Доброделание это: Доброделание, Сокровищница духовной мудрости

Слово о малом доброделании | Православие и мир

Многие люди думают, что жить по вере и исполнять волю Божию очень трудно. На самом деле — очень легко. Стоит лишь обратить внимание на мелочи, на пустяки и стараться не согрешить в самых маленьких и легких делах.

Это способ самый простой и легкий войти в духовный мир и приблизиться к Богу.

Обычно человек думает, что Творец требует от него очень больших дел, самого крайнего самоотвержения, всецелого уничтожения его личности. Человек так пугается этими мыслями, что начинает страшиться в чем-либо приблизиться к Богу, прячется от Бога, как согрешивший Адам, и даже не вникает в слово Божие: «Все равно, — думает, — ничего не могу сделать для Бога и для души своей, буду уж лучше в сторонке от духовного мира, не буду думать о вечной жизни, о Боге, а буду жить как живется».

У самого входа в религиозную область, существует некий «гипноз больших дел», — «надо делать какое-то большое дело — или никакого». И люди не делают никакого дела для Бога и для души своей. Удивительно: чем больше человек предан мелочам жизни, тем менее именно в мелочах хочет быть честным, чистым, верным Богу. А между тем через правильное отношение к мелочам должен пройти каждый человек, желающий приблизиться к Царствию Божию.

«Желающий приблизиться» — тут именно и кроется вся трудность религиозных путей человека. Обычно он хочет войти в Царствие Божие совершенно для себя неожиданно, магически чудесно, или же — по праву, через какой-то подвиг. Но ни то, ни другое не есть истинное нахождение высшего мира.

Не магически-чудесно входит человек к Богу, оставаясь чуждым на земле интересам Царствия Божия, не покупает он ценностей Царствия Божия какими-либо внешними поступками своими. Поступки нужны для доброго привития к человеку жизни высшей, психологии небесной, воли светлой, желания доброго, сердца справедливого и чистого, любви нелицемерной. Именно через малые, ежедневные поступки это все может привиться и укорениться в человеке.

Мелкие хорошие поступки — это вода на цветок личности человека. Совсем не обязательно вылить на требующий воды цветок море воды. Можно вылить полстакана, и это будет для жизни достаточно, чтобы уже иметь для жизни большое значение.

Совсем не надо человеку голодному или давно голодавшему съесть полпуда хлеба — достаточно съесть полфунта, и уже его организм воспрянет. Жизнь сама дает удивительные подобия и образы важности маленьких дел. А в медицине, которая и сама имеет дело с малым и строго ограниченным количеством лекарства, существует еще целая область — гомеопатическая наука, признающая лишь совершенно малые лекарственные величины на том основании, что наш организм сам вырабатывает чрезвычайно малые количества ценных для него веществ, довольствуясь ими для поддержания и расцвета своей жизни.

И хотелось бы остановить пристальное внимание всякого человека на совсем малых, очень легких для него и, однако, чрезвычайно нужных вещах.

«Истинно, истинно говорю вам, кто напоит одного из малых сих только чашей холодной воды во имя ученика, не потеряет награды своей». В этом слове Господнем — высшее выражение важности малого добра. «Стакан воды» — это немного. Палестина во времена Спасителя не была пустыней, как в наши дни, она была цветущей, орошаемой страной, и стакан воды поэтому был очень небольшой величиной, но, конечно, практически ценной в то время, когда люди путешествовали большей частью пешком. Но Господь не ограничивается в этом в указании на малое: стакан холодной воды. Он еще добавляет, чтобы его подавали хотя бы «во имя ученика». Это примечательная подробность. И на ней надо внимательно остановиться. Лучшие дела всегда в жизни есть дела во имя Христово, во имя Господне.

«Благословен грядущий — в каком-либо смысле — во имя Господне», во имя Христа. Дух, имя Христово придают всем вещам и поступкам вечную ценность, как бы ни были малы поступки.

И простая любовь жертвенная человеческая, на которой всегда лежит отсвет любви Христовой, делает значительным и драгоценным всякое слово, всякий жест, всякую слезу, всякую улыбку, всякий взгляд человека. И вот Господь ясно говорит, что даже не во Имя Его, а только во имя Его ученика сделанное малое доброе дело уже есть великая ценность в вечности. «Во имя ученика» — это предел связи с Его Духом, Его делом, Его жизнью…

Ведь ясно, что поступки наши могут быть и часто бывают эгоистичны, внутренне корыстны. Господь указывает нам на это, советует приглашать к себе в дом не тех, кто может нам воздать тем же угощением, пригласив в свою очередь нас к себе, но чтобы мы приглашали к себе людей, нуждающихся в нашей помощи, поддержке и укреплении. Гости наши иной раз бывают рассадниками тщеславия, злословия и всякой суеты. Другое дело — добрая дружеская беседа, человеческое общение, — это благословенно, это укрепляет души, делает их более стойкими в добре и истине. Но культ неискреннего светского общения — это болезнь людей и себя ныне истребляющей цивилизации.

Во всяком общении человеческом должен непременно быть добрый Дух Христов, либо в явном Его проявлении, либо в скрытом. И это скрытое присутствие Духа Божия в простом и хорошем общении человеческом, есть та атмосфера «ученичества», о которой говорит Господь. «Во имя ученика» — эта самая первая ступень общения с другим человеком во Имя Самого Господа Иисуса Христа…

Многие, еще не знающие Господа и дивного общения во Имя Его, уже имеют между собой это бескорыстное чистое общение человеческое, приближающее их к Духу Христову. И на этой первой ступени добра, о которой Господь сказал как о подаче стакана воды «только во имя ученика» могут стоять многие. Лучше сказать — все. А также правильно понимать эти слова Христовы буквально и стремиться помочь всякому человеку. Ни единого мгновения подобного общения не будет забыто пред Богом, как «ни единая малая птица не будет забыта пред Отцом Небесным» (Лк. 12, 6).

Если бы люди были мудры, они бы все стремились на малое и совсем легкое для них дело, через которое они могли бы получить себе вечное сокровище. Великое спасение людей в том, что они могут привиться к стволу вечного дерева жизни через самый ничтожный черенок — поступок добра. К дикой яблоне совсем не обязательно прививать целый ствол яблони доброй. Достаточно взять малый черенок и привить его к одной из ветвей дичка. Также, чтобы всквасить бочку с тестом совсем не надо ее смешивать с бочкой дрожжей. Достаточно положить совсем немного дрожжей — и вся бочка вскиснет. То же и доброе: самое малое может произвести огромное действие. Вот почему не надо пренебрегать мелочами в добре и говорить себе: «большое добро не могу сделать — не буду заботиться и ни о каком добре».

Сколь даже самое малое добро полезно для человека, неоспоримо доказывается тем, что даже самое малое зло для него чрезвычайно вредно. Попала нам, скажем, соринка в глаз — глаз уже ничего не видит, и даже другим глазом в это время смотреть трудно. Маленькое зло, попавшее, как соринка, в глаз души, сейчас же выводит человека из строя жизни. Пустячное дело — себе или другому из глаза тела его или души вынуть соринку, но это добро, без которого нельзя жить.

Поистине, малое добро более необходимо, насущно в мире, чем большое. Без большого люди живут, без малого не проживут. Гибнет человечество не от недостатка большого добра, а от недостатка именно малого добра. Большое добро есть лишь крыша, возведенная на стенах — кирпичиках малого добра.

Итак, малое, самое легкое добро оставил на земле Творец творить человеку, взяв на Себя все великое. И тут, через того, кто творит малое, Сам Господь творит великое. Наше «малое» Творец Сам творит Своим великим, ибо Господь наш — Творец, из ничего создавший все, — тем более, из малого может сотворить великое. Но даже самому движению вверх противостоят воздух и земля. Всякому, даже самому малому и легкому добру противостоит косность человеческая. Эту косность Спаситель выявил в совсем короткой притче: «…никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого; ибо говорит: старое лучше» (Лк. 5, 39). Всякий человек, живущий в мире, привязан к обычному и привычному. Привык человек к злу — он его и считает своим нормальным, естественным состоянием, а добро ему кажется чем-то неестественным, стеснительным, для него непосильным. Если же человек привык к добру, то уже делает его не потому, что надо делать, а потому, что он не может не делать, как не может человек не дышать, а птица — не летать.

Человек, добрый умом, укрепляет и утешает прежде всего самого себя. И это совсем не эгоизм, как некоторые несправедливо утверждают, нет, это истинное выражение бескорыстного добра, когда оно несет высшую духовную радость тому, кто его делает. Добро истинное всегда глубоко и чисто утешает того, кто соединяет с ним свою душу. Нельзя не радоваться, выйдя из мрачного подземелья на солнце, к чистой зелени и благоуханию цветов. Нельзя кричать человеку: «Ты эгоист, ты наслаждаешься своим добром!» Это единственная неэгоистическая радость — радость добра, радость Царствия Божия. И в этой радости будет человек спасен от зла, будет жить у Бога вечно.

Для человека, не испытавшего действенного добра, оно представляется иногда как напрасное мучение, никому не нужное… Есть состояние неверного покоя, из которого трудно бывает выйти человеку. Как из утробы матери трудно выйти ребенку на свет, так бывает трудно человеку-младенцу выйти из своих мелких чувств и мыслей, направленных только на доставление эгоистической пользы себе и не могущих быть подвинутыми к заботе о другом, ничем не связанным с ним человеке.

Вот это убеждение, что старое, известное и привычное состояние всегда лучше нового, неизвестного, присуще всякому непросветленному человеку. Только начавшие возрастать, вступать на путь алкания и жажды Правды Христовой и духовного обнищания, перестают жалеть свою косность, неподвижность своих добытых в жизни и жизнью согретых грез… Трудно человечество отрывается от привычного. Этим оно себя отчасти, может быть, и сохраняет от необузданной дерзости и зла. Устойчивость ног в болоте иногда мешает человеку бросится с головою в бездну. Но более часто бывает, что болото мешает человеку взойти на гору Боговидения, или хотя бы выйти на крепкую землю послушания слову Божию…

Но через малое, легкое, с наибольшей легкостью совершаемое дело человек более всего привыкает к добру и начинает ему служить нехотя, но от сердца, искренно и через это более и более входит в атмосферу добра, пускает корни своей жизни в новую почву добра. Корни жизни человеческой легко приспосабливаются к этой почве добра и вскоре уже не могут без нее жить… Так спасается человек: от малого происходит великое. «Верный в малом» оказывается верным в великом.

Оттого я сейчас пою гимн не добру, а его незначительности, его малости. И не только не упрекаю вас, что вы в добре заняты только мелочами и не несете никакого великого самопожертвования, но, наоборот, прошу вас не думать ни о каком великом самопожертвовании и ни в коем случае не пренебрегать в добре мелочами.

Пожалуйста, если захотите, приходите в неописуемую ярость по какому-нибудь особенному случаю, но не гневайтесь по мелочам «на брата своего напрасно» (Мф. 5, 22).

Выдумывайте в необходимом случае какую угодно ложь, но не говорите в ежедневном житейском обиходе неправды ближнему своему. Пустяк это, мелочь, ничтожество, но попробуйте это исполнить, и вы увидите, что из этого выйдет.

Оставьте в стороне все рассуждения: позволительно или не позволительно убивать миллионы людей, — женщин, детей и стариков, — попробуйте проявить свое нравственное чувство в пустяке: не убивайте личности вашего ближнего ни разу ни словом, ни намеком, ни жестом. Ведь добро есть и удержать себя от зла… И тут, в мелочах, ты легко, незаметно и удобно для себя можешь сделать многое.

Трудно ночью встать на молитву. Но вникните утром, — если не можете дома, то хотя бы, когда идете к месту работы своей, и мысль ваша свободна, — вникните в «Отче наш», и пусть в сердце вашем отзовутся все слова этой краткой молитвы. И на ночь, перекрестясь, предайте себя от всего сердца в руки Небесного Отца… Это совсем легко…

И подавайте, подавайте воды всякому, кто будет нуждаться, — подавайте стакан, наполненный самым простым участием ко всякому человеку, нуждающемуся в нем. Этой воды во всяком месте целые реки, — не бойтесь, не оскудеет, почерпните каждому по стакану.

Дивный путь «малых дел», пою тебе гимн! Окружайте, люди, себя, опоясывайтесь малыми делами добра — цепью малых, простых, легких, ничего вам не стоящих добрых чувств, мыслей, слов и дел. Оставим большое и трудное, оно для тех, кто любит его, а для нас, еще не полюбивших большого, Господь милостию Своей приготовил, разлил всюду, как воду и воздух, малую любовь.

«Санкт-Петербургские епархиальные ведомости»(1990 г. № 1 стр.27-29).

Читайте также:

Об отношении к окружающим

Системное доброделание: желание творить добро не должно ограничиваться неделей

В гостях у программы «Утро в Петербурге» Александр Антонов, глава Комитета по проведению общероссийской добровольческой акции Весенняя неделя добра в Санкт-Петербурге.

С чего можно начать делать добро, добрые дела?

Наверное, с себя. Мы сами творим то добро, которое происходит вокруг нас. А Весенняя неделя добра, которая, как акция, проходит в городе уже 20 лет, помогает инициативным гражданам и организациям найти друг друга и объединить эти усилия для того, чтобы сделать наш город ещё лучше, ещё добрее.

Есть уже устоявшийся какой-то список добрых дел?

Список каждый год разный, но основные направления – это помощь пожилым людям и детям, экологические акции. Попадает в неделю добра и 24 апреля, а это общегородской субботник. Много мероприятий запланировано на этот день. 20 апреля – национальный день донора, поэтому будет много донорских акций. Работать будет более 12 площадок.

Какая цель у этой недели добра?

Основная идея Весенней недели добра – это консолидация усилий организаций и граждан нашего города для того, чтобы создавать добровольческую среду, которая бы действовала постоянно. Многие организации, которые участвуют в неделе добра, не делают под неё специальные акции. Они просто в эту неделю показывают те добровольческие мероприятия, которые проходят у них ежедневно, еженедельно, ежемесячно. Очень многие организации в городе системно работают с добровольцами. Но именно в Весеннюю неделю добра они дают возможность пригласить к себе сторонних добровольцев. Есть акции, которые не подразумевают стороннего участия, но есть акции, которые подразумевают его. Можно что-то пожертвовать для приютов бездомных животных, можно принести макулатуру, сдать её для благотворительных целей, и все средства будут направлены на помощь конкретным нуждающимся. На данный момент в календаре событий 148 акций, многие из них носят системный сетевой характер. Поэтому если открыть карту добрых дел, то там более 170 точек по городу. Они все описаны, можно любую из них открыть и посмотреть.

А можно научить человека добру?

Через сами добрые дела. Нужно человеку предложить возможность поучаствовать в каком-то добром деле. Это ещё одна из направленностей Весенней недели добра, когда обычный гражданин, открывая карту добрых дел, может увидеть какое-то мероприятие рядом со своим домом, подумать, а почему бы и нет, прийти и помочь. Это всегда очень ценно, когда мы имеем возможность распространить максимум информации через разные источники и привлечь как можно больше людей. И тогда это добро, это дело становится уже постоянным для человека, стилем его жизни. Добровольчество – это стиль жизни в Санкт-Петербурге.

Может ли со временем неделя добра перерасти в месячник добра?

Это может быть не только месячник, но и квартал, и целый год. Как говорит одна моя коллега, хочется, чтобы добровольчеством занимались все граждане, и это не было каким-то особенным делом и поступком, а стало просто нашей жизнью. Чтобы помощь нуждающемуся, животному, организации было в самой природе человека.

Доброделание — Статьи — Литературная газета

Многие ли знают, что такая обитель, как ТроицеСергиева лавра, располагает социальной службой? Между тем она существует. Ведь с неба, как известно, ничего не падает, и лавра зарабатывает деньги. Всех расходов пожертвования не покрывают, поэтому средства всегда нужны. На содержание. На благотворительность. Монастырь живёт молитвами и доброделанием. Социальной службой СвятоТроицкой Сергиевой лавры руководит монах, отец Парфений. Человек крайне занятой, интервью давать не привык. Побеседовать с ним оказалось совсем не просто.

 

Как звали вас в миру, отец Парфений?

– Дмитрий Котов.

Давно в монастыре?

– Почти два десятка лет. У меня и брат в монастыре, иеродиакон Никон. Он младше меня на семь лет, но мы с ним приняли постриг в один день.

У вас, поди, и кельи по соседству?

– Да, через стенку.

Почему вам поручили руководство социальной службой?

– Я думаю, что Господь каждого ставит на место своего служения, а по доброму стремлению руководства монастыря насельникам стараются дать послушание по силам и способностям.

Социальной службой, новыми проектами мне было поручено заниматься в 2017 году, но во все времена, с основания обители, доброделание было смыслом монастырской жизни. До революции лавра содержала десятки домов призрения и в наши дни ведёт большое социальное служение. На финансовом обеспечении монастыря находится школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…

Я не буду всё перечислять, но скажу, что социальное служение, которое ведёт лавра, финансируется не государством. Лавра расходует свои средства, и помогают благотворители, слава Богу, при лавре есть попечительский совет, куда входят благодетели, благотворители монастыря, они поддерживают социальные проекты и отзывчивы на добрые дела.

А в народе почемуто говорят: не хочешь зла – не делай никому добра.

– В мире действует закон духовной справедливости, и если ты не получил человеческую благодарность, то Господь восполнит недостачу. За добрые дела человек стяжает благодать. Это можно сравнивать с физическим законом сохранения энергии.

Что включают в себя новые проекты?

– В ведении социальной службы находится Паломническая слобода. Она появилась в 2014 году. К семисотлетию преподобного Сергия Радонежского, основателя нашего монастыря, устроили четыре благотворительных корпуса на сотни мест. Вот случилось такое чудо. Это уникальный благотворительный проект. Паломники три дня бесплатно жили в слободе, недавно только мы ввели символическую плату. В прошлом году здесь смогли остановиться почти 60 тысяч человек. Преподобный Сергий Радонежский завещал нам страннолюбие, и я думаю, что слобода возникла по его благословению. Он оставил нам завет: «Внимайте себе, братия, всех молю, прежде имейте страх Божий и чистоту душевную и телесную; к сим же и страннолюбие, и смирение с покорением, пост и молитву. Пища и питие в меру; чести и славы не любите…»

На дни преподобного Сергия, это 18 июля и 8 октября, и на день Святой Троицы, то есть трижды в год, в лавре бесплатно кормят всех паломников, как это было и до революции. Закупаем одноразовую посуду, расставляем столы на территории Паломнической слободы и готовим обед на пяти полевых кухнях.

По благословению наместника монастыря при лавре учредили волонтёрское движение. Почти сто процентов волонтёров – это москвичи. Много молодёжи.

Каждый день у нас работает благотворительная трапезная. Она рассчитана на 200 человек. Обед, конечно, скромный, разносолов нет, но бесплатно можно пообедать и поужинать. Мы оказываем помощь многодетным семьям и очень благодарны фонду «Русь». Они нам привозят один раз в месяц продукты, наша задача: все это расфасовать с помощью волонтёров и организовать адресную доставку. Соцзащита города нам дала адреса малоимущих, и под опекой у нас 150 семей. На сайте нашего монастыря, lavra.tv, мы открыли интернет-ресурс по сбору средств и помогаем нашим подопечным. Многим представляется, что социальное служение – это праздник Дедушки Мороза: приехали, с улыбками раздали всем подарки, но как только начинается реальная работа, сразу возникают трудности. Мы, к сожалению, не можем всему миру помогать. У нас скромные возможности, и монастырь не так богат, как иные люди думают. Когда я пришёл сюда, почти 20 лет назад, у нас не было возможности жить в отдельных кельях, не было священного права на одиночество, что крайне важно для монаха.

Не пугала такая неустроенность?

– Монастырь, собственно говоря, это не стены, а люди, монахи – это живые носители духа, мы идём к ним. Мы – это новое поколение монашествующих, и нам очень важно преемство в монастыре. Я застал насельников, которые жили здесь со времени открытия обители. Открыли монастырь на Пасху в 1946 году. Первоначально было около 30 насельников, и все они были исповедники, потому что в монастырь уйти в то время было подвигом. И приходилось им куда трудней. В отдельных корпусах жили мирские люди. По территории монастыря ходили куры и были протянуты бельевые верёвки.

Нормальное бытие монастыря установилось только в последние годы, когда к семисотлетию преподобного Сергия Радонежского были проведены колоссальные реставрационные работы. Это проект бюджетный, такие деньги лавра никогда бы не нашла, оплачивало государство, ведь лавра – это не только монастырь, но и историческое и культурное наследие страны.

У нас все стены и храмы монастыря были покрыты строительными лесами. Работа эта была просто фантастическая. Чего стоит одна только вычинка кирпича?! Представьте, когда сырой и рыхлый кирпич вручную зубилом убирается, а на его место вставляется новый. Были проверены и заменены кирпичи во всей стене монастыря с внутренней и внешней стороны, а протяжённость стены лавры составляет 1200 метров при средней высоте десять метров и ширине шесть метров. Вы представляете, какая это колоссальная работа! Но без этой работы мы бы никогда в таком благолепии лавру не увидели.

Вы не сожалели никогда о выбранном пути? Разве плохо было стать, к примеру, моряком и посмотреть весь мир?

– Нет, знаете, монахом не становятся. Монахом рождаются. И я попал в монастырь именно потому, что родился для монастыря, и мыслей других у меня не было. Кто-то говорил, что нет русского человека, который бы хоть однажды в жизни не воскликнул: «Уйду в монастырь!» И на Руси всегда было много монастырей, потому что существует общая предрасположенность души к монашеству… И в монастырь идут не для того, чтобы стяжать богатства на земле. Мне даже трудно представить, что может быть в голове у человека, который идёт в монастырь ради корысти.

Спасибо вам, отец Парфений, за беседу. 

С ДНЁМ ДОБРЫХ ДЕЛ НА ДОНУ!

С ДНЁМ ДОБРЫХ ДЕЛ НА ДОНУ! Добавлено: 06.09.2021 Экологическая акция «Серебряный десант» к Дню добрых дел на Дону.
6 сентября в календаре событий Ростовской области ознаменовано Днём добрых дел. https://www.instagram.com/p/CTehk9Kl0h2/?utm_source=ig_web_copy_link
Молодой праздник Донского региона нацелен на укрепление традиционных морально-нравственных ценностей в гражданском обществе.
Для работников Центра социального обслуживания населения Пролетарского района города Ростова-на-Дону доброделание — это норма жизни, ведь представители профессии добрых дел Центра в своей повседневной трудовой деятельности от всей души творят добро на благо граждан старшего возраста и инвалидов, являющихся получателями социальных услуг учреждения.
По сложившейся традиции День добрых дел – это время подведения итогов. За минувший год «Копилка добрых дел» Центра пополнилась благотворительными делами, акциями и десантами.
К традиционным акциям Центра «Чистый дом», «Чистый двор», «К ветерану с благодарностью» прибавились — «Новогодний десант», «Масленица, угощай!», «Праздник Пасхи вместе», «В гости с веточкой вербы».
В целях популяризации и пропаганды бережного отношения к природе, воспитания патриотизма и любви к малой Родине коллектив учреждения принимал активное участие в различных экологических акциях, включая «Праздник древонасаждения».
Традиционно, в подготовке и проведении социально-значимых благотворительных мероприятий учреждения активное участие принимают участники волонтёрского проекта учреждения​ «Серебряная гвардия».
В преддверии Дня добрых дел -2021 добровольцы старшего возраста провели экологическую акцию «Серебряный десант» по наведению порядка в микрорайоне Александровка донской столицы.
С огромным энтузиазмом, молодецким задором и желанием сделать этот мир красивее и чище, пожилые волонтёры собрали бытовой мусор в Александровской роще – любимом месте отдыха жителей микрорайона.

Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы журнала «Forbes France» / Патриарх / Патриархия.ru

26 октября 2021 г. 13:23

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ответил на вопросы журнала «Forbes France».

— Ваше Святейшество, как известно, Вы принимали самое деятельное и непосредственное участие в разработке документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятого на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, в котором была сформулирована и систематизирована позиция Церкви по широкому кругу проблем, имеющих отношение к жизни общества и в котором, в частности, делается акцент на важности благотворительности и социальной работы в мире, где все больше неравенства. Таким образом, Вы предварили Папу Римского Франциска и его знаменитое утверждение о «Церкви, которая бедна и для бедных». B отличие от вас обоих экономическая наука постулирует естественный эгоизм человека, который стремится только к максимизации индивидуального удовольствия, часто посредством греха. Каким образом альтруистическая доброжелательность может предложить третий путь между гиперматериалистическим капитализмом и революционным марксизмом?

— Стремление к самообогащению как высшей цели жизни, как и самодовольный социальный эгоизм — противны христианскому мировоззрению. И стимулирует эти стремления, как мне представляется, не экономическая наука, для которой абсолютизация тех или иных факторов нехарактерна по природе. Скорее, эту роль выполняют финансово-экономические элиты, транснациональные корпорации. Причина поощрения потребительского инстинкта очень проста: максимизация прибыли, невзирая на социальные и личностные последствия. Но разве не нравственная деградация обезбоженного общества, порождающая безудержное стремление к обладанию материальными благами, к обогащению любыми средствами, включая обман, коррупцию, криминал, несправедливое распределение сверхприбылей, — и является источником кризиса, больно бьющего по миллионам самых уязвимых людей? Эта та цена, которую мы платим за согласие на возведение «золотого тельца» на пьедестал общественной и личной жизни.

Превращение и капитализма, и марксизма в подобие новой квазирелигии — одинаково недопустимо. Мы, прошедшие эпоху коммунизма, хорошо знаем, что идея социальной справедливости, превращенная в агрессивную идеологию, разрушает все вокруг себя. Сотни тысяч беззаконно казненных за веру, создание социального гетто для враждебных классов — вот реальность «коммунистического рая на земле».

Не менее опасно и «капиталистическое евангелие», рассматривающее падение коммунизма как доказательство своей безупречности и безальтернативности. Уже сейчас мы видим, что христиане западных стран в своем следовании евангельским идеалам умеренности в материальных благах и жертвенному служению ближним все менее вписываются в идеальную картину мира потребления.

Долг Церкви — призвать тех, в чьих руках рычаги экономической власти, осознать свою ответственность перед Богом, Его творениями и людьми и засвидетельствовать это через реальную заботу о благополучии трудящихся. Каждый должен жить достойно, как и подобает человеку. Очевидно, что созидание гармоничного мира невозможно без ясного осознания людьми необходимости устроения любой деятельности — включая экономическую — на прочной нравственной основе. Для христиан этой основой всегда являлось Священное Писание и традиция Церкви, в которой были собственные, уникальные модели построения экономических отношений и их связей с социальной жизнью — например, опыт православных монастырей. Многие города Руси начинались именно с монастыря, и это закладывало мощный фундамент в самые основы социального бытия, где христианская нравственность, милосердие, взаимовыручка и жертвенность были вложены как неотъемлемые элементы здоровых отношений между людьми.

Церковь обращается к человеку, будь он предприниматель, банкир, рабочий или крестьянин, опираясь не на ту или иную политико-экономическую платформу, а на Евангелие. Есть только один действенный способ преодолеть современный социальный и экономический тупик — руководствоваться словом Божиим везде, где у человека есть выбор или где он должен его отстаивать. Но этому сопротивляются могущественные силы, которые готовы использовать любые средства, чтобы не допустить господства Божественных идей в сознании наших современников, ибо просвещенный Богом человек становится свободным и самостоятельным, а не безвольным исполнителем своих страстей, навязываемых современной «культурой» потребления.

— Христианские лидеры не являются профессиональными экономистами, но богословы рассматривали вопрос о производстве материальных благ. Великий католический богослов святой Фома Аквинский, например, решительно осудил ростовщичество как противоречащее природе и существующее только потому, что человеческая жадность толкает человека красть время у Бога. Вы неоднократно анализировали экономическую эволюцию России, например, 8 февраля 2012 года назвали восстановление экономики 2000-х годов «чудом Божьим при активном участии руководства страны». Скажете ли Вы, что экономический и социальный хаос в России в 1990-х годах был вызван чрезмерной жадностью российских олигархов (которые ограбили российское государство) и западных банкиров (которые довели его до банкротства)?

— Российскому государству удалось во многом преодолеть последствия экономического и социального коллапса 1990 годов, и я верю, что это было бы невозможно без Божией милости к нашему народу, прошедшему через времена гонений за веру. Ведь разрушение сложившегося в советские годы уклада жизни, хоть и не совершенного, но дающего простому человеку кусок хлеба, работу и крышу над головой, проходило параллельно с созиданием церковной жизни, возвращением к духовным традициям. Убежден, что процессы духовного возрождения нашего народа, назревшие в 90-х и заложили основу положительных явлений в экономике и социальной жизни в 2000-е годы. Я далек от того, чтобы идеализировать ситуацию тех лет. Материальные успехи для многих стали соблазном, поводом рассуждать о том, что при определенном уровне достатка вера якобы ненужная «опция». Но таких, слава Богу, меньшинство.

Да, 1990-е годы были в России временем разгула страстей, в том числе неуемной жадности. Обогащение считалось единственной ценностью, ради достижения которой любые средства были хороши. Такая идеология стяжательства была проявлением неблагополучия меняющегося общества. Нельзя сказать, что есть какой-то список олигархов, не появись которые на свет, все было бы по-другому. Духовная болезнь, каковой является жадность, поражает все слои общества. С нравственной точки зрения укравший рубль виновен в том же грехе, что и укравший миллиарды. Хотя, разумеется, социальные последствия несопоставимы.

Вместе с тем, человеческие страсти не знают государственных границ. Олигарх, не задумывающийся ни о чем, кроме своего кошелька, одинаково отвратителен, где бы он ни жил: в России, Германии или Франции. Русская Церковь несет свое служение во многих странах мира — как на пространстве СНГ, так и далеко за его пределами,— и наша паства сталкивается там с похожими вызовами, вызванными изменениями в национальных экономиках.

Взимание банковского процента, конечно, не имеет столь негативных социальных последствий, как средневековое ростовщичество времен Фомы Аквинского. Но и сейчас нам пришлось столкнуться в России и в других странах канонической территории нашей Церкви с деятельностью микрофинансовых организаций, которые попросту грабят доверчивых людей. Церковь призывает положить конец этому беспределу, защитить людей от произвола так называемых коллекторских агентств.

— Православная Церковь имеет репутацию массивной, монолитной организации, лишенной гибкости, например, протестантов. Протестанты, особенно американские евангелисты, действительно гораздо более предприимчивы, гораздо более изобретательны. Недавно некоторые молодые французские католики хотели частично решить эту проблему, изобретя приложение для смартфонов, которое позволяет совершать ритуальные пожертвования во время мессы через свои смартфоны; многие священники во время изоляции во Франции начали проводить виртуальные мессы, что протестантские телепроповедники делали в течение многих лет. Поощряете ли Вы эти инициативы в Православной Церкви, которая, как известно, довольно консервативна в вопросах литургии? Что нужно для создания истинно православного предпринимательства? Можем ли мы примирить традиции и инновации?

— В самое тяжелое время пандемии, когда храмы нашей Церкви были закрыты, мы проводили трансляции богослужений, чтобы дать людям возможность молиться хотя бы у экранов своих компьютеров и телевизоров. Возникло движение «поддержи свой храм», когда прихожане, не имея возможности прийти в храм лично, посылали свои пожертвования через интернет. Эта практика получила очень большое распространение.

Но такое положение было ненормальным и вызванным той исключительной ситуацией, в которой мы оказались. Как только появилась такая возможность — люди вернулись в храмы. Миссия Церкви в мире — хранить и возвещать Истину, совершать Таинства, установленные Спасителем.

Для нас «виртуальная церковь» — это суррогат, который не может вместить всей полноты человеческого и богообщения, как не может вкусовая добавка заменить подлинный вкус продукта. Что же касается других областей христианской жизни и служения, то там инновации могут быть совершенно уместны. Церковь всегда охотно использовала новые технологии в области книгопечатания или архитектуры, и сегодня использует электронные технологии для проповеди слова Божия, активнейшим образом развивается сообщество священников-блогеров, создаются и мобильные приложения миссионерской направленности.

Православное предпринимательство в широком смысле этого слова — отдельный вопрос. Как я это с радостью вижу, сообщество православных предпринимателей развивается, множится количество благотворительных, просветительских проектов, финансируемых по зову души. Я сам знаю многих православных предпринимателей, которые весьма внимательно и серьезно относятся к своей вере, прилагают усилия к тому, чтобы понять, как нравственные принципы Православия должны отражаться в их деловой активности. Тут большую роль играет общение верующих людей между собой — и у нас создан «Союз православных предпринимателей», который принял «Этический кодекс православного предпринимателя». Он помогает верующим деловым людям правильно выстроить ориентиры в своей работе.

— Как высший руководитель Православной Церкви, Вы соблюдаете аскетизм и строгую жизненную дисциплину. На встрече Группы глобальных лидеров Всемирного экономического форума Вы сказали, что «дисциплина Великого поста начинается, когда человек воспитывает себя, ограничивает себя и ограничивает свои потребности». И что «все, что сегодня происходит с климатом, с людьми, доказывает, что мы неправильно развиваемся». Какой аскетизм или дисциплину Вы бы порекомендовали русскому православному предпринимателю, готовому служить обществу?

— Христианский аскетизм — это искусство совмещения высокого внутреннего напряжения, обусловленного стремлением к исполнению заповедей Христовых, с реалиями современной жизни. Поэтому начать следует с глубокого знакомства с церковной традицией: изучением того, какими путями достигалась святость. Безусловно, все начинается с внутренней дисциплины, когда на место все заполняющего эго движением доброй воли помещается желание жить по-Божьему, следовать заповедям. Этот процесс никогда не бывает безболезненным: «ветхий человек» всячески сопротивляется, пытается отстоять свои привычки и обычаи. Нужна вера, открывающая Богу возможность напрямую помогать человеку: уже не сам по себе человек пытается справиться с темными силами души, но Бог Своей энергией, которую мы называем благодатью, соучаствует в этой борьбе.

Аскетизм прежде всего направлен на борьбу со страстями. Проблема страсти заключается в том, что она поглощает человека и делает его своим рабом. Ненасытное желание власти, славы, тех или иных вещей или денег — вот разрушительные примеры страстей, которыми сегодня страдают многие. В свою очередь, доброделание обладает не меньшей силой, чем страстность, но только направлено на достижение блага. Святые отцы говорят, что страсть паразитирует на человеке за счет неисполнения добродетелей.

Известны и те, у кого личная аскеза становится некой самоцелью, выражением гордыни. Надо помнить, что аскетичность — это лишь средство, воспитывающее в человеке любовь к ближнему. Если аскеза есть, а любви и желания помогать ближнему нет, то самоограничения бессмысленны. Как писал святой апостол Павел, «если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:3).

Сегодня любой активный деятель, в том числе и предприниматель, должен ясно понимать: как только люди перестают придавать значение нравственности в своей жизни, то их волей завладевают злые силы, которые и манипулируют их выбором, создавая только видимость свободы, приносят им несчастье и страдания, которые никак не корреспондируют с количеством денег на банковском счету.

Любая дорога начинается с первого шага. Пусть этим первым шагом для предпринимателя станет осознанная помощь ближайшему храму, детскому дому, богадельне, центру помощи молодым матерям и другим людям, которые находятся в далекой от нормы жизненной ситуации. Доброделание — это топливо, которое поддерживает огонь веры в сердце человека, умеющего уменьшить до разумного свои привычные потребности, а появившийся избыток употребить для помощи.

— Если до 1970-х годов западный капитализм производил продукты для семейного потребления, такие как семейные фильмы, семейные квартиры, настольные игры для семей, то за последние сорок лет появились потребительство и более индивидуализированные модели потребления. Квартиры меньше, сайты знакомств обслуживают непостоянных одиночек, а смартфон, символ последнего десятилетия, является наиболее существенным личным предметом. Эта тенденция была еще более жесткой в посткоммунистической России, причем вся эволюция произошла всего за последние двадцать лет. Является ли это развитие неизбежным? Как примирить капитализм и семью?

— Капитализм некогда использовал семью как точку роста, как коллективного потребителя товаров и услуг. Но в какой-то момент человека, не имеющего прочного морального основания, удалось убедить, что персонализированные товары и услуги, более заточенные под индивидуальное потребление, лучше удовлетворяют его эгоистические потребности.

Семейная машина, квартира, фильм — это всегда компромисс. Надо потесниться, чтобы дать пространство близким, надо чем-то пожертвовать, в чем-то уступить. Зачем все эти компромиссы, если нравственное чувство, желание служить ближнему, воспитывать детей подавлено или не привито?

Это и использовали корпорации. Рынок поощряет путь наименьшего сопротивления, предлагая людям немедленное удовлетворение по доступной цене. Привычка получать все и немедленно подрывает способность проявлять терпение и выдержку, прилагать настойчивые усилия и приносить жертвы.

Но для капитализма есть «маленькая» проблема: эгоисты не размножаются. У них нет в этом никакой потребности. Количество потребителей неуклонно снижается, ведь даже при самом высоком качестве жизни — человек смертен. Таким образом, капитализму, который не умеет «производить людей», поощряя семейные ценности, приходится завозить новых потребителей извне. Из тех регионов, где действуют другие модели поведения. Хотя бы опять собирать с них выручку. Эта нисходящая спираль, которая неизбежно закончится крахом.

Россия до последнего времени следовала этим путем, но сейчас в обществе и власти есть понимание того, что семья — это базисная ценность, а не товар или услуга. В нее надо вкладывать ресурсы, материальные, моральные, ее надо защищать и поддерживать. К такому выводу приходят все больше людей и в странах Запада, осознавая, что без традиционной семьи невозможно будущее человечества.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

«Цель одна – помогать нуждающимся и вовлекать людей в доброделание» – Новости – Новосибирская митрополия

Дмитрий Кокоулин

Государственная социальная политика и социальная работа, теория и практика. В идеале они должны представлять собой единое целое или, по крайней мере, вытекать одно из другого, еще лучше — взаимодополнять друг друга. Но в жизни идеального не существует. Поэтому на деле получается, что это как бы «две большие разницы». Если социальная политика более или менее сформирована, то с практикой все обстоит хуже. Понимая это, государство ищет тех, кто мог бы вместо него взвалить на себя эту ношу и понести. А оно, государство, по возможности, будет им в этом помогать.

Борис Викторович Кислый – один из руководителей Межрегиональной благотворительной общественной организации «Линия жизни» . И он же трудится в должности помощника управляющего Епархиальным комплексным центром социального обслуживания граждан, оставшихся без жилья. Борис Викторович объясняет:

— Раньше государство брало на себя ответственность за здоровье и социальное благополучие граждан, выделяло необходимые средства на профилактику, лечение, реабилитацию, осуществляла социальную поддержку. Затем наступили тяжелые годы неразберихи, из которой мы до сих пор не можем выбраться. У нас все еще не сформированы условия, которые хотя бы отдаленно напоминали нам те, которые были до 91-года. Но работа ведется, достаточно активно, однако ее результатов ждать рано. Возможно, пройдет еще много лет, прежде чем государство начнет в полной мере осуществлять необходимую социальную поддержку населению. А пока у государства такой возможности нет, и оно отрабатывает механизмы взаимодействия с некоммерческими организациями – НКО, проявляющими заботу о людях, оказавшихся в кризисной жизненной ситуации. Это совершенно правильный подход, потому что в одиночку НКО справиться с такой работой не по силам. А государство, конечно же, заинтересованно в том, чтобы какая-никакая социальная поддержка на местах осуществлялась. Так формируются партнерские отношения между органами власти и НКО.

— У «Линии жизни» какие отношения с государством?

— Наша деятельность началась в 2010 году, и практически с первого дня во всех 14 регионах, где есть наши офисы, консультационные центры, социальные гостиницы, органы власти нас поддержали. И до сегодняшнего сегодня мы везде достаточно эффективно с властью взаимодействуем. Центральный офис организации находится в Новосибирске, в этом городе у нас давно сложились хорошие отношения и с мэрией, и с областной администрацией.

— А какую конкретно помощь они вам оказывают?

— В Новосибирске в 2010 году город сразу же выделил нам двухэтажное здание, в котором сегодня размещается одна из трех социальных гостиниц «Линии жизни». Вскоре нам предложили занять еще одно такое же здание – уже в другом районе города. Увидев, что мы ведем активную деятельность в социальном поле, власти стали всесторонне нам помогать: если у нас возникают какие-то проблемы, мы обращаемся к ним за помощью и часто наши просьбы удовлетворяют.

То же самое касается и всевозможных субсидий со стороны городской и областной власти. Сегодня в Новосибирске немало социальных площадок, на которых проводятся грантовые конкурсы, направленные на поддержку общественных инициатив. Это все реально работает. Некоммерческим организациям государство выделяет значительные суммы, позволяющие им реализовывать свои проекты. «Линия жизни» тоже регулярно участвует в таких конкурсах, потому что тех средств, которые нам поступают в качестве добровольного пожертвования на содержание социальных гостиниц, бывает недостаточно.

— Не так давно вы выигрывали конкурс, организованный Фондом президентских грантов.

— В 2016 году организация «Линии жизни» на одной из своих площадок реализовала президентский грант. По итогам проведенной работы, после обработки огромного массива информации, было подготовлено методическое пособие, в написание которого принимали участие специалисты Государственного Новосибирского медицинского университета.

— Сегодня много говорят о волонтерском движении, о необходимости его развивать, потому что оно является большим подспорьем в социальной работе. Вам волонтеры помогают?

— На базе наших социальных гостиниц реализуются многие социальные проекты, в которых участвуют добровольные помощники, например, студенты педагогического и медицинского университетов. Они не просто собирают информацию, но по-настоящему помогают. А потом – такая уж сложилась традиция – на эту тему пишут дипломные работы.

Но рук все равно не хватает. Сотрудников – немного, и все они, как правило, бывшие постояльцы. Натерпелись в свое время, и сейчас трудятся больше по убеждению. Но это все равно не решает проблему. Персонала в гостинице должно быть 30 процентов от числа проживающих. Это минимум. Где взять столько людей, тем более что мы не имеем возможности всем платить? Вообще грань между добровольцами и постояльцами социальных гостинец размыта. У нас практически каждый постоялец выполняет по гостинице какую-то работу – ухаживает за людьми с ограниченными возможностями, подметает, моет, чинит, убирает снег, копает землю, разгружают. Чем не доброволец? Никто никого не заставляет. Люди сами вызываются. Здесь нет иждивенцев, все принимают посильное участие в ведение домашнего хозяйства. Именно домашнего, потому что пусть и на время, но гостиница становится их общим домом.

— А вы знаете, что многим, с кем я разговаривал, вообще не понятно, как можно управлять такими… неуправляемыми, людьми.

— Я тоже вот так сразу не смогу объяснить, как такое возможно. Действительно, попробуйте организовать людей без определенного места жительства, многие из которых имеют негативные зависимости, отбывали различные сроки наказания в местах лишения свободы, заставьте их не только соблюдать нормы поведения, но и трудиться, принять новый для них уклад, и чтобы везде и во всем был порядок. У нас ведь нет «палочного режима», все свободны. И тем не менее нам это удается делать. С Божьей помощью, конечно.

— Помимо того, что вы руководите благотворительной организацией «Линия жизни», вы еще являетесь помощником управляющего Епархиальным комплексным центром помощи людям, оставшимся без жилья. Светская организация и церковная… Как вам удается совмещать два таких разных проекта?

— Их нельзя называть разными. «Линия жизни» ведет социальную работу, которая является одной из форм социальной деятельности Русской Православной Церкви. И там, и там одна цель – помогать нуждающимся и вовлекать как можно больше людей в доброделание.

— Да, но ведь есть и особенности. По словам преподобного Серафима Саровского, добрые дела нужно делать исключительно для стяжания Святого Духа. То есть во славу Божию, ради Христа, во исполнение заповеди «возлюби ближнего твоего, как самого себя».

— Для реализации библейских принципов не обязательно участвовать в церковных проектах. Мы, руководители организации «Линия жизни», – православные христиане, у нас есть внутренние мотивы, побуждающие заниматься благотворительностью. А где и как это будет происходить – не все ли равно?

Что же касается моего участия в церковном проекте, то, по-видимому, так исторически сложилось. Дело в то, что «Линия жизни» стартовала в 2010 году по благословению правящего архиерея – тогда Владыки Тихона, это был наш совместный с Новосибирской епархией проект, на начало реализации которого епархия выделила определенные денежные средства. И мы до сих пор с ней сотрудничаем. В каждой социальной гостинице «Линии жизни» сегодня устроены молельные комнаты, организацию духовно окормляют священники Александро-Невского собора, они регулярно проводят с постояльцами беседы, после которых многие начинают ходить в храм, исповедуются, причащаются. Проживающие в гостиницах участвуют в мероприятиях, которые организует Новосибирская епархия, совершают паломнические поездки, участвуют в крестных ходах.

Спустя пять лет мне предложили, не оставляя работу в «Линии жизни», стать помощником управляющего Епархиальным комплексным центром социального обслуживания граждан, оставшимся без жилья, и я согласился. Работа мне понятна, опыт есть, я бы не сказал, что это стало для меня серьезной дополнительной ношей.

— Три социальной гостиницы у «Линии жизни» в Новосибирске плюс еще две епархиальные социальные гостиницы, итого пять гостиниц…

— Да, но что касается епархиального учреждения, то здесь уже епархия несет определенные расходы. Есть и вложения благотворителей. Если говорить о добровольных помощниках, то в епархиальных социальных гостиницах добровольческое движение особенно развито за счет того, что при каждой гостинице зарегистрирован православный приход: на ТЭЦ-2 – во имя святителя Иоанна Шанхайского, на Полярной – во имя святителя Спиридона Тримифунтского. Мы помним слова Святейшего Патриарха: «если вера без дел мертва, то каждый приход должен совершать добрые дела». Прихожане храмов выступают в роли добровольных помощников. И в этом открывается вся полнота христианского служения. Люди не только принимают участие в богослужении, не только несут какие-то послушания в самом храме, но и безвозмездно, во славу Божию, помогают обездоленным, которые – вот они, рядом, не нужно далеко ходить.

— Спаси Господи, Борис Викторович, за разговор. В заключение, может быть вы хотели бы что-то добавить к сказанному?

— Социальные гостиницы – открытая площадка для благотворительности. Я хочу, чтобы люди поняли это – творить добро необходимо. Отдавая – человек всегда приобретает нечто большое, он внутренне преображается, возрастает как духовная личность. Поэтому – не проходите мимо. Придите к нам или позвоните и спросите: что я могу для вас сделать? Хозяйство у нас большое, работа найдется для всех. Если вы сильно заняты, но имеете возможность оказать финансовую поддержку – наши расчетные счета указаны на листовках и сайтах. Мы нуждаемся в продуктах питания, одежде, в строительных и электромонтажных материалах, бытовых чистящих и моющих средствах, но главное – в людях, которые готовы безвозмездно помогать. Люди – это наш основной ресурс.  

Поделиться публикацией:

Мирослав Бакулин: не делайте постного лица

После окончания школы поступил на филфак тюменского университета. Параллельно работал сторожем, запоем читал книжки и влюбился безумно в одногруппницу, на которой женился. Начиная с университета, жизнь захлестнула волной до полной неартикулируемости воспоминаний. Много рисовал, фотографировал, слушал музыку.После окончания вуза работал инженером по комплектно-блочному строительству, младшим научным сотрудником лаборатории прикладной этики Института проблем освоения Севера, диск-жокеем на музыкальной радиостанции, еще кем-то. В 1995 году поступил в аспирантуру при кафедре философии университета. Преподавал в университете философию, русскую литературу и журналистику.Когда все надоело, ушел матросом-рыбоприемщиком на Север. В тайге много чего понял про жизнь, про себя, снова встретился с Богом, теперь по-другому.Вернулся домой, работал сторожем, школьным учителем. Начал преподавать философию в строительной академии. Написал диссертацию о православной иконописи, которую защитил в 2003 году. Преподавал культурологию, философию, культуру речи, социологию, историю искусств, политологию, геополитику. Есть хорошие и верные друзья, с которыми по воскресеньям ходит в церковь, по четвергам — в баню. Всем доволен.Мирослав Юрьевич Бакулин — гость «Вслух о главном» и герой народного интервью.— Прошлые годы держал пост строго. А нынче нет вдохновения на это благое дело. Надо себя побороть или, напротив, отпустить? Андрей, Тюмень— Побороть себя. И даже усилить пост. Если постился с маслом, то исключить его вовсе из рациона. Вместо трех котлеток рыбных позволить себе одну, а то и ни одной. Святые Отцы говорят: чем больше тебе не хочется молиться, тем сильнее надо это делать. В этом году пост действительно очень сложный. Я тоже так ощущаю. Людям трудно. И весна холодная, недобрая добавляет сложностей. У нас и так более двухсот дней в году нет солнышка, это тоже влияет на эмоциональное состояние. Но надо понуждать себя к хорошим вещам, к доброделанию.— Что подразумеваете под доброделанием?*- Упаси вас Господь от насильственных добрых дел для окружающих. Пост Великий не для того, чтобы не есть. Суть его — проникнуться словом Божьим. У меня был студент-панк, он прочел Священное Писание и сказал: «я теперь просек, что это был за чувак — Бог». То есть он стал Ему ближе. Это важно. Доброделание — это когда вы все вокруг себя молитвой освящаете.(Мирослав рассказывает историю воскресения Христа, говорит о том, что его восхищает открытый финал Евангелия от Марка 16, 8, который оставляет читателя наедине с Богом. Эта Книга не для того, чтобы что-то знать о Боге, а чтобы знать самого Бога).— И все же непонятно, почему нельзя делать добрые дела.— У вас, допустим, душа исстрадалась, а я предлагаю вам водки выпить, считая, что это облегчит вашу душу. Получается, что я хочу сделать доброе дело не так, как вам надо, а как я считаю, что вам надо. Если заходит сосед-алкаш и просит денег, я даю. Как он их использует — его дело. Я не должен его поучать, мол, пост на дворе, а ты пьянствуешь. Мы так часто хотим быть добрыми к людям по-своему. А нужно заглянуть в душу человека, которому хочешь помочь, забыть свои планы и думать только о том, что нужно ему или ей. У меня был в жизни потрясающе убедительный эпизод. Стою я, младой аспирант, в очереди за пивом в ларек. Очередь немаленькая, и все с какими-то банками да канистрами. Вдоль очереди бродит мужичонка и просит налить ему маленькую баночку пива. Никто не купил и не дал. А он присел на приступочек и… умер. Пожилой доктор «скорой помощи» встал перед этой большой очередью и сказал, что все вы — скоты, покупаете себе литрами, ему же пожалели стакан, а он бы выпил и жил… Вся очередь разошлась. Мы тоже ушли пустыми и с огромным чувством вины. Такая вот почти библейская история.— У меня очень простой вопрос: что вы кушаете дома с детьми во время поста? Не слишком ли дорого обходится постный стол? Ведь овощи-фрукты нынче в цене, да и не очень-то они полезны в это время года. Алена И., Тюмень— Старшему сыну 23 года и он сам определяет, что и как ему делать. А дочерям — пять и четыре года, до семи лет дети не постятся. Мы в семье пользуемся правилом Василия Великого: Пост — для гурманов. В это время человек начинает ощущать вкус простых продуктов, хлеба, картофеля, огурцов… Что едим? Макароны, рис, морепродукты — мидии, кальмары (их раньше называли «черепокожие»), фасоль, картошку в любых видах. На мой взгляд, для кухарки пост — сплошная экономия. Насчет фруктов, к которым я равнодушен в принципе, мне диетолог знакомый сказал, что для получения суточной дозы витаминов надо съесть целый воз яблок. Предпочитаю поливитамины в таблетках.— В разные периоды жизни заметила, что у меня разное отношение к религии. То начинаю постоянно ходить в церковь, много размышляю, то на месяцы оставляю эту тему. В результате чувствую себя виноватой. Как разобраться — как поступать правильно? Евгения Васильевна, преподаватель, Тюмень— Нужна аскетика — буквально «спортивные упражнения», то есть приучать себя к богомыслию, понуждать к чтению святых книг. Если нет такого понуждения, нет такой привычки, то есть опасность серьезно «поломать» себя изнутри, повредить своей душе. Благочестивые привычки — это основа для ищущего человека.— Помогает ли вера стать хорошим? Как ваши личные ощущения? Виталий, Тюмень— Хороший и вера — разные категории. К верующему слово «хороший» мало подходит. В Писании Христос говорит: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо!» (Лк.6, 26) Поясню. Живет человек, хороший. Заботится о семье, не пьет, не курит, возит близких отдыхать в Турцию. Но Бог ему не нужен. Человек может быть предельно нравственным, но при этом совершенно духовно мертвым. Он не нуждается в помощи Бога. Я же, грешник закоренелый, как Мармеладов у Достоевского нуждаюсь в Боге. Но изменяюсь ли? И иду на исповедь всякий раз с почти одинаковым списком прегрешений. Впору заламинировать…— Греши и кайся?— Это премудрость нынешнего времени, не более того. Когда мне было 14 лет, нам с мамой в поезде попался попутчик, который, будучи смертельно больным, ехал к своим родным после многолетних лагерей проститься. На фоне вечно недовольных лиц наших соотечественников я увидел человека радостного, улыбающегося. «Как мне нравится, — говорил он, — ехать в поезде. Колесики стучат, за окном Россию показывают. Как мне нравится чай в подстаканнике. Сахарок в таких продолговатых пакетиках, а чаинки, как вороны в закатном небе кружат-кружат. Так уж хорошо!» Я смотрел на него и немного озлился, ну, думаю: «Сейчас принесут тебе мокрые простыни, по-другому запоешь». А он гладит простыни и говорит: как приятно, они такие влажненькие… И я подцепил от него эту радость жизни как заразу. Радость того, что ты — в руках Бога. Это было потрясающе.— Как специалист по религии, скажите — неужели есть прощение на земле или небе мучителям детей, педофилам и маньякам? Или им вполне достаточно просто покаяться? Мария, Ишим— Мать декабриста Рылеева описала свой сон. Малышу было года три и он заболел, врачи сказали, что не доживет до утра. Она стала горячо молиться перед иконами, чтобы ребенок исцелился. Молилась до изнеможения и уснула. Во сне видит комнату и своего совершенно здорового сына. Потому другую — где он постарше, третью — и Кондратий уже офицер, с какими-то людьми что-то оживленно обсуждает. Последняя комната, которую еще можно было не открывать, чтобы не знать судьбу, явила виселицу. Подлец, предатель, клятвопреступник, убийца.. Но она продолжала молиться. Да, ребенок наутро был здоров. Но отмолила ли мать своего сына, сделала его убийцей и висельником? Господь попускает не только смерть, но и спасение.- Какие уж у детей грехи…— Кто знает. Дети разные.— И все же вы не ответили о преступниках против детей.— На земле прощения нет никому. Если судить нас по справедливости, то мы все достойны ада. Когда пара решает сделать аборт, то они оба преднамеренные убийцы, покруче рефлексирующего Раскольникова.— Но вы наверняка видите в храме характерного вида мужчин с золотыми цепями. Они щедро жертвуют деньги и ставят самые толстые свечи. Для них так просто покаяться…— Конечно, вижу. Один мой знакомый поставил себе задачу заработать миллион долларов. И примерно с 20 лет до 40 он усердно «кормил яму», как он говорил, — складывал валюту в сейф, смонтированный в полу квартиры. Наступает день, когда он понимает, что пора уже тратить, семьи нет, да и не хочется, не верит никому. А вот машину хорошую надо бы. Он покупает в салоне за наличные сразу два автомобиля — джип и «Мерседес». Его выследили до квартиры и убили. Сейф взломали. Но даже после грабителей у него в доме нашлось еще пять миллионов долларов. Он — крайняя форма того, чему поклоняются многие наши современники в России. Всемирные идолы это — власть, богатство, красота, здоровье — вот фетиши, которым поклоняются люди.— Здоровье-то почему грех? Разве человек не должен заботиться о теле, как о храме Божьем?— Заботиться — пожалуй. Но не делай из здоровья одного из самых страшных идолов. Болезнь — тот огонь, который часто испепеляет наши грехи. Болезнь нужно переносить с благодарностью.— Почему Православие такая грустная религия — почему она построена вся на страдании и терпении? Может, оттого и Россия такая вот безрадостная? Кстати, можно поменять веру и стать, допустим, католиком? Семен Фролов, Тюмень— Станьте хоть кем. Лишь бы были счастливы. Быть счастливым и есть цель человеческой жизни. Христианство есть религия радости. Христианин живет просто — передает себя в руки Божьи. Даже если мы вернемся к вопросу о Посте, говорят же — не делай постного лица. Ходи радостным, ведь ты нашел сокровище — Христа, без которого человек жить не может. Кстати, на наши субботние богословские курсы несколько раз приходил мулла. Послушал-послушал, да и говорит, что понял: христианство — религия радости. Вы знаете игру в домино? Представьте, что с другой стороны костяшек есть свои точки и цифры. И это только с видимой стороны складывается порой безысходная «рыба», у Бога, с другой стороны, — идеальный порядок.— И при всем этом у нас все равно постные лица преимущественно.— Особенно это заметно, когда возвращаешься из-за границы, где улыбка — норма. Как-то мы побывали в Доминикане. Бедность там страшная. Но они все — веселые. У нас же богатая страна, а лица печальные. Абсурд. Между тем не худо бы помнить, что бедность и беспечность и есть счастье. У богатого тревог и проблем слишком много.— Ваша семья тоже воцерковлена? И жена, и дети? Как относятся родители к вашему выбору, Мирослав?— Жена, дети — воцерковлены. Родители — нет. Более того, мы долго с ними спорили по этому поводу. До одного случая. На Пасху собралась вся наша немаленькая семья. И я попросил папу (Юрий Бакулин — два высших образования, экс-редактор газеты «Тюменские известия». — Прим. авт.) как старшего благословить трапезу. Он с недоумением, но все же перекрестил стол. И, представьте, через это благословение прошло нечто, как через провода ток. Это был переломный момент.— У вас есть друзья-безбожники? Как вы находите с ними общий язык? Кто кого пытается обратить на свою сторону?— Никто никого не принуждает. Все знают, что я — «религиозный параноик», и свою веру ставлю выше своих представлений о мире и людях. Но если при мне хулят Бога, то я честно предупреждаю, что одним ударом вполне профессионально выбью ему передние зубы, чтобы хулы свои мог произносить только шепеляво.— Вот те на — в зубы…— Большое заблуждение, что христианин должен быть добреньким. Добрым, рассудительным — да, но веру свою защищать смело.— Мирослав, что мирское вам совершенно точно чуждо, чего вы не приемлете?— Христианину все мирское чуждо, по большому счету. Совсем не приемлю антимолитвы — слова «все плохо» и «все сволочи», а также матерщину. С этим связана страшная история. В нашем приходе работал мужичок, Петрович. Он постоянно и витиевато матерился и не считал это грехом. Стал Петрович помирать, зовет батюшку. Батюшка приходит, а Петрович ничегошеньки сказать не может, язык не слушается. Батюшка утешил его, как мог, да покинул. А Петрович снова речь обрел. Батюшка снова за порог, а у Петровича опять язык отнимается. Так и не смог он священнику ни словечка произнести, помер без исповеди и причастия.— Чтобы понять про себя, разве обязательно уходить в тайгу или море? Чему вас научили такие побеги от мира? Кто нес ответственность за вашу семью, пока вы искали себя на стороне? Что будет следующим — уход от цивилизации, как это сделали Лыковы?— В тайге, где я зарабатывал деньги для своей семьи, народу оказалось не меньше, чем в городе (улыбается). Это были люди с другим сознанием. Мне сейчас достаточно того, что у меня внутри пустыня, не безжизненная, а та самая глубина, которая заполнена Богом. Важно понять, что уходить от мира бессмысленно, среди людей можно обрести то самое важное, что наполнит пустоту высшим смыслом. Не стоит прятаться ни от кого. Нужно иметь уважение к другому человеку, у которого внутри такая же бездна, как у тебя.- Известно, что в основу некоторых современных популярных песен легли библейские сюжеты. Например, в исполнении Бориса Гребенщикова «Под небом голубым…». Как вы относитесь к этому и сочиняете ли стихи и песни на такую деликатную тему?— Стихи и песни не сочиняю, хотя по молодости был грешен. Правда, пьесы на христианские темы пишу. Но стихи — иное. Знаете, творческому человеку очень сложно выразить свою веру. Поэт стоит перед тканью небывалых смыслов и не может «вставлять» туда Бога как некий элемент. Будет некрасиво.— Вопрос не по теме нашего разговора, но тоже актуальный. Сейчас в Тюмени обсуждают, что делать с бродячими животными. Выскажите, пожалуйста, свое мнение.*— Городские животные дают людям замечательный повод проявить свое милосердие. Не умерщвлять никаким образом. Кормить их. И воспитывать детей, чтобы они не обижали бродячих животных. Животные ведь все понимают. Попробуйте сказать пробегающей мимо собаке «здравствуй». Я так делал. Она мне кивнула в ответ.

доброе дело в предложении

Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Cambridge Dictionary, Cambridge University Press или его лицензиаров.

Помощь в создании пары и семьи — это не что иное, как акт good .

Позже Поппер показал ему, что ни один поступок good не остается безнаказанным.

Если мы сможем спасти хотя бы одну человеческую жизнь, то добрых дел останется с нами на всю оставшуюся жизнь.

Так что, по крайней мере, у нас есть утешение в том, что мы не только делаем хорошо дело , но и доказываем, что нам есть что использовать.

Это добро дело , которое сияет, как свеча в непослушном мире.

Он выделяется как хороший поступок в непослушном мире.

Это был один хороший акт , к которому он был вынужден.

Так светит добро поступок в непослушном мире.

Это был документ good в непослушной газете, чтобы раскрыть эти факты.

Я считаю, что один хороший акт заслуживает другого.

Просто потому, что его персонаж сиял на всю страну, как добрый поступок .

Я помню, как кто-то однажды сказал, что самое прекрасное в мире — это сделать хороших дела незаметно и обнаружить его случайно.

Почему один хороший акт должен исключать другой?

Я надеюсь, что никто из нас здесь сегодня не чувствует, что нас встретили для того, чтобы просто совершить добро дело достойным людям.

Когда пастырь вернулся к своему хозяину, после совершения доброго дела , его кувшин продолжал наполняться молоком.

Из

Википедия