Что такое вытеснение в психологии – Вытеснение — Википедия

Вытеснение — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Подавление.

Вытесне́ние (подавле́ние, репре́ссия) — один из механизмов психологической защиты в психодинамическом направлении психологии. Заключается в активном, мотивированном устранении чего-либо из сознания. Обычно проявляется в виде немотивированного забывания или игнорирования.

Как защитный механизм, вытеснение направлено на минимизацию отрицательных переживаний за счёт удаления из сознания того, что эти переживания вызывает. Удалённые из сознания, эти элементы, однако, не пропадают из памяти (человек легко вспоминает их под гипнозом, который, впрочем, не переносит их из бессознательного в сознание) и не перестают влиять на поведение человека и его сны[1]. Первым вытеснение описал Зигмунд Фрейд[2], считавший его основным механизмом формирования бессознательного. По его словам, «…судьба импульса влечения может быть определена так, что он наталкивается на сопротивление, которое хочет сделать его недейственным. Тогда при определённых условиях он приходит в состояние вытеснения»

. Однако на начальном этапе Фрейд выделял только этот защитный механизм и относил к нему всё, что человек целенаправленно переносит из сознания в бессознательное.

На бытовом уровне вытеснение может быть легко обнаружено. Например, мы говорим: «я смотрю телевизор, чтобы забыться, чтобы не думать о плохом», «я пошла на концерт, чтобы отвлечься», «для того чтобы отвлечься, мне нужно сменить обстановку» и пр. Также в последнее время в обиход вошло выражение «оговорка по Фрейду», обозначающее оговорку, сделанную в результате влияния неосознаваемых, удалённых из сознания мотивов.

Во врачебной практике Зигмунда Фрейда однажды наступил период, когда он решил отказаться от использования гипноза в связи с его низкой эффективностью и крайне трудоёмким процессом пробуждения воспоминаний у пациентов

[3]. Довольно тяжёлые попытки по возвращению памяти пациентам натолкнули Фрейда на мысль, что «…есть какая-то сила, которая не позволяет воспоминаниям стать осознанными и заставляет их оставаться в области бессознательного … что, в свою очередь, подразумевает некую патологическую природу возникновения подобных блоков. Этому гипотетическому механизму я дал название — репрессия»[4]. Позднее Фрейд назвал теорию репрессий «…краеугольным камнем, на котором держится вся структура психоанализа»
[5].

Многие ранние концепции Фрейда были разработаны под руководством его наставника Йозефа Брейера. Кроме того, сам Фрейд отмечал вклад в понимание такого явления, как вытеснение, немецкого писателя и философа Артура Шопенгауэра ещё в 1884 году. Помимо прочих, Фридрих Гербарт, психолог и основатель педагогики, чьи идеи нашли своё отражение в трудах Фрейда и имевший сильное влияние на Теодора Мейнерта — учителя Фрейда по психиатрии, использовал этот термин в своей статье 1842 года о бессознательных идеях, конкурирующих за то, чтобы попасть в область сознания[6].

Этапы[править | править код]

Фрейд писал, что «…есть основания полагать, что существует „первичная репрессия“ (первовытеснение) — первая фаза репрессии, которая заключается в недопущении в сознание психическое представительство влечения»

, а также «… „вторичная репрессия“ (послевытеснение/послеподавление), собственно репрессия, которая касается психических дериватов (производных, происшедших из чего-либо ранее существовавшего) вытесненного представления, связанного с влечением, или же мыслей, происходящих из других источников, но ассоциативно связанных с этими представлениями»[7][8].

В первичной фазе репрессии, по мнению Фрейда, «…весьма вероятно, что причиной немедленного вытеснения как одного из типа репрессий являются количественные факторы, такие как ранние вспышки тревоги, имеющие весьма интенсивный вид»

[9]. Так, например, ребёнок понимает, что действия в угоду желанию могут принести беспокойство, это бросает его в смятение, и тревога непосредственно приводит к вытеснению желания. Если же существует некая угроза наказания для ребёнка, то связанная с этой формой тревога преобразуется в сверх-Я, которое препятствует возникновению желания субъекта, подчинённого гедонистическим принципам. В связи с этим Фрейд предположил, что «…вероятно, возникновение подобного сверх-Я, позволяет провести разграничительную линию между первовытеснением и послеподавлением»[10][11].

Терапия[править | править код]

Аномалии вытеснения, по определению самого Фрейда, возникают, когда репрессия развивается под влиянием сверх-Я и интернализированного чувства тревоги, и, таким образом, приводит к нелогичным поступкам индивида, саморазрушению и антисоциальному поведению в целом (см. Невроз). При проведении терапии психотерапевт может попытаться смягчить эту проблему путём выявления и повторного приведения вытесненных аспектов психических процессов пациента к их осознанности, то есть

«взять на себя роль и посредника и миротворца … поднять вытесненное»[12].

  • Отто Фенихель (англ.)русск. писал в трудах, что «…если исчезновение осознанной исходной цели называется репрессией, то любая сублимация также является репрессией»[13].
  • Жак Лакан подчёркивает роль символа вытеснения:
    «…первичная репрессия является символом вытеснения»
    [14].
  • В рамках семейной психотерапии было исследовано, как запреты внутри семьи приводят к появлению различных вытеснений у членов семьи[15].

ru.wikipedia.org

Вытеснение — Психологос

О вытеснении часто говорят в психоанализе и редко в быту. В повседневной жизни чаще говорят: «Чтобы что-то забыть. нужно сконцентрироваться на чем-то другом». «Чтобы от чего-то отвлечься, нужно привлечь свое внимание к другому». Какие бы здесь ни использовались формулировки, здесь говорится о самой простой форме вытеснения. С феноменом вытеснения знаком каждый из нас. Все наблюдательные люди замечали, что в поле внимания два события (или процесса) одновременно происходить не могут: они начинают конфликтовать, и одно начинает вытеснять другое.

Если в голове навязчиво крутится мелодия, то один из простых способов от нее избавиться — это начать напевать мелодию другую. Новая мелодия скоро вытеснит прежнюю.

Если голова загружена проблемами, один из простых (хотя и не очевидно лучших) способов разгрузить голову — включить телевизор или встретиться с друзьями: новые впечатления и картинки вытеснят (по крайней мере на время) вытеснят прежние тревоги.

Молодой человек груб, но сам это не видит и не замечает. В его памяти этого — не останется.
скачать видео

​​​​​​​

Более интересный и проблемный вариант вытеснения — бессознательное вытеснение человеком из поля своего восприятия того, что человеку видеть невыгодно или неприятно. Все знают: разбираясь в конфликте, обязательно нужно выслушать обе стороны. Почему? Потому что в памяти каждого из участников конфликта остались те моменты и эпизоды, которые говорят о его правоте, в его пользу, и каждый из участников как правило не помнит тех слов и действий, которые говорят о нем менее красиво. А самое интересное, что это не осознанное вранье (хотя такое случается также), это происходит с людьми, которые действительно хотят вспомнить все честно. Вытеснение — происходит.

Любопытнейший вариант вытеснения происходит в гипнозе, точнее в постгипнотической амнезии. Если под гипнозом человеку дали внушение что-то сделать в определенное время или при определенных обстоятельствах, человек это сделает после того, как выйдет из гипноза. Он не помнит об этом внушении, содержание внушения вытеснено из сознания, но оно влияет на его поведение. Смешно, но человек будет пытаться придумать такому своему поведению рациональное основание, несмотря на то что стремление выполнить его было импульсивным.

Например, молодой человек искал рациональное объяснение тому, почему он открыл окно, когда гипнотизер сняла очки (это был условный сигнал), сказав, что в комнате немного душно.

Вытеснение в психоанализе

З.Фрейд рассматривал и продвигал только один вариант вытеснения: он утверждал, что вытеснение — это механизм защиты человека от внутреннего конфликта между Супер-Эго и несовместимыми с ним желаниями ребенка.

В «Толковании сновидений» Фрейд писал, что основным условием вытеснения («оттеснения») является наличие детского комплекса; процесс вытеснения касается сексуальных желаний человека из периода детства; вытеснению легче подвергается воспоминание, а не восприятие; вначале вытеснение целесообразно, но в конце концов оно превращается «в пагубный отказ от психического господства».

Фрейд различал первичное вытеснение, с помощью которого предотвращается первоначальное появление инстинктного импульса, и вторичное вытеснение, с помощью которого производные и скрытые проявления импульса удерживаются в подсознании. Он использовал следующую метафору: если во время лекции кто-то плохо ведет, его удаляют из зала (вытесняют в бессознательное). Если из-за двери он шумит, предпринимаются меры, чтобы этот шум не мешал. Работа психоаналитика — организовать переговоры между нарушителем и лектором, чтобы нарушитель на каких-то условиях мог вернуться в зал. Подробнее взгляды Фрейда смотри Вытеснение в психоанализе

Однако сегодня уже понятно, что бессознательное — не одно, видов бессознательного множество; достаточно понятно, что вытеснение — лишь одна из причин невротических реакций, и не самая серьезная, и при этом направление и содержание вытеснения может быть самым разнообразным: в результате столкновения могут проиграть и быть вытеснены не только детские влечения, но и взрослые установки, идущие от социума.

www.psychologos.ru

Вытеснение – примеры, психологическая защита

Психика человека – тонкая структура, которая находится под постоянным влиянием самого человека и его окружающей среды, при этом функционирует самостоятельно. Многое человеком не осознается и не понимается, особенно если виден только результат без осознанности процесса его формирования. Вытеснение является психологической формой защиты психики человека от внешних стрессовых факторов, на примерах чего можно ознакомиться с ее результатами.

У психики есть несколько способов самозащиты. Что это такое? Интернет-журнал psytheater.com обращает внимание читателей на то, что происходит помимо их воли. Психика с самого детства защищает человека от различных психических травм. Поскольку ребенок является самым уязвимым существом, его психические защиты работают намного быстрее и свободнее, нежели у взрослого человека.

Под психологическими механизмами защиты понимаются программы избегания стрессовых и травмирующих факторов. И здесь у психики есть несколько способов, как это сделать:

  1. Игнорирование.
  2. Проекция.
  3. Фиксация.
  4. Регресс.
  5. Вытеснение, или подавление.

Вытеснение является одним из распространенных форм защиты, к которой индивид может сам прибегать осознанно. Только в таком случае, скорее всего, подавление будет происходить некачественно, каждый раз напоминая о себе в критических ситуациях. Если же речь идет об естественном механизме вытеснения, когда информация уходит в подсознание и не может быть воспроизведена человеком по его воле, тогда психика ненадолго защитится от стрессовых внешних раздражителей, только не сможет избавить человека от переживаний, которые будут возникать при каждом столкновении с подобными раздражителями.

Ярким примером вытеснения может быть раздражительность человека на малозначительный фактор. К примеру, взрослый мужчина каждый раз раздражается, когда ему звонит мать. Со стороны многим людям может показаться его раздражительность беспочвенной. Мать только звонит, а ее сын уже взбешен. Однако если обратиться к подсознательным программам, то может выясниться, что психика затолкнула туда все ситуации, когда мать различными своими действиями портила жизнь, настроение своему сыну. И теперь у сына просто выработался условный рефлекс при виде всего лишь одного упоминания об его маме.

Смежность раздражителей – обязательное условие формирования условных рефлексов. Как вы полагаете, выработался бы рефлекс у павловских собак, если бы пищу (безусловный раздражитель) приносили спустя 15 минут после звонка (условный раздражитель) или если бы звонок давали уже после кормления? Для установления ассоциативных связей условный стимул должен действовать непосредственно перед или одновременно с безусловно-рефлекторной реакцией.

Каждое из предположений можно рассматривать как особую методику выработки рефлексов, причем не самую эффективную. Действие безусловного раздражителя перед условным называется обратным обусловливанием, в результате образуются очень слабые ассоциации (если вообще образуются). Звонок задолго до кормления называется следовым обусловливанием. Этот метод также неэффективен.

Для формирования устойчивых ассоциаций необходимо следующее:

  • Следить за тем, чтобы условный раздражитель действовал непосредственно перед безусловным и между ними не было «разрывов». Тогда оба раздражителя будут восприниматься как смежные.
  • Многократно и часто применять воздействие смежными раздражителями. Устойчивость ассоциативных связей прямо пропорциональна частоте и количеству повторений.
  • Использовать сильный условный раздражитель.

Стоит предостеречь от кажущейся легкости метода условных рефлексов. На первый взгляд все просто: вы действуете сильным условным раздражителем непосредственно перед безусловным, многократно повторяете всю процедуру – и условный рефлекс сформирован. Согласно смежности раздражителей, при соблюдении упомянутых выше условий должны образоваться ассоциативные связи. Все было бы очень просто, если бы не некий студент-старшекурсник по имени Роберт Рескорла, который усомнился в том, что смежности раздражителей достаточно для формирования рефлекса. Он предложил добавить к перечисленным выше правилам еще одно – правило предсказуемости.

Рескорла предположил, что условный стимул должен не только совмещаться с безусловным, но и точно предсказывать его. Если в одной серии опытов временные промежутки между условным и безусловным раздражителями неравномерны (1 минута, 7 минут, 2 минуты, 12 минут и т. д.), безусловный стимул будет предсказуем. Условный раздражитель должен применяться таким образом, чтобы организм ожидал появления безусловного раздражителя с определенной долей уверенности.

Рескорла не остановился на достигнутом. Некоторое время спустя, совместно с другим психологом Аланом Вагнером, он внес еще один вклад в теорию обучения. Согласно концепции Рескорлы-Вагнера, эффективность условного стимула прямо пропорциональна его неожиданности. Если условный раздражитель предсказывает безусловный, между ними устанавливаются ассоциативные связи. На первом этапе ассоциации быстро крепнут. Затем, по мере привыкания субъекта к условному стимулу, прочность ассоциаций перестает возрастать. Условный раздражитель становится более ожидаемым и соответственно менее эффективным.

Что такое вытеснение?

Понятие «вытеснение» было введено Зигмундом Фрейдом. Под данным термином понимается психологическая защита с целью активного забывания. Из человеческой памяти словно стирается некоторое событие или фактор, который вызывает резко отрицательные неприятные переживания у человека.

Другими понятиями вытеснение определяется как:

  • Репрессия.
  • Подавление.

Суть вытеснения заключается в том, что психика направляет силы на забывание той информации, которая причиняет боль и сильные переживания, переводя ее в подсознательную часть. Поскольку мозг не может полностью забыть поступившую в него информацию, он может лишь перевести ее из сознательной сферы в подсознательную.

Делается это для того, чтобы психика человека пришла к своему равновесию, поскольку при наличии определенных мыслей или воспоминаний у индивида возникают глубокие и сильные переживания, эмоции, страдания. Следует напомнить о том, что вытеснение является всего лишь одним из способов устранения негативной информации из памяти. У одного человека произойдет вытеснение, а у другого сработает другая форма защиты, например, фиксация.

перейти наверх

Вытеснение в психоанализе

Механизм вытеснения, который был предложен Фрейдом, является одним из факторов изучения в психоанализе. При проведении бесед с клиентом психоаналитик обращает внимание на то, что было вытеснено его сознание. Вытеснением в психоанализе называется защитный механизм психики, которая не желает переживать тревогу и страхи в реальном мире, поэтому вытесняет воспоминания в область подсознания.

Вытеснением считается акт регрессии, при котором в противоречие вступают реальные события и внутренние желания, инстинкты, интересы. Когда человек не может справиться с внутренним конфликтом, тогда возникает вытеснение – психика переносит воспоминания в неосознанное пространство, чтобы не вызывать острых ощущений.

Чтобы представить себе механизм вытеснения, следует привести метафору. Проходит лекция, на которой один из слушателей громко разговаривает и шумит, пока лектор излагает материал. Когда лектору надоедает слушатель, он останавливается излагать материал и ставит ультиматум: пока слушатель не успокоится, он не будет дальше читать лекцию. В аудитории находятся другие слушатели, которые становятся посредниками и выдворяют за дверь громкого слушателя. Лекция продолжается, все довольны.

  1. Лектор в данной ситуации является сознанием.
  2. Слушатель, который шумел, — неприятным воспоминанием.
  3. Слушатели, которые выпроводили нарушителя, — психикой.
  4. Территория за дверью – подсознанием.

Слушатель, которого выгнали, хочет вернуться обратно. Но на его пути становятся стражники (другие слушатели). Однако это не становится преградой, ведь шумный слушатель продолжает искать способы, как снова попасть в аудиторию: он ждет, когда «стражники» уснут, пойдут переодеваться, отлучатся на обед и т. д.

Все это является иллюстрацией того, как сначала информация загоняется в область подсознания, когда она становится мешающей и неугодной сознанию, а затем снова всплывает в памяти в различных образах, когда ей это удается. Вытесненная информация никуда не исчезает и не пропадает. Она просто ждет момента, когда психика ослабит свою защиту, и тогда она сможет вырваться наружу. Причем как именно информация всплывет в сознании, уже будет другим вопросом.

Однако есть такой вариант решения проблемы: когда лектор договаривается с шумным слушателем, чтобы устранить проблему на взаимовыгодных условиях. Тогда информация возвращается в сознательную память и становится просто воспоминанием, к которому человек спокойно относится. Именно данной трансформацией и занимается психоаналитик.

Неврозы являются результатом вытеснения. Если человек не принимает какую-то информацию, не может ее пережить, спокойно относиться, тогда она вытесняется (то есть забывается). Зачастую такое вытеснение происходит в детском возрасте, однако в последующие годы человек продолжает решать эту же проблему, когда снова и снова сталкивается с ситуациями, которые вызывают у него тревогу, которую он вытеснил. Нужно понять ту информацию, которая была вытеснена, чтобы устранить невротическое состояние и отправить ее в прошлое.

перейти наверх

Вытеснение как психологическая защита

Вытеснение считается главным механизмом защиты психики, когда выполняются две функции:

  1. Предотвращаются негативные переживания за счет удаления из сознания в область бессознательного травмирующей информации.
  2. Контроль и удерживание травмирующей информации в области подсознания.

Примерами вытеснения могут быть ситуации после физического или сексуального насилия, ПТСР, военные действия и пр. Однако информация никуда не девается. Периодически она всплывает в памяти, человек может испытывать беспричинную тревогу, видеть кошмары или подолгу не засыпать.

С одной стороны вытеснение является способом адаптации психики к окружающим условиям. С другой стороны подавление мешает человеку развиваться, становиться сильнее и совершеннее, использовать свой прошлый опыт в теперешней жизни, а также устранять конфликты как внутри себя, так и во внешнем мире.

перейти наверх

Итог

Психика все делает ради блага своего хозяина. Однако и человеку нужно постараться сделать все для гармонизации своей психики. Здесь нужно изъять информацию из подсознания, чтобы направить ее на решение проблемы, которая больше не будет волновать.

psytheater.com

вытеснение — это… Что такое вытеснение?

— один из видов защиты психологической — процесс, в результате коего неприемлемые для индивида мысли, воспоминания, влечения, переживания изгоняются из сознания и переводятся в сферу бессознательного, продолжая влиять на поведение индивида и переживаясь им как тревоги, страхи и пр. Согласно З. Фрейду — процесс и механизм, сущность коих — удаление и отстранение от сознания некоего содержания, а также — недопущение влечения до Осознания.

Учение о вытеснении — существеннейшая часть психоанализа, его фундамент. Вытеснение может пониматься как душевный процесс, в ходе коего происходит удаление из памяти и забвение переживаний патогенных. Представляет собой универсальное средство избегания конфликта внутреннего. Цель его — устранение из сознания социально неприемлемых влечений. Но при этом не происходит уничтожения «следов воспоминаний»: вытесненное не может непосредственно вспомниться, однако продолжает воздействовать и влиять на душевную жизнь под действием некоего внешнего раздражения; оно ведет к психическим следствиям, кои можно считать преобразованием или продуктами забытых воспоминаний и кои остаются непонятыми при иных рассмотрениях. Вытеснение в действительности нарушает связь вытесненного с сознанием и так удаляет в бессознательное неприятные или неприемлемые воспоминания и переживания, кои становятся неспособными проникнуть в сознание в первоначальной форме. Однако вытесненные и подавленные влечения появляются в невротических и психосоматических симптомах, например, в фобиях и конверсиях, а также в «психопатологии обыденной жизни» — в обмолвках, описках, неловких движениях и юморе. Вытеснение считается самым примитивным и неэффективным средством защиты, ибо вытесненное содержание психики все же прорывается в сознание, и к тому же неразрешенный конфликт проявляется как высокий уровень тревожности и чувство дискомфорта. Вытеснение характеризует инфантильность и незрелость личности и чаще всего встречается у детей и невротиков истероидных. Различаются две ступени вытеснения: вытеснение первичное и вытеснение вторичное. Вытеснение исходит от Я — точнее, из самоуважения Я, или же от Сверх-Я. При вытеснении влечения, стремления, желания, представления и их либидинозные элементы превращаются в симптомы, а их агрессивные компоненты — в чувство вины (см. механизм защитный).

psychology.academic.ru

9 видов психологической защиты, которые важно вовремя осознать

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Защитные механизмы человеческой психики направлены на уменьшение отрицательных и травматичных переживаний и проявляются на бессознательном уровне. Этот термин был введен Зигмундом Фрейдом, а затем более глубоко разработан его учениками и последователями, в первую очередь Анной Фрейд. Попробуем разобраться, когда эти механизмы полезны, а в каких случаях они тормозят наше развитие и лучше реагировать и действовать осознанно.

AdMe.ru расскажет о 9 основных видах психологической защиты, которые важно вовремя осознать. Именно этим и занимается большую часть времени в своем кабинете психотерапевт — помогает клиенту осмыслить защитные механизмы, которые ограничивают его свободу, спонтанность реагирования, искажают взаимодействие с окружающими людьми.

1. Вытеснение

Вытеснение — это устранение из сознания неприятных переживаний. Оно проявляется в забывании того, что причиняет психологический дискомфорт. Вытеснение можно сравнить с плотиной, которую может прорвать — всегда есть риск, что воспоминания о неприятных событиях вырвутся наружу. И психика затрачивает огромное количество энергии на их подавление.

2. Проекция

Проекция проявляется в том, что человек неосознанно приписывает свои чувства, мысли, желания и потребности окружающим людям. Этот механизм психологической защиты дает возможность снять с себя ответственность за собственные черты характера и желания, которые кажутся неприемлемыми.

Например, необоснованная ревность может быть результатом работы механизма проекции. Защищаясь от собственного желания неверности, человек подозревает в измене своего партнера.

3. Интроекция

Это склонность неразборчиво присваивать чужие нормы, установки, правила поведения, мнения и ценности без попытки разобраться в них и критически переосмыслить. Интроекция похожа на заглатывание огромных кусков пищи без попытки ее разжевать.

Все образование и воспитание построено на механизме интроекции. Родители говорят: «Не суй пальцы в розетку, не выходи на мороз без шапки», — и эти правила способствуют выживанию детей. Если же человек во взрослом возрасте «заглатывает» чужие правила и нормы без попытки понять, насколько они

www.adme.ru

Вытеснение в психоанализе — Психологос

​Вытеснение (в психоанализе) – процесс отстранения от сознания и удержания вне его психических содержаний, один из механизмов защиты человека от конфликтов, разыгрывающихся в глубинах его психики.

Основу психоанализа составляло несколько идей и концепций о природе и функционировании психики человека, в числе которых важное место занимало представление о вытеснении. По этому поводу З. Фрейд писал, что «теория вытеснения является как краеугольным камнем, на котором зиждется здание психоанализа, так и важнейшей частью последнего».

В работе «К истории психоаналитического движения» (1914) З. Фрейд подчеркивал, что к теории вытеснения пришел самостоятельно и долгие годы считал ее оригинальной, пока венский психоаналитик О. Ранк не обратил его внимание на труд немецкого философа А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление» (1819), в котором содержалась идея о сопротивлении восприятию болезненного состояния, что совпадало с психоаналитическим пониманием вытеснения. Не исключено, что знакомство З. Фрейда с трудом А. Шопенгауэра, на который он ссылался в своей работе «Толкование сновидений» (1900), послужило толчком к выдвижению им концепции вытеснения. Не исключено и то, что представление о вытеснении он мог почерпнуть также из учебника по эмпирической психологии Г. Линдера, представлявшего собой обобщенное изложение основных идей И. Гербарта, который сформулировал положение, согласно которому многое из того, что находится в сознании, «вытесняется из него» (известно, что во время последнего года обучения в гимназии он пользовался учебником Г. Линдера).

Представления З. Фрейда о вытеснении действительно легли в основу психоанализа. Так, в опубликованной совместно с Й. Брейером работе «Исследования истерии» (1895) он высказал мысль о том, что нерасположенная со стороны Я какая-то психическая сила первоначально «вытесняет патогенное представление из ассоциации», а впоследствии «препятствует его возвращению в воспоминание». В «Толковании сновидений» он развил эту мысль: основным условием вытеснения («оттеснения») является наличие детского комплекса; процесс вытеснения касается сексуальных желаний человека из периода детства; вытеснению легче подвергается воспоминание, а не восприятие; вначале вытеснение целесообразно, но в конце концов оно превращается «в пагубный отказ от психического господства».

У З. Фрейда не было однозначного определения вытеснения. Во всяком случае в различных своих работах под вытеснением он понимал: процесс, благодаря которому психический акт, способный быть осознанным, делается бессознательным; возвращение на более раннюю и глубинную ступень развития психического акта; патогенный процесс, проявляющийся в виде сопротивления; разновидность забывания, при котором память «просыпается» с большим трудом; одно из защитных приспособлений личности. Таким образом, в классическом психоанализе вытеснение обнаруживало сходство с такими явлениями, как регрессия, сопротивление, защитный механизм. Другое дело, что наряду с признанием сходства З. Фрейд в то же время отмечал и различия между ними.

В частности, в «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) он подчеркивал, что хотя вытеснение подпадает под понятие «регрессия» (возвращение от более высокой ступени развития к более низкой), тем не менее вытеснение является топически-динамическим понятием, а регрессия – чисто описательным. В отличие от регрессии вытеснение имеет дело с пространственными отношениями, включающими в себя динамику психических процессов. Вытеснение – это тот процесс, который «прежде всего свойственен неврозу и лучше всего его характеризует». Без вытеснения регрессия либидо (сексуальной энергии) не приводит к неврозу, а выливается в перверсию (извращение).

При рассмотрении вытеснения З. Фрейд поставил вопрос о его силах, мотивах и условиях осуществления. Ответ на этот вопрос сводился к следующему: под воздействием внешних обстоятельств и внутренних побуждений у человека возникает желание, несовместимое с его этическими и эстетическими взглядами; столкновение желания с противостоящими ему нормами поведения приводит к внутрипсихическому конфликту; разрешение конфликта, прекращение борьбы осуществляются благодаря тому, что представление, которое возникло в сознании человека как носитель несовместимого желания, подвергается вытеснению в бессознательное; представление и относящееся к нему воспоминание устраняются из сознания и забываются.

Согласно З. Фрейду, вытесняющие силы служат этическим и эстетическим требованиям человека, возникающим у него в процессе воспитания. То неудовольствие, которое он испытывает при невозможности реализации несовместимого желания, устраняется путем вытеснения. Мотивом вытеснения является несовместимость соответствующего представления человека с его Я. Вытеснение выступает в качестве психического механизма защиты. В то же время оно порождает невротический симптом, который является заместителем того, чему помешало вытеснение. В конечном счете вытеснение оказывается предпосылкой образования невроза.

Для иллюстрации процесса вытеснения можно воспользоваться сравнением, использованным З. Фрейдом при чтении им лекций по психоанализу в университете Кларка (США) в 1909 году. В аудитории, где читается лекция, находится человек, который нарушает тишину и отвлекает внимание лектора своим смехом, болтовней, топотом ног. Лектор объявляет, что в таких условиях он не может продолжать чтение лекции. Несколько сильных мужчин из числа слушателей берут на себя функцию наведения порядка и после кратковременной борьбы выставляют нарушителя тишины за дверь. После того как нарушитель порядка оказался «вытеснен», лектор может продолжить свою работу. Для того, чтобы нарушение порядка не повторилось, если выставленный из аудитории попытается вновь проникнуть на лекцию, совершившие вытеснение мужчины садятся около двери и берут на себя роль охранников (сопротивление). Если использовать язык психологии и назвать место в аудитории сознанием, а за дверью – бессознательным, то это и будет изображением процесса вытеснения.

Исследование и лечение невротических расстройств привело З. Фрейда к убеждению, что невротикам не удается полное вытеснение представления, связанного с несовместимым желанием. Это представление устраняется из сознания и из памяти, но оно продолжает жить в бессознательном, при первой возможности активизируется и посылает от себя в сознание искаженного заместителя. К замещающему представлению присоединяются неприятные чувства, от которых, казалось бы, человек избавился благодаря вытеснению. Таким замещающим представлением оказывается невротический симптом, в результате чего вместо предшествующего кратковременного конфликта наступает длительное страдание. Как замечал З. Фрейд в работе «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938), пробуждаемое под действием нового повода ранее вытесненное представление способствует интенсификации подавленного влечения человека, а поскольку «путь к нормальному удовлетворению для него закрыт тем, что можно назвать вытеснительным шрамом, то оно прокладывает себе где-то в слабом месте другой путь к так называемому эрзац-удовлетворению, дающему о себе знать теперь в качестве симптома, без согласия, но также и без понимания со стороны Я».

Для выздоровления невротика необходимо, чтобы симптом был переведен в вытесненное представление по тем же самым путям, каким совершалось вытеснение из сознания в бессознательное. Если благодаря преодолению сопротивлений удается перевести вытесненное опять в сознание, тогда внутрипсихический конфликт, который больной хотел избежать, под руководством аналитика может получить лучший выход, чем он получил ранее с помощью вытеснения. В этом отношении вытеснение рассматривалось З. Фрейдом в качестве попытки человека «к бегству в болезнь», а психоаналитическая терапия – как «хороший заместитель безуспешного вытеснения».

Иллюстрацией аналитической работы может служить то же самое сравнение, которое было использовано З. Фрейдом при чтении лекций в университете Кларка. Так, несмотря на вытеснение, изгнание нарушителя тишины из аудитории и установление стража перед дверью не дает полной гарантии того, что все будет в порядке. Насильственно выставленный из аудитории и обиженный человек своими криками и стуками кулаками в дверь может производить в коридоре такой шум, что это будет в еще большей степени мешать чтению лекции, чем его предшествующее неприличное поведение. Оказалось, что вытеснение не привело к ожидаемому результату. Тогда организатор лекции берет на себя роль посредника и восстанавливает порядок. Он ведет переговоры с нарушителем тишины и обращается к аудитории с предложением вновь допустить его на лекцию, причем дает слово, что последний будет вести себя подобающим образом. Полагаясь на авторитет организатора лекции, слушатели соглашаются прекратить вытеснение, нарушитель порядка возвращается в аудиторию, снова наступает мир и тишина, в результате чего создаются необходимые условия для нормальной лекторской работы. Подобное сравнение служит подходящим для той задачи, которая, по мнению З. Фрейда, «выпадает на долю врача при психоаналитической терапии неврозов».

По мере становления и развития психоанализа З. Фрейд вносил различные уточнения в понимание вытеснения. На подступах к психоанализу он предпочитал говорить скорее о защите, нежели о вытеснении, что нашло свое отражение, в частности, в его статье «Защитные невропсихозы» (1894). В дальнейшем он сместил акцент исследования в плоскость выдвижения теории вытеснения, в соответствии с которой: вытесненное остается дееспособным; можно ожидать возвращение вытесненного, особенно в том случае, если к вытесненному впечатлению присоединяются эротические чувства человека; за первым актом вытеснения следует длительный процесс, когда борьба против влечения находит свое продолжение в борьбе с симптомом; при терапевтическом вмешательстве появляется сопротивление, действующее в защиту вытеснения. Так, в статье «Вытеснение» (1915) З. Фрейд выдвинул идею о «первичном вытеснении», «вытеснении в последействии» («проталкивание вслед», «послевытеснение») и «возвращении вытесненного» в форме невротических симптомов, сновидений, ошибочных действий.

Позднее основатель психоанализа вновь возвратился к понятию «защита» с целью установления соотношений между защитными механизмами и вытеснением. В частности, в работе «Торможение, симптом и страх» (1926) он подчеркнул, что имеются все основания для того, чтобы снова воспользоваться старым понятием «защита» (в русскоязычных изданиях этой работы, переведенной под названием «Страх», вместо понятия «защита» использован термин «отражение») и включить в него вытеснение как «один специальный случай». Наряду с этим уточнением он выделил пять видов сопротивления (три, исходящих из Я, одно – из Оно, и одно – из Сверх-Я), среди которых «сопротивление вытеснения» относилось к одному из видов сопротивлений Я.

В последних своих работах, например в работе «Конечный и бесконечный анализ» (1937), З. Фрейд еще раз обратил внимание на проблему вытеснения и отметил, что «все вытеснения происходят в раннем детстве», являя собой «примитивные защитные меры незрелого, слабого Я». В последующие периоды развития человека новые вытеснения не возникают, а сохраняются старые, к услугам которых и прибегает Я, стремящееся совладать со своими влечениями. Новые конфликты разрешаются посредством «послевытеснения». Подлинным же достижением аналитической терапии служит «последующая корректировка первоначального процесса вытеснения». Другое дело, что, как замечал З. Фрейд, терапевтическое намерение заменить предшествующие, приведшие к возникновению невроза вытеснения пациента, надежными силами Я «осуществляются не всегда в полном объеме».

Высказанное З. Фрейдом в работе «Торможение, симптом и страх» соображение о том, что вытеснение представляет собой один из видов защиты, послужило толчком к раскрытию механизмов защиты Я со стороны других психоаналитиков. Дочь основателя психоанализа А. Фрейд (1895–1982) опубликовала книгу «Психология Я и защитные механизмы» (1936), в которой наряду с вытеснением выделила еще девять механизмов защиты, включая регрессию, проекцию, интроекцию и другие. Последующие психоаналитики стали уделять особое внимание механизмам защиты. Что касается З. Фрейда, то в работе «Конечный и бесконечный анализ» он подчеркнул: у него никогда не было сомнений в том, что «вытеснение – не единственный метод, которым располагает Я в своих целях», но оно является чем-то «совершенно особенным, более резко отличающимся от остальных механизмов, чем те различаются между собой». Суть же аналитической терапии остается неизменной, так как терапевтический эффект, по словам З. Фрейда, связан с осознанием вытесненного в Оно (бессознательном), причем вытесненное понимается в самом широком смысле.

При рассмотрении психоаналитического понимания вытеснения необходимо иметь в виду, что трактовка его З. Фрейдом уточнялась по мере того, как происходило развитие психоанализа. Это касалось не только соотношения между защитой и вытеснением, но и движущих сил, приводящих в движение процесс вытеснения. После того, как основатель психоанализа осуществил структурное деление психики на Оно, Я и Сверх-Я, перед ним встал вопрос о том, с какой психической инстанцией следует соотносить вытеснение. Отвечая на этот вопрос, он пришел к выводу, что вытеснение является делом Сверх-Я, которое «проводит вытеснение или само, или по его заданию это делает послушное ему Я». Данный вывод был сделан им в «Новом цикле лекций по введению в психоанализ» (1933), в котором содержались различные дополнения к предшествующим его взглядам, включая понимание сновидений, страха, составных частей психики.

www.psychologos.ru

👉 Вытеснение — психологическая защита, примеры вытеснения

Вытеснение — это одна из главных психологических вторичных защит, выступает как мотивированное активное забывание. Вытеснение также называют подавлением и репрессией. Первым внедрил в науку это понятие З. Фрейд. Он уверял, что вытеснение это в психологии главный механизм формирования и становления бессознательного человека. Функция репрессии лежит в уменьшении для психической сферы индивида спектра переживаний неприятных эмоций за счет убирания из воспоминаний сознания тех переживаний, событий, какие вызывают эти трудные чувства. Идея данного механизма такая: нечто забывается, выбрасывается из сознания и сохраняется вдали от осознания психикой человека.

Вытеснение в психоанализе

Идеи о вытеснении занимали большое и значимое место в знаниях и концепциях деятельности психики в психоанализе. Обозначая такой механизм психики, как вытеснение по Фрейду, психоаналитики подразумевают попытку психики не проживать в сфере реальности события, что травмируют и тревожат личность. Психоаналитик заявлял, что вытеснение есть важным защитным механизмом от внутриличностного конфликта меж Идеал-Я и Оно, контроль над запретными желаниями и импульсами.

В начале ХХ столетия Зигмунд Фрейд описал собственное видение процесса вытеснения, и значительное время считал его собственным правом на первенство в этом открытии. Но, по прошествии некоторого времени О. Ранк, венский психоаналитик, нашел и изучил значительно ранние труды философа-немца Шопенгауэра, в которых вышеописанное понятие, как вытеснение по Фрейду было похоже описано, и показал ему это. В базовую идею психоанализа действительно легла мысль о вытеснении. Его понимание о существовании необходимого условия вытеснения — детские комплексы, интимные желания ребенка, инстинкты.

Фрейд в собственных работах не выделял единственного обозначения данному процессу. Ученый заявлял о нем, как о возможности психического акта осознавать то, что остается неосознанным; как о повороте на глубокий и более ранний этап формирования психического акта, процессе сопротивления; забывание, в ходе какого становится невозможно вспомнить; защитной функцией психики личности. Отталкиваясь от вышеизложенного, обнаруживается сходство вытеснения с регрессией и с сопротивлением в традиционном психоанализе. Психоаналитик замечал во время чтения лекции, что, невзирая на существенное сходство, вытеснение содержит в себе динамические психические процессы, взаимодействует с пространственной позицией, а регрессия имеет описательную характеристику.

Невроз есть основным проявлением такого процесса как вытеснение. В своей науке Фрейд изучал вытеснение как следствие влияния наружных факторов и внутренних импульсов индивида, что есть несоотнесимым с его нравственными взглядами и эстетическими позициями. Данное противостояние желания индивида и его моральных установок приводит к внутриличностному конфликту. Такие события, чувства личности, что привлекли к внутреннему столкновению, убираются из сознания индивида и забываются им.

На человеческом жизненном пути происходит травматическое событие или переживание, в этот момент сознательное принимает решение, что данное переживание ему мешает, не стоит держать в памяти все, что с ним связано. И далее соответственно оно забывается, вытесняется в глубину подсознания. На месте данного воспоминания возникает пустота и психика пытается восстановить событие в памяти, или же заполнить его другим: фантазией, иной действительностью из жизни индивида, что

ru.psichiatria.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *