К исследованию личности
В современной психологии сложились устойчивые подходы к изучению личности, наиболее известные из которых: психодинамический, поведенческий, деятельностный, когнитивный, экзистенциальный и трансперсональный.Последние два часто объединяются термином «гуманистический подход». Каждое из указанных направлений содержит более или менее сложные теоретические построения, экспериментальную и опытную основу присущих им воззрений. Некоторые из подходов представляют собой весьма устойчивые концепции, т.е. системы взглядов на психологическую природу личности (психодинамический, гуманистический, деятельностный подходы). Другие представляют собой научные теории, т.е. подкрепленные экспериментальным путем гипотезы относительно научно постигаемых истин, отражающих психологическую природу личности (поведенческий и когнитивный подходы). Кроме того, в рамках указанных подходов разработаны в развитие или в противовес им многочисленные смежные теории и методы исследования личности. Так что современная психология личности выступает в качестве самостоятельной научной дисциплины. Психодинамический подход к исследованию личности. Этот подход представляет собой первую теоретическую концепцию личности в психологии. Его автором является Зигмунд Фрейд (1856 – 1939), великий австрийский психолог, основатель психоанализа. Согласно З.Фрейду, человек – существо, управляемое динамикой неосознаваемых влечений (отсюда термин – «психодинамический»), а личность – это устойчивое человеческое «Я», которое имеет следующую структуру: Id («Оно» по-латыни) – Ego (собственно «Я» по-латыни) – SuperEgo (сверх-Я). Id – вместилище инстинктивных влечений и подчиняется принципу удовольствия. Ego – центральная инстанция саморегуляции и руководствуется принципом реальности. SuperEgo – моральная инстанция личностного «Я», производящая оценку действий человека с точки зрения их социальной приемлемости. По З.Фрейду, Ego защищает себя от неприемлемых переживаний со стороны Id или SuperEgo с помощью защитных механизмов. Защитные механизмы суть психологические действия, снимающие напряжение с Ego. Их насчитывается всего около двух десятков: вытеснение, замещение, рационализация, проекция, отрицание, регрессия, компенсация, сублимация и др.[1]. Поскольку у человека имеется два основных влечения – к жизни (libido) и к смерти (mortido), именно динамика этих влечений в ходе жизни и искажение восприятия реальности под действием защитных механизмов составляют подлинную интригу существования личности (в психодинамическом подходе). Вместе с З.Фрейдом большой вклад в исследования психологии личности в рамках данного подхода внесли такие ученые как Карл Юнг, Альфред Адлер, Мелани Клайн, Хайнц Когут, Карен Хорни, Вильгельм Райх, Эрик Эриксон и др. Поведенческий подход. В отличии от психодинамического, в котором главное внимание уделяется истории развития личности и ее внутренним переживаниям, поведенческий подход сосредоточен на трактовке личности как Деятельностный подход. Разработанный в 30-е годы советскими учеными Л.С. Выготским (1896 – 1938), С.Л. Рубинштейном (1880 – 1959) и А.Н. Леонтьевым (1903 – 1979), деятельностный подход отличается от поведенческого в трактовке личности несколькими принципиальными моментами. Во-первых, деятельностный подход во главу угла полагает систему мотивов человека, иерархия которых определяет Когнитивный подход. Представленный в психологии теорией личностных конструктов Джорджа Келли (1905 – 1965), факторной теорией черт личности Так, американский психолог Дж. Келли в своей теории личностных конструктов исходил из того, что личность не является некой фиксированной сущностью. Наоборот: что человек делает, как делает, определяет собой его личность. В теории Дж. Келли три основных момента являются базисными для понимания личности: Американец Р. Кэттел полагал, что личность – это то, что позволяет предсказать, как человек себя поведет в той или иной ситуации, т.е. совокупность правил, которым подчиняется поведение человека во всех видах ситуаций. Р. Кэттелл путем математических измерений выделил общие, уникальные, основныеи поверхностные черты личности. Затем он классифицировал их на темпераментальные, мотивационные и способностные. В итоге, в его структуре личность включает следующие компоненты: 35 личностных черт первого порядка (23 нормальных и 12 патологических), 8 второго порядка, 10 основных мотивационных побуждений (голод, гнев, любопытство и т.п.) и два типа интеллекта – подвижный и кристаллизировавшийся (результат обучения). Обобщенная в наиболее распространенной 16-ти факторной схеме личностных черт (свойств), данная теория получила широкое практическое распространение благодаря одноименному личностному тесту Р. Кэттела. Британский психолог Г. Айзенк, как и Р. Кэттел, опираясь на математические методы анализа, выделил в структуре личности несколько десятков черт, однако, в отличии от Р. Кэттела, установил их зависимость от высших уровней организации поведения личности – личностных типов. Последних он выделил три: Теории личности Р. Кэттела и Г. Айзенка называют еще теориями личностных черт. Экзистенционально – трансперсональный(гуманистический подход). Данный подход к анализу и пониманию личности исходит из того, что в каждом человеке заложена потребность в личностном развитии, т.е. в раскрытии потенциала всех своих способностей в стремлении к некоему идеалу. Основателем гуманистического подхода к личности является американский психолог Абрахам Маслоу (1908 – 1970). Одно из главных понятий для характеристики личности, по А. Маслоу, – понятие «самоактуализация», т.е. всемерное раскрытие и применение своих талантов. Согласно А. Маслоу, самоактуализировавшаяся личность отличается следующими чертами: принятием себя и других; непосредственностью (естественностью), потребностью в уединении; независимостью, демократичностью, свежестью восприятия, доброжелательностью, креативностью, способностью к интенсивным (пиковым) переживаниям. Позже идеи А Маслоу получили развитие в работах Карла Роджерса, Станислава Грофа. А собственно экзистенциальный взгляд на проблемы личности разрабатывался в трудах американского психолога Ролло Мея (1909 –1994), который, опираясь на труды европейских философов, разработал концепцию личности, в которой ключевые понятия – тревога, вина, свобода, миф, судьба, интенциональность (способность к активному действию) составили каркас личностной структуры. Все вышеуказанные подходы показывают, что личность человека – это сложное образование, включающее в себя комплексы устойчивых и изменчивых признаков, определяющиеся как генетическими, так и социокультурными факторами, среди которых ведущее место принадлежит процессам, позволяющим человеку воспроизводить человеческий тип жизни. При этом можно по-разному трактовать природу и свойства личности. Но на самом деле реальные перспективы для становления и расцвета личности человека определяются усилиями людей по созданию истинно справедливого и гуманного человеческого общества.
Становление личности
Становление личности представляет собой единство процессов ее формирования и развития. С каждым типом концепций и теорий, рассмотренных в предыдущем параграфе, связано и особое представление о развитии личности. Психоаналитическая концепция понимает развитие как адаптацию биологической по природе сущности человека к нормам и требованиям социума, выработку у человека компенсаторных способов действий, примиряющих его с запретами и нормами общества. Поведенческая концепция исходит из того, что главное для развития личности – это организация таких стимулов, которые бы модифицировали поведение человека в сторону приобретения социально желательных стереотипов. Когнитивные теории (в том числе теории черт личности) основывают свои гипотезы о развитии личности на том, что часть черт личности является генетически детерминированными и врожденными, а другие формируются прижизненно путем определенного межличностного взаимодействия. При этом и поведенческая, и когнитивная концепции объединяются в понятии «социализация», подчеркивая основополагающее значение общественных институтов в их влиянии на становление и формирование личности. Гуманистический подход трактует процесс становления личности как реализацию собственных потенций, способностей. Вместе с тем нельзя не заметить, что большинство этих концепций и теорий абстрагируются от реальных процессов в социуме, от реального места конкретного человека в общественной жизни, в производственных отношениях, отношениях собственности. Они абстрагируются от фактической беззащитности человека перед чудовищной мощностью современных индустриально – бюрократических корпораций, систем. Не рассматривают реальных зависимостей человека и возможностей его развития с учетом конкретных социальных условий, в которых он находится. Поэтому, скорее всего, именно деятельностный подход, во главу угла ставящий человека как деятеля, а систему производства как воплощение реальных властных и собственнических отношений, способен объективно и непредвзято анализировать и разрабатывать теорию и практику полноценного личностного развития. Ведь совершенно ясно, что если в обществе не будут решаться вопросы справедливого распределения отношений собственности, предоставления всем детям возможности учиться по их способностям, а не по финансовым ресурсам родителей, бессмысленно говорить о личностном развитии как о перспективе для всех. Лишь приобщение всех членов общества, с раннего детства к высокой человеческой культуре, подлинной науке и разнообразным видам социально значимой деятельности может выступить залогом полноценного личностного развития каждого нового человека, рождающегося беспомощным младенцем и могущего персонализироваться во всесторонне развитую личность. Личность, двигающую вперед, к новым идеалам истины, добра и красоты все человечество.
Читайте также: Рекомендуемые страницы: Поиск по сайту |
Поиск по сайту: |
poisk-ru.ru
Девять основных подходов в практической психологии
Основные подходы в практической психологии можно выделить, задав следующие вопросы. Первый: чем определяется, кто или что отвечает за внешнее поведение? Варианты ответов: внешние обстоятельства, внутренние импульсы и состояния, сам человек лично. Второй вопрос: от чего зависит или кто отвечает за внутреннее в человеке? Варианты ответов те же — внешние обстоятельства, внутренние импульсы и состояния, сам человек лично. Сделав таблицу, где осями будут ответы на эти вопросы, можно выделить девять основных подходов в практической психологии.
За все внутреннее и за все внешнее поведение отвечают внешние обстоятельства: стимулы. Человек полностью в схеме Стимул-реакция. См.→
- Необихевиоризм и когнитивно-бихевиоральный подход
За внешнее поведение отвечают внутренние переменные (импульсы, состояния и ментальные карты), но сами эти внутренние переменные определяются внешними обстоятельствами и могут быть ими изменены.
- Подход традиционной педагогики и работодателя
Для традиционной педагогики чувства школьника могут быть любыми и разными, естественно отражая обстоятельства жизни и то, что с ним происходит, но за свое поведение (соответственно возрасту) человек отвечает сам, лично. Аналогично, работодатель спрашивает с человека за то, что тот сделал либо нет, мало интересуясь внутренними душевными обстоятельствами наемного работника.
- Юнгианство и гуманистический подход
Человек ведет себя так, как требует окружение и обстоятельства, он вынужен подчиняться социуму, но его внутренний мир, подлинные чувства и направление естественного развития определяются тем, чем он есть, его самостью.
Внутренний мир человека — арена борьбы внутренних бессознательных импульсов. а внешнее поведение — выражение результатов этой борьбы.
- Деятельный подход
Мысли и переживания человека — не простое отражение внешних обстоятельств жизни, а преломление через его систему мотивов и личностных конструктов. А за свое поведение человек отвечает сам. См.→
- Духовные подходы
Человек ведет себя так, как требует окружение и обстоятельства, он вынужен подчиняться социуму, но за свой внутренний мир, мысли и чувства он отвечает лично, отвечает сам!
- Экзистенциальный подход
В поведении надо выражать то, что идет из нас изнутри, а внутри мы имеем право на полную внутреннюю свободу. Мы — господа своего внутреннего мира!
- Личностно-деятельный подход
Любая мысль и любая эмоция должны быть адресны и целесообразны. И за то, что у меня в душе, и за свое внешнее поведение — отвечаю я сам лично, как Автор своей жизни. См.→
Ограничения
Приведенная выше типология едва ли может описать все поле психологии, они имеет свои естественные ограниченности хотя бы в силу того, что любое описание беднее жизни. В частности, типология обходит стороной ценнейшее достижение советской психологии: деятельностный подход. Для деятельностного подхода нужно выделять еще одну ось: как внутреннее, так и внешнее поведение определяется не только внешними обстоятельствами, внутренними импульсами и состояниями человека, и не только его личным выбором, но системой деятельностей, в которую этот человек включен.
www.psychologos.ru
Основные подходы в практической психологии
Подход – важен: с какой стороны на предмет посмотришь, то в нем и увидишь.
Если психолог хочет на что-то посмотреть объективно, он уже сделал свой личный, субъективный выбор: он смотрит на происходящее с позиции объективности, и его уже поймут не все, а только те, кто готов сделать аналогичные выборы. Соответственно, нет психологии вообще, есть разные психологические подходы, шире – разные психологические парадигмы.
Парадигма в практической психологии – это мировоззренческая база, определяющая главные жизненные ценности и преобладающий понятийный аппарат. Когда парадигма воплощается в те или иные конкретные теории или практики, говорят уже о подходе. Например, поведенческая парадигма — это мировоззренческая база, поведенческий подход — конкретные теории и практики.
Психологи, принадлежащие к разным подходам, одну и ту же проблему клиента решают существенно разными способами. Как факт, вокруг каждого направления со временем, постепенно группируются «свои» клиенты, которым помогает именно этот метод и которые уже не понимают, плохо воспринимают другие методы, а иногда начинают относиться даже со враждебностью.
Иногда возможно определить, что конкретно этому клиенту более всего подойдет именно этот психолог или психотерапевт.
Мужику сказали, что здесь его отучат от курения, он забежал на полчаса: «Доктор, это, мне бы с табаком завязать!» — Мягкая экзистенциональная психотерапия здесь едва ли уместна, а директивный бихевиоральный подход может оказаться эффективнее.
В других случаях разные направления могут работать примерно с одинаковой эффективностью.
Если клиент боится летать на самолетах, психоаналитик начнет искать связанные с полетами детские травмирующие переживания, а психоаналитик-фрейдист постарается выяснить, какие ассоциации у пациента вызывает длинный фюзеляж самолета — и это может сработать. Психолог-бихевиорист в подобном случае запустит стандартную процедуру десенсибилизации — по сути, начнет вырабатывать условный рефлекс спокойного расслабления на стрессовую ситуацию полета, — это может оказаться эффективным. Гуманистический психолог будет выслушивать и помогать клиенту найти в себе собственные силы для решения этой жизненной ситуации, — и когда-то это окажется замечательным решением.
При самом крупном делении можно выделить следующие подходы (парадигмы):
С англичанином нужно говорить на английском языке, с ребенком — на языке, понятном ребенку, с мужчинами — по мужски, с женщинами — на языке, доходящем до сердца женщины. У мужчин и женщин разные взгляды на личность, личностный рост и развитие. Практическая психология не может абстрагироваться от гендерных особенностей, от особенностей мужского и женского мировосприятия, разного подхода в отношении к себе и другим, к отношениям. Мужской или женский подход в практической психологии — это разговор о гендере практического психолога, о его (или ее) ценностях, инструментах и предпочитаемых стилях работы. См.→
Авторских школ и конкретных подходов в практической психологии, особенно в области психотерапии — многие сотни. Если их как-то систематизировать, можно выделить подходы психотерапевтические и развивающие, подходы этической направленности (гуманистический подход, православная психология, логотерапия Франкла, синтон-подход) и подходы инструментальные (НЛП, большинство техник бихевиорального подхода). По распределению власти между клиентом и психологом очевидно выделяются директивный подход и недирективный, клиент-центрированный подход. Возможно, в качестве отдельных можно выделить трансформационные подходы, направленные на изменение состояний и глубинных убеждений (тренинги состояний и трансформационные тренинги навыковые подходы, обучающие конкретным навыкам либо навыкам универсального плана, а также просветительские подходы.
Трансформационные тренинги работают с глубинными (базовыми) убеждениями, ценностями и состояниями. Прямо в ходе тренинга у человека происходят сильные внутренние изменения (прорыв, Инсайт, Озарение, Прощение и т.д.), которые позволяют человеку открыть, понять или осознать что-то новое в своей жизни. Естественно, что в большинстве трансформационных тренингов человек тоже получает какие-то навыки, но они не являются главной задачей тренинга.
Четыре основных подхода в практической психологии
Простая типология, выявляющая четыре основных подхода в практической психологии, образуется на пересечении двух осей: гуманитарный — естественнонаучный и поведенческий — феноменологический подходы. Полностью поведенческий и естественнонаучный подход — бихевиоризм. Естественнонаучный подход, описывающий внутреннюю часть жизни человека — когнитивный подход. Гуманитарный подход к описанию внутренней жизни человека — глубинно-личностный подход. Гуманитарный подход в сочетании с поведенческой ориентацией — личностно-поведенческий подход. См.→
Девять основных подходов в практической психологии
Основные подходы в практической психологии можно выделить, задав следующий вопросы. Первый вопрос: чем определяется, кто или что отвечает за внешнее поведение? Второй вопрос: от чего зависит или кто отвечает за внутреннее в человеке? Варианты ответов: внешние обстоятельства, внутренние импульсы и состояния, сам человек лично. Таким образом можно выделить девять основных подходов в практической психологии. См.→
www.psychologos.ru
Общая психология. Лекция 2. (Конспект лекций по общей психологии)
? LiveJournal- Main
- Ratings
- Interesting
- Disable ads
- Login
- CREATE BLOG Join
-
English
(en)
- English (en)
- Русский (ru)
- Українська (uk)
- Français (fr)
- Português (pt)
- español (es)
- Deutsch (de)
- Italiano (it)
- Беларуская (be)
anchiktigra.livejournal.com
ПСИХОЛОГИЯ: ПОДХОД это что такое ПСИХОЛОГИЯ: ПОДХОД: определение — Психология.НЭС
ПСИХОЛОГИЯ: ПОДХОД это что такое ПСИХОЛОГИЯ: ПОДХОД: определение — Психология.НЭС-
Психология.НЭС
- Право.НЭС
- Философия.НЭС
- Социология.НЭС
- Экономика.НЭС
- Педагогика.НЭС
- Политика.НЭС
- История.НЭС
- Словари
- Термины
- Персоны
- Новости
- Каталог
vocabulary.ru
Личность в основных психологических теориях
Личность — одно из центральных понятий в психологии, и каждый психологический подход или направление имеет свою, отличающуюся от других, теорию личности. В теории У. Джеймса личность описывается через триаду физическая, социальная и духовная личность, в бихевиоризме (Дж. Уотсон) это совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку, в психоанализе (З. Фрейд) — вечная борьба между Ид и Сверх-Я, в деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев) — это иерархия мотивов, в синтон-подходе (Н.И. Козлов) личность — это ответственный субъект волеизъявления и одновременно проект, который может быть реализован либо нет каждым человеком.
Личность по У. Джеймсу
По У. Джеймсу, составные элементы личности могут быть подразделены на три класса: физическую личность, социальную личность и духовную личность. См.→
Личность в бихевиоризме
«Будем подразумевать под термином “личность” все то, чем обладает индивид (в действительности или в потенции), и его возможности (действительные или потенциальные) в отношении реакций» (Дж.Б. Уотсон).
Личность в психоанализе
По З.Фрейду, личность — ансамбль иррациональных бессознательных влечений, а содержание внутренней жизни личности и ее динамика — это вечная борьба между Ид (бессознательными влечениями) и Сверх-Я (представленными в сознании требованиями общества).
Доминантной жизни личности является стремление максимизировать удовлетворение врожденных влечений и одновременно минимизировать наказание (внешнее и внутреннее) за это удовлетворение. Человек в течении всей жизни пытается разрешить заданный ему собственной природой конфликт и вернуться в состояние равновесия. Конфликт неизбежен не только в связи с исходной «испорченностью» человека, но и потому, что при отсутствии конфликта исчезает источник динамики личности.
Ни о каком личностном росте в психоанализе не может быть и речь: в видении З.Фрейда личность не стремится к развитию, ее задача — минимизировать внутренний конфликт.
Личность в когнитивном подходе
Гомеостатическая теория, ориентированная на согласие.
Принцип гомеостаза, лежащий в основе теории, не допускает свободы личности.
Личность — система, моделирующая внешний мир с целью адаптации к нему.
Основной задачей человека является достижение равновесия со средой, причем исходно природа человека нейтральна (человек не плох и не хорош). Лучшее для человека – это познать мир, освоить социальный опыт человечества и существовать в соответствии с ним.
Личность в деятельностном подходе
Естественная сущность личности – постоянное стремление развиваться и изменяться («выходить за пределы самой себя»). Процесс усложнения и совершенствования личности в ходе ее становления обозначается термином «личностный рост». Кризисные ситуации и конфликты служат дополнительными механизмами развития. Личность оказывается постоянно незавершенным проектом. Этот проект не задан изначально, а формируется в различных деятельностях личности. Ответственность за проект развития и исход его реализации возлагается исключительно на самого человека. См.→
Личность в гуманистической психологии
Гетеростатическая теория, ориентированная на согласие.
Оптимистический взгляд на природу человека и его жизненный путь: человек по природе хорош, а общество искажает его позитивную сущность. Неизбежен конфликт между «хорошим» человеком и «плохим» обществом. Естественная сущность личности – «бескорыстная» (неадаптивная) активность и постоянное стремление развиваться и изменяться («выходить за пределы самой себя»). Идеалом, к которому стремится личность, служит некоторый естественный универсальный проект, заданный изначально (модели самореализации).
Теории личности в психологии
В зависимости от того, в чём именно усматривается такое интегрирующее начало, теории личности подразделяют на:
- психобиологические личности (У. Шелдон, США),
- биосоциальные личности (Ф. Олпорт, К. Роджерс, США),
- психосоциальные личности (А. Адлер, К. Хорни и др. неофрейдисты, США),
- психостатистические личности («факторные» — Р. Кеттелл, США, Д. Айзенек, Великобритания)
- и т.д. См.→
www.psychologos.ru
В серии статей и в двух книгах X.Кохут (Kohut Я., 1971, 1977) предложил совершенно особую метапсихологию, клинические объяснения и терапевтические процедуры для нарциссических расстройств личности. В сущности, он доказывает, что существует группа пациентов, психологические отклонения у которых занимают промежуточное место между психозами и пограничными расстройствами, с одной стороны, и психоневрозами и легкими расстройствами характера — с другой. В отличие от фрейдовской теории конфликта, Кохут развивает теорию дефицита. Психоаналитическая модель конфликта и психоаналитическая модель дефицита сравнимы по следующим категориям: 1) основная стадия развития — эдипова/преэдипова; 2) основные взаимоотношения — триада/диада; 3) цель психотерапии — проработка конфликта/ новая структура Я; 4) фактор изменения — инсайт/эмпатия; 5) «модус операнди» — терапевтическая нейтральность и интерпретация/эмпатия и возмещение раннего дефицита. В своей ранней работе «Анализ Я» («The Analysis of the Self», 1971) Кохут оперирует фрейдовскими терминами «нарциссическое либидо» и «объектное либидо», понимая их иначе. Он предполагает, что нарциссическое либидо и объектное либидо имеют независимые источники энергии, независимые линии развития и трансформации и отражают различные виды опыта.
Сцепленное и сепаратное Я формируется в процессе трансформации нарциссического либидо; это означает, что развитие Я происходит независимо от развития объектного либидо. Ранний нарциссический либидозный опыт присутствует в двух видах: грандиозных Я-конфигураций, связанных с «отзеркаливающими» Я-объектами, и Я-образов, слитных с архаическими идеализируемыми Я-объектами. Первое переживается как «Я совершенен, Ты оцениваешь и отражаешь Мое «совершенство», второе — «Ты совершенен и Я часть Тебя». Кохут описывает процесс здорового развития как постепенное формирование реалистических образов Я и объекта за счет интернализации высших взаимоотношений с Я-объектами м устойчивые психические структуры. Этот процесс называется «трансмутирующей интернализацией», т.е. «преобразующей интернализацией».
Грандиозное Я в течение первых нескольких лет жизни развивается в зрелое Эго, характеризующееся самоуважением, амбициями и способностью к удовольствию; процесс этот протекает главным образом во взаимоотношениях с матерью. «Идеализированное родительское имаго» развивается к 4—6 годам (в процессе взаимодействия с обоими родителями) в «идеализированное Суперэго», выполняющее функции, связанные с идеалами и целями. Однако, если фрустрация желания слияния является разрушающей, т.е. экстремальной и хронической (а не оптимальной), то это ведет к фрагментации личности, наблюдаемой при пограничной патологии, вплоть до разрушения личности при шизофрении. Средняя по интенсивности фрустрация ведет к задержке развития на уровне архаичных Я-структур — грандиозной и идеализируемой — образующих биполярную конфигурацию. В работе «Реставрация Я» («Restoration of the Self», 1977) Кохут одновременно и критикует теорию влечений, и пытается примирить свои представления с классической фрейдовской теорией.
Автор вводит принцип комплиментарности, в соответствии с которым предполагается, что психология Я адресуется другой области человеческого опыта, дополнительной по отношению к той, что находится в фокусе классической теории влечений. Он вводит метафоры «человек трагический» и «человек виновный». «Человек виновный», рассматриваемый в теории влечений, вытесняет содержание, включая влечения и кастрационную тревогу. «Человек трагический», рассматриваемый психологией Я, вытесняет структуры, т.е. расщепленные и фрагментарные аспекты Я. Кохут проводит диагностические различия между «структурными неврозами» и «расстройствами Я». Он считает, что объяснительный контекст теории влечений адекватен для структурных неврозов, когда Я уже сформировалось. Не конфронтируя прямо с классической теорией, автор шаг за шагом переносит акценты с импульсов и конфликтов как движущих сил развития на межличностные отношения. Его концепт «отзеркаливание» к 1977 году значительно расширился по своему значению и стал включать п себя целую матрицу взаимодействия «мать—ребенок». Под «отзеркаливанием» понимается не только отражение грандиозности, но и надежность, забота, эмоциональная адекватность, эмпатическое отношение в целом.
Поэтому значимые Другие в развитии личности остаются, скорее, схематичными фигурами, важными только с точки зрения выполнения ими ролей: удовлетворение либо фрустрация нарциссических нужд. В этом обнаруживается сходство с теорией влечений, где объекты важны с точки зрения удовлетворения или торможения последних. Кохут атрибутирует всю психопатологию нарциссическим поражениям из-за недостаточности «отзеркаливания» или идеализации, поскольку понятие «нарциссизм» является для него центральным. | Поиск Лекций К исследованию личности В современной психологии сложились устойчивые подходы к изучению личности, наиболее известные из которых: психодинамический, поведенческий, деятельностный, когнитивный, экзистенциальный и трансперсональный.Последние два часто объединяются термином «гуманистический подход». Каждое из указанных направлений содержит более или менее сложные теоретические построения, экспериментальную и опытную основу присущих им воззрений. Некоторые из подходов представляют собой весьма устойчивые концепции, т.е. системы взглядов на психологическую природу личности (психодинамический, гуманистический, деятельностный подходы). Другие представляют собой научные теории, т.е.
Кроме того, в рамках указанных подходов разработаны в развитие или в противовес им многочисленные смежные теории и методы исследования личности. Так что современная психология личности выступает в качестве самостоятельной научной дисциплины. Психодинамический подход к исследованию личности. Этот подход представляет собой первую теоретическую концепцию личности в психологии. Его автором является Зигмунд Фрейд (1856 – 1939), великий австрийский психолог, основатель психоанализа. Согласно З. Фрейду, человек – существо, управляемое динамикой неосознаваемых влечений (отсюда термин – «психодинамический»), а личность – это устойчивое человеческое «Я», которое имеет следующую структуру: Id («Оно» по-латыни) – Ego (собственно «Я» по-латыни) – SuperEgo (сверх-Я). Id – вместилище инстинктивных влечений и подчиняется принципу удовольствия. Ego – центральная инстанция саморегуляции и руководствуется принципом реальности. SuperEgo – моральная инстанция личностного «Я», производящая оценку действий человека с точки зрения их социальной приемлемости. По З.
[1]. Поскольку у человека имеется два основных влечения – к жизни (libido) и к смерти (mortido), именно динамика этих влечений в ходе жизни и искажение восприятия реальности под действием защитных механизмов составляют подлинную интригу существования личности (в психодинамическом подходе). Вместе с З. Фрейдом большой вклад в исследования психологии личности в рамках данного подхода внесли такие ученые как Карл Юнг, Альфред Адлер, Мелани Клайн, Хайнц Когут, Карен Хорни, Вильгельм Райх, Эрик Эриксон и др. Поведенческий подход. В отличии от психодинамического, в котором главное внимание уделяется истории развития личности и ее внутренним переживаниям, поведенческий подход сосредоточен на трактовке личности как набора поведенческих стереотипов, обусловленных сочетанием обучения и реакций на стимулы. Основатели поведенческого подхода американец Джон Уотсон (1878 – 1958), русский физиолог И.П. Павлов (1868 – 1936), американец Бэррес Скиннер (1904 – 1988) и др. Особенно радикальными вкладами на психологическую природу личности отличался Б. Скинннер. Понятие личности Б. Скипнер относил к группе надуманных наряду с понятиями воли, творчества, свободы, достоинства. Согласно Б.Скиннеру, «личность – это поведенческий репертуар, соответствующий определенному набору обстоятельств».
Деятельностный подход. Разработанный в 30-е годы советскими учеными Л.С. Выготским (1896 – 1938), С.Л. Рубинштейном (1880 – 1959) и А.Н. Леонтьевым (1903 – 1979), деятельностный подход отличается от поведенческого в трактовке личности несколькими принципиальными моментами. Во-первых, деятельностный подход во главу угла полагает систему мотивов человека, иерархия которых определяет направленность личности. Во-вторых, трактует личность как иерархию деятельностей, выводя ценность личности из социальной и духовной значимости ее деятельности и средств, которыми она пользуется. В-третьих, деятельностный подход придавал и придает большое значение именно способностям как средству формирования функциональных органов (см.20.2) и создающих, собственно говоря личность в процессе персонализации индивида т.е. выделяя его из изначально полной и безраздельной социальной зависимости (младенец) в полноправного деятеля. Масштабность деятельности индивида, ее социальная и духовная ценность для живущих и будущих поколений выступает в деятельностном подходе мерилом личности. Личностная структура здесь включает в себя: биологический компонент личности (темперамент, характер, задатки-способности), компонент опыта (приобретенные и наработанные знания, умения и навыки) и компонент направленности (система мотивов, убеждений, ценностных смыслов). Когнитивный подход. Представленный в психологии теорией личностных конструктов Джорджа Келли (1905 – 1965), факторной теорией черт личности Раймонда Кэттелла (1905 – 1994), факторной теорией личностных типов Ганса Айзенка (1916 – 1997) и рядом других, когнитивный подход использует способность логического размышления человека при создании (конструировании) картины мира, а также различные процедуры измерения психических черт личности.
Келли три основных момента являются базисными для понимания личности: роль, конструкт и конструирование. Личность, таким образом, в теории Дж. Келли представляет собой набор ролей (отец, сын, учитель и т.д. ), набор конструктов (значимых утверждений, касающихся оснований классификации жизненно важных отношений) и преобладающие способы создания конструктов. Чтобы понять сущность этой теории, достаточно взять несколько маленьких листочков бумаги (3 см х 4 см) и написать на каждом из них «роль» наиболее значимых для вас людей: отец, мать, друг, учитель, брат и т.д. Затем следует брать в любом сочетании по три таких листочка и отвечать всякий раз на один вопрос: чем двое из этих людей похожи и чем отличны от третьего? По существу, всякий раз, вы или испытуемый следуете логическому правилу исключения третьего, формулируя конструкт, т.е. базисное правило в собственной интерпретации мира. Количество и разнообразие конструктов – это и есть важнейший критерий в трактовке личности. Американец Р. Кэттел полагал, что личность – это то, что позволяет предсказать, как человек себя поведет в той или иной ситуации, т.е. совокупность правил, которым подчиняется поведение человека во всех видах ситуаций. Р. Кэттелл путем математических измерений выделил общие, уникальные, основныеи поверхностные черты личности. Затем он классифицировал их на темпераментальные, мотивационные и способностные. В итоге, в его структуре личность включает следующие компоненты: 35 личностных черт первого порядка (23 нормальных и 12 патологических), 8 второго порядка, 10 основных мотивационных побуждений (голод, гнев, любопытство и т.п.) и два типа интеллекта – подвижный и кристаллизировавшийся (результат обучения).
Британский психолог Г. Айзенк, как и Р. Кэттел, опираясь на математические методы анализа, выделил в структуре личности несколько десятков черт, однако, в отличии от Р. Кэттела, установил их зависимость от высших уровней организации поведения личности – личностных типов. Последних он выделил три: экстраверсивный, невротический и психотический. Иерархичность личностной структуры является отличительной стороной теории Г. Айзенка. Психотический тип личности характеризуется такими чертами как: агрессивность, эгоцентричность, импульсивность и др. Экстраверсивный – общительностью, активностью, смелостью, беззаботностью и т.п. Невротический – тревожностью, подавленностью, низкой самооценкой, застенчивостью и т.п. По мнению Г. Айзенка, генетические факторы являются определяющими для поведения личности. Теории личности Р. Кэттела и Г. Айзенка называют еще теориями личностных черт. Экзистенционально – трансперсональный(гуманистический подход). Данный подход к анализу и пониманию личности исходит из того, что в каждом человеке заложена потребность в личностном развитии, т.е.
всемерное раскрытие и применение своих талантов. Согласно А. Маслоу, самоактуализировавшаяся личность отличается следующими чертами: принятием себя и других; непосредственностью (естественностью), потребностью в уединении; независимостью, демократичностью, свежестью восприятия, доброжелательностью, креативностью, способностью к интенсивным (пиковым) переживаниям. Позже идеи А Маслоу получили развитие в работах Карла Роджерса, Станислава Грофа. А собственно экзистенциальный взгляд на проблемы личности разрабатывался в трудах американского психолога Ролло Мея (1909 –1994), который, опираясь на труды европейских философов, разработал концепцию личности, в которой ключевые понятия – тревога, вина, свобода, миф, судьба, интенциональность (способность к активному действию) составили каркас личностной структуры. Все вышеуказанные подходы показывают, что личность человека – это сложное образование, включающее в себя комплексы устойчивых и изменчивых признаков, определяющиеся как генетическими, так и социокультурными факторами, среди которых ведущее место принадлежит процессам, позволяющим человеку воспроизводить человеческий тип жизни. При этом можно по-разному трактовать природу и свойства личности. Но на самом деле реальные перспективы для становления и расцвета личности человека определяются усилиями людей по созданию истинно справедливого и гуманного человеческого общества. Становление личности
Психоаналитическая концепция понимает развитие как адаптацию биологической по природе сущности человека к нормам и требованиям социума, выработку у человека компенсаторных способов действий, примиряющих его с запретами и нормами общества. Поведенческая концепция исходит из того, что главное для развития личности – это организация таких стимулов, которые бы модифицировали поведение человека в сторону приобретения социально желательных стереотипов. Когнитивные теории (в том числе теории черт личности) основывают свои гипотезы о развитии личности на том, что часть черт личности является генетически детерминированными и врожденными, а другие формируются прижизненно путем определенного межличностного взаимодействия. При этом и поведенческая, и когнитивная концепции объединяются в понятии «социализация», подчеркивая основополагающее значение общественных институтов в их влиянии на становление и формирование личности. Гуманистический подход трактует процесс становления личности как реализацию собственных потенций, способностей. Вместе с тем нельзя не заметить, что большинство этих концепций и теорий абстрагируются от реальных процессов в социуме, от реального места конкретного человека в общественной жизни, в производственных отношениях, отношениях собственности. Они абстрагируются от фактической беззащитности человека перед чудовищной мощностью современных индустриально – бюрократических корпораций, систем. Не рассматривают реальных зависимостей человека и возможностей его развития с учетом конкретных социальных условий, в которых он находится.
Ведь совершенно ясно, что если в обществе не будут решаться вопросы справедливого распределения отношений собственности, предоставления всем детям возможности учиться по их способностям, а не по финансовым ресурсам родителей, бессмысленно говорить о личностном развитии как о перспективе для всех. Лишь приобщение всех членов общества, с раннего детства к высокой человеческой культуре, подлинной науке и разнообразным видам социально значимой деятельности может выступить залогом полноценного личностного развития каждого нового человека, рождающегося беспомощным младенцем и могущего персонализироваться во всесторонне развитую личность. Личность, двигающую вперед, к новым идеалам истины, добра и красоты все человечество. |
obu4ayka.ru