Медитация концентрация внимания – 4 техники медитации на внимательность

4 техники медитации на внимательность

Практика внимательности — это интегральный метод, направленный на то, чтобы познакомить человека с механизмами его внимания. Он может быть полезен как тем, кто вообще никогда не практиковал никакой медитации и хочет с чего-то начать, так и опытным практикующим.

Эти техники направлены на то, чтобы ваше «я» стало здоровее, энергичнее, добрее к себе и окружающим, счастливее, гармоничнее, в каком-то смысле эффективнее в социуме. На более глубоком уровне такая практика поможет вам вспомнить, что никакого вашего отдельного «я» вообще нет и никогда не было. Приведенные ниже техники вы можете попробовать выполнять самостоятельно.

1. Наблюдение за дыханием.

10-15 минут (можно дольше). Выберите спокойное место. Лягте на спину или сядьте с прямой спиной. Если вы сидите, ваши стопы находятся на полу, а руки лежат на коленях. Плечи расслаблены, рот слегка приоткрыт, чтобы ослабить напряжение в челюстях. Расфокусируйте взгляд и направьте его перед собой или немного вниз по диагонали. Вы можете закрыть глаза, но поначалу это часто приводит к тому, что человек начинает засыпать.

Обратите внимание на дыхание. На паузу между вдохом и выдохом. Следуйте вниманием за выдохом, а затем за вдохом. Для этого вы можете направить внимание на кончик носа и наблюдать за тем, как на выдохе воздух выходит через ноздри, а на вдохе входит внутрь. Или вы можете направить внимание на низ живота и наблюдать, как стенка вашего живота движется едва заметно вперед и назад в такт с выдохом и вдохом. В какой-то момент вы заметите, что отвлеклись, забыли о дыхании и размышляете о чем-то постороннем. Не ругайте себя, а мягко вернитесь вниманием к дыханию.

Замечая, что мы отвлеклись, и вновь возвращая внимание на дыхание, поначалу много раз за сессию, мы тренируем мета-внимательность — способность замечать, когда мы невнимательны.

Вы будете замечать, что ваш ум начинает сопротивляться происходящему. Возможно, у вас возникнут мысли: «Что за ерунда?! Я бы мог в это время сделать массу полезных вещей!», или: «Ну вот, никогда у меня ничего не получается. Не для меня вся эта медитация», либо любые другие критические суждения.

Не боритесь с ними. Просто отметьте, что они возникли, и мягко верните внимание к дыханию. В конце сессии ощутите все свое тело и дайте себе пару минут на то, чтобы вернуться к внешнему миру.

2. Сканирование тела.

Сядьте с прямой спиной или лягте на спину. В течение 2-3 минут наблюдайте за своим дыханием, чтобы вернуть внимание в текущий момент. Оставьте глаза открытыми и слегка расфокусируйте их, если вы не хотите заснуть. А теперь начните мягко проходить вниманием по всему вашему телу от макушки до кончиков пальцев на ногах, не пропуская ни малейших деталей, — глаза, нос, щеки, губы, зубы, язык, уши, затылок, шея и т.д.

Часто во время этого упражнения люди говорят: вот, у меня ничего не болело, а теперь все заболело. Но фокус в том, что раньше они просто не замечали тех напряжений, которые теперь стали очевидны. Если вы обнаружите где-то такое напряжение, мягко направьте на него внимание и подождите, пока оно слегка не расслабится. Возможно, вам не удастся быстро отпустить все зажимы — не переживайте, это дело практики.

3. Внимательная ходьба.

Встаньте прямо и спокойно. Направьте внимание на тело. Ощутите все свое тело целиком. Почувствуйте, как ваши стопы соприкасаются с землей. Посвятите некоторое время ощущению вашего тела, стоящего на твердой поверхности. На самом простом уровне стать внимательным означает вернуть внимание из внешнего мира к телу и дыханию, потому что ваше тело и ваше дыхание всегда находятся здесь и сейчас — в отличие от эмоций и мыслей, которые всегда в прошлом или в будущем.

Теперь сделайте первый шаг. Внимательно поднимите ногу, перенесите ее вперед, поставьте на землю и внимательно перенесите на нее свой вес. Понаблюдайте за изменениями в теле. Затем сделайте второй шаг. Обратите внимание, как поднимается ваша нога, как сгибается колено, как вес тела смещается с одной ноги на другую. Ощутите, как двигаются ваши суставы, почувствуйте мышцы, обратит внимание, как двигаются в такт ходьбе руки.

Если вам захочется остановиться, замрите на несколько секунд, чтобы отследить ощущения в теле в этот момент, — дыхание, напряжение в мышцах. Вы можете также отметить свои эмоции и мысли в этот момент.

Вы можете синхронизировать внимательную ходьбу с дыханием — вдыхайте, когда вы поднимаете ногу, и выдыхайте, когда опускаете. Это поможет привнести в ваше движение спокойствие.

По мере практики вы сможете постепенно включать в поле вашего внимания объекты вокруг вас — дорогу, деревья, запахи.

Если возникнут отвлекающие вас мысли и эмоции, не ругайте себя, а просто верните внимание к ходьбе. Не сотрудничайте с мыслями и эмоциями, но и не боритесь с ними.

Ну и полезно поставить эксперимент: например, ходить внимательно каждый день на протяжении хотя бы двух недель по 20-30 минут в день и, спустя эти две недели, отметить, что изменилось в вашем внутреннем состоянии.

4. Незаметная медитация на работе.

Есть много способов быть внимательными, не привлекая при этом излишнего внимания окружающих. Поставьте таймер на телефоне, и каждый час уделяйте ровно одну минуту тому, чтобы направить внимание на свое дыхание: как вы дышите прямо сейчас? Ровно и глубоко или поверхностно и взволновано? На свое тело: удобна ли ваша поза? Если неудобна, примите удобную. Расслаблены вы или напряжены? Если напряжены — расслабьтесь. На свои эмоции: что вы чувствуете прямо сейчас? Это скорее негативная или позитивная эмоция или вы вообще ничего не чувствуете? О чем вы думаете? И думаете ли вы по своей воле, или эти мысли давно думают вас? Задача этой практики не в том, чтобы что-то менять, а чтобы каждый час на минуту возвращать внимание к себе и быть собой. Со временем вы заметите, что такие паузы стали для вас естественными, и обнаружите, что к вечеру гораздо меньше устаете.


Анастасия Гостева − основатель компании «Внимательный бизнес» и преподаватель медитации (vnimatelnost.com).

Фото: Instagram/sjanaelise

yogajournal.ru

Как медитировать каждый день по 2 практики: концентрация и созерцание

1. Выбери объект для концентрации

Классический способ — это сконцентрироваться на своем дыхании. Однако, это может быть и фокусировка на визуальном объекте (например, посмотри на свечу), повторение мантры или молитвы, что угодно. Для нас здесь важно найти точку-якорь, в котором ты соберешь всё своё внимание. Я буду приводить в пример дыхание, но ты можешь выбрать то, что тебе удобно.

2. Посвяти себя полностью объекту концентрации

Дыши глубоко и наблюдай, как это происходит. Вдох-выдох. Наблюдай все аспекты дыхания: как воздух проникает в твои легкие через ноздри и гортань, как расширяется грудная клетка и принимает в себя воздух, а затем опускается и выпускает выдох. Наблюдай короткие паузы между вдохом и выдохом. Будь полностью в этом процессе, только ты и дыхание, больше ничего.

3. Возвращай свой ум к объекту концентрации

Как только ты начнешь фокусироваться на дыхании — внимание скоро начнет убегать. Сразу имей в виду, ты в любом случае отвлечешься на какую-то мысль, это нормально. Возвращайся вниманием обратно на дыхание. Затем какая-то мысль возникнет снова, и цепной реакцией вызовет другие мысли — опять же, это нестрашно, главное возвращайся к дыханию.

Отвлеклись, мысли убежали? Это нормально! Просто возвращаемся обратно к дыханию. Опять убежали? Возвращаемся. И так на протяжении 500 раз за 10 минут.

Например, у тебя возникла такая мыслительная цепочка: 1. «хм, интересно, это у меня уже получается?» — 2. «а я точно всё правильно делаю» — 3. «а как вообще понять как правильно?»- 4. «вот когда я читал об этом в той статье, я тогда же ещё подумал, что не до конца понял» — 5. «может стоит ещё об этом почитать»… Неважно, о чем будут эти мысли и как долго они будут развиваться — главное, чтобы в какой-то момент ты себя остановил и вспомнил «Ах да! Я же медитирую на дыхание» и снова погрузился в процесс вдохов и выдохов.

Задача состоит не в остановке мыслемешалки, а в том, чтобы постоянно возвращаться к своему «якорю», точке фокуса. Основная тренировка сознания происходит не в тот момент, когда ты находишься в состоянии полной концентрации, а тогда, когда ты заметил убежавший поток мыслей, и вернул фокус обратно к дыханию.

Каждый раз, когда ты возвращаешься из такого отвлечения — считай это маленькая победа. Таким образом, и развивается концентрация.

Даже если тебе удалось задержать внимание на дыхании всего на несколько секунд — это уже успех. С каждым разом, у тебя будет получаться задерживаться на объекте всё дольше и дольше, а отвлечений будет всё меньше.

Эту практику рекомендуется выполнять в тихом месте без лишних источников отвлечения внимания.

dashahappyway.com

Медитация и концентрация внимания. Практика, медитация по энергии, энергетике и работе с чакрами. Эзотерика и духовное развитие.

Медитация и концентрация внимания. Фото

Концентрация Внимания

Вам приходилось быть в такой ситуации: вы читаете книгу или газету, и в это время вас кто-то позвал? Вы не ответили, потому что вы даже не осознали, что вас зовут. Почему? Потому что вы были полностью сосредоточены на том, что вы в тот момент читали. А было так, что вы обращаетесь по несколько раз к своему другу, а он даже не отвечает? Или такая ситуация: вы участвуете в какой-то дискуссии, но никто никого не слушает, поскольку каждый сосредоточен лишь на том, что он сам хочет сказать. Источник — Эзотерика. Живое Знание

Это называется концентрацией внимания. Концентрация внимания связана с волей и с центром в межбровье (аджной). Концентрация внимания – это «длительное фокусирование», или «длительная сосредоточенность». Многие учебники по йоге акцентируют внимание на длительном фокусировании, или сосредоточении. Если вы используете только концентрацию внимания, вы не достигнете просветления. Почему? Потому что если вы не в состоянии услышать в момент сосредоточения громкий голос зовущего вас друга, как вы услышите тихий шепот вашей высшей души? Если вы не в состоянии услышать голос человека, находящегося рядом с вами, то, как вы услышите «звук тишины»? Как вы услышите «внутрений ОМ»?

Когда женщина называет мужчину чувствительным, это не означает, что этот мужчина — плакса. Это означает, что мужчина осознает потребности и чувства женщины и старается вести себя таким образом, чтобы сделать женщину счастливой. С вами случалось такое, что вы испытывали раздражение по отношению к вашему супругу, в то время как ваш супруг об этом даже и не подозревал — до тех пор, пока вы не давали выхода своим чувствам? Это говорит об отсутствии чуткости с его стороны. Это относится как к мужчинам, так и к женщинам. И те, и другие могут быть невнимательны к чувствам и потребностям своей «половины».

Чуткость, или чувствительность, связана с сердечной чакрой. Чтобы достичь положительных результатов в духовной практике, недостаточно использовать только длительное сосредоточение или концентрацию внимания. Необходимо также практиковать длительную чуткость или осознанность. Понятие длительной осознанности практически отсутствует в западной культуре. Поэтому не имеется точного слова для обозначения этого состояния. В Индии для обозначения состояния продолжительной осознанности употребляется слово дхьяна (Dhyana).

Но даже в Индии истинное значение этого слова остается неясным для большинства людей, занимающихся духовными практиками и медитацией. Слово и понятие «дхьяна» из Индии распространилось в Китай, где оно стало звучать по-китайски как чань (Chan). Монахи Шаолиньского монастыря в Южном Китае распространили чань в Японию, и на японском языке оно стало известно как дзэн (Zen). Дхьяна, чань и дзэн означают «длительную осознанность». Так как в европейских языках не существует подходящего слова для обозначения понятия «длительная осознанность», использовано слово «медитация» в этом значении.

Концентрация и Медитация

Привычка к медитации и концентрации является очень ценным качеством для вас на вашем духовном пути. Медитация придает большое количество силы, мира, новой энергии и жизнедеятельности. Если медитирующий часто раздражается, это говорит о том, что он не добился хорошей, непрерывной медитации. Что-то не совсем ладно с его Садханой и созерцанием.

Вы должны будете медитировать со спокойным умом. Только тогда вы быстро достигнете Самадхи. Если вы научитесь контролировать Индрии и искорените желания, то ваш ум станет спокойным. Острая жажда освобождения и мысли о Боге разрушат все желания. Тот, кто обладает спокойным умом, является царем всех царей. Состояние, в котором пребывает тот, чей ум спокоен, невозможно описать. При концентрации и медитации вы должны будете тренировать свой ум различными способами. Только тогда грубый ум превратится в утонченный (Сукшма). Всё, о чем вы размышляете в молчании в период медитации, должно быть проявлено в повседневной жизни, где вы должны также сохранять равновесие и гармонию. Только тогда вы насладитесь реальными плодами медитации и концентрации.

А. Процесс медитации.

Держите голову, шею и позвоночник на одной прямой линии; подчинив и направив к сердцу ощущения и ум, мудрый проплывает на плоту Брахмана (ОМ) через все страшные течения мира. Подчиняя ощущения (Праны), искореняя желания, спокойно и без напряжения дышать через ноздри, мудрый, старательно ухаживает за умом наподобие кучера, в тележке которого запряжены норовистые лошади.

Когда в теле йога, состоящем из Земли, Воды, Света и Эфира, проявляются пять вышеописанных качеств, отличающих концентрацию внимания, то для него не существует больше болезней, старости, боли, так как в его теле горит огонь концентрации. Когда тело становится легким и здоровым, ум лишается желаний, тело сияет и излучает приятный запах, голос становится приятным и выделений становится немного, говорят, что достигнута первая ступень концентрации внимания.

Б. Общие Наметки.

Подобно тому, как сахар и соль впитывают воду, ваш ум должен будет впитать мысли о Боге, Божественной славе, Божественного присутствия и возвышенными, пробуждающими душу духовными мыслями. Только тогда вы навсегда установитесь в Божественном сознании.

Пять вещей необходимы, если вы хотите практиковать настоящую медитацию и быстро достигнуть Самадхи или самореализации. Это Моуна; легкая диета, или диета состоящая из молока фруктов; уединения на живописном лоне природы; личный контакт с Учителем и прохладное место.

Вы сможете погрузиться в глубокую медитацию только в том случае, если будет вести моральную жизнь. Затем вы сможете попытаться приобрести такое качество ума, как различение, и другие. Вы можете упражнять ум сначала в концентрации и, затем, посвятить себя медитации. Чем больше вы будете вести моральную жизнь и медитировать, тем больше у вас будет шансов достигнуть Нирвикальпа Самадхи, которое освободит вас от круга рождений и смертей и даст вам вечное Блаженство и бессмертие.

Что представляет собой изображение Господа Кришны, держащего флейту в руках? Что за философский символ представляет из себя флейта? Флейта – это символ ОМ. Он говорит: «Искорени свой эгоизм. Я буду играть на твоей флейте (теле). Пусть твоя воля станет единой с Моей. Найди убежище в ОМ. Ты сольешься с моим существом. Слушай внутреннюю, волнующую музыку в глубине себя и оставайся в вечном мире!»

Самадхи можно достигнуть практикой концентрации и медитации при наличии легкой диеты. Медитируйте по два-три часа. Если вы устанете, отдохните полчаса. Выпейте чашку молока и снова приступайте к медитации. Повторяйте процесс медитации снова и снова. Вечером вы можете прогуляться по веранде. Не позволяйте уму заниматься какими-либо мирскими делами даже несколько минут. Точно также, как студент, изучая математику и геометрию, которые вначале очень неинтересны, создает себе интерес, думая о тех преимуществах, которые он будет иметь, сдав экзамены, и вас следует создать интерес к медитации мыслями о бесчисленных благах, даруемых ею при постоянной практике, а именно: бессмертие, высочайший мир и бесконечное блаженство. Если вы не предрасположены к работе и хотите заниматься только медитацией, вы можете вести жизнь полного отшельника, питаясь только молоком и фруктами. Вы достигнете большого духовного прогресса. Если же есть склонность к работе, а медитативное настроение исчезает, то приступайте к работе снова. Таким образом, постоянной практикой следует обуздывать ум.

Бросьте кусок железного прута в печь. Он станет красным как огонь. Выньте его из печи, и он потеряет свой красный цвет. Если вы хотите, чтобы он всегда был красным, вы и должны всегда держать его в огне. Таким образом, если вы хотите, чтобы ваш ум горел огнем Брахмической мудрости, то вы должны всегда держать его в контакте с Брахмическим огнем знания посредством постоянной и интенсивной медитации. Вы должны поддерживать непрерывное течение Брахмического сознания. Тогда вы достигнете Сахаджи Авастхи (естественного состояния).

Если вы можете медитировать в продолжение получаса, вы сможете в результате благотворного воздействия этой медитации целую неделю заниматься повседневными делами в битве жизни, сохраняя мир и духовную силу. Так как вам приходится сталкиваться в повседневной жизни с различными, имеющими свои особенностями умами, то вам следует запастись силой и миром при помощи медитации. Тогда вы не будете беспокоиться и волноваться.

Если вы только начинаете заниматься медитацией, то прежде чем приступить к ее исполнению, всякий раз повторяйте Слоки или Стотры (духовные гимны) в продолжение десяти минут. Это поднимает ум на более высокую плоскость и отвлекает его от мирских объектов. Затем прекратите и этот процесс мышления и направьте ум на одну идею энергичным и неослабным усилием. После этого наступит Ништа.

В. Образы.

Прежде, чем начать медитировать, вы должны создать умственный образ Бога или Брахмана (конкретный или абстрактный). Когда вы взираете с открытыми глазами на конкретную фигуру Господа Кришны и медитируете, то это – конкретная медитация. Когда же вы размышляете об образе Господа Кришны с закрытыми глазами, хотя это тоже конкретная медитация, но он уже носит уже в какой-то степени абстрактный характер. А размышление над бесконечным астральным светом, будет еще более абстрактной медитацией. Первых два типа медитации принадлежат к Сагуна-медитации, а последняя к Ниргуна-медитации в начальной стадии имеется абстрактный образ для настройки ума, который через некоторое время исчезает, и медитирующий сливается с объектом медитации. Медитация исходит от ума.

Г. Практическое руководство.

Приступив к медитации, отметьте то время, на которое вам удалось изгнать все мирские мысли. Очень внимательно наблюдайте за умом. Если, к примеру, это время составляет 20 минут, то постарайтесь увеличить его до 30-40 и более минут. Снова и снова заполняйте ум мыслями о Боге. Когда ум станет устойчивым в медитации, глаза также станут устойчивыми. Йог, ум которого спокоен, обладает твердым, устойчивым взглядом. Он совершенно не моргает. Глаза могут стать красными или чисто белыми.

Всякое действие, внешнее или внутреннее, может быть совершено только тогда, когда ум связан с соответствующими органами тела. Мысль – это реальное действие. Если вы овладеет контролем над умом посредством постоянной практики, если вы научитесь управлять вашими эмоциями и настроениями, то вы не совершите глупых и неправильных действий. Медитация и концетрация очень поможет вам контролировать различные эмоции и импульсы.

Размышляйте и концентрируйте свой ум на необъятных небесных пространствах. Это тоже один из видов Ниргуна-медитации. Этот метода помогает исключить из ума конечные формы. Ум начнет постепенно растворяться в океане мира, так как он лишается своего содержания, т. е. различных форм. Он начнет становиться все утонченнее и утонченнее.

Некоторые предпочитают медитировать с открытыми глазами, другие с закрытыми, тогда как третьи с полузакрытыми глазами. Если вы будете медитировать с закрытыми глазами, то пыль и всякие посторонние частицы не будут попадать в глаза. Некоторых беспокоят разные вспышки и толчки и поэтому они предпочитают медитировать с открытыми глазами. Некоторые не могут медитировать с закрытыми глазами потому, что через сравнительно короткий промежуток времени впадают в сон. У новичков, медитирующих с открытыми глазами, ум начинает блуждать по объектам. Прислушиваясь к голосу разума, выберите для себя наиболее подходящий способ. Преодолевайте также и другие препятствия посредством подходящих и разумных методов.

Вы должны регулярно заниматься медитацией, что очень важно в этом деле. Если вы будет соблюдать это правило, то сможете быстро достигнуть большого успеха. Если вы даже не будете первое время ощущать заметных результатов в практике медитации, то продолжайте упорно упражняться.

Будьте искренни, чисты, терпеливы и упорны и через некоторое время вы добьетесь успеха. В этом нет никакого сомнения. Ни в коем случае не прекращайте упражняться даже на один день. Снова и снова заполняйте ум Саттвическими Божественными мыслями. Новые борозды будут проложены в вашем мозгу. Подобно тому, как граммофонная игла вырезает небольшую бороздку на пластинке, Саттвические мысли проложат новые здоровые борозды в уме и мозгу. Будут образованы новые Самскары.

Прана – это внешняя оболочка ума. Вибрация утонченной психической Праны создает мысль. Посредством Пранайямы вы можете улучшить свою медитацию, сделав ум более устойчивым. Если вы храните лимонный или Тамаридовый сок в золотой чашке, то он не портится. Если же вы поместите его в медный сосуд, то он моментально испортится и станет ядовитым. Таким же образом, если в чистом уме того, кто постоянно практикует медитацию, возникнут Вишайя Вритти (мысли связанные с чувственными объектами), но они не загрязнят его и не вызовут в нем Викару (страстное возбуждение). Если же эти Вритти возникают в нечистом уме, то они вызывают возбуждение.

Д. Телесное здоровье.

Асана (поза) укрепляет тело. Бандха и Мудра делают тело крепким. Пранайяма делает тело легким. Палимуддхи влияет на Самьябастху ума. Приобретя эти качества, следует устремить ум к Брахману. Только тогда можно добиться устойчивой медитации и насладиться счастьем.

В четыре часа практикуйте Сархасану в продолжение пяти минут. Затем отдохните пять минут и приступайте к медитации, которая будет легко достижима. Но прежде чем приступить к медитации, выполните 20 кумбхак. Пранайяма изгонит Тендру и Аласью (сонливость и лень) и сделает ум устойчивым.

Неделю питайтесь только молоком и фруктами, от чего качество медитации повысится в значительной степени. Такая диета сделает тело легким, а ум Саттвическим. Примите за правило, вечером ничего не есть, кроме пол-литра молока. Качество медитации станет хорошим, и вы легко сможет преодолеть сонливость. Тяжелая пища, принятая вечером, вызывает сонливость.

Е. Поза для медитации.

Те, кто медитирует по 4-5 часов зараз, могут сначала медитировать в Падма и Ваджра или Сиддха и Ваджра Асанах. Иногда кровь скопляется в ногах и немного беспокоит. Через два часа следует изменить Асану, например после Падма или Сиддха асан принять Ваджрасану или просто выпрямить ноги, облокотитесь на стену или на подушку. Держите позвоночник прямо. Это наиболее удобная Асана. Поставьте два стула рядом, сядьте на один, а на другой положите ноги – это другой вариант.

Вот совет для начинающих. Сядьте в Падмасану (в комнате, предназначенной для упражнений), закройте глаза и медитируйте о лучезарности солнца, великолепии лунного света, о величественности звездного неба, о красоте небесных пространств.

Ж. Предварительные упражнения.

Начинайте тренировать ум различными способами, практикуя концентрацию внимания. Сосредоточивайтесь на Анахата звуках – звука идущих из сердца, заткнув уши. Сосредоточивайтесь на дыхании, повторяя Сохам. Сосредоточивайтесь на любом конкретном образе. Сосредоточивайтесь на голубом небе, не всепроникающем солнечном свете. Сосредоточивайтесь на различных Чакрах тела, на абстрактных идеях – Сатьям, Джанаям, Анантам, Экан, Нитьям и т. д. (Истина, Мудрость, Бесконечность, Единая Вечная Сущность) и, в конце концов, остановитесь на одной из них.

При медитации не напрягайте глаза. Не напрягайте мозг. Не боритесь и не сражайтесь с умом. Расслабьтесь. Дайте Божественным мыслям спокойно течь в уме. Упорно думайте о Лакшье (объекте медитации). Не прогоняйте силой вторгающиеся мысли. Наполняйте ум утонченными мыслями. Когда ум наполнен возвышенными Саттвическими мыслями, нежелательные мысли исчезнут сами собой. Если при медитации вы испытываете значительное напряжение, то на несколько дней сократите время медитации. Пусть медитация всегда будет легкой. Когда вы добьетесь этого, вы снова можете увеличить время.

Придерживайтесь здравого смысла в вашей Садхане, я всегда напоминаю об этом.

Когда и где медитировать

Практикуйте медитацию в Брахма-Мухурту. Это самое лучшее время. Всегда выбирайте днем и ночью наиболее подходящее время для медитации, т. е. когда ваш ум ясен и маловероятно, что что-либо вас побеспокоит. Вы можете упражняться пред сном. Ум спокоен в это время. Хорошая медитация может иметь место в воскресенье, так как это выходной день и ум свободен. Воспользуйтесь этим и проведите сильную медитацию.

Медитация и концентрация внимания будут очень хорошими, если вы будете питаться только молоком и фруктами, или будете поститься. Всегда поступайте, как подсказывает здравый смысл, и старайтесь извлечь максимальную пользу. Медитируйте ночью. Если вы не имеете достаточно времени, то проводите медитацию два раза в сутки. Если днем не окажется свободного времени, то практикуйте медитацию ночью минут 10-15. Ночью вам не будут сниться дурные сны. Божественные мысли будут наполнять ум также и во время сна, так как ум получил хорошую зарядку.

Ученик, медитирующий в уединении, находясь в городе, в комнате, расположенной на верхних этажах здания, может чувствовать себя также спокойно, как и в лесу. Правда, здесь нет благоприятных духовных вибраций, которые играют существенную роль в эволюции ума, создавая Экаграту. Во всех священных местах такие духовные вибрации Риши наполняют эфирное пространство, и ученик извлекает огромную пользу от них. В таких местах Вайрагья, Саттвическая Бхава и медитативное настроение приходят сами собой, без усилия и борьбы.

Некоторые люди, выходя из поезда на станции Ришикеш, при виде Гималаев восклицали: «Что это такое, сын, отец? Это же сон, иллюзия, всё это Майя». Таково влияние вибраций на умы людей. Только мудрецы и йоги могут сразу распознать природу вибраций в местах, удобных для медитации.

Вам дан ключ от многих загадок жизни. Этот ключ – медитация. Медитируйте регулярно утром между 4 и 7 часами, и вы достигнете вечного блаженства и бессмертия. Берега Ганга или Нармады, живописные Гималаи, прелестные цветущие сады, священные храмы поднимают ум на более высокую плоскость в концентрации и медитации. Пользуйтесь их услугами.

Для концентрации внимания ума наиболее подходящим является место с прохладным климатом и возвышенными духовными вибрациями. Ранним утром ваш ум наиболее чист и спокоен. В это время ощущается духовное влияние и мистическая тишина. Все святые и йоги практикуют медитацию в эти часы и посылают всему миру свои духовные вибрации. Вы извлечете огромную пользу, если в это время начнете свои молитвы, Джапу или медитацию. Вам не нужно будет напрягаться, и медитативное настроение придет само собой.

Вспомогательные средства для медитации.

Мула-Бандха в медитации. Когда вы сидите в асане для исполнения Джапы, то сожмите мышцы ануса. В Хатха-Йоге это называется Мула-Бандха. Это способствует концентрации внимания. Это упражнение удерживает Ананавийю от движения вниз.

Кумбхак в медитации. Задержите дыхание столько, сколько вы можете без напряжения. Это – Кумбхак. Это в значительной степени способствует концентрации внимания, делая ум устойчивым. Вы будете чувствовать интенсивное духовное блаженство.

Диета Йога. Соблюдайте Митхахару, т. е. Саттвическую диету. Желудок, переполненный рисом и овощами, бобовыми и хлебом является причиной помех и сонливости в Садхане. Обжора или сексуалист, тупица или лентяй не могут практиковать медитацию. Молочная диета делает тело легким, она позволит вам часами находиться в одной асане с легкостью и удобством. Если вы почувствуете слабость, то можете день или два питаться рисом и молоком, или ячменем или молоком. Те же, кто работает или служит где-нибудь, или читает лекции перед публикой, или занимается другого рода духовной деятельностью, пропагандируя знания, нуждается в плотной, питательной пище.

Вы можете часто встретить в Гите такие слова: «Ананья Чета», что значит: «отсутствие мыслей о чем-либо другом». Макчита, Нитья, Якта, Экаграш Манах и Сарва Бхава. Эти слова обозначают, что вы должны весь свой ум целиком и полностью посвятить Богу. Только тогда вы добьетесь самореализации. Божественного Сознания можно достичь только тогда, когда ни один луч ума не отклоняется в сторону.

Пребывайте в Молчании. Познайте себя. Познайте То. Растворите ум в Том. Истина совершенно чиста и проста.

Асана (поза) укрепляет тело. Бандха и Мудра делают его сильным. Пранаяма делает тело легким. Нади Судхи делает ум устойчивым. Приобретя эти качества, вы должны будете направить ум на Брахмана. Только тогда медитации будет устойчивой и принесет вам счастье.

Берега Ганга или Нармады, живописные Гималаи с великолепными цветущими садами, священными храмами, являются местами, которые способствуют эволюции ума в концентрации и медитации. Пользуйтесь их услугами. Прохладное место, наличие духовных вибраций, уединение – это необходимые условия для концентрации ума. Подобно тому, как соль растворяется в воде, Саттвический ум, находясь в тишине, растворяется в Брахмане (его субстрате) во время медитации.

Если вы только начинаете заниматься медитацией, то приступая к ней, повторяйте Слоки или Стотры (возвышенные гимны) в течение десяти минут. Это вызовет эволюцию ума и вам нетрудно будет отвлечь его от мирских объектов. После этого многократным и энергичным усилием направьте ум на одну идею. Тогда последует Ништа.

Рейтинг: 4.11 (Проcмотров: 17727)

Читайте раздел Энергии и энергетика на портале эзотерики naturalworld.guru.

naturalworld.guru

Концентрация внимания и переход на созерцание — Психология PRO

МедитацияВо время концентрации внимание усилием воли удерживается на объекте концентрации. Может происходить частичное, или полное отвлечение внимания на мысли, или другие ощущения. Этого допускать не следует. Как только отвлечение зафиксировано, внимание также, усилием воли возвращается на объект концентрации. Первое время для большинства практиков концентрация внимания кажется чем-то почти невыполнимым т.к. отвлечение на мысли в силу глубоко укоренившейся привычки происходит постоянно. Здесь важен настрой. Стоит помнить, чем занимаешься и какими бы важными мысли ни казались, стоит дать себе установку: «все это я буду думать после практики, а сейчас – только практика».

Первые месяцы, а иногда и годы, каждый сталкивается с сопротивлением вечно отвлекающегося ума. Возникает ощущение, что поток мыслей просто невозможно прервать, и намеренная фиксация внимания в течение длительного периода времени на одном и том же объекте невыполнима. В действительности концентрация сложна только для ума, и выполняется легко, когда сознание проникает в сферу разума, выносящего окончательные решения.

Ум может сегодня захотеть перевернуть мир, а на следующий день даже не вспомнить об этом. Ум неустойчив, он постоянно мечется, сменяя десятки желаний за короткий промежуток времени, поэтому за все важные решения, особенно за те, которые связаны с переменами в индивидуальности, отвечает разум.

Со временем, проникая все глубже в природу мыследеятельности, привыкаешь все больше к состоянию непрерывной внимательности. Внимание и так льется само собой непрерывно, его не требуется как-то развивать и усиливать. Основная задача в том, чтобы сделать внимание подвластным, обучиться направлять собственный потенциал в единое русло. Свами Вивекананда, говоря о концентрации внимания, приводил в пример феномен молнии, которая возникает, когда множество частиц концентрируются в едином потоке. Аналогичный эффект дает концентрация внимания, благодаря которой сознание просыпается яркой вспышкой озарения.

По мере продвижения в практике, концентрация плавно переходит в спонтанное созерцание, то есть – в настоящую медитацию. Невозможно сказать объективно, где обрывается концентрация и начинается медитация, т.к. четкой границы нет, а переход из одного состояния в другое обычно происходит плавно. Спонтанное созерцание отличается от концентрации отсутствием волевых усилий. Это случается, когда разум познает природу созерцания, и проникается ей. В медитации созерцание объекта происходит легко, без всяких стараний.

Психика, освобожденная от мыслей на время медитации, пребывает в своем естественном состоянии. Такое переживание характеризуется глубоким успокоением, блаженным невмешательством в спонтанность психических процессов, легкостью и свободой. По мере успокоения ума, блаженство и восторг нарастают. В йоге это состояние называют савикальпа самадхи. Пусть ваш ум не смущают заморские слова – техники универсальны, и от слов они никак не зависят. Каждый человек – это чистое сознание, в котором происходит жизнь.

Для вхождения в медитацию не стоит подавлять мысли, нужно просто оставить их как есть. Ум некоторое время еще рефлексирует, а мысли становятся все менее связными. Неважно, какие образы появляются в уме, на каком языке он говорит, стихами, или прозой, поет дифирамбы, или пугает – все это в медитации оставляется как есть, без вмешательства, тогда со временем ум затихает полностью.

Начинающему практику можно пробовать сразу входить в медитацию, минуя концентрацию, если есть соответствующий настрой и успокоенность. Старания и воля, которые могут помочь в концентрации, в медитации только мешают. В медитации важно полное расслабление тела и ума с сохранением бдительности. Нет необходимости сохранять бдительность усилием воли; внимание и без того всегда активно, поэтому необходимо лишь перестать прилагать усилия, не засыпая – позволить вниманию интуитивно самопроизвольно изливаться на объект восприятия.

Когда начинаются старания, или усилия, бдительность теряется, потому что включается эго – деятельный субъект, и сознание затуманивается его деятельностью, заполняет себя его вибрациями. При подобных усилиях фокус восприятия соскальзывает с тонкой интуитивной сферы бытия, связанной с восприятием – на более грубую сферу мысли.

По сути состояние абсолютной бдительности и есть цель практики. Это неуловимое состояние является чистым «Я» (Атман в учении адвайты, Пуруша в йоге) без каких-либо характеристик. Можно его условно охарактеризовать как пустотное ощущение бытия.

Когда медитация настолько глубока, что кроме объекта созерцания ничего не остается, сознание полностью сливается с объектом и наступает самадхи. В это время существует лишь объект созерцания, погруженный в чистое существование «Я».

Объектом медитации может быть что угодно: любое ощущение, внешняя форма, или мысль. Популярны медитации на дыхание, внутренний звук и свет, чакры, мантры и др. По моему мнению, все же лучшая практика – это медитация без объекта, которая представляет собой расслабление в естественном присутствии.

Следующий шаг – отвлечение внимания даже от единственного оставшегося объекта созерцания. Считается, что этот шаг невозможно выполнить никакими усилиями, т.к. усилия – это сфера деятельного субъекта.  Когда сознание подготовлено, шаг отвлечения внимания от любых объектов восприятия, происходит спонтанно, как переход в абсолютно естественное состояние чистого бытия вне всяких объектов. Подобное состояние в йоге называют нирвикальпа самадхи, а в буддизме – это всем известная нирвана.

© Игорь Саторин

Другие статьи о медитации:

progressman.ru

Медитация на концентрацию внимания для начинающих

Многие люди, начинающие духовную практику, считают, что между медитацией и концентрацией нет ничего общего, так как первое занятие подразумевает под собой расслабление, а второе – наоборот сосредоточение.

На самом деле это очень близкие понятия, и существует даже специальная медитация на концентрацию, которая позволяет наиболее глубоко погрузиться в свой внутренний мир.

В этой статье мы рассмотрим наиболее популярные техники медитативного сосредоточения, каждая из которых по своему действенна.

Медитативное сосредоточение – что это?

Чтобы понять, что представляет собой медитация сосредоточения, нужно сначала разобраться в самом понятии концентрации. Когда человек концентрируется на каком-то объекте, он для него становится центром внимания, все же остальное при это словно перестает существовать.

Медитация по своей сути – это погружение в расслабленное состояние, однако при этом практикующий не просто отвлекается от внешнего мира, но и сосредотачивается на внутреннем. Во время медитации человек убирает из головы лишние мысли и думает только о том, что интересует его в данный момент.

Получается, что медитация – это по сути чистая внутренняя концентрация.

Существуют специальные техники медитативного сосредоточения, которые помогают человеку настроиться на нужный лад, поймать внутреннюю волну и достичь необходимого результата. Все это очень важно для тех, кто хочет научиться не только внутренне расслабляться, но и решать в этом состоянии определенные задачи.

Медитация на кончик носа

Мудрецы древнего Востока утверждали, что медитация на кончик носа помогает человеку открыть свой собственный третий глаз. Доподлинно неизвестно, правда ли это, но многие духовные практики утверждают, что данная техника действительно работает.

Как выполнить медитацию для концентрации внимания

Для того, чтобы открыть третий глаз, всего лишь нужно сфокусировать оба глаза на кончике собственного носа. Звучит довольно просто, однако на деле у многих возникают с этим сложности.

Дело в том, что сам по себе третий глаз расположен чуть выше кончика носа, но на этой же линии, и во время упражнения нужно стараться поймать и зафиксировать именно это положение.

Если глаза будут открыты слишком широко, то взгляд убежит вдаль, а если наоборот слишком опущены, то нос снова потеряется из виду.

Попробуйте выполнять эту технику по нескольку раз в день, сидя в удобной позе, но с выпрямленным позвоночником. Сосредоточение на кончике носа – это настоящая медитация для концентрации внимания, поэтому во время него нужно не просто выполнять механическое действие, но и мысленно представлять, как свет ваших глаз соединяется в той самой точке, где находится «божественное око».

Техники медитативного сосредоточения

Для того, чтобы научиться медитации на концентрацию, нужно тренироваться, тренироваться и еще раз тренироваться. Для этого вам необходимо освоить какую-либо технику медитативного сосредоточения. Их существует несколько, и вы сами можете выбрать те, которые понравятся вам больше, или чередовать их.

Упражнение с видимым объектом

  • Примите удобную позу и сосредоточьте все свое внимание на любом объекте из окружающих вас. Не важно, какого размера будет выбранный предмет, главное – сфокусировать взгляд только на нем и, не моргая, задержать его на десять секунд.
  • Затем следует пауза расслабления на две минуты, когда вы просто ничего не делайте.
  • После этого закройте глаза и представьте тот же объект, но уже мысленно.

Выполняйте это упражнение пять раз в день в первую неделю, десять раз – во вторую, и пятнадцать раз – в третью. Новичкам проще будет сосредоточиться, если выбранный предмет будет небольшого размера и приятного цвета.

Упражнение со звуками

Одним из самых интересных способов медитации на концентрацию внимания является звуковой. Качественнее всего этот метод работает у людей-аудиалов, которые лучше запоминают информацию, произнесенную вслух.

  • Для выполнения упражнения вам нужно всего лишь выбрать какое-то слово или фразу и много раз подряд повторять его, максимально сосредоточившись на звучании.

Не стоит выбирать очень длинные фразы или сложные слова, лучше обратить внимание на приятные, красиво звучащие или просто интересные.

Упражнение с дыханием

Дыхание – это та вещь, на которую в обычной жизни мы практически не обращаем внимания.

  • Попробуйте сфокусировать все свое внимание на том, как вы дышите, и вы будете заворожены этим процессом.
  • Можно концентрироваться на полном дыхательном цикле, а можно только на вдохах или выдохах. Главное – не отвлекаться ни на что постороннее и думать только о самом дыхательном процессе.

Повторяйте это упражнение несколько раз в день, и вы увидите, что концентрация внимания у вас значительно улучшилась.

Упражнение с воображаемым объектом

Эта методика подойдет тем, кто любит визуализировать.

  • Мысленно представьте себе любой объект и сфокусируйте на нем все свое внимание. Это может быть журчащий ручеек, горящая свеча и все, что угодно. Главное – представить объект во всех деталях, почувствовать его.

Как провести медитацию на концентрацию внимания для начинающих

Если вы представляете свечу, стремитесь не только увидеть, как колышется ее пламя, но и как потрескивает стекающий воск, какое тепло она выделяет. Если ваш объект – река или ручей, представьте, как приятно журчит в нем вода, как снуют в ней маленькие рыбки, как отражаются солнечные лучи.

Упражнение на логику и нестандартное мышление

Такой способ концентрации понравится тем, кто любит решать ребусы и головоломки. Вам предстоит сосредоточиться на необычном решении абстрактной задачи.

Например, всем людям знаком звук аплодисментов. При этом хлопке одна ладонь ударяется о другую. А теперь представьте себе, как бы звучал хлопок только одной ладони! В качестве подобной задачи можно взять какую угодно нестандартную ситуацию, главное – полностью сосредоточиться на решении и мысленно представить, увидеть, услышать результат своей умственной деятельности.

Упражнение на движение

Этот способ нравится тем, кому обычно трудно усидеть на месте.

  • Выключите свет или закройте глаза, а затем включите любую музыку и начинайте танцевать.
  • Делайте это свободно и просто наслаждайтесь танцем, но при этом фокусируйте внимание на непосредственном взаимодействии между звуками и движениями.

Как вы уже успели убедиться, медитация на концентрацию может быть абсолютно любой. Все представленные здесь техники работают безупречно при условии их регулярного выполнения.

Подписывайтесь на наш Telegram , чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.


ezoterika.ru

Медитация для концентрации внимания. Цель и критерии успешности медитаций для развития концентрации внимания

Медитация для концентрации внимания. Цель и критерии успешности медитаций для развития концентрации внимания

Медитация для концентрации внимания. Цель и критерии успешности медитаций для развития концентрации внимания

Мне часто задают вопросы о том, в чем конечная цель и критерии эффективности медитаций на развитие концентрации внимания. Например, медитации наблюдения за дыханием . И в качестве версий, высказываются такие идеи, что может быть это для того, чтобы успокоится или остановить поток мыслей, гармонизация внутреннего мира и т.п. И поскольку это действительно очень важно — понимать в чем конечная цель и как оценить успешность практики, я написал эту небольшую статью.

Начну с главного. Цель данной медитативной практики — концентрация внимания на выбранном объекте без усилий. Ключевое слово здесь «без усилий». Это похоже на то, как если бы вы положили книгу на стол и она там лежит сама, ее не нужно удерживать на месте. Так и внимание находится там, куда вы его направили, пока не перенесете на другой объект. Еще аналогия — ручной фонарик и лампа на штативе. Фонарик надо все время удерживать, следить, чтобы луч был направлен куда надо. А если лампа на штативе, то нужно просто направить куда надо и все. Будет светить туда, пока не повернете в другую сторону.

Если мы используем, например, дыхание в качестве объекта для медитации, то мысли, становятся отвлекающим фактором. Но, у нас не стоит задача целенаправленно избавиться или как-то успокоить их. Задача — просто не вовлекаться в обдумывание. Мысли, чувства, могут приходить и уходить.

Представьте, что вы сидите на улице и смотрите, скажем, на цветок. Вокруг могут ходить люди, вы их замечаете боковым зрением, но продолжаете смотреть на цветок. А вот если вы переведете на них взгляд — это будет уже отвлечение.

Так и с мыслями во время медитации на концентрацию внимания. Вы позволяете им свободно приходить и уходить, не раздумывая над ними, не вовлекаясь. А если невольно вовлеклись, то когда осознаете это, просто спокойно возвращаетесь к наблюдению за дыханием. Если так делать, то постепенно, разум успокаивается и мыслей становится меньше. Это происходит само собой, без специальных усилий.

Давайте теперь четко выделим критерии успешности освоения практики

1. Спокойная концентрация . Конечная цель — вам не нужно совершать усилий для удержания внимания на выбранном объекте. Соответственно, если вы двигаетесь в правильном направлении, вам нужно будет все меньше усилий для удержания внимания на объекте.

2. Стабильность внимания . Сначала, скорее всего, у вас будет достаточно много отвлечений, но постепенно, по мере тренировки, вы сможете все дольше удерживать внимание не отвлекаясь.

3. Четкость . Сразу поясню на примере. В начале практики наблюдения за дыханием, проще отслеживать более явные ощущения, например, ощущения в области живота и груди. А вот ощущения от движения воздуха, которые возникают в районе верхней губы будет сложно различить, особенно, по мере того, как вы расслабляетесь, успокаиваетесь и ваше дыхание становится все более легким и поверхностным. Но, постепенно, по мере практики, вы можете замечать все более тонкие, незначительные ощущения. Это будет говорить о том, что вы теперь можете более точно настроить фокус своего внимания.

Медитация для улучшения памяти. Как улучшить память с помощью медитации

Для улучшения памяти можно использовать любой вид медитации, поскольку каждая из них учит человека концентрировать разум. Лучше всего начать с медитации осознанности — это традиционная для буддизма форма, объединяющая целую группу техник. Когда вы освоите технику концентрации, вы сможете расширить возможности своей краткосрочной памяти.

Медитация для улучшения памяти. Как улучшить память с помощью медитации

Не стоит откладывать занятия медитацией, они не требуют много времени, если заниматься ежедневно.

Ежедневная практика позволит быстрее добиться первых результатов и постепенно увеличивать возможности мозга.

Лучшим решением будет разделить практику на несколько частей и заниматься в течение дня — например, 10 минут медитации утром, 10 — в обед и еще 10 вечером. Столько времени легко найти даже в самый загруженный день. Если же заниматься каждый день не получается, просто старайтесь делать это как можно чаще, чтобы не снижать результаты от проведенных тренировок.

Осознанность — это часть медитации, но это также то, что необходимо использовать в повседневной жизни. Иметь осознанность означает просто быть внимательным при любом деле. Другими словами, полностью присутствовать в текущем моменте , вместо того, чтобы позволять разуму блуждать где-то в другом месте. Например, принимая утренний душ, следует перестать планировать день. Лучше сосредоточиться на ощущениях, которые вызывает сам процесс мытья. Почувствуйте тепло воды, как приятно пахнет гель для душа или шампунь, как мыло ощущается на коже. Позвольте себе прочувствовать каждое ощущение.

Медитация концентрация на дыхании. Подробнее о технике

Концентрация на дыхании – одна из немногих техник, широко используемых для различных задач. Считается одной из самых простых, а потому идеально подходит новичкам. В то же время методика представляет собой мощное средство, помогающее очистить разум, остановить внутренний монолог и соприкоснуться с собственным «я».

По сути дыхательная медитация – это облегчённый вариант пранаямы (так называют управление жизненной энергией с помощью дыхательных упражнений в йоге). Технику можно практиковать как отдельно, так и в сочетании с другими видами медитаций.

Мы можем порекомендовать вам следовать определенным ритуалам, чтобы лучше настроиться на практику. Эти ритуалы – необязательное условие; следуя принципу простоты, мы сами используем их не всегда и не все. Но мы знаем о том, что многим людям они помогают. Итак, чтобы лучше подготовиться к практике, сделайте следующее:

  1. Определите место, в котором будете медитировать. Это должен быть абсолютно чистый, желательно освящённый угол в вашей комнате, который вы будете использовать только для медитации. В него можно повесить портрет человека, выполняющего роль вашего духовного учителя.
  2. До начала медитации примите душ или ванну: чистота тела благотворно влияет на очищение сознания. Если искупаться перед выполнением дыхательных упражнений не получается, не забудьте хотя бы умыться. Также рекомендовано надеть чистую одежду светлого оттенка.
  3. Зажгите ароматические палочки и поставьте в священном углу букет свежих цветов. Запахи помогают прийти вдохновению, а значит, и устремлённости.
  4. Свечи также способствуют приливу вдохновения и помогают усилить вашу устремлённость. После реализации Бога в себе внешние атрибуты не будут иметь для вас никакого значения, но пока вы находитесь в самом начале пути, не пренебрегайте возможностью помочь себе.
  5. Медитируйте в одиночку у собственного алтаря. Исключение составляют супруги, имеющие общего духовного учителя.

Медитация на сосредоточение. Концентрация и Медитация

Привычка к медитации и концентрации является очень ценным качеством для вас на вашем духовном пути. Медитация придает большое количество силы, мира, новой энергии и жизнедеятельности. Если медитирующий часто раздражается, это говорит о том, что он не добился хорошей, непрерывной медитации. Что-то не совсем ладно с его Садханой и созерцанием.

Вы должны будете медитировать со спокойным умом. Только тогда вы быстро достигнете Самадхи. Если вы научитесь контролировать Индрии и искорените желания, то ваш ум станет спокойным. Острая жажда освобождения и мысли о Боге разрушат все желания. Тот, кто обладает спокойным умом, является царем всех царей. Состояние, в котором пребывает тот, чей ум спокоен, невозможно описать. При концентрации и медитации вы должны будете тренировать свой ум различными способами. Только тогда грубый ум превратится в утонченный (Сукшма). Всё, о чем вы размышляете в молчании в период медитации, должно быть проявлено в повседневной жизни, где вы должны также сохранять равновесие и гармонию. Только тогда вы насладитесь реальными плодами медитации и концентрации.

А. Процесс медитации.

Держите голову, шею и позвоночник на одной прямой линии; подчинив и направив к сердцу ощущения и ум, мудрый проплывает на плоту Брахмана (ОМ) через все страшные течения мира. Подчиняя ощущения (Праны), искореняя желания, спокойно и без напряжения дышать через ноздри, мудрый, старательно ухаживает за умом наподобие кучера, в тележке которого запряжены норовистые лошади.

Когда в теле йога, состоящем из Земли, Воды, Света и Эфира, проявляются пять вышеописанных качеств, отличающих концентрацию внимания, то для него не существует больше болезней, старости, боли, так как в его теле горит огонь концентрации. Когда тело становится легким и здоровым, ум лишается желаний, тело сияет и излучает приятный запах, голос становится приятным и выделений становится немного, говорят, что достигнута первая ступень концентрации внимания.

Б. Общие Наметки.

Подобно тому, как сахар и соль впитывают воду, ваш ум должен будет впитать мысли о Боге, Божественной славе, Божественного присутствия и возвышенными, пробуждающими душу духовными мыслями. Только тогда вы навсегда установитесь в Божественном сознании.

Пять вещей необходимы, если вы хотите практиковать настоящую медитацию и быстро достигнуть Самадхи или самореализации. Это Моуна; легкая диета, или диета состоящая из молока фруктов; уединения на живописном лоне природы; личный контакт с Учителем и прохладное место.

Вы сможете погрузиться в глубокую медитацию только в том случае, если будет вести моральную жизнь. Затем вы сможете попытаться приобрести такое качество ума, как различение, и другие. Вы можете упражнять ум сначала в концентрации и, затем, посвятить себя медитации. Чем больше вы будете вести моральную жизнь и медитировать, тем больше у вас будет шансов достигнуть Нирвикальпа Самадхи, которое освободит вас от круга рождений и смертей и даст вам вечное Блаженство и бессмертие.

Что представляет собой изображение Господа Кришны, держащего флейту в руках? Что за философский символ представляет из себя флейта? Флейта – это символ ОМ. Он говорит: «Искорени свой эгоизм. Я буду играть на твоей флейте (теле). Пусть твоя воля станет единой с Моей. Найди убежище в ОМ. Ты сольешься с моим существом. Слушай внутреннюю, волнующую музыку в глубине себя и оставайся в вечном мире!»

Самадхи можно достигнуть практикой концентрации и медитации при наличии легкой диеты. Медитируйте по два-три часа. Если вы устанете, отдохните полчаса. Выпейте чашку молока и снова приступайте к медитации. Повторяйте процесс медитации снова и снова. Вечером вы можете прогуляться по веранде. Не позволяйте уму заниматься какими-либо мирскими делами даже несколько минут. Точно также, как студент, изучая математику и геометрию, которые вначале очень неинтересны, создает себе интерес, думая о тех преимуществах, которые он будет иметь, сдав экзамены, и вас следует создать интерес к медитации мыслями о бесчисленных благах, даруемых ею при постоянной практике, а именно: бессмертие, высочайший мир и бесконечное блаженство. Если вы не предрасположены к работе и хотите заниматься только медитацией, вы можете вести жизнь полного отшельника, питаясь только молоком и фруктами. Вы достигнете большого духовного прогресса. Если же есть склонность к работе, а медитативное настроение исчезает, то приступайте к работе снова. Таким образом, постоянной практикой следует обуздывать ум.

Длительная концентрация внимания. Концентрация внимания

Концентра́ция внима́ния  — удержание информации о каком-либо объекте в кратковременной памяти. Такое удержание предполагает выделение «объекта» в качестве понятия из общего представления о мире.

Концентрация внимания является одним из свойств внимания . Другие свойства внимания: устойчивость, объём и переключаемость. Нарушение способности к концентрации внимания носит название « рассеянность внимания ».

Внимание может быть произвольным, непроизвольным и послепроизвольным:

    Соответственно по видам внимания подразделяют и концентрацию внимания на произвольную, непроизвольную и послепроизвольную.

    Современные психологи долгое время считали, что концентрация внимания со временем облегчает восприятие визуальных стимулов и усиливает их контрастность. Это мнение опроверг Сэмюель Линг ( англ.   Samuel Ling ) из Нью-Йоркского университета ( англ.   New York University ).

    Том Вуджек ( Tom Wujec ) предлагает следующие упражнения:

    psihologiyaotnoshenij.com

    Концентрация внимания. Методики и упражнения на развитие концентрации

    В процессе обучения, как и в повседневной деятельности, мы используем внимание. Его возможности зависят от силы и объёма концентрации. О том, каким образом развить или восстановить необходимую способность, мы расскажем в этой статье.

    Как развить и повысить концентрацию внимания

    Концентрацией внимания называется осознанное сосредоточение внимания на выбранном объекте. Им может быть предмет, образ, идея, ситуация и многое другое. Ум целенаправленно выбирает из всех возможных точек ту, на которую он направит своё внимание. Из этого мы можем сделать вывод, что внимание избирательно, также как и концентрация. Иначе концентрацию ещё называют фокусом внимания. Для того чтобы повысить концентрацию внимания, нужно проанализировать, из каких составных элементов она состоит и для усовершенствования каких её частей следует приложить больше усилий.

    Концентрация внимания человека

    В учебниках по теоретической и практической психологии много пишут на тему концентрации внимания человека, потому что, куда ни посмотришь, мы везде её используем. Наша повседневная жизнь не обходится без концентрации внимания и фокуса. Даже для того чтобы совершить простые действия, принять решение, найти творческую идею, требуется:

    • Концентрация сознания, или иначе волевое усилие, с целью направить внимание в заданном ключе.
    • Следующей задачей является удержание внимания на выбранной задаче или предмете.
    • Во время удержания внимания на конкретном объекте происходит процесс обработки информации — обдумывание, поиск вариантов, исследование проблем.
    • Выход из состояния концентрации означает успешное выполнение поставленной задачи и знаменует окончание процесса. Фокус внимания лимитирован во времени, но его можно научиться развивать и сделать более протяжённым, чтобы за одну сессию концентрации внимания ваша работа стала продуктивней и приводила к качественным результатам.

    Как улучшить концентрацию внимания

    Для улучшения концентрации внимания существуют различные методологии. В них используют специальные техники. Но прежде чем мы поговорим о техниках концентрации внимания, нужно рассмотреть факторы, негативно воздействующие на сознание и его способность к концентрации.

    Согласитесь, что если бы наш ум постоянно не отвлекался на внешние раздражители и был бы более сфокусирован, то мы бы и не искали способов для повышения эффективности внимания.

    Часто мы изучаем способы, улучшающие внимание не от желания его развить, а потому что мы замечаем, как оно сократилось. Временной отрезок, в течение которого мы привыкли концентрироваться на чём-либо, стремительно уменьшился, и мы знаем причину этого ухудшения.

    Зависимость человека от средств коммуникации

    Развитие Интернета, мобильных технологий, социальных Сетей, фрагментированное общение, привычка работать в режиме мультитаск ведут к уменьшению объёма внимания и впоследствии даже к синдрому дефицита внимания.

    Отдельно хотелось бы выделить так называемую способность мультитаск — выполнение нескольких дел одновременно. Новая концепция эффективности, которая ещё чуть ли не превозносится до небес и считается одной из характеристик эффективной работы, в действительности ведёт к противоположному — к дезорганизации, расфокусировке внимания, увеличению стресса и падению качества выполнения задания.

    Мобильные устройства и бесконечная переписка в чатах кажутся милым и забавным развлечением или привычным средством коммуникации в профессиональной деятельности. Однако они приносят мало пользы для психики человека. Отрицательное влияние новейших технологий давно научно доказано. Только кого это интересует, когда большое количество современных людей жить не могут без того, чтобы ежечасно не проверять сообщения в социальных Сетях и мессенджерах.

    Это уже стало своеобразной зависимостью. Но именно зависимость от технологий создаёт видимость действия, иллюзию полноты жизни. Исключи мы эту составляющую, и что останется? Пустота, когда человек, наконец, остаётся наедине с собой, тут-то он и не знает, чем себя занять. Мысли вертятся в голове, нужно опять что-то придумывать, очередное действие, что делать, куда идти, какой музыкой или фильмом в очередной раз себя развлечь.

    Человек уже забыл, что такое тишина. В реальной внешней жизни её нет и не было. А как дело обстоит с внутренним миром? Есть ли там тишина? Казалось бы, странный вопрос — мы ведь не разговариваем сами с собой. Вот здесь мы ошибаемся. Ещё как разговариваем. Причём все без исключения. Прислушайтесь к своим мыслям в данную минуту. О чём вы думаете? Что ваш разум говорит себе? Так продолжается нескончаемый диалог с собой, а мы и не замечаем его, оглушённые внешним миром и шумом его развлечений.

    Аура, медитация

    Методики концентрации внимания

    Огромное количество методик концентрации внимания направлено на то, чтобы сузить восприятие и направить область внимания по чётко ограниченному руслу. В этом, конечно, есть смысл, если мы хотим и дальше преобразовывать себя по образу и подобию работы хорошо отлаженного механизма. Напротив, если цель нашего поиска правильного метода состоит ещё и в том, чтобы совершенствовать себя как личность, то нужно подойти более ответственно к выбору методик и найти такие, которые были бы направлены на комплексное развитие внимания и других когнитивных способностей. При этом мы не только улучшим концентрацию внимания, но и направим усилия на усовершенствование себя как личности через изучение нашей духовной сущности. Глубокое осознание человеком себя как уникальной личности неотделимо от процесса самопознания.

    Упражнения на концентрацию внимания

    В практике йоги, полностью посвященной познанию своей сути, уделяют много внимания изучению психики человека, процессов познания и развитию духовности. Для того чтобы проиллюстрировать сказанное, мы приведём короткий список упражнений и техник, которые способствуют развитию интеллектуальных и психических способностей человека.

    Медитация

    Медитация способствует развитию осознанного внимания, аналитического мышления, интенсификации эмпирического опыта и познанию себя как духовной сущности, объединённой со всем миром. Виды медитаций, полезные для освоения на начальных стадиях познания себя:

    При подготовке к медитации можно попрактиковать дхарану. Это концентрация на объекте с последующим разотождествлением себя с чувственном опытом (только на время практики).

    тратака, концентрацияТратака

    Пранаяма

    Техники управления и концентрацию на дыхании имеет смысл практиковать сразу после медитации или одновременно с её освоением. Пранаямы — отличный способ обратить ваше внимание на процесс дыхания. С помощью него можно не только полностью восстановить утраченную концентрацию, но и погрузиться во внутренний мир, лучше понять себя. Четыре вида пранаямы, с которых лучше всего начать практику:

    • попеременное дыхание — Анулома Вилома;
    • прерывистое дыхание — Вилома;
    • «квадратное» дыхание — Самавритти;
    • растянутое дыхание — Апанасати Хинаяна.

    Способы концентрации внимания

    Остановить внутренний разговор с собой — это самый действенный метод, способствующий концентрации ума и очищению сознания. Обычно этот способ не освещают в специальной литературе, посвящённой работе человека над общей эффективностью и саморазвитию. Вместо этого отдают предпочтение техникам низшего порядка, повышающим концентрацию процентов на 20. Коэффициент полезного действия таких программ и методов по развитию концентрации внимания весьма низок.

    Но результаты преподносятся публике как выдающиеся, нужно дать слушателям курсов ощутить гордость за себя. Поэтому, установив планку пониже, гораздо легче достичь заявленного в программе. Если ставить перед собой более высокие цели и думать о том, как радикально увеличить силу концентрации, то тут нужна работа над собой. Всё начинается с начала, с самоанализа, осознавания себя как личности и того, какие качества вам бы хотелось развить.

    Нужно создать образ себя, каким бы вы хотели видеть себя в будущем. Когда такой образ сформирован, появилась его ментальная картинка, то можно начинать работать над приобретением желаемых качеств, которые нужно развивать.

    Многие люди говорят, что нет концентрации внимания, — что делать в этом случае

    Большое количество людей задаётся вопросом: «Что делать, если нет концентрации внимания?». С причинами отсутствия концентрации мы уже разобрались. Нужно начинать решать проблему с того, чтобы минимизировать воздействие отвлекающих факторов на психику:

    • постараться установить временной контроль над пребыванием в социальных сетях;
    • проводить время с друзьями лицом к лицу;
    • увеличить время вашего присутствия в реальной жизни;
    • посвящать больше времени занятиям вне сферы, захваченной Интернетом;
    • уменьшить использование мобильных устройств;
    • увеличить физическую нагрузку;
    • найти новое хобби и посвящать ему больше времени.

    Для того чтобы воплотить в реальность план действий по сокращению времени пребывания в Интернете и, следовательно, перенесению сферы общения в реальный мир, где собеседники находятся друг напротив друга, хорошо подходит участие в совместных мероприятиях и ретритах.

    Методы концентрации внимания

    Если вы настроились очень решительно, то можно устроить и своеобразную коммуникационную «диету» или ещё лучше «пост». Он выглядит таким образом:

    • вы полностью отключены от внешнего мира — никаких СМИ, мессенджеров, общения с друзьями;
    • пребываете в тишине, изолированы от внешних раздражителей;
    • практикуете медитацию, что способствует установлению внутреннего молчания;
    • инициируете занятия духовными практиками, что способствует установлению связи с внутренним «Я», воссоединению разобщённых частей внутреннего образа и самопониманию.

    Вследствие всего этого вы ощутите перемены и в вашем восприятии действительности. Утерянная концентрация внимания вновь вернётся, потому что вы научитесь управлять своими мыслями. Вы начнёте их осознавать. Именно этому учит нас медитация. Вы сможете следить за направленностью своего внимания и ясно отслеживать те моменты, когда оно вот-вот готово отвлечься. Вы сумеете вернуть его в нужную вам сторону и перестанете попусту переживать из-за невозможности сконцентрироваться.

    Определяющий фактор целенаправленности внимания — любознательность
    тратака, концентрация

    Достичь концентрации мыслей невозможно без выбора цели внимания. Выбрав то, на чём нужно сосредоточиться, осознав ваши цели, все «почему» и «для чего» вы хотите сконцентрироваться, вам станет гораздо легче направить сознание по заданному руслу. Понимать смысл того, что вы делаете, очень важно. Перефразировав Ницше, можно сказать, что если у человека есть ДЛЯ ЧЕГО концентрировать внимание, он найдёт возможность КАК это сделать. Выясните, по какой причине вы хотите изучать определённую тему, прочитать книгу, слушать лекцию и т. д. Ваше внимание само собой последует за найденной целью.

    Интерес, любознательность — старайтесь разбудить в себе эти качества. К сожалению, они забыты, мотивом многих действий служит отнюдь не внутреннее желание как таковое, а давление необходимости. Получается, что человек обречён на скучное существование, где долженствование преобладает над радостью познания и открытия.

    Верните в свою жизнь энтузиазм и здоровое любопытство, и вам не придётся страдать от осознания тусклого течения повседневной жизни. Вы поймёте, что не существует пустого и мелкого. В жизни нет мелочей. Разница состоит лишь в том, какую позицию вы решили занять, открыть ли ваш ум для нового или продолжать пребывать в старой парадигме мышления.

    Изменив свой взгляд на жизнь, вы начнёте яснее осознавать свои цели, обретёте себя, и каждый миг вашей жизни наполнится смыслом. Оглянувшись назад, вы с улыбкой вспомните, с чего начиналось ваше самопознание, путешествие вглубь себя — с той самой работы над концентрацией внимания! Как бы ни велика была ваша проблема, вы сумели её решить, а вместе с ней и обрести самого себя.

    www.oum.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *