Что такое метод в психологии – Урок 2. Методы психологии

Методы психологии — Психологос

Когда студенты психологи изучают методы психологии, чтобы ответить их на экзамене, они изучают методы не всей, а только теоретической (академической) психологии. Методы практической психологии пока со студентов-психологов — не спрашивают. О них — в конце статьи, а в основной статье, когда пишется «методы психологии», следует читать «методы академической психологии». Итак,

Методы (академической) психологии — это те приемы и средства, с помощью которых исследователи-психологи получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Хороший метод не заменит талантливого исследователя, но является ему важным подспорьем.

Методы психологии направлены на изучение психических явлений в развитии и изменении.

Изучаются развитие и изменение психики в истории животного мира, в истории человечества, при возрастных особенностях, под влиянием упражнения, обучения и воспитания, в результате неблагоприятных воздействий внешней среды, вследствие заболеваний.

Методы психологического исследования изучают не только особенного самого человека, но и влияющие на него условия.

Нельзя, например, понять свойства личности ребенка, не учтя обстановку вокруг него в семье и в школе.

Методы психологии очень различны. Классифицируя их, в первую очередь различаются методы собственно научного исследования и методы, непосредственно применяемые в практике. Методы могут быть более общими и более частными, более и менее научными. В психологии, претендующей на научность, должны быть соответствующие научные методы.

Основными методами психологии, как и большинства других наук, являются наблюдение и эксперимент. Дополнительными — самонаблюдение, беседа, опрос и биографический метод. В последнее время все большую популярность приобретает психологическое тестирование.

При изучении психических явлений обычно используются различные методы, взаимодополняющие друг друга.

Например, проявление растерянности сотрудника при выполнении определенной задачи, повторно отмеченное наблюдением, приходится уточнять беседой, а иногда и проверять естественным экспериментом, использовать целевые тесты.

Если ощущение и мысль увидеть нельзя, то их наблюдают косвенно, не только через самонаблюдение, но и через практические дела и поступки.

Методы психологии нужно использовать системно, в комплексе — и обязательно целенаправленно, под каждую задачу конкретно.

Прежде всего, уточняются возникшая задача, вопрос, подлежащий изучению, цель, которая должна быть достигнута, а потом в соответствии с этим выбирается конкретный и доступный метод.

Методы практической психологии

Методы практической психологии включают в себя методы тех отраслей и разделов, которые ее образуют: педагогики, консультирования, психотерапии.

Это методы подкрепления, внушение​, метод использования образца и другие, используемые в педагогике и обучающей практической психологии.

Методы консультативной и психотерапевтической работы достаточно сложны, специфичны и заслуживают отдельного рассмотрения.

www.psychologos.ru

Основные методы психологии — Психология жизни

Психология — это наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека или групп людей.

Разделяют фундаментальную психологию, выявляющую факты, механизмы и законы психической деятельности, прикладную психологию, изучающую, с опорой на данные фундаментальной психологии, психические явления в естественных условиях, и практическую психологию, которая занимается применением психологических знаний на практике.

Психология взаимосвязана с психиатрией (распознавание и лечение психических расстройств), и психотерапией. Психотерапия и психоанализ… для кого и для чего?

Основные методы психологии

Метод — это способ достижения определённой цели, решение конкретной задачи, совокупность приёмов или операций, практическое или теоретическое освоение действительности.

 

К основным методам общей психологии относят наблюдение и эксперимент

Наблюдение как метод психологии исследует определенные характеристики того или иного процесса, с целью выявления его инвариантных признаков, без активного включения в сам процесс.

Наблюдение – это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. Психологические эффекты

Наблюдение может быть внешним, то есть наблюдение со стороны, внутренним (самонаблюдение), лонгитюдным, свободным, выборочным, сплошным, включенным, стандартизированным, сторонним и наблюдение в виде среза.

Эксперимент как основной метод психологии

Эксперимент – это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

Виды экспериментов:
— лабораторный
— естественный
— психолого — педагогический

— констатирующий эксперимент, который выявляет определенные психические особенности и уровень развития соответствующих качеств  Шокирующие психологические эксперименты

Лабораторный эксперимент как основной метод психологии протекает в специально созданных условиях, в которых используется необходимая аппаратура или инструменты. В таком эксперименте зачастую действия испытуемого определяются инструкцией. Испытуемый знает, что участвует в эксперименте, но как правило его не посвящают в истинную суть эксперимента и его конечный результат. Иногда участник психологического эксперимента располагает только некоторой частью эксперимента и специально введен в заблуждение.

Естественный эксперимент проводят в естественных условиях жизни, учёбы, работы людей. Важным правилом проведения такого вида эксперимента является скрытие от людей информации, о том, что они являются участниками психологического эксперимента.

 

Суть психолого-педагогического эксперимента состоит в изучении личностных особенностей ребёнка и его поведения непосредственно в учебном или воспитательном процессах, а также в процессе активного формирования тех психических особенностей, которые являются предметом изучения. В современных условиях такой вид эксперимента применяют ещё с целью формирования у участников тех или иных социальных навыков и личностных качеств при обучении чему-либо.

Основные методы практической психологии

Беседа и опрос
Анкетирование и тестирование
Консультирование
Анализ продуктов творческой деятельности

Краткая характеристика основных методов психологии

Беседа – прямое или косвенное, устное или письменное получение от человека сведений о его деятельности, в которых явно прослеживаются свойственные ему психологические явления.

Беседа бывает:

Стандартизированная – состоит из заранее сформулированных вопросов, которые задаются в строго определенном порядке. Любопытная наука о душе

Свободная – у психолога имеется только общий план проведения беседы. Он формулирует вопросы, определяя их порядок в зависимости от того, как складывается разговор.

 

Опрос как основной метод практической психологии

Следует отличать беседу от опроса, ведь по своей сути эти методы психологии схожи между собой. В процессе опроса респонденту также задаются вопросы, как и в проведении стандартизированной беседы. Как правильно вести беседу? Психология общения

Важное отличие состоит в том, что при формировании опросов вначале создаются вопросы, относящиеся к программе, которые способен понять лишь специалист. После чего их перефразируют в вопросы анкетной формы, ясные обычному человеку.

Опросы бывают:

Письменные – для получения неглубоких сведений о проблеме.
Устные – позволяют пробиться в более глубокие слои психики человека.
Опрос в виде анкеты или теста – вопросы непосредственно перед самим разговором.

И опрос — интервью.

Опрос как метод психологии обычно используется для выяснения необходимой информации, данных, мнении или личностной позиции не одного конкретного человека, а группы людей.

Анкетирование и тестирование

Анкетирование – метод сбора фактов на основе письменного самоотчета испытуемых по специально составленным вопросам. При использовании этого метода большое значение имеют чёткое составление вопросов и правильная их формулировка, подробная инструкция о порядке заполнения анкеты, тщательная количественная и качественная обработка полученного материала, правильное использование статических методов обработки материалов.

Тестирование же имеет отношение больше к области психодиагностики и занимается исследованием психологических качеств и свойств человека, путём использования психологических тестов.

Тест – это кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития психологических качеств человека.

Что отличает тест от анкеты?

К главным особенностям психологических тестов можно отнести:
Валидность — обоснованность и пригодность полученной информации полученной в результате проведенного тестирования той особенности, в отношении которой проводился тест;
Надёжность — подтверждение полученных результатов ранее, дублированием теста;
Достоверность — даже при заведомо ложных ответах тест выдает подлинный результат;

Репрезентативность — соответствие характеристикам норм.

 

Научные тесты и психодиагностические методики проходят многоуровневый процесс испытаний и адаптацию. Результативный психологический тест и методика – это стандартный контроль, в конце которого при получении результатов становится доступна возможность оценки психофизиологического и личного развития, навыков, знаний и умений участника тестирования на основании подведённого итога. Стоит ли доверять популярной психологии?

Консультация как метод практической психологии

Беседа психолога с клиентом, помогающая последнему решить сложные жизненные вопросы личного характера. Во время консультации психолог может помочь человеку понять свою проблему и наметить вместе с ним этапы на пути к её решению.

И наконец, психологический анализ продуктов творческой деятельности — позволяет раскрыть такие психологические особенности людей, как их умения и навыки, их отношение к делу, иногда уровень способности и объем знаний.

Очень важно изучать не только продукты творческой деятельности, но и сам процесс их изготовления, т.к. в процессе деятельности психические особенности человека проявляется более ярко.

К продуктам творческой деятельности можно отнести сочинения, рисунки, чертежи, коллажи, хенд мейд и т.п. Пройти тест «Путешествие»

psylive.com.ua

Общая характеристика методов исследования в психологии: что относится к основным

Психология является самостоятельной наукой, так как имеет свои предмет изучения и способы познания явлений и процессов. Получить достоверную информацию о психических особенностях человека, причинах его поведения, особенностях социального взаимодействия людей можно с помощью специальных психодиагностических средств. Методы психологии – это основной инструмент профессиональных психологов.

Исследование в психологии

Методы исследования в психологии

Метод это в психологии определение способа достижения поставленной исследовательской цели.

К методам изучения психики относятся:

  • Эксперимент и моделирование. Эксперимент проводят с целью проверки гипотезы. Моделирование предполагает разработку программы (модели) развития личности или группы и ее апробацию.
  • Наблюдение не предполагает активного участия исследователя в деятельности испытуемых. Психолог не может направлять поведение и деятельность испытуемых, он только протоколирует наблюдаемые факты.
  • Анализ продуктов деятельности предполагает изучение рисунков, аппликаций, сочинений с целью определения личностных характеристик испытуемого, особенностей его взаимоотношений с окружающими.
  • Тестирование представлено огромным количество тестов, направленных на изучение различных компонентов личности. Испытуемому предлагается ответить на вопросы методики, после чего психолог интерпретирует его ответы в соответствии с ключом к тесту.
  • Опрос – устное общение психолога с испытуемыми с целью получения информации, необходимой для исследования.
  • Биографический и генетический методы используются для выявления причин того или иного психологического явления или феномена.

Дополнительная информация. В методологии психологии виды диагностических средств объединяются в группы. Критерием классификации является сфера их применения. Любое психологическое исследование предполагает использование нескольких групп методов.

Классификация методов психологии

Существует несколько подходов к классификации методов психологического исследования. Все методы психологии кратко описала Б.Г. Ананьева:

  • Методы организации исследования. На них строится вся методология. К ним относятся поперечные срезы, комплексное изучение психического явления, сравнительный метод, предполагающий проведение исследования в контрольной и экспериментальной группах, лонгитюдное изучение, основывающееся на констатирующей и контрольной диагностиках.
  • Методы сбора эмпирических данных. С их помощью проводят изучение чего-либо, добывают факты. К ним относятся эксперимент и наблюдение, тестирование и опросы, анкетирование и беседа, изучение продуктов деятельности, биографий, моделирование.

Сбор эмпирических данных

  • Методы количественной обработки экспериментальных данных. К ним относятся математические и статистические методы.
  • Интерпретационные методы. Они позволяют на основе количественных результатов составить описательную характеристику изучаемых явлений.

Основные методы психологии

Основными методами психологической науки можно назвать наблюдение и эксперимент.

Наблюдение

Наблюдение – это психологический метод, предполагающий целенаправленное и спланированное изучение поведенческих реакций или психики человека в нормальных, привычных для него условиях с обязательным ведением протокола.

Важно! Наблюдение должен проводить опытный специалист, потому что наблюдаемые факты необходимо грамотно описать.

Эксперимент как метод психологии

Эксперимент – это основной метод психологии и педагогики. В психологии все эксперименты принято делить на:

  • Пилотажные эксперименты. Так называют исследования в малоизученных областях науки, которые проводятся в условиях отсутствия возможности формулирования гипотезы.
  • Педагогические эксперименты – это организация изучения особенностей образовательного и воспитательного процесса в учебных заведениях. К участию в этих исследованиях привлекаются испытуемые разных возрастных групп: от младших дошкольников до студенчества.
  • Естественные эксперименты. Они предполагают изучение того или иного феномена психики в привычных для людей условиях.
  • Лабораторные эксперименты – это организация изучения какого-то психического явления в искусственно созданных условиях, исключающих воздействие внешних факторов, которые могут исказить результаты исследования.
  • Констатирующие эксперименты. Они направлены на выявление особенностей развития личности или группы.
  • Формирующие эксперименты. Они направлены на развитие тех или иных качеств у личности или формирование группового единства коллектива.
  • Контрольные эксперименты. Они проводятся для того, чтобы оценить эффективность разработанной программы развития навыков или качеств у участников эксперимента.

Дополнительная информация. Такое разделение экспериментов на виды условно. Некоторые типы экспериментов являются взаимодополняющими, другие – вспомогательными.

Основные методы практической психологии

Практическая психология

Особенностью практической психологии является то, что ее цель не просто изучение каких-то особенностей личности или группы, а их коррекция и оптимизация. Специфика методов практической психологии отличается от методов общей психологии.

Краткая характеристика

В практической науке используются следующие психологические методы:

  • Клиническая и личностностно-ориентированная психотерапия. Клиническая психотерапия – это медико-психологическое воздействие психолога на личностные особенности человека, страдающего психическим расстройством, имеющего психосоматические проявления или подверженного наркотической зависимости. Личностно-ориентированная психотерапия – это методика в психологии, задача которой в том, чтобы помочь человеку изменить его отношение к самому себе или своему окружению.
  • Гипноз. Он делает возможным воздействие на сознание человека с целью его конструктивного изменения.
  • Психодрама – это изучение внутреннего мира человека. Ее применение позволяет выявить актуальные проблемы клиента и найти способы их решения.
  • Телесная терапия расширяет сферу сознания человека через телесные ощущения и учит его решать конфликты между разумом и телом.
  • Арт-терапия – это способ коррекции эмоциональной сферы личности. Занятия творчеством с квалифицированным специалистом заставляют человека заняться рефлексией, помогают актуализировать свои негативные эмоции, страхи и преодолеть их. Арт-терапевтические техники используются при коррекции психических нарушений, в работе с депрессией и неврозом.
  • Песочная терапия. Игра в большой песочнице используется в качестве средства, помогающего детям научиться устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать. Кроме того, песочная терапия способствует нормализации эмоционального фона ребенка.
  • Цветотерапия – это технология работы с внутренним миром человека. Одним из вариантов цветотерапии является раскрашивание мандал.
  • Сказкотерапия – это технология психологической диагностики и коррекции, применяемая в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Она помогает понять мотивы поступков ребенка, выявить его отношение к сверстникам, взрослым, диагностировать психологический климат в семье.

Сказкотерапия

  • Правополушарное рисование. Эту технологию принято относить к способам актуализации творческого потенциала личности. Занятия таким видом рисования помогают справиться с депрессией, негативными чувствами, обрести личностный ресурс.
  • Тренинг – это обучающий прием. Технология тренингов используется в психологии управления при работе с персоналом с целью повышения производительности труда, освоения эффективных технологий продаж.

Дополнительная информация. Инструментарий практической психологии постоянно расширяется, так как его применение должно соответствовать современным запросам социума.

Опрос как основной метод практической психологии

Опросный метод – это в психологии процесс целенаправленного сбора информации посредством общения экспериментатора с респондентом.

Экспериментатор может использовать один из следующих видов опроса:

  • Интервью – устный вариант опроса, где психолог задает вопросы человеку или группе с целью получения информации об изучаемом объекте;
  • Анкетирование – письменная форма сбора информации об изучаемом объекте.

Консультация как метод практической психологии

Консультация – это форма взаимодействия психолога и клиента, где специалист помогает человеку найти решение сложных жизненных ситуаций. Совместно с клиентом психолог определяет проблему и риски, помогает родителям устранить ошибки в воспитании детей, обучает руководителей эффективным управленческим приемам.

Таким образом, существует огромное количество методов психологического исследования. Сегодня появляется много новых интересных методик психокоррекционной работы, поэтому практикующие специалисты должны уделять большое внимание самообразованию и повышению своей квалификации.

Появляются новые методы практической психологии

Видео

srazu.pro

Методы исследования в психологии — это… Что такое Методы исследования в психологии?

Экспериментальная психология — область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах психологических исследований.

Общие сведения

Экспериментальная психология стала активно формироваться в XIX веке как следствие необходимости приведения психологии к удовлетворению основных требований, предъявляемых к науке. Считается, что любая наука должна обладать своим предметом исследования, своей методологией и своим тезаурусом. Изначальной задачей экспериментальной психологии было введение научного метода в психологию. Основателем экспериментальной психологии, человеком, превратившим доэкспериментальную психологию в экспериментальную, считается В. Вундт, немецкий психолог и физиолог, создавший первую в мире научную психологическую школу.

По мере развития экспериментальная психология расширяла область своих интересов: начав с разработки принципов психофизиологического эксперимента, из инструкции к корректной постановке психологического эксперимента она превратилась в научную дисциплину, которая стремится обобщить знания о методах исследования для всех направлений психологии (эксперимент при этом становится лишь одним из доступных методов). Разумеется, экспериментальная психология не занимается лишь классификацией исследовательских методов, она изучает их эффективность и развивает их.

На сегодня данная научная дисциплина сумела достичь значительного уровня развития, однако процесс её формирования далёк от завершения: до сих пор в психологии отсутствует выработанный взгляд на роль и возможности эксперимента в научном исследовании, который бы мог претендовать на звание общепринятого.

В списке выдающихся учёных, активно применявших экспериментальные методы в изучении психических процессов и внёсших вклад в развитие данной научной дисциплины, присутствуют фамилии физиологов (Бине, Павлов, Сеченов), физиков (Бугер, Вебер, Фехнер, Гельмгольц), врачей (Бехтерев). Будучи естествоиспытателями, они оказали значительное влияние на развитие подхода к психологической науке, во многом перенося в неё свой исследовательский опыт из других научных областей. Также на формирование экспериментальной психологии в огромной степени повлияли бихевиористы, что определяет специфику многих её аспектов. Отличительной чертой экспериментальной психологии во все периоды её развития можно рассматривать широкое применение математических методов. Ответственным за введение математики в психологию считается Ф. Гальтон.

Сейчас экспериментальная психология на практике рассматривается как дисциплина, отвечающая за постановку корректных экспериментов в рамках многих направлений прикладной психологии, — к примеру, для определения целесообразности, эффективности того или иного изменения, нововведения (например, в психологии труда). Большие успехи в использовании её методов достигнуты при изучении психофизиологии и психологии ощущений и восприятия. Однако достижения экспериментальной психологии в продвижении фундаментальной психологии на данный момент менее значимы и находятся под вопросом. Границы применимости экспериментальных методов в психологии — предмет обсуждения среди психологов и поныне.

Главные принципы методологии

Методология экспериментальной психологии основывается на следующих принципах:

  1. Общенаучные методологические принципы:
    1. Принцип детерминизма. Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы.
    2. Принцип объективности. Экспериментальная психология считает, что объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие.
    3. Принцип фальсифицируемости — предложенное К. Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.
  2. Специфичные для психологии принципы
    1. Принцип единства физиологического и психического. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.
    2. Принцип единства сознания и деятельности. Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией. Выражается следующей функцией: R=f(P,S), где R — поведение, P — личность, а S — ситуация.
    3. Принцип развития. Также известен, как принцип историзма и генетический принцип. Согласно данному принципу психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.
    4. Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы. (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.)

Онтологические и гносеологические принципы психологического исследования

В. И. Мамсик рассматривает психологическое исследование как систему.

В качестве элементов системы исследования он выделяет: объект (S), предмет (Пси), метод (М), условия (иначе — среда Е) и результат (R — поведение, либо продукт деятельности). Метод можно определить как систему временных отношений на выделенном ранее множестве элементов или иначе: как взаимодействие исследователя с элементами, выделенными в ходе предыдущего анализа.

Отношения элементов психологического исследования образуют систему. При этом принципы и правила психологического исследования и составляют структуру системы. Они являются реализацией основного методологического принципа — принципа инвариантности результата.

Основные онтологические принципы психологического исследования:

  1. Принцип репрезентативности определяет отношения объекта с предметом, условиями, методом и результатом. Объект должен быть выбран в соответствии с задачей исследования.
  2. Принцип валидности характеризует отношения предмета с элементами системы исследования. Предмет исследования не должен подменяться в ходе исследования.
  3. Принцип надежности характеризует отношения метода с другими элементами системы и обеспечивает инвариантность результата, полученного данным методом.
  4. Принцип стандартизации условий: соответствие реальных условий исследования идеально предполагаемым следует охарактеризовать как экологическую валидность исследования. … Применительно к наблюдению стандартизация заменяется выбором ситуации наблюдения, соответствующей замыслу исследования
  5. Принцип инвариантности результата является результирующим, обеспечивается применением вышеперечисленных принципов и предполагает воспроизводимость экспериментального результата в других исследованиях и сопоставимость результата, полученного одним исследователем с результатами, полученными другим исследователями.

Т.о., принципы отражают соответствие замысла исследователя реальной системе, которую он реализует.

Каждому онтологическому элементу соответствует гносеологический элемент:

  1. Метод характеризуется дефектами, то есть функционально может быть непригодным для решения исследовательской задачи.
  2. Объект является источником фактов.
  3. Предмет (психика) характеризуется факторами-переменными, влияющими на нее в ходе исследования.
  4. Условия (среда) является источником артефактов.
  5. Эффект характеризует оценку результатов проведенного исследования: исследование может быть эффективным и неэффективным.

Соответственно В. И. Мамсик выделяет 5 основных гносеологических принципов:

  1. принцип регистрации фактов;
  2. принцип планирования факторов;
  3. принцип контроля дефектов;
  4. принцип элиминации артефактов;
  5. принцип контроля результата.

Основные события в создании

  • XVI век — первые сведения о психологических экспериментах.
  • XVIII век — начало систематической постановки психологических экспериментов с научной целью (большей частью, опыты с элементарными зрительными ощущениями).
  • 1860 — публикация книги Г. Т. Фехнера «Элементы психофизики», основавшей психофизику и считающейся первой работой по экспериментальной психологии.
  • 1874 — публикация книги В. Вундта «Физиологическая психология».
  • 1879 — основание психологической лаборатории Вундта, в которой была создана первая научная психологическая школа.
  • 1885 — публикация работы Г. Эббингауза «О памяти», в которой автор приходит к пониманию задачи экспериментальной психологии в качестве установления функциональной связи между определёнными явлениями и определёнными факторами посредством решения каких-либо задач.

По материалам: Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 17—21

Основные понятия

Методы исследования в психологии

В основе приведённой здесь классификации — классификация Б. Г. Ананьева, который объединил в ней все этапы психологического исследования, начиная от организационного и заканчивая интерпретационным. [Классификация Ананьева дана здесь с некоторыми изменениями.]

  1. Организационная группа:
    • Сравнительный метод
    • Лонгитюдный метод
    • Комплексный метод (использование в комплексе и сравнительного, и лонгитюдного метода)
  2. Группа эмпирических способов добывания данных (зависит от выбранного организационного метода):
  3. Все методы и приёмы обработки эмпирических данных:
  4. Интерпретационные методы
    • Генетический метод (анализ фаз развития)
    • Структурный метод (анализ систем и типов межсистемных связей)

См. также

Критика экспериментальной психологии

С самого создания экспериментальной психологии ведутся дискуссии о применимости такого метода исследования, как эксперимент, в психологии. Существует две полярных точки зрения:

  1. в психологии применение эксперимента принципиально невозможно и недопустимо;
  2. психология как наука без эксперимента несостоятельна.

Первая точка зрения — о невозможности применения эксперимента — опирается на следующие положения:

  • Предмет исследования в психологии слишком сложен.
  • Предмет исследования в психологии слишком непостоянен, что приводит к невозможности соблюдать принцип верификации.
  • В психологическом эксперименте неминуемо субъект—субъектное взаимодействие (испытуемый—экспериментатор), что нарушает научную чистоту результатов.
  • Индивидуальная психика абсолютно уникальна, что лишает смысла психологическое измерение и эксперимент (невозможно обобщить полученные данные на всех индивидов).
  • Психика обладает внутренним свойством спонтанности, что затрудняет её предсказуемость.
  • И др.

Противниками экспериментальных методов выступают многие приверженцы герменевтического подхода в психологии, основанного на методе понимания В. Дильтея.

Сторонники второй точки зрения, обосновывающей целесообразность введения эксперимента в науку, утверждают, что эксперимент позволяет обнаружить принцип, лежащий в основе какого-либо явления. Эксперимент рассматривается как попытка лабораторного воссоздания упрощённой реальности, в которой её важные характеристики можно моделировать и контролировать. Цель эксперимента — оценить теоретические принципы, лежащие в основе психологического явления.

Существует также точка зрения, которую можно воспринимать, как компромисс между двумя выше упомянутыми, — идея об уровнях психической организации. Согласно ей, есть шесть уровней психической регуляции (0 — физиологический уровень, 1 — психофизиологический уровень, 2 — уровень сенсорно-перцептивных процессов, 3 — интегративный уровень психики, 4 — уровень личности, 5 — уровень индивидуальности). Мощность естественно-научного метода имеет самое высокое значение при рассмотрении физиологических процессов и постепенно падает, стремясь к нулю на уровне индивидуальности. Соответственно, мощность герменевтического метода повышается, от нулевого значения на физиологическом уровне, до своего максимального значения на уровне индивидуальности. На диаграмме это отображается следующим образом:

По материалам: Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 21—25

См. также

Задачи исследований в психологии

Четыре общие взаимосвязанные задачи, стоящие перед научным исследованием: описать поведение, спрогнозировать поведение, объяснить поведение, управлять поведением.

Описание поведения

Выявление регулярных последовательностей событий, включая стимулы или внешние факторы и ответные реакции или поведение. Составление ясных и точных описаний — первый шаг в любых научных изысканиях, без которого невозможно предсказание и объяснение поведения.

Прогнозирование поведения

Обнаружение законов поведения (наличия постоянных и предсказуемых взаимосвязей между переменными) должно привести к осуществлению прогнозирования с той или иной степенью вероятности.

Объяснение поведения

Нахождение причин возникновения рассматриваемого поведения. Процесс установления причинно-следственных связей сложен и включает многие аспекты.

Управление поведением

Применение на практике законов поведения, открытых в ходе психологических исследований.

По материалам: Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. С. 42—43

Этические проблемы психологических исследований

При работе с испытуемым необходимо соблюдать этику психологических исследований. В большинстве случаев нужно:

  • Получить согласие потенциального испытуемого, объяснив ему цель и задачи исследования, его роль в эксперименте в той мере, чтобы он был в состоянии принять ответственное решение о своём участии.
  • Защитить испытуемого от вреда и дискомфорта.
  • Позаботиться о конфиденциальности информации об испытуемых.
  • Полностью объяснить смысл и результаты исследования после окончания работы.

При работе с животными:

  • Нельзя наносить животному вред и причинять страдания, если это не вызвано задачами исследования, определёнными утверждённой программой.
  • Необходимо обеспечить достаточно комфортабельные условия содержания.

По материалам: Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 30

См. также

Рекомендуемая литература

  • Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. ISBN 5-98032-770-3
  • Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. ISBN 5-94723-290-1
  • Мартин Д. Психологические эксперименты. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. ISBN 5-93878-136-1
  • Солсо Р. Л., Джонсон Х. Х., Бил М. К. Экспериментальная психология: практический курс. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Основные методы психологии

Психология – наука, которая изучает человека, его психические свойства и поведение в различных ситуациях. В психологии существует несколько основных методов исследования человека, которые помогают специалисту правильно оценить психологическое состояние и сделать соответствующие заключения:

  •  Наблюдение;
  • Эксперимент;

Кроме этого, в изучении психологии человека используются и вспомогательные методы, включающие в себя:

  • Беседу с пациентом;
  • Тестирование;
  • Изучение биографии пациента;
  • Опрос.

Рассмотрим более подробно http://www.psychologies.ru/ основные методы психологии:

  • Наблюдение
    Наиболее распространенный и эффективный метод. Заключается в сборе и исследовании научных фактов, полученных путем наблюдения за поведением человека. Говоря простыми словами, специалист созерцает за человеком, не вмешиваясь при этом в ситуацию. Различают кратковременное наблюдение (по методу поперечного среза) и длительное (лонгитюдное) наблюдение. При этом психолог может быть в роли пассивного наблюдателя (по методу отстраненного наблюдения) либо активно принимать участие в жизни исследуемого человека (по методу включенного наблюдения) или группы лиц. Такой метод часто используют в дошкольных и учебных заведениях для изучения поведения детей в коллективе (общее наблюдение). Существует также и выборочное наблюдение, когда предметом изучения становятся только определенные члены коллектива. Метод наблюдения позволяет изучить психику человека в разных условиях и жизненных ситуациях (во время игры или работы).
  • Особенности наблюдения
    Этот метод используется в ситуациях, когда исследователь не вмешивается в процесс, наблюдая со стороны за интересующим объектом. Это позволяет получить более полную психологическую картину исследуемого человека. На практике обычно используется при условии, что интересующий объект не знает о присутствии наблюдателя, это позволяет изучить поведение человека в естественных условиях.
  • Эксперимент
    Является более эффективным методом психики человека, дает больше информации и расширенную картину поведения в определенных условиях. Заключается в том, что специалист создает определенные условия, которые позволяют лучше проявить себя предмету исследования.

Различают несколько разновидностей метода:

  • Лабораторный – исследование проводится в условиях психологических лабораторий, оснащенных специальной аппаратурой. Недостатком этого метода является то, что исследуемый знает о проведении эксперимента, что может вызывать напряжение в поведении и не характерные для него реакции на внешние раздражители;
  • Естественный – исследование проходит в естественных для исследуемого условиях, при этом он не должен знать о проведении эксперимента. Это позволяет увидеть поведение человека в привычной для него, спокойной обстановке. Естественный метод исследования является более эффективным и информативным по сравнению с лабораторным. Довольно часто психологи практикуют выступления перед группой людей, одновременно наблюдая за их реакцией.

Основные методы психологии успешно применяются специалистами в нашей стране и за рубежом и позволяют оценить психическое здоровье человека в различных условиях и ситуациях.

psixologiya.org

Методы исследования в психологии — это… Что такое Методы исследования в психологии?

Экспериментальная психология — область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах психологических исследований.

Общие сведения

Экспериментальная психология стала активно формироваться в XIX веке как следствие необходимости приведения психологии к удовлетворению основных требований, предъявляемых к науке. Считается, что любая наука должна обладать своим предметом исследования, своей методологией и своим тезаурусом. Изначальной задачей экспериментальной психологии было введение научного метода в психологию. Основателем экспериментальной психологии, человеком, превратившим доэкспериментальную психологию в экспериментальную, считается В. Вундт, немецкий психолог и физиолог, создавший первую в мире научную психологическую школу.

По мере развития экспериментальная психология расширяла область своих интересов: начав с разработки принципов психофизиологического эксперимента, из инструкции к корректной постановке психологического эксперимента она превратилась в научную дисциплину, которая стремится обобщить знания о методах исследования для всех направлений психологии (эксперимент при этом становится лишь одним из доступных методов). Разумеется, экспериментальная психология не занимается лишь классификацией исследовательских методов, она изучает их эффективность и развивает их.

На сегодня данная научная дисциплина сумела достичь значительного уровня развития, однако процесс её формирования далёк от завершения: до сих пор в психологии отсутствует выработанный взгляд на роль и возможности эксперимента в научном исследовании, который бы мог претендовать на звание общепринятого.

В списке выдающихся учёных, активно применявших экспериментальные методы в изучении психических процессов и внёсших вклад в развитие данной научной дисциплины, присутствуют фамилии физиологов (Бине, Павлов, Сеченов), физиков (Бугер, Вебер, Фехнер, Гельмгольц), врачей (Бехтерев). Будучи естествоиспытателями, они оказали значительное влияние на развитие подхода к психологической науке, во многом перенося в неё свой исследовательский опыт из других научных областей. Также на формирование экспериментальной психологии в огромной степени повлияли бихевиористы, что определяет специфику многих её аспектов. Отличительной чертой экспериментальной психологии во все периоды её развития можно рассматривать широкое применение математических методов. Ответственным за введение математики в психологию считается Ф. Гальтон.

Сейчас экспериментальная психология на практике рассматривается как дисциплина, отвечающая за постановку корректных экспериментов в рамках многих направлений прикладной психологии, — к примеру, для определения целесообразности, эффективности того или иного изменения, нововведения (например, в психологии труда). Большие успехи в использовании её методов достигнуты при изучении психофизиологии и психологии ощущений и восприятия. Однако достижения экспериментальной психологии в продвижении фундаментальной психологии на данный момент менее значимы и находятся под вопросом. Границы применимости экспериментальных методов в психологии — предмет обсуждения среди психологов и поныне.

Главные принципы методологии

Методология экспериментальной психологии основывается на следующих принципах:

  1. Общенаучные методологические принципы:
    1. Принцип детерминизма. Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы.
    2. Принцип объективности. Экспериментальная психология считает, что объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие.
    3. Принцип фальсифицируемости — предложенное К. Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.
  2. Специфичные для психологии принципы
    1. Принцип единства физиологического и психического. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.
    2. Принцип единства сознания и деятельности. Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией. Выражается следующей функцией: R=f(P,S), где R — поведение, P — личность, а S — ситуация.
    3. Принцип развития. Также известен, как принцип историзма и генетический принцип. Согласно данному принципу психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.
    4. Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы. (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.)

Онтологические и гносеологические принципы психологического исследования

В. И. Мамсик рассматривает психологическое исследование как систему.

В качестве элементов системы исследования он выделяет: объект (S), предмет (Пси), метод (М), условия (иначе — среда Е) и результат (R — поведение, либо продукт деятельности). Метод можно определить как систему временных отношений на выделенном ранее множестве элементов или иначе: как взаимодействие исследователя с элементами, выделенными в ходе предыдущего анализа.

Отношения элементов психологического исследования образуют систему. При этом принципы и правила психологического исследования и составляют структуру системы. Они являются реализацией основного методологического принципа — принципа инвариантности результата.

Основные онтологические принципы психологического исследования:

  1. Принцип репрезентативности определяет отношения объекта с предметом, условиями, методом и результатом. Объект должен быть выбран в соответствии с задачей исследования.
  2. Принцип валидности характеризует отношения предмета с элементами системы исследования. Предмет исследования не должен подменяться в ходе исследования.
  3. Принцип надежности характеризует отношения метода с другими элементами системы и обеспечивает инвариантность результата, полученного данным методом.
  4. Принцип стандартизации условий: соответствие реальных условий исследования идеально предполагаемым следует охарактеризовать как экологическую валидность исследования. … Применительно к наблюдению стандартизация заменяется выбором ситуации наблюдения, соответствующей замыслу исследования
  5. Принцип инвариантности результата является результирующим, обеспечивается применением вышеперечисленных принципов и предполагает воспроизводимость экспериментального результата в других исследованиях и сопоставимость результата, полученного одним исследователем с результатами, полученными другим исследователями.

Т.о., принципы отражают соответствие замысла исследователя реальной системе, которую он реализует.

Каждому онтологическому элементу соответствует гносеологический элемент:

  1. Метод характеризуется дефектами, то есть функционально может быть непригодным для решения исследовательской задачи.
  2. Объект является источником фактов.
  3. Предмет (психика) характеризуется факторами-переменными, влияющими на нее в ходе исследования.
  4. Условия (среда) является источником артефактов.
  5. Эффект характеризует оценку результатов проведенного исследования: исследование может быть эффективным и неэффективным.

Соответственно В. И. Мамсик выделяет 5 основных гносеологических принципов:

  1. принцип регистрации фактов;
  2. принцип планирования факторов;
  3. принцип контроля дефектов;
  4. принцип элиминации артефактов;
  5. принцип контроля результата.

Основные события в создании

  • XVI век — первые сведения о психологических экспериментах.
  • XVIII век — начало систематической постановки психологических экспериментов с научной целью (большей частью, опыты с элементарными зрительными ощущениями).
  • 1860 — публикация книги Г. Т. Фехнера «Элементы психофизики», основавшей психофизику и считающейся первой работой по экспериментальной психологии.
  • 1874 — публикация книги В. Вундта «Физиологическая психология».
  • 1879 — основание психологической лаборатории Вундта, в которой была создана первая научная психологическая школа.
  • 1885 — публикация работы Г. Эббингауза «О памяти», в которой автор приходит к пониманию задачи экспериментальной психологии в качестве установления функциональной связи между определёнными явлениями и определёнными факторами посредством решения каких-либо задач.

По материалам: Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 17—21

Основные понятия

Методы исследования в психологии

В основе приведённой здесь классификации — классификация Б. Г. Ананьева, который объединил в ней все этапы психологического исследования, начиная от организационного и заканчивая интерпретационным. [Классификация Ананьева дана здесь с некоторыми изменениями.]

  1. Организационная группа:
    • Сравнительный метод
    • Лонгитюдный метод
    • Комплексный метод (использование в комплексе и сравнительного, и лонгитюдного метода)
  2. Группа эмпирических способов добывания данных (зависит от выбранного организационного метода):
  3. Все методы и приёмы обработки эмпирических данных:
  4. Интерпретационные методы
    • Генетический метод (анализ фаз развития)
    • Структурный метод (анализ систем и типов межсистемных связей)

См. также

Критика экспериментальной психологии

С самого создания экспериментальной психологии ведутся дискуссии о применимости такого метода исследования, как эксперимент, в психологии. Существует две полярных точки зрения:

  1. в психологии применение эксперимента принципиально невозможно и недопустимо;
  2. психология как наука без эксперимента несостоятельна.

Первая точка зрения — о невозможности применения эксперимента — опирается на следующие положения:

  • Предмет исследования в психологии слишком сложен.
  • Предмет исследования в психологии слишком непостоянен, что приводит к невозможности соблюдать принцип верификации.
  • В психологическом эксперименте неминуемо субъект—субъектное взаимодействие (испытуемый—экспериментатор), что нарушает научную чистоту результатов.
  • Индивидуальная психика абсолютно уникальна, что лишает смысла психологическое измерение и эксперимент (невозможно обобщить полученные данные на всех индивидов).
  • Психика обладает внутренним свойством спонтанности, что затрудняет её предсказуемость.
  • И др.

Противниками экспериментальных методов выступают многие приверженцы герменевтического подхода в психологии, основанного на методе понимания В. Дильтея.

Сторонники второй точки зрения, обосновывающей целесообразность введения эксперимента в науку, утверждают, что эксперимент позволяет обнаружить принцип, лежащий в основе какого-либо явления. Эксперимент рассматривается как попытка лабораторного воссоздания упрощённой реальности, в которой её важные характеристики можно моделировать и контролировать. Цель эксперимента — оценить теоретические принципы, лежащие в основе психологического явления.

Существует также точка зрения, которую можно воспринимать, как компромисс между двумя выше упомянутыми, — идея об уровнях психической организации. Согласно ей, есть шесть уровней психической регуляции (0 — физиологический уровень, 1 — психофизиологический уровень, 2 — уровень сенсорно-перцептивных процессов, 3 — интегративный уровень психики, 4 — уровень личности, 5 — уровень индивидуальности). Мощность естественно-научного метода имеет самое высокое значение при рассмотрении физиологических процессов и постепенно падает, стремясь к нулю на уровне индивидуальности. Соответственно, мощность герменевтического метода повышается, от нулевого значения на физиологическом уровне, до своего максимального значения на уровне индивидуальности. На диаграмме это отображается следующим образом:

По материалам: Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 21—25

См. также

Задачи исследований в психологии

Четыре общие взаимосвязанные задачи, стоящие перед научным исследованием: описать поведение, спрогнозировать поведение, объяснить поведение, управлять поведением.

Описание поведения

Выявление регулярных последовательностей событий, включая стимулы или внешние факторы и ответные реакции или поведение. Составление ясных и точных описаний — первый шаг в любых научных изысканиях, без которого невозможно предсказание и объяснение поведения.

Прогнозирование поведения

Обнаружение законов поведения (наличия постоянных и предсказуемых взаимосвязей между переменными) должно привести к осуществлению прогнозирования с той или иной степенью вероятности.

Объяснение поведения

Нахождение причин возникновения рассматриваемого поведения. Процесс установления причинно-следственных связей сложен и включает многие аспекты.

Управление поведением

Применение на практике законов поведения, открытых в ходе психологических исследований.

По материалам: Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. С. 42—43

Этические проблемы психологических исследований

При работе с испытуемым необходимо соблюдать этику психологических исследований. В большинстве случаев нужно:

  • Получить согласие потенциального испытуемого, объяснив ему цель и задачи исследования, его роль в эксперименте в той мере, чтобы он был в состоянии принять ответственное решение о своём участии.
  • Защитить испытуемого от вреда и дискомфорта.
  • Позаботиться о конфиденциальности информации об испытуемых.
  • Полностью объяснить смысл и результаты исследования после окончания работы.

При работе с животными:

  • Нельзя наносить животному вред и причинять страдания, если это не вызвано задачами исследования, определёнными утверждённой программой.
  • Необходимо обеспечить достаточно комфортабельные условия содержания.

По материалам: Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 30

См. также

Рекомендуемая литература

  • Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. ISBN 5-98032-770-3
  • Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. ISBN 5-94723-290-1
  • Мартин Д. Психологические эксперименты. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. ISBN 5-93878-136-1
  • Солсо Р. Л., Джонсон Х. Х., Бил М. К. Экспериментальная психология: практический курс. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dal.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *