Деструктивизм это – что это значит, влияние, профилактика, психология, признаки, виды, лечения, действия

ДЕСТРУКТИВИЗМ — это… Что такое ДЕСТРУКТИВИЗМ?


ДЕСТРУКТИВИЗМ
— бессознательно складывающийся психологический механизм (по Э.Фромму), импульсы которого проявляются во всякого рода разрушениях. Разрушительность — результат изменений в жизни, тех индивидуальных и социальных условий, которые вызывают страсть к разрушениям (например, Германия периода фашизма).  

Политическая психология. Словарь-справочник. — Херсон: ОМУРЧ «Украина» ХФ. С. В. Голев. 2004.

  • ДЕПУТАТ
  • ДЕТЕРМИНАНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛЮДЕЙ

Смотреть что такое «ДЕСТРУКТИВИЗМ» в других словарях:

  • ФРОММ — (Fromm) Эрих (1900 1980) немецко амери канский философ, социолог и психолог, один из ведущих представителей неофрейдизма. Окончил Гейдельбергский университет, получил степень доктора философии (1922). В 1923 1924 прошел курс психоанализа в… …   Новейший философский словарь

  • ФРОММ —         Эрих (1900 1980) нем. амер. социальный философ, филос. антрополог и культуролог, один из реформаторов психоанализа. В 1922 получил степень докт. философии в Гейдельберг. ун те. В 1929 32 сотрудник Ин та социальных исследований во… …   Энциклопедия культурологии

  • ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ —         Исследуя природу и общественную сущность человека, характер «болезни» современного капиталистического общества, идеал «здорового» общества и подлинной человеческой жизни, сочетая различные учения о человеке, главным образом психоанализ,… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • Неофрейдизм —         направление в современной, преимущественно американской, психологии и философии, развившееся в конце 1930 х годов из ортодоксального фрейдизма.         В противоположность Фрейду, который в основе мотивации поведения и деятельности… …   Сексологическая энциклопедия

  • ФРОММ — (Fromm) Эрих (1900 1980) нем. амер. философ, психолог, реформатор психоанализа, основоположник неофрейдизма. Если традиционная культурология опирается на философию истории и рассматривает культуру как результат социальной активности человека, то… …   Философская энциклопедия

  • Нигилизм — У этого термина существуют и другие значения, см. Нигилизм (значения). Нигилизм (от лат. nihil ничто) мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и… …   Википедия

  • Фрэнк Гери — Эфраим Оуэн Гольдберг …   Википедия

  • Катастрофизм —    теория эволюции, согласно которой жизнь на Земле неоднократно погибала и возрождалась:    ஐ Можно долго перечислять оппонирующие друг другу теории, такие как пунктуализм , сальтационизм , катастрофизм (смысл последней изложен авторами, включая …   Мир Лема — словарь и путеводитель

  • Пунктуализм —    (от лат. punctum точка) концепция эволюции, согласно которой она идет путем редких и быстрых скачков в небольших популяциях в течение одного или нескольких поколений:    ஐ Можно долго перечислять оппонирующие друг другу теории, такие как… …   Мир Лема — словарь и путеводитель

  • Сальтационизм —    (от лат. salto скачу, прыгаю) теория эволюции, согласно которой все эволюционные события происходят в результате скачкообразных изменений (сальтаций) эмбриогенеза:    ஐ Можно долго перечислять оппонирующие друг другу теории, такие как… …   Мир Лема — словарь и путеводитель

Книги

  • Исследование авторитарного характера, Теодор Адорно. Беря в руки эту книгу, читатель знакомится с первой, изданной на русском языке, монографией одного из основоположников Франкфуртской школы — одной из ведущих школ вфилософии, социологии и… Подробнее  Купить за 759 грн (только Украина)
  • Исследование авторитарного характера, Адорно Теодор. Беря в руки эту книгу, читатель знакомится с первой, изданной на русском языке, монографией одного из основоположников Франкфуртской школы — одной из ведущих школ вфилософии, социологии и… Подробнее  Купить за 708 руб
  • Исследование авторитарного характера, Адорно Т.. Беря в руки эту книгу, читатель знакомится с первой, изданной на русском языке, монографией одного из основоположников Франкфуртской школы — одной из ведущих школ вфилософии, социологии и… Подробнее  Купить за 587 руб
Другие книги по запросу «ДЕСТРУКТИВИЗМ» >>

political_psychology.academic.ru

Деструкция (искусство) — Википедия

Эта статья о деструкции в области искусства. Статьи о других значениях этого термина можно посмотреть здесь.

Дестру́кция (от лат. destructio — «разрушение, рассыпание конструкции») — термин, обозначающий в произведениях искусства качество, тенденцию или движение к разрушению структуры художественного целого или, по крайней мере, внешнюю иллюзию (видимость) подобного разрушения.

Термин деструкция происходит от лат. destructio, что в дословном переводе означает: лат. de — отмена (или отрицание) и лат. structio — составлять или строить. В применении к предметам искусства и эстетическим понятиям, под понятием деструкция подразумевается видимая, (а также нескрываемая или даже демонстративная) тенденция к разрушению того или иного комплекса внутренних взаимосвязей, (а также пропорций) между отдельными частями и элементами художественного целого.[1]

Основной мишенью для разрушительного воздействия деструкции являются видимые (желательно, внешние) связи отдельных частей произведения между собой, а также общая взаимосвязь образных и образующих элементов в зависимости от их конкретной функции и назначения. Отсюда само собой следует, что деструкция (или

деструктивность) — есть понятие по самому своему намерению прямо противоположное конструктивности, (но не конструкции).

Практически равным образом, термин деструкция имеет применение ко всем видам искусств, начиная от изобразительных и декоративно-прикладных, и кончая музыкой (и даже танцем). Каждое из искусств в конкретное время и место своего развития (в контексте современной себе культуры и цивилизации) имеет — своё, вполне определённое (или весьма расплывчатое) представление о конструктивности и деструкции. Равным образом, и для каждого из искусств деструкция имеет вполне конкретное значение и смысл, а также специфику и внешние особенности мотивации: от предельно конкретных, почти технологических форм (например, в архитектуре или некоторых видах конструктивной или массивной скульптуры) — и до вполне умозрительных, почти фантазийных построений (в живописи, перформансе или музыке).

Несомненно, самым «наглядными» из искусств с точки зрения деструкции являются изобразительные, в частности, живопись, скульптура и архитектура. Особенно яркое впечатление деструкция способна производить — в крупных утилитарных формах, где её менее всего ожидают увидеть. В частности, в строительстве и архитектуре весь комплекс внутренних взаимосвязей отдельных частей и элементов художественного целого имеет предельно конкретное, и даже более того — вполне практическое значение, а потому и деструкция при взгляде со стороны вызывает ощущение опасности или даже страха, физиологическая природа которого заключается в целостности каждого животного организма. Зная о собственной смерти

(разрушении, деструкции), каждый отдельный индивидуум не может (хотя бы и подспудно) не опасаться любого проявления саморазрушения в окружающей действительности.

В любом из искусств движение, опора или равновесие (как художественная и технологическая задача) — как непременное правило созидания, влечёт за собой и соответствующую решаемой задаче

конструкцию и конструктивные средства.[2] Противоположным образом, деструкция (понимаемая как художественная и технологическая задача) — принятая заранее в качестве правила разрушения видимой конструкции, влечёт за собой и соответствующие решаемой задаче деструктивные средства (реальные или симулятивные). И если основной целью художественной конструкции является создание некоего целостного произведения или образа, то цель деструкции прямо противоположна: вызвать яркое ощущение нарушения целостности образа (или предмета) и привести к мысли о разрушении всего сущего (или его неизбежности).

Однако было бы неправильно считать деструкцию (или деструктивность) прямой противоположностью конструкции (или конструктивности). Особенно наглядно видно это сопоставление на примере архитектуры, где любая конструкция — это прежде всего

строительная и технологическая опора, имеющая своей целью обеспечить равновесие и прочность здания, а также его удобство для утилитарного использования. По вполне понятным причинам здания, построенные в стиле деконструктивизма не разрушаются (то есть, не являются в полной мере деструктивными) и обладают всеми необходимыми качествами конструкции, устойчивости и равновесия. Однако, кроме строительной конструкции всякое здание и внутри, и снаружи себя несёт также и некий целостный художественный образ, имеющий свою творческую конструкцию, отдельную от технической. Именно он, этот образ и подвергается разрушительному воздействию деструкции, образуя некое формальное (безопасное или симулятивное) ощущение развала, разрухи или даже локальной катастрофы (в зависимости от глубины и размаха намерений автора).

В каждом из видов (и жанров) искусства конструкция имеет свою отдельную специфику, как профессиональную, так и индивидуальную. Однако при всех различиях имеется и нечто общее. Так, в живописи, графике или скульптуре конструкция создаёт комплекс внутренних связей, при посредстве которых достигается некая образная целостность, а также «зримая прочность» (единство, связность и равновесие) предмета или изображения. Таким образом, конструктивное искусство так или иначе направлено на создание гармоничного произведения и такого же ощущения от контакта с ним. В прямую противоположность конструктивному искусству, деструкция ставит перед собой цель создать ощущение или иллюзию дисгармонии, диспропорции или хотя бы деформации художественного целого, чем вызвать (в конечном счёте) дискомфорт и ощущение смерти. Отдельным вопросом для классической психологии и философии является тесная взаимосвязь между деструкцией и эстетикой безобразного.

В музыке и танце, как наименее конкретных искусствах, деструкция в наибольшей степени является принадлежностью эпохи, стиля и языка (способа построения звуковой (или пластической) ткани). Как правило, степень деструктивности того или иного явления в данное время и в конкретной стране определяется окружением или профессиональной средой, (и зависит от степени её консервативности и клановости). Очень часто в истории искусства сам по себе термин «деструкция» (или разрушение) употреблялся в качестве ругательства, жупела или «неконструктивной критики».

Так или иначе, каждое время и каждый художественный стиль внутри зоны своего действия соблюдает некоторое общепринятое равновесие (или пропорцию) между конструктивностью и деструкцией. Всякое явление или артефакт, который вызывает ощущение яркого разрушения, нарушает границы общепринятой пропорции и, таким образом, воспринимается как «новая» деструкция. Этим феноменом восприятия пользовались все эстетические течения (и многие отдельные авторы). Однако особым акцентом и интересом к самым разнообразным формам деструкции отличилось искусство XX века.

Вне всяких сомнений, каждый из видов и жанров искусства (в каждой стране) имеет свою отдельную историю деструкции: от первобытного племенного общества и до наших дней. Однако наибольшую выразительность и интерес имеет деструкция в формах искусства XX века, которое само по себе является отдельной историей проникновения и развития деструкции как творческого метода. Это направление не появилось само по себе, но выросло из общего ускорения развития социальной психологии и сознания людей в эпоху сверхактивной индустриализации и мировых войн. Отчасти ответ на общие причины усиления деструктивных тенденций даёт реверсивная психология и понятие о деконструкции, как образующей части высшей психической деятельности современного человека. Начинаясь с эпатажа и демонстративной оппозиции к существующему культурному и профессиональному контексту, каждое новое направление в искусстве утверждало себя тем или иным способом содержательной или формальной деструкции.

В живописи[править | править код]

Эрозия изображения в картине Моне «Камилла на смертном одре»

Одним из первых деструктивных течений в живописи, буквально взорвавших изобразительное искусство, был импрессионизм. О его разрушительном влиянии говорили едва ли не все академические художники, и даже музыканты-традиционалисты.[3] И хотя в случае импрессионизма деструкция касалась только самого способа изображения действительности, но не распространялась на содержательную часть искусства, значение этого стиля, открывшего ящик Пандоры разрушительного модернизма, переоценить очень трудно. В ходе своего развития импрессионистический метод выявил свою деструктивную природу: в результате он постепенно пришёл к полному отрицанию композиции и разложению художественной формы на составляющие компоненты.[4]

Французский фовизм и немецкий экспрессионизм, последовавшие отчасти как прямая реакция на импрессионизм, в своём позыве к деструкции коснулись уже не только изобразительных, но также и — содержательных сторон живописи. Отчасти деструктивным (эпатажным) пафосом был проникнут и французский кубизм, стремившийся «раздробить» реальные объекты на примитивные и подчёркнуто геометрические формы, до того времени не считавшиеся художественными. Развиваясь в последовательном направлении, кубизм пришёл к своему логическому завершению: супрематизму и другим формам геометрического абстракционизма — чистым и самодовлеющим видам искусства, отрицавшим его содержательную сторону.

Творчество многочисленных футуристов, достаточно разнообразное по формам и смыслу, тем не менее в каждом отдельном случае было пропитано пафосом фронды прямого отрицания (или деструкции к прошлому и его традициям). Повёрнутое исключительно в будущее, оно «сбрасывало историю искусства с парохода современности».

На принципиально новый уровень деструкции (как формальной, так и содержательной стороны искусства) «живопись» вышла с манифестом дадаизма, а затем и его прямого (и более развёрнутого) продолжения — сюрреализма. Однако и сам сюрреализм за почти полвека своего развития пережил несколько стадий внутренней деструкции — от эпатажа ранних выставок до старческого разложения.

Спустя полвека после дадаистов возникли более развитые формы эпатажного искусства: такие как хеппенинг и перформанс, находящиеся уже примерно посередине между искусством и событием. Продолжая разрушительные начинания предметного искусства первых дада, деструкции подверглись уже сами формы изобразительного искусства. Традиционная скульптура и живопись в конце концов была заменена простым фактом присутствия художника, которое «освящало» и придавало любому избранному факту и событию значение артефакта или явления нового искусства. Таким образом, функция художника в результате последовательной деструкции максимально приблизилась к жрецу.

В качестве деструктивной реакции на отвлечённое абстрактное искусство в конце 1950-х годов возник поп-арт, оперирующий внутри искусства предельно обыденными, несублимированными образами и предметами массовой культуры потребления. По существу, содержательная дестукция поп-арта заключалась в том, что он предельно опошлял предмет и сущность искусства, низводя его до почти прямой репродуции серийных образов массового сознания.

До некоторой степени развивая начинания поп-арта, пожалуй, наиболее прямых и наглядных результатов в деструкции достигли некоторые представители кинетического искусства, в частности, Жан Тэнгли, саморазрушающиеся композиции которого опровергали тезис о самоценности произведения искусства как предмета. Прямо на глазах зрителей, сложные объекты труда художника переставали существовать. В данном случае деструкция могла снова демонстрировать своё прямое значение.

Не меньший вклад в уничтожение предметной базы искусства внесли концептуалисты, вполне справедливо считавшие, что «искусство — это сила идеи, а не материала». В полном согласии с этим тезисом, в качестве вещественного тела произведения изобразительного искусства могла выступать одна фраза, строчка, слово (письменное или устное), буква или неизвестный знак.

Параллельным путём деструкции двигался оп-арт, сделавший предметом оптическую иллюзию или временное изображение на плоскости и в пространстве. Одна из разновидностей этого искусства имп-арт поставила перед собой самодовлеющую абстрактную цель: изображать невозможные фигуры. Соединение чистого формализма и сюрреализма привело к появлению своеобразного гибрида: игры в геометрический изобразительный иллюзион, чаще всего представляющий собой гримасу интеллекта и лишённый содержательной силы.

Последовательно игнорировало содержательную сторону искусства такое заметное типично американское по своему духу течение в живописи как фотореализм, отчасти продолжавшее эстетические подходы поп-арта. Функция художника-фотореалиста была практически сведена к механическому процессу воспроизведения действительности, когда автор картины должен был иметь «техническую возможность сделать финальный результат выглядящим неоличимо от фотографии».

В архитектуре[править | править код]

Значительно более сложной была общая картина тенденций и течений в архитектуре XX века. Являясь искусством значительно менее самодовлеющим и замкнутым, чем все прочие, (а также более утилитарным, тесно связанным со строительством и конкретным назначением строения), архитектура во многом избежала деструктивных тенденций. Однако несомненным является и тот факт, что в XX веке (как никогда ранее) архитектура находилась под прямым влиянием новейших течений в живописи, скульптуре и теории искусства. Пожалуй, наиболее наглядным в данном случае является личный пример такого пионера модернизма, как Ле Корбюзье. Начиная прежде всего как художник (под фамилией Жаннере), он сам осуществил прямое влияние современной живописи и скульптуры на архитектуру. С другой стороны (как это ни покажется странным), сама по себе профессия архитектора является более индивидуальной, чем художника, а производственный цикл постройки здания не слишком способствует объединению в группы и созданию манифестов течений и школ. Тем не менее, XX век даёт все возможности выделить достаточно чёткие стили и тенденции в архитектуре и произвести их психологический и структурный анализ.

Одним из первых и самых мощных течений авангардной архитектуры XX века обычно принято считать советский конструктивизм. На первый взгляд как по самому своему названию, так по конструктивным и эстетическим установкам в этом утилитарном и максимально функциональном стиле трудно обнаружить нечто деструктивное. Однако это впечатление обманчиво. И прежде всего дело заключается в самом механизме возникновения предельно узких и чётких установок конструктивизма. Возникнув на волне так называемой «пролетарской культуры» как прямое отрицание буржуазных стилей модерн и ар-деко с их «излишествами» и потребительской «разнузданностью» форм, конструктивизм нёс в себе пафос внешнего отрицания и деструкции по отношению к традициям разрушенной общественной формации. По отношению к устоявшимся гармоничным зданиям прошлых стилей (начиная от барокко и классицизма) предельно примитивные и грубые формы конструктивистских построек выглядели неприкрытым (якобы пролетарским) эпатажем и несли в себе некий вызов остальному миру. Именно здесь и содержался безусловный заряд внутренней деструктивности первых лет советского конструктивизма. Достаточно скоро этот заряд выдохся и на место «ударным» формам первых десятилетий советской власти пришёл сначала постконструктивизм, а затем и сталинский ампир (вобравшие в себя «всё лучшее» из опыта конструктивизма).

  1. Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. — СПб.: Икар, 1993. — С. 67.
  2. Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. — СПб.: Икар, 1993. — С. 109.
  3. Шнеерсон Г.М. Французская музыка XX века. — М.: Музыка, 1964. — С. 14.
  4. Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. — СПб.: Икар, 1993. — С. 86.

ru.wikipedia.org

«Какие отношения называются деструктивными?» – Яндекс.Знатоки

Деструктивными отношениями можно назвать наркоманию, алкоголизм и, в принципе, любые созависимые отношения. Есть еще такой термин – абьюзивные отношения. Отношения, в которых есть физическое насилие, то есть партнер бьет другого или применяет по отношению к немусилу. Например, сжатие руки как реакция на нежелаемый ответ. Или применение психологического и эмоционального насилия. Мы все можем сказать что-то неприятное партнеру, но здесь вопрос в регулярности таких слов и умении их заметить и перестать так себя вести.

Деструктивные отношения часто бывают связаны с детскими паттернами: если в семье был холодный отвергающий отец, и в будущем девушка встречает таких же молодых людей, она будет оставаться в этих отношениях, несмотря на то, что ей плохо. Человек как будто прорабатывает опыт, который у него был, не вынося уроков или не осознавая ошибок.

В деструктивных отношениях человек теряет себя, свою устойчивость. Он не может делать что-то без согласия и одобрения партнера. Все начинает крутиться вокруг другого. Ты чувствуешь себя небезопасно, неустойчиво, плохо и все равно стремишься к подпитке, подкреплению. Ощущение беспомощности, когда ты не можешь выйти из отношений, отреагировать по-другому.

Я слышу истории: «Я не знаю, как я в них заново оказалась!», – а отношения подобного рода цикличные, из них реально сложно выходить. «Я не знаю, как я оказалась с ним, он сам меня вернул», – человек ощущает свою беспомощность и невозможность влиять на партнера.

По-хорошему, нужно возвращать себе авторство, осознание того, что можно реагировать иначе на слова партнера, что такие отношения могут просто тебе не подходить. Это взрослая позиция, что я тоже могу выбирать: мне окей оставаться с этим человеком или не окей.

Деструктивные отношения – это еще треугольник: спасатель, преследователь, жертва. Роли меняются, но ты все время остаешься в этом эмоционально заряженном треугольнике.

Взрослые, зрелые, благополучные предполагают взрослую позицию, которая находится за пределами этого треугольника и дает возможность отслеживать себя.

На выходных в мае я была на воркшопе, и там классно рассказывали про отношенческую идентичность, образ себя в отношениях, про то, как отношения влияют на человека.

Отношенческая идентичность – это когда партнер, находясь рядом со мной, отражая меня, говоря со мной, замечая мои качества, видит во мне что-то хорошее и позволяет развиваться в желаемом для себя направлении. Это показатель, что такие отношения благополучные. К ним нужно стремиться.

yandex.ru

ДЕСТРУКТИВНОСТЬ — это… Что такое ДЕСТРУКТИВНОСТЬ?


ДЕСТРУКТИВНОСТЬ
— разрушение, исходящее от человека и направленное вовне, на внешние объекты, или внутрь, на самого себя. В психоаналитической литературе первые представления о Д. содержались в ранних, относящихся к периоду 1910-1912, работах А. Адлера , В. Штекеля, К.-Г. Юнга , С. Шпильрейн. А. Адлер высказал соображение о присущем человеку «агрессивном влечении». Штекель обнаружил, что в сновидениях и фантазиях пациентов часто проявляются такие мотивы и сюжеты, которые свидетельствуют о проявлении у них ненависти и наличии внутренней тенденции к смерти. Юнг исходил из того, что либидо включает в себя силы, направленные как на созидание, так и на разрушение. Как было им отмечено в работе «Либидо, его метаморфозы и символы», страх невротика перед эротическими влечениями может привести к тому, что он не захочет участвовать в битве за жизнь: он душит в себе бессознательные желания и тем самым совершает как бы самоубийство; «страсть уничтожает саму себя» и, следовательно, либидо «есть бог и дьявол»; любовь подымает человека не только над самим собою, но также над границами его смертности ввысь к божественности и в то же время «она и уничтожает его». В 1911 на заседании Венского психоаналитического общества С. Шпильрейн высказала идею о склонности человека к Д., а некоторое время спустя опубликовала в одном из психоаналитических журналов статью «Деструкция как причина становления», в которой в явной форме выразила свое представление о присущем человеку деструктивном начале. Присутствовавший на заседаниях Венского психоаналитического общества З. Фрейд сделал несколько возражений по поводу увлечения С. Шпильрейн биологическими концепциями. В одном из писем к Юнгу (от 21 марта 1912), который был в свое время научным руководителем Шпильрейн, он отметил исследовательские способности молодой девушки, но в то же время подчеркнул, что рассмотренное ею деструктивное желание не может быть им принято, т.к. оно ему «не по вкусу». В опубликованной статье «Деструкция как причина становления» Шпильрейн показала, что в процессе полового акта происходит разрушение и восстановление организма человека, а чувства отвращения, означающие отказ от сексуальной деятельности, соответствуют разрушающим компонентам самого сексуального инстинкта. Апеллируя к клиническим случаям, психическому аутоэротизму Ф. Ницше и саге о русском князе Олеге, где смерть любимого коня оборачивается смертью князя, погибшего от укуса змеи, выползшей из черепа коня (змея — символ сексуального вожделения, обернувшегося против князя Олега), она наглядно проиллюстрировала действие деструктивных сил в человеке. Обращаясь к трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта», а также к различным мифологическим сюжетам, в которых в той или иной степени отражена проблематика жизни и смерти, Шпильрейн продемонстрировала наличие деструктивных составляющих в сексуальности. Все это привело ее к таким заключениям, согласно которым «направленная против себя любовь ведет к самодеструкции», разрядка либидо тесно связана с «влечением к разрушению», «в половом инстинкте просматривается инстинкт смерти», «становление — это результат разрушения», а инстинкт размножения, психологически состоящий из двух антагонистических составляющих, «в равной мере является инстинктом становления и инстинктом разрушения». Одно из заключений, к которому пришла Шпильрейн, звучало следующим образом: «Смерть сама по себе ужасна, смерть на службе сексуального инстинкта, т.е. как его разрушающая составляющая, ведущая к становлению, приносит благо». Высказанные Шпильрейн идеи о деструкции, инстинкте разрушения и смерти в то время не были восприняты Фрейдом в должной мере. Однако, спустя несколько лет, он не только назвал ее статью о деструкции как причине становления богатой содержаниями и мыслями работой, но и по сути дела в какой-то степени воспроизвел некоторые ее аргументы. Это нашло отражение в его книге «По ту сторону принципа удовольствия», в которой при обосновании идеи о влечении к смерти он сослался на статью Шпильрейн «Деструкция как причина становления» и признал, что значительная часть его рассуждений на эту тему была предвосхищена в данной статье, где садистский компонент сексуального влечения был назван деструктивным. В работе «Я и Оно» Фрейд высказал соображение, согласно которому Сверх-Я, выступающее в качестве критической инстанции, совести и чувства вины, может развивать по отношению к Я такую жестокость и строгость, которая превращается в садизм и беспощадную ярость. Признавая это обстоятельство, наглядно проявляющееся в практике психоанализа на примере пациентов, страдающих меланхолией, он усмотрел в Сверх-Я разрушительный компонент, связанный с направленностью агрессии человека не столько вовне, сколько вовнутрь. В книге «Недовольство культурой» Фрейд выразил свою готовность признать, что в садизме и мазохизме психоаналитик имеет дело со сплавом эротики и Д., направленной или вовнутрь, или вовне. При этом он заметил, что ему самому непонятно, как он сам и многие психоаналитики проглядели широко распространенную агрессивность и Д. «Я вспоминаю, — писал он, — о собственном сопротивлении при первой встрече с идеей инстинкта деструктивности в психоаналитической литературе, помню, сколь долго оно длилось, пока я не стал восприимчивее к этой идее. Неудивительно поэтому, что другие ее отрицали и отрицают». В работе «Почему война?» Фрейд констатировал то обстоятельство, что чаще всего поступки людей не являются результатом какого-то одного-единственного проявления влечения. Если среди людей раздаются призывы к войне, то это означает, что у них наличествует влечение к агрессии и разрушению. Причем его удовлетворение облегчается как раз потому, что имеет место переплетение деструктивных влечений с эротическими и идеальными. Рассматривая эти влечения, он полагал, что при размышлении о чудовищных событиях в истории трудно избавиться от впечатления, будто идеальные мотивы были лишь поводом для разгула деструктивных страстей, в иных же случаях, как, например, в жестокостях святой инквизиции, «идеальные мотивы превалировали в сознании, деструктивные же давали им бессознательное подкрепление». Давая разъяснение по поводу психоаналитического понимания влечения к разрушению, Фрейд подчеркнул, что исходя из клинического опыта можно сделать вывод, согласно которому это влечение содержится внутри каждого живого существа и направлено на разрушение его с целью свести жизнь к состоянию неживой материи. Это влечение может быть названо влечением к смерти, в противоположность эротического влечения, представляющего собой стремление к жизни. Во имя сохранения своей жизни живому существу приходится разрушать чужую жизнь. Это означает, что влечение к смерти становится разрушительным тогда, когда оно направляется наружу и обращается против внешних объектов. Вместе с тем, как считал Фрейд, определенная доля влечения к смерти остается действенной и внутри живого существа. В психоаналитической практике приходится иметь дело с тем, что у многих пациентов деструктивное влечение загнано в глубины их собственной психики. В связи с этим он писал: «Нетрудно заметить, что в случае слишком большой активизации этого процесса можно ожидать ухудшения здоровья, в то время как поворот этих деструктивных влечений во внешний мир облегчает живые существа и действует на них благоприятно». Исходя из такого понимания природы деструктивного влечения, Фрейд пришел к заключению, что с гуманистической точки зрения вполне понятное желание лишить человека его агрессивных наклонностей является не более чем иллюзией и практически неосуществимо. Поэтому речь может идти не о том, чтобы полностью устранить из жизни человека его влечение к Д., разрушению, а о том, чтобы попытаться отвлечь это влечение от проявления и реализации его в таких крайних формах, как войны. Для достижения данной цели необходимо использовать опосредованные пути борьбы с войнами и, в частности, направить против деструктивного влечения его извечного противника, Эрос. Это означает, что данному влечению должно противостоять все то, что объединяет между собой чувства людей. Прежде всего имеются в виду связи, основанные на чувствах любви и идентификации, а также на подчинении влечений разуму.

Не многие психоаналитики разделяли представления Фрейда о Д. Одни из них вообще не восприняли его «метапсихологические спекуляции» о Д., агрессии, инстинкте смерти, предпочитая обходить молчанием связанные с ними проблемы. Другие подвергли критике подобные теоретические положения классического психоанализа. К последним относятся, в частности, такие психоаналитики, как В. Райх и Э. Фромм . Райх считал, что деструктивный импульс появляется в живом существе в том случае, если оно стремится уничтожить источник опасности: разрушение становится биологически осмысленной целью. В этом случае мотивом является не удовольствие от деструкции, а заинтересованность влечения к жизни сохранить Я в целом, т.е. влечение к деструкции служит «первоначальной биологической воле к жизни». Исходя из этого, Райх отрицал изначально биологический характер Д., провел различие между деструктивной, садистской, двигательной и сексуальной агрессивностью, высказал идею о зависимости влечения к Д. от сексуального застоя, пришел к заключению, что «подобно тому, как генитальная энергия при нарушениях превращается в деструктивную, так и при удовлетворении может совершиться обратное превращение деструктивной энергии в генитальную». Фромм опубликовал работу «Анатомия человеческой деструктивности», в которой подчеркнул, что Д. является одной из наиболее важных проблем психоанализа. По мысли Фромма, Фрейд предложил новую теорию, демонстрирующую «значительный прогресс в понимании деструктивности», но в то же время не столько прояснил, сколько завуалировал феномен агрессии. Подвергнув переосмыслению выдвинутые Фрейдом и другими учеными представления о Д., он дал обоснование идеи, сводящейся к тому, что объяснение жестокости и Д. человека следует искать «не в унаследованном от животного разрушительном инстинкте, а в тех факторах, которые отличают человека от его животных предков». Это обоснование включало в себя проведение различия между двумя совершенно разными видами агрессии: «доброкачественной», оборонительной, служащей делу выживания индивида и рода, имеющей биологические формы проявления и затухающей, как только исчезает опасность, угроза жизни; «злокачественной», биологически неадаптивной, характеризующейся Д. и жестокостью, которые свойственны только человеку, ибо, по мнению Фромма, «только человек бывает деструктивным независимо от наличия угрозы самосохранения и вне связи с удовлетворением потребностей».

В.М. Лейбин

Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. 2003.

Синонимы:
  • ДЕ-РОБЕРТИ (Де-Роберти де Кастро де ла Серуа) Евгений Валентинович
  • ДЕТЕРМИНИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ

Смотреть что такое «ДЕСТРУКТИВНОСТЬ» в других словарях:

  • деструктивность — разрушительность Словарь русских синонимов. деструктивность сущ., кол во синонимов: 3 • гибельность (11) • …   Словарь синонимов

  • деструктивность — идея человеческой деструктивности выдвигалась и развивалась рядом теоретиков психоанализа, среди коих Шпильрейн, З. Фрейд, Э. Фромм (см. влечение к смерти; танатос; мортидо; …   Большая психологическая энциклопедия

  • ДЕСТРУКТИВНОСТЬ — – разрушение, исходящее от человека и направленное вовне, на внешние объекты или во внутрь, на самого себя.    В психоаналитической литературе первые представления о деструктивности содержались в ранних, относящихся к периоду 1910–1912 годов,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • деструктивность — ж. отвлеч. сущ. по прил. деструктивный 2. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • деструктивность — деструкт ивность, и …   Русский орфографический словарь

  • деструктивность — см. деструкция; и; ж …   Словарь многих выражений

  • СОЦИАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ (агрессивность, деструктивность) — применение или угроза применения силы (в прямой или косвенной форме) с целью принуждения людей к определенному поведению, господство одной воли над другой, чаще всего связанное с угрозой человеческой жизни. Н. всегда сопровождало человеческую… …   Социология: Энциклопедия

  • АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕСТРУКТИВНОСТИ — ’АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕСТРУКТИВНОСТИ’ (‘The anatomy of human destractiveness’, 1973) произведение Фромма, посвященное проблеме агрессивности как биологического и антропологического феномена. Фромм вводит разделение агрессии ‘доброкачественной’… …   История Философии: Энциклопедия

  • АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕСТРУКТИВНОСТИ — ( The anatomy of human destructiveness , 1973) произведение Фромма , посвященное проблеме агрессивности как биологического и антропологического феномена. Фромм вводит разделение агрессии доброкачественной филогенетически заложенного импульса к… …   Социология: Энциклопедия

  • АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕСТРУКТИВНОСТИ — произведение Фромма, посвященное проблеме агрессивности как биологического и антропологического феномена. Фромм вводит разделение агрессии доброкачественной филогенетически заложенного импульса к атаке (или бегству) в ситуации, когда возникает… …   История Философии: Энциклопедия


sociology_encyclopedy.academic.ru

ДЕСТРУКТИВНЫЙ — это… Что такое ДЕСТРУКТИВНЫЙ?


ДЕСТРУКТИВНЫЙ
ДЕСТРУКТИВНЫЙ

(этим. см. след. сл.). Разоряющий, опустошающий.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910.

ДЕСТРУКТИВНЫЙ

[фр. destructif destructio] — разрушительный, гибельный; неплодотворный, неэффективный.

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г., 2006.

деструктивный
ая, ое, вен, вна (фр. destructif, нем. destruktiv лат. dēstrūcfīvus разрушительный).
Ведущий к разрушению чего-н.; неплодотворный; противоп. конструктивный. Деструктивные силы общества. Деструктивное решение.
Деструктивность — свойство деструктивного.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998.

.

Синонимы:
  • ДЕСТРУКЦИЯ
  • ДЕСУ

Смотреть что такое «ДЕСТРУКТИВНЫЙ» в других словарях:

  • ДЕСТРУКТИВНЫЙ — ДЕСТРУКТИВНЫЙ, ДЕСТРУКЦИЯ (от лат. destructio разрушение). Деструктивный сопровождающийся лишением структуры, термин, часто употребляющийся в патологии для обозначения различных (дегенеративных, некробиотических, воспалительных, неопластических)… …   Большая медицинская энциклопедия

  • деструктивный — см. разрушительный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. деструктивный прил., кол во синонимов: 4 …   Словарь синонимов

  • деструктивный — ая, ое. destructif adj., нем. destruktiv <лат. destuctivus. Разрушительный, ведущий к разрушению чего н.; неплодотворный; противоп. конструктивный. Деструктивные силы общества. Крысин 1998. Невзирая на леденящие ветры и деструктивные призывы.… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ДЕСТРУКТИВНЫЙ — ДЕСТРУКТИВНЫЙ, ДЕСТРУКЦИЯ (нёбной) поверхности альвеолярного отростка верхней челюсти тянутся по краю твердого нёба к мягкому нёбу и затем вниз по боковой стенке глотки к глубоким шейным лимф, железам (lymphoglandulae cer vicales profundae… …   Большая медицинская энциклопедия

  • деструктивный — (лат. destnictivus) разрушительный, нарушающий нормальную структуру чего либо …   Большой медицинский словарь

  • деструктивный — прил. 1. соотн. с сущ. деструкция, связанный с ним 2. Ведущий к деструкции; неплодотворный, разрушительный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • деструктивный — деструктивный, деструктивная, деструктивное, деструктивные, деструктивного, деструктивной, деструктивного, деструктивных, деструктивному, деструктивной, деструктивному, деструктивным, деструктивный, деструктивную, деструктивное, деструктивные,… …   Формы слов

  • деструктивный — деструкт ивный; кратк. форма вен, вна …   Русский орфографический словарь

  • деструктивный — кр.ф. деструкти/вен, деструкти/вна, вно, вны; деструкти/внее …   Орфографический словарь русского языка

  • деструктивный — [дэ], ая, ое; вен, вна, вно Ведущий к разрушению чего л.; неплодотворный. Деструктивные силы общества. Деструктивная позиция. Деструктивные переговоры. Синонимы: беспредме/тный, бессодержа/тельный, па/губный, пусто/й, разруши/тельный …   Популярный словарь русского языка

Книги

  • Магия бессмертия Главный барьер, Сервест Б.. В своей книге Сервест Бурислав, автор многочисленных книг по эзотерике, затрагивает вечную тему бессмертия, её магической силы. В книге ведётся размышление о том, что такое знание, о его роли… Подробнее  Купить за 751 руб
  • Маноратха, Ушаков Владимир Сергеевич. Близкое будущее. Ученые бьют тревогу: общество стремительно деградирует, и требуется немедленно остановить деструктивный процесс. Неясно, следствие ли это игр политиков или поиски пути к… Подробнее  Купить за 397 руб
  • Бойся, я с тобой. Страшная книга о роковых и неотразимых. Часть вторая: и это все о них, Таня Танк. Вы прочитали первый том этой трилогии и поняли, что рядом с вами – деструктивный человек. Но вопросов по-прежнему много. Откуда он такой взялся? Ведает ли он, что творит? Какую душу таит под… Подробнее  Купить за 299 руб аудиокнига
Другие книги по запросу «ДЕСТРУКТИВНЫЙ» >>

dic.academic.ru

Википедия:Деструктивное поведение — Википедия

Выпроводите за дверь троллей, вандалов и вики-анархистов, которые, если им позволить, будут отвлекать вас от работы и отравлять атмосферу Википедии.Ларри Сэнгер по поводу Википедия:Этикет

Общие принципы

Открытость Википедии иногда привлекает в Википедию людей, которые надеются использовать Википедию как трибуну для распространения собственных оригинальных идей и исследований или утверждения собственной ненейтральной точки зрения как преобладающей или единственно возможной (либо придания этой точке зрения чрезмерного веса, не соответствующего её действительной распространённости).

Некоторые участники занимаются систематическим размещением информации, не поддающейся проверке, не подтверждённой авторитетными источниками или представляющей собой оригинальное исследование.

Некоторые настаивают на придании непропорционально большого веса точке зрения меньшинства или на представлении некой точки зрения в качестве единственно возможной, несмотря на наличие других значимых, немаргинальных и подтверждённых авторитетными источниками точек зрения. Это является нарушением ВП:НТЗ.

Разумеется, исходя из принципа «Предполагайте добрые намерения», следует помнить, что ошибки подобного рода иногда допускают и конструктивные участники. Однако они — в отличие от участников, ведущих себя деструктивно — не склонны во что бы то ни стало проталкивать свою точку зрения, готовы к поиску консенсуса или взаимоприемлемого компромисса, к признанию своих ошибок и неправоты, согласны самостоятельно исправить допущенные ошибки или смириться с их исправлением другими участниками (например, с удалением оригинального исследования или не подтверждённой авторитетными источниками информации).

Деструктивное поведение нарушает правила и принципы Википедии (прежде всего, основополагающее правило «Википедия — не трибуна», а также ВП:ОРИСС, ВП:НТЗ, ВП:АИ, ВП:ПРОВ), и всё же некоторым участникам удаётся длительное время вести себя таким образом в основном пространстве статей, избегая серьёзных административных санкций, поскольку их интересы могут ограничиваться небольшим набором статей, и при этом они могут не совершать серьёзных нарушений правил этичного поведения. Деструктивные действия, однако, наносят ущерб Википедии, снижая качество её материалов и компрометируя надёжность и достоверность Википедии как источника информации. Кроме того, подобное поведение истощает терпение конструктивных участников, работающих над теми же статьями, и может даже привести к их уходу из проекта.

В случае, если непосредственное обращение к такому участнику не помогает, и при этом среди участников, не занимавшихся редактированием данной статьи (группы статей) и не вовлечённых в данный конфликт, имеется консенсус относительно того, что данный участник ведёт себя деструктивно, дальнейшее деструктивное поведение должно пресекаться администраторами путём предупреждений, а затем и блокировок. В случае, если это не приводит к улучшению ситуации, урегулированию конфликта и переходу участника к конструктивной работе, к нему в рамках процедур разрешения конфликтов могут быть приняты более серьёзные меры (вплоть до бессрочной блокировки).

Характеристика деструктивного поведения и деструктивно ведущих себя участников

Деструктивное поведение представляет собой грубые, очевидные и систематические нарушения базовых правил Википедии, что отличает такое поведение от разногласий, которые время от времени могут возникать в ходе совместной работы между здравомыслящими участниками.

Деструктивно ведущие себя участники могут пытаться представить своё поведение как конструктивное редактирование статей, утверждая, например, что всего лишь стремятся к соблюдению нейтральной точки зрения. Однако некоторые черты поведения позволяют отличить их от действительно конструктивных участников.

Деструктивно ведущий себя участник — это участник, который:

  • систематически, невзирая на возражения других участников, вносит правки в какую-либо статью или группу статей той или иной тематики с целью протолкнуть ту или иную ненейтральную точку зрения;
  • систематически нарушает правила и руководства ВП:ПРОВ, ВП:ОРИСС и/или ВП:АИ;
  • при этом попытки найти консенсус или взаимоприемлемый компромисс с этим участником, добиться соблюдения им ВП:НТЗ, ВП:ПРОВ, ВП:ОРИСС, ВП:АИ либо оказываются безрезультатными, либо участник воспринимает любой достигнутый с ним консенсус или компромисс как временный и тактический и через некоторое время снова возвращается к проталкиванию своей точки зрения в статьях. Участник также может отвергать посредничество, обращение за комментариями к другим участникам или иные процедуры разрешения конфликтов, продолжая агрессивно продвигать свою точку зрения, несмотря на консенсус среди невовлечённых в конфликт участников и/или администраторов о том, что поведение данного участника деструктивно и неприемлемо[1].

Кроме того, деструктивно ведущие себя участники могут также организовывать кампании с целью отпугнуть от интересующих их статей конструктивных участников с другой точкой зрения: нарушать правила этичного поведения и о недопустимости личных оскорблений (например, с помощью выпадов с позиции превосходства), декларировать «это моя статья, а Вы уничтожаете результаты моей работы», доводить до абсурда с целью доказательства своей точки зрения, преследовать участников с другой точкой зрения, заниматься созданием виртуалов или привлечением митпаппетов с целью проталкивания своей точки зрения или создания иллюзии её большей поддержки. Всё это они могут делать таким образом, что, не истощая терпения сообщества в целом, это может приводить к истощению терпения некоторых конструктивных и старающихся соблюдать правила участников, работающих над этими же статьями или тематикой, отпугивать их от дальнейшей конструктивной работы или провоцировать их самих на нарушения правил.

Отличия от конструктивного редактирования статей

Участники нередко отражают в статьях точку зрения того или иного меньшинства. Это соответствует целям Википедии, при условии, что приводимые мнения проверяемы, подкреплены авторитетными источниками, не содержат признаков оригинального исследования, сформулированы нейтрально и, в частности, не придают чрезмерного веса маргинальным, малораспространённым точкам зрения либо не представляют некое мнение (даже если оно поддерживается большинством) в качестве единственно возможного, единственно правильного или доминирующего при наличии других значимых и подтверждённых авторитетными источниками мнений. При этом бремя доказательства проверяемости, авторитетности источников или значимости некой точки зрения лежит на участнике, добавляющем информацию либо желающем её сохранения в Википедии.

Проверяемые и значимые точки зрения могут включать в себя также и псевдонаучные или ненаучные концепции, если они опубликованы в авторитетных источниках. Участники могут включать в статьи сведения об активных публичных дискуссиях и спорах по какому-либо актуальному вопросу, если эти споры задокументированы в авторитетных источниках. Это исключение, однако, не касается исторических, давно завершённых дискуссий, итог которых давно известен и документирован в авторитетных источниках. Например, в наше время не будет считаться корректным стремлением к соблюдению НТЗ внесение в статью мнения, согласно которому Земля плоская (даже если оно будет оформлено как «некоторые считают, что…»), — несмотря на то, что для такого утверждения можно найти авторитетные источники и несмотря на то, что вопрос о том, является ли Земля плоской или шарообразной, был актуален в Европе вплоть до позднего Средневековья. В Википедии приемлемы и допустимы статьи, которые рассказывают о дискредитировавших себя, опровергнутых или не разделяемых большинством точках зрения и гипотезах и об их защитниках и последователях, если они проходят по критериям значимости. Например, теоретически может существовать статья об «Обществе сторонников плоской Земли», но утверждения о том, что Земля плоская, неприемлемы для статей Земля или География, даже если они представлены как точка зрения меньшинства.

Иногда добросовестный участник может быть введён в заблуждение псевдонаучными или ненаучными публикациями, утверждениями из неавторитетных или недостаточно авторитетных источников, или может допускать непреднамеренные искажения текста цитаты или содержания источника, на который он ссылается, или непреднамеренно использовать формулировки, нарушающие требование нейтральности изложения. Такой участник может разумно и аргументированно защищать свою позицию в течение некоторого, достаточно короткого, времени, — однако его можно переубедить или, по крайней мере, он может смириться и перестать настаивать на своей точке зрения, когда ему представят убедительные аргументы и свидетельства того, что он заблуждается или не прав, или когда он обнаружит, что существует консенсус относительно ненейтральности, неподтверждённости авторитетными источниками или незначимости либо нерелевантности для статьи вставляемой им информации. Этим добросовестный участник отличается от деструктивного.

С целью защитить добросовестных участников от возможного преследования со стороны участников, придерживающихся другой точки зрения, от необоснованных обвинений в деструктивном поведении и от иных потенциальных манипуляций с данным руководством, ни один участник не должен подвергаться санкциям (предупреждениям и блокировкам) за деструктивное поведение (то есть прежде всего за систематические нарушения ВП:НТЗ, ВП:ОРИСС, ВП:ПРОВ, ВП:АИ), если среди нейтральных, не вовлечённых в конфликт участников нет консенсуса относительно того, что данный конкретный участник действительно ведёт себя деструктивным образом, или если отсутствует решение Арбитражного комитета, констатирующее факт деструктивного поведения участника и систематических нарушений им вышеуказанных правил. Настоящее руководство не относится к участникам, в отношении которых Арбитражным комитетом установлены ограничения на редактирование статей той или иной тематики — такие участники в случае нарушения ими установленных ограничений могут подвергаться блокировкам в соответствии с решением Арбитражного комитета, а не в соответствии с данным руководством.

Обращение с деструктивно ведущими себя участниками

Ниже приведена рекомендуемая схема действий в отношении участников, которые ведут себя тенденциозно или деструктивно. На практике сама схема, последовательность действий и каждое из них в отдельности не являются обязательными. В некоторых наиболее экстремальных случаях явно деструктивного поведения (очевидного систематического проталкивания оригинальных исследований, продвижения ненейтральной точки зрения, размещения непроверяемой информации) наиболее эффективным первым шагом может быть обращение на страницу ВП:ЗКА с просьбой принять меры к участнику. В большинстве ситуаций, однако, наиболее правильным является постепенное увеличение жёсткости применяемых мер в надежде, что тот или иной конкретный шаг, описанный в данном руководстве, приведёт к разрешению конфликта, после чего участник перейдёт к конструктивному редактированию, и более жёсткие меры окажутся не нужны.

  1. Первая неэнциклопедичная правка участника (например, резко нарушающая ВП:НТЗ или ВП:ОРИСС, или непроверяемая, не подтверждённая авторитетными источниками).
    Предполагайте добрые намерения. Не оскорбляйте и не нападайте на участника, которого вы, возможно, уже подозреваете в тенденциозности или деструктивности. Просто поставьте пометку о недостоверности, ненейтральности или о запросе источника на добавленный участником неподтверждённый авторитетным источником, ненейтральный или неэнциклопедичный, по вашему мнению, материал, а затем подробно и аргументированно изложите причины пометки на странице обсуждения статьи. В случае с неподтверждённой АИ правкой дайте участнику, в соответствии с ВП:АИ#Что делать, достаточно времени, чтобы найти авторитетные источники, подтверждающие написанное. Удалять сомнительную информацию (без достоверных источников) следует лишь в том случае, если вы твёрдо уверены в том, что она неверна, или если на шаблон {{нет источника}} не было реакции в течение как минимум двух недель, либо если о таком удалении был достигнут консенсус в обсуждении статьи[2]. И только в случае отсутствия реакции в течение разумного срока — отмените его правку, удалив неэнциклопедичный материал. Ещё лучше перед откатом сначала оставить комментарий на странице обсуждения статьи, подождать реакции участника и только затем при отсутствии реакции или неудовлетворительной реакции участника отменить его правку. Используйте описания правок, которые корректно и вежливо документируют причины отката и проблемы с откатываемой правкой. Сохраняйте максимальную вежливость и корректность. Пригласите участника к дискуссии и поиску консенсуса, попросите предоставить авторитетные источники для вставляемого им в статью утверждения или, в случае нарушения НТЗ, попытайтесь предложить более нейтральную формулировку сами. Помните о том, что нельзя цепляться к новичкам, и удостоверьтесь, что вы имеете дело не с новичком, который может просто не знать правил Википедии, а с действительно проблемным участником.
  2. Если участник снова восстанавливает проблемные правки:
    Снова отмените проблемные правки, если участник не отвечает на странице обсуждения статьи. Чётко поясните причины ваших действий, аргументированно обоснуйте своё мнение на странице обсуждения статьи. Укажите ссылку на разницу версий с пояснением причин в пояснении к правке. По возможности, предложите возможные варианты компромисса на странице обсуждения статьи.
    1. Если участник продолжает восстанавливать проблемные правки (откатывать их удаление) и убирает пометку с запросом источника, и при этом вставляет неподтверждённую авторитетными источниками информацию:
      Снова поставьте пометку с запросом источника или откатите его правку и попросите вмешательства администраторов, обратившись на страницу запросов к администраторам. Предоставьте диффы на повторные откаты с восстановлением не подтверждённой авторитетными источниками информации со стороны участника и удалением соответствующей пометки. Ваш пост должен быть коротким (желательно не более чем 250—500 слов), хорошо обоснованным, должен содержать ссылки на правки, показывающие неоднократные вставки участником не подтверждённой авторитетными источниками информации, и говорить вам следует в первую очередь не о проблемах со статьёй, как вы их себе представляете, а о том, в чём вы видите отрицательные стороны отношения участника (например: участник отказывается от обсуждения своих правок и не участвует в дискуссии / агрессивно проталкивает свою точку зрения / вставляет не подтверждённую источниками информацию / игнорирует консенсус на странице обсуждения статьи). В своём запросе на ВП:ЗКА постарайтесь избегать чрезмерно детального и специализированного изложения проблем с содержанием статьи, поскольку это может уменьшить вероятность, что администратор поймёт ваш запрос и отреагирует на него. Учтите: чтобы вас услышали на ВП:ЗКА, вам желательно самому иметь репутацию конструктивного участника, стремящегося к соблюдению правил Википедии и улучшению её статей. В любом случае оставайтесь предельно вежливы и корректны, избегайте оскорблений и личных выпадов и не ввязывайтесь сами в войны правок с этим участником.
    2. Если участник ссылается на источники, но источники, которые он приводит, неавторитетны, не имеют отношения к теме статьи или сказанное в источниках неверно интерпретируется участником:
      • Не спешите обращаться на ВП:ЗКА с требованием принять меры к участнику.
      • Обратите внимание на процедуры разрешения конфликтов.
      • Попытайтесь вовлечь участника в диалог и поиск консенсуса или взаимоприемлемого компромисса. Ссылайтесь на правила и руководства Википедии, авторитетные источники и другие приемлемые энциклопедические аргументы для обоснования своей позиции.
      • Попытайтесь узнать мнение нейтральной третьей стороны или экспертов в данном вопросе.
      • Предложите инициировать процедуру посредничества.
      • Постарайтесь обратить внимание других участников и попросите прокомментировать поведение участника, авторитетность и релевантность для статьи используемых им источников, корректность интерпретации содержимого источников.
  3. Если участник отвергает посредничество или посредничество оказывается безуспешным, или проблемное поведение участника продолжается во время или после завершения процедуры посредничества:

    Предупредите участника, поведение которого вы считаете деструктивным, на его странице обсуждения.

    Укажите ссылки на конкретные правки, которые вы считаете проблематичными. Используйте название секции и текст предупреждения, ясно и чётко дающие понять, что вы считаете поведение участника деструктивным и нарушающим основополагающие правила Википедии, но при этом будьте предельно вежливы и корректны, избегайте тона, который может быть воспринят участником как оскорбительный или провокационный. Помните, что вашей целью по-прежнему является избежать дальнейшей эскалации конфликта. Если в редактирование конфликтной статьи или статей вовлечены, помимо вас, и другие участники, желательно, чтобы они также сообщили участнику на странице обсуждения своё видение ситуации, чтобы сделать для участника очевидным, что сообщество не одобряет его поведение.

  4. Если участник продолжает восстанавливать неэнциклопедичные правки, несмотря на предупреждения:
    Напишите повторный запрос к администраторам с кратким, лаконичным, но понятным обоснованием запроса и приведением ссылок на правки.
  5. Если по каким-либо причинам администраторы не отвечают на ваш запрос:
    Создайте тред на форуме «Вниманию участников», — но делайте это только в том случае, если вы можете предъявить достаточное количество ссылок на конкретные правки, свидетельствующих как о деструктивном поведении и систематических нарушениях участником основополагающих правил, так и о том, что вы неоднократно пытались разрешить конфликт с использованием других методов (например, посредничества или предупреждений участнику), и это оказалось неэффективно. Желательно также, чтобы вас поддержали другие участники, также безуспешно пытавшиеся разрешить конфликт с этим участником.
  6. Если участник продолжает проблемное поведение, несмотря на консенсус среди не вовлечённых в конфликт участников, выявленный по итогам обсуждения на форуме, что такое поведение неприемлемо:
    Снова обратитесь за помощью к администраторам, при этом указав на консенсус относительно деструктивности поведения участника и систематичности нарушений им основополагающих правил Википедии. Администраторы могут по итогам рассмотрения запроса предупредить участника о недопустимости деструктивного поведения и дальнейших нарушений указанных правил, а если это не помогает, наложить временную блокировку.
  7. Если предупреждения и краткосрочные блокировки не помогают решить проблему и не приводят к изменению поведения участника на более конструктивное, или если администраторы по какой-либо причине не принимают мер по вашим запросам, и при этом все другие меры разрешения конфликтов уже исчерпаны, то:
    Вы можете подать обоснованную заявку в Арбитражный комитет для рассмотрения дела участника и возможного наложения на него тех или иных санкций. В иске вы должны обосновывать только деструктивность, тенденциозность и неприемлемость поведения участника, систематические нарушения основополагающих правил Википедии в его правках в статьях, но не то, какое содержимое статей является, по-вашему, желательным или нежелательным. Арбитражный комитет не занимается экспертизой содержимого статей, но вправе оценивать поведение участника и соответствие его правок правилам Википедии.

См. также

Примечания

  1. ↑ Ниже дано дополнение, что кроме такого консенсуса также учитывается «решение Арбитражного комитета, констатирующее факт деструктивного поведения участника и систематических нарушений им вышеуказанных правил».
  2. ↑ В то же время сомнительную (не подтверждённую авторитетными источниками) потенциально порочащую информацию о ныне живущих людях следует удалять сразу, см. заявление Джимми Уэйлса.

ru.wikipedia.org

деструктивный — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им.деструкти́вныйдеструкти́вноедеструкти́внаядеструкти́вные
Рд.деструкти́вногодеструкти́вногодеструкти́внойдеструкти́вных
Дт.деструкти́вномудеструкти́вномудеструкти́внойдеструкти́вным
Вн.    одуш.деструкти́вногодеструкти́вноедеструкти́внуюдеструкти́вных
неод. деструкти́вный деструкти́вные
Тв.деструкти́внымдеструкти́внымдеструкти́вной деструкти́вноюдеструкти́вными
Пр.деструкти́вномдеструкти́вномдеструкти́внойдеструкти́вных
Кратк. формадеструкти́вендеструкти́внодеструкти́внадеструкти́вны

де-струк-ти́в-ный

Прилагательное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a.

Корень: -деструкт-; суффикс: -ивн; окончание: -ый [Тихонов, 1996].

Произношение

  • МФА: [dʲɪstrʊˈktʲivnɨɪ̯] 

Семантические свойства

Значение
  1. направленный на разрушение, нарушение функционирования чего-либо ◆ Деструктивный процесс.
  2. разрушительный, сопровождающийся распадом структурных отношений, организационных связей, функциональных зависимостей ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
  1. разрушительный, злокачественный
Антонимы
  1. конструктивный
Гиперонимы
Гипонимы

Родственные слова

Этимология

Происходит от лат. destructivus «разрушительный», от гл. destruere «ломать; разрушать», далее из de- (выражает отделение, устранение, отсутствие чего-либо или завершение действия) + struere «класть друг на друга; накладывать», из праиндоевр. *stere- «распространять, простирать».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

Библиография

ru.wiktionary.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *