Анкетирование в психологии это – Метод анкетирования — Википедия

Метод анкетирования — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Метод анкети́рования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. В социологии анкетирование — это метод опроса, используемый для составления статических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) статистических представлений о состоянии общества, общественного мнения, состояния политической, социальной и прочей напряжённости с целью прогнозирования действий или событий.

Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль[источник не указан 2735 дней]. Контакт психолога с респондентом при анкетировании, в отличие от интервьюирования, сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона,[1] который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.

По числу респондентов[править | править код]

  • Индивидуальное анкетирование — опрашивается один респондент;
  • Групповое анкетирование — опрашиваются несколько респондентов;
  • Аудиторное анкетирование — методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;
  • Массовое анкетирование — участвуют от сотни до нескольких тысяч респондентов (на практике работа трудоёмкая, а результаты менее корректны).

По полноте охвата[править | править код]

  • Сплошное — опрос всех представителей выборки;
  • Выборочное — опрос части представителей выборки.

По типу контактов с респондентом[править | править код]

  • Очное — проводится в присутствии исследователя-анкетёра;
  • Заочное — анкетёр отсутствует:
    • Рассылка анкет по почте;
    • Публикация анкет в прессе;
    • Публикация анкет в Интернете;
    • Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника. Ряд сайтов даёт бесплатную возможность создать онлайн опросник и собрать данные.

  1. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 45.

ru.wikipedia.org

Анкетирование — Психологос

Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты.

Общие сведения

Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом сведён здесь к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона, который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.

Виды анкетирования

По числу респондентов

  • Индивидуальное анкетирование (один респондент)
  • Групповое анкетирование (несколько респондентов)
  • Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)

По полноте охвата

  • Сплошное (опрос всех представителей выборки)
  • Выборочное (опрос части выборки)

По типу контактов с респондентом

  • Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)
  • Заочное (анкетёр отсутствует)
  • Рассылка анкет по почте
  • Публикация анкет в прессе
  • Публикация анкет в интернете
  • Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

Онлайн анкетирование

С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника.

www.psychologos.ru

Метод анкетирования — это… Что такое Метод анкетирования?

Метод анкети́рования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. В социологии анкетирование — это метод опроса, используемый для составления статистических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) представлений о состоянии общества, общественного мнения, состояния политической, социальной и прочей напряжённости с целью прогнозирования действий или событий.

Общие сведения

Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль[источник не указан 211 дней]. Контакт психолога с респондентом при анкетировании, в отличие от интервьюирования, сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона,[1] который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.

Виды анкетирования

По числу респондентов

  • Индивидуальное анкетирование — опрашивается один респондент;
  • Групповое анкетирование — опрашиваются несколько респондентов;
  • Аудиторное анкетирование — методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;
  • Массовое анкетирование — участвуют от сотни до нескольких тысяч респондентов (на практике работа трудоёмкая, а результаты менее корректны).

По полноте охвата

  • Сплошное — опрос всех представителей выборки;
  • Выборочное — опрос части представителей выборки.

По типу контактов с респондентом

  • Очное — проводится в присутствии исследователя-анкетёра;
  • Заочное — анкетёр отсутствует:
    • Рассылка анкет по почте;
    • Публикация анкет в прессе;
    • Публикация анкет в Интернете;
    • Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

Онлайн-анкетирование

С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника. Ряд сайтов даёт бесплатную возможность создать онлайн опросник и собрать данные.

Примечания

  1. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 45.

Литература

  • Ядов В. А. Социологическое исследование — методология, программа, методы. — М.: Издательство «Самарский университет», 1995. — ISBN 5-230-06020-4
  • Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. — СПб.: Речь, 2002. — ISBN 5-9268-0140-0

См. также

dic.academic.ru

Анкетирование

Принято считать, что анкетирование как научный метод первым применил Ф. Гальтон в своих психодиагностических исследованиях.

Личный контакт исследователя с респондентом при анкетировании не обязателен. Анкеты можно рассылать по почте или с помощью других лиц. Среди методов опроса анкетирование очень удобно, с его помощью можно быстро выяснить мнения большой группы опрашиваемых. Кроме этого он может применяться на соревнованиях, совещаниях, собраниях, занятиях и др. Анализировать результаты анкетирования удобно методом математической статистики.

Анкетирование относится к типично опросным методам и не имеет непосредственного общения и разговора между исследователем и респондентом. Такая особенность анкетирования дает возможность ряду исследователей утверждать, что его трудно отнести к собственно психологическим исследовательским методам.

Даже при полной искренности испытуемого получаемая информация является декларативной, и считаться надежной и достоверной не может. А с учетом того, что на содержание высказываний испытуемого влияние оказывает неосознаваемая мотивация и установка, то есть смысл считать, что анкетирование метод не психологический. Но, тем не менее, как дополнительный метод, может использоваться при проведении социально-психологических исследований.

Попробуем не согласиться с такой оценкой анкетирования:

  • В психологии анкетирование нацелено на получение главным образом психологической информации. Интерпретации психологических данных способствуют вспомогательные сведения социологического, демографического, экономического характера, дополняющие психологическую картину;
  • Несмотря на то, что анкетирование сводит к минимуму общение между исследователем и респондентом, тем не менее, представляет собой «дуэль» между ними. Составитель анкеты идет на массу ухищрений, чтобы чисто психологически воздействовать на респондента.
  • Анкетирование упрекают в ненадежности и недостоверности получаемой информации,потому что на ответы респондента влияет неосознаваемая мотивация и установка. Но, это упрек можно адресовать любому другому субъективному эмпирическому методу вплоть до лабораторного эксперимента. И в других методах от факторов мотивации и установки никуда не денешься. Важно отметить еще и тот факт, что навряд ли кто-то решится отнести к непсихологическим методам личностные опросники;
  • Со времен Ф. Гальтона метод анкетирования, даже если он пришел из других наук, прошел такой путь адаптации к психологической проблематике, что отделить его от семейства психологических методов уже невозможно;
  • Являясь разновидностью опроса, анкетирование – это метод общенаучного характера и общенаучного значения, поэтому говорить о нем, как непсихологическом методе также некорректно, как об эксперименте или наблюдении.

Главный компонент анкетирования

Львиная доля успеха или неуспеха опроса зависит от анкеты, которая является главным компонентом этого метода. При составлении анкеты необходимо:

  • Хорошо знать исследуемую проблему;
  • Хорошо уяснить цель опроса;
  • Учесть возраст и подготовленность респондентов;
  • Продумать место и время проведения опроса;
  • Обязательно проконсультироваться со специалистом;
  • Выявить зависимость от пола, стажа, социального положения респондентов.

Анкету можно сравнить с однонаправленным каналом, опосредующим общение, которая в заочных опросах является единственным представителем исследователя и единственным звеном, связывающим исследователя с респондентом.

Процедура строго регламентирована – «вопрос-ответ». Никакая интерпретация здесь со стороны анкетера не допускается, опрос идет по намеченному пути, и уклониться от намеченной цели нельзя.

Стандартный характер анкет является их слабой стороной и, кроме того, исследователь не знает, как к ней отнесутся, заполнят ли её и вернут ли назад. Письменные анкеты, полученные от респондентов, анализируются, обрабатываются методом математической статистики.

Анкета должна быть построена так, чтобы с одной стороны, не подсказывать ответ, а с другой стороны – расположить респондентов к откровенности. Анкеты могут быть анонимными.

Клссификация вопросов анкетирования

Вопросы анкетирования классифицируются следующим образом:

  • По содержанию. Вопросы могут быть прямые и косвенные. Но, бывает так, что респонденты не всегда охотно отвечают на прямые вопросы и, косвенные вопросы в этом случае, будут намного предпочтительнее;
  • По степени свободы ответа. Открытые вопросы не ограничивают ответ респондента и дают возможность получать ответы в естественной форме, содержащие обоснование мотивов. Открытые вопросы, носящие часто пространственный характер, затрудняют обработку полученных результатов. Закрытые вопросы ограничивают определенным числом вариантов ответов;
  • По цели. Этой целью может быть – получение новой информации, подтверждение каких-то данных, проверка на лживость и др.
  • По форме вопросы могут быть – дезъюктивные с одним вариантом ответа, конъюктивные – выбор нескольких вариантов, шкалированные вопросы для перевода качественного показателя в количественный показатель.
  • Вопросы должны соответствовать образовательному уровню респондентов, быть точными и лаконичными, взаимосвязаны по содержанию и частично перекрывать друг друга. Подобное перекрытие позволяет проверить достоверность ответов. Ниже предлагается примерная модель анкеты.

Примерная модель анкеты

spravochnick.ru

Метод опроса — Психологос

Ме́тод опро́са — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и интервьюирумемы посредством получения от субъекта ответов на зараенее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Общие сведения

Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие задаче решения, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Виды опросов

Вопросы

Правила составления вопросов
  • Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным.
  • Нежелательно употребление специальных, специфичных терминов.
  • Вопросы должны быть краткими.
  • Вопросы должны быть конкретными.
  • Вопросы не должны содержать подсказку.
  • Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов.
  • Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).
  • Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.
Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами
  • Закрытые — открытые

Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа. Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке; недостатком же можно считать высокую вероятность необдуманности ответов, случайный их выбор, автоматизм у респондента.

Открытые (неструктурированные) вопросы не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в свободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопросы, обрабатывать труднее, чем в случае с закрытыми вопросами.

  • Субъективные — проективные

Субъективные вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации.

Проективные вопросы спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента.

По материалам: Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002.

Литература

  • Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002. ISBN 5-9268-0140-0

Ссылки

www.psychologos.ru

Характеристика метода опроса в психологии

В психологии существуют различные способы получения информации, материала для исследования. Одним из таких методов является опрос. Он популярен в различных областях. Есть у метода опроса в психологии и плюсы, и минусы, о которых рассказано ниже.

Что это такое?

Опрос — это один из методов проведения психологического исследования. Его особенность состоит в том, что человек получает информацию за счет ответов на вопросы. Метод опроса в психологии используют в следующих случаях:

  • Когда некоторые факторы с трудом поддаются контролю со стороны.
  • Если для учета некоторых факторов нужно длительное и тщательное исследование.

Метод опроса в психологии основывается на задавании людям специально составленных вопросов. Полученные ответы позволяют узнать нужную информацию и проанализировать ее. Характерной особенностью является его массовость, потому что психологу нужно получить сведения о группе людей, а не одного индивида. Ниже представлена краткая характеристика метода опроса в психологии.

Существует несколько разновидностей данного метода:

  1. Стандартизированные — имеют определенные рамки, которые позволяют получить общие сведения об исследуемом предмете.
  2. Нестандартизированные — не имеют строгих ограничений, есть возможность варьирования вопросов в зависимости от ответов респондента.

После обработки данных специалист сообщает респонденту о результатах исследования на понятном ему языке.

Преимущества и недостатки

К достоинствам метода опроса в психологии можно отнести следующие:

  1. Стандартизация — участникам исследования задают одинаковые вопросы.
  2. Простота — опросники можно отправить по почте, не используя различные технические средства.
  3. Возможность проведения тщательного анализа.
  4. Возможность использования статистических методов и обработки данных на компьютере.

Но кроме перечисленных плюсов, есть и один существенный недостаток — это субъективность в анализе данных. Это может получиться за счет социально-психологического взаимодействия специалиста и респондента.

Разновидности

Существует несколько видов метода опроса в психологии:

  • анкетирование;
  • метод лестницы — используется для маркетинговых исследований;
  • свободный;
  • устный;
  • письменный;
  • стандартизированный;
  • интервью.

У каждого из них имеются свои особенности, которые нужно учитывать при выборе определенной разновидности.

Также метод опроса в психологии классифицируют по способу взаимодействия с респондентом:

  • опрос личный — вопросы задают при прямом контакте;
  • дистанционный — участие исследователя необязательно.

Все более популярным становится интернет-опрос — это позволяет провести исследование с большим количеством людей с минимальными затратами.

Анкетирование

Одной из разновидностей метода опроса в социальной психологии является анкетирование. Для получения информации используют анкету — это специально составленный список вопросов. Общение с психологом — минимальное.

Это один из наиболее эффективных способов получить информацию о большом количестве числа респондентов. Этот метод опроса позволяет узнать мнение большого количества людей за короткий промежуток времени. Анкетирование по числу респондентов может быть:

  • индивидуальное;
  • групповое;
  • аудиторное;
  • массовое.

По типу контакта со специалистом:

  • очное;
  • заочное.

Большой популярностью пользуется онлайн-анкетирование: на многих сайтах можно найти самые разнообразные анкеты.

Интервью

Оно относится как к методу опроса в социальной психологии, так и к методу беседы. Вопросы составляют по типу анкетирования, которые задают в ходе разговора. Психолог во время интервью не вступает в активное взаимодействие с интервьюируемым, не высказывает своего мнения и не дает личной оценки.

Главная задача специалиста при использовании метода беседы в опросе и интервью в психологии — это сведение своего внимания к минимуму и создание благоприятной расслабленной атмосферы. Существует нескольких разновидностей интервью:

  • Стандартизированное — вопросы задают в составленной формулировке и определенной последовательности.
  • Ненаправленное — специалист составляет лишь общий план, задавая вопросы, ориентируясь на ситуацию. Благодаря этому психолог устанавливает контакт с респондентом.
  • Полустандартизированное — совмещает в себе особенности стандартного и ненаправленного интервью.

Также оно может быть:

  • предварительным — используется на стадии подготовки к исследованию;
  • основным — используется для сбора основной информации;
  • контрольным — используют для проверки спорных результатов.

Интервью делят по количеству участников:

  • индивидуальное;
  • групповое;
  • массовое.

Интервью является распространенным методом опроса в психологии.

Требования к проведению беседы

Важно создать подходящие условия для проведения беседы. Специалист должен позаботиться о создании благоприятной атмосферы.

  1. Нужно определить цель беседы, но о ней не нужно говорить собеседнику.
  2. Определить главные вопросы — интервьюер должен распределить вопросы по степени их значимости и правильности и точности формулировок.
  3. Составить вопросы для поддержания беседы исходя из индивидуальных особенностей собеседника.
  4. Создание благоприятной атмосферы.

Все это позволяет раскрыться собеседнику, чтобы интервью получилось удачным.

Тесты

Одной из разновидностей опроса являются тесты. Они позволяют получить точную характеристику объекта исследования. Существуют следующие разновидности тестирования:

  • личностные — позволяют оценить личность человека;
  • шкалы установок и стандартизированные анкеты — позволяют дать оценку интересам респондента;
  • объективные тесты — позволяют создать ситуацию для оценки действий и поведения респондента;
  • ситуационные — направлены на оценку поведения человека;
  • проективные тесты — позволяют оценить реакцию человека на стимульный материал.

Тесты позволяют получить более объективные и точные данные о человеке. В некоторых подразумевается наличие одного ответа, в других — допустимо более двух вариантов ответа. Тестирование также является одним из способов сразу охватить большую группу людей, а его результаты достаточно просто обработать. Поэтому оно является одним из популярных разновидностей опроса.

Другие разновидности

Для опроса используют и социометрические методы, и балльную систему — их применяют для решения задач, характерных для определенной группы людей. Для обработки берут статистические методы.

Устный опрос позволяет наблюдать за реакцией человека на вопрос. Но для успешного проведения нужна специальная подготовка. Письменный вариант используют тогда, когда нужно охватить большую группу людей. Но это не дает возможности проанализировать реакцию человека на вопросы. Свободный опрос не ограничен строгими рамками, что позволяет наличие вариативности ответов.

Как правильно составлять вопросы?

Успешность использования метода опроса зависит от того, насколько правильно составлены вопросы.

  1. Они должны быть логичными и отдельными.
  2. В них не должно быть узкоспециализированных терминов, малораспространенных слов.
  3. Они должны быть заданы в краткой форме.
  4. Если к вопросу должно быть дано пояснение, то оно должно быть лаконичным.
  5. Вопросы должны быть конкретными.
  6. В вопросах не должно содержаться подсказок.
  7. Вопрос должен быть составлен так, чтобы респондент не давал шаблонные ответы.
  8. Язык, на котором составлен вопрос, не должен быть слишком экспрессивным.

Если все эти рекомендации соблюдены, то метод опроса позволяет получить нужную информацию.

Какие бывают вопросы?

Вопросы различаются в зависимости от поставленных задач:

  1. Закрытые (структурированные) — ответ выбирают из списка. Они могут быть как односложными, так и предлагать более 2 вариантов ответа. Ответы на такие вопросы легко обработать. Но высока вероятность получения неточных ответов.
  2. Открытые (неструктурированные) — их задают на подготовительной стадии исследования. Они позволяют отследить динамику мнений респондентов. Но их немного труднее обработать.
  3. Субъективные — учитывается личное мнение респондента.
  4. Проективные — в них спрашивают о третьем лице, не учитывая респондента.

От правильно выбранных и составленных ответов зависит точность опроса.

Причины неточности в исследовании

Метод опроса не является способом получения точной информации. Из-за некоторых ошибок и неточностей результаты могут быть не совсем точными.

  1. Неполучение ответов — это делает выборку ответов более предвзятой.
  2. Ошибки в ответах — это может быть из-за недостаточно точной формулировки вопроса. Некоторые респонденты могут давать другие ответы, чтобы изменить результат опроса. Это повышает субъективность анализа полученной информации.
  3. Неточная формулировка вопроса.
  4. Неправильный подбор группы людей для исследования.

Перечисленные факторы влияют на результат обработки информации, из-за чего метод опроса не стоит считать полностью объективным как в психологии, так и в социологии.

Области использования

Применение метода опроса в психологии довольно распространено, особенно в социальной. Его используют на подготовительной стадии исследования для сбора нужной информации. Опрос также позволяет уточнить и расширить данные для исследования.

Но в отличие от социологии, в социальной психологии метод опроса не является основным инструментом в работе. Его также применяют, чтобы выяснить о взаимодействии между представителями различных групп людей. Опрос помогает узнать мнение общества по каком-либо важному вопросу и ценностные ориентиры людей.

Все это позволяет определить возможные пути развития общества и предложить варианты решения каких-либо задач. Но опрос не является полностью объективным методом, поэтому в особо важных исследованиях используют и другие методы для получения и обработки информации для исследования.

Для его проведения не нужен большой штат специалистов, что является одним из его преимуществ. Несмотря на все достоинства и недостатки метода опроса в психологии, он является одним из самых популярных. Все сильнее развивается такое направление, как интернет-анкетирование. Это позволяет быстрее получить и обработать нужную информацию для исследования. Успех применения опроса зависит от того, какая была выбрана разновидность и как вел себя специалист. Важно соблюдать рекомендации по составлению вопросов, чтобы результаты опроса получились наиболее точными.

fb.ru

Метод опроса — Википедия

Ме́тод опро́са — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и респондентами (людьми, участвующими в опросе), посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в том, что респонденту задают специальные вопросы, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Интервью относят как и к методу опроса, так и к методу беседы.

Классификация опросов по способу взаимодействия с респондентом:

  • Личные опросы. Проведение таких опросов проходит при прямом контакте исследователя с респондентом.
  • Дистанционные опросы. Проведение таких опросов возможно при опосредованном участии исследователя, либо же вовсе без его участия.

Одними из наиболее активно используемых в современном мире дистанционных методов являются телефонный[1] или интернет-опрос.

Правила составления вопросов[править | править код]

  • Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным.
  • Запрещено употребление малораспространённых, малопонятных слов и специальных терминов.
  • Вопросы должны быть краткими.
  • При необходимости вопрос может сопровождаться пояснением, но сама формулировка должна оставаться лаконичной.
  • Вопросы должны быть конкретными, а не абстрактными.
  • Вопросы не должны содержать подсказку. Если в нём упомянуты возможные варианты ответов, то их список следует дать полным.
  • Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов.
  • Вопрос не должен принуждать респондентов к неприемлемым для них ответам.
  • Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).
  • Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.

Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами[править | править код]

  • Закрытые — открытые
    • Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа. Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке; недостатком же можно считать высокую вероятность необдуманности ответов, случайный их выбор, автоматизм у респондента.
    • Открытые (неструктурированные) вопросы оправданы на стадии проб, пилотажа, определения области исследования и в качестве контроля. Ответы на открытый вопрос позволяют выявить динамику мнений, оценок, настроений, ценностных ориентаций и пр. Например: «Что Вы включаете в понятие „хороший сервис“»?

При обработке открытых вопросов можно столкнуться с определенными трудностями: проблемы с кодированием и занесением в таблицы; проблемы с отсутствием ответов, высказанные мнения и оценки респондента могут быть связаны с какими-то неизвестными исследователям рамками сравнений.

  • Субъективные — проективные
    • Субъективные вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации.
    • Проективные вопросы спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента.

По материалам: Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002.

Неполучение ответов[править | править код]

Многие люди не отвечают на звонки незнакомцев или отказываются отвечать на вопросы, и из-за этого опросы населения могут быть не репрезентативными, появляется так называемая погрешность неполучения ответов (non-response bias). Из-за ошибки отбора характеристики тех, кто согласился пройти опрос и тех, кто отказался могут значительно отличатся. То есть, фактически выборка является предвзятой. В этих случаях, предвзятость вводит новые ошибки, в дополнение к ошибкам, вызванным размером выборки. Ошибка из-за смещения не становится меньше с большими размерами образца, так как принимая больший размер выборки, интервьюер просто повторяет ту же ошибку, только в более широком масштабе . Если люди, которые отказываются отвечать, имеют те же характеристики, что и люди, которые делают ответ, то окончательные результаты должны быть беспристрастными. Если люди, которые не отвечают, имеют разные мнения, то это есть смещение в результатах.

Ошибки в ответах (Response bias)[править | править код]

На результаты исследования путём опроса могут значительно повлиять ответы, которые не отражают истинных убеждений респондентов. Это может быть спровоцировано неправильной формулировкой вопросов, вопросами некорректного или личного характера, что не позволяет респондентам дать хороший репрезентативный ответ. К тому же респонденты могут специально делать какие-либо ошибки, пытаясь намеренно манипулировать результатами опроса. Так же респондент может чувствовать себя под социальным давлением, которое не позволяет ему дать непопулярный ответ, и он отвечает так, как этого требует социум, что так же ведет к неэффективным результатам.

Неправильные формулировки вопросов[править | править код]

Хорошо известно, что формулировки вопросов, порядок, в котором они задаются, число и формы альтернативных ответов могут оказать значительное влияние на результаты опроса. Распространенный метод для контроля этой погрешности заключается в том, чтобы использовать в опросном листе несколько вариантов одного и того же вопроса или создавать столько вопросов, сколько необходимо, чтобы охватить все аспекты проблемы и покрыть неточности.

Неправильный охват зоны наблюдения[править | править код]

Повлиять на результат опроса также может неправильная выборка. Здесь идет речь о том, что выбирая людей для своего опроса, нужно пытаться охватить как можно больше разных людей по качественным признакам, таких как пол, возраст, уровень дохода и так далее. В ином случае говорят, что выборка нерепрезентативна.

  • Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. — СПб.: Речь, 2002. — ISBN 5-9268-0140-0.
  • Ильясов Ф. Н. Репрезентативность результатов опроса в маркетинговом исследовании // Социологические исследования. — 2011. — № 3. — С. 112-116.
  • Шапиро М. Г. Классификация методов опроса в социологии // Социальные исследования. 2017. №2. С. 51-59.

ru.wikipedia.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *