Цель умственного воспитания дошкольников – Статья на тему: Современные подходы к определению цели и задач умственного воспитания дошкольников.

Задачи и средства умственного воспитания дошкольников — КиберПедия

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой определены следующие задачи умственного воспитания детей дошкольного возраста:

1. Формирование правильных представлений о простейших явлениях окружающей жизни.

Наблюдая окружающую жизнь, ребёнок самостоятельно пытается делать выводы. Он также приобретает знания о некоторых природных явлениях, их взаимодействиях и закономерностях (характерных признаках времён года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и т.д.).

2. Развитие познавательных психических процессов: ощущений, внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения.

Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающей действительности. В дошкольном возрасте у детей формируется способность сознательного запоминания, увеличивается объём памяти; задача состоит в том, чтобы упражнять произвольную память, обогащать её полезными знаниями. Большое внимание уделяется развитию воображения; оно необходимо для всякой творческой деятельности. В первые дошкольные годы это воссоздающее воображение, на основе которого с накоплением жизненного опыта и развития мышления формируется творческое воображение. Для младшего дошкольника характерно наглядно-действенное, для старшего — наглядно-образное мышление. На этой основе развивается словесно — логическое, понятийное мышление.

3. Развитие речи детей.

Особая роль в дошкольном возрасте принадлежит развитию речи. Человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания высказанного другими. Овладение речью дает ребенку возможность получать знания о действительности опосредованно (через рассказ, художественное произведение, объяснение воспитателя и т. п.), а не только путем непосредственного восприятия предметов или явлений. В детском саду решаются такие задачи речевого развития, как обогащение словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи.

4. Развитие любознательности и умственных способностей.

Любознательность — качество присущее ребёнку. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привести в действие. О наличии любознательности свидетельствуют и многочисленные детские вопросы. Результаты исследований показали, что основой развития умственных способностей является овладение ребёнком действиями замещения и наглядного моделирования. Психологами доказана необходимость прямого управления развитием способностей ребёнка. Так С.Ю. Фурсова отмечает: «Ребёнка надо не только обучать всему необходимому, но и создавать благоприятную атмосферу для раскрытия его собственных талантов и способностей».



5. Развитие интеллектуальных умений и навыков, формирование простейших способов умственной деятельности.

А) Обследование предметов

Б) Выделение в них существенных и несущественных признаков

В) Сравнение с другими предметами и т.д.

Эти умения и навыки являются составными элементами познавательной деятельности, они помогают ребёнку успешно овладевать знаниями.

В дошкольной педагогике для умственного развития детей используются различные средства умственного воспитания:

1) Ознакомление с окружающим.

Важным средством умственного воспитания является окружающая действительность: люди, предметы, природа, общественные явления. Благодаря взаимодействию с окружающим миром расширяется кругозор ребёнка, развиваются его познавательные процессы. Общение с взрослыми, радио- и телевизионные передачи увеличивают объём информации, которую получает ребёнок из окружающей жизни.

Пользуясь различными предметами, дети узнают их название, свойства и качества: краски, кисточка, бумага нужны для рисования; все вещи сделаны из различных материалов, обладающих определённым свойствами (чашка фарфоровая, она бьётся, ложка и вилка металлическая). Много новых знаний ребёнок получает в процессе наблюдений в природе. Наблюдения за растениями, насекомыми, птицами приносят детям немало открытий: «цветок распустился», «появились листочки» и т. д. Знания в процессе наблюдений уточняются. В процессе систематических наблюдений у детей развивается важное свойство личности — наблюдательность, т.е. способность быстро и легко замечать изменения, происходящие в окружающем. Развитие наблюдательности способствует формированию у детей устойчивых познавательных интересов. Уже в дошкольном возрасте у отдельных детей отмечается устойчивый интерес к природе, к технике, и т.п.



2) Игра (ведущий вид деятельности дошкольников).

Одним из средств умственного воспитания является игра — специфическая детская деятельность, в которой ребёнок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Отдельные виды игр по-разному воздействуют на умственное развитие детей: сюжетно-ролевые расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения; игры — драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь; строитель — конструктивные, развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях.

Особо важное место в умственном воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно усваивает знания, которыми он оперирует (например, названия внешний вид растений, предметов, необходимых для труда и т. п.). Решая умственную задачу в игре, малыш упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам. Таким образом, дидактические игры не только способствуют закреплению уточнению знаний, но и активизируют мыслительную деятельность детей. Игра как свойственная ребёнку деятельность позволяет ему упражняться в решении умственных задач без особого напряжения.

3) Труд.

В процессе труда происходит практическое обследование предметов: ребёнок знакомится не только с их внешними свойствами и качествами, но и теми изменениями, которые они претерпевают в процессе деятельности: мыло пенится; перекопанная земля становится рыхлой, мягкой; из увлажнённого песка хорошо строить и т.п. Труд в природе даёт ребёнку устанавливать причинно-следственные связи, помогает понять взаимосвязи и взаимозависимости явлений. На основе собственных наблюдений он делает умозаключения, выводы: на грядке, которая хорошо освещена солнцем, растения развиваются быстрее, в тени — медленнее.

4) Обучение.

Хотя труд, игра и бытовая деятельность оказывают большое влияние на умственное развитие детей, ведущая роль в умственном воспитании принадлежит обучению. Преимущество обучения заключается в том, что оно целенаправленно. Обучение осуществляется систематически, планомерно, этим обеспечивается определённая последовательность в накоплении знаний и умений, а также их прочность.

Решать задачи умственного развития детей дошкольного возраста можно различными методами и приёмами.

 

Методы и принципы.

Методы умственного воспитания дошкольников

Методы воспитания — это способы педагогического воздействия на сознание воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания.

«Методы воспитания только в том случае могут быть «инструментом прикосновения к личности» (А.С.Макаренко — советский педагог и писатель), если воспитатель правильно находит оптимальный вариант их сочетания, если он учитывает уровень развития и воспитания детей, их возрастные особенности, интересы, стремления».

а) Наглядные методы (наблюдение).

Использование этих методов отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления. Эти методы широко используются при сообщении детям новых знаний. К ним относится демонстрация натуральных объектов (предметов, явлений), наглядных пособий (картин, чучел, моделей, образцов и др.). Важное место занимает применение технических средств обучения (использование диафильмов, кинофильмов, магнитофонных записей, телевизионных передач и др.).

б) Словесные методы (рассказ, чтение, беседа).

Наглядные методы используются в тесной связи со словом, показ обязательно сопровождается пояснением. Благодаря пояснению уточняются непосредственные восприятия детей. Объяснение должно быть чётким, доступным детям, эмоциональным. Роль объяснения усиливается в связи с тем, что по мере взросления детей всё большее внимание уделяется усвоению ими знаний, в которых отражаются связи и взаимосвязи между явлениями.

в) Практические методы (упражнения).

Важным элементом практических методов является постановка конкретной задачи перед детьми. Это может быть выполнение задания по готовому образцу (что надо сделать) или по указаниям (как надо сделать).

Практические методы обучения тесно связаны с наглядностью: образец или заданные условия должны быть всегда наглядно представлены. Организация практической деятельности на основе готового образца требует его предварительного восприятия и анализа. В практических методах обучения особую роль приобретает показ способов действия при готовом образце и показ способов анализа при заданиях по условиям. В процессе выполнения дошкольниками задания следует формировать у них умение сопоставлять полученный результат с заданным и исправлять замеченные несоответствия. Это способствует развитию самоконтроля, который является важным моментом учебной деятельности. При использовании практических методов обучения необходима разработка системы последовательно усложняющихся практических заданий. Эта система характеризуется тем, что в ней постепенно возрастают требования к умениям детей: осуществлять обследования образца (или анализ заданных условий), планировать последовательность выполнения действий, контролировать получаемые результаты, соотнося их с практической задачей.

г) Игровые методы.

В обучении детей дошкольного возраста большое место занимают игровые методы и приемы, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. К ним относятся дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия в промежутках между выполнением других заданий). Особенно велика их роль в младших группах. Дидактическая игра в младшей группе может занимать основную часть занятия. В средней, старшей и подготовительной группах дидактическая игра является обычно одной из частей занятия и проводится с целью закрепления знаний и создания эмоционального настроения. Игры по формированию элементарных математических представлений широко используются на соответствующих занятиях, на занятиях по развитию речи проводятся игры для активизации словаря, формировании грамматического строя речи, упражнении в звукопроизношении («Узнай по описанию», «Скажи наоборот»), на занятиях по ознакомлению с природой — игры для закрепления знаний о природе («Вершки и корешки», «Детки на ветке» и др.). В работе по ознакомлению с художественной литературой, развитию речи используются разные виды игр-драматизаций, для развития движений — подвижные игры, для музыкального восприятия — музыкально-дидактические. Игры могут составлять часть занятия, могут использоваться с целью обучения и в повседневной жизни.

Организуя работу по умственному воспитанию детей дошкольного возраста различными методами, каждому воспитателю необходимо учитывать принципы умственного воспитания дошкольников.

cyberpedia.su

Задачи и содержание работы по умственному воспитанию дошкольников

Умственное воспитание — целенаправленная деятельность воспитателей по развитию умственных сил и мышления ребенка, по формированию у него системы умственных действий и познавательных способностей.

В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности.

Умственное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения.

Умственное развитие дошкольника происходит в процессе деятельности: вначале в общении, предметной деятельности, игре, а затем и в учебной, трудовой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

Наиболее эффективно умственное развитие происходит под влиянием обучения и воспитания.

Современная педагогическая наука считает, что основными показателями умственного развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.

Чтобы правильно организовать умственное воспитание дошкольников, надо знать закономерности и возможности их умственного развития. С их учетом определяются задачи, содержание, организация и методы умственного воспитания.

Умственное воспитание и развитие ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития в целом, от богатств интересов ребенка, его чувств и всех других черт, которые создают его духовный облик.

Цель умственного воспитания дошкольников нельзя понимать упрощенно — как то, чтобы дать детям как можно больше знаний об окружающем, значительно более важно выработать у них общие способы познавательной деятельности (умение анализировать, сравнивать, обобщать), развивать речь, формировать потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.

Темп умственного развития дошкольников очень высокий в сравнении с более поздними возрастными периодами. Какие-либо дефекты умственного воспитания дошкольников трудно восполнимы в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все дальнейшее развитие ребенка.

Особенно большая роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков — это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к будущей трудовой деятельности.

В «Программе воспитания в детском саду» определены следующие задачи умственного воспитания дошкольников:) формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни;

) формирование навыков и умений умственной деятельности,

) развитие познавательных психических процессов: ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи;

) развитие интересов и способностей;

) формирование познавательных интересов и любознательности;

) развитие интеллектуальных умений и навыков, формирование простейших способов умственной деятельности

В дошкольном возрасте используются разные средства умственного воспитания: игра, труд, конструктивная и изобразительная деятельность, обучение.

Игра — практика детской жизни, поэтому в ней прежде всего отражается то, что уже было воспринято ребенком раньше. Но в процессе игры эти знания преобразуются» совершенствуются. Благодаря речи, знания, сформированные на уровне наглядно-образных представлений, переводятся в речевой план а, значит, обобщаются. Осуществляется переход знаний на новый уровень — словесно-логический. В игре идет и пополнение знаний благодаря действиям е предметами, обмену мыслями игращих, советам и объяснениям взрослого. В игре формируются и познавательные интересы детей. Интерес к содержанию игры переносится на сами явления я события.

В процессе конструирования к умственной деятельности ребенка предъявляются специфические требования: целенаправленно воспринимать предмет, видеть его частя, их соотношения, умение зрительно расчленять предмет на отдельные элемента и соотносить их с имеющимися деталями, планировать деятельность и т.д. Конструирование способствует формированию более точных, конкретных представлений о предмете, развивает умение видеть общее и своеобразное в целой группе предметов.

В процессе изобразительной деятельности происходит интенсивное формирование сенсорных способностей и умственных действий (деление целого на части, положение предмета в пространстве, восприятие цвета и т.д.).

Трудовая деятельность содержит огромные возможности для умственного воспитания детей. Каждое трудовое задание для дошкольника представляет умственную задачу. Он должен понять, что нужно сделать, зачем, как это следует сделать, проанализировать условия выполнения задания, внимательно рассмотреть материал, орудия труда, оценить их свойства, соответствие задач. Требуется наличие у ребенка определенных знаний, умений и навыков. Труд оказывает влияние на развитие познавательных интересов детей.

Наиболее значительным средством умственного воспитания является обучение. В процессе обучения у детей развивается мышление и речь, формируются познавательные интересы. Дети овладевают самой учебной деятельностью.

students-library.com

Задачи умственного воспитания дошкольников. — КиберПедия

1) Формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни.

Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, уточнении, систематизации.

Система знаний – это совокупность знаний об определенных предметах или явлениях, достигаемая путем установления существенных связей, порядка между частями целого на основе определенных закономерностей, принципов и правил.

Благодаря системности знания человека становятся более действенными, подвижными, он может быстрее использовать их при решении практических или познавательных задач.

Основой систематизации знаний является установление связей. Системы знаний у ребенка-дошкольника складываются как на уровне представлений, т. е. чувственно-практического опыта, так и на более высоком — теоретическом, в форме понятий. Например, дошкольник знакомится с характерными признаками времен года; накопление таких сведений представляет собой систему знаний на уровне представлений. Ребенок различает цвет, форму, величину, свойства и качества предметов и может охарактеризовать каждый из них с точки зрения присущих ему качеств: он владеет системой представлений о свойствах и качествах предметов.

Дети дошкольного возраста, усваивают некоторые знания и на более высоком уровне — понятий, т. е. знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, выраженных в словах.

Система знаний у детей не остается неизменной. Она постоянно углубляется и расширяется в процессе обучения и по мере накопления жизненного опыта. Воспитатель последовательно работает над ее формированием.

2) Развитие познавательной деятельности

Познавательная деятельность – это такая деятельность, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир.

Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающей действительности. Поэтому в учреждении дошкольного образования большое внимание уделяется сенсорному воспитанию.

Особая роль в дошкольном возрасте принадлежит развитию речи. Человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания высказанного другими. Овладение речью дает ребенку возможность получать знания о действительности опосредованно (через рассказ, художественное произведение, объяснение воспитателя и т. п.), а не только путем непосредственного восприятия предметов или явлений.



В дошкольном возрасте у детей формируется способность сознательного запоминания, увеличивается объем памяти; задача состоит в том, чтобы упражнять произвольную память, обогащать ее полезными знаниями.

Большое внимание уделяется развитию воображения; оно необходимо для всякой творческой деятельности. В первые дошкольные годы — это воссоздающее воображение, на основе которого с накоплением жизненного опыта и развитием мышления формируется творческое воображение.

Для младшего дошкольника характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. На этой основе развивается словесно-логическое, понятийное мышление. Воспитатель формирует у детей аналитико-синтетическую мыслительную деятельность, которая дает возможность глубже понимать явления, выделять существенные и несущественные их стороны.

3) Развитие любознательности, познавательных интересов и способностей детей.

Любознательность — качество, присущее ребенку. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привести в действие. О наличии любознательности свидетельствуют и многочисленные вопросы. Воспитатель поддерживает любознательность дошкольников, организуя наблюдения, стараясь вовремя ответить на возникающие у них вопросы, направляя их мысль на самостоятельный поиск ответа. Задача умственного воспитания — развивать детскую любознательность, пытливость ума и формировать на их основе устойчивые познавательные интересы.

Развитие наблюдательности способствует формированию у детей устойчивых познавательных интересов. Уже в дошкольном возрасте у отдельных детей отмечается устойчивый интерес к природе (наблюдения за насекомыми, животными, выращивание растений, уход за ними), к технике, к транспортным средствам, к решению всевозможных задач, головоломок и т. п.

Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения. Под влиянием познавательного интереса ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность в решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха – придают уверенность в своих силах.



Обладая огромной побудительной силой, любознательность и познавательный интерес заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний. Ребенок часто спрашивает о том, что его волнует, просит почитать, рассказать.

Перед учреждением дошкольного образования стоит задача развивать познавательные способности ребенка. Способностями в психологии принято называть такие свойства личности, которые создают предпосылки к успешному овладению той или иной деятельностью. Способности проявляются и развиваются в процессе соответствующей деятельности. Познавательные способности человека могут характеризоваться такими качествами ума, как сообразительность (быстрота умственной реакции), критичность (способность объективно оценивать факты, явления, результаты труда и анализировать их, замечать ошибки и т. д.), пытливость (способность к настойчивому поиску решения умственной задачи, использование различных способов для отыскания правильного ответа), вдумчивость.

Воспитатель таким образом организует интеллектуальную деятельность детей, чтобы способствовать развитию этих качеств. Для развития сообразительности он проводит игры, где надо быстро дать ответ («Назови следующее число», «Скажи наоборот», «Летает — не летает» и др.), в быстром темпе решать несложные задачи; для развития критичности ума привлекает детей к анализу детских работ, ответов; для развития пытливости организует элементарную исследовательскую деятельность, предлагает задачи-головоломки.

4) Развитие интеллектуальных умений и навыков

Одной из задач умственного воспитания дошкольников является развитие интеллектуальных умений и навыков, т.е. формирование простейших способов умственной деятельности: обследование предметов, выделение в них существенных и несущественных признаков, сравнение с другими предметами, обобщение, классификация и т. д. Эти умения и навыки являются составными элементами познавательной деятельности, они помогают ребенку успешно овладевать знаниями.

Содержание умственного воспитания детей дошкольного возраста.

Ребенок должен получить четкие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.), о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и т. п.). В процессе наблюдений за явлениями неживой природы, развитием растений, насекомых, животных воспитатель формирует у детей зачатки материалистических представлений о мире.

Дошкольников знакомят с доступными им общественными явлениями и событиями: трудом людей, с общенародными праздниками; со столицей страны, ее достопримечательностями, крупными городами Беларуси, государственной символикой, Президентом и др. Ознакомление с общественными явлениями и событиями способствует воспитанию у детей интереса к общественной жизни страны, формированию чувства любви к Родине.

Содержание умственного воспитания ребенка определено учебной программой дошкольного образования по пяти направлениям: физическое, социально-нравственное и личностное, познавательное, речевое, эстетическое развитие воспитанника. Каждое направление представлено образовательными областями (отдельными дидактическими единицами содержания), которые в единстве составляют его комплексную характеристику.

!(Дом. задание: выписать содержание каждого направления программы!!!) ( Это надо делать ????)

cyberpedia.su

ЗАДАЧИ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ. — Ответы к ГОСам по педагогике

В содержание воспитательного процесса детей дошкольного возраста входит и умственное воспитание. Чтобы правильно подойти к реализации задач умственного воспитания, необходимо глубоко знать закономерности умственного развития ребенка.

Умственное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности.

Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности

Умственное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения.

Умственное развитие дошкольника происходит в процессе деятельности: вначале в общении, предметной деятельности, игре, а затем и в учебной, трудовой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

Наиболее эффективно умственное развитие происходит под влиянием обучения и воспитания.

Современная педагогическая наука считает, что основными показателями умственного развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.

Умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняют умственное воспитание и обучение.

Умственное воспитание – это прежде всего развитие активной мыслительной деятельности дошкольников. Полноценное умственное воспитание происходит только в педагогически правильной организованной деятельности.

Таким образом, умственное воспитание — это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей.

Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако это происходит только в том случае, если учитываются закономерности и возможности умственного развития детей первых лет жизни.

В СОДЕРЖАНИЕ умственного воспитания входит развитие интеллектуальных умений и навыков, воображения, восприятия, памяти, мышления.

Поэтому, особенно велика роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков — это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к предстоящей трудовой деятельности.

В «Программе воспитания в детском саду» определены следующие ЗАДАЧИ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ детей дошкольного возраста:

— формирование правильных представлений о простейших явлениях окружающей жизни;

— развитие познавательных психических процессов: ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи;

— развитие любознательности и умственных способностей;

— развитие интеллектуальных умений и навыков, формирование простейших способов умственной деятельности.

Рассмотрим каждую из этих задач.

Формирование правильных представлений о простейших явлениях окружающей жизни

Ребенок в дошкольные годы каждый день сталкивается с новыми для него предметами и явлениями. Однако накопление знаний и представлений без соответствующего руководства идет бессистемно: они могут быть поверхностны, нередко ошибочны. Ребенок думает, что «облако — это вата», а «звезды — электрические лампочки». Наблюдая окружающую жизнь, он самостоятельно пытается делать выводы.

Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, уточнении, систематизации.

Ребенок должен получить четкие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.), о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и т. п.). В процессе наблюдений за явлениями неживой природы, развитием растений, насекомых, животных воспитатель формирует у детей зачатки материалистических представлений о мире.

Дошкольников знакомят с доступными им общественными явлениями и событиями: трудом советских людей, с общенародными праздниками и т.д.

Развитие познавательных психических процессов — ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, а также развитие речи — важной задача умственного воспитания.

Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающей действительности. Поэтому в детском саду большое внимание уделяется сенсорному воспитанию.

Особая роль в дошкольном возрасте принадлежит развитию речи. Человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания высказанного другими. Овладение речью дает ребенку возможность получать знания о действительности опосредованно (через рассказ, художественное произведение, объяснение воспитателя и т. п.), а не только путем непосредственного восприятия предметов или явлений. В детском саду решаются такие задачи речевого развития, как обогащение словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи.

В дошкольном возрасте у детей формируется способность сознательного запоминания, увеличивается объем памяти; задача состоит в том, чтобы упражнять произвольную память, обогащать ее полезными знаниями.

Большое внимание уделяется развитию воображения; оно необходимо для всякой творческой деятельности.

В первые дошкольные годы — это воссоздающее воображение, на основе которого с накоплением жизненного опыта и развитием мышления формируется творческое воображение. Для младшего дошкольника характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. На этой основе развивается словесно-логическое, понятийное мышление. Воспитатель формирует у детей аналитико-синтетическую мыслительную деятельность, которая дает возможность глубже понимать явления, выделять существенные и несущественные их стороны.

Развитие любознательности и умственных способностей

Любознательность — качество, присущее ребенку. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привести в действие. О наличии любознательности свидетельствуют и многочисленные вопросы.

Воспитатель поддерживает любознательность дошкольников, организуя наблюдения, стараясь вовремя ответить на возникающие у них вопросы, направляя их мысль на самостоятельный поиск ответа. Задача умственного воспитания — развивать детскую любознательность, пытливость ума и формировать на их основе устойчивые познавательные интересы.

Перед детским садом стоит задача развивать умственные способности ребенка.

Способностями в психологии принято называть такие свойства личности, которые создают предпосылки к успешному овладению той или иной деятельностью.

Способности проявляются и развиваются в процессе соответствующей деятельности.

Умственные способности человека могут характеризоваться такими качествами ума, как сообразительность (быстрота умственной реакции), критичность (способность объективно оценивать факты, явления, результаты труда и анализировать их, замечать ошибки и т. д.), пытливость (способность к настойчивому поиску решения умственной задачи, использование различных способов для отыскания правильного ответа), вдумчивость.

Воспитатель таким образом организует умственную деятельность детей, чтобы способствовать развитию этих качеств. Для развития сообразительности он проводит игры, где надо быстро дать ответ («Назови следующее число», «Скажи наоборот», «Летает — не летает» и др.), в быстром темпе решать несложные задачи; для развития критичности ума привлекает детей к анализу детских работ, ответов; для развития пытливости организует элементарную исследовательскую деятельность, предлагает задачи-головоломки.

Развитие интеллектуальных умений и навыков, формирование простейших способов умственной деятельности.

Одной из задач умственного воспитания дошкольников является развитие интеллектуальных умений и навыков, т.е. формирование простейших способов умственной деятельности: обследование предметов, выделение в них существенных и несущественных признаков, сравнение с другими предметами и т. д. Эти умения и навыки являются составными элементами познавательной деятельности, они помогают ребенку успешно овладевать знаниями.

students-library.com

«Особенности методики умственного воспитания дошкольников»

Конспект по теме: Методика умственного воспитания детей дошкольного возраста

УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ — целенаправленная деятельность воспитателей по развитию умственных сил и мышления ребенка, по формированию у него системы умственных действий и познавательных способностей.

Умственное воспитание и развитие ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития в целом, от богатств интересов ребенка, его чувств и всех других черт, которые создают его духовный облик. Цель умственного воспитания дошкольников нельзя понимать упрощенно — как то, чтобы дать детям как можно больше знаний об окружающем, значительно более важно выработать у них общие способы познавательной деятельности (умение анализировать, сравнивать, обобщать), развивать речь, формировать потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить. Темп умственного развития дошкольников очень высокий в сравнении с более поздними возрастными периодами. Какие-либо дефекты умственного воспитания дошкольников трудно восполнимы в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все дальнейшее развитие ребенка. Особенно большая роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков — это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к будущей трудовой деятельности.

Методологической основой умственного воспитания является философская теория познания, которая гласит, что путь познания реального мира осуществляется таким образом: «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания объективной реальности».

ступень познания — живое созерцание, в процессе которого осуществляется непосредственное чувственное восприятие предметов и явлений при помощи ощущений и восприятий. В дошкольном возрасте чувственное восприятие является основным источником знаний детей об окружающем, первой ступенью познания ими реального мира.

Таким образом, умственное развитие ребенка начинается с непосредственного чувственного восприятия окружающего (педагогическое требование наглядности обучения).

Вторая и высшая ступень познания- абстрактное мышление. Чувственное восприятие постоянно обогащает мышление конкретными, реальными, «живыми» образами, фактами, а абстрактное мышление на основе этих фактов дает возможность проникнуть в такие свойства и отношения вещей, которые недоступны живому созерцанию. Сущность предметов, явлений, их взаимосвязи раскрываются ребенку благодаря мышлению. Абстрактное мышление позволяет экономно расходовать умственные силы ребенка, создавать я его памяти целые совокупности представлений, которыми ребенок пользуется по аналогии, изучая новые предметы, явления. Мыслительные операции, которыми постепенно овладевает ребенок: анализ, обобщение, классификация, «решение — являются примером экономной работы человеческого мозга.

Решающую роль в познании объективной реальности открывает практика. Она доказывает силу, мощь, истинность человеческого познания. В игровой, трудовой, учебной деятельности детей проверяется истинность полученных знаний. Практика — не только критерий истины, но и источник познания. Через игру, труд дети легко и незаметно осваивают большое количество знаний, умений и навыков. Процесс познания имеет деятельностно-активный характер. Активность заложена в самой человеческой чувствительности. Органы чувств функционирует благодаря реализации в них способности отражать. Ребенок рождается на свет с безусловными рефлексами. На их основе формируются многочисленные условнее рефлексы. Образование условных рефлексов есть установление нервной временной связи в коре головного мозга человека. Эти временные связи является материальной основой всех приобретенных человеком знаний, навыков, привычек, Внешним раздражителем для маленького ребенка являются непосредственные воздействия предметов и явлений окружающего мира. Эти раздражители воспринимаются органами чувств (анализаторами). Я.П.Павлов назвал их сигналами I сигнальной системы. Функционирование органов чувств тесно связано с потребностями маленького ребенка. Сначала это органические потребности,- удовлетворение которых необходимо для сохранения жизни. Позже появляются и др.потребности: потребность в общении со взрослым, потребность в активных движениях, о активных действиях с предметами. В деятельности с предметами ребенок познает свойства предметов, качества, связи между ними. Активность ребенка имеет ориентировочно-исследовательский характер.

В процессе действий с предметами у ребенка возникает наглядно-действенное мышление. Это самая элементарная форма мышления, возникающая в раннем детстве. В процессе действий с предметами ребенок запоминает образы предметов. Восприятие их обычно сопровождается соответствующими словами взрослых. Происходит взаимодействие между чувственным восприятием и словом, т.е. между I и П сигнальными системами. Неоднократное совпадение слова и действия, слова и качества предмета приводит к тому, что потом только по произнесенному слову взрослого возникает зрительный образ названного предмета. Так получает развитие новая более сложная форма мышления — наглядно- образная. С ее помощью решение ряда задач осуществляется ребенком в уме, без участия практических действий — он оперирует только образами. Дошкольника интересует не только новый предмет сам по себе. Он хочет узнать о его назначении, строении, способе использования. Мотивом действия с предметами является познавательный интерес.

Развитие познавательных интересов у дошкольников проявляется и том, что растет желание заниматься умственной деятельностью. Ребенок задает взрослым много вопросов, любит сравнивать пещи и явления, спорить. Взрослые должны поддерживать любознательность, поощрять ребенка к поиску решения умственной задачи. Возникаем новый тип активности — умственная активность. Ребенок осмысливает действие, ставит цель, планирует, отбирает способы се достижения. Ребенок переходит уже на новую ступень умственного развития.

Детей нужно приучать к осмысленному восприятию слова, учить понимать его предметное содержание, какое действие или качество оно обозначает. Слово формируется как обобщенное понятие, отрезается, от своего первоначального конкретного образного содержания. Возникает понятийная или словесно-логическая форма мышления Часто взрослые стремятся быстрей развивать понятийную форму мышления у дошкольников, недостаточно уделяют внимания развитию первых двух форм мышления. Это отрицательно сказывается на умственном и общем психическом развитии детей. Понятийная форма мышления только тогда успешно развивается, когда хорошо развиты наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления. Они являются фундаментом, на котором строится понятийное мышление.

Задачи умственного воспитания дошкольников:

I) формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни;

2) формирование навыков и умений умственной деятельности, развитие познавательных интересов и способностей;

3) формирование познавательных интересов и любознательности;

4) приучение детей к умственному труду.

В дошкольном возрасте используются разные средства умственного воспитания: игра, труд, конструктивная и изобразительная деятельность, обучение.

Игра — практика детской жизни, поэтому в ней, прежде всего, отражается то, что уже было воспринято ребенком раньше. Но в процессе игры эти знания преобразуются» совершенствуются. Благодаря речи, знания, сформированные на уровне наглядно-образных представлений, переводятся в речевой план а, значит, обобщаются. Осуществляется переход знаний на новый уровень — словесно-логический.

В игре идет и пополнение знаний благодаря действиям е предметами, обмену мыслями играющих, советам и объяснениям взрослого.

В игре формируются и познавательные интересы детей. Интерес к содержанию игры переносится на сами явления я события.

В процессе конструирования к умственной деятельности ребенка предъявляются специфические требования: целенаправленно воспринимать предмет, видеть его частя, их соотношения, умение зрительно расчленять предмет на отдельные элемента и соотносить их с имеющимися деталями, планировать деятельность и т.д. Конструирование способствует формированию более точных, конкретных представлений о предмете, развивает умение видеть общее и своеобразное в целой группе предметов.

В процессе изобразительной деятельности происходит интенсивное формирование сенсорных способностей и умственных действий (деление целого на части, положение предмета в пространстве, восприятие цвета и т.д.).

Трудовая деятельность содержит огромные возможности для умственного воспитания детей. Каждое трудовое задание для дошкольника представляет умственную задачу. Он должен понять, что нужно сделать, зачем, как это следует сделать, проанализировать условия выполнения задания, внимательно рассмотреть материал, орудия труда, оценить их свойства, соответствие задач. Требуется наличие у ребенка определенных знаний, умений и навыков. Труд оказывает влияние на развитие познавательных интересов детей. Наиболее значительным средством умственного воспитания является обучение. В процессе обучения у детей развивается мышление и речь, формируются познавательные интересы. Дети овладевают самой учебной деятельностью.

Принципы обучения детей дошкольного возраста.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ — объективные закономерности обучения, исходные положения, которыми руководствуется воспитатель при отборе содержания, организации и методов обучения.

Принципы обучения — категория исторические. По мере развития психолого-педагогический неуки и совершенствования практики появляются новые законы процесса обучения и на их основе разрабатываются новые принципы обучения.

Содержание, методы и формы организации учебной работы в детском саду находятся в существенной зависимости от дидактических принципов.

Впервые дидактические принципы были сформулированы Я.А.Коменским в книге «Великая дидактика». Уже тогда он выдвинул принцип доступности, систематичности и последовательности обучения, концентрированности, наглядности, активности. В дальнейшем дидактические принципы были разработаны К.Д.Ушинским, который дал научное обоснование дидактических принципов, которые составляют основу обучения детей дошкольного возраста.

Принцип гуманизации и демократизации заключается в ориентации педагога на личность ребенка, в обеспечении условий для творчества детей, проявления уникальности каждого ребенка, в возможности педагогам выбирать программу, формы и методы реализации программы обучения.

Принцип воспитывающего характера обучения. Правильно организованный процесс обучения всегда носит воспитывающий характер и не только обогащает детей знаниями, но и развивает умственные способности, формирует личность в целом. Обучение и воспитание всегда выступают в единстве, хотя и имеют свое содержание, свои методы, свои психологические предпосылки.

Принцип развивающего обучения. Умственное развитие ребенка зависит от обучения. Л.С.Выготский разработал теорию взаимоотношения обучения и развития, известную как учение о «зоне ближайшего развития». Он выделял два уровня развития возможностей ребенка: уровень актуального развития, при котором ребенок может Самостоятельно решать практические и познавательные задачи уже сегодня, и зону ближайшего развития — то, что находится в процессе становления, т.е. завтрашний день развития, при котором ребенок решает задачи определенной трудности при некоторой помощи взрослого. Если ребенок сегодня выполняет задание с помощью взрослого, то завтра он будет выполнять его самостоятельно. То, что входило в зону ближайшего развития ребенка, в процессе его обучения перешло на первый уровень наличных знаний, а роль обучения и заключается в том, чтобы снова создавать для ребенка новую зону ближайшего развития.

Принцип научности. На занятиях вос-ль формирует у детей реальные представления, знания об окруж. мире. Со временем они становятся основой для формирования научных знаний. Знания могут с разной глубиной отражать действительность, не теряя своей научности. Поэтому правильное объяснение явлений окружающего возможно на всех этапах обучения, значит, и в дошкольном возрасте. Эти знания не вступят в противоречие с теми, которые будет давать школа.

Принцип наглядности обучения. Необходимость этого принципа объясняется конкретностью мышления дошкольника. Впервые в педагогике теоретическое обоснование этого принципа дал Я.А. Коменский в ХУП в. Дальнейшее развитие и обоснование принцип наглядности получил в работах К.Д.Ушинского. Он разработал ряд способов и приемов работы с наглядными пособиями.

Принцип наглядности гласит: все, что можно, надо объяснить и показать ребенку на предметах, картинках, наглядных образцах. Это объясняется тем, что ведущими формами мышления в этом возрасте являются наглядно-действенное и наглядно-образное. Понятийная форма мышления в дошкольном возрасте проявляется лишь в простейших формах (наглядно-схемйтическое мышление). Поэтому наглядные пояснения всегда доступнее. 3 детском саду используются различные виды наглядности: естественная (реальные предметы, растения, животные), картинная и картинно-динамическая (фото, рисунки, картины, диафильмы и др.), объемная наглядность (модели, муляжи), аудиовизуальная (кинофильмы, видеофильмы), графическая (схемы, чертежи), экспериментальная (элементарные опыты) Требования к наглядности: должна реально отражать окружающую действительность, соответствовать уровню развития детей, быть высокохудожественной по содержание и оформлению.

Принцип доступности. Учебный материал, излагаемый педагогом, должен быть понятен ребенку, соответствовать его возрасту, уровню подготовки и развития. Новое содержание должно быть увязано с имеющимися у детей знаниями, с их личным опытом. Воспитатель должен знать уровень развития познавательных психических процессов, те виды и операции мышления, которые сформированы у детей и которые формируются. Однако доступное в обучении детей нельзя отождествлять с легким. Легкое обучение не вызывает у детей умственного напряжения, а, значит, и не способствует их развитию.

Принцип систематичности, последовательности и постепенности. Содержание обучения и требования к его усвоению отвечают основным дидактическим правилам: идти от легкого к более трудному, от известного к неизвестному. По каждому разделу программы воспитатель намечает определенную систему в подаче материала детям на занятии. Систематичность в обучении требует, чтобы дети овладевали знаниями, умениями и навыками в определенном порядке, постепенно и последовательно. Последовательность предполагает -усвоение нового материала опирается на имеющиеся знания детей, и подается частями, во взаимосвязи с ранее, изученным.

Принцип связи обучения с жизнью. Знания, приобретаемые детьми на занятиях, используются детьми в жизни (в игре, труде, занятиях). Благодаря этому возрастает воспитывающее значение обучения.

Принцип активности у сознательности. Усвоить учебный материал можно лишь при достаточном уровне активности познавательных процессов ребенка, при его активном психическом состоянии. Если ребенок хочет учиться, ему легче усваивать учебный материал. Чем больше ребенок решает познавательных и практических задач самостоятельно, тем эффективнее идет его развитие. Если ему удается самостоятельно выделить те или иные свойства предметов или явлений, которые важны для решения практической задачи, если их удается ему связать, то ребенок решит задачу и его мышление будет характеризоваться активностью, самостоятельностью.

В дошкольном возрасте в основном наблюдается подражательная, репродуктивная активность. Все познавательные действия происходят по требованию воспитателя. Необходимо так осуществлять обучение, чтобы развивать у детей познавательный поиск, инициативу в познании, интерес к учению. Большое значение в связи с этим имеет ориентировочная реакция на новое. Задача воспитателя — создать условия для повышения общей познавательной активности детей, сформировать положительное отношение к учению, воспитать самостоятельность.

Принцип учета индивидуальных особенностей. Групповые формы усвоения материала основаны на общих психолого-педагогических особенностях возрастного развития детей. Нужно знать уровень развития личности ребенка, его индивидуальные способности, качества. Индивидуализация обучения предполагает учет этих особенностей и соответствующую организацию учебного процесса.

Методы и приемы обучения дошкольников.

МЕТОД (гр. — путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ — способ упорядоченный взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

infourok.ru

Лекция на тему: «Умственное воспитание дошкольников»

ЛЕКЦИЯ

Тема: Умственное воспитание дошкольников

План:

  1. Умственное развитие и воспитание в дошкольном детстве.

  2. Функция и задачи умственного воспитания.

  3. Мыслительная деятельность.

  4. Любознательность и познавательный интерес.

  5. Детские вопросы.

  6. Средства умственного воспитания.

Ключевые понятия: мышление, умственное воспитание, умственное развитие, мыслительная деятельность.

1.Умственное развитие и воспитание в дошкольном детстве.

Необходимость компетен­тно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные, чем были 30-40 лет назад, требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигается задача формирования способ­ности к активной умственной деятельности. Один из ве­дущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н. Н. Поддьяков справедливо подчерки­вает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчер­пывающей сумме знаний, как это имело место в тради­ционной системе умственного воспитания.

Между тем во многих странах мира во всех звеньях сис­темы просвещения – от дошкольных учреждений до универ­ситетов – отмечаются, с одной стороны, рост информиро­ванности, с другой стороны – снижение в целом качества знаний, умственного развития обучающихся.

В работах отечественных и зарубежных ученых до­школьное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педа­гоги, создавшие первые системы дошкольного воспи­тания, – Ф. Фребель, М. Монтессори. Но в исследованиях А.П.Усовой, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, Н.Н.Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем счи­талось ранее. Ребенок может не только познавать вне­шние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф. Фребеля, М. Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, ле­жащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разно­образных задач.

Умственное развитие — это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслитель­ных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обу­чающих воздействий и собственного опыта ребенка. На умственном развитии ребенка сказываются и биологичес­кие факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.

По данным ученых (генетиков, психологов), предпосыл­ки умственных способностей заложены в природе ребенка на 50-60% (в зарубежной научной литературе указывается более высокий уровень – до 80%). Причем подчеркивается, что умственные свойства ребенка от рождения носят преиму­щественно творческий характер, но не у всех получают дол­жное развитие. Оказывается, от воспитания зависит, будут ли вообще развиваться умственные способности малыша, а тем более – какое направление они получат. Представьте, что ребенку посчастливилось и природа наградила его задатка­ми различения цветов. На основе этих задатков может раз­виться способность к живописи, к художественному труду: он будет сам создавать произведения (рисунки, композиции из разных материалов), проявляя острую наблюдательность, собственное видение мира, анализировать, оценивать произведения искусства, наслаждаться творчеством и т.д. Усло­вия жизни, воспитания, отношение родителей, педагогов к самому ребенку и к его деятельности – вот факторы, от ко­торых зависит, насколько реализуются задатки, которыми его отметила природа.

Умственное воспитание – планомерное целенаправлен­ное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разносторон­него развития, для адаптации к окружающей жизни, фор­мирование на этой основе познавательных процессов, уме­ния применять усвоенные знания в деятельности.

Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во мно­гом определяет умственное развитие, способствует ему.

В дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные пери­оды. Важно не упустить возможности для умственного раз­вития в это время. Особо следует обратить внимание на умственное развитие детей раннего возраста. Современные исследования установили, что обычно до 2 лет дети живут столь насыщенно, что наблюдается очень большой объем познавательной деятельности. Мозг ребенка развивается удивительно быстро: к 3 годам он уже достигает 80% веса мозга взрослого человека. Возникает опасность недогру­зить мозг, не дать ему «пищу», необходимую для полно­ценного развития. Как свидетельствуют данные физиоло­гии, большинство современных детей раннего возраста страдает не от избытка информации, а от ее недостатка.

Не следует допускать и другой крайности, когда путем усиленного воспитания и обучения малыша перегружают чрезмерными по содержанию и объему знаниями, пытаясь развить у него какие-либо высокие способности. А. В. Запо­рожец предупреждал о необходимости учитывать, что мы имеем дело с растущим организмом, с развивающимся моз­гом, созревание которого не закончилось, особенности ко­торого еще не сложились, возможности которого еще ог­раниченны. При интенсивной тренировке ребенок может усвоить знания, достигнуть результатов, но это будет сто­ить физических и нервно-психических затрат. Отсюда вытекает правило, следовать которому обязательно: не пере­гружать, не переутомлять мозг ребенка.

Основная особенность умственного развития ребенка дош­кольного возраста — преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения. Для их воз­никновения и формирования дошкольный возраст облада­ет особыми возможностями.

Умственное воспитание ребенка, как справедливо под­черкивал А.Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовный облик.

И действительно, познавательные процессы, которые развивают у ребенка, проявляются в различных видах дея­тельности. Так, у ребенка с развитым воображением скла­дывается образ предстоящей деятельности, он планирует ее, определяет, что для нее потребуется.

2.Функция и задачи умственного воспитания.

Функция умственного воспитания – формирование познавательной деятельности.

Познавательная деятельность осуществляется в формах восприятия и мышления

Восприятие ↔ мышление (В формируется в первые годы жизни, М около 2 лет (Выготский). В основе мышления лежит восприятие, которое даёт пищу для анализа, сравнения, обобщения. Мышление усиливает целенаправленность восприятия.

В результате восприятия и мышления формируется система знаний

Сенсорное воспитание (развитие) – специально организованный процесс ознакомления ребенка с сенсорной культурой человечества с целью развития ощущений, восприятия и представлений о внешних свойствах предметов

Развитие мыслительной деятельности – овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями


Становление речи и расширение словарного запаса

Воспитание любознательности, познавательных интересов

Формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста

Познание:

ОЩУЩЕНИЕ (первый источник знаний о мире, познание отдельных свойств предметов) → ВОСПРИЯТИЕ (более сложный познават. процесс)→ МЫШЛЕНИЕ

  • Сенсорное воспитание, направленное на формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

  • Ощущения и восприятие – особые действия анализаторов, направленные на обследование предметов. Развивать анализаторы – значит обучать действиям обследования, которые называются ПЕРЦЕПТИВНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ.

Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.

Преднамеренные восприятия характеризуются тем, что в их основе лежит сознательно поставленная цель. Они связаны с известными волевыми усилиями человека.

Непреднамеренные восприятия – это такие восприятия, при которых предметы окружающей действительности воспринимаются без специально

поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.

Организованное восприятие (наблюдение) – это организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира.

Неорганизованное восприятие – это обычное непреднамеренное восприятие

окружающей действительности.

Физиологические основы восприятия. Оно вызывается действующими одновременно комплексными раздражителями, осуществляется одновременной и согласованной деятельностью нескольких анализаторов и протекает при участии ассоциативных отделов коры головного мозга и центров речи.

Избирательность восприятия – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Она зависит от интересов, установок и потребностей личности.

Предметность восприятия – способность человека отражать окружающую

действительность как воздействия конкретных ее предметов, относящихся к определенному классу явлений. При этом мозг четко различает предмет, фон и контур их восприятия.

Апперцепция это зависимость восприятия от прежнего опыта человека.

Так, в восприятии одного и того же предмета разными людьми бывают различия в зависимости от поставленной задачи, установки, психического состояния каждого из них. Апперцепция придает активный характер восприятию личности. Воспринимая предметы, человек выражает к ним свое отношение.

Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые человеком

предметы имеют для него определенный жизненный смысл. Они могут быть вредными или полезными, желанными или нежеланными и т.д. Благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов становится возможным их целенаправленное использование.

Константность восприятия – это постоянство в восприятии, которое обусловливается знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности.

Константность восприятия объясняется опытом, приобретенным в процессе индивидуального развития личности, и имеет большое практическое значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте, движении, изменении освещения люди сталкивались бы с новыми предметами, переставали бы узнавать то, что было известно раньше.

Целостность восприятия выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются.

3.Мыслительная деятельность.

МЫШЛЕНИЕ

Мышление – процесс обобщенного и опосредованного отражения существенных свойств, связей и отношений между объектами.

Стадии развития мышления

в дошкольном возрасте



Формируется в процессе развития предметной деятельности в раннем возрасте

Формируется в процессе развития игровой и продук-тивной видов деятельности

Все формы мышления осуществляют определенные мыслительные операции.

Мыслительные операции, выступающие средствами решения задач


РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Познавательные Мыслительные операции

процессы

память воображение

преувелич.

значение,

показат. –V знаний

Операции мышления

Обобщение – это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

Конкретизация – это движение мысли от общего к частному.

Формы мышления

Понятие это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.

Суждениеосновная форма мышления, в процессе которой утверждаются

или отражаются связи между предметами и явлениями действительности.

Умозаключение – это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают умозаключение индуктивное, дедуктивное, по аналогии.

Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается

на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного

исследования всех условий.

Виды мышления

Наглядно-действенное мышление – это мышление, непосредственно включенное в деятельность.

Образное мышление – это мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше.

Индукцияэто способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу.

Дедукцияэто способ мышления, осуществляющегося в обратном порядке индукции.

4.Любознательность и познавательный интерес.

Важное условие развития мышления – любознательность и познавательный интерес

Любознательность и познавательные интересы представ­ляют собой разные формы познавательного отношения к окружающему миру.

Любознательность характери­зуется как особая форма познавательной активности, не­дифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельно­стью (С.Л.Рубинштейн, Д.П.Годовикова). Любознатель­ному ребенку хочется познавать, а что именно — не столь важно (в этом проявляется недифференцированность лю­бознательности).

Познавательный интерес проявляется в стрем­лении ребенка познавать новое, выяснять непонятное о ка­чествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся меж­ду ними связи и отношения (Т.А. Куликова). Таким обра­зом, познавательный интерес отличается от любознатель­ности широтой охвата объектов, глубиной познания, избирательностью.

Основа познавательного интереса – актив­ная мыслительная деятельность. Под влиянием познава­тельного интереса ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность в решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положитель­ные эмоции – удивление, радость успеха – придают уверен­ность в своих силах.

Познавательный интерес ребенка отражается


игры рисунки рассказы вопросы

коммуникативные познавательные

(привлечение к (недостаток знаний)

переживаниям)


меняются по форме:

  • 2-3 года Что это? Какой? Где?

  • 4-4,5 года Зачем? Почему?

  • 5-6 лет цепь вопросов: какие молнии? А шаровая молния? Может ли быть пожар? Может ли залететь?

По­чему в более старшем возрасте количество вопросов начи­нает уменьшаться? У ученых на этот счет нет единого мне­ния. Одни считают, что у ребенка уже настолько развито мышление, что он стремится собственными силами найти ответ на возникающие вопросы. По мнению других, уменьшение числа вопросов связано с условиями воспитания и обучения: взрослые не поощряют любознательность детей, часто выражают неудовольствие по поводу их вопросов («Надоели твои вопросы! Помолчи, ты уже большой, а все спрашиваешь и спрашиваешь!»). В результате у ребенка раз­вивается представление, что задавать вопросы означает по­казывать свою неосведомленность.

5.Детские вопросы.

Как отвечать на вопросы детей

В свое время А. М. Горький замечал, что умение тол­ково ответить на вопрос ребенка — большое искусство. Современная наука располагает данными, опираясь на которые педагог может овладеть этим искусством и по­ложительно воздействовать своими ответами на умствен­ное развитие дошкольников. Как же отвечать на вопро­сы ребенка?

— Помните, что ребенок задает вопрос не всякому взрос­лому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Он рано на­чинает понимать, что взрослые по-разному относятся к его вопросам. Чаще он обращается к тому, кто, внимательно выслушав его, отвечает серьезно и интересно. Отсюда важ­нейшее требование к ответам на детские вопросы — уважи­тельное, бережное отношение к ним.

— Вникните в мотив вопроса, постарайтесь понять, что побудило ребенка задать его. Часто вопрос по форме по­знавательный, но он служит для ребенка поводом вызвать взрослого на общение, привлечь к своему эмоциональному состоянию.

— На познавательный вопрос надо отвечать так, чтобы не погасить искорку детской любознательности, а, напро­тив, разжечь из нее незатухающее пламя. А что гасит дет­скую любознательность? Длинные исчерпывающие ответы взрослых, которые не дают простора для собственных размышлений, фантазий, сомнений. Итак, следующее тре­бование — краткость и определенность ответа. Следует учи­тывать уровень умственного развития ребенка, обращать­ся к его жизненному опыту.

— Не бойтесь, если после вашего ответа не все будет по­нятно ребенку до конца. Что-то он уяснил, в чем-то ра­зобрался, но новые знания, которые вы ему сообщили, влекут за собой и новые вопросы. Как считает Н.Н. Под-дьяков, именно не совсем отчетливые знания оказывают су­щественное влияние на умственное развитие, порождая у

ребенка гипотезы, сомнения, стимулируя его познаватель­ную активность.

— Почаще задавайте ребенку встречные вопросы типа: «А ты как думаешь?», предлагайте подумать вместе, во­влекайте его в беседу, в ходе которой совместными усилия­ми ищите ответ.

— Не подавляйте ребенка «грузом» своих знаний, не то­ропитесь с ответом. Помните, что вы должны дать до­школьнику представление о том, что в мире много источ­ников знаний, которыми ему предстоит овладеть. Пред­ложите вместе поискать ответ в книге, пользуйтесь для этого справочниками, научно-популярной литературой, которой в последние годы выходит очень много, в том числе и для детей. Отправляйте малыша за ответом к тому взрослому, который может быть компетентен в данном вопросе. Используйте личный опыт других воспитанни­ков группы для обмена мнениями, для коллективного по­иска ответа.

— Если вопрос ребенка связан с недостатком знаний, со­здайте условия, чтобы пробел был ликвидирован. Для это­го можно организовать наблюдения или почитать ребенку подходящую книгу.

О детской любознательности прекрасно написал английский поэт Редьярд Киплинг в переводе С.Я.Маршака.

Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых.

И все, что вижу я вокруг,

Все знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.

Я по морям и по лесам

Гоняю верных слуг.

Потом работаю я сам,

И им даю досуг.

Даю им отдых от забот,

-Пускай не устают.

Они прожорливый народ,

-Пускай едят и пьют.

Но у меня есть юный друг,

Особа юных лет.

Ей служат сотни тысяч слуг,

И всем покоя нет!

Она гоняет, как собак,

В ненастье, дождь и тьму

Пять тысяч Где, семь тысяч Как,

Сто тысяч Почему.

6.Средства умственного воспитания.

СРЕДСТВА УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ



Бытовая деятельность дошкольников

Разнообразные игры, игрушки, пособия, книги


Пространственные ориентировки (право, лево, впереди и т.п.)

Произведения живопи-си, архитектуры, скульптуры и т.д.

Учебная деятельность дошкольников

Произведения нацио-нальной культуры (на-родные песни, танцы, фольклор, праздники, на-родные обычаи и традиции )

Игровая деятельность до-школьников (подвижные, ди-дактические, творческие игры)


Продуктивные виды деятельности дошкольников

(трудовая, конструктивная, изобразительная)

Музеи (краеведческие, художественные, исторические и т.д.)


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

активизации мыслительной деятельности

Знания детям не должны даваться в «готовом» виде. Целесообразно учить детей анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать и т.д.


Следует побуждать детей к высказыванию своих собственных предположений и аргументированному их отстаиванию

Перед детьми необходимо ставить задачи, стимулирующие их познавательную активность и требующие размышления и сравнительного анализа


С помощью специальных игр, упражнений, заучивания стихотворения и т.п. необходимо развивать память детей

Следует развивать у дошкольников воображение, которое является основой творческой деятельности ребенка

Важно научить дошкольников не только экспериментировать, но и развернуто объяснять процесс и итоги данной деятельности

infourok.ru

Умственное воспитание детей в дошкольном учреждении.

Лукина Юлия Викторовна

Воспитатель ГБДОУ №120

Невского района

Санкт-Петербурга

Умственное воспитание детей в дошкольном учреждении.

Умственное воспитание составляет одну из сторон воспитания подрастающего поколения.

Дошкольные учреждения призваны осуществлять всестороннее развитие и воспитание детей, подготовку их к обучению в школе. Дети раннего и дошкольного возраста находятся у истоков познания. Именно в эти годы у ребенка формируются первичные представления об окружающем, он овладевает речью, способами умственной деятельности, у него проявляется познавательный интерес, отношение к окружающим.

Л.Н. Толстой справедливо указывал на то, что в ранние годы ребенок усваивает огромное количество знаний: «Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня – только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние».

Если эти годы детства не используются для умственного развития, ему наносится серьезный, а иногда и невосполнимый в последующие годы ущерб. Поэтому воспитатель детского сада должен повседневно заботиться о том, чтобы дети не только усваивали посильные знания и способы умственной деятельности, но и чтобы у них формировался интерес к знаниям, желание и потребность думать, размышлять, искать и находить правильное решение той или иной задачи, применять для этого наиболее разумные способы; чтобы у них формировалась способность переживать радость, интеллектуальное удовлетворение от умственной деятельности.

Умственное воспитание в детском саду – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребенка.

Задачи умственного воспитания в детском саду обусловленными целями воспитания подрастающего поколения. Основная задача умственного воспитания в детском саду – ознакомление детей с фактами и явлениями окружающей жизни, воспитание любви к Родине, к своему народу, к семье.

Одной из задач умственного воспитания является формирование речи: пополнение и развитие словаря, правильного звукопроизношения, развитие связной разговорной речи, умение грамматически правильно и точно выражать мысли. Важность этой задачи обусловлена тем, что мышление и речь находится в неразрывной взаимосвязи. Содержательность речи является показателем того. Что ребенок имеет четкие представления и знания. Выразительно-образная речь отражает эмоциональный характер усвоения знаний, эмоциональное отношение ребенка к тому или иному факту, явлению.

Речь является средством общения детей друг с другом и со взрослыми, средством усвоения и сохранения знаний. Речь и мышление развиваются одновременно, как две стороны познавательного процесса и умственного воспитания в целом.

Важнейшей задачей умственного воспитания является развитие умственных способностей.

Воспитание умственных способностей детей дошкольного возраста направлено на усвоение знаний, умений и навыков в разных видах деятельности, на совершенствование мыслительных процессов, на овладение правильными способами практической и умственной деятельности.

Задачей умственного воспитания является развитие любознательности и познавательных интересов детей. Важность этой задачи определяется тем, что в общем и умственном развитии любовь к знаниям, стремление к их усвоению обогащают духовный мир человека.

Познавательный интерес чаще всего сочетается с общей любознательностью и свидетельствуют о развитии активности и богатстве интеллектуальных эмоций.

Умственное воспитание представляет собой двухсторонний процесс – воздействие воспитателя и ответственную умственную деятельность детей.

Воспитатель должен представить умственную деятельность самих детей: деятельность активного восприятия, наблюдения, сравнения, обобщения, речевую деятельность и т.д. Ставя перед детьми ту или иную задачу, предусматривая посильные затруднения и побуждая к их преодолению, педагог создает условия для активизации познавательных процессов, учит детей думать и размышлять, ведет их к успеху, к переживанию чувства удовольствия от умственной деятельности.

Умственная деятельность – деятельность мышления в разнообразных его формах – универсальна, так как она проявляется во всех видах деятельности. И в детском саду умственное воспитание осуществляется во всех видах детской деятельности. Особое значение для умственного развития ребенка имеет познавательная деятельность.

Познавательная деятельность выражается в разнообразных психических процессах и способности управлять ими, направлять их на наиболее успешное решение той или иной задачи, на выполнение той или иной практической или умственной деятельности.

Развитие умственной деятельности детей не означает смену одних психических процессов другими. Те или иные процессы проявляются на каждой ступени – они как бы осуществляют, хотя и качественно преображенные. Но соотношение их изменяется.

Связь умственного воспитания с другими сторонами формирование личности.

Основа взаимосвязи умственного и физического воспитания заключается в том, что продуктивная умственная деятельность и полноценное умственное развитие возможны лишь при хорошем общем здоровье ребенка. При отсутствии физических недостатков ( снижение слуха, зрения и др).

Умственный труд, восприятие и переработка идущей из внешнего мира информации, формирование представлений и приобретение конкретных и обобщенных знаний, овладение способами умственной деятельности и применение их в различных условиях – сложный процесс, предъявляющий высокие требования к высшей нервной деятельности ребенка. Воротами, через которые проходят впечатления от окружающего и информация достигает порога сознания, являются анализаторы: зрительный, слуховой, тактильно- мышечной, осязательный и др. Вне ощущений не может быть познания. Поэтому охрана анализаторов, развитие их – эта задача умственного и физического воспитания одновременно.

Условием продуктивной умственной деятельности ребенка является охрана его от избыточных посторонних внешних и внутренних раздражителей – звуковых, световых, температурных, эмоционального угнетения и др. При нарушении этого условия у детей возникает утомление, усталость, появляется негативная реакция, а иногда и отказ от занятий, игр, прогулок. Внешне это проявляется в спаде внимания, в рассеянности, увеличении нецелесообразных двигательных реакций (ребенок потягивается, зевает, кладет голову на руки, двигает ногами и т.д.). Иногда эта защитная реакция выражается в избыточной мимике, болтливости, непослушании. Таким образом внешние реакции сигнализируют о внутреннем напряжении, перезагрузке высшей нервной деятельности.

В целях оптимального возбуждения высшей нервной деятельности необходимо правильно дозировать умственную работу детей, не допускать перенапряжения, организовывать своевременный отдых (проводить физкультминутки т.е менять деятельность ребенка). Забота о здоровье детей – это не только комплекс санитарно- гигиенических требований и выполнение режима. Это и забота о гармоничном развитии физических и умственных сил.

Взаимосвязь умственного и нравственного воспитания выражается в том, что формирование представлений происходит одновременно с формированием нравственных чувств и отношений, моральных мотивов поведения.

Известный советский педагог В.А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» пишет: «Я буду так вводить малышей в окружающий мир, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы наш шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы. Буду заботиться о том, чтобы каждый мой питомец рос мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю».

Несомненна взаимосвязь умственного воспитания с трудовым. Сам труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь детей с ранних лет. В процессе труда воспитатель учит детей воспринимать и создавать предмет, превращать материал в изделие. Труд в природе – богатейший источник знаний, источник развития мысли, пытливости. Труд в природе связан с конкретными, очевидными для детей явлениями, что позволяет вскрывать причинно- следственные связи между ними, т.е. учить мыслить.

Любовь и уважение ребенка к труду, к людям труда и их деятельности должны результатом умственного и нравственного воспитания в их взаимосвязи.

Взаимосвязь умственного и эстетического воспитания включается в том, что то и другое направлено на ознакомление детей с явлениями окружающего мира. Единство познавательного и эстетического восприятия делает сам процесс познания более глубоким, разносторонним и полным.

Искусству в ознакомлении детей с явлениями действительности пренадлежит важная и особая роль. Оно усугубляет процесс познания, помагает осмыслить явления. Произведения искусства воздействуют на эмоции ребенка: волнуют его, радуют или огорчают, вызывают потребность в новых знаниях, в действии. В детском саду педагог старается привлекать разнообразные виды искусства, обогащая тем самым воспитательный процесс, наполняя его наглядно- изобразительными средствами.

Умственное и эстетическое воспитание в их единстве формируют познавательно-эстетическое отношение к предметам, явления, поступкам, обогащают духовный мир ребенка.

Следовательно, умственное воспитание является важной стороной всестороннего развития. Но значение его усиливается при взаимосвязи с другими сторонами развития, так как каждое воздействие приобретает воспитательную силу лишь тогда, когда оно поддерживается, развивается другими столь же важными воздействиями, когда все они направлены к единой цели и составляют целостную систему воспитания.

Умственное воспитание в процессе обучения.

Умственное воспитание осуществляется в разнообразных видах деятельности. Главная роль принадлежит обучению на занятиях, в дидактической игре, в упражнениях с дидактическими пособиями.

Обучение на занятиях дает возможность обеспечить умственное развитие всех детей группы.

Руководящая роль на занятиях принадлежит воспитателю: он знакомит детей с окружающей жизнью, дает первоначальные знания, учит способами умственной деятельности, развивает активность детей в усвоении знаний. Правильное сочетание на занятиях руководства воспитателя и активности самих детей – одно из важных условий обучения.

Умственное воспитание на занятиях в детском саду осуществляется в соответствии с основными требованиями дидактики. Прежде всего, оно строится с учетом доступности познавательного содержания для детей, их развивающихся умственных способностей. Таким образом, обучение ориентируется не только на то, что детям доступно в данное время, но и на то, что дети могут усвоить, чем овладевают в ближайшее время. Это обеспечивает преемственность и перспективность развития содержания и организации самого процесса умственного воспитания и обучения.

В воспитании и обучении детей необходима не только взаимосвязь одних знаний с другими, но и их система – последовательное расширение и углубление знаний и способов умственной деятельности.

В процессе обучения воспитатель дает систематизирование знания и раскрывает доступные пониманию детей связи.

Важным требованием обучения является последовательность предлагаемого детям содержания и способов умственной деятельности. Последовательность предусматривает переход от простого к более сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, что и обеспечивает движение ребенка от незнания к знанию, от неполного знания к более полному.

В обучении детей на занятиях большое значение имеет наглядность обучения в сочетании со словом. Наглядное обучение формирует у детей образное мышление и на основе сравнения предметов и явлений по их признакам, выявления связей между предметами содействует развитию логического мышления.

В детских садах на занятиях используется:

  • Естественная, натуральная наглядность, когда воспитатель показывает детям реальные предметы или объекты ( фрукты, шишки и т.д.)

  • Изобразительная наглядность, когда детям показывают объемные изображения ( муляжи овощей, фруктов, модели машин и т.д)

  • Плоскостная наглядность в виде картин, фотографий, простых технических рисунков.

Из технических средств обучения в дошкольных учреждениях используются магнитофонные записи, учебные телевизионные записи, MIMIO и т.д.

Развитие активности и самостоятельности детей на занятиях – важнейшее требование дидактики и обязательное условие умственного воспитания в процессе обучения.

Планируя то или иное занятие, воспитатель должен не только определить его содержание и свою деятельность, но и предусмотреть активную умственную деятельность детей.

Занятия в группе должны быть организованы так, чтоб дети могли видеть предмет или явление наиболее полно и содержание занятия захватывало не только ум, но и чувства, побуждало их к действиям. Совсем не обязательно занятия в группе проводить за столом. Пусть дети научатся целесообразно и свободно двигаться, приближать предмет или явление к себе и самим приближаться к предмету.

Постановка познавательной задачи еще не достаточна, чтобы активизировать умственную деятельность. Необходимо, чтобы задача была не только понятна, но и «принята» ребенком, чтобы она затронула его интересы. Так же следует избегать и переоценки возможностей детей. Сложность поставленной задачи приводит к торможению активности, повышает утомляемость, вызывает отказ от умственной деятельности.

Воспитатель должен отчетливо сознавать, что обучение может быть развивающим лишь в том случае, если оно, обогащая ребенка знаниями, способами умственной деятельности, формирует познавательные интересы, способность проявлять усилие ума и совершить практические действия, чтобы достичь результатов.

Одним из основных условий формирования умственной деятельности на занятиях является воспитание произвольного внимания ребенка, способности к сосредоточенности его на познавательном содержании и способах учебной деятельности. Но воспитание внимания детей зависит от того, насколько целенаправленно осуществляется сам процесс обучения, насколько ясно детям его познавательное содержание, отчетливы требования педагога к умственной деятельности детей.

Таким образом, умственное воспитание в процессе обучения и учения – процесс длительный и сложный. Содержание, методы умственной деятельности оказывают воспитывающее и развивающее воздействие на все стороны личности ребенка.

Литература

Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников. М., «Академия педагогических наук», 1983 с.82

Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду. М., «Просвещение», 1975 с 5-140

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974, с.29

Толстой Л.Н. Собрание сочинений, т.1 М., 1951, с.330

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *