Сквозной мотив это – Что такое «Сквозные мотивы» в лирике?

Разработка урока «Сквозной мотив дороги в русской поэзии 19 века»

Урок литературы

Тема: «Жизнь – бесконечное познанье, возьми свой посох и иди…»

Тип урока: систематизация и обобщение знаний

Цель: активизация самостоятельной исследовательской деятельности учащихся

Задачи:

— показать эволюцию образа дороги в русской литературе 18-20 вв

-развивать умение анализировать стихотворное произведение, делать выводы

-воспитывать чувство патриотизма

Форма урока: групповая работа ( чтение стихотворений, аналитическая беседа, составление таблицы, заполнение листов самоконтроля)

Оснащение урока: стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.А.Блока; репродукции картин К.С. Петрова-Водкина «Купание красного коня», Рембрандта Ван Рейка «Возвращение блудного сына»; аудиозапись А.Малинина «Пилигримы»

Словарь:

— пилигримы

— ностальгия

Предварительное задание:

  1. Прочитать стихотворения ( по группам )

*А.С.Пушкин «Домовому» (1819), «Дорожные жалобы» (1830), «Бесы» (1830)

*М.Ю.Лермонтов «Мой дом» (1830-1831), «Спеша на север из далёка…», «Родина» (1837-1841)

*А.А.Блок «Я вырезал посох из дуба…»(1903), «Осенняя воля» (1905), «Россия» (1908)

  1. Подчеркнуть в тексте ключевые слова

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Тема урока, осмысление темы.

-Какое слово в формулировке темы можно считать ключевым? (жизнь)

— А образ? (образ странника)

— Послушайте аудиозапись песни в исполнении А.Малинина «Пилигримы». Назовите тематический ряд лексики, образующий образный строй текста.

Словарная работа:

— пилигрим 1. Паломник, путешественник-богомолец 2. перен. Путешественник, скиталец.

— ностальгия – тоска по родине (неправильно употреблять в знач. тоска по прошлому)

(прослушивание аудиозаписи А.Малинина)

( Тематический ряд: пилигримы, скитальцы, бродяги, дороги, звезда странствий, потерянный рай, ностальгия ).

— Первообраз (архетип) жизни как дороги, пути прочно закрепился в нашем сознании. Как же он развивался, трансформировался, эволюционировал в русской литературе? Вот главный вопрос нашего занятия.

  1. Актуализация знаний.

— Сначала вспомним русские народные сказки. Каково символическое значение мотива дороги в фольклорной традиции, с какой целью герой отправляется в путь? (Дом – символ единого целого бытия, дорога – путь к дому. Герой отправляется в путь и, обретя себя, свою любовь, возвращается домой )

— Вспомним изученные произведения русской классики 18 века, в которых тема дороги, путешествия особенно важна. Каково же здесь смысловое значение образа дороги?

( работа с таблицей)

  1. Самостоятельная исследовательская деятельность.

— Проанализируем, как трансформируется мотив дороги в творчестве и художественном сознании поэтов 19-20 в. Для этого обратимся к лирике поэтов, которых мы можем считать ключевыми фигурами литературного процесса целого столетия.

Задание группам: продолжить заполнение таблицы. Обратившись к стихотворным произведениям А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.А.Блока, определить образный строй текста и выявить в нём семантику образа дороги. Параллельно возможно заполнение листов самоконтроля. Время работы – 3-5 мин.

( работа в группах )

( беседа с присутствующими – самоанализ урока )

  1. Аналитическая беседа.

1-я группа: Лирика А.С.Пушкина

— *Стихотворение «Домовой» 1819 г. Кто такой домовой? ( хранитель дома, семьи, покоя )

— Зачитайте ключевые строки, показывающие, что наиболее ценно для лирического героя. (« Храни селенье, лес, и дикий садик мой, И скромную семьи моей обитель… Счастливый домик охрани!» )

— *Стихотворения «Дорожные жалобы» и «Бесы» 1830 г.

— Что помогает лирическому герою преодолеть дорожную тоску? ( мечта о доме: «То ли дело рюмка рома, Ночью сон, поутру чай; То ли дело, братцы, дома!..» )

— Кто такие бесы? ( злой дух, искуситель )

— Ведёт ли дорога, над которой кружат «бесы разны», к дому, покою, спасению? ( «домового хоронят» )

Слово учителя:

Пушкин решает тему дороги в фольклорных и христианских традициях: дорога — путь «блудного сына» к Дому как к искомой абсолютной ценности ( «Станционный смотритель», «Капитанская дочка»).

( репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына» )

Итог ( в таблицу ): Отсутствие чувства дома, покоя, защищённости и тоска по нему. Тема судьбы, рока. Символическое значение образа дороги – это поиск истины.

2-я группа: Лирика М.Ю.Лермонтова

— *Стихотворение «Мой дом» 1830-1831 гг. Чей дом теплее – Пушкина или Лермонтова? ( дом здесь – отвлечённое и абстрактное понятие; лирический герой одинок )

— «Спеша на север из далёка…» 1837-1841 гг. Что тревожит лирического героя? ( страх быть забытым на родине )

— Стихотворение «Родина» 1837-1841 гг. Каким чувством пронизан «просёлочный путь» лирического героя? ( чувством любви к Родине )

Слово учителя:

В зрелой лирике Лермонтова образ дороги начинает заполняться людьми. Люди эти – крестьяне. Вот к какой родине пришёл одинокий путник Лермонтова – к крестьянской России. Сперва это – «дрожащие огни печальных деревень», только знак присутствия людей. Потом – «дымок спалённой жнивы», обоз, полное гумно… И наконец

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

( репродукция картины Клодта Н.М. «На пашне» )

В середине 19 в эта традиция будет продолжена Н.А.Некрасовым.

Итог ( в таблицу ): Образ дороги сопрягается с темой России. Родина – исходная и конечная точка пути «странника бездомного».

3-я группа: Лирика А.А.Блока

— *Стихотворение «Осенняя воля» 1905 г. Как в стихотворении поэта-символиста предстаёт тема пространства и пути? ( как тема России: «И вдали, вдали призывно машет Твой узорный, твой цветной рукав.» )

— Каков лейтмотив отношения героя к России? ( гибель истинно домашнего начала жизни: «Буду слушать голос Руси пьяной, Отдыхать под крышей кабака». )

— Стихотворение «Россия» 1908 г. В чём символическое значение образа дороги? ( путь лирического героя – исторический путь России: «Опять, как в годы золотые, Три стёртых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи…» )

— Чьи традиции продолжает Блок в наполнении смыслового значения образа дороги? ( Лермонтова, Гоголя, Некрасова )

Слово учителя:

Лейтмотив стихотворений Блока первых лет 20-го века – прощание с «золотым веком» усадебной культуры, тревожное предчувствие грядущих перемен, характерное для поэтов и художников Серебряного века.

( репродукция картины «Купание красного коня» )

Итог ( в таблицу ): Тема странничества, тема зябкого, бесконечного пространства без приюта, без дома – с промельком красной ленты, рябиновой кисти – соединяется с размышлениями лирического героя об общности его жизненного пути с историческим путём России. И тогда «и невозможное возможно, Дорога долгая легка…»

6. Подведение итогов занятия.

— Итак, на нашем занятии сегодня мы рассмотрели эволюцию образа дороги в русской литературе 18-20 вв. Какими мотивами, темами, образами обогатился он в течение этого времени?

( В русской литературе после А.С.Пушкина мотив дороги становится сквозным. Это путь поиска истины, путь обретения себя, возврат к своим национальным истокам, к Родине как общему Дому.)

— В качестве рефлексии занятия заполните листы самоконтроля.

( заполнение листов самоконтроля )

Решая главный вопрос учебного занятия, мы сделали беглый экскурс в прошлое и увидели, что человек из века в век творит один и тот же образ – образ себя в огромном мире и загадочного мира в себе, образ точки в бесконечности и бесконечности, состоящей из точек. Вот стихотворение моего ученика, шестнадцатилетнего человека 21 века:

Демидов Александр

Дороги.

Отравлен я –

Из раны хлещет лава,

И руки в судорогах, сжатые в кулак,

А жизнь меня проводит без обмана,

Дорогу проложив в голодный полумрак.

Неверен путь,

Идут которым черти:

Он их не в рай ведёт, а возвращает в ад..

И кто-нибудь –

Умершему мне верьте –

Пройдёт другим путём и не найдёт преград.

Рвалась аорта,

Как угли в горелке,

Сознанье теряло нужный свет.

Какого ж чёрта

В дикой перестрелке

Поймал я пулю на рассвете лет?

И девять грамм

Чужой свинцовой смерти

Остановили полную решений пламенную грудь –

Не видеть вам,

Как разгрызают черти

Твои мечты, отбрасывая напрочь верный путь.

Навылет рана –

Люди замолкают:

Они встречают привычные пути,

Но это странно,

Что они не знают,

Как этими дорогами идти…

9.10.2005 г.

infourok.ru

Предложения со словосочетанием СКВОЗНЫЕ МОТИВЫ

Не так давно мне приснился довольно яркий и запоминающийся сон о будущем архитектуры, сквозным мотивом которого была эта самая демократизация. Это, пожалуй, единственный его сквозной мотив, который мы находим во всём бесконечном разнообразии его сочинений. Возвращаясь к вопросу о стратегии онтологического анализа, отметим, что для него интересны все уровни повествования: от детали до сквозного мотива. Именно поэтому сквозными мотивами в ней являются глухота и непонимание. Художественная публицистика также нередко использует подобный приём, превращая в
сквозной мотив
заголовок, а также тематические номинации и их разработки в рамочных конструкциях.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Со временем я обязательно пойму, как устроен ваш мир.

Вопрос: золотоискатель — это физический объект (человек, предмет, место, растение, животное, вещество)? Можно это увидеть, услышать, унюхать, пощупать, потрогать?

Другим «сквозным мотивом» конференции, объединившим многие доклады, стало понимание зрения как одного из главных коммуникативных ресурсов, помогающего в осознании и преодолении пространственно-временных границ. Во всяком случае, сквозным мотивом очень многих произведений литературы, театра, а затем и кинематографа является сравнение, поиски сходства и различия исторических судеб, культуры, притязаний как целых обществ, так и отдельных людей. Один из сквозных мотивов эссе — мотив упыря. Помимо «звуковых сквозняков», роман прошит сквозными мотивами: та же мозговая игра, бездна, пустота, тьма, изморось, ледяная пустыня. Так, одним из «сквозных мотивов» конференции стала проблема изображения гротескного тела. И всё же ваши романы насыщены деталями, которые как будто нарочно берутся из вашей собственной жизни, что выясняется, например, из «Других берегов», не говоря о таком сквозном мотиве многих ваших книг, как бабочки. Давным-давно, в детстве, с учётом итоговой сборки, подбирались сквозные мотивы насчитанных ему лет, в детстве зачинались, потом терпеливо вынашивались идеи, изводящие сейчас? Среди проблем, к которым автор стремился подобрать новый ключ, — проблема фигур речи в изобразительном искусстве, семантико-композиционные параллели живописи и литературы как проекции эпохи, сквозные мотивы в зеркале тропа, глобальные мифологемы в визуальном воплощении и ряд других. Арабеска как орнамент — сквозной мотив его новелл, постоянный объект репрезентации, как бы удваивающий собой модную жанровую «рамку». Для него письмо должно быть выслушано, как симфония, — со своей увертюрой, сквозными мотивами, отступлениями. Ключевое слово, сквозным мотивом проходящее через все четыре тома мельниковской эпопеи, раз сорок употреблённое им под всеми углами и тональностями, — слово «еретик». В этой лавине грёз ясно обозначались сквозные мотивы. Сквозной мотив ночи вписывается в цепочку: ночь — загробный мир — искусство — античность — старая культура. Другой сквозной мотив — заря — принадлежит цепочке с противоположным значением: заря — жизнь — цивилизация — наступающий «новый мир».

Неточные совпадения

Теперь перед нами стоит другая задача — не сквозной анализ выбранного мотива, а комплексный мотивный анализ корпуса избранных стихотворений и малых прозаических текстов, и у нас нет уверенности, что мотивика этих произведений будет столь же многовариантна, как в случае сквозного анализа какого-либо одного мотива. Следует научиться выделять основные мотивы и темы, являющиеся сквозными для творчества многих русских писателей. Из мотивов поступков персонажа складывается сквозное действие, раскрывающее сверхзадачу. Оба мотива несколько примиряет сквозной образ придорожного креста: «Заблудившийся путник с надеждой крестился в такую пору, завидев в дыму метели торчащий из сугробов крест…» (Там же). Неоднократности свойственно также то, что антисоциальные мотивы характеризуют каждое в отдельности преступление и не являются сквозными, объединяющими все совершенные преступления в нечто цельное. По характеру выполнения различают плосковыемчатую, или контурную; прорезную, или ажурную; сквозную; рельефную; скульптурную и комбинированную резьбу; в зависимости от сюжета — геометрическую, с орнаментом по животным и растительным мотивам, комбинированную. Это было результативно, когда мы путём сквозного исследования анализировали один мотив, повторяющийся в своих различных вариантах в разных текстах, — в частности, мотив встречи в пушкинской прозе. Мотив бешеного ветра и снежного бурана проходит сквозной темой в рассказе «Воры», хотя как будто и не связан прямо с основным действием — просто пейзажный фон.

kartaslov.ru

Мотив (литература) — это… Что такое Мотив (литература)?


Мотив (литература)
У этого термина существуют и другие значения, см. Мотив.

Мотив (лат. moveo — «двигаю») — простейшая составная часть сюжета. Фольклорно-мифологический мотив (по Ю. Е. Берёзкину) — образ или эпизод и / или совокупность образов и / или эпизодов, встречающиеся более чем в одном фольклорно-мифологическом тексте. Примером может служить мотив сбивания лишних солнц с неба. Есть и другие определения. Б. В. Томашевский в своей работе «Теория литературы. Поэтика» определяет мотив так: «Тема неразложимой части произведения называется мотивом. В сущности — каждое предложение обладает своим мотивом.» И определение А. Н. Веселовского, данное им в его «Поэтике сюжетов»: «Под мотивом я разумею простейшую повествовательную единицу, образно ответившую на разные запросы первобытного ума или бытового наблюдения». «Признак мотива — его образный одночленный схематизм; таковы неразлагаемые далее элементы низшей мифологии и сказки»

Примеры мотивов

Литература

См. также

Ссылки

Примечания

Категории:
  • Литературоведение
  • Лексикология
  • Мифология
  • Фольклор
  • Мотивы

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Трушис, Витолис
  • Фиксированная запятая

Смотреть что такое «Мотив (литература)» в других словарях:

  • Мотив — В Викисловаре есть статья «мотив» Мотив (от лат. moveo  «двигаю», через фр. motif  «мотив»)  многозначное понятие: Мотив (психология)  динамический процесс физиологического и психологического плана, у …   Википедия

  • Мотив (искусство) — У этого термина существуют и другие значения, см. Мотив. Аджанта, мотив на потолке перед входом в пещеру …   Википедия

  • Мотив (значения) — Мотив (фр. motif, от лат. moveo двигаю) имеет несколько значений: Мотив движущая сила человеческого поведения, его деятельности., см. мотивация Мотив (искусство) характерный элемент, постоянно используемый в каком либо произведении (изображении) …   Википедия

  • Мотив — (от латинского moveo «двигаю») термин, перенесенный в литературоведение из музыки, где он обозначает группу из нескольких нот, ритмически оформленную. По аналогии с этим в литературоведедении термин «М.» начинает применяться для обозначения… …   Литературная энциклопедия

  • Литература — Содержание и объем понятия. Критика домарксистских и антимарксистских воззрений на Л. Проблема личного начала в Л. Зависимость Л. от социальной «среды». Критика сравнительно исторического подхода к Л. Критика формалистической трактовки Л.… …   Литературная энциклопедия

  • ЛИТЕРАТУРА И МИФЫ — Постоянное взаимодействие Л. и м. протекает непосредственно, в форме «переливания» мифа в литературу, и опосредованно: через изобразительные искусства, ритуалы, народные празднества, религиозные мистерии, а в последние века через научные… …   Энциклопедия мифологии

  • мотив — (от лат. movere приводить в движение, толкать) 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметнонаправленная активность определенной силы; 3) …   Большая психологическая энциклопедия

  • Литература и экспрессионизм —    Новая система средств выразительности, разработанная экспрессионизмом, в силу своей неоднородности с самого начала ускользала от четких определений (И.Голль*: “Не стиль, а окраска души, которая для техников литературы до сих пор не поддалась… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • МОТИВ — (нем. Motive, франц. motif, от лат. moveo — двигаю), устойчивый формально содержательный компонент литературного текста; М. может быть выделен как в пределах одного или нескольких произведений писателя (например, определенного цикла), так и… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Литература Испании — Испанская литература возникла с становлением испанского языка в XII в. Во времена римлян и вестготов в Испании писали на латыни. История испанской литературы разделяется на четыре крупные периода: период зарождения, когда талантливые… …   Википедия

Книги

  • Зарубежная литература XIX века. Романтизм, Ковалева О.В.. Данное учебное пособие первая в практике вузовского преподавания зарубежной литературы XIX века попытка представить в форме вопросов и ответов материал, который остается за страницами… Подробнее  Купить за 459 руб
  • Малолетный Витушишников, Юрий Тынянов. В рассказе «Малолетний Витушишников» (1933) иронически заострен мотив случайности, лежащей в основе крупных политических событий. Одно из центральных мест рассказазанимает фигура монарха,… Подробнее  Купить за 440 руб
  • «Мы» . Повести. Рассказы. Пьесы. Статьи и воспоминания, Евгений Замятин. В книгу вошли произведения русского писателя Евгения Ивановича Замятина (1884-1937): Автобиография, роман «Мы», повести, рассказы, статьи и воспоминания. Боль за Россию -основной мотив его… Подробнее  Купить за 250 руб
Другие книги по запросу «Мотив (литература)» >>

dic.academic.ru

МОТИВ — это… Что такое МОТИВ?

МОТИ́В (нем. Motive, франц. motif, от лат. moveo — двигаю), устойчивый формально-содержательный компонент литературного текста; М. может быть выделен как в пределах одного или нескольких произведений писателя (например, определенного цикла), так и в контексте всего его творчества, а также какого-либо литературного направления или литературы целой эпохи.

Термин «М.» генетически связан с музыкальной культурой и впервые был зафиксирован в «Музыкальном словаре» С. де Броссара (1703), в литературный же обиход введен И. В. Гёте («Годы учения Вильгельма Мейстера», «Об эпической и драматической поэзии»). Как литературоведческая категория исследуется с начала XX в. — в трудах Александра Н. Веселовского и В. Я. Проппа, рассматривающих М. как неразложимый элемент текста — предмет, образ, минимальная единица фольклорного сюжета (волшебное зеркальце, образ глупой жены, бой отца с сыном, похищение царевны змеем). Устойчивыми сюжетными М. обладают и отдельные, особенно канонические, жанры (странствия, кораблекрушения в эпопее и авантюрном романе, конь-предатель, вещий ворон, явление живого мертвеца — в балладе).

Позднее М. стали связывать с личностью автора и его художественным миросозерцанием, а также с анализом целостной структуры произведения (А. П. Скафтымов). Именно в русле этой традиции — современное понимание термина «М.».

М. более прямо, чем другие компоненты художественной формы, соотносится с миром авторских мыслей и чувств, но в отличие от них лишен относительно «самостоятельной» образности, эстетической завершенности; только в процессе конкретного анализа «движения» М., в выявлении устойчивости и индивидуальности его смыслового наполнения он обретает свое художественное значение и ценность.

Современное понимание М. не обладает четкой теоретической определенностью, что ведет не только к расширительному употреблению термина, но и к его размыванию; так, например, обозначение социальных (у П. Ж. Беранже, Р. Фроста), политических (у К. Ф. Рылеева), философских (у Е. А. Баратынского, Ф. И. Тютчева) мотивов, по существу, сливается с обозначением определённой проблематики творчества и поэтому не заключает четкого терминологического смысла. Распространено также отождествление понятий М. и темы (нравственного возрождения — у русских классиков XIX в.), алогичности жизни и безумия (в поэзии XIX в., особенно начала XX в., в прозе — «Палата № 6» А. П. Чехова). Часто к М. относят и т. н. вечные темы, такие, как красота, добро, совесть, страх, любовь, смерть.

Более строгое значение термин «М.» получает тогда, когда он содержит элементы символизации (дорога у Н. В. Гоголя, сад у Чехова, пустыня у М. Ю. Лермонтова, метель у А. С. Пушкина и символистов, карточная игра в русской литературе 30‑х гг. XIX в.). Мотив, т. о., в отличие от темы имеет непосредственную словесную (и предметную) закрепленность в самом тексте произведения; в поэзии его критерием в большинстве случаев служит наличие ключевого, опорного слова, несущего особую смысловую нагрузку (дым — у Тютчева, изгнанничество — у Лермонтова). В лирике с ее образными и философско-психологическими константами круг М. наиболее отчетливо выражен и определен, поэтому изучение М. в поэзии, выявляющих своеобразие художественного сознания автора и его поэтической системы, может быть особенно плодотворно.

Для повествовательных и драматических произведений, более насыщенных действием, характерны сюжетные М.; многие из них обладают исторической универсальностью и повторяемостью: узнавание и прозрение, испытание и возмездие (наказание). Один и тот же М. может нести разные оценочные моменты (ср. эпически завершенный, житийный «уход» Нехлюдова и отца Сергия у Л. Н. Толстого и проникнутый лирико-иронической интонацией автора «уход» героев «Моей жизни», «Учителя словесности» Чехова).

М. кочуют во времени и переосмысляются каждой последующей эпохой. Многие литературные М., наравне с мифологическими, навсегда вошли в духовный опыт человеческой культуры.

Литература:
Веселовский А. Н., Поэтика сюжетов, в его кн.: Историческая поэтика, Л., 1940;
Томашевский Б. В., Теория литературы. Поэтика, 6 изд., М.-Л., 1931, с. 134—58;
Белецкий А. И., Избр. труды по теории литературы, М., 1964, с. 98—102;
Пропп В. Я., Морфология сказки, М., 1969;
Викторович В. А., Понятие мотива в литературоведч. исследовании, в сб.: Рус. литература XIX в. Вопросы сюжета и композиции, [в. 2], Горький, 1975;
Краснов Г. В., Мотив в структуре прозаич. произв., там же, [в. 4], 1980;
Лермонтовская энциклопедия, М., 1981 (цикл статей «Мотивы…»).

Л. К. Незванкина, Л. М. Щемелёва.

literary_encyclopedia.academic.ru

МОТИВ это что такое МОТИВ: определение — История.НЭС

МОТИВ

в поэтике — простейшая динамическая смысловая единица повествования в мифе и сказке мельчайшая единица действия в повествовательном тексте, а также повышенно-значимый, обычно повторяющийся формально-содержательный компонент текста, расширительно-устойчивая идея, проблема, тема в творчестве писателя или литературном произведении или направлении. В психологии — то же, что мотивации.

Оцените определение:

Источник: Словарь исторических терминов

МОТИВ

от лат. moveo – двигаю), повторяющийся компонент фольклорного или литературного произведения, обладающий повышенной значимостью. Термин пришел в литературоведение из музыкальной культуры, применительно к литературе его впервые употребил И. В.Гете. На рубеже 19–20 вв. понятие «мотив» появляется в трудах русского филолога А. Н. Веселовского, который говорит о нем как о «простейшей повествовательной единице», ложащейся в основу сюжета сначала – мифов и сказок, а впоследствии – литературных произведений. Иначе говоря, ученый представлял мотивы как «кирпичики», из которых состоят сюжеты. По мнению Веселовского, каждая поэтическая эпоха работает над «исстари завещанными поэтическими образами», создавая их новые комбинации и наполняя их «новым пониманием жизни». В качестве примеров таких мотивов исследователь приводит похищение невесты, «представление солнца – оком» и т. п.

Особую популярность понятие «мотив» обрело в литературоведении 20 в., при этом его содержание значительно расширилось. Так, современные литературоведы иногда отождествляют мотив с темой произведения; говорят, например, о мотиве нравственного возрождения в произведениях классиков русской литературы 19 в. или о философских мотивах творчества Ф. И. Тютчева. Часто под мотивами понимают ключевые, опорные слова-символы, несущие в тексте особую смысловую нагрузку. Такие «вехи» может интуитивно ощутить в произведении чуткий читатель, и они часто становятся предметом исследования ученого-филолога. Именно их имел в виду А. А.Блок, когда писал: «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова ставятся как звезды. Из-за них существует произведение». Сквозные мотивы-символы могут присутствовать в каком-либо отдельном произведении; например, халат в романе И. А. Гончарова «Обломов», гроза в драме А. Н. Островского «Гроза», лунный свет в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Сквозные мотивы-символы могут проходить через все творчество писателя или поэта; дорога у Н. В. Гоголя, пустыня у М. Ю. Лермонтова, ночь у Ф. И. Тютчева, сад у А. П. Чехова, море у И. А. Бродского. Кроме того, можно говорить о мотивах, характерных для определенных литературных жанров, направлений и эпох; например, музыка у романтиков, метель у символистов.

Оцените определение:

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия

interpretive.ru

мотив — это… Что такое мотив?

1. Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность (см. мотивация).

2. Предмет, материальный или идеальный, достижение коего выступает смыслом деятельности, — побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, ради коего она выполняется.

3. Осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Мотив явлен субъекту в виде специфических переживаний, характерных либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, то есть для включения этих переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа.

В отечественной психологии как общий механизм появления мотивов рассматривается реализация потребностей в ходе поисковой активности и тем самым превращение ее объектов в мотивы — «предметы потребностей». Отсюда — центральная закономерность: развитие мотива происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность.

У человека источник развития мотивов — это безграничный процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. В качестве таких потенциальных мотивов в онтогенезе выступают присущие данному обществу ценности, интересы и идеалы, кои в случае их интериоризации личностью могут приобрести побудительную силу и стать реальными мотивами.

Эти мотивы выполняют функцию смыслообразования — придают отражаемой в индивидуальном сознании действительности смысл личностный. Функция смыслообразования связана с контролированием общей направленности деятельности личности. Функция контролирования обеспечивается мотивами не прямо, а через механизм коррекции эмоциональной поведения: эмоции оценивают смысл личностный происходящих событий; при несоответствии этого смысла мотивы изменяют общую направленность деятельности личности. Динамика мотива в конкретных ситуациях обусловлена активностью надситуативной, приводящей к постановке личностью сверхзадач и к появлению новых мотивов деятельности. Изучение сферы мотивационно-смысловой — центральная проблема психологии личности.

Мотив рождается в акте опредмечения потребности (см. потребность: опредмечение). Определяется как предмет потребности. Это определение не нужно понимать слишком буквально: предмет потребности — не обязательно вещь, он может быть идеальным. Можно сказать, что через опредмечение потребность получает свою конкретизацию. Поэтому мотив еще определяется как опредмеченная потребность. Согласно другому определению, мотив — то, ради чего совершается действие, деятельность.

Вслед за опредмечением деятельности и появлением мотива резко меняется тип поведения: если до этого оно было ненаправленным, поисковым, то теперь оно обретает направленность. Оно направлено на предмет или от него — если мотив отрицательно валентен.

Типичный признак мотива — множество, «гнездо» действий, кои собираются вокруг одного предмета. Эта совокупность действий, вызываемых одним мотивом, и называется деятельностью, точнее — деятельностью особенной.

Мотив может удовлетворяться набором разных действий; с другой стороны, действие может побуждаться разными мотивами. Если взять конкретного индивида, то обычно его действия побуждаются сразу несколькими мотивами. Эта полимотивированность — типичное явление.

По своей роли не все мотивы, побуждающие к некоей деятельности, равнозначны: один из них, главный, называется мотивом ведущим, второстепенные — мотивами-стимулами.

Мотивы осознаются далеко не всегда, и потому их нужно разбить на два больших класса: мотивы осознаваемые и мотивы неосознаваемые.

Если при теоретическом анализе деятельности естествен путь потребность — мотив — цель — действие, то в реальной деятельности постоянно идет обратный процесс: в ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности. То, как новые мотивы образуются в ходе деятельности — вопрос очень сложный. В теории деятельности намечен один механизм образования мотивов, названный механизмом сдвига мотива на цель.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

psychology.academic.ru

8. Мотив и лейтмотив

92

Часть I. Проблемы теории мотива

В тексте третьей строфы развертывается заключительный момент тематической триады стихотворения — тема вынужденного одиночества. Эта тема подытоживает динамику тематического развития стихотворения в целом и стабилизирует общий конфликт стихотворения, закрепляя этот конфликт в его неразрешимости. Тема одиночества также первоначально развертывается в плане статического описания — через серию ситуаций: одинок узник, «одиноки» голые стены, «одинок» луч лампады, одинок и часовой, охраняющий узника. Однако образ последнего развернут уже в плане действия, которое в своих вариациях

опирается на мотив вынужденного, несвободного движения, очевид-

ным образом контрастирующий с антонимичным мотивом свободного движения в первых двух строфах. По существу, часовой также предстает узником, обреченным на свою несвободу, хотя и за пределами тюрьмы. Таким образом, в концовке строфы через мотив несвободного движения вновь актуализируется общаяДЛЯ всего стихотворения тема неволи. В целом третья строфа тождественна предыдущей в своей структуре: в обеих план статического описания точно в середине текста сменяется действием.

В литературоведческих работах наряду с термином «мотив» употребляется термин «лейтмотив». Что стоит за последним: терминологический повтор или же действительное различение релевантных признаков мотивики? Для начала обратимся к некоторым известным в науке трактовкам и определениям лейтмотива.

Отношение мотива и лейтмотива рассматривал Б. В. Томашевский: «Если (…) мотив повторяется более или менее часто, и особенно если он является сквозным, т. е. не вплетенным в фабулу, то его называют лейтмотивом» [Томашевский, 1996, с. 187 (текст примечания)]. Для правильного понимания этой точки зрения необходимо учитывать то, что собственно мотив ученый определял как элементарную повествовательную тему и не ассоциировал с мотивом, понятым таким образом: признак устойчивой повторяемости в нарративе. Поэтому фактически под лейтмотивом здесь понимается повторяющаяся тема. Существенное значение в определении Б. В. Томашевского несет и второй признак — «сквозной», внефабульный характер лейтмотива. Этот

Глава 2. Мотив в системе нарратологического подхода

признак приближает понятие лейтмотива в данной трактовке к нашему пониманию лирической темы (см. выше). Подытожим: лейтмотив для Б. В. Томашевского— это, по существу, лирическая тема.

Если учитывать семантические и коммуникативные отношения темы и смысла (см. выше, 5 раздел), то становится понятной глубинная связь тематической концепции мотива / лейтмотива Б. В. Томашевского и современной концепции лейтмотива, развернутой на почве идей интертекстуального анализа Б. М. Гаспаровым. Последний устанавливает за терминами «мотив» и «лейтмотив» практически одно и то же понятийное представление: «В роли мотива может выступать любой феномен, любое смысловое «пятно» — событие, черта характера, элемент ландшафта, любой предмет, произнесенное слово, краска, звук и т. д.; единственное, что определяет мотив, — это его репродукция в тексте» [Гаспаров, 1994, с. 30]. Вместо термина «мотив» в данном определении с тем же правом может находиться и термин «лейтмотив», характерно обозначенный в самом заглавии цитируемой книги («Литературные лейтмотивы»). Здесь мотив (лейтмотив) — это же тема, но увиденная в ракурсе актуального смысла нарратива. При этом, как можно видеть, в определении акцентирован признак повтора лейтмотива в тексте.

В научной литературе представлена и другая традиция понимания лейтмотива— в своей доминанте не тематико-семан- тическая, а скорее функциональная: лейтмотив определяется с учетом характера его повторяемости в тексте произведения. Таковы трактовки И. В. Роднянской (лейтмотив — это «образный поворот, повторяющийся на протяжении всего произведения как момент постоянной характеристики какого-либо героя, пе-

реживания или

ситуации» [Роднянская, 1967. Стлб. 101]),

П. Г. Богатырева

(лейтмотив как значимый повтор в пределах

текста произведения [Богатырев, 1971, с. 432]), Г.В.Краснова («отличительными признаками лейтмотива считаются повторяемость того или иного образа («образного повтора») на протяжении всего произведения» [Краснов, 1980, с. 77; см. также: Краснов, 2001, с. 53]), Л. Н. Целковой («ведущий мотив в одном или многих произведениях писателя может определяться как лейтмотив» [Целкова, 1999, с. 207]).

Мы присоединяемся к этой традиции и добавляем следующий тезис: с точки зрения критерия повторяемости понятия мо-

94

Часть I. Проблемы теории мотива

тива и лейтмотива противоположны. Признак лейтмотива — его обязательная повторяемость в пределах текста одного и того же произведения; признак мотива— его обязательная повторяемость за пределами текста одного произведения. При этом в конкретном произведении мотив может выступать в функциилейтмотива, если приобретает ведущий характер в пределах текста этого произведения.

9. ОБОБЩЕНИЕ РАЗДЕЛОВ 1—8

Итак, что же такое мотив как повествовательный феномен? Ставить вопрос об определении мотива вне определенного

понятийного контекста было бы методологически неверно. Только в отношении к другим понятиям мы можем установить искомое. Поэтому корректной будет иная постановка вопроса: что такое мотив как повествовательный феномен в его отношении к другим нарратологическим категориям?

Разнобой в определениях мотива в литературоведении и фольклористике во многом вызван именно тем, что исследователи смотрят на мотив с различных точек зрения — с точки зрения темы, события, фабулы, сюжета и т. д., в результате чего приходят к различному пониманию мотива. При этом каждая трактовка оказывается по-своему верной, потому что мотив действительно связан со многими аспектами литературного повествования и онтологически, и функционально. Однако системное определение мотива можно построить только в его соотнесении со всеми существенными понятиями нарратологии.

Заметим, что в наибольшей степени понимание мотива характеризуется многоаспектностью у основателя самой традиции теоретического изучения мотива — А. Н. Веселовского. Сошлемся на мнение Б. Н. Путилова: «Веселовский понимал мотив то как основную тему, реализуемую в сюжете в целом (мотив боя отца с сыном — тема ряда эпических сюжетов), то как устойчивое представление, которое дает жизнь сюжету либо какой-то его существенной части (превращение, богатырство, вера в чудовищ), то, наконец, как схематически выделяемый элемент сюжета (тот же бой отца с сыном — но уже как эпизод в повествовании) и — одновременно — как конкретная реализация его в тексте (поединок Ильи Муромца с Сокольником в былине)» [Путилов, 1992, с. 74].

Глава 2. Мотив в системе нарратологического подхода

9

Не повторяя сделанных выше наблюдений, попробуем обобщить их в виде последовательности взаимообусловленных отношений, которые позволят построить системное определение мотива.

Соотнесение с категориями повествования и события задает общие рамки и существо понятия мотива как единицы повествовательного языка.

Отношение «мотив-событие», взятое как таковое, позволяет расширить представление о мотиве до уровня структуры. Основу мотивной структуры составляет действие и актанты, ассоциированные с данным действием.

Органически связанное с предыдущим отношение «мотивдействие» позволяет обнаружить такое базовое свойство мотива, как его предикативность.

Соотнесение мотива и хронотопа позволяет выявить в структуре мотива пространственно-временные признаки мотивного действия.

Сопоставление понятия мотива с представлениями о теме повествования приводит к идее тематического наполнения структуры мотива.

Соотнесение понятий мотива и героя выводит на уровень осмысления эстетической значимости мотива. Именно эстетический потенциал мотива, сопряженного в рамках определенного событийного ряда с персонажем фабульного действия, поднимает последнего на уровень сюжетного героя как средоточия эстетической парадигмы литературного произведения.

Сопоставление понятий мотива и лейтмотива позволяет говорить о мотиве как интертекстуальном повтореи, таким образом, определяет границы функционирования мотива. В пределах одного и замкнутого текста вообще нельзя выделить мотив как таковой, и самое большее, можно говорить о лейтмотивах этого текста.

Последние два сопоставления выводят нас за круг вопросов, которые были непосредственно рассмотрены в данной главе. Это сопоставления понятия мотива с основными категориями собственно художественного повествования — фабулой и сюжетом

Во всех деталях соотношение мотива с фабулой и сюжетом будет проанализировано в следующей главе, здесь же ограничимся краткими замечаниями по существу вопроса об определении самого понятия мотива.

studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *