогает освободиться другим заключенным. Переполненные жаждой мести, бывшие заключенные яростно преследуют охрану и избивают своих мучителей. Только в этот момент сирена сигнализирует, что эксперимент окончен. Вскоре по новостям передают, что доктора — организатора эксперимента будут судить за непредумышленное убийство. Все пострадавшие, включая Трэвиса, готовы дать показания. В финальной сцене Трэвис встречает свою подругу (Мэгги Грейс), история заканчивается.

ru.wikipedia.org

Эксперимент — это… Что такое Эксперимент?

Проверить информацию.

Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.

Экспериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт) в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами. Эксперимент является краеугольным камнем эмпирического подхода к знанию. Критерий Поппера выдвигает возможность постановки эксперимента в качестве главного отличия научной теории от псевдонаучной. Эксперимент — это метод исследования, который воспроизводится в описанных условиях неограниченное количество раз, и даёт идентичный результат.

Модели эксперимента

Существует несколько моделей эксперимента[источник не указан 1050 дней]: Безупречный эксперимент — невоплотимая на практике модель эксперимента, используемая психологами-экспериментаторами в качестве эталона. В экспериментальную психологию данный термин ввёл Роберт Готтсданкер, автор известной книги «Основы психологического эксперимента», считавший, что использование подобного образца для сравнения приведёт к более эффективному совершенствованию экспериментальных методик и выявлению возможных ошибок в планировании и проведении психологического эксперимента.

Случайный эксперимент (случайное испытание, случайный опыт) — математическая модель соответствующего реального эксперимента, результат которого невозможно точно предсказать. Математическая модель должна удовлетворять требованиям: она должна быть адекватна и адекватно описывать эксперимент; должна быть определена совокупность множества наблюдаемых результатов в рамках рассматриваемой математической модели при строго определенных фиксированных начальных данных, описываемых в рамках математической модели; должна существовать принципиальная возможность осуществления эксперимента со случайным исходом сколь угодное количество раз при неизменных входных данных; должно быть доказано требование или априори принята гипотеза о стохастической устойчивости относительной частоты для любого наблюдаемого результата, определённого в рамках математической модели.

Эксперимент не всегда реализуется так, как задумывалось, поэтому было придумано математическое уравнение относительной частоты реализаций эксперимента:

Пусть имеется некоторый реальный эксперимент и пусть через A обозначен наблюдаемый в рамках этого эксперимента результат. Пусть произведено n экспериментов, в которых результат A может реализоваться или нет. И пусть k — это число реализаций наблюдаемого результата A в n произведенных испытаниях, считая что произведенные испытания являются независимыми.

Виды экспериментов

Физический эксперимент

Физический эксперимент — способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях. В отличие от теоретической физики, которая исследует математические модели природы, физический эксперимент призван исследовать саму природу.

Именно несогласие с результатом физического эксперимента является критерием ошибочности физической теории, или более точно, неприменимости теории к окружающему нас миру. Обратное утверждение не верно: согласие с экспериментом не может быть доказательством правильности (применимости) теории. То есть главным критерием жизнеспособности физической теории является проверка экспериментом.

В идеале, Экспериментальная физика должна давать только описание результатов эксперимента, без какой-либо их интерпретации. Однако на практике это недостижимо. Интерпретация результатов более-менее сложного физического эксперимента неизбежно опирается на то, что у нас есть понимание, как ведут себя все элементы экспериментальной установки. Такое понимание, в свою очередь, не может не опираться на какие-либо теории.

Компьютерный эксперимент

Компьютерный (численный) эксперимент — это эксперимент над математической моделью объекта исследования на ЭВМ, который состоит в том что, по одним параметрам модели вычисляются другие ее параметры и на этой основе делаются выводы о свойствах объекта, описываемого математической моделью. Данный вид эксперимента можно лишь условно отнести к эксперименту, потому как он не отражает природные явления, а лишь является численной реализацией созданной человеком математической модели. Действительно, при некорректности в мат. модели — ее численное решение может быть строго расходящимся с физическим экспериментом.

Психологический эксперимент

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

Мысленный эксперимент

Мысленный эксперимент в философии, физике и некоторых других областях знания — вид познавательной деятельности, в которой структура реального эксперимента воспроизводится в воображении. Как правило, мысленный эксперимент проводится в рамках некоторой модели (теории) для проверки её непротиворечивости. При проведении мысленного эксперимента могут обнаружиться противоречия внутренних постулатов модели либо их несовместимость с внешними (по отношению к данной модели) принципами, которые считаются безусловно истинными (например, с законом сохранения энергии, принципом причинности и т. д.).

Критический эксперимент

Критический эксперимент — эксперимент, исход которого однозначно определяет, является ли конкретная теория или гипотеза верной. Этот эксперимент должен дать предсказанный результат, который не может быть выведен из других, общепринятых гипотез и теорий.

Литература

  • Визгин В. П. Герметизм, эксперимент, чудо: три аспекта генезиса науки нового времени // Философско-религиозные истоки науки. М., 1997. С.88-141.

Ссылки

dic.academic.ru

ЭКСПЕРИМЕНТ — это… Что такое ЭКСПЕРИМЕНТ?

    ЭКСПЕРИМЕНТ (лат. experimentum — проба, опыт) — род опыта, имеющего познавательный, целенаправленно исследовательский, методический характер, который проводится в специально заданных, воспроизводимых условиях путем их контролируемого изменения. Решающее значение в эксперименте имеет исследование испытуемого в “стесненных” (Ф. Бэкон) — предельных, пограничных, критических — состояниях.     Эксперимент в строгом — исторически и логически — смысле есть форма исследования, определенная логикой научного познания Нового времени (17—19 вв.). Эксперимент не просто “метод познания”, не просто “органон” и архитектоническое начало всей познавательной стратегии новоевропейской науки, но конститутивный момент мышления Нового времени, в соответствии с которым оно в целом может быть названо экспериментирующим мышлением. Не случайно И. Кант понимает замысел своей “Критики чистого разума” как философскую рефлексию экспериментирующего познания и даже как “распространение экспериментального метода на метафизику” (Кант И. Соч. в 6 т., т. 3. М., 1964, с. 88—91). Новоевропейский разум мыслит экспериментально как в науках о природе, так и в науках о человеке (в психологии, социологии, языкознании и т. д.), даже там, где, кажется, не ставятся эксперименты. “Естественно-научному эксперименту, — замечает М. Хайдеггер, — соответствует в историко-гуманитарных науках критика источников” (Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993, с. 42). Мысль остается эксперимен

    тирующей и вне науки (ср. замечание А. Эйнштейна об экспериментальном исследовании человека в романах Ф. Достоевского).

    Экспериментальный характер новоевропейских наук заключается не в том, что умозрение было поставлено на почву опыта, а в фундаментальном изменении логики умозрения и соответственно смысла и устройства самого опыта.     Всякий опыт (лат. experientia; греч. εμπειρία) имеет смысл и силу открытия, свидетельства, удостоверения или опровержения только потому, что фрагментарно выявляет определенный образ (строй) мира в целом, предполагаемый (пред-усматриваемый, пред-восхишаемый) определенной формой (логикой) конструктивной мысли. Зрение в теоретически ориентированном опыте становится понимающим (умным) зрением, а “умный” (мыслимый) образ целого приобретает зримость. Греческая теоретическая “фисиология” не менее опытна (“эмпирична”) и не более умозрительна, чем “натуральная философия” И. Ньютона. Они различаются как логикой умозрения, так и характером опытного базиса. “Эйдетической” логике понимания (понять — значит усмотреть сущее в неделимой форме его бытия) и образу аристотелевского космоса полностью соответствует искусство “эйдетического” опыта, т. е. восприятия сущего в его собственном “эйдосе” (идеальной форме). Логике же новоевропейской науки (понять — значит познать, открыть сущностный закон, определяющий возможности существования вещей и явлений) и без-образности бесконечной в себе природы (Бруно—Ньютона) соответствует как раз техника экспериментального исследования: расформирование существующего для проникновения в сущность вещей.     Особая логическая культура характеризует и средневековую опытность. Если в Англии 13 в. францисканцы Роберт Гроссетест и его ученик Роджер Бэкон требуют дополнить схоластическую аргументацию прямым свидетельством опыта, то речь идет никак не об исследовательском эксперименте, а о том, чтобы усмотреть в опыте “внешнего” мира аналог “внутреннего” мистического опыта.     Принципы и структуру эксперимента нельзя, т. о., понять вне метафизики, лежащей в основании научно-познающего мышления Нового времени. Основные характеристики экспериментальной стратегии, определяющей место и смысл разных (частных) видов эксперимента (исследовательский, проверочный, демонстрационный, качественный, решающий, модельный, мысленный), могут быть сведены к следующим: 1. Эксперимент исследует изменение состояния наблюдаемого объекта в зависимости от изменяющихся условий его существования, он ищет за природными “субстанциями” схему функциональной зависимости, рассматривая их как примеры действия единого закона, одной “природы”. Эксперимент становится методом познания, когда саму природу понимают как метод действия. Начало ревизии аристотелевского (и схоластического) понятая формы в духе экспериментального метода положено в “Новом Органоне” Ф. Бэкона.     2. Изменение условий в эксперименте строится как ряд последовательных приближений к предельному состоянию, как своего рода предельный переход. В эксперименте происходит выход за предметный (опытный) горизонт исходной теории в мир новых (мыслимых) сущностей и одновременно опытное открытие этих сущностей как предельных (парадоксальных) форм опыта. Так, Галилей открывает существование коперниканского мира, экспериментируя с предельными формами мира аристотелианского. Сформулированный Н. Бором принцип соответствия лишь выявляет эту особенность развития теоретической мысли, которая всегда есть эксперимент над собой.     3. Поскольку в опыте видимое дано вместе с определенным образом видения и понимания, экспериментирование с предметом опыта преобразует и конструктивное воображение субъекта. Открывая новые объекты, эксперимент одновременно открывает на них глаза: создает, изобретает соответствующую им способность видеть. Подобно тому как аристотелик Симпличио в “Диалогах” Галилея научается видеть события с “точки зрения” бесконечной Вселенной, физик 20 в. научается видеть события в стереоскопии принципа дополнительности. Эту функцию эксперимента называют сократической (Л. Ольшки).     4. Эксперимент устремлен к пределу, в котором исследуемое явление (напр., падение тела, химическое превращение, жизнь популяции, реактивное поведение) выступает в “чистом виде”, изолированно. Преобразующее действие эксперимента направлено к разделению сложной системы взаимодействий с целью выделить, изолировать элементарную связь причинадействие и, далее, — свободное от действий (инерциальное) бытие объекта. Идея предельной изоляции свободного состоянм и элементарного взаимодействия определяет эксперимент как процедуру идеализации, как предельный переход к мысленному эксперименту с идеальными объектами (к которым только и относятся утверждения теории). Эксперимент весьма далек от какого бы то ни было натурального наблюдения. Специальными техническими средствами эксперимент создает условия, максимально приближенные к идеальным (абсолютная пустота, абсолютно твердое тело, идеальный газ, силовые линии электромагнитного поля, простой рефлекс, социальный тип, чистая фонема и др.). Вместе с тем он указывает путь “реализации” идеального — реальной интерпретации идеальных (теоретических) событий и причинного объяснения реальных явлений. Всякий реальный эксперимент имеет смысл только в горизонте мысленного эксперимента с идеальными объектами. Точно так же и всякий теоретический конструкт получает смысл реального понятия лишь в качестве идеального проекта реального эксперимента. Мысленный эксперимент в специальном смысле, т. е. принципиально нереализуемый, воображаемый эксперимент (который сыграл столь существенную роль в уяснении смысла квантовой реальности), лишь обнаруживает внутреннюю экспериментальность самого теоретического мышления.     5. Воспроизведение реального события в идеальном пределе предполагает исключительные, искусственно созданные условия эксперимента. Поскольку же идеализация в эксперименте устремлена к выявлению элементарных действий (как причин и как следствий), эксперимент находит опору в технике. В опытной основе экспериментальной физики лежит не наблюдение естественной природы, а исследования полета снарядов, действия инженерных и гидротехнических механизмов, законов теплообмена и т. д. Экспериментальная наука делается в лабораториях. Эксперимент рассматривает технику как форму открытия сущностных законов природы и заранее открывает природу как возможную технику. Экспериментальная техника (метод) однородна с воспроизводимым явлением (предмет), она представляет собой звено, через которое теоретическое открытие становится техническим изобретением, а достижения техники позволяют продвинуться в исследованиях. Фундаментальные исследования являются и наиболее техноемкими (напр., современный ускоритель), и наиболее технически эффективными (ядерная энергия, генная инженерия).     6. Однородность технического средства и исследуемого предмета в эксперименте сказывается в том, что теоретическое открытие сразу же приводит к совершенствованию экспериментальной техники. В экспериментальной установке, построенной на базе теории, последняя утрачивает характер объекгности, объективной картины мира, она как бы отслаивается от мира, приобретает форму инструмента исследования, направленного на мир. Она совершенствует орудийную оснащенность экспериментатора, т. е. субъекта познания. В форме эксперимента теоретическое знание вновь выталкивает мир из его “объективной” картины как непознанный и бесконечный в себе предмет.     7. Неклассическая физика 20 в. (релятивистская и квантовая механика) обнаруживает внутренние границы эксперимента как метода познания. Принципы наблюдаемости, неопределенности, дополнительности фиксируют неустранимое участие познавательного действия в определении бытия познаваемого “объекта” (т. е. его не-объектность). Намечается существенно новое понятие бытия — бытие-событие, бытие-возможность (онтология виртуальности), новая идея разума, архитектонически отличного от разума объективно познающего, и соответственно новое, неэкспериментальное понимание опыта.     Лит.: Бэкон Ф. Новый Органон, пер. С. Красилыцикова. Л., 1935; Галилей Г. Избр. труды в 2 т. М., 1964; Max Э. Механика. СПб., 1909; Ольшки Л. История научной литературы на новых языках, т. 3. М., 1933; Гук Р. Общая схема, или идея, настоящего состояния естественной философии.— В кн.: Научное наследство, т. 1. М.—Л., 1948; Борн М. Эксперимент и теория в физике.— В кн.: Он же. Физика в жизни моего поколения. М., 1963; Дынин Б. С. Метод и теория. М., 1968; Библер В. С. Творческое мышление как предмет логики (проблемы и перспективы).— В кн.: Научное творчество. М., 1969; Он же. Кант — Галилей — Кант. М., 1991; Макаревичтос К. Место мысленного эксперимента в познании. М., 1971; Налимов В. В. Теория эксперимента. М., 1971,АхутинА. В. История принципов физического эксперимента: от Античности до XVII в. М., 1976; Он же. Понятие “природа” в Античности и в Новое время. М., 1988; Вовк С. Н. Математический эксперимент и научное познание. К., 1984; Dingler H. Das Experiment, sein Wesen und seine Geschichte. Münch., 1928; Mittelstrass J. Die Möglichkeit von Wissenschaft. Fr./M., 1974.

    A. B. AxymuH

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

dic.academic.ru

Эксперимент (фильм, 2001) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Эксперимент.

«Эксперимент» (нем. Das Experiment) — фильм немецкого режиссёра Оливера Хиршбигеля. Фильм базируется на романе «Black Box» Марио Джордано (итал.).

Фильм отражает многие реальные события Стенфордского тюремного эксперимента, с добавлением сексуальных сцен и крови для усиления психологического воздействия на зрителя. Расхождения особенно разительны в развязке фильма.

Анонс в газете предлагает 4000 немецких марок за участие в психологическом эксперименте, в котором моделируется тюрьма. Таксист Тарек Фахд, который раньше работал журналистом, соглашается, видя в эксперименте шанс на интересный репортаж.

20 добровольцев в случайном порядке делят на две группы — 8 надзирателей и 12 заключённых. Группа учёных через видеокамеры постоянно наблюдает за ними. Заключённые лишаются некоторых основных прав, а надзиратели должны работать согласно некоторому регламенту.

В начале эксперимента все участники позитивно настроены. Обстановка быстро меняется, когда Тарек начинает провоцировать надзирателей нарушением дисциплины и неповиновением. Психологическое напряжение быстро нарастает. Скоро становится ясно, что первоначальное сопротивление ради забавы превращается в серьёзную проблему. Дабы сохранить авторитет, охранники прибегают к различным унижениям и наказаниям заключенных.

Фильм наглядно демонстрирует, что в экстремальных ситуациях люди могут вести себя жестоко, проявляя садистские наклонности, унижая и оскорбляя тех, кто волею судьбы подчинен им. Вместе с психологической нагрузкой возрастает и агрессивный потенциал. Миролюбивые люди, начавшие эксперимент в спокойной обстановке, в короткое время развивают готовность к насилию, которая, по распространённому мнению, свойственна только преступникам. Однако, как только исчезают внешние барьеры и даётся по сути неограниченная власть над людьми, многие проявляют свою истинную сущность.

По результатам прерванного эксперимента двое человек погибли, трое получили серьёзные ранения, на двоих человек было заведено уголовное дело, многим участникам были нанесены тяжелые психологические травмы.

Европейская киноакадемия, 2001 год:

  • Лучший фильм
  • Приз зрительских симпатий за лучшую мужскую роль (Мориц Бляйбтрой)
  • Приз зрительских симпатий за лучшую работу режиссёра (Оливер Хиршбигель)

3 национальных киноприза «Лола»:

  • за главную роль (Мориц Бляйбтрой, также за участие в фильме «В июле»)
  • второстепенную роль (Юстус фон Донаньи)
  • мужские роли, за работу художников (Андреа Кесслер / Andrea Kessler, Ули Ханиш / Uli Hanisch)
  1. Премия немецкой публики за лучший фильм
  2. Приз «Немецкая камера»: за монтаж (Ханс Функ / Hans Funck),
  3. Премия за режиссуру на МКФ в Монреале в 2001 году,
  4. Приз за сценарий на МКФ в Порту в 2002 году
  5. Премия публики на МКФ в Стамбуле в 2002 году.

ru.wikipedia.org

ЭКСПЕРИМЕНТ — Новая философская энциклопедия

ЭКСПЕРИМЕНТ (лат. experimentum – проба, опыт) – род опыта [ОПЫТ], имеющего познавательный, целенаправленно исследовательский, методический характер, который проводится в специально заданных, воспроизводимых условиях путем их контролируемого изменения. Решающее значение в эксперименте имеет исследование испытуемого в «стесненных» (Ф.Бэкон) – предельных, пограничных, критических – состояниях.

Эксперимент в строгом – исторически и логически – смысле есть форма исследования, определенная логикой научного познания Нового времени (17–19 вв.). Эксперимент не просто «метод познания», не просто «органон» и архитектоническое начало всей познавательной стратегии новоевропейской науки, но конститутивный момент мышления Нового времени, в соответствии с которым оно в целом может быть названо экспериментирующим мышлением. Не случайно И.Кант понимает замысел своей «Критики чистого разума» как философскую рефлексию экспериментирующего познания и даже как «распространение экспериментального метода на метафизику» (Кант И. Соч. в 6 т., т. 3. М., 1964, с. 88–91). Новоевропейский разум мыслит экспериментально как в науках о природе, так и в науках о человеке (в психологии, социологии, языкознании и т.д.), даже там, где, кажется, не ставятся эксперименты. «Естественно-научному эксперименту, – замечает М.Хайдеггер, – соответствует в историко-гуманитарных науках критика источников» (Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993, с. 42). Мысль остается экспериментирующей и вне науки (ср. замечание А.Эйнштейна об экспериментальном исследовании человека в романах Ф.Достоевского).

Экспериментальный характер новоевропейских наук заключается не в том, что умозрение было поставлено на почву опыта, а в фундаментальном изменении логики умозрения и соответственно смысла и устройства самого опыта.

Всякий опыт (лат. experientia; греч. ἐμπειρία) имеет смысл и силу открытия, свидетельства, удостоверения или опровержения только потому, что фрагментарно выявляет определенный образ (строй) мира в целом, предполагаемый (пред-усматриваемый, пред-восхищаемый) определенной формой (логикой) конструктивной мысли. Зрение в теоретически ориентированном опыте становится понимающим (умным) зрением, а «умный» (мыслимый) образ целого приобретает зримость. Греческая теоретическая «фисиология» не менее опытна («эмпирична») и не более умозрительна, чем «натуральная философия» И.Ньютона. Они различаются как логикой умозрения, так и характером опытного базиса. «Эйдетической» логике понимания (понять – значит усмотреть сущее в неделимой форме его бытия) и образу аристотелевского космоса полностью соответствует искусство «эйдетического» опыта, т.е. восприятия сущего в его собственном «эйдосе» (идеальной форме). Логике же новоевропейской науки (понять – значит познать, открыть сущностный закон, определяющий возможности существования вещей и явлений) и без-образности бесконечной в себе природы (Бруно–Ньютона) соответствует как раз техника экспериментального исследования: расформирование существующего для проникновения в сущность вещей.

Особая логическая культура характеризует и средневековую опытность. Если в Англии 13 в. францисканцы Роберт Гроссетест и его ученик Роджер Бэкон требуют дополнить схоластическую аргументацию прямым свидетельством опыта, то речь идет никак не об исследовательском эксперименте, а о том, чтобы усмотреть в опыте «внешнего» мира аналог «внутреннего» мистического опыта.

Принципы и структуру эксперимента нельзя, т.о., понять вне метафизики, лежащей в основании научно-познающего мышления Нового времени. Основные характеристики экспериментальной стратегии, определяющей место и смысл разных (частных) видов эксперимента (исследовательский, проверочный, демонстрационный, качественный, решающий, модельный, мысленный), могут быть сведены к следующим:

1. Эксперимент исследует изменение состояния наблюдаемого объекта в зависимости от изменяющихся условий его существования, он ищет за природными «субстанциями» схему функциональной зависимости, рассматривая их как примеры действия единого закона, одной «природы». Эксперимент становится методом познания, когда саму природу понимают как метод действия. Начало ревизии аристотелевского (и схоластического) понятия формы в духе экспериментального метода положено в «Новом Органоне» Ф.Бэкона.

2. Изменение условий в эксперименте строится как ряд последовательных приближений к предельному состоянию, как своего рода предельный переход. В эксперименте происходит выход за предметный (опытный) горизонт исходной теории в мир новых (мыслимых) сущностей и одновременно опытное открытие этих сущностей как предельных (парадоксальных) форм опыта. Так, Галилей открывает существование коперниканского мира, экспериментируя с предельными формами мира аристотелианского. Сформулированный Н.Бором принцип соответствия лишь выявляет эту особенность развития теоретической мысли, которая всегда есть эксперимент над собой.

3. Поскольку в опыте видимое дано вместе с определенным образом видения и понимания, экспериментирование с предметом опыта преобразует и конструктивное воображение субъекта. Открывая новые объекты, эксперимент одновременно открывает на них глаза: создает, изобретает соответствующую им способность видеть. Подобно тому как аристотелик Симпличио в «Диалогах» Галилея научается видеть события с «точки зрения» бесконечной Вселенной, физик 20 в. научается видеть события в стереоскопии принципа дополнительности. Эту функцию эксперимента называют сократической (Л.Ольшки).

4. Эксперимент устремлен к пределу, в котором исследуемое явление (напр., падение тела, химическое превращение, жизнь популяции, реактивное поведение) выступает в «чистом виде», изолированно. Преобразующее действие эксперимента направлено к разделению сложной системы взаимодействий с целью выделить, изолировать элементарную связь причина-действие и, далее, – свободное от действий (инерциальное) бытие объекта. Идея предельной изоляции свободного состояния и элементарного взаимодействия определяет эксперимент как процедуру идеализации, как предельный переход к мысленному эксперименту с идеальными объектами (к которым только и относятся утверждения теории). Эксперимент весьма далек от какого бы то ни было натурального наблюдения. Специальными техническими средствами эксперимент создает условия, максимально приближенные к идеальным (абсолютная пустота, абсолютно твердое тело, идеальный газ, силовые линии электромагнитного поля, простой рефлекс, социальный тип, чистая фонема и др.). Вместе с тем он указывает путь «реализации» идеального – реальной интерпретации идеальных (теоретических) событий и причинного объяснения реальных явлений. Всякий реальный эксперимент имеет смысл только в горизонте мысленного эксперимента с идеальными объектами. Точно так же и всякий теоретический конструкт получает смысл реального понятия лишь в качестве идеального проекта реального эксперимента. Мысленный эксперимент в специальном смысле, т.е. принципиально нереализуемый, воображаемый эксперимент (который сыграл столь существенную роль в уяснении смысла квантовой реальности), лишь обнаруживает внутреннюю экспериментальность самого теоретического мышления.

5. Воспроизведение реального события в идеальном пределе предполагает исключительные, искусственно созданные условия эксперимента. Поскольку же идеализация в эксперименте устремлена к выявлению элементарных действий (как причин и как следствий), эксперимент находит опору в технике. В опытной основе экспериментальной физики лежит не наблюдение естественной природы, а исследования полета снарядов, действия инженерных и гидротехнических механизмов, законов теплообмена и т.д. Экспериментальная наука делается в лабораториях. Эксперимент рассматривает технику как форму открытия сущностных законов природы и заранее открывает природу как возможную технику. Экспериментальная техника (метод) однородна с воспроизводимым явлением (предмет), она представляет собой звено, через которое теоретическое открытие становится техническим изобретением, а достижения техники позволяют продвинуться в исследованиях. Фундаментальные исследования являются и наиболее техноемкими (напр., современный ускоритель), и наиболее технически эффективными (ядерная энергия, генная инженерия).

6. Однородность технического средства и исследуемого предмета в эксперименте сказывается в том, что теоретическое открытие сразу же приводит к совершенствованию экспериментальной техники. В экспериментальной установке, построенной на базе теории, последняя утрачивает характер объектности, объективной картины мира, она как бы отслаивается от мира, приобретает форму инструмента исследования, направленного на мир. Она совершенствует орудийную оснащенность экспериментатора, т.е. субъекта познания. В форме эксперимента теоретическое знание вновь выталкивает мир из его «объективной» картины как непознанный и бесконечный в себе предмет.

7. Неклассическая физика 20 в. (релятивистская и квантовая механика) обнаруживает внутренние границы эксперимента как метода познания. Принципы наблюдаемости, неопределенности, дополнительности фиксируют неустранимое участие познавательного действия в определении бытия познаваемого «объекта» (т.е. его не-объектность). Намечается существенно новое понятие бытия – бытие-событие, бытие-возможность (онтология виртуальности), новая идея разума, архитектонически отличного от разума объективно познающего, и соответственно новое, неэкспериментальное понимание опыта.

Литература:

1. Бэкон Ф. Новый Органон, пер. С.Красильщикова. Л., 1935;

2. Галилей Г. Избр. труды в 2 т. М., 1964;

3. Мах Э. Механика. СПб., 1909;

4. Ольшки Л. История научной литературы на новых языках, т. 3. М., 1933;

5. Гук Р. Общая схема, или идея, настоящего состояния естественной философии. – В кн.: Научное наследство, т. 1. М.–Л., 1948;

6. Борн М. Эксперимент и теория в физике. – В кн.: Он же. Физика в жизни моего поколения. М., 1963;

7. Дынин Б.С. Метод и теория. М., 1968;

8. Библер В.С. Творческое мышление как предмет логики (проблемы и перспективы). – В кн.: Научное творчество. М., 1969;

9. Он же. Кант – Галилей – Кант. М., 1991;

10. Макаревичюс К. Место мысленного эксперимента в познании. М., 1971;

11. Налимов В.В. Теория эксперимента. М., 1971;

12. Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента: от Античности до XVII в. М., 1976;

13. Он же. Понятие «природа» в Античности и в Новое время. М., 1988;

14. Вовк С.Н. Математический эксперимент и научное познание. К., 1984;

15. Dingler H. Das Experiment, sein Wesen und seine Geschichte. Münch., 1928;

16. Mittelstrass J. Die Möglichkeit von Wissenschaft. Fr./M., 1974.

А.В.Ахутин

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ЭКСПЕРИМЕНТ — ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. experimentum — проба, попытка, опыт) — англ. experiment; нем. Experiment. Общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях новых знаний о причинно-следственных отношениях между явлениями и процессами соц. действительности. Социологический словарь
  2. эксперимент — Эксперимента, м. [латин. experimentum] 1. Научно поставленный опыт. 2. Вообще опыт, попытка. Большой словарь иностранных слов
  3. эксперимент — Эксперимент, эксперименты, эксперимента, экспериментов, эксперименту, экспериментам, эксперимент, эксперименты, экспериментом, экспериментами, эксперименте, экспериментах Грамматический словарь Зализняка
  4. эксперимент — сущ., м., употр. сравн. часто (нет) чего? эксперимента, чему? эксперименту, (вижу) что? эксперимент, чем? экспериментом, о чём? об эксперименте; мн. что? эксперименты, (нет) чего? экспериментов, чему? экспериментам, (вижу) что? эксперименты, чем?… Толковый словарь Дмитриева
  5. Эксперимент — (от лат. experimentum — проба, опыт) метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Отличаясь от наблюдения (См. Наблюдение) активным оперированием изучаемым объектом… Большая советская энциклопедия
  6. эксперимент — ЭКСПЕРИМЕНТ -а; м. [лат. experimentum] 1. Воспроизведение какого-л. явления или наблюдение нового явления в определённых условиях с целью изучения, исследования; опыт (3 зн.). Химический э. Эксперименты на кроликах. Приступить к эксперименту. Толковый словарь Кузнецова
  7. эксперимент — экспериме́нт начиная с Ф. Прокоповича; см. Смирнов 346. Вероятно, через нем. Ехреrimеnt (с XVII в., в медицине; см. Шульц I, 189 и сл.) из лат. ехреrīmеntum «опыт», едва ли через польск. еksреrуmеnt (Смирнов), судя по месту ударения. Этимологический словарь Макса Фасмера
  8. эксперимент — См. следственный эксперимент, судебный эксперимент. Большой юридический словарь
  9. эксперимент — эксперимент , -а Орфографический словарь. Одно Н или два?
  10. эксперимент — -а, м. 1. Воспроизведение какого-л. явления или наблюдение нового явления в определенных условиях с целью изучения, исследования; опыт. Они заканчивали расчетную часть, приступали к эксперименту. Гранин, Искатели. || филос. Малый академический словарь
  11. эксперимент — сущ., кол-во синонимов: 9 демэксперимент 1 исследование 64 квазиэксперимент 1 киноэксперимент 1 опыт 13 попытка 9 проверка 70 репликация 8 фотоэксперимент 1 Словарь синонимов русского языка
  12. эксперимент — Голландское – experiment (опыт, испытание). Французское – experimental (опыт). Английское – experiment. Латинское – experimentum (проба, опыт, испытание). В русском языке слово «эксперимент» известно примерно с XVIII… Этимологический словарь Семёнова
  13. ЭКСПЕРИМЕНТ — См. МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТА. Большой психологический словарь
  14. ЭКСПЕРИМЕНТ — (от лат. experimentum — проба, опыт) изучение, исследование экономических явлений и процессов путем их воспроизведения, моделирования в искусственных или естественных условиях. Экономический словарь терминов
  15. эксперимент — эксперимент м. 1. Воспроизведение какого-либо явления или наблюдение нового явления в определённых условиях с целью его исследования, изучения; научно поставленный опыт. 2. Любая попытка, проба осуществить что-либо каким-либо способом. Толковый словарь Ефремовой
  16. эксперимент — ЭКСПЕРИМЕНТ, а, м. 1. То же, что опыт (в 3 знач.). Химический э. 2. Попытка сделать, предпринять что-н. (новое, ранее не испытанное). Смелый э. Рискованные эксперименты. | прил. экспериментальный, ая, ое (к 1 знач.). Э. психологический тест. Экспериментальным путём установить что-н. Толковый словарь Ожегова
  17. ЭКСПЕРИМЕНТ — ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. experimentum — проба, опыт) — метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества. Большой энциклопедический словарь
  18. эксперимент — ЭКСПЕРИМЕНТ — научно поставленный опыт, позволяющий наблюдать исследуемое явление в точно учитываемых условиях. Ботаника. Словарь терминов
  19. эксперимент — см. >> испытание, опыт Словарь синонимов Абрамова
  20. Эксперимент — (от лат. experimentum проба, опыт) — метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются некоторое явления. Физическая антропология
  21. эксперимент — ЭКСПЕРИМЕНТ (лат. experimentum — проба, опыт) — род опыта, имеющего целенаправленно исследовательский, методический характер, который проводится в специально заданных, воспроизводимых условиях путем их контролируемого изменения. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  22. эксперимент — орф. эксперимент, -а Орфографический словарь Лопатина
  23. эксперимент — ЭКСПЕРИМ’ЕНТ, эксперимента, ·муж. (·лат. experimentum) (·книж. ). Научно поставленный опыт. Химический эксперимент. Физический эксперимент. Произвести эксперимент. | Вообще опыт, попытка. Воспитательная работа не допускает рискованных экспериментов над детьми. Толковый словарь Ушакова
  24. ЭКСПЕРИМЕНТ — ЭКСПЕРИМЕНТ (лат. experimentum — проба, опыт) — метод эмпирического познания… Новейший философский словарь
  25. эксперимент — ЭКСПЕРИМЕНТ м. лат. опыт; экспериментальная физика, химия, опытная, с опытами, либо прикладная к делу. Эксперт м. знаток, сведущий и опытный в деле человек, и присяжный знаток, понятой. Толковый словарь Даля
  26. эксперимент — (лат. experimentum проба, опыт). Научно поставленный опыт, позволяющий следить за функционированием изучаемого явления, воссоздавая его в заданных условиях. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  27. Эксперимент — См. Социолингвистический эксперимент Словарь социолингвистических терминов
  28. эксперимент — Экспериме́нт/. Морфемно-орфографический словарь

gufo.me

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *