Психосоматика упражнения – простые упражнения для эффективной нейтрализации стресса

простые упражнения для эффективной нейтрализации стресса

  • Главная
  • ВЛАСТЬ
  • ВОЙНА
  • ЖИЗНЬ
  • Деньги
  • Спецпроекты
  • О нас
    • Главная
    • ВЛАСТЬ
    • ВОЙНА
    • ЖИЗНЬ
    • Деньги
    • Спецпроекты
    • О нас

RU

  • UK
  • RU
  • Выборы-2019
  • Сектор
  • Онлайн
  • Кухня
  • Кличко vs Ткаченко
  • Лица
  • Страна Укропов
  • Донбасс
  • Запорожье
  • Харьков
  • Закарпатье
  • Сумы
  • Киев
  • Днепр
  • Винница
  • Хмельницкий

www.depo.ua

Это упражнение расскажет о ваших психосоматических проблемах

Упражнение-тест психосоматических проблем и мышечных зажимов из телесно-ориентированной психотерапии.

 

Упражнение-тест психосоматических проблем и мышечных зажимов из телесно-ориентированной психотерапии.

Для проведения этого упражнения телесно-ориентированной психотерапии «Точка-точка запятая» нужно запастись:

1. Семью листами бумаги.

2. Семью разноцветными карандашами.

3. Ножницами.

Закончив рисунок на одном листе бумаги, мы переворачиваем его и убираем с глаз долой ДО ВРЕМЕНИ.

Итак, начинайте же сами Ваш эксперимент по исследованию психосоматических проблем и мышечных зажимов!

Первый лист бумаги.

На нём мы изображаем те части Вашего тела или орган, которые обеспечивают по Вашему мнению Вашу как внутреннюю, так и внешнюю безопасность.

Второй лист бумаги.

На нём мы рисуем ту часть нашего тела (органы), которая даёт нам наибольшую жизненную силу — наш РЕСУРС, «наше всё». (Опять же, по нашему мнению)

Третий лист бумаги.

Рисуем те части тела или органы, которые отвечают за сотрудничество с внешним миром, наши «дипломаты» и коммуникаторы.

Четвёртый лист бумаги.

На нём изображаем те части своего тела или же органы, которые помогают нам (если надо) сопротивляться окружающей действительности. Наша «братва» или что там у Вас по этому поводу возникнет в качестве метафоры…

Пятый лист бумаги.

Рисуем на нём те свои части, которые помогают нам общаться с самими собой, отвечают за благополучие нашего внутреннего, интимного мирка.

Шестой лист бумаги.

На них рисуем те свои части тела или же органы, которые всё это контролируют, возглавляют, собирают «до кучи» и вообще служат нашим «генеральным директором».

Седьмой лист бумаги.

На нём мы рисуем или одно или другое — что хотите. Сейчас дам альтернативы.

1. Или мы рисуем ту часть своего тела, которую просто хотим нарисовать ещё раз (уж очень она нам нравится),

2. или то, что не вошло ни в один рисунок, а Вы считает, что оно должно быть, просто так, для комплекта.

После того, как рисунки закончены, вырезаем по контуру всё, что мы нарисовали и пытаемся составить из полученного — Целого Человечка. Сразу предупреждаю: не беда, если у него будет много рук или, допустим, голов.

АНАЛИЗ результатов упражнения телесно-ориентированной психотерапии «Точка-точка запятая» на диагностику психосоматических проблем и мышечных зажимов

В идеале, конечно, человечек должен быть нормальным и жизнеспособным — то есть целым.

Плохо, когда чего-то важного у него не хватает…

Рассмотрим несколько важнейших параметров оценки полученного коллажа.

 

ЦЕЛЬНОСТЬ или КОМПЛЕКТНОСТЬ (1)

Если у нашего человечка чего-то в недостатке, значит человечек «не работает», вот и всё. И это главный ответ на частый вопрос: «Почему не работает моя жизнь?» А посмотрите на своего человечка…

ЗАЩИЩЁННОСТЬ (2)

«Защищённость» имеет своё жёсткое и простое требование, запомните же его: ВСЕ ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ ДОЛЖНЫ НАХОДИТЬСЯ ВНУТРИ!

В норме внутренние органы должны быть нарисованы «внутри тельца» и как бы защищены им. Органы не должны быть больше корпуса тела, не должны жить где-то там, отдельно. Всё это выдаёт их незащищённость, уязвимость…

СОРАЗМЕРНОСТЬ (3)

Здесь всё просто, собранный человечек должен быть немного… реалистичным. Голова не может быть больше туловища, а одна нога не может быть короче другой аж в два раза.

ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ (4)

Внимание! Иногда на каждом рисунке человеком бывают нарисованы чуть ли не все части его тела. Получается, что все отвечают за всё…

Представьте аналогию. Это как если бы все сотрудники офиса бросались толпой к ксероксу, когда нужно сделать одну бумажку, потом всей гурьбой бросались к одной телефонной трубке, когда вдруг зазвонит телефон, а затем всем табором сели бы составлять одну накладную, как казаки, пишущие письмо турецком султану…

Что это означает в реальной жизни?

Неумение дифференцировать функции приводит к следующему. Как говорят психологи, у такого человека, «стоит заболеть левому мизинцу, как у него отказывает всё тело»…

То есть, малейшее недомогание лишает такого человека какой-либо трудоспособности.

Недаром в подводных лодках существуют перегородки, которые делят лодку на отсеки и в случае аварии в одном отсеке, блокируют его, чтобы не страдали остальные.

В идеале уши отвечают за слух, глаза — за зрение, а сердце — за любовь. Но когда на рисунке «всё отвечает за всё», это точнейшая диагностика «бардака» в психике и, вследствие этого, и в организме.

РЕАЛИСТИЧНОСТЬ (5)

Никто не говорит, что нужно рисовать, как художник, закончивший Академию Живописи…

Но всякие фантазии в этом тесте говорят об удручающих вещах.

То есть, не надо рисовать капустный кочан вместо головы или горшок с цветами… Не надо рисовать ножи вместо рук, а гусеницы танка вместо ног. И пламенный мотор вместо сердца тоже не надо…

Это грубо и прямо говорит о том, что человек с такими «частями тела» функционировать нормально в нормальной жизни не может. Как например, Вы будете думать головой, когда вместо головы у Вас керамический горшок с примулой?

Часто такие фантазии рисуют подростки в период «борьбы со всем миром». Но это и понятно — подростков, как правило, худо-бедно содержат родители. А вот если такие вещи рисует взрослый человек, то становится неясно: как же он, скажем, за квартиру платит в отделении сберкассы, как вообще живёт-может с таким кандибобером вместо головы? Трудно ему, ох, трудно…

Вообще-то, я не люблю такой диктат психологических тестов, я против того, чтобы любой креативный подход в создании тестового рисунка понимался таким вот образом — скучно, обывательски и как-то даже по-фашистски.

Я за то, чтобы люди рисовали кто что хочет. Но! Вы сами увидите, когда такой «креативный» рисунок начнёт вызывать у Вас ужас вместо умиления и кое-какие прозрения относительно рисующего.

ПРИНЦИП КРАТНОСТИ (6)

Коротко он сводится к следующему: шесть голов это хорошо. Но тогда должно быть и по шесть рук-ног, ну хотя бы уж по две пары.

А когда чего-то явно в избытке, а чего-то нет совсем — это уже нарушение принципа кратности.

Ну а теперь приступаем к самостоятельному анализу результатов упражнения телесно-ориентированной психотерапии «Точка-точка запятая» на диагностику психосоматических проблем и мышечных зажимов …

Посмотрите, какой орган отвечает у вас за коммуникацию с миром? У одних — уши. У других — руки. Не правда ли — это два сильно разных способа жить?

Пробежавшись по основным шести базовым параметрам (перечисленным выше), начинайте теперь вдумчиво анализировать свой рисунок сами — никто лучше Вас не поймёт корень Ваших же собственных проблем.опубликовано econet.ru

Автор: Елена Назаренко

econet.ru

Ступень 1. Психосоматика. Экстремальные ситуации

Ступень 1. Психосоматика

Этот раздел тренинга включает непосредственно телесную работу с посттравматическими симптомами, то есть методики данного блока основаны на использовании физиологических механизмов для воздействия на информацию, хранящуюся в нервной системе дисфункциональным образом.

Работа с телом необходима потому, что у людей с ПТСР очень часто наблюдается синдром «выключенного тела», когда человек не принимает «телесные чувства», избегает любых прикосновений.

Травмирующее событие — это угроза столь сильная, что у пережившего ее человека полностью утрачивается ощущение безопасности, способность чувствовать себя комфортно в этом мире. На первом этапе тренинга страх и боль могут быть настолько велики, что полностью блокируют сознательное прорабатывание проблемы. На данном этапе совершенно бесполезно указывать клиенту на его проблемы. Возможно, он поймет это интеллектуально, но нет гарантии, что интеллектуальное понимание действительно поможет ему на практике их преодолеть. Поэтому клиента просто ставят в ситуацию, в которой он начинает субъективно понимать и прорабатывать свои проблемы.

На данном этапе работы предполагается, что проблемы эти связаны с внутренним разделением между сознанием (душой) и телом. Это разделение характерно для западной культуры, более того, без него невозможно осознать своеобразие личности (т. к. чтобы размышлять о себе, необходимо разделиться, расщепиться на 2 части: одна анализирует другую). Но когда в силу травмы или стресса одна из частей, обычно тело, отвергается, блокируется, возникает проблема диссоциации.

В длительной травмирующей ситуации, которую нельзя избежать, формируется привычка диссоциироваться от своего тела, чтобы не чувствовать физическую или душевную боль.

Привычка отчуждать от себя свои чувства приводит к потере контакта со своим телом, так что человек перестает доверять сигналам, которые оно посылает (не только о боли, но и том, в чем оно нуждается).

Эта потеря чувствительности искажает, а иногда и затормаживает ощущение личностного своеобразия, ценности Я как такового. В такой системе социальные роли и правила становятся очень жесткими, что поддерживает внутреннее расщепление.

Следующая проблема, о которой пойдет речь, получила название реакции «бей или беги». Человек не задумываясь проигрывает ее всякий раз, когда чувствует приближение угрозы, когда чего-то боится. Стоит организму воспринять сигнал опасности, как происходит целая цепочка физиологических и биохимических изменений: учащаются сердцебиение и дыхание, возрастает напряжение мышц, меняется состав крови и других жидких сред тела и т. д. Весь этот комплекс реакций и называется реакцией «бей или беги». Как всякая человеческая функция, эта реакция обостряется по мере тренировки и притупляется при редком использовании. У людей, прошедших через суровые испытания, нервная система хорошо натренирована в определенном направлении: она мобилизуется с невероятной быстротой и при малейшем намеке на опасность. Излишняя активация реакции «бей или беги» приводит ко множеству симптомов стресса, в числе которых — мышечное напряжение, повышенное кровяное давление, депрессия, раздражительность, агрессивность, нарушения сна, общая тревожность все то, что ассоциируется с ПТСР.

На психосоматическом (телесном) уровне диссоциация с собственным телом и постоянная немотивированная готовность к реакции «бей или беги» приводит к потере чувства равновесия (опоры), нарушению ощущения физических границ и контактов с другими людьми, к деформации представлений о своем физическом теле (физический образ Я) и возникновению мышечных напряжений, постепенно ведущих к соматическим заболеваниям (бронхиальной астме, язве желудка, нейродермитам и т. д.).

Таким образом, данный блок тренинга состоит из пяти тем:

1. Работа с опорами (внутреннее равновесие).

2. Работа с агрессией.

3. Работа с границами.

4. Работа с физическим образом Я.

5. Работа с мышечными зажимами.

Качество заземления человека отражает его внутреннее чувство безопасности. Когда человек хорошо заземлен, он чувствует себя безопасно на ногах, уверен, что имеет почву под ногами. Это не зависит от силы ног, но только от того, как их ощущают. Проблема недостатка чувства безопасности неразрешима, пока человек не осознает свое недостаточное заземление.

Одно из понятий телесной психотерапии — принципиальный вклад Лоузна в развитие теорий Райха (1976) — обозначается термином «заземление». Под заземлением понимается не только способность твердо стоять на ногах в физическом смысле, но это еще и метафора известного фрейдовского «принципа реальности». «Чем лучше человек ощущает свой контакт с почвой (реальность), чем прочнее он держится за нее, тем большую нагрузку этот человек может выдержать и с тем более сильными чувствами он способен совладать» (Лоуэн, 1975). Лоуэн обратил внимание на то, что многим его клиентам недостает ощущения твердой почвы под ногами и контакта с реальностью. Заземление означает энергетический контакт с почвой, ощущение опоры, которая обеспечивает устойчивость и возможность двигаться.

Агрессивность, как уже говорилось, — это один из симптомов ПТСР, часто это повышенная готовность прибегать к насилию — физическому, умственному, эмоциональному или вербальному — для достижения своей цели, /гаже если ситуация не является жизненно важной. По сути дела, солдата обучают всегда отвечать на чувство страха агрессивным поведением. При достаточной тренировке этот навык доводится до автоматизма: человек реагирует не задумываясь; он даже не осознает, что именно его напугало. Все происходит само собой: по какой-то причине появляется страх — и человек автоматически и моментально реагирует на него агрессивным поведением.

Кроме того, у каждого человека существуют устойчивые шаблоны реализации накопленной агрессии, то есть работают определенные принципы сортировки. Если говорить точнее, это зоны важности, определяемые Я-концепцией человека.

Вне зависимости от того, насколько ограничено окружающее пространство, у каждого человека имеется зона или территория — та область, которую он старается охранять от внешнего вторжения. Способы охраны границ наших личных зон и уважение к чужим границам определяют характер наших взаимоотношений с другими людьми. Человек определенным образом реагирует на окружающее его пространство и определенным образом это пространство использует, что само по себе является способом передачи информации другим людям.

Образ тела, т. е. то, как человек ощущает свое тело, что думает о нем, удовлетворен он им или нет, тесно связан с самооценкой и мировоззрением. Человек действует в соответствии с образом себя. Этот образ себя определяется тремя факторами (в различных соотношениях): наследственностью, воспитанием и самовоспитанием. И с нарушением образа тела связаны многие эмоциональные расстройства.

Этот образ состоит из четырех компонентов, вовлеченных в каждое действие: движение, ощущение, чувствование и мышление.

Систематическое исправление образа себя более эффективный подход, чем исправление отдельных действий и ошибок в поведении, количество которых тем больше, чем внимательнее рассматривать детали. Создание с самого начала более или менее полного, хотя бы и смутного образа улучшает динамику в целом, в отличие от попыток совершенствования отдельных действий (что можно сравнить с попыткой усовершенствоваться в игре на плохо настроенном инструменте). Улучшение общей динамики образа можно сравнить с настройкой фортепиано а на таком инструменте, разумеется, легче добиться правильной игры.

Мышечный зажим, или мышечный блок, есть не что иное, как телесный аспект вытеснения и сохранения травмирующих переживаний. Напряжение никогда не поражает отдельные мышцы, это всегда происходит с мышечными комплексами, образующими физиологически функциональное единство. Бели, например, подавляется импульс плача, то напрягается не только нижняя губа, но и вся мускулатура рта и челюсти, а также соответствующая шейная мускулатура, то есть мышцы, действующие при плаче как функциональное единство.

Выделяют следующие мышечные блоки. Первый блок — глаза и затылок, как мышечное кольцо. Он перекрывает плач, страх. Второй ротовой: губы, язык, нижняя челюсть и верхняя часть шеи. Здесь блокируется гаев, плач, обида. Третий шея, горло, блокирующий гнев, крик, очень сильная обида. Горло это как бы мост, соединяющий разум с ощущениями — напряженное горло означает «я не хочу чувствовать». Блокировка задней поверхности шеи означает «я не умею чувствовать, я не знаю, как это». Следующий блок руки, связанные с любовью, агрессией и сексуальностью. Затем диафрагмальный блок. В теле человека страх обитает в трех местах: в диафрагме, внизу живота и в ногах. У животных нормальный страх живет в ногах и внизу живота, он мобилизует организм спасать свою жизнь. А в диафрагме живут социальные страхи страх быть непонятым, непринятым.

Они не несут угрозу жизни, но человек их так воспринимает.

Следующий блок тазовый, куда входят и ноги. Здесь живет страх, который возникает при прямой угрозе жизни, и страхи, связанные с сексуальными табу.

Упражнения, приведенные в данном блоке тренинга, взяты из следующих работ: Березкина-Орлова, 2001; Березкина-Орлова, Баскакова, 1997; Грачева, 2003; Сергеева, 2000; Шкурко, 2003.

РАБОТА С ОПОРАМИ (ЗАЗЕМЛЕНИЕ)

Упражнение 1 «Разминка»

Стоя закройте глаза, определите центр тяжести тела (в районе солнечного сплетения) и положите на него ладонь. Сделайте два-три цикла глубокого дыхания с закрытыми глазами, почувствуйте свое тело и попытайтесь определить, какую его часть вы сейчас чувствуете лучше всего. Найдя эту часть, представьте себе, что вы издаете ею какой-нибудь звук.

Вытяните руки перед собой, пальцы вперед, пальцы к себе, покрутите кистями, локтями, плечами, наклонитесь вперед, вбок, повращайте ногами в коленях, ногами по одной бедром, ступней, коленом, бедром. Поднимите руки, вращайте тазом по кругу в одну сторону, потом — в другую. Потрясите кистями, руками в локтях, в плечах. Потрясите коленями. Потрясите головой и сделайте «бр-р-р-р-р-р». А теперь трясите всем, чем можете, сразу (и ушами тоже!).

Закройте глаза, прислушайтесь к своему телу. Постарайтесь не блокировать дыхание.

Откройте глаза. Ноги на ширине плеч, стопы параллельно. Покачайтесь вперед-назад-вбок, определите, что вам легче и приятнее. Попробуйте покачаться по кругу; если вы ощутили напряжение в бедрах, это хорошо. Раскачивайтесь слева направо, удерживая равновесие в крайних положениях.

Разбейтесь на пары. «Поклюйте» партнера сложенными в горсть пальцами. Похлопайте по всему телу ладонями. Постучите кулаками по всему телу. Поменяйтесь ролями.

Упражнение! «Ходьба»

Во время ходьбы постарайтесь осознанно почувствовать, как стопы прикасаются к земле при каждом шаге. Для этого ходите очень медленно, позволяя весу тела полностью переноситься попеременно на каждую из стоп. Расслабьте плечи и обращайте внимание на то, чтобы не сдерживать дыхание и не блокировать коленные суставы.

Ощущаете ли вы, что центр тяжести тела спустился вниз? Ощущаете ли лучший контакт с землей? Чувствуете ли вы себя в безопасности, более расслабленным? Такая манера ходьбы может показаться вначале странной. Если это так, то вы должны осознать, что под давлением пресса современной жизни вы утратили естественную грацию тела.

Вначале ходите медленно, чтобы развить чувствительность в ногах и стопах. Когда вы станете лучше чувствовать землю, можете изменять ритм шагов в зависимости от настроения.

Ощущаете ли вы в результате лучший контакт со своим телом? Реже ли вы погружаетесь в свои мысли во время ходьбы? Чувствуете ли вы себя расслабленнее и свободнее?

Упражнение 3 «Танец хула»

Это упражнение похоже на основной шаг в традиционном гавайском танце хула.

Стопы параллельны на расстоянии около 30 см. Колени немного согнуты, ладони на коленях. Цель упражнения — выполнить колебательное движение тазом из стороны в сторону при помощи только ног и стоп. Верхняя часть тела должна быть расслаблена и неактивна.

Перенесите вес тела на переднюю часть отдел правой стопы, без напряжения выпрямите правое колено и позвольте тазу отклониться вправо. Перенесите вес тела на левую стопу, после чего согните правое и немного распрямите левое колено. Вы должны почувствовать, что таз передвигается влево. Снова переместите вес на правую ногу и повторите движение, стараясь вызвать смещение таза вправо без участия верхней половины тела. Продолжайте упражнение, перенося попеременно вес тела с одной стопы на другую около 5 раз.

Большинство людей может двигать тазом, изгибая верхнюю часть тела, но так как это движение не соединяется с землей, оно выполняется без грации и не приносит никакого удовольствия.

РАБОТА С АГРЕССИЕЙ

Упражнение 1 «Групповое дыхание»

Встаньте в круг. Ноги расставьте на две ширины плеч (около 90 см), перенесите вес тела на пальцы ног, слегка согните колени, расслабьте тело.

Возьмитесь за руки и начните дышать все вместе, одновременно. Дышите животом, медленно и глубоко: выдох можно озвучивать, не напрягая голосовых связок. Выберите одного из участников, стоящих в круге напротив вас, и смотрите ему в глаза. Внимательно прислушивайтесь к возникающим в вашем теле ощущениям. (Цикл дыхания повторяется не менее 16 раз.)

Теперь отпустите руки соседей. Дышите свободно. Встряхните всем телом, свесив руки, сгибая и выпрямляя колени. Попрыгайте, еле отрывая ноги от пола и делая небольшие паузы между прыжками.

Упражнение 2

«Освобождение мышц подбородка»

Напряжение мышц подбородка ассоциируется с чувством гнева или ярости. Осознание этого напряжения позволяет, расслабив мышцы, снять негативные эмоции и дает возможность управлять своими чувствами.

Поставьте стопы параллельно на расстоянии около 20 см одну от другой. Слегка согните колени. Наклонитесь вперед, перенося вес тела на подушечки стоп. Выдвиньте подбородок вперед и удерживайте его в этом положении 30 секунд. Дыхание равномерное. Подвигайте напряженной челюстью вправо-влево, удерживая ее выдвинутой вперед. Это может вызвать боль в затылке. Откройте рот как можно шире и проверьте, сможете ли вы положить между зубами три средних пальца ладони. У многих людей напряжение мышц подбородка настолько сильное, что они не могут широко раскрыть рот.

Позвольте подбородку расслабиться. Снова выдвиньте его вперед, сожмите кулаки и скажите несколько раз: «Нет!» или: «Не буду!» соответствующим тоном. Звучит ли ваш голос убедительно? Произносить «Не буду!» и «Нет!» надо как можно тромче для утверждения своей воли.

Упражнение 3 «Борьба взглядов»

Участники разбиваются на пары и рассаживаются друг напротив друга.

Посмотрите друг другу в глаза. Сейчас вы находитесь в равных позициях. Пусть один из вас (заранее договоритесь, кто будет первым) начнет постепенно подавлять другого взглядом. В тот момент, когда партнер будет окончательно «подавлен», замрите на 2–3 секунды (один — на высоте позиции, другой — «отброшенный» вниз). После этого взгляд «подавленного» партнера начинает набирать силу, взгляд «подавлявшего» — терять ее. Ваши позиции опять сравнялись. Теперь уже тот, кто только что был «подавленным», начинает сам подавлять взглядом противника. И снова, когда партнер будет окончательно «подавлен», замрите на 2–3 секунды.

Повторите такую смену позиций 2–3 раза… А теперь заканчивайте упражнение — вернитесь в позиции «на равных».

РАБОТА С ГРАНИЦАМИ Упражнение 1

«Нарушение пространства»

Это диагностическое упражнение, позволяющее определить, как человек ведет себя в ответ на внешнее воздействие. Клиент лежит на полу, развалившись, в удобной позе, и определяет «свое пространство». Вначале следует осмотреть положение тела клиента: наблюдается ли перекос и асимметрия, и если да — в какую сторону. После этого терапевт нарушает личное пространство клиента с разной интенсивностью, наблюдая, что при этом клиент делает и чувствует. Для этого терапевт начинает сдвигать вместе и складывать руки и ноги клиента, с каждым разом складывая их все плотнее. Клиент должен оценивать, как реагирует на действия терапевта его тело, насколько каждая последующая поза (более «сжатая», чем предыдущая) для него неудобнее, чем предыдущая, и начать сопротивляться при появлении дискомфорта. Сложите руки клиента на груди, положите его ногу на ногу и смещайте их до тех пор, пока клиент не начинает активно сопротивляться. Если окажется, что клиент уже давно испытывал дискомфорт и хотел сопротивляться, но терпел, это говорит о его желании приспособиться к обстоятельствам.

То же упражнение можно проделать, когда клиент сидит на стуле или лежит на боку — в этом случае терапевт «складывает» его в позу эмбриона, наблюдая, что клиент разрешает с собой делать, а что — нет.

Упражнение 2 «Внутреннее движение».

Это парное упражнение позволяет измерить персональное пространство каждого. Мы попробуем представить себе границы своего личного пространства и показать, как мы их охраняем. Разбейтесь на пары и сядьте на пол лицом друг к другу. Чтобы определить оптимальное расстояние между вашими телами, один из вас будет медленно приближаться, а другой должен без слов попытаться его остановить — сделать отстраняющее движение, отодвинуться и т. п. Какие ощущения при этом испытывает каждый из участников в своем теле?

Теперь пары расходятся на расстояние около 10 метров. Один участник стоит, другой медленно приближается к нему до тех пор, пока не почувствует, что дальше приближаться тяжело. Стоящий неподвижно партнер должен отметить про себя, когда ему захотелось сказать «стоп». Какие ощущения каждый из участников испытывает в теле? Где они локализуются?

Разойдитесь снова и повторите упражнение, но на этот раз тот участник, который стоит на месте, держит глаза закрытыми.

Кто как чувствует психологическую дистанцию? Кто пересек границу чужого персонального поля, не почувствовав ее? Кто до нее не дошел? Кто ее верно почувствовал? Кто кого и на какое расстояние подпустил к себе? Кто ближе, кто дальше — и почему?

Упражнение 3

«Близость»

Близость здесь понимается не как уменьшение дистанции между телами, но как созвучие, соприкосновение душ, «настрой на одну волну». Часто общение без прикосновений гораздо ярче выявляет подобную близость.

Разбейтесь на пары. Сейчас вы будете по очереди выполнять роли ведущего и ведомого. Ведущий взаимодействует с партнером, держась на некотором расстоянии, не дотрагиваясь до его тела, но как бы прикасаясь к его «ауре». Ведомый, стоя на месте с закрытыми глазами, реагирует на эти «прикосновения» непроизвольно, так, как «просит его тело»: мускулатура напрягается или расслабляется, дыхание становится свободным, глубоким или сдавленным, поверхностным и т. д.

Задача ведущего — попытаться выявить то расстояние, на котором удается воздействовать на партнера, вызывая его непроизвольные реакции, а также почувствовать характер прикосновений, порождающий те или иные реакции. Задача ведомого — отследить, ощущает ли он дистантные «прикосновения», выполняемые ведущим, и понаблюдать за собственными ощущениями в процессе выполнения упражнений.

РАБОТА С ОБРАЗОМ Я

Упражнение 1

«Я люблю себя со всеми своими достоинствами и недостатками»

С помощью этого упражнения можно выявить мышечный блок, связанный с основной проблемой участника.

Встаньте в круг. По очереди каждый делает шаг вперед и говорит: «Я люблю себя со всеми своими достоинствами и недостатками». Обратите внимание на мимику, интонацию и другие особенности выполнения этого простого упражнения у себя и у других членов группы. Что было трудно? Где в теле вы ощущали сопротивление?

Упражнение 2

«Танец ~ визитная карточка»

Группа садится в круг. Консультант дает инструкцию:

«Мы с вами — члены племени, где основное средство общения — танец. Там при знакомстве люди спрашивают друг у друга: „Как ты танцуешь?“ Ваша задача протанцевать танец, который позволил бы остальным участникам познакомиться с вами, танец — визитную карточку». Один из участников выходит в центр круга и танцует свой танец под выбранную им музыку. По окончании танца каждого члены группы обмениваются впечатлениями. Упражнение длится до тех пор, пока все не побывают в центре круга.

Возможны разнообразные вариации этого упражнения, связанные с выражением в танцевальной форме традиционных компонентов Я-концепции: «Я — реальное», «Я — идеальное», «Я глазами других». Например: один из участников выходит в центр круга и танцует сначала танец «Какой я есть на самом деле», затем — танец «Каким бы я хотел быть», после этого — «Каким меня видят другие». Для начала тренинга такой вариант слишком сложен. Его можно использовать, когда для группы станут актуальными проблемы общения, групповых и межличностных ожиданий, вопрос «что я есть для себя и других?». Танец в данном случае является материалом для последующего обсуждения.

Упражнение 3 «Танец с самим собой»

Встаньте перед зеркалом. Всматривайтесь несколько секунд в свое отражение. Вы слышите медленную музыку. Делайте спонтанные движения головой, руками, всем телом. Следуйте за вашими чувствами, за вашим внутренним ритмом. Вглядывайтесь в свое отражение в зеркале. Представьте себе, что вы видите себя впервые. Каково ваше первое впечатление? Как бы вы отнеслись к человеку, которого вы видите в зеркале? Что в вашем танце характеризует именно вас, вашу индивидуальность, что отличает вас от других? Танцуйте, пробуйте совершенно новые движения, не бойтесь экспериментировать!

Упражнение 4

«Ум, чувства, тело»

Участник выбирает из группы троих человек, которые будут его «умом», «чувствами» и «телом». Затем он придает каждому из них форму, выражающую типичное состояние данной части своей личности, и составляет из них скульптурную группу, показывающую взаимодействие этих частей. После того как партнер побывал в ролях «частей» участника, они должны поделиться своими впечатлениями, рассказать, каково им быть его чувствами, телом и умом.

Упражнение позволяет увидеть разницу в степени осознания различных частей своего Я. В дальнейшем это может привести к их гармонизации.

ОБЩАЯ РАБОТА С БЛОКАМИ

Упражнение 1

«Мышечная гимнастика»

При выполнении этого упражнения — и при напряжении, и при расслаблении отдельных групп мышц — не забывайте о дыхании. Дышите животом, медленно и глубоко. Следите за тем, чтобы напрягались только те мышцы, которые необходимы для выполнений каждого движения. Остальные мышцы должны быть свободны и расслаблены. Мышцы надо напрягать как можно сильнее и удерживать в этом состоянии до полного изнеможения. После этого следует максимально расслабить их. При выполнении каждого движения необходимо сосредоточить внимание на ощущениях в напряженных и расслабленных мышцах.

Лицо: поднимите брови как можно выше и держите их в этом состоянии до полного изнеможения участвующих в этом движении мышц. Расслабьтесь. Теперь сильно зажмурьте глаза, затем расслабьте их. Рот: улыбка до ушей: губы вытянуты в трубочку — «поцелуй»; раскройте рот как можно шире — НИЖНЯЙ челюсть максимально отведена вниз. В каждом движении чередуютсй напряжение и расслабление.

Плечи: дотянитесь плечом до мочки уха, не наклоняя голову. Расслабьтесь. То же самое — со вторым плечом. Почувствуйте, как плечи становятсй тяжелее.

Руки: обе кисти крепко сожмите в кулаки. Задержитесь в таком положении. Расслабьтесь. Должны ПОЙВИТЬСЯ тепло и покалывание в пальцах.

Бедра и живот: СИДИ на стуле, поднимите ноги перед собой. Держите ноги на весу до изнеможения в бедрах. Расслабьтесь. Напрягите противоположную группу мышц — попытайтесь зарыть ступни в землю. Зарывайте тверже! Расслабьтесь и сосредоточьтесь на расслаблении, которое чувствуется в верхней части ног.

Ступни: сидя на стуле, поднимите пятки высоко вверх. Только пятки! Должно появиться напряжение в икрах и ступнях. Расслабьтесь. Поднимите носки. Почувствуйте напряжение в ступнях и передней части ног. Расслабьтесь. Прислушайтесь к ощущению в мышцах нижней части ног.

Следующий этап: лежа, не совершая движений, напрягайте отдельные группы мышц, пользуясь памятью ощущений. Дыхание брюшное!

Упражнение 2 «Познай свое тело»

Участники рассаживаются там, где им удобно, и закрывают глаза. «Вы одни. Потрогайте свою руку: запястье, ладонь, пальцы, ногти. Познакомьтесь с ней… Что вы почувствовали? Знаете ли вы свою руда? Если — нет, то насколько вообще мы знаем себя?»

Упражнение 3

«Диалог с напряженной частью тела»

Закройте глаза. Мысленным взором пройдите по всему вашему телу, почувствуйте напряженные и расслабленные участки. Сосредоточьте внимание на наиболее напряженной части тела. Может быть, этот зажим вы ощущаете всегда; может быть — в трудных ситуациях; может быть, вы осознали его, делая одно из предыдущих упражнений. Почувствуйте эту часть вашего тела, будьте внимательны к любым ощущениям. Ничего не придумывайте, отдайтесь свободному течению образов (зрительных, слуховых, кинестетических). Что за образы возникают, когда вы сосредотачиваетесь на своем зажиме? Если это зрительный образ, рассмотрите его внимательнее. Что это (или кто это)? Какого цвета? Это что-то теплое или холодное? Приблизьтесь к нему. Спросите, чего оно от вас хочет.

Обратитесь к своей памяти, попытайтесь вспомнить моменты своей жизни, когда вы чувствовали себя абсолютно счастливым. Что происходит с образом?

Пропустите через все ваше тело ощущение абсолютного благополучия, направляя его особенно на те участки тела, с которыми у вас бывают проблемы. Что происходит?

Представьте и почувствуйте, как все болезни и недомогания исчезают под воздействием сил, идущих от переживания полного телесного благополучия.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Что такое психосоматика, и как ее лечить?

Сегодняшнюю статью я хочу начать с данных статистики. В России около 30% людей, обратившихся за помощью в поликлинику к терапевту, на самом деле нуждаются в помощи психотерапевта. То есть причина их физического недомогания кроется не в патологических изменениях в тканях и органах, а в том, что эмоциональные переживания начинают проявляться в форме телесных симптомов.

В этом случае нередко человек ходит от врача к врачу, пытаясь понять, что же с ним такое, но доктора ничего определенного не говорят, никакой патологии не находят.

Кроме того, многие болезни имеют психосоматическую природу. Это значит, что на их формирование и течение в значительной степени влияют эмоции: понервничал человек – и получил обострение болезни. К психосоматическим болезням относят гипертоническую болезнь, астму, некоторые заболевания желудочно-кишечного тракта (гастрит, язвенная болезнь и т.д.), нейродермит и многие другие.  Даже частые простуды могут иметь психосоматическую природу: хронический стресс приводит к снижению иммунитета и делает организм уязвимым для инфекций.

Причины психосоматики. Как формируются психосоматические симптомы и болезни?

В одной из своих статей я подробно писала о том, как связаны между собой эмоции и телесные реакции. Для более глубокого понимания сегодняшней темы рекомендую ее прочитать: https://psy-victory.ru/emocii-i-telo

Любая, даже незначительная и еле ощутимая, эмоция имеет свое представительство в теле: меняется тонус мышц, характер дыхания, частота сердечных сокращений, уровень гормонов и т.д. Если у человека хронически присутствует дисгармония на уровне эмоций, это неминуемо начнет проявляться на телесном уровне.

Чаще всего психосоматические симптомы связаны с подавлением эмоций. Если эмоция игнорируется и подавляется, ее телесное проявление разрастается, усиливается и превращается в психосоматический симптом. Причем порой этот процесс происходит молниеносно. Это очень хорошо видно на психологических консультациях.

К примеру, человек соприкоснулся с какой-то сильной эмоцией, затем испугался ее и подавил. Только что он чувствовал эмоцию, и через минуту сообщает: «Все, ушли эмоции. Ой, голова что-то начала болеть». А потом еще минут через пять, вновь вернувшись к своим эмоциям, он обнаружит, что головная боль волшебным образом исчезла.

Или может быть по-другому. Человек приходит и мимолетом жалуется на болезненные ощущения в плечах, подразумевая, что с этим конечно же не к психологу надо, а к массажисту или остеопату. А проблема эта от сидячего образа жизни и остеохондроза. Каково бывает удивление человека, когда в результате проработки подавленных эмоций неприятные ощущения, доставлявшие неудобства в течение длительного времени, вдруг исчезают!

Физических симптомов подавления эмоций огромное множество. Все перечислить невозможно. Скажу про те, которые встречаются чаще других: напряжение в плечах, напряжение в солнечном сплетении, животе, грудной клетке, ком в горле, тошнота, затрудненное дыхание, когда сложно вдохнуть полной грудью.

Если эмоция подавляется хронически, то и телесные реакции, соответствующие подавленным эмоциям, становятся хроническими. Это может приводить к тому, что телесная реакция постепенно превращается в болезнь. Начинают происходить патологические изменения в тканях и органах.

Психосоматический симптом зачастую заменяет собой эмоцию: человек чувствует неприятные ощущения в теле и не осознает эмоций. Поэтому он даже заподозрить не может, что нужно обратить внимание на эмоции. Он ходит по врачам и пытается найти ответ у них.

Как лечить психосоматику?

В этой статье я дам хороший работающий алгоритм, который поможет вам понять, в каком направлении двигаться. Но перед этим я хочу рассказать о том, чего делать не нужно.

Самое главное, не нужно отказываться от помощи докторов. Некоторые люди почему-то делают такой вывод: раз моя болезнь возникла от эмоциональных переживаний, значит и разбираться нужно только с ними. Разберусь с эмоциями – и болезнь сама по себе уйдет.

К сожалению, не все так просто. Если болезнь уже сформировалась, то она начинает жить по своим законам, которые не имеют прямой связи с эмоциями. Эмоциональные переживания могут влиять на течение болезни, усугублять ее, вызывать обострения. Но даже если полностью разобраться с эмоциями, достичь полной душевной гармонии, это не является гарантом того, что болезнь исчезнет.

Поэтому очень важно к лечению психосоматики подходить не однобоко, а комплексно: задействовать возможности и медицины, и психологии. То есть если врачи обнаружили болячку, лучше всего довериться их мнению и проводить лечение, при этом параллельно также работая над психологической стороной вопроса.

Алгоритм работы с психосоматикой

Алгоритм состоит всего лишь из двух шагов. Несмотря на внешнюю простоту, он отлично работает.

Первый шаг. Знакомство с собственным телом

Человек, у которого что-то болит, обычно имеет фрагментарные знания о собственном теле. Он отлично знаком с болью и неприятными ощущениями, связанными с психосоматическим симптомом. Но проблема в том, что боль и неприятные ощущения – это только верхушка айсберга.

В теле происходит масса процессов, которые привели к формированию неприятного симптома. Многие из этих процессов мы можем почувствовать, ощутить. Но, как правило, люди не обращают внимания на эти процессы.

Чтобы стало понятнее, о чем я говорю, приведу пример.

Пример. Головная боль как психосоматический симптом

Предположим, у человека болит голова. Головная боль может иметь чисто медицинские причины и не быть связанной с эмоциональными переживаниями. Такой вид головной боли мы не рассматриваем. Нам интересна ситуация, когда головная боль имеет психосоматический характер.

Если человека, страдающего от головной боли, спросить о других ощущениях в теле, которые могут быть связаны с головной болью, он, скорее всего, окажется в затруднении и не сможет ответить. Если же этого человека попросить направить внимание в область затылка и плеч, он, скорее всего, обнаружит там напряжение. Если попросить его понаблюдать за собственным дыханием, вполне вероятно, он обнаружит, что дыхание немного скованное и поверхностное.

Указанные телесные ощущения напрямую связаны с головной болью: мышечное напряжение в шейно-воротниковой зоне приводит к сдавливанию сосудов и нарушает кровообращение головного мозга. Вместе с мышечным напряжением обычно меняется и характер дыхания.

Вы, наверное, теперь думаете, что для избавления от головной боли достаточно расслабить мышцы плеч и шеи? Как бы не так! Напряжение мышц плеч и шеи – это только часть истории. Зачастую, такое напряжение влияет на то, как человек удерживает равновесие. Он пытается выполнить эту задачу, напрягая плечевой пояс, хотя в норме должен задействовать для этого таз и ноги. Центр тяжести тела при этом сдвигается и перемещается вверх, что приводит к дополнительному мышечному напряжению.

Итак, на поверхности мы видим головную боль, а в глубине – изменение мышечного тонуса в теле от шеи до самых ног. Есть очень хорошее медитативное упражнение, в котором работа происходит исключительно с ногами. Но в результате его выполнения очень часто волшебным образом исчезает головная боль. Очень наглядно: до выполнения упражнения боль присутствовала, а после его выполнения – прошла. Обычно люди очень удивляются такому результату. Непонятно: где голова, а где ноги. Как они связаны между собой? Надеюсь, теперь Вам понятно, как они связаны.

Итак, для того, чтобы разобраться с психосоматическим симптомом, нужно увидеть, что скрывается за верхушкой айсберга. Как в этом разобраться?
В повседневной жизни человек, у которого ничего не болит, редко обращает внимание на сигналы собственного тела, упуская при этом массу ценной информации.

Существуют практики, помогающие научиться слышать свое тело, понимать его сигналы. Смысл всех этих практик в том, что Вы просто погружаете фокус внимания внутрь своего тела и прислушиваетесь к тем телесным ощущениям, которых обычно не замечаете, считая их ненужными и маловажными. Примеры таких практик —  медитация «Сканирование тела» и йога-нидра.

Не стоит ждать, что от одной или двух тренировок у Вас появится четкое понимание всех закономерностей. Скорее всего, поначалу Вам будет многое непонятно. Если Вы наберетесь терпения и будете регулярно (лучше всего ежедневно) хотя бы в течение нескольких недель выполнять упражнения, у Вас появится понимание. Отдельные разрозненные фрагменты информации начнут собираться в единую картину. Вы постепенно научитесь слышать свое тело, понимать, о чем оно пытается Вам сообщить. И, что еще важнее, вместе с пониманием начнется гармонизация телесного состояния. К примеру, обнаруженные зоны напряжения постепенно в результате выполнения упражнений могут расслабиться, психосоматические симптомы могут стать мягче или полностью исчезнуть.

Второй шаг. Проработка эмоций, скрывающихся за психосоматическим симптомом

В предыдущем пункте, описывая типичные механизмы формирования головной боли, я рассказала, как работает тело. Но я не остановилась на очень важном моменте. За всеми указанными телесными реакциями скрываются эмоции. К примеру, плечи – это зона, в которой очень часто скапливается эмоциональное напряжение.

Очень важно не останавливаться исключительно на работе с телесными реакциями, а заглянуть глубже и посмотреть, какие эмоции скрываются за ними.
Отличную технику, которая помогает понять, какие эмоции скрываются за телесными ощущениями, я описала в этой статье. Там же присутствует аудиозапись упражнения. Рекомендую!

Важно не только понять, но и проработать эмоции, скрывающиеся за психосоматическим симптомом. Указанное упражнение помогает это сделать. Но оно далеко не единственное. Познакомьтесь с разделом блога «Управление эмоциями». Там Вы найдете много полезной информации и практических рекомендаций. Начать чтение можно с этой статьи.

На этом у меня все. Желаю всем читателям моего блога крепкого здоровья!

psy-victory.ru

Психосоматика: зажимы в теле

Мышечный зажим – это напряженное состояние мышцы или группы мышц даже в состоянии покоя. При этом мышца гипертрофируется (увеличивается), «каменеет», мешает движению.

Блоки – комбинация зажимов мышцы или мышц. При этом мышцы могут быть, как слишком напряжены, так и слишком расслаблены.

Признаки:

  • острая или ноющая боль, возникающая внезапно или нарастающая постепенно,
  • болезненное движение (больно поворачивать голову, боль при движении плечами, при поднятии руки и т.п.).

Психосоматические зажимы в теле отличаются тем, что в таких случаях не помогают растирки и массаж (могут только частично облегчить).

Хроническое напряжение мышц принято называть «мышечным панцирем», который может привести к различным заболеваниям, так как сдавливает нервные окончания, зажимает кровеносные сосуды, и соответствующие органы недополучают питательные вещества.

Отсюда, последствия мышечных зажимов, в случае их игнорирования, очень серьезные: искривление позвоночника, плоскостопие, варикоз и др.

Психосоматика зажимов в теле

Для начала рассмотрим функции мышц. Они отвечают в человеческом теле за его активность через действие, движение. Значит, рассматриваемый нами мышечный недуг, мешая физическому движению, символизирует причины, мешающие душевной активности человека.

Это может указывать на то, что в душе человека возникает сопротивление: «не хочу делать».

Другая группа причин может быть связана с переживанием невозможности совершить действие.

Любой внутренний конфликт, который человек подавляет в себе, оставляет след в виде скованности мышц. Например, при переживании такой эмоции, как страх, человек затаивает дыхание, напрягая соответствующие мышцы. Так тело, а именно, мышцы, сжимаясь рефлексивно, выражают защитную реакцию.

Если это произошло один раз, то эта автоматическая реакции тела постепенно проходит. Но, если человек переживает страх постоянно, и его тело раз за разом реагирует напряжением мышц, то появляются зажимы.

Таким образом, эмоции и напряжение, если не находят выхода, не получают разрядку, или получают выход только частично, сохраняются в теле в форме зажимов и блоков.

Место появления зажима или блока зависит от содержания подавленной эмоции. Например, если человек постоянно подавляет гнев, не желая высказать все накипевшее, то появляются зажим или блок в горле. Это можно выявить через хронический невротический кашель, когда человек не болеет ОРЗ, но постоянно покашливает, как бы прочищая «ком в горле».

Так, зажимы в области шеи и плеч указывают на то, что человек живет с ощущением, что кто-то сидит на его шее, что у него слишком большой груз на плечах. Это может быть из-за тяжести ответственности, которую ощущает человек.  Но проблема в том, что это ощущение надуманное, часто это ненужная ответственность.

Зажимы в области ног подсказывают, что человек не чувствует уверенности, опоры.

Зажимы в области живота, как правило, появляются из-за страха за жизнь, ощущения опасности.  При этом ощущение опасности также может не иметь оснований.

Но мышечная память такова, что мышцы помнят реакцию тела. И, если возникает схожая опасная ситуация, или человек вспоминает такую ситуацию и свои пережитые при этом эмоции, то мышцы напрягаются рефлексивно. Таким образом, тело становится неконтролируемым, оно по-своему начинает защищаться, как от реальной, так и от надуманной опасности.

Если на физическом уровне блоки мешают свободному движению, то на энергетическом уровне они мешают естественному течению жизненной энергии по телу человека, приводят к нехватке энергии, проявляясь как ощущение постоянной усталости.

Психологические причины зажимов мышц

Психолог Вильгельм Райх выделил семь видов зажимов. Такое число связано с тем, что тело человека он условно подразделял на семь областей: глазная (включает лоб), челюстная (рот), горловая (шея), грудная (лопатки, руки), диафрагмальная (миокард, легкие), брюшная (спина), тазовая.

  1. Зажимы в области глаз и лба связаны с социальными страхами человека (страх ошибки, страх обидеть другого и т.п.).
  2. Зажимы во второй рта и челюсти связаны со сдерживанием громкого выражения эмоций (плач, крик или гнев).
  3. Зажимы в области шеи и горла связаны с запретом на плач, крик, обиду и гнев. Проявляются зажимы этой области как невротический кашель, слишком тихий голос.
  4. Зажимы в области грудной клетки, рук и лопаток связаны с дискомфортом, который человек испытывает в мире, и проявляются через осанку. Зажимы в этой обрасти появляются также из-за запрета на страстность (любовь, ревность, печаль, увлечение и т.п.) и проявляются как проблемы с дыханием, состояние холодных или потных рук, опущенных плеч и т.д.
  5. Зажимы в области диафрагмы связаны с запретом на проявление брезгливости и отвращения. Проявляются как состояние «тошнит от всего».
  6. Зажимы в области брюшины и спины: мышц спины и поясницы указывают на скрываемый страх «нападут» или «застанут», а мышц боков говорят о подавлении злости и неприязни.
  7. Зажимы в области таза связаны со страхами за жизнь, с запретом на сексуальное возбуждение, и проявляются как подкашивающиеся или полусогнутые ноги.

Как избавиться от психологических зажимов: пути исцеления

Современная психология и психотерапия для снятия мышечных зажимов предлагают упражнения, массаж, различные техники расслабления (медитация, йога, танцы и др.).

Телесно-ориентированная терапия (ТОП) занимается определением и прочитыванием зажимов. Райх, как один из практиков ТОП, разработал специальные упражнения для снятия мышечных зажимов и блоков. Практика доказала эффективность его методики.

Вместе с тем, хотелось бы отметить, что исцеление — это индивидуальный путь, так как у каждого тела свой язык, и у каждого человека своя психоэмоциональная «мозаика».

Рефлексивный механизм напряжения мышц указывает, где искать – в подсознании, хранилище отвергнутых мыслей и подавленных эмоций. А существующий у вас зажим определенных мышц в конкретной области уже является подсказкой – что искать.

Отсюда, начинать исцеление логично с анализа этой внутренней «мозаики»: Что я ощущаю? Что меня гложет (раздражает, злит)? и т.п. А специальные методики с упражнениями и техники расслабления следует практиковать одновременно с работой над своим внутренним миром.

При выполнении этих двух условий результат получается наилучшим.

Желаю легкости в душе и в теле!

Лада

psycop.ru

Тренинг «Психосоматика. Разговор с телом»

Научись управлять своим телом, умом и чувствами — управляй своей жизнью!

Наш тренинг проходит по авторской программе. В отличиие от других тренингов в Туле ведут 2 специалиста одновременно, что обеспечивает формирование более расширенного и объективного представления о возникшей проблемной ситуации, целостного представления о клиенте, это как за один раз побывать на двух консультациях у разных психологов, только в данном случае, это формирование более глубокого видения ситуации не противоречащее друг другу, а также по доступной цене.

Психосоматичекие заболевания, причины и поиск решений

Как нельзя приступить к лечению глаза, не думая о голове, или лечить голову, не думая о всем организме, так нельзя лечить тело, не леча душу. (Сократ)

Современная наука признала: психосоматические факторы участвуют в формировании большинства болезней.

Для кого этот тренинг:

  • кто хочет выйти на более качественный уровень жизни, осознанно относиться к своему здоровью и самочувствию,
  • кто хочет, определить свой путь исцеления, проявив к себе любовь и заботу
  • Тренинг поможет вам: открыть секреты того, как вы создаете свои симптомы — от эмоции до конкретного изменения в теле.

Что будет:

  • узнавание и исследование причины симптома
  • осознаем нереализованные потребности и желания
  • что за послание несет симптом и что мы можем с ним сделать
  • найдем скрытые выгоды вашего симптома, и определим как жить без них
  • проработаем деструктивные установки как причину и заменим их на новые
  • раскроем ресурс «закапсулированый» в симптомах и освободим эту энергию в сферу отношений, саморазвития и самореализации

Цель тренинга:

Выявление психосоматических блоков и деструктивных программ. Освобождение от различных отрицательных установок, неосознанного стремления к разрушению и агрессии.

Методы работы:

    психодрама, генограмма семьи, сказкотерапия, расстановки, работа с травмой.

Подбронее познакомиться со своим телом и понять его сигналы вам поможет практика Язык тела.

seminary-treningi.ru

Психосоматика Томаса Ханны, упражнения для оздоровления

Томас Ханна – автор термина «соматика» и гимнастики для восстановления баланса между душой и телом, американский философ и врач, директор Новаторского института соматических исследований и обучения. Томас умер в 19990 году, но его методика по-прежнему пользуется спросом и помогает людям восстанавливать здоровье.

Томас Ханна и его взгляд на психосоматику

Соматика Ханны помогает найти истинную причину хронической боли в мышцах, учит мозг контролировать и лучше понимать движения, состояние мышц. Методика проводит нервно-мышечное переобучение. Все мышечные зажимы связаны с мыслями человека. Важно понять, какие мысли и на каком участке тела отражаются. И научиться чувствовать каждую клеточку своего тела.

Хронические боли в мышцах и зажимы знакомы всем людям. У некоторых людей это обусловлено травмой, которая заставляла занимать вынужденное положение. Или наоборот, человек был вынужден игнорировать травму и сохранять прежнюю активность. Иногда люди думают, что если игнорировать травму и ее проявления, то они пройдут сами собой. Но это не так.

В наше время спорт и здоровый образ жизни стали одним из веяний моды. Написано столько книг, создано столько тренажеров для дома, открыто столько фитнес-центров. Но почему тогда все равно остаются люди, которые страдают от мышечных болей? Более того, спортсмены еще чаще страдают от травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Все потому что большинство занимается спортом неосознанно. Мало кто делает это действительно для сохранения молодости и здоровья. Чаще люди хотят быть лучшими, повысить самооценку, изменить внешний облик или просто следуют моде. Большинство людей принуждают себя заниматься спортом. Потому и нет результата. Тело, мозг и мышцы неразрывно связаны. Проще говоря, речь идет не столько о соматике, сколько о психосоматике.

Это важно! Боль в мышцах – результат неправильной адаптации к стрессу. Метод нервно-мышечного переобучения позволяет исправить это.

Соматика

В 1976 году Томас Ханна ввел термин «соматика». Так автор назвал дисциплину, которая учит осознанности движений. Альтернативное название – соматическое обучение, двигательное переобучение.

Томас Ханна не был основателем направления, но он разработал свой комплекс упражнений. Методика основана на феномене, который удалось выявить: в ответ на стресс в организме происходят соответствующие рефлексы и сенсомоторная амнезия. Можно выявить конкретные паттерны (стереотипы поведения) определенного человека в момент стресса и научиться управлять этими реакциями тела и психики.

Это интересно! В 1988 году Томас издал книгу «Соматика». В ней автор подробно изложил свою теорию и методику коррекции здоровья, а также разрушил миф о неизбежном старении тела. Врач считает, что боль, ригидность и неподвижность, слабость мышц не связана с возрастом. Это связаны с мышлением, восприятием и образом себя, функциями тела.

Эффект плацебо

Отчасти соматическая теория Томаса связана с эффектом плацебо. Ведь эффект плацебо ничто иное как деятельность организма по саморегуляции. Впервые плацебо стали использовать в медицине: больным давали нейтральный по химическим свойствам продукт и выдавали его за таблетки, например, обезболивающее. Люди верили и ожидали, что лекарство поможет. Собственно, это и происходило, но помогала не таблетка, а внутренняя уверенность человека в том, что скоро его состояние стабилизируется. Тот же принцип заложен в теорию Томаса: нужно обрести спокойствие и уверенность, тогда боль отступит сама собой.

Если человек будет ждать, что с возрастом его организм начнет «разваливаться», то это и произойдет. Если же человек будет уверен в том, что с каждым годом его здоровье будет крепнуть, то такой результат и получится. Нужно гордиться возрастом, воспринимать его как опыт и знания. С каждым годом вы, наоборот, становитесь все сильнее и увереннее. В вас накапливается больше энергии и возможностей для совладания со стрессом, трудными ситуациями, болезнями.

Описание книги «Возрождение контроля ума над движением, гибкостью и здоровьем»

Книга рассматривает болезни спины, боли в позвоночнике. Но предложенный метод лечения подходит для избавления от всех соматических недугов. Книгу стоит рассматривать как рекомендации, а ни как прямую медицинскую инструкцию или консультацию. Прежде чем пользоваться советами из книги, рекомендуется лично проконсультироваться со специалистом.

Книга состоит из трех глав. Вместо введения разобран миф о старении. Дальше идут три главы с несколькими параграфами.

Глава первая «Рассказы о сенсомоторной амнезии»:

  • Барни (42 года): Пизанская башня;
  • Джеймс (32 года): История «кошмарной» спины;
  • Луиза (56 лет): Синдром «замороженного плеча»;
  • Харли (60 лет): Неубирающееся шасси;
  • Александр (81 год): Старички;

Глава вторая «Как проявляется сенсомоторная амнезия»:

  • Атрофия: роль постепенной капитуляции;
  • Мышечные рефлексы стресса;
  • Рефлекс «красного света»;
  • Рефлекс «зеленого света»;
  • Результат нервно-мышечных стрессов: старческая осанка и «черная метка»;
  • Травма: роль повреждения;
  • Ожидание: роль ментальной установки;

Глава третья «Программа соматических упражнений»:

  • Как получить максимум пользы от соматических упражнений;
  • Соматические упражнения;

Это важно! Если во время выполнения упражнений или после тренировки боль усиливается или не проходит, то, вероятно, задействована не только сенсомоторная амнезия, но и медицинские патологии. Обязательно обратитесь за консультацией к терапевту.

Описание книги «Искусство не стареть»

В книге описаны психосоматические причины возрастных болезней и методы избавления от них. Автор доступно объясняет, что гипертония, боль в суставах, спине и ногах, хроническая усталость – необязательные проявления старости. Более того, эти проблемы никак не связаны с возрастом. Они зависят от психологического состояния человека.

Кроме этого в книге описаны особенности положительного и отрицательного стресса. А также на реальных примерах рассмотрены жизненные события, которые приводят к тем или иным проблемам со здоровьем. Автор описывает истории его клиентов, рассказывает о событиях в их жизни, которые привели к такому состоянию.

А также в книге «Искусство не стареть» Томас описывает авторскую систему физических и психологических упражнений. Это доступные занятия, которые подробно объяснены. Упражнения похожи на занятия йогой Моше Фельденкрайза. С их помощью можно исправить осанку, избавиться от боли в спине, пояснице, ногах, плечах. Упражнения простые, не сложнее утренней зарядки. Если ежедневно практиковать эти упражнения, то можно навсегда избавиться от болезней, обрести хорошее самочувствие и гибкость тела в любом возрасте, будь то 40, 50, 60 или 80 лет.

Это важно! Упражнения Томаса Ханны можно отнести к направлению телесно-ориентированной психотерапии. Это одно из направлений психологии, которое используется для лечения психосоматических заболеваний.

Как получить максимум пользы от соматических упражнений

Курс состоит из восьми уроков (на каждый урок приходится по несколько упражнений):

  • управление разгибательными мышцами спины;
  • управление сгибательными мышцами живота;
  • управление мышцами поясницы;
  • управление мышцами путем вращения туловища;
  • управление мышцами ног в области тазобедренных суставов;
  • управление мышцами шеи и надплечий;
  • улучшение дыхания;
  • улучшение походки.

Найти полное описание упражнений можно в книге автора. А чтобы извлечь из занятий максимум пользы, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  1. Изучите теорию сенсомоторной амнезии, то есть как и отчего она возникает в вашем мозге, как связана с телом.
  2. Сконцентрируйтесь на своих ощущениях во время движений.
  3. Цель упражнений – расслабить зажатые мышцы. Потому заниматься нужно в спокойной обстановке, удобной обуви, на гимнастическом коврике или другой подстилке.
  4. Выполняйте каждое упражнение медленно. Успех нового упражнения зависит от того, насколько хорошо вы усвоили предыдущее действие. Прочувствуйте каждое занятие, со временем они станут вашими повседневными паттернами поведения.
  5. Не перенапрягайтесь во время выполнения упражнений. Вы должны все делать мягко и легко. Это не должно требовать от вас усилий.
  6. Если чувствуется напряжение в мышце, если она не хочет следовать вашим указаниям, то позвольте ей сокращаться так, как она хочет. Только после этого вы сможете расслабить ее и положительно воздействовать при помощи упражнений. Если же вы будете играть с мышцами в игру «кто кого», то это вызовет еще больший спазм.
  7. Помните, что упражнения, описанные в книге, естественные и легкие. Если вы ощущаете боль, напряжение или усталость, то это говорит о наличии дополнительных вредных факторов. Или о том, что вы не чувствуете свое тело. Сбавьте темп, двигайтесь осторожно и медленно.
  8. Не ждите быстрых результатов. Сохраняйте позитивный настрой, будьте настойчивы и терпеливы.

В дополнение к упражнениям из книги начинайте каждое утро с «кошачьих потягиваний». Выполнение этого упражнения в течение 20 минут позволит пробудить тело, устранить все зажимы, нормализовать работу мышц. Можно проводить упражнение дважды в день: утром и вечером.

Соматика Ханны: случаи из практики

Сенсомоторную амнезию вызывают три рефлекса: красного света, зеленого света и травмы (паттерны реакции на стресс). Открытие рефлексов дополняет теорию о стрессе Ганса Селье и Моше Фельденкрайза. Давайте рассмотрим их подробнее.

Рефлекс красного света

Наклон вперед как реакция на опасность и страх. Как выглядит: голова вперед, плечи к ушам, локти согнуты, колени подогнуты, мышцы живота напряжены, таз подвернут. Это образ сгорбленного старика с шаркающей походкой. Но виновата в этом отнюдь не старость, а переживания, страхи, многочасовая работа за компьютером, ощущение опасности.

Рефлекс зеленого света

Считается позитивной реакцией на стресс: включаются мышцы ног и спины, они толкают вас вперед, помогают в активности. Как это выглядит: лопатки сведены, поясница прогнута, подбородок втянут, стопы чуть развернуты наружу, ягодицы напряжены. Это напоминает осанку военного.

Застревание в такой позе так же опасно, как предыдущий рефлекс. Тело принимает такое положение при спешке, море обязанностей. Постоянное сохранение такого положения приводит к таким проблемам: межпозвонковые грыжи, боль в шее, верхней и средней части спины, синдром грушевидной мышцы.

Рефлекс травмы

Сокращение мышц в ответ на старую травму. Например, если вы когда-то поскользнулись и сильно ушиблись или сломали что-то, то ваше тело будет стараться всегда выпрямлять мышцы спины и поддерживать осанку, а мышцы ног всегда будут в повышенном тонусе. Встречается и другое проявление этого рефлекса: одна сторона переживает травму, а другая компенсирует это. На фоне чего наблюдается разная сила рук, разная длина ног, боль с одной стороны в тазобедренном суставе, опущение одного плеча и т.д.

Случаи из практики

На сайте Института соматических систем публикуются случаи из практики специалистов. Давайте рассмотрим некоторые из них подробнее:

  1. Стивен Аронштейн. Диагноз: фибромиалгия (хроническое заболевание нервной системы и суставов). В 19 лет состояние Стивена было хуже, чем у 70-летнего дедушки. Его мучили постоянные боли, усталость, расстройство ЖКТ. С методикой Ханны Стивен познакомился в тот момент, когда был истощен и прикован к постели. Он не мог учиться или работать, жил на попечении родственников. За три года пациент полностью восстановился.
  2. Карен Хевит. Диагноз: деформация колена. Карен получила травму колена в автомобильной аварии (чтобы спасти жизнь велосипедиста, Карен была вынуждена резко нажать по тормозам). Боль постоянно усиливалась, а двигательные возможности колена ограничивались. Была проведена операция, но она только ухудшила состояние. В итоге через 13 лет женщина была вынуждена выбирать между костылями и инвалидным креслом. В этот момент она услышала о практике Ханны. В первые минуты сеанса он определил проблему: спазм мышц правой стороны тела, которому примерно 10–12 лет. Тут же Томас составил комплекс упражнений. Занятие длилось 50 минут. Из кабинета Карен вышла самостоятельно, без костылей. Через несколько сеансов вся боль и симптомы полностью исчезли.
  3. Кэтрин Кербер. Диагноз: сколиоз, боль в спине. Кэтрин родилась со сколиозом, ее левая нога была на 0,5 см короче правой. Но первый серьезный спазм в спине случился в 24 года. Дальше начались хождения по врачам, прохождение курсов терапии и физиопроцедур. Но все это давало временный результат. В 39 лет Кэтрин узнала о соматике. Специалист объяснил, что искривление не может быть врожденным. Вероятно, была какая-то травма в первые пять лет жизни ребенка. А разница в длине ног, боли и другие симптомы вызваны искривлением, напряжением мышц. Соматист расслабил мышцы, позвонки встали на место, все симптомы исчезли. В дальнейшем Кэтрин прошла полный курс соматической терапии, пользовалась гимнастикой.

В книге Томаса Ханны «Возрождение контроля ума над движением, гибкостью и здоровьем» тоже даны пять примеров реальной сенсомоторной амнезии. Автор разбирает болезни своих клиентов и жизненные предпосылки, которые привели к ним.

Это важно! Боль, зажимы, деформации – это застой энергии. А возраст – это всего лишь цифры. Старость и болезни живут в голове. Все зависит от мироощущения самого человека.

psycop.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *