Когнитивный аспект — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Когнитивный аспект
Cтраница 1
Когнитивный аспект основывается на процессе классификации, на присоединении нового объекта или явления к какому-то классу, уже включенному в содержание сознания личности. Но когнитивный процесс сложнее в случае, когда объект нововведений оказывается настолько новым, что не поддается классификации по элементам, имеющимся в опыте человека. В этом случае происходит создание, выработка эталонов, накопление нового опыта. [1]
Дана развертка когнитивного аспекта процедур идентификации с привлечением информационных критериев. Выявлена информационная природа и роль психики субъекта в реализации этих процедур. Доказано, что всякая идентификация исчерпывается средствами параметрической идентификации. Развит синтетический подход к задачам параметризации до уровня внутренней экологии систем. [2]
Когнитивный подход — решение научных проблем методами, учитывающими когнитивные аспекты, в которые включаются процессы восприятия, мышления, познания, объяснения и понимания. [4]
Под когнитивным подходом понимается решение традиционных для социологии проблем методами, учитывающими когнитивные аспекты, в которые включаются процессы восприятия, мышления, познания, объяснения и понимания. Когнитивный подход акцентрирует свое внимание на знаниях, т.е. на процессах представления, хранения, обработки, интерпретации и производстве новых знаний. Когнитология — это теория познания. [5]
Под когнитивный подходом понимается решение традиционных для данной науки проблем методами, учитывающими когнитивные аспекты, в которые включаются процессы восприятия, мышления, познания, объяснения и понимания. [6]
Попробуем хотя бы кратко и заведомо фрагментарно перечислить социологические работы ученых, уделяющих когнитивным аспектам особое внимание. [7]
Для образования из этого следуют два важных вывода. Во-первых, главное в опыте — именно это сочетание активности и страдательности, а не его
В выработке определения понятия социальный стереотип выделяют два основных подхода. Липлшна, который ассоциирует социальный стереотип с позитивным или негативным эмоциональным восприятием объекта стереотипизации, делая акцент на ложности образов и представлений о тех или иных объектах социальной действительности. Липмана социальная обусловленность стереотипов нивелируется, а их зарождение и развитие объясняется свойствами человеческой психики. При этом упускаются из виду
Страницы: 1
Когнитивные аспекты языковой деятельности человека
Программа курса
Введение
I . Назначение курса. Лекционный курс «Когнитивные аспекты языковой
деятельности человека» предназначается для студентов филологического
факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Задача курса – представить проблематику
общего языкознания в соответствии с современными научными представлениями о
структуре знаний человека, народа и человечества в целом – знаний о
действительности, об обществе и о себе самом, что находит отражение в языковых
формах.
II . Основные принципы изложения материала – идеи различных направлений
философии, психологии, социологии, нейропсихологии и робототехники в связи с
с принципами, методикой таких наук, как культурология, этносемиотика,
прагматика, когнитология, семантическая логика. В центре внимания – когнитивные
аспекты языковой деятельности человека.
III . Структура курса. Курс состоит из 4-х частей:
1. Когнитивная наука и языкознание
2. Когнитивные сценарии познавательной деятельности человека и фиксация
результатов в языковых структурах
3. Соотношение языковых и когнитивных структур
4. Опасна ли «когнитивной революции»?
IV . Иллюстративный материал. Для иллюстрации основных положений курса
материал русского языка. Примеры из языков, мало известных студентам, языков не
индоевропейских, даются лишь при невозможности ограничиться более знакомым
студенту языковым материалом.
VI . Задачи слушателей курса. При освоении содержания курсов его слушателям
отводится активная роль. От студента ожидается не пассивное заучивание и
пересказ тех или иных теоретических положений, но их самостоятельное осмысление
и пополнение собственным фактическим материалом. Студент должен уметь приложить
изученные им теоретические положения к материалу известных ему языков и
учебными пособиями к курсу. Термины, формирующие понятийно-терминологический
аппарат лекционного курса, должны сверяться студентами самостоятельно по
терминологическим и энциклопедическим словарям. В результате активного усвоения
предлагаемых заданий у учащихся должны сформироваться устойчивые представления
современных направлениях в когнитивной лингвистике.
VII . Научная сфера затронутых в курсе вопросов предполагает формулировку тем
курсовых и дипломных работ в сфере когнитивной лингвистики.
Содержание курса
1. Когнитивная наука и языкознание
1.1. 70 годы 20 века: смена научной парадигмы в гуманитарных науках –
антропологизация исследований. Предмет и задачи «постструктурного» «внешнего»
языкознания – внимание к «смежным» областям различных наук и выделение личности
человека как основного объекта научного описания. Пересмотр наследия
структурализма в языкознании. Место генеративной грамматики в становлении
когнитологии.
1.2. Соотношение мышления и языка, исследование мозга и механизмов понимания,
памяти человека, формирования, хранения и передачи информации – новая постановка
вопросов в соответствии с развитием технологий (развитие систем искусственного
семиотики, философии. Место языкознания для постановки и решения новых задач в
гуманитарных науках.
1.3. Когнитивная функция языка в ее отношении к другим функциям.
Семиотический, психологический, социологический и культурологический аспекты.
Знание как семиотический объект. Понятие концепта как элемента когнитивной
системы.
2. Когнитивные сценарии познавательной деятельности человека и
фиксация результатов в языковых структурах
2.1. Интерпретация, понимание, категоризация и референция как когнитивные
механизмы. Понятия фрейма, скрипта, схемы, сценария.
Философские вопросы теории номинации и референции. Соотношение слова, мысли и
вещи. Логика, семиотика, когнитология, языкознание – их соотношение. Понятия
когниции, концепта, когнитивной системы.
Л.С. Выготский — рассмотрение процессов порождения высказываний («Мышление и
речь» 1934).
Теория категоризации Дж. Брунера.
Теория категоризации Л. Талми: категоризация как выявление набора
иерархически упорядоченных систем – категорий, посредством которых естественный
язык осуществляет концептуальное структурирование представлений о
действительности (категории когнитивного состояния, конфигурационной структуры,
динамики сил, распределения внимания и др., каждая из которых имеет свою сложную
Исследования Ч. Филлмора – теория фреймов.
Выделение «естественных семантических категорий» – исследования Э. Рош
(понятие прототипического элемента). Прототипы и стереотипы.
Ключевые культурные концепты А. Вежбицкой
2.2. Когнитивная метафора, ее роль в познавательной деятельности человека.
Языковые выражения когнитивной метафоры. Исследования Дж. Лакоффа и М.
Джонсона.
3. Соотношение языковых и когнитивных структур
3.1. Слово и его когнитивная сущность.
Исторический аспект рассмотрения слова как когнитивного носителя.
Механизмы формирования лексического значения.
Системность в лексиконе как отражение когнитивных связей. Тезаурусы –
когнитивный аспекты. Универсальное и специфическое в тезаурусах как отражение
когнитивной деятельности человека.
Национальная специфика – когнитивный аспект лингвокультурологии в лексике.
3.2. Когнитивная грамматика
3.2.1. Различные точки зрения на когнитивную грамматику
Универсальная грамматика и понятие параметризации.
Н. Хомский и эволюция его взглядов (понимание универсальной грамматики,
построение порождающей грамматики, взгляды на соотношение глубинных и
поверхностных структур)
Когнитивная грамматика в понимании Р. Лангакера.
“Грамматика конструкций” Ч. Филлмора.
3.2.2. Рассмотрение конкретных грамматических категорий:
Формирование представления о «живом» / «неживом», «личном» / «неличном»,
«конкретным» / «абстрактным» и множество языковых презентаций соотношения
субъектно-объектных отношений.
Категории рода и числа – языковой и когнитивные аспекты.
Пространственные и временные представления и их языковое выражение.
Когнитивная интерпретация соотношения «тема — рема» в высказывании.
4. Опасна ли «когнитивной революции»?
4.1. Все ли в человеке и в социуме сводится к информации?
4.2. Насколько не совпадают культурный концепт и элемент
когнитивной системы?
4.3. Можно ли свести к информативности языковое значение?
Заключение
«…правомерно полагать, что когнитивной лингвистики не существует – уже
потому, что не существует некогнитивной лингвистики» — Касевич В.Б. О
когнитивной лингвистике // Общее языкознание и теория грамматики. Материалы
чтений, посвященных 90-летию со дня рождения С.Д.Кацнельсона. – СПб: Наука,
1998.- с.14-21
Литература
Chomsky N . Language and problems of knowledge. The Managua Lectures. N-Y.,
1988.
Chomsky N.– Language and politics Éd. by C.P.Otero. – Montréal; N.Y.: Black
Rose Books, 1988.
Fillmore C.J. Frame semantics // LiM ed. Linguistics in the morning calm:
Selected papers from the SICOL-1981. – Seoul : Hanship, 1982. 111-137.
Fodor J.A. – The language of thought. – N.Y.: Crowell, 1975; Hassox ( Essex ,
England ): Harvester, 1976.
Gardiner A. The mind’s new science: the history of cognitive revolution.
N-Y., 1985.
Langacker R.W. – Concept, image, and symbol: The cognitive basis of grammar.
– B.; N.Y.: Mouton de Gruyter, 1990.
Minsky M. A framework for representing knowledge // D. Metzing ed. Frame
conceptions and text understanding. – B.; N.Y.: Gruyter, 1980. 1-25.
Rosh E. H. Human categorization // Advances in cross-cultural psychology. —
L., 1975.
Talmy L. How language structures space // Spacial orientation: theory,
research, and application. Plenum press, 1983.
Talmy L. Rubber-sheet cognition in language /ĆLS 1977, v.13, 612-628.
Апресян Ю.Д. Лексическая семантика: Синонимические средства языка. М., Наука,
1974
Арутюнова Н.Д. 1991 Референция //Лингвистический энциклопедический словарь. –
М.: Сов. энциклопедия, 1990. С .411-412.
Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические проблемы. – М.:
Наука, 1976.
Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., “ЯРК”, 1999.
Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977.
Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале
русской грамматики). М., “ЯРК”, 1997.
Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.
Величковский Б.М. Когнитивная наука: основы психологии познания. В 2 т. — М.
: Смысл : Издательский центр «Академия», 2006.
Выготский Л. С. Мышление и речь. // Избранные психологические исследования.
М., 1956.
Касевич В. Б. О когнитивной лингвистике // Общее языкознание и теория
грамматики. – Спб.: 1998.
Кибрик А.Е. Лингвистическая реконструкция когнитивной структуры // 1-я
российская конференция по когнитивной науке. Казань: Изд-во КГУ, 2004. С.
ПО—111.
Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г.Б Лузина Л.Г. Краткий словарь
когнитивных терминов. М., 1996.
Лакофф Дж. Джонсон М. Когнитивные аспекты языка. В кн.: Новое в зарубежной
лингвистике. – М.: 1988. — №23. – С. 34 -58.
Лакофф Дж. Когнитивное моделирование. / Язык и интеллект. М., 1995.
Лакофф Дж. Мышление в зеркале классификаторов. / Новое в зарубежной
лингвистике. Когнитивные аспекты языка. Вып. 23. М., 1988.
Лангаккер Р.У. Когнитивная грамматика. М., 1992.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М.: Изд-во Моск. ун-та,
1969.
Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. Когнитивные аспекты языка. М., 1988.
Павилёнис Р.И. Проблема смысла. М., 1983.
Поппер К. Объективное знание: Эволюционный подход. М.: УРСС, 2002.
Рахилина Е.В. Когнитивная семантика: персоналии, идеи, результаты //
Семиотика и информатика. М., 1998, вып. 36.
Талми Л. Отношение грамматики к познанию // Вестник МГУ, Сер. 9. Филология.
1999. — №1. – С. 30 – 48.
Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания. // Новое в зарубежной лингвистике.
Вып . 23. Когнитивные аспекты языка . М ., 1988.
Философский энциклопедический словарь . М ., 1983.
genhis.philol.msu.ru
Когнитивность — это… Что такое Когнитивность?
В этой статье не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 мая 2011. |
Когнити́вность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») — способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В психологии это понятие применяется по отношению к психическим процессам личности и особенно к так называемым «психическим состояниям» (убеждениям, желаниям и намерениям).
Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая акт познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.
Когнитивность в господствующих направлениях психологии
Изучение типов психических процессов, называемых когнитивными (собственно когнитивных процессов), находится под серьёзным влиянием тех исследований, которые успешно использовали парадигму «когнитивности» в прошлом. Понятие «когнитивные процессы» часто применяли к таким процессам как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение. Эмоции традиционно не относят к когнитивным процессам. Вышеприведенное деление теперь считается во многом искусственным, проводятся исследования, изучающие когнитивную составляющую эмоций. Наряду с этим часто также личностные способности к «осознанию» стратегий и методов когнитивности, известные как «метакогнитивность».
Эмпирические исследования когнитивности обычно пользуются научной методологией и количественным методом, иногда включают также построение моделей какого-то отдельного типа поведения.
Хотя практически никто не отрицает, что природа когнитивных процессов управляется мозгом, теория когнитивности далеко не всегда рассматривает эти процессы в их связи с мозговой деятельностью или какими-либо иными биологическими проявлениями (ср. нейрокогнитивность). Теория когнитивности часто всего лишь описывает поведение индивида в терминах информационного потока или функционирования. Сравнительно недавние исследования в таких областях, как когнитология (в общем смысле, наука о мышлении) и нейропсихология, стремятся перешагнуть этот пробел между информационными и биологическими процессами, используя парадигмы когнитивности для понимания того, каким именно образом человеческий мозг осуществляет функции переработки информации, а также каким образом системы, занимающиеся исключительно переработкой информации (к примеру, компьютеры) могут имитировать когнитивные процессы (см. также искусственный интеллект).
Теоретическую школу, изучающую мышление с позиции когнитивности, обычно называют «школой когнитивизма» (англ. cognitivism).
Огромный успех когнитивного подхода может объясняться, прежде всего, его превалированием как фундаментального в современной психологии. В этом качестве он заменил бихевиоризм, господствовавший вплоть до 1950-х гг.
В свою очередь, когнитивная теория, будучи весьма эклектичной в своем самом общем смысле, заимствует знания из следующих областей:
Нерешённые проблемы когнитивной теории
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 мая 2011. |
- Насколько сильное сознательное вмешательство человека требуется для выполнения когнитивного процесса?
- Какое влияние оказывает на когнитивный процесс индивидуальность?
- Почему в настоящий момент настолько сложнее распознать компьютеру человеческую внешность, чем коту — своего хозяина?
- Почему «горизонт понятий» у некоторых людей шире, чем у других?
Когнитивная онтология
На уровне индивидуального живого существа, вопросы онтологии хоть и изучаются различными дисциплинами, но здесь объединяются в один подтип дисциплин — когнитивную онтологию, что, во многом, противоречит предыдущему, лингвистически-зависимому, подходу к онтологии. При «лингвистическом» подходе бытие, восприятие и деятельность рассматриваются без учитывания природных ограничений человека, человеческого опыта и привязанностей, которые могут заставить человека «знать» (см. также квалиа) что-либо из того, что для других остается под большим вопросом.
На уровне индивидуального сознания, неожиданно возникающая поведенческая реакция, «всплывающая» из-под сознания, может служить толчком к формированию нового «понятия», идеи, ведущей к «знанию». Простое объяснение этому заключается в том, что живые существа стремятся сохранить свое внимание к чему-либо, стараясь избежать прерывания и отвлечения на каждом из уровней восприятия. Такого рода когнитивной специализации примером может служить неспособность взрослых человеческих особей улавливать на слух отличия языков, в которые они не были погружены с молодости.
Ссылки
См. также
biograf.academic.ru
Когнитивный диссонанс и когнитивные искажения. Что такое когнитивный?
Дамы и Господа! За этими стенами вас никогда не коснется когнитивный диссонанс! Поэтому вам совершенно незачем знать, что это такое.
Виктор Пелевин. «Generation П»
Когнитивный — это значит познавательный, связанный с мышлением, работой мозга. Слово происходит от латинского слова cognitio — познание. Пример употребления: «При приеме алкоголя когнитивные способности снижаются — человек хуже соображает».
Когнитивная система человека — это мозг и органы чувств, с помощью которых мы познаем себя и мир вокруг.
Когнитивная психология — это направление в психологии, изучающее с опорой на эксперименты познавательные процессы: восприятие, внимание, мышление, память, речь. Оно возникло в 1950-60-е годы, отчасти как ответ бихевиоризму и психоанализу.
Что такое когнитивный диссонанс?
Когнитивный диссонанс — это психологический дискомфорт, который вызывают у человека противоречащие друг другу знания, установки и действия. Например, обман со стороны человека, которому мы привыкли доверять, провоцирует у нас шок и недоумение: как такое вообще может быть, может быть, это ошибка?
Термин «когнитивный диссонанс» придумал в 1957 году американский психолог Леон Фестингер. Человек стремится к связному, упорядоченному восприятию мира (консонансу), объяснял Фестингер. Поэтому мы страдаем, когда возникают очевидные противоречия, и стремимся избавиться от когнитивного диссонанса, избегаем ситуаций, где он возникает.
К примеру, курильщик хорошо знает, что табак вреден, но при этом продолжает курить. Это создает когнитивный диссонанс. А избавиться от него можно по-разному: либо бросить курить, либо убедить себя, что сигареты не так уж вредны, либо просто игнорировать неприятную информацию.
Фестингер делал из своей теории оптимистичный вывод: ощутив когнитивный диссонанс и разобравшись в его причинах, человек может измениться в лучшую сторону, поменять свое восприятие и поведение.
Что такое когнитивные искажения?
Когнитивные искажения — это типичные ошибки восприятия, свойственные всем людям. Наш мозг не способен обрабатывать всю поступающую извне информацию, поэтому стремится упростить картину, объясняет нобелевский лауреат Даниел Канеман в книге «Думай медленно, решай быстро». Поэтому легкое и понятное кажется нам правильным, а сложное и запутанное — ошибочным. Но в реальности, конечно, истина может быть сложной, а заблуждение — простым и «очевидным».
Ученые насчитывают десятки когнитивных искажений, вот лишь несколько примеров:
Ошибка атрибуции — стремление оправдывать собственные ошибки, но осуждать чужие промахи. Если кто-то опоздал на встречу, то мы считаем, что это непунктуальный человек. А если опоздали мы сами, то у нас, безусловно, были уважительные причины задержаться.
Генерализация частностей — стремление делать выводы на основе единичных событий. Если кто-то из близких человека погиб в авиакатастрофе, то этот человек начинает бояться самолетов, хотя шанс попасть в катастрофу остается минимальным.
Феномен Баадера-Майнхоф — иллюзия, что вещь, о которой человек недавно узнал, начинает попадаться ему повсюду. Например, вы прочли, что в этом сезоне модны белые брюки — и они сразу начинают бросаться вам в глаза на улице здесь и там.
Селективное восприятие — стремление верить только тем фактам, которые отвечают сложившимся ожиданиям. Если вы уверены, что коллега желает вам зла, то все его ошибки воспринимаются как намеренные, а все одолжения — как лицемерие.
Подчинение авторитету — готовность сходу согласиться, что наделенный властью человек прав, даже если его неправота очевидна. Страшные последствия этого искажения продемонстрировал печально известный эксперимент Милгрэма.
Эффект ореола — стремление по первому впечатлению судить о человеке или явлении и в дальнейшем. Например, если вы сначала узнали о новом знакомом что-то хорошее, то впоследствии даже отрицательные его черты будете оправдывать.
Эффект фрейминга — склонность по-разному реагировать на одну и ту же информацию, изложенную разными словами. Например, покупатели лучше отнесутся к «лекарству, эффективному в 50% случаев», чем к «лекарству, бесполезному в половине случаев» — хотя речь идет об одном и том же.
Эти «ментальные ловушки» появились в процессе эволюции, поскольку помогали человеку быстро принимать решения в критических ситуациях и не тратить время на второстепенные задачи. От когнитивных искажений нельзя избавиться, как нельзя перестать видеть оптическую иллюзию, объясняет Канеман.
Но можно сознавать, что эти искажения существуют, и не доверять слепо своему «здравому смыслу». Не спешите с оценками и суждениями, перепроверяйте важные факты, сравнивайте информацию из независимых источников и верьте статистике больше, чем частностям, советует в связи с этим Канеман.
Читайте подробнее: Эффект якоря и эффект гориллы. 6 психологических ошибок, которые нами управляю
www.anews.com
Когнитивный аспект — Технический словарь Том VI
Когнитивный аспект основывается на процессе классификации, на присоединении нового объекта или явления к какому-то классу, уже включенному в содержание сознания личности. Но когнитивный процесс сложнее в случае, когда объект нововведений оказывается настолько новым, что не поддается классификации по элементам, имеющимся в опыте человека. В этом случае происходит создание, выработка эталонов, накопление нового опыта.
Дана развертка когнитивного аспекта процедур идентификации с привлечением информационных критериев. Выявлена информационная природа и роль психики субъекта в реализации этих процедур. Доказано, что всякая идентификация исчерпывается средствами параметрической идентификации. Развит синтетический подход к задачам параметризации до уровня внутренней экологии систем.
В 60 — 70 — е годы когнитивным аспектам наибольшее внимание уделяют феноменологи и этнометодологи. Близкие к когнитивному подходу идеи развивал А.
Когнитивный подход — решение научных проблем методами, учитывающими когнитивные аспекты, в которые включаются процессы восприятия, мышления, познания, объяснения и понимания.
Под когнитивным подходом понимается решение традиционных для социологии проблем методами, учитывающими когнитивные аспекты, в которые включаются процессы восприятия, мышления, познания, объяснения и понимания. Когнитивный подход акцентрирует свое внимание на знаниях, т.е. на процессах представления, хранения, обработки, интерпретации и производстве новых знаний. Когнитология — это теория познания.
Под когнитивный подходом понимается решение традиционных для данной науки проблем методами, учитывающими когнитивные аспекты, в которые включаются процессы восприятия, мышления, познания, объяснения и понимания.
Попробуем хотя бы кратко и заведомо фрагментарно перечислить социологические работы ученых, уделяющих когнитивным аспектам особое внимание.
Для образования из этого следуют два важных вывода. Во-первых, главное в опыте — именно это сочетание активности и страдательности, а не его когнитивный аспект. Однако, во-вторых, мерой ценности опыта является углубление понимания связей или отношений, к которому он приводит. Опыт оказывается познавательным, только если он кумулятивен, восходит к чему-то, имеет смысл. Школьные учителя обычно считают, что задача их учеников — приобретать умозрительные знания, впитывать их своим умом, подобно губке.
В выработке определения понятия социальный стереотип выделяют два основных подхода. Липлшна, который ассоциирует социальный стереотип с позитивным или негативным эмоциональным восприятием объекта стереотипизации, делая акцент на ложности образов и представлений о тех или иных объектах социальной действительности. Липмана социальная обусловленность стереотипов нивелируется, а их зарождение и развитие объясняется свойствами человеческой психики. При этом упускаются из виду когнитивные аспекты социального стереотипа, его способность к обобщенному, концентрированному представлению той реальности, которая находится за пределами практической деятельности.
ai08.org
это… Что такое когнитивистика, когнитивный?
Слово «когнитивный» произошло от существительного «когниция» и латинского cognitio «узнаю». Оно используется в ряде сложных научных терминов, так или иначе связанных со способностью человека к познанию. Каково значение слова «когнитивный» само по себе и что значат связанные с ним термины?
Когнитивистика, когнитом и когнитивная этология
Человеческий мозг — главная область изучения науки познания, когнитивистики. При направленном изучении мозга были выделены некоторые его возможности, получившие название когнитивных. Это наивысшие функции мозга, благодаря которым человек считается личностью: связное, последовательное и логичное течение мыслей, осознание себя как индивидуальности, пространственная ориентировка, умение вычислять, понимать, говорить, рассуждать, делать выводы и направленно обучаться.
Чтобы четко обозначить совокупность познавательных умений человеческого мозга, Константин Владимирович Анохин (признанный российский нейробиолог) ввел в обиход термин «когнитóм». Концепция когнитóма называет проблему мозга междисциплинарной: биомедицинской, технологической и экзистенциальной.
Стремительно ухудшающиеся память и внимание — главный признак снижения мозговых функций. Можно сказать, что это когнитивная «смерть» для нейронов головного мозга, в ходе которой почти всегда неумолимо развивается деменция (слабоумие). Этому могут способствовать постоянные стрессы, вредное питание, неправильный образ жизни и напряжение (нервное или физическое).
Человек отличается от животного когнитивными функциями своего мозга. Исследователи не раз задумывались, что значит когнитивный процесс для представителей фауны. Когнитивная этология изучает умственную восприимчивость животных, чтобы ответить на этот вопрос. До недавних пор вокруг этой дисциплины велись частые дебаты.
Когнитивный процесс и когниция
Когнитивный процесс — это действие, в ходе которого человеческим сознанием производится обработка и фильтрация приходящей извне информации. Также к когнитивным процессам, проходящим в человеческом мозге, относятся отсеивание и усвоение актуальных данных, отдаленно сравнимое с работой современных компьютеров.
Парадигма когнитивного опыта состоит из видов кодировки информации, понятийных психических, а также архетипных и смысловых (семантических) структур. Когнитивная лингвистика в качестве моделей и конструкторов использует те парадигмы и процессы, которые создаются и проходят в сознании и подсознании человека.
В свою очередь когниция — это тот самый специальный процесс, благодаря которому нашим мозгом производится успешная обработка информации. За пределами этой науки термины «когниция» и «познание» употребляются как полные синонимы.
Когнитивная графика
В графике метод, называемый когнитивным, — это все то, что искусственный интеллект использует в системах распознавания речи. Когнитивное преимущество компьютера над мозгом — подсказка или моментальное разрешение задачи, полученные при помощи когнитивной графики.
Когнитивная психология
Еще одна молодая область науки — это когнитивная психология. Гносеологические (познавательные) процессы человеческой психики в этом ответвлении от общего понятия когнитивистики — это области мозга, неразрывно связанные с вопросами запоминания и концентрации, чувств, логичности и связности мышления, изложения информации, ее усвоения.
Хотя основные положения когнитивной психологии были заложены задолго до появления кибернетики и любых сложных вычислительно-информационных машин, на нынешней ступени развития она почти полностью строится на параллели между обучаемостью человека и переносом информации в вычислительные устройства.
Психолингвистика как ответвление когнитивной психологии
Язык, рассудок и ум, их взаимосвязь и вытекающие из этого операции — область, которую исследует актуальная психолингвистика.
Прочная основа, на которой она стоит, — это когнитивная психология. Ее заключения также полезны в других разделах психологии.
Психолингвистика как область языковедения описывает речевые сообщения, извлечение их смысла, речевую деятельность (как в отрыве от мыслительных функций, так и в тесной взаимосвязи с ними), анализ прогресса речи, связанного с формированием личности.
fb.ru
с/к «Когнитивные аспекты деятельности человека»
ведет доц. Чижова Лариса Алексеевна
Задача курса
представить проблематику общего языкознания в соответствии с современными научными представлениями о структуре знаний человека, народа и
человечества в целом – о формировании знаний Человека о действительности, об обществе и о себе самом, что отражается в языковых формах.
Основные принципы изложения материала – идеи различных направлений философии, психологии, социологии, нейропсихологии в связи с направлениями современного, постструктурного, «внешнего» языкознания в сочетании с принципами, разрабатываемыми такими науками, как культурология,
этносемиотика, прагматика, когнитология, семантическая логика. В центре внимания – когнитивные аспекты языковой деятельности человека.
Структура курса. Курс состоит из 4-х частей:
1. Когнитивная наука и языкознание
2. Когнитивные сценарии познавательной деятельности
человека и фиксация ее результатов в языковых структурах разного типа
3. Соотношение языковых и когнитивных структур
4. Заключение
Иллюстративный материал. Для иллюстрации основных положений курса приводятся языковые факты различных языков, хотя в основном привлекается материал русского языка. Примеры из языков, мало известных студентам, языков не индоевропейских, даются лишь при невозможности ограничиться более знакомым студенту языковым материалом.
Задачи слушателей курса.
При освоении содержания курсов его слушателям отводится активная роль. От студента ожидается не пассивное заучивание и пересказ тех или иных теоретических положений, но их самостоятельное осмысление и пополнение собственным фактическим материалом. Студенту предлагается использовать изученные им теоретические положения к материалу известных ему языков и разобраться в расхождениях между точками зрения тех авторов, чьи работы служат снованием для предлагаемого курса. Термины, формирующие понятийно-терминологический аппарат, сверяются студентами самостоятельно по специальным
терминологическим и энциклопедическим словарям. В результате активного усвоения предлагаемых заданий у учащихся должны сформироваться устойчивые представления о современных направлениях в когнитивной лингвистике.
Научная сфера затронутых в курсе вопросов предполагает формулировку тем курсовых и дипломных работ в сфере когнитивной лингвистики.
Содержание курса
1. Когнитивная наука и языкознание
1.1. 70 годы 20 века: смена научной парадигмы в гуманитарных науках – антропологизация исследований. Предмет и задачи «постструктурного» «внешнего» языкознания – внимание к «смежным» областям различных наук и выделение личности человека как основного объекта научного описания. Пересмотр наследия структурализма в языкознании.
1.2. Соотношение мышления и языка, исследование мозга и механизмов понимания, памяти человека, формирования, хранения и передачи
информации – новая постановка вопросов в соответствии с развитием технологий (развитие систем искусственного интеллекта, прикладной математики, робототехники), психологии, нейрофизиологии, семиотики, философии. Место языкознания для постановки и решения новых задач в сфере
изучения гносеологической деятельности человека. 1.3. Когнитивная функция языка в ее отношении к другим
функциям. Семиотический, психологический, социологический и культурологический
аспекты. Знание как семиотический объект. Языковой знак и понятие, их
соотношение.
2. Когнитивные сценарии познавательной деятельности
человека и фиксация результатов в языковых структурах
2.1. Интерпретация, понимание, категоризация и
референция как когнитивные механизмы. Понятия фрейма, скрипта, схемы, сценария.
Философские вопросы теории номинации и референции.
Соотношение слова, мысли и вещи. Логика, семиотика, когнитология, языкознание –
их соотношение. Понятия когниции, когнитивной системы.
Л.С. Выготский — рассмотрение процессов порождения
высказываний («Мышление и речь» 1934).
Теория категоризации Дж. Брунера.
Теория категоризации Л. Талми: категоризация как
выявление набора иерархически упорядоченных систем – категорий, посредством
которых естественный язык осуществляет концептуальное структурирование
представлений о действительности (категории когнитивного состояния,
конфигурационной структуры, динамики сил, распределения внимания и др., каждая
из которых имеет свою сложную структуру).
Исследования Ч. Филлмора – теория фреймов.
Выделение «естественных семантических категорий» –
исследования Э. Рош (понятие прототипического элемента). Прототипы и
стереотипы.
Ключевые культурные концепты А. Вежбицкой
2.2. Когнитивная метафора, ее роль в познавательной
деятельности человека. Языковые выражения когнитивной метафоры. Исследования Дж.
Лакоффа и М. Джонсона.
3. Соотношение языковых и когнитивных структур
3.1. Слово и его когнитивная сущность.
Исторический аспект рассмотрения слова как носителя
когниции.
Механизмы формирования лексического значения.
Системность в лексиконе как отражение когнитивных
связей. Тезаурусы – когнитивные аспекты. Универсальное и специфическое в
тезаурусах как отражение когнитивной деятельности человека.
Национальная специфика – когнитивный аспект
лингвокультурологии в лексике.
3.2. Когнитивная грамматика
3.2.1. Различные точки зрения на когнитивную
грамматику
Универсальная грамматика и понятие параметризации.
Н. Хомский и эволюция его взглядов (понимание
универсальной грамматики, построение порождающей грамматики, взгляды на соотношение
глубинных и поверхностных структур)
Когнитивная грамматика в понимании Р. Лангакера.
“Грамматика конструкций” Ч. Филлмора.
3.2.2. Рассмотрение конкретных грамматических
категорий:
Формирование представления о «живом» / «неживом»,
«личном» / «неличном», «конкретным» / «абстрактным» и множество языковых
презентаций соотношения субъектно-объектных отношений.
Категории рода и числа – языковой и когнитивные
аспекты.
Пространственные и временные представления и их
языковое выражение.
4. Заключение. Опасна ли «когнитивная революция»?
4.1. Все ли в человеке и в социуме сводится к
информации?
4.2. Насколько не совпадают культурный концепт и
элемент когнитивной системы?
4.3. Можно ли свести к информативности языковое
значение?
Литература
Chomsky N . Language and
problems of knowledge. The Managua
Lectures. — N-Y., 1988.
Fodor J.A. – The language of
thought. – N.Y.: Crowell, 1975; Hassox (Essex,
England):
Harvester, 1976.
Gardiner A. The mind’s new
science: the history of cognitive revolution. N-Y., 1985.
Langacker R.W. Concept, image,
and symbol: The cognitive basis of grammar. – B.; N.Y.: Mouton de Gruyter,
1990.
Minsky M. A framework for
representing knowledge // D. Metzing ed. Frame conceptions and text
understanding. – B.; N.Y.: Gruyter, 1980. 1-25.
Rosh E. H. Human
categorization // Advances in cross-cultural psychology. — L., 1975.
Talmy L. How
language structures space // Spacial orientation: theory, research, and
application. Plenum press, 1983.
Talmy L.
Rubber-sheet cognition in language /ĆLS 1977, v.13, 612-628.
Апресян Ю.Д. (ред.).
Языковая картина мира и системная лексикография. — М.: Языки славянских
культур, 2006.
Апресян Ю.Д. Интегральное описание языка и системная лексикография
// Избранные труды. Т. II. — М.: Языки русской культуры, 1995.
Апресян Ю.Д. Лексическая семантика: Синонимические средства языка. —
М., Наука, 1974.
Арутюнова Н.Д. 1991 Референция //Лингвистический
энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1990. С.411-412.
Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл:
Логико-семантические проблемы. – М.: Наука, 1976.
Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. — М., “ЯРК”, 1999.
Бенвенист Э. Общая лингвистика. — М., 1997.
Брунер Дж. Психология познания. — М.: Прогресс, 1977.
genhis.philol.msu.ru