Чувство страсти – Страсть (чувство) — Википедия

Страсть (чувство) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Страсть.

Страсть — сильное, доминирующее над другими, чувство человека, характеризующееся энтузиазмом или сильным влечением к объекту страсти. Объектами страсти могут быть как люди, так и предметы и даже идеи[1].

Чаще всего слово «страсть» используется для обозначения высокой степени полового возбуждения в сочетании с эмоциональным влечением к партнёру. Зачастую, страсть как короткоживущее, преходящее чувство, отождествляют с влюблённостью, противопоставляя её любви[2].

Также слово «страсть» используется в качестве синонима слов «эмоция», «аффект», «чувство» — то есть эмоциональных процессов вообще[3][4].

В стоицизме[править | править код]

По определению Зенона, страсть означает импульс души, беспорядочный и излишний. Страсть есть импульс, который, когда-то будучи естественным, стал неконтролируемым, непослушным разуму и, следовательно, противным природе. Для Цицерона, речь идёт о болезни, но он добавляет, что не все страсти могут быть рассматриваемы таким образом

[5] «Все страсти являются болезнями, и (…) их жертвы страдают умственными недугами»; они составляют «патологические расстройства личности»[6]. То есть, мудрый человек стремится к апатии, к уничтожению страстей.

В платонизме[править | править код]

Для Платона страсть скорее негативное, но неизбежное явление. В «Тимее» он исключает страсти из наиболее возвышенной части души, logistikon (Тимей, 69 cd). В «Республике» он указывает, что каждая часть души имеет свою собственную ей присущую страсть.

В аристотелизме[править | править код]

С точки зрения Аристотеля, выраженной в «Никомаховой этике», страсти включают не только вожделение и гнев, но также дружбу, мужество и радость, т.е сами по себе они ни благи, ни злы. Они нейтральны, и их надлежит умеренно и разумно использовать

[7].

В православии[править | править код]

В восточно-византийском богословии под страстью чаще всего понимаются греховные стремления души, заключающиеся в её увлечении чем-либо вместо Бога, и ставшие привычкой. Например, преподобный Нил Сорский «Страстью называет такую склонность и такое действие, которые, долгое время гнездясь в душе, посредством привычки, обращаются как бы в естество её. Человек приходит в это состояние произвольно и самоохотно; и тогда помысл, утвердясь от частого с ним обращения и сопребывания, и согретый и воспитанный в сердце, превратясь в привычку, непрестанно возмущает и волнует его страстными внушениями, от врага влагаемыми»

[8].

Страсть рассматривается как ошибочное, искажённое грехом проявления чувств. Согласно православному учению о борьбе с грехом в себе, аскетике, страсть считается извращённой (искажённой) добродетелью. Например, гнев может быть как праведным, так и греховным. В связи с этим утверждается, что страсть как проявление зла, не имеет собственной онтологической сущности, а паразитирует на изначально добром устроении Божественного творения (человека).

Обычно выделяют восемь основных страстей, к которым относятся гордость, тщеславие, сребролюбие (алчность), гнев, блуд, чревоугодие, уныние (лень), печаль. Их разделяют на телесные (чревоугодие, блуд) и душевные. Им противоположны восемь добродетелей: любовь, смирение, нестяжание, кротость, целомудрие, воздержание, трезвение, блаженный плач (радость).

Противоестественность страсти заключается в том, что в ней человек отказывается от естественного для своей природы соединения с Творцом, дающим человеку высшее духовное блаженство. Вместо наслаждения общением с вечным Богом человек ищет наслаждения в своём временном земном бытии, среди преходящего и непостоянного мира. Такими наслаждениями могут являться деньги (страсть сребролюбия), еда (страсть чревоугодия), незаконные половые увлечения (блуд), унижение других людей, утверждение своего превосходства над ними (гнев, гордость, тщеславие), чрезмерные огорчения по поводу недостатка или лишения материальных благ, неосуществления страстных пожеланий (уныние, печаль).

Основанием страстей является самолюбие, противоположное любви к Богу и ближнему. Главными и наиболее опасными страстями являются гордость и тщеславие.

В аскетике различают следующие ступени постепенного развития страсти.

  1. Прилог, когда без намерения и против воли входят в душу греховные представления, или через внешние и внутренние чувства, или через воображение. Это безгрешно, и только есть повод и близость к греху.
  2. Сочетание означает принятие прилога, добровольное размышление о нём, что не всегда безгрешно.
  3. Сложение есть услаждение души пришедшим помыслом.
  4. Пленение есть то состояние души, когда принуждённо и невольно отводится ум на худые мысли, нарушающие мирное устроение души и душа с усилием, только при помощи Божией, возвращается в себя.
  5. Страсть есть долговременное и обратившееся в привычку услаждение страстными помыслами, влагаемыми от врага, и утвердившееся от частого размышления, мечтания и собеседования с ними. Это уже есть рабство греху, и не покаявшийся, не извергший из себя страсть, подлежит вечным мукам, которые есть выражение «видения» Творца и невозможность «общения» с Ним, бесконечно угнетённое состояние в результате собственного падения «на фоне Божественной чистоты».

Основой борьбы со страстями является борьба с помыслами.

Борьба со страстями — одна из главных задач христианина[9].

Наряду с греховными страстями различают так называемые неукоризненные страсти такие как голод, жажда, страх, усталость и т. п., являющиеся последствиями первородного греха.

В католичестве[править | править код]

В латинской богословской традиции понятие «страсть» является синонимом понятий эмоция, чувство и само по себе рассматривается как нравственно нейтральное. Катехизис католической церкви поясняет: «Чувства или страсти означают эмоции или движения чувственности, которые склоняют к тому, чтобы действовать — или бездействовать — в соответствии с тем, что человек ощущает или воображает как благое или злое (1763). Страсти сами по себе ни хороши, ни плохи. Они получают моральную оценку только в той мере, в какой они фактически зависимы от разума и воли. Страсти называются добровольными «либо потому, что воля диктует их, либо потому, что она им не препятствует (1767)».

Православному пониманию страсти соответствует католический термин «порок».

В индуизме[править | править код]

В религиозно-философской традиции индуизма страсть — раджас — является одним из трёх «основных состояний» (гун), в котором может пребывать человеческий разум. Качественно страсть располагается ниже благости, но выше невежества.

  1. ↑ Ожегов С. И. Страсть // Толковый словарь русского языка.
  2. ↑ Гумеров П. Дружба, влюблённость, любовь // Интернет-журнал Сретенского монастыря. — 2010.
  3. ↑ Дмитриев Д. В. Страсть // Толковый словарь русского языка.
  4. ↑ Страсть // Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1940. — Т. 4.
  5. ↑ Цицерон. О пределах добра и зла, III, 35
  6. ↑ J.M. Rist, Stoic Philosophy, Cambridge, 1969, p. 26-27.
  7. ↑ Аристотель. Никомахова этика, II, 4-5 (1105b, 1106b)
  8. ↑ Преподобный Нил Сорский. О ВОСЬМИ ГЛАВНЫХ СТРАСТЯХ И О ПОБЕДЕ НАД НИМИ
  9. ↑ Страсть. Азбука веры

ru.wikipedia.org

Что сильнее: любовь или страсть?

Вряд ли в арсенале человеческих чувств и эмоций найдется что-то ярче и желаннее, чем любовь и страсть. Они редко ходят по отдельности, все больше вместе, сплетаются в один узел и путают наши и без того подчас сложные отношения. Passion.ru решил расставить все по своим местам и разобраться, что есть любовь, а что — страсть, и какое чувство сильнее.

Страсть

Она — как Змий-искуситель, всегда рядом с настоящим чувством. Она — как яблоко в райском саду: грозит изгнанием и лишением всего, стоит только поддаться ей в ненужное время. Но противостоять ей могут только единицы. Миллионы же не представляют без нее отношений, чувств и жизни. Да и стоит ли относиться к ней с такой опаской?

Что такое страсть?

Дабы избежать предвзятых оценок и неправдивых комментариев, мы обратились к толковому словарю Даля за разъяснением, что же такое страсть.

Все оказалось очень просто — и вот оно, определение, от которого мы будем отталкиваться: «Страсть — душевный порыв к чему-то, нравственная жажда, жаданье, алчба, безотчетное влеченье, необузданное, неразумное хотенье… Страсти человека… отделены от разумного начала, подчинены ему, но вечно с ним враждуют и никакой меры не знают. Всякая страсть слепа и безумна, она не видит и не рассуждает. Человек в страсти пуще зверя».

Как физически выражается страсть?

  • учащенное сердцебиение
  • рассеянное внимание
  • непроизвольное расширение зрачков
  • «мурашки» по телу
  • состояние сексуального возбуждения посещает чаще, чем обычно
  • часто бросает то в холод, то в жар
  • тело не находится в состоянии покоя
  • могут дрожать руки
  • человек может непроизвольно постоянно дергать ногами и т.д.

Каков человек в страсти?

1. В его крови — коктейль из чувств радости, волнения, тревоги. Часто в коктейле столько ингредиентов, что вам самим трудно определить, какие именно чувства испытываете. Так как чувства преимущественно положительные, то часто страсть путают с любовью.

2. Он может испытывать новые необычные желания. Например, бег по утрам, плавание, рисование, музыка. Хочется заботиться об окружающих, кормить птиц и т.д.

3. Испытывает сильное желание постоянно быть рядом с предметом страсти, постоянно к нему прикасаться. Иногда это желание доходит до уровня навязчивой идеи.

4. Хочет быть частью жизни предмета страсти, и чем большей частью, тем лучше.

Психологи говорят, что в самой своей основе страсть — это физиологическое возбуждение, все остальное лишь его оттенки или последствия. Все это приводит, во-первых, к бурной сексуальной жизни (если страсть взаимна), ведь секс — самое яркое проявление страсти. Во-вторых, к постоянному «проникновению» в жизнь партнера в виде звонков, писем, смс, внимания в социальных сетях, что напоминает преследование.

Другими словами, организм выходит из состояния покоя. Самое главное желание страсти — обладать. Испытывая такое количество разных эмоций, мы теряем контроль над своим собственным поведением, что нередко и ведет к проблемам. Стремление насытиться другим человеком застилает глаза и ум, в погоне за наслаждением мы совершенно забываем о потребностях другого.

Страсть и химия

Мы знаем, что если понять, как происходит чудо, то чудо перестает существовать. Вот и мы решили, что если поймем, как наш организм испытывает страсть, то мы перестанем относиться к ней как к чему-то соблазнительному и волшебному, и сконцентрируемся на чем-то более продолжительном и значимом.

Итак, откуда же берутся все эти вкусные эмоции и яркие переживания в период страсти?

www.passion.ru

Психофизиология страсти по мужскому типу

Мужчина – существо полигамное. Одновременно ему нравятся множество женщин. Он может проявлять знаки внимания к женщине даже на основе сиюминутного хорошего настроения. Зачастую за этим не нужно усматривать ничего большего.

Первое, что происходит на этапе создания влечения – это запаховое опознавание. Индивидуальное сочетание бактерий на поверхности коже создает индивидуальное сочетание выделяемых ими газов, что в свою очередь образует неповторимый запах каждого человека.

Этот запах содержит феромоны – продукт внешней секреции, выделяемый организмом, для привлечения особи противоположного пола. Феромоны сигнализируют о том, что партнер готов к спариванию. У людей действия этих химических веществ на мозг более слабые, но не менее важные. Так, в состав мужского пота входит химическое вещество андростенол, который привлекает женщин. А в состав женской вагинальной секреции входят вещества, именуемые копулинами. Как показали исследования, они повышают сексуальную привлекательность женщины в глазах мужчины. Кроме того, выяснилось, что мужчины более позитивно реагируют на запах, женщины в то время, когда у нее происходит овуляция. В этот момент решается, привлечет партнера запах или нет. Если нет, то какой бы классной не оказалась девушка, он ее не выберет. Потому что молекулы запаха, проникая в носовые пазухи, попадают не в мозг, а сразу в лимбическую систему. Это не осознаваемый процесс. Если запах подходит, в органе полового обоняния в носовой пазухе часть молекул запаха купируются и сохраняются, надолго подогревая периодически мозг небольшим выбросом. Это запаховое опознавание длится 10-15 секунд и необходимо для распознавания совместимости иммунных систем. Если иммунные системы не совместимы, это отразится на потомстве.Следующая стадия распознавание эндокринных систем – гормональных статусов. Длится следующую минуту на уровне нейронных определителей.

Дальше стадия телесной симпатии. Здесь срабатывают бессознательные идеалы красоты: формы тела и их размер, цвет волос, тембр голоса и т.д. Внешняя привлекательность женщины играет для мужчины большое значение. Исходя из своеобразного типа мышления, ему необходимо разглядывать, создавать зрительный образ и дополнять его собственными фантазиями. Обычно мужчина обращает внимание на 1-2 особо привлекательные черты женщины.

Дальше стадия передачи опознавания адаптационных механизмов (статус, знания, навыки, поведение и т.д.).

Возникнет ли страсть, зависит от этих совпадений. Проходят эти стадии у каждого индивидуально: от 15-20 минут, до суток. И если все это совпадает, начинается первая стадия любви – страсть.

Когда опознавание произошло, инстинкты определяют это как стрессовую ситуацию, давая сигнал в гипоталамус. В гипоталамусе находится центр удовольствия и неудовольствия. На этом уровне происходит оценка: она мне нравится.

Гипоталамус участвует в регуляции внешних проявлений эмоционального поведения путем управления соматическими (мышц лица и конечностей) и вегетативными (железы и мышцы внутренних органов) реакциями. Далее гипоталамус избирательно раздражает разные зоны мозга. В частности гиппокамп с его способностью реагировать на сигналы маловероятных событий и включать в качестве компенсаторной функции при недостатке информации эмоции. Возникновение эмоционального напряжения сопровождается переходом к иным, чем в спокойном состоянии, формам поведения, механизмам оценки внешних сигналов и реагирования на них в соответствии с принципом доминанты.Так же гипоталамус запускает симпатический отдел вегетативной нервной системы, выполняет активирующую функцию. Он включается в момент напряжения для мобилизации специальных ресурсов организма, обеспечивая готовность к дополнительным активным действиям. Гипоталамус в свою очередь выделяет кортикотропин в кровь. Кортикотропин, достигнув надпочечников, побуждает производство адреналина и норадреналина в надпочечниках. Включается адреналиновая фаза. Адреналин вызывает учащение сердцебиения, сужение сосудов брюшной полости, мускулатуры, слизистых, способствует расслаблению мускулатуры кишечника, расширению зрачков, ускоряет белковый обмен, снижает мышечную массу, повышает температуру тела, увеличивает потоотделение. Норадреналин сужает сосуды и повышает уровень артериального давления. Они позволяют мобилизовать ресурсы тела.

Сигналы от моторной коры поступают к ядрам лицевых нервов и в стволе мозга, откуда по аксонам мотонейронов достигают лицевых мышц. Происходит взрывной эффект. Эта реакция проявляется в том, что в крови мужчин повышается уровень содержания тестостерона – мужского гормона. Который заставляет мужчину начать охоту и отражать нападение. Уменьшается уровень серотонина. Весь этот химический и психический компот и порождает состояние страсти. Для мужчины это чувство как долгожданный, свежий глоток, дающий невероятное количество сил, бурю эмоций, невероятного подъема мотивации.

magenergy.org

психология отношений. Чем опасна страсть. Какая любовь должна быть между мужчиной и женщиной

Если на небесах разговоры только о море, как утверждают герои фильма «Достучаться до небес», то на земле разговоры только о любви. Наверное, нужно быть очень оригинальным, чтобы не написать про это в канун праздника влюбленных. А давайте поговорим о любви и страсти!
Для многих людей эти два понятия тождественны, их периодически путают, но с точки зрения психологического здоровья и здоровых отношений, это чревато проблемами. Эта бесконечная путаница происходит по причине того, что часто эти два чувства происходят параллельно.

Если сейчас попытаться дать определение «любви», то придется выпустить многотомник с сотнями тысяч текста, и прибавить терабайты видео- и аудиоматериалов. Поэтому давайте сконцентрируем внимание на различиях между любовью и страстью, и будем опираться лишь на некоторые тезисы.

Словарь “Ожегова” любовь определяет, как сильное чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. А страсть, как пылкое желание.

Эти два противоречивых определения помогут нам различить эти чувства. Любовь основывается на близости, в то время как страсть исключительно на желании.

Страсть – вожделение человека, не поддающееся контролю и оказывающее значительное воздействие на его мышление и поведение.

Э.Фромм утверждал, что инстинкты, или естественные влечения, коренятся в физиологических потребностях человека, в то время как человеческие страсти – в его характере. Другими словами: инстинкты – это ответ на физиологические потребности человека, то страсти – ответ на его экзистенциальные потребности.

Э. Фромм различал рациональные страсти (например, любовь) и иррациональные страсти (жадность, тщеславие и др.). Рациональные страсти являются жизнеспособными. Они ведут к самоутверждению человека, усиливают его ощущение радости, способствуют проявлению его целостности и придают смысл его жизни. Иррациональные страсти, напротив, мешают жизнедеятельности человека, подрывают его силы, ведут к раздвоенности и утрате смысла жизни. Человеком владеют такие страсти, как потребность в любви, нежности, солидарности, свободе, правде, с одной стороны, и жажда власти, подчинения, разрушения – с другой. Все эти и многие другие страсти ведут его по жизни, становятся причиной волнений и тревог, являются источником, питающим сновидения, мифы, легенды, религии, искусство, литературу.

Что лежит в основе отношений?

В контексте разговора об отношениях и любви, мы конечно же рассматриваем в первую очередь любовную страсть. Причина возникновения такой страсти лежит в области биохимии организма. Первое, что замечаем в объекте нашего влечения, это телесная симпатия, здесь срабатывают наши бессознательные идеалы красоты. Второе – запах, вырабатываемый феромоном, распознаваемый органом на стенке носовых пазух. Поэтому один запах человека для нас выглядит как «мой, привлекает», другой же наоборот «не мое».

Страсть – это чувство, вызывающее очень сильные эмоции из-за мощного выброса в кровь адреналина, нейротрофинов, которые действую как наркотик. Поэтому нам так нравится испытывать влечение.

Для человека это чувство как долгожданный, свежий глоток, дающий невероятное количество сил, бурю эмоций, невероятного подъема мотивации.

Вы уже впечатлились этой гремучей смесью биохимии и психических процессов? Но в отличие от животных, мы принимаем решения, пользуясь разумом и логикой. Страсти можно поддаться (такова природа человека), но придаваться ли страстям, это этический и психологический вопрос для каждого.

Отношения, основанные на страсти

В отношениях, основанных на страсти, удовлетворение своих желаний стоит на первом месте. В таком состоянии мы хотим испытывать яркие любовные эмоции, быть с другим, но не хотим привязываться. Эти две противоположные силы создают напряжение, барьер, который не позволяет увидеть и принять другого. Если страсть заполняет все пространство отношений, это погубит их, и в конечном счете приведет к одиночеству. В погоне за страстями, мы не в состоянии принять тепло и заботу другого. Часто независимые люди являются жертвами своей страсти: отношения принесли боль и разочарование, и теперь не пережитая страсть и страх мешают испытать настоящую любовь.

Поэтому можно сказать, что сама по себе страсть – это прекрасно, но когда она занимает лишь часть отношений и является рациональной. Тем более, что выработка гормонов, отвечающих за привязанность и положительное подкрепление сексуального поведения длится не более двух-трех лет. Болезненная страсть, как безумие, лишает человека личности. Мы стремимся поглотить другого, отказываясь от себя. Такие отношения сродни шантажу, где все время звучит вопрос «ты любишь меня?», хотя на самом деле человек приказывает «люби меня!».

В любви может присутствовать страсть, но в страсти нет месту любви.

Отношения на любви

А что же можно сказать о любви? Первое – это, несомненно, более продолжительное чувство, чем страсть. В здоровых отношениях есть «Я» и есть «ТЫ», есть четкие границы, есть свобода и доверие, есть забота и тепло, и при этом есть удивительное чувство близости. Я не зря выделил «здоровые отношения», потому что существуют нездоровые формы подобных отношений, которые склонны выдавать за любовь. К таким, например, относят зависимые отношения (зависимую любовь). Когда нет границ между «Я» и «ТЫ», а существует единственная форма – «МЫ». Такие отношения могут продолжаться годами и приносить массу страданий в обмен на мгновения счастья.

В любовных отношениях высоко ценятся счастье и желания другого, уважаются чувства другого. Такие отношения всегда длительны, и как любые отношения они неизбежно встречаются с кризисами. Однако, в случае взаимной любви, действия выбираются и рассматриваются с осторожностью, с желанием договориться и найти общее решение.

К сожалению, далеко не все люди имели опыт безусловной любви от своей матери, в своей родительской семье, не знали опыта открытых, безопасных и доверительных отношений. Поэтому во взрослой жизни могут демонстрировать некий суррогат, который им кажется любовью.

Исправить ситуацию может только чудо, если они встретят по-настоящему любящего другого человека и будут достаточно открыты, чтобы научиться любить. Во всех остальных случаях – это исключительно работа над собой. В житейской психологии принято считать, что люди не умеют выражать негативные чувства и эмоции, и от этого у них проблемы. Но я чаще сталкиваюсь с другим явлением, когда люди не умеют выражать чувства любви, а еще страшнее – они попросту не имеют опыта этой любви.

Учитесь отделять страсть от любви, учитесь любить! Пускай вас накрывает не только страсть, но в вашей жизни будет любовь!

читать другие статьи на этом сайте:
мужчина и женщина
отношения с бывшими
психология материнства
лишние отношения

adnosiny.by

Какая разница между страстью и чувством? / Православие.Ru

Вопрос:

Какая разница между страстью и чувством? Страсть греховна. А чувство?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Чувства являются естественными свойствами человека. С помощью них человек воспринимает собственные внутренние состояния и внешние воздействия. Они  составляют психофизическую основу всей душевной и интеллектуальной жизни человека. Проявление чувств может быть и греховным: чувство неприязни, раздражительность, чувство зависти. Однако в отличие от страсти чаще всего это  не бывает устойчивым.  

Страсть – чувство, доминирующее над другими побуждениями человека, подчиняющее все его мысли, чувства и желания. В святоотеческой аскетической литературе страсть определяется как сильное и длительное желание, господствующая потребность, укоренившаяся в результате прежних опытов ее удовлетворения. Страсть есть гипертрофическое, уродливое расширение естественной потребности, удовлетворение которой властно подчиняет человека, деформируя весь строй эмоциональной, интеллектуальной и духовной жизни. Воля оказывается не только искаженной, но фактически плененной. Страсть напоминает жестокого тирана, который вселился в человека и  мучает его. На это указывает и этимология слова страсть (от славянского глагола

страдать). Человек одержимый страстью страдает, потому что его естественные потребности болезненно и противоестественно расширены. Злом является не пища, а чревоугодие, не деторождение, а блуд, не деньги, а сребролюбие, не слава, а тщеславие. «Зла и страстей по естеству нет в человеке; ибо Бог не творец страстей» (Преп. Иоанн Лествичник. Лествица. 26:67).

Святые отцы указывают, что центр тяжести всех страстей (включая плотские) находится в области человеческого духа, в его поврежденности. Они являются результатом удаления человека от Бога и проистекающей от этого греховной развращенности. Поэтому страсть определяется как вид духовной болезни. Страсть и грех генетически связаны: первая есть хроническое состояние души, а грех его актуализация. Св. Никита Стифат пишет:

страсть в душе движется, а деяние греховное телом видимо совершается (Добротолюбие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993.т.5, с.92).

Началом страсти является греховный помысел. Это как бы семя, из которого страсть  произрастает. Поэтому борьба с худыми (нечистыми, вредными) помыслами составляет один из самых существенных разделов святоотеческой аскетики. «Человеку надобно все усилие свое обращать на помыслы, и что служит пищею лукавым помыслам, то отсекать, а устремляться мыслию к Богу, и хотения помыслов не исполнять, но кружащиеся помыслы собирать отовсюду воедино, различая естественные помыслы от лукавых. Душа под грехом уподобляется как бы большому лесу на горе, или тростнику в реке, или какой-нибудь чаще терний и деревьев; посему, намеревающиеся проходить сим местом должны протягивать вперед руки и с усилием и трудом раздвигать пред собою ветви. Так и душу окружает целый лес помыслов, внушаемых сопротивной силою; почему, потребны великая рачительность и внимательность ума, чтобы человеку отличать чуждые помыслы, внушаемые сопротивной силою» (Преп. Макарий Великий. Духовные беседы. 6:1). Противление лукавым помыслом составляет средоточие духовного подвига. Ход  постепенного развития в человеке страсти определяется степенью успешности борьбы с греховным помыслом как семенем ядовитого растения, которое может со временем заглушить ростки любой добродетели.

Святые отцы-аскеты говорят о стадиях постепенного образования страсти. Первый импульс, который может стать началом этого процесса, они называют прилогом или приражением (слав. приразитися – столкнуться с кем-либо). Это греховные впечатления или представления, которые возникают в сознании помимо воли человека и без всякого его свободного участия. Если душа здорова, то прилог умрет сам собой, ибо не сможет пустить внутри человека никакого корня. Потому прилоги не считаются грехом и не вменяются в вину человеку. В душе порочного человека прилог найдет благоприятную почву. На прилог, вторгшийся в сознание, человек отвечает или отвращением, или  сочувствием. Все зависит от нравственного устроения души. Если прилог встретил сначала интерес к себе, а потом сочувствие, то он превратится в помысел. Это собственно первая стадия страсти. Прилог началом страсти еще не является. Помысел является пробным камнем для воли. Она либо отвергнет его, либо примет. Последнее означает, что помысел родился не случайно. Он не является для души чем-то чужеродным. Вслед за этим к помыслу приковывается внимание, благодаря чему происходит его дальнейший рост. Помысел  принимает характер мечтательного образа, который вызывает чувство предвкушения будущего удовольствия. Это – вторая стадия постепенного развития страсти. Духовные писатели называют это сочетанием. Они употребляют выражение собеседование с помыслом. Постепенно помысел всецело овладевает сознанием человека. Внимание оказывается сосредоточенным исключительно на нем. Постепенно образ будущего удовольствия становится все более ярким, а влечение к нему – сильным. Человек, осознавший опасные последствия происходящего, должен активно удалить из сознания картину будущего греха, твердой и решительной волей освободить сознание от него и напряжением воли вызвать какой-нибудь благой помысел.  Если это не происходит, то наступает третья стадия, когда сама воля увлекается греховным помыслом. В аскетической литературе это называется склонением к помыслу. В результате появляется уже решимость на деле осуществить то, о чем говорит помысел. Равновесие духовной жизни нарушается. Душа всецело стремится привести помысел в исполнение. Возникшая решимость осуществить помысел означает, что грех в намерении уже совершен. Остается только практическое удовлетворение созревшего греховного желания. Поэтому Спаситель наш говорит: Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем  (Мф.5:27-28).

На третьей стадии развития страсти у верующего человека, в отличие от неверующего, всецело живущего по стихиям этого мира,  иногда происходит внутренняя борьба между желанием удовлетворить пагубное желание и совестью, пытающейся противиться греховному падению. Это борение имеет место только тогда, когда греховная склонность еще не стала дурным навыком, не проникла глубоко в природу души.

Если же страсть образовалась и стала свойством нравственного характера человека, то страстное влечение начинает господствовать над волей, насильственно увлекая душу к исполнению греховного желания. Эта четвертая стадия у святых отцов называется пленением.

На всех стадиях рождения и созревания страсти самым активным образом участвуют демоны. Чаще всего именно они всевают в сознание прилоги. Когда образовался помысел,  они всячески стараются представить ядовитую приманку греха как можно более яркой и привлекательной, а самое главное – скрыть опасность. Св. праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «С пресыщением и пьянством враг бесплотный входит в сердце человека – это каждый внимательный может ощутить. Вот причина, почему с возрастающим пьянством усиливается так страшно наклонность к пьянству (оттого что возрастает сила врага над человеком), отчего заметна у пьяниц такая сила, влекущая их невольно к удовлетворению страсти или внутреннего стремления к вину, – у этих несчастных враг в сердце. Чем же изгнать беса пьянства? Молитвой и постом» (Моя жизнь во Христе, М,.2002, с. 191). Слова молитвой и постом взяты из святого Евангелия (Мф.17:21). В них кратко указаны самые главные орудия защиты против бесовской напасти. Прежде всего, необходимо усиленное взывание к Богу о помощи (молитва), без чего мы не в состоянии одолеть опытнейшего и коварнейшего врага. Пост же в широком смысле означает воздержанную жизнь, когда человек духовно свободен и не прилепляется к миру (пище, чувственным удовольствиям, славе и проч.). Именно через эту прилепленность человека ко всему мирскому бесовские силы пленяют его. Он попадает в незримую, но реальную и трудно расторжимую зависимость от скрытых губителей. Одна из причин их успеха заключается в том, что человек прибывает в слепоте и не понимает, что происходит. Он находится в благодушном состоянии, сводя все к привычке, которую он (как ему наивно кажется) однажды усилием воли преодолеет. Когда возникают первые жизненные неприятности (ссоры в семье, дисциплинарные меры на работе, симптомы опасной болезни), он делает первые слабые попытки сойти с опасной тропинки. Но безуспешно. Причина одна: демоны умело скрывают от него ту пропасть, которая его ожидает. Прием их достаточно примитивен. Они усыпляют его, внушают, что ничего бедственного не происходит. Хотя история человечества полна бесчисленных примеров разрушенных жизней, пьющий человек  охотно принимает их внушения, потому что хочет этого. Чем больше проходит времени, тем легче бесовским силам совершать свое разрушительное дело. Враг окончательно овладевает человеком и губит его только тогда, когда приводит его к мысли, что положение безнадежно и что выхода нет. Но это не больше, как бесовская ложь: пока человек жив, в нем остается воля, хотя и слабая, плененная, искаженная греховной страстью. И если человек, увидев себя на краю бездны, несмотря на всю свою немощь, искренне будет взывать к Богу о помощи, Господь ее подаст: невозможное человекам возможно Богу (Лк.18:27).

Бесы губят людей не только через плотские страсти (блуд, наркомания, пьянство, курение и др.), но так  и  с помощью душевных (гордость, тщеславие, сребролюбие и проч.). Святые отцы говорят даже об особой специализации падших духов: бес блуда, бес тщеславия, бес чревоугодия, бес пьянства и т.д. Преп. Иоанн Лествичник указывает на особую сосредоточенность некоторых демонов: «Есть бес, который, как только мы возлегли на одр, приходит к нам, и стреляет в нас лукавыми и нечистыми помыслами, чтобы мы, поленившись вооружиться против них молитвою, и уснувши со скверными помыслами, объяты были потом и скверными сновидениями.
Есть между злыми духами бес, называемый предваритель, который тотчас по пробуждении является искушать нас, и оскверняет первые наши мысли. Посвящай начатки дня твоего Господу; ибо кому прежде отдашь их, того они и будут. Один искуснейший делатель сказал мне сие достойное внимания слово: «По началу утра, – говорит он, – предузнаю я все течение дня моего» (Лествица. 26:103-104).

Созревшая и укоренившаяся страсть является невидимым идолом, поставленным внутри человека. Ему он служит и покланяется. Поэтому св. апостол Павел называет жизнь по страстям идолослужением: ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога (Еф.5:5). Нельзя возлюбить Бога, пока человеком владеет страсть.    

Духовные писатели-аскеты выделяют восемь главных страстей, которые называют смертными, потому что они разрушительно действуют на весь строй духовной жизни и могут привести в вечной смерти, лишив человека спасения: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Некоторые, говорят о семи смертных грехах, объединяя уныние и печаль. Самая опасная страсть – гордость, которая может привести человека даже к открытому богоборчеству. Полнокровным в духовном отношении христианином может стать только тот, кто избавился от матери всех страстей – себялюбия. Эгоизм абсолютно не совместим с духом христианства.   

Любая страсть является духовной болезнью. Большинство людей имеют в себе страсти. Многие из них посвящают жизнь удовлетворению этих страстей и не задумываются над тем, что готовят себя для ада. Поэтому святые отцы пишут о необходимости самой решительной борьбы со страстями. Путь к освобождению от тирании той или иной страсти только один – искреннее покаяние и решимость исправиться. Чем раньше, тем лучше. Чем дольше человек ведет греховную жизнь, тем больше травмируется душа. В святоотеческой литературе проводится мысль, что страсть является, прежде всего,  болезнью воли, хотя и другие свойства и способности человека при этом извращаются. Для исцеления от этого нужен подвиг, а не повторение на исповеди из месяца в месяц, из года в год одних и тех же грехов. Если это происходит, то значит, что в глубине души человек сроднился со страстью, и только на поверхности сознания имитирует борьбу с ней. «О, как сладостны поводы к страстям! Человек может иногда отсечь страсти; вдали от них наслаждается тишиною, веселится, когда прекращаются они: но не может сделать, чтобы не было у него причин к страстям. Поэтому искушаемся и нехотя, и печалимся, когда мы в страстях, но любим, чтобы оставались в нас поводы к ним. Грехов себе не желаем, но приводящие нас к ним причины принимаем с удовольствием» (Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 71). Тот же великий наставник духовной жизни в другом слове говорит: «Когда из любви к Богу желаешь совершить какое дело, пределом желания сего поставь смерть; и таким образом на самом деле сподобишься взойти на степень мученичества в борьбе с каждою страстию и не понесешь никакого вреда от того, что встретится с тобою внутри оного предела, если претерпишь до конца и не расслабеешь» (Слово 38). И когда человек ради спасения готов подвизаться даже до смерти, тогда приходит от Господа всесильная помощь и исцеляет.

19 марта 2007 г.

pravoslavie.ru

Википедия — свободная энциклопедия

Избранная статья

Первое сражение при реке Булл-Ран (англ. First Battle of Bull Run), также Первое сражение при Манассасе) — первое крупное сухопутное сражение Гражданской войны в США. Состоялось 21 июля 1861 года возле Манассаса (штат Виргиния). Федеральная армия под командованием генерала Ирвина Макдауэлла атаковала армию Конфедерации под командованием генералов Джонстона и Борегара, но была остановлена, а затем обращена в бегство. Федеральная армия ставила своей целью захват важного транспортного узла — Манассаса, а армия Борегара заняла оборону на рубеже небольшой реки Булл-Ран. 21 июля Макдауэлл отправил три дивизии в обход левого фланга противника; им удалось атаковать и отбросить несколько бригад конфедератов. Через несколько часов Макдауэлл отправил вперёд две артиллерийские батареи и несколько пехотных полков, но южане встретили их на холме Генри и отбили все атаки. Федеральная армия потеряла в этих боях 11 орудий, и, надеясь их отбить, командование посылало в бой полк за полком, пока не были израсходованы все резервы. Между тем на поле боя подошли свежие бригады армии Юга и заставили отступить последний резерв северян — бригаду Ховарда. Отступление Ховарда инициировало общий отход всей федеральной армии, который превратился в беспорядочное бегство. Южане смогли выделить для преследования всего несколько полков, поэтому им не удалось нанести противнику существенного урона.

Хорошая статья

«Хлеб» (укр. «Хліб») — одна из наиболее известных картин украинской советской художницы Татьяны Яблонской, созданная в 1949 году, за которую ей в 1950 году была присуждена Сталинская премия II степени. Картина также была награждена бронзовой медалью Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе, она экспонировалась на многих крупных международных выставках.

В работе над полотном художница использовала наброски, сделанные летом 1948 года в одном из наиболее благополучных колхозов Советской Украины — колхозе имени В. И. Ленина Чемеровецкого района Каменец-Подольской области, в котором в то время было одиннадцать Героев Социалистического Труда. Яблонская была восхищена масштабами сельскохозяйственных работ и людьми, которые там трудились. Советские искусствоведы отмечали, что Яблонская изобразила на своей картине «новых людей», которые могут существовать только в социалистическом государстве. Это настоящие хозяева своей жизни, которые по-новому воспринимают свою жизнь и деятельность. Произведение было задумано и создано художницей как «обобщённый образ радостной, свободной творческой работы». По мнению французского искусствоведа Марка Дюпети, эта картина стала для своего времени программным произведением и образцом украинской реалистической живописи XX столетия.

Изображение дня

Рассвет в деревне Бёрнсте в окрестностях Дюльмена, Северный Рейн-Вестфалия

ru.wikipedia.green

Страсть и любовь — существует ли одно без другого

Здравствуйте, дорогие друзья! Когда мы влюблены, то меньше всего склонны анализировать свои эмоции. В такие моменты мало кто задумывается, что им движет — любовь, страсть или бурлящий коктейль этих ярких чувств. Но с течением времени все чаще посещает мысль: что же вас связывает на самом деле?

Очень хочется, чтобы это чувство оказалось настоящей любовью, которую вы пронесете через всю жизнь. Но что если между вами просто вспыхнул огонь страсти, который со временем догорит, оставив в лучшем случае лишь тепло воспоминаний, а в худшем — пепел обид и разочарований.

Чтобы вам не пришлось терзаться сомнениями, давайте разберемся, что собой представляют страсть и любовь, и могут ли эти чувства дополнять друг друга.

Что такое страсть?

Это понятие истолковывают по-разному. Кто-то считает страсть синонимом любви и ее неотъемлемой частью. Кто-то уверен, что страсть — низменное чувство, абсолютно противоположное любви. Его приравнивают к животному инстинкту, дурманящему мозг и порой толкающему на безумные поступки.

Чтобы быть абсолютно беспристрастными, давайте воздержимся от субъективных оценок и оттолкнемся от научного определения. Согласно толковому словарю, страсть — это душевный порыв, безумное желание, неукротимое влечение, неконтролируемое разумом.

В психологии же страсть описывают как физиологическое возбуждение, влекущее за собой неконтролируемые эмоции и порой неадекватное поведение. Человек, испытывающий страсть, буквально зацикливается на объекте вожделения. Если чувство взаимно, пара переживает бурную интимную жизнь, так как секс — одно из ярчайших проявлений страсти.

Если же чувство безответно, человек тяжело переживает тот факт, что его отвергли. В этом случае он может либо впасть в депрессию, либо начать преследовать объект своей страсти, мало заботясь о его душевном состоянии. Кто-то заваливает свою пассию подарками и любовными смс-ками, кто-то постоянно подстраивает “случайные встречи”, а кто-то и открыто шантажирует, угрожая либо расправиться с соперником, либо покончить с собой.

Как понять, что вами управляет страсть?

Прежде всего, нужно обратить внимание на изменение физического состояния. Когда мы слышим о том, что от любви бросает в дрожь, это вовсе не литературная гипербола. Чувство пресловутых “мурашек” на коже — один из наиболее выраженных симптомов страсти.

Также человек, одолеваемый страстью, часто ощущает учащенное сердцебиение, может без видимой причины испытывать жар или же озноб. При мысли о партнере часто чувствует прилив сексуальной энергии, становится рассеянным и задумчивым, или напротив — нервным и возбужденным.

В душе в это время бурлит вулкан эмоций, из-за чего настроение может меняться часто и беспричинно. Только что вы пребывали в эйфории и хотели петь от счастья, а через минуту сходите с ума от тревоги или вдруг погружаетесь в глубокую печаль.

Если партнера нет рядом, вы постоянно думаете о нем, перебираете в памяти воспоминания о прошлых и встречах и рисуете в воображении следующие. А когда вы вместе, то буквально не можете надышаться на свою половинку и испытываете непреодолимую потребность в физическом контакте — прикосновениях, объятиях, поцелуях.

Есть ли будущее у отношений, завязанных на страсти

Безусловно, искра страсти между партнерами должна присутствовать, иначе очень скоро оба заскучают от пресности и обыденности. Но если между вами только страсть и ничего более, на длительные отношения рассчитывать не стоит.

Дело в том, что страсть — ни что иное, как совокупность химических процессов в организме. В период страсти активно вырабатываются гормоны, которые и провоцируют изменения на физическом и психологическом уровнях.

  • За мурашки и ”трепыхающееся” в груди сердце ответственны адреналин и норадреналин. Они же провоцируют чувство беспричинной тревоги.
  • Эйфорию, безрассудность, приподнятое настроение и внезапные приливы энергии провоцируют серотонин и дофамин.
  • Ощущение блаженства, радости и счастья дает эндорфин. Наибольший выброс этого гормона происходит при физической близости. Именно поэтому человек, находящийся в плену страсти, испытывает такое непреодолимое желание постоянно прикасаться к партнеру.

Эти гормоны вызывают зависимость, в чем-то схожую с наркотической. Испытав их действие однажды, организм начинает требовать все большую и большую дозу. И когда его ресурсы истощаются, поддерживать страсть становится нечем, и это чувство угасает так же быстро, как и появилось.

Что такое любовь и чем она отличается от страсти

Мы часто произносим это слово, мало задумываясь о его истинном значении. Многие отождествляют любовь с влюбленностью, страстью или привязанностью. А между тем, настоящая любовь — это чувство, формирующееся в нашем сознании постепенно. Именно в этом ее отличие от страсти и влюбленности, вспыхивающих мгновенно в результате биохимических процессов организма.

Поэтому “любовь с первого взгляда” — это не более чем красивое романтическое определение начала взаимоотношений. На этом этапе партнеров могут связывать влюбленность, страсть или же пьянящая смесь этих чувств. Со временем гормональный фон приходит в норму и перестает затмевать рассудок. Если на этом этапе партнеры не теряют интерес друг к другу, влюбленность может трансформироваться в настоящую любовь.

Как понять, что между вами любовь

Отношения между мужчиной и женщиной редко бывают безоблачными. А потому оба партнера могут задаваться вопросом — действительно ли я люблю и любят ли меня на самом деле?

И правда, как разобраться в чувствах, если вчера вы считали своего партнера самым лучшим, любимым и любящим, а сегодня вдруг повздорили и думаете, что человек, который любит, не допустил бы такой нелепой ссоры. На самом деле споры и недоразумения — вовсе не признак того, что вас не любят. Все люди порой ссорятся. Гораздо большее значение имеет то, как вы относитесь друг к другу.

Вот основные признаки того, что между вами искреннее чувство:

  • Вы не идеализируете своего партнера, и вполне осознаете его несовершенство. При этом вы не пытаетесь переделать его, а принимаете со всеми недостатками, которые вряд ли простили бы кому-либо другому.
  • На первое место вы ставите интересы партнера, стремитесь заботиться, радовать и оберегать его от негатива. При этом вы не требуете ответных действий — вам хорошо уже от того, что любимый человек счастлив.
  • Вы не посягаете на свободу своей половинки, полностью доверяете и не пытаетесь заполонить собой все личное пространство партнера.
  • Между вами нет недомолвок. Вы можете спокойно обсудить конфликтную ситуацию, поделиться тревогой или радостью.

Можно ли превратить страсть в любовь

Если вам сейчас сложно определить, любовь или страсть между вами, попробуйте ответить на два вопроса.

  1. Вы любите свою половинку безусловно или за что-то?
  2. Будут ли ваши чувства так же сильны, если “что-то” вдруг исчезнет?

Не торопитесь и будьте искренни с собой. Это не экзамен — вам не будут ставить оценки или осуждать. Даже если после размышлений вы поймете, что вами движет страсть, а не высокие чувства, нет повода огорчаться. Вы можете приложить усилия и попытаться вывести ваши отношения на новый уровень.

Если же ваш партнер не способен ни какие чувства, кроме страсти, обязательно прочтите книгу Дина Делиса и Кассандры Филлипс “Парадокс страсти. Она его любит, а он ее нет”. Благодаря изложенным в ней советам, вы сможете изменить поведенческие паттерны своей половинки и построите гармоничные отношения.

Определите приоритеты

На чем сейчас базируется ваш союз? Если отношения лежат исключительно в интимной плоскости, это слабая позиция. Каким бы ни был головокружительным секс, одного его будет недостаточно для стабильных долгосрочных отношений.

Попробуйте добавить в ваше общение душевность и нежность. Выражайте свои чувства или эмоции не только физиологически и тактильно, но и вербально. Разговаривайте с партнером, интересуйтесь его делами, хвалите, сочувствуйте и поддерживайте. Старайтесь выделять больше времени на совместные прогулки, романтические свидания.

Не бойтесь говорить партнеру о том, что вы ждете от него. Если ему нужен только секс и к серьезным отношениям он не готов, лучше узнать об этом сразу, чем строить иллюзии, а потом горько разочароваться.

Учитесь доверять

Страсть — это неукротимое желание безраздельно обладать кем-то. Именно по этой причине ревность является неизменной спутницей страсти. Если вы решили строить взрослые отношения, вам придется научиться доверять партнеру. Для начала перестаньте контролировать вашу половинку и терроризировать бесконечными расспросами и подозрениями. Примите тот факт, что каждый из вас имеет право на личное пространство.

Если ревнует ваш партнер, объясните ему, что он может вам доверять. Не бойтесь сказать о том, что такое недоверие и тотальный контроль не только раздражают, но и унижают вас.

Если не смотря ни на что вас продолжают преследовать и контролировать, задумайтесь — таким вы видите свое счастливое будущее? Ревность льстит только по началу. Со временем бесконечные сцены, упреки и оправдания либо разрушат ваш союз, либо раздавят вас как личность.

Отдавайте, не требуя ничего взамен

Поначалу это будет непросто, но помните, что настоящая любовь бескорыстна. Если делая что-то приятное для партнера вы ждете ответного хода, постарайтесь изменить свое отношение к ситуации. Научитесь испытывать удовольствие от того, что делаете счастливым близкого человека.

Если же вы не хотите отдавать и не можете жертвовать собой или своими интересами ради другого, как бы ни старались, это сигнал. Когда в паре один или оба желают только получать, ничего не давая взамен, их союз не будет долгим. Любовь — это партнерство, а потому, выпячивая собственное эго, вы вряд ли сможете построить прочные отношения.

***

Как видите, страсть и любовь имеют между собой мало общего, но тем не менее, органично дополняют друг друга. Страсть без любви будет яркой, но недолговечной вспышкой эмоций. Любовь без страсти может скорее походить на дружбу, чем на романтические отношения. Если между мужчиной и женщиной настоящая любовь, небольшая порция страсти не только не испортит светлое чувство, но и добавит в него ярких красок и приятных переживаний.

Как вы считаете, будут ли полноценными отношения, построенные на чем-то одном? А возможно, у вас есть примеры, как страсть переросла в крепкую любовь? Обязательно напишите об этом в комментариях!

Интересные статьи по теме:

  • Что мешает впустить в свою жизнь любовь

    Добрый день, дорогие читатели! Любовь — одно из самых прекрасных чудес, которое может произойти с человеком. Не зря мировая литература и кинематограф постоянно воспевают это светлое чувство в различных его…

  • Какие сложности преследуют безусловную любовь

    Здравствуйте, дорогие читатели! На протяжении веков человечество стремилось классифицировать любовь, понять насколько сильными могут быть чувства и разделить понятие на «настоящие» и «фальшивые» эмоции. Насколько людям удалось продвинуться в своих…

ezy-life.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *