Д эльконин: Эльконин Борис Даниилович — МГПУ

Эльконин Даниил Борисович — Психологическая газета

В 1924 г. по командировке Наркомпроса УССР поступил на психолого-рефлексологический факультет Ленинградского института социального воспитания (впоследствии объединённого с Ленинградским педагогическим институтом им. А.И. Герцена), в 1927 г. окончил педологическое отделение педагогического факультета ЛГПИ.

В 1940 году защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую развитию речи школьников, в 1962 г. — докторскую диссертацию.

До поступления в институт работал делопроизводителем военно-политических курсов, воспитателем в колонии малолетних правонарушителей.

После окончания ЛГПИ работал педологом-педагогом детской профамбулатории Октябрьской железной дороги.

С 1929 г. работал на кафедре педологии ЛГПИ.

С 1937 г., после упразднения педологических структур, работал учителем начальных классов в одной из ленинградских школ, преподавал в педагогическом институте, создавал школьные учебники по русскому языку для народностей Крайнего Севера.

Участник ВОВ. После окончания войны получил назначение на преподавательскую работу в Московский областной военно-педагогический институт Советской Армии, где не только преподавал психологию, но и разработал основные принципы построения курса советской военной психологии.

Заседание комиссии, посвящённое «разбору и обсуждению допускаемых подполковником Элькониным ошибок космополитического характера», было назначено на 5 марта 1953 года, но было отложено, а затем отменено, Д.Б. Эльконин был уволен в запас.

С 1953 г. работал в Институте психологии АПН РСФСР (сейчас — Психологический институт РАО), заведовал несколькими лабораториями.

Преподавал на факультете психологии МГУ.

В 1968 году был избран членом-корреспондентом АПН СССР.

Автор оригинального направления в детской и педагогической психологии. Основным вкладом Д.Б. Эльконина в советскую и мировую педагогику была разработка и внедрение новой системы обучения — «развивающее обучение».

Д.Б. Эльконин опубликовал несколько монографий и научных статей, которые были посвящены обзору проблем теории и истории изучения детства, его периодизации и психодиагностикой. Занимался проблемами психологического развития детей в разном возрасте, психологией игры и вопросами учебной деятельности школьников, развития речи и обучения чтению.

Несколько статей Д.Б. Эльконина были посвящены анализу взглядов Л.С. Выготского. Положение о том, что детство развивается и имеет конкретно-исторический характер, означает, что детство в периоды разных исторических эпох имеет разные закономерности и содержание. Поэтому важно понять теорию исторического развития детства, опираясь на историю психологии, этнографию, историю образования и т. д.

Д.Б. Эльконин считал, что все виды деятельности детей общественны по своей природе, содержанию и форме, поэтому ребёнок с первой минуты рождения и с первых ступеней своего развития является общественным существом. Также Эльконин считал ребёнка активным субъектом в преобразовании и присвоении достижений человеческой культуры, которые всегда носят деятельностный характер. Благодаря процессам преобразования ребёнок воспроизводит и создает в себе человеческие способности.

Работы Д.Б. Эльконина были также посвящены психологии игры и проблемам периодизации игровой деятельности. В своих работах он описал структуру и выделил основные элементы игровой деятельности.

Разработал периодизацию, в которой выделил две стороны в деятельности: познавательную и мотивационную; эти стороны существуют в каждой ведущей деятельности, но развиваются неравномерно, чередуясь по темпу развития в каждом возрастном периоде.

Основные публикации:

  • Учение об условных рефлексах. М., Л., 1930
  • Букварь: Учебник русского языка для мансийской начальной школы. Л., 1938
  • Устная и письменная речь школьников (рукопись), 1940 (опубликовано в 1998)
  • Развитие конструктивной деятельности дошкольников (рукопись), 1946
  • Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. М., 1948
  • Мышление младшего школьника // Очерки психологии детей. М., 1951
  • Психологические вопросы огневой подготовки. М., 1951
  • Психическое развитие ребёнка от рождения до поступления в школу // Психология. М., 1956
  • Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. М., 1957
  • Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958
  • Детская психология. М., 1960
  • Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М., 1962
  • Психология детей дошкольного возраста / под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М., 1964
  • Психология личности и деятельности дошкольника / под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М., 1965
  • Возрастные особенности младших подростков / под ред. Д.Б. Эльконина. М., 1967
  • Психология обучения младшего школьника. М., 1974
  • Как учить детей читать. М., 1976
  • Психология игры. М., 1978

Награды:

  • орден Отечественной войны II степени
  • орден Красной Звезды
  • медаль «За боевые заслуги»
  • медаль «За оборону Ленинграда»

Система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова

Каталог

Поиск книг Электронные приложения

Подписка на рассылку

Стихи о нас

Богатство
Идей,
Н

овизна,
Оптимизм и
Мудрость
Рождению гениев пусть помогает трудность.

Трудности эти уже превратились в смыслы.
Борьба,
Интерес,
Наука,
Ответственность,
Мысли…

Тивикова С.К., зав. каф. начального образования НИРО

Обратная связь

Отправить сообщение с сайта

Социальные сети

Новости
  1. Публикуем пояснения по использованию учебников УМК «Литературное чтение 1- 4 кл.» Е.И. Матвеевой системы РО Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Учебники по литературному чтению Е.И. Матвеевой, выпускавшиеся до 2020 г., и новое издание учебников, которое будет выпускаться с 2021 г., в настоящее время находятся в ФПУ.

  2. Открылся новый подраздел «Видеообращения авторов», в котором размещено обращение автора Александровой Э.И. к учителям и родителям, в котором подробно раскрываются особенности программы и подхода в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова

  3. В авторской мастерской Е.В.Чудиновой в подразделе «Ресурсы» размещено большое количество ссылок на цифровые ресурсы для 1-4 классов по курсу «Окружающий мир», которые пригодятся не только для дистантного обучения.

  4. Мы продолжаем размещать  статьи из  серии публикаций интернет газеты «Вести образования»об известном педагоге и психологе, последователе традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского Василии Давыдове, которому 31 августа 2020 года исполнилось бы 90 лет. Читайте новую статью Зинаиды Лозинг «Как благодаря Василию Давыдову начали серьезно относиться к развивающему обучению»

  5. Читайте новую статью  Воспоминания о Василии Давыдове: «Он был как шаловливый ребенок»

  6. 11 августа 2020 Институт проблем образовательной политики «Эврика» провел в он-лайн режиме проектный семинар  «Введение в новую школьную жизнь: организация смешанного обучения». На семинаре выступила автор УМК «Математика» для начальной школы, развивающей системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова Эльвира Ивановна Александрова. Предлагаем вашему вниманию текст ее выступления, опубликованный в Интернет газете «Вести образования» 7 типов развивающих видеороликов для работы учителя

  7. Сегодня  мы начинаем серию публикаций об известном педагоге и психологе, последователе  традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского Василии Давыдове, которому 31 августа 2020 года исполнилось бы 90 лет.  Читайте первые две статьи: «Воспоминания о Василии Давыдове: «Девчонки смотрели на него влюбленными глазами» и «Учитель – это тот, кто всегда впереди и выше». Продолжение следует. 

  8. Читайте статью автора издательства «Бином. Лаборатория знаний» Эльвиры Александровой «Чем отличаются учебники математики в классах с развивающим обучением от традиционных»
  9. В авторской мастерской Александровой Эльвиры Ивановны (Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова) размещена коллекция вебинаров. В ней вы найдете записи всех проведенных вебинаров и их подробное описание.
  10. Статья автора издательства «Бином. Лаборатория знаний» Эльвиры Александровой Как организовать обучение младших школьников на карантине. Подсказки для учителей
  11. Опубликован ролик Елены Ивановны Матвеевой! Продолжение следует
  12. В авторской мастерской опубликована статья Эльвиры Ивановны Александровой «Как организовать обучение на дому в условиях карантина и успешно закончить учебный год (на примере математики в начальной школе)»
  13. Опубликован новый ролик Елены Васильевны Чудиновой! Она подготовила уже несколько видеороликов. Это хорошее подспорье для педагогов и для родителей. Посмотреть видеоролики можно на странице ее авторской мастерской.
  14. Новинки системы: в УМК В.В. Репкина «Русский язык»: Русская орфография. 3—4 классы: рабочая тетрадь / В. В. Репкин, Т. В. Некрасова; выпущено пособие для учителя Как научить младшего школьника писать сочинение / Е.И. Матвеева; тетради по письму для 1 класса к «Букварю» Д. Б. Эльконина: комплект из 4 тетрадей  автора М.М. Безруких; тетради «Секреты ВПР»: к математике (4 класс) автор Александрова Э.И., к русскому языку (4 класс) автор Песняева Н.А., к окружающему миру (4 класс) авторы Чудинова Е.В., Коханович Д.В.
О системе 

Даниил Борисович Эльконин (1904 – 1984) и Василий Васильевич Давыдов (1930 – 1998) создали теорию и практику обучения младших школьников в форме учебной деятельности. 

Они показали, что практически все маленькие ученики могут и хотят самостоятельно и по собственной инициативе исследовать строение числа, слова или любого другого понятия, подлежащего усвоению, открывать существенные свойства этих понятий и действовать с помощью этих понятий при решении задач, которые никогда не решались на уроках. 

Однако все это возможно лишь при определенном изменении содержания обучения и при определенном способе взаимодействия учителя с классом, совместно решающим учебные задачи.


Содержание учебного курса, на первый взгляд, остается привычным; перечень изучаемых в системе Эльконина – Давыдова понятий практически не отличается от других учебных курсов по той же дисциплине. Однако в этой системе каждое понятие несет в себе общий способ решения широкого класса практических задач и имеет действенную силу. В частности, понятие позволяет ученикам находить противоречия между имеющимися знаниями и новыми фактами и ставить новые учебные задачи. Иными словами, понятия обладают системными свойствами не только для учителя, но и для ребенка.

Основной метод помощи учителя ученикам в системе Эльконина – Давыдова – не давать знаний в готовом виде, например, в виде определений, не давать готовых образцов решения типовых задач, но создать такую ситуацию, в которой дети смогут сами найти новый способ решения задачи и сами определить то новое, что они обнаружили в предмете изучения.  


Знания и умения, добытые собственными усилиями, гораздо более осмыслены и значимы для ученика, нежели знания, полученные в готовом виде. Поэтому мотивация учебной работы, глубина понимания и широта круга задач, в которых понятия успешно применяются, значимо выше у тех школьников, которые обучаются по системе Эльконина – Давыдова.

Особое внимание в этой системе уделяется развитию умений учеников действовать совместно, обсуждать разные подходы к решению задачи, аргументировано спорить, находить достоинства и недостатки в каждой точке зрения. Большая работа ведется по формированию детских умений оценивать собственную учебную работу и определять собственные учебные цели.


Сотрудники и ученики Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова воплотили принципы учебной деятельности в современных учебных курсах для начальной и основной школы, построенных в соответствии с требованиями ФГОС. Убедительно доказаны и опубликованы в десятках статей развивающие эффекты системы Эльконина – Давыдова. Школьники, обучавшиеся по этой системе, опережают своих сверстников, обучавшихся по другим образовательным системам, по многим показателям мышления, памяти и воображения. 

Очевидно преимущество системы в достижении предметных и метапредметных результатов обучения: умения учиться, понимания художественных и информационных текстов, умения совместно решать задачи и др.

Наиболее современный и перспективный — деятельностный подход в образовании — воплощен в системе Эльконина-Давыдова в авторской оригинальной чистоте.

Каталог

Авторские мастерские
 
Эльвира Ивановна Александрова
Доктор педагогических наук, автор учебно – методического комплекта по математике для начальной школы. Победитель двух международных конкурсов «Обновление гуманитарного образования в России» и конкурса Национального фонда подготовки кадров по созданию учебников нового поколения для начальной школы.
Авторская мастерская
Елена Вадимовна Восторгова
Кандидат педагогических наук, доцент Московского городского педагогического Университета, член Союза журналистов г. Москвы, один из авторов учебников и учебных пособий по русскому языку для 1-9 классов. Более 10 лет работала научным сотрудником Психологического института РАО, более 25 лет – преподавателем в сфере повышения квалификации учителей и переподготовки работников образования. В настоящее время – директор Центра проектного творчества «Старт-ПРО» МГПУ.
Авторская мастерская
Сергей Федорович Горбов
Старший научный сотрудник, Психологический институт РАО им. Л.Г. Щукиной. Лаборатория проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ. Автор курса математики в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (1 – 7 классы), лауреат Премии Президента РФ, победитель конкурса НФПК и МОиН РФ по созданию учебной литературы для школы.
Авторская мастерская
Светлана Владимировна Ломакович

Доктор филологических наук, профессор,  cпециалист в области образовательных измерений, сотрудник отдела исследований и аналитики Центра оценивания качества образования. С 1975 года принимала участие в создании системы «Развивающее образование»  под руководством  Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, в частности, в разработке и апробации программы обучения русскому языку для начальной школы. 

Авторская мастерская
Елена Ивановна Матвеева

К.п.н, доцент. Автор программ, учебников и методических пособий по литературному чтению, русскому языку, курсу «Обучение грамоте». Автор развивающих пособий и художественных произведений для детей дошкольного возраста. Эксперт образовательных программ. Тьютор авторских курсов «Эффективное учебное занятие», «Школа смыслового чтения», «Читаем с удовольствием!»

Авторская мастерская | Все книги автора
Владимир Владимирович Репкин
Психолог, лингвист, кандидат психологических наук, доцент.  Один из соавторов (наряду с Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым) системы развивающего обучения, за участие в разработке которой удостоен премии президента РФ. Руководитель авторского коллектива, разработавшего программу развивающего обучения русскому языку в 1-9 классах и комплект соответствующих учебников и учебных пособий. Автор уникального комплексного школьного Учебного словаря  русского языка и словаря-справочника «Русский синтаксис».
Авторская мастерская
Лариса Ивановна Тимченко
Старший научный сотрудник, ведущий специалист Центра психологии и методики развивающего обучения. Автор УМК по обучению грамоте и чтению, соавтор УМК по русскому языку для начальной школы. Победитель международного конкурса Национального фонда подготовки кадров по созданию учебников нового поколения для начальной школы. С 1973 года под руководством В.В. Репкина участвовала в разработке и апробации программы по русскому языку для начальной школы, в создании букваря и первых учебников по русскому языку в системе развивающего обучения.
Авторская мастерская
Галина Анатольевна Цукерман
Доктор психологических наук, профессор, ведущий науч. сотр. Психологического ин-та им. Л. Щукиной, лауреат премии президента РФ в области образования, эксперт PIRLS. Автор более 250 научных и научно-популярных публикаций по вопросам психологии и развития детей младшего школьного возраста, подростков средствами образования, диагностики развивающих эффектов образования, содержания и методов развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, развития письменной речи.
Авторская мастерская
Елена Васильевна Чудинова
Кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО им. Л.В. Щукиной. Автор двух линий учебников «Окружающий мир» (одна из них – в системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова) для начальной школы, сотен цифровых образовательных ресурсов, учебных и методических пособий для начальной и основной школы. Возглавляет творческий коллектив разработчиков курса «Новая биология» для основной школы (6-9 классы), создавая новый подход к обучению подростков.
Авторская мастерская
Форум Авторский сайт [email protected] 

ПИ РАО | Лаборатория психологии младшего школьника

О лаборатории

В 1959 г. на базе школы № 91 г. Москвы была открыта лаборатория психологии младшего школьника, основанная Д.Б. Элькониным. Начиная с 1963 г. лабораторией четверть века заведовал В.В. Давыдов. Сейчас дело основателей под руководством Б.Д. Эльконина продолжают сотрудники лаборатории В.В. Давыдова и его ученики: С.Ф. Горбов, Т.А. Матис, О.Л. Обухова, Г.А. Цукерман, Е.В. Чудинова.

В лаборатории работали многие выдающиеся сотрудники Психологического института: Л.И. Айдарова, Л.В. Берцфаи, М.Э. Боцманова, В.А. Гуружапов, А.З. Зак, А.В. Захарова, В.А. Львовский, А.К. Маркова, Г.Г. Микулина, Ю.А. Полуянов, Я.А. Пономарев, З.С. Попова, В.В. Рубцов, О.В. Савельева, М.А. Семенова, Э.А. Фарапонова, Л.М. Фридман, Е.Е. Шулешко и другие.

Изначально тематика лаборатории была связана с определением возрастных возможностей младших школьников. Были созданы теория учебной деятельности, теория содержательного обобщения, основы новой — деятельностной дидактики, разработаны подходы к построению учебных курсов на деятельностных основаниях. Параллельно разрабатывались методы диагностики психического развития детей младшего школьного возраста, уровня сформированности у них учебной деятельности.

В 1990-е гг., в период реорганизации российского образования, работы сотрудников лаборатории получили общественное признание: система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова была утверждена в качестве одной из трех государственных образовательных систем в начальном образовании. Учебные материалы стали широко использоваться в массовой школе. Сотрудники лаборатории были награждены Премией Президента РФ в области образования (1998).

В настоящее время продолжает развиваться и совершенствоваться образовательная система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова — полное научно-методическое, диагностическое и практическиорганизационное обеспечение учебного процесса начальной и основной школы по математике, русскому языку, изобразительному искусству, литературе, естествознанию и всем предметам естественнонаучного цикла. Доказаны развивающие эффекты этой системы; прежде всего, показано ее влияние на развитие основ теоретического мышления (способность человека понимать суть явлений и действовать в соответствии с этой сутью) и умения учиться (способность человека определять, каких знаний и умений ему недостает для решения задачи, находить и осваивать недостающие знания и умения).

Сегодня в рамках образовательной системы Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова разработаны и апробированы:

  • учебные курсы по основным учебным предметам для начальной и основной школы;
  • учебно-методические комплекты для этих курсов;
  • методические пособия для учителей по организации учебной деятельности школьников на уроках внутри каждого учебного курса;
  • система оценивания достижений учеников, нацеленная на воспитание оценочной самостоятельности школьников;
  • наборы диагностических заданий для формирующего и итогового оценивания развивающих эффектов обучения;
  • система подготовки и переподготовки педагогов для работы по системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.

Образовательная система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова является наиболее развитым образцом деятельностной педагогики в отечественной и мировой теории и практике образования, в связи с чем она может быть взята за основу для достижения современных стандартов образования.

Концепция Д. Б. Эльконина

Основы создания концепции психического развития по Д. Б. Эльконину

Д. Б. Эльконин выстраивал свою теорию психического развития с учетом фундамента психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева.

Д. Б. Эльконин считал, что в различные исторические эпохи у детства было различное содержание и различные закономерности.

Таким образом, выстраивая теорию исторического формирования детства, он ввел идею о том, что детство возникло в тот период развития животного мира, когда в некоторых его видах стали исчезать отдельные формы поведения, основанного на инстинктах. Так, необходимые формы поведения стали приобретаться прижизненно, для чего и возникло детство.

Само своеобразие детства состоит в том, что человек рождается совершенно беспомощным. И как раз в ней заключена потенциальная сила, так как ребенок не связан жесткими инстинктивными формами поведения и способен усваивать те формы человеческой деятельности, которые актуальны на данном этапе исторического развития человеческого социума.

Основные положения в концепции психического развития по Д. Б. Эльконину

Д. Б. Эльконин считал, что:
  1. все виды детской деятельности являются общественными по своей форме, содержанию и происхождению;
  2. присвоение ребенком достижений человеческой культуры всегда носит только деятельностный характер.
Научная позиция развития ребенка:
  1. Условие – рост и созревание организма
  2. Среда идеальной формы. Здесь имеется в виду то, к чему развитие должно прийти в конце своего пути.
  3. Усвоение
  4. Противоречие между усвоением общественной и предметной стороны действий как движущая сила развития.
Психика:
  1. Мотивационно-потребностная сфера.
  2. Операционно-технические возможности.

Периодизация возрастного развития

Раннее детство
  • Кризис новорожденности; младенчество (мотивационно-потребностная сфера),
  • Кризис 1 года жизни; ранний возраст (операционно-техническая сфера).
Детство
  • Кризис трех лет; дошкольный возраст,
  • Кризис семи лет; младший школьный возраст,
Отрочество
  • Кризис 11-12 лет; подростковый возраст,
  • Кризис 15 лет; ранняя юность.

Готовые работы на аналогичную тему

Системы отношений ребенка:
  • Мир людей, отношений между людьми. Здесь задействована мотивационно-потребностная сфера.
  • Мир вещей. Деятельность, благодаря которой усваиваются общественно выработанные действия с различными предметами (интеллектуально-познавательная сфера.

Более подробно данные системы представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. «Системы отношений ребенка и закономерности его психического развития»

Рисунок 2. «Возрастная периодизация психического развития по Д. Б. Эльконину»

Любой период развития ребенка имеет свои определенные особенности и границы. В каждом психологическом возрасте необходимо применять особые приемы и методы обучения и воспитания, строить общение с ребенком, учитывая его возрастные особенности.

Важно также учитывать ведущую деятельность ребенка на разных этапах развития. Например, в раннем возрасте – это предметно-манипулятивная деятельность; в дошкольном – игровая, в младшем школьном – учебная, в подростковом – общение и так далее.

Возрастные периоды сопровождаются развитием межличностного общения, направленного в основном на личностное и интеллектуальное развитие, характеризующееся формированием знаний, умений и навыков, реализацией операционно-технических возможностей ребенка.

education+ Человек. Кульура. Общество. Богуславский  М. Век образования. Год 1962. Личность года. Эльконин Д.Б.

Даниил Борисович Эльконин (1904-1984) по праву входит в плеяду отечественных психологов. Выдающийся ученый, разработавший ряд фундаментальных научных проблем и тонкий экспериментатор, блестяще решавший прикладные психолого-педагогические задачи, он был ярким, самобытным, исключительно порядочным человеком.

Не сумев из-за тяжелого материального положения семьи завершить обучение в полтавской гимназии, Д. Б. Эльконин уже в 16 лет начал педагогическую деятельность, проработав два года воспитателем в колонии для малолетних нарушителей.

После окончания в 1927 г. педологического отделения ЛГПИ им. А. И. Герцена, он работает практическим педологом и преподает в пединституте. Первая половина 30-х гг. в целом благоприятный период жизни Эльконина. И, конечно же, судьбоносное событие – встреча с Л. С. Выготским, который приезжал в Ленинград для чтения лекций. Вместе они разрабатывают проблемы психологии игры, обучения и развития.

Как и для многих психологов – современников, роковую роль для Эльконина сыграло постановление ЦК «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (1936). Даниила Борисовича не только выгоняют с работы, но и лишают ученой степени кандидата наук. С большим трудом ему удается устроиться учителем в начальную школу, а затем завершить новые исследования и получить звания кандидата педагогических наук.

В годы войны жизнь Эльконина приобретает некоторую стабильность. Он служит офицером в штабе армии. Однако приходит и большое горе: фашистами были расстреляны его жена и две дочери.

Нелегкими оказались для подполковника Эльконина и послевоенные годы. Успешная его деятельность в Московском областном военно-педагогическом институте была прервана компанией против космополитов. Эльконина вновь изгоняют с работы и собираются лишить кандидатской степени. Лишь смерть Сталина, по сути, спасает Даниила Борисовича от очень серьезных неприятностей.

В сентябре 1953 г. его берут в Институт психологии АПН РСФСР, где он и проработал до конца своей жизни. Ученый последовательно руководил лабораториями психологии младшего школьника, психологии подростка, диагностики и психического развития школьников, одновременно ведя преподавательскую работу на факультете психологии Московского университета.

На начало 60-х гг. приходится пик деятельности Д. Б. Эльконина, как выдающегося детского психолога. Центральной для него всегда оставалась проблема культурно-исторической природы детства и глубинных законов детского развития. Ему удалось полно, четко и аргументировано построить теорию психического развития ребенка, охарактеризовать внешние условия, источники, формы и движущие силы его развития. Важнейшую роль в развитии психологической науки сыграла созданная Д. Б. Элькониным возрастная детская психология, неразрывно связанная с педагогической психологией и возрастной психодиагностикой. Особое место в творчестве Эльконина всегда занимало изучение игры дошкольников.

Однако вклад Даниила Борисовича в отечественную психологи этим не исчерпывается. Он воспитал немало современных ведущих психологов. Среди них его сын Б. Д. Эльконин. Личность Эльконина была удивительно многогранна: он был талантливым живописцем, резчиком по дереву. А близким и ученикам он запомнился как неисправимый оптимист, умевший дружить и всегда сохраняющий верность научным принципам.

Даниил Эльконин — фото, биография, личная жизнь, причина смерти, психолог

Биография

Еще в юные годы Даниил Эльконин понял, что его призванием является изучение психологии детского возраста. Он вошел в историю как создатель теории развивающего обучения и периодизации психического развития детей.

Детство и юность

Даниил Эльконин появился на свет 16 февраля 1904 года в Полтавской губернии. Он воспитывался в малообеспеченной семье, из-за чего подростком был вынужден оставить учебу в гимназии и заняться поиском работы. Юноша успел попробовать себя в качестве воспитателя в колонии для малолетних, а также в делопроизводстве военно-политических курсов.

Опубликовано Борисом Бимом-Бадом Понедельник, 16 февраля 2015 г.
Даниил Эльконин в молодости

В 1924 году Даниилу выпала возможность стать студентом Ленинградского института социального воспитания, который позже был объединен с ЛГПИ имени Александра Герцена. После выпуска парень заинтересовался физиологией, что привело его в лабораторию Алексея Ухтомского.

Результатом учебы у наставника стала публикация брошюры «Учение об условных рефлексах». В этот период Эльконин работал педагогом-педологом, затем преподавал в родном институте. Там он сблизился с Львом Выготским, с которым занимался исследованием детской психологии. В частности, они изучали проблемы психологии игры. В своих книгах Даниилу Борисовичу удалось описать структуру и элементы игровой деятельности.

Личная жизнь

О личной жизни мужчины известно мало. Первый раз он женился еще в молодости, но брак закончился трагедией — во время войны погибли его супруга и дочери. Вторая жена родила ученому сына Бориса, который пошел по стопам отца и тоже увлекся психологией.

Научная деятельность

Труды Эльконина оказали влияние на становление теории деятельности. Начиная с 1932 года он работал при Ленинградском научно-практическом институте, где занимал должность заместителя директора. Это позволило заняться комплексным исследованием проблем детства, но после того как вышло постановление «О педологических извращениях…», его со скандалом уволили.

Только после визита к Андрею Жданову мужчина получил возможность работать учителем начальных классов. В этот период он изучал развитие речи у школьников, овладение чтением и письмом. Ученый защитил кандидатскую диссертацию по этой теме, после чего отправился на фронт в составе народного ополчения.

Во время войны Даниил Борисович продемонстрировал блестящие военные навыки, был участником обороны и освобождения Ленинграда. Он удостоился звания майора и после победы направлен в качестве преподавателя в институт Советской армии. Там ученый занимался описанием принципов военной психологии.

Однако, поскольку деятельность педагога не устраивала руководство, его обвинили в космополитизме и назначили заседание для разбора дела, которое было отменено после смерти Иосифа Сталина. Тогда Эльконин уволился в запас в чине подполковника.

Новым местом работы стал Институт психологии АПН РСФСР, где он заведовал несколькими лабораториями. Параллельно ученый преподавал на факультете психологии в Московском государственном университете (МГУ).

В середине прошлого века психологи Даниил Эльконин и Василий Давыдов придумали метод развивающего обучения,…

Опубликовано Smart Club Baku Понедельник, 16 сентября 2019 г.
Даниил Эльконин и Василий Давыдов

Этот период биографии является расцветом исследовательской работы Даниила Борисовича. Он разрабатывал концепцию психического развития личности ребенка во взаимодействии с обществом и выделил его принципы, что позволило сделать заметный вклад в психологию.

Кроме того, Эльконин создал возрастную периодизацию этого развития, где выделил ранее детство, детство и подростковый возраст. Для каждого из этапов существуют социальная ситуация развития, преобладающая деятельность и новообразования. В трудах мужчина опирался на культурно-историческую теорию Выготского.

Совместно с Василием Давыдовым ученый занимался разработкой концепции развивающего обучения. Она направлена на формирование у учеников универсальных учебных действий, аналитических способностей и теоретического мышления. Теория нашла применение при создании курса математики Людмилы Петерсон.

Даже в старости ученый оставался активным. Он пытался добиться создания Центра детства, где мог бы углубленно изучать детскую психологию, но не достиг в этом успехов. Кроме того, его волновали проблемы системы школьного образования. Незадолго до смерти мужчина подготовил для ЦК КПСС записку, где указал, что воспитание должно учитывать особенности каждого возрастного периода.

Смерть

Даниил Борисович умер 16 февраля 1984 года в Москве, точная причина смерти неизвестна, как и расположение могилы психолога. В память о нем остались многочисленные труды и черно-белые фото.

Библиография

  • 1930 — «Учение об условных рефлексах»
  • 1938 — «Букварь: Учебник русского языка для мансийской начальной школы»
  • 1940 — «Устная и письменная речь школьников»
  • 1946 — «Развитие конструктивной деятельности дошкольников»
  • 1948 — «Психологические вопросы дошкольной игры»
  • 1951 — «Мышление младшего школьника»
  • 1951 — «Психологические вопросы огневой подготовки»
  • 1956 — «Психическое развитие ребёнка от рождения до поступления в школу»
  • 1957 — «Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста»
  • 1958 — «Развитие речи в дошкольном возрасте»
  • 1960 — «Детская психология»
  • 1962 — «Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников»
  • 1964 — «Психология детей дошкольного возраста»
  • 1965 — «Психология личности и деятельности дошкольника»
  • 1967 — «Возрастные особенности младших подростков»
  • 1974 — «Психология обучения младшего школьника»
  • 1976 — «Как учить детей читать»

Эльконин Даниил Борисович: развивающее обучение

Отечественный психолог, считающийся автором концепции развивающего обучения.

В 1920-х годах исследовал в  Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена, где  — в сотрудничестве с Л.С. Выготским, изучал феномен детской игры.

После выхода в 1936 году постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса», Д.Б. Эльконин был снят со всех постов и лишён научного звания, после чего работал учителем начальных классов.


1940 году Д.Б. Эльконин защитил новую кандидатскую диссертацию, посвящённую развитию речи школьников.

С 1953 года Д.Б. Эльконин работает в Институте психологии АПН РСФСР.


«Очень важным развивающим моментом игры является то, что в ней развиваются навыки децентрации, т. е. способность видеть мир с другой точки зрения. Знаменитый французский психолог Жан Пиаже проделывал с маленькими детьми следующий опыт.

Он сажал ребёнка перед макетом трёх гор, которые по-разному выглядели с разных сторон макета. А напротив сажали куклу. Потом ребёнка просили выбрать из нескольких фотографий ту, которая соответствовала точке зрения с его стороны. Но когда ребёнка просили найти фотографию с видом, который находится перед куклой, он снова выбирал тот вид, который видел перед собой. Ребёнок не мог представить, что кукла видит макет гор по-другому.

Это и есть проявление эгоцентризма и показатель центрации восприятия — способность видеть мир только со своей точки зрения. Восприятие игры актеров дает взрослому человеку посмотреть на мир и на самого себя с другой точки зрения.

В ролевой коллективной игре, как установил отечественный психолог Д.Б. Эльконин, происходит переключение с одной роли на другую, с собственной позиции ребёнка на позицию другого человека. Так происходит преодоление эгоцентризма и формируется способность к децентрации. Благодаря ей другая мысль, в частности мысль учителя, может становиться предметом рассуждений ребёнка, формируется возможность его обучения и приобретения им нового опыта.

Сначала ребёнок в игре образует множество различных центрации. Затем происходит отделение себя от образа другого и его точки зрения. Теперь на неё можно не становиться, а только представлять её в своём воображении».

Петрушин В.И., Психология и педагогика художественного творчества, М., «Академический Проект»; «Гаудеамус», 2008 г., с.117.

 

Ящиков Элконина: 2, 3 и 4 рабочие листы фонем

Добавьте эти Elkonin Boxes: 2, 3 и 4 Phoneme Worksheets в свою коллекцию фонетических ресурсов для отработки звуковых ящиков.

Это еще один бесплатный ресурс для учителей и семей, обучающихся на дому, с сайта www.freewordwork.com.

Этот набор ящиков Элконина: рабочие листы с 2, 3 и 4 фонемами можно использовать, чтобы помочь вашим ученикам попрактиковаться в сегментации слов.

Они будут полезны студентам, занимающимся фонетическими навыками.

Что такое ящики Эльконина?

Ящики

Elkonin еще называют звуковыми ящиками.

Они используются студентами для практики фонологической осведомленности.

Дети будут разбивать слова на отдельные звуки или фонемы.

Фонема — это звук, издаваемый словом. Эти фонемы могут быть одиночными буквами, такими как b, c и e. Или это могут быть буквы, которые вместе образуют новые звуки, такие как ш, ч и ай.

Ящики Эльконина обычно используются в небольших группах или при индивидуальной практике со студентом.Студенты произносят звук и перемещают жетон для каждого слышимого звука.

Я адаптировал концепцию для создания этих листов. Студенты просто записывают каждый звук, который они слышат, в поля на этих страницах.

Эти коробки могут быть полезны для детей, которые учатся прислушиваться к каждому звуку, который они слышат.

Если вы только начинаете свою работу со звуковыми коробками, начните с моих Elkonin Boxes: CVC Worksheets.

Использование этих рабочих листов Elkonin Boxes

Они предназначены для простых задач с бумагой и карандашом.

Ученики будут смотреть на каждую картинку, произносить слово и записывать каждый звук, который они слышат.

Для слова «корабль» ученики разбивают слово на «шип». Когда в конце слова стоит молчаливая е, она будет сгруппирована с согласной перед е. Так что скейт разобьется на скейт.

Разрешите учащимся использовать цветные карандаши или цветные маркеры, чтобы добавить немного забавы к рабочим листам. Раскрашивание картинок во время выполнения работы также может помочь учащимся развивать мелкую моторику.

Примечания к этим страницам

Набор начинается с пустой страницы, на которой расположены два звуковых ящика. Вы найдете список слов, который вы можете прочитать своим ученикам. Студенты будут слушать и записывать звуки, которые они слышат. Они настроены иначе, чем другие страницы, потому что у большинства слов нет изображений для сопоставления.

Есть 7 листов с картинками. Они разбиты на группы по количеству фонем. Фонемы с двумя буквами будут иметь больший прямоугольник, чем отдельные буквы.

Вы можете бесплатно скачать этот набор Elkonin Boxes для 2, 3 и 4 фонемных слов здесь:

Рабочие листы


Спасибо Marcelle’s KG Zone и Kinka Art за картинки!

Спасибо, что посетили freewordwork.com! Все предоставленные ресурсы бесплатны для использования в классе и дома. Ресурсы нельзя продавать, изменять и продавать. Пожалуйста, напишите мне, если у вас возникнут вопросы.

Ящиков Эльконина для чтения Вмешательство

Совместное использование — это забота!

После многих лет работы с детьми с дислексией у меня есть несколько стратегий чтения для испытывающих трудности читателей, к которым я всегда обращаюсь из-за их успеха.Все лучшие стратегии мультисенсорные, потому что они наиболее эффективны для всех читателей, испытывающих трудности, особенно для тех, кто страдает дислексией.

Смешивание и сегментирование слов — два навыка, с которыми сталкиваются многие мои ученики. Часто они могут озвучивать каждую букву, но не могут соединить звуки вместе, чтобы произнести слово, или им трудно разбить слова на фонемы. Простые стратегии декодирования всегда являются полезным дополнением к любой программе чтения.

Этот пост содержит партнерские ссылки.Пожалуйста, ознакомьтесь с политикой раскрытия информации для получения более подробной информации.

Вмешательство при чтении с помощью ящиков Элконина

Моя любимая стратегия чтения, помогающая испытывающим затруднения читателям, — использовать ящики Эльконина. Это одно из лучших вмешательств при дислексии для акустики и декодирования, которое могут использовать все ученики.

Коробки Elkonin представляют собой отличную визуальную основу для студентов, которые могут смешиваться без пауз между буквами и разбивать слова на фонемы. Он улучшает фонологическую и фонематическую осведомленность и помогает учащимся визуализировать фонемы.Я обнаружил, что эта стратегия наиболее эффективна для моих учеников, и я могу удалить визуальные элементы, и они по-прежнему могут применять эту стратегию самостоятельно.

Я создал мой собственный Elkoni n шаблон коробки со вспомогательными цветами и стрелкой смешивания, чтобы помочь студентам смешивать звуки. Цвета особенно полезны для учащихся, которые борются с отслеживанием и допускают ошибки инверсии и упущения при чтении и письме.

Я использую этот шаблон с карточками фонем, плитками с буквами или пишу фонемы прямо на нем.Я кладу страницу в протектор и использую ультратонкие маркеры для сухого стирания.

Как я использую ящики Элконина

Сегментирование : ребенок слушает слово и помещает плитку / букву в каждое поле для каждой фонемы, когда они озвучивают слово. Это отличное выступление в классе или индивидуально.

Смешивание : Напишите или поместите фонемы в каждую коробку, и ребенок использует плитки или палец, чтобы озвучивать каждую фонему и смешивать звуки вместе. Мне также нравится использовать для этого плитки с цветными буквами.Вы можете легко использовать это как самостоятельное занятие для озвучивания слов.

Орфография : ребенок слушает слово и записывает правильную фонему в каждую клетку.

Посмотрите ниже, как я использую коробки Элконина с моими учениками.

Возьмите мой распечатанный шаблон ящиков Elkonin в моей бесплатной библиотеке y .

Итак, теперь вы знаете, как использовать коробки Элконина в качестве стратегии декодирования и вмешательства при чтении как в классе, так и в качестве наставника по чтению.Из всех стратегий чтения для декодирования с использованием ящиков Эльконина моя любимая.

Коробки Элконина помогают повысить фонематическую осведомленность, и именно здесь читатели, испытывающие трудности, могут испытывать дефицит. Этот пост полон мультисенсорной фонематической осведомленности.

Ознакомьтесь с другими товарами в моем магазине для отстающих!

Если вы ищете дополнительные советы по обучению чтению учащихся, испытывающих трудности, ознакомьтесь с другими сообщениями:

Хотите запомнить это? Сохраните

стратегии чтения для борющегося читателя s на свою любимую доску Pinterest!

Поделиться — это забота!

Ящиков Эльконина — Измеренная мама

Этот пост содержит партнерские ссылки.Как партнер Amazon я зарабатываю на соответствующих покупках.

Коробки Elkonin — прекрасный инструмент, который поможет детям научиться фонологической осведомленности!

(Этот пост содержит партнерские ссылки.)

Слышали ли вы о ящиках Эльконина ? Эти простые инструменты помогают детям развить фонологическую осведомленность, помогая им разделять слова на отдельные фонемы.

Краткий обзор словарного запаса:

фонологическая осведомленность — способность различать звуки слов.Если у детей есть фонологическая осведомленность, они могут определять начальные звуки, считать слоги и рифмы.

фонемы — отдельные звуки в слове. Например, у «грабли» четыре буквы, но всего три звука — / р /, / ā /, / k /.

Прочтите: 21 игра для развития фонологической осведомленности

Ящики Эльконина помогают детям слышать фонемы. Это отличный способ развить важный навык перед чтением.

Вот как они работают!

Распечатайте и разрежьте коробки Эльконина.(При желании ламинат для прочности.) Затем возьмите небольшие приспособления, которыми приятно пользоваться. Мы использовали эти разноцветные жемчужины из стекла.

Поместите карточку перед ребенком. Начните с простого, в котором всего две коробки.

«Сегодня мы будем произносить картинку на каждой карточке и прислушиваться к звукам в каждом слове. Мы собираемся класть один драгоценный камень в коробку каждый раз, когда слышим звук. Начнем с первого. Какую картину вы видите? »

«Пчела».

«Верно. Когда мы произносим слово bee и разделяем его на звуки, оно звучит так: / b / / eee /.Я могу разместить здесь один камень для / b / и один камень здесь для / eee /. Можете ли вы указать на каждый драгоценный камень, когда я снова произнесу эти звуки? / b / / eeee /. »

Продолжите упражнение с другими словами, имеющими всего две фонемы. / б / / ō /.

Переходите к словам с тремя фонемами, если ваш ребенок готов. / м / / оо / / н /

Закончите словами с четырьмя фонемами. Всегда помните, что мы считаем звуки, которые слышим, а не буквы, которые пишем по буквам. Коробки Эльконина — это оральное занятие./ к / / л / / о / / к /

Я вытащил эти карточки для своей Четверки, которая очень хорошо знает свои буквы (благодаря нашим занятиям с письмом недели), понимает понятие слова (из-за нашей работы с голосом для печати карточек) и даже начинает читать простые книги слов.

Но.

Это было тяжело для него! Это меня удивило. Ему не удавалось выделить звуки в каждом слове, но он был готов наблюдать, как я, , выполнял это действие и указывал на каждый звук, как я его назвал.Пока мы будем так делать, и я думаю, что однажды он будет готов попробовать это сам.

Другой способ использования ящиков Эльконина

  • Назовите изображение и определенный звук. Например, произнесите слово «луна» и попросите ребенка показать, где он поставил бы звук «/ н /». Он должен положить драгоценный камень в последнюю коробку на карте.

Прочтите: слушайте начальные, средние и конечные звуки с помощью этих клип-карт

Возьмите свои бесплатные карты ниже!

стр.S. Загружаемый файл содержит карточки с изображениями И с картинками (как цветные, так и черно-белые). Обязательно отметьте страницы, которые хотите распечатать, чтобы не тратить чернила.

  • стр. 3-11 (реальные изображения)
  • с. 12-20 (цветная картинка)
  • с. 21-29 (черно-белая картинка)
Получите бесплатные коробки Elkonin!

СОЗДАЙТЕ ПРОЧНЫЙ ФОНД ДЛЯ ЧТЕНИЯ

Игры и мероприятия, связанные с фонематическим восприятием

24 руб.00

Исследование продолжается! Дети с прочным фонематическим восприятием становятся лучше читателями. Наш пакет — ваш универсальный магазин для обучения всем уровням этого важного навыка.

Посмотрите мастерскую для участников!

В этом 30-минутном семинаре от The Measured Mom Plus участники будут…

  • Узнайте, что такое фонематическая осведомленность.
  • Пройдите комплексную оценку фонематической осведомленности.
  • Получите разнообразные печатные формы для обучения выделению, смешиванию, сегментации и манипуляции фонемами.

Еще не зарегистрировались? Узнайте больше здесь.

% PDF-1.3 % 180 0 объект > эндобдж xref 180 69 0000000016 00000 н. 0000001731 00000 н. 0000002086 00000 н. 0000002133 00000 п. 0000002198 00000 п. 0000002269 00000 н. 0000002349 00000 п. 0000002801 00000 н. 0000003389 00000 н. 0000003485 00000 н. 0000003582 00000 н. 0000003679 00000 н. 0000003888 00000 н. 0000004118 00000 п. 0000004680 00000 н. 0000005121 00000 п. 0000005351 00000 п. 0000005381 00000 п. 0000005433 00000 п. 0000005474 00000 н. 0000005716 00000 н. 0000005739 00000 н. 0000006221 00000 н. 0000006455 00000 н. 0000009182 00000 п. 0000009205 00000 н. 0000009622 00000 н. 0000009852 00000 н. 0000011774 00000 п. 0000011797 00000 п. 0000011962 00000 п. 0000012253 00000 п. 0000013399 00000 п. 0000013422 00000 п. 0000015248 00000 п. 0000015271 00000 п. 0000015712 00000 п. 0000015938 00000 п. 0000018240 00000 п. 0000018263 00000 п. 0000018668 00000 п. 0000018875 00000 п. 0000019057 00000 п. 0000019273 00000 п. 0000019679 00000 п. 0000019913 00000 п. 0000022286 00000 п. 0000022309 00000 п. 0000024623 00000 п. 0000024646 00000 п. 0000041681 00000 п. 0000048850 00000 п. 0000055959 00000 п. 0000073076 00000 п. 0000073847 00000 п. 0000076525 00000 п. 0000112908 00000 н. 0000125586 00000 н. 0000138598 00000 н. 0000144780 00000 н. 0000144994 00000 н. 0000158995 00000 н. 0000159222 00000 н. 0000178067 00000 н. 0000180424 00000 н. 0000180503 00000 н. 0000180710 00000 н. 0000002495 00000 н. @ BO3 \

ящиков Elkonin с использованием строительных блоков KORXX Cork

Ящики Эльконина — очень полезный инструмент при обучении детей фонологической и фонематической осведомленности.Вдобавок ко всему, они являются отличным способом помочь ранним писателям в написании начальных слов. Сегодня я хочу поделиться тем, как сделать коробки Elkonin еще более осязательными для детей.

Конечно, прежде чем мы использовали их для обучения грамоте, нам приходилось исследовать строительство с ними!

Этот пост спонсируется KORXX, брендом, с которым я обожаю работать. Как всегда, все мои мнения, идеи и волнения принадлежат мне. Партнерские ссылки включены.

Что такое ящики Эльконина?

По сути, это коробки, которые помогают детям визуализировать различные фонемы в слове.Фонемы — это отдельные звуки в слове. Например, слово «кошка» имеет три фонемы — / k /, / a / и / t /. Слово Джек также имеет три фонемы — / j /, / a / и / k /. Для этих слов используются три коробки Элконина, чтобы проиллюстрировать, что есть три звука, которые дети должны прислушиваться.

Зачем нужны блоки KORXX?

Обычно коробки распечатывают или рисуют на бумаге. Затем дети могут вставлять какой-нибудь счетчик в каждую коробку, когда они говорят или слышат звук.Это позволяет детям видеть визуальное представление фонем, а также добавляет кинестетический аспект.

Добавление в это упражнение блоков KORXX добавляет еще одно измерение к обучению. Так как строительные блоки из пробки имеют характерную текстуру и ощущение осязания, добавляется дополнительное чувство осязания. Блоки легкие, но они все же имеют другой вес, который добавляется к этой ранней деятельности по обучению грамоте. Детям необходимо использовать свои чувства и свое тело в процессе обучения, и интеграция KORXX с коробками Elkonin действительно делает это.

Для этого конкретного упражнения мы использовали набор Limbo C от KORXX. Я чувствовал, что из квадратов и кругов получаются большие трехмерные ящики Эльконина со сферами, действующими как счетчики. Думаю, наш набор Brickle отлично подойдет и для коробок для печати!

Использование ящиков Эльконина с устной речью

Перед использованием ящиков с письменным языком их следует использовать только с устным языком. Возьмите несколько картинок или предметов, чтобы обозначить слова, которые вы будете использовать.Разместите соответствующее количество блоков KORXX — по одному на каждую фонему. Я бы посоветовал начать с двух слов-фонем, таких как «лед», «яйцо» или «пчела». Покажите ребенку картинку и попросите ее сказать слово. Смоделируйте, как произносить слово медленно, перемещая сферу KORXX в блок вложенности с каждым звуком. Затем позвольте ребенку сделать то же самое. Далее переходите к словам с тремя или четырьмя фонемами.

Имейте в виду, что это упражнение по изучению фонематики не должно занимать слишком много времени.Сначала потратьте на это от пяти до десяти минут, если ребенок не хочет продолжать. Затем вернитесь на следующий день и снова займитесь этим делом.

Использование ящиков Элконина с ранним письмом

Как только дети научатся использовать ящики для устной речи, покажите им, как включить это в свой текст. Это наиболее применимо к тем детям, которые прошли стадию диктовки и пишут фонетически. Если они хотят написать «собака», но не знают, как написать «кот», принесите практические коробки Эльконина!

Медленно произнесите слово «собака», объясняя, что в этом слове три звука.Выложите три блока вложенности, по одному на каждый звук. Попросите ребенка взять пробковую сферу и произнести первый звук / d /, а затем поместить сферу в первый блок. Спросите его, о чем говорится в письме / d /, и побудите его написать то письмо, которое он слышит. Перейдите к следующему звуку и сделайте то же самое: «У нас есть / d /, а теперь мы на / o /. Какая буква издает звук / o /? Запишите письмо, которое услышите ». Затем перейдите к последнему звуку / gt /. Как только все три звука будут затронуты, вернитесь и соедините звуки вместе с ребенком.«Мы разбили слово« собака »на каждый звук! /собака/. Собака!»

Еще больше идей с KORXX

Не забудьте заглянуть сюда и увидеть еще больше идей по использованию строительных блоков из пробки KORXX дома и в классе. Вы их пробовали? Они шикарные, легкие, и мне нравится текстура блоков. Больше всего мне нравится, что мы называем их «тихими блоками», потому что они таковы. . . ну тихо! Кроме того, они изготовлены с учетом экологических требований и соответствуют высоким стандартам безопасности для детей всех возрастов.

Обучение позиционным словам с помощью конструкционных блоков из пробки KORXX из школы «Все еще играет»

Простое добавление с блоками KORXX из Stir the Wonder

Тихий детский боулинг с блоками KORXX от Lalymom

Игра с окружностью из How Wee Learn

Развитие цилиндрического и сферического захватов с использованием пробковых строительных блоков KORXX от Sugar Aunts

Зеркальная книжка с блоками KORXX из светлячков и грязевых пирогов

Поддержка малышей в блочной игре от детей дошкольного возраста

Ресурсы для дошкольных учреждений Done-for You

Планирование осмысленных уроков для учеников неделя за неделей, при одновременном соблюдении баланса между учебными обязанностями и личной жизнью, может оказаться непростой задачей.Вот где дошкольный учитель 101 поможет вам сэкономить время!

Учитель дошкольного образования 101 рада поделиться с вами удивительными планами уроков, наборами занятий и многим другим! Мы предлагаем широкий выбор тем, которые часто используются в дошкольных классах, а также некоторые менее распространенные (но очень интересные) темы. Нажмите на изображения ниже, чтобы узнать больше о некоторых из моих любимых продуктов для повышения грамотности!

Редактируемые и автозаполняемые именные коврики Несезонные варианты Цифровые и печатные звуки для начала 4-в-1 Activity Pack Пакет упражнений «4 в 1» Начальные звуки и строчные буквы «Акустика»

Присоединяйтесь к пакету от Preschool Teacher 101 сегодня, чтобы получить эксклюзивный доступ к нашим удивительным продуктам.И у нас даже есть три разных варианта членства в соответствии с вашими потребностями!

звуковых ящиков для фонематической осведомленности

Звуковые боксы

— отличный способ повысить фонематическую осведомленность новых читателей, потому что они побуждают детей сосредотачиваться на одном звуке за раз, а затем смешивать эти звуки вместе, чтобы составить слово.

Загрузите образец ниже, а затем перейдите и возьмите наш Ultimate Preschool Activity Pack в нашем магазине!

Что такое фонематическая осведомленность?

Фонематическая осведомленность означает СЛУШАНИЕ звуков в словах и перемещение этих звуков.Например, в слове «дождь» мы хотим научить детей слышать ТРИ разных звука: Р-АИ-Н.

Обратите внимание, что в написании ЧЕТЫРЕ буквы, но только ТРИ звука (называемые фонемами).

Развитие фонематической осведомленности учащихся чрезвычайно важно, потому что это подготавливает их к чтению и написанию позже.

У вас когда-нибудь была ученица, которая правильно произносила все буквы в слове, но когда пришло время соединить эти звуки вместе, она сказала что-то совершенно другое, например «С-У-Н… шаг»?

Может возникнуть соблазн заставить ее вернуться и поработать над буквенными звуками, но на самом деле она борется с фонематическим восприятием.

Хорошая новость заключается в том, что эти удобные маленькие карты, называемые звуковыми коробками, — один из моих ЛЮБИМЫХ способов их создания!

Подготовка

Подготовка звуковых ящиков прошла так же быстро, как и появилась!

Я напечатал страницы на картоне и ламинировал их для большей прочности. Затем я вырезал по линиям, чтобы разделить части, и взял наш запас мини-ластиков.

(ПРИМЕЧАНИЕ: если у вас нет под рукой мини-ластика, вы можете использовать машинки из спичечных коробок, прищепки, LEGOS — и многие другие манипуляторы!)

Звуковые боксы для фонематической осведомленности

После того, как мы закончили рисовать (отсюда и коричневые пальцы), я пригласил свою дочь присоединиться ко мне.

Я вытащил коробку с тремя звуками и пошагово провел ее через задание.

Сначала она назвала это слово: «Собака».

Затем она медленно протянула звуки: «Д-о-г». Слово состояло из трех частей.

Она указала на первую ячейку (я пометила ее ЗЕЛЕНЫМ, чтобы помочь ей запомнить, что мы сначала ИДЕМ в левую ячейку) и произнесла первый звук в слове: «/ d /». Моя дочь вставляет в коробку мини-ластик.

Затем она переместила палец к следующей коробке и сказала «/ о /», вставив в нее еще один мини-ластик.

Наконец, она коснулась последнего поля и сказала «/ g /» перед тем, как добавить ластик №3 и провести пальцем по стрелке внизу, чтобы смешать эти звуки: «Собака».

Звуковые коробки были таким простым способом попрактиковаться в формировании фонематической осведомленности! Моя дочь работала над тем, чтобы разбить слово на части, укрепить знания о буквальном звучании И научиться читать слева направо.

В каждую карту было столько упаковано!

Сосредоточьтесь на звуках, а не на письмах

Звуковые коробки могут сбивать с толку в первый раз, поэтому стоит повторить…

Карты ориентированы на ЗВУКИ, а не на буквы.Так, например, в слове «сено» есть два звука: H и AY.

Слово «пчела» тоже имеет два звука: B и EE.

А вот слово «дождь» имеет три звука: R — AI — N.

Хотя может показаться, что сосредоточение внимания на звуках, а не на буквах — это шаг назад, на самом деле это упражнение тренирует мозг студентов слышать отдельные части слов, что является навыком, которым они абсолютно должны обладать, чтобы хорошо читать и писать.

Идеи расширения

Хотя я использовал карты с ластиками, их можно использовать и с другими инструментами! Например, вы можете:

  • поместите шарик пластилина в каждую коробку и попросите детей сдавливать один шарик каждый раз, когда они слышат звук.
  • загоняет спичечные коробки на «парковочные места».
  • Вставьте магнит с алфавитом в квадраты.
  • Закрепите ящики прищепками.
  • или даже поместите LEGOS в каждую коробку!

ТАК МНОГО практических и забавных возможностей!

Загрузите свой набор

Получите бесплатный набор, нажав синюю кнопку загрузки ниже, а затем перепрыгните через него.

Тогда возьмите наш самый продаваемый набор Ultimate Preschool Activity Pack в нашем магазине!

Фонологическая осведомленность и раннее письмо

Взаимосвязь между обучением чтению и обучением письму хорошо задокументирована (Clay, 1998; Hill, 2015).Когда первые писатели изобретают орфографию для обозначения слов, они борются со связями между звуками и буквами и концепциями печати.

Точно так же первые читатели усваивают структуры и особенности текстов во время чтения и могут использовать эти знания при сочинении (Hill, 2015). При этом учащиеся, начавшие обучение грамоте, используют свои знания букв для декодирования или кодирования слов по мере того, как они опираются на свои фонологические знания (способность определять звуковую структуру слов, которая включает в себя рифмованные образцы, образцы ударения и манипулирование звуками в словах) (Госвами , 2014).

Акт сочинения требует от учеников раннего возраста вывести на первый план свои знания букв и звуков, чтобы можно было написать целенаправленное сообщение. Именно во время этого процесса студенты видят прямую связь между слушанием и идентификацией фонем и сопоставлением с графемами.

Госвами (2014) утверждает, что именно благодаря мотивации молодых людей, изучающих грамотность, записывать свои мысли, действительно происходит развитие фонологической осведомленности. Хотя есть противоречивые исследования относительно того, следует ли орфография прогрессии в развитии (см., Например, Daffern 2017 для обсуждения), широко признано, что молодой изучающий грамотность должен опираться на свой растущий контроль над фонологической осведомленностью, орфографическими и морфологическими знаниями. успешный писатель (Дафферн, 2018).

Ранние писатели обычно:

  • формулируют или репетируют свои мысли, рассказывают и рисуют о том, что они хотят написать
  • опираются на известное построение букв своего имени, чтобы направлять свои первые попытки сочинения (Mackenzie, 2016)
  • использовать небольшой набор стратегий, чтобы помочь им произносить слова, такие как известные часто встречающиеся слова, и сегментировать неизвестные слова на фонемы по:
    • произносит слово медленно, чтобы сегментировать доминирующие звуки, часто выстраивая структуру согласных, содержащую начальные и конечные звуки (hf = иметь, fns = забор).Медиальные звуки оказываются более сложными, так как они требуют большего навыка обработки (Daffern, 2017)
    • сопоставление звука с известной буквой (например, vare = very, cum = come)
  • используйте известное слово, чтобы помочь им найти другую слово нравится (например, я знаю, как писать день, чтобы я мог использовать это, чтобы помочь мне писать пьесу)
  • разбивать слова на слоги, чтобы помочь им услышать части (например, but.ton). Однако сегментирование и кодирование слов с более чем одним слогом — более сложный навык (Daffern, 2017)
  • рассмотреть, как буква визуально представлена, и воспроизвести ее со ссылкой на:
    • алфавитная полоса
    • классный дисплей
    • помощь классного учителя, взрослого или сверстника.

Формирование фонологических знаний

Устный язык лежит в основе любого обучения грамоте (Mackenzie & Hemmings, 2014). Ранний писатель обращается к своей развивающейся способности слышать и выделять звуки речи на языке, которым они окружены (восприимчиво или выразительно).

Простые действия, такие как разговор и участие в разговоре, игра в словесные игры, пение песен, разучивание детских стишков и стихов — все это способствует развитию фонологической осведомленности (Daffern, 2018; Goswami, 2014; Mackenzie & Hemmings, 2014).Как только начинающий писатель может слышать отдельные звуки речи в слове (то есть может сегментировать звуки в словах), они готовы визуально сопоставить их с буквами. Студенты будут обладать разнообразными фонологическими знаниями.

Некоторые учащиеся, начинающие обучение в школе, возможно, участвовали в частых и обширных переживаниях, которые способствовали хорошо развитому фонологическому восприятию, в то время как другие могли иметь ограниченные знания или совсем не знать звуков или буквенного соответствия. Более того, учащиеся с опытом EAL / D будут иметь различный опыт со звуками и символами, связанными с английским как родным языком.Для каждого учителя очень важно выяснить индивидуальные потребности каждого ученика и адаптировать к ним обучение фонологической осведомленности.

Онлайн-собеседование по английскому языку, проводимое для всех учащихся государственных начальных школ в их базовый год и рекомендованное для учащихся первого и второго года обучения, предоставляет учителям существенные данные, позволяющие адаптировать индивидуальное обучение для каждого учащегося.

Педагогические стратегии, помогающие фонологическому осознанию и раннему письму

Поскольку фонемы не являются осязаемыми предметами, ранние авторы должны хранить слово, а затем отдельные звуки в своей рабочей памяти, анализируя, размышляя и сопоставляя графемы (Berninger, Abbott , Nagy & Carlisle, 2010).Следующие стратегии помогают ранним авторам использовать свои новые фонологические знания и знания графемы для написания текстов.

Стратегия 1

Ящики Элконина для явного обучения слушанию и записи звуков (Clay, 1993; Ehri & Roberts, 2014).

  • Благодаря таким методам обучения, как моделирование или совместное письмо, учитель определяет слово и медленно произносит его. Благодаря медленной артикуляции учащиеся лучше слышат сегментированные звуки и их порядок.
  • Учитель может предоставить визуальную подсказку, нарисовав ряд прямоугольников, соответствующих количеству фонем в слове. При первом вводе полей рекомендуется использовать согласные, гласные, согласные [CVC] слова. Например, если учитель хотел смоделировать, как писать собаку, он медленно произносил слово и использовал пальцы, чтобы сигнализировать, сколько звуков они слышат в этом слове. После этого визуального приглашения они рисовали коробки Элконина (Ehri & Roberts, 2014), чтобы визуально представить количество фонем у собаки.

Стратегия 2: Использование аналогии для написания новых слов (Clay, 1993; Hill, 2015)

Когда у учащихся есть известные слова, которые они могут написать автоматически, учителя могут использовать эту информацию, чтобы заставить ранних писателей писать новые слова, которые выглядят как или звучать как то, что известно.

Чтобы смоделировать эту стратегию, учитель может составить известное слово с помощью магнитных букв, а затем показать, как они используют эту информацию, чтобы помочь им написать новое слово. Например, учитель произносит известное слово «меня» магнитными буквами.

меня

Затем они говорят: «Я могу использовать буквы во мне, чтобы писать« мы ». Когда я говорю «я» и «мы», я слышу, что у них обоих один и тот же последний звук / e /. Я хочу подчеркнуть ту часть, которая, на мой взгляд, заключена в обоих словах ».

мне

«Я знаю, что« мы »начинается со звукового сопровождения. «W» означает / w /. Я собираюсь убрать букву «м» в начале своего имени и поставить вместо нее букву «w» ». Я могу заставить нас.

we

Чтобы усложнить эту стратегию, Клей (1993, стр. 45) предлагает учителю предоставить все необходимые буквы и модели, прося учащихся:

  • заменить начало (например.г. я → мы → быть → он → она)
  • заменитель рима (например, магазин → закрой → сарай → корабль)
  • придумайте слово, которое они знают, чтобы помочь им написать свое новое слово
  • составьте другое слово, которое звучит как известное слово (например, кошка → мат)
  • создайте другое слово, которое выглядит как известное слово (например, звезда → начало)
  • создайте другое слово, которое начинается таким же образом (например, падение → напиток)
  • создайте другое слово, которое заканчивается таким же образом ( например, ее → отец)
  • используйте часть слова, которое они знают, чтобы помочь им с хитрым кусочком их нового слова (напр.г. phone → elephant)

Стратегия 3: разбиение слов на слоги для облегчения написания многосложных слов (Daffern, 2018)

Для ранних писателей эффективный способ составить многосложные слова — сначала разбить слово на слоги, а затем идентифицировать звучит в каждом слоге. Чтобы представить эту стратегию, предложенная последовательность может быть следующей:

  1. Учитель моделирует свое имя, слушает ритм и хлопает в ладоши по количеству слогов (в каждом слоге должен быть гласный или похожий на гласный звук).Студенты практикуются со своим именем и определяют, сколько слогов. Найдите другого ученика с таким же количеством слогов в имени / больше / меньше слогов в имени.
  2. Преподаватели моделируют картинки и прислушиваются к ритму каждого слова. Учитель использует клавные палочки, чтобы воспроизвести количество слогов для каждой графической метки. Студенты тренируются с картинками и клаве.
  3. Учитель моделирует написание слов по определенным картинкам. На этот раз учитель произносит слово, разбивает слово на слоги и хлопает по частям.Затем учитель пытается сопоставить буквы со звуками в каждом слоге. Учитель записывает процесс, доступный для просмотра всем учащимся. Студенты практикуются с небольшими досками и картинками. Видеть серия уроков по слогам в Пособии по обучению грамоте для дальнейшей разработки.

Ссылки

Бернингер В., Эбботт Р., Надь В. и Карлайл Дж. (2010). Рост фонологической, орфографической и морфологической осведомленности в классах с 1 по 6. Journal of Psycholinguistic Research, 39 (2), 141–163.

Глина, М. (1993). Восстановление чтения: Руководство для учителей в процессе обучения. Биркенхед, Окленд: образование Heinemann.

Глина, М. (1998). Разными путями к общим результатам. Йорк, M.E .: Stenhouse

Daffern, T. (2017). Лингвистические навыки, необходимые для обучения правописанию: австралийское исследование. Язык и образование, 31 (4), 307-329.

Дафферн, Т. (2018). Развитие редакционных навыков. В Н. М. Маккензи и Дж. Скалл (ред.), Понимание и поддержка писателей от рождения до 8.(стр. 116-136), Абингдон, Великобритания: Routledge.

Ehri, L.C. И Робертс Т. (2014). Корни обучения чтению и письму: приобретение букв и фонематической осведомленности. В книге Дэвида К. Дикинсона и Сьюзан Б. Нойман (ред.), Справочник по исследованию ранней грамотности. (стр. 113-131). Нью-Йорк: Публикации Гилфорда.

Госвами, У. (2014). Детская психология — очень краткое введение. Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета.

Хилл, С. (2015). Развитие ранней грамотности: оценка и обучение (2-е изд.). Южная Ярра, Австралия: издательство Eleanor Curtain Publishing.

Маккензи, Н. и Хеммингс, Б. (2014). Предсказатели успеха в письме на первом году обучения в школе. Проблемы педагогических исследований, 24 (1), 41-55.

Маккензи, Н. М. (2016). Стать писателем. В J. Scull и B. Raban (ред.). Растем грамотные

Австралийское исследование грамотности для практики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *