Как устроен психологический тренинг и что он дает?
Это широко распространенная во всем мире форма групповой психологической работы. Психологические тренинги представляют собой вариант высококвалифицированных консультативных услуг наряду с юридическими, медицинскими, педагогическими и др. Тренинг можно назвать одним из методов повышения общего культурного уровня.
В нашей стране необходимость участия в психологических группах стала осознаваться только недавно. Тренинг как способ психологической работы в советские времена практически не существовал, как не существовало и многого другого, без чего практически невозможно представить себе цивилизованного человека. Поэтому в современной российской практике он только начинает свое развитие. К счастью, многие люди в нашей стране уже задумываются о работе над собственной личностью как необходимом, «гигиеническом» моменте современной сверхнасыщенной жизни. Участие в тренинге необходимо не для того, чтобы «вылечиться» от какой-нибудь «патологии», а чтобы оставаться в хорошем «психологическом тонусе», точно так же как занятия спортом позволяют сохранять тело здоровым.
Тренинг как форма групповой психологической работы является универсальным методом, который применяют в своей работе различные направления и школы практической психологии. Например, проводятся и психоаналитические группы, и тренинги НЛП, и группы гештальт-терапии, и многие другие.
Психологическую работу в тренинге с группой участников проводит психолог-ведущий. Он предлагает членам группы включится в выполнение упражнений и процедур, целью которых является осознание и изменение разных аспектов психологии человека, например, его творческого потенциала, эмоций и чувств, общения. Тренинг может быть направлен на работу с различными аспектами психологии человека. Причем акцент в такой работе может быть сделан как на специфику группового взаимодействия, так и на особенности индивидуальной ситуации каждого отдельного человека, рассматриваемые в группе.
Способ решения своих проблем участники находят благодаря не только помощи самого психолога, но и получая поддержку от остальных членов группы. Группа в целом обладает «терапевтическим» эффектом, поскольку каждый участник по-своему, уникально откликается на проблему другого человека, и это позволяет понять сложную ситуацию с учетом разных точек зрения.
Понятие «тренинг» выходит за рамки традиционного образования, где обучающимся предлагается выучить «конечный» вариант материала, составленного экспертами в своей области, принять его как единственно верную точку зрения и затем, посредством тестов, контрольных работ и экзаменов — выяснить, насколько хорошо «изучен» данный материал. Тренинг — это совместное творчество студентов и ведущего образовательный процесс в области раскрытия и освоения незадействованного до сих пор жизненного, творческого и духовного потенциала человека. Предлагаемая образовательная модель отличается от традиционной тем, что она даёт знания в ощущениях. Наглядным сравнительным примером может послужить обучение езде на велосипеде по книге и сама практика управления этим средством передвижения. Основной фокус в Тренинге направлен на эффективное межличностное общение, т.е. на общение индивидуума с окружающим его миром: взаимодействие человека в команде, результативность в партнерстве, с клиентом. Большое внимание уделяется работе с личной самооценкой, отношениям человека с самим собой и собственными целями и приоритетами в жизни.
Тренинг предлагает обучающую среду, в которой через упражнения в ощущениях участник может раскрыть и осознать те глубинные установки и интерпретации, которые непосредственно влияют на результаты, создаваемые им в жизни. Поведение человека спонтанно и рождается исходя из того, что он решает о себе. Например: если я решила, что я стеснительна, — я буду вести себя как стеснительный человек. Для большинства людей вопрос не состоит в том, хочу ли я на самом деле достичь экстраординарных результатов в жизни, а в том, что удерживает меня от того, чтобы стать тем выдающимся человеком, каким я себя считаю? Тренинг уделяет большое внимание изучению того, что на самом деле влияет на поведение человека, что мотивирует его действия, какой образ мышления создаёт те результаты, которые есть, и какой те, которые желанны в жизни?
Очень часто в жизни мы действуем в некоем автоматическом режиме, исходя из сложившегося опыта, рассчитывая при этом достичь тех результатов, которые могут быть названы беспрецедентными. Об этом очень точно сказал в своё время Альберт Эйнштейн: «Сознание, создавшее данную реальность, не в состоянии воспринимать иную». Другими словами, мы часто надеемся что, пользуясь старыми знаниями и опытом, мы сможем создать нечто новое и экстраординарное в нашей жизни, то, что часто называем своей мечтой или главной целью. При этом, однако, мы забываем, что наше восприятие нового через призму старого будет делать это новое очень похожим на то, что мы уже знаем. Иначе говоря, если мы привыкли смотреть на мир через серые очки — в нас будет сильна установка, что трава может быть только серого цвета.
Тренинги — это возможность изучить глубинные установки и отношения, составляющие основу Вашего жизненного опыта, исходя из которых Вы действуете в своей жизни и создаёте результаты. Это возможность подвергнуть анализу и исследовать, казалось бы, неоспоримые точки зрения о том, как Вы видите мир. Этот тренинг об изменениях и, таким образом, предполагает готовность к ним и желание этих изменений. Многие из имеющихся у нас установок, отношений и интерпретаций неаккуратны, устарели и контрпродуктивны. По мере того как это становятся всё более очевидными участникам Тренинга, у них появляется возможность и сила выбрать и создать мощные, вдохновляющие и эффективные интерпретации и установки, которые позволят достичь действительно экстраординарных результатов, равно как и применить уже имеющиеся продуктивные модели и стратегии поведения и достижения целей в тех областях жизни, где они до этого не использовались.
Сила Тренинга заключается в понимании участниками тех процессов, к которым они приступают. Ясное и четкое понимание того, что Тренинг предлагает вызов сложившемуся субъективному видению мира, позволяет участнику, проходящему Тренинг, подготовиться к нему должным образом так, чтобы возможность создания новых результатов во время Тренинга и после его завершения имела бы практическую реализацию. Большинство из наших установок и интерпретаций, которыми мы пользуемся в жизни — это идеи и решения, которые мы принимали на протяжении путешествия по жизни. За прошедшее время мы собрали предостаточно свидетельств и доказательств в поддержку своей точке зрения на мир. Довольно скоро данное мировоззрение становится для нас реальностью подобной факту (подобно гравитации — чем-то, что просто есть и по поводу чего мы не в силах что-либо сделать). Таким образом, наши интерпретации начинают управлять нами. Мы начинаем видеть вещи, себя и жизнь так, как мы верим в это, полагая, что только так и возможно.
Уникальность тренингов заключается в том, что никто не говорит Вам, как следует жить свою жизнь. Участники сами обнаруживают то, как иначе возможно видеть себя и жизнь вокруг и делают ценные открытия через это. Проходя через этот процесс открытий, участник получает доступ к новым уровням свободы выбора и личной силы, требуемых для создания того будущего, которое не имеет ничего общего с прошлым.
Следует оговориться, что Тренинги не являются терапией или образованием, которое само сделает всю работу за Вас, достаточно лишь зайти в зал Тренинга. Тренинг — это место и возможность начать действовать в отношении того, что важно в Вашей жизни, принять вызов создания будущего, которое не наступило бы само по себе. Таким образом, Тренинг предлагается вниманию успешных людей и необходимым условием его эффективного прохождения является готовность участника к работе над своей жизнью так, как если бы более ни от кого не зависело, изменится что-то в ней или нет. Именно это является одним из критически важных моментов Тренинга. Тренинг — это возможность и привилегия начать осваивать незадействованный до сих пор жизненный, творческий и духовный потенциал, за пределами того, что я знаю, уже возможно в моей жизни, так что станут реальными вещи и события, которые не произошли бы сами по себе.
Психологические тренинги разрабатываются и проводятся профессиональными психологами на базе научных подходов. В основе разработки тренинга лежат экспериментально доказанные знания о психологических закономерностях развития личности и групповых процессах. При этом участие в тренинге — это всегда «живой» опыт, а не посещение лекций и не получение «сухих» теоретических знаний.
В психологических тренингах не используют никаких магических, мистических, экстрасенсорных и пр. техник. Не применяют шарлатанских методов, подобных подходам чумаков и кашпировских. Не происходит никаких психологических манипуляций и воздействий на уровне бессознательного, из серии гипноза , 25 кадра и т.д. Не может также идти речь ни о каких таблетках и медицинских средствах.
В своей работе психолог-ведущий руководствуется профессиональными этическими требованиями об ответственности за происходящее на тренинге, о конфиденциальности информации, о безусловном уважении личности участника. Происходящее в группе всегда определяется личностным выбором каждого участника, никто не может принудить его к совершению каких-либо поступков.
Групповая форма психологической работы незаменима, когда речь идет о вопросах связанных с взаимодействиями с другими людьми. Такими сферами являются решение конфликтов, общение, семейные проблемы, взаимоотношения с противоположным полом. Как правило, участие в группе дает возможность решения не какой-то одной проблемы, а целого их набора. Это понятно, ведь психология человека очень сложна и многогранна, разные сферы психического обязательно взаимодействуют между собой.
Приходя на группу, участвуя в тренинге, есть возможность получить обратную связь от других людей, узнать их точку зрения и таким образом увидеть новые грани интересующей темы. Кроме того, это способ сообща решать возникающие вопросы с людьми, у которых возникли такие же трудности в жизни.
Участие в тренинге дает возможность развития личности и расширения психологических возможностей. Часто группа может являться именно тем событием, которое подталкивает человека «сдвинуться с мертвой точки» и начать менять свою жизнь. В процессе тренинговой работы человек также приобретает такие психологические знания и опыт, которые в дальнейшем помогают ему самостоятельно справляться с возникающими трудностями.
За счет чего происходят изменения?
В первую очередь, на человека влияет само участие в тренинге как особо организованном процессе, а также люди, являющиеся соучастниками этого процесса. Изменения возникают за счет взаимодействия с единомышленниками, целью которых тоже является работа над собой. Кроме того, развитие каждого участника и развитие группы в целом представляют собой взаимоподдерживающие и взаимовлияющие процессы, активизация одного с необходимостью вызывает другое. Безусловно, уровень взаимодействия с группой, сфера и уровень работы определяются каждым участником индивидуально. Готовность и желание участвовать в той или иной процедуре являются собственным выбором каждого человека.
Еще одним условием изменений можно назвать особую атмосферу в группе. Групповая психологическая работа в качестве одного из первых условий выдвигает принципы психологического комфорта и безопасности. Для этого ведущий с самого начала работы тренинга предлагает каждому участнику реализовывать специальные принципы поведения на группе, способствующие ощущению принятия и доверия.
В тренинге ведущий предлагает участникам включиться в выполнение разных техник и упражнений. Основная цель таких процедур — помочь разобраться в собственных переживаниях и приобрести навыки эффективного преодоления трудностей. В процессе работы тренинга возможность изменений обеспечивается за счет психологических закономерностей, в числе которых получение обратной связи от ведущего и других участников, активизация личностной рефлексии, осознание ранее не знаемых особенностей. В результате приобретаются базовые психологические знания и навыки, которые потом могут быть активно применены и за пределами ситуации тренинга.
В тренинге реализуются принципы работы и техники, которые могут быть отнесены к гуманистическому направлению в психологии. Речь идет о таких направлениях как группы встреч, гештальт-подход, психодрама, арт-подход и др.
Участие в тренинге всегда предполагает получение нового опыта. И это является еще одним механизмом, обеспечивающим изменения. Когда человек открыл для себя что-то новое, его личность не может оставаться прежней.
Психологический тренинг — Психологос
Психологический тренинг — личностный тренинг, проводимый психологом и с использованием психологических, а не эзотерических и мистических понятий и категорий.
Основная цель психологического тренинга — повышение компетентности в общении — может быть конкретизирована в ряде задач с различной формулировкой, но обязательно связанных с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человек, все его вербальные и невербальные проявления.
Одним из условий успешной работы тренинговой группы является рефлексия ведущим той задачи, которая решается в ходе занятий. Воздействие может осуществляться на уровне установок либо умений и навыков, либо перцептивных способностей и т. д. Смешивать разные задачи в ходе работы одной тренинговой группы нецелесообразно, так как это может, с одной стороны, снизить эффективность воздействия, а с другой, — вызвать появление этической проблемы, поскольку изменять задачу в процессе тренинга можно только с согласия группы.
Работа тренинговой группы отличается рядом специфических принципов. Дадим им краткую характеристику.
Принцип активности
Активность участников тренинговой группы носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В тренинге люди вовлекаются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме. Активность возрастает в том случае, если мы даем участникам установку на готовность включиться в совершаемые действия в любой момент.
Особенно эффективными в достижении целей тренинга через осознание, апробирование и тренировку приемов, способов поведения, идей, предложенных тренером, являются те ситуации и упражнения, которые позволяют активно участвовать в них всем членам группы одновременно.
Принцип активности, в частности, опирается на известную из области экспериментальной психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что он слышит, пятьдесят процентов того, что он видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто процентов того, что делает сам.
Принцип исследовательской творческой позиции
Суть этого принципа заключается в том, что в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможные особенности.
Исходя из этого принципа, работа тренера заключаете том, чтобы придумать, сконструировать и организовать те ситуации, которые давали бы возможность членам группы осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения, экспериментировать с ними.
В тренинговой группе создается креативная среда, основными характеристиками которой являются проблемность, неопределенность, принятие, безоценочность.
Реализация этого принципа порой встречает достаточно сильное сопротивление со стороны участников. Люди, которые приходят в группу тренинга, имеют определенный опыт общения в школе, в институте, где, как правило, им предлагались или иные правила, модели, которые надо было выучить и следовать им в дальнейшем. Сталкиваясь с другим, непривычным, них способом обучения, люди проявляют недовольство, иногда в достаточно сильной, даже агрессивной форме. Преодолеть такое сопротивление помогают ситуации, позволяющие участникам тренинга осознать важность и необходимость формирования у них готовности и в дальнейшем, после окончания тренинга, экспериментировать со своим поведением, творчески относиться к жизни, к самому себе.
Принцип объективации (осознания) поведения
В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволяющий производить изменения в тренинге. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь. Создание условий для эффективной обратной связи в группе — важная задача тренерской работы.
В тех видах тренинга, которые направлены на формирование умений, навыков, установок, используются дополнительные средства объективации поведения. Одним из них является видеозапись поведения участников группы в тех или иных ситуациях с последующим просмотром и обсуждением. Надо учитывать, что видеозапись является очень сильным средством воздействия, способным оказать негативное влияние, поэтому им следует пользоваться с большой осторожностью, и что самое важное — профессионально.
Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения
Партнерским, или субъект-субъектным общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания.
Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы.
Последовательная реализация названных принципов — одно из условий эффективной работы группы социально-психологического тренинга. Она отличает эту работу от других методов обучения и психологического воздействия.
Кроме специфических принципов работы тренинговых групп, можно говорить и о специфическом принципе работы тренера, который заключается в постоянной рефлексии всего того, что происходит в группе. Эта рефлексия осуществляется за счет того, что тренер все время — приступая к проведению тренинга, планируя работу на день, непосредственно в процессе работы — задает себе три вопроса:
— Какой цели я хочу достичь?
— Почему я хочу достичь этой цели?
— Какими средствами я собираюсь ее достичь?
Ответ на второй вопрос дают диагностические исследования тренера во время работы с группой. Объектами диагностики являются:
— содержательный план работы
— уровень развития и сплоченности группы, характер отношений, складывающихся между ее участниками
— состояние каждого участника группы, его отношение к себе, к другим, к тренингу.
Эффективность тренинга во многом зависит не только адекватности осуществляемой тренером диагностики, но и того, насколько большим арсеналом средств он обладает для достижения той или иной цели.
Первый шаг в решении задачи выбора средств — это выбор методического приема. К наиболее часто применяемым относится: групповые дискуссии, ролевые игры, психодрама и ее модификации, психогимнастика.
Выбор того или иного методического приема, а также конкретного средства в рамках этого приема определяется следующими факторами:
1) содержанием тренинга,
2) особенностями группы,
3) особенностями ситуации,
4) возможностями тренера.
Что такое психологический тренинг? — Центр успешных отношений
Тем, кто ни разу не был на психологическом тренинге, объяснить, что это такое — непростая задача. Те, кто побывал на таком тренинге, понимают, что это такое, но также не в силах найти правильное определение этому термину. Поэтому, когда знакомые задают им такой вопрос, могут рассказывать полчаса, но в итоге все равно чувствуют, что что-то упустили. Из-за этого встречается такое количество разнообразных трактовок — и так сложно разобраться, где же истина. Постараемся внести ясность.
Психологический тренинг — это не лекция, не семинар, не мастер класс и не терапия.
Очень часто эти понятия путают. Некоторым кажется, что на протяжении долгих академические часов психолог будет им что-то рассказывать, а они обязательно должны это конспектировать. Тренинг — это 10% теории и 90% практики, т.е. увлекательных игр и упражнений. Выполняя задания, у Вас не будет времени принять «правильное» решение, только — «свое». Так Вы сможете понять, в чем корни Ваших проблем, причем внимание на это обратит, скорее, не тренер, а сами участники тренинга. Игры и упражнения помогут Вам достигнуть нужных целей. Да, кстати…
…Тренинги всегда направлены на достижение цели.
Цели могут быть разными: набраться смелости и сменить, наконец, скучную работу, встретить свою половинку, стать уверенней, изменить свою жизнь так, как хочется, найти новых друзей, решить проблемы в личной жизни, научиться общаться с другими людьми и многое другое. Целью может быть даже поиск собственных целей. Как правило, у каждого цели индивидуальные. Задача психолога как тренера — помочь человеку достигнуть их.
Психологический тренинг — это не волшебная палочка…
…и не магический пинок. Никто не станет Вас подгонять, уговаривать или подталкивать к достижению Ваших целей. Только Вы решаете, какой результат хотите получить, и берете на себя ответственность за то, что в итоге происходит. Без Вашего участия никто не сделает Вас лучше. Легких способов НЕ БЫВАЕТ, хоть многим из нас так свойственно искать их и надеяться на «халяву». На тренинге Вам предоставляют все необходимые инструменты для осуществления задуманного, например, одна из составляющих — это…
Атмосфера тренинга
Забудьте о Вашем социальном статусе или о вашей профессии. На тренинге важно лишь то, что Вы на самом деле из себя представляете. Здесь Вы можете получить прямую и честную обратную связь на Ваш счет. Иногда совершенные открытия могут быть болезненными, поэтому нужно быть к этому готовым. Тренинг — это путешествие с доброжелательными попутчикам, каждый из которых переживает за Вас и старается помочь, насколько это возможно.
Тренер
Тренер не делает выводов, не заставляет и не оценивает. Он ускоряет то, что должно произойти само, он ведет группу туда, куда она сама захочет идти. С помощью тренера Вы можете решить проблему, на решение которой в обычной жизни могло бы уйти несколько лет или, в особенных случаях, даже несколько жизней. 🙂
Майя Красковская,
соучредитель
Центра успешных отношений
Психологический тренинг
Психологический тренинг. Зачем?
На данный момент тренинг – это одна из самых популярных форм интенсивного обучения во всем мире. Тренинг является одним из самых быстрых и эффективных методов развития личности и внутренних изменений.
Отличительной особенность тренингов является высокая интенсивность проведения занятий и использование разных способов достижения заявленного результата прямо в ходе самого тренинга.
Виды тренингов по целям:
Тренинги навыков.
Цель таких тренингов – дать участникам какой-либо навык для последующего использования в работе или личной жизни. Таких тренингов очень много. Ну, во-первых, это большинство бизнес-тренингов, где даются различные навыки, которые затем участник может использовать в своей профессиональной деятельности.
К ним относятся навыки продаж, ведения переговоров, ораторское искусство, управление временем и прочее. В сфере личностного роста к таким тренингам относятся тренинги знакомств, коммуникаций, стресс-менеджмента, скорочтения.
У человека, прошедшего такой тренинг, может значительно повыситься самооценка, уверенность в себе, чувство собственного достоинства — как следствие овладения и применения определенного навыка, полученного на тренинге.
Например, девушка, боявшаяся познакомиться с молодым человеком, после прохождения тренинга по технологии знакомств может легко выполнить эту прежде неразрешимую для нее задачу. Естественно, при этом произойдут ее позитивные внутренние изменения.
Трансформационные тренинги (тренинги личностного роста).
Цель трансформационных тренингов — открытие новых возможностей и перспектив, выход из проблемной ситуации, поиск предназначения или призвания. Такие тренинги позволяют человеку открыть, понять или осознать что-то новое в своей жизни. Чаще всего в ходе самого тренинга происходят сильные внутренние изменения (прорыв, инсайт, озарение, прощение и т.д.), поэтому такие тренинги и называется «трансформационным».
Главной задачей трансформационных тренингов или тренингов личностного роста является не получение знаний или навыков, а внутренняя трансформация личности и как следствие изменение качества жизни.
Естественно, что в большинстве таких тренингов человек тоже получает какие-то знания и навыки, но они не являются главной задачей. Только в некоторых случаях не получает никаких новых навыков, которые он затем смог бы использовать в обычной (вне тренинга) жизни.
У человека, прошедшего такой тренинг, обычно резко повышается самооценка, и он становится более позитивным и эффективным человеком. На такие тренинги приходят люди, для которых это уже действительно важно.
Александр Невеев — Психологический тренинг
Ключевые слова: тренинг, бесполезный тренинг, массовый тренинг, психологические тренинги, опасный тренинг, деструктивный тренинг, тренинг личностного роста, методология тренинга, обучение персонала, вредный тренинг, эффективность тренингаПсихологический тренинг (или психотренинг) – это один из форматов работы психолога. Этот формат работы является групповым и сводится к тому, что клиенты психолога – участники тренинга сидят кружочком (или полукружочком) и по заданию тренера высказывают свои мнения, дискутируют друг с другом, слушают тренера, выполняют упражнения, которые он им предлагает, и играют в игры, в том числе, ролевые, разбившись на пары или тройки.
Когда говорят о психологическом тренинге, то, как правило, подчеркивают, что психологический тренинг – это так называемое активное обучение. При этом вот эта активность – дискуссии, обмен мнениями, игры – зачастую каким-то образом превращается в самоцель, а вопросы о качестве содержания тренинга, о качестве той информации, которая передается его участникам, о полезности навыков, которые формируются на тренинге, о том, а происходит ли собственно в результате тренинга формирование навыков, об эффективности тренинга в целом, наконец, или вообще не ставятся или перемещаются куда-то на задний план. По-видимому, предполагается, что вот эта активность, в любом случае, эффективнее простого сидения за партой, слушания лекций и выполнения закрепляющих материал упражнений.
Но давайте задумаемся, о чем реально идет речь, когда людей вовлекают в эту тренинговую активность?
- О наличии у психолога, тренера определенных знаний, которые он успешно передает, и навыков, которые он успешно формирует, используя различные виды активности?
- Или же о маскировке с помощью этой активности отсутствия у психолога знаний, бесполезности навыков, которые он пытается формировать, и, более того, неумения психолога формировать навыки?
На мой взгляд, сегодня в большинстве случаев, речь идет именно о второй ситуации.
И, действительно: когда участник тренинга постоянно вовлечен в ту или иную форму активности, которые еще и ритмично сменяют друг друга, у него просто нет возможности остановиться и подумать о том, полезен ему тренинг или нет, применимо то, чему его учит тренер, или же оторвано от реальности.
А если прибавить к этому благожелательность тренера, то, что он развлекает участников тренинга и поднимает им настроение, то, что психологический тренинг превращается по сути в приятное, динамичное и веселое времяпрепровождение, то иллюзорность полезности психологических тренингов становится еще более заметной.
Впрочем, прежде чем более подробно обсуждать психологический тренинг, как конкретный формат работы психолога, необходимо сказать несколько слов об особенностях работы современных российских психологов в целом.
И в первую очередь здесь нужно сказать о том, что сегодня отечественные психологи применяют множество научно не обоснованных, иррационалистических и даже оккультных, эзотерических методов, которые якобы позволяют решить проблемы клиента. Одновременно, психологи в своей работе опираются на целый ряд мифов, заблуждений и лженаучных идей, вроде идеи о вытесненных психологических травмах, которые все равно продолжают влиять на поведение человека, или о том, что необходимо выражать свои эмоции, чтобы освободиться от них.
В своей работе современные российские психологи широко применяют и методы различных течений психотерапии, многие из которых также являются научно не обоснованными или даже прямо оккультно-эзотерическими. В качестве примеров тут можно вспомнить холотропное дыхание, ребефинг, трансперсональную психологию, расстановки по Хеллингеру, НЛП.
Психологический тренинг в этом смысле ничем радикально не отличается – это просто одна из форм работы психолога, при которой работа ведется с несколькими клиентами одновременно. Эти клиентами являются участниками тренинга, играют друг с другом в ролевые игры и выполняют другие задания психолога, тренера.
При этом и содержанием психологического тренинга зачастую оказываются все те же сомнительные с научной точки зрения идеи, психологические мифы.
Вдобавок, по-видимому, ни один психологический тренинг не прошел объективную проверку, которая могла бы подтвердить его эффективность. Более того, изобретая те или иные упражнения и игры для тренинга психологи зачастую вообще не думают о том, что эффективность, безвредность такого рода игр и упражнений необходимо проверять. В России сегодня отсутствует сама инфраструктура проверки различных тренинговых «методов».
Поэтому проверка эффективности тренинга сегодня подменяется оценкой того, насколько тренер известен и как много людей он смог на тренинг привлечь. Хотя очевидно, что и известность тренера, и количество людей, пришедших к нему на тренинги, в гораздо большей степени зависят от квалификации тренера (или нанятых им специалистов) в области рекламы, PR и маркетинга, чем с эффективностью и полезностью его тренингов.
При этом субъективно многим людям может казаться, что психологический тренинг им помог. То же касается, кстати, и других форм работы с психологом.
А в условиях, когда, с одной стороны, объективной проверки эффективности психологических тренингов не проводилось, а, с другой стороны, науке известна масса механизмов, под влиянием которых человеку может казаться, что неэффективное – эффективно, а бесполезное – полезно, вполне резонно предположить, что психологические тренинги и не являются эффективными, бесполезны.
И не нужно тут ссылаться на Курта Левина, Якоба Морено, Карла Роджерса, или психолога-марксиста из ГДР Манфреда Форверга, не нужно вспоминать и так называемые тренинг-группы (Т-группы) или тренинг сензитивности (по поводу лженаучности последнего, кстати, известные разоблачители мифов Пенн и Теллер сделали в 2008 году отличную передачу в рамках своего проекта «Чушь собачья» («Bull Shit»)), нужно просто привести конкретные исследования, доказывающие эффективность конкретных тренингов и/или конкретных тренинговых игр, упражнений и прочих «методов работы». Можете привести – отлично. Не можете – значит ваша убежденность в эффективности психотренига – это не более чем иррациональная вера.
К тому же, нельзя не сказать и о том, что на западе нет такого термина, как «психологический тренинг». Слово «training» означает просто «обучение», причем обучение навыкам, способам выполнения тех или иных операций. Ближе всего к английскому «training» – русское слово «тренировка».
При этом тренинг вовсе не предполагает, что обучаемые сидят кружком, а тренер собирает их мнения, просит их подискутировать и дает им задания поиграть в игры или выполнить те или иные упражнения, разбившись на пары или тройки. Причем на западе о тренинге говорится прежде всего в связи с обучением персонала на рабочем месте (workplace learning) и развитием качества работы персонала (personnel performance improvement) [1; 4]: есть навыки, которые сотрудник получает еще в вузе, а есть те, которые работодатель специально формирует у него с помощью как раз-таки тренинга.
Итак, по сути, словосочетание «психологический тренинг» придумали отечественные психологи (я думаю, ключевая роль в изобретении термина «психологический тренинг» принадлежит Л.А. Петровской [2]), по тем или иным причинам не желавшие говорить о групповой психотерапии.
Почему не желали? Да по многим причинам:
- на тот момент психотерапия в России – это чисто медицинская специализация;
- отечественные психологи не имели достаточной квалификации для проведения психотерапии, но хотели заимствовать из нее игры и упражнения;
- отечественные психологи не хотели отпугивать клиентов словом «психотерапия».
Да мало ли, почему. Возможно все еще проще: некоторые отечественные психологи хотели писать научные работы и выбрали своей темой именно групповую психотерапию, но писать о ней не могли, не имели права, хотели привнести нечто от себя в свои компилятивные обзоры групповых форм психотерапии и пр., потому и придумали словосочетание «психологический тренинг».
Да, необходимо отметить, что до проверки эффективности тех или иных форм психотренинга в такого рода работах, как я понял, не доходили. Куда как больше занимались уточнением понятий и спорами о терминах по схеме Остапа Бендера: «Итак, психологический тренинг. Но что такое тренинг, и что такое – психологический?..»
Таким образом психологический тренинг – это чисто российское изобретение, а его содержанием являются во многом именно методы различных форм групповой психотерапии: гештальт-терапии, экзистенциально-гуманистической терапии, психодрамы.
А уж на вопрос о том, как относиться к применению освоенной по книжкам и/или через десятые руки групповой психотерапии к здоровым людям, я думаю, всякий умный человек способен самостоятельно дать правильный ответ.
Как сегодня проходит психологический тренинг?
Очень просто. Психолог рассказывает какую-нибудь психотерапевтическую байку или описывает какую-нибудь психотерапевтическую концепцию, а потом предлагает разбиться на группы (пары, тройки) и что-то по поводу этой байки/концепции поделать.
Например, рассказывает психолог о научно не обоснованной и совершенно умозрительной концепции Эрика Берна, в соответствии с которой личность человека может находиться в трех Эго-состояниях: Родитель, Взрослый и Ребенок, а затем предлагает разбиться на пары, пообщаться и отметить, в каком Эго-состоянии собеседник находится чаще.
Какой толк от такого рода времяпрепровождения? Каких целей хотят достичь? Хотят ли таким путем просто закрепить в памяти концепцию Берна? Хотят ли таким путем приучить человека делить все реакции окружающих по схеме Родитель-Взрослый-Ребенок?
По сути, в данном случае участникам психотренинга дается субъективное, неточное, научно не обоснованное описание поведения людей, а затем предлагается посидеть, пообщаться и поделать на основе этого описания свои собственные субъективные и неточные выводы. Какое это имеет отношение к обучению? Чему можно научить при таком подходе? Какие полезные навыки можно таким путем выработать?
При этом, конечно, нужно понимать, что в психологический тренинг можно включать не только какие-то идеи или подходы, взятые из тех или иных течений психотерапии. Прекрасно подойдут для этого и всякие рецепты медитаций, управления дыханием, визуализаций и попытки управлять энергией ЦЫ, и эзотерические идеи о силе мысли и позитивного мышления.
Вдобавок, тренинговые задания, якобы позволяющие выработать те или иные навыки, зачастую просто выдумываются, изобретаются чисто умозрительно под руководством житейской логики, а какое-нибудь наклеивание разноцветных стикеров на ту или иную часть флип-чарта приравнивается к освоению той или иной концепции, того или иного метода.
Очень часто выдумываются и приемы, техники, методики, которым обучают на психологическом тренинге.
Например, в своей книге «Тренинг влияния и противостояния влиянию» Елена Сидоренко [3] не просто предлагает научно не обоснованный метод противостояния влиянию, но еще и подробно описывает как этот «метод» пришел ей в голову.
Была однажды Елена Сидоренко синхронным переводчиком на сеансе группового психоанализа и переводить ей было трудно, потому что психоаналитик говорил длинными и сложными фразами. И обратилась Елена Сидоренко к психоаналитику в перерыве и попросила его говорить более короткими и простыми фразами. На что психоаналитик ей ответил примерно так: «говорить длинными и сложными фразами – это часть моей личности».
И тут психолог Елена Сидоренко не нашлась, что сказать, и сделала вывод, что ответ «Х – это часть моей личности» является отличным средством противостояния влиянию.
Но учитывает ли Елена Сидоренко, что описанное выше поведение переводчика просто не этично? Учитывает ли она, что такой ответ психоаналитика вполне уместен в данной ситуации, но совершенно не уместен в другой? Наконец, в каких исследованиях, на какой выборке, на каком материале было показано, что этот метод противостояния влиянию действительно работает?
Но зачем нагружать себя, задавая подобные вопросы? Гораздо приятнее просто поделиться с окружающими (за деньги, разумеется) своей идеей, которая, придя нам в голову, показалась нам очень умной и так нас порадовала…
И последнее. Собственно, в чем проблема? Ну нравится людям иметь в своем распоряжении такой безобидный и бесполезный способ времяпрепровождения, как психологический тренинг. Ну проникают в сознание людей, посещающих психотренинги, всякие глупости и мифы. В конце концов, по-видимому, гораздо большее количество людей смотрит какое-нибудь «Хрень-ТВ» и подхватывает из его программ всякие глупости про рептилоидов и экстрасенсов, пытается подчистить свой «сосуд кармы» или отражать чужие негативные ментально-энергетические воздействия, применяя рецепты из книжек по биоэнергетике и эзотерике.
Но дело в том, что легитимный статус ерунды под названием «психологический тренинг» делает легитимным и статус уже гораздо более опасных тренингов – тренингов личностного роста и различных психокультов. И это очень большая проблема…
ЛИТЕРАТУРА
- Невеев А.Б. Тренинг в организации. — ИНФРА-М, 2012. — 256 с.
- Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — 168 с.
- Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. — СПб: Речь, 2003. — 256 с.
- ASTD Handbook for Workplace Learning Professionals / Elain Biech, ed. — Alexandria: ASTD Press, 2008. — 906 p.
Вы можете пожаловаться на тренинг
Еще по теме:
Тренинг «по-русски»В чем специфика тренинга в России? Позитивна ли эта специфика?
Тренинговые пирамидыЧто может быть общего между тренингом и МММ? Высок ли риск, попав на тренинг, превратиться в продавца этого тренинга?
Тренинги личностного ростаВ чем опасность тренингов личностного роста? Почему не стоит их посещать?
Почему кажется, что тренинг помог?Почему кажется, что бесполезный тренинг полезен? Какие психологические механизмы и эффекты тут срабатывают?
Поделиться:
Вконтакте
Google+
Психологический тренинг как форма развивающей работы в школе
Психологический тренинг не любая форма групповой работы, это особая форма групповой работы со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. По своей сути тренинг представляет собой форму обучения, присвоения новых навыков, открытия в себе иных психологических возможностей. Особенность этой формы обучения в том, что обучающийся занимает в ней активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, деяния.
Психологически тренинг – форма активного обучения, позволяющая человеку самоформировать (слово корявое, но очень верное по сути) навыки и умения построения продуктивных социальных межличностных отношений, продуктивной учебной и иной деятельности, анализа возникающих ситуаций со своей точки зрения и позиции партнера, развивать в себе способности познания и понимания себя и других в процессе общения и деятельности.
Игра – тренинг – урок… каждая из данных форм может решать развивающие задачи, но по своему и свои. Игра – «живая» деятельность. Игра не учит, она расширяет горизонты, погружая человека в иные миры и отношения. Она дает опыт их создания, выбора, построения. Однако требуется отдельная работы души или внешних по отношению к этой душе сил для того, чтобы игровая деятельность и полученный в ней опыт были перенесены в жизнь. Иногда игра «прорастает» в человеке очень долго. Повторим еще раз: игра не учит, она изменяет человека так, как может менять его только целостная захватывающая человека целиком деятельность, кусочек «вкусной» жизни. Тренинг – деятельностное обучение. Его природа – принципиально дискретна (игра принципиально целостна). Тренинг предполагает остановки, рефлексию, возвращение к получившемуся и непонятому, повтор, репетицию, иногда фальстарт. Конечно, хороший тренинг в результате обретает в голове у человека целостность и законченность, становится единым фрагментом жизни («тренинг – это маленькая жизнь» – так, наверное, можно сказать?). Но процесс тренинга прерывист.
В тренинге открыто ставится задача обучения. Можно полностью согласиться с тем пониманием тренинга, которое дано в книге И. Вачкова и С. Дерябо: «Целью тренинга является освоение клиентом той или иной деятельности… Что нужно для того, чтобы человек был способен что-то делать? Очевидно, что он должен 1) знать, как делать, 2) хотеть это делать и 3) уметь это делать».
Урок – при всех попытках сделать его деятельностным с помощью современных психолого-педагогических технологий – форма больше информационная, знаньевая. Через урок очень трудно передать ученику технологию самопобуждения к деятельности (научить его хотеть). Частично можно научить конкретному делу, но проще всего на уроке передать знание о том, как делать.
Конечно, современный урок впитал в себя игровые методы и тренинговые процедуры; тренинг включает в себя информационные блоки и блоки «чистого» проживания; игра почти всегда завершается обсуждением и рефлексией. Эклектика – стиль современной эпохи. И все же очень важно понимать исходные возможности и направленность того или иного жанра.
Возвращаясь к тренингу. Он может быть рассмотрен как форма развивающей работы с детьми и подростками. Но не стоит преувеличивать и даже абсолютизировать его роль в данном качестве.
Настоящий психологический тренинг, выстроенный по канонам своего жанра, в школе возможен скорее в исключительных, чем типичных, ситуациях деятельности психолога. Все дело в том, что эти самые типичные ситуации не позволяют воплотить в жизнь ряд принципов тренинговой работы, как то: добровольность, конфиденциальность происходящего в группе, психологическая безопасность участников, постоянство состава, определенная длительность каждой встречи и встреч вообще, конечность существования группы и др.
Тренинг так устроен: он предполагает открытость. Нельзя иначе, так как открытость – важнейшее условие того, что человек в процессе тренинговых занятий будет готов к изменению, развитию, движению в отношении самого себя. Открытость – это испытание, риск быть непонятным, осмеянным (особенно в детской и подростковой группе!). Если хотите – это маленький подвиг личности. Большинство людей любого возраста готовы к такому риску только в ситуации высокой психологической безопасности. И это правильно. Создать в школе условия для безопасной открытости очень сложно. Невозможно гарантировать, что информация о происходящем в группе не просочится вовне, не поползет по школе. У ребенка, прошедшего тренинговую группу в школе, могут возникнуть трудности с применением новых знаний и умений в жизни: вокруг свидетели того, как он это отрабатывал на занятиях. Для того что бы соблюсти принципы добровольности и постоянства состава, психологу нужно проявить просто чудеса изобретательности: с одной стороны, собрать в группу только желающих (это значит – после уроков), с другой стороны – удерживать школьников в группе, несмотря на их загруженность, наличие друзей вне группы, поздний час и прочее и прочее.
Очевидно, что проведение хорошего, полноценного тренинга предполагает, что дети пришли и остаются его постоянными участниками сами, на внутренней своей мотивации, что у них и у психолога есть возможность работать вместе в комфортном изолированном помещении (не в классе) хотя бы 3–4 часа в неделю (подряд) после окончания занятий, что участники никакого содержания не выносят вовне группы и, кроме того, после окончания тренинга они продолжают спокойно общаться друг с другом уже на ином, не столь глубоком уровне. «Часто ли такое возможно в реальной школьной практике?» – задаю я почти риторический вопрос. Нет, весьма редко.
А следовательно, речь о существенной модификации тренинговой методологии и процедур, для того чтобы его можно было использовать: а) для всего класса, б) в обязательном порядке, в) в режиме коротких встреч раз в неделю, г) ситуации довольно низкой психологической безопасности, характерной для школы как таковой, и т.д.
Такая модификация в нашем рабочем сленге психологов практиков получила название «тренинговые занятия». «Тренинговые» – потому что преследуют цель научить определенной деятельности.
«Занятия», потому что в чем -то близки уроку: по длительности (точнее, краткости), обязательности для всех, утилитарной (знаньево-навыковой) направленности. В таких занятиях трудно сохранить романтический «дух» тренинга. В большей степени сохраняется «бука» – тренировка умения действовать на основе знания о том, как это нужно делать. Но и мотивационный потенциал таких занятий, по сравнению с «чистым» уроком, все таки довольно высок.
Вконтакте
Одноклассники
Похожие материалы в разделе Педагогика:
что это такое, какие бывают и как выбрать?
В нашем обществе признаться, что нуждаешься в помощи психолога, для многих равносильно озвучиванию постыдного диагноза. Это они, там, у себя на Западе, льют слезы на кушетке в кабинете психоаналитика. А я ни-ни. Я – кремень. А что жизнь не ладится – так это начальник козел, а болезни все от нервов. Сделать первый шаг трудно. Особенно в маленьком городке, где общественное мнение припечатывает посильнее судебного приговора. Но можно посетить открытые мероприятия – психологические тренинги. Так сказать: и в толпе затеряться и свои проблемы решить.
Что такое психологические тренинги?
Психологический тренинг — это мероприятие, которое проводит психолог, в котором поднимает психологические проблемы каждого из участников. Психолог должен быть практикующим, а проблемы – актуальными. Это не лекция, не пресловутый пинок и не групповая терапия. Вселенная просто собирает людей в одном месте в одно время. И тогда начинается магия.
На успех психологического тренинга для каждого конкретного участника влияет 4 компонента:
- Личность. Тренер — психолог, в рукаве которого имеется десяток историй из практики и упражнения на любой запрос аудитории.
- Настрой. Скучающее выражение лица и посыл «ну давай, научи меня» оставят сожаление о потраченных деньгах. А вовремя поднятая рука поможет решить проблему.
- Группа. Опытные тренеры знают, что в формировании группы принимает участие рука провидения. Участники подбираются по особому принципу, но с одной целью – помочь друг другу отработать сложные жизненные ситуации.
- Атмосфера. Тренер, подобно дирижеру задает темп и тональность общей игры.
Как новичку понять, будет ли интересно ему занятие? Если в заявленной теме есть незнакомые слова – это встреча для посвященных. Но бывает, личная проблема большими буквами написана на плакате с назначенным тренингом. Тогда, конечно, стоит попробовать. Но слишком размытых и абстрактных тем лучше избегать.
Например, посещение тренинга с названием: «как понравиться всем и каждому» равносильно прочтению гороскопа для людей, родившихся в год Дракона. Трактуй, как хочешь, что-нибудь да совпадет. А на выходе с мероприятия «как понравиться свекрови или начальнику (людям, старшего поколения)» полученные навыки можно сразу применить на практике. Как говорится: «верной дорогой идете, товарищи!».
Пройти тест на характер человека
Для чего нужны тренинги по психологии?
Любой тренинг – это опыт взаимодействия. Психологический тренинг – опыт взаимодействия с самим собой. Участники сталкиваются с внутренними проблемами, о существовании которых даже не догадывались. Старые обиды, незаконченные отношения, стрессы, старательно забытые сознанием, занозами сидят глубоко в душе.
Психологи называют это бессознательным или подсознанием (еще один полезный термин). Подобно боевому осколку, старая душевная рана может напомнить о себе в самый неподходящий момент.
Вывод. Психологический тренинг вынуждает участников (иногда против их воли) признать, что проблемы у них есть.
Заявленная тема может откликнуться в душе совершенно иной проблемой. Так, участники, которые пришли с целью похудеть, рыдают над детской ситуацией: родители не похвалили их за отличные оценки. И после тренинга они таки худеют, потому что ситуация прожита до конца и заедать ее уже нет смысла.
А озвученная проблема: хочу вернуть бывшего, вызывает меньше эмоций, чем воспоминания о насмешках одноклассников. В итоге – оказывается, что бывший просто внешне похож на обидчика и был выбран в качестве мальчика для битья.
Вывод. Психологические тренинги показывают: все сферы жизни настолько взаимосвязаны, что дернув ниточку в одной из них, можно распутать внушительный клубок проблем.
Группа перемещается в ситуации, искусственно созданные тренером. Но проживает эмоции здесь-и-сейчас. На первых занятиях можно увидеть людей, сидящих с приклеенными улыбками и глазами полными слез, потому что плакать – это плохо. Зато на следующих встречах все дружно рыдают в три ручья. И женщины, и мужчины. Участники учатся признавать свое право на «постыдные» чувства: гнев, зависть, страх, ревность.
Упражнения помогают не копить негативные эмоции в себе, а правильно выплескивать их в нужном месте и в нужное время. А после этого участники разрешают себе побыть нежными, проявить сострадание и попросту устроить обнимашки с родными.
Вывод. Психологические тренинги напоминают участникам том, что у них есть право на простые человеческие эмоции.
После посещения нескольких мероприятий, связанных с психологией, пройденные этапы уже не представляются чем-то экстраординарным. Но для непосвященных участников многое становится откровением. Психология – мощный инструмент, а тренинги – первый шаг на длинном участке пути под названием «познай себя сам».
Пройти тест: интроверт или экстраверт?
Какие бывают тренинги по психологии?
Официальной классификации не существует. Темы видоизменяются в зависимости от запросов общества. Но суть остается неизменной, потому что глубинные инстинкты зашиты на уровне генов. Если наших мам и бабушек интересовало, как познакомиться с парнем на танцах, то современные девушки учатся делать красивые селфи. А цель одна – понравиться окружающим.
Тренинги по психологии условно делятся на 3 группы:
Бизнес-тренинги. Общение с клиентами, подчиненными, методы убеждения и преодоление возражений. Тренинги для руководства, менеджмента и офисных работников.
Поведенческие. Обучение красноречию, обаянию, преодоление проблем на работе – это самая популярная и посещаемая категория. Но эффективность внешних перемен недолговечна. Участники либо забывают о полученных навыках, либо требуют постоянной подпитки в виде новых и новых занятий.
Терапевтические. Изменения не могут пройти мгновенно. И даже за день-два. Посещение терапевтических тренингов длится долго и часто становится поводом для индивидуального посещения психоаналитика. Это самый трудоемкий, но проверенный путь.
Точная классификация не так и важна, потому что главной целью тренинга является изменение качества жизни участников. Из общей работы каждый выносит свой собственный опыт. И двух одинаковых результатов не бывает, как и идентичного набора генов.
Как выбрать психологический тренинг?
На каждую тему психологического тренинга найдется скептическая статья о том, почему это не работает. Обобщать все, по меньшей мере, некорректно. Успех тренинга в большой степени зависит от готовности участника работать над собой. Выбрать формат мероприятия для новичка сложно. Но пугаться не стоит, даже незнакомые термины означают вполне земные и жизненные проблемы большинства.
Попробуем убрать налет таинственности с профессиональной терминологии:
Ролевые игры. К актерскому мастерству как к профессии они не имеют отношения. «Весь мир театр…». Подсознательно мы выбираем роль и действуем от имени персонажа. Для своих родителей мы всегда остаемся детьми, а диалог со своими отпрысками ведем с позиции Родителя или Учителя. Но иногда роли становятся неуместными. Так, например, мы постоянно поучаем супруга, а потом удивляемся, почему он перестал принимать ответственные решения. А супруг просто включился в игру Родитель-Ребенок и принял на себя роль несмышленого подростка.
Пройти тест: ребенок, взрослый, родитель
Жизненные сценарии. Ситуации, которые мы с удивлением называем «дежа вю», Вселенная посылает не для наказания, а для обучения. И пока мы не поймем, чему именно должны научиться, сценарий будет повторяться с завидной регулярностью. Чему научит долгое ожидание в пробке? Смирению. А конфликт на работе? Осознанию того, что нужно развиваться в профессии. Или найти новую.
Эти две темы понятно описаны в книге Эрика Берна (психолога и психиатра) «Игры, в которые играют люди».
Психосоматика. Организм – очень, очень мудрая машина. Особенно мозг, который показывает нам мир таким, каким считает нужным. Психологические проблемы проявляются на физиологическом уровне. Например: в стрессовой ситуации в кровь выбрасывается убойная доза адреналина, сжечь который можно только физическими нагрузками. Но мы сидим за столом, пока адреналин атакует сосуды и сердце. Итог – сердечный приступ, внезапные головные боли. Наши предки были мудрее. Фразы «ноги не идут» или «глаза бы не видели» – не абстрактные словосочетания, а результат вдумчивых наблюдений.
О проявлениях психосоматики интересно пишет практикующий психотерапевт Синельников В. В книге «Возлюби болезнь свою».
Выбор тренинга – это не лотерея. Но и не гарантия решения всех проблем. Отнеситесь к нему как к опыту. А опыт – это наш личный багаж, который невозможно потерять или украсть.
Психологические тренинги разрешают человеку лицом к лицу встретиться с собственным «Я». Прожить себя вчерашнего и перестать париться о себе завтрашнем. Почувствовать телесные зажимы, прокричать гнев и прошептать о любви. А еще удостовериться, что проблемы, которые люди считали личными, волнуют каждого второго участника. И только от этого уже становится легче.
Пройти тест на неуверенность в себе
Психолог — обучение, образование и сравнение с психиатром
Психологи получают докторские, а не медицинские степени и могут назначать лекарства только в трех штатах США.
Психологи — это врачи, получившие докторскую степень, которая является докторской, психологической или юридической.
Они работают с пациентами, помогая диагностировать, лечить и управлять широким спектром состояний и проблем, связанных с эмоциями, мыслями и общим психическим здоровьем.
Некоторые области, в которых они могут помочь, включают:
- Стресс
- Беспокойство
- Депрессия
- Гнев
- Горе
- Зависимость
- Как справиться с хроническим заболеванием
- Трудности во взаимоотношениях
Психологи используют различные методы лечения, чтобы помощь пациентам, включая когнитивную, поведенческую, когнитивно-поведенческую, межличностную, гуманистическую или психодинамическую терапию; гипноз; или комбинация нескольких терапий.
По данным Американской психологической ассоциации, в США около 105 000 лицензированных психологов.
Психологи работают в различных условиях, в том числе:
- Частная практика
- Школы, колледжи и университеты
- Больницы
- Тюрьмы
- Медицинские центры для ветеранов
- Общинные клиники здоровья и психического здоровья
- Бизнес и промышленность
- Дома престарелых и центры реабилитации и длительного ухода
Подготовка и обучение психологов
Психологи обычно получают степень бакалавра психологии, а затем получают степень магистра и доктора психологии.Обычно это занимает еще пять-семь лет.
Чтобы стать лицензированным психологом, в большинстве штатов требуется годичная стажировка под присмотром до окончания учебы, а также дополнительный год практики под присмотром.
Психологи также должны сдать национальный экзамен плюс еще один экзамен, специфичный для штата, в котором они хотят заниматься.
Получив лицензию, психологи должны получить определенный объем непрерывного образования, чтобы сохранить свою лицензию.
Психологи могут продолжить обучение и получить лицензию, если они хотят специализироваться в определенной области психологии или если они хотят получить опыт психоанализа (немедикаментозная методика лечения психического здоровья).
В Иллинойсе, Луизиане и Нью-Мексико психологи после получения лицензии могут пройти курсы повышения квалификации, чтобы прописывать лекарства.
Обычно они должны пройти специализированную программу обучения или получить степень магистра психофармакологии.
Психолог vs психиатр: в чем разница?
Большая разница между психологом и психиатром состоит в том, что психиатры заканчивают медицинский институт со степенью доктора медицины. Из-за этого психиатры могут назначать лекарства.
Психологи не врачи, поэтому большинство из них не могут назначать лекарства (за исключением трех упомянутых выше штатов, где это разрешено после повышения квалификации).
Психологи в основном сосредотачиваются на мыслях, чувствах и общем психическом здоровье пациентов, в то время как психиатры часто сосредотачиваются на расстройствах, связанных с химическим дисбалансом.
Из-за своих различий психологи и психиатры часто работают вместе или направляют пациентов друг к другу, чтобы обеспечить своим пациентам наилучший уход.
Например, психологи могут направить пациента к психиатру, если они считают, что лекарство может помочь пациенту.
С другой стороны, психиатры могут направить пациента к психологу, если психолог имеет особый опыт в немедикаментозном лечении, таком как психоанализ.
Психологическая подготовка, степени и карьера
Если вы заинтересованы в посещении психолога или даже думаете о карьере психолога, вы можете задаться вопросом, какой именно тип подготовки имеют эти специалисты в области психического здоровья.Какое обучение вам нужно, чтобы стать психологом? Какой подготовкой обладают разные специалисты в области психического здоровья? Ответы на эти вопросы довольно сильно различаются, потому что есть несколько вариантов степени, которые в конечном итоге могут привести к званию «психолог», а также к различным требованиям для разных состояний.
Узнайте больше об уровне образования и подготовки, необходимом для занятия различных должностей в области психологии.
Базовая подготовка
Для получения квалификации психолога требуется степень магистра или доктора.Существует множество вариантов степени, и варианты карьеры, доступные на каждом уровне, могут различаться.
Докторантура психологии
Чтобы стать лицензированным клиническим психологом или психологом-консультантом, требуется степень доктора. Есть два типа докторских степеней на выбор: докторская степень. и PsyD.
Традиционный доктор философии. степень в области психологии — это исследовательская степень, которая обычно позволяет выпускникам работать в области клинической или консультативной психологии, в зависимости от направленности их программы.Получение степени доктора философии также дает психологам право преподавать на университетском уровне, проводить исследования и практиковать в психиатрических клиниках, больницах, школах, частном секторе, правительстве и частной практике.
PsyD, или доктор психологии, представляет собой образовательную модель, в большей степени основанную на практике. Психологи, получившие степень PsyD, обычно работают клиницистами в психиатрических учреждениях, а также могут заниматься частной практикой.
Обычно для получения докторской степени по психологии требуется от пяти до семи лет обучения в аспирантуре.Поступившие в докторантуру программы завершают выпускную диссертацию на основе оригинальных исследований, в то время как те, кто зачислен на программы PsyD, могут выполнять больше клинической работы и экзаменов вместо диссертации. Программы консультирования и клинической психологии также требуют стажировки, которая обычно длится от одного до двух лет.
Важно отметить, что при выборе любой степени одной только степени недостаточно, чтобы стать лицензированным психологом. После получения степени начинающие психологи должны сдать необходимые профессиональные лицензионные экзамены, чтобы иметь право заниматься практикой в своем штате.
Степень специалиста
В большинстве штатов те, кто хочет стать школьным психологом, должны получить степень специалиста по школьной психологии. Степень EdS по школьной психологии обычно занимает не менее трех лет и включает не менее 60 кредитных часов для выпускников. В дополнение к требованиям курса студенты также должны пройти годичную стажировку.
Магистр психологии
Для получения степени магистра психологии требуется не менее двух лет курсовой работы на уровне магистратуры сверх уровня бакалавриата.
Специалисты со степенью магистра иногда работают в области психического здоровья под непосредственным наблюдением лицензированного клинического психолога. Магистерские программы также могут подготовить студентов к тому, чтобы они стали психологами промышленных организаций, хотя многие предпочитают продолжать работу, чтобы получить докторскую степень.
Конкуренция за поступление на программы по психологии для аспирантов может быть жесткой. Хотя можно поступить в аспирантуру по психологии, если у вас есть степень бакалавра по не связанной теме, наличие степени бакалавра психологии может повысить ваши шансы на поступление.Хорошие оценки и хороший результат по экзамену GRE и GRE по предметам психологии также могут повысить ваши шансы на поступление в аспирантуру по психологии.
Как насчет степени бакалавра психологии?
Получение степени бакалавра психологии само по себе не дает вам права обладать званием «психолог», но это может быть отличным способом начать карьеру психолога начального уровня или стать основой для поступления в аспирантуру по психологии.
Степень бакалавра психологии может служить отправной точкой для дальнейшего обучения в аспирантуре или может подготовить студентов к работе на различных должностях начального уровня.Согласно справочнику Occupational Outlook Handbook , вакансии на уровне бакалавра имеют тенденцию быть ограниченными.
Справочник по специальностям колледжа сообщает, что менее 25 процентов людей со степенью бакалавра психологии находят работу, которая тесно связана с их специализацией в колледже. Вместо этого многие находят работу в областях, которые косвенно связаны, таких как социальная работа или исследования рынка.
Бюро статистики труда Министерства труда США сообщает, что люди, которые изучают психологию более 24 семестровых часов и имеют хотя бы один курс статистики, могут претендовать на должности начального уровня в Федеральном правительстве.Однако конкуренция за эти рабочие места особенно жесткая, поскольку это один из немногих секторов занятости, где можно работать психологом, не имея ученой степени.
Следует поощрять студентов бакалавриата, специализирующихся в области психологии, заинтересованных в выборе карьеры, чтобы они больше узнали об этой области. Им следует обсудить со своими консультантами варианты того, чем занимаются разные психологи, где они работают, сколько они зарабатывают, какой тип обучения требуется и каковы перспективы работы для профессионалов в этой области.
10 курсов психологии, которые должны пройти специалисты по психологии
Факультативы по психологии, которые вы должны пройти
Помимо общеобразовательных и ведомственных требований, вы можете выбрать курсы по выбору в соответствии с вашими интересами. Большинство программ по психологии также требуют минимального количества факультативов по психологии для получения высшего образования.
В течение первого или двух лет обучения в колледже вам следует сосредоточиться на получении необходимого общего образования и основных классов. Если вы в конечном итоге заполните свое расписание элективными курсами в первые годы обучения в колледже, вы можете изо всех сил стараться наверстать упущенное в младшие и старшие классы.
Сохранив большую часть своих факультативов на третий и четвертый год, вы сможете насладиться веселыми и интересными курсами, когда многие из ваших программных курсов становятся все сложнее и сложнее.
Факультативы по специальностям психология
Многие студенты выбирают факультативные курсы, которые связаны с их будущими карьерными целями. Например, студент, интересующийся психологией потребителей, может сосредоточиться на факультативах в таких областях, как маркетинг, реклама, социальная психология, экспериментальный дизайн и статистика.
Другие студенты могут выбрать некоторые факультативные курсы по психологии наряду с занятиями в других областях интересов. Например, студентка, заинтересованная в занятиях арт-терапией, может посещать уроки изящных искусств в рамках своих факультативов в бакалавриате.
Некоторые из факультативов, которые могут быть интересны специалистам по психологии, включают следующие курсы:
- Социология
- Связи с общественностью
- Социальная работа
- Антропология
- Связь
- Уголовное правосудие
- Биология
- Науки о здоровье
- История
- Английская композиция
- Статистика
- Политология
- Философия
Выбирая факультативные занятия, подумайте о том, как эти курсы соотносятся с вашими карьерными целями.
Если вы планируете стать психологом-исследователем, уроки статистики, письма и методов исследования могут оказаться особенно полезными. С другой стороны, если вы думаете о карьере в области психического здоровья, курсы биологии и медицинских наук могут быть наиболее полезными.
Поговорите со своим советником
Независимо от того, получаете ли вы степень бакалавра или бакалавра психологии, очень важно выбрать классы, которые подходят для вашего учебного плана. Вот почему так важно поговорить со своим научным руководителем.Ваш консультант может проинформировать вас о конкретных требованиях университета, а также сделать дополнительные предложения, основанные на вашей специальности, интересах и целях.
Хорошая идея — составить четырехлетний учебный план с указанием курсов, которые вы хотели бы посещать каждый семестр. Это не только гарантирует, что вы соответствуете всем требованиям вашей программы получения степени, но также позволяет вам видеть, где вы можете запланировать выборные курсы.
Слово Verywell
Колледж — это время, чтобы подготовиться к своему будущему и изучить свои академические интересы.При выборе занятий учитывайте свои планы на будущее. Если вы думаете, что, возможно, захотите поступить в аспирантуру, выясните, какие классы вам, вероятно, нужно будет посещать, чтобы подать заявку на эти программы. Внимательный взгляд на различные классы, которые вам понадобятся сейчас и в будущем, может помочь вам определить, является ли для вас аспирантура по психологии правильным выбором.
Хотя вам, безусловно, следует в первую очередь сосредоточиться на основных курсах, вам следует запланировать хотя бы несколько курсов по выбору, чтобы получить минимальные баллы, необходимые для окончания учебы.
Курсы по выбору— отличный способ узнать больше о новых предметах и расширить свое образование, поэтому потратьте некоторое время на просмотр каталога курсов вашей школы, чтобы ознакомиться с тем, что доступно.
Обучение и образование в области психологического консультирования
Психологи-консультанты проходят подготовку на уровне докторантуры (обычно с докторской степенью, но также с психологами или докторами наук) по программам, которые обычно требуют не менее четырех-пяти лет обучения в аспирантуре, включая курсовую работу и комплексный опыт обучения в различных областях актуальные направления и профессиональные навыки.
Программы психологического консультирования обычно проводятся на факультетах психологии или в педагогических колледжах, и большинство из них аккредитовано Американской психологической ассоциацией (APA). APA предоставляет аккредитацию докторским программам по психологическому консультированию, которые соответствуют определенным критериям в отношении преподавательского состава, учебной программы, возможностей и других факторов.
Докторантура по психологии консультирования обычно состоит из:
- Курсовая работа и обучение по основным направлениям психологии (биологические, когнитивные / аффективные и социальные основы поведения; индивидуальные различия; история и системы психологии).
- Специализированное обучение теориям консультирования и личности, профессиональной психологии, развитию человеческой жизни, психологической оценке и оценке, психопатологии, измерениям и статистике, дизайну исследований, профессиональной этике, супервизии и консультированию.
- Практика с руководителем, направленная на развитие навыков консультирования, психотерапии, оценки и консультирования.
- Эквивалент годовой преддокторской стажировки по профессиональной психологии.
- И завершение оригинальной психологической диссертации.
Чтобы узнать больше об аккредитованных и неаккредитованных вариантах получения докторской степени по консультативной психологии:
Информацию о статусе аккредитации данной докторской программы психологического консультирования можно получить на веб-сайте Управления программных консультаций и аккредитации Американской психологической ассоциации.
Если вам интересно узнать больше о том, как выбрать консультацию иликлиническая или школьная программа обучения психологии на уровне доктора, посетите http://psychologygradschool.weebly.com/index.html
У вас уже есть докторская степень по психологии консультирования? Сделайте следующий шаг и узнайте больше о сертификации совета по психологии консультирования.
Тренинг для психологов
Чтобы стать лицензированным психологом, требуется степень магистра (степень магистра или доктора). Тем не менее, существует несколько уровней психологических степеней, и каждый из них несет в себе различные возможности карьерного роста.Вот базовое руководство, в котором указаны возможности, доступные на каждом уровне образовательной подготовки:Степень бакалавра психологии
Степень бакалавра психологии чаще всего используется в качестве стартовой площадки для программ магистратуры. Однако есть ряд должностей начального уровня, которые можно получить только со степенью бакалавра, хотя конкуренция за эти должности, как правило, довольно жесткая. Фактически, только 25% лиц со степенью бакалавра психологии могут найти работу в области психологии.Другие применяют свою степень к профессии в несвязанной (или косвенно связанной) области, такой как исследование рынка или социальная работа.
Для некоторых должностей начального уровня в федеральном правительстве требуется всего 24 кредитных часа по психологии, а также один или несколько курсов по статистике. Поскольку это одни из немногих связанных с психологией должностей, для которых не требуется ученая степень, они очень конкурентоспособны.
Магистр психологии
Магистерские программы в области психологии обычно занимают два года.После завершения степень магистра психологии открывает ряд возможностей для карьерного роста. Лица с таким уровнем образования часто работают в центрах психического здоровья, как правило, под наблюдением лицензированного психолога. Многие другие продолжают работать психологами на производстве и в организациях. Большинство студентов со степенью магистра психологии решают продолжить свое образование и получить докторскую степень.
Может быть сложно поступить на программы повышения квалификации по психологии; они могут быть вполне конкурентоспособными.Студенты, имеющие степень бакалавра психологии, имеют преимущество при подаче заявления на поступление, как и студенты с высокими баллами GRE и GRE по предметам психологии.
Степень специалиста
Если ваша цель — стать школьным психологом, вам необходимо получить степень специалиста по школьной психологии. Эти степени известны как Ed.S. градусов. Большинство Ed.S. для программ требуется не менее 60 кредитных часов для дипломных работ, и на их прохождение обычно уходит три года. Помимо обязательной курсовой работы, студенты этих программ также должны пройти годичную стажировку.
Докторская степень по психологии
Вам необходимо получить докторскую степень по психологии, если вы хотите стать лицензированным консультантом или клиническим психологом. Есть два варианта: кандидат наук. и Psy.D. Доктор философии в психологии — более традиционный выбор. Эта степень в значительной степени ориентирована на исследования и дает выпускникам квалификацию для работы в качестве консультантов или клинических психологов. Он также дает выпускникам право проводить исследования, преподавать в университетах и практиковать в больницах, школах, психиатрических клиниках и государственных учреждениях.
The Psy.D. Степень доктора психологии (также известная как доктор психологии) в большей степени ориентирована на практику, чем на исследования. Лица, получившие эту степень, чаще всего работают в психиатрических учреждениях или в частной практике в качестве врачей.
Требования к получению каждой степени незначительно различаются, хотя на получение обеих обычно уходит от пяти до семи лет. Студенты Ph.D. программы должны подготовить диссертацию по окончании учебы, которая должна быть основана на оригинальных исследованиях. Студенты Psy.Программы D., с другой стороны, могут предпочесть завершение дополнительных экзаменов и клиническую работу вместо диссертации. Помимо этих требований, докторанты психологии, особенно те, кто специализируется на консультировании и клинических исследованиях, также требуют от студентов прохождения 1-2-летней стажировки.
Программа обучения — Психология
Программа повышения квалификации по консультативной психологии в Университете Флориды — одна из пяти учебных программ, предлагаемых факультетом психологии.Программа аккредитована Американской психологической ассоциацией. Преподавательский состав Программы состоит из преподавателей с первичными назначениями на кафедре психологии и преподавателей с первичными назначениями в других бюджетных подразделениях, таких как Консультационно-оздоровительный центр UF и Отделение психиатрии Медицинского колледжа. Доктор Райан Даффи, профессор психологии, является директором по обучению и несет основную ответственность за координацию программы.
Основные ценности программы
Мы признаем и стремимся нести ответственность за отношения между властью (например,g., превосходство белых) и благополучие (например, расовая травма) на внутриличностном, межличностном и институциональном уровнях и, следовательно, стремятся к освобождению.
Мы признаем взаимосвязанные системы угнетения (например, расизм, гетеросексизм, классизм, сексизм) и стремимся к равенству посредством критического и надлежащего применения интерсекциональности.
Мы признаем и чтим истории, знания и традиции исцеления чернокожих, коренных народов и других цветных народов (BIPOC), которые систематически стираются и поэтому стремятся к деколониальной практике.
Мы признаем как исторический, так и современный институциональный вред, который ученые нанесли уязвимым сообществам (например, исследование сифилиса в Таскиги), и поэтому стремимся намеренно и с подотчетностью взаимодействовать с сообществами, в которые мы вовлечены, в целях подотчетности сообществу.
Учебная модель
Программа психологического консультирования Университета Флориды придерживается универсальной модели обучения ученых-практиков, в которой особое внимание уделяется образованию и обучению в интеграции теории, научного мышления, оценки, исследований и практики.Эта модель обучения концептуализирует науку и практику как неразделимые и, таким образом, способствует развитию практики, основанной на науке, и науки, основанной на практике. Кроме того, эта модель обучения способствует развитию науки и практики, которые учитывают индивидуальные аспекты, перспективы развития, мультикультурности и контекстуальные аспекты и подчеркивают сильные стороны человека с уделением внимания аспектам психопатологии. Приверженность психологической науке очень важна.
Модель обучения Программы и связанные с ней цели и задачи основаны на шести основных убеждениях, которые составляют философию Программы в отношении подготовки и обучения студентов, чтобы они могли выполнять функции профессиональных психологов на докторском уровне.Эта философия согласуется с перспективами обучения психологическому консультированию, которые повторяли Мердок, Хисакер, Алкорн и Столтенберг (1997) в их описании Модельной программы обучения психологическому консультированию.
Существует неразрывная связь между наукой и практикой в области психологической консультации, так что наука информирует практику, а практика информирует науку. Начиная с первого года обучения наших студентов и продолжая в течение последнего года обучения, особое внимание уделяется обучению студентов теориям консультирования, методам научного исследования и научно обоснованным подходам и методам консультирования.Кроме того, мы поощряем интеграцию теории, исследований, оценки и практики в наши основные курсы и через последовательность курсов. Размещение теоретических, исследовательских и оценочных курсов в начале нашей учебной программы, а также размещение практических и продвинутых практических курсов позже в учебной программе способствует развитию научно обоснованной практики, которую мы ценим.
Обучение психологическому консультированию должно включать упор на обучение проведению научных исследований и составлению отчетов о них. Мы особенно ценим наставничество в области исследований и развитие критического мышления на всех этапах исследовательского процесса. Мы считаем, что проведение научных исследований в области психологии и подготовка отчетов о них являются важными средствами для продвижения теории психологического консультирования и оказания помощи специалистам в этой области и за ее пределами в получении информации и разработке оценок и вмешательств, которые в конечном итоге помогут улучшить качество жизни людей.
Обучение психологическому консультированию должно включать упор на обучение проведению эффективных вмешательств, чему способствует учет биологических, социальных, экологических, реляционных, культурных и других системных переменных, которые влияют на жизнь клиентов. Наша учебная программа разработана для повышения осведомленности о множественных факторах, которые часто влияют на поведение человека, и для развития мультикультурной компетенции консультирования. Мы считаем, что эта осведомленность и компетентность в значительной степени способствуют развитию как разнообразия среди наших студентов и преподавателей, так и опыта межкультурного консультирования в различных условиях.
Использование развивающего подхода обеспечивает контекст для рассмотрения всего спектра вопросов адаптации и психологических расстройств, которые составляют профессиональную психологическую практику. В нашем тренинге по консультированию акцент делается на выявлении нормальных проблем развития на протяжении всей жизни, а также на выявлении ресурсов, сильных сторон и адаптивных навыков клиентов для решения этих проблем. Мы считаем, что обучению и применению этого развивающего подхода к консультированию способствует, а не препятствие, некоторое обучение оценке и лечению психопатологии в процессе консультирования.
Для обучения психологическому консультированию важно развиваться организованно, постепенно и последовательно. Изучение основных научных основ психологии закладывает основу для всестороннего универсального обучения теориям консультирования, оценке, исследованиям и практике, которые характеризуют нашу Программу. В частности, фундаментальная психология поощряет индивидуальные, связанные с развитием, контекстуальные и культурные аспекты, необходимые во всех аспектах психологического консультирования. Эта универсальная подготовка, в свою очередь, обеспечивает необходимую основу для специальной подготовки, которая часто является основным источником страсти наших студентов к тому, чтобы стать психологами-консультантами.Чтобы способствовать успеху обучения, как универсальная, так и специализированная подготовка в нашей программе происходит в последовательном порядке, что обеспечивает постепенное увеличение их сложности, а также уровня ответственности и выбора студентов в процессе обучения, которое они получают.
Важно способствовать профессиональному развитию студентов психологов-консультантов. Наши приоритеты в обучении включают предоставление нашим студентам навыков и опыта, которые продвигают их идентичность как психологов-консультантов и позволяют им решать задачи, возникающие при их работе в качестве стажеров-психологов-консультантов и профессиональных психологов-консультантов.Большое внимание уделяется активному привлечению студентов к выявлению и продвижению мероприятий, которые будут способствовать их личному и профессиональному развитию и помогут подготовить их к карьерному успеху и лидерству в области психологического консультирования.
Дополнительную информацию и конкретные сведения о программе обучения психологическому консультированию см. В Руководстве по программе.
Куда меня может привести психология?
Специалисты по психологии развивают широкое понимание человеческого поведения, а также навыки понимания и интерпретации результатов исследований, касающихся человеческого поведения.Учебная программа по психологии включает курсы по когнитивным, развивающим, поведенческим и нейронным исследованиям, обучению, психологии личности, социальной и клинической психологии. Курсовая работа подчеркивает фундаментальные концепции и научные методы этой базовой дисциплины науки о поведении. Студентам-психологам рекомендуется расширять свой учебный опыт за пределами классной комнаты, проводя и анализируя лабораторные и полевые исследования, а также участвуя в стажировках.
Какие навыки развиваются при изучении психологии?
-критическое мышление, скептическое исследование и научный подход к пониманию и решению проблем, связанных с поведением и психическими процессами
-применять психологические теории и концепции к личным, социальным и организационным вопросам
— собирать информацию с помощью различных средств и согласованно синтезировать результаты
-понимать сложность социокультурного разнообразия
-эффективно работать в совместных средах
-гибкость мысли, толерантность к двусмысленности и уважение к чужим ценностям
-способность к этическому применению психологических принципов
Возможности карьерного роста
Психология актуальна для многих профессий, связанных с взаимодействием с другими.Основанная на традиции гуманитарных наук, психология готовит студентов к работе в различных областях, включая психическое здоровье, человеческие ресурсы, образование, исследования и правоохранительные органы. Многие профессии, непосредственно связанные с психологией, требуют образования, выходящего за рамки степени бакалавра, а специальности по психологии в Великобритании хорошо подготовлены к учебе в аспирантуре в области психологии, медицины, права и бизнеса. Люди находят работу по различным дисциплинам психологии, включая, помимо прочего, следующие:
— производственный психолог
— клинический психолог
— психолог-педагог
— спортивный психолог
— детский и семейный психолог
— консультант по наркотикам и алкоголю
— психолог-экспериментатор
— аналитик маркетинговых исследований
— консультант по подбору персонала
— менеджер по персоналу
— корпоративное администрирование
— помощник по кадрам
— лаборант
— реабилитолог
— профессиональное обучение и развитие
— карьерный консультант
— руководитель общественных проектов
— преподаватель / профессор
— исправительные службы
Для получения дополнительной информации о карьере перейдите по следующему адресу:
.