8.5. Вербальное и невербальное поведение. Марионетки бизнеса
8.5. Вербальное и невербальное поведение
Вербальное поведение заключает в себе непосредственный смысл слов. Логически излагать свои мысли нас учат с раннего детства, поэтому проблем с выражением своих мыслей у взрослого человека не возникает. Красноречие и витиеватость речи тоже приобретаются с опытом. Жаль только, что всего лишь 7 % сказанного нами воспринимается через смысл слов. Остальное – через интонацию и невербальные реакции. Как это ни удивительно, но в деловом общении особенно важным фактом является не умение говорить, а умение слушать. Необходимо уметь слушать. К несчастью, немногие научились слушать с той степенью эффективности, которая в принципе в наших силах.
Выслушивание фактов и эмоций – это выслушивание сообщения полностью. Поступая так, мы увеличиваем вероятность понимания, доносимой до нас информации и даем знать об уважительном отношении к тому, что в действительности говорящий человек пытается передать нам.
Профессор Кит Дэвис приводит десять правил эффективного слушания.
1. Перестаньте говорить. Невозможно слушать, разговаривая.
2. Помогите говорящему раскрепоститься. Создайте у человека ощущение свободы. Это часто называют созданием разрешающей атмосферы.
3. Покажите говорящему, что вы готовы слушать. Необходимо выглядеть и действовать заинтересованно. Слушая, старайтесь понять, а не искать поводов для возражений.
4. Устраните раздражающие моменты. Не рисуйте, не постукивайте по столу, не перекладывайте бумаги. Может быть, в кабинете будет спокойнее, если закрыть дверь?
5. Сопереживайте говорящему. Постарайтесь представить себя на месте говорящего.
6. Будьте терпеливыми. Не экономьте время. Не прерывайте говорящего. Не порывайтесь выйти, не делайте шагов по направлению к двери.
7. Сдерживайте свой характер. Рассерженный человек придает словам неверный смысл.
8. Не допускайте споров и критики. Это заставляет говорящего занять оборонительную позицию, он может замолчать или рассердиться. Не спорьте. Именно победив в споре, вы проиграете.
9. Задавайте вопросы. Это подбадривает говорящего и показывает ему, что вы слушаете.
10. Перестаньте говорить. Это наставление идет первым и последним, ибо все остальные зависят от него.
Помимо умения эффективно слушать, существуют другие способы совершенствования искусства общения.
Необходимо прояснение собственных идей перед их передачей, т. е. нужно систематически обдумывать и анализировать вопросы, проблемы или идеи, которые вы хотите сделать объектом передачи.
Для успеха в бизнесе важен учет особенностей межличностного общения. Наряду со словесным (вербальным) общением исследователи предлагают учитывать невербальный язык деловых людей.
Когда люди думают об общении, они в первую очередь имеют в виду язык. Но язык – это всего лишь часть средств общения и, возможно, не главная. На самом деле мы используем множество других способов для того, чтобы передать наши мысли, чувства, желания и стремления окружающим людям. Эти иные средства коммуникации являются невербальными, т. е. в них не используются слова или предложения. Общение в широком смысле этого слова происходит как вербально (посредством языка), так и невербально.
Невербальные каналы коммуникации можно разделить на две основные категории: невербальное поведение и характеристики, не относящиеся к поведению. Невербальное поведение – это все те виды поведения, исключая произносимые слова, которые имеют место во время общения. Такие невербальные аспекты поведения включают в себя:
1) выражение лица;
2) жесты и движения ног;
3) позу, наклон и ориентацию тела;
4) тон, высоту голоса и другие его вокальные характеристики, скорость речи, интонацию и паузы;
5) дистанцию между людьми при общении;
6) прикосновения друг к другу;
7) взгляд и визуальное внимание.
Невербальное поведение, таким образом, включает в себя как те виды поведения, которые мы обычно ассоциируем с активным самовыражением, так и другие, менее яркие и более трудноуловимые поведенческие моменты.
Неповеденческая невербальная коммуникация охватывает множество других источников сообщений и сигналов, невыводимых непосредственно из поведения. На межличностное общение влияют казалось бы какие-то мелочи: использование времени, типа одежды, архитектурных строений, в которых мы живем и работаем, и косметические поправки, которые мы вносим в свою внешность. Это называется скрытыми формами коммуникации Такие неповеденческие моменты в ходе общения несут информацию точно так же, как язык и невербальное поведение. Для восприятия человека человеком вербальное и невербальное общение составляет единое целое.
В понятии невербального языка заключается не только умение интерпретировать жесты и мимику партнера и контролировать свое поведение, но и психическая сущность понятия личной территории человека, ее зоны; национальные особенности поведения партнеров, их взаимное расположение во время беседы; умение дешифровать значение использования так называемых вспомогательных предметов (очков, сигарет, зеркальца, зонтика, губной помады и др.).
Тема невербального поведения очень глубока и в общем-то сложна. Но некоторые рекомендации запомнить совсем несложно.
Жесты и позы. В практике делового взаимодействия выделяют несколько основных жестов, отражающих внутреннее состояние человека.
Движения рук и тела передают много сведений о человеке. Во-первых, в них проявляются состояние организма и непосредственные эмоциональные реакции. Это позволяет судить о темпераменте человека (сильные или слабые у него реакции, быстрые или замедленные, инертные или подвижные).
Во-вторых, позы и движения тела выражают многие черты характера человека, степень его уверенности в себе, зажатость или раскованность, осторожность или порывистость.
В позе и движениях проявляется и социальный статус человека. Такие выражения, как «идти с высоко поднятой головой», «расправить плечи» или, напротив, «стоять на полусогнутых», представляют собой не только описания поз, но и выражают определенное психологическое состояние человека.
В-третьих, в позе и жестах проявляются культурные нормы, усвоенные человеком.
Например, воспитанный мужчина никогда не будет разговаривать сидя рядом со стоящей женщиной, независимо от того, как он оценивает ее личные достоинства.
Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно. К этой группе знаков относятся жесты «раскрытые руки» и «расстегивание пиджака».
Жест «раскрытые руки» состоит в том, что собеседник протягивает вперед в вашу сторону свои руки ладонями вверх.
Этот жест особенно часто наблюдается у детей. Когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают свои руки. Когда же дети чувствуют свою вину, они прячут руки либо за спину, либо в карманы.
Этот жест демонстрирует желание пойти навстречу и установить контакт.
Жест «расстегивание пиджака» также является знаком открытости. Люди открытые и дружески к нам расположенные часто расстегивают и даже снимают пиджак в нашем присутствии. Опыт показывает, что соглашение между собеседниками в расстегнутых пиджаках достигается чаще, чем между теми, кто оставался в застегнутых. Тот, кто меняет свое решение в благоприятную сторону, обычно разжимает руки и автоматически расстегивает пиджак.
Когда становится ясно, что возможны соглашение или позитивное решение по поводу обсуждаемого вопроса, а также в том случае, когда создается позитивное впечатление от совместной работы, сидящие расстегивают пиджаки, распрямляют ноги и передвигаются на край стула, ближе к столу, который отделяет их от сидящих напротив них собеседников (чаще всего партнеров по переговорам).
Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, желании что-то утаить и скрыть от вас. В этих случаях собеседник машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками. Но чаще всего он старается не смотреть на вас, отводя взгляд в сторону. Другой показатель скрытности – несогласованность жестов. Если враждебный по отношению к вам или защищающийся человек улыбается, то это означает, что он за искусственной улыбкой пытается намеренно скрыть свою неискренность.
Жесты и позы защиты являются знаком того, что собеседник чувствует опасность или угрозу. Наиболее распространенным жестом этой группы знаков являются руки, скрещенные на груди.
Три наиболее распространённых и легкочитаемых положение рук.
Простое скрещивание рук является универсальным жестом, обозначающим оборонительное или негативное состояние собеседника. В этом случае следует пересмотреть то, что вы делаете или говорите, ибо собеседник начнет уходить от обсуждения. Нужно учесть и то, что этот жест влияет на поведение других людей. Если в группе из четырех человек или более вы скрестили руки в защитной позе, то вскоре можно ждать, что и другие члены группы последуют вашему примеру. Правда, этот жест может означать просто спокойствие и уверенность, но это бывает тогда, когда атмосфера беседы не носит конфликтного характера.
Если, помимо скрещенных на груди рук, собеседник еще и сжимает пальцы в кулак, то это свидетельствует о его враждебности или наступательной позиции. В этом случае следует замедлить свою речь и движения, как бы предлагая собеседнику последовать вашему примеру. Если это не помогает, то следует постараться сменить тему разговора.
Жест, когда кисти скрещенных рук обхватывают плечи (иногда кисти рук впиваются в плечи так крепко, что пальцы становятся белыми), обозначает сдерживание негативной реакции собеседника на вашу позицию по обсуждаемому вопросу. Этот прием используется, когда собеседники полемизируют, стремясь во что бы то ни стало убедить друг друга в правильности своей позиции, причем нередко это сопровождается холодным, чуть прищуренным взглядом и искусственной улыбкой. Такое выражение лица означает, что ваш собеседник на пределе, и если не принять оперативных мер, снижающих напряженность, то может произойти срыв.
Жест, когда руки скрещены на груди, но с вертикально выставленными большими пальцами рук, является достаточно популярным среди деловых людей. Он передает двойной сигнал: первый – о негативном отношении (скрещенные руки), второй – о чувстве превосходства, выраженном большими пальцами рук. Собеседник, прибегающий к этому жесту, обычно поигрывает одним или обоими пальцами, а при положении стоя характерно покачивание на каблуках. Жест с использованием большого пальца выражает также насмешку или неуважительное отношение к человеку, на которого указывают большим пальцем как бы через плечо.
Жесты размышления и оценки отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы. Задумчивое (размышляющее) выражение лица сопровождается жестом «рука у щеки». Этот жест свидетельствует о том, что вашего собеседника что-то заинтересовало. Остается выяснить, что же побудило его сосредоточиться на проблеме.
Жест «пощипывание переносицы», который обычно сочетается с закрытыми глазами, говорит о глубокой сосредоточенности и напряженных размышлениях. Когда собеседник находится на стадии принятия решения, он почесывает подбородок. Этот жест обычно сопровождается прищуриванием глаз. Собеседник как бы рассматривает что-то вдали, словно пытаясь найти там ответ на свой вопрос.
Когда собеседник подносит руку к лицу, опираясь подбородком на ладонь, а указательный палец вытягивает вдоль щеки (остальные пальцы находятся ниже рта) – это является красноречивым свидетельством того, что он критически воспринимает ваши доводы.
Жесты сомнения и неуверенности чаще всего связаны с почесыванием указательным пальцем правой руки под мочкой уха или же боковой части шеи (обычно делается пять почесывающих движений).
Прикосновение к носу или его легкое потирание также знак сомнения. Когда вашему собеседнику бывает трудно ответить на ваш вопрос, он часто указательным пальцем начинает трогать или потирать нос. Правда, здесь следует сделать предостережение: иногда люди потирают нос потому, что он чешется. Однако те, кто чешет нос, обычно делают это энергично, а те, для кого это служит жестом, лишь слегка его потирают.
Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать и стремлении закончить беседу, достаточно красноречивы. Если во время беседы ваш собеседник опускает веки, то это сигнал о том, что вы для него стали неинтересны, или просто надоели, или же он чувствует свое превосходство над вами. Если вы заметили подобный взгляд у своего собеседника, то учтите следующее: необходимо что-то изменить, если вы заинтересованы в успешном завершении разговора.
Жест «почесывание уха» свидетельствует о желании собеседника отгородиться от слов, которые он слышит. Другой жест, связанный с прикосновением к уху, – потягивание мочки уха – говорит о том, что собеседник наслушался вдоволь и хочет высказаться сам.
В том случае, когда собеседник явно хочет быстрее закончить беседу, он незаметно (и порой неосознанно) передвигается или поворачивается в сторону двери, при этом его ноги обращаются к выходу. Поворот тела и положение ног указывают на то, что ему очень хочется уйти. Показателем такого желания является также жест, когда собеседник снимает очки и демонстративно откладывает их в сторону. В этой ситуации следует чем-то заинтересовать собеседника либо дать ему возможность уйти. Если вы будете продолжать разговор в том же ключе, то вряд ли добьетесь желаемого результата.
Жесты, свидетельствующие о желании преднамеренно затянуть время, обычно связаны с очками. Для того чтобы затянуть время с целью обдумать окончательное решение, собеседник делает следующие жесты: постоянно снимает и надевает очки, а также протирает линзы. Если вы наблюдаете один из этих жестов сразу же после того, как спросили человека о его решении, то лучше всего будет помолчать в ожидании. Если партнер вновь надевает очки, то это означает, что он хочет еще раз взглянуть на факты.
Жест «расхаживание» служит знаком того, что не следует спешить. Многие собеседники прибегают к этому жесту, пытаясь потянуть время, чтобы разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Это очень позитивный жест. Но с тем, кто расхаживает, разговаривать не следует.
И последняя рекомендация: когда вы находитесь на встрече с клиентом, старайтесь не делать следующего:
1) громко и часто вздыхать;
2) часто смотреть на часы;
3) поигрывать письменной ручкой;
4) постукивать пальцами;
5) часто менять положение тела.
Эти сигналы косвенно показывают клиенту, что произносимое им вам не интересно. Клиент почувствует проявление неуважения к нему как к личности, и сгладить вызванные отрицательные эмоции будет достаточно сложно.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
marketing.wikireading.ru
Невербальное поведение как личностный индикатор. Вербальное и невербальное поведение.
В этой творческой работе я дам понятие о невербальном поведении и некоторые признаки по которым можно определить состояния человека.
Эта работа не претендует на рецензирование и поэтому ни на какую критику отвечать не буду, и в спорах по данной теме не учавствую.
В период расцвета древнегреческого театра к изучению внешних проявлений внутренних состояний человека обратился Аристотель, посвятив этому свой труд “Физиогномика”. Это стало первой попыткой систематизировать знания о внешности человека и ее связи с чертами характера.
Среди признаков, по которым, по мнению Аристотеля, можно распознать характер человека, преобладают: тип тела, фигура, цвет, волосатость, гладкость, мясистость и т.п. Он же писал, что “искусство физиогномиста требует тонкой наблюдательности и глубокого ума, умения анализировать и помощи всевышнего”.
Кстати существует мнение, что физиогномикой еще до Аристотеля занимался Пифагор. Правда история не донесла до нас эти труды.
У Аристотеля было множество последователей, среди которых такие выдающиеся ученые, врачи и мыслители как Цельс, Цицерон, Квинтилиан. В средние века развитием физиогномики занимался Ибн Сина, а в эпоху Возрождения Леонардо да Винчи, а еще позже Ф. Бэкон и один из самых заметных физиогномистов XVI-XVIII столетий Иоганн Гаспар Лафатер. И хотя физиогномику нельзя причислять к системе знаний, которая занимается невербальным поведением как таковым, но она оказала существенное влияние на развитие знаний о невербальных проявлениях в поведении человека. Физиогномика – это все знания о статических невербальных проявлениях.
Ниже пойдет речь о динамических выразительных невербальных компонентах.
Попытку понять и объяснить динамические аспекты невербального поведения с научной точки зрения предпринял биолог Чарльз Дарвин. И хотя он был не первым ученым, попытавшимся сделать это (до него были Пидерит, Дюшен, Белл, на которых ссылался сам Дарвин), его работа стала своеобразной точкой отсчета в истории исследования невербального языка.
В конце XIX века, Чарльз Дарвин задумался о том, что же такое невербальное поведение. Правда, тогда он называл его “выражением ощущений”. Он посвятил этой теме целый труд “О выражении ощущений у человека и животных”. Дарвин, будучи биологом, наблюдал за тем, как ведут себя животные в тех или иных ситуациях, как проявляются их эмоции. Результатом этих наблюдений было выделение неких последовательностей невербальных символов экспрессивного поведения у животных.
yamuzykant.ru
Невербальное поведение человека это. Невербальное поведение во время лжи.
Невербальное поведение человека это. Невербальное поведение во время лжи.
Важность оценки невербального поведения при оценке достоверности.
Само понятие лжи вызывает только отрицательные эмоции, однако, не смотря на это, ложь является неотъемлемой частью жизни любого человека. Обман других, самообман, секреты, уклонение от ответа, преувеличение и даже иногда комплименты — все это ложь. Задайте себе вопрос: смогли бы вы прожить без лжи, говоря только правду, не преувеличивая и не наигрывая эмоции, будучи честным с каждым встречным человеком?
Когда человек врет, его поведение делится на две части: вербальное и невербальное. Слушая человека, вы, в первую очередь, обращаете внимание на его вербальное поведение, то есть на его слова, голос и интонацию. Зачастую вторая сторона поведения человека остается без внимания — это его невербальное поведение. Ложь — это привычный механизм в коммуникации любого человека, поэтому сказать неправду человеку не составляет труда, но сложнее остаться спокойным, поэтому в тех случаях, когда невозможно проверить информацию, стоит уделять больше внимания невербальному поведению, потому что человеку его сложнее контролировать, чем вербальное. Неосознанно через невербальные сигналы постоянно происходят «Утечки» скрываемой информации.
Фрейд писал: «у кого есть глаза, чтобы видеть и уши, чтобы слышать, тот может быть уверен, что ни один смертный ничего не скроет от него. Только в том случае, если молчат его губы — проболтаются кончики пальцев; предательские знаки поползут из каждой его поры».
Однако, выявление лжи на основании невербального поведения не столь просто, как предполагал Фрейд.
Депауло и киркендол выделяют четыре причины, почему невербальное поведение сложнее контролировать, чем вербальное.
Рефлекторные связи.
Существуют определенные связи между эмоциям и невербальным поведением, в то время, как аналогичной связи между эмоциями и речью не существуют. Когда человек удивляется, он автоматически может отклониться назад, его лицо исказится определенным образом. Однако нет какой-то определенной фразы, которую человек скажет в этот момент.
2. умение говорить.
Мы больше натренированы в использовании слов, нежели в управлении поведением, потому что речь, как правильно, более важна в обмене информацией, чем невербальное поведение. Когда вас просят описать что вы делали сегодня утром, вы выбираете слова, а не жесты.
3. неосознанное поведение.
Тот факт, что слова в общении важнее невербального поведения, заставляет людей обращать больше внимания на то, что им говорят, чем на то, что делают. Выступающий перед публикой легко повторит то, что недавно сказал, но с трудом вспомнит, какие жесты применял в это время.
Внимание к поведению для эффективного его контроля необходимо. Человек не может управлять своим поведением, если не знает, как он ведет себя в обычной ситуации, поэтому, когда люди пытаются вести себя «как Обычно», они смогут добиться успеха , внимание, только в том случае, если им известно их нормальное поведение.
4. человек не может молчать на невербальном уровне.
Представьте ситуацию, когда вам нужно на ходу придумать лживый ответ для стоящего перед вами человека. Вербально вы можете взять паузу, чтобы подумать, как ответить в этой неловкой ситуации. Однако очевидно, что невербальная пауза невозможна, вы не можете поставить на паузу ваше поведение. Ваше поведение проявляется всегда, даже в тот момент, когда вы молчите.
Невербальное поведение сложно поддается контролю и поэтому является ценным источником информации при выявлении лжи.
Поговорим об «Истинных» признаках лжи. Не стоит предполагать, что ложь связана с конкретными моделями поведения — типичного для лжецов поведения не существует. К примеру, неправда, что во момент лжи люди поднимают брови, шевелят пальцами, голос начинает дрожать, а взгляд отводится в сторону. Вместе с тем, некоторые признаки во время лжи встречаются чаще, чем другие.
Что испытывает лжец, когда говорит неправду.
В момент лжи пересекаются три процесса, которые связаны с: эмоциями, содержанием, контролем. На основе этих процессов выделяют три подхода к выявлению лжи.
Эмоциональный подход.
Ложь, как уже говорилось выше, очень тесно сопряжена с эмоциями, поэтому в момент лжи внутри человека бушуют три самых частых типа эмоций: вина, страх и эмоциональный подъем. Сила проявления этих эмоций тесно связана с типом личности. Было замечено, что для людей — манипуляторов ложь — вполне нормальный и приемлемый путь достижения цели, поэтому они не будут испытывать чувства вины, когда лгут. Лжец не будет испытывать чувство вины, если будет считать ложь приемлемым в ситуации подходом. Самый простой пример — продавцы, они считают нормой преувеличить или недосказать, чтобы убедить человека приобрести товар. Также обманщик не будет чувствовать вину, если будет понимать, что последствия его лжи маловажные или незначительны.
Сила страха определяется, в первую очередь, тем, кому врут. В том случае, если лжецу кажется, что собеседник проницателен и хорошо чувствует ложь, он будет испытывать больший страх. Кроме этого, крайне важно и само мнение лжеца о своем умении лгать: если обманщик уверен в своем мастерстве врать — он будет испытывать меньше страха. И, конечно же, страх измеряется последствиями, которые повлечет разоблачение.
Эмоциональный подъем, который сопровождает ложь, возрастет, если лжецу известно, что собеседника нелегко обмануть. Вторым усиливающим фактором является наличие сторонних наблюдателей.
Все эти три эмоции очень заметно влияют на поведение лжеца. Вина выражается чувством стыда, то есть проявляется отведением глаз, касанием лба. Страх и возбуждение, как сильные эмоции, выражаются признаками стресса — жесты повторяются и учащаются, человек запинается, ошибается, путает слова, тон голоса становится выше, наблюдается так называемые «Жесты Самообладания»: поглаживания рук, плеч, одна рука обхватывает другую за запястье.
Чем сильнее эмоция, тем больше вероятность, что эти сигналы выдадут ложь.
Процесс мышления может независимо от эмоционального поведения оказывать свое влияние в момент обмана, что и является подходом, который отснован на сложности содержания.
Ложь — это сложный когнитивный процесс. Человек вынужден на ходу выдумывать правдоподобные ответы, которые не дадут собеседнику шанса обернуть их против лжеца. Таким образом ложь должна согласовываться со всем, что знает или узнает собеседник. Более того, ложь предполагает еще и запоминание всего, что говорилось ранее, чтобы при необходимости сказать то же самое. Все эти сложные процессы заставляют человека запинаться, ошибаться при разговоре, говорить медленнее и делать паузы. Также когнитивная сложность влечет за собой нарушение невербальных сигналов: замедление жестов, человек чаще отводит глаза. Отведение взгляда — весьма хитрый и неосознанный прием лжецов. Человек отводит глаза в сторону от собеседника и смотрит, как правило, в одну точку, чем симулирует то, что он отвлекся.
Бывают случаи, когда ложь является простым выходом из ситуации. Представьте ситуацию, когда вам подарили подарок, который у вас совсем не вызывает интереса. Солгать, что подарок вам по нраву проще, чем признаться и объяснять причины и вводить в курс своих вкусов. Первый вариант проще, в когнитивном отношении.
3. контроль над поведением.
Причины, которые были описаны выше, очевидны. Говорящий неправду переживает самые разные эмоции или испытывать затруднения, что выражается в мимике и жестах. В то же время, на деле ситуация иногда сложнее. Хорошие обманщики опасаются, что проявление эмоций разоблачат их. В таких случаях они вынуждены подавлять такие проявления.
Задача лжеца — выглядеть максимально искренним, поэтому он будет прилагать усилия, чтобы произвести нужное впечатление, иногда, даже в большей степени, чем когда он говорит правду. В таком случае приходится сдерживать свои эмоции, не выдавать признаки нервного мышления, помнить о нормальном поведении и имитировать его. Это подход подразумевает, что некоторые элементы поведения выдадут лжеца, не смотря на все его старания. Мимикой управлять легче, чем телом (сюда входит направление взгляда, улыбка, положение головы, но не входит более незаметное проявление эмоций — микровыражения. Важность мимики в коммуникации обуславливает натренированность и умение контролировать ее. В то же время, тело — менее важный в коммуникации канал, на который редко обращают внимания, поэтому мы хуже натренированы в управлении своими движениями. Таким образом, обманщик может предполагать, что телодвижения могут выдать его и постарается свести движения к минимуму. Это приведет к ненатуральной подавленности, потому что обычно люди совершают много необязательных движений.
Эти три подхода к выявлению лжи не описывают все огромное количество признаков, которые можно заметить, слушая человека, пытающегося вас обмануть. Однако это очень важный момент в любом процессе выявления лжи, который нужно знать и отлично понимать. — в другой раз я продолжу рассказывать о невербальный стороне лжи подробнее.
Невербальное поведение человека и животных. Невербальные каналы коммуникации
Их можно разделить на две категории. Первая – это невербальное поведение, а вторая – характеристики, не относящиеся к нему.
Поведение «невербальное» включает в себя все виды поведения (кроме произнесения слов), имеющие место в процессе общения. К нему относятся:
- выражение лица;
- поза, ориентация и наклон тела;
- жесты и движения ног;
- высота, тон голоса и иные его вокальные характеристики, интонация и паузы, скорость речи;
- прикосновения;
- дистанция при общении;
- взгляд, а также визуальное внимание.
Таким образом, невербальное поведение включает в себя как то, что обычно ассоциируется у нас с активным самовыражением, так и то, что относится к более трудноуловимым и менее ярким проявлениям.
Что касается неповеденческой невербальной коммуникации, она охватывает множество сигналов и источников сообщений, которые нельзя вывести непосредственно из поведения. Интересно, что на межличностное общение оказывают влияние такие мелочи, как использование типа одежды, времени, архитектурных сооружений, где мы работаем и живем, косметические поправки, вносимые нами в свою внешность. Все это определяется как скрытые формы коммуникации. Подобные неповеденческие моменты в процессе общения передают информацию собеседнику наряду с невербальным поведением и языком. Вербальное и невербальное общение при восприятии нами человека составляют единое целое.
Невербальное поведение – это в психологии достаточно сложная и глубокая тема. Однако некоторые моменты вовсе не сложно запомнить и учитывать в повседневной жизни. Ниже представлены некоторые особенности невербального поведения, умение интерпретировать которые очень важно для эффективной коммуникации.
Невербальное поведение человека. Особенности невербального поведения
Невербальное поведение человека в разных видах коммуникации может не только заинтересовать собеседника, но и оттолкнуть его. Вряд ли клиент станет вам доверять, если ваши глаза будут бегать по сторонам, руки выполнять мелкие движения, а плечи будут сильно опущены. Для собеседника ваше невербальное поведение и общение является открытой книгой, прочитав которую, он сформирует о вас определенное мнение. Поэтому важно знать те функции, которые несет в себе характеристика невербального поведения человека:
- является средством идентификации партнеров;
- экономит речевое сообщение;
- создает определенный образ партнера по коммуникации;
- является индикатором психического состояния личности в момент общения;
- уточняет понимание сообщения;
- создает образ собеседника;
- поддерживает уровень психологической близости тех, кто общается.
Заостряя внимание на последней характеристике, следует сказать, что психология невербального поведения также различает несколько уровней психологической близости. Иными словами, расстояние, на котором общаются два человека, тоже имеет принципиальное значение для успешного исхода беседы. Это своего рода жизненные пространства, к которым могут допускаться далеко не все собеседники. Случайно приблизившись к партнеру на недопустимо близкую дистанцию, вы рискуете стать если не раздражителем, то, по крайней мере, вызвать дискомфорт и неуверенность у собеседника.
Существует четыре расстояния, на которых может происходить коммуникация:
- Публичное. Составляет примерно 400-750 см. Подходит для того, чтобы выступать перед аудиторией.
- Социальное. Составляет 120-400 см. Используется для общения с чужими и незнакомыми людьми, а также при официальной деловой беседе.
- Персональное. Расстояние равное 45-120 см. Обычно на такую дистанцию допускаются близкие друзья, либо хорошо знакомые собеседники.
- Интимное. 0-45 см. Расстояние, предназначенное только для близких людей. При нарушении такой дистанции у человека возникает чувство дискомфорта. (Например, оно возникает в переполненном автобусе, когда чужие люди вплотную прижимаются друг к другу).
Вербальное поведение это. Вербальное и невербальное общение — что это такое
Вербально — это слово происходит от латинского «verbalis», что означает словесно . Т.е. общение в этом случае происходит с помощью слов.
Вербальное общение бывает трех типов:
- Речь — общение посредством слов (диалоги, монологи).
- Письменное общение — от руки, печать на компьютере, смс-ки и т.п.
- Внутреннее — ваш внутренний диалог (формирование мыслей).
Невербально — другие виды общения, кроме словесных. Что это может быть:
- Жесты, мимика и позы — все это нам много о чем говорит, если уметь их считывать.
- Визуальное — сканирование человека в первые секунды, когда его видите: определение пола, возраста, оценка внешнего вида и выражения лица.
- Акустическое невербальное восприятие — это оценка голоса (его ритм, тембр, громкость, яркость, паузы, кашель, слова-паразиты).
- Тактильное невербальное общение — прикосновения (имеет очень весомое значение).
- Запахи — какие-то привлекают, а какие-то отталкивают.
- Подвижность — оживляет восприятие, но при слишком высокой подвижности наступает утомление.
- Границы личного пространства — переход их выводит человека из зоны комфорта или, наоборот, сближает.
Невербальное воздействие на человека. Вербальное и невербальное общение, их воздействие на человека
Каждому человеку доступен такой дар, как общение с себе подобными. Мы имеем возможность излагать свои мысли, доказывать мнение и даже просто молчать со смыслом. Это вербальное и невербальное общение.
Наиболее привычным способом обмена информацией для людей является словесный. Вербальная коммуникация – это сочетание всех средств, которые помогают точно выражать мысли при помощи фраз. К ним относится устная и письменная речь. Этими вербальными средствами общения люди передают огромные объемы информации.
Но если вы подозреваете, что собеседник говорит неправду, то обратите внимание на его жесты, эмоции. Они наиболее полно расскажут о мыслях данного человека. Такой способ общения называется невербальным. Ученые доказали, что речь несет в себе всего лишь 20% информации. В то время как невербальный способ общения доносит до собеседника 80%. Люди понимают информацию на бессознательном уровне. К невербальным средствам общения относятся не только жесты, но и звуки. Например, покашливание, плач, пауза в разговоре, изменение тона, речевые акценты, логические ударения и т.п. Ярко показывает принцип невербального общения «разговор» между матерью и новорожденным. Он плачем и другими звуками пытается показать свое настроение, проблемы. И женщина легко распознает, что нужно в данный момент малышу.
Часто люди общаются по визуально-тактильному принципу. Информация в этом случае передается буквально всем телом. Человек мимикой и движениями пытается воздействовать на собеседника. Тот, свою очередь, визуально все это воспринимает и понимает подсознательно. К этой же группе также относят взгляд, прикосновения.
Если вербальное и невербальное общение противоречат друг другу, то стоит довериться все же своим ощущениям. Словами можно выразить что угодно, но жесты и мимику мы не можем постоянно контролировать, они выдают правду. Так, если человек скрестил на груди руки при разговоре с вами, значит, он либо скрывает правду, либо просто не хочет общаться. А вот если собеседник смотрит на вас открытым взглядом, делает жесты с открытыми ладонями, то он расположен к разговору. Но учитывайте и то, что жесты могут быть случайными. Если человек один и тот же невербальный сигнал подает несколько раз, то он действительно так думает. В случае когда жест был единичным, то не стоит придавать ему значение.
Вербальное и невербальное общение также не совпадают, если человек, рассказывая о чем-то, отводит взгляд влево. В данный момент его мысли заняты выдумыванием ситуации. Когда собеседник смотрит вправо, то он действительно сейчас говорит вам правду. Если человек чуть наклоняется к вам, то он заинтересован в общении. Это только несколько сигналов тела, их не нужно знать наизусть, чтобы понимать невербальные знаки собеседника. Интуиция поможет распознать, что хочет вам сказать человек.
Вербальное и невербальное общение могут выражаться также в пространственно-временном виде. Дистанция, которая возникает между людьми во время разговора, выражает степень близости. Расстояние до полуметра – это интимное расстояние. Его придерживаются родные люди. Если собеседники соблюдают дистанцию до 1,2 метра, то можно сказать, что они интересны друг другу. Так разговаривают обычно друзья, знакомые.
Вербальные коммуникации воспринимаются глазами, ушами, пальцами (слепыми людьми). Невербальное общение улавливается всеми органами чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус), а также интуицией.
Итак, вербальные и невербальные коммуникации – важные средства общения. Важно, чтобы человек мог достаточно убедительно воздействовать на собеседника, умело управлять речью, эмоциями и жестами. Особенно это необходимо для людей, профессия которых связана с постоянным общением. Например, менеджера по продажам, консультанта, банковского работника и т.п.
Универсальные сигналы невербального поведения. 10 простых правил при изучении языка жестов
1. Внимательно наблюдайте за тем, что происходит вокруг.
Внимание — основа эффективного обучения невербальной коммуникации. Наблюдайте за жестами, мимикой, позами человека. Только так вы сможете закрепить и усовершенствовать полученные знания. Сделайте наблюдение увлекательной игрой.
2. Наблюдение в контексте – это ключ к пониманию невербальной психологии.
Надо помнить что признаков обмана как таковых не существует — нет ни одного жеста, выражения лица или непроизвольного сокращения мышц, которые единственно и сами по себе означали бы, что человек лжет. Жесты, позы, мимика, голос выражающие страх, волнение невиновного человека наблюдаться и у лжеца. Именно наблюдение в контексте поможет отличить страх безосновательного обвинения от страха разоблачения.
3. Учитесь распознавать и расшифровывать универсальные сигналы невербального поведения.
Некоторые телодвижения практически не поддаются контролю со стороны человека. Например опущение уголки рта, данное выражение очень сложно изобразить не испытывая при этом негативных эмоций.
4. Учитесь распознавать и расшифровывать идиосинкратические сигналы невербального поведения.
Реч идет о индивидуальных невербальных сигналах поведения присушим каждому человеку. Для определения таких сигналов надо достаточно хорошо знать человека. Например если Ваш друг перед собеседованием или экзаменом прикусывает губу или поглаживает кисть руки это признак волнения который говорит о неувериности в себе. В дальнейшем в стрессовых ситуаций этиже признаки проявятся снова.
5. Когда вы общаетесь с другими людьми старайтесь определять их базовые модели поведения.
Базовая модель поведение это телодвижения, позы, мимика свойственные человеку в состояние комфорта или обыденной жизни. Мы не сможем увидеть отклонения если не знаем как это выглядело в нормальном состояние.
6. Всегда старайтесь замечать в людях множественные эмблемы – сигналы поведения, которые подаются одновременно или последовательно.
Другими словами рассматривайте эмблемы (характерные телодвижения) в комплексе, делайте выводы на основе нескольких достоверных и выразительных телодвижений.
7. Важно искать в поведении человека изменения , которые свидетельствуют об изменениях в его мыслях, эмоциях и намерениях. (жесты неуверенности) и наоборот если ситуация изменится и он почувствует себя комфортно (жесты открытости) и уверенно (жесты уверенности) это также проявится внешне.
Если человек не уверен в своих словах или действиях это будет выражаться и в языке жестов
8. Старательно учитесь распознавать ложные или обманчивые невербальные сигналы.
Навык распознания ложных или обманчивых невербальных сигналов приходит с опытом. Мы можем встречать людей которые знают и уверенно используют невербальные средства общения, используют нужные жесты что б убедить нас в своей честности, но насадом деле хотят ввести в заблуждение. Старайтесь замечать противоречия в языке жестов и поведении такого человека. Вы должны понять к то перед Вами. На мой взгляд уместно вспомнить о Главном законе жестов Майкла Каро:
Игроки либо играют роль, либо нет. Если всё же играют, то определи, что они ждут от тебя и разочаруй их.
Например человек который хочет убедить других в своей искренности будет использовать жест открытых рук, но если при этом его ноги будут сомкнуты вполне вероятно что он лжет.
9. Умение различать признаки комфорта и дискомфорта поможет вам сфокусироваться на элементах поведения, способных сыграть самую важную роль в расшифровке невербальных сообщений.
Условно состояния человека можно поделить на комфорт (удовлетворение, счастье, расслабленность) и дискомфорт (неудовольствие, неблагополучие, стресс, беспокойство, напряжение) умения различить эти две категории даст Вам возможность понять истинные чувства человека, после чего Вы сможете сделать выводы чем именно вызвано данное состояние человека.
10. Когда наблюдаете за другими, старайтесь делать это незаметно.
Залогом успеха в использовании невербального поведения является внимательное наблюдение за людьми и правильное толкование невербальных сигналов.
Вербальное и невербальное общение. Общение как коммуникация. Вербальные и невербальные средства общения.
Общение — «передача информации от человека к человеку», сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера) Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения .
Вербальное общение — общение словами, речью, процесс обмена информацией и эмоционального взаимодействия между людьми или группами при помощи речевых средств. Вербальное общение отличают от невербального общения, где главное передается не речью, а интонациями, взглядом, выражением лица и другими средствами выражения отношений и эмоций. Вербальная общение представляет собой словесное взаимодействие сторон и осуществляется с помощью знаковых систем, главной среди которых является язык. Язык как знаковая система является оптимальным средством выражения человеческого мышления и средством общения. Система языка находит свою реализацию в речи, т.е. язык присутствует в нас постоянно в состоянии возможности. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.
psihologiyaotnoshenij.com
что это такое. Вербальное и невербальное поведение
Люди имеют неоспоримое преимущество перед другими формами жизни: они умеют общаться. Воспитание, обучение, работа, отношения с друзьями и семьей – все это осуществляется посредством общения. Кто-то может получать удовольствие от общения, кто-то – нет, но наличия такого позитивного во всех смыслах процесса коммуникации мы отрицать не можем. Общение считается одной из главных форм социальной активности человека. В процессе общения то, что раньше знал и умел один человек, становится достоянием множества людей. Общение в научном понимании представляет собой взаимодействие людей (воздействие людей друг на друга и их ответные реакции на это воздействие) и обмен информацией при этом взаимодействии.
Выделяют две группы способов, которыми может осуществляться взаимодействие между людьми: вербальные и невербальные средства общения. Считается, что вербальное общение дает меньше информации о целях, правдивости информации и других аспектах общения, в то время как по невербальным проявлениям можно установить многие моменты, которые афишировать в разговоре не принято. Но применимы и значимы разные средства общения в зависимости от ситуации. Так, в деловом мире важно в основном вербальное общение, поскольку вряд ли руководитель будет следить за своими жестами или эмоционально реагировать на очередное поручение сотруднику. В общении же с друзьями, новыми знакомыми или родными людьми невербальные проявления более важны, поскольку дают представление о чувствах и эмоциях собеседников.
Вербальное общение.
Осуществляется вербальное общение с помощью слов. Вербальным средством общения считается речь. Общаться мы можем с помощью письменной или устной речи. Речевую деятельность разделяют на несколько видов: говорение – слушание и письмо – чтение. Выражается и письменная, и устная речь посредством языка – специальной системы знаков.
Чтобы научиться эффективно общаться и использовать вербальные средства общения, нужно не только совершенствовать свою речь, знать правила русского языка или изучать иностранные языки, хотя это, безусловно, очень важно. В этом плане одним из главных моментов является умение разговаривать еще и в психологическом смысле. Слишком часто у людей возникают различные психологические барьеры или боязнь устанавливать контакты с другими людьми. Для успешного взаимодействия с обществом их нужно вовремя выявлять и преодолевать.
Язык и его функции.
Язык выступает в качестве орудия выражения мыслей и чувств людей. Необходим он для многих аспектов человеческой жизни в обществе, что выражается в следующих его функциях:
- Коммуникативная (взаимодействие между людьми). Язык – это основная форма полноценного общения человека с себе подобными.
- Аккумулятивная . С помощью языка мы можем хранить и накапливать знания. Если рассматривать определенного человека, то это его записные книжки, конспекты, творческие произведения. В контексте же глобальном – это художественная литература и памятники письменности.
- Познавательная . С помощью языка человек может приобретать знания, содержащиеся в книгах, фильмах или сознании других людей.
- Конструктивная . При помощи языка легко формировать мысли, облекать их в материальную, ясную и конкретную форму (либо в виде устного словесного выражения, либо в виде письменного).
- Этническая . Язык позволяет объединять народы, общности и другие группы людей.
- Эмоциональная . С помощью языка можно выражать эмоции и чувства, причем здесь рассматривается именно их прямое выражение с помощью слов. Но в основном эта функция, конечно, выполняется невербальными средствами общения.
Невербальное общение.
Невербальные средства общения необходимы людям для ясности в понимании друг друга. Естественно, невербальные проявления касаются только устного общения. Поскольку внешнее невербальное выражение эмоций и чувств, выполняемое телом, тоже является неким набором символов и знаков, его нередко называют «языком тела».
«Язык тела» и его функции.
Невербальные проявления очень важны во взаимодействии людей. Основные их функции состоят в следующем:
- Дополнение произнесенного сообщения. Если человек сообщает о победе в каком-то деле, он может дополнительно победно вскинуть руки над головой или даже подпрыгнуть от радости.
- Повторение сказанного. Это усиливает устное сообщение и его эмоциональную составляющую. Так, можно при ответе «Да, это так» или «Нет, не согласен» повторить смысл сообщения еще и в жесте: кивком головы или, наоборот, мотанием из стороны в сторону в знак отрицания.
- Выражение противоречия между словом и делом. Человек может говорить одно, а чувствовать при этом совершенно другое, например, шутить вслух и грустить в душе. Именно невербальные средства общения позволяют понять это.
- Акцент на чем-то. Вместо слов «внимание», «заметьте» и т.д. можно показать жест, привлекающий внимание. Так, жест с вытянутым указательным пальцем на поднятой руке показывает важность произнесенного при этом текста.
- Замена слов. Иногда некоторые жесты или проявления мимики могут полностью заменять собой некий текст. Когда человек пожал плечами или указал рукой направление, уже не обязательно говорить «я не знаю» или «направо-налево».
Разнообразие невербальных средств общения.
В невербальном общении можно выделить некоторые элементы:
- Жесты и поза . Люди оценивают друг друга еще до того, как заговорят. Так, одной только позой или походкой можно создать впечатление уверенного в себе или, наоборот, суетливого человека. Жесты позволяют подчеркнуть смысл сказанного, расставить акценты, выразить эмоции, но нужно помнить, что, например, в деловом общении их не должно быть слишком много. Также важно то, что разные народы могут иметь одни и те же жесты, которые означают совсем разные вещи.
- Мимика , взгляд и выражение лица. Лицо человека – основной передатчик информации о настроении, эмоциях и чувствах человека. Глаза
edema-no.ru
Вербальное и невербальное поведение
Самосовершенствование 5 июля 2016Каждый из нас при общении использует вербальное и невербальное поведение. Мы передаем информацию не только с помощью речи, но и с помощью самых разных средств. В этой статье мы подробно рассмотрим вербальное и невербальное поведение. Вы узнаете много интересных фактов об общении, а также получите ряд ценных советов.
Вербальное поведение
Вербальное поведение предполагает общение с помощью слов. С раннего детства нас учат излагать свои мысли логически, поэтому у взрослого человека обычно не возникает проблем с их выражением. Витиеватость речи и красноречие приобретаются с опытом. Однако лишь 7 % того, что мы говорим, воспринимается другими через смысл, который заключен в словах. Остальная часть – через невербальные реакции и интонацию. В деловом общении, как это ни странно, наиболее важным фактором считается умение слушать, а не говорить. К сожалению, не многие из нас научились внимательно относиться к тому, что говорит собеседник.
Выслушивание эмоций и фактов – это выслушивание сообщения в полной мере. Поступая так, человек увеличивает вероятность того, что информация, доносимая до него, будет понята. Кроме того, этим он показывает, что уважительно относится к сообщению, передаваемому говорящим.
Правила эффективного общения, предложенные Китом Дэвисом
Профессор Кит Дэвис выделил следующие 10 правил эффективного слушания.
- Невозможно воспринимать информацию, когда вы говорите, поэтому перестаньте говорить.
- Помогите вашему собеседнику раскрепоститься. Нужно сделать так, чтобы человек ощущал свободу, то есть создать непринужденную атмосферу.
- Говорящему следует показать вашу готовность слушать. Следует действовать и выглядеть заинтересованно. Слушая другого, пытайтесь понять его, а не выискивать причины для возражений.
- Раздражающие моменты необходимо устранить. Избегайте постукиваний по столу, рисования, перекладывания бумаг во время общения. Возможно, при закрытой двери информация будет восприниматься лучше?
- Говорящему следует сопереживать. Для этого постарайтесь представить себя на его месте.
- Проявляйте терпение. Не прерывайте собеседника, не экономьте время.
- Сдерживайте характер. Если человек рассержен, он придает неверный смысл своим словам.
- Не допускайте критики и споров. Это заставляет того, кто говорит, занять оборонительную позицию. Также он может рассердиться или замолчать. Не нужно спорить. На самом деле вы проиграете, если победите в споре.
- Задавайте собеседнику вопросы. Это его подбодрит и покажет ему, что его слушают.
- И, наконец, перестаньте говорить. Этот совет идет первым и последним, так как от него зависят все остальные.
Кроме умения эффективно слушать своего собеседника, существуют иные способы улучшения искусства общения. Перед передачей идей необходимо прояснить их, то есть следует систематически анализировать и обдумывать вопросы, идеи или проблемы, которые вы планируете сообщить другому. Если вы хотите достичь успеха в карьере или личной жизни, очень важно учитывать различные особенности межличностного взаимодействия. Исследователи говорят о том, что, наряду с вербальным (словесным) общением, нужно принимать во внимание и невербальный язык, который используют люди.
Невербальный язык
Следует отметить, что это понятие предполагает не только контроль своего поведения, умение интерпретировать мимику и жесты партнера, но и зону личной территории человека, ее психическую сущность. Кроме того, в это понятие включаются национальные особенности поведения собеседников, их взаимное расположение в процессе коммуникации, умение партнеров дешифровать значение использования таких вспомогательных средств, как сигареты, очки, губная помада, зонтик, зеркальце и др.
Невербальное поведение
Думая об общении, мы имеем в виду в первую очередь язык. Однако он является только частью средств коммуникации, причем, возможно, не главной в таком процессе, как общение. Невербальное поведение зачастую играет даже большую роль. Мы используем при общении множество способов, чтобы передать свои чувства, мысли, стремления и желания окружающим людям. Такие средства коммуникации именуются невербальными. Это означает, что слова или предложения не используются в них. Общение, рассматриваемое в широком смысле, происходит не только вербально.
Невербальные каналы коммуникации
Их можно разделить на две категории. Первая – это невербальное поведение, а вторая – характеристики, не относящиеся к нему.
Поведение «невербальное» включает в себя все виды поведения (кроме произнесения слов), имеющие место в процессе общения. К нему относятся:
- выражение лица;
- поза, ориентация и наклон тела;
- жесты и движения ног;
- высота, тон голоса и иные его вокальные характеристики, интонация и паузы, скорость речи;
- прикосновения;
- дистанция при общении;
- взгляд, а также визуальное внимание.
Таким образом, невербальное поведение включает в себя как то, что обычно ассоциируется у нас с активным самовыражением, так и то, что относится к более трудноуловимым и менее ярким проявлениям.
Что касается неповеденческой невербальной коммуникации, она охватывает множество сигналов и источников сообщений, которые нельзя вывести непосредственно из поведения. Интересно, что на межличностное общение оказывают влияние такие мелочи, как использование типа одежды, времени, архитектурных сооружений, где мы работаем и живем, косметические поправки, вносимые нами в свою внешность. Все это определяется как скрытые формы коммуникации. Подобные неповеденческие моменты в процессе общения передают информацию собеседнику наряду с невербальным поведением и языком. Вербальное и невербальное общение при восприятии нами человека составляют единое целое.
Невербальное поведение – это в психологии достаточно сложная и глубокая тема. Однако некоторые моменты вовсе не сложно запомнить и учитывать в повседневной жизни. Ниже представлены некоторые особенности невербального поведения, умение интерпретировать которые очень важно для эффективной коммуникации.
Жесты и позы
Движения тела и рук передают множество сведений о человеке. В частности, в них проявляются непосредственные эмоциональные реакции индивида и состояние его организма. Они позволяют собеседнику судить о том, каким темпераментом обладает человек, какие у него реакции (сильные или слабые, инертные или подвижные, замедленные или быстрые). Кроме того, движения тела и различные позы отражают множество черт характера, степень уверенности человека в себе, порывистость или осторожность, раскованность или зажатость. Социальный статус индивида также проявляется в них.
Такие выражения как «расправить плечи» или «стоять на полусогнутых» – это не просто описания поз. Они определяют, в каком психологическом состоянии находится индивид. Также нужно отметить, что жесты и поза — невербальное поведение человека, в котором проявляются усвоенные индивидом культурные нормы. К примеру, если мужчина воспитан, он не станет разговаривать сидя, если его собеседником является женщина и она стоит. Это правило действует вне зависимости от того, как мужчина оценивает личные достоинства данной женщины.
Знаки, которые передаются телом, очень важны при первой встрече, так как аспекты личности характера собеседника проявляются не сразу. Например, если вы устраиваетесь на работу, во время собеседования следует сидеть прямо. Этим вы продемонстрируете свою заинтересованность. Также следует смотреть собеседнику в глаза, но не чересчур настойчиво.
Как агрессивное положение тела расценивается следующее: человек находится в напряжении, он готов к движению. Тело такого человека подано несколько вперед, как будто он готовится к броску. Данная поза будто сигнализирует о том, что с его стороны возможна агрессия.
Очень большую роль в общении играют жесты. Привлекая внимание, можно призывно махать рукой. Можно сделать отмахивающийся раздражительный жест, покрутить рукой у виска. Аплодисменты означают благодарность или приветствие. Один или два хлопка в ладоши – это способ привлечь внимание. Интересно, что хлопки использовались для привлечения внимания богов в целом ряде языческих религий (перед жертвоприношением или молитвой). Собственно, современные аплодисменты пошли именно оттуда. Арсенал значений, которые передавались и передаются хлопками в ладони, очень широк. Это и понятно, ведь данный жест является одним из немногих, которые производят звук, причем достаточно громкий.
Мимика
Мимика — это невербальное поведение личности, заключающееся в использовании человеком своего лица. Мы способны выделять и интерпретировать самые тонкие движения лицевых мышц. Знаковые функции имеют положение или движения различных деталей лица. К примеру, брови мы приподнимаем в удивлении, страхе, гневе или приветствии. Известно, что еще Аристотель занимался физиогномикой.
Мимика у животных и первобытных людей
Следует отметить, что не только у человека, но и у высших животных присутствует мимика как невербальное коммуникативное поведение. Гримасы человекообразных обезьян хотя и бывают похожи на человеческие, однако зачастую выражают другие смыслы. В частности, оскал, который люди могли бы принять за улыбку, выражает угрозу у обезьян. Животное поднимает десны, чтобы продемонстрировать свои клыки. Многие млекопитающие (волки, тигры, собаки и др.) поступают точно так же.
Кстати, этот знак угрозы, по всей видимости, когда-то был свойствен и человеку. Это подтверждает то, что оскал у ряда первобытных народов является не только улыбкой, но также и знаком ожесточения или угрозы. Для данных народов клыки подсознательно все еще служат боевым оружием. Кстати, и в современной культуре сохранилась память об этом значении такой гримасы: существует фразеологизм «показать зубы», значение которого – «продемонстрировать угрозу или сопротивление».
Сигналы, посылаемые глазами
Сигналы, посылаемые глазами, тоже относятся к мимике. Известно, что женщины стреляют глазками, кокетничая. Можно сказать «да», моргнув ресницами. Открытый, прямой взгляд в глаза собеседника считается признаком свободного и сильного человека. Этот взгляд имеет свои биологические корни. У первобытных народов, а также в животном мире он часто является вызовом. Гориллы, к примеру, терпят возле себя людей, однако человек при этом не должен глядеть в глаза вожаку, так как последний расценит это как посягательство на его лидерство в стаде. Известны случаи, когда телеоператор подвергался нападению самца гориллы, так как животное подумало, что блеснувший объектив камеры – это вызов, прямой взгляд в глаза. И в наши дни в человеческом обществе такое невербальное поведение считается смелым. Известно, что когда люди не уверены в себе, когда они робеют, они отводят глаза.
Тактильная коммуникация
К ней относятся похлопывания, прикосновения и т. п. Использование таких элементов коммуникации свидетельствует о статусе, о взаимных отношениях, а также о степени дружбы между собеседниками. Взаимоотношения между близкими людьми выражаются в поглаживаниях, объятиях, поцелуях. Отношения между товарищами часто предполагают похлопывания по плечу, рукопожатия. Подростки, подобно детенышам животных, порой имитируют потасовки. Так они борются за лидерство в игровой форме. Подобные отношения между подростками выражаются в пинках, тычках или захватах.
Следует отметить, что знаки, которые передают невербальные средства коммуникации (прикосновения, поза, мимика и др.) являются не такими однозначными, как слова, которые мы произносим. Чаще всего они интерпретируются с учетом ситуации, то есть тех условий, в которых наблюдаются.
Одежда как способ невербальной коммуникации
В общении между людьми известны и некоторые другие способы невербальной коммуникации. Например, к ним относятся украшения и одежда. Допустим, если сотрудник пришел на работу в нарядной одежде, мы можем предположить по этому знаку, что сегодня у него день рождения или ему предстоит важная встреча. Использование одежды в качестве средства сообщения часто практикуется в политике. К примеру, кепка Лужкова, бывшего мэра Москвы, сообщала о том, что он мэр «из народа», мэр-«работяга».
Таким образом, невербальное поведение личности в психологии можно рассматривать во множестве аспектов. Это явление представляет интерес не только для ученых, но и для обычных людей. Неудивительно, ведь культура невербального поведения, как и культура речи, используется в повседневной жизни. Умение правильно интерпретировать слова и жесты пригодится каждому. Глубокое понимание смысла вербального/невербального поведения людей способствует эффективному общению.
Источник: fb.ru
monateka.com
Вербальное и невербальное поведение
Каждый из нас при общении использует вербальное и невербальное поведение. Мы передаем информацию не только с помощью речи, но и с помощью самых разных средств. В этой статье мы подробно рассмотрим вербальное и невербальное поведение. Вы узнаете много интересных фактов об общении, а также получите ряд ценных советов.
Вербальное поведение предполагает общение с помощью слов. С раннего детства нас учат излагать свои мысли логически, поэтому у взрослого человека обычно не возникает проблем с их выражением. Витиеватость речи и красноречие приобретаются с опытом. Однако лишь 7 % того, что мы говорим, воспринимается другими через смысл, который заключен в словах. Остальная часть – через невербальные реакции и интонацию. В деловом общении, как это ни странно, наиболее важным фактором считается умение слушать, а не говорить. К сожалению, не многие из нас научились внимательно относиться к тому, что говорит собеседник.
Правила эффективного общения, предложенные Китом Дэвисом
Профессор Кит Дэвис выделил следующие 10 правил эффективного слушания.
- Невозможно воспринимать информацию, когда вы говорите, поэтому перестаньте говорить.
- Помогите вашему собеседнику раскрепоститься. Нужно сделать так, чтобы человек ощущал свободу, то есть создать непринужденную атмосферу.
- Говорящему следует показать вашу готовность слушать. Следует действовать и выглядеть заинтересованно. Слушая другого, пытайтесь понять его, а не выискивать причины для возражений.
- Раздражающие моменты необходимо устранить. Избегайте постукиваний по столу, рисования, перекладывания бумаг во время общения. Возможно, при закрытой двери информация будет восприниматься лучше?
- Говорящему следует сопереживать. Для этого постарайтесь представить себя на его месте.
- Проявляйте терпение. Не прерывайте собеседника, не экономьте время.
- Сдерживайте характер. Если человек рассержен, он придает неверный смысл своим словам.
- Не допускайте критики и споров. Это заставляет того, кто говорит, занять оборонительную позицию. Также он может рассердиться или замолчать. Не нужно спорить. На самом деле вы проиграете, если победите в споре.
- Задавайте собеседнику вопросы. Это его подбодрит и покажет ему, что его слушают.
- И, наконец, перестаньте говорить. Этот совет идет первым и последним, так как от него зависят все остальные.
Кроме умения эффективно слушать своего собеседника, существуют иные способы улучшения искусства общения. Перед передачей идей необходимо прояснить их, то есть следует систематически анализировать и обдумывать вопросы, идеи или проблемы, которые вы планируете сообщить другому. Если вы хотите достичь успеха в карьере или личной жизни, очень важно учитывать различные особенности межличностного взаимодействия. Исследователи говорят о том, что, наряду с вербальным (словесным) общением, нужно принимать во внимание и невербальный язык, который используют люди.
Невербальный язык
Следует отметить, что это понятие предполагает не только контроль своего поведения, умение интерпретировать мимику и жесты партнера, но и зону личной территории человека, ее психическую сущность. Кроме того, в это понятие включаются национальные особенности поведения собеседников, их взаимное расположение в процессе коммуникации, умение партнеров дешифровать значение использования таких вспомогательных средств, как сигареты, очки, губная помада, зонтик, зеркальце и др.
Невербальное поведение
Думая об общении, мы имеем в виду в первую очередь язык. Однако он является только частью средств коммуникации, причем, возможно, не главной в таком процессе, как общение. Невербальное поведение зачастую играет даже большую роль. Мы используем при общении множество способов, чтобы передать свои чувства, мысли, стремления и желания окружающим людям. Такие средства коммуникации именуются невербальными. Это означает, что слова или предложения не используются в них. Общение, рассматриваемое в широком смысле, происходит не только вербально.
Невербальные каналы коммуникации
Их можно разделить на две категории. Первая – это невербальное поведение, а вторая – характеристики, не относящиеся к нему.
Поведение «невербальное» включает в себя все виды поведения (кроме произнесения слов), имеющие место в процессе общения. К нему относятся:
- выражение лица;
- поза, ориентация и наклон тела;
- жесты и движения ног;
- высота, тон голоса и иные его вокальные характеристики, интонация и паузы, скорость речи;
- прикосновения;
- дистанция при общении;
- взгляд, а также визуальное внимание.
Таким образом, невербальное поведение включает в себя как то, что обычно ассоциируется у нас с активным самовыражением, так и то, что относится к более трудноуловимым и менее ярким проявлениям.
Что касается неповеденческой невербальной коммуникации, она охватывает множество сигналов и источников сообщений, которые нельзя вывести непосредственно из поведения. Интересно, что на межличностное общение оказывают влияние такие мелочи, как использование типа одежды, времени, архитектурных сооружений, где мы работаем и живем, косметические поправки, вносимые нами в свою внешность. Все это определяется как скрытые формы коммуникации. Подобные неповеденческие моменты в процессе общения передают информацию собеседнику наряду с невербальным поведением и языком. Вербальное и невербальное общение при восприятии нами человека составляют единое целое.
Невербальное поведение – это в психологии достаточно сложная и глубокая тема. Однако некоторые моменты вовсе не сложно запомнить и учитывать в повседневной жизни. Ниже представлены некоторые особенности невербального поведения, умение интерпретировать которые очень важно для эффективной коммуникации.
Жесты и позы
Движения тела и рук передают множество сведений о человеке. В частности, в них проявляются непосредственные эмоциональные реакции индивида и состояние его организма. Они позволяют собеседнику судить о том, каким темпераментом обладает человек, какие у него реакции (сильные или слабые, инертные или подвижные, замедленные или быстрые). Кроме того, движения тела и различные позы отражают множество черт характера, степень уверенности человека в себе, порывистость или осторожность, раскованность или зажатость. Социальный статус индивида также проявляется в них.
Такие выражения как «расправить плечи» или «стоять на полусогнутых» – это не просто описания поз. Они определяют, в каком психологическом состоянии находится индивид. Также нужно отметить, что жесты и поза — невербальное поведение человека, в котором проявляются усвоенные индивидом культурные нормы. К примеру, если мужчина воспитан, он не станет разговаривать сидя, если его собеседником является женщина и она стоит. Это правило действует вне зависимости от того, как мужчина оценивает личные достоинства данной женщины.
Знаки, которые передаются телом, очень важны при первой встрече, так как аспекты личности характера собеседника проявляются не сразу. Например, если вы устраиваетесь на работу, во время собеседования следует сидеть прямо. Этим вы продемонстрируете свою заинтересованность. Также следует смотреть собеседнику в глаза, но не чересчур настойчиво.
Как агрессивное положение тела расценивается следующее: человек находится в напряжении, он готов к движению. Тело такого человека подано несколько вперед, как будто он готовится к броску. Данная поза будто сигнализирует о том, что с его стороны возможна агрессия.
Очень большую роль в общении играют жесты. Привлекая внимание, можно призывно махать рукой. Можно сделать отмахивающийся раздражительный жест, покрутить рукой у виска. Аплодисменты означают благодарность или приветствие. Один или два хлопка в ладоши – это способ привлечь внимание. Интересно, что хлопки использовались для привлечения внимания богов в целом ряде языческих религий (перед жертвоприношением или молитвой). Собственно, современные аплодисменты пошли именно оттуда. Арсенал значений, которые передавались и передаются хлопками в ладони, очень широк. Это и понятно, ведь данный жест является одним из немногих, которые производят звук, причем достаточно громкий.
Мимика
Мимика — это невербальное поведение личности, заключающееся в использовании человеком своего лица. Мы способны выделять и интерпретировать самые тонкие движения лицевых мышц. Знаковые функции имеют положение или движения различных деталей лица. К примеру, брови мы приподнимаем в удивлении, страхе, гневе или приветствии. Известно, что еще Аристотель занимался физиогномикой.
Мимика у животных и первобытных людей
Следует отметить, что не только у человека, но и у высших животных присутствует мимика как невербальное коммуникативное поведение. Гримасы человекообразных обезьян хотя и бывают похожи на человеческие, однако зачастую выражают другие смыслы. В частности, оскал, который люди могли бы принять за улыбку, выражает угрозу у обезьян. Животное поднимает десны, чтобы продемонстрировать свои клыки. Многие млекопитающие (волки, тигры, собаки и др.) поступают точно так же.
Кстати, этот знак угрозы, по всей видимости, когда-то был свойствен и человеку. Это подтверждает то, что оскал у ряда первобытных народов является не только улыбкой, но также и знаком ожесточения или угрозы. Для данных народов клыки подсознательно все еще служат боевым оружием. Кстати, и в современной культуре сохранилась память об этом значении такой гримасы: существует фразеологизм «показать зубы», значение которого – «продемонстрировать угрозу или сопротивление».
Сигналы, посылаемые глазами
Сигналы, посылаемые глазами, тоже относятся к мимике. Известно, что женщины стреляют глазками, кокетничая. Можно сказать «да», моргнув ресницами. Открытый, прямой взгляд в глаза собеседника считается признаком свободного и сильного человека. Этот взгляд имеет свои биологические корни. У первобытных народов, а также в животном мире он часто является вызовом. Гориллы, к примеру, терпят возле себя людей, однако человек при этом не должен глядеть в глаза вожаку, так как последний расценит это как посягательство на его лидерство в стаде. Известны случаи, когда телеоператор подвергался нападению самца гориллы, так как животное подумало, что блеснувший объектив камеры – это вызов, прямой взгляд в глаза. И в наши дни в человеческом обществе такое невербальное поведение считается смелым. Известно, что когда люди не уверены в себе, когда они робеют, они отводят глаза.
Тактильная коммуникация
К ней относятся похлопывания, прикосновения и т. п. Использование таких элементов коммуникации свидетельствует о статусе, о взаимных отношениях, а также о степени дружбы между собеседниками. Взаимоотношения между близкими людьми выражаются в поглаживаниях, объятиях, поцелуях. Отношения между товарищами часто предполагают похлопывания по плечу, рукопожатия. Подростки, подобно детенышам животных, порой имитируют потасовки. Так они борются за лидерство в игровой форме. Подобные отношения между подростками выражаются в пинках, тычках или захватах.
autogear.ru
Вербальное поведение
Определение 1
Вербальное поведение представляет собой один из видов обученного поведения, находящегося под влиянием факторов окружающей социально-природной среды.
Выступая неотъемлемой частью общества, личность находится в тесной взаимосвязи с другими людьми, использует вербальное поведение для эффективного общения, взаимодействия с другими членами общества.
Структура вербального поведения
Переоценить значимость вербального поведения для личности сложно: отсутствие адекватных поведенческих паттернов в сфере коммуникативного взаимодействия не позволяет индивидууму свободно общаться, контролировать состояние социально-природной окружающей среды, адаптироваться, социализироваться к требованиям общества, жить полноценной жизнью.
Феномен вербального поведения имеет комплексную структуру, включает различные функциональные единицы – речевые реакции, вызванные всевозможными причинами, стимулами. Данные функциональные единицы могут быть разными по своей форме.
Функции вербального поведения
Каждая речевая конструкция направлена на реализацию определенной функции. В зависимости от намерений адресанта выделяют следующие прагматические функции вербального поведения:
- просьба;
- ответ на вопрос;
- копирование текста;
- комментарий.
Вербальные действия
Выделяют шесть основных типов вербальных действий:
- Манд — тип вербального действия, который реализуется вследствие влияния мотивационных переменных, стимулов. Манд – тип речи, при котором, что, сообщается адресантом контролируется тем, что он хочет непосредственно в данный момент. Другими словами, манд-реакции направлены на удовлетворение текущих потребностей личности, предоставляя доступ к желаемому. Данный вид реакции развивается в раннем возрасте, позволяя ребенку контролировать предоставление условных, безусловных поощрений; выступает основной формирования процесса слушателя и говорящего;
- Такт – вербальное действие, обусловленное влиянием невербальных мотивационных переменных. Данная вербальная реакция может быть вызвана как явными, так и скрытыми стимулами;
- Эхо – вид вербального действия, который копирует вербальный стимул другого. Если в качестве вербального стимула выступало слово, эхо-реакцией является его повторение; сообщение – копирование текста; жест – повторение жеста;
- Интравербальное действие – вид вербального действия, вызванный вербальным стимулом, однако, не соответствующий им в точности. Данный вид вербальной реакции выступает основой диалога, подразумевает вовлечение адресата в коммуникативное взаимодействие;
- Текстуальное действие – чтение текста, стимулом данного вербального действия является понимание прочитанного;
- Транскрипция – вид вербального действия, который заключается в записи услышанного.
Замечание 1
Все вышеперечисленные виды речевых реакций выступают самостоятельными функциональными единицами речевого поведения, обеспечивающими адекватность восприятия, интерпретации и порождения сообщений.
Развитие вербального поведения
Формирование адекватных стратегий вербального поведения целесообразно осуществлять с раннего возраста. Основными условиями для эффективного формирования вербальных реакций выступают следующие:
- создание условий, при которых окружающая социально-природная среда будет насыщена мотивационными факторами, вызывающими интерес у ребенка;
- стимулирование интереса у ребенка к предметам окружающей среды со стороны взрослого;
- требования реализации более усложненного, продвинутого выражения вербальной реакции.
Таким образом, формирование адекватного вербального поведения представляет собой длительный процесс, в результате которого осуществляется социализация личности, ее адаптация к требованиям общества.
spravochnick.ru