Ментальное долголетие – Коммерсантъ Екатеринбург
О тревогах нового времени и способах сохранить душевное здоровье на долгие годы рассказывает Михаил Перцель, психиатр, психотерапевт, руководитель клиники неврозов «Сосновый бор».
Уходящий год продолжает оставаться таким, какого не было на памяти ныне живущих поколений. Растущий уровень тревоги, усталость, напряжение и дискомфорт от вынужденных ограничений — все это заставляет людей всерьез задуматься о том, что душевное состояние требует такого же внимательного отношения, как и физическое здоровье, а молодость души едва ли не важнее здорового крепкого тела.
— Михаил Григорьевич, почему тема душевного здоровья для многих людей до сих пор остается вопросом болезненным и неприятным? К стоматологу идем с больным зубом, а болезни души игнорируем.
— Со сферой психологического здоровья связано много предрассудков. Проблемы ментального плана нередко воспринимаются обывателями как нечто унижающее человека, стыдное, нежелательное и при этом пугающее. Поэтому люди, которые сталкиваются с тем или иным психологическим неблагополучием, действительно стараются держаться от этой темы подальше. Людям свойственно избегать того, чего они боятся или не понимают. Часто пациенты рассуждают так: я проблемы не вижу, значит, ее не существует. Многие даже не задумываются о том, что они могут быть ментально нездоровы, потому что их сознание табуирует саму мысль об этом. Между тем статистика говорит, что различного рода неврозами и депрессиями страдает 30—40 % населения. В настоящее время, однако, мы наблюдаем, как подход людей к психическому здоровью и к тем структурам, которые оказывают помощь, становится более цивилизованным. Люди постепенно начинают понимать, что это важная область здравоохранения и что за душевным состоянием тоже надо следить. И лечить человека, когда это необходимо.
— По каким критериям можно определить ментально здорового человека?
— Есть определение психического здоровья, сформулированное ВОЗ: это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. То есть данное понятие предполагает не только отсутствие каких-то психологических проблем, но и способность человека активно существовать, реализовывать себя и преобразовывать свою жизнь к лучшему. В глобальном смысле психическое здоровье означает оптимальную адаптацию человека к жизни вообще и к жизни в конкретном социуме, который его окружает. Если речь идет о самодиагностике, ключевое значение имеет то, испытываете ли вы удовлетворение от своей жизни, от себя и своего взаимодействия с окружающими. Если ощущения благополучия нет и причины этого не столько внешние, сколько внутренние, то с большой долей вероятности можно говорить о том, что какие-то проблемы с ментальным здоровьем существуют.
— Как деликатно донести до близкого человека, что ему, возможно, необходима консультация специалиста вашего профиля?
— Для этого нужно уметь найти с ним общий язык, точки соприкосновения, чтобы он смог воспринять ваши рекомендации не как обидную критику, а как желание помочь. Важно понять, что ваш близкий и сам испытывает внутренний дискомфорт. То есть он демонстрирует какое-то неправильное поведение, усложняет, возможно, жизнь окружающим, но при этом он и сам страдает. И чаще всего убедить человека, что ему необходима помощь, можно в том случае, если в своих доводах вы будете опираться не на свои претензии к нему, а на его ощущения. Как правило, психические отклонения сопровождаются у больного такими эмоциональными состояниями, как тревога, страх, растерянность, ощущение угрозы, неопределенности. Возможность исправить эти моменты в его самочувствии и может стать аргументом в пользу обращения к специалисту.
— Этот год привнес в жизнь очень многих людей и тревогу, и беспокойство, и страх. В каком случае эти состояния являются достаточным поводом для обращения за психологической помощью?
— Тревога — это защитный механизм, который выработан природой для того, чтобы человек был более адаптивным. Тревога возникает, когда человек отмечает: что-то идет не так. Это вызывает у него обеспокоенность и заставляет действовать в направлении нормализации обстановки, ситуации, своего состояния. Например, появились новости о коронавирусе. Я пошел в аптеку, купил маски, соблюдаю изоляцию. Мое волнение до определенного уровня снизилось. В этом случае тревога носит конструктивный характер. Если же она не конструктивна, если тревога сама по себе является источником проблем, а не реакцией на них, если она мешает спать, действовать, общаться, то в этом состоянии надо обращаться к врачу. Это же касается и сниженного настроения. Грамотный специалист видит, имеет ли проблема психологический характер вследствие каких-то душевных переживаний и может быть решена с помощью психолога или является сигналом нарушений именно психического здоровья и требует вмешательства психотерапевта и психиатра. Мы стараемся выстроить систему таким образом, чтобы человек мог обратиться к любому специалисту и быть перенаправленным на тот уровень помощи, который ему необходим.
— Можно ли как-то профилактировать заболевания ментальной сферы?
— Да, для здоровья духа, как и для здоровья тела, есть различные формы профилактики, связанные и с диетами, и с определенным образом жизни, и с особенностями мышления. Активная жизненная позиция является одним из важнейших факторов психического здоровья. На сегодняшний день средняя продолжительность жизни человека увеличивается, и вопрос сохранения психического здоровья на максимально долгий срок приобретает все большую актуальность. Появился даже такой термин — психическое долголетие. Очень важно дожить до преклонных лет не только физически крепким, но и душевно здоровым, сохранить память, интеллект. Если посмотреть на долгожителей, то, как правило, это люди, которые ведут активную деятельность — бытовую, творческую, научную. При этом не обязательно становиться великим ученым. Можно быть энергичной бабушкой или неугомонным дедушкой, которые активно участвуют в жизни, постоянно тренируя таким образом свои психические функции. Поэтому психическое долголетие неразрывно связано с активностью человека, его психологическим тонусом.
— То есть самый главный совет для сохранения молодости духа — это чтобы мозг был занят.
— Да. Это важный момент. Но есть и генетическая предрасположенность к болезням, в том числе и ментальным. В этом случае помогает ранняя диагностика появляющихся нарушений и как можно более ранняя их коррекция. Это касается всех психических заболеваний и актуально для людей любых возрастов. Например, чем раньше будут выявлены признаки шизофрении, тем большая вероятность того, что лечение будет эффективным и болезненный процесс удастся остановить. Так что помимо активной жизненной позиции необходимо своевременное обращение за помощью.
— Если род деятельности человека предполагает регулярные стрессы, должен ли он включить в свою систему профилактики ежегодный поход к врачу-психотерапевту?
— Если человек тревожится за свое психическое здоровье, то это уже повод обратиться к кому-то из специалистов, занимающихся ментальным здоровьем. В современном мире вообще должно стать нормой ответственное и серьезное отношение к своему психическому здоровью. И такая тенденция есть. Спрос рождает множество предложений на рынке практикующих психологов, которых становится все больше. И это в целом отрадно. Другое дело, что качество таких услуг разное. То, что мы переживаем сейчас, — это нормальное становление сферы психологической помощи. Со временем вся пена уйдет, останутся только профессионалы. Потому что к непрофессионалам люди просто не будут ходить. Одновременно с этим, конечно, должны совершенствоваться регуляторные механизмы. Государство прикладывает усилия для того, чтобы навести порядок в этой сфере. Например, сейчас ведется работа над законом о психологической помощи. И это говорит о том, что такие услуги востребованы и нужны обществу.
Марина Архипова, Полина Синютина
Ментальная психология и уникальная методика перезагрузки реальности
01.11.2019Понятие «ментальный» в традиционной трактовке можно рассматривать как нечто, относящееся к уму в его функциональных и содержательных аспектах. «Ментальность» с точки зрения психологии – это способ проживать те или иные жизненные ситуации, имея определенный, сформированный благодаря внешнему влиянию, а также собственному опыту стереотип. Ментальный уровень – это наши мысли, образы, представления, фантазии и мечты, которые формируются под влиянием фундаментальных установок, стереотипов общественного сознания, передаваемых из поколения в поколение. Фактически, это призма, через которую человек смотрит на мир. Что делать, если эти установки мешают, ухудшают качество жизни, пусть человек сам этого и не осознает, просто понимает, что «что-то идет не так». Здесь начинает свою работу ментальная психология.
Основной предмет исследования ментальной психологии, это мысли, которые фактически формируют нашу реальность, соответственно, задача реабилитации с точки зрения ментальной психологии – скорректировать ошибки мышления.
К понятию «ошибки мышления» относятся и так называемые «ментальные ловушки» — это привычный ход мыслей, благодаря которому мы постоянно совершаем те или иные ошибочные, наносящие нам или окружающим ущерб, действия. Ментальные ловушки забирают наши психоэмоциональные ресурсы, время, вновь и вновь попадая в них, мы испытываем дискомфорт, недовольство жизнью, страдания. Специалисты выделяют одиннадцать основных ментальных ловушек, к ним относятся: Упорство (продолжать делать что-то, что не приносит удовольствия или обречено на провал), Амплификация (вкладывать больше усилий, чем нужно), Фиксация (застревать в каком-то моменте, лишая себя возможности двигаться дальше), Реверсия (пытаться изменить необратимую ситуацию, вместо того, чтобы отпустить), Опережение (решаем задачи, которых еще нет), Противление (нежелание менять курс действий, несмотря на препятствия), Затягивание (откладывать неприятные дела), Разделение (пытаться делать два дела одновременно, делить внимание), Ускорение (спешка без видимых на то причин), Регулирование (предписываем себе делать или чувствовать что-то), Формулирование (проговаривать мысли, фотографировать вместо того, чтобы наслаждаться). Чтобы избавиться от ментальных ловушек, нужно знать о них, уметь отслеживать и удалять из жизни.
Выдающийся профессор Джим Рон доказал свою идею о том, что психологическое состояние человека — это производная от состояния 5 человек, с которыми он чаще всего общается. То есть на мысли, отношение к жизни напрямую влияет окружение. В свою очередь мысли фактически определяют реальность, в которой находится человек.
Если человек осознанно практикует позитивное мышление, наполняет свою жизнь искренними положительными эмоциями, то рано или поздно, эти мысли и эмоции укореняются в сознании, которое, в свою очередь, формирует условия, являющиеся отражением его сознательных мыслей. Если же мышление негативное, человек постоянно испытывает гнев, ненависть, зависть, ревность и другие отрицательные эмоции, то и они, пройдя через подсознание, отобразятся затем в действительности.
Необходимо придерживаться принципа гигиены ума, предохраняя свое сознание от заражения.
Реабилитационный центр «Вместе с мамой» использует уникальные психотерапевтические практики для работы с состояниями, вызванными теми или иными «ментальными ловушками», ошибками мышления, создающими разрушительные последствия в реальности.
Перезагрузка реальности в VR
Что делать, если человек уже находится в сложной ситуации и психоэмоциональном состоянии, с которым не способен справиться самостоятельно, даже после предпринятых попыток, например, «практиковать осознанное позитивное мышление»? В этом случае, конечно, требуется помощь специалиста. Мы разработали специальные программы реабилитации, способные перезагрузить сознание, и с помощью комплекса психотерапевтических техник скорректировать нарушения, улучшить качество жизни, отношения в семье, на работе, самоощущение человека как личности.
Одной из революционных методик является использование инструментов виртуальной реальности VR (от англ. Virtual Reality). Психотерапевтическая медитация в виртуальной реальности – это наша новейшая разработка, включающая работу со специальными визуальными образами, позволяющая погрузить пациента в определенное расслабленное состояние, в сочетании с ольфактотерапией (терапия ароматами) и матричной музыкой. Нет, это не сухое и усталое «расслабьтесь и представьте, что вы на берегу моря», сидя на неудобном стуле, это почти осязаемое впечатление, это формирование состояния, способного оказывать более глубинное воздействие, благодаря работе с бессознательным, а значит, достигать психотерапевтических целей более эффективно и быстро. После процедуры пациент чувствует себя расслабленно, обретает забытый душевный покой, оставляет страхи и навязчивые мысли.
Для кого?
Стресс испытывают, конечно, все, и в помощи для построения комфортных отношений с окружающим миром и самим собой, нуждается абсолютное большинство вне зависимости от пола, возраста, социального положения и так далее. Мы выделили одну из социальных групп, которая склонна наиболее остро реагировать на возникающие сложности и разработали специальную корректирующую программу. Это подростки, проживающие проблемы пубертатного возраста, и их семьи.
Подростки являются самой незащищенной социальной группой. На вчерашних детей оказывают влияние множество сил со всех сторон, авторитеты не сформированы, жизненного опыта нет, при этом, бушуют гормоны, что вызывает скачки роста, недовольство внешностью, неустойчивое психоэмоциональное состояние, добавьте к этому пробуждающуюся сексуальность. В результате, мы получаем конфликты в семьях, попытки родителей «подавить бунт» приводят к еще большему сопротивлению и отстраненности. В результате получаем взаимную агрессию, манипуляции, недоверие.
Заставить подростка посещать психолога, а тем более, приходить на семейные сессии вместе с родителями не всегда удается, здесь работает свойственное возрасту отрицание, нежелание взаимодействовать. Именно поэтому, мы предлагаем совершенно иную программу Помощи подросткам в пубертатном периоде. Это не скучные вопросы и наставления школьного психолога, это интересный новый опыт, включающий в себя такие форматы как медитацию в виртуальной реальности, работу с нейропсихологом, лечебную физкультуру (ЛФК) или занятия с мануальным терапевтом, и даже расслабляющую стоун-терапию. Программа комплексная и включает курс для родителей. Мы поможем гармонизировать ваше психоэмоциональное состояние, посоветуем, как наладить отношения с детьми, научим понимать и принимать их взросление, и мягко управлять их поведением.
Что такое ментальное здоровье и как о нем заботиться? Отвечаем в шести карточках
Если вы заметили проблемы, которые мешают полноценно жить, то следует обратиться к специалистам. В зависимости от конкретной проблемы, идти лучше к психологу, психотерапевту или психиатру.
К психологу лучше обратиться, когда не получается разобраться с жизненными проблемами, но при этом нет каких-то клинических проявлений. К примеру, когда не понимаете себя, своих чувств и переживаний, не можете найти смысла в жизни. Когда у вас горе, проблемы с учебой, работой, трудности в отношениях с близкими. К врачу-психотерапевту стоит обратиться, когда длительная психотравмирующая ситуация приводит к появлению выраженных психосоматических симптомов, таких как стойкие нарушения сна, потеря аппетита, нарушения сердечного ритма, головные боли, скачки давления, краснота или бледность кожи. Все эти симптомы говорят, что у человека недостаточно ресурсов, чтобы справиться самому, и может понадобиться легкая медикаментозная поддержка, которую назначает только врач. Консультация врача-психиатра необходима тем, у кого проявляются такие симптомы, как страх перед улицей, панические атаки, беспричинные вспышки агрессии, галлюцинации, наличие бредовых идей, мысли о самоубийстве. В особенности, если были случаи насилия по отношению к себе или другим, сильное влечение к спиртному или наркотическим веществам.
Помощь психологов, психотерапевтов и психиатров всегда конфиденциальна, хоть и не анонимна. Если человек приходит на прием, то даже сам факт обращения за помощью является частью врачебной тайны, не говоря уже о диагнозе. Такая информация не разглашается ни на работе, ни на учебе, ни родственникам. Врач имеет право раскрыть эти данные только по официальному запросу суда. Что же касается госпитализации в больницу, то это возможно лишь в тех случаях, когда поведение человека действительно угрожает его жизни и здоровью или безопасности окружающих.
Да, конечно. Есть такое понятие, как психогигиена. В нее входит большой комплекс мер, которые помогут, по возможности, избежать обращения к специалисту. Надо осознанно подходить к жизни и тем событиям, которые влияют на нас. Выбирайте подходящие вам лично способы профилактики стресса: хобби, прогулки, посещения театра, спортивных мероприятий — то, что подходит именно вам. Соблюдайте режим дня. Конечно, избегайте черепно-мозговых травм. Однако, если психотравмирующая ситуация все же возникла, то откладывать посещение специалиста не стоит, так как со временем проблема может стать острее.
«Ментальная катастрофа». Чем грозит закон об ограничении просвещения в России
- Анна Рында
- Би-би-си
Автор фото, Getty Images
Министерство просвещения России в новом проекте предложило ужесточить регулирование просветительской деятельности — заниматься ей запретят НКО-иноагентам. Для остальных же запретят просвещение без договоров. Ученые и просветители жалуются на цензурирование и бюрократизацию просвещения: в нынешних формулировках проекта под ограничение попадут любые лекции и мастер-классы. В научной среде прогнозируют уничтожение образовательных проектов и откат к советским временам.
Законопроект о просветительской деятельности появился в Госдуме в ноябре прошлого года. Документ подготовила группа сенаторов и депутатов во главе с председателем комиссии Совета Федерации по защите суверенитета Андреем Климовым. Среди авторов нет представителей комитета госдумы по науке и образованию.
Документ вводит понятие «просветительской деятельности» и запрещает заниматься ею без санкции органов власти.
В пояснительной записке авторы ссылались на антироссийскую пропаганду в школах и вузах, которая, по их мнению, ведется под видом просветительской деятельности. Депутаты утверждали, что стремятся не допустить иностранное вмешательство, пропаганду экстремизма и сеяние розни.
Размытые формулировки документа вызвали опасения в образовательной среде. Ученые резко раскритиковали инициативу властей.
«Цензура мрачных времен»: ученые раскритиковали документ
Президиум РАН в январе направил в Госдуму запрос об отзыве законопроекта. Группа ученых в обращении в издании «Троицкий вариант» назвала оскорбительной постановку вопроса о лицензировании и регламентации просветительской деятельности.
Схожую позицию заняли создатели и руководители 17 независимых российских просветительских проектов в коллективном заявлении.
«Регулирование просветительской деятельности, о котором идет речь, по сути является формой предварительной цензуры, напоминающей о самых мрачных страницах российской истории, и прямо ограничивает свободу слова и дискуссии в нашем обществе», — посчитали они.
Заявление подписано в том числе Александром Архангельским (премия «Просветитель»), Филиппом Дзядко (проект Arzamas), Михаилом Зыгарем («История будущего»), Андреем Коняевым ( N+1).
Петиция против законопроекта на сайте change.org, инициированная астрофизиком, доктором физико-математических наук, ведущим научным сотрудник ГАИШ МГУ Сергеем Поповым, собрала почти 250 тысяч подписей.
«Многие просветительские проекты, основанные в первую очередь на энтузиазме их участников, могут оказаться под угрозой исчезновения из-за появления многочисленных бюрократических требований, необходимости лицензирования, согласования содержания каждой лекции и т.п.», — говорилось в петиции.
Российский ученый, биоинформатик, доктор биологических наук Михаил Гельфанд в комментарии к петиции назвал закон глупым и безграмотным. «Его последовательное применение невозможно, а избирательное повышает угрозу наказания над любым, занимающимся просветительской деятельностью — от лекторов и организаторов мероприятий до библиотек и клубов, ставших площадками этих мероприятий», — отметил ученый.
«Попытка регулировать все»: против выступили Мизулина и Поклонская
Несмотря на бурную реакцию научно-просветительского сообщества, Госдума 16 марта приняла законопроект в третьем чтении, а Совет Федерации одобрил его 31 марта.
Во время голосования в Совете Федерации сенатор Елена Мизулина отказалась голосовать за документ, который она назвала «мутным» и похожим на «попытку регулировать все».
«Просветдеятельность — это право каждого. Мы что теперь, не можем своей группе помощников что-то рассказать, дать знания? Если родитель приходит в школу выступить, рассказать о своей профессии — уже надо согласовывать? Тут очень много неясных моментов», — заявила сенатор.
Депутат Госдумы, экс-прокурор Крыма, Наталья Поклонская отозвала подпись под инициативой.
Автор фото, Getty Images
В середине марта Российская академия наук (РАН) еще раз выступила против законопроекта о просветительской деятельности и обратилась с письмом к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой не подписывать этот документ после принятия его парламентом.
В итоге 5 апреля Путин все равно подписал закон, который вступит в силу 1 июня.
«Конец курсам и марафонам»: уточнения минпросвета вызвали вопросы
Ожидалось, что применение на практике «резиновых» формулировок из законопроекта о просвещении прояснит подзаконный акт от правительства.
Власти обнародовали соответствующий проект постановления от минспровещения 24 апреля. Но документ вызвал еще больше споров.
В проекте постановления перечисляются все возможные формы просветительской деятельности. Таковой будут считаться любые лекции, тренинги, мастер-классы, круглые столы, дискуссии и вебинары. Круг представленных тем и направлений просветительской деятельности широк: от «распространения нравственно-духовных ценностей народов РФ» до «распространения знаний о выборе жизненного пути».
«Конец курсам и марафонам», — прокомментировала старший преподаватель филологического факультета МГУ и главред «Правмира» Анна Данилова.
По ее мнению, под просветительскую деятельность попадут любые лекции и мастер-классы: «по фотографии, похудению, английскому и психологии».
Документ допускает произвольную интерпретацию правоприменителями направлений просветительской деятельности, согласен декан факультета международных отношений и политических исследований СЗИУ РАНХиГС Евгений Рощин. Он подчеркнул, что выступает как частное лицо.
«Все наши события с внешним гостями (экспертами, представителями органов государственной власти, НКО, других университетов) могут попасть под категорию просветительской деятельности и потребуют заключения договора с каждым таким гостем. Эта дополнительная бюрократия если не убьет, то значительно подорвет общественную роль университетов», — опасается Рощин.
Под постановление подпадают все контакты с вузами, музеями, библиотеками, школами и колледжами, добавляет доцент департамента медиа НИУ ВШЭ и основатель проекта Silamedia Оксана Силантьева. «После вступления в силу этого постановления больше не получится «Оксана, приходи к нам, расскажи на конференции про сайты, соцсети и всю твою мультимедию». Даже онлайн», — написала она в «Фейсбуке».
Формулировки в постановлении настолько размыты, что донос как на незаконное просветительство можно написать практически на любой проект, прогнозирует Вячеслав Данилов, ведущий телеграм-канала Philosophy Today, старший преподаватель кафедры философской антропологии МГУ.
«Скоро окончательно допримут закон о просветительстве — и нам придет хана. Не только анонсам, потому что анонсировать будет нечего (разве что лекции отставных силовиков в обществе «Знание» и научные конференции, которые проводятся для галочки), но и на сам наш канал можно будет написать донос как на незаконное просветительство», — написал Данилов.
Просвещение без договоров станет наказуемым
Просветителю необходимо будет «оформить договор с организацией науки, культуры или образования», чтобы вести соответствующую деятельность, говорится в проекте правительства.
Такое требование вице-президент РАН академик Алексей Хохлов называет главным недостатком документа.
«Если человек без всяких договоров хочет высказать какое-то мнение о важном достижении в сфере науки и высоких технологий, то это делается, как правило, на основе свободного информирования населения, в том числе в интернете. Ученые, считая это важной миссией, информируют население о современных достижениях науки, о том, как эти достижения меняют нашу жизнь. Это очень важная деятельность, никакими договорами она не регламентируется,ученые за это деньги не получают», — подчеркивает Хохлов.
Главред «Нового литературного обозрения» Ирина Прохорова опасается, что инициатива приведет к цензурированию просветительских материалов.
«Независимые просветители, которые хотят делать какие-либо циклы лекций — то, что можно было делать абсолютно свободно — теперь должны будут заключать договор с какой-то из государственных инстанций, фактически боясь каких-то преследований, волей-неволей цензурировать контент. Будет огромное количество бессмысленной бумажной волокиты», — сетует она в разговоре с Русской службой Би-би-си.
Кому позволят заниматься просвещением
Просветительской деятельностью по документу смогут заниматься как юридические, так и физические лица.
При этом юрлица не должны быть включены в реестр иностранных агентов.
Несколько требований касаются физлиц и ИП. На момент заключения договора они:
- должны быть совершеннолетними;
- иметь опыт работы в просветительской деятельности не менее двух лет;
- не иметь ограничений к педагогической деятельности, которые предусмотрены ТК (в том числе не иметь судимости и социально опасных заболеваний).
Из-за этого невозможно будет пригласить многих лекторов, описывает риски Хохлов.
«Например, мы приглашаем иностранного профессора, нобелевского лауреата прочитать лекцию о своих научных достижениях на фестивале науки «Наука 0+». Ежегодно к нам приезжают несколько нобелевских лауреатов из-за рубежа. Согласно проекту постановления, им нужно будет предоставлять справку об отсутствии судимости, об отсутствии социально-опасных заболеваний и так далее? Это странно звучит», — подчеркивает вице-президент РАН.
Абсолютно непонятно, как просвещение связано со статусом иностранного агента, удивляется Рощин.
«Почему иногент не может рассказать то, о чем мы не знали и можем, в случае запрета, не узнать вовсе? Не означает ли это в принципе запрет на просвещение для широкого круга лиц?» — возмущается он.
Рощин считает странным и требование наличия как минимум двухлетнего стажа работы в просветительской сфере, ведь оно неоправданно сузит круг профессионалов в среде просветителей.
«Я решительно не согласен с тем, что наши гости должны доказывать свою квалификацию вести просветительскую деятельность. Я считаю, что мы вполне можем поинтересоваться, например, мнением человека не из сферы образования и культуры о прочитанной академической книге [у которого может и не быть стажа работы в просветительской сфере]», — подчеркивает Рощин.
С другой стороны главный редактор «Правмира» Анна Данилова считает, что требование наличия стажа «поможет информационному пространству очиститься от липовых экспертов». Но, по ее словам, эта мера сильнейшим образом «ударит по всем классным профи, не работающими в сфере образования».
Рыхлость и антиконституционность
Закон и подзаконный акт написаны настолько невнятно, что из них ничего не понять, указывает Прохорова. Это приведет к росту самоцензуры и преследованию самых невинных форм просветительской деятельности, опасается она.
«Как мы знаем, в традиции России создавать законы заведомо рыхлые, допускающие множество толкований. Это и есть собственно форма контроля над обществом, потому что помимо цензурирования со стороны каких-то органов будет невольная самоцензура, потому что никогда четко не прописано, собственно какие виды деятельности подпадают под этот закон», — рассуждает эксперт.
Закон может противоречить Конституции РФ (в том числе статьям о свободе мысли и слова, свободе поиска и передачи информации, свободе творчества и преподавания). Так считает партнер Адвокатского Бюро «Чернышов, Лукоянов и партнеры», руководитель практики «Архивное дело и родословие» Даниил Петров.
Документ он называет «беспрецедентной попыткой вмешательства государства» в права общества на свободную передачу информации, на свое мнение и на преподавательскую деятельность.
Юрист прогнозирует большой урон российской науке и уровню образования граждан, а также усиление разобщенности между государством и научным сообществом.
При чем здесь «несовершеннолетние» и «пропаганда наркотиков»?
Один из авторов законопроекта о просветительской деятельности депутат Алексей Чепа («Справедливая Россия») сказал Би-би-си, что не видит в принятом законопроекте и подзаконном акте нарушений прав на свободу мысли и слова. Он не опасается, что документ ограничит свободу научного поиска и снизит уровень образования граждан.
Ужесточение контроля над работой просветителей депутат объяснил недопустимостью пропаганды наркотиков, нездорового образа жизни, терроризма и «чуждых российскому народу ценностей» (речь шла об однополых браках), особенно среди несовершеннолетних.
Автор фото, Getty Images
Эксперт Московского центра Карнеги Андрей Колесников в интервью Русской службе Би-би-си называет ссылку на борьбу с пропагандой наркотиков «глупостью». «Потому что они [авторы проекта] прекрасно знают, что просветительскими лекциями не достигается более частое употребление наркотиков, это абсолютная чушь», — говорит эксперт.
По его словам, в протестах в реальности почти не участвуют несовершеннолетние. «Но тем не менее все репрессии в отношении протестующих оправдываются тем, что они вовлекают несовершеннолетних в противоправную деятельность, которая тоже не является противоправной. В этой же логике строится и этот закон о просветительской деятельности», — замечает Колесников.
Зачем понадобился закон о просвещении и каковы будут последствия его применения?
Колесников называет проект постановления «ментальной катастрофой» политического режима.
«Очередное сужение поля свободной мысли, свободного высказывания. Имплементация закона и подзаконных актов создаст колоссальные сложности очень многим организациям», — говорит он.
Ирина Прохорова видит в происходящем попытку вернуться к идеологическому контролю.
«Изобретается на первый взгляд бессмысленное, но логичное с точки зрения политического мейнстрима законодательство. [Власти] боятся оставить сферу просветительства в неконтролируемом виде. Хотят реанимировать общество «Знание», которое будет заниматься только утвержденными формами просветительства», — говорит Ирина Прохорова.
О необходимости реанимации общество «Знания» 21 апреля рассказал в своем послании президент Путин. Нынешнее общество «Знание» ведет свою историю от одноименной советской добровольной общественной организации.
Речь идет о репрессивных мерах против оппозиционно настроенных граждан и политически активных людей, полагает Прохорова. «Будет много безобразия, мучительных компромиссов, и на самом деле колоссальное оскудение культурной жизни в целом», — опасается она.
Прохорова надеется, что независимые просветительские проекты «полностью убить будет невозможно».
«Но то цветение и многообразие просветительских проектов (которое существует сейчас), конечно, будет поставлено под удар», — говорит Ирина Прохорова.
«Применение этого закона в течение длительного времени будет способствовать умственной недоразвитости российской публики, — согласен Колесников. — Это очень серьезные вещи, на самом деле. Они бьют в самое сердце ментальной активности российского общества».
Словарь терминов ментального подхода | Ментальный подход и технологии
Ментальный подход и ментальные технологии – это новаторский и глубокий подход изучения, понимания и влияния ментальности в самых разных сферах человеческой реальности. Это подход, обращенный к самым фундаментальным основаниям всего, что хотят, думают, чувствуют и делают люди, к основанию всего, что с ними происходит, всех решений и событий. Это технологии, позволяющие осуществить глубокое воздействие на все аспекты гуманитарной реальности, предполагающее ее качественное, содержательное изменение посредством коррекции смысловой матрицы, а также инсталляции новых идей и смыслов в качестве оснований любой осознанной активности и деятельности.
Ментальный подход (ментология) – это учение, теория о ментальности и универсальная логика операций мышления и совершения осмысленных действий, реализуемые носителем такого подхода и логики (ментологом), которые полагаются в качестве источника и основания всякого акта мышления, действия или реакции психики некоторого внутреннего основания (ментального убеждения, установки) в значимо большей степени, нежели любого внешнего обстоятельства. Эта логика ментальных оснований, формирующая глубокую осознанность всего происходящего всяким разумных субъектом. При этом полагается, что даже если основанием для реакций и действий субъекта являются известные внешние обстоятельства, то как факт, так и вид реакции на любые события предопределены уже предзаданным внутренним (ментальным) отношением к таким событиям из некоторого ментального основания.
Ментальный метод – это система операций мышления и действий, представленных разнообразными ментальными технологиями в практиках и техниках ментологов, выражающими логику ментального подхода (логика ментальных оснований). Метод предполагает выявление и представление субъекту ментального воздействия его ментальных содержаний (оснований, установок), являющихся латентным источником всех принимаемых решений, реализуемых действий и реакций на события. Суть метода состоит в проблематизации любого предъявляемого содержания мышления, проявлений психики и соматики в логике установления причинно-следственных связей и осознанной осмысленности, посредством предъявления серии проблематизирующих вопросов и суждений, в том числе – провоцирующего характера.
Ментальные технологии – это система ментальных практик и техник, применяемых ментологами, и направленных на создание условий, необходимых для поиска, обнаружения, представления и демонстрации (презентации) субъекту ментального воздействия при открытой работе, или без такового при закрытой работе ментальных оснований этого субъекта или иных субъектов, являющихся третьими лицами. Необходимыми условиями при этом являются создание специального пространства и времени, культурного и смыслового материала, инструментов психического воздействия, позволяющих реализовать операции принуждения к мышлению вообще и мышлению о ментальных основаниях в частности, при которых данность таких оснований субъекту становится возможной. Особое значение при этом имеет преодоление психического сопротивления субъекта в связи со страхом обнаружения травмирующих смыслов и предстоящих изменений.
Ментальная сфера (ментальное пространство, ментальное поле) – это часть или область, слой процессов мышления , содержания которых являются ментальными содержаниями. Признаком входа в ментальное поле являются суждения субъекта, в которых он переходит от высказывания рассуждения о себе и своих размышлениях, впечатлениях, переживаниях, экзистенциональных или психических или Физических состояниях к суждениям «вообще», не относящимся к нему лично, но предписывающим «должное» на его взгляд мышление или поведение. Такие суждения маскируются наличием явных или скрытых «кванторов всеобщности» (все, каждый, любой, должен, следует, естественно, обычно и прочих).
Ментальные практики (менторика) – это виды и формы ментальной работы ментологов, позволяющие обнаруживать, изучать и представлять субъекту ментальных воздействий его ментальное содержания и основания в ходе специальной персональной или групповой коммуникации. Ментальная работа и ментальные воздействия могут быть реализованы в формах лекций, бесед, семинаров, мастерских, консультаций, коучинга, курсов, школ, мастер-классов и других, а также посредством соответствующих текстов или иных средств выражения необходимых идей, смыслов и образов.
Ментальные практики могут быть реализованы в следующих основных видах:
1) открытый частный и общий менторинг – как выявление, презентация и коррекция ментальных оснований с соответствующей отстройкой взаимосвязей в ментальной матрице и коррекцией поведения
2) открытое личное менторство – как последовательное формирующее и форматирующее, воспитывающее педагогическое воздействие на ментальные основания с соответствующей отстройкой повседневной жизненной практики
3) закрытый частный и общий менталинг – как скрытая система глубокого воздействия на ментальные основания, форматирование смысловых матриц, инсталляция и деинсталляция идей и смыслов, установок и убеждений с соответствующей отстройкой жизненной практики.
Ментальные техники – это набор практических операций и приемов ментолога, применяемых в менторике с целью прояснения, изучения и коррекции проблемных ментальных содержаний мышления (ментальных установок и ментальных проблем).
Ментальные содержания в мышлении могут быть определены следующим образом:
1) ментальный контекст – некоторое широкое смысловое поле, локализованное одной актуальной тематизацией;
2) ментальный контент – некоторое конкретное содержание мышления внутри действующего ментального контекста;
3) ментальная установка – некоторое ментальное основание, определяющее актуальный ментальный контент.
Управляющими ментальными контекстами, контентами и установками являются такие ментальные содержания, которые представляют собой реальные источники и основания в мышлении субъекта, определяющие посредством его убеждений, ценностей, принципов содержание субъективного мышления и поведения. Управляющие ментальные содержания могут быть при этом как позитивными, так и негативными, в том числе – проблемными.
Проблемными ментальными содержаниями (контекстами, контентами, установками) считаются такие, которые порождают проблемное или ошибочное, противоречивое мышление и поведение субъекта, признаваемые им самим в качестве таковых, и которые в этой связи он хочет заменить, осознавая ограничения жизненных практик, которые ему создаются такими содержаниями.
Ментальными проблемами в общем случае называются любые проблемы, имеющие ментальное содержание (проблемы в ментальности и с ментальностью, в ментальных основаниях). В частном случае выделяется четыре типа процессных ментальных проблем:
1) фактическое полное или частичное отсутствие требуемого и необходимого субъекту конкретного содержания мышления;
2) экзистенциальное и/или интеллектуальное непринятие конкретного содержания собственного мышления;
3) отсутствие необходимых для решения конкретной мыслительной задачиспособов или навыков мыслительной деятельности;
4) несоответствие конкретного содержания мышления тем средствам и способам мышления, которыми производится это содержание.
как вовремя заметить и помочь
12.04.2021© depositphotos.com
По данным ВОЗ, половина всех нарушений психического здоровья возникает до наступления 14-летнего возраста. Если такие случаи не выявить вовремя и оставить без лечения, во взрослой жизни человек столкнётся с последствиями, которые могут существенно ограничить его возможности. О том, как правильно вести себя родителям, которые беспокоятся о психическом здоровье детей, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала клинический психолог Екатерина Роде.
– Какие ментальные расстройства встречаются у детей и подростков?
– Наиболее распространены тревожное расстройство, расстройства, связанные со стрессом или перепадами настроения, невроз навязчивых состояний, синдром дефицита внимания, гиперактивность, биполярное аффективное расстройство, реже других встречается шизофрения. На первый план выступают депрессивные и тревожные расстройства и смежные с ними.
Сейчас среди подростков чаще встречаются биполярное и маниакальное расстройства. Это объясняется тем, что у современных детей присутствует депрессивная составляющая, связанная с повышенной тревогой. Причина этих расстройств – давление социальной среды. Кроме того, сейчас некоторые заболевания популяризируются, о них появляется больше информации. На этом фоне подростки начинают искать у себя различные симптомы и ставить себе те или иные «диагнозы», чтобы почувствовать себя особенными.
– К чему приводит игнорирование заболеваний?
– К игнорированию можно отнести обесценивание ментальных расстройств и психологической помощи, недоступность нужных специалистов. Это чревато усугублением заболеваний и нарушением нормального функционирования человека в социуме: он не может правильно расставлять поведенческие акценты, понимать других людей. Так развиваются коморбидные состояния, когда на одно заболевание наслаивается другое. В итоге расстройство, которое легко можно было исправить терапией или небольшим медикаментозным лечением, переходит в состояние, когда больного необходимо помещать в стационар. Когда появляются первые признаки, родителям необходимо сразу обращать на них внимание и начинать наблюдение, при этом стараться давать ребёнку больше любви и заботы.
Взрослым важно помнить: если проигнорировать проблемы подростка, он может искать помощь самостоятельно и попасть к непрофессионалам. Таким образом ребёнок сильнее разрушит собственную психику, что приведёт к девиантному поведению. Последствия здесь могут быть как на социальном, так и на личностном уровне.
– Почему взрослые не обращают внимание на ментальные проблемы детей?
– Чаще всего это вызвано незнанием. Необходимо вносить изменения в работу образовательных учреждений, говорить с родителями, информировать о том, что может происходить с детьми не только в физическом, но и в психическом плане. Нужно донести до людей, что лечить ментальные расстройства можно так же, как и обычные болезни, не надо этого бояться или стесняться.
Ситуация меняется в лучшую сторону, но некоторые родители продолжают относиться к проблеме несерьёзно, потому что не считают ментальные расстройства болезнью. Они рассуждают по принципу: «У нас же в детстве такого не было, почему это сейчас вдруг появилось?» Но социальные условия меняются, жизнь у современных детей уже иная. Проблема психического здоровья существовала и раньше, просто ей не придавали значения так, как сейчас.
– Если не заметить у подростка ментальное расстройство, в каком возрасте оно может проявиться и какие последствия повлечёт?
– Ребёнок будет расти с чувством, что с ним что-то не так. Это повлечёт тяжёлые последствия, которые могут проявиться и в тридцать, и в двадцать пять, и в сорок лет. Невозможно назвать точный возраст, для каждого это индивидуально. Иногда расстройства могут так и остаться на психосоматическом уровне, а иногда могут перейти в тяжёлую психиатрию, которая уже требует лечения в клинике.
– Что может провоцировать психические заболевания?
– Факторов очень много. Один из самых весомых – социальная обстановка, обесценивающая роль человека в обществе. Также имеет значение популяризация некоторых заболеваний. Большой плюс, что психическое здоровье стали обсуждать, но о некоторых болезнях стали говорить слишком много, они вошли в «моду».
– Как укрепить психическое здоровье подростков? Какие меры профилактики нужно принять?
– Важно, чтобы подростки не боялись, что над ними будут смеяться сверстники или их будут осуждать взрослые, если они обратятся за психологической помощью. Необходима глобальная перестройка всей работы с психическим здоровьем человека. В школах нужен не один психолог, а целый штат, чтобы каждому ребёнку уделялось должное внимание, велась комплексная работа. Нужно вовлекать в эту работу родителей, информировать их, просвещать. При этом учителя должны понимать важность этого процесса и относиться к нему серьёзно.
Если говорить о профилактике, то родителям нужно позаботиться о том, чтобы у ребёнка был разнообразный досуг, чтобы он занимался тем, что ему нравится. Они обязаны соблюдать его личное пространство, предоставлять возможность самовыражения. Для подростков важно, чтобы к ним относились не как к детям, а как ко взрослым, у которых есть свои личные чувства и эмоции, которые нужно уважать и не игнорировать.
– Если у подростка было обнаружено ментальное расстройство, каким образом должны действовать родители?
– Если родители стали замечать, что с ребёнком что-то происходит, необходимо не спешить с расспросами, а понаблюдать за его поведением. Можно обратиться к школьному психологу и попросить его также понаблюдать за подростком в школе. И уже на основе этих наблюдений пообщаться со специалистом, сначала без ребёнка. Если опасения подтвердились, тогда стоит обращаться за лечением. Самое важное – не бояться. Не думать о том, что, если обратиться к психологу или психиатру, это как-то негативно повлияет на жизнь ребёнка. Наоборот, если этого не сделать, последствия могут быть значительно хуже.
5 советов психолога – Москва 24, 18.08.2017
Родители, которые смеются над школьными задачами, и жены, запрещающие мужьям смотреть телевизор, – в душе еще дети. Как отличить взрослого ребенка от маленького взрослого, объясняет кандидат психологических наук Евгений Крашенинников.
№1 Умение строить гипотезы
Фото: m24.ru/Михаил Сипко
По умению человека строить свои гипотезы и исходить из чужих, можно понять, как у него со взрослым мышлением. Наглядный пример – Буратино, который точно был абсолютным ребенком. «Буратино, если у тебя есть два яблока и некто взял у тебя одно, сколько у тебя осталось?», – просила Мальвина решить задачку. Буратино говорил: «Два. Я не дам ему яблоко, и хоть он дерись». Психологически нет 14 лет многим мамам и бабушкам, которые смеются над условиями задач в учебниках своих детей.
№2 Эгоцентризм
Фото: ТАСС/Артем Коротаев
Эгоцентрическое мышление – это когда человек анализирует мир, исходя только из своей позиции. Как ребенок, который показывает маме, находящейся в другой комнате, красивые картинки. Он реально не понимает, почему мама их не видит. Ведь картинки-то, вот они, перед ним, а значит, и мама должна их видеть.
Но далеко не каждый взрослый преодолел эгоцентризм. Когда любящая жена с приготовленным борщом встает между мужем и телевизором, она не понимает, почему тот недоволен. Просто в этот момент к воротам Акинфеева совершили прорыв, и выход один на один.
№3 Планирование
Фото: ТАСС/Евгений Курсков
Планирование – это возможность поменять свою жизнь ради будущих перемен, которые могут и не наступить. Гарантий – никаких, но от желаний приходится отказываться сейчас. Ребенок этого не может.
Когда мы говорим ребенку: «Хорошо учись в девять лет, чтобы в 17 сдать ЕГЭ и потом не пойти в армию». В голове у ребенка: «Армия – классно. Армия – ты в каске, бомбы на каску, классно, хорошо!» Убедить его невозможно, потому что он не осознает будущее. В лучшем случае это получится к 14 годам, когда уже скоро школа закончится.
№4 Рубежный возраст
Фото: ТАСС/Владимир Саяпин
К 14-16 годам вообще формируется «взрослое мышление». В этом возрасте ребенок такой же умный, как и любой взрослый. Если перед 14-летним и 32-летним поставлена задача, для понимания которой не нужны специальные знания, сказать, кто ее решит первым, невозможно. Если, конечно, у взрослого сформировалось взрослое мышление.
№5 Треугольник отношений
Фото: ТАСС/YAY
Три закадычных друга проводят все время вместе. Внезапно один из них обнаруживает, что двое его товарищей поехали на рыбалку, а его не позвали и даже не поставили в известность. Человек со взрослым мышлением к этому отнесется нормально, потому что понимает – в сложной системе всегда будут отношения, в которые ты не включен. Так что если мать не понимает, что у отца с ребенком будут тайны, в которые она не включена, в семье все время будет напряжение и конфликты.
[URLEXTERNAL=http://lectory.m24.ru/lecture/announce/635]Чему взрослые могут научиться у детей[/URLEXTERNAL]
NIMH »Технологии и будущее лечения психических заболеваний
Творческие исследовательские и инженерные группы объединяют свои навыки для решения широкого круга проблем психического здоровья. Вот некоторые популярные области разработки приложений:
Приложения для самоуправления
«Самоуправление» означает, что пользователь помещает информацию в приложение, чтобы приложение могло предоставлять обратную связь. Например, пользователь может настроить напоминания о приеме лекарств или использовать приложение для разработки инструментов для управления стрессом, тревогой или проблемами со сном.Некоторое программное обеспечение может использовать дополнительное оборудование для отслеживания частоты сердечных сокращений, характера дыхания, артериального давления и т. Д. И может помочь пользователю отслеживать прогресс и получать обратную связь.
Приложения для улучшения навыков мышления
Приложения, которые помогают пользователю в когнитивной коррекции (улучшении навыков мышления), являются многообещающими. Эти приложения часто предназначены для людей с серьезными психическими заболеваниями.
Приложения для повышения квалификации
Приложения для обучения навыкам могут быть больше похожи на игры, чем на другие приложения для психического здоровья, поскольку они помогают пользователям осваивать новые навыки совладания или мышления.Пользователь может посмотреть обучающее видео об управлении тревогой или важности социальной поддержки. Затем пользователь может выбрать несколько новых стратегий, чтобы попробовать, а затем использовать приложение, чтобы отслеживать, как часто отрабатываются эти новые навыки.
Ведение болезней, поддерживаемое лечение
Этот тип технологии приложений добавляет дополнительную поддержку, позволяя пользователю взаимодействовать с другим человеком. Приложение может помочь пользователю связаться с коллегами по поддержке или может отправить информацию обученному поставщику медицинских услуг, который может предложить рекомендации и варианты лечения.Исследователи работают над тем, чтобы узнать, сколько человеческого взаимодействия необходимо людям, чтобы лечение с помощью приложений было эффективным.
Пассивное отслеживание симптомов
Много усилий вложено в разработку приложений, которые могут собирать данные с помощью датчиков, встроенных в смартфоны. Эти датчики могут записывать модели движений, социальные взаимодействия (например, количество текстовых сообщений и телефонных звонков), поведение в разное время дня, голосовой тон и скорость и многое другое. В будущем приложения смогут анализировать эти данные, чтобы определять душевное состояние пользователя в режиме реального времени.Такие приложения могут распознавать изменения в моделях поведения, которые сигнализируют об эпизоде настроения, таком как мания, депрессия или психоз, до того, как он произойдет. Приложение не может заменить специалиста по психическому здоровью, но оно может предупреждать опекунов, когда клиенту требуется дополнительное внимание. Цель состоит в том, чтобы создавать приложения, поддерживающие широкий круг пользователей, в том числе с серьезными психическими заболеваниями.
Сбор данных
Приложения для сбора данных могут собирать данные без помощи пользователя.Одновременное получение информации от большого числа людей может улучшить понимание исследователями психического здоровья и помочь им разработать более эффективные меры вмешательства.
NIMH »Домашняя страница
Внутри NIMH
Новости финансирования для нынешних и будущих стипендиатов NIMH.
Найдите возможности финансирования NIMH и объявления, в том числе относящиеся к клиническим исследованиям и обучению, и узнайте больше о стратегиях финансирования NIMH, процессе подачи заявок и управлении грантами.
Подробнее
Если вы или кто-то из ваших знакомых страдает психическим заболеванием, есть способы получить помощь. Используйте эти ресурсы, чтобы найти помощь себе, другу или члену семьи.
Подробнее
Узнайте больше о том, как участвовать в амбулаторных и стационарных исследованиях в Клиническом центре NIH, больнице, специализирующейся на исследованиях высочайшего качества.
Подробнее
Узнайте больше о наших областях исследований, политике, ресурсах и инициативах.
Узнайте больше об ученых, терапевтах и клиницистах в Отделе программ внутренних исследований (IRP) NIMH.
Узнайте больше об Инициативе критериев исследовательской области (RDoC), исследовательской структуре, которая поддерживает новые способы изучения психических расстройств.
Свяжитесь с нами в Twitter, Facebook, YouTube и LinkedIn.
Узнайте больше о клинических испытаниях и объявлениях о возможностях финансирования.
Узнайте больше о наших областях исследований, политике, ресурсах и инициативах.
Узнайте больше об ученых, терапевтах и клиницистах в Отделе программ внутренних исследований (IRP) NIMH.
Узнайте больше об Инициативе критериев исследовательской области (RDoC), исследовательской структуре, которая поддерживает новые способы изучения психических расстройств.
Свяжитесь с нами в Twitter, Facebook, YouTube, Google+ и LinkedIn.
Узнайте больше о клинических испытаниях и объявлениях о возможностях финансирования.
Психическое заболевание — симптомы и причины
Обзор
Психическое заболевание, также называемое расстройством психического здоровья, относится к широкому спектру состояний психического здоровья — расстройства, которые влияют на ваше настроение, мышление и поведение.Примеры психических заболеваний включают депрессию, тревожные расстройства, шизофрению, расстройства пищевого поведения и аддиктивное поведение.
Многие люди время от времени испытывают проблемы с психическим здоровьем. Но проблема психического здоровья становится психическим заболеванием, когда постоянные признаки и симптомы вызывают частый стресс и влияют на вашу способность функционировать.
Психическое заболевание может сделать вас несчастным и вызвать проблемы в повседневной жизни, например, в школе, на работе или в отношениях. В большинстве случаев симптомы можно контролировать с помощью комбинации лекарств и разговорной терапии (психотерапии).
Продукты и услуги
Показать больше товаров от Mayo ClinicСимптомы
Признаки и симптомы психического заболевания могут различаться в зависимости от заболевания, обстоятельств и других факторов. Симптомы психического заболевания могут влиять на эмоции, мысли и поведение.
Примеры признаков и симптомов:
- Чувство грусти или грусти
- Спутанность мышления или снижение способности концентрироваться
- Чрезмерный страх или беспокойство или крайнее чувство вины
- Экстремальные перепады настроения от взлетов и падений
- Уход от друзей и занятия
- Значительная усталость, упадок сил или проблемы со сном
- Отрыв от реальности (бред), паранойя или галлюцинации
- Неспособность справляться с повседневными проблемами или стрессом
- Проблемы с пониманием и отношением к ситуациям и людям
- Проблемы с употреблением алкоголя или наркотиков
- Основные изменения в пищевых привычках
- Изменения полового влечения
- Чрезмерная злость, враждебность или насилие
- Суицидальное мышление
Иногда симптомы психического расстройства проявляются в виде физических проблем, таких как боли в животе, спине, головные боли или другие боли необъяснимого характера.
Когда обращаться к врачу
Если у вас есть признаки или симптомы психического заболевания, обратитесь к своему основному лечащему врачу или к специалисту в области психического здоровья. Большинство психических заболеваний не проходят сами по себе, и, если их не лечить, психическое заболевание может со временем ухудшиться и вызвать серьезные проблемы.
Если у вас есть суицидальные мысли
Суицидальные мысли и поведение характерны для некоторых психических заболеваний. Если вы думаете, что можете пораниться или совершить самоубийство, немедленно обратитесь за помощью:
- Немедленно позвоните в службу 911 или на местный номер службы экстренной помощи.
- Позвоните своему специалисту по психическому здоровью.
- Позвоните на горячую линию для самоубийц. В США позвоните в Национальную линию помощи по предотвращению самоубийств по телефону 1-800-273-TALK (1-800-273-8255) или воспользуйтесь его веб-чатом на suicidepreventionlifeline.org/chat.
- Обратитесь за помощью к своему основному лечащему врачу.
- Обратитесь к близкому другу или любимому человеку.
- Свяжитесь со служителем, духовным лидером или кем-нибудь еще из вашей религиозной общины.
Суицидальные мысли не проходят сами по себе — так что обратитесь за помощью.
Помощь близкому человеку
Если у вашего близкого есть признаки психического заболевания, обсудите с ним или с ней открытое и честное обсуждение того, что вас беспокоит. Возможно, вы не сможете заставить кого-то обратиться за профессиональной помощью, но вы можете предложить поддержку и поддержку. Вы также можете помочь своему близкому найти квалифицированного специалиста по психическому здоровью и записаться на прием. Возможно, вы даже сможете пойти на прием.
Если ваш близкий человек причинил себе вред или намеревается сделать это, отвезите его в больницу или вызовите скорую помощь.
Причины
Считается, что психические заболевания обычно вызываются множеством генетических факторов и факторов окружающей среды:
- Унаследованные признаки. Психическое заболевание чаще встречается у людей, чьи кровные родственники также страдают психическим заболеванием. Определенные гены могут повышать риск развития психического заболевания, и ваша жизненная ситуация может спровоцировать его.
- Воздействие окружающей среды до рождения. Воздействие факторов окружающей среды, воспалительных состояний, токсинов, алкоголя или наркотиков в утробе матери иногда может быть связано с психическим заболеванием.
- Химия мозга. Нейротрансмиттеры — это естественные химические вещества мозга, которые передают сигналы другим частям вашего мозга и тела. Когда нейронные сети, включающие эти химические вещества, нарушаются, функция нервных рецепторов и нервных систем изменяется, что приводит к депрессии и другим эмоциональным расстройствам.
Факторы риска
Определенные факторы могут увеличить риск развития психического заболевания, в том числе:
- История психического заболевания у кровного родственника, такого как родитель или брат или сестра
- Стрессовые жизненные ситуации, такие как финансовые проблемы, смерть близкого человека или развод
- Текущее (хроническое) заболевание, такое как диабет
- Повреждение головного мозга в результате серьезной травмы (черепно-мозговой травмы), например, сильного удара по голове
- Травматические переживания, такие как военное сражение или нападение
- Употребление алкоголя или рекреационных наркотиков
- История жестокого обращения или пренебрежения в детстве
- Мало друзей или мало здоровых отношений
- Предыдущее психическое заболевание
Психические заболевания — обычное дело.Примерно каждый пятый взрослый в любой год страдает психическим заболеванием. Психическое заболевание может начаться в любом возрасте, от детства до более зрелого возраста, но в большинстве случаев оно начинается раньше в жизни.
Последствия психического заболевания могут быть временными или продолжительными. Вы также можете иметь более одного психического расстройства одновременно. Например, у вас может быть депрессия и расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ.
Осложнения
Психические заболевания являются основной причиной инвалидности.Невылеченное психическое заболевание может вызвать серьезные эмоциональные, поведенческие и физические проблемы со здоровьем. Осложнения, иногда связанные с психическим заболеванием, включают:
- Несчастье и уменьшение удовольствия от жизни
- Семейные конфликты
- Трудности во взаимоотношениях
- Социальная изоляция
- Проблемы с табаком, алкоголем и другими наркотиками
- Пропуск работы или учебы, или другие проблемы, связанные с работой или школой
- Юридические и финансовые проблемы
- Бедность и бездомность
- Самоповреждение и причинение вреда другим, включая самоубийство или убийство
- Ослабленная иммунная система, поэтому вашему организму трудно сопротивляться инфекциям
- Болезни сердца и другие заболевания
Профилактика
Не существует надежного способа предотвратить психическое заболевание.Однако, если у вас психическое заболевание, меры по контролю над стрессом, повышению устойчивости и снижению самооценки могут помочь держать симптомы под контролем. Выполните следующие действия:
- Обратите внимание на предупреждающие знаки. Посоветуйтесь со своим врачом или терапевтом, чтобы узнать, что может вызвать у вас симптомы. Составьте план, чтобы знать, что делать, если симптомы вернутся. Обратитесь к своему врачу или терапевту, если заметите какие-либо изменения в симптомах или в своем самочувствии. Подумайте о том, чтобы привлечь членов семьи или друзей, чтобы они увидели предупреждающие знаки.
- Получите обычную медицинскую помощь. Не пренебрегайте осмотрами и не пропускайте визиты к своему основному лечащему врачу, особенно если вы плохо себя чувствуете. Возможно, у вас возникла новая проблема со здоровьем, которую необходимо лечить, или вы можете испытывать побочные эффекты от лекарств.
- Получите помощь, когда она вам понадобится. Психическое здоровье будет сложнее лечить, если вы дождетесь, пока симптомы не исчезнут. Длительное поддерживающее лечение также может помочь предотвратить рецидив симптомов.
- Берегите себя. Важны достаточный сон, здоровое питание и регулярная физическая активность. Постарайтесь придерживаться регулярного графика. Поговорите со своим лечащим врачом, если у вас проблемы со сном или у вас есть вопросы о диете и физической активности.