Что такое девиантное поведение? | Вечные вопросы | Вопрос-Ответ
Девиантное поведение (от лат. deviatio — отклонение) — поступок, действия человека, не соответствующие установленным или сложившимся в обществе нормам или стандартам. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм, наркомания, азартные игры, самоубийства, бродяжничество, проституция.
Отклонения от социальных норм могут быть не только негативные, но и позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы. Аскетизм, сверхактивность, гениальность, новаторство — признаки позитивных девиаций.Ещё одним видом отклонения от норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых в обществе ценностей и стандартов, свойственные революционерам, террористам, религиозным экстремистам и другим подобным группам людей.
Во всех перечисленных случаях девиация — результат неспособности или нежелания человека адаптироваться к обществу и его требованиям.
Почему возникает девиантное поведение?
Девиантное поведение возникает, когда общественно принятые нормы не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. Причинами такого поведения могут быть:
– социальное неравенство в обществе;
– неправильное воспитание;
– пагубное пристрастие;
– социальный кризис и социальное неравенство;
– разрыв между культурными ценностями;
– умственные и психические расстройства;
– негативное влияние масс-медиа;
– генетические отклонения и наследственность.
Какие существуют методы профилактики и коррекции девиантного поведения?
Для предупреждения и коррекции отклонений поведения необходим индивидуальной подход. Терапией девиаций в запущенных формах занимаются психотерапевты или психиатры.
Читайте также: Чем отличается психолог от психотерапевта?
Существуют две формы психологической коррекции: индивидуальная и групповая.
Индивидуальная коррекция — психологическое консультирование, обсуждение вариантов решения проблемы, трансовые методы, избавление от сильных эмоциональных переживаний и т. д.
Групповая коррекция — социально-психологические тренинги в том числе личностного роста.
Смотрите также:
Девиантное поведение женщин и молодежи как предмет социологического и криминологического анализа (по материалам Уральского федерального округа) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»
Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 9 (190). Право. Вып. 23. С. 74-76.
Е. В. Кунц
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ жЕНщИН И мОЛОДЕжИ
как предмет социологического и криминологического анализа
(по материалам Уральского федерального округа)
Ключевые слова: девиантное поведение, женщина, наркомания, алкоголизм, молодежь.
Социология девиации, несмотря на кажущуюся простоту конвенциального определения предмета, в теоретическом плане является одной из наиболее сложных отраслей социологии. Общепринятое сегодня определение звучит следующим образом: социология девиации — это наука о поведении индивида, в правовом или этическом плане не соответствующем общественным нормам.
Исследование проституции, как данного вида девиации, проводились такими учеными, как Н. Бабиков, В. Зарубин, А. Суздальский в конце XIX — начале XX вв.2 Несмотря на попытки нейтрализовать эту форму девиантного поведения, в настоящее время проблемы, связанные с проституцией, разрешить не удается. Бессилие, пассивное поведение правоохранительных органов ведут к устойчивому росту преступлений, связанных с этим асоциальным явлением: вовлечение в проституцию несовершеннолетних, распространение венерических заболеваний, в том числе ВИЧ-инфекции, распространение наркомании и пьянства. Молодежь в возрасте 14-22 лет сексуальную жизнь начинает вести в среднем с 15 лет 7 месяцев, девушки — 15 лет 10 месяцев. Отрицательные последствия проституции чаще всего выражаются в последующей социальной деградации личности, неспособности создать полноценную семью и интегрироваться в общество.
Стремление молодежи к уходу от окружающей действительности, в том числе и с помощью психоактивных веществ, по определению
влияние семьи — плохое воспитание, неблагоприятный пример родителей, конфликтная ситуация в семье;
личностные факторы — чувство тревоги, депрессия, эмоциональная нестабильность, снижение самооценки, отсутствие устремлений, ощущение незащищенности, чувство противоречия и враждебности, потеря самоконтроля;
социокультурные факторы, например принятые нормы поведения в референтных группах3.
Как показали результаты исследования, в настоящее время имеется устойчивая тенденция к постоянному росту потребления молодыми людьми алкогольных напитков, наркотиков, токсических веществ, в то же время снижается возраст приобщающейся к ним молодежи. Если сравнивать уровень распространенности наркомании среди подростков с уровнем алкоголизации, то число наркоманов в 6 раз превышает число зависимых от алкоголя.
Среди обследованной молодежи (234 студента высших учебных заведений Челябинска) 5,3 % пьют ежедневно, 21,3 % — раз в 2-3 дня, 27,8 % — раз в неделю, 19,8 % — 2-3 раза в месяц, остальные — очень редко. На основании приведенных данных правомерно утверждать о том, что среди молодежи 14-22 лет группа риска составляет 5 %. Если к ним прибавить непьющих «через день», то доля городской молодежи в возрасте 14-22 лет, злоупотребляющей сегодня спиртными напитками, составляет 26,5 %.
Медицинские работники считают, что сегодня алкоголизм у молодых людей начинается с активного потребления пива, примерно через год подростки переходят на крепкие спиртные напитки. Одну третью часть поставленных на учет у нарколога несовершеннолетних составляют девушки, которых достаточно сложно ле-
Наряду с проституцией, пьянством и алкоголизмом, представляющими собой основные криминогенные факторы, негативными социальными явлениями, сопутствующими преступности, являются наркотизм — употребление различных наркосодержащих веществ, вызывающих наркотическое опьянение, и наркомания — болезненное привыкание к наркотикам.
Статистические данные о половом анализе лиц, привлеченных к уголовной ответственности за преступления, связанные с наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами, выглядят следующим образом: всего по данным преступлениям к уголовной ответственности привлечено 129 440 человек, темп прироста составил 11,1 % по сравнению с 1998 г., из них женщин привлечено 18 431, что на 21,1 % больше по сравнению с 1998 г.5
Наряду с увеличением корыстных и насильственных преступлений, совершаемых женщинами, растет число преступлений, предметом которых являются наркотические средства или психотропные вещества. По данным Государственного таможенного комитета РФ, объем контрабандно ввезенного в Россию героина вырос в 2003 г. по сравнению с 2002 г. в три раза6. На 26 августа 2003 г. официаль-
но в России зарегистрирована 451 тысяча лиц, употребляющих наркотические средства, однако реально эта цифра значительно выше и, по оценкам экспертов, достигает 3-4 миллионов. Подавляющее большинство лиц, употребляющих наркотики, это молодежь в возрасте от 16 до 25 лет7. При этом около 20 миллионов россиян хотя бы один раз попробовали «смертельное зелье»8. Из каждых трех больных наркоманией, проходящих лечение, болезнь удается приостановить у одного. Больных наркоманией стимулируют к лечению три весомых фактора: собственная сила воли, влияние родных, влияние любимого человека. Примерно треть наркоманов, проходивших лечение, лечились повторно.
В условиях усиливающейся наркоагрессии важнейшей стратегической задачей борьбы с наркотизацией подростков и молодежи является организация профилактической работы, направленной на формирование у молодого поколения ориентации на здоровый образ жизни. Она основана на комплексном подходе к предупреждению наркоманиии во всех сферах жизнедеятельности детей, подростков и молодежи. Решение многих задач по профилактике наркотизации несовершеннолетних и молодежи находится в сфере компетенции органов управления образованием и образовательных учреждений, так как через воспитательное воздействие этой системы проходит практически все молодое поколение страны. В качестве показательного примера мы можем привести проводимый в Свердловской области эксперимент по принудительному тестированию школьников на употребление наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. Полученный опыт планируется распространить на все школы области, а затем и на вузы. По мнению руководства службы наркоконтроля Свердловской области, необходимость принятия таких мер назрела давно. Только за минувший год количество наркозависимых, стоящих на учете, в области выросло на 10 %, в 2007 г. было изъято почти в два раза больше наркотических веществ, чем в 2008 г.— более тонны. Наркоторговцы продолжают делать ставку на молодежь, привлекая ее к реализации и употреблению дурмана, число уголовных дел, возбужденных по фактам незаконного оборота наркотиков, превысило количество грабежей, хулиганств и убийств.
К профилактике противоправного поведения асоциальных лиц необходимо привлекать женщин. Такой опыт уже имеется и дает неплохие результаты. В Астраханской области сформирован женский взвод патрульно-постовой службы. Женщины несут милицейское дежурство наравне с мужчинами, их отношение к работе, безусловно, отличается более деликатным подходом к лицам, ведущим аморальный образ жизни, особенно к лицам женского пола9.
На основании вышеизложенного можно сделать определенные выводы о девиантном поведении женщин. Прежде всего, эта форма отклоняющегося поведения оказывает негативное влияние на правовые, культурные и нравственные нормы общественной жизни. Причинами девиантного поведения женщин являются недостаточная реализация женщины в семейных и результативно-личностных отношениях, а также
дефицит социальной компетентности, выражающийся в ее агрессивной реакции при взаимодействии с окружающими.
Примечания
1 См.: Шереги, Ф. Социология девиации: прикладные исследования. М., 2004. С. 7.
2 См.: Проституция и преступность / под ред. И. В. Штарова. М., 1991. С. 303.
3 См.: Шереги, Ф. Указ. соч. С. 85.
4 См.: Кризисное детство // Рос. газ. 2010. 25 февр.
5 См.: Состояние преступности в России. М., 2000. С. 15.
6 См.: Русский курьер. 2004. 25 мая. С. 2.
7 См.: Рыбин, М. Курьер особого назначения // Рос. газ. 2003. 26 авг.
8 См.: Владимиров, Д. Дети научили сенаторов бороться с наркотиками // Рос. газ. 2003. 30 дек.
9 См.: Ларина, А. Женское это дело // Рос. газ. 2010. 25 февр.
Общественники и представители правительства обсудили противоправное поведение подростков
Благотворительный фонд ресоциализации детей и подростков с девиантным поведением «Шанс» и Агентство социальных инициатив предлагает создать социально-судебную службу по работе с подростками с противоправным поведением, а также разработать профессиональный стандарт «Девиантолог». По данным специалистов, в России уровень рецидивной преступности среди несовершеннолетних составляет 60%, в тот момент как в европейских странах только 20% подростков совершают повторные преступления. По мнению руководителей фонда, подобные результаты связаны с отсутствием в России психотерапевтических методов работы с подростками с девиантным поведением.
Исследование зарубежного опыта работы в области психотерапии с подростками с девиантным поведением представили благотворительный фонд «Шанс» совместно с АСИ в рамках конференции «Декриминализация подростковой среды». Так, в Великобритании осужденные подростки отправляются по постановлению суда в специальные учреждения на психоаналитическую терапию, оплачиваемую государством. Также в Италии «судьи имеют консультанта по вопросам оценки состояния несовершеннолетнего для рекомендаций по реабилитации или психотерапии». Специалисты оценивают риски совершения повторного правонарушения, что позволило сократить уровень рецидивов до 20%.
В России, по данным представителей фонда, уровень рецидивной преступности составляет 60%. По мнению президента благотворительного фонда «Шанс» Гелены Ивановой, это следствие отсутствия психотерапевтических методов работы с несовершеннолетними.
Напомним, в январе подростки совершили нападения на школы в Перми, Челябинске и Бурятии, в результате которых пострадали ученики и учителя. Серию атак связали с криминальным контентом в социальных сетях, который мог «побудить школьников к противоправным, асоциальным поступкам». Глава СПЧ Михаил Федотов призвал Минобрнауки, МВД и СК «принять действенные меры по противодействию распространению вооруженного насилия в школах».
«В Москве на учете состоят около 4,7 тыс. детей и подростков от семи до 18 лет»,— рассказала участникам конференции госпожа Иванова, ссылаясь на данные столичных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав за 2016 год. Она подчеркнула, что с детьми, которые стоят на учете, не ведется никакой специальной психокоррекционной реабилитационной работы из-за отсутствия в подобных учреждениях нужным образом подготовленных специалистов. По ее словам, закрытые учреждения исправительного типа решают проблему противоправного поведения подростков только на время принудительного ограничения свободы, однако не влияют на формирование «собственных инстанций психики и совести».
Активисты предлагают создать в России государственную социально-судебную службу по работе с детьми и подростками с противоправным поведением. По их мнению, индивидуальная работа с применением различных видов психотерапии поможет выявить на ранних стадиях причину противоправного поведения и исключить повторные правонарушения у детей и подростков: «В отделении реинтеграции школы «Шанс» мы работаем не только с судебными пациентами, но и с подростками с девиантным поведением из неблагополучных семей,— подчеркнула Гелена Иванова.— 70% детей, которых я веду, не состояли на учете. Начинается у всех все одинаково: плохо себя ведет, становится изгоем в классе».
В России практически отсутствуют специалисты, способные оказывать помощь подросткам. В фонде предлагает разработать профессиональный стандарт «Девиантолог», а также создать учебные программы для подготовки специалистов для работы с девиантными подростками. Соответствующие рекомендации будут отправлены органам исполнительной власти, Министерству внутренних дел РФ, судебным органам, а также учреждениям уголовно-исполнительной системы.
По мнению доктора психологических наук Ильи Слободчикова проблема девиантного поведения подростков является актуальной, однако из-за отсутствия «единого понимания на уровне государства о методах работы» создание социально-судебных учреждений преждевременно: «У нас нет не только адекватных методов работы с подобными вещами, но и системы работы. У нас никогда не рассматривалась на государственном уровне необходимость создания специализированных программ по такой работе».
Заведующий кафедрой медицинской психологии Казанского государственного медицинского университета доктор медицинских наук Владимир Менделевич в разговоре с “Ъ” отметил, что рекомендации фонда требуют более детальной проработки. Он также сообщил, что психокоррекция может помочь лишь тем подросткам, девиантность которых связана с психологическими причинами: «Наивно полагать, что терапевтическими методами можно исправить мировоззрение личности, растущей в криминальной среде. Не все противоправное поведение связано с психологией».
Анна Васильева
Девиантное поведение в социологии
Понятие девиантное поведение
Замечание 1
Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии. Девиантное поведение представляет собой поведение, которое отличается от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в конкретных сообществах в определённый период их развития. Негативное девиантное поведение может привести к использованию обществом определённых формальных и неформальных санкций, таких как изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя и многое другое.
Помимо этого оно означает:
- Действия человека либо поступки, которые не соответствуют нормам, фактически сложившимся либо официально установленным в данном обществе;
- Социальные явление, которые выражены в массовых формах человеческой деятельности, а также которые не соответствует фактически сложившимся либо официально установленным нормам в данном обществе.
Первое значение девиантного поведение является предметом педагогики, психологии, психиатрии. Во втором значении оно будет предметом социальной психологии или социологии. Важно отметить, что данное разграничение является относительным.
Такое понятие как норма является исходным для понимания отклонений. Социальная норма представляет собой исторически сложившийся в определенном обществе предел дозволенного поведения. Социальные нормы являются результатом адекватного или искаженного отражения в поступках и сознании людей.
Причины девиантного поведения
В каждом обществе существую люди, которые нарушают существующие в данном обществе нормы. Будь то правовые, моральные, либо эстетические.
Девиантное поведение считается общественным поведением. Оно отличается по своим мотивам и результатам от принятых в данном обществе нормативным стандартам. Другими словами, девиантное поведение имеет девиантную мотивацию.
Социологи неустанно стремятся объяснить причины и природу девиантного поведения. На сегодняшний день сложились определенные подходы, объясняющие причины девиантного поведения в обществе.
В конце XIX века появляется теория итальянского врача Ламброзо. Он говорит о том, что предпосылки девиантного поведения заложены генетически. Им вводиться такое понятие как «Криминальный тип». Он считает, что именно он есть результат деградации людей на самых ранних периодах развития.
Существуют определенные внешние признаки, по которым можно определить девиантного человека. К ним относятся выступающая нижняя челюсть, пониженная чувствительность к боли и т. п.
По мнению известного американскго врача и психолога Уильяма Х. Шелдона, важным является строения тела. У людей определённое строение тела означает наличие определенных личностных черт. Им были выделены основные типы людей: эндоморфы, мезоморфы, эктоморфы. Данные подходы получили название биологических.
Помимо биологического подхода, существует психологический подход. Он часто применяется к анализу криминального поведения. Данный подход предложили теорию, в которой девиантные поступки связаны с психическими отклонениями.
Замечание 2
З.Фрейд вводит такое понятие как «преступники с чувством вины». Это люди, которые хотят, чтобы их поймали, а затем наказали. Вызвано это чувством вины из-за своего стремления к разрушению. По их мнению, тюремное заключение, каким то образом поможет преодолеть данное влечение.
Если биологические и психологические объяснения девиации связаны в основном с анализом природы девиантной личности, то социологическое объяснение берет в основу культурные и социальные фактор.
Практическая работа. Тема: «Девиантное поведение»
I. Цель работы: развитие творческих коммуникативных, креативных способностей, логического мышления учащихся и формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности.
Задачи:
способствовать усвоению знаний о девиантном поведении, о причинах отклоняющегося поведения;
формировать умения сравнивать, обобщать, выявлять признаки явлений, прослеживать причинно-следственные связи;
формировать навыки социального поведения;
находить пути предупреждения и преодоления подростковой девиации.
II. Требования ФГОС к уровню подготовки студента:
студент должен знать базовые категории социологии: социальная норма, девиация, деликвентность, социализация, аномия, социальный контроль.
уметь ориентироваться в окружающих общественных и политических процессах современности, применять полученные знания и умения для анализа социально-значимых проблем и решения типичных задач в сфере общественных и межличностных отношений.
III. Оборудование: Демидов Н.М. Учебник. Основы социологии и политологии.
Миронов А.В., Руденко Р.И. Практикум по социологии.
Козлова О.Н. Хрестоматия по социологии.
IU. Материал для самостоятельного изучения.
Девиантное поведение — отклонение от сложившихся в обществе социальных норм. Социальный контроль — механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия, а также социальная практика их использования.
Отклонения от социальных норм могут быть:
позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы;
негативные — дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению.
Во всех случаях девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям, иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале социализации.
В целом к формам девиантного поведения обычно относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство.
Некоторые причины девиантного поведения носят не социальный характер, а биопсихический. Например, склонность к алкоголизму, наркомании, психические расстройства могут передаваться от родителей детям. В социологии девиантного поведения выделяется несколько направлений, объясняющих причины его возникновения. Между различными формами девиантного поведения существуют взаимосвязи, при этом одно негативное явление усиливает другое. Например, алкоголизм способствует усилению хулиганства.
Маргинализация является одной из причин девиаций. Главным признаком маргинализации выступает разрыв социальных связей, причем в «классическом» варианте вначале рвутся экономические и социальные связи, а затем и духовные. В качестве характерной черты социального поведения маргиналов можно назвать снижение уровня социальных ожиданий и социальных потребностей.
Другая группа причин девиантного поведения связана с распространением различного рода социальных патологии, в частности ростом психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, ухудшением генетического фонда населения. Бродяжничество и попрошайничество, представляющие собой особый образ жизни (отказ от участия в общественно полезном труде, ориентация только на нетрудовые доходы), получили в последнее время широкое распространение среди различных видов социальных отклонений. Социальная опасность социальных девиаций этого рода состоит в том, что бродяги и попрошайки нередко выступают в роли посредников в распространении наркотиков, совершают кражи и другие преступления.
Противоправные действия, проступки и правонарушения принято называть делинквентным поведением. Например, к делинквентным можно отнести хулиганство, нецензурную брань в общественном месте, участие в драке и прочие действия, нарушающие правовые нормы, но еще не являющиеся серьезным уголовным преступлением. Делинквентное поведение является разновидностью девиантного.
Чтобы деструктивная девиация не получала широкого распространения, необходимо:
расширять доступ к легитимным способам достижения успеха и продвижения по социальной лестнице;
соблюдать социальное равенство перед законом;
совершенствовать законодательство, приводя его в соответствие с новыми социальными реалиями;
стремиться к адекватности преступления и наказания.
U. Ключевые понятия темы: социальная норма, социальный контроль, культурная норма, социальные ценности, социализация, девиация, позитивная девиация, негативная девиация, деликвентность, аномия, санкции.
UI. Вопросы для самоконтроля.
Найдите правильные варианты ответа:
1. Понятие «девиантное» поведение означает:
механизм саморегуляции в социальных системах;
предписания, которые являются общими указаниями для социального действия;
поведение, отклоняющееся от общепринятых социальных норм;
состояние общества, в котором наблюдается ценностно-нормативный вакуум.
2. Девиантное поведение – это не что иное, как:
типичное поведение правонарушителя;
преступное поведение;
отклонение от формального закона;
любое поведение, отклоняющееся от общепринятых норм.
3. Понятие «социальная аномия» означает:
механизм саморегуляции в социальных системах;
предписания, которые являются общими указаниями для социального действия;
состояние общества, в котором наблюдается ценностно-нормативный вакуум.
4. Конформность – это:
неподчинение социальным нормам;
принятие социально одобряемых целей и средств их достижения;
один из типов девиантного поведения.
5. Девиация чаще всего наблюдается:
у пожилых людей;
у людей, озабоченных, прежде всего личными интересами;
у молодых;
у женщин.
6. Базовыми элементами социального контроля являются:
нормы и санкции;
религия и нормы;
санкции и законы;
нормы и традиции;
7. Отклонением от общепринятых социальных норм не являются:
девиантное поведение;
аномия;
субкультура;
деликвентное поведение;
7. Что из перечисленного не является девиантным поведением?
выступление против существующего политического режима;
злоупотребление спиртным;
употребление наркотиков;
футбольное хулиганство;
8. Социология изучает девиантное поведение в связи с механизмами:
социализации;
материального стимулирования;
группового воздействия;
урегулирование конфликтов;
9. Какое суждение является верным?
А. Поведение, которое отклоняется от ценностей, норм, установок и ожиданий общества или социальной группы называется девиантным.
Б. Любое проявление девиантного поведения является преступлением.
верно только А;
верно только Б;
верны оба суждения;
оба суждения неверны.
10. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?
А.Отклоняющееся поведение может быть полезно для общества.
Б. Проявлением позитивного отклоняющегося поведения в обществе является научно- изобретательская деятельность.
верно только А;
верно только Б;
верны оба суждения;
оба суждения неверны.
UII. Работа с источником
1. В одной из зарубежных работ по проблеме отклоняющегося поведения говорится: «Отклонения — естественная
часть социальной жизни. И осуждение, регулирование и
запрещение, моральное совершенствование не уменьшают
отклонений, так как возникают более строгие нормы поведения. Специфические отклонения могут исчезать, а другие— появляться… Исчезновение крупных преступлений
поведет к усилению внимания к более мелким».
Вопросы и задания к источнику
Согласны ли вы с изложенной точкой зрения? Можно ли избавить общество от отклонений? Объясните свой ответ.
2. Раскройте смысл высказывания английского историка Г. Т. Бакла (1821—1862): «Общество готовит преступление,
преступник совершает его».
Вопросы и задания к источнику
Разделяете ли вы такую точку зрения? Разъясните свою позицию на каком-либо примере из жизни.
3. «Крупным преступлениям всегда предшествуют мелкие. Никто никогда не видел,
чтобы робкая невинность внезапно превратилась в безудержную распущенность» (французский драматург Ж. Расина (1639—1699).
Вопросы и задания к источнику
Согласны ли вы с высказыванием Расина Ж.? Аргументируйте свой ответ.
UIII. Контрольные вопросы:
Что понимают под девиантным поведением?
Каковы формы социальных отклонений, наблюдаемых в обществе?
В чем заключаются причины отклоняющегося поведения?
Что такое делинквентное поведение?
Назовите известные Вам виды девиантного и делинквентного поведения.
В чем социальная опасность преступности?
Почему организованная преступность представляет особую опасность для личности, общества, государства?
Как связаны между собой социальные ценности, социальные нормы и санкции?
Что такое социальный контроль? Каковы способы его осуществления?
Найдите различие между девиантностью и делинквентностью.
Какие из перечисленных ниже причин, на ваш взгляд, влияют на рост преступности в России?
аномия;
усиление остроты социальных конфликтов;
слабость институтов социального контроля;
либерализация экономики;
маргинализация общества;
традиции общества;
кризис системы социализации.
Дополните приведенный перечень.
12. Приведите примеры того, что в прошлом оценивалось как девиантность, а в настоящее время считается нормой, и наоборот.
13. Что означает понятие «аномия»?
ΙC. Проблемные задания
1. Существовала ли аномия в советском обществе? Проанализируйте последствия аномии б современном российском обществе. Обоснуйте ответ.
2. Существует ли, по вашему мнению, разница между понятиями «сексуальная свобода», «сексуальная распущенность», «проституция»?
Проанализируйте опасность проституции для общества и личности (как женщин, так и мужчин).
3. Что такое «социальный брак»? Опасен ли он для общества? Кто, что является «фабриками социального брака»? Можно ли по количеству такого брака судить о степени цивилизованности страны?
4. Специалисты утверждают, что человек, который впервые попробовал наркотики после 20 лет, к 30 годам становится законченным наркоманом, но сохраняется как личность. А ребенок, который начал «колоться» в 13 лет, к 23 годам как личность абсолютно деградирует. Почему? Объясните с помощью теории социализации.
5. Некоторые социологи используют понятие девиантной карьеры, под которой понимается переход от одной стадии девиации к другой и формирование постоянной девиации на основе специфического вида «социализациии». Попытайтесь определить основные этапы подобной «карьеры», примените ее для описания преступности.
C. Социологический практикум
1. Проведите социологическое исследование: «Молодежь середины XX — начала XXI в.: ценностные приоритеты».
2. Сделайте анализ статистических данных:
За период с 1989 по 1994 г. в России наблюдался значительный рост преступности подростков. Количество
преступлений выросло на 41,1%, а количество подростков,
совершивших преступления, — на 35,5% (со 150 тыс. до
203,3 тыс.). Каковы причины этого явления? В чем его социальная опасность? Что, с вашей точки зрения, нужно
делать, чтобы подростковая преступность пошла на убыль?
CΙ. Темы эссе
1. «Алкоголизм дает больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятых: голод, чума и война».
2. Асоциальное поведение молодых людей — это протест против отживших общественных норм?
3. Кто в детстве не получит воспитанья,
Не будет счастья в жизни знать потом. (С. Ширази)
4. «Достойная смерть лучше постыдной жизни» (Римский император Тацит (около 38 — около 117 гг. н. э.)
5. Нравственный человек всегда терпит поражение в борьбе с человеком безнравственным?
6. «Алкоголь – вполне надёжное средство, когда требуется поубавить ума» (русский физиолог В.Я. Данилевский).
Литература:
Авксентьев В.А. Этнические конфликты, история и типология. М., 2009.
Горелов А. А. Конспект лекций по социологии и политологии. М., 2013 г.
Демидов Н.М. Основы социологии и политологии. Учебник для студентов СПО. М., 2014.
Дюркгейм Э. Норма и отклонение. М., Рубеж, 1992, № 2.
Косов Г. В. Основы социологии и политологии. М., 2010 г.
Кравченко А. И. Основы социологии и политологии. Учебное пособие. М., 2010.
Девиантное поведение детей и подростков, проблемы и пути их решения. Материалы городской научно-практической конференции. – М., 1996.
Определение девианта по Merriam-Webster
de · vi · ant | \ ˈDē-vē-ənt \ : кто-то или что-то, что отклоняется от нормы. особенно : человек, который заметно отличается (например, в социальной адаптации или поведении) от того, что считается нормальным или приемлемым. Социальные / моральные / сексуальные отклонения Те, кто совершает преступления, также смотрят телевизор, ходят в продуктовый магазин и стригутся.Таким образом, хотя наши стереотипы могут предполагать, что существует большая пропасть между девиантами и обычными людьми …, поведение девиантов часто очень условно. — Пол С. Хиггинс и Ричард Р. Батлер. Теория, таким образом, сосредоточена на вопросе: каковы процессы, посредством которых людям приписывается социальная идентичность как девианты другими и они продолжают свою карьеру как девианты? — Мэри Бет Нортон и др. Таким образом, акты наказания определяют, кто находится в нашем сообществе, четко определяя, кто не входит в наше сообщество.Социальная солидарность покупается через наказание извращенцев. — Марк КолвинВведение | S-cool, сайт доработки
На обыденном языке «отклониться» означает «отклониться от принятого пути». Большинство социологических определений просто развивают эту идею. Таким образом, девиантность состоит из тех действий, которые не соответствуют нормам и ожиданиям определенной группы. Отклонение может быть положительно санкционировано (вознаграждено), отрицательно санкционировано (наказано) или просто принято или допущено.
Солдата на поле битвы, который рискует своей жизнью, выходя за рамки служебного долга, можно назвать девиантом, как и ученого, который нарушает правила дисциплины и разрабатывает новую теорию. Их отклонение может быть положительно наказано; солдат может получить медаль; физику Нобелевскую премию.С другой стороны, ни один из них не является девиантным, поскольку оба соответствуют ценностям своего общества, солдат — ценности мужества, ученый — ценности академического прогресса.
Для сравнения, убийца отклоняется не только от норм и ожиданий общества, но и от его ценностей — в данном случае от ценности человеческой жизни. Это отклонение приводит к повсеместному неодобрению и (если убийца пойман) наказанию. Третья форма девиации состоит из действий, которые отклоняются от норм конкретного общества, но обычно допускаются, например, чудаками и нищими.Также в эту группу девиантов входят те, кто отклоняется от норм, потому что не знает, что они существуют, или забыли о них, например, дети или люди с ограниченными возможностями обучения. Как правило, эта форма отклонения допустима и считается относительно безвредной.
На практике исследование отклонения обычно ограничивается отклонением, которое приводит к негативным санкциям. Фактически, американский социолог M. Clinard предположил, что термин «отклонение» следует применять только к поведению, которое не одобряется и наказывается сообществом.
Жизненно важно признать, что отклонения относительны, контекст, в котором происходит поведение, имеет решающее значение для того, как оно будет оцениваться. Это означает, что не существует абсолютного способа определения девиантного поступка. Отклонение может быть определено только в отношении определенного стандарта поведения, и никакие стандарты не фиксируются навсегда как абсолютные. Таким образом, отклонение варьируется от времени к месту, от места к месту и от человека к человеку.
В одном обществе поступок, который сегодня считается девиантным, может быть определен как нормальный в будущем.Возможные примеры — полигамия, неполные семьи или возраст согласия. Действие, определяемое как девиантное в одном обществе, может рассматриваться как совершенно нормальное в другом. Девиантность определяется культурой, и культуры различаются как друг от друга, так и в рамках одной и той же культуры с течением времени. Точно так же со временем меняются определения преступления. Раньше гомосексуализм считался уголовным преступлением в Великобритании, но с 1965 года это уже не так. Гомосексуальные практики не изменились, но реакция общества на них изменилась.
Отклонение означает те виды деятельности, которые не соответствуют нормам и ожиданиям определенной группы или общества.
Несоциологическое понимание девиантности имеет тенденцию признавать присутствие в человеке чего-то, что вынуждает или, по крайней мере, ориентирует их на совершение определенных действий. Например, до 1700-х годов основной подход к девиации заключался в том, чтобы рассматривать ее как результат биологических воздействий, влияющих на конкретных людей. Таким образом, люди становились девиантными, если у них был дисбаланс в телесных жидкостях (кровь, слизь, желтая желчь, черная желчь).
Другие теории, такие как Lavater , касались измерительных головок. В начале 20-го века Ломброзо утверждал, что преступники обладают определенными физическими особенностями.
Сочетание биологических особенностей с психологическими предрасположенностями пришло в середине 20 века; Кречмер (1951), и Шелдон (1949) . В последнее время появилась связь между хромосомами и девиантным поведением (Прайс), Айзенка (1970) и развитием идеи генетической конституции, а также Рабох и Сипова (1974) , доказывающими важность гормонов. .
Сама идея прирожденного преступника / девианта — очень сильная часть нашей поп-культуры, и у нее есть огромное побочное преимущество: возлагать вину на девианта, исключая социальные факторы.
Только в 1950-х годах социологические объяснения начали конкурировать с биологическими или психологическими объяснениями. Даже тогда эти социологические подходы были подобны существующим теориям в том смысле, что они были позитивистскими — основывались на модернистской идее о том, что возможно и желательно получить рациональное и проверяемое знание.Разница заключалась в том, что для социологов причины девиантного поведения обнаруживаются вне личности . Таким образом, такие объяснения, как и в большинстве случаев социологии, являются отказом от индивидуалистических объяснений поведения. Это подход социальных позитивистов.
Как уже отмечалось, вызов несоциологическим подходам к девиантности начался примерно в середине 20 -го века. Это были теории преступной субкультуры. Однако эти теории были развитием более ранних работ, особенно работы Дюркгейма и Мертона .
Понимание влияния положительных отклонений в рабочих организациях — Бизнес-школа Мичиганского университета
Понимание влияния положительных отклонений в трудовых организациях
По мнению исследователей бизнес-школы Мичиганского университета, отклонения на рабочем месте могут быть положительными, если только положительными.
Традиционно под девиантностью понимается намеренное поведение, которое отрицательно отклоняется от организационных норм, тем самым угрожая благополучию организации и / или ее членов.Воровство и невежливость обычно приводятся как примеры девиантного или вредного поведения.
В своей новой статье в American Behavioral Scientist Гретхен Спрейцер, клинический профессор менеджмента и организаций и доктор философии. студент Скотт Соненшейн определяет положительное отклонение как «намеренное поведение, которое значительно отклоняется от норм референтной группы в благородных целях».
Они обсуждают, чем положительное отклонение отличается от связанных просоциальных типов поведения, таких как организационная гражданственность, разоблачение, корпоративная социальная ответственность и творчество / инновации, и предлагают первоначальные рекомендации по способам практического применения (измерения и оценки) положительного отклонения с целью его устранения. поощрять эмпирические исследования по теме.
«Положительное отклонение направлено на те крайние случаи превосходства, когда организации и их члены освобождаются от ограничений норм, чтобы вести достойный образ жизни», — говорит Спрейцер. «Это имеет огромное влияние на людей и организации, которые принимают участие в такой деятельности и получают от нее выгоду».
При определении положительного отклонения Спрейцер и Соненшейн выступают за нормативный подход, который подразумевает оценку поведения (которое должно или не должно происходить) определенной группой людей (референтной группой), ожидания которой определяют регулярное или типичное поведение.Вдобавок, по словам исследователей, позитивно девиантное поведение должно быть чем-то, что другие превозносили или одобряли, если бы знали об этом, и должно сосредоточиваться на действиях с благородными намерениями, независимо от результатов.
Они говорят, что деятельность по обеспечению гражданского гражданства не соответствует определению положительного отклонения, поскольку такое поведение незначительно по величине и часто является продолжением предписанных ролевых обязанностей, существенно не отклоняется от норм и предназначено для улучшения функционирования организации (что положительное отклонение может или не может сделать).
Кроме того, умышленные действия информатора по раскрытию информации о неэтичном или незаконном поведении обычно отклоняются от нормативных ожиданий референтной группы (правонарушителей), но могут быть или не быть благородными — и, таким образом, могут быть или не быть положительно отклоняющимися — в зависимости от от того, являются ли действия человека альтруистическими или мстительными.
Наконец, деятельность, связанная с корпоративной социальной ответственностью и творчеством / инновациями, также не соответствует трем критериям положительного отклонения: добровольное поведение; существенное отклонение от норм референтной группы; и благородные намерения.
Чтобы проиллюстрировать положительное отклонение в действии, Спрейцер и Соненшейн рассказывают, как в 1978 году компания Merck & Co. решила производить за свой счет и бесплатно распространять лекарство, которое помогло искоренить речную слепоту в развивающихся странах. В другом тематическом исследовании положительного отклонения два исследователя описывают, как владелец небольшой автобусной компании обнаружил свое предприятие в бедном районе Чикаго, привил идеи о бизнесе и предпринимательстве своим сотрудникам и послужил инкубатором для новых предприятий, созданных жителями. она наняла.
«Лучше понимая этих замечательных людей и поведение на уровне организации, ученые узнают, как и почему такое поведение происходит», — говорит Спрейцер. «Отвечая на вопросы о том, как и почему положительно отклоняющееся поведение, программа Positive Organizational Scholarship может сделать важный шаг к пониманию и продвижению дополнительных положительных форм поведения в рабочей организации».
Рост положительной организационной стипендии (POS), которая фокусируется на добродетели, присущей рабочим организациям, стимулировал интенсивный интерес к противоположному концу спектра — i.д., позитивное поведение, которое отличается от норм рабочего места в пользу, а не во вред. Все большее число ученых считают, что положительное отклонение может иметь важное значение для содействия субъективному благополучию и долгосрочной эффективности организации.
POS был создан как центр передового опыта в Мичиганской бизнес-школе, где ведущие преподаватели изучают ее потенциал, проводят полевые исследования и делятся своими выводами посредством преподавания, симпозиумов, научных статей и профессиональных журналов.
Глоссарий социальных исследований
_________________________________________________________________
Отклонение
определение ядра
Отклонение относится к тому, что не соответствует норме.
пояснительный контекст
Хотя интуитивно понятно, определить, что является отклоняющимся, сложно, потому что трудно определить норму.
Самая простая ситуация возникает при статистическом анализе, когда отклоняющиеся случаи — это те случаи, которые больше всего отклоняются от среднего.
Однако при обсуждении девиантного поведения не существует простого понятия среднего поведения, поэтому то, что является девиантным, должно толковаться по-другому. В целом, изучение социальных отклонений может развиваться двумя путями. Во-первых, в соответствии с объективным определением, и в этом случае исследование обращается к официальным документам о том, что общество определяет как отклонения, исходя из предположения, что существуют широко распространенные и непротиворечивые нормы и ценности.Во-вторых, субъективно проблематично, и в этом случае девиантность рассматривается как противопоставление преобладающим нормам, и в центре внимания исследования находятся те, кто определяет человека как социально отклоняющегося, и то, как это определение (или навешивание ярлыков) влияет на девианта.
аналитический обзор
CliffsNotes (без даты)
:
Девиантность — это любое поведение, нарушающее социальные нормы и обычно достаточно серьезное, чтобы вызвать неодобрение со стороны большинства общества.Девианс может быть уголовным или неуголовным. Социологической дисциплиной, которая имеет дело с преступностью (поведением, нарушающим законы), является криминология (также известная как уголовное правосудие). Сегодня американцы считают такие действия, как алкоголизм, чрезмерные азартные игры, обнаженное тело в общественных местах, игры с огнем, воровство, ложь, отказ от купания, приобретение услуг проституток и переодевание в одежду другого пола — и это лишь некоторые из них — как отклонения. Людей, ведущих девиантное поведение, называют девиантами.
Глоссарий по социологии Raynet (без даты) заявлено:
Отклонение (отклонение [s]) — Обычно отклонение — это несоответствие социальным нормам.Однако часто отклонение — это просто соответствие нормам или стандартам подгруппы или субкультуры, а не доминирующей культуры. Девиация не является неотъемлемой частью какого-либо поведения или отношения, а скорее является результатом человеческого взаимодействия в определенных нормативных ситуациях.
Глоссарий социологии Элвелла (без даты) определяет отклонение как:
Поведение, которое не соответствует важным нормам, которых придерживается большинство членов группы или общества. То, что считается «девиантным», сильно различается в разных обществах.
и определяет девиантную субкультуру как:
Субкультура, ценности и нормы которой существенно отличаются от большинства в обществе.
Рихард Шефер (2017):
Девианс: поведение, которое нарушает стандарты поведения или ожидания группы или общества.
сопутствующие проблемы
смежные области
См. Также
Исследование реального мира
Источники
CliffsNotes, 2011, Apriorism доступно по адресу http: // www.cliffsnotes.com/study_guide/Theories-of-Deviance.topicArticleId-26957,articleId-26873.html
,
, по состоянию на 21 января 2013 г., страница недоступна 17 декабря 2016 г.
Глоссарий социологии Элвелла, без даты, доступен по адресу http://campus.murraystate.edu/academic/faculty/frank.elwell/prob3/glossary/socgloss.htm, страница недоступна 20 декабря 2016 г.
Глоссарий по социологии Raynet, без даты, доступно по адресу http: //www.raynet.mcmail.com / sociology_gloss.htm, больше не доступен 20 декабря 2016 г.
Шефер, Р. Т., 2017, «Глоссарий» в Социология: краткое введение , четвертое издание, первоначально ок. 2000, Макгроу-Хилл. Доступно по адресу http://novellaqalive.mhhe.com/sites/0072435569/student_view0/glossary.html, сайт датирован 2017 годом, по состоянию на 11 июня 2017 года, «не найдено» 1 июня 2019 года.
авторское право Ли Харви 2012–2020
A NOVEL
Верх
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Домашняя страница
Определение девиантного поведения в социологии.
Примеры девиантного поведения в следующих темах:
-
Теория управления
- Теория контроля объясняет, что социальные институты без жесткого контроля над обществом могут привести к девиантному поведению .
- Другими словами, девиантное поведение происходит, когда внешние средства управления поведением являются слабыми.
- Если у человека прочные социальные связи с положительным влиянием, девиантное поведение менее вероятно, чем для другого человека, у которого нет семьи или друзей.
- Согласно Трэвису Хирши, нормы появляются, чтобы сдерживать девиантное поведение поведение , ведущее к конформизму и группам.
- Хотя теория контроля дает адекватное объяснение несерьезных форм преступности среди молодежи, она не может объяснить преступное поведение взрослых и серьезные случаи преступности среди молодежи.
-
Отклонение
- Девиантность в социологическом контексте описывает действия или поведения , которые нарушают неформальные социальные нормы или официально установленные правила.
- Второй тип девиантного поведения связан с нарушением неформальных социальных норм (норм, не закрепленных в законе) и называется неформальным отклонением.
- Культурные нормы относительны, что делает относительным девиантное поведение .
- Это поведение представляет собой роскошь, потому что гетеросексуальные белые мужчины могут позволить себе временный сдвиг, зная, что впоследствии они могут вернуться к комфорту своего преобладающего социально-экономического статуса.
- Другие примеры включают исполнителей, которые могут повлиять на девиантное поведение , чтобы завоевать доверие с целью увеличения коммерческой прибыли.
-
Социологические теории девиантности
- Мертон предложил типологию девиантного поведения , схему классификации, разработанную для облегчения понимания.
- Помимо прояснения моральных границ общества, девиантное поведение может также способствовать социальному единству, создавая менталитет «мы против них» по отношению к девиантным людям.
- Девиантное поведение поведение может нарушить равновесие в обществе, но в процессе восстановления баланса общество будет корректировать нормы.
- При изменении норм в ответ на отклонения, девиантное поведение поведение может способствовать долгосрочной социальной стабильности.
- Теория конфликта предполагает, что девиантных моделей поведения являются результатом социального, политического или материального неравенства социальной группы.
-
Введение в девиацию
- Девиантность — это любое поведение , которое нарушает культурные нормы. Девиантность
- часто делится на два типа девиантных действий .
- Второй тип девиантного поведения относится к нарушениям неформальных социальных норм, норм, не закрепленных в законе, и называется неформальным отклонением.
- Культурные нормы относительны; это делает девиантным поведением также относительным.
- Социологический интерес к девиантности включает как интересы в измерении формального отклонения (статистика преступного поведения ; см. Ниже), изучение того, как люди (индивидуально и коллективно) определяют некоторые вещи девиантное и другие нормативные, так и ряд теорий, которые пытаются объяснять как роль девиантности в обществе, так и ее происхождение.
-
Теории девиантности
- Эти различия, вероятно, способствуют их девиантному поведению , но существуют ли эти различия до девиантных действий, широко обсуждается.
- Мертон в своем обсуждении девиантности предложил типологию девиантного поведения .
- Девиантное поведение может нарушить равновесие в обществе.
- Таким образом, девиантное поведение выполняет несколько важных функций в обществе.
- Во-первых, после принятия девиантной идентичности часто бывает так, что прошлые поведения теперь девиантной личности повторно интерпретируются в свете новой идентичности.
-
Теория этикетирования
- Он был первым, кто предположил, что девиантная маркировка удовлетворяет этой функции и удовлетворяет потребность общества контролировать поведение .
- Теория навешивания ярлыков касается не нормальных ролей, которые определяют нашу жизнь, а тех совершенно особых ролей, которые общество предоставляет для девиантного поведения , называемого девиантными ролями, стигматическими ролями или социальной стигмой.
- Теория маркировки предполагает, что ярлыки, наложенные на людей, влияют на их поведение , в частности, что нанесение отрицательных или стигматизирующих ярлыков способствует девиантному поведению .
- Социальная конструкция девиантного поведения играет важную роль в процессе навешивания ярлыков, который происходит в обществе.
- Этот процесс включает в себя не только маркировку преступно девиантного поведения , которое является поведением , которое не соответствует социально сконструированным нормам, но и маркировку, которая отражает стереотипное или стигматизированное поведение «психически больных».«
-
Психологические теории девиантности
- Психологические теории девиантности используют психологию девианта , чтобы объяснить его мотивацию или принуждение к нарушению социальных норм.
- ПТСР также обсуждается в случаях девиантного , агрессивного поведения со стороны людей, получивших травму во время службы в армии.
- Девиантное Поведение также можно объяснить психологической травмой в прошлом.
- PTSD часто вызывается в случаях жестокого обращения с детьми, когда психологическая травма, полученная в результате жестокого обращения в детстве, может способствовать девиантному поведению в будущем.
- ПТСР также обсуждается в случаях девиантного , агрессивного поведения со стороны людей, которые пережили травму во время службы в армии.
-
Функции девиации
- Девиантность дает обществу границы для определения приемлемого и неприемлемого поведения в обществе.
- В городах Америки 50 лет назад гомосексуальное поведение считалось девиантным .
- Чтобы знать, как не расстроить общество, нужно знать, какие поведения помечены как девиантные .
- Итак, с точки зрения структурно-функционализма, как меняется общество, особенно в отношении установления норм и девиантного поведения поведения ?
- В городах Америки 50 лет назад гомосексуальное поведение считалось девиантным .
-
Функционалистский взгляд на отклонения
- В городах Америки 50 лет назад гомосексуальное поведение считалось девиантным .
- Чтобы не тревожить общество, нужно знать, какие поведения помечены как девиантные . Девиантность
- позволяет большинству объединиться вокруг своей нормативности за счет тех, кто отмечен как отклонение .
- Таким образом, с точки зрения структурного функционализма, как меняется общество, особенно в отношении установления норм и девиантного поведения поведения ?
- В городах Америки 50 лет назад гомосексуальное поведение считалось девиантным .
-
Незаконные структуры возможностей: социальный класс и преступность
- Таким образом, банды становятся отдельной субкультурой, в отличие от нормативной мирной модели поведения молодежи поведения
- Индивид может быть девиантным , отказываясь принимать социальные нормы, или индивид может отклоняться, принимая социальные нормы, но используя девиантные средства для их реализации.
- В этой работе они отметили, что люди, которые достигли социальных норм девиантными средствами , часто действовали изнутри институтов, которые, как и те, которые действуют в нормативных институтах, имели правила поведения .
- Таким образом, банды становятся собственной субкультурой, в отличие от нормативной мирной модели поведения молодежи .
- Крайняя девиантность и изоляция людей, связанных с ретреатистской субкультурой, демонстрируют, что те, кто придерживается девиантного поведения , способны найти субкультуру, на которую можно подписаться.
(PDF) Девиантное поведение в школе
Journal of Education and Training Studies Vol.6, № 10; Октябрь 2018
134
процесс ассимиляции и воспроизводства ценностей и норм. Это может быть результатом однократного действия лица
, которое не соответствует установленным социальным нормам. Например. криминализация общества, развод, коррупция должностных лиц и т. д.
Понятия «норма» и «отклонение» имеют социальное определение (Shaffer, 2009). В медицине аберрантное поведение связано с отклонением
от общепринятых норм, регулирующих межличностные взаимодействия.В рамках психического здоровья
и пограничного состояния эти действия, действия, утверждения описывают формы психоневрологической патологии (Goode, 2016). В психологии
девиантное поведение определяется как отклонение от социально-психологических и моральных норм (Goode, 2016).
Отклонения характеризуются нарушением общественно принятых норм, наносящим ущерб самим людям,
общественному благосостоянию и их окружению.
Аберрантное поведение можно рассматривать как выбор между социально приемлемым и девиантным способами достижения поставленных целей.
(Шериф, 2005). Например, пытаясь разбогатеть или добиться успеха (по определению самого себя), можно выбрать
неприемлемых средств, например, издевательства над другими или даже участия в преступной деятельности (Dwyer, 2016). Другие могут изображать
открытое неповиновение, протест, отвергать общепринятые социальные ценности, включая моральные и правовые законы, и объединяться в
, участвуя в различных преступных, террористических или других экстремистских группах.Поэтому они предпочитают бороться с обществом, в котором живут
, а не пытаются приспособиться к нему (Graham, 1988; Hall & Hayden, 2007; White, 2016). Во всех этих случаях аберрация
является результатом полного или относительного провала социализации, то есть неспособности или нежелания людей адаптироваться к
обществу и его требованиям,
Девиантное поведение подростков включает в себя антисоциальное, правонарушительное, противоправное, агрессивное и агрессивное поведение. самоуничтожение и суицидальные действия.
Эти действия могут привести к различным отклонениям в личном развитии. Часто эти отклонения включают реакцию детей на трудные жизненные обстоятельства (Wolfe, Marcum, Higgins & Ricketts, 2014). Это состояние часто колеблется от
доот формы заболевания до нормы. Поэтому его должен оценивать и учитель, и врач.
Причины девиантного поведения связаны с условиями воспитания, особенностями физического развития и социальной средой человека.
.Подросток, оценивая свое тело, отмечает норму, свое физическое превосходство или неполноценность
и приходит к выводу о своей социальной значимости и значимости (Бердибаева, Гарбер, Иванов,
Сатыбалдина, Сматовад, Елубаева , 2016). У ребенка может быть либо пассивное отношение к своей физической слабости,
, либо желание компенсировать недостатки, либо желание устранить их физическими упражнениями. Иногда задержка в развитии нервно-мышечной функции нарушает координацию движений и проявляется в виде неуклюжести.
Упреки и пренебрежительные замечания других по поводу их внешнего вида и неловкости вызывают сильные чувства
и искажают их поведение. Высокие мальчики уверены в своих силах и мужественности, и им не нужно бороться, чтобы заработать
уважения своих сверстников (Зотова, Пряжнкиков, Бережная, Ермаков, Меламуд, 2016). Таким образом, они более послушны,
естественны и требуют меньше внимания. Благодаря своей уверенности в себе другие дети воспринимают высоких мальчиков как очень разумных людей.
Худые, отсталые мальчики с отсталостью в развитии воспринимаются окружающими как незрелые, маленькие и непригодные. Таким мальчикам нужен опекунский надзор
, потому что они бунтуют. Чтобы изменить такое неблагоприятное представление о себе, они должны
проявить предпринимательскую изобретательность, смелость, образцовые личные достижения и постоянно присутствовать, чтобы
доказать свою полезность и незаменимость среди своих сверстников (Зотова и др., 2016). Эта деятельность вызывает
эмоциональное напряжение и трудности в общении, что является идеальными условиями для нарушения общепринятых норм
.
Девиантное поведение подростков часто имеет социальные причины, например, недостатки в образовании и воспитании. Преступность
побегов из дома в большинстве случаев. Самые первые выстрелы девиантности происходят из-за страха наказания или как протест
, который затем превращается в рефлекторный стереотип (Denzin, 2010).Причины девиантного и делинквентного поведения
у подростков проистекают из отсутствия присмотра, невнимания со стороны родственников, страха наказания, мечтательности, желания
устранить опеку над опекунами или родителями, жестокого обращения со стороны товарищей и в немотивированном стремлении изменить
статус-кво. Бродяжничество также может привести к правонарушению.
Отдельно отметим, что раннее злоупотребление алкоголем и наркотиками среди подростков вызвано желанием быть в компании взрослых,
чувствовать себя зрелыми, удовлетворить любопытство или изменить преобладающее психическое состояние.После употребления алкоголя отмечается приподнятое настроение, повышение уверенности в себе и расторможенность (Бердибаева и др., 2016). Групповая зависимость, которая возникает
при употреблении алкоголя с друзьями, может привести к алкоголизму.
Как показывает практика, исходным и часто единственным фактором, способствующим социальной адаптации подростков с девиантным поведением, является
внешнее требование общества вести себя таким образом, чтобы они соответствовали нормам и нормам
( Tankard & Paluck, 2016).Однако это внешнее требование не вызывает положительных эмоциональных реакций (Van
Zoonen, 2013). Таким образом, у подростка отсутствует внутренняя мотивация к социальной адаптации. Обязанность школы
— представить это внешнее требование девиантным подросткам. Однако Рубингтон и Вайнберг (2015),
считают, что это противоречие, поскольку нормативное положение закрепляет эту ответственность за родителями. Тем не менее, на практике
основная роль образовательных учреждений, т. е.е., школы, для обучения детей и подростков. По нашему мнению, это связано с неспособностью семьи взять на себя такое бремя из-за материальных трудностей
и ограниченным пониманием отклонения
: относительный, социальный контроль, о социальном контроле, тип социального контроля, социология. Путеводитель
Главная » Социальные перемены » Отклонение относительное
Девиантность относительна означает, что не существует абсолютного способа определения девиантного поступка.Отклонение может быть определено по отношению к конкретному стандарту, и никакие стандарты не являются фиксированными или абсолютными. Поскольку такое отклонение варьируется время от времени и от места к месту. В конкретном обществе действие, которое сегодня считается девиантным, в будущем может быть задержано как нормальное. Социальные отклонения не следует путать со статистической редкостью. Люди, поведение или характеристики которых характерны только для меньшинства населения, статистически необычны, но это не обязательно делает их социально отклоняющимися.
Большинство людей, которым удается избежать раскрытия своего девиантного поведения, не клеймятся как девианты и вообще даже не считают себя девиантными.
Никакое действие не является отклонением от нормы. Оно становится девиантным только тогда, когда оно определяется как таковое в обществе, и определения сильно меняются время от времени, от места к месту и от группы к группе. Отклонение может быть определено по отношению к конкретному стандарту, и никакие стандарты не являются фиксированными или абсолютными.
Девиантность — это угроза и защита социальной стабильности. С одной стороны, общество может работать эффективно только при наличии порядка и предсказуемости в общественной жизни. Девиантное поведение угрожает общественному порядку.
Девиантное поведение — это один из способов адаптации культуры к социальным изменениям. Ни одно общество не может вечно оставаться статичным.