виды и закономерности. Развитие памяти.
Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память – интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности. Накопление материала в памяти осуществляется в двух блоках: в блоке эпизодической и в блоке семантической (смысловой) памяти.
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Память входит в структуру интеллекта и является необходимым условием накопления фонда знаний и “интеллектуальных умений”. Будучи важнейшей характеристикой всех психологических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.
Интерес к проблеме памяти проявлялся уже в далёкой древности. Попытки подойти к её пониманию мы находим у Платона и Аристотеля, которые осмысливали эти вопросы в основном с философской позиции, однако первые попытки объективного исследования памяти были предприняты лишь в конце XIX в.
В отечественной психологии исследованиями памяти занимались: Блонский П.П., Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Зинченко П.И., Лурия А.Р., Смирнов А.А., Житникова Л.М., Истомина З.М., Самохвалова В.И., Петров Я.И., Мальцева К.П., Гнедова Н.М., Шлычкова А.Н. и многие другие.
В зарубежной психологии значительный вклад в изучение проблем памяти внесли Эббингауз, Робинсон, Фуко, Лешли, Ховлэнд, Андервуд, Ричардсон, Постман, Рау, Мейман, Лайон, Хенмон, фон Ресторф, Пиллсбери, Зигель, Занфорд, Дженкинс, Харровер, Розенцвейг, Хайер, Гликсман, Жане П., Зейгарник.
Существует много оснований для классификации видов человеческой памяти, например по времени сохранения материала; по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору; по участию волевых процессов.
По времени сохранения информации выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную и долговременную память. Основанием для такой классификации является различное место этих форм во временной последовательности преобразования информации: от поступления ее на чувствительные входы до возникновения неповреждаемого и всю жизнь сохраняющегося следа.
Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Это – память-образ. Система иконической памяти идеально отвечает своему назначению – удерживает в течении короткого времени весь материал, обеспечивая процессам распознавания образов возможность извлечения и выбора.
Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течении короткого промежутка времени. В ней сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Кратковременная память характеризуется ограниченностью ее объема (в среднем 7±2). Из мгновенной памяти в кратковременную попадает только та информация, которая осознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание. Многие особенности поведения человека связаны с малой емкостью кратковременной памяти, которая, в отличии от мгновенной, позволяет произвольно управлять длительностью удержания в ней следов.
Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течении определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. В оперативной памяти присутствует смесь из материалов, поступающих из кратковременной и долговременной памяти. Основные характеристики оперативной памяти: объем, точность, скорость запоминания, длительность сохранения, лабильность и помехоустойчивость. Объем оперативной памяти — показатель количества запоминаемого и сохраняемого в ней материала. Этот термин был введен Н.И.Жинкиным, обозначает, что мнемические процессы, обслуживают непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции.
Долговременная память способна хранить информацию в течении практически неограниченного срока. Эта информация может воспроизводится человеком сколько угодно раз без её утраты. Обычно в долговременной памяти оказывается лишь то, что находится в сфере внимания человека. Долговременная память должна оставлять заметные следы в сознании на дни, месяцы и даже годы, поэтому ее работу определяют более сложные механизмы записи информации, действующие на нескольких уровнях: чувственном, эмоциональном и интеллектуальном.
По преобладающему
в процессах запоминания, сохранения и
воспроизведения материала анализатору
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Ей нередко обладают люди с высоким эйдетическим восприятием, способные в течении достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. Впервые эйдетические образы описал в 1907 г. венгерский врач Урбанович, используя при этом для их обозначения выражение «субъективные наглядные образы». Содержание зрительной памяти быстро стирается, длительность ее варьирует от доли секунды до нескольких секунд в зависимости от интенсивности стимула, контраста с фоном, длительности стимуляции.
Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесно связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причём достаточно точно. Этим типом памяти обладают учителя школ, опытные лекторы, преподаватели вузов, учёные.
Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она лежит в основе профессиональных и спортивных навыков, танцевальных фигур и бесчисленных автоматических навыков вроде привычки, переходя улицу, смотреть сначала налево, а потом направо. Человек с яркой двигательной памятью, сомневаясь, как пишется слово, должен написать его, так как образ слова у него «в пальцах», в движении руки. Достигая полного развития раньше иных форм, двигательная память у некоторых людей остается ведущей на всю жизнь, у остальных ведущую роль играют другие виды памяти.
Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены.
Наряду с сенсорными выделяются и другие функциональные виды памяти. К ним относятся эмоциональная, образная, логическая, вербальная, механическая память.
Эмоциональную память – это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. Эмоциональная память предполагает воспроизведение определенного чувственного состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное состояние возникло впервые. Особенности этой памяти – в быстроте формирования следов, особой их прочности и непроизвольности воспроизведения. Сильные, эмоционально окрашенные впечатления хранятся дольше всего [
При механической памяти запоминание и воспроизведение совершается на основе пространственной или временной близости и последовательности предметов, явлений и событий; при логической – на основе усвоения тех или иных смысловых связей между ними, независимо от расположения в пространстве или следования во времени. Для человека важен и тот и другой вид памяти. Логическая память необходима для понимания и запоминания смысла изучаемого материала и включения в его систему уже накопленных знаний, механическая – для точного, полного запечатления и сохранения запоминаемого. Особенности логической памяти проявляются прежде всего в запоминании только смысла текста. Запоминаемое может не иметь ни одного общего слова с исходным текстом. В процессе вычленения смысла происходит раскрытие сути подлинника, то есть переработка текста в более обобщенных понятиях.
Смысловая, или словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня развития человека. Чем менее развита речь, тем труднее выразить смысл своими словами.
Виды памяти дифференцируются также и в зависимости от того, как совершается запоминание. По степени сознательной активности различают память непроизвольную и произвольную.
Непроизвольное запоминание составляет большую часть памяти, во всяком случае его удельный вес в формировании нашего индивидуального опыта достаточно велик. При непроизвольном запоминании материал фиксируется в памяти непреднамеренно. Условиями успешного непроизвольного запоминания являются:
-
сильные и значимые физические раздражители (звуки выстрела, яркий свет прожектора)
-
то, что вызывает повышенную ориентировочною деятельность (прекращение или возобновление действия, необычность явления)
-
раздражители, наиболее значимые для данного индивидуума (профессионально значимые предметы)
-
раздражители имеющие особую эмоциональную окраску
-
то, что более всего связано с потребностями человека
-
то, что является объектом активной деятельности
Произвольное запоминание является специальным действием, конкретная задача которого — запомнить точно на максимально продолжительный срок с целью последующего воспроизведения или просто узнавания. Важное условие успешности произвольного запоминания — установка на продолжительность сохранения в памяти того, что должно быть усвоено и сохранено. Так, экспериментально выяснилось, что если предложить испытуемым запомнить материал с тем, чтобы воспроизвести его на другой день, а другим испытуемым предложить тот же самый материал, но предупредить их, что понадобится отвечать по содержанию того, что подлежит усвоению, через месяц, различие на результативности запоминания будет весьма и весьма заметным. Испытуемые, которые собирались отвечать но заданному материалу на другой день, в несколько раз хуже воспроизведут его по сравнению с теми, кто собирался воспроизвести его через месяц. Условиями успешного произвольного запоминания являются:
-
Осознание значимости и смысла запоминаемого материала.
-
Выявление его структуры, логической взаимосвязи частей и элементов, семантическая и пространственная группировка материала.
-
Выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части, представление материала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа, наглядного зрительного образа.
-
Содержательность и доступность запоминаемого материала, его соотнесенность с опытом и направленностью субъекта запоминания.
-
Эмоционально-эстетическая насыщенность материала.
-
Возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта
-
Установка на необходимость воспроизведения данного материала в определенных условиях.
Еще одним самостоятельным, не зависимым от других способом функциональной организации памяти является ее разделение на декларативную и процедурную.
Декларативная память предназначена для поддержки мыслительных процедур, основанных на процессах оперирования с понятиями. В результате декларирования происходит определение одних объектов через другие, в частности через объекты, представляющие собой части данных объектов.
Процессуальная память во много противоположна декларативной. Можно сказать что ее предназначение – ответ на вопрос «как?»: как пользоваться объектом, как вести себя в определенных условиях или при решении той или иной задачи.
Кроме видов памяти, выделяют еще ее процесс. При этом в качестве основания рассматривают именно различные функции, выполняемые памятью в жизни и детальности. К процессам памяти относят запоминание, воспроизведение, узнавание, а также сохранение и забывание материала.
Запоминание – процессы организации (кодирования, удержания) вновь поступающей информации.
Сохранение — процессы активного или пассивного преобразования запомненной информации.
Забывание — процесс обратный сохранению, характеризующийся уменьшением возможности воспроизвести или узнать запомненный материал. Физиологическая основа забывания – торможение временных связей при отсутствии их подкрепления. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не соответствует его потребностям (проактивное торможение – то, что происходит в данный момент тормозит последующее восприятие и действие) и (ретроактивное торможение – то, что происходит в данный момент тормозит то, что воспринималось ранее). Может быть полное, частичное, длительное, временное.
Реминисценция – отсроченное воспроизведение лучше чем непосредственное.
Воспроизведение – процесс восстановления ранее запомненного материала. Внутри процесса воспроизведения выделяют процессы припоминания и процессы воспоминания.
Припоминание позволяет произвольно извлечь из долговременной памяти образы прошлого, а воспоминание – непроизвольно извлечь из долговременной памяти образы прошлого.
Узнавание – это процесс идентификации объектов или явлений как ранее известных в момент непосредственного контакта с ними. Выделяют также запечатлевание — это форма памяти, наблюдаемая только в ранний период развития, сразу после рождения. У человека импринтинг наблюдается до 6-месячного возраста.
studfile.net
Память, её виды. Закономерности памяти. Развитие памяти.
Па́мять — это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Память в разных формах и видах присуща всем высшим животным. Наиболее развитый уровень памяти характерен для человека.
Виды памяти:
1)по содержанию
образная память
словесно-логическая память
сенсорная память
эмоциональная память
2)по времени
кратковременная память
долговременная память
оперативная
промежуточная
3)по организации заполнения
эпизодическая память
семантическая память
процедурная память
Закономерности памяти
Память имеет объём, ограниченный количеством стабильных процессов, являющихся опорными при создании ассоциаций (связей, отношений)
Успешность припоминания зависит от способности переключать внимание на опорные процессы, восстанавливать их. Основной приём: достаточное количество и частота повторений.
Имеет место такая закономерность, как кривая забывания.
Законы памяти | |
Закон памяти |
Практические приёмы реализации |
Закон интереса |
Интересное запоминается легче. |
Закон осмысления |
Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится. |
Закон установки |
Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче. |
Закон действия |
Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше. |
Закон контекста |
При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше. |
Закон торможения |
При изучении похожих понятий наблюдается эффект «перекрытия» старой информации новой. |
Закон оптимальной длины ряда |
Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти. |
Закон края |
Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце. |
Закон повторения |
Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз. |
Закон незавершённости |
Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д. |
Развитие памяти:
Урок 1. Внимание и впечатление. Запоминается лучше то, что нам интересно, на чем мы сконцентрированы. Эти условия запоминания можно тренировать и создавать специально в необходимый момент. Подробнее об этом читайте в первом уроке.
Урок 2. Ассоциации. Ассоциации помогают создать в вашей голове связь между тем, что вы хотите запомнить, и тем, что уже прочно там закрепилось. Правильное использование ассоциаций, о котором написано во втором уроке, поможет вам запоминать больше информации за меньшее время.
Урок 3. Структурирование. Структурирование материала является важнейшим фактором целенаправленного запоминания. Об умении правильно делить информацию, создавать тематические блоки на основе логики и ассоциативного мышления будет сказано в третьем уроке.
Урок 4. Повторение. Память человека является процессом динамическим, со временем что-то забывается. В четвертом урокебудут даны методики повторения, помогающие наилучшему запоминанию информации.
А также для развития способности к запоминанию информации полезно использовать мнемотехники и специальные приемы и упражнения тренировки памяти:
Урок 5. Мнемотехники. Существует ряд особенностей запоминания определенной информации. Это связано с тем, что иногда есть удобные ассоциации, использование которых в определенных случаях дает сильный эффект для запоминания. Такие способы и рекомендации называются мнемотехниками. Читайте об этом подробнее в пятом уроке.
Урок 6. Тренировка памяти. Несмотря на то что понимание законов человеческой памяти может улучшить запоминание нужной информации, без специальных упражнений сложно достичь высоких результатов. В данном уроке будет рассказано, как можно эффективно тренировать краткосрочную и долгосрочную память.
studfile.net
Психологические закономерности памяти
Немецкий ученый Герман Эббингауз (1850-1909) был одним из тех, кто еще в прошлом веке, руководствуясь ассоциативной теорией памяти, получил ряд интересных данных. Он, в частности, вывел следующие закономерности запоминания, установленные в исследованиях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и иной слабо организованный в смысловом плане материал.
Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.
Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.
При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.
Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.
Если увеличить число членов запоминаемого ряда до количества, превышающего максимальный объем кратковременной памяти, то число правильно воспроизведенных членов этого ряда после однократного его предъявления уменьшается по сравнению с тем случаем, когда количество единиц в запоминаемом ряду в точности равно объему кратковременной памяти. Одновременно при увеличении такого ряда возрастает и количество необходимых для его запоминания повторений. Например, если после однократного запоминания в среднем человек воспроизводит 6 бессмысленных слогов, то в случае, когда исходный ряд состоит из 12 таких слогов, воспроизвести 6 из них удается, как правило, лишь после 14 или 16 повторений. В случае если количество слогов в исходном ряду будет равно 26, то понадобится примерно 30 повторений для получения того же самого результата, а в случае ряда из 36 слогов — 55 повторений. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию (повторение без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.
При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец («эффект края«).
Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.
Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени, например в течение нескольких часов или дней.
Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.
С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено, причем отсутствие достаточного внимания не может быть возмещено увеличением числа повторений.
То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.
Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.
Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.
Ряд интересных фактов, раскрывающих особенности механизмов запоминания, условия, при которых оно происходит лучше или хуже, обнаружил в своих исследованиях А.А.Смирнов. Он установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия. Теодюль Рибо (1839-1916), анализируя важные для понимания психологии памяти случаи амнезий — временных потерь памяти, отмечает еще две закономерности:
память человека связана с его личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти;
память у человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т.е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние (закон регрессии). (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Обобщение этих и многих других фактов позволило вывести ряд законов памяти. Обратимся к основным из них. Установлено, что в запоминании, сохранении и воспроизведении материала участвуют различные операции по переработке, перекодированию его, в том числе такие мыслительные операции, как анализ, систематизация, обобщение, синтези др. Они обеспечивают смысловую организацию материала, определяющую его запоминание и воспроизведение.(См. дополнительный иллюстративный материал.)При воспроизведении какого-либо текста с целью его запоминания в памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие данный текст, сколько содержащиеся в нем мысли. Они же первыми приходят в голову тогда, когда возникает задача вспомнить данный текст.Установка на запоминаниеспособствует ему, т.е. запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую мнемическую задачу. Если данная установка рассчитана на запоминание и хранение информации в течение определенного срока, что бывает при использовании оперативной памяти, то именно к этому сроку срабатывают механизмы памяти. То, что в структуре деятельности занимает место ее цели, помнится лучше, чем то, что составляет средства осуществления данной деятельности. Следовательно, для того чтобы повысить продуктивность запоминания материала, нужно каким-то образомсвязать его с основной целью деятельности. Большую роль в запоминании и воспроизведении играютповторения. Их продуктивность в значительной степени зависит от того, в какой мере данный процесс интеллектуально насыщен, т.е. является не механическим повторением, а новым способом структурирования и логической обработки материала. В этой связи особое внимание должно обращаться на понимание материала и осознание смысла того, что с ним в процессе запоминания делается.(См. дополнительный иллюстративный материал.)Для хорошего заучивания материала нецелесообразно сразу его учить наизусть. Лучше, если повторения материала распределены во времени таким образом, чтобы на начало и конец заучивания приходилось сравнительно большее число повторений, чем на середину. По данным, полученным Анри Пьероном (1881-1964), распределение повторений в течение суток дает экономию времени более чем в два раза, по сравнению с тем случаем, когда материал сразу заучивается наизусть. Любая из частей, на которые при заучивании делится весь материал в целом, должна сама по себе представлять более или менее законченное целое. Тогда весь материал лучше организуется в памяти, легче запоминается и воспроизводится. Один из интересных эффектов памяти, которому до сих пор не найдено удовлетворительного объяснения, называется реминисценцией. Это — улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений. Чаще это явление наблюдается при распределении повторений материала в процессе его заучивания, а не при запоминании сразу наизусть. Отсроченное на несколько дней воспроизведение нередко дает лучшие результаты, чем воспроизведение материала сразу после его выучивания.Реминисценция, вероятно, объясняется тем, что со временем логические, смысловые связи, образующиеся внутри заучиваемого материала, упрочиваются, становятся более ясными, отчетливыми. Чаще всего реминисценция происходит на 2-3-й день после выучивания материала. Отметим, что реминисценция как явление возникает в результате наложения друг на друга по сути дела двух различных законов, один из которых характеризует забывание осмысленного, а другой — бессмысленного материала.
Проблемы для обсуждения: 1. Значение памяти для человеческой жизнедеятельности. 2. Психологические закономерности памяти.
studfile.net
виды и закономерности. Развитие памяти.
Память — процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Генезис любого акта памяти включает в себя три фазы: 1)фаза запоминания, когда индивид запечатлевает определенный материал в зависимости от требований ситуации; 2)фаза сохранения, охватывающая более или менее длительный период времени, в ходе которой запоминаемый материал сохраняется в скрытом состоянии. Причем хранение — это динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающий какую-то более или менее выраженную переработку материала, предполагающую участие различных мыслительных операций; 3)фаза реактивации и актуализации усвоенного материала, вызывающая мнемические процессы. Выделяют три категории мнемические процессов: первая категория касается процессов воспоминания, которые включают в себя воспроизведение материала, усвоенного в предшествующей ситуации и различные формы сообщении о зрелище или событии, участником или свидетелем которого был индивид. Вторую категорию составляют процессы узнавания, предполагающие идентификацию субъектом ситуации, в которой он действовал в прошлом, или, в более общей форме, перцептивно-мнемическую идентификацию объекта, который был ранее воспринят и в данный момент присутствует в перцептивном поле. Третью категорию составляют процессы повторного заучивания, которые позволяют судить о наличии процесса сохранения материла на основании уменьшения числа повторений. Память является продуктом исторического развития, обусловленным потребностями конкретной человеческой деятельности.
Рассмотрим теперь виды памяти. Виды памяти дифференцируются в зависимости от того, что запоминается или воспроизводится. Различают моторную память, выражающуюся в навыках и привычках, образную память (зрительную, слуховую, осязательную и т.д.,), память на мысли (логическую) и память на чувства (аффективную). В зависимости от характера деятельности, в ходе которой совершается запоминание, различают непроизвольное и произвольное запоминание. В зависимости от способа запоминания в этом плане различают механическое и смысловое запоминание. По времени сохранения материала выделяют 1 мгновенную (сенсорная память только что воспринятый материал без обработки, ее длительность от 0,1 до 0,5 сек. Это память-образ), 2. кратковременную (запоминание и сохранение информации на очень короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия. Для перевода информации из мгновенной памяти в кратковременную, надо обратить на нее внимание. Характеризуется объемом, равным 7±2), 3. оперативную (сохранение материала после его запечатления на время, необходимое для выполнения задачи), 4.долговременную (- подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное удержание материала и характеризуемая огромным объемом сохраняемой информации. Основным механизмом ввода данных в долговременную память и их фиксации обычно считается повторение. Решающее значение имеет осмысленная интерпретация запоминаемого материала, установление связей между ним и тем, что уже известно субъекту), 5.генетическую память ( хранение информации в генотипе, передача ее по наследству).
Рубинштейн выделил следующие процессы памяти: запоминание, припоминание, воспроизведение и узнавание. Рассмотрим подробнее эти характеристики.
Запоминание начинается с запечатления, которое первоначально совершается непроизвольно в той или иной деятельности, не ставящей себе непосредственно цели что-либо запомнить. Далее в процессе деятельности человека начинает сознательно и преднамеренно запечатлевать особенно для него значимый материал: запечатление тогда переходит в сознательное запоминание и выделяется в особую сознательную, целенаправленную деятельность. Когда запоминание сопряжено с известными трудностями, закрепление материала требует специальных приемов, особой организации; оно тогда принимает формы специально организованного запоминания — заучивания, которое обычно совершается в сложном процессе обучения. Основное значение поэтому приобретает вопрос о зависимости запоминания от характера деятельности, в ходе которой оно совершается. Запоминается прежде всего то, что составляет цель нашего действия.
Воспроизведение. В процессе воспроизведения воспроизводимое не только воспроизводится, но и формируется, поскольку речевое оформление смыслового содержания формирует это само содержание. Мысль включается в процэсс воспроизведения, уточняя, обобщая, систематизируя, перерабатывая и реконструируя содержание. Поэтому в самом существе воспроизведения заложена реконструкция воспроизводимого — в результате мыслительной его переработки. Воспроизведение может совершаться непроизвольно, в таком случае, определяясь лишь ассоциативными механизмами и неосознанными установками. Оно может происходит на основе сознательной установки на воспроизведение, превращаясь в таком случае в сознательный процесс вспоминания или — при затруднениях — припоминания.
А) Узнавание. Запечатление и запоминание проявляются в узнавании и воспроизведении. Узнать — это опознать: узнавание — акт познания. В узнавании выделяется из восприятия и выступает на передний план та деятельность соотнесения, сопоставления чувственных качеств возникающего в процессе восприятия образа с предметом, которая заключена уже в восприятии. Существенной особенностью активного воспроизведения является сознательное отношение к воспроизводимому: воспроизведение осознается субъектом в своем отношении к прошлому, которое оно воспроизводит; отсюда стремление к точности воспроизведения. Память, воспроизводящая прошлое, и мышление, восстанавливающее это прошлое, опосредованно, путем умозаключения, сплетаются в этом процессе в неразрывном единстве, взаимопроникая друг в друга.
Б) Воспоминание — частный вид представления. Представление как продукт воспроизведения — это воспроизведенный образ, всплывающий из прошлого; воспоминание — образ, отнесенный к прошлому. Воспоминание предполагает относительно высокий уровень сознания. Оно возможно только там, где личность выделяет себя из своего прошлого и осознает его как прошлое. Воспоминание включает осознание отношения воспроизведенного образа к тому прошлому, которое оно воспроизводит. Таким образом воспоминание – это воспроизведение образов с локализацией их во времени и пространстве.
Сохранение — сложный динамический процесс, который совершается в условиях определенным образом организованного усвоения и включает многообразные процессы переработки материала. Оборотной стороной сохранения является забывание. То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое — в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке. Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит под влиянием той информации, которая непрерывно поступает вновь. Реконструкция проявляется в различных формах: в исчезновении некоторых деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в обобщении его. Все это обнаруживается при воспроизведении. Забывание носит избирательный характер: забывается то, что перестает быть для личности существенным, важным, а отчасти и то, что идет вразрез с ее устремлениями, забывается то, что уже не актуально.
Рубинштейн выделяет следующие уровни памяти: 1 )элементарные процессы, когда воспроизведенные данные прошлого опыта не осознаются в своем отношении к прошлому как их воспроизведение; 2)такое воспроизведение прошлого опыта, которое осознается как воспроизведение. Память дифференцируется и по характеру запоминаемого материала (на числа, лица) Далее память различается 1)по быстроте запоминания; 2)по его прочности или длительности; 3)по количеству или объему запоминаемого материала; 4)по точности.
Условия эффективного запоминания. Закономерности заучивания. 1. Зависимость запоминания от задач и их содержания. Лучше запоминается то, что имело жизненно важное содержание, то есть то, что связано с интересами, потребностями и целями. Оно носит активный избирательный характер. 2. Запоминанию способствует осмысление материала, а также его обобщение и систематизация. Материал требует аналитико-синтетического разбора. 3. Важно связывать то, что заучивается с ранее приобретенными знаниями. 4. Полезно наглядное представление связей (схемы, чертежи, таблицы). 5. Особо значима роль повторения при запоминании. Успех повторений определяется не столько их количеством, сколько правильной организацией (разнообразие повторений, сравнивание прежнего материала с новым, обобщение, воспроизведение материала в процессе заучивания). Концентрированное повторение менее эффективно, чем распределенное во времени (Эббингауз). 6. Зависимость запоминания от количества и качества материала – по мере увеличения материала время, необходимое для заучивания, увеличивается не прямо пропорционально объему заучиваемого, а значительно больше. Зрительные образы предметов запоминаются лучше, чем зрительные и слуховые образы слов; стихи запоминаются лучше, чем проза.
Эббингауз и эффекты Зейгарник
Рассмотрим теперь вопрос о развитии памяти. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание. Доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное. Память по мере своего развития все более сближалась с мышлением. По Выготскому, мышление ребенка во многом определяется памятью. Мыслить для ребенка раннего возраста — значит вспоминать. Начиная со школьного возраста идет процесс одновременного развития непосредственного и опосредованного запоминания, а затем и более быстрого совершенствования опосредованной памяти. Непроизвольная память начинает сменяется произвольной. В подростковом возрасте коренным образом меняется отношения между памятью и мышлением. Память интеллектуализируется, само запоминание сводится к мышлению: «запомнить или вспомнить — значит понять, осмыслить».
Параллелограмм развития Леонтьев экспериментально показал, как непосредственное запоминание с возрастом замещается опосредованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных стимулов-средств запоминания и усвоения материала. Роль мнемотехнических средств в совершенствовании памяти, по мнению Леонтьева, состоит в том, что, «обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания; прежде прямое, непосредственное наше запоминание становится опосредованным». Само развитие стимулов-средств для запоминания подчиняется следующей закономерности сначала они выступают как внешние, а затем становятся внутренними. В формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи. Леонтьев вывел «параллелограмм развития памяти», который показывает, что у дошкольников с возрастом улучшается непосредственное запоминание, причем его развитие идет быстрее, чем развитие опосредованного запоминания. Параллельно с этим увеличивается разрыв в продуктивности данных видов запоминания в пользу первого. Обе кривые обнаруживают тенденция к сближению с возрастом. «Принцип параллелограмма представляет собой не что иной, как выражение того общего закона, что развитие высших человеческих форм памяти идет через развитие запоминания с помощью внешних стимулов-знаков».
studfile.net
Основные закономерности запоминания. Уникальные способности мозга
Основные закономерности запоминания
Немецкий ученый Г. Эббингауз вывел ряд закономерностей запоминания, руководствуясь исследованиями, где использовался трудный по своему смысловому составу материал и для запоминания предлагались бессмысленные слоги.
1. Сравнительно простые события, произошедшие единственный раз в жизни, но оставившие особо сильные впечатления в памяти. Через много-много после события они могут возникать в памяти отчетливо и ярко.
2. Менее интересные события, но более сложные, которые человек может переживать десятки раз не фиксируются в памяти. Через сравнительно короткое время они исчезают.
3. Человек может ошибаться, воспроизводя события, но при этом быть уверенным в их правильном и верном воспроизведении. Может быть совсем наоборот, чисто интуитивно человек может воспроизводить события правильно, но не осознавать этого.
4. Достаточно один раз пережить событие, которому уделяете пристальное внимание, и оно надолго сохранится в памяти. В дальнейшем можно точно и в правильном порядке воспроизвести основные элементы события по памяти.
5. Предварительное повторения материала, который необходимо заучить, экономит время, если количество повторений не превышает количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.
6. Если увеличить число членов запоминаемого ряда до количества превышающего объем кратковременной памяти, то количество запоминаемых и воспроизведенных членов этого ряда уменьшится по сравнению с количеством воспроизведенных членов ряда, объем которого не превышает максимальный объем кратковременной памяти, при однократном предъявлении этого ряда.
7. При увеличении членов ряда превышающих объем максимальной кратковременной памяти, возрастает число повторений, которые необходимы для его запоминания и воспроизведения. Например, если ряд состоит из шести бессмысленных слогов, при единократном просмотре, человек может повторить шесть слогов из шести. Если ряд состоит из 12 слогов, то человеку потребуется четырнадцать или шестнадцать повторений этого ряда, чтобы произвести шесть слогов по памяти. Если ряд состоит из большего количества слогов, то потребуется еще больше повторений, чтобы получить тот же результат. Ряд из тридцати шести бессмысленных слогов потребует пятьдесят пять повторений, чтобы воспроизвести шесть слогов.
8. Для ассоциативной связи впечатлений важным является, были ли это отдельные разрозненные впечатления или же логически связанные в одно целое.
9. Впечатления, поразившие вас, запоминаются гораздо лучше и надежнее, чем привычные.
10. Чтобы лучше запомнить материал, выученный заранее, надо его снова повторить.
11. При запоминании длинного ряда, лучше всего воспроизводятся в памяти начало ряда и конец.
12. Любое новое впечатление, полученное человеком, остается в памяти, но со временем оно вступает в ассоциативную связь с другими впечатлениями и несколько изменяется. Новое впечатление изменяется под воздействием имеющихся в памяти, а они, в свою очередь немного изменяются под воздействием этого впечатления.
13. Повторное повторение подряд заучиваемого материала менее эффективно, чем повторение, через некоторые промежутки времени.
14. Если материал интересен и человек заинтересован в нем, то запоминание происходит без особого труда. Особенно это заметно в зрелые годы.
15. Память человека тесно связана с личностью человека – патологические нарушения и изменения в личности, всегда ведут к нарушению памяти.
16. Усиливая внимание к заучиваемому материалу, уменьшает количество необходимых для запоминания материала повторений. Увеличенное количество повторений материала, при отсутствии внимания и интереса к заучиваемому материалу, не способствует более быстрому запоминанию.
17. Память у человека теряется и восстанавливается по одному и тому же принципу: при потере памяти страдают в первую очередь недавно полученные впечатления и впечатления более сложные. При восстановлении памяти происходит обратный процесс, сначала восстанавливаются более простые и более старые впечатления и воспоминания, а затем, более новые и более сложные.
Изучение этих и многих других фактов позволило ученым вывести ряд законов памяти. При восстановлении, сохранении и воспроизведении материала участвуют различные функции головного мозга и происходят различные операции по переработке данных, по перекодированию, а также происходит анализ информации, синтез, обобщение и другие. Все эти функции и операции обеспечивают смысловое содержание материала, которое определяет его запоминание и воспроизведение.
При воспроизведении какого-то текста с целью его запоминания, запоминаются не слова и предложения, из которых состоит текст. Запоминается его смысловое содержание, содержащиеся в тексте мысли. Они первыми и приходят нам на память, когда возникает необходимость воспроизвести данный материал.
Если человек дает себе мысленную установку, определенную мнемическую задачу на запоминание, то и запоминание происходит легче. Установка рассчитана на считывание и хранение информации в течение определенного времени.
Большую роль в запоминании и воспроизведении материала играет повторение, но при этом особое внимание надо уделять на понимание и осознание материала.
Для хорошего заучивания и усвоения материала нецелесообразно сразу учить его наизусть. Надо распределить количество повторений так, чтобы большая часть повторений приходилась на начало и конец заучивания, а на середину – меньшее. По данным, полученным ученым А. Пьероном, такое распределение повторений в течение дня дает экономию времени более чем в два раза, по сравнению с тем, когда материал заучивается сразу наизусть.
Любая из частей, на которые подразделяется заучиваемый материал, должна представлять законченную по смыслу цель. В таком случае материал лучше будет откладываться в памяти, легче запоминаться и воспроизводиться.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
staff.wikireading.ru
Основные процессы памяти и закономерности их протекания
Запоминание — процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, это предпосылка сохранения.
Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Воспроизведение и узнавание — процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же — в отсутствие объекта.
Запоминание
Запоминание может быть произвольным и непроизвольным, в зависимости от наличия или отсутствия цели запоминания.
Непроизвольное запоминание—это запоминание ненамеренное. При нем человек не ставит цели запомнить, не прилагает усилий для запоминания, не применяет никаких специальных приемов, обеспечивающих запоминание. Материал запоминается как бы сам собой. Непроизвольно запоминаются события личной жизни, особенно те, которые произвели сильное впечатление. Как показали исследования А. А. Смирнова и П. И. Зинченко, непроизвольно запоминается то, что связано с целью деятельности, ее основным содержанием.
В опытах П. И. Зинченко школьникам предлагали решать задачи. В одной серии опытов учащиеся решали задачи по заданным условиям, во второй—они сами придумывали условия задач по заданным числам, в третьей — условия задач и числа придумывали самостоятельно.
Затем учащихся (неожиданно для них) просили воспроизвести числа, входившие в условия задач. Результаты опыта показали, что учащиеся лучше всего запоминали числа, когда сами составляли всю задачу (третья серия опытов). Числа запоминались непроизвольно, так как они были особо тесно связаны с целью деятельности.
То же наблюдается, если учащиеся работают с контурной картой. Например, учитель ставит перед ними цель—обозначить на контурной карте цветным карандашом возвышенности и низменности. В процессе этой работы школьники непроизвольно запоминают направление течения рек, расположение гор, озер, морей, городов.
Произвольное запоминание характеризуется наличием сознательной цели — запомнить материал. Для этого организуется процесс заучивания, прилагаются волевые усилия. В процессе заучивания используют специальные приемы, способствующие запоминанию: выделение основных мыслей, составление плана, повторение и т. д.
По другому признаку — по характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти,—запоминание делится на механическое и осмысленное.
Механическое запоминание основано на закреплении внешних связей путем многократного повторения.
Осмысленное запоминание основано на установлении смысловых связей нового с уже известным материалом и между частями данного материала. Отдельные части анализируются и обобщаются.
Более быстрым и прочным является осмысленное запоминание. Иногда недостаточно только осмысленного запоминания, необходимо использовать и осмысленное, и механическое запоминание, т. е. многократно повторить материал после того, как он понят (при запоминании стихотворений, иностранных слов, дат и т. п.). Нельзя полностью обойтись в обучении без механического запоминания.
Прочность запоминания
Прочность запоминания обусловлена многими причинами. Запоминание зависит от свойств личности, ее интересов и склонностей. В памяти удерживается то, что соответствует интересам человека, и забывается то, что не имеет для него существенного значения, что ему безразлично.
Запоминание становится успешным также при наличии запаса знаний, необходимых для связывания с ними новых знаний. Пробел в знаниях не дает возможности усвоить последующий материал. Не только знания зависят от памяти, но и память зависит от имеющихся знаний.
На успешность запоминания влияет и цель, которая стоит перед человеком: надо ли запоминать материал близко к тексту или «своими словами», в той же последовательности или нет. В зависимости от цели по-разному организуется и заучивание:
при направленности сознания на точность воспроизведения будут мысленно повторяться отдельные фразы и слова, при направленности на последовательность воспроизведения будут устанавливаться смысловые связи, будет осмысливаться логика материала.
Имеет значение и направленность сознания на прочность запоминания: если у школьника нет намерения прочно усвоить, надолго запомнить, материал заучивается только к следующему уроку и сразу забывается. Для предупреждения этого следует систематически проверять прежние знания, приучая детей без специального повторения воспроизводить необходимое в процессе изучения нового материала.
Для успешного запоминания учебного материала пользуются приемами осмысленного запоминания. Этим приемам надо научить школьников, показать, как производят группировку материала, как его делят на части, как устанавливают связи между частями, как выделяют смысловые опорные пункты, озаглавливая части текста. Учащимся надо объяснить, как мысленно составлять план будущего ответа. Это имеет значение даже в том случае, если план и забудется: важен не сам план, а мыслительная работа, проводившаяся при его составлении.
Влияние плана на успешность запоминания хорошо иллюстрирует таблица.
Воспроизведение смысловых единиц текста в % (по А. А. Смирнову)
Характер воспроизведения |
С планом |
Без плана |
При непосредственном воспроизведении При отсроченном воспроизведении Разница между непосредственным и отсроченным воспроизведением (забывание при отсрочке воспроизведения) |
70,6
17,5 |
73,1
31,5 |
Необходимо постоянно устанавливать связи нового учебного материала с ранее известным.
Облегчают запоминание схемы, таблицы, диаграммы, особенно если их составляют сами учащиеся. Полезно также приучать детей к тому, чтобы, заучивая, они воспроизводили материал. Повторное чтение всегда дает меньший эффект, чем активное воспроизведение. К тому же воспроизведение является средством самоконтроля.
Иначе следует организовать заучивание формул, дат, названий, иностранных слов и т. д. При заучивании иностранного слова требуется не только понять его значение, но и запомнить, какому слову родного языка оно соответствует, запомнить его как сочетание звуков и букв, расположенных в определенной последовательности. Запомнить слово — значит не только усвоить его значение, но и сохранить в памяти его звуковой и зрительный образ, запомнить, как оно произносится и пишется.
Чтобы облегчить запоминание, можно применять Группировку слов по содержанию, или слов с общим корнем, или слов, сходных по звуковому составу. Целесообразно сравнивать новое слово с известным, находить сходство и различие между ними по значению, по звуковому и буквенному составу. Иногда можно установить и внешние ассоциации: запомнить, на какую букву слово начинается, на какой слог кончается, на каком месте в книге или словаре напечатано.
Чтобы сформировать рациональные приемы запоминания, каждый преподаватель должен учить детей, как готовить уроки. Недостаточно, давая задание на дом, называть лишь номер страницы и параграф. Необходимо рассказать учащимся, какие действия следует произвести: что прочесть, что найти на рисунке или на карте, на какие вопросы найти ответ или составить план ответа, какие слова выписать в специальный словарик, что с чем сравнить, в каком порядке учить правила и выполнять упражнения или задачи и т. д.
Особенно важно обучать рациональным приемам запоминания учащихся IV—V классов, которые еще склонны к дословному заучиванию материала или прибегают к зубрежке.
Следует также разъяснить учащимся разнообразные рациональные приемы заучивания учебного материала, в частности указать на роль и место механического запоминания при заучивании разного материала. Детям надо рассказать, что наибольший эффект дает распределенное во времени повторение, особенно при заучивании стихотворений. Заучивание в течение 2—3 дней потребует в общей сложности меньшей затраты времени, чем заучивание в один прием.
Сохранение и забывание
Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока материал не забыт.
Иногда при сохранении наблюдается явление реминисценции. Суть ее в том, что воспроизведение, отсроченное на 2—3 дня, оказывается лучше, чем непосредственно после заучивания. Реминисценция проявляется особенно ярко, если первоначальное воспроизведение не было достаточно осмысленным. С физиологической точки зрения реминисценция объясняется тем, что сразу после заучивания, по закону отрицательной индукции, наступает торможение, а затем оно снимается.
Забывание может быть частичным и полным. Частичное забывание проявляется в невозможности воспроизвести, но в возможности узнать. Узнать легче, чем воспроизвести. При повторном чтении или слушании материал кажется знакомым, но для самостоятельного воспроизведения этого недостаточно. Усвоенным можно считать то, что человек может не только узнать, но и воспроизвести.
Прочность сохранения обеспечивается повторением, которое служит подкреплением и предохраняет от забывания, т. е. от угасания временных связей в коре головного мозга. Повторение должно быть разнообразным, проводиться в разных формах: в процессе повторения факты необходимо сравнивать, сопоставлять, их надо приводить в систему. При однообразном повторении отсутствует мыслительная активность, снижается интерес к заучиванию, а поэтому и не создается условий для прочного сохранения. Еще большее значение для сохранения имеет применение знаний. Когда знания применяются, они запоминаются непроизвольно.
Воспроизведение
Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным.
Непроизвольное воспроизведение — ненамеренное, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации.
Произвольное воспроизведение — целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий.
Иногда произвольное воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием.
Качества памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно является результатом и запоминания, и сохранения. Судить о запоминании и сохранении мы можем только по воспроизведению. Воспроизведение — не простое механическое повторение запечатленного. Происходит реконструкция, т. е. мыслительная переработка материала: изменяется план изложения, выделяется главное, вставляется дополнительный материал, известный из других источников.
Успешность воспроизведения зависит от умения восстановить связи, которые были образованы при запоминании, и от умения пользоваться планом при воспроизведении.
Физиологическая основа узнавания и воспроизведения — оживление следов прежних возбуждений в коре головного мозга. При узнавании оживляется след возбуждения, который был проторен при запоминании. При воспроизведении оживление следа может происходить на основе ассоциации. Оживление следа возбуждения может происходить и при второсигнальных раздражителях: объяснение, слова учителя оживляют ранее образованные связи.
Для того чтобы произвольное воспроизведение было более успешным, следует научить школьников специальным способам воспроизведения: припоминанию смысловых ассоциаций, припоминанию основных мыслей и т. д.
Общая психология. (Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов). Под ред. В. В. Богословского и др. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1973. — 351 с. С. 202-206.
См.: Развитие памяти у дошкольников (Дипломная работа).
psixologiya.org
51.Закономерности памяти.
Память имеет ограниченный объём. Успешность воспроизведения большого объёма материала зависит от характера распределения повторений во времени. Имеет место такая закономерность, как кривая забывания.
Закон памяти |
Практические приёмы реализации |
Закон интереса |
Интересное запоминается легче. |
Закон осмысления |
Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится. |
Закон установки |
Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче. |
Закон действия |
Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше. |
Закон контекста |
При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше. |
Закон торможения |
При изучении похожих понятий наблюдается эффект «перекрытия» старой информации новой. |
Закон оптимальной длины ряда |
Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти. |
Закон края |
Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце. |
Закон повторения |
Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз. |
Закон незавершённости |
Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д. |
52.Процессы памяти.
Основные процессы памяти — это запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание и забывание.
Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.Запоминание бывает осознанным (целенаправленным) или неосознанным (импринтинг и непроизвольное запоминание).
Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.
Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.
Если в процессе воспроизведения затруднения, то идет процесс припоминания: отбор элементов нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.
Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.
studfile.net