Доминантный очаг – Доминантный очаг — это… Что такое Доминантный очаг?

Доминанта. Свойства доминантного очага, мозговое обеспечение.

Понятие «доминанта» было введено в 1923 году А.Ухтомским. Существует несколько определений этого термина.

Доминанта — устойчивый очаг повышенной возбудимости нервных центров, которые создают скрытую готовность организма к определенной деятельности с одновременным торможением посторонних рефлекторных актов.

Доминанта — это функциональное объединение нервных центров, которое состоит из достаточно жестких подкорковых, вегетативных и гуморальных компонентов и относительно подвижного коркового компонента.

Схема формирования доминанты.

Доминанта освобождает организм от побочных видов деятельности для достижения наиболее важных на данный момент целей для организма. Доминанта отражает общее свойство нервных процессов может образоваться в любом отделе ЦНС, на любом ее уровне.

Ухтомским были сформулированы основные черты доминантного очага:

Повышенная возбудимость.

Застойный характер возбуждения.

Способность к суммированию возбуждения (возбуждения, которые возникают в отдаленных участках нервной системы, притягиваются к доминантному очагу и усиливают возбуждение в нем).

Инерция (способность  к удерживанию и продолжению раз начавшегося возбуждения, даже при отключении первоначального стимула).

Формирование доминанты: Сначала внутренние и внешние стимулы активируют мотивационные структуры гипоталамуса, он затем активирует гиппокамп и передние отделы новой коры. Благодаря действию гиппокампа внешние стимулы могут усиливать доминантное состояние. Миндалевидный комплекс участвует ы выделении основной доминанты.

Затем в результате совместной деятельности гиппокампа и лобной коры производится селлекция внешних стимулов или их памятных следов, приводивших ранее к удовлетворению данной потребности. В височной коре сопоставляются мотивационное возбуждение и наличные стимулы или их энграммы, извлеченные из памяти. Затем в миндалине происходит формирование эмоциональной окраски (оценки) этих стимулов и энграмм, благодаря чему выделяется доминирующая мотивация, то есть та мотивация, которая должна быть удовлетворена в первую очередь.

Нервные структуры, участвующие в формировании доминанты.

В лобной коре складывается программа действий, которая поступает в базальные ганглии. Там она взаимодействует с программой из теменной коры. На этой основе и формируются ответные действия.

Мотивации различаются по направленности, способам удовлетворения, но у всех у них есть общие черты:

Активизация моторной системы – повышается средний уровень двигательной активности, повышается двигательная реактивность на сенсорные стимулы (исключение – пассивный страх, когда животное замирает).

Повышение тонус симпатического отдела ВНС за счет сигналов, которые идут от лимбической системы и гипоталамуса.

Рост активности афферентных систем – снижение порогов восприятия сенсорных сигналов, усиление ориентировочных реакций.

Усиление поисковой активности, которая носит целенаправленный характер.

Актуализация памяти – «всплывают» образы цели и возможные способы ее достижения.

Изменения в ЭЭГ по типу десинхронизации, отражающие повышение активности корковых нейронов.

Возникновение субъективных эмоциональных переживаний, причем наиболее типичны отрицательные переживания (положительные эмоции возникают только при некоторых группах мотиваций – любознательности, стремлении к творческой активности).

Итак, к основным структурам ЦНС, связанным с мотивациями, относятся гипоталамус (его центры регуляции поведения), миндалевидный комплекс (участвует в регуляции пищевого поведения, выделяет первоочередную потребность), лобная кора.

students-library.com

Доминанта | Кинезиолог

Определение

Доминанта — это устойчивый очаг нервного возбуждения, подчиняющий себе другие очаги.

По определению самого автора учения о доминанте А.А. Ухтомского, доминанта – это «временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, создающий скрытую готовность организма к определённой деятельности при одновременном торможении других рефлекторных актов».

Субдоминанта — это подчинённый очаг возбуждения, который усиливает доминанту. Обычно это более слабый очаг, который своим возбуждением подпитывает основную доминанту.

Свойства доминанты
1) Повышенная возбудимость, т.е. чувствительность к возбуждению.
2) Устойчивость во времени.
3) Торможение других очагов возбуждения.
4) Использование «чужого» возбуждения из других очагов для усиления собственного.

Доминирующий очаг возбуждения тормозит деятельность других очагов возбуждения и как бы перехватывает у них возбуждение. Это выражается в том, что при возбуждении не-доминантного участка мозга усилится возбуждение в доминантном очаге, и ответная реакция будет та, которую контролирует именно доминантный очаг, а не тот, который возбуждался первоначально. Так, например, у одного знаменитого древнеримского сенатора была доминанта на вражеское государство — Карфаген. И с чего бы он ни начинал свою речь в сенате, заканчивал он её всегда одинаково: «Карфаген должен быть разрушен!»

Анимированная иллюстрация доминанты.

Принцип доминанты был сформулирован выдающимся отечественным физиологом А.А. Ухтомским, учеником Н.Е. Введенского, в 1924 году.

Для деятельности нервной системы характерно наличие в каждый данный момент преобладающих, господствующих очагов возбуждения. Временно господствующий, главенствующий в текущий момент очаг устойчивого длительного возбуждения называют доминантой. Принцип доминанты — один из основных в координационной деятельности нервная система. Благодаря ему при непрерывном воздействии на организм самых разнообразных внешних раздражителей достигается определённая приспособительная, осуществляется избирательная деятельность ЦНС.
Доминантный очаг возбуждения имеет свойство привлекать к себе поступающие в другие центры волны возбуждения и за их счёт усиливаться. В это время другие, не входящие в его состав нервные центры и соответствующие рефлексы затормаживаются, поэтому при наличии в ЦНС доминантного очага координационные отношения меняются. Доминантный очаг изменяет и подчиняет себе работу других центров.

В процессе нервной деятельности одна доминанта сменяет другую. Возникновение в ЦНС более сильной доминанты затормаживает ранее вызванную доминанту по типу отрицательной индукции. Чем моложе ребёнок, тем менее устойчива доминанта и тем легче она тормозится.
По мнению А.А. Ухтомского, принцип доминанты является физиологической основой акта внимания и предметного мышления. Интересный и эмоциональный рассказ учителя, хорошо выполненная таблица, опыт, поставленный учениками, кадры кинофильма способствуют созданию доминантных отношений во время процесса обучения, что имеет немаловажное значение в усвоении знаний.

Законы формирования доминанты и её динамика (развитие во времени)

1.

Генерализация доминанты — это распространение повышенной возбудимости на большие территории головного мозга. Доминантный очаг в этот период очень большой. Какое бы раздражение не давалось, ответ будет только один — доминантный рефлекс.

2. Концентрация доминанты (локализация) — это «стягивание» большой зоны возбудимости в один локальный и концентрированный доминантный очаг.

3. Дифференциация доминанты — выбор предпочитаемого, приоритетного варианта раздражения для осуществления доминантного рефлекса. Формируется механизм различения сходных раздражителей, и лишь один из них начинает играть роль пускового раздражителя, запускающего деятельность доминанты.

4. Консолидация доминанты — укрепление очага возбуждения, приобретение им повышенной устойчивости, подчинение ему других очагов возбуждения.

5. Констелляция доминанты — это создание целого «созвездия» из отдельных доминантных очагов на разных уровнях мозга, связанных друг с другом и работающих совместно. Происходит вовлечение в структуру доминанты дополнительных очагов, разположенных уже в разных отделах и областях мозга, а не в соседних участков, как в случае генерализации. Это понятие доминанты в виде констелляции возбуждённых очагов, взаимодействующих друг с другом, соответствует расширенному понятию нервного центра как управляющей системы для регуляции определённой функции (например, «дыхательный центр», «пищевой центр» и т.п.). Но при этом считается, что констелляция имеет всё же временный, функциональный характер, что сближает её с понятием «функциональная система», которое значительно позже было введено в физиологию П.К. Анохиным.

6. Изоляция

доминанты — это частичное отделение и обособление доминантного очага от других возбуждённых участков мозга, приобретение им автономности и пониженной реактивности. На этом этапе происходит ограничение количества входов в данный доминантный очаг. Образно говоря, можно сказать, что доминанта начинает жить своей собственной жизнью, отдельно от остального мозга. Это позволяет мозгу начать формировать другие доминанты параллельно с возникшей ранее.

7. Разрушение доминанты (затухание доминанты) — прекращение деятельности данного доминантного очага возбуждения, которое может закончиться прекращением его существования.

© 2012-2019 Сазонов В.Ф. © 2012-2016 kineziolog.bodhy.ru. © 2016-2019 kineziolog.su.

Как победить ненужную или вредную доминанту?

Процитируем в качестве ответа слова создателя учения о доминанте А.А. Ухтомского: «Если вам не нравится ваше поведение, то довольно бесплодная задача бороться с ним, атакуя его доминанты «в лоб». В результате будет, вернее всего, только усиление укрепившейся доминанты. Это потому, что за ней есть укрепившиеся физиологические основания, своя история и инерция. Целесообразней искать условий для возникновения новой доминанты – не пойдёт ли она рядом с первой. Если пойдёт, то первая сама собой будет тормозиться, и, может быть, сойдёт на нет».

kineziolog.su

7. Перечислите свойства доминантного очага возбуждения:

1) повышенная возбудимость; 2) низкая возбудимость; 3) способность к суммации; 4) инерция возбуждении; 5) стойкость возбуждения; 6) низкий критический уровень деполяризации; 7) притягивает возбуждение от других нервных центров.

8. Какой принцип прежде всего обеспечивает согласованную деятельность нервных центров, регулирующих антагонистические функции? 1) принцип доминанты; 2) принцип общего конечного пути; 3) принцип реципрокности; 4) принцип обратной связи.

9. Какой тип торможения относится к первичному торможению? 1) пресинаптическое; 2) постсинаптическое; 3) пессимальное; 4) следовая гиперполяризация нейрона после ПД.

10.Какое явление лежит в основе принципа общего конечного пути: 1) дивергенция; 2) конвергенция; 3) нейронная ловушка; 4) посттетаническая потенциация; 5) пространственная суммация; 6) обратная связь.

Ситуационные задачи:

  1. При раздражении одного аксона возбуждаются 3 нейрона, при раздражении другого- 5 нейронов, при совместном их раздражении- 12 нейронов. На скольких нейронах конвергируют эти аксоны и как называется это явление?

  2. Требуется создать препарат, который избирательно подавлял бы реакцию нейрона на некоторые афферентные сигналы. Этот препарат должен усиливать пресинаптическое или постсинаптическое торможение. Какое действие вы предпочли бы?

  3. Выдающийся отечественный физиолог А.А.Ухтомский, будучи студентом, помогал в лекционной демонстрации Н.Е.Введенскому. Целью опыта являлось: вызвать сокращение мышц конечности при электрическом раздражении двигательной зоны головного мозга. Опыт не удался. Вместо двигательной реакции произошел акт дефекации. Объясните это явление, послужившее основой к раскрытию важнейшего принципа деятельности мозга.

4.В ответ на одиночный раздражающий стимул мышца отвечает одиночным сокращением. Но если нанести такое же раздражение на афферентный нерв, то возникающее рефлекторное сокращение мышцы оказывается тетаническим. Почему?

5.Ребенок, который учится играть на пианино, первое время играет не только руками, но помогает себе головой, ногами и даже языком. Объясните механизм этого явления.

6.Если днем пристально смотреть на окно, а затем закрыть глаза, то на протяжении некоторого времени всё ещё видишь переплёт рамы. Каким свойством нервных центров объясняется это явление и каков его механизм?

7.Если спинальную лягушку сильно ущипнуть за лапку, то мышцы сокращаются, и лапка остается поджатой некоторое время после прекращения раздражения. Будет ли наблюдаться такой эффект, если разрушить спинной мозг и нанести электрическое раздражение на седалищный нерв?

Учебно-материальное обеспечение:

Основная литература:

1.Нормальная физиология: Учебник / Под ред. А.В. Завьялова, В.М. Смирнова. – М.: МЕДпреес-информ, 2009. – 916 с., стр.30-48;

2. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Основы физиологии человека: Учебник. В 2-х томах. Изд. 3-е, перераб. и доп. / Под ред. Н.А. Агаджаняна. – М.: РУДН, 2007. – 364 с.

3.   Нормальная физиология в трех томах: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Под ред. В.Н. Яковлева. – М., «Медицина», 2006.

4. Нормальная физиология: Учебник / Под ред. В.М. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. –480 с

Дополнительная литература:

1. Смирнов В.М. Физиология центральной нервной системы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Смирнов В.М., Свешников Д.С., Яковлев В.Н., Правдивцев В.А. – 5 изд-е, испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 308 с.

2. Нормальная физиология : учебник / К.В. Судаков и др. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2012

3. Физиология человека: Атлас динамических схем / К.В. Судаков, В.В. Андрианов, Ю.Е. Вагин, И.И. Киселев. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2009 – 416 с.

4.Атлас по нормальной физиологии под ред. Агаджаняна Н.А. – М.: ООО “Медицинское информационное агентство”, 2007. – 496 с.

5.Камкин А.Г. Атлас по физиологии: в 2 т.- М: ГЭОТАР-Медиа, 2010

Материальное обеспечение:

Наглядные пособия: учебные таблицы,

Технические средства: TV, DVD-плейер; ПК. Обучающая программа «Виртуальная физиология»

studfile.net

Медицинская энциклопедия — значение слова Домина́нтный Оча́г

очаг возбуждения в ц.н.с., изменяющий состояние других нервных центров путем «притягивания» к себе импульсов, которые обычно вызывают иные рефлекторные реакции.

Смотреть значение Домина́нтный Оча́г в других словарях

Очаг — пенаты
пепелище
Словарь синонимов

Доминантный — доминантная, доминантное. Прил. к доминанта. Доминантные признаки наследственности.
Толковый словарь Ушакова

Очаг — м. татарск.? огнище, возвышенный под, для разводки огня, теплового, стряпного или работного. Кухонный очаг, шесток, площадка перед челом руской печи, или отдельно где приделанный,……..
Толковый словарь Даля

Доминантный Прил. — 1. Преобладающий, господствующий.
Толковый словарь Ефремовой

Очаг М. — 1. Устройство для разведения и поддержания огня; печь. // Углубление в полу или возвышенное место на полу для разведения и поддержания огня. 2. Употр. как символ родного……..
Толковый словарь Ефремовой

Доминантный — , ДОМИНА́НТНЫЙ см. Доминанта.
Толковый словарь Кузнецова

Очаг — очага, м. (тур. ocak). 1. Устройство для разведения и поддержания огня, печь. Дурень-слуга все подбрасывал березовые дрова в очаг. А.Н. Толстой. топки (часть топки, в к-рой сгорает……..
Толковый словарь Ушакова

Очаг — -а; м.
1. Устройство для разведения и поддержания огня. Развести огонь в очаге. Подкинуть дров в о. Друзья собрались у очага.
2. Техн. Часть топки, в которой сгорает топливо.
3………
Толковый словарь Кузнецова

Очаг Катастрофы — См. Бедствие стихийное
Экономический словарь

Очаг — Заимствование из тюркских языков, где ocag является уменьшительным от ос – «огонь» и буквально означает «огонек».
Этимологический словарь Крылова

Микробный Очаг — место, область (биотоп) обитания (переживания) возбудителей болезни в организме хозяина. По занимаемой территории не всегда совпадает с патологическим очагом. В одних……..
Словарь микробиологии

Ген Доминантный — (лат. dominans, dominantis господствующий) Г., сходно проявляющийся в гетеро- и гомозиготном состоянии и подавляющий проявление других аллелей этого гена.
Большой медицинский словарь

Гона Очаг — (A. Ghon, 1866-1936, чешский патологоанатом и бактериолог) петрифицированный или оссифицированный первичный туберкулезный аффект.
Большой медицинский словарь

Деструктивный Очаг — см. Очаг деструкции.
Большой медицинский словарь

Доминантный — господствующий, преобладающий (о признаке, аллеле, очаге возбуждения и т. д.).
Большой медицинский словарь

Доминантный Очаг — очаг возбуждения в ц. н. с., изменяющий состояние других нервных центров путем притягивания» к себе импульсов, которые обычно вызывают иные рефлекторные реакции.
Большой медицинский словарь

Контузионный Очаг — (focus contusionis) участок деструкции ткани головного мозга в месте ее закрытого механического повреждения (ушиба).
Большой медицинский словарь

Очаг Автоматизма Сердца — (син.: водитель ритма сердца, источник ритма сердца) участок миокарда, генерирующий ритмичные импульсы возбуждения, вызывающие сокращение миокарда.
Большой медицинский словарь

Очаг Автоматизма Сердца Гетеротопный — (греч. heteros другой + topos место) О. а. с., расположенный вне синусно-предсердного узла; источник патологических ритмов сердца.
Большой медицинский словарь

Очаг Автоматизма Сердца Номотопный — (греч. nomos закон, норма + topos место) О. а. с., расположенный в синусно-предсердном узле; физиологический источник ритма у высших теплокровных животных и человека.
Большой медицинский словарь

Очаг Возбуждения — совокупность близко расположенных и одновременно физиологически активных нервных элементов ц. н. с.
Большой медицинский словарь

Очаг Деструкции Кости — (focus destructionis; син. деструктивный очаг) ограниченный участок кости, в пределах которого значительная часть костных перекладин подверглась разрушению или гнойному распаду;……..
Большой медицинский словарь

Очаг Заражения — территория (акватория) с находящимися на ней людьми, животными, техническими средствами и сооружениями, а также воздушная среда над этой территорией (акваторией), подвергшиеся……..
Большой медицинский словарь

Очаг Инфекционной Болезни — см. Эпидемический очаг.
Большой медицинский словарь

Очаг Массовых Поражений — см. Очаг поражения.
Большой медицинский словарь

Очаг Массовых Санитарных Потерь — участок местности в очаге поражения, в пределах которого находится большое число людей, нуждающихся в медицинской помощи.
Большой медицинский словарь

Очаг Патологического Застойного Возбуждения — обусловленный патологическим процессом длительно существующий очаг возбуждения; усугубляет течение основного патологического процесса или вызывает новый (по механизму порочного круга).
Большой медицинский словарь

Очаг Поражения — (син. очаг массовых поражений) территория (акватория) с находящимися на ней людьми, материальными ценностями, техническими средствами и сооружениями, подвергшимися……..
Большой медицинский словарь

Очаг Разрежения Кости — ограниченный участок кости, в пределах которого отдельные костные перекладины подверглись рассасыванию или деструкции; обнаруживается рентгенологически.
Большой медицинский словарь

Первичный Очаг — см. Аффект первичный.
Большой медицинский словарь

Посмотреть еще слова :

slovariki.org

Возрастная физиология и анатомия

 

↑ Перейти в оглавление

 

10. Учение А.А. Ухтомского  о доминанте. Формирование очага  доминанты. Роль доминанты в  обучении и воспитании

 

Определение

 

Доминанта — это устойчивый очаг нервного возбуждения, подчиняющий  себе другие очаги.

 

Субдоминанта — это подчинённый  очаг возбуждения, который усиливает  доминанту.

 

Доминирующий очаг тормозит деятельность других очагов возбуждения  и как бы перехватывает у них  возбуждение. Это выражается в том, что при возбуждении не-доминантного участка мозга усилится возбуждение  в доминантном очаге и ответная реакция будет та, которую контролирует именно доминантный очаг, а не тот, который возбуждался первоначально. Так, например, у одного знаменитого  древнеримского сенатора была доминанта  на вражеское государство — Карфаген. И о чём бы он не начинал свою речь в сенате, заканчивал он её всегда одинаково: «Карфаген должен быть разрушен!».

 

Принцип доминанты был  сформулирован выдающимся отечественным  физиологом А.А. Ухтомским, учеником Введенского, в 1924 году.

 

Для деятельности нервной  системы характерно наличие в  каждый данный момент преобладающих, господствующих очагов возбуждения. Временно господствующий, главенствующий в текущий момент очаг устойчивого длительного возбуждения  называют доминантой. Принцип доминанты — один из основных в координационной  деятельности нервная система. Благодаря  ему при непрерывном воздействии  на организм самых разнообразных  внешних раздражителей достигается  определённая приспособительная, осуществляется избирательная деятельность ЦНС.

 Доминантный очаг возбуждения  имеет свойство привлекать к  себе поступающие в другие  центры волны возбуждения и  за их счёт усиливаться. В  это время другие, не входящие  в его состав нервные центры и соответствующие рефлексы затормаживаются, поэтому при наличии в ЦНС доминантного очага координационные отношения меняются. Доминантный очаг изменяет и подчиняет себе работу других центров.

 В процессе нервной  деятельности одна доминанта  сменяет другую. Возникновение в  ЦНС более сильной доминанты  затормаживает ранее вызванную  доминанту по типу отрицательной  индукции. Чем моложе ребёнок,  тем менее устойчива доминанта  и тем легче она тормозится.

 По мнению А.А. Ухтомского, принцип доминанты является физиологической  основой акта внимания и предметного  мышления. Интересный и эмоциональный  рассказ учителя, хорошо выполненная  таблица, опыт, поставленный учениками,  кадры кинофильма способствуют  созданию доминантных отношений  во время процесса обучения, что  имеет немаловажное значение  в усвоении знаний.

Законы формирования доминанты  и её динамика (развитие во времени):

1. Генерализация возбуждения  — это распространение его на  большие территории головного  мозга. Доминантный очаг в этот  период очень большой.

2. Концентрация возбуждения  (локализация) — это «стягивание» возбуждения в один доминантный  очаг.

 

3. Консолидация — укрепление  доминанты, приобретение ей устойчивости, подчинение ей других очагов  возбуждения.

4. Констелляция -создание  целого «созвездия» из отдельных  доминантных очагов на разных  уровнях мозга, связанных друг  с другом и работающих совместно.

 

5. Изоляция — частичное отделение  доминантного очага от других  возбуждённых участков мозга,  приобретение им автономности.

6. Разрушение доминанты  — прекращение существования данного  очага возбуждения.

 

↑ Перейти в оглавление

 

11. Динамический стереотип  и его роль в обучении и  воспитании

 

Динамический стереотип — это форма целостной деятельности головного мозга, выражением которой  является определённый, зафиксированный  порядок условно-рефлекторных действий высших животных и человека.

 Динамический стереотип  нелегко вырабатывается, но в  жизни он необходим, поскольку  даёт нам возможность привычную  работу осуществлять автоматически.  Как правило, процессы одевания, умывания происходят автоматически и только тогда, когда возникают какие-то трудности, когда мы сталкиваемся с непривычными обстоятельствами, нам приходится их анализировать и находить какие-то новые решения.

 Если условно-рефлекторные  раздражители предъявляются в  определённой последовательности, то через некоторое время вырабатывается  динамический стереотип. Он считается  сформированным, когда при предъявлении  первого условного раздражителя  развёртывается вся цепочка условно-рефлекторных  реакций.

 При выработке динамического  стереотипа, связанного с умыванием,  ребёнку приходится поэлементно  показывать, как мыть руки, лицо, уши. Затем он выполняет эти  действия по команде, и, наконец  наступает время, когда одно  словесное побуждение «Иди умойся» — вызывает всю цепочку рассмотренных  действий. Вот с этого момента  мы и можем говорить о том,  что у ребёнка выработан динамический  стереотип, или навык, умывания.

 В основе навыка  лежит динамический стереотип,  выработанный в результате сознательного  многократного повторения одних  и тех же движений или решения  типовых задач в производственной  или учебной деятельности.

 С точки зрения получаемых  результатов привычки могут быть  полезными и вредными. Употреблять  слова — паразиты, свистеть, грызть  ногти, разбрасывать вещи — всё  это примеры вредных привычек.

 К полезным привычкам  следует отнести выполнения гигиенических  процедур, уборку помещения, подготовку  рабочего места к началу работы  и приведение его в порядок  после её окончания. Если вредные  привычки доставляют неприятности  окружающим, вредят здоровью, ведут  к неоправданной потере времени,  то полезные привычки делают  человека аккуратным и собранным,  экономят время, содействуют укреплению  здоровья и повышению работоспособности.

 

↑ Перейти в оглавление

 

12. Слово как условный  раздражитель. Развитие речи у  детей

 

Слово может быть сигналом, это первичный сигнал. Слово несёт  вторичную информацию. Вторая сигнальная система — восприятие смысла слов. Слово — это сигнал о других сигналах.

 Уже сравнительно рано (с 1,5 месяца) ребёнок реагирует  на слова, произнесённые окружающими.  При этом реакция возникает  на человека, его мимику, а не  только на звуки слова. Если  к ребёнку этого возраста обращать  слова так, чтобы он не видел  артикуляционной мимики взрослого,  то он не даёт на них реакции.

 Понимание слов развивается  в следующем порядке: сначала  воспринимаются названия окружающих  ребёнка вещей, названия игрушек,  имён взрослых, позже изображений  предметов, затем — названий частей  тела и лица.

 Развитие моторной  речи начинается с 1,5 — месячного  возраста. Дети постепенно издают  всё более сложные звукосочетания, которые называют предречевыми  голосовыми реакциями. В них  можно различить много звуков, которые позже станут элементами  членораздельной речи.

 Для правильного развития  речи чрезвычайно важно участие  двигательного анализатора. Ограничение  общей подвижности ребёнка отрицательно  сказывается на развитии речевой  функции и всего психического  развития ребёнка.

 В формировании речи  необходимо участие слуха. Нарушение  слуха до того момента, как  ребёнок научился говорить, ведёт  к глухонемоте.

 Речь ребёнка начинается  с того момента, когда произносимые  им отдельные речевые звуки  или комбин

student.zoomru.ru

Образование доминантного очага возбуждения — Физиология мышц и нервов — Физиология человека — Библиотека доктора — Медкурсор

3 июня 2009

Одним из важных свойств нервных центров является их способность к образованию доминантного (господствующего) очага возбуждения. А. А. Ухтомский установил, что если волны возбуждения поступают в нервный центр в оптимальном, соответствующем функциональному состоянию центра ритме, то возбудимость его повышается. В нервном центре формируется стойкий, доминантный очаг возбуждения, способный к суммации возбуждения и к торможению рефлексов, не входящих в систему доминантной ответной реакции.

Учение Ухтомского о доминанте существенно дополняет представления и о механизмах адаптации к мышечной нагрузке. Двигательная доминанта усиливается за счет конвергенции нервных импульсов из других физиологических систем, в частности из периферических отделов анализаторов звука, света и цвета, кожной и проприоцептивной чувствительности.

Усиление двигательной доминанты позволяет с большой эффективностью адаптироваться к специфической физической нагрузке. Так, доминантная установка на достижение высокого результата не только подчиняет себе все текущие виды физиологической активности, но и облегчает адаптацию к физическим нагрузкам, лежащим на пределе физиологических возможностей человека.

«Физиология человека», Н.А. Фомин

Читайте далее:

Нервным центром называется совокупность нейронов, регулирующих определенную физиологическую функцию. Нервный центр является функциональным, физиологическим, а не морфологическим понятием. Например, дыхательный центр — это широко представленные на разных уровнях спинного и продолговатого мозга скопления нервных клеток. Если учесть при этом, что дыхание регулируется на разных уровнях подкорковых и корковых центров, то морфологическое понятие нервного центра становится…

Свойство облегчения проведения и окклюзии нервного импульса — результат конвергенции (схождения) нервных импульсов от разных аксонов к одной нервной клетке. Для генерации нервного импульса может быть недостаточно возбуждения, поступающего к нервной клетке по отростку одного аксона. В этом случае возбуждение от другого аксона, поступающее к той же нервной клетке, облегчает генерацию нервного импульса. К нервной…

Макро- и микроструктура поперечнополосатой мышцы: А1 — мышечное волокно; Б — схема строения миофибриллы; В — схема строения участка поперечнополосатой мышцы; 1 — мышечное волокно; 2 — участок мышечного волокна; 3 — миофибрилла; 4 — протофибриллы; Г — поперечные мостики между тонкими и толстыми протофибриллами; А — анизотропный диск; I — изотропный диск; Z —…

Современные представления о природе торможения в нервных центрах сводятся преимущественно к признанию его как специфической формы нервной активности. Это означает, что торможение является не результатом конфликта возбуждений (перевозбуждения), а первичным нервным процессом. Различают постсинаптическое (прямое и возвратное) и пресинаптическое торможение (торможение на пресинаптических терминалях). Прямое торможение является результатом гиперполяризации постсинаптической мембраны. Вследствие этого нервный импульс…

На кривой записи одиночного сокращения можно выделить следующие периоды: скрытый период — время от начала действия раздражителя до начала видимого сокращения; период сокращения — от начала до вершины кривой; период расслабления — от вершины кривой до исходной длины мышцы. При средней длительности одиночного сокращения икроножной мышцы лягушки, равной 0,1 с, скрытый период составляет около 0,01…

www.medkursor.ru

Доминантный очаг: основные характеристики — Студопедия.Нет

 

В теории А. А. Ухтомского доминантный очаг предстаёт как характеристика работы нервной системы, предполагающая перераспределение активности нервных центров, при котором избираются наиболее значимые для индивида. Эти центры могут подчинять организм вплоть до формирования принципиально новой модели реагирования. Как центр нейрофизиологической активности доминантный очаг проявляется в ряде характеристик:

     1. Длительное и устойчивое сохранение выраженного возбуждения;

2. Способность тормозить возбуждение других нервных центров;

3. «Притягивание» сигналов, не адресованных в центр притяжение сигналов;

4. Изменение ритма активности.

В доминантном очаге происходит возбуждение, предполагающее суммирование подпороговых возбуждений, благодаря которому очаг становится максимально чувствительным. Доминирование данного очага означает торможение в других очагах. Происходит «стягивание» к очагу других возбуждённых нервных участков.

Объяснение процесса образования доминанты А. А. Ухтомским строится на выявлении роли в этом процессе ведущей мотивации, которая, в свою очередь, развивается на базе потребности. Достаточно часто доминантный очаг формируется в гипоталамусе, в котором формируются нервные центры, являющиеся нейрофизиологической базой биологических потребностей. Соответственно, первичными причинами возникновения доминантного очага являются голод, жажда, сон, инстинкт самосохранения и т.п. Большую роль в этом процессе играют нейропептиды, которые вырабатываются клетками гипоталамуса. Нейропептиды объединяют нервные центры и активируют изолабильность. Все эти процессы реализуются в поведении, направленном на удовлетворение доминирующей потребности.

Доминанты более высокого уровня сложности возникают на основе духовных, социальных и культурных, т.е. собственно человеческих потребностей. Ещё И. П. Павлов отмечал, что более высокий уровень живого существа предполагает и более сильную власть высших отделов ЦНС. Увлечённое чтение книги, общение с другим человеком, духовные размышления – все эти виды деятельности реализуются на базе таких доминантных очагов. Они базируются в коре больших полушарий головного мозга. Но первичный очаг всё же недостаточен для создания мотивации. Необходима констелляция – система расположения нервных клеток в спинном и головном мозге, которая входит в доминантный очаг. Эта система позволяет сравнить мотив, претендующий на роль господствующего, с другими мотивами и эмоционально отрефлексировать этот мотив.

 

 

Заключение

 

Деятельность человека состоит из сменяющих друг друга доминант. В этом процессе одна из них может выходить на первое место и определять собой содержание и смысл человеческого существования. Таким образом, невозможно переоценить значимость открытия, сделанного выдающимся русским учёным А. А. Ухтомским, жизнь которого определялась одной главной доминантой – разгадать причинные факторы внешне необъяснимых поступков человека, детерминацию его свободных и активных действий, объяснить устойчивость поведения в изменчивой среде и, напротив, пассивность в изменяющейся. В своём открытии доминанты А. А. Ухтомский открыл процесс установления прочной связи между физиологией и психологией, сформулировал научную терминологию междисциплинарного общения (например, по линии «рефлекс-доминанта-мотивация»). В конечном счёте, его выдающаяся заслуга состоит в закладке того видения феномена человека, которое одинаково далеко отстоит как от абстрактного идеализма, так и от не менее абстрактного материализма. Это видение основано на философском принципе единства мира, согласно которому психика и физиология – это «две стороны одной медали», нераздельные, но и не слитные друг с другом. В этой сугубо диалектической идее раскрывается широкая перспектива плодотворных исследований феномена человека в науке.

 

 

Список литературы

 

1. Ланге Н.Н. Психический мир / под ред. М. Г. Ярошевского. М. : Изд-во Ин-та практ. психологии ; Воронеж: Модэк, 1996. 368 с.

2. Симонов П.В. Взаимодействие доминанты и условного рефлекса как функциональная единица организации поведения // Успехи физиол. наук. 1983. Т. 14, №1. С. 10-32.

3. Ухтомский А.А. Собр. соч. Т. 4. Л.: ЛГУ, 1954. 338 с.

4. Ухтомский А.А. Собр. соч. T. I. Л.: ЛГУ, 1950. 435 с.

5. Форма мысли. Ёмкие мысли в изящной форме. И. П. Павлов [Электронный ресурс] // URL: http://мыслеформа.рф/avtor-pavlov-ivan-petrovich.html (дата обращения: 24.08.2016).

6. Ярошевский М. Г. Наука о поведении: русский путь. М. : Изд-во Ин-та практ. психологии ; Воронеж: Модэк, 1996. 380 с.

 

 

studopedia.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *