Социальные эмоции
Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.
Ученые, которые занимались проблемой эмоций: К. Изард, Н. Я. Грот, Г. Мюнстерберг, Б.И. Додонова, Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, И. Ф. Гербарт, В. Вундт и др.
Далее рассмотрим понятие социальных эмоций, а также их виды и развитие.
Природа эмоций
- Интеллектуалистический подход. Органические проявления эмоций выступает в роли следствия психических явления.
- Теория И.Ф. Гербарта. Ученый утверждает, что наиболее важным психологическим фактом является представление, соответственно, чувства – это есть связь между существующими представлениями; их можно рассматривать как реакцию на конфликт между представлениями.
- Позиция В. Вундта. Эмоции представляют собой определенные изменения, которые характеризуют влияние чувств на течение самих представлений.
Виды социальных эмоций
Социальные эмоции обычно разделяют на позитивные и негативные.
- Позитивные/конъюнктивные. Позитивные социальные эмоции проявляются тогда, когда группа людей направлена на достижение общих целей, результат выполнению которых приносит участникам удовлетворение. Как правило, такие социальные эмоции могут варьироваться от слабого предпочтения до глубокой привязанности. При последней партнеру приписываются исключительно положительные намерения (в случае любви), которые, разумеется, часто не столь объективны.
- Негативные/дизъюнктивные. Негативные социальные эмоции проявляются тогда, когда возникает ситуация соперничества: успех одного человека влечет за собой неуспех другого, из-за чего часто возникает конфликт. Как правило, в таком сопернике человек может заметить лишь то, что ему неприятно, игнорируя его положительные качества.
Развитие социальных эмоций
Развитие социальных эмоций подчиняется общему развитию психики в онтогенезе (рис. 1).
Рисунок 1. «Развитие психики в онтогенезе»
Эмоции, несомненно, играют одну из главнейших ролей в детских жизнях. Они помогают детям в восприятии окружающей действительности. Кроме того, с помощью эмоций дети могут проявлять какие-либо реакции на раздражители окружающего мира. Так, выражение эмоций у детей проявляется более непосредственным образом, чем у взрослых, однако теми же способами: вербально и невербально.
Формирование и развитие социальных эмоций также является крайне важным для успешной жизнедеятельности ребенка.
Основой для формирования социальных эмоций является нравственное воспитание. Оно происходит с опорой на жизнь отдельных окружающих людей, на мир в целом.
Под социальными эмоциями понимают глубоко усвоенные социальные нормы, составляющие подсознательное в структуре личности и имеющие регулирующую функцию. Социальные эмоции рассматриваются как постоянные эмоциональные отношения к нормам и правилам поведения, принятым в данном социуме; как определяющие положительное эмоциональное отношение к одним правилам, оценкам, нормам и отрицательное к другим; как регуляторы общения между народами, делающие соответствующие поведение обычным для данного общества, и помогающие социализации детей в адекватном для общества направлении.
Отличительной особенностью класса социальных эмоций является опосредованный социальными нормами характер, а специфической функцией является закрепление опыта вхождения и освоение окружающего социума норм и правил, обретающий внутреннюю значимость, становится эмоциональным опытом.
Усвоение ребенком социальных ценностей, требований, норм и идеалов при определенных условиях становятся внутренним достоянием личности. В результате ребенок приобретает своеобразную систему мер, эталонов ценности, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления ребенок оценивает их как привлекательные или отталкивающие, добрые и злые, красивые и безобразные.
Эмоции на протяжении детства проходят путь развития под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Постепенно формируются высшие эмоции, чувства, не имеющие своих аналогов у животных – это сострадание, сочувствие, забота о близких людях, чувство долга, взаимопомощи, отзывчивости.
Уже в дошкольном возрасте начинают формироваться высшие человеческие чувства, и источником их происхождения является практическая деятельность ребенка, в процессе которой он реализует свои взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности и идеалы, овладевает социальными нормами и правилами поведения.
Решающая роль в развитии социальных эмоций играет включение ребенка в совместную с другими детьми и взрослыми деятельность, которая позволяет пережить, прочувствовать необходимость выполнения норм и правил. В процессе нее формируются простейшие социальные мотивы деятельности, заключавшихся в стремлении сделать нечто нужное, полезное и не только для себя, но и для других людей; а также развиваются особые формы социальной ориентации, внимания к другим людям, является необходимым условием возникновения сопереживания, сочувствия их радостям и печалям, их нуждам и потребностям.
spravochnick.ru
Социальные эмоции — Психологос
Социальные эмоции и чувства — эмоции и чувства, обслуживающие социальное взаимодействие ребенка с детьми и взрослыми.
Кроме социальных эмоций, выделяют природные эмоции (например, адаптивные и заякоренные эмоции), опосредующие взаимодействие человека с природной средой. В опасной ситуации или когда нужно нарубить дрова — человек возбуждается. Когда нужно разобраться с задачей по арифметике — мы вводим себя в спокойное состояние и не дергаемся. Мы меняем свое функциональное (эмоциональное) состояние, чтобы оно помогало нам в решении жизненных задач.
Социальные эмоции и чувства большей частью — не врожденные, а выученные эмоции, однако некоторая часть эмоциональных реакций, которая имелась у младенцев с рождения, со временем начинает использоваться ребенком для решения задач социального взаимодействия, становятся произвольными и социальными. Взрослые обучают детей тем состояниям, которые удобны и интересны взрослым, дети осваивают те состояния, которые наиболее эффективно защищают их от родителей или позволяют им родителями управлять. Интересно, что, если не управлять ситуацией, это будут в первую очередь эмоции негативного плана — родители ведутся на них легче всего. В возрасте от 3 до 7 лет дети успешно осваивают эмоции и состояния детской культуры, такие как стеснительность, усталость, скука, обида, растерянность, расстройство, истерики, отчаяние, ужас… Когда им это выгодно, дети научаются болеть.
Возникновение социальных эмоций описывает теория социального психоанализа эмоций и культурно-историческая теория развития чувств.
www.psychologos.ru
Социальные эмоции — это… Что такое Социальные эмоции?
- Социальные эмоции
Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. Под общей редакцией А.А. Реана. 2002.
- Социальные стереотипы
- Социальный возраст
Смотреть что такое «Социальные эмоции» в других словарях:
ЭМОЦИИ — (франц. emotion, от лат. emoveo потрясаю, волную), субъективные реакции человека и животных на воздействие внутр. и внеш. раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Сопровождая практически … Философская энциклопедия
Эмоции — (от фр. emotion волнение, возбуждение) субъективные состояния человека и животных, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных… … Википедия
ЭМОЦИИ — (от лат emoveo потрясаю, волную), переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе Э проявляются в виде удовольствия, радости, страха и т и Будучи тесно связанными с потребностями, Э отражают в форме непосредств. переживаний… … Российская педагогическая энциклопедия
Эмоции — (от лат. emoveo потрясаю, волную) переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Э. проявляются в виде удовольствия, радости, страха и т.п. Э. служат одним из гл. механизмов внутренней регуляции психической деятельности … Педагогический терминологический словарь
Социальные предубеждения — отрицательная установка в отношении определенной социальной группы, содержащая негативные эмоции и враждебное поведение … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Эмоция — (лат. emovere – возбуждать, волновать) исторически этот термин, по словам Р.Ребера, оказался чрезвычайно резистентным к попыткам его определить, возможно, никакой другой термин в психологии не сочетает такую неопределённость с частотой его… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера
Немецкая литература — Литература эпохи феодализма. VIII X века. XI XII века. XII XIII века. XIII XV века. Библиография. Литература эпохи разложения феодализма. I. От Реформации до 30 летней войны (конец XV XVI вв.). II От 30 летней войны до раннего Просвещения (XVII в … Литературная энциклопедия
Чувствование — обозначение одного из трех наиболее общих классов душевных явлений (интеллект, Ч., воля). Психология Ч. разработана гораздо меньше психологии познания, и самый термин Ч. дает повод к глубоким разногласиям: 1) иногда словом чувство, чувствование… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Музыка — (греч. moysikn, от mousa муза) вид иск ва, к рый отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Музыкальная энциклопедия
psihologiya_cheloveka.academic.ru
Социальные эмоции это что такое Социальные эмоции: определение — Психология.НЭС
Социальные эмоции это что такое Социальные эмоции: определение — Психология.НЭС-
Психология.НЭС
- Право.НЭС
- Философия.НЭС
- Социология.НЭС
- Экономика.НЭС
- Педагогика.НЭС
- Политика.НЭС
- История.НЭС
- Словари
- Термины
- Персоны
- Новости
- Каталог
- Термины
- Социальные эмоции
vocabulary.ru
Социальные эмоции — Social emotions
Социальные эмоции являются эмоциями , которые зависят от мыслей, чувств и действий других людей, «как опытные, напомнили, ожидаемый или воображаемый первые руки». Примерами являются неловкости , вины , стыда , ревность , зависть , сочувствие , и гордость . В отличие от этого , основные эмоции , такие как счастье и печаль требуют только осознание собственного физического состояния. Таким образом, развитие социальных эмоций тесно связано с развитием социального познания , способность представить психические состояния других людей, которые , как правило развивается в подростковом возрасте . Исследования показали , что дети в возрасте от 2 до 3 лет , могут выражать эмоции , напоминающих чувство вины и раскаяния . Тем не менее, в то время как пять-летние дети могут представить себе ситуации , в которых будет ощущаться основные эмоции, способность описывать ситуации , в которых социальные эмоции могут быть испытываемые не появляется до семи лет.
Люди могут не только делиться эмоциями с другими людьми, но также могут испытывать подобное физиологическое возбуждение другим, если они испытывают чувство социальной связанности к другому человеку. В лаборатории на основе исследования Cwir, автомобиль, Уолтон, и Спенсер (2011) показало, что, когда участник почувствовал чувство социальной связанности с незнакомцем (исследования сообщника), участник испытал подобные эмоциональные состояния и физиологические реакции на что из незнакомец, наблюдая незнакомец выполнить стрессовую задачу.
Социальные эмоции иногда называют моральные эмоции, потому что они играют важную роль в морали и моральном принятие решений. В нейроэкономики , роль социальных эмоции играют в теории игр и принятия экономических решений только начинает расследоваться.
Поведенческая неврология
После функциональной визуализации — функциональная магнитно — резонансная томография (МРТ) , в частности, стала популярной примерно десять лет назад, исследователи начали изучать процесс принятия экономических решений с помощью этой новой технологии. Это позволяет исследователям исследовать, на неврологическом уровне, роль эмоции играют в процессе принятия решений.
Развивающая фотография
Способность описывать ситуации , в которых социальные эмоции будут испытывать возникают в возрасте около 7, и, подросткового возраста, опыт социальной эмоции пронизывает повседневный социальный обмен . Исследования с использованием фМРТ обнаружили , что различные области мозга участвуют в различных возрастных группах при выполнении общественно-познавательных и социально-эмоциональные задачи. В то время как области мозга , такие как медиальной префронтальной коры головного мозга (MPFC) , верхняя височная борозда (STS) , временных полюсов (TP) и предклинья граничащие с задней части поясной извилины активируются как у взрослых и подростков , когда они рассуждают о преднамеренности других, медиальная ПФУ более активируется у подростков и правых STS больше у взрослых. Подобные возрастные эффекты были обнаружены с более молодыми участниками, таким образом, что, когда участники выполняют задачи , которые связаны с теорией сознания , увеличение возраста коррелировало с увеличением активации в спинной части MPFC и снижением активности в вентральной части MPFC наблюдались.
Исследования, сравнивающие взрослых с подростками в их обработках основных и социальных эмоций также предполагают сдвиги в области развития в областях мозга , которые участвуют. По сравнению с подростками, левая височная полюс имеет более высокую активность у взрослых , когда они читают истории , которые вызывают социальные эмоции. Временные полюса , как полагают , чтобы сохранить абстрактные социальные знания. Это говорит о том, что взрослый человек может использовать социальные семантические знания чаще , когда речь идет о социально-эмоциональных ситуациях , чем подростки.
Нейроэкономика
Для исследования функции социальных эмоций в экономическом поведении, исследователи заинтересованы в различиях в областях мозга , участвующих , когда участники играют с, или думают , что они играют с, другим человеком , в отличие от компьютера. Исследование с фМРТ показало , что для участников , которые , как правило, сотрудничают на двух человек «доверия и взаимности» игры, полагая , что они играют с другим участником активировал префронтальной коры головного мозга , в то время , полагая , что они играют с компьютером не сделал. Эта разница не была замечена с игроками , которые , как правило , не сотрудничать. Авторы объясняют это различие , как теории сознания , что кооператоры используют предугадывать стратегии оппонентов. Это пример путь социальных решений отличается от других форм принятия решений.
В поведенческой экономике , тяжелая критика в том , что люди не всегда действуют в полной мере рационально, так как многие экономические модели предположить. Например, в ультимативной игре , два игрока просят разделить определенную сумму денег, скажем , х . Один игрок, который называется предлагающим , решает соотношение , по которому деньги получают разделенное. Другой игрок, называется ответчиком , решает , следует ли принять или не принять это предложение. Если ответчик принимает предложение, скажем, у суммы денег, то предлагающему получает х количество и ответчик получает у . Но если ответчик отказывается принять предложение, оба игрока не получают ничего. Эта игра широко изучается в поведенческой экономике. Согласно рациональному агента модели, наиболее рациональным способом предлагающим действовать, чтобы сделать у как можно, и наиболее рациональный путь для ответчика , чтобы действовать, чтобы принять предложение, так как небольшое количество денег лучше , чем нет Деньги. Однако то , что эти эксперименты , как правило , найти в том , что заявители , как правило, предлагают 40% от х , и предложения ниже 20% получили бы отвергнут ответчиков. Использование фМРТ сканирование, исследователи обнаружили , что социальные эмоции , вызываемые предложения могут играть определенную роль в объяснении результата. Когда предложения несправедливы , в отличие от справедливой, три области мозга АКТИВНО: дорсолатеральное префронтальной коры головного мозга (DLPFC) , то передняя часть поясной извилины коры головного мозга (ACC) и островковой . Островковый является областью активной в регистрации дискомфортого тела. Она активируется , когда люди чувствуют себя, среди прочего, социальной изоляции. Авторы интерпретируют деятельность в островковой как отвращающей реакции один чувствует , когда сталкивается с несправедливостью, деятельность в ДЛПФК в обработке будущего вознаграждения от хранения денег, и ACC является арбитром , который весит эти два противоречащих друг другу материалов для принятия решения. Будь или не предложение отвергается может быть предсказано (с соотношением 0,45) на уровне островка деятельности отвечающего.
Нейроэкономика и социальные эмоции также тесно связаны в изучении наказания. Исследования с использованием ПЭТ — сканирование показало , что, когда игроки наказывают других игроков, активность в прилежащем ядре (часть стриатума ), область известна обработки наград , полученных от действий , активируется. Это показывает , что мы не только чувствовать себя оскорбительно , когда мы становимся жертвами несправедливости, но мы также считаем , что психологически полезно , чтобы наказать обидчика, даже при стоимости нашей собственной полезности.
Социальный или моральный аспект
Некоторые социальные эмоции также называют нравственные эмоции из-за фундаментальную роль, которую они играют в морали. Например, чувство вина является дискомфортом и сожаления один чувствует над своим проступком. Это социальная эмоция, поскольку она требует понимания того, что другой человек пострадал от этого акта; и он также имеет подтекст в морали, такой, что виновный актер, в силе чувства огорчены и виноватым, берет на себя ответственность за деяние, которое может вызвать желание загладить или наказать себя.
Не все социальные эмоции моральные эмоции. Pride, например, это социальная эмоция, которая включает в себя восприятие восхищения других людей, но исследования о роли, которую она играет в нравственном поведении дают проблематичные результаты.
Эмпатический ответ
Эмпатия определяется Айзенберг и его коллеги , как аффективным ответ , который проистекает из понимания или понимания чужой эмоциональное состояние или состояние , и это похоже на то , что чувствует другой человек , или можно было бы ожидать , чтобы чувствовать. Чувство вины, которое является социальной эмоцией с сильной моральной импликацией, также сильно коррелируют с эмпатическим реагированием; в то время как стыд, эмоции с меньшим моральным вкусом, отрицательно коррелируют с эмпатическим откликом, при контроле за вины.
Воспринимается Управляемость также играет важную роль модулирующего народа социально-эмоциональные реакции и эмпатии ответы. Например, участники , которые просят оценить академические выступления других людей, скорее всего, назначить наказание , когда низкая производительность интерпретируется как низкое усилие, в отличие от низкой способности. Рыльца также вызывают более эмпатический ответ , когда они воспринимаются как неконтролируемые (то есть, имеющий биологическое происхождение, например , при наличии определенного заболевания), в отличии от управляема (т.е. имеющего поведенческого происхождения, таких как ожирение).
Смотрите также
Рекомендации
дальнейшее чтение
ru.qwertyu.wiki
Социальные эмоции • ru.knowledgr.com
Социальные эмоции — эмоции, которые требуют представления психических состояний других людей. Примеры — затруднение, вина, позор, ревность, зависть, сочувствие и гордость. Напротив, основные эмоции, такие как счастье и печаль только требуют осознания собственного телесного государства. Поэтому, развитие социальных эмоций плотно связано с развитием социального познания, способность вообразить психические состояния других людей, который обычно развивается в юности. Исследования нашли, что дети, столь же молодые как 2 — 3 года возраста, могут выразить эмоции, напоминающие вину и раскаяние. Однако, в то время как пятилетние дети в состоянии вообразить ситуации, в которых основные чувства были бы испытаны, способность описать ситуации, в которых могли бы быть испытаны социальные эмоции, не появляется до семи лет возраста.
Люди могут не только разделить эмоции с другими, но могут также испытать подобное физиологическое пробуждение другим, если они испытывают чувство социальной связности другому человеку. Лабораторное исследование Cwir, Автомобилем, Уолтоном и Спенсером (2011) показало, что, когда участник испытал чувство социальной связности незнакомцу (союзник исследования), участник испытал подобные эмоциональные состояния и физиологические ответы тому из незнакомца, замечая, что незнакомец выполняет напряженную задачу.
Социальные эмоции иногда называют моральными эмоциями, потому что они играют важную роль в морали и моральном принятии решения. В нейроэкономике роль социальная игра эмоций в теории игр и экономическое принятие решения только начинают исследоваться.
Поведенческая нейробиология
После функционального отображения — функциональная магнитно-резонансная томография (fMRI) в особенности — стала популярной примерно десятилетие назад, исследователи начали изучать экономическое принятие решения с этой новой технологией. Это позволяет исследователям заниматься расследованиями, на неврологическом уровне, ролевой игре эмоций в принятии решения.
Картина развития
Способность описать ситуации, в которых будет испытана социальная эмоция, появляется в пределах возраста 7, и, юностью, опыт социальной эмоции проникает в повседневном социальном обмене. Исследования используя fMRI нашли, что различные отделы головного мозга привлечены в различные возрастные группы, выполняя социально-познавательные и социально-эмоциональные задачи. В то время как мозговые области, такие как средняя предлобная кора (MPFC), превосходящий временный sulcus (STS), временные полюса (TP) и precuneus, граничащий задней поясной корой, активированы и во взрослых и в подростках, когда они рассуждают об интенциональности других, средний PFC более активирован в подростках и правильном STS больше во взрослых. Подобные эффекты возраста были найдены с младшими участниками, такими, что, когда участники выполняют задачи, которые включают теорию ума, увеличение возраста коррелируется с увеличением активации в спинной части MPFC, и уменьшение в деятельности в брюшной части MPFC наблюдались.
Исследования, которые сравнивают взрослых с подростками в их обработках основных и социальных эмоций также, предлагают изменения развития в мозговых включаемых областях. Соответствуя подросткам, у покинутого временного полюса есть более сильная деятельность во взрослых, когда они читают истории, которые выявляют социальные эмоции. Временные полюса, как думают, хранят абстрактное социальное знание. Это предполагает, что взрослый мог бы использовать социальное семантическое знание чаще, думая о социально-эмоциональных ситуациях, чем подростки.
Нейроэкономика
Чтобы исследовать функцию социальных эмоций в экономических поведениях, исследователи интересуются различиями в отделах головного мозга, включенных, когда участники играют с или думают, что играют с, другой человек в противоположность компьютеру. Исследование с fMRI нашло, что, для участников, которые склонны сотрудничать на “доверии с двумя людьми и взаимности” игры, полагая, что они играют с другим участником, активировал предлобную кору, полагая, что они играют с компьютером, не сделал. Это различие не было замечено с игроками, которые склонны не сотрудничать. Авторы интерпретируют это различие как теорию умов, что сотрудники используют, чтобы ожидать стратегии противников. Это — пример способа, которым социальное принятие решения отличается от других форм принятия решения.
В поведенческой экономике тяжелая критика состоит в том, что люди не всегда действуют полностью рациональным способом, как много экономических моделей предполагают. Например, в игре ультиматума, двух игроков просят разделить определенное количество денег, сказать x. Один игрок, названный проектировщиком, решает отношение, на которое разделены деньги. Другой игрок, названный респондентом, решает, принять ли это предложение. Если респондент принимает предложение, скажем, y сумма денег, то проектировщик получает сумму x-y, и респондент получает y. Но если респондент отказывается принимать предложение, оба игрока ничего не получают. Эта игра широко изучена в поведенческой экономике. Согласно рациональной модели агента, самый рациональный способ для проектировщика действовать состоит в том, чтобы сделать y как можно меньше, и самый рациональный способ для респондента действовать состоит в том, чтобы принять предложение, так как мало суммы денег не лучше, чем никакие деньги. Однако то, что эти эксперименты имеют тенденцию находить, — то, что проектировщики склонны предлагать 40% x, и предложения ревут, 20% отклонить респондентами. Используя просмотры fMRI, исследователи нашли, что социальные эмоции выявляют предложениями, может играть роль в объяснении результата. Когда предложения несправедливы, как выступают к ярмарке, три области мозга активны: dorsolateral предлобная кора (DLPFC), передняя часть коры головного мозга (ACC) и островок Рейля. Островок Рейля — область, активная в регистрирующемся дискомфорте тела.
Это активировано, когда люди чувствуют, среди прочего, социальное отчуждение. Авторы интерпретируют деятельность в островке Рейля как вызывающая отвращение реакция, которую каждый чувствует, когда сталкивающийся с неровностью, деятельностью в DLPFC как обработка будущего вознаграждения от хранения денег, и ACC — арбитр, который взвешивает эти два противоречивых входа, чтобы принять решение. Отклонено ли предложение, может быть предсказан (с корреляцией 0,45) уровнем деятельности островка Рейля респондента.
Нейроэкономика и социальные эмоции также плотно связаны в исследовании наказания. Исследование используя ЛЮБИМЫЙ просмотр нашло, что, когда игроки наказывают других игроков, деятельность в ядре accumbens (часть striatum), область, известная обработкой вознаграждений, полученных из действий, активирована. Это показывает, что мы не только чувствуем себя вредными, когда мы становимся жертвами неровности, но мы также находим, что он в психологическом отношении вознаграждающий наказывает правонарушителя, даже по стоимости для нашей собственной полезности.
Социальный/моральный аспект
Некоторые социальные эмоции также упоминаются как моральные эмоции из-за фундаментальной роли, которую они играют в морали. Например, вина — дискомфорт, и сожалейте, что каждый чувствует по проступку. Это — социальная эмоция, потому что это требует восприятия, что другому человеку причиняет боль этот акт; и у этого также есть значение в морали, такой, что виновный актер, в силу ощущения себя несчастным и виновным, берет на себя ответственность за проступок, который мог бы вызвать желание покрыть причиненный ущерб или наказать сам.
Не все социальные эмоции — моральные эмоции. Гордость, например, является социальной эмоцией, которая включает воспринятое восхищение других людей, но исследование в области роли, которую это играет в моральных поведениях, приводит к проблематичным результатам.
Сопереживающий ответ
Сочувствие определено Eisenberg и коллегами как эмоциональный ответ, который происходит от предчувствия или понимания чьего-либо эмоционального состояния или условия и подобен тому, что другой человек чувствует или, как ожидали бы, будет чувствовать. Вина, которая является социальной эмоцией с сильным моральным значением, также сильно коррелируется с сопереживающим живым откликом; тогда как позор, эмоция с меньшим количеством морального аромата, отрицательно коррелируется с сопереживающим живым откликом, управляя для вины.
Воспринятая управляемость также играет важную роль, модулирующую социо эмоциональные реакции людей и сопереживающие ответы. Например, участники, которых просят оценить успеваемость других людей, более вероятно, назначат наказания, когда низкая работа будет интерпретироваться как низкое усилие, как выступают к низкой способности. Клейма также выявляют больше сопереживающего ответа, когда они восприняты как не поддающиеся контролю (т.е., возникновение, такое как наличие определенной болезни), в противоположность управляемому (т.е. возникновение, такое как ожирение).
См. также
Дополнительные материалы для чтения
- Экономика и психология многообещающая новая междисциплинарная область. Кембридж, Массачусетс. MIT Press. 2007. ISBN 978 0 262 06263 3
- Эмоциональный, регулирование и моральное развитие. Нэнси Eisenberg
- Вайнер, Бернард (2006). Социальная мотивация, справедливость и моральные эмоции: подход attributional. Мово, Нью-Джерси [США].: Lawrence Erlbaum Associates. ISBN 0-8058-5526-2.
ru.knowledgr.com
Социальная роль эмоций
Социальная обусловленность эмоций
В широком смысле эмоции — это отношение человека к миру, ко всему, что он делает и чувствует, причем это отношение это выражается в форме переживания, которое одновременно зависит от конкретных социально-экономических и политических условий общественной жизни, а также создает социальные последствия в самых разных сферах жизни человека.
Определение 1
Социальные эмоции — это определенные переживания, которые появляются у человека только в результате удовлетворения его социальных потребностей.
Эмоции как социокультурный феномен рассматриваются в рамках социологии эмоций. С помощью эмоций осуществляется регулирование социальных взаимодействий между людьми, формируя как положительные взаимоотношения, так и негативные, вплоть до игнорирования.
Пример 1
Являясь важным механизмом становления отношений внутри семьи, положительные эмоции, демонстрируемые взрослыми и детьми, крайне сильно влияют на взаимную привязанность, и наоборот.
Несмотря на то, что эмоции возникают вследствие удовлетворения или неудовлетворения своих потребностей, сами потребности обусловлены и социальным опытом человека, и социальной средой. Социальные же факторы необходимо рассматривать как стимулы, которые возникают и до, и после, и, что важно, во время самого переживания.
Эмоции и социальные настроения влияют не только на конкретного индивида, но и на всю социальную структуру и происходящие в обществе социальные процессы.
Пример 2
Значимые события в истории развития общества практически всегда были связаны с включенностью больших масс, которые демонстрировали повышенный уровень эмоциональности.
П. Сорокин, который исследовал поведение общества в моменты революций, утверждает о несостоятельности концепции рациональности, поскольку человек представляет собой существо эмоциональное, на которое влияет настроение толпы, а потому, оказываясь внутри «потока», человек лишается определенного уровня рациональности и становится элементом социальной силы, которая влияет на социальные процессы.
Замечание 1
Поэтому эмоции рассматриваются не только как реакция на стимулы окружающей среды, но и как фактор, который способен управлять социальными процессами и может производить социальные последствия.
Эмоции принято разделять на первичные и вторичные, и если первые являются результатом филогенеза и обусловлены психологически, то вторые (социальные) — формируются в процессе социализации и связаны с отношением к нормам, ценностям и поведению, принятым в обществе. Также существуют теории, которые все эмоции рассматривают как социальный конструкт. Концепция Ст. Гордона утверждает то, что социальные процессы являются источником возникновения эмоций, то есть эмоции появляются в результате определенных ситуаций (которые априори социальны) и с людьми (которые активно включены в социальные отношения).
Функции эмоций в контексте социологии
Д. Келтнер и Дж. Хайд выделяют социальные функции эмоций в контексте четырех уровней анализа:
- Индивидуальный: информирование человека о социальном событии и подготовка к действиям.
- Диадический: координирование социального взаимодействия.
- Групповой: идентификация с членами группы.
- Культурный: формирование эмоций культурными практиками и воздействие на них.
Можно выделить следующие функции эмоций в контексте социологии:
- Отражательная (оценочная) — проявляется в отношении человека к определенным явлениям социальной действительности.
- Коммуникативная — проявляется в необходимости эмоций как социально информативных сигналов, которые нужны для понимания людьми друг друга
- Интерактивная — проявляется в том, что эмоции способствуют установлению контакта, развитию взаимодействия субъектов и формированию (или поддержанию) идентичности в процессе интеракции. Поведенческий репертуар человека содержит «эмоциональные заготовки», которые Е.П. Ильин предлагает называть энграммами.
- Сигнальная — проявляется в информировании человека о социальной ситуации, в которой он находится, об успешности или неуспешности осуществляемых человеком в ней действий.
- Защитная — проявляется в защите человека в результате появления страха (например, в какой-либо неизвестной социальной ситуации).
- Манипулятивная и мотивационная (побуждающая) — проявляется в использовании человеком эмоций как средства воздействия на других людей с целью изменения их поведения для достижения собственных целей.
- Социализирующе-адаптивная — проявляется в том, что эмоции не только социализируются, но и выступают в качестве управленческого ресурса, воздействующего на процесс социализации.
- Конструктивно-деструктивная — проявляется в том, что эмоции способствуют формированию и воспроизводству определенных социальных отношений, институтов и структур, при этом в качестве деструктивной силы эмоции проявляются во времена потрясений, катаклизм и социальных преобразований.
spravochnick.ru