Психософия описание типов – Описание типов в психософии

Описание типов психе-йоги и отношений между ними

Богорад Наталья, социотип «Дюма»

Дмитрий Слижук, социотип «Достоевский»

Екатерина, социотип «Есенин»

Полякова Юлия, социотип «Дюма»

Чайковская Татьяна, социотип «Есенин»

Романова Алена , социотип «Дон Кихот»

Римаренко Александр, социотип «Габен»

Иванов Игорь, социотип «Джек»

Наумчук Татьяна, социотип «Бальзак»

Паденко Наталия, социотип «Достоевский»

Набитович Ирина, социотип «Гексли»

Хилько Ирина, социотип «Есенин»

Терещенко Валентина, социотип «Наполеон»

Стрельченко Лидия, социотип «Максим»

Боднар Татьяна, социотип «Есенин»

Коваленко Людмила, социотип «Дон Кихот»

Левченко Василий, социотип «Бальзак»

Чепорнюк Ирина, социотип «Достоевский»

Чернышенко Александр, социотип «Драйзер»

Михальськая Ольга, социотип «Дюма»

Таисия Лихацкая, социотип «Наполеон»

Ландик Ольга, социотип «Джек»

Кицан Наталья, социотип «Наполеон»

Орел Виктория, социотип «Дюма»

Науменко Александр, социотип «Бальзак»

Рукина Марьяна, социотип «Бальзак»

Гапеева Елена, социотип «Гамлет»

Гордиенко Ярослав, социотип «Джек»

Задорожний Алексей, социотип «Штирлиц»

Гайдук Ксения, социотип «Габен»

Ширин Заде Натаван, социотип «Достоевский»

Таран Валерия, социотип «Наполеон»

Якушева Елена, социотип «Есенин»

Зубер Юрий, социотип «Дюма»

Юлия, социотип «Достоевский»

Немкова Татьяна, социотип «Гексли»

Инна, социотип «Есенин»

Филатова Наталья — социотип «Есенин»

Ирина — социотип «Драйзер»

Мегедь Дмитрий, социотип «Габен»

Мегедь Татьяна, социотип «Наполеон»

Усенина Екатерина, социотип «Гексли»

Невмержицкая Ольга — социотип «Дон Кихот»

Татьяна — социотип «Гюго»

Бурдина Ольга, социотип «Гексли»

Шевченко Тарас, социотип «Габен»

Белошицкий Сергей — социотип «Есенин»

Русина Татьяна, социотип «Гексли»

Галань Наталья, социотип «Гамлет»

Мищенко Александра, социотип «Гамлет»

Гриджук Ирина — социотип «Драйзер»

Жолуденко Инна — социотип «Гексли»

Билоножко Евгений, социотип «Гамлет»

Солтис Сергей — социотип «Гамлет»

Дзелось Александра, социотип «Бальзак»

Ильницкий Юрий, социотип «Максим»

www.typuvannia.info

Психософия

Что такое психософия

Психософия (или психейога) — это теория личности, предложенная А. Ю. Афанасьевым в книге «Синтаксис любви». В ней автор предлагает делить людей на 24 типа. Каждый тип обладает определёнными особенностями и по определённой логике взаимодействует с другими типами, социоумом, имеет определённые привычки и предрасположенности. Таким образом, определив один из 24-х типов, к которому относится человек, можно давать рекомендации и том, чем заниматься в жизни, каких людей следует сторониться, а каким доверять, какие стороны в себе стоит развивать и т.д.

Эта теория малоизвестна. И, к сожалению, информацию в чистом виде найти трудно кроме оригинальной книги, разумеется. Многие практикующие, кого можно встретить, видят психософию как подраздел теории личности Юнга (соционики) и, следовательно, перемешивают обе теории. Тем не менее Афанасьев ничего о соционике и Юнге в своей книге не упоминал, и его теория позиционируется как нечто отдельное, цельное, замкнутое и независимое. Именно в таком виде я и постараюсь приподнести здесь психософию. Моей целью является описать основные принципы психософии для людей, которые ничего об этом не слышали. Сложные и необязательные элементы и термины я опущу.

Основа теории: 4 функции

Фундаментом теории являются 4 функции: логика, воля, эмоция и физика. Их названия обычно сокращают до первой буквы, делая её заглавной, чего и я буду придерживаться. Например, В значит воля, а Л — логика. Предполагается, что эти функции присутствуют в каждом человеке, но внутри каждого они имеют различную силу, образуя последовательность. Такая последовательность и называется типом личности, например, тип личности ЭФВЛ означает, что внутренне человек ощущает, что у него самая сильная функция эмоции, за ней идёт физика, потом воля и наконец логика. Можно сосчитать, что всего существует 24 различных перестановок функций, поэтому существует 24 типа личности.

Теперь немного подробнее о функциях.

Э — функция эмоции. Это скорее не уровень эмоциональности человека, а то, несколько и каким образом человек привык воспринимать свои и чужие эмоции.

Л — функция логики. Ни в коем случае не нужно думать, что это уровень интеллекта, IQ, эрудиция. Это отношение человека к логическим структурам, то, насколько и каким образом человек привык этим пользоваться и ценить в других людях.

Ф — функция физики. То же, что и логика с эмоцией, но по отношению к материальному. К нему относятся деньги, тело, социальный статус, спорт и т.д.

В — функция воли. Наверное, это наиболее сложная для описания функция. Попробуйте найти общее зерно в понятиях «ответственность», «контроль» и «справедливость». Нечто общее для всех трёх понятий и является волей в понимании психософии. И конечно же, как и с остальными функциями, воля — это совсем не уровень силы воли, а отношение человека к сферам жизни, которые затрагиваются волевым аспектом.

О положениях функции в типе.

1 — это сильная, склонная к эгоистичности функция. Человек склонен отождествлять себя с ней. В отношении этой функции человек максимально неуступчив и уверен в себе.

2 — это сильная и гибкая функция, направленная во внешний мир. Склонна в диалогу с другими людьми, наилучшее понимание достигается через эту функцию. Человек склонен использовать её как инструмент для достижения целей.

3 — слабая функция, которая очень хочет казаться сильной, что делает её болевой. Очень хорошо чувствует мир, имеет большие амбиции, но порой не хватает чего-то, чтобы реализоваться в полной мере. Плохо умеет расставлять важность оттенков.

4 — слабая и спокойная функция, которую человек привык недооценивать и не использовать в большинстве ситуаций, тем не менее работа по этой функции доставляет удовольствие.

Типы

Чтобы понять, что из себя представляет конкретный тип, достаточно воспользоваться тем, что написано выше, а именно, соединить смысл каждой функции с её положением в типе. Например, мы имеем тип ЭФВЛ: на первое месте эмоция (1Э), далее 2Ф, 3В и 4Л. Это значит, это такой человек эмоционален, живёт эмоциями, которые у него очень яркие и заразительные для окружающих. 2Ф делает его подвижным человеком, любящим разнообразные физические ощущения, хорошо разбирается в еде, красоте, вкусах, внимателен к окружающим, постоянно держит во внимании то, насколько человеку комфортно физически. 3В означает, что для человека очень важная социальная реализация, уважение окружающих, болезненно воспринимаются оскорбления. 4Л — это значит, что человек не склонен строить сложные логические схемы и теории обо всём вокруг, а также не склонен прислушиваться к ним, другими словами, даже если ему всё рассказать и объяснить логически, то он всё равно сделает по-своему.

Описанное выше — это лишь небольшой и далеко не полный пример о том, как строить описание типа самостоятельно, исходя из последовательности функций. (также мои описания типов вы можете посмотреть по этой ссылке: …)

Как типировать

Познакомившись с типологией личности, разумно возникает вопрос: как именно можно узнать тип (типировать) того или иного человека? Здесь я бы выделил 4 метода:

Наблюдение за человеком и выявление особенностей, которые исключают те или иные варианты расположения функций до тех пор, пока тип не станет ясен. Например, вы знаете, что человек любит строить теории и что-то доказывать или рассказывать остальным, это почти гарантированно исключает 4Л. Если человек не выделяется особой романтичностью и большой яркостью эмоций, то это не 1Э, а если кажется, что эмоционально человек вообще слабо себя проявляет, то и не 2Э. Таким образом шаг за шагом можно выяснить весь тип человека.

Типирование по дихотомиям. Выделяют следующие дихотомии для функций:

  • сильная (1 и 2) — слабая (3 и 4)
  • результативная (1 и 4) — процессионная (2 и 3)
  • доминирующая (1 и 3) — подстраивающаяся (2 и 4)

В сильной функции человек всегда уверен в себе, а в слабой всегда присутствует элемент неуверенности. Результативная функция не склонна с диалогу, а скорее к монологу и скорейшему завершению, а процессионной напротив — интересно действовать и пробовать разные варианты. Доминирующая часто является причиной действовать (уверенно или неуверенно), в ней много амбиций, а подстраивающаяся спокойно всё принимает. По поведению человека частно можно заметить те или иные дихотомии, что очень помогает в типировании.

Частичное типирование. Иногда нужно протипировать быстро, пусть даже не полностью. Например, вы видете человека, по которому явно видно, что у нго 1В. Это уже значит, что у него не 1Л, не 1Ф и не 1Э. Также из этого, например, может следовать, что, если у вас не 3В, то острого конфликта с ним не будет скорее всего, а если у вас 3В, то нужно быть остороным, потому что некоторые его действия могут показаться слишким резкими и неприятными для вас.

Тест. Для типирования вы можете поспользоваться тестом.

Взаимоотношения

Психософия легко и логично прогнозирует взаимоотношения между типами. Взаимоотношения смотрятся по каждой функции отдельно, например, есть два типа ЭФВЛ и ВЭФЛ. По эмоции у них взаимоотношения по схеме 1-2 (первая со второй), по физике — 2-3, по воле — 1-3 и по логике 4-4. Исходя из смысла все возможные виды связей можно классифицировать в 4 группы:

Дополнения (1-4, 2-3). Сильные стороны одной функции естественным образом покрывают слабости другой. Это наилучшее сочетание.

Тождественные (1-1, 2-2, 3-3, 4-4). Характеризуются хорошим взаимопониманием, а для сильных функций ещё и взаимоуважением. Но дополнения не происходит.

Псевдотождественные (1-2, 3-4). Нет хорошего взаимопонимания. Люди как будто похожи, но цели одних являются средствами других, что делает их принципиально разными. Это является источником непонимания в ряде случаев, но не источником конфликтов.

Конфликтные (1-3, 2-4). Между этими функциями глубокое непонимание, что может выливаться даже в конфликты. Только из-за такого сочетания функций может появляться недооценивание человека, неуважение к нему и его поступкам.

Уже исходя из этого описания понятно, что для каждого типа есть тип с наилучшими и наихудшими взаимоотношениями. Например, для типа ЭФВЛ наилучшим будет ЛВФЭ, а наихудшим — ВЛЭФ. Хоть в теории всё гладко и логично, в жизни очень многое зависит также от воспитания человека, умения слышать других людей и ценить доверие. Как мне кажется из моего опыта, воспитание, умение слышать, доверие находятся все психософии и могут как присутствовать, так и отсутствовать в каждом типе.

Заключение

Чтобы узнать о психософии больше, нет ничего лучшего, чем начать этим пользоваться на практике. Узнайте свой тип, соотнесите его с описанием, попробуйте протипировать ваших близких и друзей и посмотреть как ваши взаимоотношения вписываются в модель психософии. Также я всегда рад пообщаться на эту тему и ответить на ваши вопросы. Вот полезные ссылки, которые могут вам помочь:

fomalhaut.su

Психософия — Циклопедия

Психософия — теория описания личности, основанная А. Ю. Афанасьевым (4.12.1950 — 1.7.2005). Изначально была названа психо-йогой. Автор был вдохновлен положениями соционики, которые видоизменил. По утверждению автора, система предназначена в первую очередь для анализа и прогноза совместимости парных отношений.

Хотя автор и считал, что психософия берет свое начало на идеях Аристотеля, Гегеля, Гиппократа, Юнга, Павлова и других признанных авторитетах, на основе исследований которых родилась психология в ее современном виде, но он не считал ее частью психологии, как не считают и современные исследователи психософии. Таким образом статус психософии неопределен.

Согласно учению А. Ю. Афанасьева личность человека можно условно разделить на четыре составляющих — модуля психики — Физика, Логика, Эмоция и Воля. В основе этих понятий лежат представления, накопленные человечеством о «теле», «уме», «душе» и «духе» соответственно, с той разницей, что речь идет не о собственно наполнении этих представлений, а о неотделимой части психики человека, рождающей эти представления.

Совокупность типов Психософии образуется путем перестановки всех модулей, а в качестве названий взяты имена исторических личностей — ярких представителей данных типов.

Александр Афанасьев в книге «Синтаксис любви» на примерах сотен известных людей показал, что есть 24 типа личности, кратко обозначаемые так:

  • ВЛЭФ, ВЛФЭ, ВЭЛФ, ВЭФЛ, ВФЭЛ, ВФЛЭ,
  • ЛВЭФ, ЛВФЭ, ЛЭВФ, ЛЭФВ, ЛФВЭ, ЛФЭВ,
  • ЭВЛФ, ЭВФЛ, ЭЛВФ, ЭЛФВ, ЭФВЛ, ЭФЛВ,
  • ФВЛЭ, ФВЭЛ, ФЛВЭ, ФЛЭВ, ФЭВЛ, ФЭЛВ,

в этих обозначениях

  • первая буква — наиболее субъективно важная для человека функция, реализованная с переизбытком, через эту функцию человек самовыражается, не заботясь об окружении
  • 2-я функция (и буква) — вторая по субъективной важности функция, развитая нормально, без избытков и недостатков. Это коммуникативная функция, по которой человек общается с окружением
  • 3-я функция (и буква) — функция, которая составляет для человека проблему. Он ощущает в ней свою недостаточность и всё время обеспокоен этим. Это самая трудная функция.
  • 4-я — самая незначимая для человека функция, которую он может отбросить как несущественную.

Также приняты обозначения: 1Э (читается: первая Эмоция), 3Ф, 2Л, 4В и т. п.

Афанасьевым предложены 24 псевдонима для типов, и 16 псевдонимов для пар «позиция функция», например: 1Э — Романтик, 1Л — Догматик, 2Ф — Труженик, 2В — Дворянин.

[править] Основное явление, изучаемое в современной психософии

  • 1 и 2 функции — верхние, сильные, 3 и 4 — нижние, слабые;

Человек более ориентирован на верхние функции, чем на нижние. Есть склонность противопоставлять верхние нижним с «победой» верхних, преувеличивая значимость верха и преуменьшая значимость низа. Так же верхние функции в противовес низу характеризуются уверенностью в себе.

  • 1 и 4 функции — результативные, то есть ориентированные больше на результат, чем на процесс,

2 и 3 функции — диалоговые, процессионные, то есть ориентированные больше на процесс, чем на результат. Процессионные как ориентированные на процесс, то есть на изменения так же отличаются большей тонкостью восприятия, результативные же оказываются более грубыми и менее чувствительными.

  • 1 и 3 функции — доминирующие, 2 и 4 функции — подстраивающиеся.

Доминирующие функции действуют самостоятельно, преследуют собственный интерес, подстраивающиеся ищут согласования с окружающими людьми либо иными источниками сил.

Существуют также различные локальные расширяющие трактовки этих 3х признаков.

Только начинают изучаться квадры, клубы и другие малые группы, подобные соционическим, интертипные отношения, возможности применения тестов и других методов для определения психотипа.

[править] О психологической совместимости

Основателем теории Александром Афанасьевым к книге «Синтаксис любви» подробно рассмотрены (со множеством примеров из жизней известных людей прошлого) четыре типа интертипных отношений:

  • Филия — тип-1 тождественен тип-2;
  • Псевдофилия — перекрестье первых и вторых функций, а также третьих и четвертых, например ВЛЭФ и ЛВФЭ;
  • Эрос — перекрестье первых и третьих функций, например, ВЛЭФ и ЭЛВФ;
  • Агапе — перекрестье вторых и третьих функций, например ВЛЭФ и ВЭЛФ, также выделяют Полное Агапе, как частный вид агапе с перекрестьем также по первым и четвертым функциям ВЛЭФ и ФЭЛВ;

Эрос, не исключая перекрестья первых и третьих функций, делится на 2 подвида:

  • Полный эрос — перекрестье вторых и четвертых функций, например ВЛЭФ и ЭФВЛ;
  • Полуэрос (он же полуфилия) — совпадение вторых и четвертых функций, например ВЛЭФ и ЭЛВФ;

При этом Александр Афанасьев полагал, что только отношения Агапе, неважно полного или нет, наиболее плодотворны для брака.

[править] Гипотезы-ответвления, дальнейшее развитие теории

1. Предполагается, что полнота набора функций (Воля, Логика, Эмоция, Физика) обеспечивается тем, что

  • Воля «отвечает за» иррациональную информацию о внешней (для человека) реальности
  • Логика — за рациональную информацию о внешней реальности
  • Эмоция — за рациональную информацию о внутренней реальности
  • Физика — за иррациональную информацию о внутренней реальности

Здесь иррациональная информация — это информация, не прошедшая обработку сознанием
( ≈ количественная информация — результаты измерений каких-либо величин),
а рациональная информация — это информация, прошедшая обработку сознанием
( ≈ качественная информация — знаки или символы в некоторой символической системе).

2. Предполагается, что свойства функций, описанные в пункте «Основное явление, изучаемое в современной психософии», объясняются тем что

  • 1-я функция влияет на остальные три функции активно и по форме, и по сути проявлений: существенно больше/чаще транслирует информацию и энергию остальным трём функциям, чем воспринимает от них
  • 2-я функция несколько больше транслирует, чем воспринимает; активна по сути, адаптивна по форме
  • 3-я функция заметно больше воспринимает, чем транслирует; адаптивна по сути, активна по форме
  • 4-я функция влияет на остальные три функции адаптивно и по сути, и по форме проявлений: существенно больше/чаще воспринимает информацию и энергию от остальных трёх функций, чем транслирует им

3. 16-компонентная модель

Согласно этой модели, каждая психософская функция имеет 4 компонента оценки своих проявлений (также называемыми областями проявления): оценка по достижению цели/результата (G) оценка по изменению приближения к цели/результату (s) оценка по изменению ресурсов (у Мика это называлось градиентом по ресурсам) (m) оценка по ресурсам (R)

  • Афанасьев А. Синтаксис любви. — Книга издавалась: 1997г., издательство «Aleafan»; 1998 г., там же; 2000 г., издательство «Остожье» Москва; 2007 г., издательская группа «Черная Белка», Москва.

cyclowiki.org

Свойства функций в психософии – Императивная соционика

Всем известно, что функции ПЙ-типа задаются с помощью комбинаций свойств из трёх пар – это: высокая/низкая, процессионная/результативная и принципиальная/непринципиальная (доминирующая/подстраивающаяся). Данные термины были введены ещё самим автором психософии Афанасьевым и по сей день они активно используются практикующими социониками.

Ввиду того, что психософия – это молодая типология, она не останавливается в своём развитии. Так, в ходе работы нашего проекта мы разработали и сформулировали несколько другие, новые названия и определения свойств функций, которые, как мы считаем, лучше отображают принципы их работы (нежели те, которые сейчас используются в соционических кругах). Это следующие свойства: неосознанность/осознанность, интровертность/экстравертность и субъектность/объектность. Рассмотрим их:

1, 4 – неосознанные

Большую часть времени человек не осознает свое состояние и состояние других людей по аспектам результативных функций, ему сложно концентрировать внимание на этих аспектах и хочется достичь стабильного состояния по ним, чтобы не возвращаться к этим аспектам лишний раз. Поэтому первая и четвертая функции типа являются неосознанными. К примеру, 1Ф и 4Ф не любят обращать внимания на свою внешность и внешность других людей, на свои физические потребности, на какие-либо тонкости в приготовлении пищи или оформлении жилища, на порядок в доме и т.д., так что они стремятся создать такие условия, в которых их потребности будут обеспечены постоянно и без лишней суеты.

2, 3 – осознанные

Аспектам процессионных функций, напротив, уделяется значительное количестве внимания, человек на них постоянно сконцентрирован и замечает мельчайшие изменения своего и чужого состояния по этим аспектам, в связи с чем вторую и третью функции можно назвать осознанными. Например, 2Э и 3Э постоянно отслеживают, как они выглядят со стороны, какой образ они формируют в глазах окружающих людей, а также замечают самые незначительные реакции окружающих, определяя внутреннее эмоциональное состояние человека; с таким же вниманием  они относятся и к собственным чувствам.

1, 3 – интровертные

По аспектам принципиальных функций человек направлен на собственное состояние, его поддержание или изменение, в связи с чем первая и третья функции являются интровертными. Скажем, 1В и 3В направлены на достижение своих собственных целей, реализацию своих желаний, стремятся получить помощь и поддержку от других людей в этом. В то же время им неинтересно мотивировать кого-то другого на достижения и поддерживать чужие амбиции.

2, 4 – экстравертные

Вторую и четвертую функции можно назвать экстравертными, потому что человеку по аспектам данных функций интересно в первую очередь чужое состояние, а не свое собственное. Так, 2Л и 4Л стремятся не столько сформировать собственное мнение по какому-либо вопросу, сколько поддержать или изменить чужое мнение, путем споров и дискуссий или просто соглашаясь с ним.

1, 2 – субъектные

Человек может и хочет влиять на других людей по аспектам высоких функций, а сам при этом не поддается влиянию, то есть выступает как субъект влияния, но не как его объект. Следовательно, первая и вторая функции являются субъектными. Например, у 1Ф и 2Ф есть четкое представление о своих или чужих потребностях в материальном мире, и они удовлетворяют эти потребности, навязывая их в том числе и другим людям. Это могут быть вкусы в еде, представления о красоте, образ жизни и так далее.

3, 4 – объектные

По аспектам низких функций человек не может повлиять на других, но сам поддается влиянию окружающих, то есть является объектом влияния, а не субъектом. Поэтому третью и четвертую функции мы можем характеризовать как объектные. К примеру, 3В и 4В с трудом берут на себя ответственность за принятие решений, им легко навязать чужие цели, приняв решение за них.

Мы надеемся, благодаря данной информации у Вас сформировалось более точное и стройное понимание свойств функций и психософии в целом. Если Вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями, чтобы о наших разработках узнало больше людей.

bestsocionics.com

Психософия — это… Что такое Психософия?

Психософия — теория описания личности, основанная А. Ю. Афанасьевым (4.12.1950 — 1.7.2005). Изначально была названа психе-йогой. Автор был вдохновлен положениями соционики, которые видоизменил. По утверждению автора, система предназначена в первую очередь для анализа и прогноза совместимости парных отношений.

Хотя автор и считал, что психософия берет свое начало на идеях Аристотеля, Гегеля, Гиппократа, Юнга, Павлова и других признанных авторитетах, на основе исследований которых родилась психология в ее современном виде, но он не считал ее частью психологии, как не считают и современные исследователи психософии. Таким образом статус психософии неопределен.

Введение

Согласно учению А. Ю. Афанасьева личность человека можно условно разделить на четыре составляющих — модуля психики — Физика, Логика, Эмоция и Воля. В основе этих понятий лежат представления, накопленные человечеством о «теле», «уме», «душе» и «духе» соответственно, с той разницей, что речь идет не о собственно наполнении этих представлений, а о неотделимой части психики человека, рождающей эти представления.

Совокупность типов Психософии образуется путем перестановки всех модулей, а в качестве названий взяты имена исторических личностей — ярких представителей данных типов.

Таблица типов

Обозначения

Александр Афанасьев в книге «Синтаксис любви» на примерах сотен известных людей показал, что есть 24 типа личности, кратко обозначаемые так:

  • ВЛЭФ, ВЛФЭ, ВЭЛФ, ВЭФЛ, ВФЭЛ, ВФЛЭ,
  • ЛВЭФ, ЛВФЭ, ЛЭВФ, ЛЭФВ, ЛФВЭ, ЛФЭВ,
  • ЭВЛФ, ЭВФЛ, ЭЛВФ, ЭЛФВ, ЭФВЛ, ЭФЛВ,
  • ФВЛЭ, ФВЭЛ, ФЛВЭ, ФЛЭВ, ФЭВЛ, ФЭЛВ,

в этих обозначениях

  • первая буква — наиболее субъективно важная для человека функция, реализованная с переизбытком, через эту функцию человек самовыражается, не заботясь об окружении
  • 2-я функция (и буква) — вторая по субъективной важности функция, развитая нормально, без избытков и недостатков. Это коммуникативная функция, по которой человек общается с окружением
  • 3-я функция (и буква) — функция, которая составляет для человека проблему. Он ощущает в ней свою недостаточность и всё время обеспокоен этим. Это самая трудная функция.
  • 4-я — самая незначимая для человека функция, которую он может отбросить как несущественную.

Также приняты обозначения: 1Э (читается: первая Эмоция), 3Ф, 2Л, 4В и т. п.

Афанасьевым предложены 24 псевдонима для типов, и 16 псевдонимов для пар «позиция функция», например: 1Э — Романтик, 1Л — Догматик, 2Ф — Труженик, 2В — Дворянин.

Основное явление, изучаемое в современной психософии

  • 1 и 2 функции — верхние, сильные, 3 и 4 — нижние, слабые;

Человек более ориентирован на верхние функции, чем на нижние. Есть склонность противопоставлять верхние нижним с «победой» верхних, преувеличивая значимость верха и преуменьшая значимость низа. Так же верхние функции в противовес низу характеризуются уверенностью в себе.

  • 1 и 4 функции — результативные, то есть ориентированные больше на результат, чем на процесс,

2 и 3 функции — диалоговые, процессионные, то есть ориентированные больше на процесс, чем на результат. Процессионные как ориентированные на процесс, то есть на изменения так же отличаются большей тонкостью восприятия, результативные же оказываются более грубыми и менее чувствительными.

  • 1 и 3 функции — доминирующие, 2 и 4 функции — подстраивающиеся.

Доминирующие функции действуют самостоятельно, преследуют собственный интерес, подстраивающиеся ищут согласования с окружающими людьми либо иными источниками сил.

Существуют также различные локальные расширяющие трактовки этих 3х признаков.

Только начинают изучаться квадры, клубы и другие малые группы, подобные соционическим, интертипные отношения, возможности применения тестов и других методов для определения психотипа.

О психологической совместимости

Основателем теории Александром Афанасьевым к книге «Синтаксис любви» подробно рассмотрены (со множеством примеров из жизней известных людей прошлого) четыре типа интертипных отношений:

  • Филия — тип-1 тождественен тип-2;
  • Псевдофилия — перекрестье первых и вторых функций, а также третьих и четвертых, например ВЛЭФ и ЛВФЭ;
  • Эрос — перекрестье первых и третьих функций, например, ВЛЭФ и ЭЛВФ;
  • Агапе — перекрестье вторых и третьих функций, например ВЛЭФ и ВЭЛФ, также выделяют Полное Агапе, как частный вид агапе с перекрестьем также по первым и четвертым функциям ВЛЭФ и ФЭЛВ;

Эрос, не исключая перекрестья первых и третьих функций, делится на 2 подвида:

  • Полный эрос — перекрестье вторых и четвертых функций, например ВЛЭФ и ЭФВЛ;
  • Полуэрос (он же полуфилия) — совпадение вторых и четвертых функций, например ВЛЭФ и ЭЛВФ;

При этом Александр Афанасьев полагал, что только отношения Агапе, неважно полного или нет, наиболее плодотворны для брака.

Гипотезы-ответвления, дальнейшее развитие теории

1. Предполагается, что полнота набора функций (Воля, Логика, Эмоция, Физика) обеспечивается тем, что

  • Воля «отвечает за» иррациональную информацию о внешней (для человека) реальности
  • Логика — за рациональную информацию о внешней реальности
  • Эмоция — за рациональную информацию о внутренней реальности
  • Физика — за иррациональную информацию о внутренней реальности

Здесь иррациональная информация — это информация, не прошедшая обработку сознанием
( ≈ количественная информация — результаты измерений каких-либо величин),
а рациональная информация — это информация, прошедшая обработку сознанием
( ≈ качественная информация — знаки или символы в некоторой символической системе).

2. Предполагается, что свойства функций, описанные в пункте «Основное явление, изучаемое в современной психософии», объясняются тем что

  • 1-я функция влияет на остальные три функции активно и по форме, и по сути проявлений: существенно больше/чаще транслирует информацию и энергию остальным трём функциям, чем воспринимает от них
  • 2-я функция несколько больше транслирует, чем воспринимает; активна по сути, адаптивна по форме
  • 3-ья функция заметно больше воспринимает, чем транслирует; адаптивна по сути, активна по форме
  • 4-я функция влияет на остальные три функции адаптивно и по сути, и по форме проявлений: существенно больше/чаще воспринимает информацию и энергию от остальных трёх функций, чем транслирует им

Ссылки

Литература

  • Афанасьев А. Синтаксис любви. — Книга издавалась: 1997г., издательство «Aleafan»; 1998 г., там же; 2000 г., издательство «Остожье» Москва; 2007 г., издательская группа «Черная Белка», Москва.

См. также

dic.academic.ru

Гипотеза о наследственности ПЙ-типа – Императивная соционика

Рассмотрим основные принципы формирования типа по модели Афанасьева. Изложенная ниже информация может быть полезна как для всеобщего понимания концепции других типологий, так и в случае её применения непосредственно в процессе формирования характера человека, а точнее – в процессе воспитания Вашего ребёнка.

Как уже Вам известно, функции в модели Афанасьева задаются с помощью трёх пар свойств: высокая/низкая, результирующая/процессионная и доминирующая/подстраивающаяся. В нашем случае в рассматриваемом процессе принимает участие лишь свойство “доминирование/подстраивание”. Обозначим это свойство через “Д” и “П”.

У каждого ребёнка в жизни есть люди, что непосредственно влияют на формирование его характера: у кого-то это родители, у кого-то – родственники, и в крайнем случае -воспитатели. В любом случае очевидным является тот факт, что ближнее окружение влияет на ребёнка и своим поведением формирует некоторые черты его личности. Чтобы рассмотреть максимально упрощённый вариант воспитания, возьмём ситуацию, когда ребёнок воспитывается лишь одним из родителей и не подвержен влиянию остальных. Априори нам известно, что этот родитель является представителем одного из двадцати четырёх типов по одной из типологий. Допустим, его тип по психософии – Андерсен (ЭЛВФ). За аксиому мы берём следующее утверждение:

Ребёнок, воспринимая мир через четыре элемента состояний конкретного типологического базиса, находясь под влиянием одного из родителей, поддаётся воздействию доминирующих или подстраивающихся свойств его (базиса) элементов, но сам, имея “пустой” тип, не способен вступить в функциональное взаимодействие со своим родителем и, таким образом, вынужден лишь впитывать в себя эти состояния, что в конечном счёте сказывается на его отношении к каждому элементу.

Чтобы Вам было проще понять данную аксиому, я приведу пример: предположим, существует человек, что ни разу в своей жизни не видел автомобиль. Поскольку он не обладает предварительной оценкой этого объекта (машины) ему можно внушить, что она опасная, и он в следствии будет боятся машин. Если внушить ему, что дешёвый автомобиль лучше элитного, он будет считать так до тех пор, пока сам не разберётся в этом. Ну и так далее. Человеку, обладающему “пустым” отношением к какому-либо явлению, можно с лёгкостью внушить то отношение, которое мы хотим. На этом принципе построены, например, религии и бытовые стереотипы.

Впрочем, сейчас речь идёт не об этом. Что ещё влияет на формирование типа помимо признака “доминирование/подстраивание”? Вторым важным элементом рассматриваемого процесса является то, каким образом происходит воздействие на ребёнка. Ребёнка можно как хвалить, так и наказывать, как вовлекать в определённую деятельность, так и ограждать его от неё. Скажем так: то, что происходит с пользой для ребёнка охарактеризуем знаком “+”, а то, что происходит с вредом – знаком «-».

На данный момент мы рассмотрели две пары свойств, через которые родитель влияет на своего ребёнка. Соединив их, мы получим четыре вида воздействия: Д+, Д-, П+ и П-. Свойство Д/П определяется типом родителя, поэтому на него он никак не может повлиять. В свою очередь свойства +/- зависят от того, с каким оттенком родитель влияет на своего ребёнка: положительно или отрицательно, через вмешательство или через безразличие. Рассмотрим следующую аксиому:

Когда родитель влияет на ребёнка через своё состояние Д, тот, не обладая паттернами реагирования на такое воздействие, адаптируется к нему через интуитивно понятный ребёнку паттерн подстраивания (П), который позволяет избежать пагубного родительского воздействия. В свою очередь, попадая под влияние состояния П, ребёнок приобретает уверенность в себе, в следствии чего в ответ совершает экспансию во внешний мир через состояние доминирования.

Рассмотрим, какой характер имеет каждый тип воздействия на примере типа ЭЛВФ:

Первая функция

Поскольку воздействие любой первой функции выражается с избыточностью и безразличием к чужому состоянию, Э(Д+) проявляется в том случае, когда эта избыточность не сказывает отрицательного влияния на ребёнка. Это значит, что захваченность родителем своими эмоциями не выходит за пределы его внутреннего мира и не заставляет ребёнка искать способ подстроиться под них через пассивное их впитывание. В таком случае ребёнок способен свободно изучать мир с помощью своей Эмоции, она не защемляется, в следствии чего приобретает состояние уверенности и занимает положение Второй (высокой и подстраивающейся) функции.

В обратном случае с Э(Д-), когда родитель всячески избыточно эмоционально воздействует на своего ребёнка, тому не остаётся ничего другого как принять “результат” воздействия родителя и таким образом установить восприятие Эмоции в положение Четвёртой функции.

Вторая функция

Вторая функция, как нам известно, отличается от Первой тем, что не обладает внутренним избыточным потенциалом, поэтому ей не свойственно навязывать своё состояние другим людям. И всё же через неё родитель также воздействует на своего ребёнка. В чём это выражается? Воздействие Л(П+) проявляется в том случае, когда родитель не сказывает негативного влияния на своего ребёнка, вступая с ним в процесс, а именно не доказывает ему, что он в чём-то может ошибаться или неверно понимать какие-то положения. При обратной форме поведения (поощрении любого мнения ребёнка) у того формируется уверенность в себе, он чувствует, что может доминировать и навязывать родителю своё мнение, что тем самым ставит его Логику в положение Первой функции – избыточной уверенности в себе.

Противоположный вид воздействия Л(П-) будет выражаться здесь в той критичности, о которой мы говорили, которой может быть подвержена любая Двойка. В таком случае ребёнок замкнётся, обретёт избыточную неуверенность в себе и его Логика установится в положение Третьей Функции – избыточной критичности к своим знаниям и своему мнению.

Третья функция

Главный недостаток Тройки – излишняя обеспокоенность и самокритичность. В силу распространения этой неуверенности на других людей формируется В(Д+). В нашем случае ЭЛВФ направляет неуверенность в своих желания на ребёнка, а ребёнок в свою очередь испытывает обеспокоенность за желания своего родителя. Тем самым у него возникает подсознательное стремление отречься от своих желаний в пользу желаний близкого человека. В дальнейшем это сказывается на том, что у ребёнка не формируется избыточной важности за свои желания, что в следствии устанавливает его Волю на позицию Второй Функции.

В противоположность этой модели поведения существует обратный вариант В(Д-), когда ЭЛВФ на фоне обеспокоенности своей Тройкой не обращает внимания на ребёнка и всецело занимается решением общих проблем по Воли. У ребёнка в свою очередь из-за подстройки под родителя не формируется ни важность, ни понимание того, как необходимо реагировать на воспринимаемое им состояние. Возникает неосознанное убеждение, что данное состояние входит в круг забот других людей, но не его самого. Таким образом формируется Четвёртая функция.

Четвёртая функция

Четвёртая функция, как нам известно, является самой безучастной по отношению к переживаемому ею состоянию. Так, в процессе его восприятия всем нам свойственна своеобразная непрактичность и ориентированность на внешних носителей её состояния. По характеру взаимодействия носителя Четвёртой Функции с другими людьми можно выделить дв

bestsocionics.com

Психософия

vulkan-russia-official.com Официальный сайт казино Вулкан Россия. Играйте в казино Вулкан Платинум на деньги и сорвите джекпот


Психософия А.Ю. Афанасьева — способ видения человека, позволяющий глубже понять его сущность, объяснить потребности, разобрать и решить многие его вопросы и проблемы. Афанасьев выделил 4 сферы жизни: „дух“, „разум“, „душу“ и „тело“. (Воля, Логика, Эмоция, Физика). И предположил, что у разных людей разная энергетическая связь с ними. Психософия определяет количество энергии у человека на каждую из 4 областей.

Психософия представляет собой новый этап в том направлении работ, которое делает ставку на самопознание как на главный инструмент совершенствования психики человека, новый этап в том направлении, которое стремится переводом бессознательным процессов в сознательные дать ключ к активизации и гармонизации внутренней жизни личности. — А.Ю. Афанасьев

Логика в психософии — некая функция бытия, которая конструирует, описывает, структурирует. Выделяет шаблоны, сопоставляет. Описывает некий скелет содержания. Дает названия, обозначения, строит планы, рассуждает. В общем, мыслит.

Физика — ощущение жизни в физическом мире, своего существования, своего тела, своей близости к земле, ко всему материальному, плотному, конкретному. Свои физические силы, удовольствие тела. Финансы и накопления, обустройство быта.

Эмоция — чувства, душевность человека, образное такое восприятие, тонкое-нематериальное, неконкретное, некий характер энергии, некая специфика атмосферы.

Воля – степень уверенности в своем влиянии на себя, на мир, на окружающих. Воля — характер проявления желаний, насколько желания могут быть сильны, как эти желания согласовываются с миром и с желаниями других. Насколько уверенным может быть человек, каков характер этой уверенности, насколько готов влиять на других. Сила духа, насколько человек может и хочет преодолевать себя, внешние препятствия.

Психософия описывает приоритеты человека, что ему менее важно, а что значимее всего. Где находится сфера уверенности человека, на что у него всегда будет много энергии, а где он предпочтет довериться воле других людей. Как распределяются «я могу», «я хочу», «я уверен», «я не уверен» в человеке. Как это проявляется в жизни, на что влияет, как определяет взаимодействие человека с другими людьми. Всегда есть и области, на которые у человека энергии не хватает, лениво, нету мотивации. Некоторые области вызывают проблемы, какие-то — желания, в чем-то человек всегда готов прийти на помощь другим, а в чем-то нет. Афанасьев выделил 24 типа, объединяющие людей с одинаковыми приоритетами функций в один тип.

Знание своего типа в психософии позволяет понять, каких «компонент» (мотивации, умения слушать тонкие изменения ситуации, умения ставить цели и стремиться к ним, умение вовремя остановиться и адекватно оценить результат) не хватает, а какие — есть в наличии. Также раскрывается понимание того, что именно требует та или иная задача в жизни.

Бывает полезно понимать, что в жизни Вас беспокоит, к какой функции это относится, что требуется улучшить, что осознать про себя, что проработать. Какой Вы в этих четырех областях жизни, как устроен Ваш мыслительный процесс, откуда к Вам приходят эмоциональные реакции, какой Вы в отношениях с другими, что Вам нужно в жизни и какой именно «части» это нужно. На что мотивации и энергии Вам будет хватать всегда, вне зависимости от того, что происходит вокруг. На что требуется более специфическая мотивация. И как все это многообразие сочетается и живет единственным уникальным образом. У Вас.

Автор: Юлия Колесниченко
Фонд А.Ю. Афанасьева

sociocentre.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *