Эффекты социального восприятия — Психологос
Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления шаблонные неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия. Эффекты социального восприятия — одновременно и проявление субъективности социального восприятия, и типовые социальные шаблоны. Другими словами, эти эффекты воспроизводятся в силу двух различных причин: с одной стороны, за ними стоят некоторые внутренние закономерности социального восприятия, с другой стороны — люди так видят происходящее, потому что в данной общности так принято и так всем привычно.
Если людям долго внушать, что «первое впечатление самое верное», они будут верить своему первому впечатлению вне зависимости от его точности или нет. Если окружение человека убеждено, что внешность отражает внутренние характеристики человека, то и сам человек начинает судить о человеке по его внешности…
Список эффектов социального восприятия
Эффекты стереотипизации. Наше восприятие других людей зависит и от того, как мы их «классифицируем»: подростки, женщины, преподаватели, негры, гомосексуалисты, безработные, политические деятели и т.д. Зная, как обычно ведут себя подростки, нам не обязательно долго разговаривать с конкретной группой подростков: в среднем мы не ошибемся. Такое стереотипное восприятие очень упрощает ориентировку в жизни, но одновременно с этим делает нас немного близорукими: конкретный подросток может оказаться совсем не таким, как мы привыкли ожидать.
- Эффект предубеждения. Мы видим то, в чем убеждены, и в упор не замечаем то, что нашим убеждениям противоречит.
- Эффект ореола: общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на все остальные его черты. О человеке, которого представили нам достойно, мы думаем только хорошее и все его черты приукрашиваем. Того, о ком нам рассказали негатив, мы очерняем, в любом случае — воспринимаем сквозь призму созданного нам предубеждения.
В эксперименте, проведенном Эшем (Asch, 1946), человек, объективно охарактеризованный как «толковый, умелый, трудолюбивый, решительный, практичный и благоразумный», был представлен одним испытуемым как слишком холодный, а другим — как слишком пылкий. Испытуемым предлагалось изложить свои впечатления об этом человеке, и они рисовали два совершенно разных портрета, один из которых включал все особенности холодного человека, а второй, наоборот, человека пылкого.
Возможно, сюда же можно отнести эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт. Отсюда же выводится эффект авансирования — к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.
- Эффект каузальной атрибуции: чем меньше мы о человеке знаем, тем более склонны по поводу него глючить, придумывать о нем. Обычному, распространенному поведению людей мы чаще приписываем ситуационные мотивы («это из-за ситуации!»), а нестандартному — личные («это его решение или его внутренние особенности»). Свои успехи мы чаще приписываем себе, неудачи объясняем такой ситуацией. Для чужих успехов и неудач — всё прямо наоборот.
- Эффект авторитета. Врач может скорее убедить человека курить меньше, чем школьный приятель. По этой же причине реклама, стремящаяся увеличить спрос на кукурузные хлопья или моющие средства, часто прибегает к услугам знаменитых спортсменов или кинозвезд.
- Феномен предположения о сходстве — человек считает, что «свои» относятся к остальным людям также, как он.
Эффекты заинтересованности. Люди чаще склоняются верить в то, что им выгодно, и готовы спорить с очевидностью, если она их не устраивает.
- Эффект самоубеждения. Люди всегда охотнее укрепляют собственные установки и стереотипы, нежели меняют их. По-видимому, мы склонны учитывать только ту информацию, которая согласуется с нашими установками, и игнорировать то, что им не соответствует. Если мы уже имеем какое-то убеждение, мы склонны интерпретировать происходящее так, чтобы свое убеждение подтверждать.
Если на 10 водителей, допускающих небрежное управление автомобилем, приходится хотя бы одна женщина, то это автоматически «подтверждает» предубеждение, что женщины не умеют водить. Точно так же достаточно лишь одному безработному однажды отказаться от предложенной работы, как сразу же усиливается распространенное мнение, что все безработные лентяи.
- Эффект когнитивного диссонанса. Когда нам нужно сделать выбор между двумя вещами, которые для нас одинаково привлекательны (продолжать курить или бросить) или находятся в противоречии (любить кого-либо, чьи убеждения или поведение отличаются от наших собственных), мы сделаем все возможное, чтобы ослабить возникающий диссонанс, и отыщем тысячу доводов, чтобы убедить себя в том, что выбор, который мы собираемся сделать, — наилучший.
Если человек решает продолжать курить, он выдвинет, например, такие аргументы: «Бросить курить — значит растолстеть»; или «Когда я не курю, я становлюсь таким раздражительным, что для других будет лучше, если я курить не брошу»; или «Стоит ли ради каких-нибудь двух или трех лишних лет жизни все остальные годы лишать себя этого удовольствия?». Наоборот, если человек решил бросить курить, он все больше будет интересоваться статистикой рака легких, участвовать в кампаниях против курения, гордиться своей «непрокуренностью» и т.д.
- Эффект когнитивного равновесия. Хайдер (Heider, 1958) предложил теорию, основанную на склонности человека отыскивать такие установки, которые могли бы поддержать на высоком уровне гармоничные отношения и «равновесие» между ним и другими людьми, и, наоборот, избегать таких установок, которые могли бы привести к нарушению этой гармонии. Таким образом, гармоничность в системе убеждений человека будет тем выше, чем больше общих взглядов он разделяет с другим человеком, к которому он испытывает привязанность. В тех случаях, когда аффективная связь нарушается из-за расхождений во взглядах, мы стараемся преуменьшать или даже вообще отрицать это расхождение, а иногда и убедить себя, что вопреки очевидным актам установки другого человека в основе своей согласуются с нашими собственными.
Молодой человек, имеющий брата-гомосексуалиста, будет поддерживать с ним такие же взаимоотношения, какие сложились прежде, систематически избегая, например, обсуждения с ним больного вопроса или же говоря себе, что его брат, должно быть, ужасно страдает от того, что с ним приключилось, и что он, безусловно, сделает все возможное, чтобы изменить свою ориентацию.
- Внутригрупповой фаворитизм — «свои» кажутся лучше.
Эффекты последовательности. Любую новую информацию мы воспринимаем на основе информации, которая ей предшествовала. Первая информация окрашивает последующую, укрепляет или ослабляет ее.
- Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства): первая информация переоценивается по отношению к последующей.
- Эффект новизны: новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.
- Эффект повторения. Чем чаще и со всех сторон повторяется сообщение, тем в большей степени люди склонны ему верить. «Все говорят — значит, правда!». Если сообщение часто повторяется по радио и телевидению, ему верят практически все.
- Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.
- Эффект физиогномической редукции — вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.
Другие эффекты
- Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.
- Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки — во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму.
- Презумпция взаимности — человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».
- Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.
- Феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося — информация о том, что могло бы произойти, но не произошло игнорируется.
- Эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.
- Эффект снисходительности — руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).
- Эффект гипервзыскательности — руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).
1. Эффект прожектора
Человек склонен преувеличивать интерес других людей к своей персоне. Представьте: вы нелепо споткнулись на улице или заметили пятнышко на рубашке уже на полпути к работе. Кажется, это увидели все, будто вы освещены ярким лучом прожектора, а внимание окружающих целиком и полностью фокусируется только на вас.
На самом деле это не так. Кто-то и правда обратит внимание на пятнышко или вашу неуклюжесть, но отнюдь не все. И они не придадут этому такое значение, как вы думаете.
2. Вера в справедливость мира
Люди верят, что справедливость восторжествует: хорошие поступки будут вознаграждены, а негодяи — наказаны. И если с плохим человеком случается беда, мы думаем: «Так ему и надо, он это заслужил».
Человеку просто нужно знать, что жизнь справедлива и каждый получит по заслугам. Кто-то называет это божьей волей или кармой, однако суть не меняется.
3. Эффект плацебо
В основе эффекта — могучая сила внушения. Плацебо — лекарство-пустышка, не обладающее целебными свойствами, которое предлагают пациенту как действенный препарат от его проблемы. В итоге человек ждёт результата, а через некоторое время действительно чувствует себя лучше — это и есть эффект плацебо.
4. Эффект аудитории
Человек по-разному делает одни и те же вещи в одиночестве и в присутствии других людей. Причём наблюдатели могут влиять как положительно, так и отрицательно. Например, человек будет лучше справляться с хорошо знакомой ему работой и хуже выполнять новые поручения, когда рядом с ним находится кто-то ещё.
Психолог Роберт Зайонц считал, что наблюдатели становятся причиной возбуждения, ведь их реакция на действия человека непредсказуема. Когда человек делает то, что умеет и знает, ему легче справиться с психологическим стрессом и страхом оценки, чем если он берётся за совершенно новую незнакомую задачу.
5. Эффект Google, или цифровая амнезия
Люди перестали запоминать информацию, которую легко можно найти в Сети. Это больше не нужно. Интернет упрощает жизнь: всё, что раньше хранилось в библиотеке или памяти человека, теперь доступно по клику мышки. Информация воспринимается, но мозг думает, что сосредотачиваться и запоминать её необязательно, ведь есть Google.
6. Эффект Барнума, или эффект Форера
Мы считаем точными общие характеристики нашей личности, если думаем, что они созданы специально под нас.
Психолог Бертрам Форер предложил группе студентов пройти тест. Участники выполнили задание и передали бумаги на обработку, которую на самом деле не проводили. Форер просто составил одно общее описание личности, подходящее каждому, и представил его ученикам. Он вызывал студентов по одному и просил оценить точность характеристики по пятибалльной шкале. В результате получился средний балл 4,26. То есть, по мнению участников, точность была высокой.
7. Эффект Пигмалиона, или эффект Розенталя
Психологический феномен относится к разряду самосбывающихся пророчеств. Некоторые социологии описывают это как самогипноз: ожидания человека влияют на его действия и поступки.
Когда мы думаем, что симпатичны собеседнику (даже если это на самом деле не так), то строим разговор в особой манере и проникаемся взаимной симпатией. Или когда руководитель возлагает на сотрудника большие надежды, ставит сложные, но выполнимые цели, работник показывает большую продуктивность и лучшие результаты. Такое самопрограммирование работает и на успех, и на неудачу: ожидание провала непременно к нему и приведёт.
8. Парадокс выбора
Возможность выбора ставит в тупик. И хотя кажется, что большой выбор — хорошо, на деле получается иначе.
Бесчисленное множество альтернатив превращает процесс выбора в страдание.
Нужно разобраться, чем каждый из вариантов отличается от остальных и какой окажется лучше. Это не только долго, но и мучительно. В результате человек может не выбрать вообще ничего либо всё-таки остановится на одном варианте, но удовольствия от него уже не получит.
9. Эффект свидетеля
Чем больше людей оказались рядом с местом преступления или ДТП, тем меньше шанс, что кто-нибудь из них отреагирует и поможет пострадавшим. Каждый очевидец думает, что помочь должен не он, а другой.
Ответственность за поступок распределяется между несколькими людьми, и у каждого отдельного человека она будет ниже, чем есть на самом деле. Но если очевидец происшествия всего один, он понимает, что ответственность переложить не на кого, и с наибольшей вероятностью придёт на помощь.
10. Эффект фокусировки
Мы придаём большое значение одной детали, игнорируя общую картину. Это может привести к неверным суждениям о ситуации в целом или к негативным последствиям.
Например, некоторые считают, что деньги — залог счастья. Но это не так: высокий доход при отсутствии здоровья, времени или любви едва ли можно назвать пределом мечтаний.
11. Систематическая ошибка выжившего
Мы делаем неверные предположения, потому что учитываем не все аспекты.
Во времена Второй мировой войны статиста Абрахама Вальда попросили рассчитать, какие части самолётов-бомбардировщиков нужно укрепить, чтобы увеличить число вернувшихся на базу лётчиков. Вальд обнаружил, что до базы добирались самолёты с повреждениями фюзеляжа: на крыльях, хвосте и других деталях. Аппаратов с подбитыми двигателями или бензобаками было гораздо меньше. Кто-то предложил укреплять крылья и хвост — это казалось логичным. Но Вальд мыслил иначе: раз среди вернувшихся самолётов нет повреждений двигателя и бензобака, значит, они просто не добираются до базы. Он решил укреплять именно эти части и оказался прав.
Было бы ошибкой брать в расчёт только данные по вернувшимся, то есть «выжившим», в то время как общая картина может быть совсем иной.
12. Эффект первого впечатления
Нельзя произвести первое впечатление дважды. А оно важно! Мнение, сформировавшееся в первые минуты знакомства, влияет на дальнейшую оценку вашей персоны. И общение с вами будут строить, полагаясь на впечатление от первой встречи.
13. Эффект доктора Фокса
Яркая подача информации авторитетным оратором может завуалировать бесполезность сказанного. Слушатели выйдут из аудитории с мыслью, что получили новые ценные знания, даже если прослушали откровенную чушь.
14. Предвзятость подтверждения
Человек отдаёт предпочтение информации, которая подтверждает его точку зрения. Даже если данные недостоверны, он всё равно будет опираться на них. Распространённая ловушка, в которую не раз попадал каждый.
15. Иллюзорная корреляция
Люди верят в связь между вещами, которые на самом деле друг от друга не зависят. Эта ловушка создаёт предпосылки для развития стереотипов. «Все блондинки — глупые», «В крупных городах люди бездушные и озлобленные», «День не задался, потому что утром мне перебежала дорогу чёрная кошка» — типичные примеры иллюзорной корреляции.
Мы придаём значение одному яркому, запоминающемуся аспекту, но игнорируем остальные и из-за этого неверно устанавливаем причинно-следственную связь.
16. Эффект ореола
Общее впечатление о человеке влияет на его оценку в частных случаях. Думая, что человек хороший, мы считаем, что он также умный и привлекательный. Или наоборот: привлекательный человек кажется нам хорошим и умным. Мы проецируем общее мнение на конкретные качества, что на самом деле неправильно.
17. Эффект тамагочи
Многие помнят эту любопытную игрушку из конца 90-х: симпатичная пластиковая оболочка и монохромный экран с электронным любимцем. Строго по расписанию мы кормили подопечного, давали лекарства, если заболел, и очень горевали, когда в итоге он умирал от скуки. Дети привязывались к ненастоящему питомцу и испытывали тёплые искренние чувства.
Сейчас тамагочи утратил свою былую славу, но привязанность к гаджетам осталась. Мобильные телефоны, планшеты и даже отдельные приложения — все они вызывают эмоциональную зависимость. Она может проявляться в любом возрасте и оказывать как положительное, так и отрицательное влияние.
18. Эффект Веблена
Люди склонны демонстративно покупать товары по высокой цене, чтобы подчеркнуть социальный статус. Многим кажется неразумным осознано выбирать самую дорогую вещь в магазине только ради того, чтобы гордо нести её на кассу ценником вверх. Но это действительно работает: в сезон повышения цен спрос на товары также повышается.
19. Эффект несовершенства
Абсолютное совершенство отталкивает, а вот неуклюжесть и лёгкая растрёпанность вызывают симпатию. Особенно если человек самоироничен и любой конфуз превращается в шутку. Так что если хотите кому-то понравиться, не стремитесь казаться лучше, чем вы есть на самом деле. Простота и естественность берут верх.
20. Эффект Зейгарник
Ещё один психологический феномен, связанный с памятью. Оказывается, мы лучше запоминаем прерванное действие, чем завершённое.
Так, если человеку не дают доделать то, что он начал, возникает некое напряжение, которое не отпускает до тех пор, пока задача не будет закончена. И поэтому он будет её помнить.
Например, сотрудник готовит отчёт, как вдруг его просят зайти в конференц-зал и провести совещание. Вернувшись на рабочее место через несколько часов, он не забудет о том, что именно делал. Но если бы он успел закончить, воспоминания не были бы столь ясными. Эти уловки также используют в рекламе: недосказанность в ролике заставляет смотрящего лучше его запомнить.
21. Эффект проекции
Люди приписывают другим те качества, эмоции и переживания, которые есть в них самих. Добряки думают, что все вокруг такие же. Пережившие болезненное расставание уверены, что другие пары тоже рано или поздно разойдутся.
22. Эффект страуса
Когда в нашей жизни случается что-то плохое, мы не желаем знать подробностей. Образно выражаясь, прячем голову в песок и стараемся не углубляться в проблему. Хотя страусы, как известно, так всё-таки не делают. А вот инвесторы стараются как можно реже мониторить состояние своих вкладов, когда на рынке начинается спад.
Читайте также
Какие психологические эффекты мешают нам воспринимать друг друга адекватно?
Какие психологические эффекты мешают нам воспринимать друг друга адекватно? Здесь и сейчас хочу поведать вам, любезные читатели, о некоторых психологических эффектах, мешающих людям адекватно воспринимать друг друга. Ну что, начнём без лишних предисловий?
1. Эффект ожидания
Приходит работать в школу новая учительница математики, например. Ей директор говорит: «Нина Ивановна, у нас в девятом А есть один такой ученик… Вася Петров, ох намучаетесь Вы с ним! Ох и двоечник, задира, хулиган!» Входит Нина Ивановна в класс и первым делом «ищет, высматривает» нерадивого ученика.
Нашла… и начинает в своём сознании примерять к нему ярлыки, наклеенные директором: двоечник, задира, хулиган. Иными словами, учительница каждую минуту ожидает от Васи Петрова именно того поведения, которое описал ей директор школы.
Учительница бессознательно ищет, подчёркивает каждую мелочь, каждую черту, которая соответствовала бы описаниям директора. Конечно, ожидания могут оправдаться, и Вася действительно окажется плохим учеником, но ведь возможно, что юноша исправился в лучшую сторону, или же директор была к нему несправедлива, недолюбливала его, вот и навешала эти ужасные ярлыки, а мальчик вовсе не таков.
Во втором случае ожидание Нины Ивановны не оправдывается, и она либо как истинный педагог рада этому и всячески поддерживает Васю Петрова, либо продолжает видеть и искать в его учёбе и поведении поводы для выставления плохих оценок и замечаний.
2. Эффект ореола
Допустим, ожидается появление новенького в классе. За неделю до этого директор рассказал немного о нём, о той школе, где он раньше учился. Но о той школе, особенно о том классе, откуда ожидается появление новенького, ходит дурная слава: «О, восьмой Б в школе „33“ — класс хамов, дураков, лентяев!» Значит, и об ученике, который собирается прийти, будущие одноклассники тоже могут быть нелестного мнения, то есть его появление уже заранее окружено ореолом хама, двоечника, лентяя.
Ореол этот развеять не всегда бывает просто. Новенький ученик легко может оказаться отличником или хорошистом, воспитанным мальчиком, покинувшим прежний класс как раз из-за нежелания учиться с плохими ребятами.
3. Эффект первого впечатления
Увидел, например, молодой человек изумительно красивую девушку и влюбился в неё с первого взгляда. Ходит за ней несколько дней, а подойти и заговорить не осмеливается — такой божественной и неприступной она ему кажется. Красивый, стильный, подобранный со вкусом наряд, белоснежная улыбка лишили покоя парня.
Но вот однажды он решается подойти к прекрасной незнакомке и заговорить с ней… И… о ужас… девушка оказывается грубой, недалёкой, «пустой». Первое впечатление тает как дым, и тает желание встречаться с девушкой. Можно привести и противоположный пример — приходит в класс новенькая — девочка очень полная, некрасивая, одетая по-деревенски.
Никто с ней не здоровается, никто на неё не смотрит и не хочет дружить с ней. Но проходит время, оказывается, что девочка — отличная бегунья, добрая душа, выдумщица и хорошо поёт. К ней уже тянутся одноклассники, она покоряет их своим обаянием и от друзей отбоя нет.
4. Эффект проекции
Суть его состоит в том, что человек приписывает другому человеку те черты характера и качества, которые есть в нём самом. Допустим, очень завистливый считает, что все вокруг завидуют ему, а добряк уверен в том, что в мире гораздо больше добрых людей, чем злых.
5. Эффект обобщения
Допустим, в пятом классе первый раз был урок информатики. Пришёл новый учитель, и все замечают, что он какой-то чудаковатый. Он неопрятно одет, всё время рассказывает о своём замечательном компьютере и не объясняет новый материал. Потом в седьмом классе учитель информатики поменялся, на его смену пришёл такой же чудак, рассказывающий лишь о своих компьютерных играх и странно одетый.
В девятом классе директор снова говорит, что прежний учитель уволился и сейчас придёт другой. Ребята в классе уже ожидают появление чудака. Рассуждать они могут так: «Ой, да все компьютерщики такие, все учителя информатики!» Хотя этот учитель может быть грамотным специалистом, умеющим и желающим объяснять материал, а не говорить бесконечно о своём компьютере.
Это далеко не полный перечень эффектов, а лишь те, которые пришли мне на память и узнать о которых, думаю, вам было интересно. Эти эффекты не нужно пытаться устранить на корню, просто следует помнить об их существовании и сделать так, чтобы они не мешали интересному, продуктивному общению.
Маргарита Мельникова
1. В числе таких «обрамляющих» обстоятельств можно выделить успех, достигнутый человеком в какой-то конкретной деятельности. Как считают окружающие: способен ли такой человек достичь большего или меньшего в других областях деятельности?
Отвечая на этот вопрос, важно разделить два обстоятельства: реальную способность (на большее или меньшее) и то, что считают по этому поводу окружающие.
Многочисленные факты показывают, что успех в одной деятельности может нисколько не влиять на успех в другой.
Есть множество примеров, когда люди, блестяще делающие свое дело, во всем остальном оказываются беспомощными.
Тем не менее имеет место так называемый
Эффект ореола:
Человека, добившегося больших успехов в какой-то частной области, окружающие считают способным на большее и в других областях.
Многочисленные факты показывают, что должных оснований для этого эффекта нет, что он основан на заблуждениях.
В краткосрочном плане эффект ореола действует, хотя не на всех и в неодинаковой степени. Именно личные впечатления от краткосрочных результатов и являются почвой для возникновения эффекта ореола. Кстати, исследованиями установлено, что у человека, испытывающего удовлетворение, несколько улучшается острота зрения, слуха, осязания.
2. По-разному люди реагируют на неудачу. Слабого она деморализует. Сильного — мобилизует. Например, Черчиллю принадлежат слова: «Успех — это переход от одной неудачи к другой с нарастающим энтузиазмом». Выдающийся изобретатель Эдисон говорил: «Каждая неудачная попытка — это еще и шаг вперед».
Многие известные личности высказывались и в том плане, что поражение гораздо полезнее победы. Ибо победа расслабляет, а поражение заставляет действовать, искать.
Но это справедливо для сильных личностей (потому они и сильные, что неудача их не ломает). А в сознании большинства действует
Эффект неудачника:
Человека, потерпевшего неудачу, окружающие преимущественно считают способным на меньшее и в других делах.
Психологической основой является факт краткосрочного угнетающего действия неудачи.
Известно высказывание: «Женщины не любят неудачников». На самом деле их не любит никто, просто женщины в силу большей коммуникабельности охотно делятся своими мыслями, в том числе — и этой.
Указанные эффекты работают и в бизнесе. Фирмы, деловые люди охотно говорят о своих успехах и скрывают неудачи — особенно плохое финансовое положение.
В странах, где давно связали успех нации с бизнесом, выработались стандарты поведения, нацеленные на деловой успех. Например, американец на вопрос «Как дела?» ответит только бодрым «О’кей» и никогда не станет плакаться о своих неудачах.
3. Известен следующий
Эффект порядка (1):
При поступлении противоречивой информации (проверить которую не можем) мы склонны отдавать предпочтение той, что поступила первой.
Мы не любим менять свое мнение. Изменить мнение очень трудно. Особенно это заметно в разговоре с начальником: уж если тот принял решение, то возвращаться к нему больше не хочет. На самом деле мы все такие, просто руководитель может позволить себе стоять на своем, а подчиненный — не всегда. Поэтому опытные управленцы в случае соперничества стараются донести до руководства свою точку зрения раньше других сотрудников.
4. Иное положение, когда рассматриваются непротиворечивые сообщения, не требующие изменения мнения.
Эффект порядка (2):
При поступлении непротиворечивой информации мы отдаем предпочтение той, что поступила последней.
Последняя информация рассматривается при этом как уточняющая.
5. Приятный нам человек вызывает у нас положительные эмоции. А потребность в положительных эмоциях — одна из важнейших потребностей человека. Поэтому человека, удовлетворяющего эту нашу потребность, мы оберегаем в «его приятности», не допуская плохих мыслей о нем. Более того, для усиления собственных положительных эмоций мы наделяем этого человека всевозможными достоинствами.
Эффект проекции:
Приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать достоинства, а неприятному — недостатки.
39. Эффекты межличностного восприятия
Эффект «первичности» (или «порядка») состоит в том, что при противоречивых после первой встречи данных об этом человеке, информация, которая была получена раньше, воспринимается как более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление о человеке. Эффект срабатывает в случае восприятия незнакомого человека.
Эффект края заключается в том, что крайние объекты восприятия запоминаются лучше, чем те, которые находятся в середине.
Эффект новизны заключается в том, что последняя, то есть более новая информация, оказывается более значимой, действует в ситуациях восприятия знакомого человека.
Эффект ореола – формирование специфической установки на наблюдаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке накладывается на тот образ, который был создан заранее. Ранее существовавший образ выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам известных и неизвестных качеств воспринимаемого (эффект Полианны»), при общем неблагоприятное впечатлении преобладают негативные оценки («дьявольский эффект) Чаще проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия или когда суждения касаются моральных качеств.
Эффект первого впечатления – стойкая оценка человека или черт его характера по первому впечатлению, когда последующие мнения о человеке, противоречащие созданному образу, не соответствуют действительности.
Эффект проекции – когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки.
Эффект средней ошибки – это тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону среднего.
Эффект Барнума – восприятие людьми описания или общих оценок своей личности как истинные, если они преподносятся в научном, магическом или ритуальном контексте.
Эффект бумеранга состоит в том, что информация, преподносимая аудитории или отдельным лицам вызывает результат, обратный ожидаемому. Наблюдается в случаях, когда:
1) коммуникатор (субъект, передающий информацию), вызывает неприязнь у реципиентов, получающих эту информацию;
2) информация не соответствует действительности;
3) отсутствует доверие к источнику информации.
Эффект или явление стереотипизации в межличностном восприятии – склонность к формированию устойчивого образа при оценке людей, которым пользуются как клише или оценка людей по их принадлежности к какой-либо категории (пол, возраст, цвет кожи и т. д.). Стереотип обычно возникает на основе достаточно скудного опыта, при стремлении делать выводы на базе ограниченной информации, при регидности мышления. Наблюдается тенденция использования предшествующего опыта для построения заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не обращая внимания на имеющиеся отличия. Обычно такой стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например, к определенной профессии. Стереотипизация приводит к возникновению предубеждения и может нанести серьезный ущерб не только общению людей, но и их взаимоотношениям. Однако, в случае, когда стереотип не несет в себе оценочной нагрузки и когда у человека не происходит сдвига в восприятии в сторону эмоционального принятия или неприятия, стереотипизация оказывает положительное влияние на процесс межличностного общения, выражающиеся в значительном упрощении и ускорении процесса познания другого человека.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Эффекты восприятия
Одним из важных результатов психологических исследований социальной перцепции, в том числе и формирования первого впечатления, было обнаружение некоторых типовых схем, по которым строится образ другого человека и которые в той или иной степени используются всеми людьми. Эти схемы получили название – эффекты восприятия.
Эффект первичности и новизны – при взаимодействии с малознакомыми людьми большее значение придается данным, полученным вначале, а при общении со старыми знакомыми – последним сведениям.
Эффект ореола – формирование специфической установки на воспринимаемого человека через направленное приписывание ему определенных качеств. Наиболее явно этот эффект проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. В первую очередь «ореол» создают факторы внешней привлекательности, превосходства, хорошего отношения к нам.
Эффект привлекательности – заключается тенденции переоценивать качества внешне привлекательного, симпатичного человека. Примером данного эффекта может служить цитата из «Крейцеровой сонаты» Л.Н. Толстого: «Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро. Красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь и не слышишь глупостей, а слышишь умное. Она говорит, делает гадости, а ты видишь что-то милое. Когда же она не говорит ни глупостей, ни гадостей, а красиво, то сейчас уверяешься, что она чудо как умна и нравственна».
Эффект превосходства – проявляется в том, что люди склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех людей, которые превосходят их по какому-то существенному для них параметру. Для определения этого параметра используются 2 основных источника информации: одежда, все внешнее оформление, включая такие атрибуты как знаки отличия, очки, прическа, награды, драгоценности и т.п.; манера поведения (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.п.).
Человеку, вызывающему у нас восхищение по какому-либо весьма значительному для нас показателю, мы приписываем целый ряд хороших качеств. Действует и обратный эффект: склонность недооценивать человека, у которого важное для нас положительно качество выражено слабо.
Эффект хорошего отношения к нам – воспринимающий также склонен переоценивать человека, относящегося к нему с симпатией. Очевидно, что, то, как относится к нам другой человек, влияет на наше впечатление о нём. Более того очень часто на возникающее у нас впечатление о человеке влияет его согласие или несогласие с нами по какому-то вопросу.
Эффект проекции – проявляется в приписывании приятному собеседнику своих достоинств, а неприятному – своих недостатков. Классический пример проекции: начальника, не обладающего способностью к систематизации, организованности будут раздражать в подчинённых эти же качества.
Эффект средней ошибки – это тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону среднего.
Вопросы для самопроверки:
Что такое имидж личности?
Какие механизмы межличностного восприятия вы можете назвать?
Перечислите фундаментальные ошибки каузальной атрибуции?
Назовите механизмы межгруппового восприятия?
Какие бывают виды социальных стереотипов?
Перечислите основные эффекты восприятия?
Как проявляется в общении эффект ореола?
Какие факторы способствуют возникновению аттракции?
Психология той или иной особи, будь то человек или животное, очень сложный и до конца не изученный механизм. Многие живые существа бессознательно оказываются под влиянием определенных психологических факторов, некоторые из которых не могут объяснить даже учёные.
Эффект Олли
Эффект Олли – это биологическое явление, показывающее, что прирост популяции по отношению к ее численности (или целого вида на определенной территории) падает, если численность популяции снижается. Другими словами, каждая самка приносит больше потомства, если численность популяции выше. Эффект Олли, названный в честь американского зоолога Уолтера Клайда Олли, полностью изменил представление об увеличении популяции.
Во времена его исследований считалось, что процветать должна популяция с меньшим числом особей, т.к. каждой из них будет доступно больше ресурсов. Другими словами, популяция должна расти медленнее, когда число особей в ней больше и быстрее, когда число особей меньше. Однако исследования Олли доказывают, что когда численность популяции снижается, то же самое происходит и с числом возможных пар – поэтому и прирост идет медленнее.
Вывод: чем больше особей в популяции, тем быстрее она растёт.
Психологические эффекты
Эффект аудитории и теория вытесненияЭффект аудитории и теория вытеснения
Эффект аудитории – это то влияние, которое аудитория имеет на человека или на группу людей, выполняющих определенную задачу у всех на виду. Этот эффект был открыт в 30-х годах XX века. Он заключается в двух противоположных явлениях: результаты многих выступающих (атлетов в особенности) обычно оказываются выше, когда на них смотрит большое количество людей, в то время как у других присутствие зрителей вызывает чувство неловкости, поэтому они заканчивают свои выступления с худшим результатом, чем могут в действительности.
В 1965г. социальный психолог Роберт Зайонц обнаружил связь эффекта аудитории с так называемой теорией вытеснения. Зайонц доказал: будет ли влияние аудитории позитивным или негативным, зависит от относительной «легкости» выполняемой задачи. Если, например, выступающий верит, что победит, эффект аудитории будет подвигать его к выступлению на высшем уровне. Если он в себе не уверен, то наличие аудитории может привести к ещё большему снижению его самооценки.
Эффект Пигмалиона
Эффект Пигмалиона связан с эффектом аудитории и теорией вытеснения, он соединяет в себе положительные ожидания выступающего и наивысший результат. Эффект назван в честь пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион» (по которой снят фильм «Моя прекрасная леди»), иногда его ещё называют «эффектом Розенталя».
Кроме того, существует и эффект, противоположный эффекту Пигмалиона, его суть заключается в том, что низкие ожидания приводят к низкому уровню выступления, и называется такой эффект «эффектом голема».
Эффект Пигмалиона был подробно изучен в мире легкой атлетики, бизнеса и особенно образования. В бизнесе эффект очень ярко выражен в результатах менеджеров, которые напрямую зависят от того, чего они ожидают от собственных сотрудников.
Как отметил в своих исследованиях профессор Дж. Ливингстон: «То, как менеджеры обращаются со своими подчиненными, во многом зависит от того, чего они от них ожидают». Точно так же исследование эффекта Пигмалиона, проводимое Робертом Розенталем и Леонорой Якобсон в учебном классе, доказало, что те студенты, от которых преподаватель ожидает большего, скорее всего, будут на высоте.
Социально-психологические эффекты.
Эффект Брюс
Когда беременные грызуны женского пола чувствуют запах незнакомого самца, они иногда могут прервать собственную беременность. Этот эффект, впервые изученный британским зоологом Хильдой Брюс, наблюдался у некоторых мышей, полёвок, леммингов, обезьян гелада и даже у львов. Некоторое время эффект изучался только на животных в неволе, впервые эффект в дикой природе стала изучать исследователь из Мичиганского Университета Эйла Робертс. Самый главный вопрос в обоих случаях – почему мать убивает собственного ребенка?
Робертс 5 лет изучала гелад в Эфиопии и собрала данные о 110 особях женского пола из 21 различных групп. После анализа образцов фекалий на гормоны, которые твердо подтверждают беременность, Робертс открыла, что там, где самец утвердил свое господство, захватив группу, значительное количество самок прервали свою беременность. В группах без доминантного самца рождаемость оказалась намного выше.
Ответ кроется в тенденции доминантных самцов убивать маленьких гелад, они делают это потому, что самки снова смогут совокупляться только после того, как воспитают своих малышей и у самцов не хватает терпения. Обезьяны убивают своих не рожденных детенышей, потому что знают, что они все равно умрут, это экономит потраченное время матери, силы и средства.
Физические эффекты
Эффект Ляйденфроста
Если вы когда-нибудь брызгали водой на очень горячую сковороду и видели как капли начинают крутиться, как сумасшедшие – значит, вы наблюдали эффект Ляйденфроста, названный в честь немецкого доктора Йохана Готтлоба Ляйденфроста в 1796 году. Эффект Ляйденфроста – это физическое явление, оно наблюдается, когда жидкость оказывается очень близко к поверхности гораздо более горячей, чем температура кипения жидкости. В таких условиях жидкость создает защитный слой пара, который отделяет ее от горячей поверхности и предотвращает быстрое испарение. В случае с капельками на горячей сковороде, в конечном итоге вода закипает и испаряется, но гораздо медленней, чем, если бы температура сковороды была выше точки кипения, но ниже точки Ляйденфроста.
Этот эффект позволяет воде, при определенных условиях, левитировать над горячей поверхностью. По этой же причине можно окунуть влажный палец в жидкий азот без последствий. Но лучше так не экспериментировать, это всё-таки опасно.
Эффект диорамы
Эффект диорамы, также известный как «псевдо-макро» или «иллюзия диорамы», описывает процесс, когда фотограф снимает реальные предметы в натуральную величину таким образом, что на картинке они получаются, как миниатюрные модели. Иногда его еще называют эффектом «тилт-шифт», но справедливости ради надо заметить, что тилтшифтинг – это техника, всегда позволяющая создавать эффект «псевдо-макро». Эту технику можно использовать в цифровой фотографии для того, чтобы создать впечатление, что фото было сделано с помощью специального объектива.
Создание таких картинок происходит в несколько этапов. Можно выделить несколько ключевых моментов:
— сделать снимок сверху;
— размыть края фотографии;
— увеличить насыщенность цвета.
Конечно, об этом можно рассказать гораздо подробнее. В интернете можно найти и пошаговые инструкции.
Эффект обзора
Из всех когда-либо называемых и изучаемых психологических эффектов, эффект обзора – самый редкий, лишь 534 человека побывали в условиях, в которых он возможен. Когда астронавты с орбиты или с поверхности Луны видят Землю целиком, многие описывают невероятное ощущение масштаба и перспективы, что и назвали эффектом обзора. Выдуманный писателем Фрэнком Уайтом, этот эффект оказывает глубокое воздействие на человека, озадачивает, вдохновляет, пробуждает эмоции. Вид Земли из космоса меняет отношение человека к действительности. Астронавты возвращаются домой с новым видением того, как все мы объединены, с ощущением бессмысленности каких-либо культурных границ и с желанием заботиться об окружающей среде.
Психологические эффекты восприятия
Эффект оплошности
Представьте, что вы без памяти влюблены в девушку, и она кажется вам талантливой, доброй и красивой. Потом представьте, что вы видите, как она идет по тротуару, спотыкается и падает прямо лицом вниз. По многим причинам вы влюбляетесь в нее еще больше и сами себе кажетесь гораздо более привлекательным для нее, и все это – в результате ее неуклюжести.
Изученное особо широко в мире спорта, бизнеса и политики, это психологическое явление известно как «эффект оплошности». Первоначально этот эффект был открыт и назван исследователем Элиотом Аронсоном в 1966 году. Результаты такого эффекта могут быть различными. Исследования показывают, что люди склонны любить людей несовершенных, совершающих ошибки. Эффект много анализировался и выяснилось, что, например, неуклюжие женщины больше привлекают мужчин, чем наоборот, но основной принцип (человек становится более привлекательным, показывая свои недостатки) остается.
Эффект спящего
Эффект спящего – часто изучаемый, спорный психологический эффект, который показывает, как информация влияет на мнение человека. В основном, когда видишь рекламу с позитивным слоганом, с ней (и с рекламируемым продуктом) возникают позитивные ассоциации. Однако, через какое-то время эти позитивные ассоциация исчезают и, в конце концов, не остается вообще никаких ассоциаций с этой рекламой. Но при определенных условиях, например, если сообщение сопровождалось «репликой дисконтирования», позитивная ассоциация может остаться на более длительное время.
«Реплика дисконтирования» обычно подается в форме источника информации, который не вызывает доверия, либо сообщение идет с оговоркой, либо источник информации какой-то необычный. Когда вы видите негативную политическую рекламу, проплаченную оппонентом, вы сначала можете отнестись к сообщению с подозрением, а через какое-то время начнете верить. Исследования утверждают, что эффект спящего реальный, но трудноосуществимый в действительности, поэтому, чтобы он был эффективным нужно неукоснительно следовать строгому набору рекомендаций.
Эффект Тамагочи
Ох уж этот Тамагочи. Если вы выросли в 90-е годы ХХ века, вероятно, он у вас был, или вы были знакомы с кем-то, у кого он был или хотя бы знали о его существовании. К 2010 году по всему миру было продано более 76 миллионов маленьких электронных зверюшек. Для тех, кто не в курсе, Тамагочи – это маленький переносной виртуальный питомец, изобретенный в 1996 году в Японии. Владелец Тамагочи занимался кормлением, лечением, воспитанием и уборкой за своим питомцем.
Эффект Тамагочи – это психологическое явление, при котором люди становятся эмоционально зависимыми от робота или другого виртуального объекта. Такое отношение у человека может быть к Тамагочи, сотовому телефону, роботу или даже к какой-то компьютерной программе. Исследования показывают, что эффект Тамагочи может проявиться в любом возрасте и может иметь как положительное, так и отрицательное влияние на психическое здоровье человека.
Человеческий разум не может эффективно бороться с хаосом. Ум запрограммирован и предназначен для создания порядка, когда сталкивается со многими объектами. Следствием этого является то, что люди обычно не видят объектов; они видят классы объектов. Люди видят категории вещей, а объекты, с которыми они сталкиваются, рассматриваются как экземпляры определенной категории. Видение категории, а не вещи называется «эффектом восприятия».
Основы
«Эффект восприятия» может быть определен как создание чувственных данных путем категоризации. Это означает, что люди склонны рассматривать объекты как примеры более крупных концепций, а не как уникальный объект сам по себе. Когда человеку, смотрящему на многие объекты, говорят, что эти объекты связаны, с тех пор зритель увидит их как связанные. Другими словами, сам факт сообщения кому-либо о том, что элементы в группе являются частью категории, меняет восприятие зрителем их.
Стереотипирование
Концепция «эффекта восприятия» лежит в основе стереотипов. Рабочие довольно часто делятся на классные линии на рабочем месте. Например, в автосалоне есть менеджеры, продавцы и ремонтники. Они расположены в иерархии, где менеджерам платят больше всего, продавцам — вторым, а обслуживающему — третье. Когда новый продавец представлен уборщику, сразу же создается иерархия, в которой продажи «стоят больше», чем работа по обслуживанию.В этой роли уборщик выглядит иначе, чем он был бы, если бы его случайно встретили на улице.
Отношения
Разделение труда — это режим «эффекта восприятия». Если администрация считает, что рабочие не имеют достаточного образования и ограничены в навыках, то рабочие на рабочем месте будут рассматриваться как люди, нуждающиеся в строгом надзоре и дисциплине, в то время как административные работники могут рассматриваться тем же руководством, что и специально обученные. профессионалы.Работник на таком заводе не будет рассматривать его как учреждение, в котором работают 100 человек, а как учреждение с различными классами работников. Люди, которые работают на фабрике, могут даже проявлять качества воспринимаемых категорий.
Последствия
Восприятие управляется информацией, которая предшествует восприятию. Если новому работнику говорят, что человек, с которым он встречается впервые, является бухгалтером, то новый работник изменит свое поведение, чтобы отразить этот факт.Это может означать, что новый работник не будет шутить, потому что предполагается, что бухгалтер не имеет юмора. Новый работник будет говорить с лучшим словарным запасом, потому что бухгалтеры считаются умными и усердными. Когда тот же самый работник знакомится с кем-то, кто водит вилочный погрузчик на складе, работник может инстинктивно захотеть высказать свое мнение о футболе, пиве или пикапах. В этих случаях новый работник невольно социализируется, чтобы видеть, что коллеги по работе связаны с категорией.Эти категории — бухгалтеры или синие воротнички — затем определяют широкий диапазон их взаимодействия, разговоров и отношений.
Восприятие | Britannica
Восприятие у людей — процесс, посредством которого сенсорная стимуляция преобразуется в организованный опыт. Этот опыт или восприятие является совместным продуктом стимуляции и самого процесса. Отношения, обнаруженные между различными типами стимуляции (например, световыми волнами и звуковыми волнами) и связанными с ними восприятиями, позволяют сделать выводы о свойствах процесса восприятия; теории восприятия могут быть разработаны на основе этих выводов.Поскольку процесс восприятия сам по себе не является публичным или непосредственно наблюдаемым (за исключением самого воспринимающего, чье восприятие дается непосредственно в опыте), достоверность теорий восприятия может быть проверена только косвенно. То есть прогнозы, полученные из теории, сравниваются с соответствующими эмпирическими данными, довольно часто с помощью экспериментальных исследований.
Исторически систематическая мысль о восприятии была областью философии. Действительно, восприятие остается интересным для философов, и многие вопросы о процессе, которые были первоначально подняты философами, все еще актуальны.Однако, как научное предприятие, исследование восприятия особенно развито как часть более широкой дисциплины психологии.
Философский интерес к восприятию проистекает главным образом из вопросов об источниках и достоверности того, что называется человеческим знанием (см. Эпистемология). Эпистемологи спрашивают, существует ли реальный, физический мир независимо от человеческого опыта и, если да, как его свойства могут быть изучены и как может быть определена истинность или точность этого опыта.Они также спрашивают, существуют ли врожденные идеи или все переживания возникают в результате контакта с физическим миром, опосредованным органами чувств. По большей части психология обходит такие вопросы в пользу проблем, которые могут быть решены ее специальными методами. Остатки таких философских вопросов, однако, остаются; исследователи по-прежнему обеспокоены, например, относительным вкладом врожденных и изученных факторов в процесс восприятия.
Такие фундаментальные философские утверждения, как существование физического мира, тем не менее, считаются само собой разумеющимися среди большинства тех, кто изучает восприятие с научной точки зрения.Как правило, исследователи восприятия просто принимают видимый физический мир, особенно в том виде, как он описан в тех областях физики, которые связаны с электромагнитной энергией, оптикой и механикой. Проблемы, которые они рассматривают, связаны с процессом, посредством которого восприятия формируются из взаимодействия физической энергии (например, света) с воспринимающим организмом. Другой интерес представляет степень соответствия между восприятиями и физическими объектами, с которыми они обычно связаны. Насколько точно, например, визуально воспринимаемый размер объекта соответствует его физическому размеру при измерении (например,с меркой)?
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодняВопросы последнего типа подразумевают, что перцептивные переживания обычно имеют внешние ссылки и что они осмысленно организованы, чаще всего как объекты. Значимые объекты, такие как деревья, лица, книги, таблицы и собаки, обычно воспринимаются, а не воспринимаются отдельно как точки, линии, цвета и другие элементы, из которых они состоят. На языке гештальт-психологов непосредственный человеческий опыт имеет организованное целое ( Gestalten ), а не набор элементов.
Главная цель теории Гештальта в 20-м веке состояла в том, чтобы определить мозговые процессы, которые могли бы объяснить организацию восприятия. Гештальт-теоретики, главный из которых немец — США. психолог и философ, основатель гештальт-теории Макс Вертхаймер и Герман-США. Психологи Курт Коффка и Вольфганг Келер отвергли ранее высказанное предположение о том, что организация восприятия является продуктом выученных отношений (ассоциаций), составляющими элементами которых были названы простые ощущения.Хотя гештальтисты согласились с тем, что простые ощущения логически можно понимать как составляющие организованные восприятия, они утверждали, что сами восприятия являются основой опыта. Например, человек не воспринимает так много дискретных точек (как простые ощущения); перцепция пунктирная.
Не отрицая, что обучение может играть определенную роль в восприятии, многие теоретики заняли позицию, что организация восприятия отражает врожденные свойства самого мозга. Действительно, восприятие и функции мозга считались гештальтистами формально идентичными (или изоморфными) настолько, что изучение восприятия означает изучение мозга.Многие современные исследования в области восприятия направлены на то, чтобы вывести специфические особенности функционирования мозга из такого поведения, как сообщения (интроспекции), которые люди дают о своем чувственном опыте. Все больше таких умозаключений приятно сочетается с физиологическими наблюдениями самого мозга.
Многие следователи в значительной степени полагались на интроспективные отчеты, рассматривая их как объективные описания публичных событий. Серьезные сомнения были высказаны в 1920-х годах об этом использовании самоанализа U.С. Психолог Джон Б. Уотсон и другие, которые утверждали, что это дает только субъективные оценки и что восприятия неизбежно являются личным опытом и лишены объективности, которая обычно требуется для научных дисциплин. В ответ на возражения о субъективизме возник подход, известный как бихевиоризм, который ограничивает свои данные объективными описаниями или измерениями явного поведения организмов, отличных от самого экспериментатора. Устные сообщения не исключаются из рассмотрения до тех пор, пока они рассматриваются строго как публичное (объективное) поведение и не интерпретируются как буквальные, надежные описания личного (субъективного, интроспективного) опыта докладчика.Поведенческий подход не исключает научного исследования восприятия; вместо этого он скромно переводит воспринимаемые события в статус умозаключений. Восприятие других явно не может наблюдаться, хотя их свойства могут быть выведены из наблюдаемого поведения (словесного и невербального).
Одним из наследий бихевиоризма в современных исследованиях восприятия является сильная зависимость от очень простых ответов (часто невербальных), таких как нажатие кнопки или рычага. Одним из преимуществ этого спартанского подхода является то, что он может применяться к организмам, отличным от человека, и к младенцам (которые также не могут давать устные сообщения).Это ограничение, однако, не отрезает исследователя от богатого предложения гипотез о восприятии, которые вытекают из его собственных интроспекций. Бихевиоризм не запрещает источники гипотез; он просто указывает, что для проверки этих гипотез должны использоваться только объективные данные.
Поведенческие методы изучения восприятия склонны минимально привлекать сложные, субъективные, так называемые высшие психические процессы, которые кажутся характерными для взрослых людей; таким образом, они склонны дегуманизировать теорию восприятия и исследования.Таким образом, когда внимание ограничивается объективными стимулами и реакциями, можно легко провести параллели между восприятием (живыми организмами) и обработкой информации (такими устройствами, как электронные компьютеры). Действительно, именно из этого подхода к обработке информации в настоящее время вносятся некоторые более интригующие теоретические вклады (например, абстрактные модели восприятия). Ожидается, что такие практические применения, как развитие искусственных «глаз» для слепых, могут появиться из этих человеко-машинных аналогий.Компьютерные машины, которые могут различать визуальные шаблоны, уже созданы, например, такие, которые «читают» коды на банковских чеках.
Восприятие | Britannica
Восприятие у людей — процесс, посредством которого сенсорная стимуляция преобразуется в организованный опыт. Этот опыт или восприятие является совместным продуктом стимуляции и самого процесса. Отношения, обнаруженные между различными типами стимуляции (например, световыми волнами и звуковыми волнами) и связанными с ними восприятиями, позволяют сделать выводы о свойствах процесса восприятия; теории восприятия могут быть разработаны на основе этих выводов.Поскольку процесс восприятия сам по себе не является публичным или непосредственно наблюдаемым (за исключением самого воспринимающего, чье восприятие дается непосредственно в опыте), достоверность теорий восприятия может быть проверена только косвенно. То есть прогнозы, полученные из теории, сравниваются с соответствующими эмпирическими данными, довольно часто с помощью экспериментальных исследований.
Исторически систематическая мысль о восприятии была областью философии. Действительно, восприятие остается интересным для философов, и многие вопросы о процессе, которые были первоначально подняты философами, все еще актуальны.Однако, как научное предприятие, исследование восприятия особенно развито как часть более широкой дисциплины психологии.
Философский интерес к восприятию проистекает главным образом из вопросов об источниках и достоверности того, что называется человеческим знанием (см. Эпистемология). Эпистемологи спрашивают, существует ли реальный, физический мир независимо от человеческого опыта и, если да, как его свойства могут быть изучены и как может быть определена истинность или точность этого опыта.Они также спрашивают, существуют ли врожденные идеи или все переживания возникают в результате контакта с физическим миром, опосредованным органами чувств. По большей части психология обходит такие вопросы в пользу проблем, которые могут быть решены ее специальными методами. Остатки таких философских вопросов, однако, остаются; исследователи по-прежнему обеспокоены, например, относительным вкладом врожденных и изученных факторов в процесс восприятия.
Такие фундаментальные философские утверждения, как существование физического мира, тем не менее, считаются само собой разумеющимися среди большинства тех, кто изучает восприятие с научной точки зрения.Как правило, исследователи восприятия просто принимают видимый физический мир, особенно в том виде, как он описан в тех областях физики, которые связаны с электромагнитной энергией, оптикой и механикой. Проблемы, которые они рассматривают, связаны с процессом, посредством которого восприятия формируются из взаимодействия физической энергии (например, света) с воспринимающим организмом. Другой интерес представляет степень соответствия между восприятиями и физическими объектами, с которыми они обычно связаны. Насколько точно, например, визуально воспринимаемый размер объекта соответствует его физическому размеру при измерении (например,с меркой)?
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодняВопросы последнего типа подразумевают, что перцептивные переживания обычно имеют внешние ссылки и что они осмысленно организованы, чаще всего как объекты. Значимые объекты, такие как деревья, лица, книги, таблицы и собаки, обычно воспринимаются, а не воспринимаются отдельно как точки, линии, цвета и другие элементы, из которых они состоят. На языке гештальт-психологов непосредственный человеческий опыт имеет организованное целое ( Gestalten ), а не набор элементов.
Главная цель теории Гештальта в 20-м веке состояла в том, чтобы определить мозговые процессы, которые могли бы объяснить организацию восприятия. Гештальт-теоретики, главный из которых немец — США. психолог и философ, основатель гештальт-теории Макс Вертхаймер и Герман-США. Психологи Курт Коффка и Вольфганг Келер отвергли ранее высказанное предположение о том, что организация восприятия является продуктом выученных отношений (ассоциаций), составляющими элементами которых были названы простые ощущения.Хотя гештальтисты согласились с тем, что простые ощущения логически можно понимать как составляющие организованные восприятия, они утверждали, что сами восприятия являются основой опыта. Например, человек не воспринимает так много дискретных точек (как простые ощущения); перцепция пунктирная.
Не отрицая, что обучение может играть определенную роль в восприятии, многие теоретики заняли позицию, что организация восприятия отражает врожденные свойства самого мозга. Действительно, восприятие и функции мозга считались гештальтистами формально идентичными (или изоморфными) настолько, что изучение восприятия означает изучение мозга.Многие современные исследования в области восприятия направлены на то, чтобы вывести специфические особенности функционирования мозга из такого поведения, как сообщения (интроспекции), которые люди дают о своем чувственном опыте. Все больше таких умозаключений приятно сочетается с физиологическими наблюдениями самого мозга.
Многие следователи в значительной степени полагались на интроспективные отчеты, рассматривая их как объективные описания публичных событий. Серьезные сомнения были высказаны в 1920-х годах об этом использовании самоанализа U.С. Психолог Джон Б. Уотсон и другие, которые утверждали, что это дает только субъективные оценки и что восприятия неизбежно являются личным опытом и лишены объективности, которая обычно требуется для научных дисциплин. В ответ на возражения о субъективизме возник подход, известный как бихевиоризм, который ограничивает свои данные объективными описаниями или измерениями явного поведения организмов, отличных от самого экспериментатора. Устные сообщения не исключаются из рассмотрения до тех пор, пока они рассматриваются строго как публичное (объективное) поведение и не интерпретируются как буквальные, надежные описания личного (субъективного, интроспективного) опыта докладчика.Поведенческий подход не исключает научного исследования восприятия; вместо этого он скромно переводит воспринимаемые события в статус умозаключений. Восприятие других явно не может наблюдаться, хотя их свойства могут быть выведены из наблюдаемого поведения (словесного и невербального).
Одним из наследий бихевиоризма в современных исследованиях восприятия является сильная зависимость от очень простых ответов (часто невербальных), таких как нажатие кнопки или рычага. Одним из преимуществ этого спартанского подхода является то, что он может применяться к организмам, отличным от человека, и к младенцам (которые также не могут давать устные сообщения).Это ограничение, однако, не отрезает исследователя от богатого предложения гипотез о восприятии, которые вытекают из его собственных интроспекций. Бихевиоризм не запрещает источники гипотез; он просто указывает, что для проверки этих гипотез должны использоваться только объективные данные.
Поведенческие методы изучения восприятия склонны минимально привлекать сложные, субъективные, так называемые высшие психические процессы, которые кажутся характерными для взрослых людей; таким образом, они склонны дегуманизировать теорию восприятия и исследования.Таким образом, когда внимание ограничивается объективными стимулами и реакциями, можно легко провести параллели между восприятием (живыми организмами) и обработкой информации (такими устройствами, как электронные компьютеры). Действительно, именно из этого подхода к обработке информации в настоящее время вносятся некоторые более интригующие теоретические вклады (например, абстрактные модели восприятия). Ожидается, что такие практические применения, как развитие искусственных «глаз» для слепых, могут появиться из этих человеко-машинных аналогий.Компьютерные машины, которые могут различать визуальные шаблоны, уже созданы, например, такие, которые «читают» коды на банковских чеках.
Пространство восприятия | Британика
Пространственное восприятие , процесс, посредством которого люди и другие организмы узнают об относительном положении их собственных тел и объектов вокруг них. Восприятие пространства обеспечивает такие сигналы, как глубина и расстояние, которые важны для движения и ориентации на окружающую среду.
Человеческие существа интересовались восприятием объектов в космосе, по крайней мере, с древности. В древней Греции считалось, что объекты можно видеть, потому что они излучают то, что, как предполагалось, представляет собой непрерывный ряд чрезвычайно тонких «мембран» в их собственном изображении; они упали на глаз и слились с картиной, которая была воспринята.
Столетия экспериментальных исследований привели к более разумной концепции, в которой пространство было описано в терминах трех измерений или плоскостей: высота (вертикальная плоскость), ширина (горизонтальная плоскость) и глубина (сагиттальная плоскость). Все эти плоскости пересекаются под прямым углом, и их единственная ось пересечения определяется как находящаяся в воспринимаемом трехмерном пространстве, то есть в «глазу» воспринимающего индивида. Люди обычно не воспринимают бинокулярное пространство (отдельный визуальный мир от каждого глаза), но вместо этого видят так называемое циклопическое пространство, как будто изображения из каждого глаза сливаются, образуя единое поле зрения, похожее на поле зрения циклопа, одно- Глаз гигант в греческой мифологии.Горизонтальная, вертикальная и сагиттальная плоскости делят пространство на различные сектора: что-то воспринимается как «выше» или «ниже» (горизонтальная плоскость), как «перед» или «позади» (вертикальная плоскость) или как « направо »или« налево »(сагиттальной плоскости).
Циклопическая система проекции. Изображения точек F , A и B на двух сетчатках транспонируются в сетчатку гипотетического глаза посередине между ними. Encyclopædia Britannica, Inc.Общие положения
Ранняя теория, выдвинутая англиканским епископом Джорджем Беркли в начале 18-го века, заключалась в том, что третье измерение (глубина) не может быть непосредственно воспринято глазами, потому что изображение на сетчатке любого объекта является двумерным, как на картине , Он считал, что способность иметь визуальный опыт глубины не является врожденной, а может быть результатом только логического вывода, основанного на эмпирическом обучении с использованием других чувств, таких как осязание.Хотя современные исследования не подтверждают акцент Беркли на разуме как на центральном элементе восприятия, современные теории все еще включают как нативистские (врожденные), так и эмпирические (изученные на опыте) соображения.
Джордж Беркли Джордж Беркли, деталь картины маслом Джона Смиберта, ок. 1732; в Национальной портретной галерее в Лондоне. Предоставлено Национальной портретной галереей, Лондон Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской.Подпишитесь сегодняИзучение перцептивного обучения быстро развивалось во второй половине 19-го века и еще более быстро в течение 20-го. Многие психологи, занимающиеся перцептивной функцией, считают, что изучение восприятия пространства быстро становится самостоятельной отраслью психологии. Эта специальная область в психологии концентрируется на факторах, способствующих воспринимаемой организации объектов в пространстве (например, на подсказках к восприятию глубины, движению, форме, цвету и их взаимодействиям), или останавливается на особенно интересных особых проблемах, таких как проблема восприятия амодала. (е.например, вопрос о том, как воспринимать куб у шести сторон, хотя в одно время можно увидеть только три из них).
Исследование восприятия пространства также дает представление о том, как поведение восприятия помогает ориентировать человека на окружающую среду. В частности, ориентация в пространстве обычно отражает стремление человека (например, искать пищу или избегать травм). Однако люди не могут ориентироваться в окружающей среде, если только информация об окружающей среде, поступающая к ним через различные органы чувств, не дает восприятия пространства, соответствующего их физической «реальности».Такое восприятие называется истинным восприятием — непосредственным восприятием стимулов, как они существуют. Без определенной степени достоверности в отношении физического пространства нельзя искать пищу, убегать от врагов или даже общаться. Веричное восприятие также заставляет человека испытывать смену стимулов, как если бы они были стабильными: даже если сенсорный образ приближающегося тигра увеличивается, например, можно почувствовать, что размер животного остается неизменным. Другими словами, человек воспринимает объекты в окружающей среде как имеющие относительно постоянные характеристики (по размеру, цвету и т. Д.), Несмотря на значительные различия в условиях стимула.
Первичные гравитационные эффекты
Однако не все восприятие пространства является правдоподобным; вместо этого восприятие может не соответствовать действительности — часто каким-то систематическим образом. Это случаи невериального восприятия. Эксперименты показали, что три основные пространственные плоскости (горизонтальная, вертикальная и сагиттальная) доминируют в способности индивида локализовать визуальные объекты в близлежащем пространстве. Часто объекты могут восприниматься как лежащие ближе к этим основным измерениям или плоскостям, чем они есть на самом деле.(Часть объяснения этих перцептивных расхождений в визуальном опыте может заключаться в силе гравитации.) Невериальные восприятия не порождают хаос в восприятии пространства. Вместо этого они проясняют воспринимаемые характеристики окружающего пространства. Если бы вся масса сенсорной информации, доступной в данный момент, была воспринята достоверно, поток данных мог бы сбить с толку воспринимающего до точки дезориентации. Другими словами, определенная степень избирательности в восприятии, по-видимому, определяет выживаемость человека.В идеале информация об окружающей среде воспринимается только в том случае, если она соответствует целям, потребностям или физиологическому состоянию человека в данный момент.
,