Внутренний образ — Психологос
Внутренний образ — реальный или вымышленный персонаж, с которым человек себя отождествляет внутренне. Вариант работы с личностью через метафору.
Работа с внутренним образом
Внутренних образов у человека может быть много: тогда на каждый случай жизни у него есть образ, который для него будет ориентиром. Например: с начальником, с шефом, с учителем — можно разговаривать держа в воображении образ исполнительного Афрания из Мастера и Маргариты, говорит его интонациями, его фразами. Если нужна смелость, решительность, уверенность и честность — ипользовать образ Короля Матиуша Януша Корчака. Нужна грация, женственность, загадочность — черная Багира Киплинга станет идеальным персонажем. См. →
За образом можно тянуться: если сейчас нужные качества не развиты — найти себе образ, который симпатичен, и который обладает нужным качеством в избытке — и вживаться в этот образ, привыкать к нему, поступая так, как поступал бы этот образ.
Как подбирать образы
Выписать несколько качеств (7-10), которые нужны в той или иной ситуации.
Посмотреть, какие образы наиболее созвучны этим качествам на ваш взгляд.
Выбрать самый симпатичный образ.
Как развивать и вживаться в образ
Для начала представлять: а как бы поступил на этом месте мой образ? Исходя из чего он бы действовал? Что бы он сделал? Жить образом сначала 10 минут в день, потом дольше — пока образ не станет знакомым.
Осваивать каждый следующий образ всегда проще, чем предыдущий — формируется привычка и умение быть разным.
Список возможный образов
- Акулина (Лизавета Петровна) — (А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка» и одноименный фильм) — непосредственность, теплота, статность,
- Афраний («Мастер и Маргарита», М.А. Булгаков) — исполнительность, рабочий формат, верность
- Багира («Маугли» Р.Киплинг) — грация, сила, уверенность
- Барон Мюнхгаузен ( к/ф «Тот самый Мюнхгаузен») — благородство, честность, своеобычность, творческий подход к жизни
- Белый клык (Одноименная повесть, Дж. Лондон) — верность, преданность, уверенная сила.
- Герои-пионеры из советских рассказов — самоотверженность, смелость, склонность к романтику
- Король Матиуш («Король Матиуш» и «Король Матиуш на необитаемом острове» Януш Корчак) — честность, ответственность, смелость.
- Кошка, которая гуляла сама по себе — (Одноименная сказка Р. Киплинга) — грация, независимость, загадочность, мягкость.
- Остап Бендер («12 стульев», «Золотой теленок» Ильф и Петров) — неунывающий, хитрый.
- Мастер восточных единоборств — мудрость, спокойствие, сила
- Человек с бульвара каппуцинов (Одноименный фильм) — мечтательность, великодушие, доброта
www.psychologos.ru
Внутренний образ — Психологос
Внутренний образ — реальный или вымышленный персонаж, с которым человек себя отождествляет внутренне. Вариант работы с личностью через метафору.
Работа с внутренним образом
За образом можно тянуться: если сейчас нужные качества не развиты — найти себе образ, который симпатичен, и который обладает нужным качеством в избытке — и вживаться в этот образ, привыкать к нему, поступая так, как поступал бы этот образ.
Как подбирать образы
Выписать несколько качеств (7-10), которые нужны в той или иной ситуации.
Посмотреть, какие образы наиболее созвучны этим качествам на ваш взгляд.
Выбрать самый симпатичный образ.
Как развивать и вживаться в образ
Для начала представлять: а как бы поступил на этом месте мой образ? Исходя из чего он бы действовал? Что бы он сделал? Жить образом сначала 10 минут в день, потом дольше — пока образ не станет знакомым.
Осваивать каждый следующий образ всегда проще, чем предыдущий — формируется привычка и умение быть разным.
Список возможный образов
- Акулина (Лизавета Петровна) — (А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка» и одноименный фильм) — непосредственность, теплота, статность,
- Афраний («Мастер и Маргарита», М.А. Булгаков) — исполнительность, рабочий формат, верность
- Багира («Маугли» Р.Киплинг) — грация, сила, уверенность
- Барон Мюнхгаузен ( к/ф «Тот самый Мюнхгаузен») — благородство, честность, своеобычность, творческий подход к жизни
- Белый клык (Одноименная повесть, Дж. Лондон) — верность, преданность, уверенная сила.
- Герои-пионеры из советских рассказов — самоотверженность, смелость, склонность к романтику
- Король Матиуш («Король Матиуш» и «Король Матиуш на необитаемом острове» Януш Корчак) — честность, ответственность, смелость.
- Кошка, которая гуляла сама по себе — (Одноименная сказка Р. Киплинга) — грация, независимость, загадочность, мягкость.
- Остап Бендер («12 стульев», «Золотой теленок» Ильф и Петров) — неунывающий, хитрый.
- Мастер восточных единоборств — мудрость, спокойствие, сила
- Человек с бульвара каппуцинов (Одноименный фильм) — мечтательность, великодушие, доброта
www.psychologos.pro
Каков внутренний образ такова и реальность
Человек действует в соответствии со своим субъективным образом. Различие между образом и реальностью часто достигает 30% и более. И чем сильнее человек старается создать искусственный образ и, таким образом, через маски, воздействовать на реальность, тем тяжелее ему жить. Проще говоря, каков внутренний образ такова и реальность.
Вот, что говорит Валерий Синельников: «Происходящее с нами полностью соответствует тому, какие у нас мысли и образы и какими словами мы их выражаем».
Жизнь под влиянием искусственных масок ощущается, как постоянное напряжением и внутренний конфликт, который проявляется в отношениях. Особенно сложно удерживать маски в отношениях с близкими. Именно в отношениях можно увидеть свои маски и захотеть их снять.
То, как человек держит плечи, голову, живот, его голос и интонация, способ представляться и многое другое, основываются на искусственно созданном образе себя. Этот образ себя может быть урезан или раздут в соответствии с той маской, которую человек показывает окружающим. «
Медитации ТОТ на YouTube − плэйлист с образами для пробуждения. Подпишитесь и получайте обновления первыми.
Каков внутренний образ такова и реальность
Только сам человек может понять, что в нем фиктивно, а что подлинно. И тут без честности − никуда. Однако не каждый может увидеть себя. Здесь помогают «зеркала» − наши близкие, которые нам отражают то, что глубоко внутри спрятано. Часто даже от себя.
Как показал опыт, глубинная работа над образом себя − полезнее, чем исправление отдельных действий и стремление к внешним результатам. Когда изменения происходили глубоко внутри, тут же изменения происходили и во внешнем мире. Моему мужчине не было необходимости отражать мои стороны. И он так же с радостью снимал маски.
Литературный сериал КТО Я? Цикл статей с подсказками для лучшего понимания себя.
Хотя, сказать, что это было легко − значит соврать себе и вам. Иногда правда, которая открывалась для меня, совсем не нравилась и было невыносимо ее признавать.
Глубинная трансформация образа себя − более короткий путь. Важно начать с понимания, КТО ВЫ! А затем, отталкиваясь от этого знания, понять, чего ВЫ хотите и начинать строить свой новый мир.
Иначе все действия будут хаотичными. Вы потратите колоссальное количество энергии на достижение целей, а результаты вряд ли удовлетворят. В итоге, вы, как та старуха, окажетесь у разбитого корыта. Я всю свою жизнь стремилась ко внешним достижениям. И это было невыносимо. А вам?
Напишите, согласны ли вы с тем, что каков внутренний образ такова и реальность?
✓ Авторы Технологии Образного Творения
✓ Авторы проекта Обретение Мастерства
✓ Основатели онлайн-школы
Любим то, что делаем и делаем то, что любим!
Уверены, что каждый человек может жить в Процветании.
Любите себя и делайте то, что нравится!
Как внутренний образ влияет на жизнь?
Логика проста: какой ты, такая и жизнь вокруг тебя. Это понятно не всем. Если ты в теме, идём дальше. Мир − зеркало, это факт. И если все вокруг мудаки, очевидно, что главный из них − тот, что в центре. То есть я. Внешнее всегда завязано на внутреннем. Расскажу по шагам, как внутренний образ влияет на жизнь и что с этим делать?
Литературный сериал КТО Я? Цикл статей с подсказками для лучшего понимания себя.
Как внутренний образ влияет на жизнь?
- Во-первых, небезизвестный Закон притяжения. Он работает. Хочешь ты этого или нет, но притянешь такого же мужа, какими были первые 5. И будешь злиться, орать, истерить и кусаться, пока не изменишь себя, то есть главный магнит.
- Во-вторых, образ. Образ − это то, что ты воспринимаешь и считываешь за секунду. Это потом будешь разглядывать детали, но главное впечатление и выводы уже сделаны в твоей голове. И кстати, твой образ также воспринимается на раз.
- В-третьих, твой образ и есть магнит для всего. Комплименты, мудаки, проблемы, подарки: всё «липнет» исключительно на твой образ. Твоё отражение тебя догоняет. И так по кругу. Не нравится отражение? Меняй того, кто смотрит в зеркало. Это, опять же, понятно и, опять же, не всем.
В этой системе есть малюсенькая странность. Ты внутри весь такой офигенный, хороший, умный, образованный и талантливый. Всё понимаешь и знаешь, но твоя жизнь как-то не очень всё это отражает. И не нравится. И хочется по-другому.
Медитации ТОТ на YouTube − плэйлист с образами для пробуждения своей истины. Подпишитесь и получайте обновления первыми.
Что с этим делать?
Смотри: пока жил-поживал, ты построил образ себя из того, что было вокруг. Из мыслей, мнений, правил и т. д. Ты верил этому миру и старался как мог. Твой образ окреп и устаканился, а мир − оп! − и изменился.
Ты кем-то стал. Например, юристом. Сидишь, разбираешь бумаги и думаешь: «Чего так противно и гадко? Что не так?». А это твой внутренний образ задолбался сидеть, как девица в темнице, и хочет вырваться наружу. Знакомо? Тогда продолжаем.
Что делать, когда прошло столько времени и поиски уже в горле сидят − уже, наверное, очевидно. Сначала разбери на запчасти тот образ, что есть. Образ, который уже создан тобой за все эти годы. Это как не спеша снимать стальные доспехи. С благодарностью, без истерик и злости.
Потом, постепенно, начнёт проявляться то, что внутри. И тогда полярность и сила магнита будут меняться. И, соответственно зеркальности мира и закону притяжения, жизнь станет другой.
Разбором внутреннего образа будем заниматься в течение 28 дней на новом онлайн-курсе. Пример разбора внутреннего образа смотрите на YouTube.
Если понимаете серьёзность того, как внутренний образ влияет на жизнь и есть желание серьёзно заняться собой изнутри − присоединяйтесь.
Напишите, пожалуйста, в комментариях, интересна ли вам данная тема и почему?
Спасибо. Любите себя.
✓ Авторы Технологии Образного Творения
✓ Авторы проекта Обретение Мастерства
✓ Основатели онлайн-школы
Любим то, что делаем и делаем то, что любим!
Уверены, что каждый человек может жить в Процветании.
Любите себя и делайте то, что нравится!
obreteniemasterstva.ru
Внутренний образ: с чего начать разбор
Знаешь, притворяться скоро надоест, да и толку никакого. Я пробовал. Сам понимаешь, это дико неуютно, когда ты постоянно в роли. Поэтому решил поделиться личным опытом, с чего начать разбирать внутренний образ.
В жизни всё не так радужно, как в мультиках или «историях успеха». В жизни проснёшься, подкрасишься, нарядишься и весь такой: вот он я. Но всё равно устаёшь страшно, приходишь домой и − ффуухх! − только тогда расслабишься.
Конечно, можно привыкнуть, или забить ради цели или денег, но внутренний напряг накопится и всё равно взорвёшься. Устроишь что-то такое, после чего будет стыдно, или, если крепкий, тело убьёшь. Но что-то мы ушли в философию, давай по делу.
Литературный сериал КТО Я? Цикл статей с подсказками для лучшего понимания себя.
Притворяться − бессмысленно
Я понял, почему по пятницам массы праведных и честных работников пляшут на столах в сливе? Снимают невыносимое напряжение от того, что каждый день предают себя ради ипотеки и новых шмоток. Ежедневно терпят ненавистную работу, пустые разговоры и пластиковые улыбки. И внутри себя каждый знает, к счастью, вот к тому самому личному счастью, это ни разу не приближает. Правда, честности признаться хватает не у каждого.
Помнишь фразу: «Не можешь, притворись что можешь»? Звучит круто, но, опять же, притвориться кем-то, значит соврать себе, а мы и так уже по уши во лжи. Врём себе чаще, чем другим. И по мелочи, и по-крупному. А ещё верим в то, что можно поменять жизнь, преобразившись лишь внешне.
Разве не хотелось тебе, чтобы − ррраз! − и набросились на тебя стилисты с визажистами, отволокли в баню, на массаж, к стоматологу, маникюр, педикюр и всё такое? И новый наряд стильный-престильный, и сумка… И мир у твоих ног!
Однако ответ уже есть − мультик про Шрека. Советую посмотреть. Там огра принцем делали, но не сработало, как был чудищем, так и остался. Или ещё раньше, когда Фиона не превратилась в принцессу после поцелуя, а осталась в истинном облике − огра. Потому что главнее то, кем ты являешься изнутри. И вот с этим нужно работать.
Как правильно задавать себе вопросы? Почему важно не найти ответы, а научиться формулировать вопросы. И как сократить духовный путь.
С чего начать разбирать внутренний образ?
- Сначала, разбери то, что есть
Это важно. Из каких деталей ты состоишь. Разбери свой внутренний образ подробно, неспешно и вдумчиво.
- Затем, затаись и прислушайся
Прислушайся к себе и обязательно услышишь что-то родное и классное.
- Потихоньку разреши себе проявляться в разных направлениях
Пусть тебя везде будет больше, чем не тебя. Внутри ты точно знаешь короткий путь к счастью. И вот когда истинный ты станешь проявляться, тогда всё изменится. Да, будет немного страшно, но зато результат будет тот, что нужно. И никаких откатов.
Ищи себя и не притворяйся. Это того стоит. Мы можем помочь разобрать твой внутренний образ. Придумали для этого новый курс. Посмотри пример разбора внутреннего образа на YouTube, прежде чем принять решение о покупке.
Григорий Болгов
✓ Авторы Технологии Образного Творения
✓ Авторы проекта Обретение Мастерства
✓ Основатели онлайн-школы
Любим то, что делаем и делаем то, что любим!
Уверены, что каждый человек может жить в Процветании.
Любите себя и делайте то, что нравится!
obreteniemasterstva.ru
Внутренний образ. — запись пользователя Яна(гадаю на ТАРО и рунах) (ianulka) в сообществе ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД в категории Женственность
У каждой из нас есть внутренний образ-самоощущение. Он - внутренний, психо-эмоциональный. Это, как если бы у вас внутри было зеркало, и вы в него смотрелись бы. Получается сумма картинок, представлений и ощущений, из которых складывается некий цельный образ той, кем ты являешься для себя. Как ты сама себя внутри чувствуешь.
В свое время я поняла, насколько сильно мой внутренний образ себя влияет на все сферы моей судьбы, и особенно на личную жизнь и отношения.
Итак. Что тебе нужно знать о своем внутреннем образе?
- Он глубоко субъективен и даже где-то бессознателен.
- То, какой видят и какой считают тебя другие люди — это внешний образ, образ-впечатление. Твой внутренний и внешний образ могут быть совершенно различными. Например, окружающие люди могут думать, что ты — успешная и уверенная в себе. Ты же можешь ощущать себя совершенно по-другому — застенчивой и незначительной.
- Внутреннему образу себя мы, как правило, безоговорочно верим, как будто это нечто реальное. Например, никто не разубедит вас в том, что у вас красивые брови, если во внутреннем образе они ощущаются некрасивыми.
- Внутренний образ себя складывается из многих факторов: вашего детства, отношений с родителями, врожденных качеств, характера, жизненного опыта и т.д.
- Можно сказать, что внутренний образ — это и есть наша личность.
- Внутренний образ — не застывшая структура. Во-первых, он склонен меняться со временем, под воздействием обстоятельств и отношения окружающих людей. Например, то, что мы считаем удачей, укрепляет позитивный образ себя. То, что мы считаем неудачей — это вклад в негативный образ себя.
- Чем более человек осознан и развит, тем меньше его внутренний образ зависит от мнения других людей и обстоятельств. Хотя, справедливости ради, скажу, что это также может свидетельствовать и об обратном, например, о неадекватном мнении о себе и разрыве контакта с окружающим миром.
- Внутренний образ себя существует благодаря памяти (ведь большая его часть состоит из воспоминаний прошлого) и воображению (также мы способны вообразить себя в будущем).
- Внутренний образ — это не плоская однородная структура. Как правило, он состоит из нескольких слоев, которые можно назвать субличностями или архетипическими чертами и т.д. Например, Внутренняя Женщина, Внутренний ребенок, Внутренний Взрослый, Идеальное Я, Реальное Я, Внутренняя Королева и т.д.
- В один момент времени мы, как правило, в более-менее осознанном контакте с какой-то одной стороной своего образа.
- Внутренний образ не только формируется под воздействием обстоятельств извне. Верно также и обратное. То, как мы проявляемся в жизни, исходит из внутреннего образа себя.
Часто в основе негативного внутреннего образа лежат не переработанные послания родителей. Внутренние монологи строятся вокруг тем: «жизнь не удалась», «меня никто не любит», «я некрасивая», «я недостойна любви», «я никогда не выйду замуж», «в моем возрасте замуж уже не выйти», «у меня ужасная семья».
Собственные качества оцениваются сквозь призму требовательного цензора (часто — это следствие образа строгого внутреннего родителя).
Если есть жестко фиксированный образ «идеальной женщины», монологи отталкиваются от сравнения себя с ней: «я недостаточно женственная», «я какая-то неправильная женщина», «у меня не развиты женские качества», «у меня слишком много мужской энергии», «мне обязательно надо носить юбки», «у меня нет женской энергии»и т.д.
Какое отношение это имеет к нашему вопросу? Прямое. Если образ себя — негативный, то есть, вызывает постоянные дискомфортные ощущения, то девушка теряет главный женский актив и привлекательность — внутреннее счастье, жизнелюбие и хорошее настроение. Психическая энергия утекает, сил нет, самооценка низкая, самоценности — вообще никакой.
Негативный образ себя приводит к:
- состоянию борьбы с собой,
- отсутствию желаний и вкуса радости жизни,
- отсутствию жизненных целей (чужие не вдохновляют, а свои не распознаны),
- страху свиданий, отношений, сближения, доверия, замужества (ведь в отношениях обязательно откроется «вся правда» о тебе)
- чрезмерной стеснительности (иногда чрезмерной демонстративности, то есть противоположности),
- стыду за себя, чувству вины, желанию оправдываться,
- ощущению своей недостойности, «некачественности», дефицитности,
- отсутствию самоуважения,
- зависанию на мучительных чувствах и воспоминаниях,
- желанию понравиться, игнорируя собственные ощущения,
- недоверию к себе, неумению прислушиваться к своим ощущениям, как к ценным,
- слепому копированию образцов «правильной женственности» или «правильного поведения»,
- желанию «заслужить любовь»,
- желание доказывать что-то близким и окружающим, мужчинам,
- привлечению в свою жизнь соответствующих мужчин, которые будут отражать внутреннюю реальность девушки,
- отношениям зависимости и созависимости и т.д.
На отношения с мужчиной бессознательно возлагается надежда на исцеление себя, придания себе ощущения большей полноценности. Партнер должен «долюбить» скорее, как родитель, чем как супруг и возлюбленный.
Отношения должны заткнуть раны внутренней боли и утечки энергии. Но отношения — это не кабинет психотерапевта, и задачу исцеления они, частенько, с треском проваливают, ибо не только не затыкают никаких дыр, а еще и подставляют увеличительное стекло к наиболее ужасным сторонам самой себя. Получая вторичную травматизацию (подкрепление негативного образа), женщина попадает в замкнутый круг путаницы и отчаяния.
Что делать, если у вас внутри такое вот сокровище — негативный образ себя? Двигаться. Путь к позитивному образу себя для каждой женщины — свой. У нас в обществе и в семьях нет культуры и нет пока традиции женского Себялюбия в хорошем смысле. Она только зарождается, и, может быть, еще немало времени должно пройти для того, чтобы это вошло в генетическую память.
Правда, позитивный образ сам по себе не может быть целью. Он — естественное следствие развития женщины, ее познания своей природы, судьбы, роли. Тогда он рождается, как прекрасный цветок.
Вкус от себя самой себя, живой и настоящий — вот что важно для каждой женщины.
www.babyblog.ru
Структуры внутренних образов личности в расстановках. Работа с внутренними частями
Петровская Анна
В расстановочной работе, в предварительном интервью с клиентом, часто мы договариваемся о том, что в расстановке будем рассматривать не всего клиента в многообразии его личности, а его отдельную часть. Например, клиента в отношениях с конкретным человеком, или его профессиональную часть, или ту его часть, которая нуждается в поддержке или ресурсе. Мы называем эту выделенную часть фокусом. Такая детализация позволяет нам подойти ближе к сути проблемы или задачи клиента.
И предлагая клиенту поставить заместителя фокуса в расстановку, мы сталкиваемся со многими феноменами, на некоторые из которых я бы хотела взглянуть в этой статье и на мастер-классе более развернуто.
• Когда клиент узнает в заместителе себя, свои чувства, свои модели поведения, а когда нет? Что видит и не видит в заместителе сам клиент, кроме перенятых чувств, моделей поведения и собственной узнаваемой природы?
• Почему иногда заместитель фокуса клиента ведет себя «странно» для клиента?
• Что помогает и что мешает самому клиенту быть в хорошем контакте со своим заместителем?
Структурный взгляд на фокус клиента, как на нечто большее, чем «просто фокус», а также на отношения, которые складываются в процессе расстановочной работы между клиентом и его заместителем (фокусом) позволяет обнаружить некоторые интересные нюансы, которые могут быть полезны для терапевтического понимания расстановочного процесса.
Часть ответов на эти вопросы можно найти в теории субличностей, истоки возникновения которой относятся к работам К.Г. Юнга, Р. Ассаджиоли, Сидры и Хэла Стоунов с их методом «Диалог с голосами». Э. Берн и трансактный анализ, В. Сатир и ее методика «приём для частей» (Parts Party), и, конечно, Р. Шварц и «Терапия внутренней семейной системы» (Internal Family Systems Therapy) с их вкладом в понимание процессов, происходящих во внутреннем мире клиента.
Если смотреть на внутреннее пространство человека сквозь призму теорий субличности, то за основу взгляда берутся четыре важных допущения:
1. Внутреннее пространство (психика) имеет множественный характер и осознаваемые части психики мы называем субличностями.
2. Понимание природы субличностей (внутренних частей) и характера отношений между ними важно и ценно для психического здоровья.
3. Гармоничные отношения между субличностями, адекватные внешним обстоятельствам реакции внутреннего пространства, свобода в перемещении внимания и способности к отождествлению между разными внутренними частями, выход за пределы отождествлений с субличностями — путь формирования и развития зрелой личности.
4. Существует такой взгляд на самого себя, свои субличности и отношения между ними и с внешним миром, в котором отсутствует оценка и критика, а присутствует принятие, уважение, понимание и любовь. Место внутри, из которого этот взгляд становится возможным, называется Самостью или Центральным Я. Возможность устойчивой идентификации с Центральным Я позволяет выйти за пределы эго.
И тогда уровень осознанности клиентом своего внутреннего пространства, своих субличностей, способность клиента быть в хорошем контакте со своим Центральным Я тоже влияет на расстановочную работу, степень узнаваемости фигур в расстановке и возможности контакта с ними.
Очень условно, но мы можем разделить клиентов на три группы, в зависимоти от того, на каком этапе осознанности они находятся:
Этап 1. Красный.
На этом этапе самоосознание себя характерно для ребёнка. Человек на этом этапе не видит свой внутренний мир как отдельную фигуру, не различает в нем автономных частей и не испытывает потребности понимать себя лучше.
На этом этапе «Я» для человека — единое, самоочевидное, чаще всего ассоциируется с телом, настроением или предпринятыми действиями. Смену внутренних модальностей человек не замечает и не осознает, свое непостоянство и перепады настроения объясныет внешними обстоятельствами, наличие внутренних обстоятельств для него может быть большой новостью. Внутреннее пространство выглядит хаотично, если в нем и есть четко выделенные субличности, то они носят заимствованный характер (семейный или родовой), самопроизвольно меняют друг друга и в большинстве случаев осознание их затруднено. Своего собственного понимания мира и жизни на первом этапе нет. Все суждения взяты от родителей, семьи, социума, максимум из личного опыта и носят характер убеждений. В отношениях с миром и с самим собой присутствует много критики и оценки.
Запрос для работы ориентирован в основном на внешние обстоятельства — моя мама меня не понимает; я хочу замуж, но попадаются одни козлы; мой муж меня бесит и т.д. К расстановке клиенты относятся как к волшебной пилюле, которая решит проблемы окружающего мира.
Внутреннее пространство в расстановке выглядит размазанным и переполнено образами, которые трудно поддаются идентификации или описанию; работа идет в основном над описанием и формированием самих фигур (субличностей) и их отношений, а также по структуризации самого пространства.
Контакт самого клиента с работой в лучшем случае частичный, когда клиент не узнает и не понимает образа расстановки; ориентироваться можно только на некоторый отклик в эмоциональном или телесном состоянии клиента; работа в основном сводится к работе с заместителями, в соответствии с идеей, что интервенции и движение в поле расстановки сможет быть интегрировано клиентом в дальнейшем.
Основное движение в работе во многих случаях — распаковка тяжелой истории в семье, разрешение на проживание сильного эмоционального заряда самим клиентом и его заместителем, высвобождение запертой в клиенте энергии.
Самость, в лучшем случае, может быть представлена самой взрослой из существующих субличностей. Иногда можно надеятся, что именно она сидит на стуле рядом с расстановщиком. У самого клиента идеи о том, что он может и имеет право устраивать свой внутренний мир в соответствии со своим желанием отсутствует.
Этап 2. Желтый.
На этом этапе самоосознания человек уже выделяет в себе (в себе внешнем и себе внутреннем) главные роли. У него есть имена для этих ролей (Я — мама, Я — начальник, Я — глава семьи, например), но еще нет потребности исследовать эти роли и исследовать взаимодействие ролей друг с другом. Поэтому проблемой становятся ситуации, когда относительно одной задачи субличности хотят разный результат. Проблемы такого рода решаются в человеке автоматически и неосознанно, в основном цель определяет более сильная (или ранее сформированная) субличность, и человек соглашается с этой целью, испытывая смутное раздражение или впадая в пассивное состояние (что воля, что неволя).
Внутреннее пространство выглядит как сцена, на которой несколько субличностей ведут свою игру. В лучшем случае у них поделены сферы влияния (на работе — Я — начальник, дома — Я — отец семейства) и несмотря на разные ценности и жизненные приоритеты у субличностей, общее внутреннее состояние неконфликтно. В худщем случае, человек подобен телеге, которую в разные стороны тянут лебедь, рак и щука, и быть в таком состоянии не очень полезно для здоровья.
Хорошо проявленные части или качества являются осознанными, а их противоположности тщательно прячутся в тени. Если есть образ «Я — сильная женщина», то противоположность «Я — слабая женщина», отвергается, прячется и причиняет страдание.
На этом этапе человек видит все новые и новые части себя, и внутреннее движение к пониманию выглядит как пристальное разглядывание себя на все более близкой дистанции.
Запрос для работы уже больше ориентирован на себя самого, или легко склоняется в эту сторону во время первичного интервью. Клиент начинает замечать неадекватность своего поведения, это его удивляет и уже может быть поводом для работы. Например, я очень хочу замуж, но как только мне нравится мужчина, я пугаюсь и убегаю из отношений; или на работе — я всех контролирую, и для работы это хорошо, но дома я тоже не могу перестать это делать, а для семьи это плохо, можно ли что-то изменить? Расстановка для клиентов решает уже их проблемы, но надежда на то, что расстановка — волшебная пилюля остается.
Внутреннее пространство в расстановке действительно выглядит как сцена, на которой несколько ярких фигур выясняют свои отношения. Конечно, механизм этих отношений во многом связан с семьей, в которой рос клиент, и истории, которые помнят эти субличности тоже имеют корни в давних событиях, которые пришлось пережить семье.
Контакт самого клиента с работой лучше, чем на первом этапе. Многие фигуры узнаются и могут быть идентифицированы как члены семьи (мама, папа, дети), клиент может узнать свои собственные детские части, клиент может опознать основные тяжелые истории, в которых участвовала семья. При этом остается сложность с принятием событий. Для клиента истории имеют огромное значение и они не помещаются в его внутреннее пространство. Часть субличностей, выходящих из тени в пространство расстановки, клиентом будут не только неузнаваться, но и вызывать сильное отрицание: «Нет, это точно не Я, это заместитель несет что-то непонятное». Сам контакт клиента с расстановкой будет еще настороженный, но уже можно чувствовать искреннюю заинтересованность клиента в работе.
Основное движение в работе — это проясненение для клиента и его субличностей их места, их ролей, их ценностей в общей структуре личности. Работа над их принятием самим клиентом (его самостью), работа над прекращением войны, над уважением — в целом над изменением качества отношения клиента к самому себе (в целом и по частям).
Самость уже чувствуется, но дорога к ней загружена оценочными взглядами самого клиента, его семьи и привычкой критически смотреть на себя, принятой в нашем социуме.
Этап 3. Зеленый.
На третьем этапе человек уже осознает и управляет сам (а не является управляемым) большим количеством основных субличностей, а также знаком со многими вспомогательными. Основные конфликты разрешены, большая часть жизненных планов (контекстов) вполне гармонична для человека. И на этом этапе проблема согласования субличностей становится осознанной задачей. На этом уровне хорошо видно к чему приводит автоматическое реагирование на воздействие внешнего мира, и второй задачей становится поиск инструментов для самопознания, самоуправления и саморазвития. Из области идеи (саморазвитие — очень модная тема) — потребность в понимании и принятии себя переходит в область насущного необходимого.
На этом уровне человек осознает, что существуют его теневые субличности и уже способен замечать их проявление в жизненных ситуациях, что позволяет ему наблюдать за ними, а не впадать в немедленную реакцию. Их появление уже не пугает, а дает толчок к исследованию себя. Потихоньку исчезает категоричность в восприятии себя. Если есть Я — храбрец, то Я — трус тоже есть, и имеет право быть проявленным.
Еще одна из задач личности на этом этапе — выработка единой внутренней и личной философии, на которую могут опираться разные мировоззрения субличностей.
На этом этапе человек видит как связаны между собой ранее разрозненные части внутренних образов, и внутреннее движение к пониманию выглядит как движение на большую дистанцию с возможностью группировки субличностей в новые более генерализованные формы.
Запрос для работы ориентирован на себя самого, у клиента есть ответственность за себя и за свои реакции. Запросом могут быть замеченные им странности в поведении и проблемой является не сама странность, а то, что клиент не может справится с ней самостоятельно. Не хватает ресурсов, или не может осознать, или почему-то не может сделать выбор. На этом этапе клиенты уже хорошо понимают зачем им нужна расстановка и в большинстве случаев это возможность для них с большим ресурсом посмотреть со стороны на то, что происходит внутри них. Расстановка не является мгновенным решением, Я становится хорошим поддерживающим шагом на пути внутреннего роста.
Внутреннее пространство в расстановке выглядит очень структурированным. Фигуры становятся многоуровневыми. Им не требуются конкретные названия, в них могут одновременно или поочередно проявляться разные образы и смыслы. От детских до архитепических уровней, и эта многоуровневость не мешает работе, а делает её более сильной.
Контакт самого клиента с работой лучше, чем у расстановщика. Даже если фигура в расстановке не осознается клиентом однозначно, контакт с ней есть и клиент может его описать. Все, что возникает, не пугает клиента и не вызывает у него защитных реакций.
Основное движение в работе — не мешать клиенту смотреть на себя.
Самость клиента сидит рядом с расстановщиком на стуле, и, если сам расстановщик в хорошем контакте со своей собственной самостью, то возникает ощущение, что расстановку делает не клиент, не расстановщик, а кто-то ещё.
На самом деле все намного сложнее, в разных жизненных контекстах (или внутренних областях) этапы осознанности могут быть разными. Многообразие и делает каждого человека абсолютно уникальным и бесконечно красивым.
Литература:
1. Ассаджиолли Роберто. «Психосинтез: принципы и техники».
2. Ассаджиоли Роберто. «Психосинтез: теория и практика».
3. Берн Эрик. «Трансактный анализ в психотерапии: Системная, индивидуальная и социальная психотерапия».
4. Берн Эрик. «Что вы говорите после того, как сказали «привет», или психология человеческой судьбы».
5. Подводный Авессалом «Человек многоликий».
6. Рейноуттер Джанетт. «Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом».
7. Руфлер Маргарет «Игры внутри нас».
8. Сатир Вирджиния. «Вы и ваша семья: Руководство по личностному росту».
9. Сатир Вирджиния. «Как строить себя и свою семью».
10. Сатир Вирджиния. «Психотерапия семьи».
11. Стоун Хэл, Уинкельман Сидра. «Принимая собственные Я. Руководство по Диалогу голосов».
12. Стамболиев Роберт. «Диалог с Голосами».
13. Фрейджер Роберт, Фейдимен Джеймс. «Личность. Теории, эксперименты, упражнения.
14. Щварц Ричард. «Системная семейная терапия субличностей».
15. Щварц Ричард. Статья: «Депатологизация пограничного клиента».
Петровская Анна — практикующий психолог-консультант, системный расстановщик. Сертифицированный специалист ИКСР (Москва), WISL (Германия) в области структурных и организационных расстановок. Автор курса «Системные расстановки в случаях заболеваний и при работе с симптомами».
rasstanovka.ru