Дополнительное образование в японии: Дополнительное образование в японии. Федеральное агентство по образованию

Система образования в Японии: высшее, школьное и дошкольное

Образование в Японии специфическое и работает по принципу «качественная учеба — залог и гарантия успешной службы», ведь японец обычно удостаивается только одной попытки занять в обществе достойное место, которое ему дает труд. Система образования в Японии занимается непрерывным «производством» молодых людей, хорошо разбирающихся в технике и математике. Примерно 98 % жителей Страны восходящего солнца учатся или окончили колледжи, около 40 % юношей и 20 % девушек поступают в университеты.

Основная цель японской педагогики — воспитание человека, способного слаженно трудиться в коллективе. Для страны и общества это крайне необходимо. Но в последние годы преподаватели отмечают назревшую потребность в творческих личностях, поэтому японская система образования стала тщательнее присматриваться к маленьким детям, чтобы как можно раньше выявлять среди них учеников, одаренных нестандартными способностями.

Дошкольное

Детский сад в Японии совсем необязательная ступень образовательной системы, потому большинство подготовительных заведений частные. Принимают в них детей с четырех лет, в редких случаях с трех. Есть и ясли для совсем маленьких, но сдать в них ребенка можно лишь при наличии веских причин, да и то не факт, что комиссия, рассмотрев заявление, даст разрешение, потому что пребывание в яслях противоречит устоявшимся в стране принципам домашнего воспитания.

В Японии 22 925 яслей, из них 11 007 — публичные, 11 918 — частные. За двумя миллионами 40 тысячами воспитанников в яслях присматривают 2 миллиона 132 тысячи педагогов. Детских садов в общей сложности 13 950, только 49 из них — государственные, остальные – частные и префектурные.

Система дошкольного образования в Японии направлена на социализацию ребенка. Малыши учатся общаться со сверстниками, адаптируются в коллективе, что помогает быстро привыкнуть к школе. Японские детские садики большое внимание уделяют формированию навыков самостоятельной работы, ребятишек приучают ценить здоровье и крайне бережно относиться к окружающей среде.

Школьное

Система школьного образования в Японии организована государством. 95 % школ муниципальные и финансируются бюджетом, остальные средние учебные заведения частные, а потому платные, обучение в них очень дорогое. Полный курс среднего образования составляет 12 лет, обязательны только начальная и средняя школа. Учебный год длится 11 месяцев — с апреля по март.

В начальную школу принимают детей в 6 лет и выпускают в 12. На этом этапе ученики изучают азы классического набора предметов и первые 1 850 иероглифов — для того чтобы бегло читать, необходимо знать 3 000 знаков японской письменности.

В неполной средней школе дети находятся три года, более глубоко осваивая предметы. Тщательно изучается иностранный язык, а после уроков учащиеся посещают разнообразные творческие кружки, где заняты до вечера.

Для получения полного среднего образования нужно пройти еще и трехлетнюю старшую школу, в которой параллельно изучению предметов молодые люди осваивают профессии и специальности в зависимости от профиля школы:

  • академического;
  • естественно-научного;
  • технического;
  • общего;
  • художественного.

Хотя старшая школа не обязательна, ее оканчивают не менее 94 % учащихся. В процессе учебы старшеклассники занимаются в вечерних репетиторских школах, которые предлагают дополнительное обучение всем желающим без ограничения возраста. В японской системе образования эти структуры служат подспорьем в усвоении школьной программы и подготовке к экзаменам и помогают устранить пробелы в знаниях, накопленные из-за болезни или по другим причинам.

На отечественные средние специальные учебные заведения похожи колледжи Японии, которые бывают:

  • младшими;
  • технологическими;
  • специальной направленности.

В младшие поступают преимущественно девушки, которых в течение двух лет обучают гуманитарным и естественным наукам, медицине, техническому творчеству. В технологических колледжах по пятилетним программам готовят электронщиков, машиностроителей, строителей. В узкоспециализированных заведениях премудрости профессий осваивают будущие дизайнеры, автомеханики, портные, повара.

Высшее

Заключительный этап системы образования в Японии — высшее образование. Особенность Страны восходящего солнца – университеты полного и ускоренного цикла со сроками обучения в четыре и два года. В технических институтах студенты проводят пять лет.

Всего в Японии 726 вузов, 507 из них — университеты: 96 — национальные, 39 — государственные, 372 — частные.

Чтобы начать учебу в государственном университете, абитуриенту надо сдать два экзамена:

  • первый — тестирование Национального центра по приему в университеты;
  • второй — вступительное испытание непосредственно в вузе, к которому претенденты допускаются, если показывают удовлетворительные результаты на первой ступени.

Для зачисления в частный университет достаточно одного вступительного экзамена. Некоторые негосударственные высшие учебные заведения включают начальную и среднюю школу в свою структуру. В таком случае ученик, успешно оканчивающий каждый класс, может поступить в вуз без предварительных экзаменов.

Университеты Токио, Осаки, Киото, Тохоку, Нагои, Хоккайдо, Кюсю и Токийский технологический институт входят в тридцатку лучших вузов Азии.

Система высшего образования в Японии предполагает три типа дипломов:

  • бакалавра — 4 года;
  • магистра — еще 2 года;
  • доктора — три.

Такой подход распространяется как на государственные, так и на частные образовательные учреждения.

Особенности японского образования 

Япония относится к числу мировых лидеров в области науки и образования. Наибольших успехов она добилась в области высоких технологий, автомобилестроения, энергосбережения, создания биороботов, робототехники и медицины.

Япония по праву гордится своими 25 Нобелевскими лауреатами, в том числе физиками: Масатоси Косиба и Лео Эсаки; химиками – Коити Танака и Рёдзи Ноёри, медиками и биологами – Синья Яманака, Сусуму Тонэгава, писателями- Кендзабуро Оэ и Ясунари Кавабата.  В этом году Нобель по литературе был присужден Кадзуо Исигура — англичанину японского происхождения, автору наполненных глубоким философским смыслом фантастических романов «Погребенный великан», «Не отпускай меня» и семейной саги «Остаток дня».

Из истории известно, что начало науке и образованию в Японии еще в VI веке положили ученые из корейского государства Пэкче, при посредничестве которых в Японию попал буддизм. Его адепты распространяли континентальные научные, технические и художественные навыки. В VIII веке начала распространяться китайская система образования. Основными образовательными центрами стали провинциальные школы и буддийские монастыри. Для простого народа были учреждены специальные начальные школы, где монахи учили читать, считать и писать, а также обучали некоторым техническим навыкам.

Однако, начиная с XIII века, эта система пришла в полный упадок. В это время знать предпочитала обучаться на дому. Частное и специальное образование предоставляли монастыри и монашеские секты.

Примечательно, что основы современной системы образования в Японии были установлены лишь в эпоху Мэйдзи. В 1871 году Императорским указом было организовано Министерство образования, которое ввело обязательное 4-х летнее школьное обучение для всех граждан империи, учредило около 54 тысяч начальных школ и 8 государственных университетов. Основной задачей образования было определено прививание гражданам таких традиционных ценностей, как послушание, почитание родителей и старших родственников, благожелательность и любовь ко всем окружающим. Школьников надлежало учить скромности и умеренности, честности и бережливости;  развивать их интеллектуальные способности и моральные качества путем познания нового и культивирования искусств. Они должны были безоговорочно подчиняться законам и конституции, быть  готовыми пожертвовать собой ради императора и государства.

Система готовила патриотически настроенное население, лояльное к правительству, умеющее слаженно работать в коллективе. К 1880 году школу посещало 60 % мальчиков и 20% девочек. 

В 1947 году система образования была преобразована американскими оккупационными войсками и с некоторыми изменениями сохранилась до нынешних дней. В современной Японии обязательно для всех бесплатное среднее 9-летнее образование. После этого более 97% выпускников продолжают образование в школах 2 ступени. Около 40%, окончивших среднюю школу 2 ступени, поступают в колледж или университет. Там уже обучение платное, но если студент выиграет конкурс стипендий, то может получить большую скидку.Карьерная гонка начинается с детского сада. Чтобы в 6 лет пройти конкурс в хорошую начальную школу, нужно посещать хороший детский сад. Желательно элитный частный детсад при хорошем университете. Тогда будущее ребенка, можно сказать, обеспечено. По достижении соответствующего возраста он перейдет в университетскую школу и оттуда поступит в университет без экзаменов. Такой детсад не только очень дорого стоит, малышу придется пройти тестирование и выдержать конкурс. Отличительной особенностью японского детсада является то, что группы формируются не по способностям, а в соответствии с эффективностью взаимодействия ее членов. Они каждый год создаются заново и способствуют,  прежде всего, формированию навыков работы в коллективе, подчинению установленным в обществе предписаниям и учат не мешать окружающим. 

В Японии считают, что с ребенком до 5 лет нужно обращаться как с королем. С 5 до 15 — как с рабом. После 15 лет — как с равным. 

В раннем возрасте воспитание акцентируется на разных проблемах. 1 год жизни посвящается пробуждению уверенности в себе; второй – ручной работе, прикладному творчеству; на третьем году жизни у ребенка должны появиться обязанности; на четвертом он должен научиться отличать хорошее от плохого, добро от зла; в пять лет воспитываются самостоятельность и лидерские качества. 

Ребенка никогда не оскорбляют, не обзывают обидными словами. Родители обычно говорят, что их сильно расстроило плохое поведение ребенка и теперь они должны вместе преодолеть возникшие трудности. Учителей тоже никогда не критикуют. Если в классе что-то происходит не так, то ребенка переводят в другой коллектив, возможно, что там он найдет себе новых друзей. За все плохое, что происходит с ребенком, японская мама обвиняет себя: не доглядела, не объяснила, не приняла вовремя мер для предотвращения проблемы. Поэтому маленькие японцы обожают своих мам и стараются их не огорчать.  

Начиная с детсада, дети носят одинаковую форму. Может показаться, что зимой они одеты излишне легко, но японцы закаливают маленьких детей, приучают их терпеть зимой холод, а летом жару. В школах нет единых учебников. Помимо обязательных для изучения предметов – японский язык и каллиграфия, математика, естествознание, обществоведение, музыка, изобразительное искусство, домашнее хозяйство, физическая культура, английский язык –  существует еще несколько полуобязательных и специальных предметов по выбору: иностранные языки и литература, валеология и др. Состав предметов зависит от специализации школы. В Японии очень развита система дополнительного образования «дзюку», сходная с нашим репетиторством. В «дзюку» школьники идут после основных занятий, потом дома выполняют домашнее задание и ложатся спать. Дзюку – очень дорогое удовольствие, но, как правило, школьник, не посещающий дзюку, проигрывает своим натасканным на тесты сверстникам и у него мало шансов поступить в престижный университет.

Главная цель японской школы — воспитать достойного члена общества. Японцев сызмальства учат избегать прямого соперничества и подчиняться интересам группы. Любой труд считается почетным. В школах, например, нет уборщиц. Даже младшие школьники сами моют и убирают свои учебные комнаты, туалеты, дворовую территорию. Они постоянно учатся работать в коллективе, преодолевать свои эмоции. Выпускники сдают вначале единый централизованный государственный экзамен. Для тех, кто сдал его с невысоким числом баллов, закрывается доступ в ведущие ВУЗы и соответственно — карьерные перспективы. Однако они могут попробовать поступить в технологические колледжи (ПТУ), выпускающие высококвалифицированных рабочих, выпускники которых, как правило, сразу получают работу на заводах крупных корпораций, либо поступать в частные вузы и колледжи, ориентированные на домоводство, сферу услуг, сельское хозяйство.  

Прошедшие отбор сдают вступительные экзамены в выбранный ВУЗ. Все стремятся поступить в государственные университеты. Во-первых, образование выше котируется и диплом дает большое преимущество при трудоустройстве, во-вторых, обучение там намного дешевле, так как они дотируются государством. Например, 6 лет обучения на медицинском факультете самого престижного Токийского университета стоят 3,5 млн. иен, а 6 лет обучения на аналогичном факультете частного университета средней руки Тохо стоят более 30 млн. иен! Студенты сами выбирают предметы и составляют индивидуальный план посещения занятий. Учебный год начинается в апреле с состязания между преподавателями. Каждый из них дает пробный урок, пытаясь заманить на него побольше студентов. Чем их больше, тем внушительнее зарплата преподавателя. Экзамены сдают только в письменном виде. Оценки по пятибальной системе. А – высшая оценка, В – хорошо, С- удовлетворительно,  D – самая низшая оценка, соответствует нашей «тройке с минусом» и  F – не сдал. 

Главная особенность японского высшего образования – его строгая иерархичность. Единственными полноценными ВУзами, выпускники которых гарантировано трудоустраиваются и составляют высший класс японского менеджмента и политики, являются Токийский и еще несколько государственных университетов, а также  частные университеты Нихон, Васэда и Кейо. Небольшие государственные и частные ВУЗы «второго сорта» выполняют скорее социальные, чем образовательные функции, в их число входят Женские университеты, которые готовят образцовых жен и домохозяек. Они были созданы в 1899 году как высшие школы для девочек, их общеобразовательная программа приближалась к уровню средней школы для мальчиков и преподавались такие предметы, как кулинария, управление домохозяйством, основы семейного здравоохранения и планирования бюджета. В современных Женских университетах упор делается на музыку, изобразительное искусство, дизайн, журналистику и другие популярные среди женщин специальности. Хотя инициаторы гендерного равноправия в настоящее время добились равного для всех права на высшее образование, многие работодатели стараются не брать на работу девушек, ведь подавляющее большинство образованных японских женщин после рождения ребенка превращаются в домохозяек. Сохраняется и выраженная дискриминация женщин по оплате за одинаковый труд.

В целом система японского образования ориентирована на воспитание исполнителей, послушных функционеров. Перекос в сторону группового сознания часто приводит к утрате умения самостоятельно мыслить. К сожалению,  большинство японцев не только мыслит, но и поступает стандартно, похожими являются одежда, аксессуары, прически и прочее. Высокая степень загруженности сложными тестами и экзаменами, либерализм в выборе предметов приводит к тому, что, отлично разбираясь в практически значимых предметах, многие молодые японцы плохо знают классическую философию, мировую историю, иностранную литературу.  

Тем не менее, высокие рейтинги японских университетов и впечатляющие достижения японских ученых в науке и технике служат очевидным доказательством высокого уровня системы образования этой страны.

 

Ирина КИМ,

 

кандидат медицинских наук

 

 

Программа проекта «Япония» дополнительное образование в предметной области «Искусство», 3-7 класс

Тематическое планирование курса

Программа дополнительного образования- проекта «Япония» 3-7 класс

34 часа Руководитель проекта

Учитель высшей квалификационной категории

гимназии №8 г. Дубны Московской обл.

Шишлянникова Е.В.

интегрированный курс внеурочной деятельности деятельности учащихся с учетом возрастных особенностей детей и межпредметной интеграции: информатики, истории, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, дизайна, художественного проектирования

Технические условия

Кабинет ИЗО, оснащенный:

ПК для учителя,

проектор,

экран,

документ-камера (предпочтительно),

Мобильный Компьютерный Класс (предпочтительно)

Цель программы:

Развитие опыта эмоционально-целостного отношения к искусству, как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество. Привить интерес искусству разных народов мира., в данном проекте к искусству Японии.

Задачи реализации данного курса:

актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве на основе художественно-исторического наследия .

формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

углубление художественно — познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

воспитание художественного вкуса;

приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

формирование умений и навыков художественного самообразования;

формирование умений решать и выполнять конструкторские задачи;

использовать современные информационные технологии.

Общие сведения об учебной группе

Программа рассчитана на 1 года обучения для учащихся 3-7 классов.

Всего 34часов (1 час в неделю).

Форма организации занятий

Занятия ведутся в одной проектной группе по 10 человек .

Критерии оценки результатов обучения

Удовлетворенность учеников, посещающих предметный кружок.

Сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; самостоятельность; соблюдение правил техники безопасности).

Сформированность навыков и умений (применимость теоретических знаний при выполнении заданий; сложность и оригинальность).

Творческие отчёты (конференции, выставки творческих работ и проектов).

Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся:

тестирование;

анкетирование;

итоговые конференции;

выставки творческих работ.

Пояснительная записка

Художник в широком смысле слова – это тот, кто умеет думать, наблюдать, сравнивать, фантазировать, мечтать, кому открыта красота окружающего мира, гармония и совершенство природы и искусства. И задача взрослых – разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренное ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами. Ребенку необходимо самому побыть автором, погрузиться в стихию художественного творчества.

Как же помочь ребенку встать на позицию творца, художника. Изобразительное творчество — одно из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний изобразительной грамоты, декоративного искусства, дизайна. Необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунках свои впечатления от увиденного и прочитанного. Он берет в руки карандаши, краски, кисти, бумагу… Но порой, перекочевав на бумагу, яркие образы тускнеют, краски растекаются, карандаши не слушаются, рисунок не получается. Юный художник обиженно отбрасывает кисть и перестает творить. Как помочь ему научить, с блеском, выполнять изобразительные, декоративные и дизайнерские работы?

Одна из главных задач по изобразительному искусству — знакомить детей с различной техникой и приемами рисования для того, чтобы в будущем учащиеся могли самостоятельно, по настроению, по впечатлению, выбирать технику для создания творческих композиций.

 

Одним из источников мотивации является занимательность. Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, погружая учащихся в определённую игровую ситуацию, излагать учебный материал с иллюстрациями, графиками.

Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на занятиях позволяет: активно развивать творческие и познавательные способности каждого ученика, применение графики, цвета, звука позволяет моделировать различные ситуации и среды.

Применение компьютеров на занятиях изобразительного искусства создаёт эмоциональный настрой, это в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества.

Общество становится всё более за

Обучение в Японии, образование и работа в Японии, японский язык

Курсы японского языка

 

 

Обучение в Японии — это новые возможности

 

Выучить японский язык до хорошего уровня
Найти интересную работу в японской компании
Прикоснуться к культуре и традициям страны
Переехать в Страну восходящего солнца
Получить новую перспективную профессию
Сдать международный экзамен по японскому языку

 

 

Видеопрезентация о нас — самое важное за 1 минуту