Детоцентризм что это – . .

Детоцентризм — это… Что такое Детоцентризм?

  • Детоцентризм — стиль воспитания ребёнка, в основе которого лежит культ ребёнка, приоритет его интересов и желаний по отношению ко всему его окружению …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Вентцель, Константин Николаевич — (1857 1947)     педагог. В русле педоцентризма (см. Детоцентризм) разрабатывал основы свободного воспитания и пытался реализовать их в Московском Доме свободного ребёнка (1906 09). Общечеловеческие ценности ставил выше классовых, считал, что… …   Педагогический терминологический словарь

  • Дьюи Дуи (Dewey), Джон — (1859 1952)     американский философ, психолог и педагог. Профессор Мичиганского (1884 94), Чикагского (1894 1904) и Колумбийского (1904 30) университетов. Развил новый вариант прагматизма инструментализм, разработал прагматистскую методологию в… …   Педагогический терминологический словарь

  • Либертаризм — (от англ. liberty свобода)     течение в западной педагогике, отвергающее доминирующую роль государства в области образования. Широкое распространение получил в США во 2 й половине 20 в. Теоретиками его выступили Дж. Кунс, С. Шугерман и др.… …   Педагогический терминологический словарь

  • Маслоу (Maslow), Абрахам Гарольд — (1908 1970)     американский психолог, ведущий представитель гуманистической психологии. В 1951 69 профессор университета Брандайс (шт. Массачусетс), президент Американской психологической ассоциации (1967). Теория личности М. послужила одним из… …   Педагогический терминологический словарь

  • Преступность несовершеннолетних —     составная часть преступности, один из источников формирования преступности взрослых. По ряду признаков П.н. отличается от преступности взрослых и имеет свои особенности. Например, по характеру преступлений подростки чаще совершают кражи,… …   Педагогический терминологический словарь

  • Свободное воспитание —     направление в педагогической теории и практике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребёнка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нём.    Ведущие принципы С.в.: вера… …   Педагогический терминологический словарь

  • Гуманистическая педагогика —     направление в современной теории и практике воспитания, возникшее в конце 50 х начале 60 х гг. 20 в. в США как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. Философско идеологическая ориентация Г.п. близка идеям педоцентризма (см …   Педагогический терминологический словарь

  • Каунтс (Counts), Джордж Сильвестер — (1889 1974)     американский педагог, социолог, публицист. Президент Американской федерации учителей (1939 42), член Национального комитета Американского союза гражданских свобод (1940 73). Вслед за Дж. Дьюи К. развивал концепцию школы как… …   Педагогический терминологический словарь

  • Педагогика — (греч. paidagogike)     многозначный термин, обозначающий:    1. различные идеи, представления, взгляды (религиозные, общественные, народные и др.) на стратегию (цели), содержание и тактику (технологию) воспитания, обучения, образования;    2.… …   Педагогический терминологический словарь

  • pedagogical_dictionary.academic.ru

    Детоцентризм: что это за зверь?


    Дети — это святое. Все лучшее детям. Пусть хоть дети поживут. Цветы жизни. Радость в доме. Сынок, не беспокойся, папа для тебя все сделает… Что-то меня вот эта песня страшно утомила. И как родителя, и как бывшего ребенка, и как будущего деда. Может, хватит уже любить детей? Может, пора уже с ними как-нибудь по-человечески?

    Лично я не хотел бы появиться на свет в наше время. Слишком много любви. Как только ты обретаешь дату рождения, ты тут же становишься куклой. Мама, папа, бабушки, дедушки тут же начинают отрабатывать на тебе свои инстинкты и комплексы. Тебя кормят в три горла. Тебе вызывают детского массажиста. Тебя для всеобщего умиления одевают в джинсы и курточки, хотя ты еще даже сидеть не научился. А если ты девочка, то уже на втором году жизни тебе прокалывают уши, чтобы вешать золотые сережки, которые во что бы то ни стало хочет подарить любящая тетя Даша.

    К третьему дню рождения все игрушки уже не помещаются в детскую комнату, а к шестому — в сарай. Изо дня в день тебя сначала возят, а потом водят по магазинам детской одежды, по пути заруливая в рестораны и залы игровых автоматов. Особо одаренные по части любви мамы и бабушки спят с тобой в одной постели лет до десяти, пока это уже не начинает попахивать педофилией. А, да, чуть не забыл! Планшетник! У ребенка обязательно должен быть планшетник. А желательно еще и айфон. Прямо лет с трех. Потому что он есть у Сережи, ему мама купила, а она ведь вроде не так уж много зарабатывает, гораздо меньше нас. И даже у Тани есть из соседней группы, хотя она вообще с бабушкой живет.

    Перед школой обычно заканчивается «кукольный период», и тут же начинается «исправительно-трудовой». Любящие родители наконец осознают, что они наделали чего-то не того. У дитяти лишний вес, скверный характер и синдром дефицита внимания. Все это дает повод для перехода на новый уровень увлекательной игры в родительскую любовь. Этот уровень называется так: «найди специалиста». Теперь с тем же энтузиазмом тебя таскают по диетологам, педагогам, психоневрологам, просто неврологам и просто психологам. Родня бешено ищет какое-нибудь чудо, которое позволит добиться волшебных оздоравливающих результатов, не меняя при этом собственного подхода к воспитанию дитяти. На эти эзотерические, по сути, практики тратится куча денег, нервов и море времени. Результат — ноль целых, чуть-чуть десятых.

    Еще для этого периода характерна отчаянная попытка применить к ребенку нормы железной дисциплины и трудовой этики. Вместо того чтобы искренне увлечь маленького человечка каким-нибудь интересом, вместо того чтобы дать ему больше свободы и ответственности — родственники выстраиваются в очередь с ремнем и криком. В результате ребенок учится жить из-под палки, теряя способность хоть чем-то интересоваться.

    Когда же бесполезность потраченных усилий становится очевидной, начинается этап надломленной родительской пассионарности. Тут почти все любящие родители вдруг резко начинают своих детей ненавидеть: «Мы для тебя, а ты!» Разница лишь в том, что у одних эта ненависть выражается в полной капитуляции с дальнейшим направлением отрока в образовательное учреждение закрытого типа (суворовское училище, элитную британскую школу), а другие врубают в своей голове пластинку с надписью «Ты мой крест!».

    Смирившись с тем, что ничего путного из человека не вышло, родители с тымойкрестом на шее продолжают добивать в своем уже почти взрослом ребенке личность. Отмазывают от армии, устраивают на платное отделение в вуз, дают деньги на взятки преподавателям и просто текущие расходы, покупают квартиру, машину, подбирают синекуру в меру своих возможностей. Если от природы тымойкрест не слишком талантлив, то эта стратегия даже приносит какие-то более-менее съедобные плоды — вырастает психически искалеченный, но вполне добропорядочный гражданин. Вот только гораздо чаще за раны, нанесенные избыточной родительской любовью, дети расплачиваются совсем иначе — здоровьем, жизнями, душами.

    Культ детей возник в нашей цивилизации не так давно — всего каких-то 50–60 лет назад. И во многом это такое же искусственное явление, как ежегодно выпрыгивающий из маркетинговой табакерки кока-кольный Санта-Клаус. Дети — мощнейший инструмент для раскрутки гонки потребления. Каждый квадратный сантиметр детского тела, не говоря уже о кубомиллиметрах души, давно поделен между производителями товаров и услуг. Заставить человека любить самого себя такой маниакальной любовью — это все-таки довольно сложная морально-этическая задача. А любовь к ребенку заводится с полоборота. Дальше — только счетчик включай.

    Конечно, это вовсе не означает, что раньше детей не любили. Еще как любили. Просто раньше не было детоцентричной семьи. Взрослые не играли в бесплатных аниматоров, они жили своей естественной жизнью и по мере взросления вовлекали в эту жизнь свое потомство. Дети были любимы, но они с первых проблесков сознания понимали, что являются лишь частицей большого универсума под названием «наша семья». Что есть старшие, которых надо уважать, есть младшие, о которых надо заботиться, есть наше дело, в которое надо вливаться, есть наша вера, которой надо придерживаться.

    Сегодня же рынок навязывает обществу рецепт семьи, построенной вокруг ребенка. Это заведомо проигрышная стратегия, существующая лишь для того, чтобы выкачивать деньги из домохозяйств. Рынок не хочет, чтобы семья строилась правильно, потому что тогда она будет удовлетворять большинство своих потребностей сама, внутри себя. А несчастная семья любит отдавать решение своих проблем на аутсорсинг. И эта привычка уже давно стала фундаментом для целых отраслей на миллиарды долларов. Идеальный с точки зрения рынка отец — это не тот, кто проведет с ребенком выходные, сходит в парк, покатается на велосипеде. Идеальный отец — это который будет в эти выходные работать сверхурочно, чтобы заработать на двухчасовой визит в аквапарк.

    И знаете что? А давайте-ка заменим в этой колонке глагол «любить» на какой-нибудь другой. Игнорировать, плевать, быть равнодушным. Потому что, конечно, такая родительская любовь лишь одна из форм эгоизма. Бешеная мать, трудоголик-отец — все это не более чем игра инстинктов. Что бы мы там ни наговорили себе про родительский долг и жертвенность, такое отцовство-материнство — это грубое наслаждение, что-то типа любовных утех, одна сплошная биология.

    Есть такая прекрасная индейская поговорка: «Ребенок — гость в твоем доме: накорми, воспитай и отпусти». Накормить и дурак сможет, воспитать — это уже сложнее, а вот уметь ребенка с первых минут его жизни потихоньку от себя отпускать — это и есть любовь. Ты, как всегда, прав, Чингачгук.

    Автор: Дмитрий Соколов-Митрич
    Источник: foma.ru

    ponaroshku.ru

    Детоцентризм — это… Что такое Детоцентризм?

  • Детоцентризм —     воспитательная концепция, согласно которой интересы семьи концентрируются исключительно на ребёнке. Д. наиболее характерен для однодетных и неполных семей, родителей, родивших детей в позднем возрасте, и пр. Необходимо учитывать, что… …   Педагогический терминологический словарь

  • Вентцель, Константин Николаевич — (1857 1947)     педагог. В русле педоцентризма (см. Детоцентризм) разрабатывал основы свободного воспитания и пытался реализовать их в Московском Доме свободного ребёнка (1906 09). Общечеловеческие ценности ставил выше классовых, считал, что… …   Педагогический терминологический словарь

  • Дьюи Дуи (Dewey), Джон — (1859 1952)     американский философ, психолог и педагог. Профессор Мичиганского (1884 94), Чикагского (1894 1904) и Колумбийского (1904 30) университетов. Развил новый вариант прагматизма инструментализм, разработал прагматистскую методологию в… …   Педагогический терминологический словарь

  • Либертаризм — (от англ. liberty свобода)     течение в западной педагогике, отвергающее доминирующую роль государства в области образования. Широкое распространение получил в США во 2 й половине 20 в. Теоретиками его выступили Дж. Кунс, С. Шугерман и др.… …   Педагогический терминологический словарь

  • Маслоу (Maslow), Абрахам Гарольд — (1908 1970)     американский психолог, ведущий представитель гуманистической психологии. В 1951 69 профессор университета Брандайс (шт. Массачусетс), президент Американской психологической ассоциации (1967). Теория личности М. послужила одним из… …   Педагогический терминологический словарь

  • Преступность несовершеннолетних —     составная часть преступности, один из источников формирования преступности взрослых. По ряду признаков П.н. отличается от преступности взрослых и имеет свои особенности. Например, по характеру преступлений подростки чаще совершают кражи,… …   Педагогический терминологический словарь

  • Свободное воспитание —     направление в педагогической теории и практике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребёнка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нём.    Ведущие принципы С.в.: вера… …   Педагогический терминологический словарь

  • Гуманистическая педагогика —     направление в современной теории и практике воспитания, возникшее в конце 50 х начале 60 х гг. 20 в. в США как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. Философско идеологическая ориентация Г.п. близка идеям педоцентризма (см …   Педагогический терминологический словарь

  • Каунтс (Counts), Джордж Сильвестер — (1889 1974)     американский педагог, социолог, публицист. Президент Американской федерации учителей (1939 42), член Национального комитета Американского союза гражданских свобод (1940 73). Вслед за Дж. Дьюи К. развивал концепцию школы как… …   Педагогический терминологический словарь

  • Педагогика — (греч. paidagogike)     многозначный термин, обозначающий:    1. различные идеи, представления, взгляды (религиозные, общественные, народные и др.) на стратегию (цели), содержание и тактику (технологию) воспитания, обучения, образования;    2.… …   Педагогический терминологический словарь

  • social_pedagogy.academic.ru

    Пуп семьи. В России прогрессирует детоцентризм

    Дети как банк

    Новые времена и новая экономическая реальность изменили и семью, и отношение к детям. Ребенок превратился в источник инвестиций — именно с ними семьи стали связывать надежды на финансовое благополучие семьи.

    Но и здесь мы не оказались первопроходцами. Отношение к детям как к источнику вложений началось на Западе с 1970-х годов, когда там сократилась рождаемость (в России доля семей с одним ребенком — 60 процентов), возникла нехватка трудовых ресурсов.

    — В связи с этим растет значимость человеческого капитала,— говорит Оксана Кучмаева.— Становится понятно: чем больше ты вложишь в человека, тем больше будет отдача. Появился даже ряд довольно циничных на первый взгляд работ, где просчитано количество вложений в ребенка, упущенная родительская выгода в связи с тем, что мать, как правило, отказывается от карьеры, и та отдача, которую может принести ребенок. Экономисты пытались выяснить: что обществу выгоднее: когда родители ограничивают себя и вкладывают все средства в ребенка или, наоборот, развивают себя и передают ребенку готовый капитал? Надо признать, однозначного ответа получить так и не удалось.

    Одновременно детоцентризм стал религией огромного количества неполных семей, а в таких семьях растет каждый седьмой ребенок в России. И именно он зачастую становится светом в окошке, превращаясь в объект поклонения и совершенно удивительных педагогических экспериментов.

    — Можно сказать, что загадочная русская душа породила загадочный стиль воспитания,— говорит Вероника Тургель,— который парадоксально сочетает в голове родителей взаимоисключающие желания и надежды.

    Так, например, наш человек хочет воспитать ребенка, послушного системе — так для него безопаснее. И в то же время стремится развить у своего чада все возможные способности, чтобы предоставить ему свободный выбор в жизни.

    И это не единственный парадокс.

    — Почти 90 процентов населения в опросах уверенно заявляет, что дети и семья в их жизни — самое главное,— говорит Оксана Кучмаева.— Но одновременно многие люди не готовы хоть что-то делать для того, чтобы сохранять эту самую семью. Количество разводов у нас по-прежнему самое высокое в мире. Когда же мы начинаем выяснять, зачем, например, нужна семья молодежи, то сталкиваемся с откровенно потребительским отношением к близким. На вопрос, в какой ситуации вы опираетесь на семью, самые популярные ответы: «в ситуации кризиса», «в болезни» и так далее. А когда речь идет о свободном времени, об отдыхе, образовании и о выстраивании карьеры семья в большей степени рассматривается как помеха.

    Среди новых тенденций — возможности, которые предоставляют современные медицинские технологии. И проблемы в семье, с ними связанные.

    — С помощью суррогатного материнства одинокие отцы рождают детей лишь для себя,— говорит Оксана Кучмаева,— тем самым постулируя совершенную неготовность выстраивать отношения с равным себе человеком.

    Специалисты традиционно трактуют современный детоцентризм как явление небезопасное. В буквальном смысле оно лишает человека возможности отвечать за что-то большее, чем только свои собственные интересы, порождая чудовищный инфантилизм и безответственность. Ведь именно способность жертвовать собой ради другого является основной отличительной чертой человека.

    Елена Кудрявцева

    Детский вопрос
    Опрос
    Зачем нужны дети, выяснили социологи

    Причины, по которым вы хотели бы иметь детей…

    Хочу иметь ребенка от любимого человека — 52,4

    Семья без детей — это не настоящая семья — 31,9

    Проявить свои лучшие качества, воспитывая ребенка — 28,4

    Люблю детей — 27,5

    Укрепить семью — 13,1

    Передать им нажитое по наследству — 7,9

    Иметь гарантию, что получишь поддержку в старости — 6,1

    Иметь помощников в домашнем хозяйстве — 5,7%

    Повысить уважение со стороны окружающих — 1,3

    Не хочу иметь детей — 0,9

    Другое — 0,9

     

    childfreepla.net

    Самарские Родители — Детоцентризм — кому это нужно?

    Сегодня «детоцентризм», будто эпидемия, с глобальной скоростью распространяется на новые территории. И уже почти вся цивилизованная часть земного шара находится под воздействием этого явления. В чем же суть детоцентризма? В чем его польза? А может оно вовсе вредно для общества? И вообще, кому сие явление нужно?

    Что есть детоцентризм

    Исходя из понятий психологии, детоцентризм представляет собой особый стиль воспитания детей, где центром является — ребенок. Именно вокруг него «крутятся» интересы семьи и выстроен быт, для него «вращаются» планеты. Ребенок представляет собой культ, которому преклоняются взрослые. Желания и интересы ребенка — это закон, а идти в нарушение закона — преступление.

    Но, детоцентризм — это явление далеко не семейное. «Все для блага детей» — эта добрая идея прослеживается везде: внутри семьи, в любом детском магазине и развивающем центре, в средствах массовой информации и на развлекательных кортах. Именно этой идеей руководствуются законодатели, когда придумывают новые законы о детях. Но, почему-то, не всегда благие намерения достигают благих целей. Чаще, даже наоборот, они оборачиваются против детей, их родителей и целых семей. Но, почему?

    Детоцентризм — игра с азартом

    Детоцентризм можно сравнить с игрой, в которой каждый взрослый старается одарить ребенка максимальным количеством благ. Конечно, каждый родитель ощущает потребность в нежных чувствах к собственному чаду, в защите его, в желании радовать его и даже баловать. Но, часто потребности ребенка не проходят родительского ценза, и воспринимаются ими как абсолют. Начинается нечто подобное игре — кто больше и кто лучше.

    В нашем обществе, к сожалению, у родителей часто не принимаются «полумеры», и если уж они решили воспитать ребенка «самым лучшим», то будут делать для этого все возможное: выбирать самых лучших врачей и педагогов, выбирать самые лучшие кружки и развивающие центры, самые «продвинутые» детские сады и «крутые» школы, и выбирать не что-то одно, а сразу все. В погоне «набрать побольше бонусов» родители забывают о возможностях самого ребенка. И когда малыш «ломается» от бесконечной родительской гонки, или не успевает что-то усвоить, возникает глобальная проблема — вокруг ребенка все взрослые становятся врагами, а папы и мамы погружаются в доспехи, дабы защитить свое чадо. Подобное поведение взрослых четко доводится до ребенка, формируя у маленького члена общества понимания собственного превосходства.

    Детоцентризм не осознанно выбирается стилем воспитания ребенка. Родители, преследуя добрые и гуманные цели, желая реализовать свои возможности в воспитании драгоценного чада, постепенно начинают воспринимать ребенка как смысл жизни, забывая об отношениях с супругом, о гармонии семейных отношений. И семейная жизнь превращается в работу, точнее, в служение одному господину. Естественно, что между «двух слуг» возникают конфликты.

    Детоцентризм и семейные отношения

    Когда папа и мама беззаветно преданы служению собственному чаду, вряд ли они находят время на собственные отношения. Такие семьи могут довольно долго и успешно существовать — у них есть одна цель и общие интересы. Хотя, как показывает практика, холодность, которая возникает во взаимоотношениях супругов, в любом случае ведет к распаду семьи. Психологи уверены, что если брак сохраняется по причине существования ребенка, а любовь и взаимопонимание угасли, пара «протянет» еще максимум лет 10, не более.

    Чаще идеей «детоцентризма» «заболевает» один из родителей — и это мама, тогда папа просто уходит на дальний план. В семье возникают два интереса: «во благо малыша» и «отношения мужчина-женщина». Стоит ли говорить какой интерес побеждает? Как правило, папу переселяют на диван или в другую комнату, ведь малышу нужно спать с мамой! Ребенка первым кормят, подавая ему только свежее и лучшее, а ужин папы все чаще состоит из недоеденной котлеты, и каши, которую деть не доел на завтрак. Ребенка одевают в дорогущие костюмы, хотя поносит их он не более двух сезонов, тогда как мама и папа донашивают курточки, купленные ими лет 5 назад. Мамы уже не стараются быть красивыми для пап, ведь они уверены, что ребенок любит их любыми! Папы не пытаются «вырвать» несколько минут из маминого графика на себя. В семье возникает настоящий конфликт. И причина его не в отношениях между взрослыми, проблема в отношении взрослых к ребенку.

    Чаще решением подобной проблемы служит развод, причем мамы убеждены, что ребенку будет лучше расти без «такого» папы. Но, разве это правильно? Разве ребенку будет лучше расти без папы? Может просто кому-то нужно вовремя остановиться, чтобы семья вновь стала семьей?

    Детоцентризм исключительно сильно влияет на отношения взрослых в семье. Если родители настроены стать «лучшими», что ж — это их право, но только забывать друг о друге, и что они — пара, нельзя!

    Детоцентризм и сам ребенок

    Как уже говорилось, детоцентризм часто отрицательно сказывается на взаимоотношениях взрослых. Отсюда первый минус для ребенка — родители не обеспечивают ему позитивной атмосферы для развития внутри семьи. И это в первую очередь негативно отражается на его нервно-психическом здоровье.

    Наблюдая ежедневно, как взрослые проявляют гиперопеку, ребенок понимает, что он — центр Вселенной. Он не стремиться повзрослеть, т.к. в этом нет потребности, ребенок не хочет становиться самодостаточным, к преодолению любых трудностей он просто не готов. Такой ребенок не готов мириться с чужими недостатками, а собственных он никогда не признает. С каждым днем ему труднее становится адаптироваться в обществе вне семьи. И получается, что родительская идея детоцентризма оказала ребенку медвежью услугу.

    А что дальше?

    Часто родители, выбирая детоцентризм, как стиль воспитания собственного чада, забывают о том, что через несколько лет их смысл жизни вырастет, покинет семейное гнездо, лишив маму и папу главного — смысла жизни. С чем останутся они, взрослые? Конечно, если супружеские отношения сохранены, то все ОК! А если в жертву воспитания ребенка было принесено все: супружество, работа, собственная индивидуальность? Как жить и с чем жить дальше?

    Наверное, правильного рецепта не существует. Можно лишь посоветовать внимательнее отнестись к вопросу воспитания, ведь не зря же немцы говорят: «чтобы поставить детей на ноги, надо снять их со своей шеи».

    Нужна золотая середина: семья, где есть вначале муж и жена, а потом мама и папа, где есть ребенок — новый член семьи, и он не стоит между родителями, есть семейные традиции, дни рождения каждого члена, общие друзья и т. д.

    Не нужно относится к воспитанию ребенка как к сложной и ответственной работе, принося себя в жертву. В теплой атмосфере, в любви и в семье ребенок вырастет гораздо счастливее.

    Наталья Накушнова


    Комментарии

    www.samarskie-roditeli.ru

    Пуп семьи // В России прогрессирует детоцентризм. Какими проблемами это чревато, выясняла Елена Кудрявцева

    Пуп семьи // В России прогрессирует детоцентризм. Какими проблемами это чревато, выясняла Елена Кудрявцева

    Накануне 1 июня, Дня защиты детей, «Огонек» выяснил: в России прогрессирует детоцентризм — особый тип воспитания, где все интересы семьи подчинены ребенку. Не пора ли защищать родителей?

    В социальных сетях частенько можно увидеть странные вещи: читаешь, например: «Василий Большеголовов, 40 лет», а с фотографии на тебя смотрит карапуз в полосатых штанишках. А вместо, предположим, Марии Обуховой, домохозяйки 36 лет, на аватарке запечатлен очкастый мальчик в обнимку с дельфином. Фотографии красноречиво говорят — все мысли и чаяния взрослых сосредоточены на их детях. «Детоцентризм»,— диагностируют специалисты новое явление и объясняют, что это особый стиль воспитания, при котором на вершину ценностной иерархии семьи устанавливается ребенок.

    — Детство понимается как безусловная ценность, которая становится источником исключительно положительных эмоций и переживаний,— рассказывает «Огоньку» Вероника Тургель, доцент Института детства Российского государственного педагогического университета (РГПУ) им. Герцена.

    Для того чтобы определить, какое место занимает ребенок в семье, можно пройти короткий тест. Например, посчитать, сколько денег за последние полгода было потрачено на ребенка и сколько — на каждого из родителей. Кто дома получает первый и самый лучший кусок пирога — родители или ребенок? Чьими интересами руководствуется семья, когда планирует выходные?

    — О детоцентристской модели семьи в мире заговорили в 1960-1970 годы,— рассказывает Оксана Кучмаева, профессор НИУ ВШЭ, специалист по статистическим исследованиям семьи.— Тогда ее появление связывали с изменениями во внутрисемейных отношениях и уходом от традиционной патриархальной семьи, в основе которой лежит жесткое распределение ролей, главенство старшего поколения, уважение к традициям и безусловная забота детей о родителях.

    Как появились цветы жизни

    Детоцентризм — явление для человечества более чем новое. Тысячелетиями детям жилось несладко, так как они являлись некими «недовзрослыми», к которым относились без снисхождения и интереса. Даже после того, как в Средние века благодаря христианству у ребенка «задекларировали» наличие души, выжить ему было непросто — детей рано отчуждали от семьи, пристраивая их подмастерьями или слугами. От того насколько он был полезен на своем месте, напрямую зависела жизнь ребенка.

    — Как только ребенок мог обходиться без матери или няни, он тут же включался во взрослое общество,— говорит Вероника Тургель.— Современный стиль воспитания, который позволяет взрослым тратить на свое чадо столько сил, связан в первую очередь с изменившейся экономической ситуацией — теперь человеку уже не нужно постоянно думать о пропитании. Второй фактор — появление свободного времени, которого у людей не было вплоть до середины ХХ века.

    После ужасов первых двух мировых войн и массового уничтожения людей с новой силой заговорили о ценности прав человека. Тогда же возникла целая плеяда педагогов-новаторов, заявивших о необходимости гуманистической педагогики. Один из идеологов нового течения, Карл Рождерс, говорил, что нельзя у ребенка сформировать ненасильственное отношение к другим людям, если сама система педагогики авторитарна. А американский психолог Абрахам Маслоу утверждал, что в ребенке «в свернутом виде» уже лежит все хорошее, надо только помочь ему это хорошее достать, для чего нужна благоприятная развивающая среда. Тогда же появился сам термин «детоцентризм», который подразумевал идеологию самобытности и самоценности детства.

    Это течение породило целую сеть оригинальных педагогических начинаний. Повсеместно создаются школы-коммуны, где дети учатся познавать мир на лоне природы. В Англии уроки проходят на стройках, фермах и лесных полянах. В США создают сеть школ для детей с трудностями поведения, восприятия и так далее. Где-то дети учат самих себя и лишь контролируются педагогами, где-то наравне с обучением они с 7 лет получают навыки столяра и повара. Где-то школьники сами подписывают контракты с преподавателем, определяя, что именно и когда они будут сдавать. В Штатах возникает Федеральное бюро экспериментальных школ, которое только в 1971-1972 годах рассмотрело 500 подобных проектов, рассчитывающих на государственную поддержку. Это бюро совместно с Европейской федерацией экспериментальных школ со штаб-квартирой в Париже действуют по сей день.

    Примерно тогда же возникли концепции, рассматривающие всю человеческую цивилизацию через призму детско-родительских отношений. И даже провозглашающие, что весь путь человечества — это история улучшения отношения взрослых к детям. Так дети из чертополоха на обочине исторической трассы стали цветами жизни, а детство — волшебным ящиком, в котором психоаналитики искали решение всех мировых проблем.

    Поиски новой педагогики совпали со знаковым событием: в 1960-е годы базовые потребности большинства жителей Запада оказались удовлетворены. Маркетологи запустили технологии, способные продать человеку то, что ему реально не нужно. Концепция «уникальности ребенка» оказалась поистине золотым дном. Ведь уникальную личность нужно одевать в уникальную одежду, кормить суперуникальной едой и даже писать в детстве она должна в суперуникальные дышащие гипоаллергенные подгузники. Иначе — никак.

    Именно реклама детских товаров создала идеальный и золотой мир детства: прекрасные розовощекие малыши живут в мире сверкающей пены, залитых солнцем садов и светлых домов с пушистыми коврами. Стоит это, конечно, недешево, и родители должны постараться обеспечить своему чаду надлежащее детство. Потребности самих взрослых при этом уходят на второй план, зачастую ребенок даже не догадывается о том, что они вообще есть. Неудивительно, что даже в кризис сегмент детских товаров на рынке просел меньше, а сама фраза «экономить на ребенке» звучит кощунственно.

    Пионеры и все, все, все

    Россия пришла к религии детоцентризма своим извилистым путем. Степень отстраненности от детей, которую культивировали в России после революции, должна была намного превзойти средневековую. Первые женщины в правительстве во главе с Александрой Коллонтай предполагали, что люди, как «пчелы трудовые», должны сдавать своих детей на воспитание в детские коммуны, чтобы «освободить женщин от рабства материнства». Довольно быстро стало понятно, что экономически это невыгодно. И возникла особая военизированная система воспитания, копировавшая военизированные объединения взрослых и не оставляющая участнику процесса никакого выбора.

    В этом смысле советский лозунг «Все лучшее — детям!» подразумевал «лучшее» для государства.

    — Семья для Советского государства изначально была враждебным элементом,— говорит профессор Кучмаева,— мать нужно было как можно быстрее привлечь к производству, а из детей воспитать граждан, для которых интересы конкретного правительства были бы намного ценнее интересов своих личных и интересов собственной семьи.

    Отношение к ребенку в СССР менялось в соответствии с тем, что требовалось на данный момент государству. Так, Советское правительство первым в мире в 1920 году легализовало аборты (для сравнения: в Великобритании — в 1967-м, во Франции — 1975-м). Но в 1936-м, в преддверии знаменитой переписи населения, показавшей катастрофическое снижение рождаемости, ввело за них уголовную ответственность. Было объявлено, что «аборт — злое наследие того порядка, когда человек жил узко-личностными интересами, а не жизнью коллектива». Статистика поражает: в первую половину 1936 года в ленинградских больницах было сделано 43,6 тысячи абортов, а после нового года — 735.

    Все это принесло свои плоды. Говорят, что когда в 1967 году в СССР ввели второй выходной день, то многие женщины были недовольны. Во-первых, раньше мужья пили один раз в неделю, а теперь два, а во-вторых, было совершенно непонятно, чем еще один день занимать детей. Поэтому женщины просили вернуть им право отводить детей в школы и детские сады 6 раз в неделю.

    Дети как банк

    Новые времена и новая экономическая реальность изменили и семью, и отношение к детям. Ребенок превратился в источник инвестиций — именно с ними семьи стали связывать надежды на финансовое благополучие семьи.

    Но и здесь мы не оказались первопроходцами. Отношение к детям как к источнику вложений началось на Западе с 1970-х годов, когда там сократилась рождаемость (в России доля семей с одним ребенком — 60 процентов), возникла нехватка трудовых ресурсов.

    — В связи с этим растет значимость человеческого капитала,— говорит Оксана Кучмаева.— Становится понятно: чем больше ты вложишь в человека, тем больше будет отдача. Появился даже ряд довольно циничных на первый взгляд работ, где просчитано количество вложений в ребенка, упущенная родительская выгода в связи с тем, что мать, как правило, отказывается от карьеры, и та отдача, которую может принести ребенок. Экономисты пытались выяснить: что обществу выгоднее: когда родители ограничивают себя и вкладывают все средства в ребенка или, наоборот, развивают себя и передают ребенку готовый капитал? Надо признать, однозначного ответа получить так и не удалось.

    Одновременно детоцентризм стал религией огромного количества неполных семей, а в таких семьях растет каждый седьмой ребенок в России. И именно он зачастую становится светом в окошке, превращаясь в объект поклонения и совершенно удивительных педагогических экспериментов.

    — Можно сказать, что загадочная русская душа породила загадочный стиль воспитания,— говорит Вероника Тургель,— который парадоксально сочетает в голове родителей взаимоисключающие желания и надежды.

    Так, например, наш человек хочет воспитать ребенка, послушного системе — так для него безопаснее. И в то же время стремится развить у своего чада все возможные способности, чтобы предоставить ему свободный выбор в жизни.

    И это не единственный парадокс.

    — Почти 90 процентов населения в опросах уверенно заявляет, что дети и семья в их жизни — самое главное,— говорит Оксана Кучмаева.— Но одновременно многие люди не готовы хоть что-то делать для того, чтобы сохранять эту самую семью. Количество разводов у нас по-прежнему самое высокое в мире. Когда же мы начинаем выяснять, зачем, например, нужна семья молодежи, то сталкиваемся с откровенно потребительским отношением к близким. На вопрос, в какой ситуации вы опираетесь на семью, самые популярные ответы: «в ситуации кризиса», «в болезни» и так далее. А когда речь идет о свободном времени, об отдыхе, образовании и о выстраивании карьеры семья в большей степени рассматривается как помеха.

    Среди новых тенденций — возможности, которые предоставляют современные медицинские технологии. И проблемы в семье, с ними связанные.

    — С помощью суррогатного материнства одинокие отцы рождают детей лишь для себя,— говорит Оксана Кучмаева,— тем самым постулируя совершенную неготовность выстраивать отношения с равным себе человеком.

    Специалисты традиционно трактуют современный детоцентризм как явление небезопасн

    serge.raikevich.com

    Как не вырастить ребенка эгоистом, или Что такое детоцентризм

    Как воспитать ребенка? Современные родители, почему-то все чаще вкладывают в ответ на этот вопрос материальное значение, а не моральное. Мы совершенно забыли о том, что не дорогое образование и лучшие вещи в «арсенале» наших чад являются основой характера, привычек и отношения к окружающему миру, близким и друзьям. Мы воспитываем детей по принципу детоцентризма. Русский журналист и прозаик Евгений Шварц точнее всех психологов и педагогов описал это социальное явление еще в середине прошлого века: «Детей нужно баловать, ведь только так получится вырастить из них настоящих разбойников».

    Если лучшее становится врагом хорошего

    Нехватку своего внимания и личного общения современные мамы и папы пытаются компенсировать всем самым лучшим — коммерческие школы и клиники, брендовая одежда и дорогие гаджеты. Гармоничное развитие? Легко – рисование, бассейн, спорт, иностранные языки. И такой подход оказывает негативное влияние не только на ребенка, но и на взрослых. Нужно успеть все – на работу, в обед увезти или отвести ребенка на кружок (тренировку, занятия). Няни и помощники не всем по карману, значит придется жертвовать своими минутами отдыха и нервами.

    Детоцентризм – это принцип построения семейных отношений, когда весь мир вращается только вокруг ребенка и для ребенка.

    Первая жертва детоцентризма – взрослые. И дело не только в том, что на них ложится большая нагрузка, а еще и в том, что рано или поздно мама и папа (бабушка и дедушка) устраивают соревнование – кто сумеет и успеет сделать для любимого дитяти как можно больше. Развивается конфликт, который наблюдает ребенок, и именно он начинает считать себя его виновником.

    Не в богатстве счастье или бедные «богатые» детки

    Для ребенка суета вокруг него рано или поздно становится похожей на танец с бубнами, и он начинает ненавидеть ее или воспринимать как должное. В итоге он строит семью по принципу «все для меня, я центр вселенной». Но какой будет эта семья, если вторая половинка в ней воспитывалась точно по такому же принципу?

    В царской России под детские комнаты отводились самые маленькие помещения даже в богатых больших домах. И в таких комнатах жили несколько детей.

    Я покажу тебе мир гармонии и счастья

    Научить ребенка – главная задача родителей. На нашем примере они формируют образ окружающего мира и модель поведения в семье. В период формирования характера мама и папа должны взять на себя роль ведущего, лидера и наставника. В семье, где практикуется детоцентризм, эта роль смещается и перекладывается на ребенка – он решает, что и когда, зачем и сколько. Несформировавшаяся нервная система детей в такой семье подвержена стрессу, который к 16-18 годам выливается в устойчивую апатию. Ребенок просто устает от суеты и стремления к недостижимому. А если еще и он не оправдал каких-то надежд родителей, то это может вылиться в устойчивый комплекс неполноценности.

    Психологи говорят, что уверенность в себе формируется тогда, когда ребенок чувствует себя защищенным и слабым, следует за родителями, слушает их советы и берет то, что ему предлагают, а не то, что он выбрал сам. Но и о свободе выбора забывать не стоит – каждый шаг нужно обсуждать с детьми, узнавать их мнение и учитывать его.

    В чем секрет успеха

    Детоцентризм – ловушка современного мира, но избежать этого «капкана» легко. Как воспитывать детей правильно? Следуйте всего 4 основам общения.



    • Покажите, что ваша вторая половина тоже много значит для вас.

    • Будьте эгоистичны – не забывайте и о своих желаниях, потребностях, не старайтесь предугадать желания ребенка.

    • Четкие границы даже в режиме дня (завтрак, обед, ужин, сон, время игр и занятий) помогут снизить тревожность малыша и сформировать чувство уверенности в себе. Кроме этого, важны и правила поведения – нельзя и можно должны оставаться неизменными, независимо от ситуации.

    • Прочь иллюзии – не нужно растить свое чадо, оберегая его от реальности. Это научит его воспринимать адекватно социум, выстраивать отношения с окружающими без помощи родителей.

    И самое главное – больше бывайте вместе, разговаривайте, станьте другом, а не источником материальных благ.

    www.kakprosto.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *