Упражнение на ресурсы психология – Тренинг «Активизация личностных ресурсов, развитие чувства собственного достоинства» (для подростков).

Тренинг по психологии на тему Ресурсы

Занятие №21: Мои ресурсы.

Цель: Знакомство с ресурсными возможностями в трудных ситуациях.

Задачи:

План:

Программа занятия:

1. Приветствие «Мои действия — мои выражения настроений».

Цель: создать рабочую атмосферу путем высказывания о своем состоянии.

Ведущий предлагает участникам настроится на работу. Для этого просит представить каждого участника, с каким движением он бы себя проассоциировал.

Инструкция: Выразите свое настроение или состояние в действии. Это может быть любой жесть или комплекс движений, которые могут быть похожи на движения животных или каких-либо механизмов. А затем объясните, что и как, по-вашему, отражено в действии. Например: «Я изобразила движение, похожее на передвижение черепахи, потому как чувствую себя сегодня именно так: вяло, медленно и сонно».

2. Дискуссия «Ресурс – только лишь «внешние кирпичики»?»

Цель: путем совместной дискуссии выявить определение личностного ресурса, конкретизировать понятие.

Ведущий начинает занятие с выяснения понятия «ресурс». Варианты ответов он может записывать на доску.

Инструкция: Как и в предыдущих занятиях, сегодня мы начнем с выяснения того, что же такое это таинственное понятие «ресурс». В конце концов здесь мы занимаемся не географическими поисками природных ископаемых. Как думаете, как это понятие может быть связано с человеком, с его личностью.

Пояснение.

Наличие определенных ресурсов, потенциалов, возможностей расширяет поле деятельности личности, делая более достижимыми значимые цели в жизни. Ресурсы как бы субъективно повышают ценность человека в глазах окружающих и в его собственном мнении о самом себе, делают его более сильным, значительным и продуктивным. Когда мы выносим суждение о другом человеке, мы учитываем не только его актуальную ситуацию, но и потенциальные возможности и ресурсы, поскольку резервы и ресурсы – в определенном смысле значимый капитал каждой личности [2].

Ресурсы делятся на социальные и личные, иначе говоря – внешние и внутренние. Внешние ресурсы – это материальные ценности, социальные статусы (роли) и социальные связи, которые обеспечивают поддержку социума, помогают человеку снаружи. Внутренние ресурсы – это психический личностный потенциал, характер и навыки человека, которые помогают изнутри. Однако, деление на внешние и внутренние ресурсы достаточно условно. Те и другие ресурсы тесно связаны и при утрате внешних ресурсов постепенно происходит утрата ресурсов внутренних. Надежные внешние ресурсы обеспечивают сохранность внутренних ресурсов, но только в том случае, если эти внутренние ресурсы уже есть. Иногда человек получает внешние ресурсы, еще не имея внутренних, и это подобно лишь внешней декорации, которая в любой момент может осыпаться.

Чем больше уже приобретенные внутренние ресурсы, тем выше способность человека восстанавливать при утрате ресурсы внешние, тем больше его сопротивляемость среде, сильнее его субъектность, воля, эго-интеграция, локус контроля, самосознание и самоэффективность, стрессоустойчивость при сохранении целостности личности. Важно понять, что самые сильные внутренние ресурсы не заменяют внешние, однако они позволяют какое-то время существовать без внешних ресурсов, восстанавливать их с нуля, наращивать в любой ситуации и обеспечивать сверх-адаптацию, сопротивляясь среде в одиночку.

На одних внутренних ресурсах человек долго существовать не может, он должен найти подходящую среду и вступить с ней во взаимообмен, обеспечивать с ее помощью все свои потребности, от низших до высших, иначе через какое-то время внутренний потенциал будет исчерпан. Вот почему в идеале, человек должен постоянно заботиться о поддержании и наращивание тех и других ресурсов, и чем сильнее его внутренние ресурсы, тем проще наращивать внешние. И чем больше он сам нарастил ресурсов внешних, тем сильнее он стал внутри.

Для понимания проблемы ресурсов, надо осознавать насколько это динамичный процесс, насколько он находится в движении. Нельзя однажды накопить ресурсы и навсегда приобрести силу. Ресурсы требуют постоянного взаимодействия со средой, постоянного развития и обновления. Отдавая внешние ресурсы и не приобретая взамен других, человек ослабляет свои внешние позиции, что не может не отражаться на его автономии, каким бы сильным он когда-то ни был.

Можно взаимодействовать не с конкретными личностями, а с культурным социальным пластом, читая книги и постигая искусство, можно вести достаточно замкнутый образ жизни, занимаясь творчеством, обращенным к потомкам, однако это тоже социальное взаимодействие, причем иногда весьма интенсивное, более интенсивное, чем поверхностные тусовки, но вне социума никаких источников энергии нет. Относясь к окружающему миру враждебно или без интереса, человек очень быстро истощает себя. Любовь, страсть, восторг, любопытство, вдохновение, восхищение, изумление, интерес, симпатия, влечение, тяга, поиск, стремление, желание, жажда – все это способы подключиться к новым источникам энергии.

3. Упражнение «Что я нового для себя открою».

Цель: выявление и конкретизация способов восполнения внутренних ресурсов.

Ведущий предлагает участникам разделиться на команды, каждая из которых будет на листе А3 схематично изображать свои способы восполнения внутренних сил.

Инструкция: Сейчас мы поделимся на команды, каждая из которых получит по большому листу бумаги и по набору изобразительных средств. Задача каждой команды в течении 15 минут изобразить способы, которые вам помогают восполнить свои внутренние силы. После каждая команда будет иметь возможность представить свои варианты.

Ведущий может записывать варианты на доску (флипчарт).

4. Разминка «Варианты выражения мыслей».

Цель: переключение внимания с целью предотвращения усталости, взбодрить двигательным занятием.

Участники садятся в круг. У одного есть мяч, задается несложная фраза, которая затем последовательно дополняется логичными по содержанию предложениями. С каждой переброской мяча новое(-ые) предложение (слова).

Инструкция: Немного отвлечем внимание и поиграет в игру с мячом. Сейчас в круг я дам одному человеку мяч, который он может передать любому участнику, но при этом озвучивая начало какого-то предложения, которое должен закончить участник, словивший мяч. Мяч перебрасывается не по кругу, а случайно. Может быть так, что в какой-то то момент, получивший мяч попадает в трудную ситуацию, игра начинается с другой фразы.

5. Упражнение «Спокойствие, только спокойствие».

Цель: релаксационная процедура, в процессе которой участники обращаются к своим внутренним ресурсам; снятие психоэмоционального напряжения, мышечное расслабление, повышение уверенности в себе.

Ведущий предлагает участникам прослушать текст для релаксации. В процессе, если позволяют технические возможности, можно включить спокойную музыку, которая больше всего подходит к представлению данной картины. Зачитывать текст надо тихим и спокойным голосом, делая периодические паузы для лучшего представления.

Инструкция:

Выберите самое комфортное положение тела. Закройте глаза и несколько раз глубоко вдохните, приступая к релаксации (пауза 20 секунд). Позвольте дыханию протекать естественно, в спокойном, расслабленном ритме. Ваш живот поднимается как можно выше, когда вы вдыхаете, и опускается как можно ниже, когда вы выдыхаете. Кажется, что вы дышите животом, а не грудью (пауза 15 секунд). Сейчас ваше дыхание станет медленным и регулярным (пауза 30 секунд). Теперь сосредоточьтесь на тех частях тела, которые я буду упоминать, и сбросьте любое напряжение, которое вы в них почувствуете. Сначала голова, лицо и шея (пауза 20 секунд). Расслабьте плечи и руки (пауза 20 секунд). Торс (пауза 15 секунд). Верхние части ног (пауза 15 секунд). Теперь нижние части ног и стопы (пауза 15 секунд). Теперь вы чувствуете в своем теле комфорт и замечательную расслабленность (пауза 15 секунд).

Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы… можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик.

Это орел, парящий над скалами… Мгновение – и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них… Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами… Далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки… Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней…

Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им…

Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор… Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой и сплои, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов… С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки… Пауза.

Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам… А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы… Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира… Поблагодарите его…

Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия…».

После прочтения можно предложить два варианта работы.

Вариант 1.

Ведущий предлагает участникам высказаться по поводу своих ощущений и своего состояния. Кто-то также может рассказать, что он увидел.

Вариант 2.

Ведущий может предложить группе взять листы бумаги и изобразительные средства, и изобразить то, что они увидели, пока «летели». Это может быть абстрактный рисунок, который выражает эмоции. Участники после этого могут рассказать о своем рисунке и впечатлениях.

В приложении №3 можно найти другие варианты визуализации.

6. Упражнение «Я могу все».

Цель: поиск имеющихся внутренних и внешних ресурсов.

Ведущий предлагает участникам на листке обозначить 10 своих качеств, которые помогают им справляться с трудностями, а также 10 внешних ресурсов.

Инструкция: Поговорив о ресурсах, хотелось бы понять, как вы самостоятельно оцениваете свой ресурсный багаж. Что бы определить его содержимое, необходимо для самого себя выяснить, чем я могу наполнить этот багаж. Для этого предлагаю участникам на листках написать 10 своих качеств, которые помогают мне справляться с трудностями, и 10 внешних ресурсов, куда можно включить не только каких-то людей, но и сферы деятельности.

7. Завершение.

Цель: закрытие группы, выражение благодарности участников друг другу.

Ведущий закрывает работу группы.

Инструкция: Вот и подошли наши занятия к концу. Думаю, что многое, из того, что мы с вами выяснили, проработали и открыли сами для себя – было для вас полезным и пригодится в будущем. Хочу всех поблагодарить за активное участие и включенность в деятельность, так как именно благодаря вашей активной позиции мы смогли расширить горизонты репертуара поведения.

Литература:

  1. Комиссарова М. http://evo-lutio.livejournal.com/41294.html

  2. Соловьева С.Л. Ресурсы личности. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 2. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 12.02.2018).

infourok.ru

Тренинг: «Кухня эмоциональных ресурсов. Открой в себе себя!» Работа с синдромом эмоционального выгорания у молодых педагогов.

Тренинг: «Кухня эмоциональных ресурсов. Открой в себе себя!»
Работа с синдромом эмоционального выгорания у молодых педагогов.
Педагог – психолог
МБОУ СОШ №55 г.Иркутска
Береснева Снежана Сергеевна

  1. Знакомство с правилами работы в группе (демонстрируются на слайде) (5 мин):
  • Доверительный стиль общения;
  • Общение по принципу «здесь и сейчас»;
  • Персонификация высказываний;
  • Обращение на «ты»;
  • Искренность в общении;
  • Активность;
  • Конфиденциальность;
  • Оцениваем не человека, а поступки;
  • Уважение к говорящему;
  • Применение санкций за нарушение правил тренинга (лишение на один круг права высказывать мнение) [3].
  1. Краткое представление себя группе (7 мин).

Цель: знакомство с группой, сплочение участников.

Материал: бейджики, цветные карандаши, мягкая игрушка.

Участники пишут на бейджиках свои имена, затем каждый (передавая игрушку по кругу) представляет себя группе: немного рассказывает о себе, либо как-то оригинально демонстрирует себя [6].

3. Упражнение «Наши ожидания» (7 мин).

Цель: выявление ожиданий участников.

Материал: бумага А4, ручки карандаши.

Отвечая на вопрос: «Чего вы ждете от данного тренинга? Какие результаты предполагаете получить?», каждый участник должен записать свои ожидания на лист бумаги. Затем все по кругу зачитывают свои записи [4].

4. Упражнение – разогрев «Вездеход» (10 мин)

Цель: разогрев группы в активном физическом взаимодействии, создание атмосферы эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия, снятие напряжение, сокращение дистанции в общении.

Участники передвигаются по комнате и внимательно слушают задания ведущего. В соответствии с заданиями выполняются и проигрываются различные действия.

«Идем через лес. Птицы щебечут, бабочки порхают, высокая трава на опушке… Крапива больно стегает по голым ногам… Комары заели. А все потому, что попали в болото. Топко. Страшно. Противно. Сумерки сгущаются…

Снежное поле, пронизывающий зимний вечер… И пули свистят над головой. Еще и еще! Где бы укрыться? В окоп! Нет, это не окоп, это пруд с приятной, освежающей и очень чистой водой… Но очень холодной, градусов восемь – десять. Выбираемся на берег и попадаем в окружение пауков… Паутина липнет к лицу, цепляется к волосам… Ею наполнено пространство… Нет, показалось!» [4].

5. Тест самодиагностики по определению уровня стресса учителей «Стирка» (15 мин)

Цель:  выявление уровня стресса у педагогов.

Тренер зачитывает задание и варианты ответа к нему (можно все изображать в виде слайдов). Участники выбирают себе вариант, а затем разбирают и анализируют интерпритацию к нему.

«Представьте, что вы живете в те времена, когда все стирали вручную. У вас скопилось грязное белье и вам нужно постирать его обязательно сегодня. Но вдруг вы заметили, что небо на улице заволокло тяжелыми тучами. Какие мысли приходят вам в голову?».

Варианты выбора:

1. «Вот так дела! Может быть, мне сегодня стоит отложить стирку до завтра? Но тогда во что же одеться?»

 2. «Подожду немного, может быть, погода наладится».

3. «Сегодня, по прогнозу, не должно быть такой погоды».

4. «Не важно, пойдет дождь или нет, я все-таки начну стирку».

Интерпритация выбора:

Вариант 1 – уровень стресса достигает отметки 80 по 100 бальной шкале. Вы позволяете оказывать влияние на свою жизнь мелким неприятностям, которые могут с вами случиться. Вы настолько подвержены действию стресса, что малейшие неудачи портят вам настроение на долгое время. Рекомендации: Вам пора хорошенько отдохнуть и как можно лучше заняться своим здоровьем.

Вариант 2 – уровень стресса на уровне 50 по 100 бальной шкале. Неблагоприятные обстоятельств не сбивают вас с толку и вы продолжаете сохранять позитивное восприятие жизни даже в неприятных ситуациях. Вы стараетесь справляться с проблемами и все складывается благополучно. Рекомендации: не забывайте, что не всякий стресс является отрицательным. Относитесь к неудачам и препятствиям, как к стимулу, побуждающему преодолевать их.

Вариант 3 – уровень стресса близок к 0. вы не позволяете проблемам испортить вам день и не видите причин тревожиться по их поводу. Возможно, вы открыли для себя одну житейскую мудрость: «Мое волнение не станет препятствием для дождя, он все равно пройдет» [5].

6. Стихотворная импровизация (10 мин)

Цель: разминка, создание положительного настроя на дальнейшую работу.

Участникам даются рифмы, с помощью которых необходимо сочинить четверостишье, используя их. Затем все по кругу зачитывают свои произведения.

«Свеча – сгоряча

Здоровье – подполье» [5].

7. Рисунок «Образ выгоревшего педагога» (20 мин).

Цель: пробуждение творческого потенциала участников, стимулирование к тому, чтобы выйти из своих привычных ролей и посмотреть на себя со стороны.

Материал: музыка для разминки, ватманы, цветные карандаши, фломастеры.

Группе необходимо разбиться на мини-группы и разойтись как можно дальше друг от друга, чтобы другие ничего не слышали. Каждой мини-группе выдается ватман, на котором нужно изобразить придуманный образ выгоревшего педагога. Это может быть все что угодно, единственное НО: словами описывать нельзя! К придуманному образу также придумывают название и пишут на обратной стороне ватмана. Затем мини-группы по очереди показывают свои творения, сами авторы при этом молчат. Остальные группы рассказывают все, что видят на рисунках. Наконец, авторы говорят название своего рисунка и рассказывают свой настоящий замысел на рисунке. Когда все расскажут, рисунки передаются по кругу соседней группе. Теперь задача каждой группы – переделать рисунок так, чтобы вместо выгорания там было что-то позитивное. Название также придумать новое. Обсуждение картин происходит аналогичным образом [4].

 8. Релаксация «Заросший сад» (10 мин)

Цель: расслабление, освобождение от негативной энергии, формирование ощущения спокойствия, поиск внутренних ресурсов.

Материал: музыка для релаксации, коврики для тренинга.

Участники удобно располагаются на ковриках и закрывают глаза. Включается релаксационная музыка, ведущий читает текст:

«Представьте, что вы находитесь в старинном, заброшенном городе и совершаете прогулку по территории большого забытого замка…

Вы видите высокую каменную стену, увитую плющом, в которой есть деревянная дверь… Откройте её и войдите…

Вы оказываетесь в старом, заброшенном саду…

Когда-то это был прекрасный сад, однако уже давно за ним никто не ухаживает…Растения так разрослись и все настолько заросло травами, что не видно земли, трудно различить тропинки… вообразите, как вы начинаете приводить его в порядок… представьте, как вы пропалываете сорняки… подрезаете ветки… пересаживаете деревья… окапываете и пересаживаете их… Делаете все, чтобы вернуть саду прежний вид…

Через некоторое время остановитесь и сравните ту часть сада, в которой вы уже поработали, с той, которую вы еще не трогали…

Со временном вы сможете возвращаться в этот сади продолжать начатую вами работу» [5].

9. Обратная связь «Дерево помощи» (20 мин).

Цель:  конкретизация личностных ресурсов при стрессе, обмен мнениями, анализ вариантов поведения при выходе из стресса, накопление опыта по борьбе со стрессами.

Материал: сделанное из бумаги дерево с пятью ветками без листьев крепится на доску. Заготовленные листочки (листья деревьев) по пять штук раздаются участникам. Также нужны маркеры и клеевой карандаш. Ветки дерева имеют свои названия: семья, ученики, коллеги, рабочее место, деятельность/творчество. Участники пишут на карточках, как данные сферы жизни (названия веток) помогают им бороться со стрессом. Затем каждый делится своими идеями и наклеивает листочки на дерево на соответствующие ветки [4].

10. Буклет – рекомендации.

Цель: ознакомление педагогов с теоретическим материалом по синдрому эмоционального выгорания.

В завершении участникам раздаются буклеты на память о полученном опыте и пройденном занятии [6].

Вопросы для обратной связи по всему тренингу:

  • Как вы можете оценить сегодняшнее занятие (поделитесь впечатлением)?
  • Оправдались ли ваши ожидания, которые были у вас в самом начале работы?
  • Ваши пожелания?

Используемая литература:

  1. Агеева И.А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы. – СПб.: Речь, 2007. – 208 с.
  2. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб.: Издательство «Речь», 2007. – 256 с.
  3. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. – СПб.: Издательство «Речь», 2007. – 224 с.: илл.
  4. Справочник педагога-психолога. Школа. (2012. №10) – изд.  — ЗАО «МЦФЕР», www.menobr.ru 
  5. Школьный психолог. Методический журнал для педагогов-психологов. (2012, №6 (501)), psy.1september.ru
  6. http://www.proshkolu.ru/

nsportal.ru

Психологические упражнения

Психологические упражнения помогают участникам тренинга лучше познать себя, увидеть свои сильные и слабые стороны, наметить пути ближайшего развития. Ещё одна важная задача психологических упражнений — научиться лучше понимать других людей, проще договариваться с ними.

Психологические упражнения очень разнообразны. Но, в конечном счете, все они помогают участникам тренинга стать гармоничнее, успешнее, счастливее.

Психологические упражнения чаще всего используются на тренингах личностного роста. Но не только. Психологические упражнения тренеры также часто включают в программу тренингов коммуникации, уверенности, стрессоустойчивости, целеполагания.

Эксперты крупнейшего профессионального портала для тренеров Trenerskaya.ru подобрали для вас 7 интересных психологических упражнений, которые можно найти в открытом доступе.

Психологическое упражнение «Подарок»

Цель: Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой. Улучшает настроение участников и атмосферу в группе.

Время: 25–35 минут

Размер группы: 8–16 участников

Сядем в круг. Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать (вручить) молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча.

Когда все получат подарки (круг замкнется), тренер обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил. После того как тот ответит, тренер обращается к участнику, который вручал подарок, и спрашивает о том, какой подарок он сделал. Если в ответах есть расхождения, нужно выяснить, с чем конкретно связано непонимание. Если участник группы не может сказать, что ему подарили, можно спросить об этом у группы.

Итоги упражнения:

При обсуждении упражнения участники могут формулировать условия, которые облегчают понимание в процессе общения. Чаще всего к этим условиям относят выделение существенного, однозначно понимаемого признака «подарка», использование адекватных средств невербального изображения существенного признака, концентрацию внимания на партнере.

Психологическое упражнение «Мои недостатки»

Цель: Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой.

Время: 25–35 минут

Размер группы: Любой

Очень важно попытаться найти новое название вашим воображаемым недостаткам. Обозначьте их так: свойства, которые можно совершенствовать. Слово «слабость» несет в себе оттенок безнадежности и неизменности. Заменив его на другое, допускающее возможность совершенствования, вы начинаете по-другому смотреть на жизнь.

В течение 5 минут напишите подробный список причин, по которым вы не можете полюбить себя. Если вам не хватит отведенного времени, можете писать дольше, но ни в коем случае не меньше. После того как напишите, вычеркните все то, что соотносится с общими правилами, принципами: «Любить себя не скромно», «Человек должен любить других, а не себя». Пусть в списке недостатков останется только то, что связано лично с Вами.

Теперь перед вами список ваших недостатков, список того, что портит вам жизнь. Подумайте, а если бы эти недостатки принадлежали не вам, а какому-нибудь другому человеку, которого вы очень любите, какие из них простили бы ему или, может быть, посчитали даже достоинствами? Вычеркните эти черты, они не смогли помешать вам полюбить другого человека и, следовательно, не могут помешать полюбить себя.

Отметьте те черты, те недостатки, которые вы могли бы помочь ему преодолеть. Почему бы вам не сделать то же самое для себя? Выпишите их в отдельный список, а из них вычеркните те, которые сможете преодолеть.

С теми, что остались, поступите следующим образом: скажем себе, что они у нас есть, надо научиться жить с ними и думать, как с ними справиться.

Мы же не откажемся от любимого человека, если узнаем, что некоторые его привычки нас, мягко говоря, не устраивают.

Психологическое упражнение «Я хочу изменить в себе»

Цель: Упражнение помогает формированию новых качеств в себе, ускоряет личностный рост участников.

Время: 25–35 минут

Размер группы: Любой

Чтобы начать упражнение, возьмите бумагу и ручку и разделите лист на две колонки.

 

Черты характера, от которых я хочу избавиться

 

Черты характера, которые я хочу приобрести

Теперь, положив заготовленную таблицу перед собой, постарайтесь расслабиться и подумать о себе. Вы можете выключить свет, но оставьте достаточное освещение, чтобы Вы могли писать. Потом посмотрите на первую колонку, начните «мозговой штурм» и быстро и не задумываясь запишите все черты, от которых вы хотите избавиться. Записывайте все, что приходит вам в голову, и не пытайтесь рассуждать, реально ли для вас избавиться от этого качества.

Например, если вы храпите, то, скорее всего, избавиться от такого недуга Вы не в состоянии — этот факт не мешает Вам записать его в первую графу Продолжайте, пока вы не запишете хотя бы 5-7 черт характера. Затем обратитесь ко второй колонке, начните «мозговой штурм» и быстро запишите все черты, которые вы хотите приобрести. В некоторых случаях они могут быть противоположны чертам, от которых вы хотите избавиться (например, вместо того, чтобы быть застенчивым, вы хотите быть более общительным, вместо того, чтобы быть нетерпимым к людям, вы хотите быть более толерантными).

Прекрасно!

Просто продолжайте этот процесс и записывайте все, что вам приходит в голову, не пытаясь критиковать или оценивать это. Кроме того, не пытайтесь сейчас рассуждать, реально ли для вас приобрести это качество. Вновь продолжайте записывать, пока не перечислите хотя бы пять черт или пока процесс не начнет замедляться. Когда вы почувствуете, что закончили, вы готовы к тому, чтобы определить приоритетность черт, от которых вы хотите избавиться или которые вы хотите приобрести.

Сначала исключите повторения. Например, если вы записали: «стать менее негативным и критично настроенным», противоположной чертой было бы «стать более позитивным и благосклонным». После того, как вы записали эту противоположную черту, вычеркните ту черту характера, от которой вы хотите избавиться. Для установления приоритетов поочередно рассмотрите каждую из черт в списке и определите, насколько она важна для вас, присваивая буквы:

  • А (очень важная)
  • В (важная)
  • С (желательно иметь, но не так важно)

Напишите эти буквы рядом с каждой чертой. Посмотрите на черты, отмеченные буквой А. Если в этой категории у вас имеется более чем одна черта, оцените их по приоритетности: 1, 2, 3 и т. д.

Сейчас вы установили приоритеты, и в первую очередь будете работать над развитием наиболее важных для вас черт. Но работайте над развитием максимум трех черт одновременно. Как только вы почувствуете уверенность, что сделали их своими индивидуальными качествами, переходите к следующим чертам в вашем списке в порядке их приоритетности (работайте по порядку над всеми чертами А, потом над чертами В и, наконец, над чертами С). Если вы почувствуете, что вы сильно изменились, составьте для себя новый список приоритетов.

Психологическое упражнение «Без оценок»

Цель: Упражнение тренирует умение общаться безоценочно, вырабатывает более позитивное отношение к людям.

Время: 15–20 минут

Размер группы: Любой

Группа делится на пары. Партнерам надо по очереди рассказать друг другу об общих знакомых, избегая оценок. Высказывания должны быть в описательном стиле.

Каждый партнер работает 4 минуты. Во время его речи второй партнер отслеживает наличие оценок, маркирует (дает сигнал), если они есть.

Подведение итогов упражнения:

  • Какие были трудности?
  • Что помогало избегать оценочных высказываний?
  • Какие новые качества в себе открыли?

Психологическое упражнение «Спутанные цепочки»

Цель: Упражнение учит эффективно коммуницировать между собой, помогает сплотить команду.

Время: 15–30 минут

Размер группы: 12–20 участников

Все участники группы встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. И сцепляются с той рукой, которую встретили первой.

Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного.

Участники открывают глаза.

Теперь их задача — распутаться, не разжимая рук.

В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

Подведение итогов упражнения:

  • Довольны ли вы своим результатом?
  • Что помогало, что мешало в процессе?
  • Кого хотите отдельно выделить, поблагодарить за ваш результат?

Психологическое упражнение «На риск»

Цель: Это очень короткое упражнение. Упражнение на доверие.

Время: 5 минут

Размер группы: Любой

Сейчас мы с вами проведем упражнение, связанное с определенным риском. Прошу Вас довериться мне и войти в круг тем, кто хочет мне помочь…»

После того, как все желающие войдут в круг, поблагодарите их и скажите, что на этом упражнение закончено.

Подведение итогов упражнения:

Спросите у вышедших, почему они это сделали? У тех, кто не вошел,— почему? Обсудите, как повлияла фраза «Доверьтесь мне» на их решение.

Почему люди часто доверяют другим, не задумываясь о последствиях, и т. д. ?

Психологическое упражнение «Жизненные цели»

Цель: Упражнение помогает выработать жизненные цели.

Время: 25–35 минут

Размер группы: Любой

Шаг 1.  Поговорим о ваших жизненных целях. Возьмите ручку, бумагу. В течение 15 минут подумайте над вопросом «Что я действительно хочу получить от своей жизни?» Долго не думайте, записывайте все, что приходит вам в голову. Уделите внимание всем сферам вашей жизни. Фантазируйте. Чем больше — тем лучше. Отвечайте на вопрос так, словно вы обладаете неограниченным ресурсом времени. Это поможет вспомнить все, к чему стремитесь.

Шаг 2. Теперь, за две минуты вам нужно выбрать то, чему бы вы хотели посвятить ближайшие три года. А после этого еще две минуты — чтобы дополнить или изменить список. Цели должны быть реалистичны. Работая на этом и на последующих шагах, в отличие от первого, пишите так, как если бы это были ваши последние годы и месяцы. Это позволит сконцентрироваться на действительно важных для вас вещах.

Шаг 3. Сейчас мы определим цели на ближайшие шесть месяцев — две минуты на составление списка и две минуты на его корректировку.

Шаг 4. Уделите две минуты работе над аудитом своих целей. Насколько они конкретны, насколько соответствуют друг другу, насколько ваши цели реалистичны в категориях времени и имеющихся ресурсов. Возможно, вам следует ввести новую цель — приобретение нового ресурса.

Шаг 5. Периодически пересматривайте свои списки, хотя бы для того, чтобы убедиться, что вы двигаетесь в выбранном направлении. Выполнение этого упражнения похоже на использование карты в походе. Периодически вы обращаетесь к ней, корректируете маршрут, возможно даже меняете направление, но главное, знаете куда идете.

Подведение итогов упражнения:

  • Как вы себя ощущаете после упражнения?
  • Какие интересные выводы вы для себя сделали?
  • Что было неожиданным для вас?
  • Что было труднее всего? Почему?
  • Кто составил реалистичный план и готов ему следовать?

Итак, мы представили вашему вниманию 7 качественных психологических упражнений. Но стоит учесть, что поскольку эти упражнения взяты из свободных источников, то они могут быть уже известны участникам ваших тренингов, т. к. доступны многим тренерам.

Когда вам понадобятся:

  • эксклюзивные и лучшие упражнения, известные только малому кругу тренеров-профессионалов
  • упражнения с подробно прописанной тренерской методикой их проведения, раскрывающей всю «подводную часть» тренерской работы, все тренерские «фишки» и секреты,

то вы всегда можете найти такие упражнения для тренингов на профессиональном тренерском портале Trenerskaya.ru

Этот портал вырос на базе крупнейшего психологического центра «Синтон». За более чем 30 лет работы центром «Синтон» была собрана, наверное, крупнейшая база лучших игр и упражнений для психологических тренингов.

TRENERSKAYA.RU — это команда тренеров-профессионалов, которые:

  • отбирают только самые лучшие, самые яркие и эффективные упражнения по самым разным тренерским темам
  • профессионально и подробно описывают скрытую методику их проведения!

Приобрести наши тренерские методички упражнений по самым доступным ценам вы можете в разделе «Упражнения для тренингов».

Мы рекомендуем вам, прежде всего, такие психологические упражнения:

Упражнение «Светофор» уникально, поскольку является авторской разработкой профессора психологии Н. И. Козлова.

Невероятное по своей эффективности упражнение, способное за какой-нибудь час совершить «революцию» в умах участников тренинга. Настоящая «жемчужина».

Многие люди не умеют ценить то, что в их жизни уже есть: материальные, духовные блага, отношения с близкими людьми. Если же неожиданным образом человек теряет то, что ранее у него было, то попадает в состояние эмоционального негатива. И чем сильнее по степени негатива событие, тем сложнее человеку удерживать свое позитивное отношение к людям в частности и к жизни вообще. С помощью этого инструмента тренер помогает участникам, не проходя ситуацию потери в жизни, произвести инвентаризацию своих ценностей, одновременно снижая для себя эмоциональную включенность в неприятную ситуацию.

Как думаете, что будет, если вы предложите участникам тренинга научиться технике, позволяющей совершенно понимать и чувствовать своего собеседника, вплоть до его самоощущения и хода мыслей? Вероятнее всего они подумают, что вы их либо разыгрываете, либо будете учить какой-нибудь сложной технике, которой надо учиться годами и обладать природной предрасположенностью.

А если вы скажете им, что это не шутка, и что за 30 минут вы действительно научите их несложной и доступной технике понимания своего партнера по коммуникациям, технике, которой может обучится любой человек? Конечно, они с радостью ухватятся за такую возможность.

Упражнение «Вчувствование» позволяет дать возможность попрактиковаться в этой самой технике и уже на первых этапах получить удивительные результаты.

Очень действенное и «глубокое» упражнение, способное вызвать реальные изменения в самооценке участников тренинга.

Упражнение «Суд» действительно похоже на судебное заседание, поэтому вероятнее всего станет самым ярким и важным событием тренинга для всех участников, которые получают возможность публично услышать обратную связь от своих коллег по группе. Несмотря на то, что обратная связь дается в конструктивной форме, оно все-такисодержит, как «позитивные», так и «негативные» замечания, и поэтому станет для группы настоящим испытанием. Зато на выходе участники тренинга получат возможность увидеть адекватность собственной самооценки, испытать свою способность спокойно выслушивать или озвучивать критику, получить более объективное представление о том, как их действия и проявления оценивают окружающие.

Упражнение просто необходимо на каждом тренинге уверенности (какая уверенность может быть без адекватной и устойчивой самооценки?). Идеально впишется в тренинг личностного роста, станет хорошим дополнением тренинга стрессоустойчивости.

Игровое упражнение, расширяющее представления участников тренинга о себе, повышающее уверенность и открывающее новые перспективы. Раскрывает творческий потенциал участников тренинга, настраивает и мотивирует группу на дальнейшую работу. Может быть как разогревом, так и основным тематическим упражнением.

Упражнение «Я отлично умею!» прекрасно подходит для тренингов личностного роста и мотивирующих тренингов. Будет хорошим вариантом для подростковых и молодежных групп. Его успешно можно совместить с задачами командообразующих тренингов, и сделать весьма показательным на тренинге уверенности. Кроме того упражнение незаменимо для тренингов открытия собственного дела и тренингов трудоустройства.

Очень хорошее и действенное упражнение на целеустремленность, предоставляющее участникам тренинга возможность проработать свои сомнения и возможные препятствия на пути к своей цели. Повышает энергетику и мотивацию группы на дальнейшее обучение.

Подходит к любым тренингам, касающихся темы достижения целей. В первую очередь это, конечно, тренинги целеполагания, уверенности в себе, мотивационные тренинги, а также тренинги личностного роста и стрессоустойчивости.

Тренер имеет возможность наглядно продемонстрировать участникам, как возникающие незначительные препятствия могут мешать достижению целей, и как легко их преодолеть, просто имея должную целеустремленность.

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

trenerskaya.ru

Психотехнические игры и упражнения для тренингов

Упражнение «Горящая свеча»

Цель: для расслабления, снятия повышенной тревожности.

Расслабляющее свойство выдоха используется при дыхании с горящей свечой. Поставьте зажженную свечу на стол и сядьте перед ней таким образом, чтобы пламя находилось на расстоянии 15-20 см от ваших губ. Округлите губы и медленно выдыхайте на пламя свечи. Не тушите огонь, но отклоняйте его осторожной, медленной и сильной струёй воздуха. Постарайтесь дуть так, чтобы угол наклона пламени был одинаковым с начала выдоха до его полного завершения. Выполняйте это упражнение в течение пяти минут. Таким способом вы обучитесь ровному, продолжительному расслабляющему выдоху, который будет «выносить» из вас и сжигать в пламени свечи весь накопившийся ментальный «мусор», высвобождать от всего, что мешает вам быть свободными и спокойными.

Упражнение «Ресурсное состояние»

Цель: повышение уверенности.

Самый надежный источник ресурса – вы сами, ибо всё, что вам нужно, в вас уже давно есть. Важно только уметь этим вовремя воспользоваться. Технология актуализации ресурсных состояний предоставляет такую возможность. Допустим, вы видите, что для оптимального поведения вам необходимо чувство уверенности. Вспомните ситуацию, в которой вы всегда чувствуете себя уверенно: за рулем своего велосипеда, на теннисном корте или где-то еще. Неважно, что это за воспоминание. Главное, что в данный момент оно является для вас позитивным и сильным. Еще раз во всей полноте переживите его, как если бы все это происходило сейчас. Ощутите в себе уверенность и силу. С этим чувством войдите в стрессовую ситуацию и действуйте на основании вашей уверенности. Действуйте исходя из того, что на первом плане у вас стоит уже не драма, а имеющийся шанс справиться с ней. Используйте его. Одержанная победа приносит чувство гордости за себя, ощущение силы и способность ответить на серьёзный вызов. В вас укрепляется уверенность в себе и вы обнаруживаете, что имеете достаточный запас прочности, чтобы вынести любое выпавшее на вашу долю испытание. С помощью приёма актуализации ресурсных состояний вы можете призвать к себе на помощь любое нужное вам чувство: спокойствие, компетентность, сосредоточенность, выдержку и так далее. Все, что для этого надо сделать – это взять его оттуда, где оно у вас было, и перенести туда, где вы в нем нуждаетесь сейчас. Если опыта переживания нужного чувства у вас нет, используйте прием – как будто вы овладеваете этим чувством. Единственное, что вы можете сделать, не обладая, например, смелостью, так это притвориться смелым, и согласовывать с этим свое поведение. Вы также можете позаимствовать требуемый ресурс у вашего героя, подражая его манере поведения.

Упражнение «Скульптура состояния (настроения)»

Цель: содействие формированию навыка самоконтроля.

Необходимые материалы: проволока (любая какую найдете), кусачки для проволоки.

Ход работы:

Из проволоки сделать скульптуру своего состояния (настроения), придумать название и легенду (что, откуда, почему и т.п.).

Выставка-презентация скульптур. Пространство класса организуется таким образом, чтобы подростки могли выбрать удобное место для своей скульптуры, разместить ее там и поставить табличку с названием. Рядом с скульптурами ведущий приклеивает чистые листочки. Задача участников группы походить по «музею» и подписать названия к каждой скульптуре (свои ассоциации). В результате на каждом чистом листочке должен появиться список названий к каждой скульптуре. Затем вся группа отправляется на экскурсию. Когда группа останавливается около скульптуры, ее автор презентует свое произведение, рассказывая, какое настроение она отражает, как называется, легенду, а так же свои мысли по поводу ассоциаций группы, написанных на листочке.

Обсуждение:

Участники делятся впечатлениями от работы и выставки, высказывают свои чувства. Если кто-то из участников сделал плохое настроение или деструктивное состояние и хотел бы избавиться от него, предложите ему изменить скульптуру, что-то убрать или добавить.

С целью усложнения задания предложите подросткам сделать не одну, а несколько скульптур, которые будут отражать противоречивые состояния (настроения). Между скульптурами можно провести диалог, договориться о чем-то и т.п.

 

Упражнение «Ревизия взаимоотношений»

Нарисуйте себя и окружающих Вас в жизни людей символически, в виде кружочков.

Нарисуйте стрелки от Вас к другим людям и от них к Вам.

Обозначьте, что именно Вы даете другим, и что они дают Вам. Это может быть что угодно: чувства, предметы, явления, действия.

Подпишите эти стрелки.

Нарисуйте также стрелки, обозначающие то, что Вы отдаете не этим людям, а в остальной окружающий мир, а также нарисуйте такие же знаки от других людей: что они отдают не Вам, а другим людям.

Теперь взгляните на свой рисунок и ответьте на вопросы:

С кем и как Вы контактируете: с кем больше, с кем меньше?

От кого Вы больше получаете? От кого – меньше?

Кому Вы больше даете? А кому – меньше?

Что есть общего, какие закономерности Вы видите?

Избегаете ли Вы контактов с кем-либо? Почему?

Хотели ли Вы контактов с кем-либо? Почему?

Избегаете ли Вы чьего-либо желания контактировать с вами? Почему?

Хотели ли Вы, чтобы кто-либо еще контактировал с Вами?

Получаете ли Вы от других все, в чем вы нуждаетесь?

Удается ли Вам отдавать в окружающую среду все, что Вы хотите отдать, и все, что Вам не нужно?

Теперь нарисуйте длинную линию потребностей в контактах, один конец которой соответствует полному избеганию контактов, а второй – полному и непрерывному стремлению к контактам.

Ответьте на следующие вопросы:

Где Вы расположите себя на этой линии?

По каким признакам своей жизни и событий Вы узнаете, что находитесь именно в этом месте этой линии?

Где Вы хотели бы быть расположены?

По каким признакам Вы сможете узнать, что пришли к тому, к чему хотели бы прийти?

Упражнение «Жизненное пространство»

Вам потребуется чистый лист бумаги, простой карандаш и цветные карандаши или фломастеры.

Нарисуйте окружность, и, разделив площадь круга на секторы, обозначьте сферы деятельности Вашей жизни. Например, воспитание детей, работа, хобби, спорт, Интернет и др.

Поделите площадь круга на сферы деятельности в процентном соотношении. Все Ваше время возьмите за 100%.

Теперь раскрасьте каждую из сфер деятельности в цвет, который, по Вашему мнению, ей более всего подходит.

Ответьте на вопросы и запишите ответы:

Красочная ли получилась картина?

На что Вы в основном тратите свое время?

Все ли Вас устраивает в этой схеме?

Что бы Вы хотели изменить?

Теперь возьмите новый чистый лист и организуйте свое жизненное пространство так, как желаете Вы, со всеми «хочу» и «не хочу».

Дайте волю своей фантазии, и не важно, что «…. в моей жизни этому не быть никогда».

Создайте для себя условия, которые важны для Вас, пока хотя бы на листе бумаги.

Упражнение «Убеждения»

 

Когда у Вас есть проблема в делах или в жизни и Вы испытываете страх, отчаяние, бессилие или что-то подобное, задайте себе вслух следующие вопросы, так же вслух отвечая на них:

Что для меня означает… (вставьте здесь проблему, с которой вы столкнулись)? (Ответом на этот вопрос как раз и будет негативное убеждение, с которым нужно разобраться.)

Почему я так считаю?

Действительно ли это так?

Что было бы, если бы я в это не верил(а)?

Что я могу взять для себя полезного из этого?

 

Ответы на эти вопросы помогут Вам нейтрализовать негативное убеждение.

 

Упражнение «Включение позитивной мотивации»

Цель: отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации.

Тренер предлагает участникам занять удобное положение, закрыть глаза и расслабиться; сосредоточиться на своих ощущениях.

Далее тренер задает вопрос для всех: «Что делает вашу жизнь интересной (радостной, творческой и т.п.)? Что является «спусковым крючком» для возникновения интереса (радости, творчества и т.п.) в вашей жизни?»

Через некоторое время (5-7 минут), даваемое для индивидуальной визуализации заданной темы и выхода из состояния расслабленности, тренер предлагает участникам обсудить в группе результаты.

 

Упражнение «Коллаж»

Цель: раскрытие потенциальных возможностей человека, предполагает большую степень свободы, является эффективным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания.

Эффективным является включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены, а также использование коллажа в перфомансе и инсталляции.

Тема для создания коллажа может быть разной в зависимости от потребностей группы («Мужчина и женщина», «тело», «я», «прошлое – настоящее – будущее» и мн. др.)

Материалом для коллажа могут служить глянцевые журналы, разнообразные изображения, фотографии, природные материалы, предметы, изготовленные или преобразованные его создателями.

Инструкция: вырежьте из журналов фигуры людей, животных и пр., а затем оформите их в композицию. С элементами можно делать всё, что угодно, можно дополнить работу надписями, комментариями, закрасить и декорировать пустоты, быть конкретным или абстрактным.

Анализ коллажа: расположение элементов на листе, размер элементов, их расположение относительно других элементов, основания выбора того или иного элемента, элементы пристраиваются друг к другу, дополняют общую идею коллажа, прослеживается общий сюжет.

Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие

 


< Предыдущая   Следующая >

mirrosta.ru

Конспект занятия с элементами тренинга «Мои внутренние ресурсы»

Тема занятия: «Мои внутренние ресурсы»

педагог-психолог Ефименко Е.В.

Цель: работа с личностным потенциалом подростков, помочь детям освоиться с теми изменениями, которые происходят с ними в процессе взросления.

Задачи:

• ставить себя на место другого человека;

• устанавливать границы общения;

• раскрываться в общении;

• проявлять свои чувства, в том числе страхи, связанные с изменением ситуации жизни;

• управлять своим поведением;

• выполнять различные роли, связанные с групповым взаимодействием.

Методы работы: групповая, беседа.

Время проведения: 1 час 30 минут

Целевая аудитория: 13-17 лет

Материально-техническое оборудование: стулья по количеству участников занятия; мультимедийное оборудование, листы белой бумаги.

Ход занятия.

Ведущий: Здравствуйте, я рада видеть вас!

Каждый из нас переживал чувства страха, неуверенности, неуспеха. Наверное, случалось, что вы были обижены, у вас было плохое настроение или на душе грустно, или вы просто скучали. В этот момент каждому хочется иметь поддержку и защиту. Ещё с древних времен люди создавали для себя талисманы и обереги. Сегодня мы с вами постараемся создать такую поддержку для себя.

Упражнение «Дерево моих успехов»

Ведущий: Дерево с его медленным биологическим циклом представляет собой удачный символ, отражающий процесс развития людей. Этот символ дает возможность выразить неосознанные, но существенные аспекты Я-концепции, к которым, возможно, он захочет обратиться в последствии.

Перечисли на листе бумаги те черты характера, которые помогают побеждать в жизни, например, мужество или выносливость: твои коммуникативные способности, которые помогают тебе общаться с другими, например, умение слушать или умение влиять на других: ваши физические качества, например, знание арифметики или креативность. Составь список всех способностей и сильных черт, которые можно отнести к этим категориям.

Теперь вспомни об успехах, которых тебе удалось достичь при помощи ваших способностей и трудолюбия. Ты можешь подумать о своем реферате по биологии или о вашем значке спасателя на воде, о том, как вас выбрали представителем класса и т.п. Составь длинный список успехов.

А сейчас нарисуй дерево с корнями, стволом и кроной. Корни буду символизировать твои сильные стороны и способности. Если какое-то качество развито очень сильно, нарисуй большой корень. Если способность только намечается, нарисуй маленький и т.д. На каждом из корней напиши название соответствующей сильной стороны. Пусть все корни твоей корневой системы сходятся в основании ствола, на вершине которого их общность образует крону, символизирующую успехи в вашей жизни. Каждому успеху должна соответствовать одна ветка. Серьезным успехам должны соответствовать толстые ветви, а более мелким – тонкие ветки или сучки. На каждой ветке напиши об успехе, который она символизирует.

Подведение итогов:

Насколько я доволен своим деревом?

О каких своих сильных сторонах я забыл?

С кем я разговариваю о моих сильных сторонах и успехах?

Что я еще могу сделать, чтобы осознать черты моего характера и мои способности?

Упражнение «Точка опоры».

Ведущий: Любому человеку в жизни требуется психологическая опора в виде семьи, друзей, работы, увлечений. Причем чем больше таких опор, тем увереннее чувствует себя человек в различных жизненных ситуациях. В этом случае ему легче преодолевать жизненные трудности и невзгоды.

Психолог просит нарисовать круг и разделить его на пять секторов. Обозначить первый сегмент «любовь» и впишите имена тех, кто вас любит. Второй сегмент назови «уважение» и впиши имена тех, кто вас уважает. Третий сегмент – свобода, где пишутся имена тех, кто тебя защищает, с кем ты себя чувствуете в безопасности.

Опору нужно искать и находить в себе, в своих сильных сторонах, привычках, интересных делах. Такая опора у каждого из нас есть.

К имеющемуся кругу дорисовываются лучи, на которых участник указывает свои опорные точки. Сначала каждый работает индивидуально, затем идет обсуждение в группах.

Медитация-визуализация «Маяк».

Ведущий: Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На его вершине – высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этим маяком. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже постоянные сильные ветры не могут покачнуть вас. Из окон верхнего этажа вы днем и ночью, в хорошую и в плохую погоду посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. Помните об энергетической системе, поддерживающей ваш луч света, который скользит по океану, предупреждает мореплавателей о мелях и является символом безопасности для людей на берегу.

Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света, который никогда не гаснет, в себе.

Упражнение «Пространство проблем»

Ведущий: Проблемы, возникающие в нашей жизни, мы можем разделить на три категории. Некоторые из них появляются из-за того, что другие люди ведут себя определенным образом и/или возникают определенные обстоятельства. Здесь мало, зависит от нас. Затем следуют проблемы, которые мы можем контролировать. И, наконец, существует ряд внутренних проблем, за которые ответственен только сам и которые только он может быстро решить. Это упражнение посвящено таким внутренним проблемам. Ведущий раздает рабочий листок, который нужно заполнить (Приложение).

Ведущий говорит: «Теперь возьмите бумагу и мелки, чтобы нарисовать пространство своих проблем. Нарисуйте в середине листа самого себя или некий символ, представляющий вас. Вокруг нарисуйте различные внутренние проблемы, которые вы отметили на рабочем листе или добавили к нему. Вы можете изобразить их с помощью слов, символов, рисунков.

Вы можете рассмотреть и сопоставить все проблемы, изображенные на бумаге. В зависимости от того, на каком расстоянии от середины листа они находятся, можно сделать вывод, насколько срочно их нужно решить. Если вы хотите решить проблемы как можно скорее, нарисуйте их близко к центру. Проблемы, с решением которых еще можно подождать, должны быть изображены по краям рисунка».

Участники объединяются в группы по три человека. Обсуждение в группах: обнаружили ли вы такие проблемы, о которых раньше даже не задумывались? Трудно ли было распределять проблемы? Кажется ли вам, что у вас слишком много или мало проблем? Каких проблем у вас больше – требующих срочного решения или тех, решение которых можно отложить? Создалось ли у вас впечатление, что вы сможете справиться со своими проблемами? Если вы готовы, покажите друг другу свои рисунки и разъясните некоторые детали.

Упражнение «Круг советчиков».

Ведущий: Очень часто при решении проблем и принятии решений мы слышим советы родственников и друзей, учителей и начальства на счет того, как нам лучше действовать. Иногда мы спрашиваем их мнение, иногда они высказывают его по собственному желанию.

Ведущий: «Сейчас вам надо будет вспомнить таких советчиков из вашего окружения и подумать о том, что они вам говорят, и что вы думаете об их мнении.

Сконцентрируйтесь на важной для вас проблеме, решением которой вы занимаетесь сейчас или займетесь в ближайшем будущем. Сформулируйте эту проблему и запишите ее.

Теперь возьмите большой лист бумаги и символически изобразите на нем стол, за которым будут сидеть ваши внутренние советчики. Решите, стол, какой формы вам подходит – прямоугольный или круглый, и нарисуйте его в середине листа. В центре стола напишите вашу тему. Посадите за этот стол себя, обозначив ваше место квадратом, в котором написано ваше имя.

Так же посадите за стол каждого. Выясните, чей голос вы слышите при обсуждении этой проблемы, с кем вы действительно хотите поговорить об этом или уже говорили, и чье мнение ближе всего к вашему собственному взгляду. Изобразите всех советчиков и напишите их имена на стульях.

Теперь попытайтесь выяснить, какие мнения являются для вас наиболее ценными. Попытайтесь создать список полезных советов, которые заставляют вас задуматься, и вопросов, которые они порождают. Таким образом, вы, придерживаясь выбранного вами решения, принимаете постановку вопроса советчиков.

Найдите себе партнера, с которым вы хотели бы обсудить проделанную работу. Поговорите с ним о том, что было особенно трудным.

Обсуждение:

— понравилось ли мне это упражнение?

— к каким советчикам я отношусь наиболее серьезно?

Упражнение «За» и «Против»

Ведущий: Выберете проблему, которая требует от вас принятия одного решения из двух возможных. Эта проблема должна быть важной для вас. Запишите в своей таблице аргументы «за» и «против» и сделайте еще некоторые замечания.

Запишите в нескольких предложениях, к какой точке зрения вы склоняетесь в данный момент. Скажите, что играет решающую роль. Выясните, что вы можете сделать для того, чтобы аргументы, стоящие в противоположной графе, в итоге, стали более значимыми?

Соберитесь в группы по три человека. Поделитесь друг с другом своими мыслями по поводу этого задания. Легко ли было ставить иерархию аргументов? В чем заключались трудности? Нашли ли вы способ примириться с «проигравшей» стороной? Если хотите, можете прочитать друг другу свои записи.

Обсуждение:

— При решении, каких проблем может пригодиться эта техника?

— Мне больше нравится анализировать проблему самому или с другими людьми?

— Как мы решаем подобные проблемы семье?

Рефлексия

infourok.ru

Тренинг Поиск внутренних ресурсов

Тренинг «Поиск внутренних ресурсов»

Я верю в то, что внутри каждого из нас живет Сила, способная с любовью указать нам путь к прекрасному здоровью, идеальным взаимоотношениям, блестящей карьере и процветанию в любой сфере жизни.  

Луиза Хей.

 Цель: поиск ресурсов для создания положительного эмоционального и психологического настроя в трудных, стрессовых ситуациях, для профилактики эмоционального выгорания.

Задачи:

Формирование мотивации, направленной на исследование своих ресурсных возможностей.

Раскрытие участниками у себя личностных ресурсов, необходимых для адаптации в социуме.

Создание благоприятной и доверительной атмосферы, снижение ситуативной и межличностной тревожности.

Создание условий для презентации участниками своих ресурсных ка­честв.

Продолжительность— 60 минут.

Количество участников –812 человек.

Оборудование: аудитория, в которой стулья будут стоять по кругу по количеству участников; бейджики.

Ход тренинга

Ведущий:Здравствуйте, уважаемые гости! Я рада вас приветствовать на своем тренинге на тему «Поиск внутренних ресурсов».

Жизненные проблемы, сложные ситуации, трудности очень часто поглощают человека настолько, что он не замечает ничего вокруг себя, зацикливается и живет этими чувствами.Решая серьезные задачи, проблемы, человек нуждается в ресурсах.

Ресурсы – это некая психическая опора, внутренний стержень,наши возможности, средства, которые помогают чего-то достичь. Это наша поддержка. Чем больше ресурсов имеет человек, тем легче и спокойнее он справляется с ситуациями на своем жизненном пути. Сегодня на занятии мы и поработаем с некоторыми внутренними ресурсами.

А сейчас давайте представимся…

Упражнение «Я сегодня вот такая… »

Цель.Эмоциональная зарядка, развитие умения понимать свое
эмоциональное состояние и выражать его вербально и невербально.

Инструкция:Участники встают в круг. Каждый по очереди говорит: «Здравствуйте, меня зовут… Сегодня я такая…(мимикой или жестом показывают свое эмоциональное состояние)». Группа отвечает: «Здравствуй. Сегодня … такая (отображают действия участника)».

Рефлексия.

• Легко ли было изобразить свое настроение?
• Легко ли было повторить движения, мимику водящего?
• Приятно ли было, когда кто-то в точности повторял ваши движения.­

2. Упражнение «Установление правил»

Цель: установка правил, которыми будет руководствоваться группа.

Инструкция. Для того, чтобы наше занятие прошло успешным, необходимо принять некоторые правила:

1. Говорить по одному.

www.prodlenka.org

Занятие с элементами тренинга для подростков «Мои внутренние ресурсы»

Муниципальное образовательное реабилитационное бюджетное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр психолого-медико-социального сопровождения «Инсайт»

г. Ишимбая МР Ишимбайский район РБ

«Мои внутренние ресурсы»

(занятие с элементами тренинга для подростков)

Разработала педагог – психолог: Ускова Р.Р.

«Мои внутренние ресурсы»

(занятие с элементами тренинга для подростков).

Цель: работа с личностным потенциалом подростков, помочь детям освоиться с теми изменениями, которые происходят с ними в процессе взросления.

Задачи:

• ставить себя на место другого человека;

• устанавливать границы общения;

• раскрываться в общении;

• проявлять свои чувства, в том числе страхи, связанные с изменением ситуации жизни;

• управлять своим поведением;

• выполнять различные роли, связанные с групповым взаимодействием.

Целевая аудитория: подростки 11-14 лет

Оборудование: стулья по количеству участников тренинга; мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация, листы белой бумаги.; природный и бросовый материал для конструирования ( ракушки, шишки, тесьма, бусинки, орехи, жёлуди и тд.), пластилин, кувшин, детская игра «рыбалка» по количеству участников тренинга, су-джок по количеству участников тренинга, имитация кольца.

.

Ход занятия.

Ведущий: Здравствуйте, я рада видеть вас! Древний философ, имя которого Спиноза, сказал: человек познаётся в трёх случаях: в критических ситуациях, при абсолютной свободе и в обстановке успеха. Именно кризисные ситуации обычно очень хорошо показывают, каков человек на самом деле, как он себя ведёт в этом случае, что он из себя представляет.

Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие на необитаемый остров.

Упражнение 1. Разминка «Доброе животное»

Цель: Создание доброжелательной рабочей обстановки

Ведущий. Вспомните, как тяжело было Робинзону Крузо на необитаемом острове — он был там один. А мы с вами — команда. И для того, чтобы почувствовать себя одним целым, я предлагаю выполнить упражнение «Доброе животное». Прошу вас встать в круг плечом к плечу и взяться за руки. Представьте, вы — одно большое доброе животное. Животное дышит. Делаем шаг назад – вдох. Шаг вперед — выдох. И еще раз, вдох, выдох. У нашего животного бьется доброе сердце. Давайте потопаем на месте и постараемся попасть в такт к друг другу. Начали. Спасибо, можете присесть.

Упражнение 2. «Рыба для размышления»

Цель: обобщение опыта самопознания; отреагирование эмоциональных переживаний в отношении себя за счёт собственного опыта и обратной связи от других людей

Ведущий. Мы должны выжить на необитаемом острове, для этого нам необходима пища. Давайте будем «ловить рыбу». Для этого Вам необходимо подойти к нашему импровизированному морю и взять удочку. Поймали рыбу? Возвращаемся на свои места. Я предлагаю зачитать по кругу начало предложения, записанное на рыбе, а завершить его собственными словами.

Прошу Вас подойти к нашему импровизированному морю. Ловим рыбу. Возвращаемся на свои места. Зачитываем по кругу начало предложения, завершаем собственными словами.

Предложения на карточках:

Самый большой страх — это…

Я не доверяю людям, которые…

Я сержусь, когда…

Я не люблю, когда…

Мне грустно когда…

Когда я спорю…

Когда на меня повышают голос, я…

Самое грустное для меня…

Человек считается неудачником, если…

Мне скучно, когда…

Я чувствую неуверенность, когда…

Ведущий. Действительно, каждый из нас переживал чувства страха, неуверенности, неуспеха. Наверное, случалось, что вы были обижены, у вас было плохое настроение или на душе грустно, или вы просто скучали. В этот момент каждому хочется иметь поддержку и защиту. Ещё с древних времен люди создавали для себя талисманы и обереги. Сегодня мы с вами постараемся создать такую поддержку для себя.

Упражнение 3. Амулет

Цель: дать подросткам возможность проявить свою уникальность в безопасной обстановке, получить опыт различных стратегий взаимодействия, столкновения с иной точной зрения, отработать навыки активного слушания

Ведущий: Попробуйте с помощью подручных средств сделать фигурки животных, которые станут вашими амулетами и будут защищать вас в трудную минуту. Прошу вас подойти к столу и изготовить свой амулет. И попробуйте придумать ему название. На работу вам дается 5 минут. Приступайте. Музыка.

Время вышло. Прошу вас присесть на свои места. Прошу вас рассказать о своем амулете (как называется ваше животное, в чем он вам будет помогать). Давайте начнем с вас по кругу (участники демонстрируют свои амулеты).

Упражнение 4. Визуализация «Затонувшие сокровища»

Цель: актуализация личностного потенциала, снятие эмоционального напряжения

Спасибо всем, я предлагаю немного расслабиться и отдохнуть. Займите удобное положение, закройте глаза.

Представьте, вы идете по теплому берегу моря…Ласковые волны нежно касаются ваших ног, вашего тела… Море приглашает вас…Вы опустились на морское дно…Мимо вас проплывают красивые рыбы, морские звезды… Посмотрите, что-то засверкало за камнем впереди вас.! Подойдите поближе, раздвиньте водоросли. Вы нашли сокровища! Они необычайно красивы… Вы любуетесь ими… вы можете вернуться домой только с одним предметом выберете его. Царь морей дарит его вам и возвращает вас домой. Потяните руки, ноги, откройте глаза! Поделитесь своими впечатлениями, что вы взяли со дна моря? Спасибо всем!

Упражнение 5. Раб кольца

Цель: формирование экзистенциальных умений, прогнозирование и преодоление жизненных преград

«Посмотрите, среди сокровищ оказалось волшебное кольцо. Тот, кто его наденет, становится его рабом. У каждого из вас есть возможность надеть это кольцо, почувствовать его влияние. Давайте примерим кольцо (примеряют). Это кольцо подавляет человека, делая его то агрессивным, то жестоким, то недоверчивым. Часто кольцо перемещает своего раба в параллельный мир, мир зла и теней». Может кто-то хочет поделится своими ощущениями. (высказываются желающие).

Есть такое мудрое высказывание: «Доброта спасет мир», и это действительно так, ведь в наших силах своими добрыми делами, дружной командой, горячими сердцами изменить действие этого кольца. Давайте вместе придумаем как можно больше способов противостоять кольцу, не стать его рабом. (высказываются по кругу)

Наши добрые сердца растопили кольцо зла и оно превратилось в колечко, которое несет уверенность и радость. Возьмите пожалуйста шарик, откройте его, давайте прокатаем колечко по каждому пальцу.

На наших пальцах находится много активных точек, при воздействии на которые стимулируется работа головного мозга, что предохраняет от переутомления и снимает напряжение.

Поделитесь своими впечатлениями (что вы почувствовали?). Благодарю всех за работу.

Упражнение 6. «Три желания».

Цель: повышение мотивации к достижению жизненных целей

Подойти к слайдам

Однажды, гуляя по берегу моря, вы нашли старую запечатанную бутылку. Вы открыли ее, оттуда появился джинн и пообещал исполнить ваше самое сокровенное желание. Подумайте, что бы вы загадали. Когда будете обдумывать, что загадать, помните, что желание должно оставаться в пределах человеческих возможностей. Запишите его на полоске цветной бумаги.

Итог занятия.

Упражнение 7 «Кувшин желаний»

Цель: актуализация жизненных целей

Давайте опустим свои пожелания в бутылку и передадим ее джинну, для их исполнения (опускаем, закрываем, ставим около слайдов с Джином).

Рефлексия занятия

Ребята, наше занятие подошло к концу и я прошу вас поделиться впечатлениями, что нового узнали, что для себя будете применять в жизни. Всем спасибо за работу!

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *