Что такое истина мти – Основы философии [Архив] — Форум студентов МТИ

МТИ — это… Что такое МТИ?

МТИ

Межотраслевой технологический институт

Москва, образование и наука, техн.

МТИ

Московский ордена Трудового Красного Знамени текстильный институт имени А. Н. Косыгина

с 1919 по 1991
после: МГТА им. А. Н. Косыгина

Москва, образование и наука

МТИ

Мадьяр Тавирати Ирода

венг.: MTI, Magyar Tavirati Iroda

агентство печати Венгерской республики

венг., Венгрия, г. Вена, издание

МТИ

Московская транспортная инспекция

Москва, транспорт

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

МТИ

Массачусетский технологический институт

образование и наука, техн.

МТИ

Московский транспортный институт

с 1995

Москва, образование и наука, транспорт

Источник: http://www.madi.ru/logistics/mti/

МТИ

Министерство тяжёлой индустрии

гос.

МТИ

Московский торфяной институт


после: КТИ

в 1958 г. переведен в г. Калинин

Москва, образование и наука

МТИ

Московский театральный институт

Москва, образование и наука

МТИ

Московский технологический институт

с 1961 по 1993
ранее: ВШМП

после: ГАСБУ

Москва, образование и наука, техн.

МТИ

Медтехинвест

http://medtovar.ru/​

мед., организация, Санкт-Петербург, техн.

МТИ

манометр точных измерений

в маркировке

Источник: http://www.proftek.ru/manometri/element.php?IBLOCK_ID=30&SECTION_ID=29&ELEMENT_ID=325

МТИ

Межрегиональный торгово-инвестиционный банк

http://www.mti-bank.ru/​

Москва, фин.

Словарь сокращений и аббревиатур. Академик. 2015.

sokrasheniya.academic.ru

Как связаны между собой язык и мышление?

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2

Язык является необходимым условием возникновения мышления, формой его существования и способом функционирования. В процессе развития человеческого сообщества и его культуры мышление и язык складываются в единый речемыслительный комплекс, выступающий основанием большинства культурных образований и коммуникативной реальности. Язык позволяет выражать самые разные мысли, описывать чувства и переживания людей, формулировать математические теоремы и т.д.

 

В чем состоит отличие между чувственным образом и понятием?

Чувственный образ фиксирует конкретные, наглядные признаки предмета. В нем слито необходимое и случайное, общее и единичное – это поверхностное знание. Понятие, как мысленный аналог предмета утрачивает наглядность, зато оно исключает из своего содержания случайное, несущественное, единичное.

 

Как формируются понятия?

Формирование понятий — это переход от единичных вещей и явлений, данных в чувственном опыте, к обобщению этого опыта в понятиях, фиксирующих существенные признаки этих вещей и явлений.

 

Что такое истина согласно классической концепции? С какими трудностями столкнулась классическая концепция истины?

С точки зрения классической теории, истина – это соответствие знаний действительности. Это определение ясно и очевидно, однако возникали некоторые вопросы.

1)Что понимать под соответствием?

Например: Сходство. Существует ли сходство между нашими восприятиями предметов и самими предметами. Можно говорить о сходстве зрительного образа с самим предметом.

2) Как может человек проверить соответствуют ли его знания действительности?

Непосредственно сравнить наши знания с материальным миром мы не можем. Хотя фактически мы можем сопоставить одно наше знание об объекте с другим.

 

Что такое истина и каков ее критерий согласно когерентной теории истины?

Истина – это то, что согласовано. Можно понимать за истинное такое новое знание, которое не противоречит имеющимся в нас знаниям.

Если сведения об объекте полученные разными путями независимо друг от друга, логически совместимы, то их можно признать истинными.

 

Что такое истина и каков ее критерий согласно прагматической теории?

Согласно прагматической теории, истина – это такое знание, которое приносит пользу. Сторонники прагматизма считают критерием истины эффективность знаний. Истинное знание — это знание проверенное, которое успешно «работает» и позволяет добиться успеха и практической пользы в ежедневных делах.

 

Что такое истина и каков ее критерий согласно конвенциональной теории?

Согласно конвенциальной теории, истина есть то, что признается большинством людей.

Для сторонников конвенционализма критерием истины является всеобщее согласиепо поводу утверждений. Например, научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство ученых.

 

Что такое истина и каков ее критерий согласно марксисткой теории?

Согласно марксистской теории истина есть соответствие знаний действительности, и истинное знание может соответствовать действительности в разной степени. В марксизме критерием истины объявляется практика , взятая в самом широком смысле как всякая развивающаяся общественная деятельность человека по преобразованию себя и мира (от житейского опыта до языка, науки и т.д.). Истинным признается только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение.

 

Что такое догматизм и релятивизм?

Догматизм – это отождествление истины с абсолютной истиной.

Релятивизм – это преувеличение относительности каких-либо знаний.

 

В чем ограниченность практики как критерия истины?

Практика как критерий истины одновременно и абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только практика может окончательно доказать какие-либо положения. Относителен потому, что сама практика развивается, совершенствуется и потому не может в каждый данный момент доказать истинность развивающегося знания.
Вот почему, возникает необходимость дополнения практики иными критериями, которые дополняют, но не отменяют или заменяют его.

 

В чем состоит рациональное зерно конвенциональной теории истины?

Конвенциональная теория истины – во-первых, это одно из основных общественных соглашений общества (плюрализм и либерализм), во-вторых, она указывает на относительность познания, на последовательное приближение научного знания к истине (исходные положения научных теорий применяются конвенционально, например, аксиомы евклидовой геометрии)

 

В чем состоит рациональное зерно когерентной теории истины?

Когерентная теория истины применительна к естественным наукам, но непротиворечивость является необходимым, но не достаточным условием истинности, а противоречивость какой – либо теории не означает ее ложность. Она может быть показателем временных трудностей.

 

Что такое наука? Что отличает научное знание от других форм познания?

Наука – это процесс получения нового знания; это результат полученных знаний, т.е. система полученных знаний; это социальный институт. Однако, наука – не единственная форма познания. Отличия:

1.объективность. В отличие от искусства наука ориентирована на объективное восприятие действительности. Она должна избавиться от всего субъективного и рассматривать изучаемые объекты так, как они существуют сами по себе независимо от восприятия исследователя.

2.обоснованность. В отличие от обыденного познания наука имеет дело с такими объектами реальности, которые не освоены в повседневной практике. Для того чтобы признать знания научными недостаточно, что они употребляются на практике

3.системность. Каждый последующий шаг науки опирается на предыдущий и каждое новое открытие становится научной истиной только тогда, когда входит в качестве элемента определенной системы

 

В чем отличие эмпирического и теоретического уровней научного познания?

1.Эмпирическое познание основано на практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом, в теоретическом оно отсутствует, исследуется не сам объект, а его идеальна модель.

2.На разных уровнях используются разные методы познания. В эмпирическом: наблюдения, опыты, эксперименты, в теоретическом: идеализация, мыслительный эксперимент, методы построения теорий.

3.Они различаются по результатам. Результат эмпирического познания – установление фактов и эмпирических обобщений, результат теоретического – выдвижение гипотиз, построение теорий, формировка теоретических законов.

 

В чем различие между данными наблюдений и фактами?

Данные наблюдений – это непосредственные чувственные восприятия исследователя, которые он фиксирует в форме протоколов наблюдения, выражая их в языковой форме. В данных наблюдений объективная информация может быть искажена случайными внешними воздействиями, погрешностями. В отличие от данных наблюдений факты – это достоверные объективные знания, это такое описание явлений и связей между ними, где устранены все субъективные наслоения.

 

Что означает выражение «факты теоретически нагружены»?

Научный факт возникает как результат интерпретации. В этом процессе используются теоретические знания, «факты нагруженные теорией». Например, факт «этот камень весит 4 кг». Здесь используются следующие теоретические знания: вес, число, а также в неявном виде – понятия «рычаг», «ось», «тяжесть», «масса».

 

В чем отличие эмпирического обобщения от теоретического закона?

Эмпирический закон является результатом индуктивного обобщения опыта и представляет собой вероятностное знание. Теоретический же закон – это всегда знание достоверное. Закон Бойля-Мариотта был открыт Бойлем как индуктивное обобщение опытных данных. У Бойля эта формула соотносилась с таблицами результатов экспериментов, а у Бернулли – с теоретической моделью идеального газа.

 


⇐ Предыдущая12 

infopedia.su

Ответы@Mail.Ru: что такое истина?

И&#769;стина — характеристика, обозначающая степень совершенства мысли (представления) либо высказывания, позволяющее считать познание знанием. Истиной, также, может называться и само знание (само содержание знания) или сама познанная действительность. Противоположным истине понятием является понятие «ложь» . Обычно истиной считается соответствие высказывания или представления некоторому критерию проверки на истинность. Истина используется как общая категория, в частности, как религиозное, философское, научное логическое понятие. В науках и философии используются самые разнообразные критерии истины. В логике, для которой истина является одним из преимущественных предметов изучения, таким критерием считается непротиворечивость и логическая правильность. В некоторых религиях таким критерием зачастую является божественное откровение. Виды истины Относительная истина — философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) недостижима (см. агностицизм) . Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Теории, утверждающие существование абсолютной истины, часто называют метафизикой, относительной истины — релятивизмом. Понятие относительной истины используется в учении о диалектике. Термин относительная истина неудачен, более точным был бы термин частичная истина. Аналитическая истина имеет место тогда, когда приписываемое предмету свойство содержится в самом его понятии. Синтетическая истина — когда приписывание этого свойства требует внесения дополнительной информации. Случайная истина и Необходимая истина. Разновидностью относительной истины является правда [править] Теории истины Все теории можно разделить на дающие реальное определение истине и устанавливающие правила употребления слова «истина» . Теории истины (концепции истины) , дающие определение истине: Корреспондентная (классическая) теория. Истина — это соответствие мысли (высказывания) и действительности (вещи) , представление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью (Аристотель, средневековая философия, философия Нового времени в том числе Фома Аквинский, П. Гольбах, Гегель) Конвенциональная теория. Истина — это результат соглашения (Пуанкаре, Карнап, К. Поппер) Когерентная теория. Истина — это характеристика непротиворечивого сообщения, свойство согласованности знаний (Лейбниц, Авенариус, Мах, неопозитивизм) Авторитарная концепция. Истина — это убеждение и/или доверие авторитету (средневековая философия, богословие) Прагматическая (праксеологическая) теория. Истина — это полезность знания, его эффективность, то есть истинным является сообщение, позволяющее достичь успеха, (Ф. Бэкон, марксизм) Теория истины как очевидности. Истина — это «ясное и отчетливое представление» (Р. Декарт, Ф. Брентано, Э. Гуссерль) Теория истины как опытной подтверждаемости. (Шлик, Нейрат) Теории истины (концепции истины) , устанавливающие правила употребления термина «истина» при построении теорий: Редундантная теория: слова «истина» , «истинный» , «истинно» лишены смысла (П. Ф. Рамсей) Перформативная теория: слова «истина» , «истинный» , «истинно» являются перформативами в смысле теории речевых актов (П. Ф. Стросон) Семантическая теория истины: поскольку высказывание о высказывании порождает семантические парадоксы, вводится запрет на определение понятия истины (А. Тарский) <a rel=»nofollow» href=»http://enc.mail.ru/article/58046600″ target=»_blank»>http://enc.mail.ru/article/58046600</a> <a rel=»nofollow» href=»http://www.philosophy.ru/library/lang/austin.html» target=»_blank»>http://www.philosophy.ru/library/lang/austin.html</a> История понятия в ссылке

это слово каждый понимает по-своему, у каждого истина своя. Прежде всего это правда, а правда ведь у всех разная.. . Сколько людей, столько и истин)

истина это такая штука которую люди придумали что жить было проще и спокойнее, не так ли? А означает она слово Идеал, толко в не материальном плане Плиз, дай мне лучш ответ, Очень прошу!!)))))))

Веками слышится вопрос: Скажите, что есть истина? Я — Истина, — сказал Христос, И это слово истинно! Раз шел в претории допрос, Народ кричал неистово. Глас слышит Мой, — сказал Христос, — Тот, кто есть сам от Истины. Такой ответ как будто прост, Пилат в нем видит искренность, И все же задает вопрос: А что такое истина? Так, глядя Истине в глаза, Мы гоним ее истово, Забыв, что Сам Христос сказал: Я — Путь и Жизнь и Истина! Истина — верное отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведение её такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания. Понимание истины как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности. Так, Аристотель писал: «…прав тот, кто считает разделенное (в действительности. — Ред. ) — разделенным и соединенное — соединенным… «. Эта традиция в понимании истины продолжена в философии нового времени (Ф. Бэкон, Б. Спиноза, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, М. В. Ломоносов, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Л. Фейербах и др.) . ИСТИНА — противоположность лжи (все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть, все что есть, то истина, не одно ль и то же есть и естина, истина?) . В наше врнмя слову этому отвечает и правда, хотя вернее будет понимать под словом правда: правдивость, справедливость, правосудие, правота. Истина от земли, достояние разума человека, а правда с небес, дар благостыни. Истина относится к уму и разуму; а добро или благо к любви, нраву и воле. Истина — адекватность познания действительности. Истина — точка зрения абсолютного Бога, совокупность известных и неизвестных законов. Воплощение ИСТИНЫ — процесс создания индивидуального истинного тела, следуя законам Бога, и действия, в соответствии с этими законами. В выражении «абсолютная истина » термин «истина» означает Слово или Логос. Его значение отличается от термина «истина», употребляемого традиционной аксиологией в контексте ценностей истины, добра и красоты. Чтобы выразить истину в этом значении аксиология Объединения использует термин «истинность» Термины истинность или верность отличаются от термина истина . Они означают способность воплощать в себе истину или быть истинными.

Истина это — противоположность лжи, все что верно, подлинно, точно и есть истина.

touch.otvet.mail.ru

Что такое истина? Примеры относительной истины

В философии существует несколько основных понятий, среди которых стоит выделить в первую очередь определения непосредственно самой истины, объективной, абсолютной, а также относительной. Обратившись к словарям и справочникам, можно выделить наиболее ёмкое определение, которое представляет собой следующее понятие: истина – это доказанное заявление, принимаемое в качестве правды; соответствие реальности. Что представляют собой примеры относительной истины?

Что такое истина

Это прежде всего процесс, который характеризуется восприятием или осознанием объекта или явления в полной степени. Некоторые люди склонны утверждать, что абсолютной истины не существует в принципе – есть только субъективная оценка окружающей действительности, предметов, взглядов, суждений или явлений. Тем не менее она едина, но в ее среде можно выделить некоторые ключевые аспекты:

  • Относительный.
  • Объективный.
  • Абсолютный.

Безусловно, развитие любой науки предполагает достижение абсолютного идеала, правды, однако это маловероятно, так как каждое новое открытие провоцирует еще больше вопросов и споров. Так, например, утверждение типа «золото – это металл» является истинным лишь в том случае, если золото действительно представляет собой металл.

Что такое абсолютная истина

Для начала стоит определить понятие объективной правды, которое выражается следующим образом – понимание и восприятие знаний, которое не зависит от какого-либо конкретного человека, группы людей, цивилизации и общества. В чем же заключается основное отличие абсолютной истины от относительной или объективной?

Абсолютная представляет собой:

  • Исчерпывающее, полностью проверенное, знание о человеке, предмете, объекте или явлении, которое не может быть опровергнуто никаким образом.
  • Адекватное и осознанное воспроизведение субъектом определенного объекта, представление субъекта таким, каким он существует в действительности, независимо от мнения человека и его сознания.
  • Определение бесконечности нашего познания, своеобразный предел, к которому стремится всё человечество.

Многие утверждают, что как таковой абсолютной правды не существует. Сторонники этого взгляда склоняются к тому, что все является относительным, как таковой фактической реальности попросту не может быть. Тем не менее можно привести некоторые примеры абсолютной истины: научные законы или факты рождения людей.

Что такое относительная правда

Примеры относительной истины красноречиво характеризуют непосредственно само определение понятия. Итак, в древности люди полагали, что атом неделим, в 20-м веке ученые склонялись к тому, что атом состоит из электронов, а в настоящее время исследовали знают наверняка, что атом состоит из огромного количества мельчайших частиц и их число постоянно возрастает. Все эти знания создают красноречивое представление об относительности реального.

Исходя из этого можно сделать выводы о том, что же на самом деле представляет собой относительная истина:

  • Это знание (определение), которое в полной мере соответствует определенному уровню развития человечества, но отличается не совсем проверенными фактами или доказательствами.
  • Обозначение пограничных или конечных моментов познания мира человеком, приближенность знаний об окружающей действительности.
  • Утверждение или знание, которое зависит от определенных условий (времени, исторических событий, места и других обстоятельств).

Примеры относительной истины

Имеет ли абсолютная правда право на существование? Для ответа на этот вопрос стоит рассмотреть очень простой пример. Итак, выражение «планета Земля имеет форму геоида» вполне можно отнести к высказываниям из разряда абсолютной истины. Ведь наша планета на самом деле имеет такую форму. Вопрос в другом – является ли это выражение знанием? Может ли это высказывание дать незнающему человеку представление о форме планеты? Вероятнее всего, нет. Гораздо эффективней представить Землю в форме шара или эллипсоида. Таким образом, примеры относительной истины позволяют обозначить основные критерии и характеристики важнейших составляющих философских понятий.

Критерии

Как отличить абсолютную или относительную истину от заблуждения или вымысла.

Отвечать законам логики? Что является определяющим фактором? Для этих целей существуют особые понятия, которые позволяют определиться с правдоподобностью того или иного высказывания. Итак, критерием истины является то, что позволяет удостоверить правду, отличить ее от заблуждения, выявить, где правда, а где вымысел. Критерии бывают внутренние и внешние. Каким требованиям должны отвечать они:

  • Выражаться в простой и лаконичной форме.
  • Соответствовать основополагающим законам.
  • Быть применимыми на практике.
  • Соответствовать научным законам.

Критерием истины является в первую очередь практика – человеческая деятельность, направленная на преобразование окружающей действительности.

Современное понятие и его ключевые аспекты

Абсолютная, относительная, объективная истина – понятия, которые имеют четкие отличия друг от друга. В современное определение правды ученые вкладывают следующие аспекты: объективная реальность, духовная и субъективная действительность, результат познания, а также истина в качестве познавательного процесса.

Отдельного внимания заслуживает конкретность истины – она не может быть абстрактной. Истина всегда имеет отношение к какому-либо времени и месту. Тем не менее стремление к идеалу и поиск истины всегда будут волновать философов и ученых. Человечество должно стремиться к познанию и совершенствованию.

fb.ru

Ответы@Mail.Ru: Что такое — истина?

Веками слышится вопрос: Скажите, что есть истина? Я — Истина, — сказал Христос, И это слово истинно! Раз шел в претории допрос, Народ кричал неистово. Глас слышит Мой, — сказал Христос, — Тот, кто есть сам от Истины. Такой ответ как будто прост, Пилат в нем видит искренность, И все же задает вопрос: А что такое истина? Так, глядя Истине в глаза, Мы гоним ее истово, Забыв, что Сам Христос сказал: Я — Путь и Жизнь и Истина! Истина — верное отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведение её такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания. Понимание истины как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности. Так, Аристотель писал: «…прав тот, кто считает разделенное (в действительности. — Ред. ) — разделенным и соединенное — соединенным… «. Эта традиция в понимании истины продолжена в философии нового времени (Ф. Бэкон, Б. Спиноза, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, М. В. Ломоносов, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Л. Фейербах и др.) . Истина совсем не есть соответствие в познании реальности, находящейся вне человека. Познание Истины не тождественно с объективностью. Познание истины не есть объективация, т. е. отчуждение и охлаждение. Истина первична, а не вторична, т. е. не есть соответствие чему-то другому. В последней глубине Истина есть Бог и Бог есть Истина …Истина не есть реальность и не есть соответствие реальности, а есть смысл реальности, есть верховное качество и ценность реальности. Истина динамична …(Н. А. Бердяев) ИСТИНА — противоположность лжи (все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть, все что есть, то истина, не одно ль и то же есть и естина, истина?) . В наше врнмя слову этому отвечает и правда, хотя вернее будет понимать под словом правда: правдивость, справедливость, правосудие, правота. Истина от земли, достояние разума человека, а правда с небес, дар благостыни. Истина относится к уму и разуму; а добро или благо к любви, нраву и воле. (Словари) Истина — адекватность познания действительности. Истина — точка зрения абсолютного Бога, совокупность известных и неизвестных законов. Воплощение ИСТИНЫ — процесс создания индивидуального истинного тела, следуя законам Бога, и действия, в соответствии с этими законами. (разные мнения) В выражении «абсолютная истина » термин «истина» означает Слово или Логос. Его значение отличается от термина «истина», употребляемого традиционной аксиологией в контексте ценностей истины, добра и красоты. Чтобы выразить истину в этом значении аксиология Объединения использует термин «истинность»

Это понятие, обозначающая качественную характеристику мысли (представления) либо суждения, которая позволяет считать их знанием. Истиной также может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность. В целом истина есть универсальная категория, понятие, используемое, в частности, как в религии и философии, так и в рамках научного познания.

истина — понятие, которое отражает объективную сущность предмета или явления. Истина часто относительна, редко абсолютна

Критерий истины — практика.

Утверждение, проверенное практикой, ОПЫТОМ. пРАВДА.

истина — это непознанное, но познаваемое

Истина — это нечто относительное, истина — это некоторая идея (мысль) , которую человек (тот который считает эту идею истиной) использует в своих суждениях, полагаясь на неё как на некий факт (ну или постулат) . Пусть даже некоторые мысли и идеи могут иметь общее признание истины — но некоторые могут быть истиной со стороны одного человека, и ложью для другого. При этом эта идея не будет ни плохой, ни хорошей — она будет конкретной, у конкретного человека.

Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. (Иоан. 14:6)

touch.otvet.mail.ru

Истина — это… Что такое Истина?

        верное отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведение её такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания. Понимание И. как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности. Так, Аристотель писал: «…прав тот, кто считает разделенное (в действительности. — Ред.) разделенным и соединенное — соединенным…» (Метафизика, IX, 10, 1051 b. 9; рус. пер., М.—Л., 1934). Эта традиция в понимании И. продолжена в философии нового времени (Ф. Бэкон, Б. Спиноза, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, М. В. Ломоносов, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Л. Фейербах и др.).

         В идеалистических системах И. понимается или как вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), или как согласие мышления с самим собой, с его априорными формами (И. Кант). Немецкий классический идеализм, начиная с И. Фихте, внёс в трактовку И. диалектический подход. По Г. Гегелю, И. есть процесс развития знания.

         Представители экзистенциализма, вслед за датским мыслителем С. Кьеркегором, трактуют И. субъективно-идеалистически — как форму психологического состояния личности.

         Точка зрения сторонников субъективно-идеалистического эмпиризма состоит в понимании истинности как соответствия мышления ощущениям субъекта (Д. Юм, Б. Рассел) или как соответствия идей стремлениям личности к достижению успеха (Прагматизм), либо, наконец, как наиболее простой, «экономичной» взаимосогласованности ощущений (Э. Мах, Р. Авенариус). Неопозитивисты рассматривают истинность как согласованность предложений науки с чувственным опытом. Конвенциализм (А. Пуанкаре, Р. Карнап) исходит из того, что дефиниция И. и её содержание носят условно-договорный характер.

         Согласно диалектическому материализму, истинным являются те представления, понятия, идеи, теории, которые адекватно, верно отражают то, что есть в объективной действительности. В. И. Ленин называет объективной И. такое содержание человеческих представлений, «…которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества…» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 123).

         Наука — не склад готовых и исчерпывающих истин, а процесс их достижения, движение от знания ограниченного, приблизительного ко всё более всеобщему, глубокому, точному. Этот процесс безграничен.

         И. относительна, поскольку она отражает объект не полностью, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Каждая ступень познания ограничена историческими условиями жизни общества, уровнем практики. И в этом смысле И. — «дитя эпохи». Каждая последующая научная теория по сравнению с предшествующей является более полным и глубоким знанием. Прежняя теория истолковывается в составе новой теории как относительная И. и тем самым как частный случай более полной и точной теории (например, классическая механика И. Ньютона и теория относительности А. Эйнштейна). Такое соотношение между теориями в их историческом развитии получило в науке название принципа соответствия. Диалектический материализм «…признает относительность всех наших знаний не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле исторической условности пределов приближения наших знаний к этой истине» (там же, с. 139). Абсолютизация относительной И., увековечение И. порождает заблуждение, догматизм мышления.

         В каждой относительной И., поскольку она объективна, содержится «частичка» абсолютного знания. Абсолютная И. есть такое знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Человечество движется по пути овладения абсолютной И., которая в этом смысле складывается из суммы относительных И.«…Человеческое мышление, — писал В. И. Ленин, — по природе своей способно давать и дает нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зерна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного положения относительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания» (там же, с. 137).

         Одним из основных принципов диалектического подхода к познанию является признание конкретности И., что предполагает прежде всего точный учёт всех условий, в которых находится объект познания, выделение главных, существенных свойств, связей, тенденций его развития. Принцип конкретности И. требует подходить к фактам не с общими формулами и схемами, а с учётом реальных условий, конкретной обстановки. В. И. Ленин отмечал, что «…всякую истину, если ее сделать ,,чрезмерной”…, если ее преувеличить, если ее распространить за пределы ее действительной применимости, можно довести до абсурда, и она даже неизбежно, при указанных условиях, превращается в абсурд» (там же, т. 41, с. 46). Критерий И. находится не в мышлении самом по себе и не в действительности, взятой вне субъекта. К. Маркс писал, что «вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, — вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 1—2). В нашем сознании правильно, объективно то, что прямо или косвенно подтверждено на практике, или то, что может быть осуществлено на практике. Если человек сравнивает своё понятие о вещах с др. понятиями, практически уже удостоверенными, он тем самым опосредованно сравнивает своё понятие с самим предметом. Соответствие понятия предмету доказывается в полной мере лишь тогда, когда человеку удаётся найти, воспроизвести или создать предмет, соответствующий тому понятию, которое он образовал.

         Проблемы, связанные с теоретическими и социальными условиями постижения И., разрабатываются в теории познания (См. Теория познания) и социологии познания (См. Социология познания).

         А. Г. Спиркин.

dic.academic.ru

Абсолютная и относительная истина. Отличие относительной истины от абсолютной :: SYL.ru

В течение всего своего существования люди пытаются ответить на множество вопросов об устройстве и организации нашего мира. Ученые постоянно совершают новые открытия и с каждым днем приближаются к истине, разгадывая тайны устройства Вселенной. Что же такое абсолютная и относительная истина? Чем они различаются? Удастся ли людям когда-либо достичь абсолютной истины в теории познания?

Понятие и критерии истины

В различных областях науки учеными дается множество определений истины. Так, в философии это понятие трактуется как соответствие образа предмета, формируемого человеческим сознанием, реальному его существованию вне зависимости от нашего мышления.

В логике под истиной понимаются суждения и умозаключения, являющиеся достаточно полными и правильными. В них должны отсутствовать противоречия и несоответствия.

В точных науках суть истины трактуется как цель научного познания, а также как совпадение имеемых знаний с реальными. Она представляет огромную ценность, позволяет решать практические и теоретические задачи, обосновывать и подтверждать полученные выводы.

Проблема того, что же считать истинным, а что нет, возникла так же давно, как и само это понятие. Основным критериями истины считаются возможность подтвердить теорию практическим путем. Это может быть логическое доказательство, опыт или эксперимент. Этот критерий, разумеется, не может быть стопроцентной гарантией истинности теории, так как практика привязана к конкретному историческому периоду и со временем совершенствуется и преобразовывается.

Абсолютная истина. Примеры и признаки

В философии под абсолютной истиной понимается некое знание о нашем мире, которое не может быть опровергнуто или оспорено. Оно является исчерпывающим и единственно верным. Абсолютная истина может быть установлена только опытным путем или с помощью теоретических обоснований и доказательств. Она должна в обязательном порядке соответствовать окружающему нас миру.

Очень часто понятие абсолютная истина путают с вечными истинами. Примеры последних: собака – животное, небо голубое, птицы умеют летать. Вечные истины применимы лишь в отношении какого-либо конкретного факта. Для сложных же систем, а также для познания всего мира в целом они не подходят.

Существует ли абсолютная истина?

Споры ученых о природе истины ведутся с момента зарождения философии. В науке имеется несколько мнений по поводу того, существуют ли абсолютная и относительная истина.

Согласно одной из них, все в нашем мире относительно и зависит от восприятия реальности каждым конкретным человеком. Абсолютная истина при этом не достижима никогда, ведь узнать точно все секреты мироздания человечеству не под силу. Прежде всего это обусловлено ограниченными возможностями нашего сознания, а также недостаточным развитием уровня науки и техники.

С позиции других философов, напротив, все является абсолютным. Однако такое относится не к познанию устройства мира в целом, а к конкретным фактам. К примеру, доказанные учеными теоремы и аксиомы считаются абсолютной истиной, но они не дают ответов на все вопросы человечества.

Большинство же философов придерживаются такой точки зрения, что из множества относительных складывается абсолютная истина. Пример подобной ситуации — когда с течением времени некий научный факт постепенно усовершенствуется и дополняется новыми знаниями. В настоящее время достичь абсолютной истины в вопросе изучения нашего мира невозможно. Однако, вероятно, когда-нибудь наступит момент, когда прогресс человечества достигнет такого уровня, что все относительные знания суммируются и образуют целостную картину, раскрывающую все тайны нашей Вселенной.

Относительная истина

В связи с тем, что человек ограничен в способах и формах познания, он не всегда может получить полную информацию об интересующих его вещах. Смысл истины относительной состоит в том, что это неполные, приблизительные, требующие уточнения знания людей о том или ином объекте. В процессе эволюции человеку становятся доступны новые методы исследования, а также более современные приборы для измерений и вычислений. Именно в точности знаний состоит главное отличие относительной истины от абсолютной.

Истина относительная существует в конкретный временной промежуток. Она зависит от места и периода, в которые получено знание, исторических условий и прочих факторов, которые могут оказать влияние на точность результата. Также относительная истина определяется восприятием реальности конкретным человеком, проводящим исследования.

Примеры относительной истины

В качестве примера относительной истины, зависящей от местоположения субъекта, можно привести такой факт: человек утверждает, что на улице холодно. Для него это — истина, казалось бы, абсолютная. Но у людей в другой части планеты в это время жарко. Следовательно, говоря о том, что за окном холодно, подразумевается лишь конкретное место, а значит, эта истина относительная.

С точки зрения восприятия человеком реальности можно также привести пример погоды. Одинаковая температура воздуха разными людьми может переноситься и ощущаться по-своему. Кто-то скажет, что +10 градусов – это холодно, а для кого-то это вполне теплая погода.

С течением времени относительная истина постепенно преобразуется и дополняется. К примеру, еще несколько столетий назад туберкулез считался неизлечимой болезнью, и люди, заразившиеся им, были обречены. На тот момент смертельность этой болезни не подвергалась сомнению. Сейчас же человечество научились бороться с туберкулезом и полностью излечивать заболевших. Таким образом, с развитием науки и сменой исторических эпох поменялись представления об абсолютности и относительности истины в этом вопросе.

Понятие объективной истины

Для любой науки важно получить такие данные, которые бы достоверно отражали действительность. Под объективной истиной понимаются знания, не зависящие от желания, воли и других личных особенностей человека. Они констатируются и фиксируются без влияния мнения субъекта исследования на полученный результат.

Объективная и абсолютная истина – это не одно и то же. Эти понятия совершенно не связаны друг с другом. Объективной может быть и абсолютная, и относительная истина. Даже неполные, до конца не доказанные знания, могут быть объективными в том случае, если они получены с соблюдением всех необходимых условий.

Субъективная истина

Очень многие люди верят в различные приметы и знамения. Однако поддержка со стороны большинства вовсе не означает объективности знания. Людские суеверия не имеют научного доказательства, а значит, являются субъективной истиной. Не могут выступать в качестве критерия объективности полезность и значимость информации, практическая применимость и прочие интересы людей.

Субъективной истиной считается личное мнение человека по поводу той или иной ситуации, не имеющее весомых доказательств. Все мы слышали выражение «У каждого своя правда». Именно оно относится в полной мере к субъективной истине.

Ложь и заблуждение как противоположность истины

Все, что не является правдой, считается ложным. Абсолютная и относительная истина являются противоположными понятиями для лжи и заблуждения, означающими несоответствие действительности неких знаний или убеждений человека.

Различие между заблуждением и ложью состоит в преднамеренности и осознанности их применения. Если человек, заведомо зная, что он не прав, доказывает всем свою точку зрения, он говорит ложь. Если же кто-то искренне считает свое мнение верным, но на самом деле оно таковым не является, то он просто заблуждается.

Таким образом, лишь в борьбе с ложью и заблуждением может быть достигнута абсолютная истина. Примеры подобных ситуаций в истории встречаются повсеместно. Так, приближаясь к разгадке тайны устройства нашей Вселенной, учеными отметались различные версии, считавшиеся в древности абсолютно верными, но на деле оказавшимися заблуждением.

Философская истина. Ее развитие в динамике

Современными учеными под истиной подразумевается непрерывный динамический процесс на пути к абсолютному знанию. При этом на данный момент в широком понимании истина должна быть объективной и относительной. Основной проблемой становится возможность отличить ее от заблуждения.

Несмотря на резкий скачок человечества в развитии за последнее столетие, наши методы познания до сих пор остаются достаточно примитивными, не позволяющими людям приблизиться к абсолютной истине. Однако последовательно двигаясь к цели, вовремя и полностью отсеивая заблуждения, возможно, когда-нибудь мы сможем узнать все секреты нашей Вселенной.

www.syl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *