совесть — Викисловарь
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | со́весть | со́вести |
Р. | со́вести | со́вестей |
Д. | со́вести | со́вестям |
В. | со́весть | со́вести |
Тв. | со́вестью | со́вестями |
Пр. | со́вести | со́вестях |
со́-весть (дореформ. совѣсть)
Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -совесть- [Тихонов, 1996].
Произношение
- МФА: ед. ч. [ˈsovʲɪsʲtʲ] мн. ч. [ˈsovʲɪsʲtʲɪ]
Семантические свойства
Значение
- чувство и сознание моральной ответственности за своё поведение и моральности своих поступков перед самим собой и перед другими ◆ ― Жена и муж едина плоть. Погрешили, говорю, мы с тобой и будет, надо совесть иметь и бога бояться. А. П. Чехов, «Бабы», 1891 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Совесть есть тот высший закон всего живущего, который каждый сознает в себе не только признанием прав этого всего живущего, но любовью к нему. Требования совести суть то, что на христианском языке называется волей бога, и потому смысл жизни и ответ на оба вопроса: для чего жить и как сделать, чтобы иметь право жить? состоит в том, чтобы исполнять волю бога, сознаваемую вами в нашей совести.
Л. Н. Толстой, «Письма», 1894 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ ― Это очень трудно, это почти невыносимо, но мы должны идти и идти и делать то, что велит нам наша совесть! Ю. П. Герман, «Дорогой мой человек», 1961 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы
- частичн. ответственность, стыд, совестность, совестливость
Антонимы
- бессовестность
Гиперонимы
- чувство, эмоция, сознание, нравственность
Гипонимы
Родственные слова
Этимология
Происходит от церк.-слав., ст.-слав. съвѣсть (др.-греч. τὸ συνειδός; Супр.) — калька др.-греч. συνείδησις «conscientia». Из со- + весть (см. ведать). Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Перевод
Библиография
- Урысон Е. В. Проблемы исследования языковой картины мира: Аналогия в семантике. М.: ИРЯ РАН — Языки славянской культуры, 2003, с. 34-37 [Часть I. Языковое представление об устройстве человека («наивная анатомия»). Глава 1. Невидимые органы внутри человеческого тела. 3. Совесть (с. 34-37)].
что это такое и как человек становится бессовестным?
Не секрет, что благородный человек обязательно должен иметь Совесть. Но что такое Совесть? Где «обитает» Совесть, от чего зависит ее появление, и почему иногда у некоторых людей ее просто нет? Ответить на эти вопросы очень тяжело, и на самом деле никто не знает правильных ответов.
Часто можно услышать, как родители говорят своим детям: « Совести у тебя нет», «Ты бессовестный ребенок…». Но практически никогда родители не делают ничего, для того чтобы сформировать понятие «совести» у своего ребенка. Чаще всего дети начинают испытывать чувство вины, и взрослые этому радуются, но они не понимают что совесть и чувство вины это две разные вещи.
Мало людей, которые по-настоящему знают, что такое Совесть. Современный человек, к сожалению, не умеет развивать в себе это чувство.
Что такое совесть с точки зрения эзотерики?
Совесть—это голос души человека. Голос этого чувства проникает в душу и подает сигналы, которые помогают человеку понять, правильно ли он поступает в той или иной ситуации. Если на протяжении долгого времени не слышать голос Совести, и поступать ей наперекор, делать безнравственные вещи: лгать, совершать преступления и причинять боль другим людям, Совесть начнет умирать, и человек навсегда останется злым и бессовестным.
В современном мире, люди воспринимают совесть как нечто негативное, то, что практически всегда причиняет боль. Не зря часто можно услышать слова: « Меня замучила Совесть». Да, если душа человека жива, но он совершает ужасные поступки, она через боль будет заставлять его исправиться. И лучше прислушаться к своей душе, ведь если делать все так, как велит Совесть, душа перестанет болеть и наполнится радостью и счастьем, и начнется жизнь в полном согласии с собой и Божьими законами.
Как человек становится бессовестным
Изначально при рождении, человек наделяется светлой душой. Никогда ни один ребенок не появлялся на свет сразу в роли убийцы и наделенный пороками, такими как чрезмерное употребление алкоголя или наркотиков. Такие привычки и пороки люди приобретают на своем жизненном пути, и многое зависит от воспитания.
Если человек, к примеру, в подростковом возрасте связывается с плохой компанией, под воздействием которой он начинает переступать через нравственные законы, и идет против природы, его душа начинает чернеть, наполняется грехами и злом. В результате Совесть уже не может « связаться» через душу со своим хозяином, так как мрачные пороки, обитающие в ней, блокируют сигнал. В конечном итоге человек не слышит свою Душу, окончательно теряет Совесть и становится бессовестным человеком.
Как сформировать совесть?
Одного желание стать совестным человеком мало. Для того чтобы развить в себе это чувство необходимо пройти несколько стадий саморазвития:
- Заняться изучением нравственных и духовных законов, принципов и беспрекословно следовать им.
- Познать добро и научиться его отличать от зла. Человек должен знать, как проявляется добро не только в его жизни, но и во всем мире. Для этого нужно совершать достойные цели и придерживаться правильных мотивов. Также необходимо узнать и зло, научиться его находить в себе и в окружающем мире. Ни в коем случае нельзя поддаваться ему. Насилие, агрессия, ненависть, зависть—это все идеалы зла и их необходимо искоренять из своей души.
- Отказаться от пороков. Человек, который на протяжении всей своей жизни испытывает зависть, злорадствует и проявляет свою гордыню, никогда не познает чувство совести.
- Выполнять ритуалы духовного развития. Они не простые и требуют от человека постоянных усилий. В первую очередь, необходимо избавиться от плохих привычек и изменить свои личные убеждения.
Только светлая душа человека способна познать, что такое Совесть. И только правильный выбор жизненно пути, наполненный благородными мотивами и поступками, поможет развить в себе чувство совести, и прожить всю жизнь в гармонии с собой.
Также интересно
Что такое совесть с научной точки зрения? Откуда она берется у человека?
Совесть — одно из важнейший понятий европейской культуры. До последнего времени считалось, то совесть пришла с наступлением христианства. Но это слово встречается и у стоиков.
Во всех европейских языках это слово значит одно и то же: «кто-то, кто знает о чем-то вместе со мной». От др-гр syneidesis. Кто-то подобно идеальному свидетелю в суде, который все знает о том, что ты сделал, при этом он неподкупный и честно говорит о том, что происходило. При этом природа этого «кого-то» не ясна. В другие языках: con-science — совместное знание, con-scienta, ge-wissen.
Стоики выделяли три варианта совести^
Божественное знание, которое есть во мне
Другие люди, сообщество
Мои собственные знания, про которые я уже забыл, но они еще ведут меня изнутри
У Средневековых схоластов уже было обсуждение «хорошей» совести и «плохой» совести. Пока ты грешник, совесть — это твое наказание за неправильный образ жизни. А когда ты покаялся, совесть становится направляющей, говорит тебе, куда нужно идти перед тем, как ты что-то сделаешь.
Хайдеггер: голос совести — свидетельство человека быть подлинным, быть самим собой. Он говорит про зов совести. Совесть выводит человека из повседневности. Вина — вина перед самим собой за утрату себя. Х. говорит про ретроспективно-укоряющую совесть и про проспективно-предостерегающую совесть.
Франкл — совесть помимо двух этих функций — еще источник смысла.
Если говорить о совести в рамках современной экзистенциальной парадигмы в психологии, то можно сказать следующее.
Совесть это чутье в отношении иерархии ценностей в какой либо ситуации, ощущение «правильного»
Чувство, что это адекватно
Орган смысла(Франкл)
Стоит различать Совесть и Сверх-Я
Сверх-Я, это та самая «плохая» совесть
Оно натренированно, это общественное Я впитавшее условия, правила, отношения окружающего общества.
Заповеди, запреты, авторитеты, страх наказания, все это относится к Сверх-Я
Голос Сверх-Я имеет характер интернализированного авторитета, директивный, довлеющий, угрожающий,унижающий.
Собственная Совесть персональна и аутентична. Она говорит о правильном в конкретной ситуации, о «правильном в моих собственных глазах». В Совести ты отвечаешь сам за себя перед самим собой.
Совесть указывает на направление, которое ведёт к оптимуму ценностей
Голос совести имеет характер партнера, друга. Тон спокойный, позитивный. При этом чаще всего голос совести звучит как свой собственный.
Совести нужно учиться. Вернее, нужно учиться ее слышать и действовать в соответствии с ней.
Совесть — Психологос
Фильм «Доктор Хаус»
Фильм «Совесть»
Ты возьмешь сейчас 1 конфету себе или позже 2 конфеты — себе и подруге?
скачать видео
Совесть — внутренняя инстанция, заставляющая нас жить честно в отношении наших самых высоких ценностей. Человек, живущий по совести, поступит честно, даже когда ему это совершенно не выгодно.
Совесть выше порядочности: если порядочный человек ориентируется на соблюдение существующих договоренностей, то есть в отношении кого-то, то совесть, включая в себя порядочность, требует от человека верности себе, своим ценностям.
Как правило, совесть осознаётся через чувство внутреннего дискомфорта при нарушении собственных нравственных правил.
Нужна ли совесть?
Да, нужна, и нужно не убивать совесть и доказывать, что она не нужна, а учиться ей пользоваться. Совесть — мощный нравственный ориентир. Компас, например, тоже ориентир и по нему легко понять, туда ли идешь или нет.
Совесть — это ориентир, только нравственный. Как метафора: для лошадей создают специальные поля, огороженные электрическим забором. Если лошадь коснется — она получит несильный, но ощутимый удар током. Неприятно и лошадь через забор не ломится. Если же такого забора не будет, очень вероятно, что лошади окажутся например на дороге, где их собьет машина или произойдет авария. Получается, изгородь с напряжением сохраняет лошадям жизнь и делает ее безопасной. Такой же изгородью для человека становится совесть. Только как и где ее ставить — решать ему.
А кстати, всегда ли совесть справляется со своей функцией? Нет, не всегда. Бывает, что совесть изначально была «настроена» на реагирование на совсем уж из ряда вон выходящие вещи (нельзя убивать, красть и прочее). И вот, человек живет, не убивает, не крадет — но висит на шее у родителей паразит-паразитом и не планирует вставать на свои ноги. И совесть его совсем не мучает. И тогда либо совесть нужно перенастраивать, либо, не смотря на то, что она молчит — тем не менее заниматься делом и учиться жить за свой счет.
Как резюме, совесть в сочетании с умом — это хороший нравственный компас. Однако ж совесть без ума, или ум без совести — это компас без стрелки или без сторон света.
Как пользоваться совестью
Основной принцип — не ждите, пока совесть ударит, думайте заранее. Совесть должна работать не в прошлом, а в будущем. Что толку мучить себя за прошлое? Будущего прошлое уже не изменит. Хороша не та совесть, которая будет глодать вас за совершенные ошибки, а хороша та, которая предохранит вас от ошибок в будущем.
Как это осуществлять?
- Не спорить с совестью. Признать свои ошибки, спокойно, с достоинством, как минимум про себя. Лучше — написать на бумаге.
- Подумать, что вы решите, чтобы в будущем таких ошибок не было. Сформулировать четкий, понятный алгоритм действия. Чтобы было проще, представьте, что вы собираетесь рассказать своему воображаемому или реальному ребенку. Он наверняка задаст вам много самых разных вопросов — найдите ответ и на них. Если ребенок, вы думаете, вас поймет — значит вы сформулировали хорошее правило. Лучший способ дружить с совестью — это принимать четкие, осознанные решения на будущее и им следовать. Вот если вы от них будете отклоняться, то, пожалуй, и совесть может стать хорошим помощником (а кто еще так доходчиво вам об этом сообщит??).
Что есть совесть? — Здоровье Mail.ru
Одно событие из прошлого отравляет мне жизнь. Моя ближайшая подруга, с которой мы пуд соли съели, позвала меня на новую работу, и я согласилась. Но наших руководителей, видимо, не устраивало, что мы много общаемся и поддерживаем друг друга в трудную минуту. В момент кризиса нас обеих поставили перед фактом, что в связи с сокращением нас переводят на полставки каждую – единственных в коллективе. Эта новость прозвучала как гром среди ясного неба. Мы восприняли ее как проверку на прочность. В один из вечеров начальник вызвал меня к себе и сообщил, что выписал мне премию за работу, сделанную моей подругой. Я промолчала. Надо ли говорить, что я испытывала в этот момент? Потом я не могла смотреть в глаза подруге. В общем, я все ей рассказала. Мы дружим и сегодня. Но мне все равно стыдно за себя.
Ксения, 39 лет
ДМИТРИЙ БЫКОВ, писатель
Совесть, воображение и эстетика
Относительно совести – того, как она работает и можно ли ее как-то стимулировать, — у меня долгое время не было никакой определенности, и я расспрашивал разных людей, представлявшихся мне моральными авторитетами, из чего они выводят этот моральный императив. Он ведь нам никем не внушен и может быть только, по-умному говоря, трансцендирован – то есть протранслирован откуда-то сверху. Потому что ничто в окружающей жизни не намекает нам на необходимость вести себя хорошо – напротив, чем отвратительней мы себя ведем, тем это нам выгодней в девяноста случаях из ста. Правда и то, что на коротких дистанциях зло всегда эффективно, а на длинных стопроцентно проигрывает, но часто ли мы в обычной жизни считаем на два хода вперед? Большинство вообще живет так, будто завтра не проснется. А совесть между тем есть у всех без исключения, только не все прислушиваются.
Ближе других к истине, по-моему, был Андрей Синявский – едва ли не самый умный человек из всех, кого я видел а жизни. Он как-то за рюмкой сказал, что его – как, кстати, и многих людей из его окружения, – ужасно удивляет, что он, всегда такой эстет, в девяностые годы оказался вдруг среди левых, красных, среди, как он сказал с ядовитой своей усмешечкой, «защитников старух». Под защитниками старух он разумел коммунистическую прессу, попрекавшую ельциногайдарочубайса нищими пенсионерками.
Но тут я понял: это же меня эстетика вывела! Потому что нищая старуха – это прежде всего неэстетично! Этика – она все-таки вкусового, эстетического происхождения: не зря мы хороший поступок называем красивым. И заметьте, что именно эстетика остается непримиримой, потому что мораль-то можно заболтать, сфарисействовать, а раскалывают людей именно мнения о культуре. То-то хорошо сделано, а то-то дурно. Посмотрите, какие страсти кипят среди графоманов, какие копья ломаются из-за статуй каких-то, никакого прагматического смысла не имеющих… Можно обмануть так называемое нравственное чувство, но плохие стихи не выдашь за хорошие, хоть ты пуд концепций вокруг них навороти. Нравственный поступок – это то, чем можно вот именно эстетски любоваться, и самый нравственный писатель – конечно, Уайльд.
Странным образом то же самое, хоть и с другого конца, говорил мне Виктор Астафьев, человек совсем иного опыта, но, кстати, сходных манер, и тоже за рюмкой. Только Синявский говорил тихо и как бы себе под нос, а Астафьев – громко, с сибирским напором; но речь у них была похожая – чрезвычайно точная, с замечательным сочетанием высокопарностей и арго.
На войне, – говорил Астафьев, – четко было видно, кто реалист, а кто эстет. Реалист боится танка, потому что танк – вот он, прет на тебя, его видно. А эстет боится самолета, потому что у эстета сильней развито воображение. Вот там, когда бомбило, я понял, что я эстет.
То есть совесть связана с эстетическим чувством и воображением – двумя чертами, которыми обычно наделен художник. А художник и есть высшее состояние человека – творец, лучшее творение Божье, идеальный собеседник и где-то соперник Господа. Почти все бессовестные люди, которых я знал, – то есть, говоря корректнее, люди, заглушившие голос совести голым и наглым сознанием своей правоты, – были прежде всего катастрофически бездарны. У них было очень плохо со вкусом. Единственный способ развивать совесть – это много читать, смотреть хорошую живопись, слушать серьезную или по крайней мере хорошо сыгранную музыку. Искусство служит не для услаждения чувств, а для развития главной человеческой способности – отличать хорошее от плохого; ибо это – единственная область, в которой человеческие критерии безотносительны.
На эту тему – и тоже, о Господи, за рюмкой, – я говорил с еще одним чрезвычайно умным человеком, Фазилем Искандером, которого я, пользуясь случаем, горячо поздравляю с золотой свадьбой, и жену его Тоню тоже. Трудно пятьдесят лет жить с гением, но у некоторых получается. Впрочем, Синявский с Розановой прожили почти столько же, а Астафьев с Марией Семеновной Корякиной – даже больше.
Вера в Бога, – сказал Искандер, – с нравственностью напрямую не связана. И даже, может быть, никак не связана. Есть множество высоконравственных атеистов и таких верующих, что хоть святых выноси. Вера в Бога – это как музыкальный слух. Он дается без всякой связи с вашим умом или добротой, но человек, у которого он есть, лучше, тоньше понимает мироустройство. Ведь Моцарт и Сальери у Пушкина не случайно сделаны композиторами. Сальери слышит, что Моцарт лучше него: это никак алгебраически не доказывается, но человеку со слухом понятно.
Вот этот слух – не тождественный, конечно, простым и слишком произвольно трактуемым моральным заповедям, – я бы и посоветовал в себе развивать. Может быть, я именно потому и пытаюсь научить школьников русскому и литературе, да и сам посильно сочиняю кое-какую литературу по-русски. Не знаю, нравственно ли это занятие, но то, что именно оно имеет самое прямое отношение к совести, – для меня очевидно. Потому что когда совесть не в порядке – хрен чего напишешь, а когда не пишешь, чувствуешь себя отвратительно. В идеале я бы всех сделал сочинителями, потому что они всегда понимают, когда ведут себя хорошо, а когда нет. «Поэзия – это сознание своей правоты», сказал еще один очень умный человек, Осип Мандельштам, с которым я, к сожалению, никогда не выпью.
Хотя ничего ведь нельзя сказать наверняка.
Я уже дописывал этот текст, когда красивая девушка Наташа Васильева публично заявила, что приговор Михаилу Ходорковскому был навязан судье Данилкину и что судью Данилкина, по сути, нагнули. Сам он ничего об этом не сказал, хотя и питался все эти дни корвалолом, а пресс-атташе Хамовнического суда сказала. Это потому, наверное, что от пресс-атташе требуется эффектная внешность, а красивые девушки, сознающие свою красоту, особенно чувствительны к некрасивым поступкам. Если бы у нас в суды назначали по принципу внешней красоты, это отлично было бы. Николай Олейников, например, взял в родном шахтерском поселке справку, что он красивый. Уверил секретаря, что без этого в Ленинграде не поступишь в институт. Если бы и впрямь продвигали на высшие государственные должности по этому признаку – уверен, что у нас было бы куда меньше неэтичных людей во власти. Хороший сюжет для утопии, дарю.
А с Наташей Васильевой выпью при первой возможности. Как учил Булгаков устами Воланда, подозрительны люди, избегающие хороших вин и общества красивых женщин
ГРИГОРИЙ ПОМЕРАНЦ, философ
Возможна ли чистая совесть?
Что такое чистая совесть? Можно ли жить и действовать, сохраняя чистоту совести? Или прав Швейцер, и чистая совесть – уловка дьявола?
Моя совесть не может быть чистой. Но совесть чиста, когда исчезло мое, исчезло эго, со всеми его проблемами и грехами. Это состояние утраты «я» и полноты присутствия Бога.
Когда мы говорим: «Моя совесть чиста!»? Как раз тогда, когда дела идут плохо, не по совести, но ты думаешь, что от тебя ничего не зависело и ничего ты не можешь сделать. В этом возгласе есть нечто вроде алиби: не я убил. Меня при этом не было.
Совесть может быть чиста там, где речь идет вообще не о совести, а о строго сформулированном праве: я уплатил за квартиру, за электричество, за газ, уплатил арендную плату… И то если другие жильцы, другие арендаторы бойкотируют, отказываются платить, простой вопрос сразу становится сложным. А во всяком запутанном деле нельзя остаться чистым. Иван Карамазов уехал в Чермашню и оказался соучастником Смердякова. А если бы не уехал? Вот случай, о котором я недавно прочел: сын вычеркнул отца, фабриканта, из списка на высылку в Сибирь. Семья осталась в Литве – и погибла вместе с другими евреями в 1941 году (в ссылке могли бы уцелеть).
Чиста ли совесть у пенсионеров, клянущих Гайдара и Ельцина? Что пенсионеры думали в 56-м году, когда давили Венгрию, в 68-м, когда давили чехов? Одобряли и поддерживали. Между тем я убежден: если бы реформы начались на тридцать лет раньше, когда не все насквозь прогнило, многих нынешних провалов удалось бы избежать…
Чиста ли совесть у демократов, у того же Гайдара? Он уверен, что чиста: его правильную теорию просто не дали правильно выполнить. А кто доказал, что русский человек после 70 лет советской власти будет действовать по правилам, установленным в Америке?
Чиста ли совесть у диссидентов, просто отказывавшихся думать, что делать в случае победы, какую проводить политику? Выйдя из тюрем и лагерей, они ничего не могли предложить и постепенно успокоились на том, что это не их дело. Лариса Богараз признавала это своей виной.
Чиста ли совесть у солдата, выполнявшего приказ? В 1944 году я совершенно вжился в свою военную форму, приказ был для меня закон. Приказ разрешал рукоприкладство. И во время ночной смены позиций я ткнул в бок солдата, загремевшего снаряжением. Солдат, годившийся мне в отцы, выговорил свою обиду и пристыдил меня; до сих пор помню свой стыд. А потом стыд, что не помогли восставшей Варшаве. Мы без приказа стали сматывать палатки, как вдруг неожиданно: ставить палатки на место! И потом по радио: помочь Варшаве нельзя. По стратегическим причинам. Целый день офицеры, встречаясь глазами, отворачивались, стыдно было. На другой день привыкли: не наше дело – высокая политика. И я привык. Не стал додумывать мысль до конца. Хотя умел это делать и в 38-м, 39-м году не блеял, как овца. Связал страх остаться одному против всех (все ложь главнокомандующего проглотили). Пока я был один – мыслил, а укоренившись в стае, в почве, в народе – лаю по-собачьи, блею по-овечьи.
Я образ и подобие Бога, и я наследник зверей, оставивших след в моих генах. Апостол Павел плакал об этом. Он не знал про гены, писал другими словами: в членах моих нахожу желание греха, плоть моя противится Божьему слову. В духе – сознание Целой Вселенной, сознание капли, тождественной океану, – и во плоти – сознание умного животного, ищущего, как обойти, обогнать другого, съесть другого.
Пушкин писал: не продается вдохновенье, но можно рукопись продать. А что, если мысль о продаже вмешивается в само вдохновение? И повернет перо так, чтобы выгоднее продать? Я пишущий человек, я это знаю.
Выгоды могут быть разные, очень иногда тонкие: желание славы, желание посмертной награды. Думать о достойном ответе на страшном суде – одно, а рассчитывать на награду – совершенно другое. Отец Сергий подгнил от любования своей святостью. И Силуану было сказано: «Держи ум свой во аде и не отчаивайся!»
Есть общий смысл в христианском принципе «я хуже всех» и в буддийской теории иллюзорности «я», «анатта». Разные философские высказывания, но направленность у них одна: преодолеть обособленность «я», выйти из двойственности. Но преодоленная двойственность всплывает заново. Поиск выгоды неотделим от жизни. Целостность не может до конца поглотить частный интерес. Отсюда нешуточный ответ александрийского сапожника святому Антонию: «Все спасутся, один я буду гореть в аду». И понимание Антония, что этот ответ выше всех его подвигов. Вот первый раскол: целостность и частный интерес.
Второй раскол – внутри разума, сознающего Целое, внутри долга. Существует такое понятие – коллизия законов. Один закон велит, другой запрещает. Но так и с заповедями. Приведу сразу пример. Об этом было в газетах. Диссидент Болонкин получил срок – три года. Он не был сломлен, и в лагере ему пришили еще три года. За это время сын Болонкина подрос и стал заводить плохие знакомства. Письма в лагерь проходят сквозь цензуру, и гебешники знают, что у кого болит. Болонкину опять предложили выбор: или он покается по телевизору, или третий срок. Чувства отца столкнулись с гражданским долгом. Болонкин согласился, на него надели приличный пиджак, а брюки остались лагерные, их под столом не видно, и все нужные слова попали на голубой экран. Среди моих друзей было много диссидентов, никто Болонкина не осуждал. Осуждали Дудко, Красина, Якира: струсили. А здесь долг столкнулся с долгом.
Безусловная верность одному долгу оборачивается топтанием других долгов. Есть история 48 ронинов (т.е. безработных самураев, вассалов, оставшихся без сюзерена). Это подлинный случай, но он был пересказан Бакином, так что это и факт, и классическая японская литература XVIII века. Некий даймьё (лорд) вступил в конфликт с важным чиновником бакуфу (правительства) и был им погублен. Вельможа знал, что ему будут мстить, и нанял сильную стражу. Пришлось ждать несколько лет. Чтобы как-то прожить, многие ронины, оставшиеся без средств, продали своих жен в публичные дома. Наконец подозрительность вельможи была усыплена, и он распустил часть стражи. Тогда ронины напали на его замок и выполнили то, что считали долгом чести. Потом они явились с повинной. Бакуфу вынесло приговор: всем 48 ронинам сделать себе харакири. И 48 ронинов разрезали себе животы.
Это экзотика, но ничуть не меньшей была жестокость русских революционеров. Меня учили в школе, что Разметнов проявил недопустимую слабость, пожалев семью раскулаченного (это из «Поднятой целины» Шолохова). И дело здесь не в идеях революции, в идеях язычества, Востока. История христианства тоже полна подобными примерами. Пуритане, строгие исполнители религиозного закона, славились своей жестокостью к чужому греху. На совести католичества – поход против альбигойцев, Варфоломеевская ночь. На совести православия – канонизированная царица Ирина, по повелению которой было перебито сто тысяч иконоборцев (то есть христиан, верных заповеди «не сотвори себе кумира», нарушенной вселенской церковью – и католической, и православной).
Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за святое и правое дело. А совершенное отсутствие рвения, духовная и нравственная вялость – тоже от дьявола. Обе крайности – от него. И безусловная верность одной идее, одному долгу – и отказ от всяких идей, от всякого чувства долга, беспечность современных сибаритов, ищущих одних только наслаждений.
Долг – это не просто заповедь. Это мучительная задача, как примирить разные принципы. Когда началась война в Чечне, я долго молчал. Мне хотелось понять всех: и чеченцев, и русское население Чечни, и молчаливое большинство русского народа, скованное страхом за распад державы. Я стал писать, когда все участники конфликта заговорили во мне на равных правах, когда сложился внутренний диалог принципов. Я не верил в правду одного принципа. Я верил в правду диалога, кружения вокруг пустого центра, пустого места для примирения принципов, потерявших жесткость, ставших текучими.
В поздние советские годы я балансировал между тремя принципами: гражданским долгом, профессиональным долгом и долгом семьянина. Я постоянно спотыкался, постоянно чем-то жертвовал, и совесть моя всегда была нечиста. Я легко решился протестовать против высылки Сахарова, но не решился, как Сахаров, протестовать против войны в Афганистане. Мне казалось, что для такого хода не было в руках подходящей карты – всемирной известности. Я протестовал против оккупации Праги в философском эссе спустя несколько месяцев, в прозрачных, но не совсем открытых словах. Я передал «Акафист пошлости» для публикации за рубежом, когда понял, что кроме меня некому выступить, всем заткнули рты, и сделал это не без расчета (на первый раз «предупредят»; меня действительно вызвали, промыли мозги и предупредили о применении какой-то статьи, кажется, 190-1). Выслушав «предупреждение», я обещал на будущее отказаться от прямых политических протестов, но сказал, что публикацию за рубежом моих статей литературного и философского характера санкционирую. Некоторые друзья считали, что я держался слишком откровенно; другие – что всякие обещания им – слабость. Я сознавал, что кажусь дураком в одних глазах и слабаком в других. Подобного рода колебания были и в поведении Бориса Альтшулера, человека по натуре очень прямого, но не готового принести в жертву жену и детей. Он об этом рассказывает в своей статье, помещенной в сахаровский сборник.
Сейчас мне не грозит тюрьма, но однозначных принципов у меня и сегодня нет. Я понимаю доводы и за, и против смертной казни. Против – ближе моему сердцу, но даже в Израиле, где нет смертной казни, Эйхмана все-таки повесили. Я помню случай, когда стрелял (правда, поверх голов), чтобы остановить бегство и уложить солдат в цепь. Мог бы стрельнуть и по ногам, если бы меня не послушались, и в голову, при явном мятеже. Я допускаю, что при нынешнем размахе преступности вполне возможна шоковая терапия. Я убежден, что в Сумгаите надо было стрелять на поражение и не допустить погрома, что возможны другие подобные случаи. Я склоняюсь к презумпции отказа от смертной казни, от стрельбы по толпе и т.п., но презумпция не мешает осуждать преступника, если вина его доказана, и презумпция прав личности не может мешать чрезвычайным мерам в чрезвычайной обстановке. Я сознаю, что всякое практическое решение не безупречно, всякое действие может вызвать лавину зла и действующий человек идет на великий риск. Но бездействие сплошь и рядом еще большее зло.
Во всяком столкновении с другим я вспоминаю Сартра: «Другой отнимает у меня мое пространство. Существование другого – недопустимый скандал». Я признаюсь, что иногда сам так чувствую. Я знаю, что раздражение – знак моего внутреннего неблагополучия, что оно говорит о недостатке любви, но не сразу, не быстро, не мгновенно вспоминаю любовь, не сразу топлю раздражение в любви. И не с каждым человеком мне легко вспомнить про Бога (который любовь) и взглянуть на Другого Его глазами (в которых нет других). Перед всеми другими я виноват, что почувствовал их, как другого. И каждый раз это вина перед Богом.
Без этой чуткости к своей вине доброе дело, начатое нами, легко становится источником отчуждения от Другого и зла, повернутого на Другого. Таким добрым делом была свобода прессы, радио, телевидения – и вдруг мы заметили, что свобода СМИ стала властью СМИ, свобода нации стала угнетением другой нации, свобода науки стала разрушением цельности культуры; и всякое частное добро где-то есть зло.
Зло – порождение жизни. Жизнь всегда – отдельная, и, утверждая себя, она душит и поедает другие жизни. Даже деревья – загораживая солнце. Еще больше – животные и птицы. И больше других – человек. Но человек – не только живое существо; он еще существо духовное, образ и подобие Бога, и сознание себя как образа Бога восстает против законов жизни, отменить которые до конца не может. И все же ноет в груди, как совесть. Кажется, никто не понимал это лучше Тютчева: «И от земли до крайних звезд все безответен и поныне глас вопиющего в пустыне, души отчаянный протест».
Власть слов, идей возникает во имя духа и загораживает дух, как икона загораживала Рильке от Бога. Это постоянный вопрос, стоящий перед цивилизацией, нагромоздившей очень много слов. И время от времени разгорается борьба с омертвевшим, дурно пахнущим словом. Время от времени больно назвать то, что чувствуешь, совестишься его назвать. «Мысль изреченная есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи…» И все же наш долг – произнести слово. Долг, противостоящий другому долгу – молчанию.
Солженицыну казалось, что все зло – от нарушения каких-то правил. Примерно так думал и Лев Толстой. Но есть еще благодать – чувство, когда закон добра становится законом зла, когда лекарство начинает давать противопоказания. Это чувство нигде не записано. Его постоянно ищешь и все время чувствуешь неточность, грубость своего понимания. Это чувство внушило мне мысль, что стиль полемики важнее предмета полемики, важнее правоты в споре. Ибо правота никогда не бывает совершенной и никогда нет такого ясного и твердого добра, что против его оппонента хороши все средства. Отстаивая добро, мы постоянно грешим против добра. Даже тогда, когда в формальном, правовом плане мы чисты, кто знает все последствия своих действий? И наконец, мы всегда грешим неисполнением первой заповеди: Возлюбить Бога всем сердцем, каждым помышлением своим. Прав Швейцер: чистая совесть – уловка дьявола…
Но поэт опытно знает состояние чистой совести:
Чистая совесть – дыханье простора,
Чистое веянье духа, в котором
Бог развернулся сплошною дорогой.
Чистая совесть – согласие с Богом.
Чистая совесть – согласье с мирами,
К нам доносящими дальнее пламя,
С каждой звездой и душою зеркальной,
Той, что звездою была изначально.
Моя совесть не может быть чистой. Но совесть чиста, когда исчезло мое, исчезло эго, со всеми его проблемами и грехами. Это состояние утраты «я» и полноты присутствия Бога. Только состояние. Но оно есть.
О, Господи, меня ведь нет.
Расплылись все черты.
Все было суетой сует,
Остался только Ты.
Остались на исходе дня
Вод тихих зеркала.
О, Господи, прости меня
За то, что я была.
За то, что тратила запас
Вселенской тишины.
Прости меня за каждый час,
Что мы разделены.
/оба стихотворения Зинаиды Миркиной
СЕРГЕЙ КАЗАРНОВСКИЙ, директор школы
Совесть в наследство
Из Википедии: Совесть — способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ей поступков.
Как удобно – нажал кнопку и сразу получил ответ. То есть речь идёт о нравственном самоконтроле и нравственном самосознании.
А теперь по-человечески. Нравственность – это, вообще-то говоря, очень просто. Это стыдно или не стыдно!
Так вот, за что сегодняшним отрокам сегодня стыдно, а за что не стыдно? Да послушайте, хорошие люди! Отроки – это в первую очередь дети своих родителей и как губки легко впитывают всё, чем богата атмосфера времени. Так что вы и сами легко сможете ответить на этот вопрос.
Они, отроки, ещё, может быть, не научились отвечать на какие-либо вопросы в угоду времени, начальнику и собственному благополучию. То есть лицемерить. Это- правда. (И мы-то как раз с новыми стандартами образования призваны их этому обучить). А в остальном – да посмотрите вокруг! Они абсолютно копируют суждение и поведение взрослых, то есть нас с вами. Вы, может, никогда не видели, как, выйдя из машины на виду у всего хайвэя, справляет нужду всё семейство. Только не подходите, и не задавайте глупый вопрос » как вам не стыдно!», который, впрочем, давно уже не вопрос, а обвинение. А не стыдно, потому что механизм определения «что такое хорошо и что такое плохо», с помощью которого можно определить, понять а, главное, почувствовать это – давно выброшен в утиль. Как-то много лет назад по ТВ показали клип каких-то лихих ребят «Убили негра». Да, по сути, к расизму это не имело отношения. Так… «стебались» ребята. А у меня в школе в первом классе училась темнокожая девочка. Так вот, два мелких персонажа одноклассника полдня терроризировали её. А вторую половину дня я провёл с ними в душевных (без иронии) разговорах о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Педагогика, это, вообще говоря, длинные разговоры. Часто многократное повторение. Так и великие когда-то ходили по аллеям, окружённые учениками. И когда я слышу родительский скрип «Да я ему уже сто раз говорила!» — отвечаю: «Скажите ещё столько же!»
Так, медленно, очень медленно, у ребёнка начинает возникать то, что красиво называется «мировоззрение». Девизом школы Михайло Ломоносова были такие слова: «Принуждайте к труду. Только так можно научиться грамоте, музыке, гимнастике – главному. Ибо из этих занятий рождается стыд.».Почему так болезненно процесс освоения стыда происходит у подростка? Потому что у друга, соседа по парте идёт такой же процесс. Ещё вчера им вместе всё было понятно. Говорили про одно и то же, играли в одно и то же. Не замечали разницы между родителями – кто куда ездит, что надевает. Да вокруг что происходит. А тут – бац! Всё по-разному. Главное, он, друг, думает по-другому (хотя и сам-то ещё в этом не уверен). И нужно учиться делать выбор. А это самое трудное.
И тут мы им подбрасываем. Какой-нибудь кирибеевич врывается в школу и начинает «мочить» девочку-учительницу. На глазах всей страны. По телевизору. И его даже, оказывается, обвинить и осудить не за что. Приходится милиции про наркотики вспоминать. А он и сам милиционер. Сам всё помнит. А другой боец (слово мужчина – не про то) просто заходит в класс и всё «чисто конкретно» объясняет учительнице. А потом министр образования говорит, что они ненормальные. Извините, они-то как раз следуют вполне определённым нормам, стилю, манерам, которые заявлены и популяризируются в теперешней жизни. Причём не снизу, чем можно было бы пренебречь.
Зачем я про это пишу? Затем, что это всё вижу и чувствую не только я, но и наши дети. Причём, как это у детей происходит. Ещё острее и больнее. Потому что понимание того, что такое хорошо и что такое плохо, что такое стыд и что такое совесть ещё только формируется. Поэтому, к гражданам России! Хорошие люди! Мы можем научить ваших детей, что дважды два четыре, что ЖИ ШИ надо писать через И. Но без вас, без вашего участия, мы никогда не сможем объяснить детям что такое хорошо и что такое плохо. Что такое стыдно и что такое совесть. И что женщину бить и совершенно искренне написал: «Моё мнение – ни один народ не страдает патриотизмом как мы».
Я с Вами на одной волне. Простите…»
Излечима ли совесть?
В западной практической психотерапии понятие совести рационализировано. Оно очень плотно связано с осознанностью, это почти одно и тоже, хотя в чем-то это не совсем тождественные понятия — сознательность и совесть. Иначе говоря, человек с высоким уровнем сознания поступает правильно — как бы по совести. Совесть в этом смысле больше связана с понятиями общественной справедливости, порядка, законности, ответственности и личной свободы в демократическом ключе. Т.е. поступай с другими так, как ты хотел, чтобы они поступали с тобой. В этой же парадигме работа должна быть вознаграждена, а преступление — наказано. На этом стоит западная психологическая база. Это то, что нам сегодня так не хватает с хаотичностью и беззаконием нашей жизни.
По мнению западного психотерапевта человеку может требоваться помощь специалиста в том случае, если его страдания и муки связаны с тем, что называется гипертрофированной совестью. Для западной традиции именно этот изъян самооценки с направленной на себя агрессией и самобичеванием может квалифицироваться как неосознанный садо-мазохизм, своего рода патология, которая должна быть преодолена. Это проблема очень сильного Супер-Эго — нашего внутреннего родителя, цензора, который контролирует, наказывает и воспитывает нас. В западном представлении существует различие между моралью и этикой. Мораль меняется от эпохи к эпохе. А этика — более глубокое представление о добре и зле, она же описывает принципы справедливости, свободы, личного пространства, уважения к человеку и его правам.
У нас более многоплановое представление о совести и сопутствующих ей понятиях: морали, этике, нравственности. Человек, колеблясь, опираясь на универсальную истину, пытается решить некую этическую дилемму — это всегда нравственный выбор. Но совесть залегает глубже этого пласта.
Сомнения и укоры, муки и угрызения совести порождают в нас тоску, уныние, подавленность, а порой и отчаяние, то что в западной традиции обязательно должно лечиться. Но для русской культуры такие состояния относятся к глубинной сути, когда человек еще не устремляется высоту, но его уже что-то беспокоит, гложет из-за дурного поступка — и эти состояния не могут становится предметом лечебного воздействия. Это та грань, которую современная психология практически не проводит.
В этом существенная разница в понимания совести в западной культуре и в русской. Философ Иван Ильин полагал, что совесть — состояния нравственной очевидности. Это совершенно иррациональное, глубинное чувство, оправданное творчески. Это акт, который всегда уникален, единичен. Поступить по совести, значит совершить акт, согласно внутреннему порыву, который не гарантирует человеку ни пользы, ни справедливости, ни безопасности. Это высший, глубоко иррациональный зов, это божественное в человеке. Муки души сродни творческому деянию.
У нас совесть рождается от бессознательной глубинной детскости сердца. Зачастую человек не только не может передать словами, объяснить, почему он так поступил, но это не возможно и не требуется. Для него это как озарение, не нуждающееся в доказательствах и объяснениях.
Западная психологическая традиция утверждает, что закон для всех один, значит, поступать по закону справедливо и ответственно. В этом смысле воспитать такую совесть проще, потому что она требует рассудочной мысли, здравого смысла. Здравый смысл для западного человека — это гарант обеспечения свобод и прав для всех. Мои права и свободы ограничиваются только твоими правами и свободами. Но такое представление о совести не дает погружения вглубь и творческого полета.
Можно ли научить совести в русской традиции? Было бы точнее задать себе другой вопрос — можно ли воспитать творческого человека? Ведь совесть — как глубоко иррациональное творческое самовыражение человека, воплощает универсальный космический принцип, когда единичная человеческая воля сливается с высшей божественной.
Это не значит, что кто-то на него давит, это акт высшей свободы духа. Человек, который совершил поступок под влиянием такого порыва, никогда не скажет, что это был его тяжелейший долг или проклятая, злая обязанность. В творческом художественном деянии все едино: и чувства, и мысли, и действия. Оно сродни мгновенному интуитивному проблеску, смутному, но могучему предчувствию, заставляющего мужчину бросаться за своей возлюбленной или мать вслед уходящему поезду за сыном, которого убьют на войне, как бы зная наперед, что это свидание последнее. Деяние совести подобно такому прозрению и порыву. Когда человек полностью вкладывается в это действие. И это его глубочайшая правда, не требующая оправданий. Излечение от такой боли равносильно излечению от жизни.
Что такое совесть? | GotQuestions.org
Вопрос: «Что такое совесть?»Ответ:
Сознание определяется как та часть человеческой психики, которая вызывает душевные страдания и чувство вины, когда мы ее нарушаем, и чувство удовольствия и благополучия, когда наши действия, мысли и слова соответствуют нашим системам ценностей. Греческое слово, переведенное как «совесть» во всех ссылках в Новом Завете, — suneidēsis , что означает «нравственное сознание» или «нравственное сознание».Совесть реагирует, когда чьи-то действия, мысли и слова соответствуют или противоречат стандартам правильного и неправильного.В Ветхом Завете нет еврейского термина, эквивалентного suneidēsis в Новом Завете. Отсутствие слова «совесть» на иврите может быть связано с еврейским мировоззрением, которое было скорее общинным, чем индивидуальным. Еврей считал себя членом заветной общины, которая связана с Богом и Его законами, а не как личность.Другими словами, еврей был уверен в своем положении перед Богом, если еврейский народ в целом был в хороших отношениях с Ним.
Новозаветная концепция совести носит более индивидуальный характер и включает в себя три основные истины. Во-первых, совесть — это дарованная Богом способность людей к самооценке. Павел несколько раз ссылается на то, что его совесть «чиста» или «чиста» (Деяния 23: 1; 24:16; 1 Коринфянам 4: 4). Павел исследовал свои собственные слова и поступки и обнаружил, что они соответствуют его морали и системе ценностей, которые, конечно же, основывались на стандартах Бога.Его совесть проверила целостность его сердца.
Во-вторых, Новый Завет изображает совесть как свидетеля чего-то. Павел говорит, что у язычников есть совесть, свидетельствующая о наличии Закона Божьего, написанного в их сердцах, даже несмотря на то, что у них не было Моисеева закона (Римлянам 2: 14-15). Он также обращается к своей совести как свидетель, что он говорит правду (Римлянам 9: 1) и что в своих отношениях с людьми он ведет себя святым и искренним (2 Коринфянам 1:12).Он также говорит, что его совесть подсказывает ему, что его действия очевидны как для Бога, так и для совести других людей (2 Коринфянам 5:11).
В-третьих, совесть — слуга системы ценностей человека. Незрелая или слабая система ценностей порождает слабую совесть, в то время как полностью информированная система ценностей порождает сильное чувство правильного и неправильного. В христианской жизни совесть может быть движима неадекватным пониманием библейских истин и может вызывать чувство вины и стыда, несоразмерные имеющимся проблемам.Взросление в вере укрепляет совесть.
Эту последнюю функцию совести Павел упоминает в своих наставлениях относительно употребления пищи, принесенной в жертву идолам. Он утверждает, что, поскольку идолы не настоящие боги, не имеет значения, приносилась ли им пища или нет. Но некоторые в коринфской церкви были слабы в своем понимании и верили, что такие боги действительно существуют. Эти незрелые верующие приходили в ужас при мысли о поедании пищи, принесенной в жертву богам, потому что их совесть основывалась на ошибочных предрассудках и суеверных взглядах.Поэтому Павел призывает более зрелых в своем понимании людей не пользоваться своей свободой есть, если это заставит совесть их более слабых братьев осудить их действия. Урок здесь в том, что, если наша совесть чиста из-за зрелой веры и понимания, мы не должны заставлять людей с более слабой совестью спотыкаться, используя свободу, которая приходит с более сильной совестью.
Еще одно упоминание о совести в Новом Завете относится к совести, которая «опаляется» или становится нечувствительной, как если бы ее прижигали раскаленным железом (1 Тимофею 4: 1-2).Такая совесть ожесточилась и огрубела, она больше ничего не чувствует. Человек с опаленной совестью больше не прислушивается к ее побуждениям и может беззаветно грешить, вводить себя в заблуждение, думая, что с его душой все в порядке, и обращаться с другими бесчувственно и без сострадания.
Как христиане, мы должны сохранять чистоту своей совести, повинуясь Богу и поддерживая хорошие отношения с Ним. Мы делаем это, применяя Его Слово, постоянно обновляя и смягчая наши сердца.Мы относимся к тем, чья совесть слаба, относимся к ним с христианской любовью и состраданием.
.Что такое совесть?
Под совестью обычно понимается нефизическая часть человека, которая определяет добро и зло. Совесть иногда называют «моральным компасом». Слово совесть используется 28 раз в английской стандартной версии Библии. Греческий термин Нового Завета, переведенный как «совесть», — suneidesis , что означает «нравственное сознание или осознание». Совесть порождает чувство вины, когда делается плохой поступок, и радость, когда делается добро.Жить с нечистой совестью — значит жить в страхе. «Нечестивый убегает, когда никто не гонится, а праведник дерзкий, как лев» (Притчи 28: 1). Как обнаружил главный герой в «Сказочном сердце» По, угрызения совести порождают смятение, беспокойство и беспокойство в сердце. «Делай то, что правильно, — гласит пословица, — и будь храбрым».
Апостол Павел жил с чистой совестью: «Братья, я до сего дня прожил жизнь мою пред Богом со всей чистой совестью» (Деяния 23: 1).По собственному признанию Павла, сохранение чистой совести требовало тщательного внимания и усилий (Деяния 24:16; см. Также Римлянам 9: 1).
В Послании к Римлянам 2: 14-15 Павел говорит, что совесть дает нравственное осознание того, что хорошо, а что плохо, даже среди неверующих. «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по своей природе делают то, что требует закон, они сами себе закон, даже если у них нет закона. Они показывают, что действие закона написано в их сердцах, в то время как их совесть также свидетельствует, а их противоречивые мысли обвиняют или даже извиняют их.
Когда Павел повелевает верующим подчиняться властям, он обращается к совести: «нужно подчиняться не только, чтобы избежать гнева Божьего, но и ради совести» (Римлянам 13: 5).
Совесть упоминается одиннадцать раз в своих письмах в Коринф, обычно касающихся вопроса о том, чтобы есть мясо, посвященное идолам. В 1 Тимофею 1: 5 Павел говорит: «Цель нашего подопечного — любовь, исходящая от чистого сердца и чистой совести и искренняя вера ». Непритворная любовь, которая является исполнением Закона, будет сопровождаться чистой совестью.
В 1 Тимофею 4: 2 есть важное предупреждение о том, что совесть может «сгореть». Лицемерие, ложь и греховная жизнь могут заглушить совесть. Человек, причиняющий вред своей совести, теряет способность различать добро и зло и обычно делает неправильный выбор.
Христианин должен иметь «чистую совесть, дабы, когда вас оклеветали, были посрамлены те, кто поносит ваше хорошее поведение во Христе» (1 Петра 3:16). Здоровая совесть, настроенная на пути Бога, является благословением, и, живя перед Богом, мы можем ходить с уверенностью, которую дает чистая совесть.
,
Что такое совесть? | Разговоры с деревьями книги
Совесть — это голос в вашей голове и чувство в вашем сердце, которое говорит вам, правильно что-то или нет.
Делали ли вы когда-нибудь что-то, что вы знали, что это плохо, и тогда вы чувствовали дискомфорт в своем сердце или что-то вроде мерзости в своем теле? Это твоя совесть!
Если вы когда-нибудь задумывались о том, чтобы сделать что-то, что вы знали, что это неправильно, и голос в вашей голове сказал: «Может, тебе не стоит этого делать.У тебя могут быть проблемы ». Это твоя совесть!
Ваша совесть — ваш внутренний проводник, и она помогает вам понять, как сделать правильный выбор. По мере взросления вы учитесь, что хорошо, а что плохо. Ваша совесть — это ваши мысли и чувства, которые подсказывают вам, правильно или неправильно делать или говорить что-то. «Слушайте свою совесть» означает, что вы слышите и чувствуете послания, которые посылает вам совесть, и затем делаете правильный выбор.
Как работает ваша совесть
Определение совести может быть сложной задачей, потому что совесть невидима.Вы не можете его увидеть или потрогать, но вы можете почувствовать это своим разумом и телом. Ваша совесть знает все правила, которые вы узнали о добре и зле. Он знает, что вас учили об основных ценностях, таких как честность, ответственность и уважение.
Ваша совесть подобна сверхбыстрому компьютерному приложению, которое сравнивает то, что вы собираетесь делать, с вашими основными ценностями, чтобы помочь вам узнать, правильны ли ваши действия или нет.
Это похоже на то, как вы помещаете то, что хотите сказать или делаете, в «Анализатор Совести 3000», и ваша совесть сравнивает то, что вы хотите, с тем, что вы знаете, что правильно и что неправильно.Затем он говорит вам ответ в вашем сердце и в вашем уме.
Давайте попробуем несколько сценариев и посмотрим, как определять совесть. (Или загрузите бесплатный рабочий лист с упражнениями Conscience 3000-s.
Сценарий 1
Представьте, что вы в магазине, и там есть шоколадный батончик, который вам действительно очень нужен. У вас нет денег, и ваша мама может сказать, что не купит их, но вы все равно очень этого хотите. Вы тянетесь за ним и кладете в карман, чтобы никто не заметил.
Что вы почувствовали, когда представили это? Ваш разум сказал что-то вроде: «Это воровство. Нельзя брать вещи, не заплатив за них »? Или вы действительно чувствовали себя некомфортно и беспокоились о том, что будет (последствия), если вы возьмете конфету? Это твоя совесть!
Как бы вы могли определить совесть в этой ситуации? Ваша совесть — это мысль и чувство, которые помогают вам помнить, что воровство — это плохо.
Сценарий 2
Вы идете в продуктовый магазин с мамой, когда видите старика, идущего по тротуару.Он несет сумку с продуктами, и некоторые из них выпадают. Он, кажется, не замечает, что потерял вещи.
Что вы почувствовали, когда представили это? Ваш разум сказал что-то вроде: «Тебе следует взять предметы и передать ему»? Вы чувствовали себя хорошо в своем сердце от возможности помочь нуждающемуся? Это тоже твоя совесть!
В этой ситуации вы можете дать следующее определение: совесть помогает вам сделать правильный выбор, а также удерживает вас от неправильного выбора.Это ощущение, что ты делаешь правильный или неправильный поступок.
Прочтите этот рассказ о совести.
Когда мальчик крадется для секретной игры на своем геймплее, он узнает: «О нет! У меня есть совесть! » Учите детей, что такое совесть, как делать выбор, которым они могут гордиться, и как прощать ошибки.
Загрузите бесплатный рабочий лист совести.
Другие определения хороших качеств
,Совесть против сознания: понимание разницы
Чтобы сохранить это слово, вам необходимо авторизоваться.
Хотя они звучат одинаково, совесть — это существительное, относящееся к осознанию того, что свои действия правильные или неправильные, как в «угрюмой совести», в то время как сознательный — прилагательное, означающее «бодрствовать» или «бдительный».«Если бы вы спали, вы были бы« без сознания ». Чтобы держать их прямо, не забывайте осознавать, что ваша совесть говорит вам делать.
Как добросовестные лексикографы, мы понимаем, что время от времени смешиваются слова совесть и сознание . Вот несколько примеров, которые привлекли наше внимание:
Камни — знаковая часть римской истории. … Известно, что некоторые туристы по ошибке убирают их с улицы и забирают домой в качестве сувенира.Два года назад путешественник с очень виноватым сознательным отправил по почте камень, который они украли в отпуске годом ранее, и написал: «Пожалуйста, найдите закрытый брусчатку с одной из ваших мощеных дорог».
— Путешествия + отдых , 20 июня 2019 г.Covergirl прокладывает путь для более крупных и известных брендов косметики, чтобы они отказались от жестокости…. Covergirl — это не только доступный по цене и популярный бренд аптек, но и теперь он имеет четкую маркировку , осознающую , когда собирает свою продукцию с полок.
— The Sonoma State Star , 13 ноября 2018 г.Общение — увлекательная и важная тема. Убедитесь, что вы четко общаетесь, будучи совестью вашего языка тела.
— Forbes , 26 февраля 2013 г.Поскольку цена на электроэнергию продолжает расти, домовладельцы ищут способы сократить расходы на электроэнергию без ущерба для комфорта или удобства. И многие затраты — совести домовладельцев рассматривают солнечные батареи, которые преобразуют солнечную энергию в чистое электричество.
— Popular Mechanics , 27 июл.2019
Если вы остановились, чтобы дважды проверить, действительно ли совесть или сознательный использовались неправильно в любом из приведенных выше примеров, эта статья поможет вам легко различать слова и использовать их с уверенностью в будущем — поскольку, честно говоря , примеров уловок не было. И если неправильное использование совести вместо сознательного , или наоборот, никогда не было на вашей совести, мы рекомендуем вам в любом случае читать.Мы обсуждаем историю слов и грамматику, а также прямокрылое насекомое.
Наш моральный долг — помочь.
Совесть и сознательный происходят от одних и тех же латинских корней — префикса com- («вместе», «вместе») и глагола scire («знать»), а также комбинации , Sovire , означает «осознавать свою вину» — и оба относятся к состоянию осознания, первое — морального осознания, а второе — физического или умственного бодрствования, в котором человек осознает свое окружение.Носители английского языка впервые узнают о сознании в 13 веке и сознательном в 16 веке.
Совесть и сознание имеют схожее произношение, что у некоторых вызывает путаницу. (Их первые слоги произносятся одинаково, и оба они содержат средний звук \ sh \.) Для тех, кто сомневается, какой использовать, изучение суффиксов слов и их значений, а также частей речи слов может быть лучшим подход к их различению. Сознание , имеющее суффикс существительного -ence , означающее «качество или состояние», является, в общем, существительным, а сознательное , имеющее суффикс прилагательного -ous , означающее «иметь», является прилагательным.
Что означает совесть?
Существительное совесть относится к состоянию осознания или ощущению того, что действия или намерения являются нравственно правильными или неправильными, а также с чувством обязательства поступать правильно. Мультфильмы часто олицетворяют совесть в виде пресловутой пары ангел / дьявол, которые говорят на ухо нерешительному персонажу, побуждая его или ее следовать либо путем моральной добродетели, либо по пути морального разложения.В фильме Уолта Диснея «Пиноккио », образно говоря, совесть — это щеголеватый говорящий сверчок по имени Джимини Крикет, чье изречение «всегда позволяй совести быть вашим проводником», он учит главного героя, марионетку, которая волшебным образом оживает и становится настоящий человеческий мальчик, доказавший, что он храбрый, правдивый и самоотверженный (после того, как выслушал свою совесть). Некоторые примеры существительного совесть :
Вы должны решать, что делать, исходя из собственной совести.
Ее беспокоила совесть, поэтому она наконец сказала правду.
Я не могу делать ничего, что противоречит моей совести.
Он не мог с чистой совестью допустить, чтобы такая ситуация продолжалась.
Я должен сказать вам правду, потому что я больше не хочу, чтобы это было на моей совести.
Что означает сознание
Сознание , с другой стороны, прилагательное, которое указывает на то, что человек бодрствует, бдителен и способен понимать, что происходит вокруг него, например, пациент приходит в полное сознание после анестезии.Это также может означать, что человек осознает определенный факт или чувство, например, инвестор, который осознает риск, или спортсмены, которые осознают себя образцом для подражания для молодых людей. Другое распространенное значение сознательный описывает человека, который заботится о чем-то определенном, например, экономного покупателя или активиста, заботящегося об окружающей среде. Вдобавок, сознательный может изменить действие или решение, которое сделано преднамеренно (и такое, которое вполне может привести к сознательной вине или виноватой совести ).
Надеюсь, теперь вы полностью (или, по крайней мере, частично) осознаете различия в использовании совести и сознательного — наиболее важным из них является то, что совесть — существительное, а сознание — прилагательное, которое описывает существительные. Помните, что всякий раз, когда вы попадаете в трудную ситуацию, вы должны осознавать, что вам говорит совесть. Ваша совесть поможет вам принимать нравственные, справедливые и справедливые решения. Что касается запоминания написания существительного: совесть содержит слово наука (также существительное), и поскольку наука говорит нам, как силы природы и вселенная ведут себя — или должны, — совесть подсказывает нам, как мы должны себя вести. — или должен.
,