Разработка по обществознанию на тему «Стереотипы и их роль в жизни человека и общества»
Инфоурок › Обществознание ›Конспекты›Разработка по обществознанию на тему «Стереотипы и их роль в жизни человека и общества»Курс профессиональной переподготовки
Учитель истории и обществознания
Курс профессиональной переподготовки
Учитель обществознания
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: 146385
Оставьте свой комментарий
Что такое стереотип | Виды стереотипов
Стереотипы. Ветряные мельницы нашего сознания. Мы для них и Дон Кихоты, и Санчо Пансы, и просто мимо пробегающие второстепенные персонажи. Откуда возникают стереотипы? Почему мы так стойко к ним привязаны? Каждый человек, положа руку на сердце при должном устремлении к “сотрудничеству со следствием” может найти в своей картине мира хотя бы один стереотип. Ведь их так много: национальные, гендерные, динамические, религиозные, социальные — да мало ли всякого добра создано руками и умами человечества.
Комментарий психолога
Такова уж особенность человеческой природы, что рядом с каждым стереотипом рука об руку идут наши самые сокровенные страхи. Фишка в том, что всплеск любой психической энергии — это в 99% случаев страх, который жертва стереотипного мышления может и не осознавать. Он может быть как своим собственным, так и существенно более слабым, заимствованным.
Национальные стереотипы
Прекрасный показательный пример — национальные стереотипы. Психологи давно исследуют причины, благодаря которым формируются этнические стереотипы. Их довольно много и далеко не все они безобидны:
- Все китайцы и немцы отчаянные трудоголики
- Все русские носят шапки ушанки, постоянно играют на балалайке и пьют водку
- Выходцы из средней Азии безграмотные и готовые работать за еду люди
- Все американцы — огромные улыбчивые дирижабли, мечтающие захватить вселенную
- Все англичане — высокомерные снобы
- Все итальянцы — сангвиники
- Все французы — галантные Д’Артаньяны
Для людей консервативного склада ума, в особенности тех, чьи представления о жизни давно сформировалась — все те, кто находятся вне устойчивой модели мировоззренческой системы — непонятны и чужеродны. Хуже того, идеальная почва для конфликтов — это миграционные процессы в обществе. Чужаки, да еще на собственной территории — многих людей это заметно раздражает. Таким образом, данные индивиды имеют только два пути построить отношения с чужаками: либо признать их равными, а то и превосходящими по возможностям конкурентами либо всячески дискриминировать вызывающий раздражение объект по отличительному и обязательно несвойственному дискриминатору признаку. Соответственно, стереотипы и дискриминация — довольно часто сопутствуют друг-другу.
Если уж совсем честно, то подобная бомба с часовым механизмом, тикает в психической структуре практически каждого взрослого индивида. И это нормально! Разумеется, если человек умеет достигать внутренней договоренности и взаимодействовать со своими страхами в приемлемом с точки зрения современной этики поведенческом русле. Гибкость ума — свойство не врожденное, но легко приобретаемое, было бы желание и мотивация.
Борьба со стереотипами
Ни для кого ни секрет, что сегодня модно бороться со всевозможными предрассудками и стереотипами. Особенно ярко эта тенденция проявляется в странах западной Европы. Модно опровергать основы основ. Еще более модно выбирать нечто исключительное, выходящее за рамки общепринятых правил. Особенно ярко данный тренд проявляет себя в вопросах, касающихся норм морали и этики. Кто знает, к чему все это приведет. Вполне возможно, что вчерашние предрассудки превратятся в норму, а стереотипы — мы на пороге новой вехи развития человечества. Клиповое мышление и клиповые стандарты — уже сами по себе являются неким возведенным в абсолютную догму стереотипом.
Гендерные стереотипы
Верить стереотипам или нет — личное дело каждого человека, но что делать, если вы лично попали под раздачу? О, тут просто невероятное раздолье! Пожалуй, самые популярные в России стереотипы — это гендерные роли, как в семье, так и на профессиональном поприще. Они настолько устойчивы, что их не смогли вытравить из славянофильских голов семьдесят с лишним лет активного строительства коммунизма. Хуже того — восстановленная буквально из пепла всего за несколько лет послевоенная советская экономика. И все это в условиях тотального гендерного дисбаланса!
Сегодня, если не лень, вы отыщете огромную плеяду модных течений и ортодоксальных мировоззрений, обозначающих место женщине в семье и обществе. Да, это всем известные исламисты, славянисты — домостроевцы (иже с ними родноверы). Это что касается бытовых аспектов и семейных отношений. Гораздо интереснее дела обстоят с так называемыми гендерными критериями профессиональной пригодности. В данном случае под раздачу рискуют угодить как женщины, так и мужчины. Бородатый анекдот, про кошку — программиста и вакансию в цирке, наверняка, слышали все. А вот дискриминация мужчин, работающих внутри “женских” профессий встречается не в пример реже, но также бывает.
Кстати говоря, все вышеперечисленное происходит в стране, где 85% населения выросло в однополой семье (из мамы и бабушки, а вы о чем?). Казалось бы — надежная прививка от каких бы то ни было стереотипов. Ан нет, тренд последних лет — коллекции бородатых мальчиков, с пафосом вещающих о роли женщин в семье, обществе, в бизнесе и даже искусстве.
Социальные стереотипы
В отличие от прочих данные стереотипы — самые недолговечные и легко внушаемые. По сути это болячка не отдельного человека, а социальных общностей, между которыми в течение всей жизни так либо иначе перемещается индивид. Какие же они, социальные стереотипы?
Вот самые характерные примеры:
- Дети богатых людей — бездарные бездельники
- Все старики ворчливы
- Все богатые люди злые и жадные
- Современная молодежь ничего не хочет и не умеет
- И т.д.
Профессиональные стереотипы
Стереотипы, так либо иначе связанные с трудовой деятельностью человека относят к профессиональным. Самые популярные среди них:
- Все программисты — тщедушные ботаники, обязательно в очках и с кривыми зубами. И да, каждый программист просто обязан прекрасно разбираться не только в математике, но и ремонте компьютеров.
- Все бухгалтеры — очень принципиальные и серьезные люди, умеющие складывать и перемножать в уме трехзначные числа
- Все политики продажны
- Все предприниматели бессовестные торгаши
- Все военные высокого роста
- Все продажники — обязательно сверхобщительные экстраверты
- Все юристы дотошные зануды, читающие и соблюдающие абсолютно все правила, даже технические инструкции к бытовым приборам
- Все художники и поэты — необязательные и неопрятные разгильдяи
- Все писатели — любят курить трубку и рассуждать о высоких материях
В общем, вы уже поняли, дальше продолжите сами.
Исконно русский вопрос
Жертвой стереотипа может быть как ретранслятор заблуждения, так и принимающая, казалось бы не заинтересованная сторона. Забавно, но есть на просторах нашей необъятной родины бродячие уникумы — два в одном. Подобное часто встречается среди подростков, которые сознательно выбирают социально правильную профессию, закидывая в самый дальний угол самого темного мировоззренческого чулана свои природные данные и способности.
Драматизм внутриличностного противоречия — активное наложение собственной самокритичности на жесткие родительские стереотипы. Критерии успешности, правильности, актуальности — вообще явления очень так многозначные, а тут еще и внешнее давление. Совсем беда-беда! Ведь в современном мире таких людей рано или поздно прибивает к “родным” берегам, но сколько времени потрачено впустую!?
Пока не слишком поздно поищем ответ на пресловутый вопрос классика. Что делать со всем этим безобразием? Что делать, если среди всего вышеперечисленного вы отыскали и свой портрет либо пример из собственной жизни?
Естественно, что самый первый шаг — это осознание проблемы.
Второй — создание новой модели мира. Той модели, которая станет вашей путеводной звездой, новой картой, с помощью которой вы сможете достичь мира и гармонии в собственной душе.
И финальный, заключительный и, пожалуй, самый трудный шаг — принятие себя новой, на пока еще старой карте мира. Вашему мозгу, психике, душе и даже телу потребуется какое-то время на адаптацию. Несколько механическая формулировка, но любой процесс обучения и принятия нововведений имеет биологическую природу. Даже в таких, казалось бы, достаточно абстрактных вещах. Это отнюдь не пятиминутный процесс. Проявите терпение и границы вашего мира станут шире 🙂
Как на вас влияют стереотипы в обществе и как от них избавиться?
Мы живем в обществе. И нам никуда не скрыться от мнения родственников, коллег, знакомых. Мнение абсолютного большинства сильно давит на человека, который имеет хоть какую-то индивидуальность и выделяется из толпы. Веками складывались определенные стереотипы поведения и жизни в целом, которым старается следовать большинство из нас. Если вдруг в каком-то направлении, человек выходит из рамок мнения большинства, общество старается загнать его обратно осуждением и порицанием.
Стереотипы имеют огромное значение в жизни каждого из нас.
В этой статье мы расскажем о влиянии стереотипов на человека и определим их роль в жизни общества и каждого человека отдельно.
Содержание статьи
Что такое стереотип?
Стереотип – это устоявшаяся модель поведения или мнения в обществе, которого придерживается большинство.
Стереотипы создаются людьми и обществом в целом на основе многолетнего опыта. Это длительный процесс и поэтому разрушить стереотип за один день невозможно.
Нельзя сказать, что стереотипы оказывают только негативное воздействие на человека. Это опыт поколений, который оберегает и остерегает от ошибок. Но, в то же время, стереотипы вселяют страх в человека, который мешает ему развиваться и двигаться вперед.
Негативное влияние стереотипов
Стереотипы, безусловно, оказывают негативное влияние на человека. Может быть даже в большей степени, чем положительное. Сколько судеб разрушено устоявшимся мнением общества непринятия неравных браков, по возрасту, по национальности, по статусу в обществе. А ведь и среди таких отношений нередко были настоящие чувства. А поддавшись стереотипу общества люди остались несчастными на всю жизнь.
Стереотип идет рядом с предубеждениями и предрассудками, поэтому они усиливают его негативное воздействие на человека.
Так, стереотип, который мешает человеку достичь определенного материального положения и статуса в обществе, если он вырос в бедной семье не дает даже шанса попробовать изменить свою жизнь. Даже в школе, среди учителей, нередко можно встретить навязывание детям этого стереотипа. Педагоги говорят ученикам, о том, что они не смогут поступить в определенный ВУЗ или достичь высоких результатов в выбранной профессии.
А сколько одиноких женщин лишают себя счастья материнства, поддавшись мнению общества, которое внушает, что ребенок должен быть законнорожденным. И осуждают женщину, решившуюся на рождение ребенка вне брака. Или живут вне любви с человеком, которого просто ненавидят, только ради ребенка и статуса в обществе замужней женщины.
Примеров распространенных стереотипов, разрушающих нашу жизнь множество.
Положительное влияние стереотипов
Положительной стороной стереотипов является то, что при помощи их мы легко ориентируемся в этом мире. Благодаря им мы отличаем плохое от хорошего. Это своего рода защитная форма, которая позволяет сохранить себя от опасности чужих. Стереотип, это защита от лишних переживаний и огорчений.
Опираясь на опыт многих поколений, мы можем избегать ошибок и экономить физические силы и энергию.
Как избавиться от стереотипов?
Так как стереотип относится к устойчивой форме, которая действует на уровне психики, то справиться с ним не легко. Чем образованнее и грамотнее человек, тем легче отстоять свое мнение и не поддаться настроению большинства. Есть несколько правил, которые помогут не поддаваться устоявшемуся общественному мнению:
- Расширение кругозора
Чем больше знаний получает человек и шире горизонты его познаний, тем легче понять правильное направление для себя.
- Не доверять слову, а проверять делом
Стереотипы это всего лишь мнение, чаще всего не подкрепленное действиями. И если не верить словам, а проверять на деле, то он не будет действовать на человека.
- Индивидуальность и творчество
Когда человек развивается, имеет свое личное мнение и индивидуальный подход к жизни, он вряд ли станет обращать внимание на стереотипы. Если человек творческий и ему нравится отличаться от большинства и быть не таким как все, то ему проще противостоять стереотипам в обществе.
Мышление стереотипами ограничено поэтому тем, кто мыслит масштабно, они не страшны.
Мы не можем избавиться от стереотипов полностью. Но, уменьшить их влияние на свою жизнь и собственное восприятие возможно.
Основная часть стереотипов формируется в детском возрасте и идет из семьи. Они подкреплены страхами, берущими свое начало в детстве.
Но, как только мы начинаем сомневаться в абсолютном действии стереотипа, то его воздействие лично на нас начинает ослабевать. Остается только проверить его действие лично, и он будет разрушен.
Познание себя и мира – это основной ключ к избавлению от стереотипов.
Познавайте себя и окружающий мир и будьте свободны от стереотипов, мешающих полноценной жизни.
С любовью Елена Зима #elenazima
Вы можете нас найти #психологиастролог #psihologiastrolog #taynacheloveka
Что такое стереотип. Самые известные стереотипы общества и их роль в жизни людей
Любой анализ действительности, кажущийся человеку объективным и беспристрастным, стремление занять определенное место в этой действительности, следуя «указателям» сознания — и есть ни что иное, как стереотип
.
Стереоти́п (от др.-греч. ς — твёрдый, объёмный + отпечаток) изначально — метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для печатных машин. В современной социальной теории и психологии существуют различные определения понятия стереотип, в зависимости от методологического направления научной школы.
В общем случае, стереотип — устоявшееся отношение к происходящим событиям, действиям, поступкам и т.д.
Слово «стереотип» пришло из типографской лексики, в которой оно использовалось в XVIII веке для обозначения формы для печати оттисков. В научный оборот понятие стереотипа было введено американским журналистом У.Липпманом в работе «Общественное мнение» (1922). У. Липпман понимал под стереотипами создаваемые культурой образы людей из других групп, которые призваны объяснить поведение этих людей и дать ему оценку, и трактовал стереотипы как избирательный и неточный способ восприятия действительности, ведущий к ее упрощению и порождающий предрассудки. Вместе с тем У. Липпман высказал идею о том, что стереотипы являются неизбежными, будучи объективной функцией взаимодействия человека и окружающей его действительности и проекцией на мир собственных чувств, ценностей человека. У.Липпман назвал стереотипы «картинками в головах», спасающими человека от сложности окружающего мира — этот яркий образ впоследствии часто использовался как краткая дефиниция стереотипов.
П.Н. Шихирев, анализируя концепцию У. Липпмана, полагает, что в отличие от традиционного, чисто философского подхода к сознанию, У, Липпман в качестве главной проблемы ставит не гносеологическую проблему (пропорции в знании истинного и ложного), а функциональную проблему влияния уже имеющегося, содержащегося в сознании, знания о предмете на восприятие предмета при непосредственном с ним контакте. Причем особое внимание уделяется устойчивости этого знания, зафиксированного в образе, или, по выражению У. Липпмана «картинке в голове». Устойчивость стереотипа — основное свойство, при помощи которого Липпман пытался объяснить проблемы, возникающие в процессе формирования общественного мнения, понимаемого им как процесс столкновения стереотипов, то есть знаний — представлений, каждое из которых претендует на то, чтобы быть единственно истинным.
В своей концепции У. Липпман основную причину устойчивости стереотипов объясняет их функцией защиты социальных ценностей соответствующей группы. Он утверждает: «Не удивительно, что любое посягательство на стереотип представляется посягательством на основы нашего мироздания… Когда вы начинаете спорить о фабриках, шахтах, политической власти, вы не просто спорите, вы деретесь; стереотип вызывает в вас какое-то сильное чувство. Начав, спорить вы не можете остановиться».
По мнению У. Липпмана, стереотип является крайне устойчивым образованием, которое не поддается преобразованию и критике. Устойчивость любого стереотипа, по мнению ученого, сохраняется за счет свойства человеческого ума фиксировать факты, поддерживать стереотипы и отбрасывать информацию, противоречащую им. Ученый полагал, что существуют люди гибкие и консервативные относительно своих стереотипов. Любое нарушение стереотипов кажется посягательством на основы мироздания личности. Все это говорит о том, что квинтэссенция концепции стереотипа У. Липпмана заключается в следующем: поведением конкретного человека управляет так называемый моральный кодекс, который есть ни что иное, как система норм поведения применительно к ряду типичных случаев. В основе каждого морального кодекса находятся картинки человеческой природы, мира и своеобразная личная интерпретация истории.
Необходимо рассмотреть и психологическую теорию стереотипа Г.В. Оллпорта — представителя психоаналитической школы. Он рассматривает стереотип как составную часть теории предрассудка. Предрассудок, по мнению Г. В. Оллпорта, — это сильная симпатия или антипатия, которая основана на ошибочном и жестоком обращении, и направлена на группы людей или на индивида как члена данной группы. Предрассудки это — негибкие, ригидные и ошибочные обобщения относительно групп людей. Каким бы образом ни был приобретен предрассудок, он работает на личность и может являться центральным фактором его жизненной организации. В качестве оправдания своей теории автор приводит пример о том, что люди часто превозносят свой образ жизни и умаляют чужой, как якобы угрожающий первому. Приспособление для рационализации предрассудка Г.В. Оллпорт называет стереотипом, определяя его «то, как преувеличенное мнение, то, как имидж в рамках категории».
Согласно теории предрассудков Г.В. Оллпорта склонность к предрассудкам становится чертой характера, укрепляя предубеждения и антипатии в отношении определенных групп людей. Причинами возникновения предрассудков являются «навешивание» ярлыков, грубый, пренебрежительный по отношению к другим людям стиль поведения, неожиданные эмоциональные травмы. Предрассудки распространены и устойчивы, так как подобно стереотипам, являются экономным способом мышления, их предопределяет чувство тревожности и угроза безопасному существованию личности. Предрассудки Г.В. Оллпорт рассматривает как «… своеобразные шоры на глазах вполне умных и образованных людей. Они еще более укореняются у тех людей, кто имеет недостаточный опыт и пробелы в образовании, заблуждения и недостаток ума, недостаточное развитие эмпатии, отзывчивости, сострадания, не говоря уже о необходимости высокой нравственности и гуманного отношения к людям».
В отличие от У. Липпмана Г.В. Оллпорт в своих работах не относит стереотип к жестко закрепленным формированиям. По его мнению, стереотип послушно приспосабливается к преобладающему характеру предрассудка и к требованиям ситуации. Важен и тот факт, что претендуя на разработку объективной и всеобщей теории предрассудка и стереотипа, Г.В. Оллпорт не обходит вниманием социокультурные факторы, воздействующие на эти явления. Он отмечает, что «предрассудки меняются, когда в их изменении есть социальн
это что такое и их роль в жизни человека и общества
Пожалуй, нет индивида, которому не приходилось слышать слово «стереотип», и не мало тех, кто не только слышал термин, но и испытывал на себе всю его суть.
Однако, несмотря на распространенность, и, казалось бы, ясность понятия, останется не мало вопросов о том, всегда ли можно говорить только о его негативном влиянии на жизнь и взаимодействие людей.
Причины возникновения стереотипов
Термин «стереотип» происходит от двух греческих слов, каждое из которых переводится как «твердый» и «отпечаток».
Изначально таким словом называли клише и штампы, используемые при многократном воспроизведении текста.
В социуме понятием «стереотип» называют устойчивое мнение о чертах и свойствах, присущих каким-либо социальным группам или индивидам.
Чаще всего, стереотипы имеют эмоциональную окраску, причем негативную. Примером могут служить представления о различных народах: «все русские любят выпить», о гендерных преимуществах: «мужчины водят автомобиль лучше женщин», или о внешности: «блондинки не обезображены интеллектом».
Исследователь У. Липпман выделил признаки, присущие стереотипам:
- Это умозаключение принадлежит не нам, формируется старшим поколением, средствами массовой информации, социумом и т.д.
- Стереотип некоторою связь с реальностью имеет, но отражает ее, упрощая.
- Ошибочность стереотипа заключается в том, что признак, присущий какой-либо группе, переносится на каждого ее члена.
- Стереотипы практически не поддаются искоренению: несоответствие считается исключением, подтверждающим правило, а не опровергающим его.
Психологи сходятся во мнении, что стереотипы позволяют индивиду экономить умственную энергию, так как человек не в силах самостоятельно дать эмоциональную оценку абсолютно всему, что встречается в жизни.
Опасны ли стереотипы
Однако, за такой внешней простотой и, на первый взгляд безобидностью, часто кроется настоящая опасность. То, что изначально личным мнением не являлось и не подвергалось осмыслению, с течением времени начинает казаться собственным наблюдением и принципиальной позицией.
Клише, содержащее в себе негативную эмоциональную окраску может становиться инструментом пропаганды или причиной необоснованного страха, например, той или иной этнической группы.
Но если начать задумываться о том, откуда взялось мнение о том или ином явлении и соответствует ли оно действительности, стереотипы большей угрозы, чем повод для выдумки анекдотов, представлять не будут, а может, вовсе «вымрут».
Социальные стереотипы | Блог 4brain
Социальный стереотип – это относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта – человека, группы, явления или события. Это также общие мнения о распределении тех или иных черт в группах людей. Например: «Итальянцы эмоциональные» или «Политики – лгуны».
Почему возникают стереотипы? Вероятно, есть две основные причины. Первая: ментальная лень. Человек не хочет предпринимать интеллектуальное усилие для того, чтобы узнать больше о событии, группе людей или человеке, поэтому искренне верит в то, о чем знал и раньше. Вторая: недостаток информации или времени. Это часто случается: у вас есть только несколько мелких фактов, на основе которых нужно быстро принять решение. Социальные стереотипы также возникают под воздействием личного опыта, убеждений и предпочтений. Стоит только понимать, что все эти три параметра являются сугубо личными, то есть субъективными.
Стереотипы могут быть:
- позитивные;
- негативные;
- точные;
- приблизительные;
- нейтральные;
- чрезмерно обобщенные;
- чрезмерно упрощенные;
Не нужно заниматься самообманом и думать, что уж вы-то точно не подвержены стереотипам. Они живут в нас, влияют на мировоззрение, поведение и порой способствуют неверному пониманию действительности. Интернет, телевизор, общение, личный (и при этом зачастую испорченный в силу когнитивных искажений) опыт, неверные ощущения и интуиция – все это создает в нашей психике огромное количество стереотипов.
При этом нельзя забывать и о том, что стереотипы могут иметь отношение к правде, пусть и не всегда. К примеру, водители маршруток, адвокаты, политики, актеры и представители многих других профессий подвержены профессиональной деформации.
Профессиональная деформация — когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности. То есть случайно выбранный адвокат будет более похож на другого случайно выбранного адвоката, чем на водителя маршрутки. Профессия меняет человека и это нельзя отрицать. Благодаря этому и подход к представителю разный профессий может отличаться.
От стереотипов полностью избавиться невозможно, поэтому нужно хотя бы научиться с ними жить и замечать, особенно при принятии важных решений: с кем вести бизнес, куда переезжать, на какую работу устроиться.
Но для начала давайте обсудим, какие функции имеет процесс стереотипирования.
Функции и роль стереотипирования
Ранние исследования предполагали, что стереотипы использовались только жесткими и авторитарными людьми. Современные исследования утверждают, что полное понимание стереотипов требует рассмотрения их с двух дополнительных перспектив: как разделенных в пределах определенной культуры/субкультуры и сформированных в сознании отдельного человека.
Связь между когнитивными и социальными функциями
Стереотипирование может служить когнитивным функциям на межличностном уровне и социальным функциям на межгрупповом уровне.
Когнитивные функции
Стереотипы помогают понять мир. Они представляют собой форму категоризации, которая содействует упрощению и систематизации информации. Таким образом, информацию легче идентифицировать, отозвать, предсказать или отреагировать.
Стереотипы – это категории объектов или людей. От стереотипа к стереотипу объекты или люди очень отличаются друг от друга. В рамках стереотипов объекты или люди очень похожи друг на друга.
Психолог Гордон Олпорт предложил возможные ответы на вопрос, почему людям легче понимать информацию по категориям.
- Во-первых, так они могут свериться с категорией, чтобы определить шаблон ответов.
- Во-вторых, категоризированная информация более конкретна, чем некатегоризированная, поскольку категоризация подчеркивает свойства, которые разделяются всеми членами группы.
- В-третьих, люди могут легко описать объект в категории, потому что объекты в той же категории имеют общие характеристики.
- Наконец, люди могут принимать как должное характеристики конкретной категории, потому что сама категория может быть произвольной группировкой.
Стереотипы функционируют как временные и сберегают наше время, позволяя действовать более эффективно.
Социальные функции: социальная классификация
Люди выставляют свое коллективное я (их членство в группе) в положительном свете в следующих ситуациях:
- Когда стереотипы используются для объяснения социальных событий. Возьмем, к примеру такую ситуацию. Ученый Анри Таджфель считает, что «Протокол сионских мудрецов» позволял людям объяснить социальные события и имеет смысл только потому, что у евреев есть определенные характеристики.
- Когда стереотипы используются для обоснования деятельности собственной группы другой группе. Например, стереотип о том, что индиец или китаец не сможет добиться финансового успеха без европейской помощи.
- Когда стереотипы используются для дифференциации группы как положительно отличной от внешних групп.
Социальные функции: социальное влияние и консенсус
Стереотипы являются показателем общего консенсуса. В нацистской Германии Гитлер объединил нацию благодаря ненависти к евреям. Хотя при этом между самими немцами существовало огромное количество разногласий по остальным вопросам, еврейский вопрос был настолько силен, что затмевал все остальные.
Стереотипы поведения
Эмпирически было установлено, что если человек ассоциирует себя с какой-либо группой, он начинает себя вести, как типичный ее представитель, хотя такое поведение было ему не свойственно. Например:
- На концерте музыкальной группы человек может себя вести стереотипно для фанатов этой группы.
- Когда человеку напоминают, какой он национальности, он начинает себя вести, исходя из стереотипов о своем народе.
- Человек из Лондона ведет себя как человек из Лондона, когда ему напоминают об этом.
Можно сказать, что когда человека сознательно или бессознательно посещает стереотип, он словно запускает в нем шаблонную программу поведения и мышления. В вашей власти решить, стоит ли поддаваться ему или изменить его. Как мы уже говорили – не все стереотипы плохие, некоторые из них имеют очень разумные основания.
Как избавиться от стереотипов
Знать о своих стереотипах
Чтобы избавиться от стереотипов, нужно для начала понять, каким из них вы подвержены. Их может быть такое большое количество, что это вызовет недоумение. Если так, то выберите десятку самых сильных или таковых, которые наиболее деструктивно влияют на вашу жизнь: гендерные, расовые, религиозные предрассудки.
Вы можете также негативно относиться к музыкантам, ученым, водителям, детям, представителям власти и многим другим сословиям или группам. Но если осознаете это, то сделает первый шаг в нужную сторону.
Распознайте негативные эффекты стереотипов
Этот шаг можно объединить с первым, потому что они тесно связаны. Вы должны выяснить, что же плохого вносят в вашу жизнь стереотипы. Наблюдать нужно за всеми сферами жизни, даже самыми неожиданными или таковыми, которые с первого взгляда кажутся не очень важными:
К примеру, мысли о качках как о «тупых и необразованных» может вас навсегда отвратить от посещения спортзала. Ну и кому вы сделаете этим хуже?
Может выясниться, что ваши многие ограничивающие убеждения построены на стереотипах. Например, вам 50 лет и вы не создаете свое дело, потому что считаете, что уже стары для этого. Хотя всем известны примеры, когда люди и в более солидном возрасте добивались огромных успехов в бизнесе.
Снизьте свою самооценку
Для начала снизьте свое предубеждение относительно этого совета. Собственно, разве многие стереотипы не появляются благодаря завышенной самооценке? Ведь ему все сразу ясно, кто и что из себя представляет. Это форма невежества.
Поэтому если у вас завышенная самооценка, признайтесь себе в этом. Если боитесь, что такой подход снизит качество жизни, то еще раз подумайте над вторым пунктом и тем, какие негативные последствия несут стереотипы. Вы поймете, что это небольшая цена за то, чтобы расширить свое мировоззрение, завести массу новых знакомств и социализироваться по-настоящему.
Выясните, какую пользу несет избавление от стереотипов
Составьте подробный список того, как может измениться ваше мышление, убеждения и ценности, если вы начнете рассматривать каждого встреченного вами человека как личность. Раньше, вероятно, вы наклеивали на него десятки ярлыков, а он и рот не успевал открыть. Судить о человеке с чистого листа – неужели так не интереснее?
Окружайте себя самыми разными людьми. Да, похожие на нас люди более приятны, однако так легко заржаветь в конформизме. Больше путешествуйте – хотя бы в другие города.
Желаем вам удачи!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
Одежда вызывает расовые стереотипы, исследования показывают
Цвет кожи человека является наиболее очевидным внешним показателем его расы, но оказывается, что люди могут подсознательно полагаться на другие тонкие факторы при восприятии расы человека. Согласно новому исследованию, восприятие расы может фактически изменяться определенными показателями социального статуса, такими как одежда человека.
Результаты показывают, что наше определение расы человека может быть сформировано общими стереотипами и предрассудками.
«Исследование показывает, что восприятие лица всегда является компромиссом между визуальными сигналами перед нашими глазами и багажом, который мы приносим на стол, например стереотипами, которых мы придерживаемся», — говорит ведущий исследователь Джонатан Фриман, докторант психологии в Об этом говорится в подготовленном заявлении Высшей школы искусств и наук Тафтса. [Люди с редкими расстройствами не имеют расовых предубеждений]
В ходе исследования Фриман и его коллеги показали 34 студентам бакалавриата серию виртуальных лиц, созданных программой FaceGen Modeller.Каждое из 16 сгенерированных компьютером лиц содержало 13 «уровней расы», то есть каждая идентичность лица имела 13 версий, которые различались цветом кожи и другими расовыми характеристиками, такими как форма носа. На фотографиях лиц была показана верхняя половина туловища виртуального человека, половина из которых была одета в статусную деловую одежду, а другая — в уборную в низком статусе.
Когда их просили определить расу виртуальных лиц, которые были неоднозначными в расовом отношении, участники исследования с большей вероятностью рассматривали лица в одежде высокого статуса как белые, а лица в одежде низкого статуса как черные.
Затем исследователи повторили свой первый эксперимент с 22 студентами, на этот раз отслеживая движения компьютерной мыши участников, когда они выбирали «белое» или «черное» для каждого лица. Они обнаружили, что в тех случаях, когда участники в конечном итоге решали, что лицо с парной одеждой с высоким статусом было черным или лицо с одеждой с низким статусом было белым, их по-прежнему тянуло к выбору другого, более стереотипного варианта; в этих случаях участники перед принятием окончательного решения переместили свои курсоры немного ближе к противоположному ответу.
Используя компьютерную модель со встроенными стереотипами о расе и социальном статусе, исследователи затем показали, что контекстные подсказки, такие как одежда, на самом деле могут вызывать стереотипы и влиять на восприятие расы.
«Расовые стереотипы достаточно сильны, чтобы просочиться вниз, чтобы повлиять даже на базовую визуальную обработку других людей, систематически искажая наш взгляд на наш социальный мир», — сказал Фриман.
Исследование было опубликовано 26 сентября в журнале PLoS One.
,«Исследование мозга подтверждает гендерные стереотипы»: как научное общение может подпитывать современный сексизм.
Способы проведения и распространения информации о многих исследованиях половой дифференциации подверглись интенсивной критике со стороны ученых как в области естественных, так и социальных наук. Клиодна О’Коннор описывает, как традиционные гендерные стереотипы проецируются на научную информацию и ее последующее сообщение. Но динамика онлайн-пространств также способствовала более детальному обсуждению социальных последствий исследований и их способности увековечивать неравенство.
«Исследование мозга подтверждает гендерные стереотипы», «Почему мужчины лучше умеют читать карты», «Женщины связаны с многозадачностью», «Женщины дерьмо на парковке» — таковы заголовки, приветствовавшие публикацию недавнего исследования в области нейробиологии, в котором утверждалось, что выявить заметные различия между мозгом мужчины и женщины. В этом исследовании, опубликованном в конце 2013 года в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences ( PNAS ), использовался метод визуализации мозга по телефону
.стереотипов и предвзятого языка // Письменная лаборатория Purdue
Эта страница предоставлена вам OWL в Университете Пердью. При печати этой страницы вы должны включить полное юридическое уведомление.
Авторские права © 1995-2018, Лаборатория письма и СОВ при Университете Пердью и Пердью. Все права защищены. Этот материал нельзя публиковать, воспроизводить, транслировать, переписывать или распространять без разрешения. Использование этого сайта означает принятие наших условий добросовестного использования.
Стереотипы и предвзятый язык
Резюме:
Этот раздаточный материал будет охватывать некоторые из основных вопросов, связанных с правильным использованием языка: уровни языковой формальности, лживый язык и эвфемизмы, сленг и идиоматические выражения; использование специфического для группы жаргона; и предвзятый / стереотипный язык.
Предвзятые выражения часто связаны с полом, но также могут оскорблять группы людей по признаку сексуальной ориентации, этнической принадлежности, политических интересов или расы.
Стереотипный язык
Стереотипный язык — это любой язык, предполагающий стереотип о группе людей. Например, не придерживайтесь распространенного стереотипа о блондинках:
Неправильно: Мэри была блондинкой, но по-прежнему умна.
Пересмотрено: Мэри была умна.
Язык с учетом гендерного фактора
Писать без предубеждения по признаку пола — это разумно и эффективно. Вы всегда должны консультироваться со своими профессиональными или дисциплинарными стандартами сообщества или представлять себе, что подходит вашей риторической аудитории или жанру.Писать без предвзятого языка необходимо для большинства зрителей. Как вы подходите к своей аудитории, какие предположения вы делаете или какие ожидания вы предполагаете относительно нее, — это выбор, который вы делаете как писатель. Мы просто делимся тем, что отстаивают наши профессиональные ассоциации, в том числе Национальный совет преподавателей английского языка (NCTE) и его Конференция по составу и коммуникации колледжей. Мы приглашаем вас изучить или обратиться за советом к вашим профессиональным или дисциплинарным организациям.
«Чикагское руководство по стилю», «Руководство по стилю MLA» и «Руководство по стилю APA» содержат аналогичные рекомендации по инклюзивному использованию языка в письменной форме (подробно изложенные за пределами платы).NCTE предлагает следующие руководящие принципы (создано в 1975 г .; пересмотрено в 1985, 2002 гг.), Которые мы адаптировали и предлагаем только для ознакомления:
Обычное использование
- Оригинал: человечество
- Альтернативы: человечество, люди, человеческие существа
- Оригинал: мужские достижения
- Альтернатива: человеческие достижения
- Оригинал: рукотворное
- Альтернативы: синтетические, промышленные, машинные
- Оригинал: Обычный человек
- Альтернативы: средний человек, обычные люди
- Оригинал: человек склад
- Альтернатива: Персонал на складе
- Оригинал: девять человеко-часов
- Альтернатива: девять человеко-часов
Профессий
- Оригинал: председатель
- Альтернативы: координатор (комитета или отдела), модератор (собрания), председательствующий, руководитель, председатель
- Оригинал: бизнесмен
- Альтернативы: руководитель, бизнесмен
- Оригинал: пожарный
- Альтернатива: пожарный
- Оригинал: mailman
- Альтернатива: почтовик
- Оригинал: Стюард и стюардесса
- Альтернатива: бортпроводник
- Оригинал: Полицейский и полицейский
- Альтернатива: Сотрудник полиции
- Оригинал: congressman
- Альтернатива: Представитель Конгресса
- Оригинал: медсестра
- Альтернатива: медсестра
- Оригинал: женщина-врач
- Альтернатива: врач
Решения NCERT для социальных наук 6 класса
Мы прилагаем все усилия, чтобы предоставить полное и четкое решение вопросов, заданных в учебнике по общественным наукам 6 класса NCERT. Наша команда профессионалов заботится о потребностях студентов, тем самым формулируя конкретные и простые для понимания ответы.
Введение в главу 2 — Разнообразие и дискриминация:
В этой главе мы узнаем о разнообразии, которое нас окружает, и о том, как это создает проблемы для некоторых людей.Также как нам следует избегать их и работать над тем, чтобы все были лучше.
1. Различия и предубеждения
Хотя мы живем вместе, в нас есть несколько разных вещей. Прямо из нашего разговора, языка, обычаев все разнообразно. Наша религия также отличается от других. Это разнообразие иногда создает нежелательные проблемы.
Предубеждение: это означает судить других в отрицательном или более низком смысле. Например, мы предвзято относимся к людям, говорящим на хинди, на основании их цвета кожи или региона.Иногда или поведение может даже навредить другим из-за наших предрассудков.
2. Создание стереотипов.
Стереотипы означают формирование наших представлений о людях на основе их пола, цвета кожи, региона или языка. Пример: стереотип, что мальчики не плачут. Людям действительно больно. Будь то мальчик или девочка. Плач — это форма выражения своих эмоций. Но стереотип о том, что мальчики не должны плакать, причиняет им боль, и они не могут выражать свои эмоции и в будущем, что приводит к расстройствам.
Или девочек стереотипно воспринимают как чувствительных и эмоциональных существ. Поэтому, если они увидят, что девушка борется за свои права, они остановят ее или сделают неуместные замечания. Стереотипы мешают нам взглянуть на истинный характер человека. Каждый человек индивидуален. Присвоение им категорий и соответствующая оценка — это стереотип.
Распространенный стереотип, который обсуждался в книге, касается мусульман, не обучающих своих девочек из-за отсутствия интереса. Это не так. Как правило, люди из бедных семей лишены образования.Если будут приняты меры по бесплатному обучению, то будет подъем в образовании.
3. Неравенство и дискриминация
Если вы ведете себя в соответствии со своими предрассудками и стереотипами других, это приведет к дискриминации. Не позволять заниматься делами вместе, не позволять детям играть с людьми, принадлежащими к разным религиям, — это дискриминация. Или отдавать предпочтение одному сообществу и игнорировать другие — тоже дискриминация.
4. О дискриминации
Многие религии создали касту, называемую низшей кастой, которая была вынуждена выполнять неблагополучную работу, такую как уборка мусора или случайные заработки.Тех, кто выполнял такую работу, считали неполноценными или неприкасаемыми. Они были лишены некоторых общих прав человека, таких как вход в храмы или дома высших сословий. Запрещалось даже пить из одного крана. Это приводит к различным проблемам. Представьте себе кого-то, кого дискриминируют, насколько это было бы больно для него.
Один из таких инцидентов произошел с доктором Бабой Сахебом Амбедкаром. Однажды он в детстве ехал поездом со своими друзьями. Он ожидал, что его отец из Корегаона заберет его со станции.Но он не появился. Пока они ждали, мы оделись, начальник станции поинтересовался у них ожидания. Он ответил о своем отце. Начальник станции решил помочь им, считая их брахманами, поскольку они были хорошо одеты. Но это оказался магар из низшей касты. Теперь эмоции мастеров станции изменились. И он больше не хотел помогать. Более того, ростовщики телег для быков отказываются помогать им, поскольку они были махарами.
Таковы последствия дискриминации.
5. Стремление к равенству
Даже после обретения Индией независимости в 1947 году борьба за равенство все еще продолжается. Некоторой части общества не разрешалось входить в храмы, или женщинам не разрешалось получать образование. Многие лидеры боролись за права далитов и женщин. Доктор Бабасахеб Амбекар — одно из таких имен. Конституция Индии была написана, чтобы предоставить всем равные права. Согласно конституции, все имеют равные права, свободу слова, и никто не может подвергаться дискриминации по признаку касты, цвета кожи, языка или религии.
Почему Веданту?
С версиями PDF для всех вопросов, заданных в NCERT class 6 социальных наук — социальная и политическая жизнь, глава 2, решения Vedantu NCERT для разнообразия и дискриминации можно загрузить и прочитать в удобное для вас время. Приложение Vedantu также облегчает процесс обучения с помощью удобного для просмотра опыта для поколения, любящего технологии, разработанного советом трудолюбивых и отличных учителей, имеющих большой опыт в своей области.
.