Зависть / Православие.Ru
Зависть относится к одной из самых тяжелых страстей, она нарушает мир душевный и сопровождается бурей навязчивых злых помыслов.
«Страсть зависти ни в какой радостный праздник, ни при каких радостных обстоятельствах не дает вполне порадоваться тому, кем она обладает. Всегда, как червь, точит душу и сердце его смутной печалью, потому что завистливый благополучие и успехи ближнего почитает своим несчастием, а оказываемое другим предпочтение считает для себя несправедливою обидой».
Завистливому угодить никак нельзя
Сравнивая зависть с другими страстями, преподобный Амвросий вспоминал притчу о сребролюбце и завистливом человеке:
«Один греческий царь пожелал узнать, кто из двух хуже – сребролюбец или завистливый, потому что оба не желают другим добра. С этой целью повелел позвать к себе сребролюбца и завистливого и говорит им:
– Просите у меня каждый из вас, что ему угодно. Только знайте, что второй вдвое получит, что попросит первый.
Сребролюбец и завистливый долго препирались, не желая каждый просить прежде, чтобы после получить вдвое. Наконец царь сказал завистливому, чтобы он просил первый. Завистливый, будучи объят недоброжелательством к ближним, вместо получения обратился к злоумышлению и говорит царю:
– Государь! Прикажи мне выколоть глаз.
Удивленный царь спросил, для чего он изъявил такое желание. Завистливый отвечал:
– Для того, чтобы ты, государь, приказал товарищу моему выколоть оба глаза.
Вот насколько страсть зависти зловредна и душевредна, но еще и зложелательна. Завистливый готов подвергнуть себя вреду, лишь бы только вдвое повредить ближнему».
Старец пояснял, что все страсти душевредны, но в других страстях человека можно чем-то успокоить, а зависть ничем не утоляется:
«Гордого можно почтить! Тщеславного – похвалить! Сребролюбивому – что-нибудь дать… и т.д. Завистливому же человеку угодить уж никак нельзя. Чем больше ему угождают, тем больше он завидует и мучается».
Первые признаки зависти – неуместная ревность и соперничество
Преподобный Амвросий учил замечать первые признаки зависти, которые проявляются в неуместной ревности и соперничестве:
«Зависть вначале обнаруживается неуместною ревностию и соперничеством, а затем рвением с досадою и порицанием того, кому завидуем».
Причина зависти
На вопрос духовного чада, в чем причина зависти и ревности, преподобный Макарий отвечал следующим образом:
«Спрашиваешь: откуда в тебе такое ненавистное чувство, когда слышишь похвалу другим, и как от того избавиться? Что наводит это смущение, то уже и есть страсть, лежащая в тебе, высокоумия… А когда будешь себя укорять и смирять, то исцелишься. Конечно, причина искушению оному – гордость, ибо от ней ревность и зависть происходят».
Как бороться с завистью
Преподобный Макарий учил бороться с помыслами зависти в самом начале, когда это еще прилоги, учил подавлять эти прилоги, пока они еще «вавилонские младенцы»:
«Бога ради, не допускай сему Каинову семени возрастать в тебе, но подавляй малые ростки его, убивай “младенцы вавилонские”, пока они еще младенцы. От прилога низлагай оные самоукорением и смирением».
Также со смирением должно исповедовать немощь эту пред духовным отцом.
А третье средство – всячески стараться не говорить чего-либо противного о том человеке, которому завидуем. Употребляя эти средства, мы можем с помощью Божией, хотя не скоро, исцелиться от завистливой немощи».
Преподобный Никон также советовал молиться о тех, к кому испытываешь неприязненные чувства:
«Когда чувствуешь к кому-либо нерасположение, или злобу, или раздражение, то нужно молиться за тех людей, независимо от того, виноваты они или не виноваты. Молись в простоте сердца, как советуют святые отцы: “Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя) и ради его святых молитв помоги мне, грешной!” От такой молитвы умиротворяется сердце, хотя иногда не сразу».
Заставлять себя делать добро
Преподобный Амвросий советовал:
«Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим, а главное – не мстить им и быть осторожным, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения».
Молиться о тех, кому завидуешь, и о тех, кто завидует тебе
Преподобный Иосиф учил молиться не только о тех, кому завидуешь, но и о тех, кто завидует тебе:
«Кому завидуешь, за того Богу молись».
«Молись о завидующей и старайся не раздражать ее».
Как можно извлекать духовную пользу из помыслов зависти
Преподобный Амвросий подсказывал, каким образом можно извлечь духовную пользу из помыслов зависти, обратив завистливые помыслы в помыслы смирения:
«Пишете вы, что, видя себя хуже других, склоняетесь на зависть. Обратите это чувство к другой стороне – и пол
Также нечего завидовать и обеспеченным во внешнем отношении. Пример у вас пред глазами, что и имеющие богатое состояние не пользуются миром душевным. Для сего требуется не внешнее обеспечение, а упование твердое на Бога. Если бы вам полезно было это обеспечение, то Господь послал бы вам и богатство. Но, видно, вам это не полезно».
Быть готовым к возвращению страсти
Преподобный Макарий напоминал: иногда нам кажется, будто мы победили какую-то страсть, но при подходящем случае выясняется, что она вернулась в прежнем обличье. Старец советовал не смущаться этим, а быть к такому обороту готовым и, познавая свою немощь, смиряться:
«О твоей страсти [зависти] ты думала, что уже свободна от нее, но после показалось при открывшемся случае, что нет. О чем нельзя удивляться, а готовой быть надобно к сопротивлению страсти и, познавая свою немощь, смирять себя. Когда смирение и любовь воцарятся, то и страсти исчезнут».
Молитвами святых отец наших, преподобных старцев Оптинских, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!
pravoslavie.ru
что это такое, белая и черная и 5 способов как избавиться
Зависть испытывают все, но в разных степенях. Это чувство не всегда разрушительно, а порой даже полезно. Чтобы правильно использовать собственную зависть, нужно сначала определить, какого она цвета. Мы расскажем, как это сделать и дадим эффективные советы, как преодолеть «черную», привлекая к себе успех.
Что такое зависть
Зависть — это чувство досады и разочарования, которое связано с собственными неудачами или малыми достижениями в сравнении с другими людьми. Такой распространенный порок находит свое место в религии и культуре. В христианской религии зависть относят к одному из семи смертных грехов, в культуре, живописи изображается в виде червя или змеи. В бытовой сфере часто отождествляется с жабой, отсюда и поговорка «жаба душит». С латинское название зависти livor переводиться как «синева».
Черная и белая зависть: в чем разница
Существует несколько версий возникновения зависти. Одна из них рассматривает ее исходя из генетических истоков, то есть как качество характера, заложенное в каждом человеке. Такая версия объясняется тем, что именно она была двигательным аспектом для первобытных людей, заставляя их сравнивать себя с другими и стремиться к большим успехам. Например, мужчины-добытчики постоянно соревновались, чтобы принести в свои семьи больше еды, а их женщины старались быть хозяйственнее и красивее, приносить богатое потомство.
Теория имеет право на существование, актуальна даже сейчас. Психология характеризует такую зависть как «белую». То есть это такое ее проявление, которое не вредит окружающим и постоянно заставляет работать над собой. Она направлена на внутреннее самосовершенствование, а не на месть кому-то.
Интересный эксперимент
Подтверждением тому есть исследование американских ученых, которые утверждают, что этот порок имеет особую энергетику. В эксперименте принимали участие две группы людей. Их задачей была разработка идей кампании. Разница в том, что первой группе сообщили, что идея принадлежит собственной кампании и нуждается в дальнейшей разработке. Вторая группа была уведомлена, что идея принадлежит чужой кампании. Эксперимент показал, что именно вторая группа проявила больший интерес к разработке идеи, так как старались преуспеть на фоне соперников. Можно сказать, что от зависти членов второй группы напрямую зависел успех кампании.
В отличие от белой зависти, которая как бы говорит: «Я завидую этому человеку и хочу достичь его уровня», «черная» зависть направлена на то, чтобы опустить других ниже себя.
В связи с тем, что проявление «белой» встречается реже, возникает другой аспект, который рассматривает ее как социальную составляющую.
Причины зависти бывают разными, но чаще всего они ведут к детству, становясь следствием неправильного воспитания. Сравнивать себя с окружающими – естественная черта каждого человека, но постоянные напоминания родителей о том, что Петя отличник, а ты не дотягиваешь, вызывают раздражение. Тогда зависть негативно влияет – наше сравнение вместо мотивации и желания самосовершенствоваться вызывает злость в сторону других и стремление отомстить. Ох, этот Петя, как ему все легко дается!
Почему «черная» зависть – это негативное чувство
- Первое в мире убийство произошло из-за зависти. Так говорит легенда о сыновьях Адама – Каина и Авеля. Каин позавидовал родному брату из-за того, что Бог принят не его дары и решил отомстить Авелю.
- Зависть погружает в депрессию. Мы сами можем не замечать, как коварство и злоба будут питать ненасытное чувство ненависти к противнику. Если добиться успеха в ближайшее время не получится (а так бывает часто), мы расстраиваемся по мелочам, недооценивая свои силы. В результате – депрессия, полное нежелание действовать, злость на самих себя.
- Зависть лишает уважения среди людей, отталкивая их. Вряд-ли кто захочет обзавестись завистливыми друзьями. Что уж говорить о девушках, ведь зависть подруг способна не только разрушить дружбу, но и привести к худшим последствиям.
- Она укрепляет нашу низкую самооценку. Завидуя другим, мы концентрируем внимание на чужих достижениях и, тем самым, уменьшаем шансы на собственный успех. Завидующий решает, что кому-то просто повезло, не думая о том, что успех стоил сил. Вместо того, чтобы винить судьбу, что повезло другому, пора начать работу над собой.
Признаки зависти
Одна из негативных особенностей зависти заключается в том, что мы не всегда знаем о ее присутствии. Понять, завистливы мы или нет, можно прямо сейчас. Чтобы разобраться было проще, учимся правильно задавать вопросы и слушать свой внутренний голос.
- Помощь. Если мы не способны предлагать другим помощь или самим ее получать, возможно, причина в зависти. Чужая помощь кажется одолжением, мы ищем подвох.
- Благодарность. Зависть проявляется тогда, когда мы не способны быть благодарными. Когда подарки вызывают обиду вроде «почему они могут себе это позволить» или если кажется, что подарок – лишь способ продемонстрировать свой высокий материальный статус.
- Обучение. Если доводилось работать с репетиторами или учителями, что я чувствовал? Я рад, что они решили мне помочь или завидую их достижениям? Не исключены случаи, когда обучение неэффективно по причине того, что мы завидуем своему учителю, вместо концентрации на собственных достижениях.
- Критика. Существует мнение, что завистливые люди подвержены критике больше других. Отвечаем на вопрос: я пытаюсь быть полезным и поддаюсь здравой критике? Или завидую и ищу негативные черты во всем? Отвечаем на вопрос.
- Соперничество. В борьбе с завистью очень важен факт отношения к соперникам. Если соперничество заставляет работать упорнее и мотивирует – так проявляется белая зависть. Многие специально соперничают с другими, ведь это помогает держать дух в тонусе, быть усерднее. А что, если соперничество вызывает негативные чувства? Я часто сравниваю себя с другими? Расстраиваюсь ли когда узнаю о чужих победах? Прибавляет ли это уверенности в себе или наоборот? В таком случае нужно избавляться не от соперников, а от зависти к ним.
- Радость за других. Если друг хвастается удачей, я испытываю печаль или радость за него?
- Радость за себя. Самое важное – работа над своей самооценкой. Зависть – это порок людей, чья самооценка очень занижена. Поэтому, если я преуспел – «я молодец», а если нет – «я молодец, что попытался».
Избавляемся от зависти: малые и большие шаги к успеху
Любить себя всегда
Избавиться от заниженной самооценки, правильно распределять и оценивать свои силы – значит на 50% избавиться от зависти.
Не кормить свою зависть
Когда в голове крутятся мысли о мести и несправедливости судьбы – говорим «стоп». Если питать чувства негативом и обидами, преодолеть из будет невозможно.
Избавиться от мнимого чувства справедливости
Мы часто кричим: «Так не честно!», «Это не справедливо!». Наше понятие правильного сугубо индивидуально. Мы строим большие ожидания, когда сталкиваемся с действительностью, то разочаровываемся. Мы стаем завистливыми, когда фокусируем мысли на «несправедливости». Чтобы мыслить трезво, нужно смотреть на ситуацию с разных сторон, перестать жалеть себя и двигаться к успеху.
Быть доброжелательным
Если перестать «брызгать желчью» на каждого, кому удалось чего-то в жизни добиться, то можно заметить, как жить становится проще. Искренняя радость не только положительно повлияет на отношения с людьми, но и приведет к пониманию, как важна поддержка. Если желать людям добра и делать комплименты – это обязательно вернется.
Концентрироваться на собственном развитии
Иногда чужие успехи и достоинства заставляют нас чувствовать себя неудачниками. Единственное решение этой проблемы – работа над собой. Правильное определение цели, планирование и расчёты, усердная работа – вот правильный путь к успеху.
Быть ответственным за собственные решения
Завистники часто даже не задумывается, что избрали более трудный путь, поэтому достижения успеха отнимает больше времени. Например, выбрав профессию врача или учителя, тратя много времени на образование и практику, мы завидуем тем, кто добывает простые, но малые деньги. Естественно, эта зависть рассеется, когда наше образование и упорство принесут плоды, но рентабельно ли тратить на нее время?
Правильно оценивать предмет зависти
Если мы привыкли обижаться на все и каждого, кто добился чего-то, то пора задуматься, действительно ли нам нужны чужие заслуги. Например, завидуя карьерному росту других, мы не знаем о подводных камнях – сложность работы, график. Нас привлекают чужие достижения в материальной сфере, но мы редко задумываемся, какими силами человек достигает хорошего финансового положения.
Жизнь время от времени заставляет завидовать. То, как мы относимся к этим чувствам и что с ними делаем, определяет нашу жизненную позицию. Зависть – эмоция, которая причиняет страдания себе и другим. Но правильное ее использование мотивирует на дальнейшую работу над собой. Прислушайтесь к нашим советам, чтобы справиться с негативным чувством или получить от него выгоду.
wikigrowth.ru
Зависть — Википедия
За́висть — социально-психологический конструкт/концепт, охватывающий целый ряд различных форм социального поведения и чувств[1], возникающих по отношению к тем, кто обладает чем-либо (материальным или нематериальным), чем хочет обладать завидующий, но не обладает. По Словарю Даля, зависть — это «досада по чужом добре или благе», завидовать — «жалеть, что у самого нет того, что есть у другого»[2]. По Словарю Ушакова, называется «желанием иметь то, что есть у другого»[3]. Спиноза определял зависть как «неудовольствие при виде чужого счастья» и «удовольствие в его же несчастье»[4]. «Зависть полагает начало раздору [среди людей]», — отмечал Демокрит (фр. 631)[5].
Исследования зависти
В работах философов зависть рассматривается как общечеловеческое явление, отмечаются её деструктивные функции в стремлении обладать тем, что принадлежит другому и является предметом зависти, либо в желании отобрать, присвоить достижения другого[6].
Разностороннее исследование зависти как культурного феномена, различно себя проявляющего, представил Гельмут Шёк в своей работе «Зависть: теория социального поведения»[1].
Исследования в Национальном институте радиологии (NIRS) Японии, проведённые под руководством Хидехико Такахаси (Hidehiko Takahashi), показали, что реакция мозга во время зависти проходит в основном в передней части поясной извилины, при этом тот же регион мозга играет ключевую роль при болевых ощущениях.[7]
По мнению Мелани Кляйн, зависть противоположна любовным отношениям. В своей книге «Зависть и благодарность» она отмечает, что «Завистливому человеку плохо при виде удовольствия. Ему хорошо только при страданиях других. Поэтому все попытки удовлетворить зависть тщетны»[8].
Жак Лакан подчёркивает, что нельзя путать зависть и ревность. Завидуя, мы вовсе не стремимся получить тот или иной объект, как правило, мы вообще не нуждаемся в том, в чём завидуем другому человеку, поскольку счастье другого вообще не скроено по нашему плечу.
В религиях
В христианстве
В католическом богословии зависть (лат. invidia) считается одним из семи смертных грехов, поскольку предполагает убеждение в несправедливости установленного Богом порядка. Определяется как «скорбь о благополучии ближнего»/«печаль о благе ближнего». Запрет на зависть появляется уже у Моисея в последней из десяти заповедей. Зависть считается родственной унынию, однако отличается предметностью. Основной причиной зависти в христианстве считается гордость — гордый не может терпеть, чтобы кто-нибудь был ему равен, а особенно выше его и был в благополучии. Зависть рождается, когда начинается благополучие другого, и с прекращением его благополучия — заканчивается. Ещё одной причиной зависти называется «нерадение об исполнении должного» — лень.[9] Выделяются следующие этапы развития зависти:
- неуместное соперничество,
- рвение с досадой,
- порицание (злословие) в отношении того, к кому испытывается зависть.[9]
Зависть противопоставляется таким христианским добродетелям, как смирение, великодушие, благожелательство и сострадание.
Преподобный Иоанн Дамаскин (VII век) указал на родство зависти и сострадания. Не называя их ни грехами, ни добродетелями, он относит эти понятия к неудовольствиям человека:
Зависть — неудовольствие, испытываемое по поводу чужих благ; сострадание — неудовольствие, испытываемое по поводу чужих несчастий.
— Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Полн. собр. творений Св. Иоанна Дамаскина, СПб., 1913. С. 217.
В исламе
Исламские богословы делят зависть на два вида — «белую» и «черную». Чёрная зависть (араб. хасад) — один из грехов, осуждаемых в Коране. В хадисах пророка Мухаммеда строго запрещают проявление зависти: «Не завидуйте друг другу; не отворачивайтесь друг от друга, а будьте, о рабы Аллаха, братьями!». В исламе зависть считается проявлением негодования волей Аллаха, даровавшего что-либо другому человеку[10]. Когда завистливый человек видит успехи и блага других людей, он испытывает страдания от того, что кто-то пользуется благами, и жаждет, чтобы у других людей не было этих благ, которыми он не обладает[11].
Белая зависть (араб. гибта) возникает у человека, когда он наблюдает успехи и достижения других людей, но это чувство не вызывает в нём неприязни к этим людям. Он рад за них и желает им всяческих благ. Такой вид зависти в исламе относится к допустимому, положительному[11].
Зависть заставила Кабиля (Каина) убить своего брата Хабиля (Авеля), Иблиса — не поклониться Адаму, сыновей Якуба (Якова) попытаться убить Юсуфа (Иосифа)[11].
В литературе
Известны как минимум несколько произведений, непосредственно раскрывающих тему зависти:
- в романе Эжена Сю «Фредерик Бастьен: зависть»[12] (1848) зависть раскрывается в психотерапевтическом ключе ещё задолго до появления психоанализа и глубинной психологии;
- повесть Германа Мелвилла «Билли Бадд, фор-марсовый матрос. Истинная история»[13] (1891) предоставляет литературный анализ проблемы зависти в человеческой жизни;
- роман Юрия Олеши «Зависть» (1927) о проблеме зависти в советском обществе[14];
- зависть рассматривается в утопическом романе английского писателя Л. П. Хартли «Справедливость налицо»[15] (1960).
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 Шёк, Гельмут. Зависть: теория социального поведения. Пер. с англ. В. Кошкина под ред. Ю. Кузнецова. — М.: ИРИСЭН, 2010. — 544 с.
- ↑ Зависть ; Завидовать // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
- ↑ Зависть // Толковый словарь русского языка : в 4 т. / гл. ред. Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков (т. 2—4) ; сост. Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский, Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : Государственный институт «Советская энциклопедия» (т. 1) : ОГИЗ (т. 1) : Государственное издательство иностранных и национальных словарей (т. 2—4), 1935—1940.
- ↑ Этика (Спиноза), III ч.
- ↑ Антология мировой политической мысли
- ↑ Зависть в структуре отношений субъектов, испытывающих трудности общения
- ↑ Учёные нашли в мозге зоны зависти и злорадства — membrana.ru со ссылкой на Pink Tentacle
- ↑ Кляйн М. Зависть и благодарность. СПб., 1997. С. 19.
- ↑ 1 2 Преподобный Амвросий Оптинский. О зависти. (недоступная ссылка)
- ↑ Как избавиться от зависти?. islam.ru (14 января 2015). Проверено 29 сентября 2015.
- ↑ 1 2 3 Абдрахман Хабибуллин. Зависть – яд для сердца. Инфо-ислам (28 января 2011). Проверено 29 сентября 2015.
- ↑ Sue E. (no date) Frederick Bastien: Envy. — Boston, vol. 2. Оригинальное название (фр.) Eugène Sue. Frédéric Bastien. — Leipzig, 1848.
- ↑ Мелвилл Г. Билли Бадд, фор-марсовый матрос. Истинная история. // Мелвилл Г. Повести. — М. : Художественная литература, 1977.
- ↑ Олеша Ю. К. Зависть // Олеша Ю. К. Избранное. — М. : Художественная литература, 1974.
- ↑ Hartley L.P. Facial Justice. — London, 1960, New York, 1961.
Литература
wikipedia.green
Зависть — Википедия. Что такое Зависть
За́висть — социально-психологический конструкт/концепт, охватывающий целый ряд различных форм социального поведения и чувств[1], возникающих по отношению к тем, кто обладает чем-либо (материальным или нематериальным), чем хочет обладать завидующий, но не обладает. По Словарю Даля, зависть — это «досада по чужом добре или благе», завидовать — «жалеть, что у самого нет того, что есть у другого»[2]. По Словарю Ушакова, называется «желанием иметь то, что есть у другого»[3]. Спиноза определял зависть как «неудовольствие при виде чужого счастья» и «удовольствие в его же несчастье»[4]. «Зависть полагает начало раздору [среди людей]», — отмечал Демокрит (фр. 631)[5].
Исследования зависти
В работах философов зависть рассматривается как общечеловеческое явление, отмечаются её деструктивные функции в стремлении обладать тем, что принадлежит другому и является предметом зависти, либо в желании отобрать, присвоить достижения другого[6].
Разностороннее исследование зависти как культурного феномена, различно себя проявляющего, представил Гельмут Шёк в своей работе «Зависть: теория социального поведения»[1].
Исследования в Национальном институте радиологии (NIRS) Японии, проведённые под руководством Хидехико Такахаси (Hidehiko Takahashi), показали, что реакция мозга во время зависти проходит в основном в передней части поясной извилины, при этом тот же регион мозга играет ключевую роль при болевых ощущениях.[7]
По мнению Мелани Кляйн, зависть противоположна любовным отношениям. В своей книге «Зависть и благодарность» она отмечает, что «Завистливому человеку плохо при виде удовольствия. Ему хорошо только при страданиях других. Поэтому все попытки удовлетворить зависть тщетны»[8].
Жак Лакан подчёркивает, что нельзя путать зависть и ревность. Завидуя, мы вовсе не стремимся получить тот или иной объект, как правило, мы вообще не нуждаемся в том, в чём завидуем другому человеку, поскольку счастье другого вообще не скроено по нашему плечу.
В религиях
В христианстве
В католическом богословии зависть (лат. invidia) считается одним из семи смертных грехов, поскольку предполагает убеждение в несправедливости установленного Богом порядка. Определяется как «скорбь о благополучии ближнего»/«печаль о благе ближнего». Запрет на зависть появляется уже у Моисея в последней из десяти заповедей. Зависть считается родственной унынию, однако отличается предметностью. Основной причиной зависти в христианстве считается гордость — гордый не может терпеть, чтобы кто-нибудь был ему равен, а особенно выше его и был в благополучии. Зависть рождается, когда начинается благополучие другого, и с прекращением его благополучия — заканчивается. Ещё одной причиной зависти называется «нерадение об исполнении должного» — лень.[9] Выделяются следующие этапы развития зависти:
- неуместное соперничество,
- рвение с досадой,
- порицание (злословие) в отношении того, к кому испытывается зависть.[9]
Зависть противопоставляется таким христианским добродетелям, как смирение, великодушие, благожелательство и сострадание.
Преподобный Иоанн Дамаскин (VII век) указал на родство зависти и сострадания. Не называя их ни грехами, ни добродетелями, он относит эти понятия к неудовольствиям человека:
Зависть — неудовольствие, испытываемое по поводу чужих благ; сострадание — неудовольствие, испытываемое по поводу чужих несчастий.
— Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Полн. собр. творений Св. Иоанна Дамаскина, СПб., 1913. С. 217.
В исламе
Исламские богословы делят зависть на два вида — «белую» и «черную». Чёрная зависть (араб. хасад) — один из грехов, осуждаемых в Коране. В хадисах пророка Мухаммеда строго запрещают проявление зависти: «Не завидуйте друг другу; не отворачивайтесь друг от друга, а будьте, о рабы Аллаха, братьями!». В исламе зависть считается проявлением негодования волей Аллаха, даровавшего что-либо другому человеку[10]. Когда завистливый человек видит успехи и блага других людей, он испытывает страдания от того, что кто-то пользуется благами, и жаждет, чтобы у других людей не было этих благ, которыми он не обладает[11].
Белая зависть (араб. гибта) возникает у человека, когда он наблюдает успехи и достижения других людей, но это чувство не вызывает в нём неприязни к этим людям. Он рад за них и желает им всяческих благ. Такой вид зависти в исламе относится к допустимому, положительному[11].
Зависть заставила Кабиля (Каина) убить своего брата Хабиля (Авеля), Иблиса — не поклониться Адаму, сыновей Якуба (Якова) попытаться убить Юсуфа (Иосифа)[11].
В литературе
Известны как минимум несколько произведений, непосредственно раскрывающих тему зависти:
- в романе Эжена Сю «Фредерик Бастьен: зависть»[12] (1848) зависть раскрывается в психотерапевтическом ключе ещё задолго до появления психоанализа и глубинной психологии;
- повесть Германа Мелвилла «Билли Бадд, фор-марсовый матрос. Истинная история»[13] (1891) предоставляет литературный анализ проблемы зависти в человеческой жизни;
- роман Юрия Олеши «Зависть» (1927) о проблеме зависти в советском обществе[14];
- зависть рассматривается в утопическом романе английского писателя Л. П. Хартли «Справедливость налицо»[15] (1960).
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 Шёк, Гельмут. Зависть: теория социального поведения. Пер. с англ. В. Кошкина под ред. Ю. Кузнецова. — М.: ИРИСЭН, 2010. — 544 с.
- ↑ Зависть ; Завидовать // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
- ↑ Зависть // Толковый словарь русского языка : в 4 т. / гл. ред. Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков (т. 2—4) ; сост. Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский, Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : Государственный институт «Советская энциклопедия» (т. 1) : ОГИЗ (т. 1) : Государственное издательство иностранных и национальных словарей (т. 2—4), 1935—1940.
- ↑ Этика (Спиноза), III ч.
- ↑ Антология мировой политической мысли
- ↑ Зависть в структуре отношений субъектов, испытывающих трудности общения
- ↑ Учёные нашли в мозге зоны зависти и злорадства — membrana.ru со ссылкой на Pink Tentacle
- ↑ Кляйн М. Зависть и благодарность. СПб., 1997. С. 19.
- ↑ 1 2 Преподобный Амвросий Оптинский. О зависти. (недоступная ссылка)
- ↑ Как избавиться от зависти?. islam.ru (14 января 2015). Проверено 29 сентября 2015.
- ↑ 1 2 3 Абдрахман Хабибуллин. Зависть – яд для сердца. Инфо-ислам (28 января 2011). Проверено 29 сентября 2015.
- ↑ Sue E. (no date) Frederick Bastien: Envy. — Boston, vol. 2. Оригинальное название (фр.) Eugène Sue. Frédéric Bastien. — Leipzig, 1848.
- ↑ Мелвилл Г. Билли Бадд, фор-марсовый матрос. Истинная история. // Мелвилл Г. Повести. — М. : Художественная литература, 1977.
- ↑ Олеша Ю. К. Зависть // Олеша Ю. К. Избранное. — М. : Художественная литература, 1974.
- ↑ Hartley L.P. Facial Justice. — London, 1960, New York, 1961.
Литература
wiki.sc
Зависть — Психология человека
Нам всем известно такое чувство как зависть, ведь мы все, хотя бы раз в жизни, кому-нибудь в чем-нибудь завидовали. И кто-нибудь обязательно завидовал и завидует нам, независимо от наших успехов в жизни. Хотя возможно мы даже об этом и не догадываемся. Людям свойственно завидовать друг другу, такими их сделала природа, и сделала она их такими неслучайно – ей нужны завистливые люди. Зачем? А затем, что зависть вынуждает человека испытывать дискомфорт, который в свою очередь побуждает людей что-то делать, что-то менять в своей или в чужой жизни. И именно это нужно природе – чтобы мы что-то делали. Для нее живой человек – это активный человек, который, или что-то строит, или что-то разрушает. Зависть вынуждает нас делать и то, и другое.
Вообще, чувство зависти считается плохим чувством, по мнению большинства людей, однако на самом деле это не так, совсем не так. Зависть – это нейтральное или положительное чувство, в зависимости от того, что делает испытывающий это чувство человек. Если завидующий человек стремится улучшить свою жизнь, сделав ее такой же, как жизнь того человека, которому он завидует, или еще лучше, то, что же в этом плохого? Такому человеку зависть дает энергию, она наделяет смыслом его жизнь, призывая его – догнать и перегнать других людей. Зависть вынуждает людей чего-то хотеть и стремиться к этому. А если человек из-за зависти пытается вредить другим людям, то есть тем, которым он завидует, то сам он, конечно же, из-за своего вредительства не растет. Но при этом его агрессия в адрес других людей, порожденная чувством зависти, вынуждает расти и развиваться их, ибо им приходится искать способы защиты от этой агрессии. А как вы хотели, нельзя так просто чего-то достичь и расслабиться, надеясь на то, что никто ничего не захочет у тебя отнять. Люди на протяжении всей своей истории делились на тех, кто строит, и тех, кто рушит. Таким образом, зависть становится причиной активности людей, как тех, кто завидует, так и тех, кому завидуют. А активность и движение – это и есть жизнь. Так что нет, я не считаю зависть плохим чувством. Но при этом я считаю, что своей завистью нужно уметь управлять. Негоже умному и здоровому человеку, кому-то вредить и что-то рушить из-за своей зависти, так как с моей точки зрения, его это не красит.
Так что как бы мы не относились к зависти, положительно или отрицательно, совершенно очевидно, что этим чувством нужно уметь управлять, иначе оно будет управлять нами, как и любое другое чувство. А чтобы управлять завистью, необходимо понимать его природу и цели. О целях я вкратце уже сказал, теперь давайте поговорим о них более подробно и изучим природу зависти. Зависть вызывает у человека желание хотеть что-то, чего у него нет, но что есть у других людей. Но это не означает, что нам действительно нужно то, что есть у другого человека. Все дело в том, что в глубине души мы просто не хотим, чтобы другой человек был счастливее нас, мы не хотим чувствовать себя ущербными. Мы хотим быть, как минимум, не хуже других, а желательно лучше, и это нормально – это здоровое желание здорового человека. Если мы завидуем, значит, мы должны произвести какие-то действия, которых от нас требует чувство зависти, нам нужно переместиться из одной точки существования нашего разума в другую точку, переместившись, таким образом, из зоны дискомфорта в зону комфорта. И мы двигаемся, мы стремимся, мы хотим, мы развиваемся – мы живем. Да, мы можем не своим развитием заниматься, а тем, чтобы вредить другим людям, которым мы завидуем, но тем самым мы вынуждаем развиваться их, защищаясь от наших нападок. Природе, знаете ли, не так важно, кто из нас добьется успеха в жизни, кто из нас выживет и продолжит свой род, а кто сгинет в истории, ей важно, чтобы мы жили и развивались, и она всячески нас к этому стимулирует.
Задумайтесь на мгновенье, какой была бы наша жизнь, если бы мы не завидовали друг другу и ничего бы не хотели из-за этого изменить, ни в своей, ни в чужой жизни? Разве мы стали бы в таком случае что-то делать? Пожалуй, что нет. Нам бы просто ничего не было нужно, мы бы стали настолько пассивными, что довольствовались бы самым малым, не имея страсти в глазах. А для добычи малого, не нужно прилагать больших усилий. Ну и вы наверняка знаете о том, что есть люди, которые именно так и живут, и их жизнь не выглядит такой уж привлекательной, как жизнь тех, кто места себе не находит, желая быть лучше других. Можно, конечно, и даже нужно, ценить то, что уже имеешь, но почему бы при этом не задумываться о большем? Вопрос только в том, чем будет это большее, чем-то реально стоящим, или очередным бесполезным барахлом? На мой взгляд, завидовать другим людям по мелочи, как-то глупо, вы не находите? Человеку нужно к чему-то стремиться в своей жизни, он должен быть движим, или своими идеалистическими целями, или своими инстинктами. Но поскольку большинство людей не идеалисты, а материалисты, то им остается только идти на поводу у своих инстинктов, а не у здравого смысла, ставя перед собой великие цели. Поэтому движимые инстинктами люди, должны – бояться, соблазняться, завидовать, в общем, животные инстинкты должны и будут служить для них стимулом, а не их разум. Но это лучше, чем быть растением, ничего не хотящим и ни к чему не стремящимся. Ибо это не жизнь – это медленная смерть. Не зря ведь, старые люди менее завистливы, чем молодые, ибо старым людям из-за их возраста многого не надо, в то время как молодые хотят всего и сразу. Ну так, в молодых людях и жизни больше, чем в старых, именно молодежь достаточно активна для того, чтобы творить новое и добиваться высоких целей, а старики просто доживают свой век. Представьте себе, что мы все будем жить так, как живут старики, разве эта жизнь будет интересной?
Нам почему-то внушили, что завидовать – это плохо. Хотя чему тут удивляться, ведь и секс, по мнению некоторых людей, является грехом, и многое другое, что делает человека полноценным и живым, считается плохим. Только вот, у нас же с вами есть собственная голова на плечах, с помощью которой мы можем, если приложим необходимые для этого усилия, проанализировать все полученные и получаемые нами знания и сделать свои собственные выводы в отношении тех или иных наших чувств. Ничего плохого в том, что дала нам природа, никогда не было, и нет. Единственное, что необходимо человеку – это научиться пользоваться тем, что он имеет. А для этого мы с вами учимся, и чем более мудрыми людьми будут наши учителя, тем меньше всего они будут пытаться от нас отсечь что-то, якобы ненужное. Если мы завидуем – значит, мы должны завидовать. И пусть нас не упрекают, указывая нам на греховность наших желаний, порожденных нашими чувствами, мы сами разберемся с тем, какие чувства и почему мы испытываем. Согласны?
Знаете, что самое интересное в зависти? Завидовать могут все, и те, у кого всего много, и те, у кого ничего нет. Просто это не всегда видно, особенно в тех случаях, когда люди умело скрывают свои чувства. И что еще интереснее, иной раз люди завидуют друг другу без всякой на то причины, когда, по сути, и завидовать-то нечему. Они завидуют – воздуху, пустому месту. Люди могут завидовать – признакам чужого счастья, не имея ни малейшего представления об истинном положении дел у других людей. Вот, например, увидит кто-нибудь у вас улыбку на лице и начнет вам завидовать, только потому, что вы покажитесь этому человеку более счастливым, чем он сам. Предмет зависти не имеет для нас никакого значения, когда мы завидуем кому-нибудь, мы хотим чего-то, чего у нас нет, но о чем мы имеем представление и что есть у других людей. И если мы считаем, что это что-то делает других людей более счастливыми, чем мы, то мы им завидуем. Понимаете, что это значит? Вы не можете хотеть, во-первых, чего-то, о чем вы не знаете, а во-вторых, того, что не пользуется спросом у других людей. Скажем, если все люди откажутся от золота, то и вам оно будет не нужно. Людям важны не вещи, людям важны эмоции, чувства, образы и статус, которые эти вещи имеют. Тоже и с людьми. Если вы замечали, то как только кому-то понравится какой-нибудь человек, и он даст об этом знать остальным, то и другим людям этот человек начинает нравиться, хотя раньше им было на него наплевать. Мы ценим то, что ценят другие люди, и завидуем мы тому, чему другие люди придают большое значение. Вот такие мы примитивные существа, в большинстве своем. Куда же нам без зависти деться, как же нам без зависти обойтись? И пусть существует, так называемая «черная зависть», которая, в том числе и на преступления людей толкает, тем не менее, без этого психологического механизма, людям было бы сложно обойтись.
Большинству людей нужен внешний стимул для того, чтобы быть активными, потому что большинство людей – это машины, а машинам необходима энергия, чтобы работать. И еще перед ними необходимо ставить задачу, ибо они не могут работать по собственному желанию, потому что им так хочется. Машины могут работать, только если им прикажут, если перед ними поставят задачу и проконтролируют ее выполнение. Машинам необходим внешний стимул и внешний контроль. Человек, это, конечно, одушевленная машина, но большинство людей забыли о своей духовности, они живут так же, как живут машины – их поведение механистично. И когда человек не может сам осознанно ставить перед собой задачи, когда он не может делать что-то только потому, что ему хочется это делать, он нуждается в стимулировании извне, его инстинкты берут вверх над его духовностью, над его разумностью, над свободой его выбора. Знаете ли вы о том, уважаемые читатели, что это такое, когда ты что-то делаешь только потому, что хочешь сделать, а не потому, что надо? Знаете ли вы о такой работе, которую хочется делать, которую приятно делать, не ради денег, не из-за денег, а именно потому, что просто хочется? Убей в человеке духовность, убей в нем любовь и тягу к свободе, убей в нем личность, и человек превратится в машину, он станет биологической машиной, работающей по определенным программам. Эти программы – это его инстинкты, которые другими людьми стимулируются из внешнего мира.
Человеком-машиной очень легко управлять, его можно разозлить, обидеть, напугать, развеселить, можно заставить его страдать, даже не прикасаясь к нему, а можно сделать его счастливым, если сказать ему то, что он хочет услышать. Такие люди – люди-машины, не знают, зачем они живут, они задаются вопросом о смысле жизни, потому что хотят получить откуда-то сверху команду, приказ, чтобы начать что-то делать, чтобы наделить свою жизнь смыслом. Но поскольку там – «наверху» никого нет, поскольку то, что люди называют Богом, они не в состоянии понять, то естественно, что никаких команд и никаких приказов они не получают. Зато другие люди, с радостью готовы наделить жизнь каждого из нас смыслом – сделав нас своими рабами. Они-то с радостью будут приказывать и указывать нам, что и как нужно делать. Они играют на наших инстинктах, на наших чувствах, на наших неосознанных желаниях. Они вынуждают нас завидовать чему-то определенному, просто выбирая за нас, чему именно мы будем завидовать и кому мы будем завидовать. Вы хотите новый шикарный автомобиль? А почему вы его хотите? Потому что он существует – вот почему. И потому что вы знаете, что если у вас будет новый шикарный автомобиль, которого нет у других людей, тогда они будут вам завидовать. И вам от этого станет хорошо, вы будете чувствовать себя победителем, вы будете чувствовать себя лучше других людей, лучше тех, у кого нет того, что есть у вас и кого это беспокоит. Если же другие люди не обратят на вас и на ваш автомобиль никакого внимания, если они вас полностью проигнорируют – тогда вам этот автомобиль будет не нужен. Вы покупаете красивую, статусную вещь не для себя, а для других людей. Вас беспокоят другие люди, а не вы сами. Впрочем, вы можете иметь на этот счет иное мнение, я ни в коем случае не собираюсь с вами спорить. Но имейте в виду, что те, кто манипулирует вами, играя на вашем чувстве зависти, прекрасно знают о том, кому и почему вы будете завидовать.
Зависть наполняет нашу жизнь смыслом, вернее, она наполняет смыслом жизнь тех людей, которые сами не могут им ее наполнить. Если вы сами не определите, в чем заключается смысл именно вашей жизни, тогда за вас это сделают другие люди, обратившись к вашим инстинктам. Сегодня реклама за вас решает, чему и кому вы будете завидовать, и следовательно, что вы будете хотеть и о чем вы будете мечтать. Она просто играет на вашей врожденной зависти и побуждает вас действовать, нужным ей образом. Вы завидуете, значит, вы чего-то хотите, а если вы чего-то хотите – вы действуете, вы что-то делаете, а если вы что-то делаете, тогда вы тратите свою энергию, которая трансформируется во что-то, или хорошее, или плохое. Ведь завистливые люди могут, либо заниматься созидательной деятельностью, стремясь к чему-то, либо вредительством, вредя тем, кому они завидуют. Но и в том и в другом случае люди активны, а это самое главное – это именно то, что нужно природе, ей, как уже было сказано выше, нужна наша активность. В конце концов, те люди, которым завидуют, тоже не должны расслабляться, они должны уметь защищаться от зависти, а точнее, от тех действий, которые эта зависть вынуждает завистливых людей совершать. Завистливые люди – это, безусловно, опасные люди, в меру опасные. Ведь у таких людей, по сути, есть два пути – или самим подняться на уровень тех, кому они завидуют, или попытаться опустить их на свой уровень. А что легче – к кому-то тянуться или кого-то опускать? Тот-то и оно. Поэтому многие завистливые люди – это вредители и агрессоры. Но их вредительство и агрессия – это отличный стимул для тех, кому необходимо становиться сильными, чтобы защитить себя от вредительства и агрессии. Природа, как видите, все уравновешивает, она никому не позволяет расслабиться, ни тем, кто завидует, ни тем, кому завидуют.
Так что зависть, друзья – это один из двигателей прогресса, это один из источников жизни. Зависть толкает нас к переменам, как к переменам в нашей личной жизни, так и к глобальным переменам. А когда зависти нет, тогда и меняться незачем, а следовательно, незачем и развиваться, а как только мы перестаем развиваться, мы тот час же начинаем деградировать. Мы с вами знаем, благодаря нашей истории, к чему может привести всеобщая уравниловка, которая делает людей менее завистливыми, а вместе с тем и менее активными. Когда человек ничего не хочет, потому что ему ничего не надо, когда все вокруг него одного цвета и вкуса, он перестает быть человеком. Вообще, любое негативное чувство, любой дискомфорт – толкают нас к переменам и развитию. А наша жизнь должна меняться, развиваться, совершенствоваться, в ней обязательно должны быть перемены, иначе бессмысленные годы нашей жизни, начинают накладываться друг на друга, и получается, что эти годы летят и жизнь проходит мимо, и никакого смысла в ней нет. Понятно, что чем умнее человек, тем более глубоким и осмысленным будет его чувство зависти. Не будет умный человек завидовать всякой мелочи, всяким дорогим игрушкам и бессмысленному социальному статусу, он будет завидовать той свободе и тому раю на земле, о которых большинство людей даже не догадываются. Новый мир, новые люди, новая жизнь – вот чему можно и нужно завидовать, если вы считаете себя умным человеком. А вся эта возня возле навозной кучи, которую мы сегодня называем жизнью, это, друзья, не жизнь. Стремясь к материальному благополучию – мы промениваем свою жизнь на, по большей части, бессмысленный хлам, которому радуемся, как дети, а потом просто выбрасываем его на помойку. Но вместе с хламом, мы выбрасываем на помойку свою жизнь! И некоторые из нас еще умудряются завидовать тем людям, которые преуспели в прожигании своей жизни, стремясь обзавестись ненужным им хламом.
Мы – творцы, мы можем превратить эту землю в рай, но мы сейчас тратим большую часть своей жизни на то, чтобы просто выжить. Это же уму непостижимо – мы пытаемся выжить, вместо того чтобы просто начать жить! Чему мы завидуем, ради чего живем, ради чего каждое утро мы встаем с постели и куда-то себя тащим? Ради того, чтобы просто поддерживать свою биологическую машину в жизнеспособном состоянии и чтобы быть не хуже других людей? Но мы же не животные, чтобы жить только ради жизни, и не дети, чтобы радоваться бесполезным игрушкам, за которые нам приходится целыми днями работать. Знаете друзья, я считаю, что мы, как существа разумные, просто должны научиться правильно, по уму, завидовать друг другу, чтобы наша зависть толкала нас к построению нового мира, в котором завистливые люди будут творить и развиваться, а не как сейчас, вредить и деградировать. Тогда ни у кого и язык не поднимется назвать чувство зависти – плохим чувством.
Чужой успех должен служить для нас примером возможностей человека, а не быть причиной нашей подавленности и низкой самооценки. Ведь чего переживать-то, если другие люди смогли чего-то достичь, то и вы сможете, вы ведь такие же люди, как и они. Так что умейте управлять своей завистью, не травите свою душу бессмысленными переживаниями и злобой. Мы должны научиться использовать зависть для собственного развития, а не позволять ей использовать нас.
psichel.ru
что такое? Проблема зависти, признаки, как избавиться?
На сегодняшний день проблема зависти является одной из самых острых и серьезных. Зависть является смертным грехом, она постепенно уничтожает человека изнутри, не позволяет ему в полной мере реализоваться в жизни, заставляет бесконечно оглядываться на прошлое, искать очередного подвоха в будущем.
Проявления зависти лишают человека покоя, отнимают уверенность в себе, дезорганизуют его состояние в целом. Возможны не только резкая смена настроения, но и появление панической неуверенности в себе, неконтролируемого страха. Зависть требует к себе пристального внимания, ее нельзя игнорировать, под её воздействием происходят различные неприятные ситуации, разрушаются дружеские отношения, родственные связи. Это очень опасное состояние, которое, если им не заниматься, начинает выходить из-под контроля.
Психология зависти
Зависть всегда обусловлена тем, что человек чувствует сильную неудовлетворенность в какой-то сфере жизни. Он несчастен с самим собой, поэтому счастье и благополучие другого может вызывать столь сильный резонанс с его внутренним состоянием. Зависть обязательно характеризуется утратой психологического комфорта, неуверенностью в себе. Человек хочет получить удовлетворение, быть впереди в том или ином деле, но вдруг кто-то другой обходит его по определенным показателям. И что происходит? Личность начинает разрушать саму себя, она больше не контролирует свои чувства, им управляют негативные эмоции. Психология зависти очень сложна и подчиняется своим внутренним механизмам развития.
Как развивается зависть?
Нужно понимать, что зависть не возникает моментально. Для ее формирования требуется время, как и для развития любого другого механизма. Различают разные формы: от легкой до тяжелой. Вначале человек и не осознает, что именно движет им и управляет его поступками. Ему просто становится неприятно наблюдать радость знакомого или близкого человека, потому, что тем самым подчеркивается его собственная несостоятельность. Заметьте: мы никогда не завидуем людям, которых не знаем, потому что их жизнь никак не связана с нашей. А вот если мы имеем какую – то связь с человеком, чьи успехи вызывают острый приступ зависти, нас изнутри буквально начинает захлестывать негодование. Появляется чувство несправедливости. Кажется, что тот человек, который что – то получил, не заслуживает этих благ, но «я, конечно, достоин всего самого лучшего».
Кому чаще всего завидуют?
Прежде всего, очень успешным людям, достигших невероятных высот в карьере и личной жизни. Их деятельность привлекает внимание, о них говорят средства массовой информации, они у всех на слуху. Как правило, это еще и весьма известные персоны, которых знает вся страна. Зависть со стороны обывателей выражается в том, что они не могут спокойно реагировать на сообщения об очередном успехе данной личности и при первом удобном случае стараются его очернить. Почему так много сплетен крутится вокруг актеров, певцов, деятелей науки и искусства? Да потому, что эти люди у всех на слуху. Причем даже некоторые «новости» о себе они узнают из газет и интернета, то есть сплетни надуманы и не являются правдой. Отчего их сопровождает такое повышенное внимание? Другие люди, так или иначе, начинают сравнивать себя с теми, кому улыбнулась судьба и видеть свою собственную несостоятельность. Чтобы хотя бы как – то реабилитироваться в своих глазах, завистники начинают осыпать успешного человека грязью, придумывать про него несуществующие нелицеприятные факты.
В чем вред зависти для личности?
Тот, кто испытывает состояние зависти, просто не может быть счастливым. Мало того, что нервная система постоянно находится в напряжении, но может страдать и сердце. Замечено, что зависть заставляет человека пребывать в состоянии постоянного стресса. Нередко он перестает следить за своим здоровьем, вгоняя себя в сильную тоску.
Риск развития сердечно-сосудистых заболеваний возрастает в несколько раз. Человек будет считать себя неуспешной и несостоятельной личностью. Возможность исправить ситуацию представляется мнимой, поэтому никакие активные действия чаще всего и не предпринимаются.
Признаки зависти
По каким параметрам можно определить, что человек вам завидует? Ведь очень важно вовремя увидеть эти проявления и не допустить их развития.
Перестает радоваться достижениям
Это могут быть как собственные победы, так и чужие, которые нас не касаются. Если человек кому – то завидует, то он просто не может обращать внимание на свои достижения. А ведь как важно на самом деле ценить то, что имеешь в данный момент времени. Не оценив настоящего, невозможно с полной уверенностью смотреть в будущее. Зависть лишает нас моральных сил, добавляет множество интенсивных переживаний, которые подрывают здоровье. Свои дела, как правило, отходят на задний план. Человек, находясь в чувстве сильной зависти, даже не понимает того, что теряет себя, перестает жить собственными мечтами, не строит планов, касающихся своего карьерного роста и семьи. И кто же при всем этом больше всех страдает? Разумеется, он сам. Потому что никто другой не вправе принимать ответственность за судьбу даже близкого родственника, не говоря уже о постороннем. Завидуют, на самом деле, больше всего именно наиболее успешным знакомым, чем совершенно чужим людям. Если собственная жизнь вдруг стала интересовать вас меньше, чем дума, «как насолить соседу», задумайтесь, что вами движет.
Нарушается способность адекватно оценивать свои поступки
Человек в зависти не может здраво оценивать то, что с ним происходит в данный момент времени. Зависть лишает его способности адекватно рассуждать и принимать решения. Личность может совершать поступки, за которые ей потом будет стыдно, но в сам момент ей становится как будто все равно, что происходит и зачем. На первый план вдруг начинают выходить собственные негативные чувства и желание отомстить обидчику. Завистник, как правило, не успокаивается, пока не причинит какой-то ущерб тому, кто его так сильно раздражает. Это может быть не явный вред, а например, желание очернить человека, узнать про него что-то плохое и рассказать об этом другим. Это очень скверное ощущение, которое появляется тогда, когда человек крайне не уверен в себе и не знает, чего хочет достичь в жизни.
Если завидуют вам, постарайтесь максимально оградить себя от внимания тех людей и событий, которые вам неприятны. Не общайтесь с теми, кто вас провоцирует или раздражает, не поддерживайте сплетни. Вы вовсе не обязаны выслушивать в свой адрес грубости только потому, что достигли своих целей. Простите своих завистников заранее и постарайтесь как можно скорее о них забыть.
Человек не замечает того, что он страдает
Зависть настолько завладевает сознанием человека, что он порой может и не замечать того, что доставляет себе массу неудобств. Душевные страдания по поводу того, что кто – то имеет определенную вещь или достижение, а он не имеет, переходят в навязчивые состояния испортить жизнь соседу по даче или лестничной площадке. Свои чувства завистник, чаще всего, подавляет, поэтому и не понимает того, что глубоко страдает. Он может мучиться своими навязчивыми мыслями и вынашивать план мести, который никогда не решится претворить в жизнь. К счастью, не все люди решаются предпринимать активные действия в сторону тех, кто их очень сильно раздражает своими успехами. Зависть нередко лишает способности здраво мыслить и рассуждать, все заслоняет собой.
В подобном настроении личность может провести от нескольких дней до нескольких лет. И все это время его будет мучить подсознательное чувство сильной неудовлетворенности. Не все люди готовы идти в глубину самих себя, разбираться в причинах своих внутриличностных конфликтов и сосредоточенно искать так называемый «корень зла». Источник проблемы при этом сам собой не ликвидируется и не исчезнет, пока человек не обратит на него внимание.
Человек выдвигает обвинения, проявляет негатив
Состояние зависти часто характеризуется нетерпимостью, сильной сосредоточенностью на своих обидах. Проверьте себя, случаются ли у вас периоды бесконтрольного желания обвинить других в своих неудачах? Хочется ли вам поделиться с кем – то своими переживаниями по поводу того, что кто – то не заслуживает счастья, а ему все само идет в руки? Человек под влиянием зависти становится очень раздражительным и часто не может сдерживать себя и негативные эмоции. Если с вами рядом находится личность, которая, как вам кажется, напрасно старается вас чем – то задеть, обидеть, лучший способ избежать конфликта – не поддаваться на провокацию. Помните, тем самым вы заботитесь о собственном благополучии.
Женская зависть – это особенный случай. Как правило, женщины более уязвимы в вопросах своей внешности и отношениях. Нередко они выдвигают огромные требования к потенциальным женихам и подругам, а если те их не оправдывают, закрываются в обиде. В данном случае может иметь место желание отомстить или поставить на место того, кто причинил много душевных страданий. С помощью зависти женщины иногда научаются искусно манипулировать родственниками и коллегами, чтобы таким образом чувствовать себя лучше.
Как избавиться от зависти?
Завистливый не может адекватно оценивать сложившуюся ситуацию, управлять собой в полной мере и радоваться успеху других людей. В таких условиях практически невозможно быть хорошими родителями, детьми, друзьями, компаньонами и т.д. Зависть способна разрушить даже самые лучшие отношения, поставить под сомнение многолетние связи и увлечения. Чтобы избавиться от чувства зависти нужно пройти четыре основных шага, которые помогут преодолеть внутреннее сопротивление и выстроить адекватные, искренние отношения с другими людьми.
Осознание проблемы
Это самый первый шаг, без которого невозможен дальнейший путь. Пока человек не придет к осознанию того, что зависть мешает ему строить полноценную счастливую жизнь, никогда ничего не изменится во внешних обстоятельствах. Как можно понять, что вы не правы? Прежде всего, по реакции окружающих людей. Если за сравнительно короткий срок вы успели испортить отношения с большим количеством знакомых и друзей, то не исключено, что поступками управляет именно зависть. Проверьте, как часто мысленно вы недовольны человеком только потому, что он имеет большие достижения? Подумайте, кто, кроме нас самих может быть ответственен за собственную судьбу?
Работа над собой
Она включает в себя конкретные действия по нейтрализации негативного состояния и формированию новых позитивных установок на жизнь. Обычно этому периоду предшествует момент серьезного внутреннего осознания своей неправоты и желание измениться. Подумайте, в чем заключается самая большая задача вашего жизненного предназначения? Чем вы должны заниматься? Получается ли у вас то, за что вы взялись? Если нет, то кто или что этому мешает?
Завистливость очень отвлекает личность от самой себя. Она вроде бы и остается сконцентрированной на своих чувствах, но только негативных, не ведущих к подлинному развитию. Улучшайте характер, начните заботиться о своем мироощущении и родных людях. Вот увидите, ваши усилия не пройдут даром. Взамен обязательно приобретете верных друзей.
Самореализация в семье и профессии
Как часто люди из-за зависти чувствуют себя неудовлетворенными. Это негативное чувство подтачивает человека изнутри, заставляет его постоянно играть какие-то чужие роли и предавать забвению собственную бесконечную сущность. Лишь когда человек обращается к своей природе, начинает развивать имеющиеся таланты и способности, действительно наступают большие перемены. И изменения эти начинаются, прежде всего, в сознании. Личностный рост способен придавать личности дополнительные силы, занятие любимым делом заряжают оптимизмом и конструктивной энергией.
Присутствие рядом любимого человека, создание семейных ценностей оберегает от любых невзгод. Если вам уже много лет, а семья до сих пор не создана, необходимо задуматься о причинах такой неготовности ее иметь. Возможно, имеют место завышенные требования к партнеру или зависть не позволяет вам действовать более решительно в этом направлении? Как бы то ни было, проблема сама точно не решится, над ней нужно работать, прикладывать усилия.
Позвольте другим людям быть несовершенными
Как часто нам кажется, что мы знаем, в чем заключается ошибка других людей. Мы даже готовы указать им на их многочисленные промахи, вот только они почему – то не спешат прислушиваться к нашим советам и не хотят меняться.
Помните, любые перемены необходимо начинать только с себя. Нельзя заставать другого измениться уже хотя бы потому, что он может оказаться не готов к этому. Зависть часто заставляет людей действовать необдуманно, не контролируя сказанные слова. Под воздействием завистливых чувств свершаются самые ужасные действия, на которые человек никогда не решился бы в позитивном настроении. Необходимо понять, что совершенно бессмысленно пытаться переделывать окружающих – это неблагодарное и бесполезное занятие.
Защита от зависти
Защита от зависти включает в себя комплекс мероприятий, позволяющих грамотно подойти к ограждению себя от неприятных ситуаций. Итак, какие же шаги необходимо предпринять, чтобы другие люди не могли вас обидеть, уязвить?
Не выставляйте напоказ свое счастье
Иногда это чревато серьезными последствиями. Зависть недоброжелателей может пагубно отразиться на вашем самочувствии, карьере, мироощущении и настроении. Кому приятно ощущать себя предметом бесконечного контроля?
Еще древние мудрецы говорили о том, что собственной удачей нельзя бравировать, нежелательно хвастаться перед посторонними людьми своими достижениями. Если вы довольны и счастливы в профессии, то оставайтесь самими собой, но другим людям вовсе не обязательно знать о размере вашего месячного дохода или где вы предпочитаете отдыхать в отпуске. Зависть – огромная разрушительная сила, которая причиняет боль не только тому, кто ее испытывает, но и тому, на кого она направлена.
Не общайтесь с неприятелями
Большим заблуждением современных людей является то, что они стремятся во что бы то ни стало доказать всем свою полную состоятельность. В наш век очень модно быть преуспевающим, и каждый по возможности хочет стать независимым и свободным. Но когда мы общаемся с негативно настроенными людьми, то невольно пропускаем через себя их энергию, и это может помешать нам столь же успешно продолжать свою деятельность. Иногда возникают страхи, сомнения, но нужно знать, как с ними справляться, чтобы не отступить, не спасовать перед внезапными трудностями. Зависть позволяет неудачникам ничего не делать и прикрываться внешними обстоятельствами. С помощью зависти многие из нас оправдывают собственные промахи и не стремятся изменить жизнь к лучшему.
Утверждайтесь в своей деятельности
Когда мы развиваем дело путем собственных волевых усилий, то у нас крепнет вера в завтрашний день. Чем больше уделяется времени развитию деятельности, любимому занятию, тем больше человек открывает внутренних возможностей внутри себя, тем больше задумок сможет реализовать в жизни. Не нужно концентрироваться на зависти недоброжелателей, идите смело своей дорогой. Того, кто решился действовать несмотря на многочисленные преграды, впереди непременно ждет успех.
Найдите дополнительный источник вдохновения
Чтобы вовремя заряжаться позитивной энергией радости, мало постоянно трудиться в заданном направлении. Если у вас есть определенные обязательства перед самим собой и коллегами, то выполняйте их, но не переставайте устраивать себе выходные, когда это действительно необходимо. За завистью знакомых могут скрываться их проблемы, поэтому не следует ни на кого обращать внимание.
Если вас привлекает театр, походите на спектакли, получите дополнительную энергию, подзарядитесь хорошим настроением. Если вам по душе книги, старайтесь больше читать. Завистью коллег и знакомых не стоит гордиться. Наоборот, старайтесь, чтобы вас она касалась как можно меньше. Иначе эта энергия может косвенно, но навредить вам в каких – то ситуациях. Известны случаи, когда завистники портили имущество преуспевающего человека или добивались того, чтобы он терпел значительные убытки. Когда же человеку есть, где найти вдохновение, утешение, наконец, просто расслабиться, неприятности переживаются гораздо легче.
Зависть является очень многогранным явлением, требующим большого внимания со стороны специалистов-психологов. Тот, кто завидует и тот, кому завидуют, одинаково не могут оставаться спокойными и вынуждены пребывать в состоянии длительного нервного напряжения. Чтобы победить в себе привычку завидовать, нужно проделать долгий путь и стать самодостаточным человеком.
psyh.info
зависть — Викисловарь
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | за́висть | за́висти |
Р. | за́висти | за́вистей |
Д. | за́висти | за́вистям |
В. | за́висть | за́висти |
Тв. | за́вистью | за́вистями |
Пр. | за́висти | за́вистях |
за́-висть
Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -зависть- [Тихонов, 1996].
Произношение
Семантические свойства
Значение
- чувство досады, вызванное превосходством, благополучием другого; желанием иметь то, что есть у другого ◆ Если позволить зависти взять над нами верх, то она может стать опустошающей.
Синонимы
- завидки (прост.)
Антонимы
- частичн.: доброжелательность
Гиперонимы
- чувство, порок
Гипонимы
Родственные слова
Этимология
Происходит от ви́деть; основано, вероятно, на представлении о дурном глазе. Ср. лат. invideō, а также за́висть — лат. invidia. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Пословицы и поговорки
Перевод
Библиография
- Воркачев С. Г. Зависть и ревность: К семантическому представлению моральных чувств в естественном языке // Изв. РАН. Сер. лит.и яз. 1998. Т. 57, № 3. С. 39—45.
- Шмелёв А. Д. Сквозные мотивы русской языковой картины мира // Русское слово в мировой культуре. — СПб., 2003.
- Шмелёв А. Д. Сквозные мотивы русской языковой картины мира // Ключевые идеи русской языковой картины мира / Зализняк Анна А., Левонтина И. Б., Шмелёв А. Д.. — М. : Языки славянской культуры, 2005. — С. 458.
ru.wiktionary.org